Про себя наречие как пишется

1. пишется слитно не с наречиями, которые без не не употребляются, например: неизбежно, нелепо, недоумевающе. 2. пишутся слитно с не

1. Пишется слитно не с наречиями, которые без не не употребляются, например: неизбежно, нелепо, недоумевающе.


2. Пишутся слитно с не наречия на о, которые в сочетании с не приобретают противоположное значение; обычно такие слова можно заменить синонимами без не (ср. § 65, п. 2 и § 66, п. 2), например: неплохо (ср.: хорошо), немного (ср.: мало), неудачно (ср.: безуспешно).


3. Пишутся раздельно с не наречия на о, если имеется или подразумевается противопоставление, например: живут не богато, а бедно; обычно ехали не быстро и не медленно; не часто возникает подобная ситуация; не скоро еще вскроется река; не случайно он завел этот разговор; не вечно природа будет хранить свои тайны от человека; не сладко жилось переселенцам на первых порах. Ср.: На земном шаре не много мест, где встречается этот камень; Когда борзая добиралась до горла, зверю не много оставалось жить; Говоря честно, не много найдется людей, которые не испытывают неприятного чувства при виде пауков.


Примечание 1. В некоторых случаях возможно двоякое толкование и, как следствие, двоякое написание; ср.: до ближайшей остановки автобуса отсюда недалеко (утверждается, что близко) — до ближайшей остановки автобуса отсюда не далеко (отрицается, что далеко); редактор уехал ненадолго (на короткое время) — редактор уехал не надолго (не на продолжительное время). Для решения вопроса необходим более широкий контекст.


Примечание 2. В написании не с наречиями на — о, как и в написании имен прилагательных (см. § 66, п. 5), различается противопоставление, выраженное союзом а, и противопоставление, выраженное союзом но. В первом случае противопоставляются два понятия, из которых одно отрицается, а другое, противоположное ему, утверждается, например: работа выполнена не плохо, а хорошо; во втором случае действию одновременно приписываются оба признака без отрицания одного из них, например: работа выполнена неплохо, но с опозданием. В первом случае не пишется отдельно, во втором — слитно.


4. Пишутся раздельно с не наречия на — о, если при них в качестве пояснительного слова стоит отрицательное наречие, начинающееся с ни, либо сочетание далеко не, вовсе не, отнюдь не (ср. § 66, п. 6, примеч. 1, подпункт 2), например: докладчик говорил нисколько не убедительно, рукопись отредактирована отнюдь не плохо. Но: никак невозможно (никак играет роль усилительного слова; ср.: совершенно невозможно).


Примечание. О двояком значении наречия совсем и в связи с этим о возможном двояком написании не см. § 66, п. 6, примеч. 3. Ср.: выступал он совсем неинтересно — совсем не легко приходится птицам зимой.


5. Слитно или раздельно пишутся с не так называемые предикативные наречия на — о (слова категории состояния) типа нетрудно видеть — не трудно видеть: при утверждении они пишутся слитно, при отрицании — раздельно. Например:
а) неважно, что он о нас думает; неверно считать создавшееся положение столь трудным; невозможно выполнить такую сложную работу в короткий срок; невыгодно уезжать немедленно; неизвестно, как он будет вести себя дальше; немудрено, что она отказалась от неинтересной работы; непозволительно так относиться к старшим; непонятно, почему они так долго отсутствуют; неприятно гулять в сырую погоду; непростительно обманывать чужое доверие; сегодня на море неспокойно; неудивительно, что постоянные занятия спортом укрепили его здоровье; нехорошо оставлять друзей в беде;
б) — И это все? — Не богато; не весело думать, что праздник уже кончился; не видно, чтобы больной поправлялся; не должно упорствовать в ошибочном мнении; не логично полагать, что события будут повторяться; не обязательно, чтобы ответ был дан немедленно; не опасно, что в лечении сделан небольшой перерыв; не просто провести полную реконструкцию крупного предприятия; не скромно переоценивать свои заслуги; не сладко жить в одиночестве; не случайно, что за помощью он обратился именно к вам; не странно, что победа досталась сильнейшим; не существенно для нас, где провести отпуск; не худо было бы съездить на юг.


Примечание 1. Отрицание усиливается отрицательными местоимениями и наречиями или сочетаниями далеко не, вовсе не, отнюдь не, например: никому не приятно, чтобы о нем плохо думали, отнюдь не безразлично, как действовать в дальнейшем.
При логическом подчеркивании отрицания в вопросительных предложениях не пишется раздельно с предикативными наречиями, например: Не удивительно ли, что посредственное произведение так разрекламировано?


Примечание 2. Различается написание с не безлично-предикативных слов на — о и созвучных с ними кратких прилагательных и наречий. Ср.: — Дать воды? — Не нужно. — Объяснение ненужно. Существенных изменений не заметно. — Пятно незаметно. — Подал знак незаметно.


6. Пишется слитно не:
а) в отрицательных наречиях, например: негде, некуда, неоткуда, незачем;
б) в отыменных наречиях, например: невдалеке, невдомек, невзначай, невмоготу, невмочь, невпопад, невтерпеж, недаром (в значении «не напрасно»; но: не даром — в значении «не бесплатно»), некстати, неспроста; нехотя (глагольного происхождения);
в) в сочетаниях невесть кто (что, какой, где, куда и т. п.).


