Про сидорову козу сказка

В гостях у сказки выполнила работу музыкальный руководитель мбдоу 62 панова наталья владимировна программное содержание.обучающие задачи:1. уточнить и обогатить знания

В гостях у сказки

Выполнила работу музыкальный руководитель МБДОУ №62

Панова Наталья Владимировна

img1

Программное содержание.

Обучающие задачи:

1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.

2. Учить узнавать сказку по заданию.

3. Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования.

img2

Развивающие задачи:

1. Вспомнить порядок появления героев в сказках.

2. Развивать умение действовать согласованно.

3. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.

Воспитывающие задачи: Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.

Оздоровительные задачи: Снятие зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), и для снятия мышечного и нервного напряжений (физ. минутки).

img3

Методы: Игровой, словесно-логический, частично-поисковый, проблемный, ИКТ, самостоятельный.

Приемы: Художественное слово (пословицы, загадки, стихи), пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физминутка, построение мнемотехнической дорожки, самостоятельная деятельность детей.

Словарная работа: Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.

img4

  • Материал и оборудование:
  • Игра « сложи сказку»(разрезные картинки), игра « Репка» и « Теремок» (карточки-схемы).
  • Костюм сказочницы для ведущей
  • Стенд с книгами русских народных сказок
  • Игрушки для загадок

img5
img6

  • Чем же сказка отличается от других литературных произведений?

  • Сказки всегда по-особому начинаются:

  • -Жили-были….

  • -В некотором царстве, в некотором государстве….

  • -Однажды….

img7

  • Звери, растения и даже предметы в сказках разговаривают как люди.

  • В сказках бывает волшебство.

  • Обычно в сказках –счастливый конец.

img8

Сказка заканчивается присказкой:

  • -Жили они долго и счастливо…

  • Вот и сказке конец, а кто слушал-молодец.

  • Я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

img9

А теперь давайте немного отдохнём, разомнём наши пальчики и вспомним какие мы знаем сказки
.

  • Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»

  • (Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)
  • Будем пальчики считать,
  • Будем сказки называть
  • Рукавичка, Теремок,
  • Колобок — румяный бок.
  • Василиса есть краса,
  • Три медведя, Волк — Лиса.
  • Не забудем Сивку-Бурку,
  • Нашу вещую каурку.
  • Про жар-птицу сказку знаем,
  • Репку мы не забываем
  • Знаем Волка и козлят.
  • Этим сказкам каждый рад.

img10

Первый конкурс: отгадай название сказки

  • Сивка- …….
  • По щучьему ……
  • Гуси- ……
  • Крошечка- ……
  • Заюшкина …..
  • Волк и …..

img11

Следующий конкурс: волшебные предметы-помощники

  • Сейчас я палочкой взмахну, слова особые скажу, и станут волшебными эти предметы, а вы на вопросы дадите ответы.

img12

Конкурс: волшебные предметы

  • Сапоги-……
  • Шапка- ……
  • Волшебная ……
  • Ковёр- ……..

img13

Следующий конкурс: отгадай загадку

  • Вокруг нас и там и тут
  • Сказки разные живут.
  • На полянке есть загадки
  • Отгадайте без подсказки
  • Называйте, посмелей
  • Этих сказочных друзей!

img14

  • Перед волком не дрожал.
  • От медведя убежал,
  • А лисице на зубок всё ж попался. . .

img15
img16

У Аленушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят

Далеко они глядят.

img17

  • Посадил ее дед в поле
  • Лето целое росла.
  • Всей семьей ее тянули
  • Очень крупная была.

img18

А теперь ещё раз отдохнём-небольшая физкультминутка

  • Физминутка « сказки»
  • Мышка быстренько бежала (бег на месте)
  • Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
  • Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)
  • Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)
  • Вот ее мы посадили (наклониться)
  • И водой ее полили (имитация движения)
  • Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
  • А теперь ее потянем (имитация движения)
  • И из репы кашу сварим (имитация еды)
  • И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)
  • Славная семья козлят
  • Любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
  • Любим, бегать и играться
  • Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»)

img19

Следующий конкурс: собери пазлы.

  • Был Кощей вчера в гостях
  • Что наделал, просто — Ах!
  • Все картинки перепутал
  • Сказки все мои он спутал
  • Пазлы вы должны собрать
  • Сказку русскую назвать!
  • (Дети из пазлов собирают картинку сказки и называют ее.

img20

  • Будем сказки вспоминать,
  • Будем в сказки мы играть.
  • Сказку «Репка» посмотрите
  • И героям помогите.
  • Репку надо им достать,
  • Кто за кем, где должен встать?

img21

  • Это сказка «Теремок»
  • Он не низок, не высок.
  • И жильцов своих всех ждет,
  • Кто за кем сюда придет?

img22

  • За руки умелые,
  • За ум и смекалку
  • Сказать я спасибо хочу!
  • Тем, кто трудился,
  • Тем, кто старался
  • Подарки свои я вручу!!!

«В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»

Подготовила:

воспитатель средней группы

Пархоменко Е.Д.

img user file 580b76e7bbdeb 1

1конкурс «Отгадай-ка»

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор…

В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый Волк за ней следил,

Обманул и проглотил.

Всех важней она в загадке,

Хоть и в погребе жила:

Репку вытащить из грядки

Деду с бабкой помогла.

Дед и баба вместе жили,

Дочку из снежка слепили,

Но костра горячий жар

Превратил девчурку в пар.

img user file 580b76e7bbdeb 2

1конкурс «Отгадай-ка»

Гуси – лебеди летят, унести детей хотят.

Кто помог сестрице с братцем

От Бабы – Яги домой добраться?

(Печь, Яблоня, Речка)

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом…

Кем же были эти

Маленькие дети?

Как у Бабы у Яги

Нет совсем одной ноги,

Зато есть замечательный

Аппарат летательный.

img user file 580b76e7bbdeb 3

1конкурс «Отгадай-ка»

Из муки он был печен,

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке он катился.

Был он весел, был он смел

И в пути он песню пел.

Съесть его хотел зайчишка,

Серый волк и бурый мишка.

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую лису,

От нее уйти не смог.

Что за сказка?

Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек — копытца.

Трое их — и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

img user file 580b76e7bbdeb 4

1конкурс «Отгадай-ка»

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

Отвечайте на вопрос:

Кто в корзине Машу нёс,

Кто садился на пенёк

И хотел съесть пирожок?

Сказочку ты знаешь ведь?

Кто же это был?

Покупала самовар,

А спасал ее комар.

img user file 580b76e7bbdeb 5

2конкурс

«Чем больше,

тем лучше»

В этом конкурсе каждый участник называет любую сказку, которую он знает, названия не должны повторяться чья команда назовет больше названий сказок, та и получает очко.

img user file 580b76e7bbdeb 6

3 конкурс «Капитанов»

Задание для 1 капитана:

Какую песенку пел колобок?

