Про них как пишется

Докладная записка это документально зафиксированная информация о том, что сотрудник не выполнил или выполнил не так, как нужно, свои

Докладная записка — это документально зафиксированная информация о том, что сотрудник не выполнил или выполнил не так, как нужно, свои должностные обязанности. Также в записке обычно предлагаются меры, которые необходимо применить руководству по отношению к нерадивому работнику.

Итак, вы руководитель среднего звена на опять-таки среднем производственном предприятии — скажем, начальник цеха. В вашем подчинении 40 работников цеха. В меру профессиональных, но каждый со своими бедами, проблемами и интересами. Когда и в каких случаях вам нужно писать на них докладные записки? Сейчас разберемся!

Как пишется докладная записка на сотрудника: образец

Докладная записка: образец (незаполненный) выглядит так:

Шаблон докладной записки

Как написать докладную о нарушении трудовой дисциплины

Как известно, каждый, кто устраивается на работу, читает и подписывает должностную инструкцию. Если в процессе работы он не выполняет указанные в инструкции функции либо выполняет их не так, как надо, то это повод наказать его. Это может быть все что угодно: регулярные опоздания, прогул, неправильно оформленные документы…

Любые действия, которые влекут за собой убытки, — наказуемы. Вы, как непосредственный руководитель, можете решить эти проблемы путем предупреждений или бесед. Но если разговоры не действуют, то сотрудника нужно наказывать. Главное, делать это по закону.

Как утверждают многие, докладная записка о нарушении трудовой дисциплины может служить лучшим средством для борьбы с опозданиями.

Но как? Ведь все решения о дисциплинарных взысканиях в компании принимает только ее высшее руководство. Именно для того, чтобы уведомить начальство о проступке сотрудника, и пишется докладная записка, адресованная, допустим, генеральному директору фирмы.

Кстати, докладную может написать не только вышестоящее лицо, но и любой сотрудник. Однако внутренние документы ряда фирм предусматривают строгий порядок подачи жалоб. Согласно ему, рядовой сотрудник обязан не писать докладную, а пожаловаться непосредственному начальству.

Образец докладной записки о прогуле

Докладная записка о невыполнении должностных обязанностей

Как пишется докладная? Специального формата этого документа в российском Трудовом кодексе нет. Однако в каждой организации могут быть внутренние документы, среди которых имеются и утвержденные шаблоны докладных. Писать ее можно и на компьютере, и от руки. Общие же правила составления официальных документов диктуют следующую форму написания. Докладная на сотрудника, вернее, ее схема, выглядит так.

  1. Правый верхний угол: кому адресовано письмо (должность и Ф.И.О.).
  2. Ниже: от кого (должность и Ф.И.О.).
  3. Ниже по центру (с соблюдением отступа): название — докладная записка.
  4. Далее — основной текст послания. Здесь заявитель перечисляет перечень тех обязанностей сотрудника (со ссылкой на внутренние документы, к примеру правила внутреннего распорядка или должностную), которые он не выполнил.
  5. Далее указывается, к чему привели действия сотрудника, какие последствия повлекли за собой его проступки.
  6. Завершается основной текст записки предложением о дисциплинарных мерах, которые, по мнению непосредственного руководителя, необходимо применить к проштрафившемуся сотруднику, чтобы ситуацию исправить.
  7. Внизу слева ставится дата написания документа.
  8. Внизу справа — подпись.

При необходимости к докладной можно приложить некие доказательства вины работника, скажем фотографию рабочего стола, если он целый день не работает, а сидит в интернете. Ссылки на такие приложения делаются в основном тексте записки.

Докладная: пример написания

Например, ваш сотрудник неправильно оформил накладную на товар. В результате этого машину с продукцией, которая проехала какое-то количество километров и спалила какое-то количество бензина, представители заказчика отказались разгружать. Исправленную версию заказчик отказался принимать в электронном виде, требуя оригинал. Вам пришлось срочно переоформлять документы и отправлять курьера на легковой машине на склад заказчика.

Докладная записка: пример

Директору ООО «Веселушка» Иванову С.П.

от начальника производственного цеха ООО «Веселушка» Петрова И.П.

Докладная записка.

Довожу до Вашего сведения, что работник производственного цеха Сидоров Л.Е. неправильно оформил накладную на поставку товара (5 тонн) для компании «Потребитель нашей продукции». В результате неправильного оформления накладной заказчик отказался выгружать товар. Чтобы исправить ситуацию, пришлось задействовать автомобиль «Жигули» для передачи исправленной накладной заказчику.

Последствиями такого халатного отношения сотрудника, выписывавшего накладную, стали простой автомобиля на складе; использование легкового автомобиля; повышенный расход ГСМ; испорченная репутация поставщика.

За халатное отношение к работе прошу объявить Сидорову Л.Е. выговор.

Дата

Подпись

Все, докладная готова! Что дальше? Если во внутренних документах фирмы есть указание на порядок согласования подобных документов, например их должны сначала рассмотреть и поставить резолюцию, допустим, директор по производству или служба безопасности, значит, вы, следуя указанной нормативом навигации, передаете документ в соответствующие подразделения.

Докладная записка (образец по ГОСТУ) при плохом поведении

15085-3

Если указания на порядок согласования нет, то идете с этой бумагой в приемную и отдаете секретарю, при этом он отмечает документ в списке входящих и присваивает ему номер.

