Про лису рассказ по окружающему миру

Проект по теме к нам приехал зоопарк тип проекта: информационно - творческий;длительность проекта: краткосрочныйучастники проекта: дети, родители, воспитатели старшей группы.актуальность

Проект по теме

«К нам приехал зоопарк»

Тип проекта: информационно — творческий;
Длительность проекта: краткосрочный
Участники проекта: дети, родители, воспитатели старшей группы.
Актуальность проекта: В наш  город  приехал зоопарк. Но задавая вопросы, мы выяснили, что знания дошкольников о зоопарке поверхностные, как правило, ограничиваются перечислением запомнившихся животных. Дети мало что могли рассказать о людях, работающих там, не могли правильно назвать их профессии, не знали об особенностях жизни зверей и птиц в зоопарке.
Идея проекта: получение всесторонней информации о зоопарках, профессиях людей, работающих в зоопарках.
Цель проекта: формирование представлений о зоопарке, обитающих там животных, а так же о работниках  зоопарка.
Задачи приоритетной образовательной области: «Познавательное развитие»:
1) Расширить знания детей о животном мире;
2) Познакомить дошкольников с профессиями «зоолог», «ветеринар»;
3) Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий;
4) Прививать любовь к животному миру;
Задачи образовательных областей в интеграции:
«Художественно-эстетическое развитие»:
1) Развивать творческое воображение;
2) Поддерживать самостоятельность, инициативность в процессе творческой деятельности.
«Социально-коммуникативное развитие»:
1) Закреплять знания детей о правилах поведения в зоопарке и в общественных местах;
2) Развивать способность совместно со сверстниками развивать игру;
«Речевое развитие»:
1) Развивать речь детей, обогащать словарный запас;
2) Активизировать мыслительную деятельность;
3) Способствовать развитию читательского интереса;
«Физическое развитие»:
1) Совершенствовать физические качества в разнообразных формах двигательной деятельности.
2) Развивать мелкую моторику рук;
3) Укреплять и стимулировать носоглотку и верхние дыхательные пути с помощью дыхательных упражнений.
Ожидаемые результаты:
1. Обогащение знаний дошкольников о животных и птицах, проживающих в зоопарке;
2. Обогащение знаний о профессиях;
3. Воспитание доброго отношения к животным, желания заботиться о них.

4. Формирование интереса к сотрудничеству с ДОУ у родителей воспитанников.
Продукты проекта:
1) Изготовление коллективного макета «Зоопарк»
2) Организация выставки книг на тему: «Животные в зоопарке».
3) Экскурсия в Ивановский зоопарк.
Оборудование для педагога: ноутбук, проектор, магнитофон, интернет.
Материалы и оборудование для детей: книги и раскраски о животных, о жизни животных в зоопарке, картинки, иллюстрации и фотографии по данной теме, сюжетные картинки на темы «Животные в зоопарке», «Мы пришли в зоопарк», дидактические игры, маски животных, наборы животных.
Взаимодействие с семьями воспитанников:
1. Совместное творчество – участие в изготовлении клетки (вольера) с животным для общего макета «Зоопарк».
2. Участие в организации выставки книг по теме «Зоопарк».
3. Помощь в организации экскурсии и сопровождение в Ивановский зоопарк.
4. Консультация для родителей: «В зоопарк вместе с ребенком»
Основные этапы проекта:
1. Подготовительный этап:
Задачи:
— Продумать цель и задачи проекта.
— Подобрать информационный материал по данной теме.
— Подобрать книги и иллюстрации.
— Задействовать родителей дошкольников.
2. Основной этап:
1) Организация работы над проектом «Веселый зоопарк»:
Задачи:
1. Создать развивающую среду в группе по теме проекта.
2. Подобрать дидактические игры, иллюстрации, сюжетные картинки.
3. Выложить для самостоятельного ознакомления (рассматривания) книги о животных, о зоопарке, о людях, работающих в зоопарке;
4. Подобрать упражнения для дыхательной гимнастики, пальчиковые игры, комплекс гимнастики после сна в соответствии с темой проекта.
2) Реализация проекта в разных видах деятельности с учетом интеграции образовательных областей:
Задачи:
1. Расширять знания дошкольников о зоопарке;
2. Развивать творческую активность детей, умение создавать образ животного различными способами (в том числе с использованием вариативных техник).
3. Обогащать и активизировать словарный запас через чтение художественных произведений, через составление рассказов о животных, их жизни в зоопарке.
4. Укреплять здоровье детей, совершенствовать физические качества.
Формы работы:
В рамках организованной образовательной деятельности:
Познавательное развитие, формирование целостной картины мира: «Зоопарк»
Познавательное развитие, формирование элементарных математических представлений: «Сколько зверей в зоопарке?»
Познавательное развитие: Конструктивно-исследовательская деятельность: конструирование «Клетка (вольер) для животного в зоопарке»
Речевое развитие: составление рассказа «Кого я видел в зоопарке», чтение художественной литературы — рассказ В.Чаплиной «Варежка»
Художественно-эстетическое развитие: лепка: «Зоопарк» (коллективная работа), рисование: «Животные в зоопарке», «Лев» (с использованием вариативных техник).
Физическое развитие: подвижные игры, пальчиковые игры, дыхательная гимнастика.
В рамках непрерывной образовательной деятельности:
Беседы и обсуждения: «Что такое зоопарк?», «Кто работает в зоопарке?», «Экзотические животные», «Чем кормят животных в зоопарке?»,
Чтение художественных произведений:
Е.Чарушин «Рассказы о животных», «В зоопарке», «Что за зверь?»
Л.Толстой «Лев и собачка»
Б. Житков «Про обезьяну»
В. Чаплина «Питомцы зоопарка», «Мои воспитанники»
С. Паруздин «Верблюд»,
стихотворения В. Степанова о животных,
Рассматривание иллюстраций: «Дикие животные», «Домашние животные», «Животные жарких стран», «Животные Севера».
Дидактические игры: «Кто где живёт?», «Что за зверь?», «Узнай по силуэту», «Собери картинку», «Кто лишний?», «Рассели зверей в клетки».
Разгадывание загадок о животных.
Сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк», «Ветеринарная лечебница», «Строительство новых вольеров для животных», «Экскурсия по зоопарку».
Подвижные игры: «Хитрая лиса», «У медведя во бору», «Мышеловка», «Бездомный заяц», «Лиса и зайцы», «Медведь и пчелы», «Черепаха-путешественница».
Пальчиковые игры: «Мы делили апельсин», «Сидит белка на тележке», «В зоопарке мы бродили», «В зоопарке стоит слон»
Гимнастика с массажным мячом: «Ёжик» («Мы нашли колючий шарик…»)
Дыхательная гимнастика: «Любопытный ёжик», «Медвежонок»
Комплекс гимнастики после сна: «Веселый зоопарк»
Основы безопасности жизнедеятельности: «Правила поведения в зоопарке»
3. Заключительный этап:
1. Выставка коллективного макета: «Веселый зоопарк»;
2. Выход с родителями в зоопарк.
Итоги проекта:
1) Получение знаний о зоопарке (животных, обитающих в зоопарке; людях, работающих там)
2) Обогащение словарного запаса, развитие монологической, диалогической и связной речи у дошкольников.
3) Привлечение родителей дошкольников к сотрудничеству с дошкольным учреждением.

На чтение 24 мин. Просмотров 3 Опубликовано

Содержание

Лиса — настоящая красавица, обладающая ярким, рыжим мехом, стройным туловищем, изящными лапами, шелковистым хвостом. Мордочка аккуратная, удлиненная с умными, выразительными глазами.

fox-whisperer.jpg

Размером лиса с небольшую собаку. Длина тела взрослой особи составляет от 60 до 90 см, длина хвоста – от 40 до 60 см. Вес лисицы обычно не превышает 10 кг. Лисы, живущие в северных широтах, часто крупнее своих южных собратьев.

Мех у лисы длинный и пушистый, по большей части окрашен в рыжий цвет. Брюхо чаще белого цвета, реже – черного. Чем севернее живет лисица, тем ярче ее окраска. Иногда в природе встречаются лисы с необычной окраской – черно-бурой, белой. В течение года лисы дважды линяют, меняя свой мех то на зимний – густой и длинный, то на летний – редкий и короткий.

