Про царицу лютру казачья сказка

Государственное казенное образовательное учреждение ростовской области зерноградская специальная школа-интернат гкоу ро зерноградская специальная школа-интернат рассмотрено на заседании мо учителей начальных

ГОСУДАРСТВЕННОЕ
КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ
ОБЛАСТИ                                          «ЗЕРНОГРАДСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

(ГКОУ
РО «ЗЕРНОГРАДСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»)

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей

начальных классов

пр.                   №1

Руководитель МО

/_________/ Т.В. Ханова

СОГЛАСОВАНО

Заместитель  директора по КР

/________/ Е.В.Козлова

«___» 

УТВЕРЖДАЮ

директор   ГКОУ РО

«Зерноградская специальная школа-интернат»

/________/

пр. от
____августа    г.  №  ___

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

по курсу «Казачий фольклор»

2 «А» класса

на    2020 — 2021  учебный год

Учитель начальных классов, логопед:   Н.А.Апарникова

Пояснительная записка

       
Рабочая программа к курсу «Казачий фольклор» составлена
в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования
), с использованием  хрестоматии  для младших школьников «Край родной» (составители
Бутенко Т. А., Небратенко В. Б. Ростов-на-Дону, издательство «Баро-Пресс»,
2013)
, направлена на достижение планируемых результатов
освоения  образовательных программ (личностных, метапредметных и предметных).

Цели курса:

Познакомить обучающихся с
богатейшим языковым наследием казачества, обрядами, песнями, легендами.

Развивать творческие способности
обучающихся на примерах донского фольклора.

Расширять кругозор обучающихся.

Основные задачи:

формирование представления о
многообразии жанров, стилей и тематики Донского фольклора;

понимание своеобразия национального
характера, быта, обычаев, образа жизни, духовной культуры, нравственных
принципов населении донского края;

знакомство обучающихся с лучшими
образцами фольклорного жанра, музыки, способствующих формированию мировоззрения,
этических
и
эстетических качеств личности и общей культуры;

формирование
представлений о многообразии жанров, стилей, тематики донского казачьего
фольклора;

создание условий для
развития гуманной, творческой личности, ориентированной на ценности общечеловеческой
культуры, на саморазвитие и нравственное поведение в обществе;

воспитание любви к
родному краю через изучение его истории, традиций и быта его народа, воспитание
чувств милосердия, человечности, доброты, способности к сопереживанию;

создание условия для
понимания обучающимися своеобразия характера, быта, обычаев, образа жизни,
духовной культуры, нравственных принципов населения Донского края;

введение обучающихся в
пропедевтический курс литературоведческих понятий на основе содержания произведений
регионального компонента;

формирование умения
вступать в диалог, рассказывать, импровизировать, решать различные творческие
речевые задачи;

расширение
представления обучающихся об особенностях лексики жителей Дона, нашедшей
отражение в произведениях;

обогащение
представление обучающихся о творчестве авторов, отражающих образ жизни,
нравственные принципы, духовную культуру донского казачества.

Казачество — это яркая страница в
истории Российского государства. Донские казаки являлись людьми вольными, не знавшими
крепостного права, отличались такими особенностями характера, которые позволили
им прославить звание донского казака по всей Руси и за ее пределами. Их главной
обязанностью была защита своего Отечества. Боевая походная жизнь развила в
казаках чрезвычайное чувство товарищества. Особенно тесной была связь между
одностаничниками, знакомыми или связанными кровным родством.   Своеобразные
условия жизни на Дону, особенности характера и мировоззрения предопределили
возникновение оригинальной культуры донских казаков, которая развивалась в
тесной связи с русской, украинской культурой и испытывала большое влияние
Востока (кочевников, жителей Кавказа, Турции). Изучение казачьих традиций,
легенд и песен поможет восстановить связь поколений, почувствовать уникальность
казачьей культуры, черпать духовные силы из прошлого, чтобы совершенствовать
будущее, и раскроет детям неповторимую красоту Донского края.         

   
Важнейшим моментом воспитания в любом возрасте является приобщение к духовной
культуре своего народа. Знание культуры своего народа, приобщение к духовным
ценностям помогает воспитывать патриотов своей Родины. Воспитанные на духовных
ценностях своего народа обучающиеся смогут принять активное участие в
возрождении своего края, сохраняя менталитет, традиции и быт.

Курс
«Казачий фольклор» предназначен для более полного ознакомления обучающихся
начальной школы с богатейшей культурой Донского края, обычаями казачества.
Содержание курса учи­тывает возрастные особенности обучающихся  и пред­лагает
им в сказочной форме исторические сведения о знаменитых людях нашего края, о
природных богатствах До­на. Занятия проходят с использованием игровых
технологий, увлекательных викторин, разучиванием песен и т.д.
     В ходе занятий можно применять не только
музыкаль­ные записи, но и расширять общение с многочисленными фольклорными
коллективами области, с людьми, знающими и сохраняющими богатое песенное
наследие донских казаков, что позволит более насыщенно и разнообразно проводить
учебные занятия.  Участие родителей в работе курса создаст благоприятную
обстановку в семье, поможет не только обучающимся, но и их роди­телям занять
активную жизненную позицию, приобщиться к истории и духовной культуре наших
предков.

При
отборе содержания программы положены следующие принципы:

Эстетический
принцип, который означает:

 отбор произведений
осуществляется с точки зрения их эстетической значимости;

 в содержание
образования включаются мотивация читательской и литературно-творческой
деятельности, необходимые для её осуществления знания и умения;

 основным методом
изучения художественного произведения является целостный анализ текста, а
методом развития речи – литературное творчество учащихся;

Принцип личностно-ориентированного
подхода, предполагающего учёт возрастных, индивидуально-психологический
особенностей ребенка, национально-психологических особенностей ребенка,
национально-специфических его склонностей и норм поведения, обусловленных
этническими семейно-бытовыми традициями и обычаями;

Принцип культуросообразности,
направленного на освоение богатейшего опыта народов, населяющих донской край,
как систему культурных ценностей, обеспечивающих воспитание и развитие культуры
ребенка в соответствии с ценностями общечеловеческих культур.ирование системы
читательских и литературно-творческих умений, начальных литературоведческих и
речеведческих знаний.

В ходе реализации программы будет
обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

Воспитательные результаты
распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение
обучающимися социальных знаний (начальные представления о моральных нормах и
правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах
взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных
убеждений, представителями различных социальных групп; элементарные знания о
традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России;
первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной
истории и культуры ), первичного понимания социальной реальности и повседневной
жизни, первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со
сверстниками, старшими детьми и взрослыми .

Для достижения данного уровня
результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими
учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и
повседневного опыта.

Второй уровень результатов —
получение обучающимися опыта переживания и   позитивного отношения к базовым
ценностям общества(осознание приоритета нравственных основ труда, творчества,
создания нового; потребности и начальные умения выражать себя в различных
доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
), ценностного отношения к социальной реальности в целом (знание традиций своей
семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним; мотивация к
реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и
семьи).

Для достижения данного уровня
результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на
уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной
среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение
приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов —
получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия
(первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно
значимой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве,
познавательной и практической, общественно полезной деятельности), формирование
у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения
(нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими
детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; опыт
социальной и межкультурной коммуникации; первоначальный опыт самореализации в
различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения
выражать себя в доступных видах творчества). Только в самостоятельном
общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным
деятелем, свободным человеком.

 Для достижения данного уровня
результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями
различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в
открытой общественной среде.

                       
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Предметные:

-общие
представления о традиционной казачьей культуре: быте и укладе жизни, народных
костюмах, оружии, ратных подвигах, устном народном творчестве.

-укрепление 
ценности семейных отношений, развиться чувство уважения к старшим, любви к
своим близким, любви к своей малой родине,

Метапредметные:

1.         Личностные
универсальные учебные действия:


внутренняя позиция школьника на уровне эмоционально–положительного отношения к
казачеству, чувства гордости за принадлежность к нему, готовности продолжать
его традиции;


широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы;


учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новых задач.


воспитывать уважение к мужеству, мудрости, смелости казаков.

-развитие
нравственных качеств, эстетической и экологической воспитанности, творческих
способностей;

-формирование
позитивного отношения к родной культуре и своей национальной принадлежности,
повышение уровня духовности; —  воспитание патриотизма, формирование семейных
и общечеловеческих ценностей; формирование межличностных отношений.

2.         Регулятивные
универсальные учебные действия:


принимать и сохранять учебную задачу;


учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;

-пробуждение
интереса к изучению родной культуры и народного творчества в целом;

-мотивация
на дальнейшее изучение народного творчества, на использование полученных знаний
в собственной речи;

-обучение
планированию деятельности, выделению этапов деятельности; обучение оценки своей
деятельности и деятельности сверстников.


планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;


оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области.

