Про полковника солнцева сочинение

Сочинение. утро, изменившее жизнь в рассказе л.н.толстого после бала события, которые описывает л. н. толстой в своем рассказе после бала,

Сочинение.
Утро, изменившее жизнь в рассказе Л.Н.Толстого «После бала»

События, которые описывает Л. Н. Толстой в своем рассказе “После бала”, не придуманы. Они происходили в России в 1853 году, и вот через пятьдесят лет писатель положил их в основу своего произведения. С самого начала создается впечатление, что этот рассказ про любовь, но это не так. Повествование ведется от первого лица. Главный герой рассказа — Иван Васильевич. В молодости он был очень веселым и бойким малым, да еще и богатым. Любил он покататься на лошадях с барышнями, кутил иногда с товарищами, но главным его удовольствием были вечера и балы. На одном из балов он познакомился с дочерью полковника Варенькой и влюбился в нее. Это была высокая, стройная девушка, одетая в белое с розовым поясом платье, у нее было красивое лицо и ласковые голубые глаза. Иван Васильевич в тот вечер совсем не пил, он был пьян любовью к Варе. Он даже не спрашивал у девушки, любит ли она его, главным было то, что он был влюблен в нее. Почти все танцы он танцевал с Варей, и совсем не чувствовал своего тела, когда вальсировал. Время неумолимо летело, бал приближался к концу. И тут приехал отец Вареньки. Это был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки. Автор описывает его как человека прекрасного телосложения, с широкой грудью, сильными плечами и длинными, стройными ногами. Все вокруг уговаривали полковника пройтись в танце с дочерью, и наконец гости добились своего. Полковник вынул шпагу из портупеи, натянул замшевую перчатку на правую руку, “надо все по закону”, — улыбаясь, сказал он взял руку дочери и стал, выжидая такт. Дождавшись начала мазурки, отец и дочь двинулись вокруг залы. Иван Васильевич не только любовался в этот миг, но с умилением следил за каждым движением пары. Ему понравился полковник, он испытывал к нему какое-то нежно-восторженное чувство. Отец Вареньки показался рассказчику добрым и любезным человеком. Приехав домой, Иван Васильевич не смог заснуть. Не закрывая глаз, видел он перед собой свою возлюбленную то в минуту, когда она выбирала кавалеров, то тогда, когда за ужином пригубила бокал шампанского. Но больше всего он видел Вареньку в паре с отцом, когда она плыла в танце. Молодой человек был слишком счастлив и все видел в розовом цвете. Проведя дома два часа в бессоннице, он решил прогуляться. На улице была самая что ни на есть масленичная погода: туман, насыщенный водою, снег таял на дорогах, и со всех крыш капало. В этот момент все Ивану Васильевичу было особенно мило и значительно. И вдруг он увидел что-то большое, черное и услышал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана. В душе у него все пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жестокая, нехорошая музыка. Иван Васильевич думал, что идет учение солдат, но потом ему сказали, что это татарина наказывают за побег. Рядом с провинившимся шел высокий военный, фигура которого показалась юноше знакомой. Это был отец Вареньки. Татарина очень сильно били палками, а он все время повторял какие-то одни и те же слова. Этот человек не говорил, а всхлипывал: “Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте”. Но солдаты продолжали бить его, сильно ударяя палками по спине. Подойдя ближе, Иван Васильевич мельком увидел спину наказуемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что он не поверил, что это было тело человека. Вдруг полковник остановился и метнулся к одному из солдат. “Я тебе помажу. Будешь мазать? Будешь?”, — услышал Иван Васильевич его гневный голос. И юноша увидел, как полковник своей сильной рукой бил по лицу испуганного солдата за то, что тот не сильно ударил татарина. Ивану Васильевичу было до такой степени стыдно, что он опустил глаза и поторопился уйти домой. Всю дорогу в ушах у него бил барабан и свистела флейта, а также то слышались слова: “Братцы, помилосердуйте”; то гневный голос полковника: “Будешь мазать? Будешь?” После этого случая жизнь Ивана Васильевича очень изменилась. Он не смог поступить на военную службу, как хотел ранее, и не только не стал военным, но и вообще нигде не служил. А любовь к Варе с этого дня пошла на убыль и в конце концов сошла на нет. “Так почему же главный герой не поступил на службу?” — спросите вы. Я думаю потому, что он не хотел служить жестоким, бесчеловечным законам. В нем обострилось чувство ответственности за ближнего, любви к нему.
Толстой показывает нам человека, у которого проснулась совесть, и только такие люди, по мнению писателя, смогут стать передовыми, лучшими представителями своей эпохи.

novstudent.ru | 26.10.2012

Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?

Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.

Помощь в написании учебных работ

Сила духа – это способность противостоять всем трудностям, которые выпадают на долю человека. Это многогранное понятие, которое включает в себя многие качества человека. Предлагаем несколько вариантов сочинений на тему «Сила духа» для учащихся 9, 11 и других классов.

Сочинение 15.3. Что такое сила духа? (по тексту Л. Улицкой)

Сила духа проявляется прежде всего в смелости, способности надеяться на лучшее и не сдаваться даже в самые сложные моменты жизни.

Что такое Сила духа – сочинение

Сила духа – это очень важное понятие, характеризирующее по-настоящему сильное внутреннее состояние человека. Сильного духом человека видно сразу, этот человек не всегда очень силён физически, но он всё равно будет более значим и опасен.

Сильный духом человек не опустится до того, чтобы сделать больно слабому, никогда не обидит беспомощного. Такой человек выручит в любой, даже самой опасной ситуации. Он встанет лицом к лицу с любым врагом и отстоит свою честь.

Мы можем видеть сильных духом людей в театре, кино, но огромное количество таких людей и среди нас. Это спасатели, военные, лётчики. Они готовы встать на нашу защиту, даже рискуя собственной жизнью. Силу духа можно и нужно развивать. Это можно делать преодолевая свои страхи, развиваясь физически.

Многие думают, что сила духа не зависит от твоей физической силы, но это не всегда так. Эти два понятия взаимосвязаны. Чем сильнее ты физически, тем больше в тебе уверенности, смелости, тем больше силы духа.

Но также много слабых духом людей можно встретить на своём жизненном пути. Такие люди обижают слабых, маленьких, не уважают старших, очень сильно боятся даже малейшей опасности. Столь слабохарактерные люди никогда не встанут на защиту, но обидеть для них — сущий пустяк.

С самого детства надо  усвоить, что самое главное — смелость и гордость. В противном случае силы духа не будет ни грамма, а все человеческие пороки будут только усиливаться с каждым прожитым днём. Но если вдруг вы упустили время, когда стоило заниматься собой — не беда!

Начинайте тренировать силу воли, физическую силу, совершите безумный поступок, но сделайте так, чтобы почувствовать, что вы человек, с огромной силой духа, развивайте её, прививайте своим детям. Если каждый человек станет хотя бы чуть-чуть сильнее духом, вся Земля в миг преобразится.

Люди должны научиться уважать и любить других, меньше бояться опасности, делать больше сильных и отважных дел. Тогда мы точно станем жить гораздо лучше. Люди перестанут трепетать перед  изменениями, мы станем сильнее и сила эта внутренняя, будет сподвигать на великие дела.

Попробуйте и вы стать сильнее духом, помогите знакомому человеку, который нуждается в вашей поддержке и опоре, помогите родителям, защитите слабого, и вот увидите, как мир преобразится и заиграет новыми красками. Также скажите своим друзьям, чтобы срочно начинали развивать себя и внутренне и физически, и тогда вы точно станете самыми сильными духом!

Сочинение на тему Сила духа

Сила духа – это умение в самой непроглядной тьме зажечь своё сердце и найти смысл жизни в борьбе.

Это то, что не дает нам опускать руки даже в самых, казалось бы, безнадежных ситуациях. Сколько подвигов было совершено на одной только силе духа!