(Я, колобок, колобок,

По амбару метён,

По сусеку скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён.

Я от бабушки ушел,

Я от дедушки ушел,

Я от волка ушел,

От медведя ушел,

От тебя лиса, не хитро уйти.

В какой сказке есть домик, где живет много зверей? («Теремок»)

Задание для 2 капитана:

Что пела коза своим козлятам?

Козлятушки-ребятушки,

Отомкнитеся, отопритеся!

Ваша мать пришла,

Молочка принесла.

Я, коза, во бору была

Ела травку шелковую,

Пила воду студеную…

В какой сказке герои построили три домика? («Три поросенка»)

img user file 580b76e7bbdeb 7

4 конкурс «По порядку»

Соберите всех героев сказки в правильную цепочку.

img user file 580b76e7bbdeb 8

Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

Но пузатый от меня

Убежал, как от огня… («Мойдодыр»)

А рядом прикорнула

Зубастая акула,

Зубастая акула

На солнышке лежит. («Айболит»)

img user file 580b76e7bbdeb 9

… Но не слушали газели

И по-прежнему галдели:

Неужели, в самом деле

Все качели погорели?

Что за глупые газели. («Телефон»)

Долго, долго целовала

И ласкала их она,

Поливала, умывала,

Полоскала их она. («Федорино горе»)

img user file 580b76e7bbdeb 10

Но жуки-червяки

Испугалися,

По углам, по щелям

Разбежалися:

Тараканы

Под диваны,

А козявочки

Под лавочки,

А букашки под кровать —

Не желают воевать! («Муха-цокотуха»)

«Маленькие дети!

Ни за что на свете

не ходите в Африку,

В Африку гулять!

В Африке акулы,

В Африке гориллы,

В Африке большие злые крокодилы» (Бармалей)

img user file 580b76e7bbdeb 11

6 конкурс

«Веселый карандаш»

Каждой команде нужно будет раскрасить сказочного героя. Каждый игрок из команды подходит к столу и раскрашивает на листе только одну деталь. Например, голову или хвост, или ногу и т.д. очко получает та команда, которая быстрее раскрасит своего сказочного героя.

img user file 580b76e7bbdeb 12

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Задачи: 1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках. 2. Учить узнавать сказку по заданию. 3. Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования.

Материал и оборудование: Игра « сложи сказку»(разрезные картинки), игра « Репка» и « Теремок» (карточки-схемы). Стенд с книгами русских народных сказок Игрушки для загадок

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы отправимся в гости к Сказке. Все люди, маленькие и взрослые любят и читают сказки. Посмотрим, к ак вы знаете сказки и в конце нашего вечера вас ждёт сюрприз, как в любой сказке. И так, начинаем. . .

Чем же сказка отличается от других литературных произведений? Сказки всегда по-особому начинаются: -Жили-были…. -В некотором царстве, в некотором государстве…. -Однажды….

Звери, растения и даже предметы в сказках разговаривают как люди. В сказках бывает волшебство. Обычно в сказках –счастливый конец.

Сказка заканчивается присказкой: -Жили они долго и счастливо… Вот и сказке конец, а кто слушал-молодец. Я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

А теперь давайте немного отдохнём, разомнём наши пальчики и вспомним какие мы знаем сказки. Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки» (Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.) Будем пальчики считать, Будем сказки называть Рукавичка, Теремок, Колобок — румяный бок. Василиса есть краса, Три медведя, Волк — Лиса. Не забудем Сивку-Бурку, Нашу вещую каурку. Про жар-птицу сказку знаем, Репку мы не забываем Знаем Волка и козлят. Этим сказкам каждый рад.

Первый конкурс: отгадай название сказки Сивка- ……. По щучьему …… Гуси- …… Крошечка- …… Заюшкина ….. Волк и …..

Следующий конкурс: волшебные предметы-помощники Сейчас я палочкой взмахну, слова особые скажу, и станут волшебными эти предметы, а вы на вопросы дадите ответы.

К онкурс: волшебные предметы Сапоги-…… Шапка- …… Волшебная …… Ковёр- ……..

Следующий конкурс: отгадай загадку Вокруг нас и там и тут Сказки разные живут. На полянке есть загадки Отгадайте без подсказки Называйте, посмелей Этих сказочных друзей!

Перед волком не дрожал. От медведя убежал, А лисице на зубок всё ж попался. . .

Летела стрела и попала в болото. А в том болоте поймал её кто- то. Кто распростился с зелёною кожей, стал мигом красивой и пригожей?

У Аленушки-сестрицы Унесли братишку птицы. Высоко они летят Далеко они глядят.

Посадил ее дед в поле Лето целое росла. Всей семьей ее тянули Очень крупная была.

А теперь ещё раз отдохнём-небольшая физкультминутка Физминутка « сказки» Мышка быстренько бежала (бег на месте) Мышка хвостиком виляла (имитация движения) Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко») Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках) Вот ее мы посадили (наклониться) И водой ее полили (имитация движения) Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны) А теперь ее потянем (имитация движения) И из репы кашу сварим (имитация еды) И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу») Славная семья козлят Любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте) Любим, бегать и играться Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»)

Следующий конкурс: собери пазлы. Был Кощей вчера в гостях Что наделал, просто — Ах! Все картинки перепутал Сказки все мои он спутал Пазлы вы должны собрать Сказку русскую назвать! (Дети из пазлов собирают картинку сказки и называют ее.

Будем сказки вспоминать, Будем в сказки мы играть. Сказку «Репка» посмотрите И героям помогите. Репку надо им достать, Кто за кем, где должен встать?

Это сказка «Теремок» Он не низок, не высок. И жильцов своих всех ждет, Кто за кем сюда придет?

За руки умелые, За ум и смекалку Сказать я спасибо хочу! Тем, кто трудился, Тем, кто старался Подарки свои я вручу!!!

Государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 401

Колпинского района Санкт-Петербурга

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЗАНЯТИЯ

в 1-м классе

Тема:

Воспитатель ГПД: Зуева Н.В.

2015г

Тема:
«В гостях у сказки» (1 класс)

Цель:
вспомнить вместе с ребятами любимые сказки, развивить желание больше читать и пополнять свои знания о сказках.

Задачи:

  • Образовательные:

Закрепить знания детей о любимых сказочных героях и сказочных книгах.

  • Развивающие:

Развивать мыслительные процессы: память, творческое воображение, связную и выразительную речь.

Использовать полученные знания в речевом общении.