3.         Познавательные
универсальные учебные действия:


проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

-получение
знаний о красоте живой природы, культуре, культурных ценностях;

-формирование
способности обобщать и структурировать разрозненные факты в единую и целостную
картину;

-совершенствование
умения искать, анализировать и обобщать информацию;

-знакомство
с произведениями устного народного творчества.


строить рассуждения в форме связи простых суждений о поступках героев сказок и
их личностных качествах, формулировать выводы.

4.         Коммуникативные
универсальные учебные действия:


адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

-совершенствование
умения слушать и понимать, воспитание толерантного отношения к иным культурам;

-обогащение
словарного запаса;

 -обучение
невербальному общению, умению распределять роли, чувствовать как весь
коллектив, так и каждого его члена в отдельности, —учебное сотрудничество с
учителем и сверстниками;

-отработка
умения слушать и вступать в диалог, выступать на сцене;

-участие
в коллективных творческих делах.


допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе
не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в
общении и взаимодействии. 

                            Содержание  курса
внеурочной деятельности

Малые
жанры донского фольклора: загадки, пословицы, поговорки, потешки, небывальщины
. Тематика малых жанров: о
Родине, казачья дружба, казак и конь, о житейской мудрости, о явлениях природы,
о животных, о природе.

Сказки

Казачьи
народные сказки: «Про царицу Лютру», «Жбан», «Лиса и рак», «Две козы», 
«Свадебный каравай», «Кот и лиса»,  «Одноногий журавль», «Глубец и жеребец».

Волшебные
сказки: «Горе-злосчастье», «Ванюша и Баба-Яга», «Про царскую дочь и козленка».

Казачьи
песни.

 Походные песни:  «Поехал
казак на чужбину далеку», «Ой да, разродимая моя сторонка», «За лесом солнце
воссияло», «Трава моя, травка».

Семейные
песни: «Посею лебеду на берегу», «Посидите, гости, побеседуйте», «Сею, вею
беленький леночек», «Я по садику ходила», «На улице дождь, дождь», «Ой, да,
какой же я наделала беды».

Народные
песни.

«Ермак
у Ивана Грозного», «Кутузов и Платов», «Конь боевой с походным вьюком», «Поехал
казак на чужбину далеку», «Дедушка, дедушка, седая бородушка».

Бытовые
песни. Обрядовые песни.

Мотивы
донского казачьего фольклора в творчестве региональных авторов.

А. Скрипов «Степан
и его друзья», «Зургунец и венец лебедя», «С вольного Дона выдачи нет»; П.
Лебеденко «Доброе сердце дороже красоты»; Ю. Харламов «Мальчик из пшеничного
зернышка» (сказки бабы Груши); В. Моложавенко «Почему Дон Иванычем зовут», «Про
сестер и братьев Дона Ивановича», «Имя, станице нареченное», «О временах
незапамятных», «Ветер с Родины», «Живая вода», «Про городище Кудеярово»,
«Аленкин брод».

Казачьи игры и
забавы.
«Удочка», «Камешки», «Меткий бросок», «А
ну-ка, отзовись!»,  «Угадай кто», и другие.

Народный театр. Рождественский вертеп.

Праздники. Покровская ярмарка на Дону, Святки, Масленица, Казачьи посиделки.

Контроль и оценка планируемых результатов.

 
В основу изучения положены ценностные ориентиры, достижение которых
определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной
деятель­
ности   оцениваются  по трём
уровням.

Первый уровень
результатов
приобретение обучающимися  социальных знаний (об
общественных нормах, устрой­стве общества,
о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.),
первичного понимания
социальной реальности и повседневной жизни.

Для
достижения данного уровня результатов особое значе­
ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями
положительного социального знания и повседневного опыта.

 Второй уровень результатов — получение обучающимися  опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной
реальности в целом.

         
Для достижения данного уровня результатов особое значе­
ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне
класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной про социальной среде.
Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает (или не получает)
первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их
ценить (или отвергает).

Третий уровень
результатов
— получение обучающем  опыта самостоятельного
общественного действия. Только в са­мостоятельном общественном действии,
действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру­гих,
зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель­но положительно к нему
настроены, юный человек действи­тельно становится (а не просто узнаёт о том,
как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в
опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та
готовность к поступку, без ко­торых немыслимо существование гражданина и
гражданского общества.

В результате реализации программы внеурочной деятельности
обучающиеся:

Знают традиции песенной культуры казачества.

            Каждый
обучающийся умеет правильно интонировать мелодию песни.

            Исполняют
фольклорные тексты, песни.

            Умеют
сочетать виды исполнительского мастерства.

            Умеют
реконструировать фрагментов обрядов.

Участвуют
в смотрах, конкурсах, концертах, праздниках.

Тематическое
планирование

Тема

количество часов

Дата

1

Вводное занятие. Заветная шкатулка.

1

2

Главная песня казаков

2

3-4

Малые жанры донского фольклора: загадки, пословицы,
поговорки, потешки, небывальщины.

1

2

5

Сказ  «На поле было Куликовом»

1

6

Проект «Природа Донского края»

2

7 — 8

Казачьи походные песни.

Посещение праздничного  концерта во дворец культуры

1

2

9-12

Народные сказки Донского края.

Проект «Сказки Дона» Праздник «Покровская ярмарка на
Дону»  (экскурсия на площадь города Зернограда

1

2

1

2

13-15

Казачьи волшебные сказки: «Горе-злосчастье», «Ванюша и Баба-Яга»,
«Про царскую дочь и козленка».

1

2

1

16 — 17

Животные Донского края

Проект «Красная книга»

1

2

18

Казачьи потекши, небы­вальщины, загадки.

1

19 -20

Посещение городской библиотеки Гайдара

Соз­дание книжки-малышки

2

1

21

Посещение кинотеатра. Мультики про казаков.

2

22

Женщина-казачка. Сказ­ка «Алёнкин брод»

1

23

А. Скрипов «Степан и его друзья», «Зургунец и венец
лебедя», «С вольного Дона выдачи нет»;

2

24

В. Моложавенко «Почему Дон Иваничев зовут».

1

25 

26

27

28

29

Посещение городского музея

Как проводили казаки Новый год?

Мастерская деда Мороза

Мастерская деда Мороза

Донские загадки, пословицы и поговорки.

2

1

2

1

2

1

3 четверть

30

Обычаи и праздники казаков

1

31

Святки. Рождественский вертеп. Посещение праздничного
гуляния в городе Зернограде

2

32

Мотивы донского казачьего фольклора в творчестве
региональных авторов. Казачьи песни (семейные, обрядные, бытовые)

1

33

Казачьи зимние игры и забавы

2

34

Праздник «Казачьи посиделки»

1

35

День воинской славы России. Участие казаков в ВОВ .
Экскурсия к Вечному огню.

2

36

Освобождение г. Зернограда от фашистских захватчиков.
Посещение музея в спец-школе.

1

37

Устное народное творчество .Небылицы. Казачьи пословицы.
Посещение библиотеки.

2

38.

Донские загадки. Казачьи поговорки.

1

39

Викторина «Кто такие казаки». Посещение библиотеки
Гайдара.

2

40.

Здравствуй, Дон , родной. Конкурс стихотворений.

1

41

Сказки Тихого Дона

2

42

Маслица. Праздник

1

43

Лебеденко П.В. Сказки Тихого Дона. Чтение сказки.

1

44

А.Скрипов. Добрые дела не умирают. Чтение сказки, конкурс
рисунков.

2

45.

Женщины – казачки. Внеклассное мероприятие.

1

46

Волшебные сказки: «Горе –злосчастье», «Ванюша и Баба-яга»

2

47

Волшебные сказки «Баба –яга», «Про царскую дочь и
козлёнка»

1

48

Ю.Харламов «Мальчик из пшеничного зёрнышка»,
В.Моложавенко « Почему Дон Ивановичем зовут» Чтение сказок, конкурс рисунков.

2

49

В.Моложавенко 2Про сестёр и братьев Дона Ивановича», «Имя
станице наречённое» Чтение.

1

4 четверть

50

Мотивы донского казачьего фольклора в творчестве
региональных авторов. Казачьи песни (семейные,

бытовые, обрядовые).

1

51

Казачьи игры и забавы

2

52

Дон волною серебрится. Частушки, пословицы, поговорки
Дона.

1

53

Поделки. Красим пасхальные яйца

2

54

Народные песни Дона.

Листопадов А. М. Ой да, сторона ты моя: Донские казачьи
песни.

1

55

Походные песни:  «Поехал казак на чужбину далеку», «Ой да, разродимая
моя сторонка», «За лесом солнце воссияло», «Трава моя, травка».

2

56

Казачьи игры и забавы. «Удочка», «Камешки», «Меткий бросок»,
«А ну-ка, отзовись!»,  «Угадай кто»

1

57

Казачьи народные сказки: «Про царицу Лютру», «Жбан», «Лиса и рак»,
«Две козы»,  «Свадебный каравай», «Кот и лиса»,  «Одноногий журавль», «Глубец
и жеребец».

