Про сказки какой падеж

Русский язык непростой, но очень красивый язык. а красота русской речи заключается в умении правильно строить предложения, формулировать свои

Русский язык – непростой, но очень красивый язык. А красота русской речи заключается в умении правильно строить предложения, формулировать свои мысли. Это и умелое использование падежей.

Запомнить падежи помогают сказки, стихи, вспомогательные слова, зрительные образы, рисунки, игры, а иногда и понимание происхождения и названия падежа.

Сейчас в русском языке выделяют 6 падежей:

  • Именительный
  • Родительный
  • Дательный
  • Винительный
  • Творительный
  • Предложный

Именительный падеж 

Это падеж, который просто что-либо или кого-либо называет, именует, поэтому он и зовётся именительным. 

Вопросы: Кто? Что?

Запомни! 
У именительного падежа НЕ БЫВАЕТ ПРЕДЛОГОВ!

Существительное в этом падеже – это прямая форма слова. Все остальные падежи дают нам косвенную форму слова. Назвать прямой падеж «именительным впервые предложил в своей грамматике Метелий Смотрицкий, буквально переведя его название с древнегреческого, где onomastike означало «именующий, называющий имя». Поэтому, Именительный – тот , который называет по имени, именует.

Есть именительный падеж,
И нет на нём чужих одежд.
Его легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – 
кто? и что?
Ни с чем не спутает никто.

как запомнить падежи русского языка

Родительный падеж 

Получил своё название в русской грамматике только в XIV веке. Это перевод греческого слова genike — означает «полученный с рождения» Его главная функция – обозначать род, принадлежность, происхождение. Он указывает на родителя, владельца (сын Петра, книга сестры, житель города) .

Вопросы: (нет) кого? чего?

Предлоги: с, до, у, из, без, до, вокруг, около, для, возле, после

А я – падеж родительный.
Характер мой – общительный.
Кого? Чего? Нет – вот он я!
Предлоги часто мне друзья:
И 
с, и до, и у, и из –
До неба вверх и с неба вниз.
Похож я на винительный
Бываю иногда,
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда.

Как запомнить падежи

Дательный падеж 

Название заимствовано из старославянского языка, куда оно попало как дословный перевод с греческого dotike — «дательный». Достаточно ясно прослеживается связь с глаголом «дать, давать». Основное значение дательного падежа – название адресата, имени того, кому дают (подарок брату, звонок другу).

Вопросы: (дам) кому? чему?

Предлоги: к, по

Я – называюсь Дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом «
к» порой дружу.
Но и один гулять хожу.

Как запомнить падежи русского языка

Винительный падеж 

Название ввел один из первых русских грамматиков Лавренитий Зизаний в XVI веке. Название падежа дано по слову «вина». Основное значение винительного падежа – называть объект действия, который является причиной, называющей само действие.

Вопросы: (вижу, виню)  кого? что?

Предлоги: в, на, под, про

А я – винительный падеж
И я во всём виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятёрки» я ловлю.
Кого позвать? Во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.

Как запомнить падежи русского языка

Творительный падеж

Название также ввёл Лаврентий Зизаний в конце XVI века. Этот падеж связан с глаголом «творить» — делать что-то при помощи какого-то орудия, средства. Отсюда и основное название творительного падежа.

Вопросы: (творю)  кем? чем?

Предлоги: перед, под, над, с, за

А я – творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Любуюсь! – 
Чем?
Творите! – 
С кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам 
передпод и над
В любой момент я очень рад.

Как запомнить падежи русского языка

Предложный падеж

В предложном падеже объединились два падежа местный и сказительный.  М.В. Ломоносов переименовал всё в предложный падеж, отразив тем самым его формальный признак – обязательное употребление предлога.

Вопросы: (думаю) о ком ? о чём?

Предлоги: о, в, при, на

Я – падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём я говорил?
Ах да, нужны предлоги!
Без них мне нет дороги.
Пусть будет 
о, и в, и при –
Ты их случайно не сотри:
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и 
в чём гулять?

Как запомнить падежи русского языка

Сказка про падежи 

Жил был Падеж. Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя и решили назвать – ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ. Родился — стал РОДИТЕЛЬНЫЙ. Это имя ему ещё больше понравилось. Он был малышом, ему всё давали, и он стал ДАТЕЛЬНЫМ. Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал ВИНИТЕЛЬНЫМ. Потом подрос, стал творить добрые дела, и назвали его ТВОРИТЕЛЬНЫМ. Он всем стал предлагать свою помощь, о нём вскоре все заговорили и назвали теперь ПРЕДЛОЖНЫМ. Прямо так и говорили, когда вспоминали его, даже песенку пели с припевом: 

Именительный, Родительный,
Дательный, Винительный,
Творительный, Предложный.

