С 12 октября по 2 ноября 2021 года проходит Олимпиада Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит . Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.
Предлагаем вам ответы на вопросы Олимпиады Учи.ру по литературе для учеников 1, 2, 3 и 4 классов.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру 2021 по литературе для 1, 2, 3 и 4 классов
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.
В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»
2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол
Âîëøåáíîå ÿè÷êî
Ãîðîäñêèå ëþäè ïðèþòèëè ó ñåáÿ íà äà÷å áðîäÿ÷óþ êîøêó è íàçâàëè åå Ìóðêîé. Êàæäîå ëåòî æèëà îíà ñ íèìè â äåðåâíå è ãîðÿ íå çíàëà. Íî íà çèìó õîçÿåâà óåçæàëè â ãîðîä, à Ìóðêó ñ ñîáîé íå áðàëè. Òàê êàê êîøêà áûëà äîáðàÿ, îíà îáèäû íà íèõ íå äåðæàëà è êàæäûé ðàç æäàëà èõ äî ñëåäóþùåé âåñíû. ×òîáû âûæèòü çèìîé, åé ïðèõîäèëîñü âìåñòå ñ äðóãèìè áåçäîìíûìè êîòàìè ñêèòàòüñÿ ïî äåðåâíå, íàäåÿñü íà òî, ÷òî íàéäåòñÿ äîáðûé ÷åëîâåê, êîòîðûé åå ïîêîðìèò. È òàêèå ëþäè âñåãäà â òîé äåðåâíå íàõîäèëèñü. Áûë ñðåäè íèõ îäèí äåäóøêà ñ ñåäîé áîðîäîé, êîòîðûé ïîäîëãó æèë ó ñåáÿ íà äà÷å. Çèìîé ïèñàë ïîó÷èòåëüíûå ñêàçêè äëÿ âçðîñëûõ èëè äëÿ ñâîåé ëþáèìîé âíó÷êè Âàëåðèè, à ëåòîì óõàæèâàë çà ñàäîì è âûðàùèâàë îâîùè ó ñåáÿ íà ÷óäî-ãðÿäêàõ
Âíó÷êà î÷åíü ëþáèëà äåäóøêó è ÷àñòî ïðèåçæàëà ê íåìó â ãîñòè âìåñòå ñ ðîäèòåëÿìè è ñòàðøèì áðàòèêîì Âèòåé. À åùå îíà ëþáèëà êîòÿò è î÷åíü ïåðåæèâàëà çà áåçäîìíûõ êîøåê. Êîãäà ïðèåçæàëà â äåðåâíþ, âñåãäà èõ êîðìèëà è èãðàëà ñ íèìè.
Ñàì äåäóøêà íå î÷åíü ëþáèë êîøåê, åìó áîëüøå ïî äóøå áûëè ñîáà÷êè îõîòíè÷üèõ ïîðîä. Íî áðîäÿ÷èõ êîøåê òîæå íå îáèæàë.
Íåðåäêî ñëó÷àëîñü òàê, ÷òî ïðîñíåòñÿ îí çèìíèì óòðîì, à íà óëèöå ïÿòü ãîëîäíûõ áåäîëàã óæå æäóò åãî è ãðîìêî ìÿóêàþò îêîëî äâåðè. Ïîêîðìèò èõ äåäóøêà êóñî÷êàìè ñûðîãî ìÿñà èëè êàðàñèêàìè è ïðîâîäèò ñ ìèðîì. Æèëè îíè çèìîé ó åãî ñîñåäåé â çàáðîøåííîé ñîáà÷üåé áóäêå. Äåäóøêà äëÿ òåïëà íàñòåëèë èì ñóõîé òðàâû. Íî Ìóðêà íå çàõîòåëà æèòü âìåñòå ñ êîòàìè è âñþ îñåíü áðîäèëà â ïîèñêàõ òåïëîãî æèëüÿ äëÿ ñåáÿ. Êàê — òî íàáðåëà îíà íà êîïíó ñåíà âîçëå ðó÷üÿ. Ëåòîì îäèí ìóæè÷îê ñêîñèë òðàâó, âûñóøèë è ñëîæèë â êîïåíêó. Óáðàòü åå íà ñåíîâàë èç- çà çàòÿæíûõ îñåííèõ äîæäåé íå óñïåë, è îñòàëàñü îíà â çèìó ñòîÿòü íà ïðèãîðêå.
Ìóðêà ñäåëàëà â ýòîé êîïåíêå ñåáå óþòíóþ íîðó è ñòàëà â íåé æèòü â òåïëå è ïîêîå, îæèäàÿ âîçâðàùåíèÿ õîçÿåâ. Áûâàëî òàê, ÷òî â ïóðãó íå õî÷åòñÿ åé âûëåçàòü íà õîëîä, è ëåæèò îíà, ãîëîäíàÿ, ìÿóêàåò. À ìûøêè, êàê íàðî÷íî, øóðøàò è ïîïèñêèâàþò â ñåíå, àïïåòèò åé íàãîíÿþò. Ïîéìàòü èõ òàì îíà íå ìîæåò: îò ãîëîäà è õîëîäà ñëàáà ñòàëà. Ïîáåæèò îíà ê äåäóøêå è ìÿóêàåò ïîä äâåðüþ. Õîðîøî, åñëè îí íå óåõàë â ãîðîä. À åñëè óåõàë, îïÿòü áåæèò îò îäíîãî äîìà ê äðóãîìó, íàäåÿñü ÷åì-íèáóäü ïîæèâèòüñÿ. Èíîãäà è ãîëîäíàÿ âåðí¸òñÿ â ñâîþ õàòêó, ñìèðåííî îæèäàÿ ñëåäóþùåãî äíÿ. È òàê âñþ çèìó ñëîíÿëàñü îíà ïî òîé äåðåâíå. Èç-çà ïîñòîÿííîãî õîëîäà Ìóðêà îáðîñëà äëèííîé øåðñòüþ.