Мы восхищаемся такими людьми, пересказываем их истории и называем их героями. Не каждому дана такая сила, но ее, как ни странно, можно воспитать. Человек, обладающий силой духа, достоин уважения и восхищения.

Прекрасный пример силы духа описан в рассказе «Повесть о настоящем человеке». Советский летчик Мересьев в воздушном бою получает серьезное ранение ног. Он ползком добирается до партизан, которые переправляют его в госпиталь, где молодому мужчине ампутируют обе ноги. Это могло бы стать приговором для кого угодно, кроме Мересьева.

Стремясь вернуться в ряды боевых летчиков, он не только учится заново ходить на протезах, но и танцевать. И, в конце концов, добивается своей цели. Между прочим, у героя был реальный прототип, с которым случилась эта история, так что она совсем не выдумана.

Роман «Война и мир», в свою очередь, демонстрирует нам силу духа целого народа. Несмотря на силу, численность и вооружение врага, русские люди сплотились, собрали все силы и выгнали захватчика со своей земли. Им пришлось терпеть голод, лишения, разрушения и ужасные битвы, но они выстояли и победили. И каждый из них готов был пожертвовать собой ради победы. Это ли не настоящая сила духа?

В себе я всегда стараюсь вырабатывать силу духа, не отступать перед неприятностями и трудностями, всегда искать выход и бороться до последнего. Это, к сожалению, получается не всегда, но у меня еще много времени, чтобы научиться.

Думаю, можно сделать вывод, что сила духа крайне важна для человека. Она помогает противостоять невзгодам, жить, несмотря ни на что, выходить победителем. Сильного духом человека уважают, на него стараются равняться.

Что я понимаю под словами Сила духа

Сила духа – это абстрактное понятие, в котором есть скрытый смысл. Я думаю, что сила духа – это, во-первых, целеустремленность, вера в себя и свои силы; во-вторых – положительные амбиции, упорство и стойкость. Она позволяет человеку верить в лучшее даже в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях, преодолевать трудности и жизненные невзгоды.

Многие люди привыкли жалеть себя, но те, кто правда столкнулся с несчастьем, например, остался инвалидом, находят в себе жизненные силы жить дальше, их дух крепнет, и они даже радуются жизни, приспосабливаясь к ней. Такими людьми трудно не восхищаться.

Недавно я смотрела репортаж журналиста, который в качестве эксперимента провел целый день, прикованный к инвалидному креслу, вместе с общественным деятелем, который и сам был человеком с ограниченными способностями.

На самом деле это очень тяжело быть лишенным ног, даже проехать несколько метров кажутся непосильным трудом. Но такие люди не опускают рук, стараются не сдаваться. Человек, участвующий в эксперименте, рассказал о своей жизни, о том, как он внезапно стал инвалидом, как было трудно адаптироваться, и как он стал общественным деятелем.

Этот человек одержал вверх над обстоятельствами, и даже открыл спортивный клуб для таких же людей-инвалидов, где они могут тренироваться по разным видам спорта, иногда они участвуют в паралимпийских играх. Вот это сила духа!

Ярким примером демонстрации силы воли служат истории о людях, переживших страшные военные годы. Война меняет людей, создавая условия закалки духа. Люди сражались за каждый вдох, стояли насмерть, не боясь ничего и никого – настоящие герои.

Их сила духа была настолько крепка, что их не могло остановить ничего. Например, герой «Повести о настоящем человеке» летал с ампутированными ногами, превозмогая боль. Именно такой силой духа следует восхищаться.

В заключении, можно сделать вывод, что сила духа – это величайшее качество человека, которое помогает пересилить себя и идти вперёд к намеченной цели, несмотря ни на что.

Сила духа с примерами из литературы

Сила духа – это проявление особенности характера в экстремальной ситуации сильного, волевого человека. Сила духа позволяет человеку преодолевать невероятные трудности, в минуты опасности принимать верное решение, а не поддаваться панике.

Это способность проявлять стойкость и мужество. Люди, обладающие такими качествами, способны на подвиги. Они не сдаются ни при каких обстоятельствах, не отчаиваются в опасных ситуациях. Они всегда верят в свои силы.

Очень много подвигов было совершено благодаря только этому свойству! Мы восхищаемся людьми, проявившими стойкость и выдержку. Называем их героями, о них написаны книги, сняты фильмы.

  • Чтобы подтвердить вышеизложенное, обратимся к тексту Л. Овчинниковой “Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки — Нюра и Рая Ивановы”. Писательница рассказывает нам о тяжелых испытаниях, которые выпали на долю детей во время блокады Ленинграда.

Две сестры, Рая и Нюра Ивановы, похоронили мать, умершую от голода, сами же остались одни в «закопчённой квартире с обледеневшими стенами», сжигали мебель и книги, чтобы согреться, но сами добрались во Дворец пионеров, пробираясь по грудам развалин и прячась от взрывов.

Также Л. Овчинникова рассказывает о судьбах других детей: «Вера Бородулина потеряла отца, Витя Панфилов пережил смерть семерых родных…». Все они были «глубоко потрясены войной», однако, как мы видим из текста, не утратили силы духа.

Они продолжали верить в будущее, потому так важно было для них добраться до Дворца пионеров, который открыл свои двери для детей. Когда ребята выступили на военном крейсере, «по щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы». Моряки были потрясены силой духа ребят, которые не утратили желание жить и веру в будущее.

  • В качестве второго примера хочу привести героя повести Катаева «Сын полка». Война лишила Ваню Солнцева дома и семьи, ему пришлось скитаться и голодать, он чуть не умер от тифа и чесотки.

Однако это не сломило мальчика: он продолжал верить в будущее и хотел помочь солдатам в борьбе с врагом. Он проявляет инициативу и идет в разведку. Его смелость и упорство поражает даже взрослых, видевших многое на войне.

  • Проявление воли и силы духа русского солдата очень полно раскрыто в произведении Шолохова «Судьба человека», где приводится множество примеров проявления стойкости и героизма.

Жизнь главного героя Андрея Соколова наполнена лишениями, трудностями и горем, но это не сломило мужчину, а, кажется, даже закалило его характер. Он стоически переносит плен и добивается свободы благодаря побегу. На побег он оказался способным лишь потому, что не пал духом, проявил стойкость и смелость.

Но судьба продолжает испытывать на прочность солдата: вернувшись из плена, он узнает о гибели своей семьи. Потеря жены и дочерей — невосполнимая утрата, но Соколов находит в себе силы жить дальше.

Преодолев все удары судьбы, он не отчаялся, сохранил доброту и человечность, что позволило ему усыновить мальчишку-сироту. У солдата появился смысл жизни, появилась семья.

Произведения о Великой Отечественной войне ярко демонстрируют нам силу духа целого народа, а не только отдельных личностей. Несмотря на мощь, хорошее оснащение и подготовку врага, советский народ сплотился и разбил захватчика.

Пришлось преодолеть голод, лишения, жестокие сражения, но наши деды выстояли и победили. И каждый из них готов был пожертвовать собой ради Победы. Это и есть — сила духа!

Сочинение-рассуждение про Сила духа

Что такое сила духа? В глубине души каждый человек знает ответ на этот вопрос. Это то, что заставляет бороться, перешагивать через трудности, не опускать голову и идти вперед, что бы ни происходило. Это храбрость, проявляемая в минуты опасности. Мужество, заставляющее защищать себя и своих близких. Стойкость.

Сила духа — это внутренний стержень, который есть внутри далеко не у каждого человека. Подобно ивовому пруту таких людей можно согнуть или подчинить силой, но никогда их не получится сломать.

Сильные духом люди способны пережить буквально все. Голод, холод, потерю семьи, физические страдания. Как бы ни было им больно — они справятся, чтобы вновь смело взглянуть судьбе в глаза и бросить злодейке вызов.

