- Ник Бромли «Осторожно! Эта книга кусается!»
- Борис Заходер «Кит и кот»
- Ирина Токмакова «Аля, Кляксич и буква “А”»
- Георгий Юдин «Букваренок. Волшебная азбука в картинках и сказках»
- Михаил Раскатов «Пропавшая буква»
- Александр Шаров «Приключения Ёженьки и других нарисованных человечков»
Ник Бромли
«Осторожно! Эта книга кусается!»
Художник Никола О’Бирн
Перевод с английского Марии Пак
Издательство «Лабиринт Пресс», 2017
Книги французской художницы Никола О’Бирн отличаются прежде всего интересной интерактивной составляющей, поэтому их хорошо читать с маленьким ребенком.
Но благодаря крупному шрифту эти книги подходят еще и для начального самостоятельного чтения. «Осторожно! Эта книга кусается!», текст которой написал Ник Бромли, вполне можно рассматривать как сказку «про буквы». Правда, крокодил, забравшийся в книжку, съел всего две буквы – «О» и «В». И только на одном развороте «конфликт» строится вокруг этих букв. Но разве этого мало? Можно с уверенностью сказать, что «О» и «В» ребенок точно запомнит. А если он уже знает буквы, то, вполне возможно, ему будет интересно узнать, что значит «пропавшая буква» и «пустое место» в слове. Слово от этого разрушается, перестает быть словом! Это, между прочим, важнейшее знание. Кроме того, крокодил, как сообщает нам автор, «глотает слова и целые предложения»… Ужасное существо – крокодил. Но ребенок между делом узнает о существовании грамматических единиц!
Конечно, и трехлетний, и четырехлетний малыш эту информацию, скорее всего, пропустит (хотя это не избавит его от негодования по поводу крокодиловых действий). Но можно и нужно обратить на это внимание ребенка, уже начинающего читать.
Борис Заходер
«Кит и кот»
Художник Евгений Мешков
Издательство «Речь», 2017
Сказка «Кит и кот» Бориса Заходера – самая что ни на есть «буквенная». Ее сюжет строится вокруг перепутанных букв: «кто-то против всяких правил в сказке буквы переставил». В результате кит оказался на месте кита, и наоборот. Возникает веселая путаница. Эта сказка нравилась детям прошлых десятилетий, родителям и бабушкам нынешних детей. И сейчас ее юмор не устарел, а рифмы легко впечатываются в память. За карнавалом с котами и китами детям открывается важное знание: замена одна единственной буквы, маленького значка, совершенно меняет смысл слова.
Поскольку «кит» и «кот» ‒ слова короткие и простые с точки зрения графики, можно предложить ребенку их нарисовать. А можно нарисовать картинки к сказке с «правильными» китом и котом и с «неправильными», а потом подписать, где кто.
Ирина Токмакова
«Аля, Кляксич и буква “А”»
Художник Виктор Чижиков
Издательство «Лабиринт», 2019
Сказочная повесть Ирины Токмаковой может считаться идеальным введением в мир грамоты для малыша четырех-пяти лет (т.е. с того момента, когда ребенок уже способен слушать сказочные повести).
В основе сказки – захватывающий динамичный сюжет с оттенком детектива (похищение злодеем буквы «Я», для спасения которой требуется разгадать загадку), с путешествием и приключениями. Здесь есть понятное дошкольнику противоборство хороших и плохих персонажей и благополучный конец: все спасены, миссия добрых героев выполнена.
Большая часть сказочных персонажей – буквы. Но это не буквы-знаки, а буквы-существа, художественные образы – буквы. У них свои характеры и манера речи, они совершают поступки. А это как нельзя более соответствует детскому восприятию. То, что буквы выступают здесь в качестве «веселых человечков», мгновенно встраивает их в мир образного измерения ребенка: о них можно думать как о «живых», с ними можно играть, можно сочинять истории.
При этом сказка еще и наполнена звукописью, которая особенно наглядна и различима в «монологах» отдельных букв. Автор показывает малышу, что буква вслух произносится как определенный звук и что звуки при слиянии образуют слово. Но делается это без тени дидактизма, является органичной частью сюжета, который и держит внимание ребенка.
Об этой книге можно также прочитать в статьях «Буквы: приключения и превращения» и «Свет мой, зеркальце, скажи!».
Георгий Юдин
«Букваренок. Волшебная азбука в картинках и сказках»
Иллюстрации автора
Издательство «Детская литература», 2018
Книга Георгия Юдина действительно может заменить собою букварь для дошкольника, поскольку буквы здесь изображены как «слепок» с какого-нибудь предмета или явления, как его трансформированное изображение.
Но, наряду с картинками, важное место в книге занимают сказки. Сказка «вокруг буквы» и рисованный образ буквы составляют здесь неразделимое единство. Ребенок смотрит на картинку, отыскивая в ней букву, а взрослый в это время читает ему текст, в котором используются разные слова, начинающиеся на соответствующий звук.
Об этой книге можно также прочитать в статье «Турецкие трусы, или как нарисовать иероглиф».
Михаил Раскатов
«Пропавшая буква»
Художник Евгений Медведев
Издательство «КомпасГид», 2017
В основе сюжета – таинственное исчезновение из Буквограда (и из речи) буквы Ш, необходимость ее отыскать и освободить. Главные герои – близнецы-первоклассники, Саша и Алеша, имена которых с исчезновением буквы видоизменяются самым плачевным образом.