2

58

Семья казак. Казак
и конь

2

59

Конкурс рисунков на асфальте. Казаки.

2

60.

Конкурс стихов донских поэтов.

1

61

Викторина «Люблю и знаю свой край родной»

2

62

Посещение библиотеки. А.С.Пушкин на Дону.

1

63

Малые жанры донского фольклора: загадки, пословицы, поговорки, потешки,
небывальщины.

2

64

Праздник. Здравствуй, Дон родимый.

1

Народные песни Дона.     

Листопадов
А. М. Ой да, сторона ты моя: Донские казачьи песни. Военно-бытовые. Любовные.
Семейные. Свадебные. Гулебно-плясовые. Ростов-на-Дону, 1979.

Песни
над Доном: /Сборник/ Сост. И. Я. Рокачев-Вешенский:/ Вступ. Статья Б. Н.
Путилов. Ростов-на-Дону, 1980.

Екимов
Б. Песни донских казаков. Волгоград, 1982ю

Коробков
Г. Я. Когда казаки поют: Записки о донском народном творчестве. Волгоград,
1985.

Рокачев-Вешенский
И. Я. Песни станицы Вешенской. Ростов-на-Дону, 1990.

Переверзев
П. Д. Песни казачьей станицы. Ростов-на-Дону, 1990.

Пословицы, поговорки.   

Дон
волною серебрится. Частушки, пословицы, поговорки Дона. Ростов-на-Дону, 1979.

Доброе
слово, что весенний день: из устного народного творчества донских армян.
Составитель Шагинян Ш. М. Ростов-на-Дону, 1979.

Эхо
степи. Народная мудрость. Киев, 1965.

Загадки.       

Живой
родник. Донские загадки, пословицы и поговорки. Составитель Земцев С. Н.,
Волгоград, 1985.

Доброе
слово, что весенний день: из устного народного творчества донских армян.
Составитель Шагинян Ш. М. Ростов-на-Дону, 1979.

Эхо
степи. Народная мудрость. Киев, 1965.

Народное
творчество Дона (под ред. М. П. Громова), Ростиздат. 1952.

Народные сказки донского края:           .

Бисеринка.
Составитель Тумилевич Т. И. Ростов-на-Дону, 1985.

Народное
творчество Дона (под ред. М. П. Громова), Ростиздат. 1952.

Мотивы донского казачьего фольклора в творчестве
региональных авторов.

Лебеденко
П. В. Сказки Тихого Дона. Ростов-на-Дону, 1969.

Аматуни
П. Г. Сказки. Ростов-на-Дону, 1980.

Аматуни
П. Г. Чао – победитель волшебников. Москва, 1968.

В
Моложавенко. Заветная шкатулка. Ростов-на-Дону, 1973.

А.
Скрипов. Добрые дела не умирают. Ростов-на-Дону, 1985.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 90-91. 

УКМ «Школа России»

1. Почему история о царевне и семи богатырях названа сказкой?

В этом произведении действуют сказочные персонажи — колдунья-царица, солнце, месяц, ветер. В ней есть волшебные предметы — зеркальце. Действие происходит в вымышленном, сказочном мире.

Всё это приметы волшебной сказки, поэтому эта история и названа сказкой. Её события не могли произойти в реальности.

2. Кто главные героини пушкинского произведения? Расскажи о них. Подумай, можешь ли ты в своём рассказе использовать такие слова: добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая, жадная, равнодушная? Объясни свой выбор. Дополни своими словами.

Главные героини сказки: царица и царевна.

Про царицу можно сказать, что она жадная и равнодушная. Ведь она думала только о себе, и считала себя лучше других. Я бы добавила ещё слова Жестокая и Безжалостная, потому что она стремилась погубить царевну.

Про царевну можно сказать, что она добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая. Её все любили и жалели, она никому не делала зла. Я бы добавила к этому описанию слова Прекрасная и Доверчивая. Она была очень красивой, поэтому её все любили, и она доверилась незнакомке, из-за чего чуть не погибла.

3. Обсудите с другом, как автор относится к главным героиням. Почему вы так думаете?

Пушкин любит царевну и поэтому рисует очень привлекательный её облик. И он не позволяет ей умереть, а дарит счастье.

Пушкин не любит царицу за её злость и жестокость, поэтому сурово наказывает её в конце.

4. Перечитай строки, в которых Елисей обращается к солнцу, месяцу и ветру. Какие слова помогают представить солнце, месяц и ветер и понять отношение к ним героя? С какой интонацией ты прочитаешь их ответы Елисею? Почему?

Представить солнышко помогают слова: «Свет наш, солнышко» и «Всех нас видишь под собою».

Представить месяц помогают слова: «Дружочек», «Позолоченный рожок» «Круглолицый, светлоокий».

Представить ветер помогают слова «Ты могуч», «Гоняешь стаи туч», «Волнуешь, веешь», «Не боишься никого».

Елисей обращается к Солнцу с уважением, оно дарит жизнь и тепло. К Месяцу он обращается как к равному, как к весёлому другу. К Ветру Елисей обращается с трепетом, он признаёт его могущество и силу.

Ответы Солнца и Месяца я бы прочитала с жалостью, сожалением. Они бы рады помочь герою, но не могут. Ответ Ветра я бы прочитала с состраданием, он видел гроб и не может обнадёжить героя.

5. Раздели сказку на части. Озаглавь их. Устно сделай иллюстрации к каждой части. Подумай, о чём важном хотел сказать автор в каждой части, что именно нужно изобразить и почему.

Разделение сказки «О мёртвой царевне на части» и заголовки к ним

  1. Смерть старой царицы, женитьба на новой. «Злая царица».
  2. Царица узнаёт о красоте царевны. «Соперница».
  3. Чернавка отпускает царевну в лесу. «Жалость Чернавки».
  4. Царевна живёт у семи богатырей. «Семь богатырей».
  5. Царица даёт царевне отравленное яблоко. «Отравленное яблоко».
  6. Богатыри хоронят царевну. «Хрустальный гроб».
  7. Елисей ищет невесту. «Поиски Елисея».
  8. Царевна оживает. «Свадьба».

Устные иллюстрации к частям сказки «О мёртвой царевне»

  1. Царица сидит перед зеркалом очень довольная. За окном играет юная молодая царевна.
  2. Царица перед зеркалом. В зеркале отражается очень красивая царевна.
  3. Чернавка тащит за руку царевну по тёмному лесу.
  4. Богатыри сидят за столом. Царевна разносит различные яства. Все улыбаются.
  5. Старушка бросает царевне яблоко. Рядом надрывается лаем собака.
  6. Богатыри обступили хрустальный гроб, в котором покоится царевна.
  7. Елисей на коне на вершине горы. Слева — солнце, справа — месяц, в середине — ветер.
  8. Елисей и царевна в свадебных костюмах сидят за столом. Вокруг богатыри и нарядные люди. В углу корчится царица.

6. Подробно перескажи одну из частей сказки. Подумай, какой план ты составишь. Запиши его в рабочую тетрадь. Выдели слова писателя, которые используешь в своём пересказе. Не забудь, что произведение Пушкина стихотворное.

Пересказ сказки «О мёртвой царевне» по частям с авторскими словами.

Злая царица.

Когда царь-отец отправился в поход, царица долго ждала его. Прошло девять месяцев, царица родила дочь. Тут вернулся царь и царица умерла.

Через год царь женится на другой. Новая царица была красивой, но она же была горда и ломлива.

Царица постоянно спрашивала у зеркальца, кто красивей всех на свете, И зеркальце отвечало, что она всех румяней и белее.

Соперница.

Между тем подросла молодая царевна. Она стала очень красивой, чернобровой и белолицей. У неё появился жених — королевич Елисей.

И однажды зеркальце назвало царевну красивей царицы. Царица вышла из себя, бросила зеркальце и топнула по нему ногой. Но зеркальце знай твердило своё.

Жалость Чернавки.

Царица позвала Чернавку и велела отвести царевну в глушь лесную, где оставить на съедение волкам.

В лесу царевна стала умолять Чернавку отпустить её. Чернавка пожалела царевну и отпустила. Царице она сказала, что выполнила её приказ, и молва стала твердить, что царская дочь пропала.

Елисей собрался на поиски невесты.

Семь богатырей.

Царевна добралась до лесного домика. Она увидела, что в нём живут добрые люди и навела порядок.

Когда вернулись богатыри, они стали звать царевну сестрой.

Долго она жила у них в покое, а богатыри уважали её, зная, что у царевны есть жених.

В это время царица снова обратилась к зеркальцу, и то опять назвало красивой царевну. Царица поняла, что её обманули и решила сама исправить дело.

Отравленное яблоко.

Царица нарядилась нищей старухой и отправилась к царевне. Собака лаяла и не хотела её подпускать, но царевна отогнала собаку. 

Царица бросила её яблоко и царевна поднесла его к алым губам. Она откусила кусочек и упала замертво.

Хрустальный гроб.

Богатырей встретил пёс, который куснул яблоко и умер. Богатыри увидели мёртвую царевну и решили похоронить её, чтобы она никому не досталась.