  • Воспитательные:

Воспитывать любовь детей к художественной литературе разных жанров, вызвать интерес, любознательность и удовольствие от игры-занятия.

Формировать умение самостоятельно работать на занятии.

Методы обучения:
словесные, наглядные

Формы:
групповая, фронтальная, коллективная

Технологии:
педагогическое сотрудничество, здоровьесберегающая, игровая, ИКТ

Оборудование:
мультимедийный проектор, презентация к уроку

Ход занятия


Ребята, тема нашего необычного занятия звучит так:
«В гостях у сказки»
. (Слайд № 1)
Сегодня мы вспомним свои любимые сказки. Возможно, кто-то из вас узнает на этом занятии что-то новое, а кто-то после нашей игры захочет прочитать новые сказки.

Для того чтобы узнать, кто из вас больше и внимательнее читает сказки, у нас есть три команды, которые будут соревноваться между собой.

1. Представление команд.

Первая команда будет называться
«Колобок»
, вторая –
«Теремок»
, а третья –
«Репка»
.

Слайд № 2.

Командам поочередно будут задаваться вопросы, на которые они должны быстро давать ответ. Вопросы слушайте внимательно.

За каждый правильный ответ – 1 очко.

2. Разминка.

  • Кто пел: «
    Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел»
    (Колобок)
  • В какой сказке средство передвижения – печка?
    (По щучьему велению)
    Слайд № 3
  • Как звали женщину изо льда в сказке Г.Х. Андерсена?
    (Снежная королева)
    Слайд № 4
  • Девочка из снега в русской народной сказке?
    (Снегурочка)
    Слайд № 5
  • Как звали кота из мультфильма «Каникулы в Простоквашино»?
    (Матроскин)
    Слайд № 6
  • В каких сказках рыбы исполняли желания?
    («О рыбаке и рыбке», «По щучьему велению
    »)
    Слайд № 7
  • Какого мальчика звали «дядей»?
    (Дядя Федор)
    Слайд № 8
  • Кто ходит в гости по утрам?
    (Винни Пух)
    Слайд № 9
  • Как звали поросят из сказки «Три поросенка»?
    (Ниф-ниф, Нуф-нуф, Наф-наф)
  • Средства передвижения Бабы Яги
    ? (Ступа и помело)
    Слайд № 10
  • В чем смерть Кощея Бессмертного?
    (Игла-яйцо-утка-заяц-сундук-дуб)
  • Сказочные существа маленького роста?
    (Гномы, эльфы, тролли)
    Слайд № 11
  • Какое лекарство предпочитал Карлсон?
    (Варенье)
    Слайд № 12
  • Какой породы был пес Артемон в сказке «Золотой ключик»?
    (Пудель)
    Слайд № 1
    3
  • Как называется город, в котором жил Незнайка?
    (Цветочный)
    Слайд № 14

3. «Угадай сказку».

Молодцы! В следующем конкурсе участники должны угадать название сказки
(Слайд № 15)

  • «Положи-ка, внучка, пирожок на стол, горшочек на полку поставь, а сама приляг рядом со мной. Ты, верно, очень устала?»
    («Красная Шапочка»)
  • «Если ты опоздаешь хоть на минуту, – сказала она, – твоя карета снова сделается тыквой, лошади – мышами, лакеи – ящерицами, а твой пышный наряд опять превратится в старенькое, залатанное платьице».
    («Золушка»)
  • «Колыбельку сделали из блестящей лакированной скорлупки грецкого ореха. Вместо перинки туда положили несколько фиалок, а вместо одеяльца – лепесток розы. В эту колыбельку девочку укладывали на ночь, а днем она играла на столе».
    («Дюймовочка»)
  • «Вот что, сынки, возьмите по стреле, выходите в чисто поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша. Сыновья поклонились отцу, взяли по стреле, вышли в чисто поле, натянули луки и выстрелили…»
    («Царевна-лягушка»)
  • «Только сказал – ведра сами и пошли в гору. Емеля пустил щуку в прорубь, а сам пошел за ведрами».
    («По щучьему велению»)
  • «Закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка».
    («Снегурочка»)

4. Игра: «А это что за сказка? «(Слайды №№16-28)

5. Физкультминутка

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.

Собрались все дети в круг:

Ты мой друг и я твой дуг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

  1. Разгадай героя (Слайд № 29)

Ответы: (Дюймовочка, Шапокляк, Печкин, Красная Шапочка, Кот Матроскин, дядя Фёдор).

  1. Загадки.

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит.

Это доктор…
(Айболит)

Весел он как балалайка,

А зовут его…
(Незнайка)

В сумке у меня не киска,

В сумке у меня Лариска.

Вредной быть люблю страсть как

И зовусь я…
(Шапокляк)

Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

Скорей подскажите имя ее.

(Красная Шапочка)

У отца был мальчик странный,

Необычный – деревянный,

Но любил папаша сына.

Что за странный

Человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это?
(Буратино)

Толстяк живет на крыше,

Летает он всех выше.

(Карлсон)

Вместе с Карлсоном прыгал с крыш

Шалунишка наш…
(Малыш)

Она красива и мила,

А имя ее от слова «зола».
(Золушка)

Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка.

(Дюймовочка)

Он – кот – звезда экрана.

Практичен, мудр и деловит.

Сельскохозяйственными планами

На всю Россию знаменит.

(Матроскин)

Была у злодея до пят борода.

В театре всех кукол он мучил всегда!

«Подайте мне плетку!», – гремел его бас.

Скажите скорее, кто он?
(Барабас)

В лесу жил в избушке смешной толстячок,

С ним был неразлучен сосед-Пятачок.

Читал он вопилки приятелю вслух.

Скажите, кто он?
(Винни-Пух)

  1. Кроссворд (Слайд № 29)

Если вы правильно ответите на вопросы, то у вас получится ключевое слово.

  1. Кличка сказочного коня.
  2. Его пытались съесть пятеро, а удалось шестому.
  3. Сестра Иванушки.
  4. Пресмыкающиеся с тремя головами.
  5. Смерть этого героя в яйце.
  6. Мужское имя в сказках.

Молодцы, это слово «сказки»!

9. Итог.

Наше занятие подошло к концу, и сегодня мы побывали в удивительном мире сказок. Желаю вам, чтоб эти добрые сказочные герои всегда жили в книжках на ваших полках дома.

(Подсчет очков, награждение).

Ты представь себе на миг,

Как бы жили мы без книг?

Что бы делал ученик,

Если не было бы книг,

Если б все исчезло разом,

Что писалось для детей:

От волшебных добрых сказок

До веселых повестей…

Ты хотел развеять скуку,

На вопрос найти ответ.

Потянул за книжкой руку,

А ее на полке нет!