Принцип построения сюжета, вроде бы, очень похож на тот, что использует Ирина Токмакова в своей сказочной повести «Аля, Кляксич и буква А».
Но книга Михаила Раскатова намного сложнее. Здесь гораздо больше действующих лиц, вступающих между собой в разнообразные отношения. Характеры главных героев развиваются по ходу повествования (а в сказке Токмаковой, которая адресована детям более раннего возраста, характеры героев остаются практически неизменными). Саа и Алеа должны преодолевать себя, чтобы вновь обрести нормальные имена. «Восстановление» имени связано с воцарением порядка в целом. Кроме того, в «Пропавшей букве» появляются по-настоящему страшные персонажи, которых называют «буквоедами». Они живут в особой стране, где вся жизнь подчинена жестким правилам, малейшее отступление от которых беспощадно карается. Буквоеды противостоят жителям Буквограда, буквам и знакам препинания.
Во время чтения слушателям книги предстоит пережить с героями опасные приключения и принять участие в разгадывании довольно сложного шифра.
Эту сказку хорошо читать детям, которые уже знают буквы и понемногу начинают осваивать навык чтения. Детям, у которых уже есть опыт восприятия сказочных повестей и которые любят «страшные сказки».
Об этой книге можно также прочитать в статье «Пропавшая буква»: детектив для маленьких».
Александр Шаров
«Приключения Ёженьки и других нарисованных человечков»
Художник Рафаил Вольский
Издательство «ИД Мещерякова», 2016
В основе сказки Александра Шарова лежит противостояние между двумя братьями – Добрым Художником и Злым Художником. Добрый Художник создает образы и свой добрый сказочный мир. Злой Художник тоже видоизменяет мир, но всегда в ущерб Доброму, пытаясь погубить им сотворенное. Это совершенно новый для ребенка взгляд на вещи: оказывается, и творчество может быть разрушительным.
Желая окончательно погубить доброго брата, Злой Художник создает бешеные буквы. Создает он их из нарисованных змей. Главное качество новых букв – жалить и составлять запрещающие слова. Появление бешеных букв приводит к тому, что все вокруг становится «как мертвое». Черствая буква Ч сторожит попавшего в плен Доброго Художника. Кровожадная, клыкастая, коварная буква К руководит войском, посланным Злым Волшебником. Но в конце концов бешеные буквы лишаются своих ядовитых жал и превращаются в «добрых». Довольно сложный образ, через который ребенку открывается, что уметь писать, уметь управлять буквами – это не безусловное благо.
Оказывается, буквы могут нести угрозу всему человечному в мире. Такой вот своеобразный урок философии для детей.
Если думать просто о знакомстве с буквами, то лучше отложить эту книжку на более позднее время.
Пусть ребенок сначала узнает, что такое буквы и зачем они, а уже потом – что они могут быть «бешеными».
Но вообще это невероятно поэтичная и в то же время драматичная сказка с непредсказуемо развивающимся сюжетом, неожиданными образами и неотпускающим напряжением: героям, не успевшим избегнуть одной опасности, уже грозит новая беда. Однако по воле сказочника все злые персонажи непременно превращаются в добрых. Все – кроме главного злодея. Он просто прячется. И это оставляет в глубине души чувство тревоги.
Так как сказка построена на сложной игре значений и непростых образах, ее лучше читать ребенку не раньше пяти лет. А можно предложить для самостоятельного чтения читателю лет восьми: простенькой и неинтересной она не покажется.
Материал подготовили Марина Аромштам и Елизавета Прудовская
С 12 октября по 2 ноября 2021 года проходит Олимпиада Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит . Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.
Предлагаем вам ответы на вопросы Олимпиады Учи.ру по литературе для учеников 1, 2, 3 и 4 классов.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру 2021 по литературе для 1, 2, 3 и 4 классов
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.
В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»
2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол
Рождество и Новый год по-прежнему любимые праздники! И пусть мы вынуждены сейчас жить в условиях ограничений и обходиться без традиционных мероприятий, если включить фантазию, можно порадовать себя и близких небольшим сказочным путешествием – куда-нибудь, где нет ковида, инфляции и прочих проблем. Туда, где совсем по-другому ощущается волшебная атмосфера приближающихся Рождества и Нового года…
Наш консультант: Арманд Муйжниекс, исполнительный директор Ассоциации замков и поместий Латвии, руководитель проекта «Метрика усадеб Латвии»
– Для рождественского однодневного путешествия отлично подойдет маршрут Рига – Цесис – Вецпиебалга – Рига – очень интересный и довольно познавательный.
Начнем мы его в Цесисе, где уже с 30 ноября в самом центре, на площади Роз (Rožu laukums), стоит городская елка. Красоты этого древнего города всем известны, но сейчас, в праздничном убранстве, Цесис выглядит особенно очаровательно. Ну а в маленьких магазинчиках Старого города вы наверняка найдете и что-то красивое, и что-то вкусное…
Из Цесиса, следуя указателю, отправляемся в поместье Веселавас. Оно представляет собой усадебный комплекс, построенный в 40-х годах XIX столетия. Комплекс практически полностью сохранился; двухэтажное здание в форме буквы U с прилегающим к нему парком со всех сторон окружено рвом, чем напоминает средневековый замок. Есть здесь и свои легенды – например, о дочери одного из бывших владельцев, которая, подобно Майе – Розе Турайды, ослушалась деспотичного отца-барона и предпочла смерть ради любви.