7. Пишется раздельно не:
а) с местоименными и усилительными наречиями, например: не здесь, не так, не вполне, не полностью, не совсем;
б) с предикативными наречиями, не соотносительными с именами прилагательными, например: не надо, не время, не жаль (но: недосуг, неохота и др.);
в) со сравнительной степенью наречий, например: работает не хуже других;
г) с обстоятельственными наречиями, например: не сегодня, не иначе и др.;
д) с наречиями, которые пишутся через дефис, например: не по-моему, не по-товарищески;
е) в сочетаниях отыменного происхождения, например: не в зачет, не в меру, не в пример, не к добру, не к спеху, не по вкусу, не под силу, не по нутру, не с руки.
Отрицание не пишется отдельно от следующих за ним предлогов, союзов, частиц, например: не в поле; не с друзьями; не тоне то; не только. В предложных сочетаниях несмотря на, невзирая на (см. § 69, п. 1, примеч. 3) не пишется слитно.

На данный момент нет содержимого, классифицированного этим термином.

Слитное и раз­дель­ное напи­са­ние наре­чий зави­сит от того, от какой части речи они обра­зо­ва­ны с помо­щью при­став­ки или пред­став­ля­ют собой застыв­шую падеж­ную фор­му сло­ва с предлогом.

Рассмотрим, когда наре­чия пишут­ся слит­но, раз­дель­но или через дефис в свя­зи с само­сто­я­тель­ны­ми частя­ми речи.

В рус­ском язы­ке наре­чие — это про­из­вод­ная часть речи. Наречия воз­ник­ли на базе слов дру­гих частей речи и их грам­ма­ти­че­ских форм. В слит­ном и раз­дель­ном напи­са­нии наре­чий про­сле­жи­ва­ет­ся пря­мая связь с падеж­ны­ми фор­ма­ми суще­стви­тель­ных с пред­ло­га­ми, с при­ла­га­тель­ны­ми, место­име­ни­я­ми и чис­ли­тель­ны­ми, от кото­рых они были образованы.

Слитное написание наречий

Слитно пишут­ся наре­чия, в мор­фем­ном соста­ве кото­рых мож­но ука­зать приставки.

1. Это, в первую оче­редь, наре­чия, обра­зо­ван­ные от слов этой же части речи при­ста­воч­ным спо­со­бом:

  • даром → задаром;
  • все­гда → навсе­гда;
  • ныне → отныне;
  • нель­зя → донель­зя;
  • куда → откуда.

2. Укажем отри­ца­тель­ные наре­чия, обра­зо­ван­ные с помо­щью при­ста­вок не- и ни-:

  • где → нигде;
  • куда → некуда;
  • зачем → незачем;
  • как → никак.

3. Слитно пишут­ся отно­си­тель­ные (вопро­си­тель­ные) наре­чия, обра­зо­ван­ные от местоимений:

  • пото­му
  • поэто­му
  • поче­му
  • посе­му
  • затем

Отличаем их в кон­тек­сте от омо­ни­мич­ных сло­во­форм место­име­ний с предлогами:

  • по тому признаку;
  • по это­му пути;
  • по чему пройти;
  • за тем зданием.

Местоимения опре­де­ля­ют сло­ва с пред­мет­ным зна­че­ни­ем, их мож­но опу­стить и пред­лог «по» ока­жет­ся рядом с суще­стви­тель­ным. Наречие же при­мы­ка­ет к гла­го­лу. Его невоз­мож­но изъ­ять из пред­ло­же­ния без иска­же­ния смыс­ла высказывания.

Как пишутся наречия, образованные от числительных?

С при­став­ка­ми в-, на- пишут­ся слит­но наре­чия, обра­зо­ван­ные от числительных:

  • двое → вдвое;
  • трое → втроем;
  • двое → надвое.

Но если наре­чие име­ет суф­фикс -их, то оно пишет­ся раздельно :

  • раз­де­лить на троих;
  • рабо­тать за двоих

Наречия, обра­зо­ван­ные от чис­ли­тель­ных, пишут­ся раз­дель­но с «по»:

  • идти по одному;
  • сто­я­ли по двое;
  • соби­ра­лись по трое.

Предложные соче­та­ния, обра­зо­ван­ные повто­ре­ни­ем чис­ли­тель­ных, пишем раз­дель­но с предлогами:

  • остать­ся один на один;
  • высту­пить трое на трое.

Правописание наречий, образованных от прилагательных

Эта груп­па наре­чий в боль­шин­стве слу­ча­ев пишет­ся слит­но с приставками.

1. От пол­ных при­ла­га­тель­ных, име­ю­щих при­став­ки, обра­зу­ем наре­чия с помо­щью суф­фик­са :

  • успеш­ный → безуспеш­ный → без­успешно
  • этап­ный → поэтап­ный → поэтапно;
  • смен­ный → посмен­ный → посменно.

Такие сло­ва напи­шем слит­но с при­став­ка­ми, кото­рые доста­лись им от про­из­во­дя­ще­го прилагательного.

2. Большая груп­па наре­чий обра­зо­ва­на от пол­ных форм при­ла­га­тель­ных с помо­щью при­став­ки и суф­фик­са -ую:

  • под­чи­стую съесть;
  • впу­стую потра­тить время;
  • вхо­ло­стую работать;
  • врас­сып­ную разбежаться;
  • вру­ко­паш­ную бороться.

Исключение: на миро­вую, на боко­вую, на попятную.

Слово «в откры­тую» пишет­ся раз­дель­но, так как пред­лог обо­зна­чен соглас­ным, а корень сло­ва начи­на­ет­ся с гласного.

