Про что сказка сестрица аленушка и братец иванушка

Во тьме тысячелетий, в языческие времена начинали складываться сказки. в зависимости от таланта сказителя к ним прибавлялись дополнительные приключения героев

Во тьме тысячелетий, в языческие времена начинали складываться сказки. В зависимости от таланта сказителя к ним прибавлялись дополнительные приключения героев или, наоборот, отсекалось лишнее. У каждой сказки было множество вариантов. Но главное – она учила, что для хорошего человека все закончится добром. В каждой сказке была своя мораль. Сказки не записывали до середины 18 века. Научное увлечение русским фольклором началось в 19 веке.

«Что за прелесть эти сказки!»

Вслед за нашим гением эти слова мог бы повторить А. Н. Толстой. Ему, как всем детям его поколения, были близки русские сказки. Будучи уже знаменитым писателем, он неоднократно обращался к фольклору. Он в юности издал сборник «Сорочьих сказок», затем были «Русалочьи сказки», и лишь потом писатель литературно обработал сорок три русские сказки. Сегодня мы рассмотрим народную сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (краткое содержание). Автор для людей нашего времени – не народ, а А. Н. Толстой, потому что в его обработке она говорит с нами на нашем языке, без употребления устаревших слов и выражений. Ее сюжет предельно сжат, и мораль ясна самым маленьким слушателям.

краткое содержание сестрица аленушка и братец иванушка

Пока мы не начали излагать краткое содержание («Сестрица Аленушка и братец Иванушка») сказки о непростой жизни сестры и братика, то вкратце расскажем о ее авторе. Вернее, о его жизни и работе над сказками.

Жизненный путь писателя

Алексей Николаевич Толстой (1883-1945) родился в Николаевске в семье графа, предводителя уездного дворянства. Свое детство и как он начинал учиться дома, мастер слова описал в замечательном рассказе «Детство Никиты». Там действует и его матушка Александра Леонтьевна. Подросток заканчивает училище в Самаре, а затем начинает учиться в Петербургском технологическом институте. Поняв, что его призвание – литература, он оставляет учебу и начинает понемногу печататься. Сначала это были стихи, затем Алексей Толстой обратил внимание на прозу.

Во время 1-й мировой войны он отправляет в тыл статьи из фронтовой жизни. После революции он надолго уезжает за границу. Живя в Париже и Берлине, писатель тоскует по родине. По ходатайству А. М. Горького ему разрешают вернуться домой. Он активно работает над крупными увлекательными романами, которые являются гордостью нашей прозы. Но и в это время он успевает обрабатывать русские сказки. Одной из них, которую любили и наши русские художники, мы сейчас рассмотрим краткое содержание. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» – сказка короткая, но поучительная.

Слушаем сказку

Умерли родители Аленушки и Иванушки. Сестричка была почти девушкой, а братец совсем еще маленький. Девушка пошла на работу и взяла братика с собой. Мы начали рассказывать краткое содержание («Сестрица Аленушка и братец Иванушка») сказочной истории. Идут они долгой дорогой под жарким солнцем. Иванушка захотел пить. Он хотел выпить водички из следа от коровьего копытца, а потом — из следа конского. Но сестра объяснила, что он станет теленочком или жеребеночком.

сестрица аленушка и братец иванушка краткое содержание

Идут дальше, становится все жарче и жарче. Видят следок, полный воды, от козьего копыта. Не послушал Иванушка сестричку, что если выпьет воды, то станет козленочком, и напился воды. Оглянулась Аленушка, зовет братика, а к ней бежит беленький козленочек. Всегда может приключиться беда, если маленькие дети не слушают старших: маму и папу, брата или сестру, тетю или дядю. Села Аленушка и расплакалась. Мимо едет купец, останавливается и расспрашивает, о чем плачет красная девица. Аленушка все ему и рассказала. Тогда купец позвал ее замуж и пообещал, что козленочка они не бросят. Краткое содержание («Сестрица Аленушка и братец Иванушка) сказки пока благополучно продолжается.