Они сделали хрустальный гроб, положили в гроб царевну и отнесли его в пустую гору, где подвесили на столбах.

Поиски Елисея.

Елисей повсюду искал невесту. Он спрашивал дорогу у солнца и месяца, но они ничего не знали о царевне. Только ветер рассказал Елисею про хрустальный гроб.

Елисей нашёл гору и гроб. В горе он ударился о гроб лбом, и гроб разбился. И в тот же миг царевна ожила.

Свадьба.

Царица снова беседовала с зеркальцем и узнала, что царевна ожила. Её взяла тоска и она тут же умерла.

А Елисей женился на царевне, и никто с начала мира не видал такого пира.

7. Что роднит пушкинскую сказку с народными? Чем они различаются?

С народными сказками произведение Пушкина роднит:

  1. Сказочный сюжет с мёртвой царицей. Такое встречается и в народных сказках.
  2. Борьба добра со злом, победа добра.
  3. Наличие волшебных предметов — зеркальца.
  4. Зачин в котором мы знакомимся с главными героями.
  5. Концовка: «я там был, мёд, пиво пил».
  6. Троекратные повторы: вопросы Елисея к солнцу, месяцу и ветру.
  7. Народный язык, который использовал Пушкин.

Отличие сказки Пушкина от народных:

  1. Неизменяемый сюжет, ведь это авторская сказка.
  2. Стихотворная форма.
  3. Использование авторских эпитетов и других средств художественной выразительности.

8. Что хотел поэт сказать читателям, создав сказку о мёртвой царевне и семи богатырях?

Пушкин хотел сказать о том, что зависть очень плохое качество человека, которое губит его самого. Он хотел сказать, что как бы не было подло и сильно зло, хороших людей больше, чем злых, и они обязательно победят.

1

Выживая в пандемийной реальности и приспосабливаясь к новым потребностям посетителей, ТЦ вынуждены меняться

Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС


Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Пандемия сильно затронула сегмент торговых центров: в первые месяцы ТЦ просто не работали, потом столкнулись с оттоком как арендаторов, так и посетителей. Первые не выдержали вынужденной остановки бизнеса и резкого падения оборотов, вторые все чаще отказываются от спонтанных походов в места скопления людей. Выяснили у экспертов рынка, что изменилось в сегменте и какими будут новые открытия 2022 года.

Объемы ввода растут, но ТЦ открываются полупустыми

По оценке международной консалтинговой компании Knight Frank, на 2022 год девелоперы заявляют ввод в Москве 448,2 тыс. кв. м торговых площадей. «Прогноз по открытию новых торговых центров на 24,7% превышает показатель 2021 года. Он также выше показателей 2020 и 2019 годов — на 71,3% и 91,3% соответственно», — говорит региональный директор департамента торговой недвижимости компании Knight Frank Евгения Хакбердиева.

170 тыс. торговых «квадратов» из заявленного на 2022 год объема — объекты со сроками ввода, перенесенными с 2021-го, говорит эксперт. «Существует вероятность корректировки даты ввода 30–40% новых торговых центров, анонсированных к открытию в 2022 году, — отмечает Евгения Хакбердиева. — Но сокращение объемов ввода не будет существенным: часть объектов уже находится в высокой степени готовности, девелоперам невыгодно переносить дату ввода на финальной стадии реализации проекта».

Динамика открытия новых торговых центров и доли вакантных площадей

Динамика открытия новых торговых центров и доли вакантных площадей

(Фото: Knight Frank Research, 2021)

О том, что сроки ввода части новых ТЦ могут быть перенесены еще на год, говорит и директор департамента торговой недвижимости JLL Полина Жилкина. «Доля свободных площадей по итогам 2022 года может составить 7–8%, увеличившись с текущих значений на 1–2 п.п. Рост возможен как за счет открытия новых объектов, где уровень вакантности обычно выше, чем у существующих объектов, так и за счет увеличения доли свободных площадей в устаревших торговых центрах», — отмечает эксперт. В торговых центрах, которые будут открываться в 2022 году, доля пустующих площадей будет достигать 40%, прогнозируют в JLL и Knight Frank.

«Открывать в текущих реалиях новый торговый центр — это уже подвиг, заслуживающий признания и уважения в любом случае, с каким бы процентом заполняемости он ни открывался, — подчеркивает Полина Жилкина. — Предположительно объекты, заявленные на 2022 год, будут открываться с вакантностью в диапазоне 20–40%, что для сегодняшнего рынка, к сожалению, является нормой. Но надо отметить, что в случаях, когда основной причиной высокой вакантности ТЦ является именно пандемия и связанные с ней ограничения (а не плохая локация, неэффективная концепция, сильная конкуренция и слабый состав «якорей» в самом проекте), после официального открытия он дозаполняется достаточно быстро и в течение двух-трех кварталов достигает 90–95% заполняемости».

10 торговых центров, которые рынок ждет в 2022 году

Почти 90% всех торговых площадей, намеченных к вводу на 2022 год (408,7 тыс. «квадратов»), придется на десять ТЦ, подсчитали в Knight Frank. Самая крупная из запланированных премьер — торговый центр в составе ТПУ «Селигерская», его площадь составит 168 тыс. кв. м. Топ-10 торговых центров, которые заявлены на 2022 год, по оценке компании, составили:

Торгово-развлекательный центр в составе ТПУ Селигерская

Адрес: пересечение Дмитровского и Коровинского шоссе

Общая / арендопригодная площадь: 168 тыс. кв. м / 145 тыс. кв. м

Девелопер: ГК «Ташир»

Фото:Москомархитектура


Фото: Москомархитектура

МФК «Солнце Москвы»

Адрес: проспект Мира, 119

Общая / арендопригодная площадь: 35 тыс. кв. м / 26,25 тыс. кв. м

Девелопер: «Солнце Москвы»

Фото:«Солнце Москвы»


Фото: «Солнце Москвы»

ТЦ «Сказка» (ТПУ Рассказовка)

Адрес: пересечение Боровского шоссе и улицы Корнея Чуковского

Общая / арендопригодная площадь: 28,95 тыс. кв. м / 18,5 тыс. кв. м

Девелопер: ООО «СМС»

Фото:Стройкомплекс Москвы


Фото: Стройкомплекс Москвы

ТЦ Discovery (ТПУ Ховрино)

Адрес: улица Дыбенко, 7

Общая / арендопригодная площадь: 25 тыс. кв. м / 17,5 тыс. кв. м

Девелопер: MR Group

Фото:MR Group


Фото: MR Group

МФК West Mall

Адрес: Большая Очаковская улица, вл. 1, стр. 2

Общая / арендопригодная площадь: 28,5 тыс. кв. м / 15,83 тыс. кв. м

Девелопер: ФПК «Гарант-Инвест»

Фото:ФПК «Гарант-Инвест


Фото: ФПК «Гарант-Инвест

МФК Chkalov

Адрес: улица Земляной Вал, 37, корп. 1

Общая / арендопригодная площадь: 60,4 тыс. кв. м / 15 тыс. кв. м

Девелопер: IKON Development

Фото:IKON Development


Фото: IKON Development

ТЦ «Эль-Портал» (ТПУ Рязанская)

Адрес: Рязанский проспект, 1, стр. 1

Общая / арендопригодная площадь: 20 тыс. кв. м / 14 тыс. кв. м

Девелопер: «Мосинжпроект»

Фото:Стройкомплекс Москвы


Фото: Стройкомплекс Москвы

«Орион»

Адрес: улица Летчика Бабушкина, 26

Общая / арендопригодная площадь: 36,36 тыс. кв. м / 19,9 тыс. кв. м

Девелопер: ADG Group

Фото:ADG Group


Фото: ADG Group

«Киргизия»

Адрес: Зеленый проспект, 81

Общая / арендопригодная площадь: 26,1 тыс. кв. м / 13,6 тыс. кв. м

Девелопер: ADG Group

Фото:ADG Group


Фото: ADG Group

«Витязь»

Адрес: улица Миклухо-Маклая, 27а

Общая / арендопригодная площадь: 16,65 тыс. кв. м / 12,2 тыс. кв. м

Девелопер: ADG Group

Фото:ADG Group


Фото: ADG Group

Торговые центры меняются: курс на ЗОЖ и lifestyle-пространство

Новые ТЦ довольно сильно отличаются от своих допандемийных предшественников, говорят участники рынка. «В новых проектах уже изначально закладываются расширенные досуговые зоны — большая часть площадей отдается под развлечения, велнес и общепит, что делает ТЦ lifestyle-пространством, — говорит Евгения Хакбердиева. — Современный покупатель придает все больше значения возможностям по проведению свободного времени и досуга, а также эмоциональной составляющей в процессе шопинга. К тому же девелоперы торговых центров осознают возрастающую значимость размещения операторов с новыми концепциями в своих объектах из-за их способности к генерации трафика».