(В. Волина)

Как ещё можно запомнить падежи русского языка?

Чтобы запомнить названия падежей существует много весёлых акростихов:

  • Иван Рубил Дрова, Варвара Топила Печь
  • Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку
  • Ирина Родила Девчонку, Велела Тащить Пелёнку
  • Имя Ребёнку Дали, Винни Топтыжку Прозвали
  • Имя Родители Дали Вам Такое Прекрасное
  • Иван Рубил Дрова, Велел Тащить Пилу
  • Иван Романов Дал Вите Тетрадь Подержать
  • Иванушка, Родненький, Дай Водицы Тепленькой Попить

Как запомнить падежи русского языка

У каждого падежа свои вопросы. А ещё у каждого падежа есть слова-помощники, которые помогают правильно задать вопрос и без ошибки подобрать нужную форму слова.

Именительный — слова отвечают на вопрос — кто? что?
Родительный — нет (кого? чего?)
Дательный — дам (кому? чему?)
Винительный — вижу, виню (кого? что?)
Творительный — горжусь, творю, доволен (кем? чем?)
Предложный — думаю о ком?, о чем?

Для того чтобы  легче запомнить слова-помощники, можно использовать забавные жесты:

  • Именительный,  есть ( кивните головой ) кто? что?
  • Родительный, нет (помотайте головой вправо-влево) кого? чего?
  • Дательный, подошёл (пройдите несколько «шагов» по столу двумя пальцами, как маленький человечек) (к) кому? чему?
  • Винительный, вижу (изобразите жест капитана, смотрящего из-под руки вдаль) кого? что?
  • Творительный, доволен (погладьте свой живот, как после сытного обеда) кем? чем?
  • Предложный, думаю (изобразите мыслителя, прикоснувшись указательным пальцем ко лбу) о ком? о чём?

Определить падеж помогают также предлоги. Лучше всего использовать памятку.

Как запомнить падежи русского языка

Для запоминания падежей можно также выучить весёлое стихотворение.

По условию задачи
Есть мышонок, кот и сыр.
И её решеньем будет
Заучить падеж до дыр.

Кто? Конечно кот в засаде.
Что? Прекрасен сыр и свеж.
Применяется, конечно,
Именительный падеж.

Нет кого? Конечно мыши.
Нет чего? И сыр исчез!
Применяется, конечно, здесь
Родительный падеж.

Если б дал кому? Мышонку
Тот кусочек сыра Васька,
Дательный падеж тогда бы
Стал бы дружным и прекрасным!

Если б котик поделился
С кем и чем???
С мышонком сыром,
То творительный падеж
Завершился б вкусным пиром.

И кого теперь винить?
Мышь? Или что?
Кусочек сыра?
Нет! Винительный падеж.

Не закончит дело миром!
А теперь, куда ж деваться,
В падеже предложном котик
Думает о чём? О сыре!
И урчит пустой животик …

Игра

Поиграйте с ребёнком в игру, которая не только поможет запомнить падежи и употреблять слова в нужной форме, но и будет способствовать развитию речи и воображения ребёнка.

Выбираете любое существительное и придумываете сказку, историю, в которой это существительное встречается в разных падежах. Если сложно сразу придумать текст, то можно работать с отдельными предложениями.

Например: слово КОШКА

  • И.п. В нашей квартире живёт кошка.
  • Р.п. Сегодня во дворе я не видел ни одной кошки.
  • Д.п. Папа купил кошке заводную мышку.
  • В.п. Пора кормить нашу кошку.
  • Т.п. Я горжусь нашей кошкой.
  • П.п. Многие мои одноклассники мечтают о кошке.

Подключить определение падежей можно даже к любой игре. Например, играете с ребёнком в шахматы. Находите слова, в которых удобно потренироваться задавать вопросы и определять падеж: сходил Чем? — конём, съел Что? — пешку и т.д.

Существует много интересных способов, помогающих ребёнку запомнить падежи русского языка. Выбирайте любой. Но для того, чтобы правильно определять падеж, ребёнку не только обязательно нужно знать падежные вопросы, основные предлоги и слова-помощники, но нужно ещё побольше практиковаться.

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Чтобы правило понять,
Никогда не забывать,
Его надо изучать,
В виде сказки представлять.