В некоторых людях эта неведомая, непостижимая великая сила заложена с рождения. Их выдает волевой взгляд, твердый характер, непреклонная воля, решительность, привычка отвечать за свои слова. Рядом с таким человеком можно сказать “как за каменной стеной”.

А в некоторых судьба воспитывает внутреннюю силу. Превращает всю жизнь в борьбу. И наблюдает за тем, что получается из человека в результате великой битвы за выживание. Сломается он или переживет? И сохранит ли в себе человека?

Если нужно привести пример людей, в которых жизнь воспитала силу духа, насильно вкладывая в руки оружие для самозащиты, то в первую очередь, конечно же, вспоминается Великая Отечественная война.

  • Молодые девушки — партизанки, которые, попав в плен, были замучены до смерти, но так и не выдали своих товарищей — вот пример истинного мужества и самоотверженности.
  • Бойцы, бросающиеся под пули, чтобы биться за то, во что верят, за то, что любят — вот пример настоящей храбрости.
  • Матери, день и ночь напролет ждущие сыновей у порога, голодающие, но берегущие для детей, которые могут вернуться, последний кусочек хлеба — вот что можно назвать настоящей силой духа.

Люди, переживающие ужасное военное время, достойны не только уважения, но и восхищения, поклонения. Не многие отпрыски современного поколения смогут повторить то, что делали те, кто навсегда ушел в небытие.

Думать в первую очередь о других, заботиться о ближних, ставить чужие интересы выше своих и перешагивать через трудности — вот что такое настоящая сила духа.

Героизм – итоговые сочинения для 9–11 классов ОГЭ и ЕГЭ.

Таким образом, можно сделать вывод: сила духа – это важное свойство человеческой натуры. Оно формируется тяжелыми испытаниями, и оно же помогает эти испытания преодолевать.

Что такое сила духа? (По тексту Л.Улицкой.)

Главный герой текста Л.Е.Улицкой, на мой взгляд, – воплощение силы духа.

В годы Великой Отечественной войны он потерял правую руку, но по возвращении с фронта научился писать левой – «почерком, не лишённым элегантности», приспособился ловко надевать рюкзак одной рукой, вернулся в университет, в котором учился до войны. «Полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом…» И считал это великим счастьем!

 Ярким примером духовной силы является Бетани Гамильтон, девушка, выросшая на Гавайских островах. Она с детства занималась серфингом, однако в 13 лет  потеряла левую руку в результате нападения акулы.

Уже через месяц Бетани вновь покоряла волны, а через два года выиграла престижные соревнования.

Сегодня она является профессиональной серфингисткой и источником вдохновения для миллионов людей, разуверившихся в силе духа.

Таким образом,никогда нельзя сдаваться, нужно бороться до конца, а в этом, на мой взгляд, и помогает сила духа, которая, как стержень, не дает человеку сломаться под тяжестью навалившихся проблем.

Соня    

 Текст 12.3 (из романа Л. Улицкой «Зелёный шатёр»)

 (1)Ученикам о войне он рассказывал скупо.

– (2)А где вас ранило? – спрашивали ребята.

– (3)В Польше, уже в наступлении. (4)Вот, руку отняли.

(5)Что было потом, не рассказывал: не хотел вспоминать, как учился писать левой – почерком, не лишённым элегантности, как приспособился ловко надевать рюкзак одной рукой. (6)После госпиталя приехал в Москву и вернулся в университет, в котором учился до войны.

(7)Какое это было счастье – полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом…

(8)Потом отправили по распределению в среднюю школу посёлка Калиново Вологодской области преподавать русский язык и литературу.

(9)Жильё выделили при школе. (10)Комната и прихожая, откуда топилась печь. (11)Дровами обеспечивали. (12)Кроме литературы, ещё приходилось учить географии и истории. 

(13)Всё в Калинове было бедным, разрушенным, в изобилии только нетронутая робкая природа. (14)И люди были, пожалуй, получше городских, тоже почти не тронутые городским душевным развратом.

(15)Общение с деревенскими ребятами развеяло его студенческие иллюзии: доброе и вечное, конечно, не отменялось, но повседневная жизнь была слишком груба.

(16)Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чиненые платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу? (17)Учёба на голодный желудок и потеря времени на знания, которые никогда и ни при каких условиях им не понадобятся?

(18)Детство у них давно закончилось, они все сплошь были недоросшие мужики и бабы, и даже те немногие, кого матери отпускали в школу, как будто испытывали неловкость, что занимаются глупостями вместо настоящей серьёзной работы.

(19)Из-за этого некоторую неуверенность испытывал и молодой учитель – и впрямь, не отвлекает ли он их от насущного дела жизни ради излишней роскоши.

(20)Какой Радищев? (21)Какой Гоголь? (22)Какой Пушкин, в конце концов? (23)Обучить грамоте и поскорее отпустить домой – работать. (24)Да и сами они только этого и желали.

(25)Тогда он впервые задумался о феномене детства. (26)Когда оно начинается, вопросов не вызывало, но когда оно заканчивается и где тот рубеж, начиная с которого человек становится взрослым? (27)Очевидно, что у деревенских ребятишек детство заканчивалось раньше, чем у городских.

(28)Северная деревня всегда жила впроголодь, а после войны все обнищали вконец, работали бабы и ребята. (29)Из тридцати ушедших на фронт местных мужиков вернулись с войны двое.

(30)Дети, маленькие мужики-школьники, рано начинали трудовую жизнь, и детство у них было украдено. (31)Впрочем, что тут считать: у одних было украдено детство, у других  – юность, у третьих – жизнь.

                                                                (По Л.Е. Улицкой)*

* Улицкая Людмила Евгеньевна (род. в 1943 г.) – современная российская писательница, произведения которой переведены на 25 языков. 

Сочинение 9.3. В чём проявляется сила духа?

Как Вы понимаете значение выражения СИЛА ДУХА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чём проявляется сила духа?» Текст из открытого банка ФИПИ:(1)Ученикам о войне он рассказывал скупо.– (2)А где вас ранило? – спрашивали ребята.– (3)В Польше, уже в наступлении. (4)Вот, руку отняли.(5)Что было потом, не рассказывал: не хотел вспоминать, как учился писать левой – почерком, не лишённым элегантности, как приспособился ловко надевать рюкзак одной рукой. (6)После госпиталя приехал в Москву и вернулся в университет, в котором учился до войны.(7)Какое это было счастье – полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом…(8)Потом отправили по распределению в среднюю школу посёлка Калиново Вологодской области преподавать русский язык и литературу.(9)Жильё выделили при школе. (10)Комната и прихожая, откуда топилась печь. (11) Дровами обеспечивали. (12)Кроме литературы, ещё приходилось учить географии и истории.(13)Всё в Калинове было бедным, разрушенным, в изобилии только нетронутая робкая природа. (14)И люди были, пожалуй, получше городских, тоже почти не тронутые городским душевным развратом.(15)Общение с деревенскими ребятами развеяло его студенческие иллюзии: доброе и вечное, конечно, не отменялось, но повседневная жизнь была слишком груба. (16)Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чинёные платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу? (17)Учёба на голодный желудок и потеря времени на знания, которые никогда и ни при каких условиях им не понадобятся?(18)Детство у них давно закончилось, они все сплошь были недоросшие мужики и бабы, и даже те немногие, кого матери отпускали в школу, как будто испытывали неловкость, что занимаются глупостями вместо настоящей серьёзной работы. (19)Из-за этого некоторую неуверенность испытывал и молодой учитель – и впрямь, не отвлекает ли он их от насущного дела жизни ради излишней роскоши? (20)Какой Радищев? (21)Какой Гоголь? (22) Какой Пушкин, в конце концов? (23)Обучить грамоте и поскорее отпустить домой – работать. (24)Да и сами они только этого и желали.(25)Тогда он впервые задумался о феномене детства. (26)Когда оно начинается, вопросов не вызывало, но когда оно заканчивается и где тот рубеж, начиная с которого человек становится взрослым? (27)Очевидно, что у деревенских ребятишек детство заканчивалось раньше, чем у городских.(28)Северная деревня всегда жила впроголодь, а после войны все обнищали вконец, работали бабы и ребята. (29)Из тридцати ушедших на фронт местных мужиков вернулись с войны двое. (30)Дети, маленькие мужики-школьники, рано начинали трудовую жизнь, и детство у них было украдено. (31)Впрочем, что тут считать: у одних было украдено детство, у других – юность, у третьих – жизнь.(По Л.Е. Улицкой*)

* Улицкая Людмила Евгеньевна (род. в 1943 г.) – современная российская писательница, произведения которой переведены на 25 языков.