Торговым центрам приходится меняться и из-за конкуренции с онлайн-шопингом. Чем крупнее ТЦ, тем проще ему выдерживать такую конкуренцию, говорит Полина Жилкина. «Быть ближе к покупателю», полностью закрыть все базовые потребности, быть первым пунктом назначения, который приходит в голову при появлении запроса на покупку новых товаров или услуг — благодаря этому тренду мы видим в торговых центрах не только супермаркеты, химчистки и аптеки, но также «Мои документы», салоны красоты, отделения Сбербанка, пункты выдачи заказов, медицинские услуги и т. д.», — отмечает эксперт.

Распространение получила и практика по включению в состав ТЦ категорий арендаторов, ориентированных на ценности ЗОЖ и физического развития: фитнес-клубов, спортивных студий, танцклассов. Все чаще в составе торговых центров появляются расширенные фуд-концепции — стандартный ресторанный дворик во многих новых ТЦ своим разнообразием, скорее, напоминает гастрохолл. Это делается для привлечения и удержания посетителей — такие концепции многими сейчас воспринимаются как бюджетная альтернатива ресторанному досугу.

«На фоне перечисленных трендов жизненный цикл объектов торговой недвижимости стал сокращаться — сейчас он составляет в среднем 15 лет, после достижения конечной точки цикла собственник торгового центра должен комплексно разобрать внутренние и внешние факторы, влияющие на трафик и доходность объекта, например состав арендаторов, актуальность архитектурных и интерьерных решений, концепцию и направленность объекта, которые будут удовлетворять новые предпочтения потенциальных посетителей», — заключает Евгения Хакбердиева. По оценке Knight Frank, в ближайшие годы переформатирование ждет порядка 30% качественных торговых объектов Москвы.

сценарий новогодней сказки для старшеклассников



Поделитесь с друзьями, возможно,
им с нужна эта информация!

Сценарий новогодней сказки Новогоднее приключение Бабы-яги

ОПИСАНИЕ ПЕРСОНАЖЕЙ

ЯГА
Живет в избушке на курьих ножках вместе с котом Василием. Забывчивая и боится, что забудут и ее саму. Поэтому любит принарядиться и напустить порчу на город.

КОТ ВАСИЛИЙ
Говорящий и ученый. Хоть и дразнит Ягу, очень ей предан.

ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ
Племянница Бабы-яги. Разумная, но не всегда внимательная. Есть брат-двойняшка Матвей.

МАТВЕЙ ПРЕМУДРЫЙ
Брат Василисы, племянник Бабы-яги. Внимательный, но не всегда разумный.

МЭР
Глава города. До того, как стал Мэром, очень хотел стать Мэром. Сейчас разрывается между желанием сделать город лучше и сэкономить.

КАЗНАЧЕЙ
Юный казначей, только что закончивший казначейскую школу. Считает Мэра скупердяем.

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК
Лесной житель, дружит с Лешим и опасается грибочков.

ВЕСЕЛЫЕ ГРИБОЧКИ
Их забыли отправить в спячку, поэтому, вопреки веселой натуре, они крайне недовольны.

    МУХОМОР – cамый красивый и самый противный.
    БЕЛЫЙ ГРИБ – просто Белый гриб.
    ПОДБЕРЕЗОВИК – растет под березой.
    ПОДОСИНОВИК – растет под осиной.
    МАСЛЕНОК – самый младшенький из грибов.
    ЛИСИЧКА – лесная красавица-затейница.

ЛЕШИЙ
Дружит с Лесовичком и немного глуховат.

ЦАРЬ
В печали, потому как жители избрали Мэра, и все идет к конституционной монархии. Любит пельмени и Царицу. Добродушный толстяк.

ЦАРИЦА
Жена Царя. Недовольна, что муж отныне не главный.

ПОВАРИХА
Любит потчевать его Высочество пельменями со сметанами, что по Царю и видно.

ВОЕВОДА
Солдафон. Говорит отрывисто. Жить не может без войн и без своих солдат. Волнуется за авторитет Царя как за свой собственный.

ПРИДВОРНЫЙ ПАРИКМАХЕР
Считает Царя тюфяком. Дай ему волю, перестриг бы все королевство.

БОЯРИН
С брюшком. Предпочитает отмалчиваться и заседать.

БОГАТЫРЬ
Умный, но ленивый, из-за этого хитрый. Не выполнил ни одного царского поручения, так как всегда додумывался до плана получше.

ДЕД МОРОЗ

СНЕГУРОЧКА

Подобрать костюмы для участников сказки можно в каталоге карнавальных костюмов портала «Солнышко»



СЦЕНАРИЙ

Мы в типичной избушке Бабы-яги. На стенах висят травы, платки. Над котлом с зельем склонилась сама Яга. У ее ног сидит кот.

БАБА-ЯГА: Опять я все забыла. Зачем я к котлу подошла? Зачем огонь развела? Что сегодня варим, Василий? О, рыба в котле! Наверное, я хотела навести лягушачий сглаз на весь город? Ох, они и попляшут у нас!

КОТ ВАСИЛИЙ (насмешливо): Скорее, запрыгают!

БАБА-ЯГА (входит в еще больший раж): Ох и побелеют от страха!

КОТ ВАСИЛИЙ (закатывая глаза): Позеленеют от злости!

БАБА-ЯГА: Еще и укроп в котле. Укроп есть в рецепте дождя из змей. Может, я собиралась устроить дождь из змей на городской площади? Вот они удивятся! Это будет как… как…

КОТ ВАСИЛИЙ (устало): Как снег на голову…

БАБА-ЯГА (дико смеется): Точно! Как снег. Только змеи. Змеи на голову под Новый год! Василий! Тебя спрашиваю, что варить-то я хотела? Тут в котле еще и картошка плавает. И укроп. И лавровый лист…

КОТ ВАСИЛИЙ: Уху ты варить хотела, cтарая, уху!

БАБА-ЯГА: Тьфу на тебя! Твоя кошка-мать всего на столетие позже моего рождения окотилась. Все настроение барсуку под нос.

КОТ ВАСИЛИЙ: Коту под хвост.

БАБА-ЯГА (взяв в руки метлу и стараясь шугнуть кота): Как скажешь, под хвост так под хвост! Не все коту Пасха.

Вдруг раздается стук в дверь.

КОТ ВАСИЛИЙ: Мняу, Масленица же! Дверь лучше открой, Яга!

БАБА-ЯГА: Кто же это к нам мог пожаловать? Может, Вася, жаркое будет, а не уха. Кого нечистая принесла? Чьи косточки нам к ужину послала?

МАТВЕЙ и ВАСИЛИСА: Это мы, Тетя-яга, открывай! Матвей и Василиса Премудрые! Нас родители прислали погостить, им путевки на работе дали. А нас на Новый год — к тебе.

БАБА-ЯГА (охая, в панике мечется по избе, пряча атрибуты баб-ягинской жизни): Как некстати! Мы же Новый год должны сорвать успеть, Василий! Ну же, кот, что ты как козел на новые ворота смотришь, прячь все! Не тяни собаку за хвост!

КОТ ВАСИЛИЙ (пряча ступу или еще что магическое): Я не смотрю как баран на ворота, не тяну кота за хвост, помогаю! Ты думаешь, они так и не догадались, что ты никакая не тетя, а самая настоящая Баба-яга?

БАБА-ЯГА: Цыц! ДитЯм ни слова. Открывай дверь.

Кот открывает дверь. На пороге стоят племянники Матвей и Василиса Премудрая.

МАТВЕЙ: Здрасьте, теть Яга! Ой, а это кот нам дверь открыл?!

БАБА-ЯГА: Он дрессированный.

ВАСИЛИСА: Привет, кот Василий! Ой, а чего ты про жаркое и косточки такое смешное говорила?

КОТ ВАСИИЙ (чуть было не отвечает на приветствие, но тут же получает пинок от Яги): Приве… то есть Мяу! Мяу мяу мяу.

БАБА-ЯГА: Жаркое… Жарким, говорю, кормить вас буду! А то одни косточки да кожа! Ах, Василий, чего ж ты разорался! Погулять, видно, хочешь.

Выставляет кота за дверь

ВАСИЛИСА: Но там же холодно!

БАБА-ЯГА: Ой, кто его разберет, что ему надо. К нему и на кривой свинье не подъедешь, пускай!

КОТ ВАСИЛИЙ (из-за двери): Козе!

МАТВЕЙ: Кот сказал «козе»?!

БАБА-ЯГА: Это он охрип просто! Он же дурачок, что он кроме мяу сказать может?

Из-за двери раздается рассерженный и протяжный мяу.

БАБА-ЯГА: Надоел, ей богу.

ВАСИЛИСА: Ой, Теть-яга, а чего у тебя котел такой, как у ведьмы? И травки какие-то на стенах висят. Прямо избушка на курьих ножках!

БАБА-ЯГА: Ааа, это… Это с Хеллоуина, замоталась я, не успела прибрать. Все не так идет под Новый год. Ненавижу этот глупый праздник! Огни везде горят…

ВАСИЛИСА: Люблю огоньки!

