1. Пишется слитно не с наречиями, которые без не не употребляются, например: неизбежно, нелепо, недоумевающе.
2. Пишутся слитно с не наречия на о, которые в сочетании с не приобретают противоположное значение; обычно такие слова можно заменить синонимами без не (ср. § 65, п. 2 и § 66, п. 2), например: неплохо (ср.: хорошо), немного (ср.: мало), неудачно (ср.: безуспешно).
3. Пишутся раздельно с не наречия на о, если имеется или подразумевается противопоставление, например: живут не богато, а бедно; обычно ехали не быстро и не медленно; не часто возникает подобная ситуация; не скоро еще вскроется река; не случайно он завел этот разговор; не вечно природа будет хранить свои тайны от человека; не сладко жилось переселенцам на первых порах. Ср.: На земном шаре не много мест, где встречается этот камень; Когда борзая добиралась до горла, зверю не много оставалось жить; Говоря честно, не много найдется людей, которые не испытывают неприятного чувства при виде пауков.
Примечание 1. В некоторых случаях возможно двоякое толкование и, как следствие, двоякое написание; ср.: до ближайшей остановки автобуса отсюда недалеко (утверждается, что близко) — до ближайшей остановки автобуса отсюда не далеко (отрицается, что далеко); редактор уехал ненадолго (на короткое время) — редактор уехал не надолго (не на продолжительное время). Для решения вопроса необходим более широкий контекст.
Примечание 2. В написании не с наречиями на — о, как и в написании имен прилагательных (см. § 66, п. 5), различается противопоставление, выраженное союзом а, и противопоставление, выраженное союзом но. В первом случае противопоставляются два понятия, из которых одно отрицается, а другое, противоположное ему, утверждается, например: работа выполнена не плохо, а хорошо; во втором случае действию одновременно приписываются оба признака без отрицания одного из них, например: работа выполнена неплохо, но с опозданием. В первом случае не пишется отдельно, во втором — слитно.
4. Пишутся раздельно с не наречия на — о, если при них в качестве пояснительного слова стоит отрицательное наречие, начинающееся с ни, либо сочетание далеко не, вовсе не, отнюдь не (ср. § 66, п. 6, примеч. 1, подпункт 2), например: докладчик говорил нисколько не убедительно, рукопись отредактирована отнюдь не плохо. Но: никак невозможно (никак играет роль усилительного слова; ср.: совершенно невозможно).
Примечание. О двояком значении наречия совсем и в связи с этим о возможном двояком написании не см. § 66, п. 6, примеч. 3. Ср.: выступал он совсем неинтересно — совсем не легко приходится птицам зимой.
5. Слитно или раздельно пишутся с не так называемые предикативные наречия на — о (слова категории состояния) типа нетрудно видеть — не трудно видеть: при утверждении они пишутся слитно, при отрицании — раздельно. Например:
а) неважно, что он о нас думает; неверно считать создавшееся положение столь трудным; невозможно выполнить такую сложную работу в короткий срок; невыгодно уезжать немедленно; неизвестно, как он будет вести себя дальше; немудрено, что она отказалась от неинтересной работы; непозволительно так относиться к старшим; непонятно, почему они так долго отсутствуют; неприятно гулять в сырую погоду; непростительно обманывать чужое доверие; сегодня на море неспокойно; неудивительно, что постоянные занятия спортом укрепили его здоровье; нехорошо оставлять друзей в беде;
б) — И это все? — Не богато; не весело думать, что праздник уже кончился; не видно, чтобы больной поправлялся; не должно упорствовать в ошибочном мнении; не логично полагать, что события будут повторяться; не обязательно, чтобы ответ был дан немедленно; не опасно, что в лечении сделан небольшой перерыв; не просто провести полную реконструкцию крупного предприятия; не скромно переоценивать свои заслуги; не сладко жить в одиночестве; не случайно, что за помощью он обратился именно к вам; не странно, что победа досталась сильнейшим; не существенно для нас, где провести отпуск; не худо было бы съездить на юг.
Примечание 1. Отрицание усиливается отрицательными местоимениями и наречиями или сочетаниями далеко не, вовсе не, отнюдь не, например: никому не приятно, чтобы о нем плохо думали, отнюдь не безразлично, как действовать в дальнейшем.
При логическом подчеркивании отрицания в вопросительных предложениях не пишется раздельно с предикативными наречиями, например: Не удивительно ли, что посредственное произведение так разрекламировано?
Примечание 2. Различается написание с не безлично-предикативных слов на — о и созвучных с ними кратких прилагательных и наречий. Ср.: — Дать воды? — Не нужно. — Объяснение ненужно. Существенных изменений не заметно. — Пятно незаметно. — Подал знак незаметно.