Íàêîíåö ïîñëå ïðîäîëæèòåëüíûõ õîëîäîâ è ìåòåëåé ïîâåÿëî âåñíîé. Ñîëíûøêî â îáëà÷êàõ â ïðÿòêè çàèãðàëî, à òåïëûå ëó÷è âûñêî÷èëè èç òàéíèêîâ è ñòàëè ãðåòü ïðîòàëèíû è êðûøè äîìîâ. Çàçâåíåëà êàïåëü, âåñåëî ïîáåæàëè ñ ãîðêè ìèìî êîïíû ðó÷åéêè ê øóìíîìó ðó÷üþ. Ëåæèò Ìóðêà â ñâîåé õàòêå è ñëóøàåò ìåëîäèþ ðó÷åéêîâ. Îäíàæäû ïðîñíóëàñü îíà óòðîì, ñëûøèò — ãðà÷è ïðèëåòåëè è êàðêàþò íà âñþ îêðóãó. Âüþòñÿ íàä äåðåâüÿìè, ìåñòî âûáèðàþò äëÿ ñòðîèòåëüñòâà ãíåçä. Ïîñìîòðåëà îíà íà íèõ, óìûëàñü ëàïêîé, øåðñòü ñâîþ äëèííóþ ðàñ÷åñàëà êîãòÿìè è ïîáåæàëà â äåðåâíþ. Ìèìî õîçÿéñêîãî äîìà íå ïðîáåæàëà, ïåðåïðûãíóëà ÷åðåç çàáîð, óâèäåëà, ÷òî õîçÿåâ íåò, ðàññòðîèëàñü è äàëüøå ïóòü ñâîé ïðîäîëæèëà.
 òî æå ñàìîå óòðî â ñâîåé êâàðòèðå ïðîñíóëàñü äåâî÷êà Âàëåðèÿ. Âèäèò, íà ñòîëå â êðàñèâîé âàçå êðàøåíûå ÿéöà ëåæàò, à ðÿäîì îäíî íåêðàøåíîå ÿè÷êî. Ïîêàçàëîñü Âàëåðèè îíî îäèíîêèì è î÷åíü ãðóñòíûì. Ðåøèëà äåâî÷êà åãî ïîêðàñèòü, ïîêà âñå ñïÿò. Âçÿëà îíà àêâàðåëüíûå êðàñêè è ðàçóêðàñèëà áåëîå ÿè÷êî â ñèíèé, êàê íî÷íîå íåáî, öâåò. Ïîòîì çîëîòèñòûì öâåòîì íàðèñîâàëà àíãåëî÷êà, à âîêðóã íåãî ìíîãî ìàëåíüêèõ çâåçäî÷åê òàêîãî æå öâåòà. Çàñèÿëî ÿè÷êî âìåñòå ñ Ëåðî÷êèíîé óëûáêîé íà âñþ êîìíàòó.
Òóò êîëîêîëà çàçâîíèëè íà öåðêâÿõ. Îò ýòîãî çâîíà ñîëíûøêî âåñåëîå ïðîñíóëîñü. Âûïëûëî îíî âåëè÷àâî èç-çà ëåñà è ñòàëî ëèòü ñâîè ëó÷è íà ìàêóøêè äåðåâüåâ. Îò êîëîêîëüíîãî çâîíà è áëàãîäàòíîãî ñâåòà ïðîñíóëñÿ âåñü íàðîä ïðàâîñëàâíûé. Âåëèêèé ïðàçäíèê ñâåòëîé Ïàñõè íàñòóïèë. Ðàäóÿñü, ñòàëè ëþäè ðàçãîâëÿòüñÿ ïàñõàëüíûìè äàðàìè.
Ïðîñíóëèñü è ðîäèòåëè Âàëåðèè ñ áðàòèêîì Âèòåé. Ïîäõîäÿò îíè ê ñòîëó è ãëàçàì ñâîèì íå âåðÿò. Ëåæèò îäíî ÿè÷êî ñðåäè äðóãèõ è èãðàåò öâåòàìè ðàäóãè, ñëîâíî æèâîå, èçëó÷àåò âîêðóã ñâåò áëàãîäàòíûé.
Äåòè! Îòêóäà òàêîå êðàñèâîå ÿè÷êî ê íàì ïðèêàòèëîñü?! óäèâèëàñü ìàìà.
Âàëåðèÿ è ðàññêàçàëà âñåì, êàê îíà ðàíî ïðîñíóëàñü è íåêðàøåíîå ÿè÷êî ðàçóêðàñèëà. Ïàïà ïîäèâèëñÿ òàëàíòó äî÷êè. Î÷åíü åìó íå õîòåëîñü îãîð÷àòü åå, íî ïðèøëîñü:
ßè÷êî, êîòîðîå òû, Ëåðà, ïîêðàñèëà, ñûðîå, ìû ñïåöèàëüíî îñòàâèëè åãî äëÿ äðóãîãî äåëà. Åñëè òû åãî íå÷àÿííî ðàçîáüåøü, èñïà÷êàåøü ñâîå ïðàçäíè÷íîå ïëàòüå.
Íó è ïóñòü, ÷òî îíî ñûðîå, ÿ áóäó ñ íèì îñòîðîæíî èãðàòü è íå ðàçîáüþ. Ìíå â ýòîì ìîé àíãåëî÷åê ïîìîæåò.
Âçÿëà Ëåðà â ñâîè ðó÷êè ÿè÷êî ñ íàðèñîâàííûì àíãåëîì è çàøåïòàëà åìó:
Âåäü ïðàâäà òû ìíå ïîìîæåøü íå ðàçáèòü ÿè÷êî?
È àíãåëî÷åê òàê æå òèõî îòâåòèë åé:
Òû, Âàëåðèÿ, äåâî÷êà óìíàÿ è ïîñëóøíàÿ, ïîýòîìó ÿ òåáå âî âñåõ äîáðûõ äåëàõ áóäó ïîìîãàòü. Åñëè çàõî÷åøü çàãàäàòü æåëàíèå, âîçüìè ÿè÷êî â ðóêè, è ÿ ëþáóþ òâîþ ïðîñüáó èñïîëíþ.
Ïåðâûì æåëàíèåì Âàëåðèè áûëî ñúåçäèòü ê äåäóøêå â äåðåâíþ è ïîêàçàòü åìó âîëøåáíîå ÿè÷êî. Òàê è ñëó÷èëîñü.  ñëåäóþùåå âîñêðåñåíüå áûë ïðàçäíèê Êðàñíîé ãîðêè, è îíè âñåé äðóæíîé ñåìüåé îòïðàâèëèñü â ãîñòè ê äåäóøêå. Îí îáðàäîâàëñÿ î÷åíü è âûøåë âñòðå÷àòü ãîñòåé ó êàëèòêè ñ êðàøåíûì ïàñõàëüíûì ÿè÷êîì. Âíó÷êà âûáåæàëà åìó íàâñòðå÷ó, äîñòàëà èç êàðìàí÷èêà ðàçóêðàøåííîå ÿè÷êî è ïîêàçàëà äåäóøêå:
Äåäóëÿ, îíî íå ïðîñòîå, îíî âîëøåáíîå! Àíãåë èñïîëíèë ìîå æåëàíèå, è ìû ïðèåõàëè ê òåáå!