Если же говорить о реальных людях, с которыми связано это место, то название свое оно получило от фамилии одного из бывших старейшин волости – Петериса Веселавскиса. Также усадьба связана с именами представителей известных российских дворянских фамилий – князем Никитой Трубецким и Анной Нарышкиной; они были друзьями и частыми гостями семьи не менее известного дворянского рода фон Кампенгаузенов, владевшего этой усадьбой на протяжении почти 200 лет.
Дзербене — «Землянички в снегу»
Наш следующий пункт назначения – Дзербенская усадьба. Она была построена в конце XVIII века в стиле классицизма, а в конце XIX века к ней была пристроена башня в стиле неоготики. И если вы еще не приобрели подарки под елочку, это можно сделать здесь: в бывшем господском доме Дзербенской усадьбы работает мастерская сувениров и подарков «Землянички в снегу». Тут можно приобрести не только сувениры, созданные с большой любовью и фантазией, но и заказать персонализированные подарки, сувениры для мероприятий и другие красивые и оригинальные вещи. Ну а если вы путешествуете с сыновьями, то им могут дать примерить рыцарское доспехи. Правда, о своем посещении следует договориться заранее…
Банужу — место силы
Далее отправляемся в Скуйене. А по дороге очень советую сделать небольшую остановку возле археологического памятника местного значения – городища Банужу. Именно здесь, возле озера Банужу, тысячелетие назад стояло укрепленное деревянное городище, рядом бил священный источник, а неподалеку возвышался холм Яня калнс (Jāņa kalns), на вершине которого рос столетний дуб. Этот дуб тоже считался священным – рядом с ним приносились жертвы языческим богам.
Судя по источникам XIX века, городище Банужу, священный источник и Яня калнс с дубом составляли какой-то единый комплекс древнего места силы. Может быть, оказавшись в этом магическом месте, вы тоже почувствуете нечто такое, что вдохнет в вас мощный заряд силы и энергии?
Скуйене — церковь -«кинозвезда»
Здесь особого внимания заслуживает церковь Апшу. Она была построена в 1780 году буквально по образу и подобию крестьянского дома – с земляным полом, соломенной крышей (которая была заменена на деревянную только в начале XX века, и тогда же к церкви пристроили башенку), даже без сидений, – очень простая и аскетичная. И лишь столетие с лишним спустя, в 1893 году в ней появился орган и был обновлен алтарь.
Эта церковь, несмотря на то что дерево не слишком долговечный материал, простояла более двух с половиной (!) столетий и стоит по сей день. Хотя, конечно, и для нее бурные события на протяжении этого времени не прошли бесследно; особенно сильно пострадала церковь в 60-е годы прошлого века, когда ее попросту разграбили: пропали уникальные старинные светильники, алтарные кубки и чаши, была осквернена крестильная купель. Тем не менее церковь выжила и сохранилась. И даже обрела популярность, когда в 1987 году ее использовали в качестве одного из объектов съемки создатели фильма «Айя» по мотивам трилогии Яниса Яунсудрабиньша. Это церкви пошло на пользу, поскольку для того, чтобы она смотрелась в кадре более презентабельно, создатели фильма обновили часть крыши церковного здания.
Гора Бреждя — и озера-«драчуны»
По меркам Латвии гора Бреждя, которую мы встретим на пути, – серьезная возвышенность: она поднимается на 255 метров над уровнем моря, а ее относительная высота – 40 метров. На вершине есть специальное место для пикника и отдыха.
В 2017 году на вершине горы Бреждя была открыта смотровая башня высотой 11 метров. Взобравшись на смотровую площадку, можно полюбоваться изумительными видами холмистой Видземе – горами Алауксту, Зоболу, Инеси, Элкас, покрытыми туманной дымкой лугами Вецпиебалги, особенно прекрасными во время восхода солнца или на закате.
Дальнейшая дорога ведет нас между двумя ландшафтными озерами – Алаукста и Инеша. Как следует из древней легенды, в очень-очень давние времена, когда озера еще летали по воздуху в поисках места, где окончательно разместиться, два озера – Инесис и Алаукстс, пролетая над Вецпиебалгой, заприметили одно и то же место, которое обоим очень приглянулось. Спор по поводу того, кто займет своими водами это место, быстро перешел в драку, в ходе которой Инесис отвесил Алауксту одну, но мощную оплеуху, а Алаукст в ответ выдал оппоненту семь затрещин.
Силы обоих озер-«драчунов» быстро иссякли, и они, не удержавшись в воздухе, плюхнулись практически рядом друг с другом. А затрещины, полученные ими в пылу драки, превратились в острова: получившее семь оплеух озеро Инесис обрело семь островов, а у озера Алаукста, пропустившего лишь один удар, появился лишь один остров.
Инеши — царский подарок
Следующий объект на пути – Вецпиебалгское поместье в Инеши. Когда-то оно в буквальном и переносном смысле стало царским подарком: Петр Первый подарил поместье одному из своих верных сподвижников, графу Борису Шереметьеву.