Сочинение

Сила духа – это способность переживать трудности. Она проявляется в стойкости и терпении, в умении находить новые смыслы тогда, когда казалось-бы ничего хорошего не осталось.В тексте Л.Е.Улицкой рассказывается о сельском учителе: он лишился руки на войне, вернулся в университет.

Сила его духа проявилась в том наслаждении, с которым он накинулся на учёбу: «Какое это было счастье – полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом…». Как видим, человек, пережив войну и ранение, может найти новые радости в жизни.

Совсем по-другому переживают трудности его ученики, которые лишились детства: война отняла у них возможность играть, читать книги, развлекаться.

Но они стойкие и сильные, и главный смысл жизни у них теперь – работа: «Детство у них давно закончилось, они все сплошь были недоросшие мужики и бабы, и даже те немногие, кого матери отпускали в школу, как будто испытывали неловкость, что занимаются глупостями вместо настоящей серьёзной работы!»Отражением силы народного духа во время Великой Отечественной войны стала знаменитая Седьмая симфония Д.Д. Шостаковчиа. В ней слышится и воля к Победе, и стойкость в преодолении трудностей, и безграничное терпение. В последней части звучит тональность до мажор – символ чистого листа: человеку самому предложено выбирать свою судьбу. Он может сдаться и умереть, а может найти новый смысл, когда ничего хорошего и светлого не осталось. Но есть ещё он сам и свет его души.

Сила духа – это умение в самой непроглядной тьме зажечь своё сердце и найти смысл жизни в борьбе.

Все вузы не позднее 1 ноября должны опубликовать правила приёма на следующий учебный год.

Сочинение 9.3 ОГЭ «Сила духа» – СДАМ РУССКИЙ ЯЗЫК!

 (1)В Ленинград пришла первая послевоенная весна. (2)Однажды я шёл с завода домой. (3)Долгий закат дымил над городом. (4)Только что прошумел дождь, ещё бренчали капли, падая с карнизов, и синие лужи на мостовых курились паром.

(5)Я вспомнил, как вернулся в Ленинград перед концом войны и не узнал его: пустынными и мёртвыми казались улицы, ни один фонарь не горел, не светились окна; на месте газонов и цветников чернела голая земля, разбитая на крохотные кривые грядки; прошлогодние листья скреблись и шуршали по дорожкам перекопанных городских садов…

(6)Я шёл медленно, подставляя лицо под капли и улыбаясь собственным мыслям. (7)В ту первую после войны весну у нас было много работы; мы отстаивали по полторы-две смены и ходили злые, невыспавшиеся. (8)А теперь вот горячка кончилась и можно будет отдохнуть.

(9)Навстречу мне шла женщина. (10)Она несла букет желтоватой черёмухи. (11)Я не успел посторониться, и шершавые мягкие листья коснулись лица. (12)На миг я ощутил полузабытый запах – такой свежий, холодящий, словно от сосульки, положенной на язык.

(13)И неожиданно я увидел эту черёмуху.

(14)Старая, раскидистая, она росла в конце тихой улочки, доставая третьи этажи. (15)Можно было подумать, будто чистое летнее облако опустилось между домами. (16)И, подойдя, я остановился у склонённых веток. (17)Кисти крупных цветов качались над самой головой. (18)Их можно было трогать. (19)Их можно было сорвать.

(20)Я протянул руку. (21)Эти цветы уже сегодня будут стоять у меня дома… (22)Надламываясь, ветка громко хрустнула. (23)Я торопливо сунул её за спину. (24)Постукивая палкой, к черёмухе подходил сутулый, худой старик. (25)Сняв шляпу, он прислонился к стволу и словно задремал. (26)Мне было слышно, как он дышит, по-старчески посапывая.

(27)Я отодвинулся и тут заметил ещё двух человек. (28)Они стояли, прижавшись друг к другу, – молоденький парень и девушка. (29)Ни меня, ни старика они, казалось, не замечали.

(30)И ещё я увидел окна. (31)Настежь распахнутые окна в соседних домах. (32)Казалось, доматоже дышали, жадно и глубоко…

(33)Я представил себе тех, кто живёт на этой улице, и подумал: как удалось им сохранить черёмуху? (34)Не со слов – сам знаю: страшной блокадной зимой, когда в комнатах застывает вода и когда садится на стенках иней, чем не пожертвуешь ради крохи тепла, ради слабенького пламени в печурке? (35)А огромное старое дерево – уцелело. (36)Не в саду, не в парке – прямо на улице, никем не охраняемое… (37)Неужто на   пороге смерти своей заботились люди о красоте и ждали весны? (По Э. Шиму)*

* Шим Эдуард Юрьевич(1930–2006) – советский писатель, драматург, автор нескольких сборников рассказов для детей и взрослых.

Пример сочинения 9.3 «Что такое сила духа»:

Сила духа  — это одно из основных качеств человека, которое делает его сильным морально. Благодаря силе духа человек может преодолевать жизненные трудности, достигать намеченных целей. Это качество необходимо каждому.

В тексте Эдуарда Юрьевича Шима говорится о первой послевоенной весне в Ленинграде. Герой текста по дороге домой после тяжелого рабочего дня на заводе увидел черемуху, которая зацвела и радовала всех прекрасным ароматом.

В предложениях 33-37 он задается вопросом, как же людям во время войны удалось сохранить это дерево, когда блокадной страшной зимой нечем было топить печи.

Благодаря силе духа эти люди смогли преодолеть все трудности, а  черемуха сейчас радует прохожих. 

Говоря о силе духа, я сразу вспоминаю произведение Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». Герой повести — летчик Алексей Мересьев.

Из-за  ранения, полученного во время Великой Отечественной войны,  он лишился обеих ног. Но он не пал духом!   Алексей смог не только восстановиться физически, но и снова отправиться в полет.

Нам остается восхищаться тем, какой же силой духа обладал этот человек!

Итак, благодаря силе духа человек сможет преодолеть любую трудность на своем жизненном пути, сможет достичь любой намеченной цели.

Текст для сочинения 15.3 Сила духа

Блок 12 СИЛА ДУХА

15.3 Как Вы понимаете значение словосочетания СИЛА ДУХА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое сила духа».

Текст 12.1

(1)На хуторе сон и тишина. (2)Мы идём вдоль низкого, белого под луной заборика, по-южному сложенного из плоского дикого камня. (3)Такое чувство, словно и родился я здесь, и прожил здесь жизнь, и теперь возвращаюсь домой.

(4)Громко стучу в раму окна. (5)Нечего спать, раз мы вернулись. (6)И сейчас же распахивается дощатая дверь. (7)Панченко, ординарец мой, сонный, зевающий, босиком стоит на пороге.

– (8)Заходите, товарищ лейтенант.

(9)Хорошо вот так ночью вернуться с плацдарма домой. (10)Об этом не думаешь там. (11)Это здесь со всей силой чувствуешь. (12)Мне никогда до войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки. (13)И уезжать надолго не приходилось.

(14)Первый раз я уезжал из дома в пионерский лагерь, второй раз я уезжал уже на фронт. (15)Но и тот, кто до войны возвращался домой после долгой разлуки, не испытывал тогда того, что испытываем мы сейчас.