Распространение

image-placeholder-title.jpg

Ареал обитания обыкновенной лисицы очень широк. Она встречается в Европе и Азии, в Северной Америке и Северной Африке. Лисы живут в разных ландшафтах – в лесах и степях, в пустынях и тундре, в горах и на равнинной местности. Но все же предпочитают открытые пространства с перелесками и оврагами.

Образ жизни

Лисы живут парами или семьями. Они обычно ведут оседлый образ жизни, занимают участок, на котором охотятся и устраивают себе жилище для ночлега и выведения потомства. В пустынях и тундрах, где в поисках пищи приходиться преодолевать большие расстояния, лисы мигрирует с одних мест в другие.

Лисы роют в земле глубокие норы с узкими ходами и широкой гнездовой камерой. Свои норы они обычно устраивают на склонах оврагов или холмах, защищенных густой травой и кустарником. Часто к гнездовой камере ведет не один, а сразу два и даже более ходов. Это позволяет лисам в случае опасности убегать от преследователей.

Лиса – очень осторожный и смышленый зверь, она легко уходит от погони, искусно запутывая следы и прибегая ко всяким уловкам. У лисы хорошее обоняние и слух, благодаря которым она легко обнаруживает свою добычу. Лиса способна издавать звуки, напоминающие тявкающий лай собаки.

Особенности питания

Лисицы – это хищники, поэтому их основной рацион состоит из животной пищи. Лисы охотятся как на мелких животных (полевок, мышей, хомяков), так и на более крупных (зайцев и детенышей косуль). При случае, лиса не откажется поймать и птицу или птенца, может охотно полакомится яйцами из гнезда, найденного в траве. При недостатке пищи, лисица может питаться падалью.

Чаще всего добычей лисиц становятся полевки – мелкие мышеобразные грызуны. Обычно они и составляют основное меню лисиц, особенно зимой, когда пищи мало, и ее очень трудно добыть. Зимой у лисицы сформировался свой способ охоты на мелких грызунов, который называется мышкование.

Этот способ заключается в том, что лисица прислушивается к шорохам и звукам под снегом, а услышав писк полевки, быстро прыгает головой в снег, разрывает его лапами и старается поймать грызуна.

Иногда лисы утаскивают из дворов домашних птиц – гусей или кур, но случается это не слишком часто. В теплое время года лисицы дополняют свой рацион растительной пищей – ягодами, травами, плодами.

Размножение лисиц

Обычно лисы выводят потомство один раз в год. К этому важному событию животные готовятся заранее – еще зимой. Лисы находят подходящие места для нор и охраняют их от других.

За одной самкой может ухаживать сразу несколько самцов. Они нередко дерутся между собой, добиваясь благосклонности самки.

Самец, которого выберет самка, становится хорошим семьянином. Он заботится о самке, помогает ей благоустраивать нору, а когда появляются лисята, то участвует в их воспитании.

Беременность у лисы длится от 49 до 58 дней. После этого на свет появляется от 4 до 13 лисят. Детеныши рождаются слепыми и глухими, но в возрасте двух недель они начинают и видеть, и слышать, к этому же времени у них прорезываются зубки.

Лисица кормит детенышей молоком на протяжении полутора месяцев. Постепенно лисят приучают и к обычной взрослой пище. Для этого лисам приходится много охотиться, чтобы принести добычу домой.

Если с отцом-лисом что-нибудь случается, и он погибает, то его заботы берет на себя какой-то другой лис, у которого нет потомства. Он заботится и о самке, и о лисятах.

Когда лисята подрастают, родители берут их с собой на охоту и учат добывать пищу. К осени лисята становятся самостоятельными и уходят из родительской норы.

Интересные факты о лисах

  • Лисы зимой ведут одиночный способ жизни и только к лету они заводят семьи.
  • В лисьей семье заботу о потомстве берут на себя оба родителя. Отец еще до появления щенят ухаживает за своей самкой и помогает ей обустраивать логово.
  • Лисицы всеядные. Преимущественно питаются лисы небольшими животными: мелкими грызунами, кроликами, зайцами и косулями.
  • Хвост для лисы очень важный орган. Во время бега он помогает ей держать равновесие, а зимой служит дополнительной защитой от холода.
  • Лисицы очень осторожны. В случае опасности или погони они запутывают следы и перепрятываются в других местах, чтобы ввести преследователя в заблуждение. Именно из-за этой особенности лисе присвоено звание самого хитрого зверя.
  • Максимальная скорость, с которой может бежать лиса, – 50 км/ч.
  • Лисы часто поселяются вблизи больших городов или пригородов. Где они очень хорошо приспосабливаются и обживают городские окрестности.
  • В дикой природе лисы живут около 6-8 лет, а в неволе могут прожить от 20 до 25 лет.
  • Самыми развитыми чувствами у лисиц является слух и обоняние. С их помощью зверь узнает об окружающей среде.
  • Лису пытались одомашнить. В результате эксперимента было одомашнено серебристо-черную лисицу, у которой появились существенные отличия от ее диких сородичей в поведении, строение тела и физиологии.

Источники:

http://interesting-information.ru/2015/06/kratkaya-informaciya-o-lise

https://theanimalw.com/interesnye-fakty-o-lisax/

Бесплатная консультация ветеринара

Лисица обыкновенная – это хищное животное, представляющее семейство «псовые». Этот представитель семейства считается самым крупным и самым распространенным животным рода лисиц.

Лисица: описание

Этот вид хищников широко распространен на территории нашей страны. Еще не так давно лисица ценилась из-за своего теплого меха. Кроме этого, лиса считается природным регулятором численности насекомых и грызунов. Внешний вид лисицы такой, что ее трудно спутать с любым другим животным: это дикий зверь средних размеров с вытянутой мордочкой, изящным гибким телом, невысокими, но тонкими лапами, а также длинным, объемным и пушистым хвостом.

Внешний вид

В зависимости от условий обитания, окрас этого зверя может варьироваться в широких пределах. В более холодных регионах лисица отличается более крупными размерами тела, а также более светлой окраской, а в более теплых регионах для лисицы характерными являются не большое тело и тусклая окраска шерсти. Мало того, для северных широт, а также для гористой местности характерным может оказаться черно-бурый оттенок, а также другие меланистические формы окраса этого зверя.

И все же считается, что классический, более распространенный окрас лисицы – это яркая рыжая область спины, беловатое брюхо и темные лапы. Зачастую у лисицы обыкновенной можно обнаружить полосы бурого оттенка, которые проходят по хребту и по области лопаток, образуя своеобразный крест. Средние размеры хищника находятся в пределах 80 см в длину, при этом средняя длина хвоста соответствует порядка 50 см при высоте плеча около 38 см. Взрослые особи могут набирать вес от 6 до 10 килограммов.

Интересно знать! Независимо от того, какой основной окрас имеет хищник, основными отличительными чертами лисицы рыжей считаются темные уши и наличие характерного белого кончика на хвосте.

Подвиды лисицы

Ученым известно о более чем полусотни разновидностей этого зверя, независимо от наличия более мелких форм подобных млекопитающих. На европейской территории распространено порядка 15 подвидов, а на остальной части природных мест обитания встречаются остальные подвиды.

Образ жизни и характер поведения

Половозрелая пара или семья лисиц занимают определенную территорию, которая обеспечивает хищников пропитанием. При этом территория должна быть пригодной для рытья нор, поскольку лиса живет в норе и сама их роет. Хотя не секрет, что зачастую лиса поселяется в норах, оставленных другими млекопитающими, которые так же живут в норах и сами их роют.

Известны случаи, когда лиса занимала часть подземных коммуникаций другого зверя и мирно существовала на одной территории, например, с барсуком.

Для обустройства своего жилища лиса выбирает участки территории с преобладанием песчаного грунта, а также участки, которые не подвергаются заливам талой или грунтовой воды, а также дождей. Как бы там ни было, но в жилище зверя можно попасть с разных точек, поэтому лиса роет несколько тоннелей, обустраивая удобное гнездо. Зачастую этот хищник использует в качестве своего жилища естественные укрытия, приспосабливая для этого объемные пещеры или скальные расщелины, в том числе и дупла толстых поваленных деревьев.