3. Пишутся слит­но наре­чия, обра­зо­ван­ные из пред­ло­гов и крат­ких форм прилагательных:

  • прий­ти затемно;
  • сде­лать запросто;
  • пой­ти влево;
  • издав­на жить;
  • сго­ря­ча отругать;
  • вер­нуть­ся налегке;
  • дона­га раздеться

Слитное написание наречий, образованных от существительных

Наибольшую труд­ность в пра­во­пи­са­нии наре­чий пред­став­ля­ют сло­ва, обра­зо­ван­ные от суще­стви­тель­ных и их падеж­ных форм. Производные наре­чия пишут­ся то слит­но, то раз­дель­но. К тому же в рус­ском язы­ке име­ют­ся омо­ни­мич­ные фор­мы суще­стви­тель­ных, кото­рые с пред­ло­га­ми пишут­ся толь­ко раз­дель­но. Созвучные им наре­чия, напро­тив, зача­стую пишут­ся слитно.

Рассмотрим слу­чаи слит­но­го напи­са­ния наре­чий. Определим, как их отли­чить от падеж­ных форм суще­стви­тель­ных с предлогами.

1. Слитно пишут­ся наре­чия, в соста­ве кото­рых име­ют­ся сло­ва, не упо­треб­ля­ю­щи­е­ся в совре­мен­ном языке:

дотла, вку­пе, воочию, вдре­без­ги, наизусть, наот­машь, невдо­мёк, нато­щак, навз­ничь, навзрыд, невзна­чай и пр.

2. С любы­ми при­став­ка­ми пишут­ся слит­но наре­чия, обра­зо­ван­ные от суще­стви­тель­ных с пространственно-временным значением:

верх, низ, перед, зад, высь, даль, нача­ло, конец, ширь, глубь, век.

Понаблюдаем:

  • вверх взле­теть;
  • уви­деть внизу;
  • нако­нец вспомнил;
  • ввек не забудешь;
  • наве­ки запомни.

Запомним раз­дель­ное напи­са­ние слов: на веки веч­ные, на века, от века, на веку.

Но если у похо­жей по зву­ча­нию лек­се­мы есть опре­де­ля­ю­щее сло­во, то это падеж­ная фор­ма суще­стви­тель­но­го с предлогом.

Рыба ныр­ну­ла вглубь. — Мальчик опу­стил лож­ку в глубь бан­ки.

Сначала сто­ит позво­нить ей. — С нача­ла лета не было ни одно­го дождя.

Между пред­ло­гом и суще­стви­тель­ным мож­но вста­вить при­ла­га­тель­ное или местоимение:

  • в самую глубь банки;
  • с это­го нача­ла лета.

В сло­во­со­че­та­нии «всмат­ри­вать­ся, вгля­ды­вать­ся (во что?) в даль» сло­во «в даль» пишет­ся раз­дель­но с предлогом.

3. Пишутся слит­но наре­чия с при­став­ка­ми о-, от-, к-, из-/-ис-:

  • оземь уда­рить
  • обок поме­стить
  • отро­ду не знать (но от роду пять лет)
  • отча­сти прав
  • кря­ду
  • кста­ти
  • изнут­ри
  • исста­ри

Запомним раз­дель­ное напи­са­ние слов: к спе­ху, не к спе­ху, к месту, не к месту.

Правила слит­но­го напи­са­ния Примеры Исключения
Наречия, в соста­ве кото­рых есть неис­поль­зу­е­мые в совре­мен­ной речи существительные невдо­мёк, вку­пе, впро­сак, насмарку
Если к суще­стви­тель­но­му в соста­ве наре­чия нель­зя поста­вить вопрос или вста­вить меж­ду пред­ло­гом и суще­стви­тель­ным опре­де­ля­ю­щее слово вво­лю, отча­сти, наотрез на-гора (тех­ни­че­ский тер­мин), на выуч­ку, на выруч­ку, на вырост
Наречия, обра­зо­ван­ные от суще­стви­тель­ных со зна­че­ни­ем вре­ме­ни или пространства свер­ху, наве­ки, вконец
Наречия, обра­зо­ван­ные от пол­ных при­ла­га­тель­ных с помо­щью при­ста­вок в-, на-, за- напря­мую, вруч­ную, зача­стую, наверное в откры­тую, на попят­ную, на миро­вую, на боковую

+ если при­ла­га­тель­ное начи­на­ет­ся с гласной

Наречия, обра­зо­ван­ные от соче­та­ния пред­ло­га с крат­ким прилагательным налег­ке, запро­сто, понапрасну
Наречия, обра­зо­ван­ные с помо­щью при­ста­вок в, на от соби­ра­тель­ных числительных вдвое, натрое, впятеро
Наречия, обра­зо­ван­ные соче­та­ни­ем пред­ло­га и местоимения поче­му, вни­чью, вовсю
Наречия, обра­зо­ван­ные соче­та­ни­ем при­став­ки и наречия извне, насквозь, напротив до зав­тра, под утро, на сего­дня, на нет, на авось, на ура
Наречия, обра­зо­ван­ные соче­та­ни­ем пред­ло­га в, кор­ня пол- и роди­тель­но­го паде­жа существительного впол­си­лы, впол­го­ло­са, вполоборота в пол-лица, в пол-яблока, в пол-яйца
Наречия на пишут­ся с не- слит­но, если к сло­ву мож­но подо­брать синоним. нелег­ко (труд­но), неве­се­ло (груст­но)
Наречия пишут­ся с не-, если при­став­ка нахо­дит­ся под ударением. неку­да, неза­чем, нехотя

Раздельное написание наречий

1. Раздельно пишут­ся наре­чия, обра­зо­ван­ные от суще­стви­тель­ных с пред­ло­га­ми без, до, с (со), под, за, неза­ви­си­мо от того, суще­ству­ет ли отдель­но это сло­во в совре­мен­ном языке.