(16)Они возвращались соскучившиеся – мы возвращаемся живые…

(17)Сидя на подоконниках, разведчики смотрят, как мы двое едим, и глаза у них добрые. (18)А в углу стоит широкая деревенская кровать. (19)Белая наволочка, набитая сеном, белая простыня. (20)Многого не понимали и не ценили до войны люди. (21)Разве в мирное время понимает человек, что такое чистые простыни? (22)3а всю войну только в госпитале я спал на простынях, но тогда они не радовали.

(23)Я ложусь на свою царскую кровать, пахнущую сеном и свежим бельём, и проваливаюсь, как в пух. (24)Глаза слипаются, но едва задрёмываю, как, вздрогнув, просыпаюсь опять. (25)Я просыпаюсь от тишины. (26)Даже во сне я привык прислушиваться к разрыву снарядов.

(27)И лезут в голову мысли о ребятах, оставшихся на плацдарме. (28)3ажмурюсь – и опять всё это перед глазами: землянка связистов, в которую попала бомба, дорога в лесу и чёрные высоты, занятые немцами…

(29)Нет, я, кажется, не усну. (30)Осторожно, чтоб не разбудить ребят, выхожу во двор, аккуратно притворив дверь. (31)Как тихо! (32)Словно и нет войны на земле. (33)Впереди луна садится за глиняную трубу, только краешек её светится над крышей. (34)И что-то такое древнее, бесконечное в этом, которое было до нас и после нас будет.

(35)Я сижу на камне и вспоминаю, как в школе сорок пять минут урока были длиннее двух веков. (36)Государства возникали и рушились, и нам казалось, что время до нас бежало с удивительной быстротой и теперь только пошло своим нормальным ходом. (37)Впереди у каждого из нас была целая человеческая жизнь, из которой мы прожили по четырнадцать, пятнадцать лет.

(38)Я воюю уже третий год. (39)Неужто и прежде годы были такие длинные?.. (40)Возвращаюсь в дом, укрываюсь с головой и, подрожав под шинелью, засыпаю.

(По Г.Я. Бакланову)*

* Бакланов Григорий Яковлевич (19232009) – писатель-фронтовик. Среди самых известных произведений автора – повесть «Навеки – девятнадцатилетние», посвящённая судьбам молодых парней – вчерашних школьников, попавших на фронт.

Текст 12.2

(1)Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки – Нюра и Рая Ивановы. (2)Впервые после долгой блокадной зимы oни отправились пешком с Петроградской стороны на Невский проспект, ко Дворцу пионеров. (3)Они обходили перевёрнутые трамваи, прятались от взрывов в подворотнях, пробирались по грудам развалин на тротуарах.

(4)3имой девочки похоронили мать, умершую от голода, и остались одни в закопчённой квартире с обледеневшими стенами. (5)Чтобы согреться, сжигали мебель, одежду, книги. (6)Ослабевшую Нюру, до войны солистку знаменитого ансамбля, которым руководил Исаак Осипович Дунаевский, на санках отвезли в детский дом девушки – бойцы отряда противовоздушной обороны.

(7)Рая Иванова поступила в ремесленное училище. (8)На исходе первой блокадной зимы их разыскала руководитель студии Р.А. Варшавская. (9)Как и другие работники Дворца пионеров, она, только недавно выписанная из госпиталя, шла по сохранившимся адресам, чтобы найти своих питомцев.

(10)До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.

(11)Из уст в уста передавалась казавшаяся невероятной весть: «Дворец пионеров ждёт нас!» (12)Об этой новости нельзя было узнать ни из газет, ни из сообщений по радио. (13)Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект. (14)Как были помечены и Эрмитаж, и Русский музей.

(15)Из района в район, из дома в дом передавали как пароль: «Собраться в назначенный час…», и по улицам осаждённого города двигались дети – так начался подвиг педагогов и воспитанников ленинградского Дворца пионеров.

(16)Дети, конечно, были глубоко потрясены войной. (17)Они видели, как рушатся дома от взрывов, как падают в голодном беспамятстве люди. (18)Вера Бородулина потеряла отца, Витя Панфилов пережил смерть семерых родных… (19)В каждом доме было горе. (20)Впереди было ещё почти два года блокады…

(21)А в мае 1942 года во Дворце пионеров работали многочисленные кружки: танцевальные, вокальные, фортепьянные, рукоделия, рисования, художественного слова. (22)Искусство помогало детям выжить, но они ещё не знали о его подлинной силе.

(23)Летом 1942 года ребят впервые пригласили на военный крейсер. (24)Они поехали на грузовой машине, захватив музыкальные инструменты и танцевальные костюмы. (25)На палубе корабля играл мелодии Чайковского Витя Панфилов, танцевала Рая Иванова, читала стихи Вера Бородулина.

(26)По щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы. (27)3навшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников. (28)Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все, и в этих ребятах была сама одухотворённая надежда.

(29)Прощаясь с детьми, команда построилась. (30)Ребята стали вручать подарки, которые привезли с собой. (31)Взяв матерчатый кисет из рук девочки, старшина, на груди которого было два боевых ордена, сказал: «Принимаю третью награду Родины». (32)Моряки знали цену мужеству.

 (По Л. Овчинниковой)*

* Л. Овчинникова – современная российская писательница.

Текст 12.3

(1)Ученикам о войне он рассказывал скупо.

– (2)А где вас ранило? – спрашивали ребята.

– (3)В Польше, уже в наступлении. (4)Вот, руку отняли.

(5)Что было потом, не рассказывал: не хотел вспоминать, как учился писать левой – почерком, не лишённым элегантности, как приспособился ловко надевать рюкзак одной рукой. (6)После госпиталя приехал в Москву и вернулся в университет, в котором учился до войны.

(7)Какое это было счастье – полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом…

(8)Потом отправили по распределению в среднюю школу посёлка Калиново Вологодской области преподавать русский язык и литературу.

(9)Жильё выделили при школе. (10)Комната и прихожая, откуда топилась печь. (11)Дровами обеспечивали. (12)Кроме литературы, ещё приходилось учить географии и истории.

(13)Всё в Калинове было бедным, разрушенным, в изобилии только нетронутая робкая природа. (14)И люди были, пожалуй, получше городских, тоже почти не тронутые городским душевным развратом.

(15)Общение с деревенскими ребятами развеяло его студенческие иллюзии: доброе и вечное, конечно, не отменялось, но повседневная жизнь была слишком груба.

(16)Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чиненые платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу? (17)Учёба на голодный желудок и потеря времени на знания, которые никогда и ни при каких условиях им не понадобятся?

(18)Детство у них давно закончилось, они все сплошь были недоросшие мужики и бабы, и даже те немногие, кого матери отпускали в школу, как будто испытывали неловкость, что занимаются глупостями вместо настоящей серьёзной работы.

(19)Из-за этого некоторую неуверенность испытывал и молодой учитель – и впрямь, не отвлекает ли он их от насущного дела жизни ради излишней роскоши.

(20)Какой Радищев? (21)Какой Гоголь? (22)Какой Пушкин, в конце концов? (23)Обучить грамоте и поскорее отпустить домой – работать. (24)Да и сами они только этого и желали.

(25)Тогда он впервые задумался о феномене детства. (26)Когда оно начинается, вопросов не вызывало, но когда оно заканчивается и где тот рубеж, начиная с которого человек становится взрослым? (27)Очевидно, что у деревенских ребятишек детство заканчивалось раньше, чем у городских.

(28)Северная деревня всегда жила впроголодь, а после войны все обнищали вконец, работали бабы и ребята. (29)Из тридцати ушедших на фронт местных мужиков вернулись с войны двое.

(30)Дети, маленькие мужики-школьники, рано начинали трудовую жизнь, и детство у них было украдено. (31)Впрочем, что тут считать: у одних было украдено детство, у других  – юность, у третьих – жизнь.