В конце XVIII века здесь был построен великолепный господский дом, по сути, настоящий дворец. В 1905 году, подобно многим дворянским имениям, поместье серьезно пострадало в ходе народных волнений, однако позже было успешно отреставрировано. Сейчас в здании бывшего графского владения располагается Инешский волостной совет.
Гостям предоставляется возможность увидеть, как создаются изделия из фарфора, осмотреть экспозицию, на которой представлены изумительные фарфоровые произведения искусства, а также приобрести сувениры или сделать индивидуальный заказ.
Кстати, расписывать фарфор очень нравится детям – и такую возможность предоставляет студия по росписи фарфора, которая также находится во дворце Вецпиебалгской усадьбы. Правда, чтобы осмотреть дворец изнутри и поучаствовать в создании фарфорового шедевра в студии, нужно договориться заранее.
Кална Кайбены — «Времена землемеров»
Даже если вы не читали роман «Времена землемеров» («Mērnieku laiki») и не видели одноименный фильм, снятый по роману в 1968 году (в главных ролях: Вия Артмане, Гунар Цилинскис, Эдуард Павулс, Эльза Радзиня), то наверняка что-то слышали.
Теперь на нашем маршруте можно увидеть, где именно создавали свой замечательный роман братья Рейнис и Матисс Каудзите.
Оба брата были просветителями, народными учителями, авторами не только упомянутого романа, но и учебников по всеобщей истории, географии, а также латышской орфографии и грамматике. Матис Каудзите также перевел на латышский язык несколько стихотворений Пушкина и Лермонтова. Ну а Кална Кайбены, где они жили и работали, – это типичное для Видземе сельское подворье. В XIX веке оно служило сельской школой, где и преподавали братья Каудзите.
Эргли — Тизенхаузен, Блауманис, Юрьяны…
С именами людей, оставивших глубокий след в латышской культуре, связан и наш следующий пункт – Эргли. Мы – в долине реки Огре, в красивом парке. На левом берегу Огре – гора Сканстес, а если перейти реку по пешеходному мосту, то мы попадем на Старое, или Блауманское, кладбище; здесь похоронены писатель Рудольф Блауманис, музыканты Юрьянсы и другие выдающиеся люди, жившие и творившие в этих краях.
А в центре Эргли – развалины древнего замка, который впервые упоминается в исторических документах с 1341 года: замок принадлежал известному рыцарскому роду Тизенхаузенов, которые завершили его строительство в 1397 году. Кстати, у замка, от которого сегодня остались одни руины, вы увидите скульптуры двух каменных собак; по местной легенде, эти два четвероногих стража окаменели на боевом посту, охраняя сокровища баронов Тизенхаузенов…
Кейпене — мир кино
Это место не слишком известно широкой публике, но любителям киноискусства стоит здесь остановиться хотя бы ненадолго. Сейчас здесь работает единственная в мире публичная выставка, посвященная великому гению кино, режиссеру Сергею Эйзенштейну. Экспозиция в Кейпене была открыта в рамках международного кинофорума «Арсенал». Президенту «Арсенала» Аугусту Сукутсу еще в 2000 году пришла идея поставить в Кейпене аэронавигационный действующий маяк и установить на нем почтовые ящики с именами великих людей кино. Здесь можно найти имена Андрея Тарковского, Жан-Люка Годара, Эдуарда Тиссе, Александра Довженко, Алексея Германа, Мерилин Монро и других известных людей из мира кино… И каждому из них можно отправить письмо!
Малпилс — как Феникс из пепла…
Достойным финалом нашего рождественского путешествия станет Малпилсское поместье. Здесь не просто красиво – здесь замечательно! Зимой здесь есть на что посмотреть, а главное – проникнуться духом веков, в течение которых строился, погибал и снова воскресал этот замок…
Первые письменные упоминания о Малпилсском замке Ливонского ордена относятся к 1413 году, хотя появился он явно гораздо раньше. Правда, тот, первый замок находился примерно в километре от нынешнего поместья. Во время польско-шведской войны отступающая польская армия взорвала стены замка; в 80-х годах XVII века в ходе редукции поместье Малпилс перешло в собственность государства, а в 1753 году российская императрица Елизавета подарила его супруге полковника Мелгунова и некой г-же Штраус. Тогда же было построено новое здание – Господский дом, где разместились владельцы поместья. Именно там он находится и по сей день.
Кто только не владел впоследствии этим поместьем! Владельцы менялись, как в калейдоскопе: его передавали в наследство, продавали с аукциона, покупали, закладывали…
В 1905 году во время революционных погромов поместье было сожжено, однако уже через два года его владелец, на тот момент Александр фон Гроте, вернулся и начал работы по восстановлению, пригласив для этого выдающегося архитектора Вильгельма Бокслафа. Реконструкция длилась четыре года; в 1920 году в здании разместилась Малпилсская шестилетняя основная школа, а в 1929 году поместье было передано Латвийскому национальному обществу отставных военнослужащих. В 1935 году поместье было снова продано – на этот раз частному лицу, а в 1940 году поместье было национализировано.