Примеры:

  • без спро­су взять;
  • нуж­но до зарезу
  • понять с лёту;
  • пошла под гору;
  • гово­рить за глаза.

Слитно пишут­ся сло­ва спле­ча, сна­ру­жи, сро­ду, спро­со­нок, замуж (ем), запод­ли­цо, запа­ни­бра­та и пр.

2. Раздельно пишем наре­чие, если пред­лог окан­чи­ва­ет­ся на соглас­ную, а суще­стви­тель­ное начи­на­ет­ся с гласной:

  • в оди­ноч­ку действовать;
  • в общем охарактеризовать;
  • в охап­ку схватить;
  • в отмест­ку сделать.

3. Если суще­стви­тель­ное сохра­ни­ло падеж­ную фор­му, то с пред­ло­га­ми в, на, по наре­чие пишет­ся раздельно:

  • это мне на руку;
  • оста­вить на память;
  • выпол­нить по совести;
  • взять на поруки

и пр.

4. Наречия, обра­зо­ван­ные соче­та­ни­ем пред­ло­гов в, на и фор­мы пред­лож­но­го паде­жа суще­стви­тель­ных, окан­чи­ва­ю­щих­ся на -ах/-ях, пишут­ся раздельно:

  • закри­чать в сердцах;
  • бро­дить в потём­ках (но впотьмах);
  • весь день на ногах;
  • быть на побегушках;
  • рас­по­ло­жить в головах

и пр.

Наречия впро­сон­ках, вто­ро­пях, вго­ря­чах, впо­пы­хах, впотьмах пишут­ся слит­но, так как в отдель­но­сти нет таких суще­стви­тель­ных в совре­мен­ном языке.

Если меж­ду пред­ло­гом и суще­стви­тель­ным мож­но вста­вить опре­де­ля­ю­щее сло­во, это при­знак раз­дель­но­го напи­са­ния наречий:

  • сде­лать в срок (в крат­чай­ший срок);
  • спро­сить на ходу (на пол­ном ходу);
  • заду­мать­ся на миг (на один миг);
  • посо­лить в меру (в пол­ную меру).

Следует иметь в виду, что раз­дель­но пишут­ся толь­ко те наре­чия, зна­че­ние кото­рых не изме­ня­ет­ся при вве­де­нии опре­де­ля­ю­ще­го слова.

Сравним:

  • вко­нец устал — в конец дороги;
  • раз­бить наго­ло­ву — надеть на голову.
Правила раз­дель­но­го напи­са­ния Примеры Исключения
Если суще­стви­тель­ное в соста­ве наре­чия сохра­ни­ло падеж­ные формы в тупик — в тупи­ке — из тупи­ка, на запят­ки — на запят­ках, без ведо­ма — с ведо­ма, без тол­ку — с толком наизнан­ку
(с изнанки),
наспех
(не к спеху),
поодиночке
(в одиночку)
Если меж­ду пред­ло­гом и суще­стви­тель­ным мож­но вста­вить опре­де­ля­ю­щее слово на ска­ку (на всем ска­ку), в спеш­ке (в страш­ной спеш­ке), в рост (в пол­ный рост)
Если у суще­стви­тель­но­го есть зави­си­мое слово в нача­ле пове­сти, во вре­мя отпус­ка, в кон­це спектакля
Если суще­стви­тель­ное в соста­ве наре­чия упо­треб­ля­ет­ся в пере­нос­ном смысле след в след, в кон­це концов
Наречия, обра­зо­ван­ные соче­та­ни­ем пред­ло­гов и суще­стви­тель­ных, кото­рые начи­на­ют­ся на гласную в обхват, под уклон, в аккурат
Наречия, обра­зо­ван­ные соче­та­ни­ем пред­ло­га по с числительными по одно­му, по двое, по трое
Если место­име­ние согла­су­ет­ся с существительным во весь рост, по это­му пути
Наречия, обра­зо­ван­ные соче­та­ни­ем пред­ло­гов без, до, с, под и существительных до отва­ла, под стать, с ходу, без просыпу дотла, дони­зу,
довер­ху, сроду,
сду­ру, сплеча,
под­ряд, подчас
Наречия, обра­зо­ван­ные соче­та­ни­ем пред­ло­гов в, на и суще­стви­тель­ных с окон­ча­ни­ем -ах (-ях) в потем­ках, в ногах, на рысях вго­ря­чах, впопыхах,
впотьмах, второпях

Правописание наречий через дефис

Прочтем пра­ви­ла напи­са­ния дефи­са в наре­чи­ях и све­дем их в таблицу.

Правила дефис­но­го напи­са­ния Примеры Исключения
Наречия с при­став­кой по-, кото­рые окан­чи­ва­ют­ся на -ому (-ему), -и (-ски, -цки, -ки, -ьи) по-доброму, по-хорошему, по-английски, по-заячьи поэто­му, пото­му, посе­му, по одному
Наречия, обра­зо­ван­ные при помо­щи при­став­ки в- (во-) от поряд­ко­вых числительных во-первых, в-пятых, в-третьих
Наречия, обра­зо­ван­ные соеди­не­ни­ем двух одно­ко­рен­ных или сино­ни­мич­ных слов чуть-чуть, тихо-смирно, точь-в-точь

Вывод

Слитное и раз­дель­ное напи­са­ние наре­чий напря­мую свя­за­но с теми частя­ми речи, от кото­рых они были образованы.