Òîãäà äåäóëÿ äîñòàë èç êàðìàíà êðàøåíîå ëóêîâîé øåëóõîé ÿéöî.
Îíî ó ìåíÿ òîæå âîëøåáíîå. Âåäü ÿ òîæå çàãàäàë æåëàíèå, ÷òîáû âû êî ìíå ïðèåõàëè ñåãîäíÿ, è îíî èñïîëíèëîñü! çàñïîðèë äåäóøêà ñ âíó÷êîé.
×òîáû ðàçðåøèòü ðàçíîãëàñèÿ, äåäóëÿ ïðåäëîæèë ñòóêíóòüñÿ íîñèêàìè. ×üå ÿè÷êî îñòàíåòñÿ íåðàçáèòûì, òî è áóäåò âîëøåáíåé.
Äà íåò, äåäóëÿ, ìîå ÿè÷êî ñûðîå, ïîýòîìó áèòü èì íåëüçÿ. Åñëè îíî ðàçîáüåòñÿ, òî ìû ñ òîáîé âñå ïåðåïà÷êàåìñÿ, óáåæäàëà Ëåðî÷êà.
Íó, òîãäà ïîéäåì ñ ãîðêè èõ ïîêàòàåì, ÷üå äàëüøå óêàòèòñÿ, òîãî è âîëøåáíåé áóäåò ÿè÷êî. Êîãäà ÿ áûë ìàëåíüêèé, êàê âû, ìû ñ ðåáÿòèøêàìè âñåãäà íà Êðàñíóþ ãîðêó êàòàëè ïàñõàëüíûå ÿéöà, ïðåäëîæèë äåäóøêà.
Âíó÷êà ñîãëàñèëàñü, è Âèòÿ åå ïîääåðæàë. Âòðîåì îíè îòïðàâèëèñü ê ãîðêå, êîòîðàÿ îêàçàëàñü ðÿäîì, çà êîëîäöåì. Ïî êîìàíäå ðàç-äâà-òðè! âñå îäíîâðåìåííî ïîêàòèëè ñâîå ÿè÷êî. Äåäóøêèíî ÿè÷êî êàòèëîñü, êàòèëîñü, çàïóòàëîñü â ìîëîäîé çåëåíîé òðàâêå è îñòàíîâèëîñü. Âèòèíî êàòèëîñü, êàòèëîñü è â ýòîé æå òðàâêå ÷óòü ïîäàëüøå äåäóøêèíîãî òîæå îñòàíîâèëîñü. À ÿè÷êî Âàëåðèè, òî, ÷òî ñ àíãåëî÷êîì, áûñòðî-áûñòðî ïî Ìóðêèíîé òðîïèíêå ïîêàòèëîñü è òóò æå èç âèäó è ñêðûëîñü. Äîëãî îíè èñêàëè åãî â òðàâå. Äàæå âîêðóã êîïíû, ÷òî âîçëå çâîíêîãî ðó÷üÿ ñòîÿëà, èñêàëè. Ðåøèëè, ÷òî ñêàòèëîñü ÿè÷êî â ðó÷åé, è íåñåò îí òåïåðü åãî â áóðíûå ðåêè, à øóìíûå ðå÷íûå âîäû ïîíåñóò â äàëüíèå ñòðàíû.
Êàê æå òåïåðü ìîé àíãåëî÷åê áåç ìåíÿ òàì áóäåò, íàì âìåñòå òàê õîðîøî áûëî, — çàïëàêàëà Âàëåðèÿ. Òåïåðü íåêîìó áóäåò ïîìîãàòü ìíå â äîáðûõ ìîèõ æåëàíèÿõ.
Âèòÿ ñòàë óãîâàðèâàòü ñåñòðåíêó, ñëåçêè ó íåå ëàäîøêîé ñî ùå÷åê âûòèðàòü. Ïîòîì îòâåðíóëñÿ è ñâîþ ñëåçó ïàëü÷èêîì ñòðÿõíóë, ÷òîá äåäóøêà íå çàìåòèë. Âèòÿ óæå áûë áîëüøîé è ñòåñíÿëñÿ ïëàêàòü ïðè ñòàðøèõ. Äåäóøêà òîæå ñèëüíî ðàññòðîèëñÿ èç-çà ñëó÷èâøåãîñÿ, áîëüøå âñåõ çà ñîáîé âèíó ÷óâñòâîâàë. Ñâîå ÿè÷êî îòäàë âíó÷êå, õîòü îíî è íå âîëøåáíîå îêàçàëîñü. Ïîïëàêàëà Âàëåðèÿ, ïîïëàêàëà, äà ñêîðî è ïåðåñòàëà ñëåçèíêè ëèòü. È, âñïîìíèâ äåäóøêèíó ïîñëîâèöó, ïðîãîâîðèëà, óñïîêàèâàÿ ñåáÿ è äåäóøêó ñ Âèòåé:
— Ñëåçàìè äåëó íå ïîìîæåøü. ß â ñëåäóþùèé ðàç âíîâü òàêîå âîëøåáíîå ÿè÷êî ïîêðàøó.