Докладная записка о невыполнении должностных обязанностей (образец)

Образец докладной записки о нарушении трудовых обязанностей

И что делать дальше? Ничего! Только ждать последствий (а они обязательно будут, ведь на официальную бумагу, которой является докладная записка, обязательно должен быть официальный же ответ). Дисциплинарные меры воздействия обозначаются в приказе по организации. Но бывает и так, что изложенные факты потребуется проверить. Тогда приказ содержит информацию о мероприятиях, которые необходимы, чтобы подтвердить или опровергнуть указанные вами факты.

Докладная: образец о хамстве коллеге или клиенту

Образец докладной записки о хамском поведении

Об авторе статьи

SashkaBukashka blog avatar

Александр Борисович Букашка
Разрешите представиться: Букашка, Александр Борисович.
Коренной петербуржец.
Умею отстаивать свои права и разбираться в документообороте.

Последние публикации автора

Скачать образцы документов

  1. Образец докладной записки о прогуле.скачать
  2. Образец докладной записки о невыполнении работы.скачать
  3. Образец записки об алкогольном опьянении.скачать
  4. Докладная о хамском поведении.скачать
  5. Докладная о грубом нарушении должностных обязанностей.скачать

Законы все время меняются, но Сашка Букашка поддерживает статью в актуальном состоянии.

Подписывайтесь на нас в социальных сетях, чтобы не пропустить важное: telegram Facebook VK Instagram

Популярные материалы:

Про них как пишется

02.07.2021

Про них как пишется

30.06.2021

Про них как пишется

29.06.2021

Зачем писать бытовую характеристику с места жительства от соседей

Как написать характеристику с места жительства от соседей (образец)?

Бытовая характеристика от соседей необходима во многих жизненных ситуациях:

  • участие в уголовном процессе (может истребоваться не только в отношении обвиняемого – например, по делам о причинении телесных повреждений принято собирать характеризующий материал на потерпевших тоже);
  • судебное разбирательство (усыновление или оформление опеки, лишение родительских прав или восстановление в них, привлечение к уголовной ответственности, условно-досрочное освобождение из МЛС и пр.);
  • получение разрешения на ношение оружия;
  • трудоустройство (особенно это касается поступления на службу в военные или полувоенные организации, частные охранные структуры);
  • поступление в учебное заведение (как правило, нужна абитуриентам образовательных учреждений системы МВД, Министерства обороны и прочих подобных ведомств) и т. д.

Чаще всего характеристику с места жительства приходится составлять самостоятельно – соседям, у которых, как правило, нет на это ни времени, ни желания, остается лишь поставить свои подписи в нужной графе.

Как правильно написать характеристику на человека. Образец характеристики

Единой формы не существует, главное, чтобы в ней присутствовали основные сведения о личности характеризуемого. При составлении следует придерживаться следующей структуры:

Адресат

Обычаи делового оборота предписывают указывать данные адресата в правом верхнем углу документа. Характеристика с места жительства – не исключение, поэтому, по возможности, стоит написать полное наименование учреждения, а также фамилию и инициалы ее руководителя.

Данные характеризуемого

Прежде чем приступать к описанию особенностей личности характеризуемого, необходимо привести его полные данные: фамилию, имя, отчество, дату рождения (в некоторых случаях допускается указание возраста), место проживания.

Сведения о личности характеризуемого

Основная часть характеристики – именно в ней содержится информация, ради которой она запрашивается. Здесь следует кратко описать образ жизни характеризуемого, его семейное положение, особенности характера, поведения и пр.

Важно: акценты в описательной части характеристики расставляются в зависимости от ее цели. Например, если речь идет об усыновлении ребенка, будет уместно написать об умении характеризуемого находить общий язык с детьми и т. д.

Заключительная часть

Содержит подписи соседей с указанием их фамилий, имен и отчеств, а также квартир, в которых они проживают (или домов, если характеризуемый проживает в частном секторе). Полный адрес соседей сообщать необязательно.

Образец характеристики с места жительства от соседей

Про них как пишется

Важно: приведенная характеристика (образец) от соседей содержит наиболее часто применяемые формулировки. На практике лучше описывать те черты характера и особенности поведения, которые в действительности присутствуют у человека. Например: «принимает участие в субботниках, отзывчив, никогда не отказывает в помощи» и т. д. То есть в момент составления характеристики с места жительства образец следует использовать не в качестве единственного источника, а как усредненную форму.

Характеристика с места жительства от соседей в суд – как пишется, образец

Характеристика с места жительства требует особенно пристального внимания, если она предназначена для суда – от ее содержания нередко зависит судебное решение (например, положительные отзывы от соседей способны смягчить участь подсудимого).

Текст характеристики для суда помимо описания личности должен включать в себя сведения, имеющие отношение к рассматриваемого делу. Например, в случае решения вопроса о лишении родительских прав нужно указать отношение характеризуемого к своему ребенку, применяемые методы воспитания и пр. Но это не будет уместным, когда речь идет о судебном процессе над «пьяным водителем» – здесь лучше сообщить суду о наличии или отсутствии склонности к употреблению запрещенных веществ, алкоголя. 