Важно уста­но­вить про­из­во­дя­щее сло­во и выяс­нить, пред­лог или при­став­ка име­ет­ся в соста­ве наре­чия. Многие наре­чия пишут­ся тра­ди­ци­он­но слит­но или раз­дель­но, даже если не суще­ству­ет таких само­сто­я­тель­ных слов в совре­мен­ном рус­ском язы­ке. Их напи­са­ние запо­ми­на­ем или справ­ля­ем­ся в слу­чае затруд­не­ний в словаре.

Видеоурок

ava author

Всего найдено: 11

Здравствуйте! Поискала у Розенталя и в Справочнике издателя и автора Мильчина, есть варианты про цитаты, но никак не могу разобраться. Нужны ли точки после кавычек, если это мысли героя или внутренние разговоры (кавычки в этой сказке отделяют в тексте все внутренние диалоги, мысли от реальных диалогов)? Есть варианты со словами автора внутри или перед, а есть только «внутренний разговор» героя: «У меня! — услышал Горбун внутри голос своего сердца. — Ты влюблён в принцессу!». «Я? В принцессу? Глупости! Как могу я — такой страшный и мрачный — любить такую прекрасную Розу?». «Неужели кто-то полюбит такого уродливого горбуна, как я? — с горечью думал он. — А я сам смогу полюбить кого-то?». Он не знал ответа, до сих пор ему знакомы были только ненависть и зависть. От удивления Горбун застыл на месте и стоял столбом, не веря своим глазам: «Разве на свете бывает такая красота?!». Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Если в тексте перемежается внешняя речь (обращенная к собеседнику) и внутренняя (подумал про себя), то внешняя речь оформляется при помощи абзацного выделения, а внутренняя — при помощи кавычек. При этом прямая речь с кавычками оформляется по общим правилам:

  • если прямая речь заканчивается точкой, точка ставится после кавычек;
  • если прямая речь заканчивается вопросительным, восклицательным знаком или многоточием, знак пишется внутри кавычек, а точка после них не ставится.

Верно: «У меня! — услышал Горбун внутри голос своего сердца. — Ты влюблен в принцессу!» «Я? В принцессу? Глупости! Как могу я — такой страшный и мрачный — любить такую прекрасную Розу?» «Неужели кто-то полюбит такого уродливого горбуна, как я? — с горечью думал он. — А я сам смогу полюбить кого-то?» Он не знал ответа, до сих пор ему знакомы были только ненависть и зависть. От удивления Горбун застыл на месте и стоял столбом, не веря своим глазам: «Разве на свете бывает такая красота?!»

Здравствуйте! А как правильно(лучше) ребёнку проговаривать про себя слова во время диктанта, так как он пишет или так как они звучат?

Ответ справочной службы русского языка

Лучше обсудить этот вопрос с учителем.

Подскажите, как правильно выделять рассказ истории о себе и к какому разделу по правилам это относится? Расскажу маленькую историю про себя. ⠀ «В определенный период…» Или не нужны кавычки после фразы о рассказе истории? Расскажу маленькую историю про себя: в определенный период… Спасибо заранее!

Ответ справочной службы русского языка

Никакие средства выделения не требуются. 

Расскажу маленькую историю о себе. В определенный период…

Добрый день. Чем является «во» в производном предлоге «во время»? Приставкой? Аналогично: чем является «в» в предлоге «в течение»? Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Интересный вопрос. При характеристике наречий обычно используют термин предлог-приставка. Например, Е. В. Бешенкова и О. Е. Иванова пишут об этой части так: «При переходе предложно-падежного сочетания в наречие часто сохраняется раздельное написание предлога в составе наречного сочетания. Однако первоначальный предлог теряет свой статус и приобретает качество переходного явления между предлогом и приставкой и называется предлог-приставка. Некоторые предлоги-приставки в составе наречий и наречных сочетаний всегда пишутся раздельно, к ним относятся без, для, при, про, напр.: без обиняков, без продыху, без просыпа, без разбору, без спросу, без толку, без удержу, без умолку, без устали, без утайки, без малого, без никаких, для блезиру, при смерти, при случае, при деньгах, про запас, про себя («не вслух»). Предлог-приставка до пишется слитно с наречной основой (досюда, дотуда, докуда, доднесь, доколь, дотоль…» (Бешенкова Е. В., Иванова О. Е. Правила русской орфографии с комментариями. Тамбов, 2012. С. 76).

Для описания составных предлогов такой термин неудобен, хотя начальная часть в них имеет те же свойства, что и в описанных выше наречиях. Вот, например, фрагмент из «Русской грамматика» 1980 г.: «К простым предлогам относятся все те предлоги – как первообразные, так и непервообразные, которые состоят из одного слова. К составным предлогам относятся те предлоги (всегда непервообразные), которые состоят из двух или трех слов: формы имени, деепричастия или наречия в сочетании с одним или двумя первообразными предлогами: впредь до, вдали от, в отличие от, согласно с, по отношению к, глядя по» (§ 1656).

Доброе утро! Подскажите, как правильно оформить перечисление вопросов в следующем предложении (надо ли их брать в кавычки, прописывая с большой буквы?): Такие задумывающиеся люди вслух или про себя задаются вопросами: что есть свобода, какая моя личная свобода, и что стоит, а что не стоит делать ради своей свободы?

Ответ справочной службы русского языка

См. ответ на вопрос № 284412.

Подскажите, пожалуйста, как правильно оформить вопросы в предложении (брать ли их в кавычки, писать ли с заглавной буквы). Такие задумывающиеся люди вслух или про себя задаются вопросами: что есть свобода, какая моя личная свобода, и что стоит, а что не стоит делать ради своей свободы?