Корень слова

Встретились корень слова и корень растения.
– Здравствуй, ты кто?
– Я – корень растения. Живу в земле.
– А я – корень слова. Живу в словах
– Так не бывает. Наверное, ты ненастоящий корень.
Не то что я! От меня в земле берут начало ростки,
из которых вырастают травы, кустарники и целые
деревья А из тебя разве может что-нибудь вырасти?
– Конечно. От меня тоже берут начало кусты.
Только не растения, а кусты слов. Погляди-ка:
корень – —добр-. А на нем растут
слова добро, доброта, добрый добряк, по-доброму,
добродетель, задобрить. И это еще не все. Видишь
какой пышный куст получился

Так же, как и у кустов,
Корень есть у разных слов.
Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам.
Выясни умело линию родства.
Однокоренные подбери слова
Объяснить слова толково
Нам поможет корень слова.
Он поможет нам понять,
Как же слово написать.

Игра «Лишнее слово»: нужно найти
слово, которое не является однокоренным

Белка, беленький, белить.
Водяной, вода, водить.
Лист, лиса, лисенок.
Лось, лоскут, лосенок.
Горный, горка, городок.
Пес, песочный, песок
Моряки, морской, моржи,
Корень, коренной, коржи.

Игра «Листочки»

Карточки с однокоренными словами вырезаны в
виде листочков. Этими листочками можно украсить
деревья ( на каждом дереве определенная группа
однокоренных слов. )Или на стволах даны корни,
нужно подобрать как можно больше однокоренных
слов, записав их на лист

КОРЕНЬ СЛОВА

Клад

(Рассказ кладоискателя)

Идём мы как-то с Петькой по лесу, собираем грибы,
складываем в корзину. Вдруг видим: избушка.
Фундамент старинной кладки—в виде курьих ног.
Наличники на окнах с резьбой — прямо прикладное
искусство! Я Петьке говорю: «Бьюсь об заклад,
что здесь клад есть!» Решили, не откладывая,
проверить. Подходим к двери, и. . . ясно стало:
накладка вышла. На двери замок висит огромный
накладной!
— Может, отложим до другого раза? — говорит
Петька.
— Нет, — говорю, — рано руки складывать! Видишь,
окошко открыто. Оно в кладовку ведёт.
Залезли в кладовку, а там склад разного оружия
старинного: меч-кладенец, мушкет с прикладом. . . и
другое всякое. Словом, выходим наружу с полной
выкладкой. И вдруг слышим: «Стой!» Сторож с
рогами и окладистой бородой из чащи выходит!
Леший — кладовщик!л — Клади всё на землю! —
кричит. В общем, всё у нас отобрал! Зря, что ли, ему
Баба Яга оклад платит. И обыскал ещё, даже
подкладку курток прощупал. Ножи маленькие
складные в корзинке были, и те отнял.
— Это, — говорит, — будет ваш вклад в нашу лесную
копилку. Оказывается, все, кто до нас в этом месте
за тысячи лет побывали, своё оружие здесь в
кладовке оставляли.
И уклад этот Баба Яга менять не собирается.
А насчёт вас, — говорит сторож, — я Бабе Яге
докладную записку представлю. Яга у нас —
кладезь мудрости и справедливости! И ума тоже,
хоть по складам читает! Хотели мы со сторожем
поспорить, но видим, расклад не в нашу пользу. Ещё
колдовство применит, обратит нас в
кровать-раскладушку. Или в резиновую прокладку
для водопроводного крана. А может, в кусок сахара,
чтобы чаю с нами попить внакладку или вприкуску.
В общем, накладно нам этот поход в лес вышел…
Хотя, когда дома уроки стали делать и на закладке
учебник открыли, то там задание прочли: придумать
рассказ с однокоренными словами. И корень указан:
«клад»! Вам это о чём-нибудь говорит? Если
нет, то прочтите мой рассказ ещё раз.
Найдите в этом рассказе все слова с корнем —клад-.
Интересно, кто найдёт больше?

img1

Сказка о разделительных Ь и Ъ

Жил-был на свете мальчик Незнайкин. Он учился в
третьем классе. Однажды Незнайкин писал диктант.
«Сел» кашу; «пю» воду; веду «семку»; забить
«коля», – старательно выводил он.
– Ой, ой, ой! – испугались неправильно написанные
слова. – В таком виде нельзя показаться в
обществе: нас на смех поднимут!
– А что с вами случилось? – удивился Незнайкин.
– Ничего-то ты не знаешь! – горевали буквы е, ё, ю,
я – в этих словах мы обозначаем по два звука (йэ),
(йо), (йу), (йа), но делаем это только с помощью
твердого знака, который ставится перед нами
после приставок, и мягкого знака, который
ставится перед гласными е, ё, ю, я, и.
– Ты же наших помощников потерял, и теперь все
думают, что мы обозначаем только один звук (э), (о),
(у), (а)?и читают «сел», «семку», «коля» вместо съел,
пью, съемку, колья!
Незнайкин очень смутился, покраснел. Он бережно
взял знаки и поставил их на свое место. С тех пор
он очень внимательно стал относиться к тем
буквам, которые ничего не значат, но другим
помогают.