(По Л.Е. Улицкой)*

* Улицкая Людмила Евгеньевна (род. в 1943 г.) – современная российская писательница, произведения которой переведены на 25 языков.

Текст 12.4

(1)Отца своего, который погиб на фронте, Авалбёк не помнил. (2)Первый раз он увидел его в кино, когда мальчику было лет пять.

(3)Фильм был про войну, Авалбёк сидел с матерью и чувствовал, как она вздрагивала, когда на экране стреляли. (4)Ему было не очень страшно, а иногда даже, наоборот, весело, когда падали фашисты. (5)А когда падали наши, ему казалось, что они потом встанут.

(6)Вот на экране появились артиллеристы. (7)Их было семь человек. (8)Один из них был смуглым, черноволосым, небольшого роста.

(9)И вдруг мать тихо сказала:

– Смотри, это твой отец…

(10)Почему она так сказала? (11)Зачем? (12)Может быть, случайно или потому, что вспомнила мужа. (13)И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у них дома.

(14)И мальчик поверил. (15)Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности.

(16)Как он гордился своим отцом! (17)И война с этой минуты уже не казалась мальчику забавной, ничего весёлого не было в том, как падали люди.

(18)Война стала серьёзной и страшной, и он впервые испытал чувство страха за близкого человека, за того человека, которого ему всегда не хватало.

(19)А на экране шла война. (20)Появились немецкие танки. (21)Мальчик испугался. (22)«Папа, танки идут, танки!» – кричал он отцу. (23)Танков было много, они двигались вперёд и стреляли из пушек. (24)Вот упал один артиллерист, потом другой, третий… (25)И вот остался только отец, он медленно шёл навстречу танку с гранатой в руках.

– (26)Стой, не пройдёшь! – крикнул отец и бросил гранату. (27)В этот момент в него начали стрелять, и отец упал.

– (28)Это мой отец! (29)Вы видели? (30)Это моего отца убили… – закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он.

(31)И тогда соседский мальчишка, школьник, первым решил сказать ему правду.

– (32)Да это не твой отец. (33)Что ты голосишь? (34)Это артист. (35)Не веришь – спроси у киномеханика.

(36)Но киномеханик молчал: взрослые не хотели лишать мальчика его горькой и прекрасной иллюзии.

(37)Мать наклонилась к сыну, скорбная и строгая, в глазах её стояли слёзы.

– (38)Пойдём, сынок, пойдём. (39)Это был твой отец, – тихо сказала она и повела его из зала.

(40)Сердце мальчика было наполнено горем. (41)Только сейчас он понял, что значит – потерять отца. (42)Ему хотелось плакать. (43)Он посмотрел на мать, но она молчала. (44)Молчал и он. (45)Он был рад, что мать не видит его слёз.

(46)Он не знал, что с этого часа в нём начал жить отец, который давно погиб на войне.

(По Ч.Т. Айтматову)*

* Айтмáтов Чингúз Торекýлович (1928–2008) – киргизский писатель.

Что такое сила духа? | Сочинения на все темы

Сила духа – это черта характера, которое позволяет человеку встречать опасность с хладнокровием и храбростью или переносить боль и невзгоды без ропота, депрессии или уныния. Давайте вместе посмотрим на одну из главных добродетелей – силу духа.

Сила духа – ключевая кардинальная добродетель. Действительно, мы не можем долго практиковать какие-либо другие добродетели, не проявив силы духа.

Первый вариант сочинения (по тексту С.П. Алексеева «Шла Великая Отечественная война.

(2)Фашисты окружили, блокировали Ленинград, и начались страшные дни города на Неве…»)

  • (1)Шла Великая Отечественная война. (2)Фашисты окружили, блокировали Ленинград, и начались страшные дни города на Неве…
  • (3)О том, что обед будет из трёх блюд и готовят его повара с особым старанием, ребята детского дома знали. (4)Директор дома, Мария Дмитриевна, так и сказала:
  • – (5)Сегодня, ребята, полный у нас обед: первое будет, второе и третье.
  • (6)Что же будет ребятам на первое?
  • – (7)Бульон куриный?
  • – (8)Борщ украинский?
  • – (9)Щи зелёные?
  • – (10)Суп гороховый?
  • – (11)Суп молочный?

(12)Нет, не знали в осаждённом Ленинграде таких диковинных супов, совсем другие супы в Ленинграде. (13)Приготовляли их из дикорастущих трав, которые нередко бывали горькими, вяжущими. (14)Ошпаривали их кипятком, выпаривали и тоже использовали для еды. (15)Назывались такие супы из трав по-особенному – супами-пюре. (16)Вот и сегодня ребятам – такой же суп.

(17)Миша Кашкин, местный всезнайка, всё точно про праздничный суп пронюхал.

– (18)Из сурепки он будет, из сурепки, – шептал ребятам.

(19)Из сурепки? (20)Так это ж отличный суп. (21)Рады ребята такому супу, ждут не дождутся, когда позовут на обед.

(22)Вслед за первым получат сегодня ребята второе. (23)Что же им на второе будет?

  1. – (24)Макароны по-флотски?
  2. – (25)Жаркое?
  3. – (26)Рагу или гуляш?

(27)Нет. (28)Не знали ленинградские дети подобных блюд.

(29)Миша Кашкин и здесь пронюхал.

– (30)Котлеты из хвои! Котлеты из хвои! – кричал мальчишка.

(31)Рады ребята таким котлетам. (32)Скорей бы несли обед.

(33)Завершался праздничный обед, как и полагалось, третьим. (34)Что же будет сегодня на третье?

  • – (35)Компот из черешни?
  • – (36)Запеканка из яблок?
  • – (37)Апельсины?
  • – (38)Желе или суфле?

(39)Нет. (40)Не знали ребята подобных третьих. (41)Кисель им сегодня будет.

– (42)Повезло нам сегодня, потому что кисель из ламинарии, из морских водорослей, – шептал Кашкин. – (43)И ещё сахарину туда добавят, достанется по полграмма на каждого.

– (44)Сахарину! (45)Вот это да! (46)Так это ж на объеденье кисель получится.

(47)Обед был праздничный, полный – из трёх блюд. (48)Вкусный обед! (49)На славу!

(50)Не знали блокадные дети других обедов.

(51)900 дней продолжалась блокада города, но устояли ленинградцы, разбили фашистов. (52)Пришла в Ленинград победа!

(По С.П. Алексееву)∗

Определение понятия

Каждый человек понимает понятие силы духа по своему. Если человек задумался о своей силе, значит, скорее всего, она у него присутствует. Сила духа — это характер, умение себя сдержать в той или иной ситуации, суметь отказаться от ненужной привычки, собрать дух в кулак и рассказать человеку о своих чувствах.

Аргумент из прочитанного текста

О юных ленинградцах повествует текст С.П.Алексеева. Как искренне радуются дети блюдам, которые и блюдами-то назвать трудно. Суп из сурепки, котлеты из хвои, кисель из ламинарии – для блокадных ребятишек поистине праздничный обед.

Вкусный! На славу! Понимали дети блокадного Ленинграда, что не подадут им молочный суп и макароны по-флотски, нужно довольствоваться малым, скудным. Это умение не сдаваться в любых, самых сложных ситуациях помогло выжить ленинградцам.

Аргумент из личного опыта

Сила духа помогает Андрею Соколову, герою рассказа М. Шолохова, сохранить в себе человеческое достоинство. Сначала детдом, затем война. После бегства Соколов попадает не в лагерь, а в стрелковую часть.

И тут ещё одно испытание – весть о смерти жены Ирины и дочерей. А в День Победы Соколов теряет своего сына. Самое большое, что даёт ему судьба, – это увидеть мёртвого сына перед тем, как похоронить его в чужой земле.