Про них как пишется

Характеристика в суд от соседей – формулировки для разных случаев:

  • Процесс по лишению водительских прав: Кузнецов П. А. управляет автомобилем ВАЗ-21099, госномер А ХХХ АА 74 RUS. В управлении транспортным средством в состоянии алкогольного или иного опьянения не замечен. Правила парковки автомобиля не нарушает.
  • Процесс по усыновлению: Кузнецов П. А. женат, воспитывает 2 несовершеннолетних детей. В быту характеризуется положительно, к детям внимателен, заботлив. Принимает меры к развитию и образованию детей. Дети ухожены, обеспечены необходимыми предметами одежды. В рукоприкладстве в отношении детей не замечен (этот образец характеристики от соседей можно использовать для судебного разбирательства по делу о причинении телесных повреждений).
  • Уголовный процесс: Кузнецов П. А. в злоупотреблении спиртными напитками, в употреблении наркотиков не замечен. Вхож в квартиры соседей – случаев пропажи вещей после его визитов не было.

Важно: характеристика, направляемая в суд или любое другое официальное учреждение, должна быть заверена сотрудником управляющей компании либо представителем товарищества собственников жилья и скреплена печатью.

Таким образом, характеристики от соседей составляются в произвольной форме. Образцы, которые можно скачать в разделе «Документы и бланки» в начале статьи, помогут вам составить свой документ.

Еще больше материалов по теме в рубрике: «Характеристика». 

Про них как пишется

Гостем очередного эфира ПАИ-live стала Зинаида Митченко, доцент кафедры филологии, коммуникации и русского языка как иностранного, кандидат филологических наук Псковского государственного университета. Автор и ведущий проекта Александр Машкарин, пользуясь случаем, задал интересующие многих вопросы о грядущих изменениях в своде орфографических и пунктуационных правил русского языка, о вывесках как части внешнего вида города и об особенностях обучения иностранных студентов в русском вузе.

Новые старые правила

Поговорим о теме, которая последние две недели активно обсуждается: это проект новых правил русского языка, которые якобы не менялись 60 лет. Все этот проект горячо обсуждали, но, как я обратил внимание, по факту глобальных изменений нет. Вы как филолог и ваши коллеги на что в этом проекте свода правил обратили внимание?

– Действительно, в последние две недели это мощный информационный повод – введение новых правил орфографии и пунктуации: это не совсем правила русского языка, речь идет именно об орфографии и пунктуации. Что всех настораживает? Слово «новые».

История формирования правил орфографии и пунктуации связана с периодом 1956 года, когда вышел первый свод правил орфографии и пунктуации. Затем был длительный период, когда эти правила не пересматривались. Но надо сказать, что это был период относительной социальной стабильности в государстве, исследования регулировались, мне кажется, более последовательно. В 2003, 2006 и 2009 годах вышел полный справочник правил орфографии и пунктуации под редакцией Лопатина, и это авторитетный источник на сегодняшний день. Получается, более 65 лет действительно эти правила не уточнялись: даже основу лопатинского издания составляет первый свод правил 1956 года.

Язык – это развивающееся явление, и мы сами активные участники всех процессов в лексике. Появились новые реалии, новые наименования, мы ими активно пользуемся в своей речи. Но когда дело доходит до письменной коммуникации, то встает вопрос, как правильно написать это слово. И когда у тебя, носителя языка, существует выбор, когда этих написаний несколько, эта множественность ставит в затруднение обывателя, да и специалиста. Для нас важно, как правильно написать. Для чего это нужно? Для того чтобы обеспечить эффективную письменную коммуникацию.

Мы знаем, какая была мощная подготовительная работа. В 1991 году была создана орфографическая комиссия, куда вошли учителя, методисты, преподаватели вузов и филологи. Эта орфографическая комиссия путем наблюдения за тенденциями в разговорно-речевой стихии изучает нормы орфографии и пунктуации и их формирует.

Владимир Владимирович Путин в 2019 году поставил задачу пересмотреть правила, и он уточнял, что не должно быть вульгарного упрощения этих правил. То есть изменения не в сторону упрощения правил, а в сторону отражения объективной реальности – вот то, с чем мы сегодня сталкиваемся. Поэтому никого не должно пугать слово «новые»: это назревшая необходимость.

На YouTube очень много сюжетов в связи с этим, и некоторые агентства говорят, что это реформа языка. Специалисты, которые занимаются языком, понимают, что это не мощное революционное преобразование – вовсе нет: это совершенно естественный процесс, когда мы лишь уточняем какие-то формулировки, выявляем болевые точки в нашей языковой ситуации сегодня.

Про них как пишется

Болевые точки языка

– Что становится источниками болевых точек, что является материалом для изучения? Например, всем хорошо известный портал «Грамота.ру» (мы активно им пользуемся, прибегаем к нему в случаях затруднения) становится мощным архивом для специалистов, и можно сделать по запросам пользователей выборку не только социологическую (кто обращается), но и научную, когда мы понимаем, с какими вопросами туда обращаются, и по частотности этих вопросов мы можем сформировать те болевые точки в языковой повестке дня, чтобы на них отреагировать специалистам.

А можете привести пример таких болевых точек? Какие запросы встречаются чаще всего? Из Псковской области о чем спрашивают?

– Региональных данных сейчас у меня нет. Но мы понимаем, что в этом новом проекте свода орфографии и пунктуации, который должен быть утвержден к концу 2021 года, оказалось доработанным. Во-первых, это дефисные или раздельные написания.

Пол-апельсина, полмандарина, которые пишутся по-разному.

– Да, это хрестоматийные случаи. Но есть, например, такое наименование, как зиц-председатель – это управляющий, который не имеет права решающего голоса в компании.

Еще проще – подставная фигура.