Сказка о падежах

В самом центре города Слов стоит высокий дом со
стеклянной крышей, в нем живут мама Склонение и
шесть её сыновей-падежей.
Самое любимое место в доме – кухня. Как хорошо по
вечерам собираться здесь всей семьей, пить чай,
смотреть на звезды и рассказывать о том, что
произошло за день! Когда часы бьют полночь, все
желают друг другу спокойной ночи и расходятся по
своим комнатам. . .
Каждое утро, как только проснутся первые лучи
солнца, мама спускается вниз с полным подносом
горячих пирожков. На верхнем этаже живет
именительный падеж, он самый старший и
предпочитает в предложении быть главным членом
– подлежащим. Правда, как говорит мама Склонение
иногда ему приходится соглашаться и на
сказуемое. Любимые вопросы этого падежа – кто?
что?
– Тук -тук-тук! – стучит мама в дверь.
– Кто?
– Мама!
– Что?
– Пирожки!
Этажом ниже живет родительный падеж. Он уже давно
проснулся и с нетерпением ждет своего завтрака, а
мамы все нет и нет.
– Нет кого?
– Мамы!
– Нет чего?
– Пирожков!
Догадались, какие вопросы он любит больше всего?
Правильно – кого? чего?
Ещё ниже живет дательный падеж – самый добрый из
братьев. Он всегда готов прийти на помощь, и его
любимые вопросы – кому? чему?
– Рад кому?
– Маме!
– Рад чему?
– Пирожкам!
А вот и винительный падеж! Как вы думаете, почему
его так назвали? Правильно, потому что он всегда и
во всем всех обвиняет. Солнце – в том, что оно
рано встает, маму – в том, что она недостаточно
его любит ( хотя это и неправда ), а братьев –
падежей – в том, что они разобрали самые хорошие
вопросы. Что-то мамы давно нет. А может, про него
забыли? Или пирожки кончились?
– Виню кого?
– Маму?
– Виню что?
– Пирожки?
Давайте познакомимся со следующим братом –
творительным падежом. Этот падеж – мастер на все
руки. Вечно что-то пилит, строгает, чертит. Солнце
только что взошло, а он уже за работой. Мама
поставила ему тарелку с пирожками на верстак.
– Доволен кем?
– Мамой!
– Доволен чем?
– Пирожками!
Его любимые вопросы – кем? чем?
Слышите песню? Это самый младший из падежей –
предложный. Голос у него чистый, звонкий,
заслушаешься! Даже птицы в небе притихли.
– Пою о ком?
– О маме!
– Пою о чем?
– О пирожках? Его любимые вопросы – о ком? О чем?

И. п. кто? что?
Р. п. кого? чего?
Д. п. кому? чему?
В. п. кого? что?
Т. п. кем? чем?
П. п. о ком? о чем

Как падежи убежали из школы

Надоело падежам
В человечьей школе.
Захотелось падежам
Погулять на воле!
Чем попусту склоняться,
Не лучше ль послоняться?
Убежали падежи
За дома, за гаражи
И несутся в поле ржи:
— Вот где воля!
Вот где жизнь!
В лес бежим!
Среди зверей
Мы найдём себе друзей!
И стали падежи жить в лесу. . .
Не будет больше здесь невежд!
Пусть каждый выберет падеж!
И звери прибежали,
Все падежи забрали.

img2

КТО? Именительный? Медведь.
Он видный и общительный.
«Приятно дело с ним иметь», —
Подумал Именительный.
Родительный, он для КОГО?
Взял ёжик вежливый его
. И для родителей ежа
Не сыщешь лучше падежа.
А Дательный падеж КОМУ?
Достался волку. Почему?
Попробуйте падеж не дать
Тому, кто может сам отнять!
На ЧТО? вернее, на КОГО?
В лесу летят все шишки?
Винительный падеж — его,
Зайчишки-хвастунишки!
А с КЕМ Творительный?
С лисой! Хитрюга, право слово.
Всех покорит своей красой
И натворит такого!
О ЧЁМ? Предложный, ты грустишь?
«Меня взяла лесная мышь.
Живу в мышиной норке.
Есть предложили корки».
И что же случилось с учениками школы?
Пишут в лес письмо в слезах:
«Возвращайтесь, падежах!
Вам не будем обижать.
Мы вам будем изучать.
Нам без вами трудно жить.
Будем вам и нам дружить!»