Интересный факт! Лисица роет норы и обустраивает для себя жилище в земле исключительно на период рождения и выращивания своего потомства. В другие периоды своей жизни лиса запросто может найти для себя укрытие где-нибудь в траве или в снегу.

Как правило, лиса оставляет после себя цепочку следов, по которой легко можно определить зверя, поскольку она перемещается по прямой линии, если она никого не преследует или не убегает от кого-то. Напуганное животное бегает достаточно быстро, низко наклонив корпус и вытянув свой хвост. Лиса прекрасно видит в темноте, поэтому проявляет наибольшую активность в темное время суток. При этом, особенно в темноте, лиса плохо различает цвета, хотя ей это и не нужно.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ- ЛИСИЦЫWatch this video on YouTube

Продолжительность жизни

В природных условиях лисица обыкновенная живет не больше десяти лет, а вот при содержании в искусственных условиях животное может дожить до 20 лет, а то и больше.

Природные места обитания

Лиса обыкновенная встречается практически на всей территории нашей страны, за исключением более северных регионов, где более массовым зверем является песец. Этот хищник наиболее приспособлен к столь суровым условиям обитания, которыми характеризуются северная тундра и островные части Полярного бассейна. Что касается лисицы обыкновенной, то ее ареал обитания распространяется так же на сложные условия, характерные для гористой местности тайги и тундры, а также степных и пустынных географических районов. В любом случае, лиса выбирает открытые или полуоткрытые участки ландшафта.

В тундре и лесотундре хищное животное встречается больше в лесных массивах, расположенных в бассейнах рек и озер. Наиболее подходящими местами для обитания лисицы обыкновенной считаются центральные и южные регионы, характерной особенностью которых является редколесье, перемежающееся с многочисленными оврагами, лугами, полями и реками.

С наступлением весны и лета, когда приходит время брачных игр и появления потомства, лиса уходит в глухие, труднодоступные места, а с приходом осени и наступления зимы она большую часть своего времени проводит на открытых участках.

Питание обыкновенной лисы

Лиса обыкновенная или рыжая представляет категорию типичных хищников, но при этом рацион питания лисицы весьма разнообразный. В рацион питания входит до 400 видов различных животных, в том числе и несколько десятков кормовых объектов растительного происхождения. На самом деле, практически везде, где обитает лиса, основу ее рациона составляют мелкие грызуны. Особенно это касается зимы, когда этот хищник в основном охотится на полевок.

Интересная информация! Лиса легко определяет, что под слоем снега находится полевка, после чего она буквально ныряет в этот снег и быстрыми движениями разбрасывает его лапами, что позволяет быстро поймать добычу.

Более крупные животные, такие, как зайцы, детеныши косули, птицы и их птенцы, составляют самую малую часть рациона. Хищники, обитающие в условиях пустыни или полупустыни, отдают предпочтение охоте на пресмыкающихся, а лисы Канады и северо-востока Евразии, обитающие в прибрежных зонах, питаются лососем, погибшим после нереста. С приходом лета, лиса расширяет свой рацион питания за счет различных жуков и насекомых, а также их личинок. Когда наступают голодные периоды в жизни хищника, лиса может запросто питаться падалью. В рацион питания так же входят плоды, фрукты и ягоды, а зачастую зеленая часть растений.

Размножение и потомство

Период размножения лисицы приходится на середину или на конец зимы. В этот период самку может преследовать сразу несколько самцов, которые не перестают «тявкать» и драться друг с другом. Перед тем, как на свет появятся малыши, лиса тщательно вычищает свое логово, а после их появления лиса практически не покидает нору. В этот период самец заботится о пропитании самки, оставляя у входа в нору для нее еду.

Как правило, на свет появляется несколько лисят (в среднем 5), которые еще не видят, а их ушные раковины закрыты перепонками. При этом на их теле уже присутствует короткий мех темно-бурого оттенка. Следует так же отметить, что у всех у них кончик хвоста белый. Лисята растут и развиваются достаточно быстро, поскольку уже через пару недель они начинают видеть и у них на ушах пропадают перепонки. Где-то в этот период у них появляются первые зубы, и они начинают выползать из норы, чтобы попробовать настоящую «взрослую» еду.

Интересный момент! Подрастающее потомство кормят оба родителя.

Лиса кормит своих детенышей на протяжении полутора месяцев, после чего лисята начинают учиться охотиться самостоятельно. При этом они стают взрослыми уже с наступлением осени. Самки способны размножаться уже на следующий год жизни, хотя спаривание обычно осуществляется не раньше, чем в полутора или два года. Самцы становятся половозрелыми позже самок где-то на год или на два.

Природные враги лисицы

Наличие природных врагов у лисицы зависит от ее природных мест обитания. Основными врагами лисы считаются другие хищники, которые превосходят лису по своим размерам. К ним относятся волки, медведи, рыси, россомахи, а также крупные хищные птицы, такие как орланы, беркуты, ястребы и соколы. Не менее опасными для лисицы могут оказаться степные хорьки, барсуки, горностаи и т.д.

Одомашнивание лисицы

Этот дикий зверь легко одомашнивается, поэтому может содержаться в искусственных условиях в качестве домашнего, весьма неприхотливого питомца. Хотя лиса и представляет семейство «псовые», ее поведение больше схоже с поведением кошек.

У лисицы довольно игривый нрав и их без проблем можно приучить ходить на лоток.

У этого хищника имеются склонности к воспитанию и элементарной дрессировке. Поэтому лису, как и собаку можно водить на прогулку на поводке. Домашнюю лисицу следует кормить высококачественными кормами, предназначенными для питания домашних собак. При этом желательно, чтобы в рацион питания лисы входили фрукты, овощи, различная зелень и ягоды.

Важный момент! Домашнее содержание лисицы обыкновенной должно осуществляться в строгом соответствии с правилами регулярных профилактических осмотров и вакцинации.

Ценность меха лисы

Начиная с конца февраля и заканчивая серединой лета, у лисы проходит период линьки. После окончания этого периода у зверя начинает отрастать зимний мех, при этом он формируется полностью лишь к ноябрю/февралю месяцу. Летний мех состоит из более редкого подшерстка, в то время как зимний мех становится более густым и пышным. По характеру окраса меха различают:

  • Красную лисицу обыкновенную.
  • Лисицу обыкновенную сиводушку.
  • Лисицу обыкновенную крестовку.
  • Обыкновенную черно-бурую лисицу.

Мех лисицы ценится весьма высоко, на различных пушных аукционах и производствах. На территориях южных регионов добывается наибольшее количество меха, хотя наиболее ценным является мех, добытый в северных регионах, хотя его не так и много.

Популяция и статус вида

Еще совсем недавно лисицу истребляли массово для того, чтобы снизить вероятность распространения такой опасной болезни, как бешенство. После появления пероральной вакцинации ситуация изменилась к лучшему, поскольку отпала необходимость в массовых отстрелах хищника.

Несмотря на это, популяции лисицы обыкновенной подвержены значительным колебаниям. Даже в условиях степной и лесостепной зоны подобные колебания довольно значительные. И все же, численность этого зверя остается на таком уровне, что беспокоиться за его исчезновение не имеет смысла. В связи с этим статус лисицы не предусматривает природоохранных мероприятий, поэтому хищник не занесен в Красную Книгу.

В заключение

Лиса считается настолько интересным животным, а также умным и хитрым, что послужила источником для написания многих рассказов для детей, а также создания мультфильмов. Кроме этого, существует множество интересных фактов, о которых следовало бы упомянуть и о которых немногие знают. Еще в древние времена лисьи шкуры служили своеобразной валютой, поэтому на них можно было обменять буквально все.

Лисы настолько хитрые и умные, что зачастую сбивали с толку даже охотничьих собак. Она имеет характерное прозвище «Патрикеевна», произошедшее от новгородского князя Патрикея, обладавшего неимоверной хитростью в торговых делах.

У лисы уникальный слух, так как она способна услышать писк мыши на расстоянии около 100 метров. Лиса глотает пищу, не пережевывая ее, а лишь разгрызая на мелкие кусочки.