6. Пишется слитно не:
а) в отрицательных наречиях, например: негде, некуда, неоткуда, незачем;
б) в отыменных наречиях, например: невдалеке, невдомек, невзначай, невмоготу, невмочь, невпопад, невтерпеж, недаром (в значении «не напрасно»; но: не даром — в значении «не бесплатно»), некстати, неспроста; нехотя (глагольного происхождения);
в) в сочетаниях невесть кто (что, какой, где, куда и т. п.).
7. Пишется раздельно не:
а) с местоименными и усилительными наречиями, например: не здесь, не так, не вполне, не полностью, не совсем;
б) с предикативными наречиями, не соотносительными с именами прилагательными, например: не надо, не время, не жаль (но: недосуг, неохота и др.);
в) со сравнительной степенью наречий, например: работает не хуже других;
г) с обстоятельственными наречиями, например: не сегодня, не иначе и др.;
д) с наречиями, которые пишутся через дефис, например: не по-моему, не по-товарищески;
е) в сочетаниях отыменного происхождения, например: не в зачет, не в меру, не в пример, не к добру, не к спеху, не по вкусу, не под силу, не по нутру, не с руки.
Отрицание не пишется отдельно от следующих за ним предлогов, союзов, частиц, например: не в поле; не с друзьями; не то… не то; не только. В предложных сочетаниях несмотря на, невзирая на (см. § 69, п. 1, примеч. 3) не пишется слитно.
На данный момент нет содержимого, классифицированного этим термином.
Слитное и раздельное написание наречий зависит от того, от какой части речи они образованы с помощью приставки или представляют собой застывшую падежную форму слова с предлогом.
Рассмотрим, когда наречия пишутся слитно, раздельно или через дефис в связи с самостоятельными частями речи.
В русском языке наречие — это производная часть речи. Наречия возникли на базе слов других частей речи и их грамматических форм. В слитном и раздельном написании наречий прослеживается прямая связь с падежными формами существительных с предлогами, с прилагательными, местоимениями и числительными, от которых они были образованы.
Слитное написание наречий
Слитно пишутся наречия, в морфемном составе которых можно указать приставки.
1. Это, в первую очередь, наречия, образованные от слов этой же части речи приставочным способом:
- даром → задаром;
- всегда → навсегда;
- ныне → отныне;
- нельзя → донельзя;
- куда → откуда.
2. Укажем отрицательные наречия, образованные с помощью приставок не- и ни-:
- где → нигде;
- куда → некуда;
- зачем → незачем;
- как → никак.
3. Слитно пишутся относительные (вопросительные) наречия, образованные от местоимений:
- потому
- поэтому
- почему
- посему
- затем
Отличаем их в контексте от омонимичных словоформ местоимений с предлогами:
- по тому признаку;
- по этому пути;
- по чему пройти;
- за тем зданием.
Местоимения определяют слова с предметным значением, их можно опустить и предлог «по» окажется рядом с существительным. Наречие же примыкает к глаголу. Его невозможно изъять из предложения без искажения смысла высказывания.
Как пишутся наречия, образованные от числительных?
С приставками в-, на- пишутся слитно наречия, образованные от числительных:
- двое → вдвое;
- трое → втроем;
- двое → надвое.
Но если наречие имеет суффикс -их, то оно пишется раздельно :
- разделить на троих;
- работать за двоих
Наречия, образованные от числительных, пишутся раздельно с «по»:
- идти по одному;
- стояли по двое;
- собирались по трое.
Предложные сочетания, образованные повторением числительных, пишем раздельно с предлогами:
- остаться один на один;
- выступить трое на трое.
Правописание наречий, образованных от прилагательных
Эта группа наречий в большинстве случаев пишется слитно с приставками.
1. От полных прилагательных, имеющих приставки, образуем наречия с помощью суффикса -о:
- успешный → безуспешный → безуспешно
- этапный → поэтапный → поэтапно;
- сменный → посменный → посменно.
Такие слова напишем слитно с приставками, которые достались им от производящего прилагательного.
2. Большая группа наречий образована от полных форм прилагательных с помощью приставки и суффикса -ую:
- подчистую съесть;
- впустую потратить время;
- вхолостую работать;
- врассыпную разбежаться;
- врукопашную бороться.
Исключение: на мировую, на боковую, на попятную.
Слово «в открытую» пишется раздельно, так как предлог обозначен согласным, а корень слова начинается с гласного.
3. Пишутся слитно наречия, образованные из предлогов и кратких форм прилагательных:
- прийти затемно;
- сделать запросто;
- пойти влево;
- издавна жить;
- сгоряча отругать;
- вернуться налегке;
- донага раздеться
Слитное написание наречий, образованных от существительных
Наибольшую трудность в правописании наречий представляют слова, образованные от существительных и их падежных форм. Производные наречия пишутся то слитно, то раздельно. К тому же в русском языке имеются омонимичные формы существительных, которые с предлогами пишутся только раздельно. Созвучные им наречия, напротив, зачастую пишутся слитно.