В годы СССР здесь размещались: Гидромелиоративный и строительный техникум (до 1965 года), затем – администрация совхоза, а год спустя – Музей земледелия и мелиорации. В 1992 году Малпилсское поместье было возвращено в рамках денационализации. В 2006 году здесь была начата реставрация, которая завершилась два года спустя. И сегодня Малпилсское поместье, подобно Фениксу, восставшему из пепла, радует местных жителей и гостей своей красотой.
Если у вас осталось еще немного сил, то можно напоследок прогуляться по Природной тропе, которая была недавно открыта в Малпилсе: этот живописный 6,5-километровый маршрут ведет от средневекового замка вдоль левого берега Мергупите до хутора Skulmes. На маршруте в некоторых местах установлены деревянные мостики и специально оборудованы места для пикника. А еще обязательно захватите с собой фонарики и свечки – все-таки Рождество!
Марина БЛУМЕНТАЛЬ.
Фото: А. Муйжниекс, А. Ошиньш, архив редакции.
Есть такой закон, называется «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Принят в 2004 году. Согласно этому закону, предельный возраст чиновников в стране не должен превышать 65 лет. Потом – в отставку. Замечательная норма, гарантирующая приток в руководство свежих мозгов. Дмитрий Медведев под конец своего срока даже заговорил о том, чтобы этот закон исправить и отправлять чиновников отставку уже в 60 лет. И даже был подготовлен соответствующий проект.
Но не срослось. Как только Путин вернулся в своё кресло, он развернул возрастные нормы в обратную сторону, медведевские поправки отозвал, но внёс свои. Путинские поправки, которые кое-где в прессе прозвали «законом о кремлевских старцах», были приняты Государственной думой 19 декабря 2012 года и одобрены Советом Федерации 26 декабря 2012 года. Отныне федеральному служащему срок службы мог быть продлен по решению президента, но не выше чем до достижения им возраста 70 лет. После того, как поправки в закон были подписаны Путиным, в официальном сообщении Кремля разъяснялось, что «введение данной нормы будет способствовать сохранению на федеральной государственной гражданской службе высококвалифицированных и опытных государственных гражданских служащих, относящихся к руководящему кадровому составу».
Но шло время, а время неумолимо: Путин стареет, а с ним стареет и его окружение. Сначала пришлось «обнуляться» самому президенту, пересидевшему все мыслимые сроки пребывания у власти. Затем настала очередь «обнуляться» его окружению, и вот 24 марта 2021 года Путин подписал ещё одно дополнение к закону от 2004 года, на этот раз снимающее все возрастные ограничения с тех, кого назначил он сам. Так и вписали в новую редакцию, чёрным по белому: «На гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации, при продлении срока гражданской службы не распространяется ограничение, связанное с достижением ими возраста 70 лет».
А на прошлой неделе Госдума утвердила закон, позволяющий оставлять на службе после достижения ими 70-летнего возраста маршалов, генералов армии и адмиралов флота. Почти одновременно пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков сообщил, что президент принял решение оставить на прежних должностях после достижения 70 лет секретаря Совета безопасности Николая Патрушева и директора ФСБ Александра Бортникова. Бортников отпраздновал 70-летие 15 ноября, и это был ему подарок на юбилей.
Надо сказать, что и раньше кое для кого в Кремле делали исключения. Но это были скорее курьёзы, прямо-таки веселья ради. В 2013 году неожиданно откуда-то достали, отряхнули от пыли и назначили сенатором уже мало что соображавшего 88-летнего Владимира Ивановича Долгих. Бывший секретарь ЦК КПСС, назначенный еще Л. И. Брежневым и снятый М. С. Горбачевым, Долгих стал представлять в Совете Федерации столицу нашей Родины Москву. И представлял до осени 2018 года, можете себе представить. Критикам этого назначения говорили: а сенатор – это не чиновник, но член парламента, это выборная должность. Вот только кто его, Долгих, выбрал-то?
Забудем про этот казус, приглядимся лучше к нынешним кремлевским старцам. Что у нас нынче выполняет функции советского Политбюро? Правильно, после всех поправок в Конституцию и обнулений это Совет безопасности во главе с самим нашим верховным правителем Владимиром Владимировичем Путиным, до 70-летия которого осталось, кстати, менее года. Кто там ещё состоит? 70-летний секретарь Совета безопасности Патрушев в органах КГБ СССР с 1974 года, таким опытом пренебрегать никак нельзя. 70-летний постоянный член Совета безопасности Бортников в органах КГБ СССР с 1975 года. Тоже носитель бесценных для управления современным государством знаний. Так что Долгих не одинок, эти тоже из 1970-х, смотрите, какая преемственность: «Это наша с тобою судьба, это наша с тобой биография», как пелось в одной советской песне. Первый заместитель секретаря Совета безопасности Аверьянов Юрий Тимофеевич – 71 год. Заместитель секретаря Совета безопасности Попов Михаил Михайлович – 70 лет. Другие замы – это уже молодежь: Рашид Нургалиев – 65 лет, Сергей Вахруков – 63 года, Александр Гребенкин – 67 лет, Олег Храмов – 66 лет, Юрий Коков – тоже 66. Кто все эти люди? Подробные биографии их нигде не опубликованы. Это, так сказать, аппарат.