Интересным представляется тот факт, что это животное можно содержать в домашних условиях, в качестве домашнего «экзотичного» животного. В последнее время стало модным содержать дома не только котов и собак, но и таких животных, как еноты и т.д. Достаточно любопытно наблюдать за поведением этих животных не в природной среде. Причем их содержание не является каким-то уникальным и непривычным, хотя и требует определенных правил. Во-первых, у лисицы должно быть достаточно места, чтобы она смогла обустроить что-то вроде своего логова. Идеальный вариант – это загородный дом, где можно содержать лису в просторном вольере, хотя необходимо подумать о том, чтобы лиса не вырыла нору и не смогла убежать.

Что касается корма, то лиса с удовольствием ест собачий корм, но для сохранения здоровья следует покупать только сорта высшего качества. К тому же придется подыскать хорошего ветеринара, чтобы он следил за состоянием здоровья домашнего питомца. Чтобы лиса всегда оставалась веселой и здоровой, рацион питания должен быть весьма разнообразным, тем более что лиса не откажется ни от мяса (но лучше давать курятину и говядину), ни от рыбы, но перед кормлением лучше удалить все кости. Лиса с удовольствием ест кисломолочные продукты, такие как сыр, творог, сметана, а также молоко.

Не следует в подобных условиях «баловать» лису «живой» пищей, предлагая ей мышей или крыс, поскольку она может отказаться от предлагаемого ей стандартного корма в пользу природной еды.

Лисица быстро привыкает к своему хозяину и может запросто с ним играть, хотя делать это нужно регулярно, чтобы домашний питомец не скучал. Для нее подойдут любые простые кошачьи игры, без признаков какой-либо агрессивности. Все же нужно помнить, что лиса – это дикое и хищное животное.

Очень интересный документальный фильм о Лисах! Документальыне фильмы, фильмы про животныхWatch this video on YouTube

«О лисице» Автор рассказа: Ирис Ревю

Лисице нравится везде — в поле, в лесу, на лугу, на берегу водоёма. Перепутать её с другим зверем невозможно. Ну, скажите, у кого ещё есть такая шикарная рыжая шубка и длинный пушистый хвост с белым пятнышком на конце?

Лиса – большая модница. Шуб у неё две — зимняя и летняя. Причём зимняя — гораздо теплее: мех у неё гуще и длиннее, чем у летней.

Лиса – типичный хищник. В летнюю пору рацион лисицы составляют лягушки, мелкие птички, зверьки. А уж повадится бегать на ферму – берегись! Будет таскать курочек да петушков.

Лиса, готовясь вывести детёнышей, на время становится настоящим строителем. Она роет (строит) длинные, мудрёные норы с несколькими выходами. Мало ли что! Но иногда лиса ленится. Ничего не строя, пользуется готовой норой, той, что выкопал барсук или другой какой зверь.

Слышали ли вы голос лисицы? Он у неё звонкий, она «тявкает». А уж если дело дойдёт до драки, то лисы так пронзительно визжат, что мало не покажется. Папа-лис и мама-лисичка – заботливые родители. Самец заботится о самке с детёнышами.

«Лиса семерых волков проведет».

«Отыгрывается — как лиса хвостом».

«Заговелась лиса – загоняй гусей».

«Рассказ о лисе» Автор: Геннадий Снегирёв

«…Лисята возятся у норы, ждут мать-лисицу. Придёт она, принесёт им мышь. Ящерица попадётся, ящерицу притащит. Лисята мышь треплют, с ящерицей играют, приучаются охотиться. Лисы ведь, что попадается в лесу, всё ловят, всё едят…».

«…Все лису называют хитрой. Как не быть хитрой, когда на белом снегу издалека видна её огненно-рыжая шкура. Охотники только и смотрят, где мелькнёт лиса.

Летом легче. Поселится лисица в барсучьей норе, в отнорке, и живёт рядом с барсуком, выживает его.

Барсук брезгливый, не может жить с лисой в одной норе. Терпит-терпит он лису, фыркает, ворчит, а потом уходит из своей норы и оставляет её лисе. А лиса только этого и ждала!»

Содержание:

На уроках окружающего мира школьникам часто задают написать небольшой доклад или сообщение про лису. В русских народных сказках четко и правдоподобно описываются повадки, характер и внешность этой рыжей хищницы.

В реальной жизни она красива, стройна, умна и немного плутовата. Пышный хвост — это предмет зависти, а рыжей шубой восхищаются многие охотники, и не только они.

Описание и внешний вид лисы

Лисица принадлежит семейству псовых. Краткая характеристика позволяет получить представление об этом небольшом по размерам животном. 

Габариты лисы могут достигать 90 см, а масса не превышает 10 килограммов. 

Имеется подвид фенек — это крошечная лисичка размером около 18 см и весом чуть больше 0,7 кг, проживающая в североафриканских пустынях.

Характерной особенностью животного является длинный и пушистый хвост. Он служит не только украшением, но и выполняет некоторые полезные функции. 

Например, во время бега он служит стабилизатором, а в зимние холода позволяет защищаться от сильных морозов. Длина хвоста обычной лисицы от 40 до 60 см (для фенька 20-30 см).

У лис отличное осязание, нюх и слух. Отменным зрением, увы, она похвастаться не может. Крупные уши имеют треугольную вытянутую форму, заостренные вверху. Фенек, несмотря на свои маленькие габариты, имеет большие уши, достигающие 15 см. 

Для сравнения: у большеухой лисицы эта величина составляет всего 13 см.

Так как лиса ведёт в основном ночной образ жизни, её зрение адаптировано под темное время суток. Но зрачок устроен таким образом, что он не способен распознавать цвета. 

Также они не могут разглядеть неподвижные объекты, находящиеся на расстоянии более 50 м. Этим недостатком довольно часто пользуются охотники.

Можно позавидовать количеству зубов зверя. Всего их 42, а у большеухой лисицы — целых 48.

В зависимости от времени года меняется длина и густота шерсти. Зимой она становится длиннее и пышнее, а летом после линьки меховая шубка редеет, длина волос становится меньше. 

Цвет шерсти бывает рыжий с различными оттенками:

  • жёлтым;
  • песочным;
  • бурым, с черными и белыми отметинами.

Северные лисицы имеют более светлый окрас. Они гораздо крупнее своих южных собратьев. Красиво выглядит чернобурая лисица. 

Для везучих охотников, поймавших такой экземпляр, шкура становится элементом гордости. Она высоко ценится.

Образ жизни повадки лисы в природе

О животном можно сказать, что по своей природе это охотник, поэтому бегают лисы очень быстро. Преследуя жертву или скрываясь от опасности, лиса может разгоняться до 50 км/ч.

Леса – стихия, где лисицам есть место для разгула, в дикой природе они могут жить от 3 до 10 лет. Но известны случаи, когда, находясь в неволе и имея при этом благоприятные окружающие условия, некоторые экземпляры доживали до 25 лет.

В сказках лиса всегда описывается хитрой плутовкой. Так и бывает в жизни. Зверьки никогда не ходит прямыми путями, они меняют направление, сворачивают, кружат и петляют, то и дело выходя на свой след.

Из рассказов охотников известно, что поймать рыжую хищницу бывает сложно. Она может целый день петлять, уходя от погони, показывая мастер класс по запутыванию следов, при этом изобретая на ходу всяческие уловки.

Рыжая бестия ведет ночной образ жизни: так легче прокормиться, охотясь на мелких зверьков и птиц.

Чем питается лиса

Лисицы являются хищниками. Они питаются мелкими грызунами: зайцами, мышами, птицами, пресмыкающимися, и даже жуками. 

Крупные млекопитающие редко являются объектом охоты этих хитрых и плутоватых животных. 

Но если довелось поймать детеныша косули, то от такого лакомства лиса никогда не откажется. Нередко она разоряет птичьи кладки и нападает на их обитателей:

  • глухарей;
  • гусей;
  • куропаток и более мелких птиц.

При дефиците еды она не побрезгует и падалью. Вблизи водоема может полакомиться рыбкой. Есть даже русская народная сказка о лисе, перехитрившей волка и старика, украв у последнего целый улов. 

Растения, плоды и ягоды тоже могут войти в рацион животного.

Размножение и выведение потомства

Лисицы охотятся в одиночку. Однако в феврале у животных заканчивается брачный период, на свет появляются лисята. 

Супружеские пары вместе заботятся о своих малышах. Они выкапывают или занимают чьи-то норы, где готовятся к рождению малышей. Как правило, жилище имеет глубокий коридор и запасные выходы: это делается на случай опасности. 