Алфавит

У Алёнушки был братец, и звали его Верлиока.
Унесли его гуси-лебеди к дубу, где царевич Елисей
на цепи сидел да кричал: «Ёрш-Ершович
помоги мне!» Но прилетела к дубу Жар-птица и
стала с него золотые орешки склёвывать. А Иванушка-дурачок
скорлупки собирал для Кощея. Приходили сюда и
Лиса со скалкой, и Медведь с коробом, и
старик с неводомОрёл прилетал и Петушок
Золотой Гребешок. Работник на попе верхом
прискакал. Соловей-разбойник Терёшечку
принёс. Устиньюшка прибегала с Финистом
Ясным Соколом и Хаврошечкой. Елисей цепь
разорвал и всех чудовищ наградил щедро, а на Шамаханской
царице женился. По щучьему велению в избушке
поселился. А вскоре оказалось, что женился этот
юноша … на Бабе Яге!

Отгадайте, из каких сказок эти герои. А заодно
проверьте, все ли выделенные здесь слова стоят по
алфавиту?

Глаголы-исключения

Изучение темы «Глаголы – исключения»
совпадает с изучением сказки «Русалочка» Г.
Андерсена Вот какое письмо может написать принц
Русалочке, используя глаголы – исключения:

Мне от вас зависеть – радость.
Мной вы можете вертеть,
Видеть, слышать вас – награда.
Всё готов от вас терпеть!
Мукой было б вас обидеть!
Всё бы мне на вас смотреть
Гнать меня иль ненавидеть
Ваше право. Буду впредь
Я в руках себя держать.
Рядом с вами не дышать.

Cостав слова

В одном доме жило – было слово загадка.
Дружно жили между собою все части этого слова –
приставка, корень, суффикс и окончание. Жили не
тужили. Но однажды возгордился корень слова.
– Я здесь самый главный, – раскричался корень. –
Корень главная часть слова. Все вы должны мне
подчиняться и выполнять все мои прихоти.
Словом обидел он и братца суффикса, и сестричек
окончание и приставку. Ушли они из его домика, не
стали с ним жить. Никто не хочет дружить с корнем.
Да и кто захочет с таким водиться. Корень ведь -гад-.

«Репка»
Вариации с одним корнем и десятью приставками.

Посадил дед репку. Выросла репка
большая-пребольшая. Соседи стали деда ругать:
«Почему тянешь, репку никак не ВЫтянешь? Она на
наш забор того и гляди повалится». А дед кепку
на глаза НАтянул и РАСтянулся на поленнице. А
соседи не могут понять, почему дед всё тянет, ведь
того и гляди, репку кто-нибудь Стянет, хоть бы
колючей проволокой ОБтянул… В общем, ОТтянул дед
сбор урожая до глубокой осени, а там и до зимы
ПРОтянул. Словом, ДОтянул дед до зимы, а потом
ПРИтянул на помощь родственников, животных, а в
самом конце мышь. Вот она кота за хвост
тянет-потянет и …

img3

Род имен существительных

Найдите в тексте сказки имена существительные
мужского, женского и среднего рода.
Пришёл щенок домой из собачьей школы и
спрашивает:
— Мама, я какого рода: мужского или женского?
— Рано тебе это знать, — говорит мама, — ты ещё
щенок.
– «Щенок, — подумал щенок, — значит, мужской
род», — и вышел на улицу. Идёт и вдруг слышит,
как цыплёнок говорит про него курице:
— Смотри, смотри, собака!
– «Собака — значит, я женского рода», —
решил щенок и побежал дальше.
— Какой славный пёсик! — похвалила его корова.
«Пёсик — значит, мужской», — подумал щенок.
— Это, наверное, дворняга, — показал на щенка
гусь.
— Нет, это боксёр, — возразила гусыня. Щенок
совсем запутался. Тут он поскользнулся и упал в
лужу.
— Фу, какое чудовище! — поморщилась овца, когда
он выкарабкался из грязи.
— Горе моё луковое, где же ты так измазался? —
встретила щенка мама.
– «Чудовище? Горе луковое? Не хочу быть
среднего рода!» — подумал щенок и полез в ванну
мыться.