Как и в советском Политбюро, здесь сохранена двухэтажная структура. Члены современного Политбюро теперь именуются «постоянными членами Совета Безопасности Российской Федерации», кандидаты в члены Политбюро – это просто «члены Совета безопасности». Кто там среди «постоянных», помимо уже перечисленных? Сергей Борисович Иванов – 68 лет, в КГБ СССР с 1975 года. Владимир Колокольцев – 60 лет. Сергей Лавров – 71. Ещё там состоит бывшая начальница долгожителя Долгих Валентина Ивановна Матвиенко – неловко напоминать женщинам о возрасте, но ей 72 года. Сергей Нарышкин – 67 лет. Сергей Шойгу – 66 лет. Пробежимся и по рядовым членам Совбеза, хотя это уровень пониже, судьбоносные вопросы решают без них: Беглов (65), Булавин (69), Герасимов (66), Золотов (67), Собянин (63), Трутнев (65), Устинов (68), Чайка (70). Настоящим мальчишкой выглядит среди них наш бывший президент Дмитрий Анатольевич Медведев. Если бы прошло в своё время его предложение о предельном возрасте, то ему теперь пришлось бы в этом руководящем органе заседать, наверное, одному. Остальные бы сидели на персональных пенсиях, внукам сказки на сон грядущий читали.
Пока Путин не пришел к власти, стенограммы некоторых заседаний Политбюро ЦК КПСС удалось опубликовать. Что-то буквально вынес на себе из архива Владимир Буковский, что-то вошло в сборники серии «Россия. ХХ век», начало которой положил Александр Николаевич Яковлев. Потом, конечно, эти публикации прекратились, уж слишком они были красноречивыми. Читаешь сейчас дошедшие до нас стенограммы – например, когда решался вопрос о высылке Солженицына или о вводе войск в Афганистан, или о том, вводить или не вводить войска в Польшу, когда там разгулялась «Солидарность», – и поражаешься убогости этих людей, небожителей, решавших судьбу страны и не одной только страны. Какая-то безнадежная дремучесть, нежелание или неспособность смотреть вперед, ностальгия по крепкой сталинской руке.
Дорого бы я отдал, чтобы посидеть над стенограммами заседаний нынешнего Политбюро, этого собрания кремлёвских старцев. Боюсь, не доживу. Но мы можем почитать то, что дошло из прошлого. Не думаю, что образ мысли и кругозор у этой публики, пришедшей к нам прямо из эпохи застоя, сильно изменился. Почитаешь последние интервью Патрушева или Сергея Иванова какого-нибудь – они как будто проспали полвека, проснулись и заговорили. Как это раньше называлось? Динозавры холодной войны.
Вот стенограмма заседания Политбюро ЦК КПСС 12 июля 1984 года под председательством Константина Черненко (за пять месяцев до этого похоронили генерального секретаря Ю. В. Андропова; через восемь месяцев похоронят самого председательствующего К. У. Черненко):
Черненко: Молотов сказал, что он не понимает людей, которые в силу обиды становятся в оппозицию. Он заявил, что осознал свои ошибки и сделал необходимые выводы. После нашей беседы Виктор Васильевич Гришин в горкоме партии вручил Молотову В. М. партийный билет.
Тихонов: В целом мы правильно сделали, что восстановили его в партии.
Черненко: Но вслед за этим в ЦК КПСС поступили письма от Маленкова и Кагановича, а также письмо от Шелепина, в котором он заявляет о том, что он-де был последовательным борцом против Хрущева и излагает ряд своих просьб…
Устинов: А на мой взгляд, Маленкова и Кагановича надо было бы восстановить в партии. Это всё же были деятели, руководители. Скажу прямо, что если бы не Хрущев, то решение об исключении этих людей из партии принято не было бы. Вообще, не было бы тех вопиющих безобразий, которые допустил Хрущев по отношению к Сталину. Сталин, что бы там не говорилось, – это наша история. Ни один враг не принес столько бед, сколько принес нам Хрущев своей политикой в отношении прошлого нашей партии и государства, а также и в отношении Сталина.
Громыко: На мой взгляд, надо восстановить в партии эту двойку. Они входили в состав руководства партии и государства, долгие годы руководили определенными участками работы. Сомневаюсь, что это были люди недостойные. Для Хрущева главная задача заключалась в том, чтобы решить кадровые вопросы, а не выявить ошибки, допущенные отдельными людьми.
Тихонов: Может быть к данному вопросу вернуться в конце года – начале будущего года?
Чебриков: Я хотел бы сообщить, что западные радиостанции передают уже длительное время сообщение о восстановлении Молотова в партии. Причем они ссылаются на то, что до сих пор трудящиеся нашей страны и партия об этом не знают…
Тихонов: Да, если бы не Хрущев, они не были бы исключены из партии. Он нас, нашу политику запачкал и очернил в глазах всего мира.
Чебриков: Кроме того, при Хрущеве ряд лиц был вообще незаконно реабилитирован. Дело в том, что они были наказаны вполне правильно. Возьмите, например, Солженицына…
Романов: Да, люди эти уже пожилые, могут и умереть.
Устинов: В оценке деятельности Хрущева я, как говорится, стою насмерть. Он нам очень навредил. Подумайте только, что он сделал с нашей историей, со Сталиным.