БАБА-ЯГА: Мандаринами повсюду пахнет…

МАТВЕЙ: Обожаю мандарины!

ВАСИЛИСА: И елку на площади ставят!

МАТВЕЙ: И Дед Мороз каждый год у елки на городской площади всем подарки раздает.

БАБА-ЯГА: Слава Кощею, без елки в этом году обойдутся! Не дал Мэр добро на елку, нет бюджета!

МАТВЕЙ: Как нет бюджета?

ВАСИЛИСА: Как без елки?

МАТВЕЙ: Нужно срочно во всем разобраться. Тетя-яга, не волнуйся, мы с Василисой пойдем на площадь, и все выясним.

Дети убегают из избушки. В избушку забегает Василий, ошалевший от мороза.

БАБА-ЯГА: Я только и волнуюсь, что вы чего выясните. Полечу-ка за ними, прослежу. А ты, Васька, за главного. Кот всему голова.

КОТ ВАСИЛИЙ: Здесь спорить не буду. Метлу не забудь!

Яга садится в ступу и улетает. Кот, вздохнув, начинает подметать избу забытой метлой.
Действие переносится на городскую площадь. На площади расхаживают Мэр с Казначеем.

МЭР: Отлично, просто замечательно!

Казначей (поддакивает): Лучше не бывает! А про что мы?

МЭР: Про экономию, дорогой Казначей, про экономию! Спасибо Яге, надоумила. Елку не ставим, раз. Значит, огоньки под вопросом, два. Детишкам на подарки тратить деньги бюджетные не придется, это три-с. Вот это плохо, это плохо. Как же мы на это деньги из государственного бюджета получим? На Деда Мороза да мешок с подарками?

КАЗНАЧЕЙ: Так Дед Мороз же у нас всамоделишный, дорогой Мэр! Бесплатный. И на подарки мы сроду и не тратились! Их тот же Дед Мороз и привозил. Его только пригласить требуется, мы всегда ему приглашение отправляем под Новый год.

МЭР: Молчите, мой честный и благородный друг. Общественности об этом знать не обязательно. Да и вопросов общественность не вопрошает. А не приедет Дед Мороз – и это к лучшему. Можно и дорогу для саней не чистить. Экономия!

На площадь прибегают Матвей и Василиса. За ними крадется Яга в ступе. Она прячется и остается незамеченной.

МАТВЕЙ (Василисе): Да тут сам Мэр! Он нам точно поможет.

ВАСИЛИСА: Простите, Мэр! А правда, что елку в этом году ставить не будут?

КАЗНАЧЕЙ (ехидно): А вот и общественность. Вопрошает.

МЭР (Казначею): Мы ничего не слышим и не видим. Делаем вид, что у нас очень важные дела. И незаметно уходим!

Казначей спотыкается и падает. Мэр заламывает руки от такой неуклюжести. Дети подходят.

МАТВЕЙ (помогая подняться Казначею): Здравствуйте! Мы тут про елку спросить хотели.

КАЗНАЧЕЙ: Благодарствую! А про елку – все вопросы к Мэру.

МЭР: Ну ты и Казначей!.. Дорогие дети! Сам горюю-убиваюсь, вон, от волнения облысел весь. Здесь вина не моя, я же всего-навсего Мэр. Не дает нам елку… эээ…

КАЗНАЧЕЙ (приходит на помощь и выкрикивает в итоге вместе с Мэром): Старичок-Лесовичок!

МЭР (одновременно): Царь!

МАТВЕЙ: Царь?!

ВАСИЛИСА: Старичок-Лесовичок?! Так кто елку-то поставить не дает?

МЭР: Оба, оба и не дают! Старичок-Лесовичок елку не выдает, а Царь-батюшка поставить ее не дает, и Деда Мороза не зовет. Вот с них и спрос. А у нас дела.

Быстро уходит и увлекает за собой Казначея. На площади остаются только дети.

ВАСИЛИСА: Ну, что делать будем?

МАТВЕЙ: Предлагаю разделиться! Ты иди к Старичку-лесовичку, а я к Царю побегу.

ВАСИЛИСА: Хитрый ты, братец! Как я Лесовичка найду?

МАТВЕЙ: Да он в лесу, точно! С таким-то именем. А лес тут – не заблудишься.

Дети разделились и убежали каждый в свою сторону. Из своего укрытия выходит Яга.

БАБА-ЯГА (достает телефон): Разделятся они… Да еще в лес, гляди-ка, побежала. Надо бы проследить. Придется вызывать на подмогу Василия!

Лес. Полянка. На полянке пенек. На пеньке сидит Старичок-Лесовичок. Вокруг него бегают веселые грибочки. На полянку выходит Василиса. Около кулис притаилась Яга.

ЛЕСОВИЧОК (явно расстроенно): Ну, хватит, хватит! Прекратите мельтешить.

Грибочки не прекращают.

ВАСИЛИСА: Старичок-Лесовичок! Вас-то я и искала! Нужна Ваша помощь!

ЛЕСОВИЧОК: Мне самому помощь нужна! Поганые грибы згнали меня на пень и не дают спустится. Мельтешат! Голова уже кругом идет.

ГРИБЫ: Мы не поганые! Я — Белый гриб, а я — Подберезовик, я — Подосиновик, а я — Масленок, а я — Лисичка.

МУХОРОМ (игриво подмигивая Лесовичку): А я — Мухомор! Я тут самый красивый. Самый красный. И самый опасный. Но только назови меня поганым, противный Лесовик! Отравлю!

ЛЕСОВИЧОК: Поганые поганки, вот вы кто! Поганки самые натуральные! Все вы, а ты особенно, Мухомор!

Грибы удерживают Мухомора, рвущегося в бой.

ВАСИЛИСА: Неужели все нельзя мирно решить? За что вы так Лесовичка, грибочки?

ГРИБЫ: А тебя ничего не смущает, девочка? Ты, может быть, несообразительная? Как тебя зовут?

ВАСИЛИСА: Я — Василиса Премудрая.

МУХОМОР (ехидно): А больше на Прекрасную похожа.

ВАСИЛИСА: Ой, спасибо!

ГРИБЫ: Девочка! Новый год на носу, какие грибы?! Этот старый пень забыл нас снежком укутать да от вьюг спрятать.

ЛЕСОВИЧОК: Не забыл я! Сигнала мне не было, снежком укутывать. Перед первым снежком у меня Мэр всегда елку заказывал. Сначала елку с Лешим найду, затем грибы на зиму снегом запорошим. У меня алгоритм! Претит моей природе все не по порядку делать.

ВАСИЛИСА: Старичок-Лесовичок, иди за елкой к Лешему! Грибочки, давайте я вас снегом укутаю.

Танец Василисы и грибочков, в котором она укутывает их снегом. Яга пытается помешать, но безуспешно.

БАБА-ЯГА: Ах ты ж, поганки окаянные! Полечу к Лешему, еще все будет по-моему!

Сцена у Лешего. Леший с Лесовичком явно друзья.

ЛЕШИЙ: Вот и Старикан-Лесовикан пожаловал!

ЛЕСОВИЧОК: От старикана слышу!

ЛЕШИЙ: Пень трухлявый!

ЛЕСОВИЧОК: От пня слышу!

ЛЕШИЙ: Ты умен, как солдат Урфин Джуса!

ЛЕСОВИЧОК: Ты хитер, как Буратино!

ЛЕШИЙ: Как же я скучал по тебе, болван деревянный, иди обниму!

ЛЕСОВИЧОК: Почему бы и не обнять любимую дубину стоеросовую!

ЛЕШИЙ: Зачем пришел?

ЛЕСОВИЧОК: Елочку я для площади пообещал. Организуешь? За мной не заржавеет!

ЛЕШИЙ: Не вопрос! Все будет исполнено в лучшем виде, будет к Новому году у города елка.

Лесовичок благодорит Лешего, уходит. К последнему сразу же подбегает Яга.

БАБА-ЯГА: Леший, а Леший. Тебе говорили, какой ты безумно обаятельный мужчина?

ЛЕШИЙ (горделиво): Говорили!

БАБА-ЯГА: Без очков кто, небось, говорил.

ЛЕШИЙ: А?

БАБА-ЯГА: Говорю, я без очков сегодня, ближе ко мне подойди, милый! Любоваться тобой желаю!

ЛЕШИЙ: Ну, любуйся!

БАБА-ЯГА: Ужасно.

ЛЕШИЙ: А?

БАБА-ЯГА: Ужасно красив. Не откажи даме в танце да выпей со мной моего зелья!

ЛЕШИЙ: Дама? Где дама?

БАБА-ЯГА: Ох ты и шутник! На, пей, оно в сон клонящее.

ЛЕШИЙ: А?

БАБА-ЯГА: Бодрящее, говорю! Танцуем!

Танцуют. В процессе танца Леший засыпает. Радостная Яга летит дальше. К Лешему возвращается Лесовичок.