Нет, нельзя себе представить,

Чтоб такой момент возник,

И тебя могли оставить

Все герои детских книг.

(Михалков С.В.)

До свидания!

Слайд 1 «РАЗМИНКА»

Слайд 1 «РАЗМИНКА»

Слайд 1 «РАЗМИНКА»

Слайд 1 «УГАДАЙ СКАЗКУ»

Слайд 1 «А это что за сказка?» Отворили дверь козлята И… пропали все куда-то!

Слайд 1 «А это что за сказка?» В сказке небо синее, В сказке птицы страшные. Реченька, спаси меня, Реченька, спаси меня.

Слайд 1 «А это что за сказка?» Вымолвил словечко – Покатилась печка Прямо из деревни К царю да царевне. И за что, не знаю, Повезло лентяю.

Слайд 1 «А это что за сказка?» Колотил, да колотил По тарелке носом – Ничего не проглотил И остался с носом…

Слайд 1 «А это что за сказка?» А дорога – далека, А корзинка – нелегка, Сесть бы на пенек, Съесть бы пирожок…

Слайд 1 «А это что за сказка?» Ах ты, Петя – простота, Сплоховал немножко, Не послушался Кота, Выглянул в окошко…

Слайд 1 «А это что за сказка?» Нет ни речки, ни пруда. Где воды напиться? Очень вкусная вода В ямке от копытца!

Слайд 1 «А это что за сказка?» Красна девица грустна, Ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко! Слезы льет бедняжка!

Слайд 1 «А это что за сказка?» Мышка дом себе нашла, Мышка добрая: В доме том, в конце концов Стало множество жильцов.

Слайд 1 «А это что за сказка?» На сметане мешен, На окошке стужен, Круглый бок, румяный бок, Покатился……..

Слайд 1 «А это что за сказка?» Возле леса, на опушке, Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, Три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки?

Слайд 1 «А это что за сказка?» Вот она какая, Большая-пребольшая. Вытащить ее решили. Но уселась крепка. Кто же это?

Слайд 1 «Разгадай героя» ймокачюоДв кялкопШа никечП срКаная окчаШпа инкаМторс ток ддяя доёФр

Слайд 1 « Кроссворд » 1 2 3 4 5 6

Слайд 1 « Кроссворд » с и в к а 2 3 4 5 6

Слайд 1 « Кроссворд » с и в к а к о л о б о к 3 4 5 6

Слайд 1 « Кроссворд » с и в к а к о л о б о к а л ё н у ш к а 4 5 6

Слайд 1 « Кроссворд » с и в к а к о л о б о к а л ё н у ш к а з м е й 5 6

Слайд 1 « Кроссворд » с и в к а к о л о б о к а л ё н у ш к а з м е й к о щ е й 6

Слайд 1 « Кроссворд » с и в к а к о л о б о к а л ё н у ш к а з м е й к о щ е й и в а к

Слайд 1 « Кроссворд » С К А З К И

Слайд 2

Слайд 4

Бабусю знает целый свет,
Ей от роду лишь триста лет.
Там, на неведомых дорожках,
Дом её на курьих ножках.

Слайд 5

Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовёт
И в дороге слёзы льёт.

Слайд 6

С букварём шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовётся эта книжка?
Кто герой её – мальчишка?

Слайд 7

Он сумел поймать волчишку,
Он поймал лису и мишку.
Он поймал их не сачком,А
поймал он их бочком.

Слайд 9

У Алёнушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят.

Слайд 10

Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка не больше ноготка.
Кто читал такую книжку?
Знает девочку-малышку?

Слайд 11

Он сиреневый такой,
Машет весело рукой.
Он свалился к нам с луны –
Знают, любят малыши.

Слайд 12

Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?

Слайд 13

Человек немолодой
Вот с такущей бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину,
И вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас
Кто же это?

Слайд 14

Все девчонки и мальчишки
Полюбить его успели.
Он — герой веселой книжки,
За спиной его — пропеллер.

Слайд 15

Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек — копытца.
Трое их — и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?

Слайд 16

Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети?

Слайд 17

Постучался в нашу дверь
Необычный чудо-зверь —
Он в коричневой рубашке,
Ушки-блюдца нараспашку.

Слайд 18

Летит стрела к одной лягушке,
Пронзит сердечко у квакушки,
Лягушка эта не простая,
На ней корона золотая.

Слайд 19

Бабка, старый дед и внучка,
Мышка, кот, собака Жучка —
Вместе все меня смогли
Вытянуть из-под земли.

Слайд 20

Жил на свете кроха мальчик,
Был малютка ростом с пальчик,
Под дождем он танцевал,
С солнечным лучом играл.

Слайд 21

В красной шапочке идет,
Пирожки с собой несет.
За кустами волк сидит
И за девочкой следит.

Слайд 22

Веселый маленький олень,
Резвится в поле целый день.
Еще не вырастил пока
На лбу ветвистые рога.

Слайд 23

Мальчик луковичка я!
Интересна жизнь моя.
Стрелы я пущу из лука,
Их возьму у папы-лука.

Слайд 24

Домик в поле появился,
Он в жилище превратился
Для мышей, ежа, синицы
Белки, пчелки и лисицы.

Слайд 25

На цветочных лепесточках
Веселилась я всю ночку!
Самовар большой достала,
Со шмелями пировала.

Слайд 26

В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рождён.

Слайд 27

Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко –
Слёзы льёт бедняжка.

Слайд 28

Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Всё ж попался …

Слайд 29

Уплетая калачи,
Едет парень на печи.
Едет прямо во дворец,
Кто же этот молодец?

Крылатые выражения из русского фолклора.

Крылатые фразы из русских сказок, поговорок, песен.

.

Наготовить, как на Маланьину свадьбу

Русская народная поговорка, означающая обильное застолье.

Но, в отличие от иных анонимных поговорок, у нее есть точная и документально подтвержденная история. Она была представлена на специальной выставке, открывшейся в 1998 г. в архитектурном музее-заповеднике города Старочеркасска (бывшей столице донского казачества), на подворье атаманов Ефремовых (Независимая газета. 1998. 1 сент.).

Главные герои этой истории — донской казак Степан Данилович Ефремов, атаман Войска Донского, и юная казачка Меланья (Маланья).

Степан, который был уже ранее дважды женат, полюбил эту казачку, торговавшую на базаре бубликами и тем содержавшую всю свою многочисленную и бедную семью. После долгих уговоров Степан добился руки Меланьи. Это было в 1753 г.
Читать дальше

На сон грядущий

Первоисточник — многие православные молитвенники, в которых имеется раздел молитв «на сон грядущим». Имеются в виду молитвы, которые вечером читают те, кто идет (по-церковно-славянски — грядет) спать.