– Да, можно, наверно, и так сказать. Вопрос орфографический: как писать это «зиц» – либо через дефис, либо раздельно, либо вообще слитно? Либо удвоенные согласные в заимствованных словах – мы их пишем или нет? Также это наименования религиозных праздников.

Жареная картошка – жаренная с грибами картошка.

– Да. Вы приводите примеры, очень распространенные. Я бы еще раз сказала, что это хрестоматийные примеры. А есть действительно затруднительные случаи. Вот мы говорим «кэш» или «хэштэг», а пишем через «е». 29 ноября – день рождения буквы «ё». Но и буква «э» в этом смысле тоже оказывается уязвимой, потому что мы произносим «э», а пишем «е».

Как теперь правильно: рэпер или репер, флэш или флеш?

– Тенденция написания буквы «е», потому что «э» – это признак заимствованного слова. Когда заимствованное слово входит в систему заимствующего языка, оно проходит освоение как по пути произношения, по пути вхождения в грамматику языка, так и по пути написания (орфографическое освоение). И конечно, есть избегание признака заимствования: написание с «е» – это знак освоенности.

То есть рэпер теперь репер? Звучит немножко по-бабушкиному: «Это репер!»

– А вас никто и не просит произносить мягко, вы можете произносить твердые согласные, но на письме мы отражаем это с помощью буквы «е».

Кстати, окончательный вариант свода орфографии и пунктуации должен быть принят только в 2023 году, сейчас речь идет только о правилах орфографии, и до конца 2021 года они должны быть утверждены. И они широко обсуждаются. Здесь каждый может высказать свое мнение вплоть до самого критического, когда люди против того, чтобы вводить слово «киллер» в своды правил. Но ведь мы понимаем, что реалия от того, что мы будем избегать этого написания, никуда не девается.

Можно я еще спрошу про слова?

– Да, пожалуйста.

Они заимствованные, но с ними журналистам приходится часто сталкиваться последнее время. Одно слово – коллаборация, которая пишется через две «л», хотя звучит с одной «л». И второе слово – аффилированный, у которого то ли две «л», то ли две «ф». Почему эти слова, будучи заимствованными в русском языке, не упрощаются в написании?

– Может быть, они упростятся. Есть совершенно естественные процессы, когда заимствованные слова вообще получают новую жизнь. Мы пишем научные статьи – мы как авторы должны обязательно быть аффилированными с нашим высшим учебным заведением, иначе публикация не будет засчитываться.

Да, есть такие слова, и никто не говорит о том, что орфография должна быть проще. Мы как носители языка должны овладеть этими нормами.

Удвоенные согласные – это, конечно, трудность для носителя языка. Здесь у нас только один путь – обращаться к авторитетным источникам, запоминать, как пишется это слово, и следовать нормам.

Хранители норм

Филологов почему-то принято считать консерваторами, охранителями языка, которые против изменений: корова значит корова, коллаборация с двумя «л» и так далее. На самом деле вы и ваши коллеги из Псковского государственного университета кем себя ощущаете? Вы все-таки консерваторы или, страшно сказать, либералы?

– Ни для кого не секрет: конечно, мы консерваторы. Мы изучаем норму. У студентов спрашиваешь: мы исследуем норму а кто ее устанавливает? Как узнать, что это норма, а это не норма? Кто вообще это определяет? Получается, что определяют специалисты? А на основе чего? На основе наблюдения за разговорно-речевой стихией. Потом эти наблюдения отражают в авторитетных источниках.

Другое дело, что мы все столкнулись с трудностью, когда источники не поспевают за изменениями, которые происходят в языке. Слово уже жизнь прожило в языке и ушло в пассивный словарный запас, а мы еще только устанавливаем его написание. Мы стремимся показать студентам язык как живой, развивающийся процесс и отражаем тенденции, которые есть сегодня.

Вариативность, которая наблюдается в языке, – это признак освоения слова. Но тем не менее мы стремимся следовать нормам. Есть мнение Светланы Друговейко-Должанской: это крупный филолог, и она, кстати, входит в орфографическую комиссию, которая занималась разработкой нового свода правил орфографии. Она говорит, что пока существует образованная часть сообщества, которая стремится поддерживать традицию, пока у нас кофе мужского рода, то можно говорить о том, что никаких существенных изменений не произойдет.

Существует такое понятие, как шибболеты: это вообще библейское понятие, это речь, которая выделяет тебя среди сообщества таких же говорящих. Когда мы как преподаватели в среде, доступной для нас, воздействуя на нашу молодежь, все-таки следуем нормам – это, конечно, тоже признак консерватизма. Хотя наши преподаватели очень современные, они тоже и употребляют, и осваивают новые слова. Мы тоже вместе с носителями языка осваиваем новую лексику. Я у своих студентов часто консультируюсь, как правильно. Сегодня столкнулись со случаем выбора между формами «подкаст» или «подкастов»: спрашивала у ребят, и они уже как молодое поколение в этом смысле меня направляют.

Каким еще словам вас научили студенты?

– Конечно, это связано со средой интернет-коммуникации в основном. И вообще, для меня, например, была трудностью фраза «в «Инстаграм»: это что, профиль в «Инстаграм» или сама соцсеть? В общем, я в этом смысле отставший от молодого поколения товарищ, консерватор.

О чистоте речи и города

– Вопрос грамотности речи тоже стоит остро, но грамотность не снизилась никаким образом.

Не снизилась?