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: Такие задумывающиеся люди вслух или про себя задаются вопросами: что есть свобода? какая моя личная свобода? что стоит, а чего не стоит делать ради своей свободы?

Повторно задаю вопросы (долго ждала ответа, а я делаю для печати книгу родственника) по прямой речи. Верно ли:
1) Он спросил, где я служил. Он спросил: «Где ты служил?»
2) На мой вопрос: «Ты это видел?» – он ответил: «Нет!»
3) Как правильно расставить пунктуацию прямой речи внутри прямой речи? На Грамота.ру нет такой статьи. Примеры (не всегда знаю как правильно):
– Это было в ту ночь. Сколько раз я думала про себя: уж не Райдергуд ли убил?
– Я ему говорю: «Старик, мне не понятно». А он мне говорит: «Таких людей мало».
– А потом я начал думать: «Вздор!»
«Куда идёте?» – «Да, – говорят, – на тренировку. А ты?» – «Да я, – говорю, – вот сдал документы».

Ответ справочной службы русского языка

Извините за задержку с ответом. Пунктуация во всех приведенных Вами предложениях верна.

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, правильно оформить словосочетание «чтение про себя«. Нужно ли закавычивать слово «про себя» или допустимо оставить без кавычек? Как обосновать?

Ответ справочной службы русского языка

Кавычки не нужны: сочетание про себя  в знач. ‘тихо, еле слышно’ и ‘не в слух, в уме, мысленно’ зафиксировано словарями русского языка (т. е. такое употребление не является необычным, непривычным).

Здравствуйте! В пятый раз пишу вам. Пожалуйста, если по каким-то причинам не можете ответить, скажите, и я больше не буду задавать этот вопрос. Всю жизнь думала, что знаю, как оформляется прямая речь. Но все чаще вижу, как в газетах, книгах после кавычек, закрывающих прямую речь, если в конце прямой речи стоит вопросительный, восклицательный знак или многоточие, после кавычки ставят точку либо запятую. Например: «Какая чудная погода!», — воскликнул он. Он воскликнул: «Какая чудная погода!». Она закричала: «Куда ты идешь?». А недавно открыла книгу семьдесят второго года ленинградского издательства — а там та же история: точки после кавычек после прямой речи с восклицанием или вопросом. Скажите, пожалуйста, меня неправильно учили в школе и на филфаке университета? Или я что-то пропустила? Зачем эти точки и запятые?

Ответ справочной службы русского языка

В Вашем вопросе две части. Постараемся ответить.

1. Пунктуация перед авторскими словами регулируется правилом.

Если прямая речь стоит перед вводящими ее словами автора, то после прямой речи ставится запятая и тире, а слова автора начинаются со строчной буквы: «Мы всё прекрасно понимаем, Николай Васильевич», — съязвил про себя Солодовников, присаживаясь на белую табуретку (Шукш.). Если после прямой речи стоит вопросительный, восклицательный знак или многоточие, то эти знаки сохраняются, а запятая не ставится; слова автора, как и в первом случае, начинаются со строчной буквы: «Да проститься же надо было!..» — понял он, когда крытая машина взбиралась уже на взвоз (Шукш.); «Голубоглазый мой ангел-хранитель, что ты смотришь на меня с такой грустной тревогой?» — хотел иронически сказать Крымов (Бонд.).
Если на месте разрыва оказывается восклицательный или вопросительный знак, то он сохраняется, далее следует тире перед словами автора (со строчной буквы), после этих слов ставится точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы: «Даю ли я сейчас счастье многим людям, как это было ранее? — думал Кипренский. — Неужели только глупцы пытаются устроить благополучие своей жизни?» (Пауст.); «Да тихо! — приказал дежурный. — Можете вы помолчать?!» (Шукш.).

2. А вот точку в конце предложения (после кавычек) ставить нужно.

…Если перед закрывающей кавычкой стоит знак вопросительный, восклицательный или многоточие (и на этом предложение заканчивается), то те же знаки, необходимые по условиям всего предложения, не повторяются после закрывающей кавычки; неодинаковые знаки (перед кавычкой и после кавычки) ставятся; ср.: «Вы читали романы «Что делать?» и «Кто виноват?»; Кто не знает великолепных слов А. Блока: «Сотри случайные черты. И ты увидишь — мир прекрасен…»?; Неужели вы не прочитали роман «Что делать?»!

Скажите пожалуйста, обязательно ли оформлять внутренний монолог как прямую речь:

Христианство не западная религия, отметил я про себя. Печально то, что она превратилась в западную религию.

или так:

«Христианство не западная религия,» — отметил я про себя. Печально то, что она превратилась в западную религию.

Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Оформление в виде прямой речи в данном случае не требуется.

Я рассказывала ему про себя… и Я рассказывала ему о себе… В чем отличия в употреблении?

Ответ справочной службы русского языка

Отличия стилистические: про – разговорный вариант.

Прочитайте текст и выполните задания 6—9.

(1)Тамара Ивановна, наш классный руководитель, объявила: в последний учебный день четверти уроков не будет, класс соберётся на чаепитие и каждый расскажет о таланте одного из одноклассников. (2)Предполагалось, что это поможет нам лучше узнать друг друга и с хорошим настроением уйти на зимние каникулы. (З)Было решено разбиться на пары по принципу соседства по партам. (4)Без партнёра по заданию остался один Вовка Жуков, в одиночестве занимавший последнюю парту третьего ряда: он плохо учился, заикался и, наверное, поэтому держался особняком. (5)Ни в нашем классе, ни вне его у Жука, похоже, не было друзей, а нас, честно говоря, не заботило его одиночество: подумаешь, в каждом классе есть такой странный тихоня-троечник.