Впоследствии эта фраза стала употребляться в несколько ином смысле: субъектом движения стал не человек, а сон, который «грядет».

Так, у А. С. Пушкина в «Капитанской дочке» (гл. 8): «Ну, братцы, — сказал Пугачев. — Затянем-ка на сон грядущий мою любимую песенку».

Такое переосмысление встречается уже в XVIII в., например, в книге «Сказки русские» (1787), которые были собраны, по словам издателя Петра Тимофеева, для чтения «на сон грядущий».
Читать дальше

Мы — калуцкие, до нас не дойдет

Фраза, популярная в России начала XX века как аналог европейски известного выражения: патриотизм колокольни.

Смысл выражения: мы живем далеко от фронта (в Калужской, Тамбовский и т.д. губернии), до нас неприятель (война) не дойдет, следовательно, нас эта война не касается.

Фраза-символ «местечкового патриотизма», неразвитого гражданского чувства.

Генерал А. И. Деникин о русской армии в годы Первой мировой войны («Очерки русской смуты», т. I, гл. 1): «Вооруженный народ», каким была, по существу армия, воодушевлялся победой, падал духом при поражении; плохо уяснял себе необходимость перехода Карпат. Несколько больше— борьбу на Стыри и Припяти, но все же утешал себя надеждой:
— Мы тамбовские, до нас немец не дойдет…
Мне приходится повторить эту довольно избитую фразу, ибо в ней глубокая психология русского человека».

Архаровцы

Из истории России.

Во времена императрицы Екатерины II обер-полицмейстером Москвы, то есть главой всей полиции города, был Николай Петрович Архаров (1742—1797), который разработал систему жестких мер по подавлению преступности в Москве, он же суровыми, решительными мерами подавил Чумной бунт (1771) в Москве.

Это не понравилось многим москвичам, и Н. П. Архаров снискал среди них дурную славу, которая распространилась и на всех его подчиненных —московских полицейских: их в народе стали неодобрительно называть «архаровцами».

С течением времени история слова забылась, но осталось его негативное значение, и «архаровцами» стали называть уже не блюстителей порядка, а всех его нарушителей — грабителей, шумных бродяг, хулиганов и вообще отчаянных людей, готовых на всякого рода преступления.
Читать дальше

Шиворот навыворот

Употребляется в значении: совсем наоборот, наизнанку. «Шиворотом» в Московской Руси назывался расшитый воротник боярской одежды, один из знаков достоинства вельможи.

В дни Ивана Грозного подвергшегося царскому гневу и опале боярина нередко сажали на тощую клячу спиной вперед, надев на него одежду тоже наизнанку, шиворот навыворот, то есть наоборот. В таком виде опального боярина возили по всему городу, под свист и улюлюканье уличной толпы. Сейчас эти слова тоже нередко употребляют в связи с одеждой, имея в виду одеть что либо наизнанку, но их значение стало гораздо шире.

Шиворот навыворот, т. е. совсем не так, наоборот, можно рассказать какую нибудь историю да и вообще поступить вопреки общепринятым правилам.

Хоть кол на голове теши

Так говорят об упрямом, не поддающемся уговорам или равнодушном человеке.

Тесать кол – значит заострять палку (кол) при помощи топора.

Подчеркивается твердость, крепость головы упрямого человека.

Ума палата

Слово «палата» в древнерусском языке означало большое помещение в каменном здании. Потом оно стало применяться к различным учреждениям, помещавшимся в таких обширных строениях: Оружейная палата, Грановитая палата… В палатах обычно происходили всевозможные совещания, бояре в них «думали государеву думу».

Отсюда и возникло выражение «ума палата», рисовавшее человека, по разуму равного целому собранию мудрецов.

В дальнейшем, однако, оно приобрело иронический смысл: сейчас так говорят чаще о глупцах, чем об умных людях.

У черта на куличках

Выражение означает: очень далеко, где то в дикой глуши. Кулички – это измененное диалектное слово кулижки (от кулига) в значении «лесные полянки; места, выжженные, вырубленные и приспособленные для возделывания земли, а также островки на болоте».

Кулижки находились, как правило, далеко от сел и деревень, отсюда и значение выражения: «у черта на куличках» – очень далеко, неведомо где.

Типун на язык

Типун – небольшой роговой бугорок на кончике языка у птиц, который помогает им склевывать пищу.

Разрастание этого бугорка может быть признаком болезни. Болезненные твердые прыщики могут появляться и на языке человека; их тоже называли типунами и считали признаком лживости. Из этих наблюдений и суеверий родилась заклинательная формула: «Типун тебе на язык!» Ее основное значение было: «Ты лжец: пусть у тебя появиться типун на языке!»

Теперь значение этого заклинания несколько изменилось. «Типун тебе на язык!» – ироническое пожелание тому, кто высказал недобрую мысль, предсказал неприятное.

Спустя рукава (работать)

Так говорят о небрежно, с ленцой, кое как выполняемой работе. В Древней Руси носили верхнюю одежду с непомерно длинными рукавами, незасученные концы которой ниспадали до колен, а то и до земли. Естественно, что, не подняв таких рукавов, нечего было и думать о работе.

Близко к этому выражению стоит второе, противоположное ему по смыслу и родившееся позднее: «Работать засучив рукава», то есть решительно, горячо, с усердием.

Сказка про белого бычка

Выражение возникло из «докучной» сказочки, которой дразнят детей, пристающих с просьбой рассказать им сказку:
– Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
– Скажи.
– Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка?
– Скажи.
– Ты скажи, да я скажи, до чего у нас будет, да докуль это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка?» и т. д., пока одному не надоест спрашивать, а другому отвечать.

Выражение употребляется в значении: бесконечное повторение одного и того же.

Разделать под орех

Значение «разругать, раскритиковать» возникло у этого оборота на базе более старого – «сделать (что либо) очень основательно и хорошо».

В своем первоначальном значении выражение появилось в профессиональной речи столяров и краснодеревщиков и было связано с тем, что изготовление мебели под ореховое дерево из других сортов древесины требовало большого труда и хорошего знания дела.

Пуститься во все тяжкие

Большие колокола в Древней Руси назывались «тяжкая». Выражение «ударять во вся тяжкая» означало: ударять сразу во все колокола. Отсюда и возникло ставшее крылатым выражение «пуститься во все тяжкие», которое употребляется в значении: сбиться с правильного жизненного пути, начать безудержно предаваться веселью, мотовству, разгулу.

Есть и другая версия, утверждающая, что «пуститься во все тяжкие» значило «начать тяжбу, судебный процесс; судиться с кем либо».