À Ìóðêà, âîçâðàùàÿñü â ñâîþ íîðó ìèìî äîìèêà äåäóøêè, óñëûøàëà äåòñêèå ãîëîñà è çàáåæàëà â ñàä. Ñ ðàäîñòüþ âñòðåòèëè åå äåòèøêè è ñ ãîðå÷üþ ïîäåëèëèñü ñ íåé âåñòüþ î ïðîïàæå âîëøåáíîãî ÿè÷êà. Íî Ìóðêà, õîòü è äåðåâåíñêàÿ êîøêà, ÿèö íå âèäåëà íè ðàçó, òåì áîëåå âîëøåáíûõ, è ïëîõî ïðåäñòàâëÿëà, î ÷åì èäåò ðå÷ü. Íàêîðìèëè åå äåòè ëàêîìñòâàìè, ïîèãðàëè ñ íåé è îòïóñòèëè ñ ìèðîì äîìîé. Ïîáåæàëà Ìóðêà, äîâîëüíàÿ è ñûòàÿ, ïî ñâîåé òðîïèíêå â õàòêó. Êàê òîëüêî îíà îêàçàëàñü ó ñâîåé íîðû, òóò æå ïî÷óâñòâîâàëà äèâíûé àðîìàò è, çàáåæàâ â õàòêó, óâèäåëà íåæíîå ñèÿíèå âîêðóã. Îñìîòðåëàñü è óâèäåëà íà ñâîåé ëåæàíêå ïîñòîðîííåå êðóãëîå ÷óäî. Äîëãî äóìàëà îíà, êòî ìîã åãî ñþäà çàêàòèòü è äëÿ ÷åãî, è ðåøèëà êðàñèâîå ÷óäî îñòàâèòü ó ñåáÿ:
— Îò íåãî òàêîå òåïëî è áëàãîäàòü èñõîäèò, ïóñòü ëåæèò, ïîòîì áóäåò ãðåòü ìîèõ êîòÿò.
Òàê âñå è ñëó÷èëîñü. ×åðåç íåäåëþ ó Ìóðêè ðîäèëèñü òðè êîòåíêà. Êîòÿòà áûëè ïåñòðûå è ïóøèñòûå, êàê èõ ìàìà. Êîãäà Ìóðêà óõîäèëà íà ïîèñêè ïèùè, îíà çàêàòûâàëà êðóãëîå ÷óäî ìåæäó êîòÿòàìè, è ýòî ÷óäî ñîãðåâàëî èõ äî åå âîçâðàùåíèÿ. È òàê îíè âñå âìåñòå ãðåëè äðóã äðóãà, ïîêà êîòÿòà íå ïîäðîñëè.
Îäíàæäû â ëóííóþ òåïëóþ íî÷ü Ìóðêà ïîáåæàëà íà îõîòó, ÷òîáû äîáûòü åäû äëÿ ñâîèõ ïèòîìöåâ. Äîëãî áðîäèëà îíà âäîëü ïðóäà. Íè îäíîãî ïåñêàðÿ ðûáàêè íå îñòàâèëè íà áåðåãó, íè îäíîé ìûøêè íå ïîéìàëà îíà â ïîëå. Âåðíóëàñü äîìîé áåç äîáû÷è è óñëûøàëà êàêîé-òî ïåðåïîëîõ è íåçíàêîìûé ïèñê â íîðå. Çàáåñïîêîèëàñü Ìóðêà, îñòîðîæíî ïðîêðàëàñü â õàòêó, è ïåðåä íåé îòêðûëàñü óäèâèòåëüíàÿ êàðòèíà. Òðè åå êîòåíêà çàæàëèñü â óãîë è äðîæàò, áåäîëàãè, îò ñòðàõà. À ïåðåä íèìè öûïëåíîê ïèùèò è çîëîòûì ñèÿíèåì ñâåòèòñÿ. Ðÿäîì äâå êðàøåíûå ïîëîâèíêè ñêîðëóïû îò êóðèíîãî ÿéöà ëåæàò. Òîãäà ìóäðàÿ êîøêà âñå ïîíÿëà:
Îêàçûâàåòñÿ, êðóãëîå ÷óäî è áûëî òåì âîëøåáíûì ÿè÷êîì, ïðî êîòîðîå Âàëåðèÿ ñ Âèòåé ìíå ðàññêàçûâàëè.
Çàáîòëèâàÿ ìàìà óñïîêîèëà êîòÿò è ïîìèðèëà èõ ñ âîëøåáíûì çîëîòûì öûïëåíêîì. Ñòàëè îíè âñå âìåñòå ïîæèâàòü â ìèðå è ñîãëàñèè è Âàëåðèþ æäàòü.
Åñëè Ìóðêà óáåæèò çà äîáû÷åé íà ïðóä, êîòÿòà îáåðåãàþò öûïëåíêà, çàáîòÿòñÿ î íåì, êàê î ìëàäøåì. Äðóæíî âûïîëçóò èç íîðû è íåæàòñÿ, èãðàþ÷è, íà ñîëíûøêå. Âñ¸ âðîäå áû õîðîøî áûëî. Íî îäíàæäû ïðîñíóëàñü Ìóðêà ðàíî óòðîì è ïî÷óâñòâîâàëà íåäîìîãàíèå. Âèäíî, ñêàçàëèñü íà åå çäîðîâüå ìíîãîëåòíèå çèìíèå õîëîäà è ãîëîä, äà è äîëãàÿ òîñêà ïî õîçÿåâàì òîæå. Çàïåðåæèâàëà áåäíÿãà çà ñâîèõ êîòÿò, îáðå÷åííûõ íà ñèðîòñòâî, è çà öûïëåíêà òîæå çàáåñïîêîèëàñü. Ìàëåíüêèé îí åùå, ïðèáåæèò íî÷üþ ãîëîäíàÿ ëèñà è óêðàäåò ìàëûøêó. Ê âå÷åðó Ìóðêå ñòàëî ñîâñåì õóäî. Íå çàõîòåëà îíà óìèðàòü íà ãëàçàõ ó ñâîèõ ïèòîìöåâ è ðåøèëà ïîêèíóòü íîðó. Ïðèëàñêàëà âñåõ íà ïðîùàíüå è íî÷üþ, êîãäà å¸ ìàëûøè ñïàëè, âûïîëçëà èç õàòêè. Ñ òîé ïîðû Ìóðêó ó íîðû íèêòî íå âèäåë.
Íàóòðî ïðîñíóëèñü êîòÿòà è öûïëåíîê, à ìàìû íåò ðÿäîì. Ïîäóìàëè, ÷òî çà äîáû÷åé óáåæàëà. Öåëûé äåíü åå æäàëè, äà òàê è íå äîæäàëèñü. Äîëãî òîñêîâàëè îíè ïî ñâîåé êîðìèëèöå, íî ãîëîä çàñòàâèë èõ âñåõ ïðèñïîñàáëèâàòüñÿ ñàìîñòîÿòåëüíî ê ñóðîâîé æèçíè.