Рассмотрим случаи слитного написания наречий. Определим, как их отличить от падежных форм существительных с предлогами.
1. Слитно пишутся наречия, в составе которых имеются слова, не употребляющиеся в современном языке:
дотла, вкупе, воочию, вдребезги, наизусть, наотмашь, невдомёк, натощак, навзничь, навзрыд, невзначай и пр.
2. С любыми приставками пишутся слитно наречия, образованные от существительных с пространственно-временным значением:
верх, низ, перед, зад, высь, даль, начало, конец, ширь, глубь, век.
Понаблюдаем:
- вверх взлететь;
- увидеть внизу;
- наконец вспомнил;
- ввек не забудешь;
- навеки запомни.
Запомним раздельное написание слов: на веки вечные, на века, от века, на веку.
Но если у похожей по звучанию лексемы есть определяющее слово, то это падежная форма существительного с предлогом.
Рыба нырнула вглубь. — Мальчик опустил ложку в глубь банки.
Сначала стоит позвонить ей. — С начала лета не было ни одного дождя.
Между предлогом и существительным можно вставить прилагательное или местоимение:
- в самую глубь банки;
- с этого начала лета.
В словосочетании «всматриваться, вглядываться (во что?) в даль» слово «в даль» пишется раздельно с предлогом.
3. Пишутся слитно наречия с приставками о-, от-, к-, из-/-ис-:
- оземь ударить
- обок поместить
- отроду не знать (но от роду пять лет)
- отчасти прав
- кряду
- кстати
- изнутри
- исстари
Запомним раздельное написание слов: к спеху, не к спеху, к месту, не к месту.
Правила слитного написания | Примеры | Исключения |
---|---|---|
Наречия, в составе которых есть неиспользуемые в современной речи существительные | невдомёк, вкупе, впросак, насмарку | |
Если к существительному в составе наречия нельзя поставить вопрос или вставить между предлогом и существительным определяющее слово | вволю, отчасти, наотрез | на-гора (технический термин), на выучку, на выручку, на вырост |
Наречия, образованные от существительных со значением времени или пространства | сверху, навеки, вконец | |
Наречия, образованные от полных прилагательных с помощью приставок в-, на-, за- | напрямую, вручную, зачастую, наверное | в открытую, на попятную, на мировую, на боковую + если прилагательное начинается с гласной |
Наречия, образованные от сочетания предлога с кратким прилагательным | налегке, запросто, понапрасну | |
Наречия, образованные с помощью приставок в, на от собирательных числительных | вдвое, натрое, впятеро | |
Наречия, образованные сочетанием предлога и местоимения | почему, вничью, вовсю | |
Наречия, образованные сочетанием приставки и наречия | извне, насквозь, напротив | до завтра, под утро, на сегодня, на нет, на авось, на ура |
Наречия, образованные сочетанием предлога в, корня пол- и родительного падежа существительного | вполсилы, вполголоса, вполоборота | в пол-лица, в пол-яблока, в пол-яйца |
Наречия на -о пишутся с не- слитно, если к слову можно подобрать синоним. | нелегко (трудно), невесело (грустно) | |
Наречия пишутся с не-, если приставка находится под ударением. | некуда, незачем, нехотя |
Раздельное написание наречий
1. Раздельно пишутся наречия, образованные от существительных с предлогами без, до, с (со), под, за, независимо от того, существует ли отдельно это слово в современном языке.
Примеры:
- без спросу взять;
- нужно до зарезу
- понять с лёту;
- пошла под гору;
- говорить за глаза.
Слитно пишутся слова сплеча, снаружи, сроду, спросонок, замуж (ем), заподлицо, запанибрата и пр.
2. Раздельно пишем наречие, если предлог оканчивается на согласную, а существительное начинается с гласной:
- в одиночку действовать;
- в общем охарактеризовать;
- в охапку схватить;
- в отместку сделать.
3. Если существительное сохранило падежную форму, то с предлогами в, на, по наречие пишется раздельно:
- это мне на руку;
- оставить на память;
- выполнить по совести;
- взять на поруки
и пр.
4. Наречия, образованные сочетанием предлогов в, на и формы предложного падежа существительных, оканчивающихся на -ах/-ях, пишутся раздельно:
- закричать в сердцах;
- бродить в потёмках (но впотьмах);
- весь день на ногах;
- быть на побегушках;
- расположить в головах
и пр.
Наречия впросонках, второпях, вгорячах, впопыхах, впотьмах пишутся слитно, так как в отдельности нет таких существительных в современном языке.
Если между предлогом и существительным можно вставить определяющее слово, это признак раздельного написания наречий:
- сделать в срок (в кратчайший срок);
- спросить на ходу (на полном ходу);
- задуматься на миг (на один миг);
- посолить в меру (в полную меру).