Пускать пыль в глаза

Выражение появилось в XVI веке. Сейчас оно употребляется в значении «создавать ложное впечатление о своих возможностях». Однако первоначальный смысл другой: во время кулачных боев нечестные бойцы брали с собой мешочки с песком, который бросали в глаза соперникам.

В 1726 г. этот прием был запрещен специальным указом.

Прийти к шапочному разбору

Выражение означает: прийти куда либо слишком поздно, когда все уже кончилось.

По древнерусскому обычаю при входе в помещение или в церковь мужчины снимали шапки и складывали их у входа. Каждое собрание, сходка заканчивались разбором шапок. Опоздавший приходил к разбору шапок, т. е. к концу.

Поставить в тупик

Употребляется в значении: привести в недоумение, поставить в затруднительное положение. Тупиком до сих пор называют «тупую», то есть не имеющую сквозного прохода или проезда улицу, переулок.

В деревенском обиходе тупиком обозначали угол на улице, образованный двумя плетеными заборами – плетнями.

Таким образом, тупик – что то вроде ловушки, не дающей возможности ни пройти, ни проехать вперед.

После дождичка в четверг

Считается, что это выражение связано с тем, что в старину четверг был посвящен Перуну – богу грома и молнии. Ему возносили моления о дожде, особенно во время засухи.

Люди верили, что он должен наиболее охотно выполнять просьбы в «свой» день, четверг. А поскольку эти просьбы часто оставались неисполненными, христиане стали относиться к этому божеству довольно скептично и, убедившись в бесполезности таких молитв, выразили этой фразой свое полное недоверие богу Перуну.

Выражение «после дождичка в четверг» стало применяться ко всему несбыточному, к тому, что неизвестно когда исполнится.

Подноготная правда

Употребляется в значении: истинная сущность чего либо.

Один из видов пыток в Древней Руси заключался в том, что допрашиваемому загоняли под ногти иглы, гвозди или деревянные клинья, чтобы заставить его рассказать всю правду.

С этим же связано и выражение «узнать всю подноготную».

Перемывать кости

Употребляется в значении: обсуждать кого либо в его отсутствие.

Выражение восходит к забытому обряду перезахоронения: спустя три года после смерти покойника извлекали из могилы, очищали кости от тлена и заново хоронили.

Это действие сопровождалось воспоминаниями о покойном, оценкой его характера, дел и поступков.

Отложить в долгий ящик

Употребляется в значении: оттягивать исполнение какого либо дела на неопределенное время.

Существует несколько вариантов происхождения фразеологизма:
1) выражение восходит к временам царя Алексея Михайловича, перед его дворцом был прибит ящик для челобитных, эти челобитные разбирались боярами и дьяками, многие оставались без ответа;
2) в долгий ящик письменного стола откладывались в российских канцеляриях самые незначительные и неспешные ходатайства и жалобы.

Остались у бабушки рожки да ножки

Не вполне точная цитата из песенки неизвестного автора, появившейся в песенниках с 1855 г.:

Жил был у бабушки серенький козлик,
Жил был у бабушки серенький козлик,
Фить как! вот как! серенький козлик!
Фить как! вот как! серенький козлик!
Бабушка козлика очень любила…
Вздумалось козлику в лес погуляти…
Напали на козлика серые волки…
Серые волки козлика съели…
Оставили бабушке рожки да ножки.

Употребляется шутливо иронически о ком либо, потерпевшем жестокое поражение, неудачу и т. д.

Ни пуха ни пера

Это выражение, первоначально употреблялось как «заклинание», призванное обмануть нечистую силу.

Так напутствовали отправляющихся на охоту; считалось, что прямым пожеланием удачи можно было «сглазить» добычу. Грубый ответ: «К черту!» должен был еще больше обезопасить охотника.

Не солоно хлебавши

Происхождение этого выражения связано с тем, что соль на Руси была дорогим и труднодобываемым продуктом.

Солил еду всегда хозяин: тому, кого любил и уважал – больше, а незнатному посетителю соли иногда вовсе не доставалось.

Сегодня «несолоно хлебавши» значит «обманувшись в своих ожиданиях, не добившись желаемого, встретив плохой прием».

Не ко двору пришлось

Так в старину говорили о том «движимом имуществе» (особенно о домашних животных), приобретение которого окончилось неудачей (посуда разбилась, лошадь пала и т. д.).

Это выражение связано с верой в домовых, которые, по мнению наших далеких предков, ведали всем «домом и двором», были их тайными хозяевами. Тогда «не ко двору пришлось» значило: не понравилось домовому.

Сейчас выражение «не ко двору пришелся» употребляется в значении «некстати, не по нраву».

На ходу подметки режет

Выражение возникло из русской народной сказки о ворах.

Старый вор согласился взять в товарищи себе молодого парня, но с уговором: «Возьму… если украдешь из под дикой утки яйца, да так украдешь, что она и не услышит, и с гнезда не слетит». – «Экая диковина!» – ответил парень.

Вот отправились они вместе, нашли утиное гнездо и поползли к нему на брюхе. Пока еще дядя (вор) подкрадывался, а парень уж все яйца из гнезда повыбрал, да так хитро, что птица и пером не шевельнулась; да не только яйца повыбрал, мимоходом у старого вора из сапог подошвы повырезал. «Ну, Ванька, нечему тебя учить, ты и сам большой мастер!»

Так шутливо говорят о человеке ловком, плутоватом, способном на мошеннические проделки.

Мне не дорог твой подарок

Мне не дорог твой подарок,
Дорога твоя любовь
Выражение из русской народной песни «По улице мостовой»:

Ах, мой миленький хорош,
Чернобров, душа, пригож,
Мне подарочек принес,
Подарочек дорогой,
С руки перстень золотой.
Мне не дорог твой подарок, –
Дорога твоя любовь.
Не хочу перстня носить,
Хочу так дружка любить.

Смысл выражения: важны не стоимость и изысканность подарка, а чувства, которые он призван выразить.

Лясы точить

Выражение «лясы точить» означает «болтать пустяки, заниматься несерьезным, беспредметным разговором».

Выражение идет от несложной старинной работы – изготовления балясин: точеных столбиков для перил. Лясы – предположительно то же, что и балясины, балясы. Балясником назывался токарь, изготовляющий балясины (в переносном смысле – шутник, забавник, балагур).

Балясное ремесло считалось веселым и легким, не требующим особой сосредоточенности и дающим мастеру возможность петь, шутить, болтать с окружающими.

Лезть на рожон

Означает: в ярости и ослеплении идти вопреки здравому смыслу на явную гибель, «нарываться» на неприятности. «Рожном» в старорусском языке (и сейчас в местных говорах) назывался заостренный кол.

Охотясь на медведя, смельчаки, идя на него, выставляли перед собой острый кол. Напоровшись на рожон, медведь погибал.