Ïðèáëèæàëñÿ ëåòíèé ïðàâîñëàâíûé ïðàçäíèê Òðîèöà. Âàëåðèÿ óãîâîðèëà ïàïó è ìàìó ñúåçäèòü ê äåäóøêå â äåðåâíþ, ïîèñêàòü åùå ðàç óêàòèâøååñÿ âîëøåáíîå ÿè÷êî ñ àíãåëî÷êîì.
È âîò ïðàçäíèê íàñòóïèë, ê äåäóøêå â äåðåâíþ ïðèåõàëè ãîñòè. Âûøëè îíè èç ìàøèíû è àõíóëè. Âñå âîêðóã òàê èçìåíèëîñü! Âûñîêàÿ òðàâà ñî÷íîé çåëåíüþ íà ñîëíûøêå èãðàåò. Öâåòû ðàçíûå áëàãîóõàþò: ðîìàøêè è êîëîêîëü÷èêè ñ âàñèëüêàìè ïî âåòåðêó êîëûøóòñÿ, èç òðàâû ê ñâåòó òÿíóòñÿ è àðîìàòîì äûøàò âîêðóã.  ñàäàõ ñîëîâüè åùå ïîþò è òðåëè ðàçëèâàþò.
Çàëþáîâàëèñü ãîñòè âèäîì â äåäóøêèíîì ñàäó è íà ÷óäî-ãðÿäêàõ. À ïîñìîòðåòü áûëî íà ÷òî, äåäóøêèíû òðóäû äàðîì íå ïðîïàëè. Ñìîðîäèíà, òîëüêî íà÷èíàâøàÿ íàáèðàòü ñâîé çðåëûé öâåò, ãðîçäüÿìè âèñåëà íà âåòêàõ, êëîíÿ èõ ê çåìëå. Óöåëåâøèå ÿãîäû æèìîëîñòè åëå äîæäàëèñü ãîñòåé, ÷òîá ïîáàëîâàòü èõ ñâîèì àðîìàòíûì âêóñîì. Ìàëèíà æàðîì ãîðåëà íà âåòâÿõ è ñàìà ïðîñèëàñü â ëàäîíè. Çåëåíûå îãóð÷èêè ñâèñàëè ñ ñåòêè îäèí ê îäíîìó, ðàäîâàëè âçãëÿä.
Íî Âàëåðèÿ çàâîëíîâàëàñü:
Äåäóëÿ, ìèëûé! Ïîéäåìòå âñå âìåñòå ñõîäèì íà ãîðêó è ê ðó÷üþ, åùå ðàç ïîèùåì òàì ìîå âîëøåáíîå ÿè÷êî!
Ìèëàÿ òû ìîÿ äåâî÷êà! Äà ðàçâå ìû åãî ñåé÷àñ íàéäåì? Òðàâàòî âèäèøü êàêàÿ âîêðóã âûðîñëà! — îòãîâàðèâàë äåäóëÿ ñâîþ âíó÷êó.
Âàëåðèÿ, íàäåÿñü íà ÷óäî, âñå æå óãîâîðèëà äåäóëþ è Âèòþ îòïðàâèòüñÿ íà ïîèñêè.
Òðîïèíêà Ìóðêè óñïåëà çàðàñòè ñâåæåé âûñîêîé òðàâîé. Ñïóñêàÿñü ïî ñêëîíó, äåäóøêà è âíóêè ìåäëåííî ïðèáëèæàëèñü ê ïîæóõøåé è îñåâøåé îò ñíåãà Ìóðêèíîé êîïåíêå. Äåòè çàñïåøèëè âïåðåä, îáîãíàâ äåäóøêó, è âäðóã ãðîìêî çàêðè÷àëè:
Äåäóëÿ! Ìû âèäåëè ìàëåíüêèõ ïåñòðûõ êîòÿò è ñðåäè íèõ æåëòîãî öûïëåíêà. Îíè èãðàëè âîò ó ýòîé êîïíû!
À ãäå æå îíè ñåé÷àñ? ñïðîñèë ïîäîøåäøèé ïàïà.
Îíè óâèäåëè íàñ è ìèãîì èñ÷åçëè èç âèäó! îòâåòèëè äåòè.
Âñå çàòîðîïèëèñü ê êîïíå. Âèòÿ ïåðâûé îáíàðóæèë ñî ñòîðîíû êîëîäöà âõîä â íîðó, ïîðîñøèé òðàâîé. Âàëåðèÿ ñðàçó æå äîãàäàëàñü, ÷òî êîòÿòà èñïóãàëèñü ëþäåé è ñêðûëèñü â ýòîé íîðå. Äîëãî âûìàíèâàëè äåòè ìàëþòîê, íî òàê è íå ñìîãëè. Òîãäà ïàïà ðåøèë ðóêîé äîñòàòü èõ îòòóäà, íó è ñóíóë ðóêó íà ñâîþ áåäó. Îäèí êîòåíîê âöåïèëñÿ â íåå êîãòÿìè è ïîðàíèë ëàäîíü äî êðîâè, òàê ÷òî ïàïà çàêðè÷àë îò áîëè.
Äåäóøêà ñòàë âûñïðàøèâàòü ó âçâîëíîâàííûõ âíó÷àò:
— Âû òî÷íî âèäåëè öûïëåíêà ñðåäè êîòÿò?
Äà, òî÷íî! Ìû âèäåëè! Îí òàêîé ìàëåíüêèé è êðàñèâûé! Íà àíãåëî÷êà ïîõîæ, óáåæäàëè äåòèøêè.
Ïîðàçìûøëÿë äåäóøêà ñ ñàìèì ñîáîé, è ñòàëî åìó ïîíÿòíî âñå ïðîèñõîäÿùåå. Îí ïðåäëîæèë ðàçîáðàòü êîïíó, ÷òîáû óáåäèòüñÿ â ñâîèõ ïðåäïîëîæåíèÿõ.
Äåäóøêà, ýòî æå èõ äîìèê, ãäå îíè ïîòîì áóäóò æèòü, åñëè ìû ñåé÷àñ ñëîìàåì åãî? çàáåñïîêîèëàñü Âàëåðèÿ.
À ìû åãî ïîòîì âíîâü ïîñòðîèì, óñïîêîèë âíó÷êó äåäóøêà, è îíè ñ ïàïîé ñòàëè ðàçáèðàòü êîïíó.