Громыко: По положительному образу Советского Союза в глазах внешнего мира он нанес непоправимый удар.
Устинов: Не секрет, что западники нас никогда не любили. Но Хрущев им дал в руки такие аргументы, такой материал, который нас опорочил на долгие годы.
Громыко: Фактически благодаря этому и родился так называемый «еврокоммунизм».
Тихонов: А что он сделал с нашей экономикой! Мне самому довелось работать в совнархозе.
Горбачев: А с партией, разделив ее на промышленные и сельские партийные организации!
Устинов: Мы всегда были против совнархозов. И такую же позицию, как вы помните, высказывали многие члены Политбюро ЦК. В связи с 40-летием Победы над фашизмом я бы предложил обсудить и еще один вопрос, не переименовать ли снова Волгоград в Сталинград. Это хорошо бы восприняли миллионы людей…
Тихонов: Недавно вышел очень хороший документальный фильм: «Маршал Жуков», в котором достаточно полно и хорошо показан Сталин.
Черненко: Я смотрел его. Это хороший фильм.
Устинов: Надо обязательно его посмотреть.
Черненко: Что касается письма Шелепина, то он, в конце концов, просит для себя обеспечения на уровне бывших членов Политбюро.
Устинов: На мой взгляд, с него вполне достаточно того, что он получил при уходе на пенсию. Зря он ставит такой вопрос.
Черненко: Я думаю, что по всем этим вопросам мы пока ограничимся обменом мнениями. Но, как вы сами понимаете, к ним еще придется вернуться.
Тихонов: Желаем вам, Константин Устинович, хорошего отдыха во время отпуска.
* * * * *
2021-12-22T14:50:00+03:00
2021-12-22T18:18:33+03:00
2021-12-22T14:50:00+03:00
2021
https://inosmi.ru/politic/20211222/251181639.html
Испанцы о выступлении Путина в Минобороны: что-то мне не нравится его сжатый кулак
Испанцы о выступлении Путина в Минобороны: что-то мне не нравится его сжатый кулак
Политика
Новости
ru-RU
https://inosmi.ru/docs/terms/terms_of_use.html
https://россиясегодня.рф
Владимир Путин угрожает принять «военно-технические» меры в ответ на то, что Россия воспринимает как угрожающие действия Запада, написал в El Mundo Хавьер Колас (Xavier Colás). «В… ИНОСМИ, 22.12.2021
политика, снг и балтия, россия, русский, россия, владимир путин, нато, министерство обороны рф (минобороны, мо рф), угроза, заседание, комментарии читателей, выступление
https://cdnn1.inosmi.ru/images/25117/66/251176677.jpg
1920
1920
true
https://cdnn1.inosmi.ru/images/25117/66/251176677.jpg
https://cdnn1.inosmi.ru/images/25117/66/251176672.jpg
1920
1080
true
https://cdnn1.inosmi.ru/images/25117/66/251176672.jpg
https://cdnn1.inosmi.ru/images/25117/66/251176671.jpg
1920
1440
true
https://cdnn1.inosmi.ru/images/25117/66/251176671.jpg
https://cdnn1.inosmi.ru/images/25117/66/251176670.jpg
1200
630
true
https://cdnn1.inosmi.ru/images/25117/66/251176670.jpg
https://cdnn1.inosmi.ru/images/25117/66/251176631.jpg
3073
2048
true
https://cdnn1.inosmi.ru/images/25117/66/251176631.jpg
https://inosmi.ru/politic/20211221/251164344.html
https://inosmi.ru/politic/20211222/251174995.html
https://inosmi.ru/politic/20211221/251171158.html
https://inosmi.ru/politic/20211220/251160429.html
Издание ИноСМИ
7 495 645-37-00
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://россиясегодня.рф/awards/
Издание ИноСМИ
7 495 645-37-00
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://россиясегодня.рф/awards/
Издание ИноСМИ
7 495 645-37-00
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://россиясегодня.рф/awards/
Издание ИноСМИ
7 495 645-37-00
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://россиясегодня.рф/awards/
Издание ИноСМИ
7 495 645-37-00
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://россиясегодня.рф/awards/
ИноСМИ
https://cdnn1.inosmi.ru/images/23847/63/238476351.gif
Владимир Путин угрожает принять «военно-технические» меры в ответ на то, что Россия воспринимает как угрожающие действия Запада, написал в El Mundo Хавьер Колас (Xavier Colás). «В случае продолжения явно агрессивной линии западных коллег мы будем принимать адекватные ответные военно-технические меры, на недружественные шаги жёстко реагировать. Мы имеем полное право на действия, призванные обеспечить безопасность и суверенитет России», — цитирует Колас президента
Комментарии читателей:
Jartodeoirtontas
Пусть в Испанию приезжает, уверен, нам тогда станет лучше, чем сейчас.
am-1254
Когда Израиль бомбит позиции, штабы или фабрики в Сирии, Иране или там, где им померещится вероятная угроза израильскому государству, Запад молчит и соглашается или аплодирует. У НИХ ЕСТЬ ПРАВО ЗАЩИЩАТЬСЯ! А теперь представьте (это не сложно), что Россия оказалась в позиции Израиля, а Украина — Сирии. Теперь не аплодируете? Что изменилось? Рано или поздно мы увидим, как закончится вся эта бессмыслица со стороны США и их приспешников.