Того же происхождения и выражение «переть против рожна» или, наоборот, «против рожна не попрешь». Отсюда же и «ни рожна» в смысле: ничего нет.

Кровь с молоком

Так говорят о румяном, здоровом человеке.

Выражение из русского фольклора, где соединились народные представления о красоте цвета: красного как кровь и белого как молоко.

На Руси издавна признаком красоты считались белое лицо и румянец на щеках, что было свидетельством хорошего здоровья.

Конь не валялся

Употребляется в значении: ничего еще не сделано, до начала дела еще далеко.

Происхождение оборота связано с повадкой лошадей валяться перед тем, как дать надеть на себя хомут или седло, что задерживало работу.

Концы в воду

Выражение связано с именем Ивана Грозного.

Репрессии против населения при этом царе порой принимали такой размах, что смущали даже самого Ивана. В таких случаях, чтобы скрыть истинные масштабы казней, умерших от пыток людей тайком бросали в реку.

Спрятать концы в воду – значит замести следы преступления.

Кондрашка хватил

Так говорят в случае, если кто нибудь скоропостижно умер, скончался (об апоплексическом ударе, параличе). Есть несколько версий происхождения оборота:
1) фразеологизм восходит к имени Кондратия Булавина, предводителя народного восстания на Дону в 1707 г.;
2) Кондрашка – эвфемистическое наименование смерти, тяжелой болезни, паралича, характерное для народного суеверия.

Коломенская верста

Так называют длинных и худощавых людей.

В XVII веке, по распоряжению царя Алексея Михайловича, на «столбовой» дороге (то есть дороге с верстовыми столбами) между Москвой и летней царской резиденцией в селе Коломенском было заново произведено измерение расстояний и установлены «вёрсты» – особенно высокие верстовые столбы, от которых и пошло это выражение.

Клин клином вышибать

Обозначает «избавляться от чего нибудь (плохого, тяжёлого), действуя так, будто этого нет, или прибегая именно к тому, чем это было вызвано».

Выражение связывают с колкой дров, при которой поленья раскалывают, забивая клин в сделанную топором щель.

Если клин застрянет в древесине, не расколов ее, то выбить его (а вместе с этим и расколоть полено) можно лишь вторым, более толстым клином.

Как с гуся вода

Из-за жировой смазки оперенья вода с гуся легко скатывается.

Это наблюдение и привело к появлению данного выражения. Оно употребляется для обозначения человека, которому все безразлично, все нипочем.

Казанская сирота

Так называют человека, притворяющегося несчастным, обиженным, беспомощным, чтобы вызвать сочувствие жалостливых людей.

Этим выражением во времена Ивана Грозного (1530–1584) шутливо называли татарских князей, принимавших после завоевания Казани христианство и добивавшихся почестей при царском дворе. В своих челобитных они часто именовали себя сиротами.

Возможен и другой вариант: после завоевания Казани появилось много нищих, которые выдавали себя за жертв войны и говорили, что их родители погибли при осаде Казани.

Избушка на курьих ножках

В русских народных сказках в такой избушке живет баба яга.

Это образное название идет от тех деревянных срубов, которые в старину, чтобы предохранить их от загнивания, ставили на пеньки с обрубленными корнями.

Иван Непомнящий

В царской России пойманные в Сибири беглые каторжники, желая скрыть свое настоящее имя и фамилию, просили записывать себя не помнящими родства; отсюда и возникло их прозвище «Иваны Непомнящие» (С. В. Максимов, Сибирь и каторга, Собр. соч., т. II, гл. 4, с. 134).

Этим термином широко пользовался М. Е. Салтыков-Щедрин. Под видом Иванов Непомнящих сатирик изображал тех беспринципных, «мелкодушных» литераторов, газетных дельцов, в основе литературной деятельности которых — «ненависть к принципам», «убеждениям», «вероломство и подвохи» наряду «с лестью и воскурением фимиамов».

«Без идеи, без убеждения, без всякого понятия о добре и зле, Непомнящий стоит на страже руководительства, не веря ни во что, кроме пятнадцати рублей, которые приносит подписчик, и тех грошей, которые [за объявление в его газете] один за другим вытаскивает из кошеля кухарка. Он даже щеголяет отсутствием убеждений, называя последние абракадаброю и во всеуслышание объявляя, что ни завтра, ни послезавтра он не намерен стесняться никакими узами»
(«Мелочи жизни», 5,. «Газетчик», 1886; этот же тип в «Письмах к тетеньке», 13; в «Дневнике провинциала» и др.).
Читать дальше

Затрапезный вид

Это выражение появилось при Петре I (1672–1725).

Затрапезников – это фамилия купца, фабрика которого выпускала очень грубую и низкокачественную ткань.

С тех пор так говорят о неряшливо одетом человеке.

Жив Курилка

Выражение из народной детской песенки, исполняемой при игре в «Курилку». Играющие садятся в круг и передают друг другу горящую лучинку с припевом: «Жив, жив Курилка, ножки тоненьки, душа коротенька». Тот, в чьих руках лучинка погаснет, выходит из круга.

Отсюда пошло выражение «жив Курилка», употребляемое как шутливое восклицание при упоминании о продолжающейся деятельности ничтожных людей, а также о непрерывной деятельности кого либо в трудных условиях.

Дышать на ладан

Так говорят о худом, слабом, болезненного вида человеке, которому недолго осталось жить.

Выражение основывается на религиозной символике слова «ладан».

В церкви ладан кадят (раскачивают сосуд, в котором находится курящийся ладан). Этот обряд совершается, в частности, перед мертвыми или умирающими.

Драть как Сидорову козу

Употребляется в значении: сильно, жестоко и безжалостно пороть, бить кого нибудь.

Имя Сидор в народе часто связывалось с представлением о злом или сварливом человеке, а коза, по народным представлениям, – животное с вредным характером.

Дело в шляпе

Когда говорят «дело в шляпе», это означает: всё в порядке, все удачно закончилось.

Происхождение этого выражения иногда объясняют тем, что во времена Ивана Грозного некоторые судебные дела решались жребием, а жребий тянули из шляпы судьи. Есть и другое объяснения происхождения выражения.

Некоторые исследователи утверждают, что дьяки и приказные (именно они занимались всякого рода судебными тяжбами), разбирая судебные дела, пользовались своими шляпами для получения взяток, и если размер взятки устраивал дьяка, то «дело было в шляпе».

Дать дуба

Употребляется в значении «умереть». Есть две версии возникновения этого выражения:
1. Оборот возник на русской почве и связан с глаголом задубеть – «остыть, потерять чувствительность, сделаться твердым».
2. Выражение возникло на юге России. Можно предполагать, что под дубом хоронили умерших.