Что было дальше

Вышла замуж за купца девушка, и стали они дружно жить все вместе. Однажды купец уехал по делам, а к окошку Аленушки подошла ведьма и ласково стала звать ее купаться. Аленушка, не чувствуя ничего плохого, пошла за ней. Вот еще одна мораль. Нельзя ходить ни большим, ни маленьким за чужими людьми, потому что ведьма привела Аленушку на речку и утопила. А сама обернулась красной девицей, переоделась в ее платье, и даже купец не распознал подмены. Один козленочек все знал. Он стал грустный, перестал есть и пить и начал бегать на берег, звать сестренку назад.

произведение сестрица аленушка и братец иванушка краткое содержание

Ведьма это обнаружила и стала уговаривать купца зарезать козленочка. Тому жалко, но не отказал он ведьме. Так страшно и драматически продолжается сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», краткое содержание которой мы сейчас пересказываем.

Как окончится сказка

Козленочек отпросился перед смертью на бережок и стал жаловаться сестрице, что скоро его зарежут и мясо сварят. Аленушка отвечает, что выплыть не может, потому что камни тяжелые к ней привязаны, трава ноги запутала и песок тяжелый лег на грудь. Услышал слуга купца этот разговор, побежал домой, все рассказал своему хозяину. Пришли добрые люди с сетями и вытащили Аленушку на берег. В ключевую воду ее окунули, и стала Аленушка еще краше.

сестрица аленушка и братец иванушка краткое содержание автор

Козленочек три раза (по русским поверьям это волшебное число) перевернулся через голову и снова стал хорошеньким мальчиком. Ведьму казнили за ее злодеяния.

Так хорошо заканчивается поучительное и занимательное произведение «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», краткое содержание которого мы рассказывали и объясняли.

260[1]

Жили-были себе царь и царица; у них были сын и дочь, сына звали Иванушкой, а дочь Алёнушкой. Вот царь с царицею померли, остались дети одни и пошли странствовать по белу свету. Шли, шли, шли… идут и видят пруд, а около пруда пасётся стадо коров.

— Я хочу пить, — говорит Иванушка.

— Не пей, братец, а то будешь телёночком, — говорит Алёнушка.

Он послушался, и пошли они дальше; шли-шли и видят реку, а около ходит табун лошадей.

— Ах, сестрица, если б ты знала, как мне пить хочется.

— Не пей, братец, а то сделаешься жеребёночком.

Иванушка послушался, и пошли они дальше, шли-шли и видят озеро, а около него гуляет стадо овец.

— Ах, сестрица, мне страшно пить хочется.

— Не пей, братец, а то будешь баранчиком.

Иванушка послушался, и пошли они дальше; шли-шли и видят ручей, а возле стерегут свиней.

— Ах, сестрица, я напьюся; мне ужасно пить хочется.

— Не пей, братец, а то будешь поросёночком.

Иванушка опять послушался, и пошли они дальше; шли-шли и видят: пасётся у воды стадо коз.

— Ах, сестрица, я напьюся.

— Не пей, братец, а то будешь козлёночком.

Он не вытерпел и не послушался сестры, напился и стал козлёночком, прыгает перед Алёнушкой и кричит: «Ме-ке-ке! Ме-ке-ке!»

Алёнушка обвязала его шёлковым поясом и повела с собою, а сама-то плачет, горько плачет… Козлёночек бегал-бегал и забежал раз в сад к одному царю. Люди увидали и тотчас доказывают царю:

— У нас, ваше царское величество, в саду козлёночек, и держит его на поясе девица, да такая из себя красавица.

Царь приказал спросить, кто она такая. Вот люди и спрашивают её: откуда она и чьего роду-племени?

— Так и так, — говорит Алёнушка, — был царь и царица, да померли; остались мы, дети: я — царевна, да вот братец мой, царевич; он не утерпел, напился водицы и стал козлёночком.