У одной самки может появиться от 4 до 6 малышей. В редких случаях могут родиться 6 или даже 10 лисят. Появившееся на свет потомство живёт вместе с родителями до определенного возраста. 

Родители обучают своих детей самостоятельно охотиться и добывать себе еду. Лисята, научившиеся самостоятельно находить пропитание, покидают родителей и начинают свою взрослую жизнь.

Интересные факты

Плутовки являются не только хитрыми, но они еще довольно любопытны. Как известно, зрение у них не очень хорошее. 

Этот недостаток компенсируется отличным слухом и обонянием: лисица может учуять мышь под огромный слоем снега, толщина которого составляет 1 метр.

Что еще может делать лиса:

  1. Она вынослива и способна бегать, не останавливаясь, быстрым шагом целую ночь.
  2. Рыжие плутовки — дальние родственники волков. Но, в отличие от них, не сбиваются в стаи, а живут поодиночке, за исключением брачного периода.
  3. Есть информация о том, что лисицы могут ориентироваться по магнитному полю Земли, такое же свойство имеют черепахи.
  4. Существует одомашненная порода лисиц. Она была выведена в Советском Союзе в середине шестидесятых годов 20 века. Цена такого животного не менее 500000 руб.
  5. Известно, что лиса может издавать около 40 звуков разной тональности.

В мире насчитывается несколько десятков пород лисиц, некоторые находятся на грани вымирания и числятся в Красной книге, например степная разновидность корсак.


Еще тесты

Читайте также

Наблюдения за изменениями в природе осенью (окружающий мир, 2 класс)Наши ближайшие соседи (окружающий мир, 3 класс) — границы и список стран с названиямиДля чего нужна экономика (Окружающий мир, 3 класс) — вопросы и причины изученияДоклад по окружающему миру на тему: «Луг — природное сообщество»

Опубликовано вкл 06.04.2012 — 21:12Автор: Ученики 2 класса

На уроке мы писали сочинения-сказки о лисе. Предлагаю вашему вниманию работы моих учеников-второклассников.

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pngskazki_o_lise_2_klass.docx 203.54 КБ

Предварительный просмотр:

Лиса-хитрюга.

     Жила в лесу рыжая лисичка-сестричка. Как-то раз захотелось ей курочкой полакомиться. И побежала она в деревню. Подбегает к курятнику, а его собаки сторожат. И решила лиса хитрость применить. Побежала лиса обратно в лес, нашла волка и уговорила залезть с ней в курятник. «Ты, — говорит, —  первым иди, а я за тобой побегу, буду следы наши хвостом заметать». Подошёл волк к курятнику, собаки выскочили, залаяли и побежали за ним. Лиса схватила курочку и утащила к себе в нору. А волка собаки всю ночь по лесу гоняли.

                                                                              Хамхадера Антон, 2 класс

zastavka.jpg

Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году

zimniy_les1.jpg

Зимний лес в вашем доме

tsvetenie_vishni_v_lunnuyu_noch.jpg

Цветение вишни в лунную ночь

led_v_grenlandii.png

Есть ли лёд на других планетах?

Используемые источники:

  • https://moypitomec.ru/dikie-zhivotnye/mlekopetayushhie/informacija-o-lise.html
  • https://faunistics.com/obyknovennaya-lisitsa/
  • https://detskiychas.ru/obo_vsyom/rasskazy_o_prirode/rasskazy_o_lise/
  • https://nauka.club/okruzhayushchiy-mir/soobshchenie-pro-lisu.html
  • https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2012/04/06/sochineniya-o-lise

</ul>

Обновлено: 2 месяца

Здравствуйте. Пришло время писать сообщение о ядовитых растениях. Задают писать подобные сообщения (или доклады, как правильно?) в 3 классе, по предмету «Окружающий мир». Приступим?

Немного оффтопа на всякий пожарный. Что еще полезного у нас есть по окружающему миру:

  1. Есть доклад о съедобных грибах
  2. Сообщение о ядовитых грибах (иногда ищется по запросу «сообщение о поганках»)

Все сообщения с подробным планом и фотографиями. Некоторые с подписями и уточнениями. Хорошо подойдут для презентаций.

Предмет «окружающий мир» получается достаточно разносторонний и интересный.

Сегодняшнее сообщение о ядовитых растениях тоже не является исключением, поэтому начнем его с подробной проработки плана.

Как составить план сообщения

Давайте подумаем, о чем мы можем рассказать? Насколько я понимаю, строгих рамок по подобным докладам в школе не дают. Значит все ограничено только нашей фантазией и знаниями. Первое, с чего мы начнем — небольшое вступление, в котором расскажем, что не всё, что растет в наших лесах и полях полезно для здоровья. Затем, кратко расскажем про самые известные ядовитые растения и симптомы отравления. В заключение можно вставить пару строк о том, как оказать первую помощь при отравлениях. Вроде не плохой план. Как считаете?

красивый лес

Вступление

Отправляясь на пикник или в лес за грибами и ягодами, необходимо помнить, что кроме полезных растений в природе существуют и ядовитые.  Ягоды, цветы, листья ядовитых растений приводят к отравлению, а в особо тяжелых случаях даже к смерти. Некоторые из них даже трогать опасно, не то что на вкус пробовать. Поэтому, вот вам правило №1 в лесу: если вы нашли растение или гриб, но не знаете что это – не трогайте его, не срывайте и тем более не пробуйте.

Кстати, интересный факт: в старые времена, прежде чем сорвать ягоды с неизвестного куста, люди внимательно его осматривали. Если замечали, что птицы едят плоды с этого куста, значит они не ядовитые и людям можно их есть. Если все ягодки круглые, красивые и не тронутые даже червяками и насекомыми – скорее всего они ядовитые.

К счастью, сейчас с развитием интернета и технологий, достаточно просто сфотографировать растение и интернет выдаст вам подробную справку о том, ядовитое оно или лечебное.

Ну а теперь перейдем непосредственно к сути нашего сообщения – к ядовитым цветам, кустам и прочему подобному.

Борщевик обыкновенный

Борщевик – ядовитое растение семейства зонтичных, ядовитое растение. Внешне похож на укроп-переросток. Чтобы его распознать, достаточно взглянуть на фото и прочитать краткие характеристики:

  • растение достигает 6 метров в высоту и более;
  • стебель борщевика толстый, к верхушке разветвленный;
  • листья этого ядовитого растения могут достигать метрового размера;
  • большие зонтичные соцветия достигают вырастают до 80 см в диаметре.

Борщевик обыкновенный часто растет густыми зарослями.

Заросли борщевика

Ну как вам такой лес? Ведь выше человека заросли.

Что в нем есть ядовитого? Да всё. Вообще всё. Борщевик может нанести непоправимый вред здоровью. Опасность представляют сок, пыльца, листья и даже роса. Например, сок при попадании на кожу, за короткое время, вызывает ожог с многочисленными волдырями.

Опасно даже простое прикосновение к растению. Ожоги долго заживают и могут оставить на коже шрамы и рубцы. Для организма, особенно для детского также опасна пыльца, которая может попасть на кожу через одежду. Вдыхание пыльцы может вызвать серьезные заболевания легких. В стебле борщевика много сока, если его сломать – брызги летят в разные стороны. Попадание сока борщевика в глаза, может привести к слепоте. Попадание в рот может вызвать  отёк гортани и смерть.

Первые признаки отравления борщевиком

  • головная боль;
  • головокружение;
  • тошнота и рвота;
  • повышение температуры, до 40°C.

первая помощьПервая помощь при отравлении

Если сок попал на кожу или слизистую оболочку, важно успеть оказать первую помощь. Для этого:

  1. Промыть поражение под проточной водой с хозяйственным мылом.
  2. Обработать кожу спиртом, марганцовкой или фурацилином.
  3. Нанести мазь против ожогов.
  4. Защитить пораженный участок кожи от попадания прямых солнечных лучей.

Если ожог обширный и симптомы интоксикации (отравления) усиливаются, то в незамедлительном порядке нужно обратиться к врачу.

Рекомендую: более подробный доклад про разновидности и опасность борщевика для 3 класса по окружающему миру

Ландыш майский

Следующее ядовитое растение в нашем сообщении — ландыш майский. Да, ребята, мы все прекрасно знаем как он выглядит. Это красивый цветок, растущий в регионах с умеренным климатом. Красивый и нежный ландыш обладает лекарственными и в тоже время ядовитыми свойствами.