img4

Мягкий знак на конце
существительных после шипящих

Жил-был на свете мягкий знак. И не было у него
друзей. Скучно и грустно было ему. Решил он пойти
по свету друзей поискать. Долго гулял он и вдруг
увидел свет в дали. Побежал он на свет, вдруг его
там ждут. Но чем ближе подходил он к домику, тем
все меньше ему хотелось иметь таких друзей. Грязь
кругом, забор поломан, пауки и тараканы кругом.
– Кто живет здесь? – спросил ь.
– Мы, существительные мужского рода с шипящим на
конце! – ответили меч, товарищ и грач.
– А почему у вас такой беспорядок?
– Не мужское это дело чистоту наводить!
Оставайся с нами, будем делать, что хотим.
Не захотел ь оставаться у них, решил ещё друзей
поискать. Долго бродил он по полям, по лесам.
Совсем устал. Видит огонек мерцает. Пошел на свет.
Вот так чудо. Встретила его девица. Завела речь о
здоровье, затопила печь. Каждую вещь положила на
место. Понравилось мягкому знаку в гостях у
существительных женского рода с шипящим на
конце. Так и остался он у них жить. Где и поживает
до сих пор.

Главные члены предложения.
Словосочетание

Предложение мы с ребятами представляем в виде
семьи. Нераспространенное предложение – это
семья, в которой нет детей. Распространенное –
это семья, в которой есть дети. Чем больше
второстепенных членов, тем больше детей в семье.
Кто в семье главный? Конечно, мама и папа. Так и в
предложении – подлежащее ( мама), сказуемое (
папа). Кто жалеет вас больше – мама. Она часто
говорит – ты у меня такой красивый, умный,
большой. Чаще всего подлежащее в предложении
задает вопрос – какой? Какая? и т. д. , а папы
бывают строгие и серьезные и задают вопросы–
где? когда? куда? откуда? и т. д. – ну прямо, как
сказуемое в предложении.
Очень, часто в качестве словосочетания дети
выписывают подлежащее и сказуемое. Мы выяснили,
что главные в семье – папа и мама, они не
подчиняются друг другу – они оба главные, значит
подлежащее и сказуемое, тоже не подчиняются друг
другу, и их нельзя считать словосочетанием.

Литература:

1. В.В. Волина «Русский язык. Учимся играя».
2. А. Ундзенкова «Русский с увлечением».
Екатеринбург, 2003г.
3. Н.В. Нечаева «Задания по развитию речи». М.,
«Чистые пруды», 2007г.
4. В.Б. Маркина «Занимательное чистописание».
М., «Чистые пруды», 2007г.
5. Е. Синицына «Умные сказки».

Сказка о падежах. Этимология названий падежей

ПАДЕЖ — это грамматическая форма, выражающая отношение данного существительного к другим словам в предложении.

Название

Вспомогательное слово

Вопрос

Именительный

Есть

Кто? Что?

Родительный

Нет

Кого? Чего?

Дательный

Дать

Кому? Чему?

Винительный

Винить

Кого? Что?

Творительный

Доволен

Кем? Чем?

Предложный

Думаю

О ком? О чём?

СКАЗКА О ПАДЕЖАХ

У слова есть шесть падежей, 
Шесть верных маленьких пажей, 
Они проходят чередой, 
За слово в бой готов любой! 

Вверяют окончаниям 
Судьбу и жизнь свою! 
И про свое призвание 
На ушко им поют: 

Я

Именительный падеж
И нет на мне чужих одежд. 
Меня легко все узнают 
И в подлежащие зовут. 
Предлогов с детства не люблю, 
С собою рядом не терплю. 
Мои вопросы кто? и что? 
Ни с чем не спутает никто. 

А я

падеж Родительный 
Характер мой общительный. 
КОГО? ЧЕГО? И вот он я! 
Предлоги часто мне друзья. 
Похож я на винительный 
Бываю иногда, 
Но в тексте различите вы 
Два падежа всегда. 

Я называюсь

Дательным
Работаю старательно. 
КОМУ отдать? К чему призвать? 
Лишь только я могу сказать. 

А я

Винительный падеж
И я во всем виню невежд. 
Зато отличников люблю, 
Для них «пятерки» я ловлю. 
Кого назвать, во что играть, 
Готов ребятам подсказать. 
Не прочь с предлогами дружить, 
Но и без них могу прожить. 

А я

Творительный падеж 
Исполнен всяких я надежд. 
Творите! – Чем? Творите! — С кем? 
Я подскажу вам — нет проблем! 