Сколько же нужно силы, чтобы сжать в комок эту щемящую боль! Но герой делает это и продолжает жить!

Заключение

Итак, благодаря силе духа человек сможет преодолеть любую трудность на своем жизненном пути, сможет достичь любой намеченной цели.

Под вечер 14 июня 1986 года владимирская электричка доставила нас — около трехсот студентов-гуманитариев МГУ имени Ломоносова — на станцию Федулово, что в 74 километрах к востоку от Владимира.

Станция Федулово. 1986 год. Внук

В летнем военном лагере у Федулово нам предстояло пройти 42-дневные военные сборы — коими завершалась в Московском университете подготовка офицеров запаса.

Палаточный лагерь расположился в прореженном сосновом лесу.

Меж сосен стояли желтоватые шатры палаток, зеленые деревянные помосты под навесом, со столами и скамьями, — учебные классы. Белели силикатным кирпичом оружейные комнаты и каптерки.

В километре восточнее протекала Клязьма, и со свалки за южной границей лагеря слышались крики чаек.

В лесу между лагерем и железной дорогой спела малина…

Шел 1986 год — когда холодную войну еще никто не отменял.

На занятиях в классах мы, курсанты 2-й роты, готовились подрывать моральный дух абсолютно конкретного противника — 3-й механизированной дивизии армии США (известной с Первой мировой войны как «Скала на Марне»). Уясняли по карте, где разместить громкоговорящие установки, какой участок обстрелять агитационными снарядами, начиненными листовками…

29 июня 1986 года, в солнечный, жаркий воскресный день, мы — те, кто еще не служил в армии, — приняли присягу, и все четыре роты прошли торжественным маршем. Под «Прощание славянки», старым русским пехотным шагом — 120 шагов в минуту.

И тополя в листве, от зноя клейкой,

И марша звон в ушах.

Родной погон, родная трехлинейка,

Родной свободный шаг.

Тогда я еще не знал этих строк литературоведа и поэта Ростислава Михайловича Самарина (1911-1974). Но ощущения были схожие — хоть тополя на плацу в военном городке Федулово не росли, а руки сжимали не трехлинейную винтовку, а висевший на груди автомат АК-74 с пластмассовым ложем.

В тот июнь страна вспоминала 45-ю годовщину начала войны.

Родившимся через 15-20 лет после Победы, нам не надо было уточнять, о какой войне идет речь. Она и для нас навсегда разделила новейшую историю на «до войны» и «после». Уже дошкольником я воспринимал как абсолютно естественные строки песни на стихи Роберта Рождественского:

Просыпаемся мы —

И грохочет над полночью

То ли гроза,

То ли эхо прошедшей войны.

А на учебном поле рядом с лагерем, сразу за железной дорогой Москва — Горький, стояли, имитируя боевую обстановку, старые тяжелые танки ИС-2 образца 1944 года. Закопченные, обгорелые…

22 июня в 1986-м тоже пришлось на воскресенье — как в 41-м.

Про полковника солнцева сочинение

Ополченцы 1-го Коммунистического полка обучаются штыковому бою. В руках — французские винтовки системы Лебеля образца 1907/15 годов.

Город Ковров. 1956 год. Отец

В двух километрах от нашего лагеря, за рекой Клязьмой, лежал город Ковров. Там, на известном оружейном заводе («почтовый ящик 22»), в 1956-1957 годах работал мой отец — по окончании Московского высшего технического училища имени Баумана (ныне МГТУ имени Баумана). Сначала на должности мастера, потом на инженерной. Да и военные сборы летом 1953-го он проходил на той же Клязьме, только под Гороховцом, при артиллерийском полку большой мощности — в МВТУ из отца готовили инженера по матчасти наземной артиллерии.

Будущий историк, я, конечно, зафиксировал случайное пересечение наших с отцом жизненных дорог под Ковровом. Но я не мог и помыслить, насколько тесно сплетутся на этом совсем близком от Москвы пятачке судьбы нашей семьи с судьбой страны…

На сборах нас, студентов, кормил, одевал и обувал расквартированный в военном городке Федулово 522-й гвардейский учебный танковый Рижский полк. Отпускал со своего склада продовольствие, выделил повара, выдал комплекты новенького полевого обмундирования. А когда в начале июля вдруг похолодало — еще и ватники. Снабдил звездочками на пилотки и петличными эмблемами — силуэтиками танков…

И вот совсем недавно, в декабре 2020 года, я узнал, что «наш» Рижский полк — тот самый, в котором осенью 1941-го служил и участвовал в обороне Москвы мой дед, Кузьма Петрович Смирнов (1895 — 1972).

Про полковника солнцева сочинение

Мои дед и бабушка — Кузьма Петрович и Татьяна Ивановна Смирновы. 1940 год. Фото: из семейного архива автора

Москва. 1941 год. Дед

Уроженец подмосковной деревни Еднево, он с 14 лет работал на фабриках учеником шорника и шорником — шил конскую упряжь. Сперва в Москве, а с 1912-го — в Петербурге/Петрограде.

Что такое война, еще в молодости изведал сполна. Уйдя 19-летним «парнем с Петроградской стороны» на Первую мировую и став вторым номером пулеметного расчета, участвовал в 1916 году в Брусиловском прорыве. А летом 1917-го — в тяжелейшем сражении с немцами при Мэрэшешти — в Румынии, на реке Серет, — где поубивало всех его товарищей-пулеметчиков…

Но я запомнил его прямо-таки иллюстрацией к нашей фамилии — абсолютно мирным. Законопослушным, добросовестным, пунктуальным.

Тут же возражаю себе: как это законопослушным? А кто помогал в Москве замоскворецким большевикам распространять их листовки? Кто в 1915-м, в Питере, кидал во время забастовки из-под Тучкова моста камни в казаков? (За что и был лишен «брони», которую имел как рабочий размещавшихся в Кронверкском арсенале военно-упряжных мастерских, и призван в армию.)

Он, дед Кузьма. Но, помня его натуру, думаю, что делал он это скорее из стремления помочь хорошим людям. Попросили — как откажешь? Так же, похоже, и вступил в 1924 году, в ходе «ленинского призыва», в РКП(б): Кузьма, ты рабочий «от станка», депутат Москворецкого райсовета Москвы от 1-й показательной школы-фабрики шорно-седельного производства — надо!

Надо проучиться в совпартшколе (и работать потом, в 1926-1928-м, пропагандистом укома партии).

Надо ехать в нынешнюю Воронежскую область и работать (в 1930-1932-м, слава Богу, уже после раскулачивания) председателем колхоза…

«На службу не напрашивайся, от службы не отказывайся».

Думаю, в соответствии с этим принципом он — без полутора недель 46-летний заместитель главного кассира Мосгорбанка — и пошел в середине октября 1941 года в ополчение.

Про полковника солнцева сочинение

А это фотокопия удостоверения, выданного деду 25 ноября 1941 года.

Октябрьские ополченцы

Шли самые тяжелые дни войны.

7 октября 1941 года почти все войска Западного и Резервного фронтов попали в окружение под Вязьмой — где уже к 14-му погибли либо были пленены.

Между группой армий «Центр» и Москвой почти не осталось советских войск, и путь на Москву оказался открыт.

16-го в столице вспыхнула паника. Во дворе дома № 32 по Большой Татарской, где жил дед, дворники нашли на помойке сочинения классиков марксизма-ленинизма…

В те дни с бору да с сосенки собирали войска, чтобы перекрыть хотя бы основные направления, выводящие с запада к Москве.

А в самой столице 13 октября стали формировать новые части ополчения. (Прежние, сформированные в июле, почти все сгинули к этому дню под Вязьмой.)

16 октября некоторые из этих частей — рабочих коммунистических батальонов — свели в 1-й Коммунистический полк, в котором и оказался мой дед.