Следует иметь в виду, что раздельно пишутся только те наречия, значение которых не изменяется при введении определяющего слова.
Сравним:
- вконец устал — в конец дороги;
- разбить наголову — надеть на голову.
Правила раздельного написания | Примеры | Исключения |
---|---|---|
Если существительное в составе наречия сохранило падежные формы | в тупик — в тупике — из тупика, на запятки — на запятках, без ведома — с ведома, без толку — с толком | наизнанку (с изнанки), наспех (не к спеху), поодиночке (в одиночку) |
Если между предлогом и существительным можно вставить определяющее слово | на скаку (на всем скаку), в спешке (в страшной спешке), в рост (в полный рост) | |
Если у существительного есть зависимое слово | в начале повести, во время отпуска, в конце спектакля | |
Если существительное в составе наречия употребляется в переносном смысле | след в след, в конце концов | |
Наречия, образованные сочетанием предлогов и существительных, которые начинаются на гласную | в обхват, под уклон, в аккурат | |
Наречия, образованные сочетанием предлога по с числительными | по одному, по двое, по трое | |
Если местоимение согласуется с существительным | во весь рост, по этому пути | |
Наречия, образованные сочетанием предлогов без, до, с, под и существительных | до отвала, под стать, с ходу, без просыпу | дотла, донизу, доверху, сроду, сдуру, сплеча, подряд, подчас |
Наречия, образованные сочетанием предлогов в, на и существительных с окончанием -ах (-ях) | в потемках, в ногах, на рысях | вгорячах, впопыхах, впотьмах, второпях |
Правописание наречий через дефис
Прочтем правила написания дефиса в наречиях и сведем их в таблицу.
Правила дефисного написания | Примеры | Исключения |
---|---|---|
Наречия с приставкой по-, которые оканчиваются на -ому (-ему), -и (-ски, -цки, -ки, -ьи) | по-доброму, по-хорошему, по-английски, по-заячьи | поэтому, потому, посему, по одному |
Наречия, образованные при помощи приставки в- (во-) от порядковых числительных | во-первых, в-пятых, в-третьих | |
Наречия, образованные соединением двух однокоренных или синонимичных слов | чуть-чуть, тихо-смирно, точь-в-точь |
Вывод
Слитное и раздельное написание наречий напрямую связано с теми частями речи, от которых они были образованы.
Важно установить производящее слово и выяснить, предлог или приставка имеется в составе наречия. Многие наречия пишутся традиционно слитно или раздельно, даже если не существует таких самостоятельных слов в современном русском языке. Их написание запоминаем или справляемся в случае затруднений в словаре.
Видеоурок
Всего найдено: 11
Здравствуйте! Поискала у Розенталя и в Справочнике издателя и автора Мильчина, есть варианты про цитаты, но никак не могу разобраться. Нужны ли точки после кавычек, если это мысли героя или внутренние разговоры (кавычки в этой сказке отделяют в тексте все внутренние диалоги, мысли от реальных диалогов)? Есть варианты со словами автора внутри или перед, а есть только «внутренний разговор» героя: «У меня! — услышал Горбун внутри голос своего сердца. — Ты влюблён в принцессу!». «Я? В принцессу? Глупости! Как могу я — такой страшный и мрачный — любить такую прекрасную Розу?». «Неужели кто-то полюбит такого уродливого горбуна, как я? — с горечью думал он. — А я сам смогу полюбить кого-то?». Он не знал ответа, до сих пор ему знакомы были только ненависть и зависть. От удивления Горбун застыл на месте и стоял столбом, не веря своим глазам: «Разве на свете бывает такая красота?!». Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Если в тексте перемежается внешняя речь (обращенная к собеседнику) и внутренняя (подумал про себя), то внешняя речь оформляется при помощи абзацного выделения, а внутренняя — при помощи кавычек. При этом прямая речь с кавычками оформляется по общим правилам:
- если прямая речь заканчивается точкой, точка ставится после кавычек;
- если прямая речь заканчивается вопросительным, восклицательным знаком или многоточием, знак пишется внутри кавычек, а точка после них не ставится.
Верно: «У меня! — услышал Горбун внутри голос своего сердца. — Ты влюблен в принцессу!» «Я? В принцессу? Глупости! Как могу я — такой страшный и мрачный — любить такую прекрасную Розу?» «Неужели кто-то полюбит такого уродливого горбуна, как я? — с горечью думал он. — А я сам смогу полюбить кого-то?» Он не знал ответа, до сих пор ему знакомы были только ненависть и зависть. От удивления Горбун застыл на месте и стоял столбом, не веря своим глазам: «Разве на свете бывает такая красота?!»
Здравствуйте! А как правильно(лучше) ребёнку проговаривать про себя слова во время диктанта, так как он пишет или так как они звучат?