ЛЕСОВИЧОК: Так я и знал! Задрых. А ведь секунду назад тут музыка играла. И Яга так стремительно вылетела. Видимо, натанцевались. Устал, полено бедное. Ладно, пусть спит, срублю я сам елку.

Нежно целует Лешего в лоб и накрывает одеялом. Уходит.
Переносимся во дворец. Трон. На троне сидит Царь. Явно в печали. Рядом Царица и придворные, старающиеся его успокоить.

ЦАРЬ: Я никто в собственном царстве. Как выбрали жители Мэра, я – никто!

ЦАРИЦА: В государстве, Царь-батюшка! Да и не твое оно уже, а общее!

ЦАРЬ: Я никто в несобственном государстве.

ПОВАРИХА: Да что вы, Царь батюшка! Как такой представительный мужчина как вы может никем быть! Такой… видный. С такими выдающимися щеками! С такой солидной фигурой! А давайте я вам пельмешков налеплю, а?

ЦАРЬ: Не помогут мне твои пельмешки! Со сметаной?

ПОВАРИХА: Со сметанкой, Царь-батюшка, со сметанкой!

ЦАРЬ: Ну, налепи тогда. Но я никто, и звать меня никак.

ЦАРИЦА: Ну как же, Царь-батюшка! Дадон Берендеевич Страшный вас звать.

ЦАРЬ: Еще и страшный я! Вот почему не Дадон Берендеевич Прекрасный?

ВОЕВОДА: Так для устрашения, Царь-батюшка! Для устрашения! Кто прекрасного бояться-то будет!

ЦАРЬ: А может, я не хочу, чтоб меня боялись! Хочу, чтоб все восхищались!

ПАРИКМАХЕР: Это мы мигом! Что бы вы хотели изменить в своей внешности, уважаемый Царь? Кроме, конечно же, очевидного?

ЦАРЬ: Может, седину закрасить да усы подвить? В смысле, кроме очевидного?

ПАРИКМАХЕР (примеряя Царю парик и завешивая волосами все царское лицо): Хм… Хм… А как Вы думаете, Царь?

ЦАРЬ: Головой!

Царь сердито стягивает парик. Входит Кот Василий.

БОЯРИН: Да все восхищаются! Эй ты, усатый, ты восхищаешься нашим Царем-батюшкой?

КОТ ВАСИЛИЙ: Конечно же, восхищаюсь! Я поэтому и пришел, выразить свое восхищение! Слышал, что вы, Царь, такой могущественный, что запретили Мэру елку на городской площади ставить да Дед Морозу приезжать. И наперекор вашему слову никто не пойдет! Все послушались.

ЦАРЬ: Да как же так? Без елки Новый год? Без Деда Мороза? Я же наоборот…

ВОЕВОДА: Все верно! Наш Царь такой страшный в гневе!

ЦАРЬ: Прекрасный…

ЦАРИЦА: Прекрасно страшен в гневе!

БОЯРИН: Именно! Это наш Царь запретил, и Новый год запретил, не бывать празднику!

ПОВАРИХА: Как же так, а салаты? А пельмени? А шампанское?

ЦАРЬ: Ну уж нет, этого я точно не запрещал!

ВОЕВОДА: Пельмени не запретил, а елку с Дед Морозом запретил! Страшный человек! Так всем и передай, кот.

КОТ ВАСИЛИЙ: Передам, передам!

Кот Василий, довольный, уходит. Царь выглядит еще больше опечаленным. Входит Матвей.

МАТВЕЙ: Как легко у нас оказывается к Царю попасть! Царь, Вы – мой кумир! Вы явно смелый человек и нисколько не зазнайка.

ЦАРЬ: Ой, правда, мальчик? Ты так считаешь?

МАТВЕЙ: Конечно! Да так все считают. Вы хороший и добрый Царь. Даже в интересах города Мэра предложили избрать.

ЦАРЬ: Значит, ценят! Значит, любят! Чего ты хочешь, мальчик?

МАТВЕЙ: Я хотел от лица всех детей города попросить вас о елке. И Деда Мороза пригласить! Мэр говорит, что все от Вашего слова зависит!

ЦАРЬ: Правда, он сам так сказал? От моего?

МАТВЕЙ: Конечно, от Вашего! Вы же Царь.

ВОЕВОДА: Царь, но как же устрашение?

ЦАРИЦА: Как же уважение?

БОЯРИН и ПАРИКМАХЕР: Как же восхищение?

ЦАРЬ: Молчать! Я просто хочу, чтобы меня любили. Будь по-твоему, мальчик! Вот, подписываю указ, пусть елку ставят! И огоньков на ней побольше пусть будет! И игрушек! И конфет всем! А вот как с приглашением быть? До Нового года совсем ничего осталось. Где Дед Мороз живет я знаю, но послать мне туда некого, кто в такую вьюгу до него дойдет? Может, ты, Богатырь? Ты сильный, ты справишься!

БОГАТЫРЬ: Я умный, я даже не возьмусь. Вот вам лучше, дети, клубок волшебный! Он вас до Деда Мороза и доведет!

Царь пишет приглашение и отдает его и клубок Матвею. Матвей выходит из дворца и встречает Василису. Идут за клубком. За ними следом идут Яга с Котом.

МАТВЕЙ: Василиса, как все здорово выходит! Сейчас доставим письмо Деду Морозу, а в это время елку поставят!

ВАСИЛИСА: Представляю, как Тетя-яга обрадуется! Она так волновалась, что ничего у нас не выйдет!

БАБА-ЯГА (Василию): Я волновалась, что у вас выйдет! Ну-ка, Васька! Подсоби! Беги и клубок разорви!

Кот Василий бежит к клубку и начинает с ним играться, постепенно разматывая клубок.

ВАСИЛИСА: Васенька! Что ты тут делаешь?

МАТВЕЙ: А ну, бросай клубок! Мы тебе потом другой дадим, чего ты делаешь, глупенький!

КОТ ВАСИЛИЙ (разматывая клубок): Я, к вашему сведению, умненький, даже ученый!

ВАСИЛИСА: Ты говорящий!

БАБА-ЯГА (выходя из укрытия): Дрессированный он.

МАТВЕЙ: Тетя-яга, как хорошо, что ты здесь! Помоги нам Деда Мороза найти! Вот, у нас тут приглашение.

БАБА-ЯГА: Какое-такое приглашение?

ВАСИЛИСА: Вот такое!

Дети отдают приглашение Яге. Яга тут же разрывает приглашение. И прячет кусочки в карман.

БАБА-ЯГА: Ха! Вот и нет никакого приглашения.

МАТВЕЙ: Тетя-яга, зачем ты это сделала?!

БАБА-ЯГА: Потому что я никакая не Тетя-яга, я самая настоящая Баба-яга! И ваш этот Новый год ненавижу! Все в Новый год веселятся, подарками обмениваются, а я в избушке с котом сижу! И никто даже на площадь или в гости меня не позовет! И мандарином не угостит!

КОТ ВАСИЛИЙ: Я тебе подарки дарю, вообще-то! Только ты же на следующий день забываешь все, старая! Память у тебя уже не та! А Мороз, наверное, обиделся после того раза, как ты ему бороду зеленкой облила.

БАБА-ЯГА: Не помню такого…

МАТВЕЙ: И мы тебя с родителями зовем в гости всегда, к нам на Новый год!

ВАСИЛИСА: А ты почему-то не приезжала ни разу. Мы думали, у тебя дела. И подарок мы тебе приготовили!

МАТВЕЙ: Вот он! Хотя вовсе же и не о подарках Новый год. И не о елке. И не об огонечках и мандаринках. Просто очень хорошо всем вместе собраться у елки. И по тебе мы всегда скучаем, ты для нас любимая тетя, а никакая не Баба-яга.

ВАСИЛИСА: И для Кота Василия у нас подарок есть! Только мы не знали, что ты ученый, Вася. Мы тебе игрушечную мышку сшили. Мы тебе потом книжку купим!

КОТ ВАСИЛИЙ: Это самая лучшая мышка на свете! Спасибо! А книжку я сам себе куплю.

Матвей и Василиса вручают подарки Яге и Коту. Те явно растроганы.

МАТВЕЙ: Жаль только, на елку мы не успеем.

ВАСИЛИСА: И Деда Мороза не позовем.

БАБА-ЯГА: Залезайте в ступу! Успеем!

КОТ ВАСИЛИЙ: А Деда Мороза нам ребята на площади позвать помогут!

Летят на площадь. Там собрался уже весь город.

ВАСИЛИСА: Дорогие все! Давайте позовем Деда Мороза! Помогите нам!

Весь город зовет Деда Мороза.

ДЕД МОРОЗ: Здравствуйте все!

СНЕГУРОЧКА: Здравствуйте, ребята! Какая у вас елка нарядная! И какие вы все нарядные!

ДЕД МОРОЗ: А мы уже заждались, когда нас позовут! Яга, и ты здесь! Смотри-ка, я отмыл бороду! Ох и хохотала Снегурка.