– Нет. Конечно, отмечаю это не только я, но и специалисты-филологи. Почему не снизилась? Все зависит от того, о каком социальном сообществе мы говорим. Студент-филолог может отличаться от студента, например, технических специальностей.

Что происходит с грамотностью сегодня? Доступ к письменной коммуникации, к письменному самовыражению получили все, очень широкий круг носителей языка, а не только специально обученные люди. В связи с этим появляются сложности, и поэтому мы видим так много ошибочных написаний, сопровождающих внешние атрибуты города.

Насколько, на ваш взгляд, увеличился разрыв между устным и письменным русским языком? Раньше был (да и сейчас существует) письменный язык чиновников. Есть язык тех же мессенджеров с уже хрестоматийными «превед креведко» и так далее. И в то же время вы говорите, что устная речь осталась грамотной.

– Да. Но здесь каждый работает над собой. Мы в университете активно этим занимаемся. На каждом направлении подготовки, на первом курсе есть такие дисциплины, как русский язык и межкультурная коммуникация (раньше это была дисциплина «русский язык и культура речи»), когда мы всех студентов должны направить и не просто повторить эти нормы, а показать их реальное практическое применение. И здесь мы действуем в рамках артологии. Ты пришел в больницу или в поликлинику и тот дискурс, который обслуживает эту сферу, тоже должен освоить: ты понимаешь, какие вопросы задаешь в регистратуре, как должен отвечать.

А вот что касается разрыва письменной и устной речи, здесь всегда наблюдалось очень интересное взаимное влияние. Часто письменная речь влияет на устную, и в этом смысле нужно быть осторожными с письменным словом, да и вообще с любым словом, которое слетает с языка. Тем более написанное слово имеет очень мощное воздействие. Я сейчас говорю не о чем-то мистическом, а вообще о том, как слово воздействует на носителя языка.

Здесь хотелось бы рассказать о том, что мы в университете с 2016 года проводим акцию «Чистый город – хорошая речь!»: обращаем внимание на внешние атрибуты города: на лайтбоксы, вывески, баннеры, объявления – и замечаем с тревогой для себя, как много там реальных ошибок, орфографических и пунктуационных.

Например?

– Я хотела бы вас здесь заинтриговать и пригласить вступить в открытую группу в соцсети «ВКонтакте» «ЛингвоКонсультантПсков», где мы выставляем все фотоматериалы, зафиксированные в городе на протяжении долгого времени. И не затем, чтобы сказать, как все плохо, как мы невнимательны к внешним атрибутам города, – вовсе нет. Наша задача – устранить ошибку. Но когда нас спрашивают: «А сколько реально вы баннеров исправили?» – мы понимаем, что не можем пойти и зачеркнуть эту ошибку – это будет деструктивное действие. Мы даем лингвистический комментарий. Мы – это студенты-филологи, преподаватели, которые активно приглашают студентов поучаствовать в этой акции.

В прошлом году мы получили поддержку администрации области в связи с этим, и это был даже проект, была финансовая поддержка, мы запускали рекламу в городе, то есть пытались обратить внимание носителей языка на проблему орфографической и пунктуационной безграмотности. Это тем более важно, потому что сейчас введен дизайн-код города. В связи с этим столько проблем у владельцев заведений, но почему-то никто не несет ответственности за то, что написано, за содержание. Смотрят, на каком расстоянии вывеска расположена от окна и так далее, как это должно быть технически исполнено, но тревожно, что есть разрыв между содержательной частью и внешним проявлением.

Мы как энтузиасты предлагали свою консультационную помощь абсолютно безвозмездно, чтобы, например, заказчик рекламной продукции обращался в сообщество «ЛингвоКонсультантПсков» (мы даже его так специально назвали) и получал бесплатную консультацию на этапе создания рекламной продукции. Любой студент-филолог может дать квалификационную лингвистическую справку.

Есть пример из Великих Лук, где слово «Россия» написано с одной буквой «с». Мы понимаем, что это не ошибка неграмотности – это просто недосмотр. Но когда это баннер, растянутый в центре города, – это очень снижает впечатление от города. А у нас особый город, и, к сожалению, в его исторической части есть такие ошибочки.

Играть, но не заигрываться

Зинаида, как вы относитесь к тому, что в Пскове появляется все больше различных мест, связанных с именами в литературе? Например, с Кавериным.

– Конечно, это хорошо, ничего в этом плохого нет. И тем более и имена неслучайные: например, Каверин с Псковом связан напрямую. Это тоже популяризация и имени, и уважения к творчеству и воспитание молодежи. Среда, в которой мы все пребываем, очень важна, она на нас очень влияет. Ты на остановке стоишь – что твой взор привлекает? Может быть, ошибочное написание. Этого надо избегать.

Кафе с каким названием не хватает в Пскове?

– Это больной вопрос. Я не хотела бы сейчас озвучивать те названия, которые мы критикуем в группе «ЛингвоКонсультантПсков»: боюсь, что это может сослужить плохую службу владельцам кафе, потому что это же часть имиджа заведения. Когда специфически называют учреждения, это пиар-ход, такая игра, но специфические наименования иногда вызывают неприятие носителей языка и даже критику, избегание этого заведения, хотя там могут изготовлять прекрасную продукцию.

Так все-таки чьим именем еще надо назвать кафе в Пскове?