Ответ справочной службы русского языка
Лучше обсудить этот вопрос с учителем.
Подскажите, как правильно выделять рассказ истории о себе и к какому разделу по правилам это относится? Расскажу маленькую историю про себя. ⠀ «В определенный период…» Или не нужны кавычки после фразы о рассказе истории? Расскажу маленькую историю про себя: в определенный период… Спасибо заранее!
Ответ справочной службы русского языка
Никакие средства выделения не требуются.
Расскажу маленькую историю о себе. В определенный период…
Добрый день. Чем является «во» в производном предлоге «во время»? Приставкой? Аналогично: чем является «в» в предлоге «в течение»? Спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Интересный вопрос. При характеристике наречий обычно используют термин предлог-приставка. Например, Е. В. Бешенкова и О. Е. Иванова пишут об этой части так: «При переходе предложно-падежного сочетания в наречие часто сохраняется раздельное написание предлога в составе наречного сочетания. Однако первоначальный предлог теряет свой статус и приобретает качество переходного явления между предлогом и приставкой и называется предлог-приставка. Некоторые предлоги-приставки в составе наречий и наречных сочетаний всегда пишутся раздельно, к ним относятся без, для, при, про, напр.: без обиняков, без продыху, без просыпа, без разбору, без спросу, без толку, без удержу, без умолку, без устали, без утайки, без малого, без никаких, для блезиру, при смерти, при случае, при деньгах, про запас, про себя («не вслух»). Предлог-приставка до пишется слитно с наречной основой (досюда, дотуда, докуда, доднесь, доколь, дотоль…» (Бешенкова Е. В., Иванова О. Е. Правила русской орфографии с комментариями. Тамбов, 2012. С. 76).
Для описания составных предлогов такой термин неудобен, хотя начальная часть в них имеет те же свойства, что и в описанных выше наречиях. Вот, например, фрагмент из «Русской грамматика» 1980 г.: «К простым предлогам относятся все те предлоги – как первообразные, так и непервообразные, которые состоят из одного слова. К составным предлогам относятся те предлоги (всегда непервообразные), которые состоят из двух или трех слов: формы имени, деепричастия или наречия в сочетании с одним или двумя первообразными предлогами: впредь до, вдали от, в отличие от, согласно с, по отношению к, глядя по» (§ 1656).
Доброе утро! Подскажите, как правильно оформить перечисление вопросов в следующем предложении (надо ли их брать в кавычки, прописывая с большой буквы?): Такие задумывающиеся люди вслух или про себя задаются вопросами: что есть свобода, какая моя личная свобода, и что стоит, а что не стоит делать ради своей свободы?
Ответ справочной службы русского языка
См. ответ на вопрос № 284412.
Подскажите, пожалуйста, как правильно оформить вопросы в предложении (брать ли их в кавычки, писать ли с заглавной буквы). Такие задумывающиеся люди вслух или про себя задаются вопросами: что есть свобода, какая моя личная свобода, и что стоит, а что не стоит делать ради своей свободы?
Ответ справочной службы русского языка
Корректно: Такие задумывающиеся люди вслух или про себя задаются вопросами: что есть свобода? какая моя личная свобода? что стоит, а чего не стоит делать ради своей свободы?
Повторно задаю вопросы (долго ждала ответа, а я делаю для печати книгу родственника) по прямой речи. Верно ли:
1) Он спросил, где я служил. Он спросил: «Где ты служил?»
2) На мой вопрос: «Ты это видел?» – он ответил: «Нет!»
3) Как правильно расставить пунктуацию прямой речи внутри прямой речи? На Грамота.ру нет такой статьи. Примеры (не всегда знаю как правильно):
– Это было в ту ночь. Сколько раз я думала про себя: уж не Райдергуд ли убил?
– Я ему говорю: «Старик, мне не понятно». А он мне говорит: «Таких людей мало».
– А потом я начал думать: «Вздор!»
«Куда идёте?» – «Да, – говорят, – на тренировку. А ты?» – «Да я, – говорю, – вот сдал документы».
Ответ справочной службы русского языка
Извините за задержку с ответом. Пунктуация во всех приведенных Вами предложениях верна.
Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, правильно оформить словосочетание «чтение про себя«. Нужно ли закавычивать слово «про себя» или допустимо оставить без кавычек? Как обосновать?
Ответ справочной службы русского языка
Кавычки не нужны: сочетание про себя в знач. ‘тихо, еле слышно’ и ‘не в слух, в уме, мысленно’ зафиксировано словарями русского языка (т. е. такое употребление не является необычным, непривычным).