Ландыш майский с цветами и ягодами

Ландыш майский имеет большие, овальные темно-зеленые листья, достигающие в высоту до 10 см. Листья отходят от тонкого ползучего корневища. Цветение ландыша наступает в мае начале июня. На растении появляется цветонос с цветами собранные в аккуратную одностороннюю кисть. Цветы очень красивые. Белоснежные, с нежным, ярко-выраженным ароматом.

После цветения появляются шаровидные, блестящие плоды-ягоды красно-оранжевого цвета. Ягоды держатся на ландыше с конца июня по июль. Встретить его можно в лиственных лесах, среди кустарников, на влажной почве.

Важно! Ландыш майский занесен в Красную Книгу.

Ландыш майский – ядовитое растение. Опасность для жизни представляет вся надземная часть растения. Листья и ягоды при употреблении в пищу вызывают сильное отравление вплоть до летального исхода. Смертельная доза составляет 2-4 ягоды.

Симптомы отравления

  • боль в животе;
  • тошнота, рвота;
  • слабость, головная боль;
  • учащенное дыхание.

первая помощьПри появлении первых признаков интоксикации (предлагаю, в нашем сообщении сразу пользоваться научными терминами), необходимо вызвать скорую, иначе последствия могут быть плачевными.

Красавка обыкновенная или Белладонна

Белладонна, красавка обыкновенная, бешеная вишня

Белладонна — королева ядов.

Почетное третье место в нашем сообщении о ядовитых растениях занимает Белладонна или Красавка обыкновенная. Это многолетнее растение высотой до 2 метров. У белладонны мощная, ветвистая корневая система. Толстый зеленовато-фиолетовый стебель покрыт яйцевидными, темно-зелеными листьями. Верхние листья располагаются попарно, нижние – поочередно.

Цветет белладонна в июне-августе. Растение покрывается крупными цветами. Снаружи они окрашены в буро-фиолетовый цвет, внутри окрас грязно-желтый. После цветения появляются сизые блестящие ягоды.

Белладонна – опасное растение. Как и у ландыша, у нее ядовита вся надземная часть, включая плоды. 2-3 съеденные ягоды могут привести к смерти. При срывании цветка, ядовитый сок остается на руках и может оказать вредное воздействие на организм человека.

Важно! Белладонна занесена в Красную Книгу.

Симптомы отравления беладонной

  • сухость во рту и носу;
  • расширение зрачков и снижение зрения;
  • лицо становится красным, на теле появляется сыпь;
  • головная боль;
  • хрипота в голосе;
  • рвота и понос.

Как вы понимаете, белладонной лучше любоваться со стороны.

Дурман обыкновенный

Однолетнее растение с неприятным, резким запахом. Растение обладает лекарственными и ядовитыми свойствами. Дурман достигает в высоту до 120 см. Корень у растения ветвистый, веретеновидный. Голый, прямостоячий стебель покрыт заостренными, поочередно посаженными нежно-зелеными листьями. Поверхность  листьев ворсистая.

Белоснежные цветы крупные, одиночные, трубчато-воронковидной формы.

дурман обыкновенный

После цветения появляются плоды с толстыми и твердыми шипами. Цветет дурман все лето: с июня по сентябрь. Плодоносить растение начинает в июле. Дурман обыкновенный произрастает на юге и в средней полосе России.

Дурман очень опасен, ядовитыми считаются цветы, листья, плоды и семена.

Симптомы отравления

При отравлении дурманом у пострадавшего расширяются зрачки, появляется сухость во рту, головная боль, покраснение лица и шеи, сильная жажда. В тяжелых случаях может наблюдаться галлюцинация, сильная возбудимость, несвязная речь.

Так как у него ядовита вся надземная часть, его даже трогать не стоит, не то что срывать.

Белена

Следующее ядовитое растение в нашем сообщении – Белена. Это многолетняя культура с мягким ворсом и резким неприятным запахом. Вырастает до 1 метра в высоту. Корневая система белены мощная, глубоко уходит в землю. Прямостоячий стебель покрыт большими зубчатыми листьями.

беленаЦветет белена летом. Сначала появляются трубчато-колокольчатые цветы с фиолетовыми прожилками. После цветения появляются кувшинчатые, двухгнездовые плоды-коробочки. Белена, как и борщевик, растет на всей территории России. Ее можно встретить вдоль дорог, около жилых строений, в садах и огородах.

Опасность представляют листья, стебель, плоды и семена белены. При употреблении цветка в пищу тяжелое отравление наступает через 15-20 минут. В случае неоказания помощи наступает смерть.

Симптомы интоксикации беленой

  • нарушается глотательный рефлекс;
  • речь затруднена, появляются хриплый голос;
  • покраснение кожи;
  • сильная головная боль;
  • появляется светобоязнь;
  • повышенная возбудимость;
  • галлюцинации.

первая помощьПри отравлении беленой очень важно вызвать скорую помощь как можно скорее.

Чтобы обезопасить себя и сберечь свое здоровье, необходимо проходить мимо неизвестного растения. Ни в коем случае не срывать и не пробовать красивые ягоды.

Вороний глаз

Вороний глаз – многолетнее растение высотой до 40 см. Корневая система у цветка очень длинная и ползучая. Гладкий, прямой стебель в нижней части листьев не имеет, а на верхней части располагается мутовка, состоящая из 4 овальных листьев, которые располагаются в крест-накрест. На цветоножке сидит единственный цветок желто-оливкового цвета. После цветения, в конце июля, появляется многосемянной плод черного цвета. Вороний глаз предпочитает расти в тенистых, влажных местах, между кустарников, в хвойных и широколистных лесах.

Вороний глаз – ядовитое растение. Опасность для человека и животных представляют ягоды.

Симптомы отравления ягодами

При употреблении более 3 ягод, через короткое время появится рвота, понос, боли в животе, головная боль и судороги. В тяжелых случаях учащается сердцебиение и пульс, затруднено дыхание.

Волчье лыко

Ну и в завершение нашего сообщения о ядовитых растениях расскажем про Волчье лыко. Это  редковстречающийся ядовитый кустарник. Произрастает в средней и северной полосе России. Кустарник достигает 150 см в высоту. Цветет волчье лыко ранней весной, до появления листьев. Цветы имеют темно-розовую или фиолетовую окраску. Располагаются они в виде гроздевидного венчика и обладают приятным запахом напоминающий сирень. К сожалению, при длительном вдыхании аромата наступает сильная головная боль.

Листья кустарника располагаются на верхней части побегов. Наружная сторона окрашена в светло-зеленый цвет, внутренняя в сизый. После цветения на растении появляются ярко-красные плоды.

Из-за красивого аппетитного вида, ягоды часто срывают и едят. Делать это категорически запрещено, так как ягоды ядовиты.

Признаки отравления

  • жжение во рту;
  • боли в животе;
  • рвота;
  • жидкий стул;
  • жажда.

Если потрогать кору, на коже могут появиться волдыри, сыпь и покраснение. Даже просто находиться рядом с волчьим лыком небезопасно. Пары сока коры и ягод приводят к появлению насморка и кашля.

Первая помощь при отравлении

При отравлении волчьим лыком необходимо промыть желудок и обратиться за помощью к врачу. Если в лесу был обнаружен данный кустарник с ароматными цветами или яркими плодами, лучше пройти мимо. Любоваться на него можно со стороны, причем так, что бы ветер дул от вас в сторону куста, а не наоборот.

Вот и подошел к концу наш доклад. Конечно, это далеко не все ядовитые растения, встречающиеся в наших лесах, но для доклада для 3 класса этого списка будет достаточно. Если вдруг вам задали писать сообщение про растение, которого тут нет – пишите в комментариях. Напишу отдельно))

Пока, пока!

Про лису рассказ по окружающему миру

20210413 vu tg sbscrb2

Про лису рассказ по окружающему миру

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

  1. Орг. момент

1’

— Здравствуйте ребята.

-Садитесь.

-Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, зовут меня Валерия Дмитриевна.

Стоя приветствуют учителя. Настрой детей на предстоящую работу.

К:умение слушать и слышать учителя.