JVVcaptain10050
Похоже, это важнее, чем вся ерунда про пандемию. Про это должны больше писать.
Henry27
США разжигают конфликт в Донбассе с помощью наемников и химического оружия. Украинская армия бомбит гражданских. Россия должна предпринять военные шаги на востоке Украины, чтобы остановить геноцид и помешать США, которые планируют нечто похоже в Западной Сахаре, чтобы поддержать Марокко.
Delitzsch
Условия, которые выдвигает Россия, неприемлемы. Кроме того, они отлично знают, что, вопреки всем их разговорам, Украина никогда на них не нападет, это будет самоубийство. Думаю, всё это для отвлечения внимания, Москва уже приняла решение (о нападении).
Laowai
Если у тебя крысы в мешке, они прогрызут ткань, чтобы выбраться. Нужно постоянно трясти мешок, чтобы крысы не мешали. Вот что нужно сделать с Европой.
***
Владимир Путин и российское военное руководство ужесточили тон своих угроз в адрес Запада. Во вторник во время собрания в Министерстве обороны российский президент и его генералы обвинили Соединенные Штаты в размещении наемников на востоке Украины и восьми тысяч военнослужащих у границ России. Между тем они предупредили, что их сверхзвуковые ракеты готовы к бою, а остальной арсенал модернизируется, написал Хавьер Куэста (Javier G. Cuesta) в газете El País.
Комментарии читателей:
The man From
Я, не будучи путинским троллем, скажу, что Россия вполне закономерно чувствует себя униженной. С того момента как она в одностороннем порядке положила конец холодной войне, США вместе с НАТО на буксире загнали эту страну в угол, задвинули её на задний план и окружили. Я не поддерживаю вторжение на Украину, но капиталистический мир как стервятник набросился на Россию, чтобы разорвать её на куски, вместо того, чтобы щедро признать, что русские помогли установить мир. Медведь ранен, но у него огромные клыки и когти. А капиталистический мир умеет наживаться только на падали.
Jose Luis Fernandez (в ответ The man From)
Ты ошибаешься в своих рассуждениях. Россия не прекращала никакую холодную войну. Она просто скатилась в банкротство, и поэтому ракеты, подлодки и всё такое полетели к чертям. Или ты думаешь, что в какой-то момент СССР взял и сказал: так, а теперь мы освободим ГДР и все остальные страны и не будет больше производить оружие? Страны, которые ты включаешь в свой «капиталистический мир» были свободными, пока Сталин их не оккупировал. Они в первую очередь нуждаются в гарантиях безопасности. Помни: в Европе Россия граничит с Польшей, странами Балтии, Украиной и другими, но никак не с Соединенными Штатами.
Erl Chachon
Что-то мне совсем не понравился этот сжатый кулак Владимира…
Nexus Seis
Чего нам не хватает вдобавок к пандемии, так это сумасшедшего параноика, который объявит ядерный апокалипсис без какой-либо на то причины. Никто от России ничего не хочет, уж тем более никто не хочет вторгаться на её территорию. Мы даже в качестве туристов туда ехать не хотим.
Русские живут в прошлом, в ХХ веке, а XXI век они потеряют. Россия могла бы быть такой же богатой и процветающей, как и Запад, если бы не её правители. Если они так боятся предполагаемой угрозы со стороны НАТО, то верным решением станет вступить в ЕС и наслаждаться процветанием, которого уже добились бывшие сателлиты. Россия сможет выйти на рынок с 500 миллионами жителей, которым, помимо всего прочего, нет никакого дела до её территорий.
Juanm martinez
США должны позволить Европе разрешить конфликт вокруг Украины в Нормандском формате.
Cyber Justicia
И опять они повторяют советскую риторику. Никто России не угрожает. Она никому не нужна. Даже если у США будут ракеты вдоль всех границ России, они их не используют, ведь тогда мир станет непригодным для жизни. Все эти сказки дедушки Владимира о холодной войне утомляют.
Juan José Sánchez
Россказни.
— Никаких наемников на Украине нет.
— Никаких восьми тысяч американских военных на российских границах тоже. Опять же, на каких именно границах? В Польше? В Прибалтике? На Аляске?
— И русские сверхзвуковые ракеты уж точно не «в боевой готовности».
Всё очень просто, Путин: оставь Украину в покое.
Mutan Do.s
Я не понимаю враждебный настрой США в адрес России. Чего боятся самой «демократической и справедливой» политической системе мира, если против неё выступает ужас что, а не система?
ECOS ECO
«Угрожающие действия» НАТО? НАТО — это военный альянс западных демократий, созданный в целях обороны, он никогда не затевал конфликтов. Относительно России НАТО может сделать две вещи. Первое: вести себя пассивно, как она и делала весь прошлый век перед лицом таких событий как Пражская весна и вторжение Советского Союза в Чехословакию. Второе: дать ей сигнал: «Хватит угрожать, делай, что хочешь, и имей дело с последствиями». Однако очевидно, что лучше всего НАТО было бы завершить существование и освободить дорогу новым военным альянсам, таким как AUKUS. Эти альянсы были бы основаны на общих ценностях и интересах, которых в НАТО больше нет, что сводит на нет её оперативный потенциал.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.