Ñêîðî, ïîñëå ñíÿòèÿ î÷åðåäíîé ñòîïêè ñåíà, â ëîãîâå ïîÿâèëèñü òðè îùåòèíèâøèõñÿ ïåñòðûõ ïóøèñòûõ êîòåíêà, à ìåæäó íèìè ñòîÿë ìàëåíüêèé öûïëåíîê çîëîòèñòîãî öâåòà. Äåòè óäèâëåííî âñêðèêíóëè è åùå áîëüøå íàïóãàëè áåççàùèòíûõ ìàëûøåé.
Òèøå, òèøå! Îíè æå ìàëåíüêèå è ïîêà åùå ïóãëèâû, óñïîêîèë âíó÷àò äåäóøêà è ñàì ñòàë ëàñêîâî ðàçãîâàðèâàòü ñ îáèòàòåëÿìè õàòêè, îñòîðîæíî ïîãëàæèâàÿ èõ ïóøèñòîå òåëüöå.
Äà âû íàñ íå áîéòåñü! Ìû âàñ íå òðîíåì, ìû äîáðûå! â îäèí ãîëîñ ïîääåðæàëè äåòè äåäóøêèíû äîáðûå íàìåðåíèÿ.
Îíè, íàâåðíîå, ãîëîäíû è åñòü ñèëüíî õîòÿò, çàáåñïîêîèëàñü Âàëåðèÿ.
ß ñåé÷àñ ñáåãàþ ê ìàìå â äîìèê è ÷òî-íèáóäü èì ïîåñòü ïðèíåñó, ïîääåðæàë Âèòÿ èäåþ ñåñòðåíêè.
Ñêîðî êîòÿòà æàäíî ëàêàëè ìîëî÷êî â ìèñêå, à öûïëåíîê êëåâàë êðîøêè áåëîãî õëåáà.
Íàñûòèâøèñü, æèëüöû ðàçîáðàííîé õàòêè ïîíÿëè, ÷òî ê íèì ïðèøëè äðóçüÿ, à íå âðàãè, è ïåðåñòàëè áîÿòüñÿ íåïðîøåíûõ ãîñòåé. Ìóæ÷èíû âçÿëè â ðóêè ïî êîòåíêó, îñòîðîæíî èõ ïîãëàæèâàÿ, à Âàëåðèÿ ñâîèìè ëàäîøêàìè àêêóðàòíî âçÿëà öûïëåíêà.
Âû òîëüêî ïîñìîòðèòå, êàêîé îí ìàëåíüêèé è õîðîøèé! âîñõèùàëàñü äåâî÷êà.
Ïîñëå ýòèõ ñëîâ öûïëåíîê ïî÷óâñòâîâàë çíàêîìîå òåïëî íåæíûõ ðóê è
óçíàë ãîëîñ Âàëåðèè. È â òîò æå ìèã ó âñåõ íà ãëàçàõ ïðîèçîøëî ÷óäåñíîå ïðåîáðàæåíèå. Æåëòîðîòûé öûïëåíîê, òðåïåùóùèé êðûëûøêàìè, ïðåâðàòèëñÿ â çîëîòîãî àíãåëà, î÷åíü ïîõîæåãî íà òîãî ñàìîãî àíãåëî÷êà, êîòîðîãî íàðèñîâàëà Âàëåðèÿ íà ïàñõàëüíîì ÿéöå. Áîæåñòâåííîå ñèÿíèå ëó÷àìè èñõîäèëî îò âîëøåáíîãî ÷óäà. È àíãåë çàãîâîðèë òåì ñàìûì ãîëîñîì, êîòîðûì îí ðàçãîâàðèâàë â ïàñõàëüíûé äåíü:
Òû î÷åíü õîðîøàÿ è äîáðàÿ äåâî÷êà, Âàëåðèÿ. Ïîòåðÿâ îäíàæäû, òû âíîâü îáðåëà ìåíÿ. Çàãàäûâàé ëþáîå æåëàíèå, è ÿ åãî èñïîëíþ äëÿ òåáÿ.
Àíãåëî÷åê ìîé ëþáèìûé! Ó ìåíÿ åñòü æåëàíèå! ß î÷åíü õî÷ó, ÷òîá íà âñåé Çåìëå íå áûëî áåçäîìíûõ êîòÿò, à âñå ëþäè îòíîñèëèñü ê æèâîòíûì ïî-äîáðîìó, òèõîíüêî ïîïðîñèëà Âàëåðèÿ.
È âäðóã íåîæèäàííî äëÿ âñåõ çàäðîæàëà çåìëÿ, ãðîçà çàñâåðêàëà â ÷èñòîì íåáå, à ïîä ñâîäîì ðàäóãè íà ìåñòå êîïíû îáðàçîâàëàñü îãðîìíàÿ ãîðà ñ ïåùåðàìè. È íà òîé âûñîêîé ãîðå äâîðåö èç ìðàìîðíîãî êàìíÿ äî ñàìûõ íåáåñ âåëè÷àâî âîçâûøàåòñÿ. Âî äâîðöå ïðîñòîðíûå ñâåòëûå ïàëàòû. Íà àðî÷íûõ îêíàõ øåëêîâûå øòîðû ïûøíî ñâèñàþò. Íà ïîëó áåëîñíåæíûå áàðõàòíûå êîâðû ëåæàò. Âîêðóã äâîðöà ïàðêè ñ òåíèñòûìè àëëåÿìè öâåòàìè áëàãîóõàþò.  ðîùàõ çâåíÿò ðó÷üè ñ êëþ÷åâîé âîäîé è ïòèöû ïîþò. Ïàâëèíû ñ ðàñïóùåííûìè âååðîì õâîñòàìè õîäÿò ïîâñþäó. È îäíà ìîëî÷íàÿ ðå÷óøêà ïðîòåêàåò âäîëü ïàðêà.
Îò òàêîé êðàñîòû äàæå êîòÿòà, ñèäÿùèå íà ðóêàõ, îòîðîïåëè, à äåäóøêà ñ äåòüìè ñòîÿò è ãëàçàì ñâîèì íå âåðÿò. Ïî ñèíåìó íåáó ïëûâóò ê äâîðöó áåëîñíåæíûå îáëàêà ñî âñåõ êîíöîâ ñâåòà. Íà ýòèõ ïóøèñòûõ îáëàêàõ ñèäÿò áåçäîìíûå êîøêè ñî ñâîèìè êîòÿòàìè è ðàäîñòíî ìóðëû÷óò. Ïîäïëûâàþò îáëàêà ê äâîðöó, è ïèòîìöû íà ïàðàøþòèêàõ ñïóñêàþòñÿ íà çåëåíûå òðîïèíêè, ïî êîòîðûì êîøêè è êîòÿòà çàáåãàþò â ñâîè õîðîìû è íà áàðõàòíûå òåïëûå êîâðèêè ëîæàòñÿ.