Здравствуйте! В пятый раз пишу вам. Пожалуйста, если по каким-то причинам не можете ответить, скажите, и я больше не буду задавать этот вопрос. Всю жизнь думала, что знаю, как оформляется прямая речь. Но все чаще вижу, как в газетах, книгах после кавычек, закрывающих прямую речь, если в конце прямой речи стоит вопросительный, восклицательный знак или многоточие, после кавычки ставят точку либо запятую. Например: «Какая чудная погода!», — воскликнул он. Он воскликнул: «Какая чудная погода!». Она закричала: «Куда ты идешь?». А недавно открыла книгу семьдесят второго года ленинградского издательства — а там та же история: точки после кавычек после прямой речи с восклицанием или вопросом. Скажите, пожалуйста, меня неправильно учили в школе и на филфаке университета? Или я что-то пропустила? Зачем эти точки и запятые?
Ответ справочной службы русского языка
В Вашем вопросе две части. Постараемся ответить.
1. Пунктуация перед авторскими словами регулируется правилом.
Если прямая речь стоит перед вводящими ее словами автора, то после прямой речи ставится запятая и тире, а слова автора начинаются со строчной буквы: «Мы всё прекрасно понимаем, Николай Васильевич», — съязвил про себя Солодовников, присаживаясь на белую табуретку (Шукш.). Если после прямой речи стоит вопросительный, восклицательный знак или многоточие, то эти знаки сохраняются, а запятая не ставится; слова автора, как и в первом случае, начинаются со строчной буквы: «Да проститься же надо было!..» — понял он, когда крытая машина взбиралась уже на взвоз (Шукш.); «Голубоглазый мой ангел-хранитель, что ты смотришь на меня с такой грустной тревогой?» — хотел иронически сказать Крымов (Бонд.).
Если на месте разрыва оказывается восклицательный или вопросительный знак, то он сохраняется, далее следует тире перед словами автора (со строчной буквы), после этих слов ставится точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы: «Даю ли я сейчас счастье многим людям, как это было ранее? — думал Кипренский. — Неужели только глупцы пытаются устроить благополучие своей жизни?» (Пауст.); «Да тихо! — приказал дежурный. — Можете вы помолчать?!» (Шукш.).
2. А вот точку в конце предложения (после кавычек) ставить нужно.
…Если перед закрывающей кавычкой стоит знак вопросительный, восклицательный или многоточие (и на этом предложение заканчивается), то те же знаки, необходимые по условиям всего предложения, не повторяются после закрывающей кавычки; неодинаковые знаки (перед кавычкой и после кавычки) ставятся; ср.: «Вы читали романы «Что делать?» и «Кто виноват?»; Кто не знает великолепных слов А. Блока: «Сотри случайные черты. И ты увидишь — мир прекрасен…»?; Неужели вы не прочитали роман «Что делать?»!
Скажите пожалуйста, обязательно ли оформлять внутренний монолог как прямую речь:
Христианство не западная религия, отметил я про себя. Печально то, что она превратилась в западную религию.
или так:
«Христианство не западная религия,» — отметил я про себя. Печально то, что она превратилась в западную религию.
Спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Оформление в виде прямой речи в данном случае не требуется.
Я рассказывала ему про себя… и Я рассказывала ему о себе… В чем отличия в употреблении?
Ответ справочной службы русского языка
Отличия стилистические: про – разговорный вариант.
Прочитайте текст и выполните задания 6—9.
(1)Тамара Ивановна, наш классный руководитель, объявила: в последний учебный день четверти уроков не будет, класс соберётся на чаепитие и каждый расскажет о таланте одного из одноклассников. (2)Предполагалось, что это поможет нам лучше узнать друг друга и с хорошим настроением уйти на зимние каникулы. (З)Было решено разбиться на пары по принципу соседства по партам. (4)Без партнёра по заданию остался один Вовка Жуков, в одиночестве занимавший последнюю парту третьего ряда: он плохо учился, заикался и, наверное, поэтому держался особняком. (5)Ни в нашем классе, ни вне его у Жука, похоже, не было друзей, а нас, честно говоря, не заботило его одиночество: подумаешь, в каждом классе есть такой странный тихоня-троечник.
— (6)Ну а тебе, Вова, — задумавшись на секунду, пожала плечами учительница, — даже не знаю, что и делать. (7)Расскажешь нам о каком-нибудь человеке, чьим талантом ты восхищаешься.
— (8)Жук?! (9)Восхищается?! (10)Да он и слова-то такого не знает! — усмехнулся Макс Смирнов, капитан школьной баскетбольной команды. — (11)Он может только на нашу Лебедеву глазеть, не отрываясь, да, Катька?
(12)Вовка залился краской и почему-то с ужасом посмотрел на Катю: наверное, до этого момента он не понимал, что все в классе давно заметили, что первую красавицу параллели Лебедеву он выбрал предметом своего безмолвного обожания. (13)Он вызывался внеочередным добровольцем на дежурства по классу, когда подходила её очередь, ему же приписывалось авторство подкинутого однажды Кате в пенал двустишия, написанного простым карандашом на обрывке тетрадного листа: «Мне светло и хорошо. Что на свете ты живёшь».