Р:нацеливание на успешную деятельность

  1. Минутка календаря

6′

3 слайд

— Наш урок мы начнем с минутки календаря.

-Охарактеризуйте погоду сегодняшнего дня( облачность, температура, ветер, осадки).

Составить полный связанный рассказ.

Послушайте загадку. О чем говорится в ней?

Кружит, кружит листопад,
Золотом покрылся сад. 
C севера на юг Земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?

Кто знает, как по-другому называют месяц сентябрь?

Зовут его «запевалой осени» или «златоцветом»

Об этом месяце много есть пословиц и примет.

Назовите приметы о сентябре?

-Послушайте приметы:

Чем суше и теплее простоит сентябрь, тем позднее наступит зима

Сентябрь кафтан с плеч снимает, тулуп надевает.

Как вы понимаете эту примету?

-Если в этот месяц на дубах будет много желудей, то ожидай много снега перед Рождеством, да к теплой зиме и плодородному лету

— Кто был из вас наблюдателен и заметил.

— какие произошли изменения в неживой природе с приходом осени?

(Солнце уже не поднимается в небе так высоко, как летом, часто налетают порывистые холодные ветры. В начале сентября выдаются теплые солнечные деньги. Дни становятся короче. На 2 часа 13 минут в сентябре сокращается долгота дня. На земном экваторе долгота светового дня приблизительно постоянна и составляет около 12 часов; сентябре часто идут холодные, мелкие, моросящие дожди, небо затянуто серыми облаками. Но не всегда в сентябре выдаются моросящие дожди. В этом месяце как мы заметили их не было. Становится вода холоднее в водоёмах. С вечера от земли поднимается густой туман.. Среднесуточная температура в ранний осенний период составляет +11 градусов.

Изменение в неживой природе влекут за собой изменения в живой природе.

Какие изменения произошли в живой природе ?

Поговорим о растительном мире.

— Что происходит с растениями осенью?

В растительном мире можно заметить, что травы в лугах, полях и лесах желтеют, высыхают. Листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воздух холоднее, а потом на нижних ветках. Первыми становятся золотистыми листья берез и лип. В сентябре поспевает рябина. Осенний лес необычен и прекрасен, никогда в другое время года он не кажется таким таинственным.

-Так же с приходом осени изменяется жизнь животных.

Что происходит с насекомыми?

— Хорошим объектом наблюдения являются птицы.

Какие птицы улетают первыми?

Самыми первыми готовятся к полету и улетают на зимовку в теплые края те птицы, которые питаются в основном насекомыми ( трясогуски, чижи, зяблики , кукушка , соловьи др).

-Как изменилась жизнь животных с приходом осени?

— У животных начинается линька, идет подготовка к линьке. В сентябре «выцветают» волки, лисы и барсуки. Ближе к жилью человека перебираются хорьки и горностаи. В конце сентября наступает период активной заготовки бобром веточного корма на зиму.

— Как изменяется труд людей

— Вывод: все изменения, происходящие в неживой природе влияют на изменения, происходящие в живой природе.

— ответ детей

-сентябрь

златоцвет

ответ детей

-ответы детей

— начинается листопад, появляются желтые листья

— Насекомые прячутся

— ответ детей

— линька, идет подготовка к зиме

-готовятся к зиме, одевают теплые вещи, делают заготовки

Р: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

К: готовность слушать собеседника и вести диалог;

Л: развивать интерес к изучению природы;

Проверка домашнего задания

2’

-Кто мне скажет, какую тему вы изучали на прошлом уроке?

-Вашим домашним заданием было выучить параграф с данной темой.

-Кто хочет рассказать мне первый пункт, какими бывают ориентиры?

( Что значит ориентирование на местности; для чего нужны ориентиры; где ими можно воспользоваться; что является ориентирами в городе?)

-Ребята, если есть дополнительные вопросы по данному пункту, задавайте.

Кто расскажет нам, что такое горизонт?

( понятие горизонта; что называют линией горизонта, что можно сказать о ней; назвать основные и промежуточные стороны горизонта)

-Ну и последним пунктом вашего дом. Задания было выучить как же определяют стороны горизонта.

( рассказать по каким признакам и как это делается)

Вывод: Мне понравилось как вы подготовили д/з. Все молодцы. Давайте выставим оценки.

-Как ориентироваться на местности

Ориентирование на местности – умение определять свое местоположение на ней или направление своего движения относительно сторон горизонта

-Чтобы вернутся домой

-В лесу, городе, на открытой равнинной местности и т.д.

Горизонт – пространство, которое мы видим вокруг себя

Линия горизонта – линия, ограничивающая кругозор, где небо как бы сходится с землей.

Линия горизонта не всегда бывает видна. Чем выше, тем горизонт наблюдателя расширяется и видимая линия горизонта будет дальше.

Основные: север, юг, восток и запад

Промежуточные: северо-запад), северо-восток, юго-запад, юго-восток

Человек ориентировался по солнцу с древних времён: восток- там, где восходит, (востекает) солнце запад- там, где солнце заходит, западает солнце.

В полдень солнце находится на юге, если встать к солнцу спиной в полдень, то тень укажет на север

— Ориентироваие по дереву с южной стороны крона дерева пышнее

-ориентирование по пню? с южной стороны промежуток между кольцами на пне больше , чем на северной

-с северной стороны мох на коре дерева гуще и зеленее , на южной- желтее и коричневее

-если встать лицом к полярой звезде , то перед тобой будет направление на север, левая рука указывает где запад, а правая, где восток.

К: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме с достаточной полнотой и точностью мысли

П: умение находить ответ на вопрос на основе имеющихся знаний

IV.

Актуализация знаний

V.

Изучение нового материала

VI.

Практическая часть

VII.

Закрепление

изученного

Для того, чтобы узнать тему нашего урока, сейчас нам предстоит поработать в группах.

Ваша задача как можно быстрее и правильнее ответить на вопросы, данные в кроссворде и узнать ключевое слово, которое и будет является нашей сегодняшней темой. Будьте внимательны, там могут попасться вопросы из тем, изученных ранее.

  1. Сторона горизонта, на которую указывает восход солнца.

  2. Поверхность земли, которую видит наблюдатель вокруг себя.

  3. Участок земной поверхности с объектами.

  4. Сторона горизонта, на которую указывает закат солнца.

  5. Как называется система счёта суток, недель, месяцев, лет.

  6. Если встать лицом к Полярной звезде, то перед тобой будет направление на…?

— Какое слово получилось? Так о чем мы будем говорить на уроке? Чтобы вы хотели узнать?

-Что вы уже знаете о компасе?

-Что это такое?

-Для чего он нужен?

Сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик , с помощью которого вы сможете ответить на вопросы о том:

-каким свойством обладает наша планета Земля

— где был изобретен магнитный компас

— кто усовершенствовал компас

-как пользоваться компасом

-как традиционно изображают основные стороны горизонта

-как можно обмануть компас

Итак, ребята. Отвечаем на вопросы.

А сейчас мы приступим к практической части нашего урока и поработаем с компасом.

1. Положите компас на ровную горизонтальную поверхность. ( в данном случае это у нас парта)

2. Подождите, пока стрелка остановится.

3. Поверните компас так, чтобы синий конец стрелки совпадал с буквой (с), а красный с буквой (ю), тогда все буквы укажут направление сторон горизонта.

Прибор готов к использованию.

Сейчас я предлагаю вам определить, в каком направлении находятся определенные предметы в классе.

-Первым предмет , который мы с вами будем определять будет окно.

-Кто мне скажет, в каком направлении находится окно?

-А в каком направлении находится дверь?

-Центральная доска?

-А теперь я попрошу выйти к доске 2 человека и определить в каком же направлении находится вешалка?

Вот смотрите , ребята, стоя у доски, вам нужно также установить компас на ровную поверхность. Теперь это будет ваша ладонь. Правильное положение компаса – на поднесённой к груди ладони.  Далее также устанавливаем правильное положение компаса, чтобы синяя стрелка стрелка показывала на (с), а красная на (ю)

-В каком направлении находится классный уголок?

Молодцы!

Чтобы узнать, как вы усвоили все то, что мы с вами сегодня прошли, вы поработаете самостоятельно в рабочих тетрадях. Откройте с. 21 и выполните задание 3 и 4 .