А я

падеж Предложный
Со мною случай сложный. 
Мне без предлогов свет не мил. 
О КОМ? О ЧЕМ? Я говорил? 
Ах да, нужны предлоги: 
Без них мне нет дороги. 
Тогда смогу я рассказать, 
О чем мечтать и в чем гулять.

У слова есть шесть падежей, 
Шесть верных маленьких пажей, 
Они проходят чередой, 
За слово в бой готов любой! 

ЭТИМОЛОГИЯ НАЗВАНИЙ ПАДЕЖЕЙ

Именительный — начальная форма для наименования предметов («имя» предмета).

Родительный — буквально «полученный с рождения», потому что родительный падеж без предлога при существительном очень часто обозначает лицо, являющееся родителем, создателем, владельцем (сын Ивана, дом отца).

Дательный — от слова «дать» — название адресата, то есть имя лица, которому дают.

Винительный — объект действия, обозначенный существительным, является причиной, вызывающей само действие (читать книгу). «Вина» — «причина» (в старославянском языке).

Творительный — от глагола «творить», так как одним из основных его значений является значение орудия действия (резать ножом).

Предложный — название введено М. Ломоносовым; этот падеж употребляется с предлогами.

  1. Включите данное слово в предложения в нужных падежах.

Учительница велела мне просклонять слово ПОДОРОЖНИК. Я отвечаю ей так, как меня раньше учили…

И. – Около тропинки рос ________________. Р. – Мы увидели в траве листья __________________. Д. – Мы подошли к ___________________. В. – Мы сорвали __________________. Т. – Мы вернулись домой с ____________________. П. – Ведь мы знаем о _________________, что он целебная трава.

  1. Угадайте, какое слово пропущено, определите падеж этого слова.

Доброе … само себя хвалит.

От слова до … целая верста.

Кончил … — гуляй смело.

Велик телом, да мал … .

Конец – всему … венец.

И умён, и пригож, и в … гож.

  1. Вставьте пропущенные буквы в словах и надпишите падеж существительных.

Дар з.мли, радоваться д.ждю, улыбка в.сны, дов.рять людям, повт.рил ошибку, встр.чаться с другом, под.рил фиалку, пахнет гр.бами, спрятался в тр.ве, зацвёл в с.ду.

  1. В каком падеже стоят выделенные слова?

1. Октябрь листвой калёною засыпал чёрный ПРУД.

2. ОСЕНЬ рощи подожгла.

3. Замела седая ВЬЮГА поле снежным полотном.

4. Льёт в окошко зимний месяц золотистый СВЕТ.

5. МЯТА луговая уронила цвет.

6. Ночь на миг ДЫХАНЬЕ задержала.

7. Сердце гложет и тревожит тайная ДОСАДА.

8. Щекочет ГУБЫ чьё-то имя.

9. Вальсы играет ГАРМОНЬ вдалеке.

10. Осенний ДОЖДЬ размыл мой свежий след.

11. ДОМИК наш одноэтажный опоясали ручьи.

12. Метнула туча огненные КОРНИ.

Беседа о падежах имён существительных

Интересно, а почему падежей в русском языке именно шесть, а не два или четыре, например? Количество падежей в русском языке тесно связано со способом выражения падежа – в русском языке он выражается окончанием. Значит, падежей столько, сколько окончаний? Это так, но не совсем.

Именно шесть падежей (и не меньше) прекрасно позволяют нам передавать самые разнообразные значения. Учёные подсчитали, какие падежи в литературном языке самые частотные, то есть наиболее употребительные: на именительный приходится 33 % всех падежных форм, на родительный – 24 %, на винительный – 20 %. А на остальные три падежа приходится всего 23 % а в разговорной речи на именительный приходится целых 50 %, на винительный – 20 %, на родительный – 15 %. В деловой речи самыми употребительными являются родительный – 40 % и именительный – 25 %. Какой же вывод можно сделать из этих подсчётов?

В любой речи самыми частотными являются именительный, родительный и винительный падежи. Именно поэтому на эти падежи и нужно обратить особое внимание!