Âñëåä çà íèìè ëþäè áåãóò, çàïûõàâøèñü, ñî âñåõ ñòîðîí. Âñþ ïîäîøâó íà îáóâè ñòåðëè, âñå â ãîðó ñïåøàò, ÷òîáû çàíÿòü ñåáå ïåùåðó. Íà âîïðîñ äåäóøêè, êòî îíè è êóäà òàê ñïåøàò, ëþäè îòâå÷àëè:
Ìû áûâøèå õîçÿåâà êîøåê, êîòîðûõ êîãäàòî âûáðîñèëè èç äîìà íà ëþòûé õîëîä è ãîëîäíóþ ñìåðòü. À òåïåðü ìû ñïåøèì, ÷òîáû óñïåòü äî êîíöà ñâîåé æèçíè èñïðàâèòü æåñòîêîñòü è î÷èñòèòü ñâîþ íèùóþ äóøó äîáðûìè äåëàìè.
Ïîñëå ýòèõ ñëîâ èñïóãàëñÿ äåäóøêà è ïîäåëèëñÿ ñ âíó÷àòàìè ãîðüêèìè ðàçìûøëåíèÿìè:
Êîãäà-òî ÿ è ñàì, óåçæàÿ æèòü èç äåðåâíè â ãîðîä, îñòàâèë íà ïðîèçâîë ñóäüáû ñâîþ ñîáàêó ïî êëè÷êå Øàìàí. À ÷òî åñëè è ìíå ïðèäåòñÿ æèòü â õîëîäíîé êàìåííîé ïåùåðå è óõàæèâàòü çà íèì? Ïðàâäà, êàêîå-òî âðåìÿ ñïóñòÿ ÿ âñå æå óáåäèë äîáðûõ ñîñåäåé ïðèþòèòü ó ñåáÿ óìíóþ ñîáàêó äëÿ îõðàíû õîçÿéñòâà.
Äîáðûé àíãåë, óñëûøàâ áåñïîêîéñòâî äåäóøêè, ñêàçàë åìó:
Âîò è õîðîøî! Òåïåðü äëÿ î÷èùåíèÿ ñâîåé äóøè áóäåøü ñìîòðåòü çà ïîðÿäêîì âî äâîðöå. À òû, Âàëåðèÿ, áóäåøü äîáðîé ïðèíöåññîé ýòîãî âîëøåáíîãî äâîðöà, áðàòöà òâîåãî Âèòþ íàçíà÷àþ ïðèíöåì, îí âåäü òîæå äîáðûé è ëþáèò æèâîòíûõ.
Ìóðêå çà å¸ ìíîãîëåòíèå ñòðàäàíèÿ è òåðïåíèå àíãåë ïîìîã âûçäîðîâåòü è ïîñåëèë â ñàìûå ðîñêîøíûå ïàëàòû.
Øëî âðåìÿ, êîøêè ñ êîòÿòàìè ÷óâñòâîâàëè ñåáÿ âî äâîðöå, êàê â ðàþ. Ñïàëè íà áåëîñíåæíûõ áàðõàòíûõ êîâðèêàõ. Óòðîì íå ñïåøà áåæàëè ïî òðîïèíêàì â ñòîëîâóþ, êîòîðàÿ íàõîäèëàñü â ñàìîé áîëüøîé ïåùåðå ó ïîäíîæèÿ äâîðöà. Êîðìèëè èõ õîçÿåâà èç áåëûõ ñ çîëîòîé êàåìêîé ôàðôîðîâûõ ìèñîê. À âîò äëÿ ëþäåé, êîòîðûå óõàæèâàëè çà êîøêàìè, åäó íå ãîòîâèëè. Îíè äîåäàëè òî, ÷òî îñòàâàëîñü îò êîøåê. Íî ëþäè è ýòîìó ðàäû, ïîòîìó ÷òî êîøêè, êîãäà áûëè áåñïðèçîðíûìè ïî èõ âèíå, è ýòîãî íå èìåëè. Ïîñëå îáåäà ó êîøåê òèõèé ÷àñ. Ïîòîì îíè âûáåãàþò íà ïðîãóëêó, áðîäÿò ïàðàìè ïî àëëåÿì ïàðêà. Ó êîòÿò åñòü ñâîé äåòñêèé ãîðîäîê â êðàñèâîé ðîùèöå, ãäå îíè âåñåëî èãðàþò ñ ìûøêàìè è íå îòâëåêàþò ñâîèõ ðîäèòåëåé îò ïðîãóëîê. Ïîñëå óæèíà èõ êóïàþò òåïëîé âîäè÷êîé, ôåíîì ñóøàò è íåæíî ðàñ÷åñûâàþò øåðñòü. À ëþäè äîëãî åùå íå ëîæàòñÿ ñïàòü. Îíè äî ïîëóíî÷è óáèðàþò òåððèòîðèþ, ìîþò ïîñóäó. Óòðîì îíè ðàíî âñòàþò è æäóò ñâîèõ ïèòîìöåâ íà çàâòðàê. È òàê êàæäûé äåíü.
Äåäóøêà, êîãäàòî îáèäåâøèé äîìàøíèõ æèâîòíûõ, êàæäûé äåíü íà çàêàòå ñîëíöà îáëåòàåò âîêðóã äâîðöà íà ñâîåì ëåòàòåëüíîì àïïàðàòå, ïîõîæåì íà êîâåð-ñàìîëåò, è ñìîòðèò çà ïîðÿäêîì. À ïîòîì âîçâðàùàåòñÿ â äåðåâíþ, ÷òîáû ñî÷èíÿòü ñêàçêè èëè óõàæèâàòü çà ãðÿäêàìè.