-Кто успеет выполнить эти задания то на с. 22 выполните еще и 7 задание.

Проверка

-слушают задание учителя и выполняют его

-восток

-горизонт

-местность

-запад

-календарь

-север

— компас

Коммуникативные: — умение с достаточной полнотой выразить свои мысли, умение слушать , вступать в диалог

-развивать коммуникативные умения учащихся монологическую и диалогическую речь, умение работать в группах

Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Познавательные УУД: проводить несложные наблюдения.

VIII.

Подведение итогов урока

5 мин

-Чему учились на уроке?

— Что нового узнали?

К: умение слушать учителя и правильно отвечать на его вопросы; умение работать в группе, уважительно относится к ответам одноклассников.

Л: умение оценивать себя, свою работу на уроке

IX.

Рефлексия

X.

Домашнее задание.

1’

— Что запомнили?

-Понравился вам урок ?

-Молодцы, ребята, сегодня у нас выдался продуктивный урок, вы получили много полезной и нужной информации.

Открываем дневники и записываем д/з.

С. 34-37 перессказ

Ответ детей

Р: анализируют работу на уроке, соотносят запланированное и выполненное

XI.

Орг. момент

1’

Все встали. До свидания!

Прощаются с учителем

Р: организовывать свою учебную деятельность

Тема: «Компас. Ориентирование по компасу»

Класс: 4 «В»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: ознакомление учащихся с устройством компаса и механизмом его действия

Задачи урока:

-образовательная: научить учеников определять с помощью компаса стороны горизонта;

-развивающая: продолжить развитие наглядно-образного мышления, познавательного интереса к изобретениям человека, к истории;

-воспитательная: воспитать желание практически использовать полученные знания, аккуратность в обращении с приборами.

Средства обучения: ПК, проектор, интерактивная доска, презентация, компас, УМК«Гармония», ТПО, кроссворд

Планируемые результаты:

Предметные:

-познакомятся с устройством компаса и правилами работы с ним; понятиями «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта»;

-научатся находить стороны горизонта на местности по разным признакам природы; находить стороны горизонта с помощью компаса.

Метапредметные:

регулятивные — выполнять оценку и самооценку; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения;

познавательные — отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков;

коммуникативные — планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

Личностные:

проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам; оценивать отношение других людей и свое собственное к окружающему миру.

103944 5b67fb400774c

-75%

Сохранить у себя:

Про лису рассказ по окружающему миру Конспект по окружающему миру на тем: Компас. Ориентирование по компасу», 4 класс (40.02 KB)

icon visionoff

icon visionon

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
В БЛОГАХ…


еще…

КОММЕНТАРИИ

еще…

Надежда Георгиевна! Большое спасибо за внимание к работе и оценку моего труда. П…

Наталья Александровна! Спасибо Вам, что всегда находите, за что можно похвалить …

Ольга Куприяновна, благодарю Вас за музыкальные шаблоны с большим рабочим полем,…

Лидия Петровна, очень здорово, что Вы обратились к такому заданию. У моих первач…

Марина Александровна, спасибо за интересную работу. Понравилось, что Вы детям пр…

Татьяна Владимировна, благодарю Вас за прекрасный ресурс. Думала, какой классный…

Какие разнообразные задания Вы используете, Лидия Петровна! И про логическое уда…

Категория Окружающий мир 4 класс содержит материалов: 506

Страницы: 1 2 3 25 26 »

Видеоролик «Животные пустыни»

s78667825

На уроке окружающего мира при изучении темы «Пустыня» предлагаю использовать видеоролик «Животные пустыни». Обучающиеся посмотрят на фотографии животных, прочитают информацию про них

№80282 |
07.01.2022 |
morskaia

| 25.1Mb

Итоговый тест по окружающему миру за 2 четверть

s12539315

C помощью предлагаемого теста удобно проводить контроль, который даёт возможность определить, насколько ученик справился с требованиями, предъявляемыми школьной программой.Тест состоит из заданий разного уровня сложности.Учащемуся необходимо выбрать один или несколько ответов из предложенных вариантов.

№80108 |
18.12.2021 |
Cerg68

| 35Kb

Интерактивный тест по теме «Полезные ископаемые»

s21288609

Предлагаемая тестовая работа предназначена для контроля знаний учеников 4 класса по курсу «Естествозние» по ГОСО РК. Цель: проверить знания учащихся по теме. Учащимся необходимо выбрать один или несколько ответов из предложенных вариантов.

№80055 |
17.12.2021 |
Cerg68

| 36Kb

Интерактивный тест по теме «Земля-кормилица»

s80221155

Данный ресурс можно использовать дома и на уроках окружающего мира с целью закрепления и самоконтроля по теме «Земля-кормилица».
Этот тест можно использовать без подключения к Интернету. Тест интерактивный, и учителю не надо проверять результат, программа сама за Вас проверит и выдаст процент правильно решенных заданий.

№80044 |
16.12.2021 |
NLA

| 34Kb

Интерактивный тест «Знаешь ли ты Воронежский край»

s49024233

Данный ресурс можно использовать дома и на уроках окружающего мира и краеведения с целью закрепления и самоконтроля по теме «Наш край».
Этот тест можно использовать без подключения к Интернету. Тест интерактивный, и учителю не надо проверять результат, программа сама за Вас проверит и выдаст процент правильно решенных заданий.

№79975 |
13.12.2021 |
NLA

| 36Kb

Тест-тренажер по теме «Узнай животных и растения»

s20812065

Тест-тренажер по окружающему миру для 4 класса по теме «Узнай животных и растения», УМК «Школа России». Презентация содержит 10 вопросов на соответствие. Тест создан на основе шаблона А.Н.Комаровского в программе Microsoft Office PowerPoint 2010.

Интерактивный тест по теме «Природные зоны России»

s96530089

Тест по окружающему миру для 4 класса поможет быстро провести опрос и оценить работу учащегося по теме «Природные зоны России», а также поможет подготовить учащихся к ВПР. Работа выполнена на шаблоне А.А. Баженова. Данную работу предлагаю учителям начальных классов.

Конспект и презентация к уроку по теме «Водоёмы нашего края»

64093298

Материала представлен конспектом урока с презентацией по предмету «Окружающий мир» (4 класс), тема «Водоёмы нашего края». Рекомендовано для учителей начальных классов. На уроке используются фронтальная, групповая и парная формы организации познавательной деятельности.

Интерактивный кроссворд «В тундре»

33297908

Данный ресурс может быть полезен учителям начальных классов для использования на уроке окружающего мира по теме «Природные зоны. Тундра». Ученикам будет интересно повторить материал в игровой форме.

№78790 |
23.08.2021 |
R-Elena

| 5.5Mb

Презентация «По морям, по волнам» по теме «Тихий океан»

s47477924

Мир океанов богат и разнообразен. И в каждом есть моря. Узнать о морях Тихого океана поможет презентация «По морям, по волнам». Ученики смогут увидеть иллюстративный материал и прочитать интересные сведения, которых нет в учебнике.

Наглядно-демонстрационный материал «Живут на свете кошки»

s92778854

Данная презентация позволит учителю начальных классов расширить представления учащихся о семействе кошачьих. Переход от одной группы животных к другой осуществляется по стрелке. Работа выполнена с применением ТП «Интерактивная лента»

№78585 |
17.08.2021 |
Cerg68

| 4.3Mb

Наглядно-демонстрационный материал «Стоп-кадр. Красный волк»

s37289547

Данный материал поможет учителю начальных классов расширить представления учащихся об этом уникальном животном. Презентацию можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
В презентации использован ТП «Экран». Для перехода на новый слайд необходимо кликнуть на маленькую иконку.

№78449 |
13.08.2021 |
Cerg68

| 8.8Mb

Тест по теме «Организм человека»

s23994711

Данный материал предназначен для учителей начальных классов. Его можно использовать на уроках окружающего мира, на занятиях кружка, факультатива, во внеклассной работе. Цель: проверить и скорректировать знания учащихся по теме.

№78398 |
11.08.2021 |
Cerg68

| 0.2Mb


  • Пришвин рассказ москва река
  • Пришел бессменной обуви как пишется правильно
  • Приходящий поезд как пишется
  • Причудливый узор как пишется
  • Принцесса из волшебной сказки песня