Слово падеж произошло от латинского casus (падение). Ещё греческие учёные заметили, что имя существительное имеет прямую (основную) форму и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин склонение. Слова, употребляясь в речи, «падают» той или иной формой. Названия русских падежей (кроме творительного и предложного) происходят от латинских и представляют их дословный перевод. Именительный – имя предмета – начальная форма наименования. Родительный буквально означает «полученный с рождения». Такое название возникло потому, что в родительном падеже без предлога при имени существительном очень часто стоит лицо, являющееся родителем, создателем, владельцем (сын Ивана, дом отца, платье сестры и т.п.). Дательный – от слова «дать», так как наиболее типичное его значение – обозначить адресата, того, кому что-то дают. Винительный назван так потому, что объект действия, обозначенный существительным, является причиной, вызывающей само действие (читать книгу, шить платье, делать зарядку). Некоторые учёные находят связь названия падежа со словом «вина», в семантике (происхождении) которого в древнерусском языке было также значение «причина». Творительный – связан с глаголом «творить» и обозначает орудие действия (писать карандашом, резать ножом). Предложный падеж назван так М.В. Ломоносовым, поскольку без предлога он не употребляется. (Первоначально этот падеж назывался сказательным.)

Итак, в русском языке шесть падежей. В других языках мира иначе. В немецком, например, их только четыре, а у финнов насчитывается целых пятнадцать! Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. Непривычны они только для уха иностранца. А ваша задача – выучить и понять свои шесть, чтобы говорить легко, грамотно и красиво.

«Дельные» пословицы

Единственное число:

И.п. Дело шуток не любит.

Р.п. От слова до дела целая верста.

Д.п. Не по сути дело, а по делу суть.

В.п Ты за дело, а дело за тебя.

Т.п. Велик телом, да мал делом.

П.п. И умён, и крепок, и в деле гож.

Множественное число:

И.п. Дела как сажа бела.

Р.п. Всех дел не переделаешь.

Д.п. По твоим делам о тебе судят.

В.п. Жизнь дана на добрые дела.

Т.п. Языком не спеши, а делами не смеши.

П.п. Умён на словах, да глуп на делах.

Ленительный падеж

Спросили Лежебокина:

— А ну-ка расскажи,

За что так ненавидишь ты,

Не любишь падежи?

Давным-давно все школьники

Их знают назубок.

Их за два года выучить

Лишь ты один не смог.

Ответил он рассерженно:

— В том не моя вина,

Пусть им сперва учёные

Изменят имена,

Ведь я падеж творительный

Нарочно не учу:

Трудиться, а тем более

Творить

Я не хочу.

Такой падеж, как Дательный,

Я с детства не терплю:

Давать, делиться чем-нибудь

С друзьями

Не люблю.

Предложный ненавижу я:

Чтоб не учить урок,

Приходится выдумывать

Какой-нибудь предлог.

А на падеж Винительный

И вовсе я сердит:

Отец во всякой шалости

Всегда меня винит.

— Да, переделка, кажется,

Серьёзная нужна.

А сам ты смог бы новые

Придумать имена?

— Давно придумал:

Взятельный,

Грязнительный,

Лежательный,

Грубительный,

Ленительный,

И, наконец, простительный!

(Г. Граубин)

Склонения

Именительный-

это ты

собирающая

цветы,

а родительный-

для тебя

трель

и щелканье соловья.

Если дательный-

все тебе,

счастье, названное

в судьбе,

то винительный-

нет, постой,

я в грамматике

не простой,

хочешь-

новые падежи

предложу тебе?

-Предложи!

— Повстречательный есть падеж,

узнавательный

есть падеж

полюбительный,

обнимательный,

целовательный есть падеж.

Но они

не одни и те ж-

ожидательный

и томительный

расставательный,

и мучительный,

и ревнивый

есть падеж.

У меня их сто тысяч есть,

А в грамматике только шесть!

(С. Кирсанов)

По условию задачи

Есть мышонок, кот и сыр.

И её решеньем будет

Заучить падеж до дыр.

Кто? Конечно кот в засаде.

Что? Прекрасен сыр и свеж.

Применяется, конечно,

Именительный падеж.

Нет кого? Конечно мыши.

Нет чего? И сыр исчез!

Применяется, конечно, здесь

Родительный падеж.

Если б дал кому? Мышонку

Тот кусочек сыра Васька,

Дательный падеж тогда бы

Стал бы дружным и прекрасным!

Если б котик поделился

С кем и чем???

С мышонком сыром,

То творительный падеж

Завершился б вкусным пиром.

И кого теперь винить?

Мышь? Или что?

Кусочек сыра?

Нет! Винительный падеж

Не закончит дело миром!

А теперь, куда ж деваться,

В падеже предложном котик

Думает о чём? О сыре!

И урчит пустой животик.

  • Про хрустальный как пишется
  • Про плохих женщин рассказы
  • Про меня не забыли как пишется
  • Про пиратов сказка для детей 3 лет читать
  • Про принцессу и дракона современная сказка