— (6)Ну а тебе, Вова, — задумавшись на секунду, пожала плечами учительница, — даже не знаю, что и делать. (7)Расскажешь нам о каком-нибудь человеке, чьим талантом ты восхищаешься.

— (8)Жук?! (9)Восхищается?! (10)Да он и слова-то такого не знает! — усмехнулся Макс Смирнов, капитан школьной баскетбольной команды. — (11)Он может только на нашу Лебедеву глазеть, не отрываясь, да, Катька?

(12)Вовка залился краской и почему-то с ужасом посмотрел на Катю: наверное, до этого момента он не понимал, что все в классе давно заметили, что первую красавицу параллели Лебедеву он выбрал предметом своего безмолвного обожания. (13)Он вызывался внеочередным добровольцем на дежурства по классу, когда подходила её очередь, ему же приписывалось авторство подкинутого однажды Кате в пенал двустишия, написанного простым карандашом на обрывке тетрадного листа: «Мне светло и хорошо. Что на свете ты живёшь».

— (14)Ему же светло и хорошо от тебя становится, — не унимался Смирнов, — про тебя и напишет! (15)В стихах!

— (16)Да больно нужны мне его стихи, — скривилась Лебедева, — тоже мне, талант нашёлся!

— (17)Ну, раз талант, может, про него ты и поведаешь народу?

— (18)Только для этого Жуку придётся тебе про себя рассказать, а у него это не очень хорошо получается, п-п-правда, Ж-ж-жук?

(19)Вовка сдёрнул со спинки стула портфель и выбежал из класса, оглушительно хлопнув дверью.

— (20)Псих, — бросила ему вслед Лебедева.

(21)Никто из нас не сомневался — несмотря на издёвки Смирнова, Жук свой рассказ посвятит ей. (22)И дело было не только в Катиной красоте. (23)Она действительно была талантлива: прекрасно пела, рисовала, хорошо училась.

(24) А ещё Катя вышивала живописные букеты, которые дарила в рамках учителям и избранным подругам, предварительно подписывая с обратной стороны: Е.Н. Лебедева.

(25) Она хвасталась, что дома у неё целая коллекция: «мой восхитительный сад» — так она называла её, и один папин коллега даже обещал организовать выставку её работ.

(26) Однажды она принесла несколько из них в класс, восхищалась: «Кажется, что они живые, правда? (27)Только жаль, что они не пахнут!»

(28) В такой рекламе, впрочем, Катина вышивка не нуждалась: её сад был действительно прекрасным.

(29) Поэтому в день чаепития Катя справедливо ждала два рассказа, посвящённых себе.

(30)3а партами, сдвинутыми в общий стол нашими талантливыми спортивными ребятами, уже собрался весь класс. (31)Вовка опаздывал, и было принято решение начать без него. (32)Мы выступали по очереди и уплетали выпечку, принесённую нашими талантливыми хозяйственными девочками. (ЗЗ)За хвалебными речами мы не сразу заметили, как в класс вошла Вовкина мать.

(34)Она дождалась, пока мы обратим на неё внимание, и сказала учительнице: «Вова слёг с гриппом и не смог прийти. (35)Он просил передать вам сочинение».

— (З6)О-о-о, здорово! (37)Читайте, читайте! — закричал Смирнов. — (38)Ода Лебедевой, часть вторая!

(39)Мы повернулись к учительнице, стоявшей у дверей. (40)Повернулись все, кроме Кати. (41)Она выглядела скучающей: класс уже удостоился чести увидеть её новую вышивку, иллюстрирующую рассказ подруги о таланте красавицы.

(42)Тамара Ивановна раскрыла тетрадь и начала читать: «Талант — это дар, который выделяет человека из остальных. (43)У меня нет таланта, и я ничем не выделяюсь. (44)Я иногда думаю: зачем я прожил вот этот день, если я ничего не умею создавать или изобретать? (45)Но я знаю одного человека, у которого, как мне кажется, есть настоящий талант. (46)Благодаря ей, я понял, что в нём главное — не только красота, которой можно любоваться. (47)Каждый день я прихожу в школу и я вижу, как замечателен её талант. (48)И особенно прекрасны её цветы…»

— (49)Ну то-о-очно, про меня! — с притворным недовольством протянула Катя.

(50)«Цветы, — продолжала читать Тамара Ивановна, — которые она посадила в горшках на подоконниках. (51)Самым талантливым человеком я считаю нашу школьную уборщицу Веру Павловну. (52)Она самая добрая в нашей школе, а настоящий талант без доброты — это как мёртвые цветы, которые даже не пахнут». (53)Гробовую тишину, воцарившуюся в классе, нарушила учительница:

— (54)Молодец, Жуков! (55)Какой же ты, оказывается, молодец!

* Ольга Павлова — современный блогер.

(По О. Павловой*)

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Определение наречия

Наречие — это самостоятельная неизменяемая часть речи, которая обозначает признак и отвечает на вопросы «как?», «где?», «куда?», «когда?», «откуда?» и «почему?».

У наречия особое грамматическое значение. Эта часть речи может обозначать три вида признаков в зависимости от того, к какой части речи относится в предложении или словосочетании.