– Затрудняюсь ответить. Я бы вряд ли могла выделить особые имена. Их много на самом деле. С этим вопросом я бы вам рекомендовала обратиться в научно-образовательный центр русского языка и культуры имени Маймина: им руководит Аида Геннадьевна Разумовская, которая проводит огромную работу в части и краеведения, и популяризации русского языка в России и за рубежом.

Мы проводим очень мощные мероприятия. В частности, 21 февраля проводим международный конкурс эссе, посвященный родному языку, в котором участвуют из Белоруссии ребята, из Латвии, из Эстонии, наши ребята-школьники из области.

Очень важно, когда есть повод поговорить и подумать о родном языке, о его значимости для тебя лично. Мы обсуждаем грядущие изменения в орфографии, и их не надо воспринимать критически. Все-таки есть соотношение между носителем и языком как данностью, которая лежит вне носителя языка: реформировать язык вообще невозможно в принципе. А есть еще разговорно-речевая стихия, есть речь – и вот она связана с носителем языка. И это двуединство: язык без речи существовать не может. Мы как носители языка приходим в этот мир, овладеваем языком, что-то привносим в него, переживаем эти изменения, но когда нас не станет, язык с нашим исчезновением никуда не денется. Поэтому к этому надо относиться спокойно и даже с интересом, какие рекомендации, какие теоретические обоснования будут у тех или иных написаний. И конечно, если это уже будет нормой с узаконенной кодификацией, то мы ей должны следовать: это правила, которых избегать нельзя.

Про них как пишется

Корова останется коровой

В университете много иностранных студентов, которые носителями русского языка не являются. И получается, что у университета миссия их адаптировать к русской культуре. Как вы с ними работаете, как они адаптируются?

– Действительно, у нас много иностранных студентов, и уровень владения языком разный.

Вплоть до невладения.

– Есть и такое. У нас есть подготовительный факультет, подфак, руководит деятельностью этого факультета Наталья Сергеевна Молчанова, и там развернута мощная работа по адаптации ребят. И конечно, в методическом плане мы строим свою работу с ребятами на языковом материале, который одновременно обогащает самих ребят знаниями о нашем регионе. У нас есть студенты старших курсов, они пишут курсовые работы, выпускные квалификационные работы – даже пишут!

Это особый труд, и тут есть определенные сложности. Например, мы посвящаем курсовую работу национальным или даже региональным праздникам: вот День скобаря – как он отмечается в Пскове, что это за праздник? И разработка студента может быть связана вообще с участием в этом празднике. И это тоже приобщение к культуре региона, в котором оказались эти ребята.

К счастью, наш регион славится своей историей, и у нас есть что посмотреть. Конечно, здесь очень плотное взаимодействие преподавателя и студента, иногда это индивидуальная работа, очень кропотливая, и уже есть хорошие наработки методического плана, как это сделать максимально эффективно, как ребятам войти в среду – в университетскую и иной культуры, иного языка – и чувствовать себя уверенно.

У меня последний вопрос. Вы в гостях в Псковском агентстве информации, и у нас есть аббревиатура. И у нас иногда возникают дискуссии, как правильно: ПА́И или ПАИ́? Что скажете?

– Мне бы, наверно, спросить вас и ваших коллег, что чаще используют, какова частотность. Но для меня привычнее ПАИ́. А у вас?

Не скажу, а то запишут в сторонники одного из ударений. Напоминаю, что сегодня у нас в гостях Зинаида Митченко, преподаватель Псковского государственного университета. Сразу скажу, что наш разговор получится многосерийным, и в следующий раз мы обязательно поговорим об исследовательской составляющей работы ПсковГУ, например об исследовании псковских сказок.

– Да, хорошо. Единственное, я добавлю уточнение, что в связи с введением нового свода орфографии слово «корова» мы писать через «а» не будем, как это отмечает Светлана Друговейко-Должанская. Так что ничего катастрофического не произойдет.

Корова остается коровой, и это хорошо. Друзья, оставайтесь вместе с нами на сайте Псковского агентства информации. Всего доброго!

Всего найдено: 22

Как правильно пишется «внутри него находится» или «внутри его находится»

Ответ справочной службы русского языка

Оба варианта верны. См.: imenie»>http://new.gramota.ru/spravka/letters/65-n-mestoimenie

В каких случаях употребляется наращение «н» («него»)?

Ответ справочной службы русского языка

Воспользуйтесь, пожалуйста, «imenie»>Письмовником».

Пожалуйста, подскажите!!!

Почему нужно ставить «Н» перед предлогом «У» в фразах «У него дома, у неё, у них», но не нужно в фразе «У её дома? ( возле ) или «у её сестры»?

Заранее ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!

Ответ справочной службы русского языка

В этих фразах разные местоимения. Него, нее, них — формы личного местоимения он. У них есть варианты (в силу него и в силу его, больше нее и больше ее). Местоимение ее (у ее дома, у ее сестры) — притяжательное. Начальный н встречается только у личных местоимений и не встречается у притяжательных. Подробнее об этом в «imenie»>Письмовнике».

Как правильно сказать: моложе НЕГО или моложе ЕГО?

Ответ справочной службы русского языка

После форм сравнительной степени прилагательных и наречий начальный Н в личном местоимении факультативен. Правильно: моложе него (его) на пять лет, моложе его жены.

См. также: imenie»>http://gramota.ru/spravka/letters/?rub=n_mestoimenie

Как правильно: «С помощью (н)её можно…»?

Мне в голову приходят 2 варианта: «С помощью (чьей?) её» и «С помощью (чего?) неё», но не «С помощью (чего?) её». Разъясните, пожалуйста.