Голод не тетка

Так говорят о сильном голоде, вынуждающем к каким либо действиям.

Эти слова – часть развернутого выражения, записанного еще в XVII в.: голод не тетка, пирожка не подсунет, т. е. тетка (кума, теща) в трудных случаях поможет, сытно и вкусно накормит, а голод может лишь толкнуть на многие нежелательные поступки.

Выносить сор из избы

Употребляется в значении: разглашать неприятности, ссоры, касающиеся только узкого круга лиц.

Выражение обычно употребляется с отрицанием, как призыв не разглашать подробности таких ссор (не надо сор из избы выносить). Оно связано с древним обычаем не выносить мусор из избы, а сжигать его (например, в печи), поскольку злой человек якобы мог наслать беду на хозяина избы, произнося особые слова над мусором.

Во всю ивановскую

Выражение «во всю ивановскую (кричать, вопить)» употребляется в значении: очень громко, изо всех сил.

Ивановская – название площади в Московском Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого. Существует несколько версий происхождения этого выражения:
а) на Ивановской площади иногда читали царские указы во всеуслышание, громким голосом (во всю Ивановскую площадь). Отсюда переносный смысл выражения;
б) на Ивановской площади также иногда наказывались дьяки. Их нещадно били кнутами и батогами, отчего они кричали во всю Ивановскую площадь.

В ногах правды нет

Сейчас употребляется как шутливое приглашение сесть.

Существует несколько вариантов происхождения этой фразы:

1) по первой версии, сочетание связано с тем, что в XV–XVIII вв. на Руси должников жестоко наказывали, били железными прутьями по голым ногам, добиваясь возврата долга, т. е. «правды», однако такое наказание не могло заставить вернуть долг тех, у кого не было денег;

2) по второй версии, выражение возникло в связи с тем, что помещик, обнаружив пропажу чего либо, собирал крестьян и заставлял их стоять, пока не назовут виновного;

3) третья версия обнаруживает связь выражения с правежом (жестоким наказанием за неуплату долгов). Если должник спасался от правежа бегством, говорили, что в ногах правды нет, то есть долг выбить невозможно; с отменой правежа смысл поговорки изменился.

Бить челом

Слово «чело» по древнерусски значит «лоб».

В Древней Руси «челом», то есть лбом, бились об пол, падая перед вельможами и царями в земных поклонах. Это называлось «кланяться большим обычаем» и выражало крайнюю степень уважения. Отсюда и пошло выражение «бить челом» в значении: обращаться к властям с просьбой, ходатайствовать.

В письменных просьбах – «челобитных» – так и писали: «А на сем тебе твой холопишко Ивашко челом бьет…»

Еще позднее слова «бьют челом» стали просто значить: «приветствуют».

Бить баклуши

Выражение употребляется в значении: праздно проводить время, заниматься пустяками, бездельничать.

Баклуша – обрубок древесины, обработанный для выделки различных предметов (ложек, чашек и т. п.).

В кустарном производстве бить баклуши – откалывать от полена чурки для изготовления деревянных поделок. Переносное значение объясняется тем, что изготовление баклуш считалось в народе легким, не требующим усилий и умения делом.

Попасть в просак

Просаком, или крутилом, в Древней Руси назывался специальный станок для плетения канатов и веревок. Он имел весьма сложную конструкцию и настолько сильно скручивал пряди, что попадание в него одежды или бороды могло стоить человеку жизни.

Именно отсюда и произошло выражение «попасть впросак».

Растекаться мыслью по древу

Выражение из «Слова о полку Игореве», памятника русской литературы XII в., впервые опубликованного в 1800 г.:

«Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серым волком по земли, шизым орлом подоблакы»,
т. е. «Ведь Боян вещий, если хотел кому сложить песнь, то растекался мыслью по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками».

Выражение «растекался мыслью по древу» у комментаторов «Слова» получило различные толкования. Одни считают слово «мыслию» несоответствующим двум другим членам сравнения — «волком по земли», «шизым орлом под облакы»,— предлагая читать «мысию», объясняя «мысь» псковским произношением слова «мышь»; мысыо же в Псковской губернии называлась, даже и в XIX в., белка.
Читать дальше

Крокодиловы слезы

Выражение употребляется в значении: лицемерные слезы, притворное сожаление; применяется к людям, притворяющимся сильно огорченными несчастьем кого-либо, кому они сами готовят гибель.

Основано на древнем поверье, будто бы у крокодила, перед тем как он съест свою жертву, текут из глаз слезы.

Об этом рассказывается и в произведениях древней русской письменности.

В «Повести бывшего посольства в Португальской земле» (XVII в.) упоминается «притворный во слезах крокодил». В одном из «Азбуковников» читаем; «Коркодил зверь водный… Егда имать человеки ясти, тогда плачет и рыдает, а ясти не перестает; а егда главу от тела оторвав, зря на нее плачет».
(В. И. Чернышев, Темные слова в русском языке, Сборник «Академия наук СССР — академику Н. Я. Марру»,

Делу время и потехе час

В 1656 по приказу царя Алексея Михайловича (1629—1676) была составлена «Книга, глаголемая урядник – новое уложение и устроение чина сокольничья пути», то есть сборник правил соколиной охоты, излюбленной потехи того времени.

В конце предисловия к «Уряднику» Алексей Михайлович сделал собственноручную приписку: «Прилог книжный или свой: сия притча душевые и телесне; правды же и суда и милостивый любве и ратного строя не забывайте – делу время и потехе час».

Слова «прилога», то есть приписки, стали пословицей, которую часто толкуют не правильно, понимая под словом «время» большую часть, а под словом «час» — меньшую, вследствие чего изменяют и самый оборот речи: вместо “и” ставят “а”.
Читать дальше

Аника-воин

В одном из произведений русской народной поэзии «духовном стихе» об Анике-воине, рассказывается о воине который гордился своей силой и хитростью, но, встретив «чудо чудное, диво дивное» — Смерть, испугался и был побежден ею.

Источник этого стиха — пришедшая к нам с Запада не ранее XVI в. повесть «Прение живота со смертью». Имя воина «Аника» взято из византийской повести о герое Дигенисе, прозванном anikitos — непобедимый; этот эпитет бьп понят как собственное имя.

Об Анике-воине сохранилось много народных сказаний и песен. Сражение его со Смертью изображалось на лубочных картинках, текст которых представлял сокращенную редакцию «Повести»
(Д. Ровинский, Русские народные картинки, т. IV. СПБ., 1881, с. 553—558).
Читать дальше

  • Про остапа из тараса бульбы рассказ
  • Про работу учителя сочинение
  • Про петропавловскую крепость для детей рассказ
  • Про непослушную девочку рассказ
  • Про них как пишется