  1. Признак действия — наречие примыкает к глаголу или деепричастию:
    • запомнить (как?) наизусть,
    • стремиться (куда?) вверх,
    • сообщить (почему?) неспроста.
  2. Признак предмета — наречие примыкает к существительному:
    • путь (какой?) напрямую,
    • платье (какое?) наизнанку,
    • яйцо (какое?) всмятку.
  3. Признак другого признака — наречие примыкает к прилагательному, наречию, причастию:
    • потрясающе яркий,
    • очень хорошо,
    • вдвое больше.

Важно запомнить

Наречия — неизменяемые слова: не склоняются, не спрягаются, не имеют окончаний, не изменяются по родам и числам.

Грамматические особенности наречия

Чтобы понять, что такое наречие в русском языке, разберем грамматические особенности, которые отличают его от других частей речи.

Неизменяемость наречий

Специфический морфологический признак наречия — это его неизменяемость. Она выражается в неспособности наречия образовывать грамматические формы рода, числа, падежа или лица. Наречия не склоняются и не спрягаются. У них нет специальных окончаний. Проверим:

  • гулять (как?) весело, гуляем весело, будем гулять весело;
  • крайне (в какой степени?) сладкий, крайне сладкого, крайне сладким.

По правилам могут изменяться глаголы и прилагательные, а наречия всегда сохраняют неизменную грамматическую форму. Конечные буквы наречий «о», «а», «е», «и», «у» — это не окончания, а словообразовательные суффиксы:

  • вытереть насухо;
  • стоять справа;
  • сидеть взаперти;
  • пить компот вприкуску.

Только наречия с суффиксом могут образовать формы степеней сравнения, которые при этом тоже не изменяются:

  • рано — раньше, более рано (раньше всех встать);
  • радостно — радостнее, более радостно (радостнее всех выглядеть).

Знаменательные и местоименные наречия

По функции все наречия можно разделить на знаменательные и местоименные. Если наречие обозначает признак действия, другого признака или предмета, оно считается знаменательным:

  • идти (как?) быстро;
  • стеснительный (в какой степени?) чрезмерно;
  • улыбка (какая?) невзначай.

Ряд наречий только указывают на признак, конкретно его не называя. Это местоименные наречия:

  • идти (куда?) туда;
  • (в какой мере?) нисколько не стеснительный.

У местоименных наречий есть своя градация:

Определительные наречия выражают определительно-количественные признаки действия, признака или предмета. Эти слова поясняют глаголы, существительные, прилагательные, наречия и слова категории состояния:

  • лететь (как?) высоко;
  • прыгнув (куда?) вверх;
  • (в какой степени?) очень симпатичный;
  • взгляд (какой?) исподлобья;
  • (в какой мере?) совершенно секретно.

В предложении определительные наречия могут быть обстоятельством или определением.

Обстоятельственные наречия выражают только признак действия. Такие наречия примыкают к глаголам и обозначают различные условия, обстоятельства осуществления действия:

  • нырнуть (куда?) вглубь;
  • светит (когда?) днем;
  • сказать (с какой целью?) в шутку;
  • задеть (по какой причине?) сослепу.

В предложении такие наречия выступают в роли обстоятельства.

Классификация наречий по способу образования

Кроме разрядов по значению, наречия можно классифицировать по способу образования:

  • суффиксальный: быстрый — быстро, творческий — творчески;
  • приставочно-суффиксальный: сухой — досуха;
  • приставочный: хорошо — нехорошо, куда — никуда;

Возможно сложение разных видов:

  • сложение слов: еле, еле — еле-еле;
  • сложение с первым элементом полу-: полулежа; полусидя;
  • сложение с присоединением суффикса или приставки и суффикса: мимо ходить — мимоходом; половина, сила — вполсилы.

Правописание наречий с дефисом

Через дефис пишутся:

  • наречия на -ому, -ему, -ки, -ски, -ьи с приставкой по- (по-другому, по-хорошему, по-русски);
  • в наречиях на -ых, -их с приставкой во-, в-, которые образованы от порядковых числительных (во-первых);
  • в неопределенных наречиях с приставкой кое- и суффиксами -то/-либо/-нибудь/-таки/-ка (где-то, как-то);

Еще дефис используют, когда есть:

  • повторение слов и основ слов (еле-еле, волей-неволей, как-никак);
  • сочетание синонимических слов (нежданно-негаданно).

Приставка по- пишется слитно:

  • в наречиях, которые образованы от прилагательных с помощью приставки и суффиксов -у, -еньку, -оньку (попросту, потихоньку);
  • с формами сравнительной степени наречий (повыше);

Слитно пишутся наречия, которые образованы:

  • соединением предлогов с наречиями (извне, навсегда);
  • соединением предлогов в и на с собирательными числительными (вдвое, втрое);
  • соединением предлогов с полными прилагательными (вкрутую);
  • соединением предлога и существительного (наверх, вследствие);
  • через соединение предлога с вопросительными и указательными местоимениями (почему, отчего).

Раздельно пишутся наречия, образованные из предлога в и полного прилагательного с первой гласной буквой (в открытую).

Синтаксическая роль наречий

Как мы помним, наречие — это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, состояния, редко — предмета.

В предложении наречия чаще всего выполняют функцию обстоятельства, реже — определения или сказуемого. К этому второстепенному члену предложения можно задать обстоятельственные вопросы: «где?», «как?», «куда?», «откуда?», «зачем?», «почему?».

Роль наречия в предложении

  • Про сидорову козу сказка
  • Про остапа из тараса бульбы рассказ
  • Про работу учителя сочинение
  • Про петропавловскую крепость для детей рассказ
  • Про непослушную девочку рассказ