— (14)Ему же светло и хорошо от тебя становится, — не унимался Смирнов, — про тебя и напишет! (15)В стихах!
— (16)Да больно нужны мне его стихи, — скривилась Лебедева, — тоже мне, талант нашёлся!
— (17)Ну, раз талант, может, про него ты и поведаешь народу?
— (18)Только для этого Жуку придётся тебе про себя рассказать, а у него это не очень хорошо получается, п-п-правда, Ж-ж-жук?
(19)Вовка сдёрнул со спинки стула портфель и выбежал из класса, оглушительно хлопнув дверью.
— (20)Псих, — бросила ему вслед Лебедева.
(21)Никто из нас не сомневался — несмотря на издёвки Смирнова, Жук свой рассказ посвятит ей. (22)И дело было не только в Катиной красоте. (23)Она действительно была талантлива: прекрасно пела, рисовала, хорошо училась.
(24) А ещё Катя вышивала живописные букеты, которые дарила в рамках учителям и избранным подругам, предварительно подписывая с обратной стороны: Е.Н. Лебедева.
(25) Она хвасталась, что дома у неё целая коллекция: «мой восхитительный сад» — так она называла её, и один папин коллега даже обещал организовать выставку её работ.
(26) Однажды она принесла несколько из них в класс, восхищалась: «Кажется, что они живые, правда? (27)Только жаль, что они не пахнут!»
(28) В такой рекламе, впрочем, Катина вышивка не нуждалась: её сад был действительно прекрасным.
(29) Поэтому в день чаепития Катя справедливо ждала два рассказа, посвящённых себе.
(30)3а партами, сдвинутыми в общий стол нашими талантливыми спортивными ребятами, уже собрался весь класс. (31)Вовка опаздывал, и было принято решение начать без него. (32)Мы выступали по очереди и уплетали выпечку, принесённую нашими талантливыми хозяйственными девочками. (ЗЗ)За хвалебными речами мы не сразу заметили, как в класс вошла Вовкина мать.
(34)Она дождалась, пока мы обратим на неё внимание, и сказала учительнице: «Вова слёг с гриппом и не смог прийти. (35)Он просил передать вам сочинение».
— (З6)О-о-о, здорово! (37)Читайте, читайте! — закричал Смирнов. — (38)Ода Лебедевой, часть вторая!
(39)Мы повернулись к учительнице, стоявшей у дверей. (40)Повернулись все, кроме Кати. (41)Она выглядела скучающей: класс уже удостоился чести увидеть её новую вышивку, иллюстрирующую рассказ подруги о таланте красавицы.
(42)Тамара Ивановна раскрыла тетрадь и начала читать: «Талант — это дар, который выделяет человека из остальных. (43)У меня нет таланта, и я ничем не выделяюсь. (44)Я иногда думаю: зачем я прожил вот этот день, если я ничего не умею создавать или изобретать? (45)Но я знаю одного человека, у которого, как мне кажется, есть настоящий талант. (46)Благодаря ей, я понял, что в нём главное — не только красота, которой можно любоваться. (47)Каждый день я прихожу в школу и я вижу, как замечателен её талант. (48)И особенно прекрасны её цветы…»
— (49)Ну то-о-очно, про меня! — с притворным недовольством протянула Катя.
(50)«Цветы, — продолжала читать Тамара Ивановна, — которые она посадила в горшках на подоконниках. (51)Самым талантливым человеком я считаю нашу школьную уборщицу Веру Павловну. (52)Она самая добрая в нашей школе, а настоящий талант без доброты — это как мёртвые цветы, которые даже не пахнут». (53)Гробовую тишину, воцарившуюся в классе, нарушила учительница:
— (54)Молодец, Жуков! (55)Какой же ты, оказывается, молодец!
* Ольга Павлова — современный блогер.
(По О. Павловой*)
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Определение наречия
Наречие — это самостоятельная неизменяемая часть речи, которая обозначает признак и отвечает на вопросы «как?», «где?», «куда?», «когда?», «откуда?» и «почему?».
У наречия особое грамматическое значение. Эта часть речи может обозначать три вида признаков в зависимости от того, к какой части речи относится в предложении или словосочетании.
- Признак действия — наречие примыкает к глаголу или деепричастию:
- запомнить (как?) наизусть,
- стремиться (куда?) вверх,
- сообщить (почему?) неспроста.
- Признак предмета — наречие примыкает к существительному:
- путь (какой?) напрямую,
- платье (какое?) наизнанку,
- яйцо (какое?) всмятку.
- Признак другого признака — наречие примыкает к прилагательному, наречию, причастию:
- потрясающе яркий,
- очень хорошо,
- вдвое больше.