Полк вошел в состав войск обороны города Москвы. Конкретно — в состав 1-го боевого участка оборонительного рубежа города Москвы, который 24 октября назвали Северо-Западной группой обороны города Москвы, 28-го — дивизией Московских рабочих, а 14 ноября — 3-й Московской Коммунистической стрелковой дивизией.

Штаб дивизии разместился у станции метро «Сокол», в доме № 6 по Чапаевскому переулку.

Через дом от него, на нынешнем Ленинградском проспекте, 65, жили с 1934 года мои родственники по материнской линии — выходцы из подмосковной Гжели, потомственные керамисты, работавшие на расположенном напротив заводе «Изолятор». А с 1958 по 1964 год — и моя будущая мать…

В середине ноября новое название получил и дедов полк — став 1-м Коммунистическим полком Московских рабочих.

Старшего политрука К.П. Смирнова назначили почему-то «начальником питания полка» (не боепитания, а именно питания). Хотя вообще-то эта должность называлась «начальник продовольственной службы», а дед принадлежал не к военно-хозяйственному и административному составу, а к военно-политическому. И, кроме «шпалы» в петлицах, носил на рукавах красную, окантованную алым шелком суконную звезду с вышитыми на ней желтым шелком серпом и молотом.

Про полковника солнцева сочинение

Схема участка обороны полка, в котором служил мой дед.

Последний рубеж

Полк (его возглавил майор Александр Христофорович Кузнецов) сразу же занял оборону за северо-западной окраиной Москвы — на тот случай, если сражающиеся в 100 километрах западнее войска Западного фронта не выдержат и враг прорвется к столице.

Правый фланг полкового участка упирался севернее станции Бескудниково в Дмитровское шоссе и Савеловскую железную дорогу. В начале ноября сместился на километр западнее, к деревне Коровино.

Центр — у деревни Ново-Ховрино, где располагался и штаб полка, — седлал Ленинградское шоссе и Октябрьскую (Ленинград — Москва) железную дорогу.

А левый фланг протянулся сначала вдоль восточного берега Химкинского водохранилища, а 23 ноября перекинулся на западный берег и уперся в деревню Братцево.

Сейчас все эти места — в черте Москвы. У станций метро «Селигерская», «Ховрино», «Беломорская», «Речной вокзал», «Водный стадион», «Сходненская»…

Ополченцы рыли траншеи, строили блиндажи, вели разведку вдоль Ленинградского и Дмитровского шоссе…

Винтовки и пулеметы им дали те, что нашли, — и русские, и французские, и английские, и канадские, и германские, и польские, и чехословацкие. В 1915 году деду, новобранцу русской армии, выдали допотопную 11-мм французскую винтовку системы Гра — а в 1941-м более трети его полка1 тоже вооружилась французскими винтовками (только не такими древними, системы Лебеля)…

Настала последняя неделя ноября — апогей борьбы на оказавшихся самыми опасными северо-западных подступах к Москве.

Дивизия, гласил боевой приказ командира 3-й Московской коммунистической полковника Николая Павловича Анисимова от 23 ноября, «прикрывает Москву с северо-запада с задачей ни в коем случае не допустить противника к г. Москва».

А в следующем пункте значилось: «Справа наших частей нет»2.

Про полковника солнцева сочинение

Москва зимой 1941 года — на архивной фотографии.

«У твоего порога»

Заняв 24 ноября Солнечногорск и повернув на юго-восток, к Москве, 2-я танковая дивизия вермахта — комплектовавшаяся австрийцами, — сошла с Ленинградского шоссе, устремилась к проходившему восточнее Дмитровскому и 30-го вышла к станции Лобня на Савеловской железной дороге. Это бои с ней, с «Венской дивизией», у Лобни показаны в фильме 1962 года «У твоего порога» («Родина» рассказывала о нем в номере 6 за 2016 год).

В апреле 1941-го «Венская» прошла через Македонию и Грецию и заняла Афины.

15 ноября пробилась через оборону панфиловцев у разъезда Дубосеково.

19 ноября ее мотоциклисты въехали в родную деревню деда Еднево (19 километров восточнее Волоколамска и 15 — северо-восточнее Дубосекова).

А теперь «Венская дивизия» нависла с севера над правым флангом дедова полка — он находился всего в 13 километрах южнее Лобни, у Коровина.

В это же время с северо-запада к позициям полка стали приближаться вюртембергская 35-я пехотная и вестфальская 106-я пехотная дивизии — двинувшиеся от Солнечногорска к Москве по обе стороны Ленинградского шоссе.

С 23 ноября 1-й Коммунистический полк Московских рабочих вел разведку под Солнечногорском — вступая при этом в бои с «Венской дивизией». А с 27-го — еще ближе к Москве, в районе станции Крюково, там, где ныне Зеленоград.

К Крюкову враг подходил не только с северо-запада, но и с запада, от Истры, — в районе которой, в тогдашнем Воскресенском уезде, дед организовывал в конце 1920-х сельские клубы. Теперь оттуда надвигались судетско-силезская 5-я танковая дивизия и силезская «дивизия-призрак» — 11-я танковая…

В один из тех дней, вспоминал дед, боец, которого послали в близлежащую деревню купить молока, быстро вернулся назад: «Немцы!».

Судя по всему, это была та самая немецкая часть, что ближе всех подошла к Москве, — 62-й танковый саперный батальон, укомплектованный уроженцами округи Виттенберга в Саксонии-Анхальт (там, где проповедовал Мартин Лютер). 30 ноября его разведчики прорвались на мотоциклах к городу Химки3.

То есть к нынешней границе Москвы.

Про полковника солнцева сочинение

Ополченцы 3-й Московской коммунистической стрелковой дивизии. Октябрь — ноябрь 1941 года.

Форма полка

Главным силам 3-й Московской Коммунистической дивизии в бои под Москвой втянуться не довелось: дравшиеся впереди них части 16-й и 20-й армий устояли. В написанной 12 января 1966 года автобиографии дед о своем участии в войне и упоминать не стал.

Про полковника солнцева сочинение

Ополченцы 3-й Московской коммунистической стрелковой дивизии. Октябрь — ноябрь 1941 года.

В январе 1942-го его перевели служить в милицию, а дивизию назвали 130-й стрелковой и отправили на Северо-Западный фронт.

На северо-западе она и провоевала до конца войны — участвовала в попытках ликвидировать злосчастный Демянский выступ на Новгородчине, в разгроме врага под Ленинградом, в освобождении Псковщины, Эстонии и Латвии.

Стала 53-й гвардейской стрелковой Тартуской Краснознаменной.

А полк деда — 1-й Коммунистический полк Московских рабочих — был переименован в 371-й стрелковый, потом в 157-й гвардейский стрелковый; после освобождения 13 октября 1944 года Риги получил наименование «Рижский», — и к 1986-му, после еще нескольких переименований, стал 522-м гвардейским учебным танковым Рижским.

Чью форму я и носил на военных сборах через 45 лет после начала войны.

26 июля 1986 года полковник Джан Алексеевич Гудков подал на лагерном плацу команду:

— Равняйсь! Смирно! Напра-во! В столицу нашей Родины, город-герой Москву, шагом — марш!

На самом деле маршировать было метров семьсот — до платформы Федулово, до дверей электрички.

Совсем близко…

1. Подсчитано по: Монетчиков С. 1941-й: триумф и трагедия Москвы. Оружие Московского народного ополчения // Солдат удачи. 1997. № 5. С. 36.

2. Сборник материалов по истории 3-й Московской коммунистической стрелковой дивизии (http://3mksd.ru/ts161.htm).

3. Карель П. Восточный фронт. Кн. 1. Гитлер идет на восток. 1941 — 1943. М., 2004. С. 152, 272.

  • Про кузнечика для детей рассказ
  • Про кошку дусю и попугая розелло слушать рассказ
  • Про ленивую и радивую русская народная сказка слушать
  • Про колобка сказка нашего времени мультик бесплатно
  • Про маленького олененка сказка