СНЕГУРОЧКА: Будто не Дед Мороз, а Водяной! Я очень рада тебя видеть, Яга! Какой платок у тебя дивный! И тебя, кот Василий, рада видеть. И всех вас, ребята!

БАБА-ЯГА: Да, чувство юмора у меня что надо. Где-то у меня в избушке еще синька была…

ДЕД МОРОЗ: Нет, Яга, пошутили и хватит. Давайте лучше елку зажигать! Ребята, помогайте!
Раз, два, три, елочка – гори!
Громче!
Раз, два, три, елочка – гори!
Еще громче!
Раз, два, три, елочка – гори!

Елка зажигается огнями. Герои, восхищенные, стоят у елки. Часы начинают бить двенадцать.
Звучит песня, герои водят хоровод со всеми. Представление героев.

Автор: Татьяна Русакова (г. Санкт-Петербург),
специально для детского портала «Солнышко».
Опубликовано 24 ноября 2021 года
под редакцией Татьяны Евтюковой


Комментарии к сценарию

Новогоднее приключение Бабы-яги



Так, друзья — сегодня будет очень интересный пост о том, сколько реально зарабатывал среднестатистический советский человек. Когда-то я уже писал большой пост о средней советской зарплате — по моим подсчётам, она составляла около 120-150 рублей. Такую зарплату получали инженеры, учителя, врачи и в целом примерно 70% советских граждан.

Однако реальный заработок вовсе не равен средней советской зарплате — огромную часть зарплаты у советского гражданина вычитали и изымали в виде скрытых налогов колоссальных размеров. Самого понятия «налог» в этом виде в СССР не существовало — но они, разумеется, взимались — именно на эти деньги возводились многочисленные «бесплатные» квартиры, а также осуществлялась помощь всяким людоедским режимам Африки, Южной Америки и так далее.

Видео дня

Итак, в сегодняшнем посте — рассказ о том, сколько реально зарабатывал советский человек. Обязательно заходите под кат, пишите в комментариях ваше мнение, ну и в друзья добавляться не забывайте. И да, на ютуб-канал конечно же тоже подписывайтесь, — пишет беларусский блогер Максим Мирович в Facebook.

Как была устроена налоговая система в СССР

Будучи закрытым государством, управляемым единственной политической партией, СССР выстроил по сути уникальную систему налогообложения. Что самое смешное — налоговая система в СССР сильно напоминала всё остальное в Союзе — когда на бумаге существовало одно, а в действительности совсем другое.

Что было на бумаге? Фанаты СССР и сейчас с пеной у рта будут рассказывать вам сказки о том, какие небольшие налоги были в СССР — якобы простой рабочий платил по ставке 8 рублей и 20 копеек с первой сотни рублей и 13% со всей остальной зарплаты — мол, это и был основной подоходный налог в СССР.

Жизнь в СССР

Но на самом деле это была только верхушка айсберга — и с подоходного налога наполнялось только 10% советского бюджета. Откуда же брались остальные 90%? Всё остальное изымалось в виде так называемогоналога с предприятий — огромные суммы попросту забирались из заработанных предприятием денег, и по сути это было также изъятием огромной части заработной платы — так как деньги для предприятия зарабатывали те самые рабочие, которые работали на нём, и зарплатный фонд всегда формируется из доходов.

Современные исследователи называют это доналоговым изъятием зарплаты — фактически, большую часть заработанных рабочим денег изымали в виде огромного скрытого налога, затем рисовали ему небольшую зарплату, с которой затем взимался якобы «небольшой» подоходный налог. В совковой литературе такое воровство денег у рабочих описывали красивым советским новоязом, вроде такого оборота: «Социалистическая собственность на средства производства позволяет государству осуществлять прямое распределение национального дохода и за счёт поступлений от социалистического хозяйства обеспечивать подавляющую часть доходов государственного бюджета».

То есть вы поняли? Ещё раз по пальцам для тех, кто не понял: вся собственность, всё имущество предприятия принадлежит не рабочим, а государству. Государство отбирает у предприятия столько денег, сколько пожелает, и наполняет бюджет, выдавая рабочим подачки в виде копеечной зарплаты. Что затем происходит с заработанными вами деньгам и почему их у вас отобрали так много — вас не касается.

В стране бесплатных квартир

Собственно, именно с этих недоплаченных рабочим и служащим денег и формировался государственный бюджет СССР и строилось всё «бесплатное» — квартиры, школы и так далее, причём советское государство подавало это как какую-то «милость» — словно это всё строилось не за заработанные всеми людьми деньги, а прилетало с Марса исключительно благодаря инициативе Компартии.

Давайте возьмём конкретный пример из жизни, чтобы наглядно увидеть всё убожество советской модели экономики, а также понять, почему в СССР все люди были нищими. Представьте рабочего по имени Иван, который работает на московском заводе «Рубин» в электроцехе по производству телевизоров. Телевизоры продаются очень хорошо, и реальная зарплата Ивана должна составлять около 1000 рублей за вычетом подоходного налога. Что происходит вместо этого? Вместо этого Ивану выдают на руки 150 рублей, удерживая остальные 850 в виде доналогового изъятия средств — попросту отбирая деньги у предприятия и у Ивана заодно.

Жизнь в СССР

Как всё было бы в нормальной стране? В нормальной стране Иван получил бы на руки 1000 рублей, заплатил бы из них 10% подоходного налога. Затем Иван оплатил бы медицинскую страховку и ипотеку — оставшись с примерно 600-700 рублями чистого дохода. При этом Иван имел бы действительно качественное жильё (которое он мог выбрать) и которое было бы у него в реальной частной собственности, а также имел бы качественную страховую медицину. И в денежном выражении был бы примерно в пять раз богаче своего советского коллеги.

А что происходило в СССР? Иван получал на руки 150 рублей, а остальные скрыто изъятые у него 850 рублей шли на строительство «бесплатных» квартир и на «международную помощь» всяким бунтующим латиноамериканским республикам и прочему сброду. В итоге Иван жил в плохой «бесплатной» квартире, пользовался услугами плохой и убогой «бесплатной» медицины, да ещё и всю жизнь жил с ощущением, что он государству остался что-то должен.

Стоимость товаров в СССР и реальные зарплаты

Несмотря на низкие зарплаты, производственные товары стоили в СССР очень дорого — я бы даже сказал, неадекватно дорого по отношению к таким низким зарплатам. Средняя зарплата в СССР составляла 120-150 рублей, а вот какие были цены на производственные товары, приведу только несколько характерных примеров:

Пылесос «Тайфун»………………..45 руб.

Сапоги женские на меху………..82 руб.

Пальто женское……………………110 руб.

Магнитофон «Днепр-12″………..147 руб.

Люстра хрустальная……………..230 руб.

Холодильник «Минск-16″……….390 руб.

Мотоцикл «Ява-250″………………650 руб.

Телевизор «Юность»………………430 руб.

Автомобиль «ВАЗ-21011″……….6000 руб.

Автомобиль «ВАЗ-2103″…………7500 руб.

Нетрудно заметить, что даже такая простая вещь, как женское пальто, стоило почти целую зарплату, сапоги — более чем половину заплаты, а обычный телевизор — три средние зарплаты. Возникает вопрос — почему люди, работающие на предприятии по производству таких дорогих телевизоров, зарабатывали так мало? Что же это за экономика такая, куда девались деньги?

Жизнь в СССР

И вот тут возникает очень интересный момент — если принять как факт, что советским гражданам в реальности не доплачивали 70-80% зарплаты (удерживая её в виде скрытого налога), то всё становится на свои места — цены в СССР выглядели так, словно средняя зарплата должна была составлять 600-700 рублей.

Фактически, так оно и должно было быть на самом деле, это закон экономики, и предприятия не могли работать себе в убыток. Завод по производству телевизоров производил и продавал большое количество дорогих аппаратов стоимостью по 400-500 рублей и должен был платить рабочим высокие зарплаты — но все деньги изымались государством, и поэтому советские труженики были просто нищими в сравнении со своими западными коллегами. И ещё всю жизнь слушали сказки о том, как на «загнивающем западе эксплуатируют рабочих».

Вместо эпилога

Даже и не знаю, что написать в качестве эпилога. Удивительно, что в советские годы никто не замечал этого огромного дисбаланса — производственные товары в магазинах стоят огромных денег, а это значит, что предприятия, производящие их — очень богатые. Но при этом все, кто работает на них остаются нищими — потому что огромный массив денег попросту изымается государством и разбазаривается непонятно на что.

Хотя многим объяснять попросту бесполезно — фанаты СССР всё равно будут твердить о «копеечном электричестве», «бесплатных квартирах» и лучшем в мире мороженом…

Ну а в комментариях, конечно, напишите, что вы обо всём этом думаете, интересно.

disclaimer_icon

Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке…

  • Про толстого кота сказка
  • Про змея горыныча сказка или былина
  • Про белого медведя для детей рассказ
  • Присказка в сказке иван крестьянский сын и чудо юдо 5 класс
  • Прискакать как пишется приставка