Ответ справочной службы русского языка

С помощью нее — корректный вариант. О других сочетаниях предлогов и местоимений см. в «imenie»>Письмовнике».

Как правильно употреблять местоимения в творительном падеже без предлога?
«Пользуешься им» или «пользуешься ним», «говоришь ей» или «говоришь ней»?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: пользуешься им, говоришь ей. Формы косвенных падежных форм местоимений он, она, оно, они с начальным Н употребляются после форм сравнительной степени прилагательных и наречий (факультативно), напр.: лучше него и лучше его, а также после предлогов (после некоторых предлогов начальный Н обязателен, после некоторых факультативен). См. подробнее в «imenie»>Письмовнике».

Как пишется: вне их или вне них?
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: вне их. См. подробнее в «imenie»>Письмовнике».

Здравствуйте!
Как правильно: вследствие неё или вследствие её?

Ответ справочной службы русского языка

Верно: вследствие неё.

См. также: imenie»>http://gramota.ru/spravka/letters/?rub=n_mestoimenie

Добрый день!
Скажите, пожалуйста, в каком случае нужно употреблять форму местоимения «его», а в каком — «него»?
Как правильно: герой опустился на колени «при виде его» или «при виде него»?
Большое спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

См.: imenie»>http://www.gramota.ru/spravka/letters/?rub=n_mestoimenie

Здравствуйте, как правильно писать «лучше него» или «лучше его» ??

Ответ справочной службы русского языка

Оба варианта возможны. См. подробнее в «imenie»>Письмовнике».

как правильно: их или них?

Ответ справочной службы русского языка

См.: imenie»>http://www.gramota.ru/spravka/letters/?rub=n_mestoimenie

Скажите пожалуйста, верно ли наращивается буква ( к местоименмию» он» в косвенных падежах)? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Употребление косвенных падежных форм местоимений он, она, оно, они с начальным Н обязательно после большинства предлогов, факультативно после некоторых предлогов. Подробнее см. в «imenie»>Письмовнике».

Здравствуйте!
Подскажите, пожалуйста, как нужно писать:
вопреки ЕМУ или же вопреки НЕМУ?
С глубоким уважением
Р.И.Гождзик

Ответ справочной службы русского языка

Верно: вопреки ему.

См.: imenie»>http://gramota.ru/spravka/letters/?rub=n_mestoimenie

Скажите, пожалуйста, как правильно: благодаря им ИЛИ благодаря ним (Последний вариант предложен в Word)

Ответ справочной службы русского языка

Верно: благодаря им.

См.: imenie»>http://gramota.ru/spravka/letters/?rub=n_mestoimenie

Здравствуйте!

Совсем я запутался. Помогите, пожалуйста.
Как правильно написать и сказать: «кроме НЕГО самого» или «кроме ЕГО самого».
Например, «никто не знает кроме его/него самого».
В библии встретил. И так, и сяк пишут.
Спасибо.
Евгений.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: кроме него. См. в «Письмовнике»: imenie»>Как правильно: «внутри нее» или «внутри ее»?

Содержание

  1. Общие правила правописания местоимений
  2. Предлоги и личные местоимения
  3. Правописание неопределенных местоимений
  4. Правописание отрицательных местоимений
  5. Сочетания «не кто иной, как» и «не что иное, как», «никто иной» и «ничто иное»

Общие правила правописания местоимений

Рассмотрим, как правильно писать местоимения с предлогом, с частицами, в словосочетаниях, а также отрицательные местоимения, используя простую таблицу:

svg%3Emestoimenie1 1

ПОЯСНЕНИЯ:

Когда словосочетания типа   не кто иной, как;   не что иное, как   выражают противопоставление и имеют значение «а именно», вставляйте их только в предложения, не имеющие других отрицаний:

  • Концертом дирижировал не кто иной, как сам маэстро Спиваков.
  • Это было не что иное, как кусок метеорита.

(Здесь не в местоимение не входит.)

Сочетания типа никто иной, ничто иное, где нет и не подразумевается противопоставления, вставляйте в предложения, в которых уже имеется отрицание (часто впереди или после этих сочетаний стоит предлог кроме):

  • Никто иной, кроме монаха, этой тайны не знал.
  • Кроме слезливых мелодрам, ничто иное её не интересовало.

Присмотритесь к употреблению глаголов грустить, скучать, тосковать и др. с личными местоимениями 1 ‑го и 2‑го лица множественного числа. Запомните, эти местоимения должны стоять в предложном падеже:

Грущу по вас, скучают по нас, тосковали по вас и др.; но: тоскуем по ним.

Присмотритесь к частицам кое- (кой-) + местоимение с предлогом. Такие сочетания пишите всегда раздельно: быть кое у кого; говорить кое о чём, быть кой с каким грузом.

Если непроизводный предлог (без, для, в, по, с и др.) или предлог наречного происхождения (возле, вокруг, среди и др.) относится к местоимению 3‑го лица в косвенном падеже, прибавляйте к местоимению букву и:

  • он — его — у него (к нему, с ним и т.д.);
  • она — её — у неё (к ней, с ней и т.д,);
  • они — их — у ник (к ним, с ними и т.д.);

Если же перед местоимением стоит производный предлог, то н прибавлять не следует (навстречу ей, благодаря ему, наперекор им).