Важно запомнить
Наречия — неизменяемые слова: не склоняются, не спрягаются, не имеют окончаний, не изменяются по родам и числам.
Грамматические особенности наречия
Чтобы понять, что такое наречие в русском языке, разберем грамматические особенности, которые отличают его от других частей речи.
Неизменяемость наречий
Специфический морфологический признак наречия — это его неизменяемость. Она выражается в неспособности наречия образовывать грамматические формы рода, числа, падежа или лица. Наречия не склоняются и не спрягаются. У них нет специальных окончаний. Проверим:
- гулять (как?) весело, гуляем весело, будем гулять весело;
- крайне (в какой степени?) сладкий, крайне сладкого, крайне сладким.
По правилам могут изменяться глаголы и прилагательные, а наречия всегда сохраняют неизменную грамматическую форму. Конечные буквы наречий «о», «а», «е», «и», «у» — это не окончания, а словообразовательные суффиксы:
- вытереть насухо;
- стоять справа;
- сидеть взаперти;
- пить компот вприкуску.
Только наречия с суффиксом -о могут образовать формы степеней сравнения, которые при этом тоже не изменяются:
- рано — раньше, более рано (раньше всех встать);
- радостно — радостнее, более радостно (радостнее всех выглядеть).
Знаменательные и местоименные наречия
По функции все наречия можно разделить на знаменательные и местоименные. Если наречие обозначает признак действия, другого признака или предмета, оно считается знаменательным:
- идти (как?) быстро;
- стеснительный (в какой степени?) чрезмерно;
- улыбка (какая?) невзначай.
Ряд наречий только указывают на признак, конкретно его не называя. Это местоименные наречия:
- идти (куда?) туда;
- (в какой мере?) нисколько не стеснительный.
У местоименных наречий есть своя градация:
Определительные наречия выражают определительно-количественные признаки действия, признака или предмета. Эти слова поясняют глаголы, существительные, прилагательные, наречия и слова категории состояния:
- лететь (как?) высоко;
- прыгнув (куда?) вверх;
- (в какой степени?) очень симпатичный;
- взгляд (какой?) исподлобья;
- (в какой мере?) совершенно секретно.
В предложении определительные наречия могут быть обстоятельством или определением.
Обстоятельственные наречия выражают только признак действия. Такие наречия примыкают к глаголам и обозначают различные условия, обстоятельства осуществления действия:
- нырнуть (куда?) вглубь;
- светит (когда?) днем;
- сказать (с какой целью?) в шутку;
- задеть (по какой причине?) сослепу.
В предложении такие наречия выступают в роли обстоятельства.
Классификация наречий по способу образования
Кроме разрядов по значению, наречия можно классифицировать по способу образования:
- суффиксальный: быстрый — быстро, творческий — творчески;
- приставочно-суффиксальный: сухой — досуха;
- приставочный: хорошо — нехорошо, куда — никуда;
Возможно сложение разных видов:
- сложение слов: еле, еле — еле-еле;
- сложение с первым элементом полу-: полулежа; полусидя;
- сложение с присоединением суффикса или приставки и суффикса: мимо ходить — мимоходом; половина, сила — вполсилы.
Правописание наречий с дефисом
Через дефис пишутся:
- наречия на -ому, -ему, -ки, -ски, -ьи с приставкой по- (по-другому, по-хорошему, по-русски);
- в наречиях на -ых, -их с приставкой во-, в-, которые образованы от порядковых числительных (во-первых);
- в неопределенных наречиях с приставкой кое- и суффиксами -то/-либо/-нибудь/-таки/-ка (где-то, как-то);
Еще дефис используют, когда есть:
- повторение слов и основ слов (еле-еле, волей-неволей, как-никак);
- сочетание синонимических слов (нежданно-негаданно).
Приставка по- пишется слитно:
- в наречиях, которые образованы от прилагательных с помощью приставки и суффиксов -у, -еньку, -оньку (попросту, потихоньку);
- с формами сравнительной степени наречий (повыше);
Слитно пишутся наречия, которые образованы:
- соединением предлогов с наречиями (извне, навсегда);
- соединением предлогов в и на с собирательными числительными (вдвое, втрое);
- соединением предлогов с полными прилагательными (вкрутую);
- соединением предлога и существительного (наверх, вследствие);
- через соединение предлога с вопросительными и указательными местоимениями (почему, отчего).
Раздельно пишутся наречия, образованные из предлога в и полного прилагательного с первой гласной буквой (в открытую).
Синтаксическая роль наречий
Как мы помним, наречие — это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, состояния, редко — предмета.
В предложении наречия чаще всего выполняют функцию обстоятельства, реже — определения или сказуемого. К этому второстепенному члену предложения можно задать обстоятельственные вопросы: «где?», «как?», «куда?», «откуда?», «зачем?», «почему?».