Âàëåðèÿ è Âèòÿ ïî ïðàçäíèêàì íàâåùàþò ñïàñåííûõ ëþáèìöåâ. Êàê òîëüêî îíè ñòóïàþò íà òåððèòîðèþ äâîðöà, òóò æå ïðåîáðàæàþòñÿ â ïðèíöåññó è ïðèíöà. Èäóò îíè çà ðó÷êó ïî öâåòóùåé òåíèñòîé àëëåå ìèìî ìîëî÷íîé ðå÷êè, à âñå êîøêè, à òàêæå Ìóðêà è å¸ òðè êîòåíêà, áåãóò èì íàâñòðå÷ó è ðàäîñòíî ìÿóêàþò. À ïîòîì íåæíî ëàñêàþòñÿ ê íèì è ìóðëû÷óò, áëàãîäàðÿò çà ñïàñåíèå.
Ñìîòðèò àíãåë ñ íåáåñ è ðàäóåòñÿ äåòñêîé äîáðîòå è èõ áåñêîðûñòíîé ëþáâè ê æèâîòíûì.
Жил-был народ, и они знали одно волшебное слово. Но однажды случилось так, что слово оказалось
утеряно…
Высоко в горах жила-была деревня с прекрасным и веселым народом. Храбрые мужчины охотились в лесах и рыбачили в
озерах вокруг, а прекрасные женщины наполняли дома уютом, пели песни и высаживали в садах цветы.
Однажды в деревню явился странный гость в богато разукрашенном камзоле и шляпе, надвинутой на глаза. Было в его
облике что-то зловещее. Однако старейшины радушно приняли его. На пиршество в честь гостя пришла вся деревня.
Старейшины поинтересовались у гостя: с чем же он пожаловал к ним? Незнакомец ухмыльнулся.
Я пришел совершить выгодную сделку.
Гость хлопнул в ладоши: вдруг перед ним появился сундук и раскрылся сам собой. Гость объявил, что каждый житель может
взять себе по одной вещи оттуда. Женщины и дети бросились к сундуку и просто ахнули: чего там только не было!
Драгоценности, украшения, игрушки из чистого золота. Мужчины не сводили взглядов с восточных сабель и серебряных
кинжалов. Как ни богаты были леса и озера вокруг деревни, в них было не сыскать таких подарков! Пораженные
старейшины спросили гостя, чего же он хочет в обмен на это богатство.
О, пустяки! Взамен я заберу у вас всего одно слово. Я хлопну в ладоши — и вы навек забудете о нем.
Но что такое одно слово! Вы только посмотрите, как переливаются камни на этом кинжале!
Предложение казалось идеальным. Все согласились — и незнакомец хлопнул в ладоши.
Тут же все вокруг заволокло дымом, а когда дым рассеялся, его уже не было. Впрочем, сундук никуда не делся — гости
тотчас бросились делить дары. Выяснилось, что на всех золота и драгоценностей не хватит.
Мало-помалу оживленные разговоры перешли в споры; посыпались оскорбления, крики — дело бы дошло до кровопролития,
если бы не вмешательство старейшин. Настроение у всех было испорчено. Гости покидали дом в молчании.
С тех пор жителей деревни будто подменили. Мужчины стали нервными и угрюмыми. Женщины — злыми и сварливыми. Лучшие
друзья ссорились навек, возлюбленные — расходились.
Песни и шутки смолкли, уступив место постоянной ругани. Больше не звучали над деревней песни, не шли оживленным
потоком гости из других стран. Молодежь покидала деревню, надеясь, что вдали от родных земель проклятие незваного
гостя рассеется.
Казалось, незнакомец забрал у народа не одно слово, а всё их счастье и всю их жизнь.
Отчаявшиеся старейшины объявили мешок золота в награду тому, кто вернет народу заветное слово. Теперь в доме
старейшин собирались смельчаки, мудрецы и авантюристы и сутками перебирали варианты.
Может быть, счастье? Или здоровье? Или гармония?
Но ни один из вариантов — от самых простых до самых экзотических — не мог снять незримого проклятия.
Однажды в дом старейшин явился маленький мальчик, сын местных крестьян. Он был тихим и задумчивым ребенком — вместо
игр с другими детьми он предпочитал проводить время за книгами. Мальчик объявил, что сможет найти ответ на разгадку
в старинных книгах, оставшихся от предков жителей деревни, и попросил пустить его в библиотеку. Мужчины посмеялись,
старейшины покачали головами — но терять им было нечего, и мальчику разрешили попробовать.
Три дня его никто не видел — крестьянский сын штудировал старые книги, не спускаясь вниз ни за едой, ни за питьем. На
четвертый день он пришел к Старейшинам и объявил, что нашел решение. По странному блеску в глазах мальчика мудрейшие
мужи поняли: тот не шутит, и сами преисполнились надежды. Обступив юнца, Старейшины потребовали сказать им заветное
слово.
Мальчик покачал головой и попросил дать ему вначале немного еды: за три дня в библиотеке он совсем ослаб от голода. У
одного из Старейшин нашлась еда: хлеб и немного сыра. Принимая тарелку из его рук, мальчик произнес
Спасибо тебе, дедушка!
И вдруг случилось чудо. На угрюмом, изможденном бессонницей лице старика впервые за много дней появилась улыбка. Он
поднял глаза на остальных и тут все поняли: волшебное слово было найдено! Слово «спасибо» — вот что незнакомец отнял
у народа. Вместе с возможностью благодарить и принимать благодарность. Дарить любовь и чувствовать себя нужными.
Взгляды всех старейшин были устремлены на крестьянского сына, чьего имени они даже не знали.
Спасибо тебе, юный герой! Твой дар дороже любого золота.
С тех пор в деревню вернулись радость, мир и согласие. Воздух вновь наполнился песнями и ароматов цветов, а из
далеких краев начали вновь прибывать торговые караваны. Стража на воротах с беспокойством поглядывала вдаль каждое
утро: не явится ли вновь незваный гость? Но он, словно чувствуя, что прием теплым не будет, и носу не показывал.
А что же наш мальчик? Он получил свою награду — мешок золота — и отдал своим родителям. Те смогли расширить свое
скромное хозяйство, купить скот и нанять помощников, но продолжали также усердно трудиться. Достаток их только
преумножался — и вскоре семья стала одной из самых уважаемых в деревне. Юный герой вырос и возмужал, но не потерял
своей любви к книгам: теперь ему предстояло поступление в университет. Далекий путь его ничуть не пугал: ведь с
собой у мальчика была сила волшебного слова. Слова, которое открывает все двери на свете!