Не прибавляйте букву н, если предлог относится не к местоимению, а к существительному, принадлежность которого определяет это местоимение:

  • Я пил кофе у её бабушки.
  • Он узнал эту новость от их друзей.

Предлоги и личные местоимения

Предлоги «перед», «с», «к», «об», стоящие перед формами косвенных падежей местоимения «я», пишутся с буквой «о»:

  • ко мне;
  • передо мной;
  • со мной;
  • надо мной;
  • обо мне.

В косвенных падежах личного местоимения 3 лица после относящихся к нему предлогов пишется начальное «н»:

  • он — у него, к нему, от него;
  • она — для неё, за неё, ради неё;
  • они — с ними, о них, из них, между ними.

Если местоимения «его», «её», «их» употребляются в значении притяжательных и предлог относится не к местоимению, а к последующему существительному, то «н» отсутствует.

Сравним:

  • пройти мимо него — мимо его дома;
  • сделать для них — для их друзей;
  • оставить у неё — у её родителей.

После предлогов «согласно», «подобно», «благодаря», «вне», «вопреки», «вследствие», «наперекор», «навстречу» «н» не пишется:

  • благодаря ему, вне его, навстречу ему;
  • вопреки ей, наперекор ей, согласно им, подобно им.

Буква «н» не пишется в личных местоимениях после сравнительной степени прилагательных и наречий:

  • расположиться ближе его;
  • идти быстрее её;
  • положить дальше их.

Правописание неопределенных местоимений

Неопределенные местоимения «не́кто», «не́что», «не́который», «не́кий» пишутся слитно с ударной приставкой не-.

Неопределенные наречия с частицами кое‑, ‑то, ‑либо, ‑нибудь следует писать с дефисом:

  • кое-кто, кое-что, кое-какой;
  • кто-то, что-то, чей-то, столько-то;
  • кто-нибудь, что-нибудь, какой-нибудь;
  • кто-либо, что-либо, сколько-либо.

Частица кое- пишется раздельно, если отделена от местоимения предлогом.

Сравним:

  • ищу кое-кого — найду кое у кого;
  • дам кое-кому — стремимся кое к кому;
  • любуюсь кое-кем — подружусь кое с кем;
  • напишу кое о ком.

Правописание отрицательных местоимений

В составе отрицательных местоимений пишется ударная приставка не-, а приставка ни- — без ударения:

  • не́чего — ничего́;
  • не́кому — никому́;
  • не́чему — ничему́.

Если между «не» и «ни» и местоимением появляется предлог, то все сочетание пишется раздельно в виде трех слов:

  • нечего — не у чего;
  • некому — не к кому;
  • никакая — ни у какой;
  • ничьё — ни при чьём.

Сочетания «не кто иной, как» и «не что иное, как», «никто иной» и «ничто иное»

В сочетаниях «не кто иной, как» и «не что иное, как» элемент «не» является отрицательной частицей, которая пишется только раздельно.

Местоимения «кто» и «что» в этих устойчивых сочетаниях могут менять свою падежную форму, но написание их с частицей «не» остается раздельным.

Обратим внимание, что в таких высказываниях сказуемое не имеет при себе другого отрицания и предложения с этими оборотами речи являются утвердительными по смыслу.

В устойчивых сочетаниях «не кто иной, как» и «не что иное, как» отрицательная частица «не» пишется раздельно. Частица «не» в состав местоимения не включается и может быть отделена от него.

Сравним:

  • Это был не кто иной, как посыльный.
  • Это был не иной кто, как посыльный.

Весь оборот имеет значение частицы «именно».

  • Это был именно посыльный.

Отличаем раздельное написание частицы «не» в рассмотренных оборотах от сочетаний «никто иной (другой)» и «ничто иное (другое)», в составе которых имеются отрицательные местоимения «никто» и «ничто», которые пишутся с приставкой ни- слитно и употребляются в предложении с отрицательным сказуемым, имеющим при себе частицу «не».

Понаблюдаем:

  • Никто иной не может решить эту трудную задачу по физике.
  • Ничто иное не могло заинтересовать плачущего малыша.

Слова «никто» и «ничто» усиливают отрицание, выраженное сказуемым с «не». В сочетаниях «никто иной», «ничто иное» может присутствовать слово «кроме», перед которым ставится запятая.

  • Никто иной, кроме брата, не решился влезть на высокое дерево за котенком.
  • Ничто иное, кроме мяча, не лежало в коробке.

Сочетания «никто иной (другой)» и «ничто иное (другое)» могут употребляться в утвердительном предложении без отрицательного сказуемого, если они имеют значение присоединения:

  • Этот артист, и никто другой, запомнился зрителям своей яркой игрой в спектакле.

В этом случае используется перед указанными оборотами сочинительный союз «и»:

  • В горах это небольшое голубое озеро, и ничто иное, поразило нас своей красотой.

В оборотах «никто иной (другой)», «ничто иное (другое)» приставка ни- пишется слитно с местоимениями.

Особенность местоимений в русском языке такова, что они способны образовывать другие части речи при помощи частиц, союзов и предлогов. Как следствие, при их написании допускается немало ошибок. В статье приведены правила слитного и раздельного написания местоимений, а также с использованием дефиса.


Источник: litfest.ru

  • Про орла сказка растаманская
  • Про орангутанга короткий рассказ
  • Про ненаписанное сочинение никто не вспомнил
  • Про мышь зубастую и про воробья богатого читать полностью даль рассказ
  • Про муху цокотуху сказка мультфильм