Люди доложили все это царю. Царь позвал Алёнушку, расспросил обо всём; она ему приглянулась, и царь захотел на ней жениться. Скоро сделали свадьбу и стали жить себе, и козлёночек с ними — гуляет себе по саду, а пьёт и ест вместе с царём и царицею.

Вот поехал царь на охоту. Тем временем пришла колдунья и навела на царицу порчу: сделалась Алёнушка больная, да такая худая да бледная. На царском дворе всё приуныло; цветы в саду стали вянуть, деревья сохнуть, трава блекнуть. Царь воротился и спрашивает царицу:

— Али ты чем нездорова?

— Да, хвораю, — говорит царица.

На другой день царь опять поехал на охоту. Алёнушка лежит больная; приходит к ней колдунья и говорит:

— Хочешь, я тебя вылечу? Выходи к такому-то морю столько-то зорь и пей там воду.

Царица послушалась и в сумерках пошла к морю, а колдунья уж дожидается, схватила её, навязала ей на шею камень и бросила в море. Алёнушка пошла на дно; козлёночек прибежал и горько-горько заплакал. А колдунья оборотилась царицею и пошла во дворец.

Царь приехал и обрадовался, что царица опять стала здоро́ва. Собрали на стол и сели обедать.

— А где же козлёночек? — спрашивает царь.

— Не надо его, — говорит колдунья, — я не велела пускать; от него так и несёт козлятиной!

На другой день, только царь уехал на охоту, колдунья козлёночка била-била, колотила-колотила и грозит ему:

— Вот воротится царь, я попрошу тебя зарезать.

Приехал царь; колдунья так и пристаёт к нему:

— Прикажи да прикажи зарезать козлёночка; он мне надоел, опротивел совсем!

Царю жалко было козлёночка, да делать нечего — она так пристаёт, так упрашивает, что царь, наконец, согласился и позволил его зарезать. Видит козлёночек: уж начали точить на него ножи булатные, заплакал он, побежал к царю и просится:

— Царь! Пусти меня на́ море сходить, водицы испить, кишочки всполоскать.

Царь пустил его. Вот козлёночек прибежал к морю, стал на берегу и жалобно закричал:

Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бе́режок.
Огни горят горючие,
Котлы кипят кипучие,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!

Она ему отвечает:

Иванушка-братец!
Тяжёл камень ко дну тянет,
Люта змея сердце высосала!

Козлёночек заплакал и воротился назад. Посеред дня опять просится он у царя:

— Царь! Пусти меня на́ море сходить, водицы испить, кишочки всполоскать.

Царь пустил его. Вот козлёночек прибежал к морю и жалобно закричал:

Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бе́режок.
Огни горят горючие,
Котлы кипят кипучие,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!

Она ему отвечает:

Иванушка-братец!
Тяжёл камень ко дну тянет,
Люта змея сердце высосала!

Козлёночек заплакал и воротился домой. Царь и думает: что бы это значило, козлёночек всё бегает на́ море? Вот попросился козлёночек в третий раз:

— Царь! Пусти меня на́ море сходить, водицы испить, кишочки всполоскать.

Царь отпустил его и сам пошёл за ним следом; приходит к морю и слышит — козлёночек вызывает сестрицу:

Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бе́режок.
Огни горят горючие,
Котлы кипят кипучие,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!

Она ему отвечает:

Иванушка-братец!
Тяжёл камень ко дну тянет,
Люта змея сердце высосала!

Козлёночек опять зачал вызывать сестрицу. Алёнушка всплыла кверху и показалась над водой. Царь ухватил её, сорвал с шеи камень и вытащил Алёнушку на берег, да и спрашивает: как это сталося? Она ему всё рассказала. Царь обрадовался, козлёночек тоже — так и прыгает, в саду всё зазеленело и зацвело. А колдунью приказал царь казнить: разложили на дворе костёр дров и сожгли её. После того царь с царицей и с козлёночком стали жить да поживать да добра наживать и по-прежнему вместе и пили и ели.

261[2]

Идут двое сироток — сестрица Алёнушка с братцем Иванушкой по дальнему пути, по широкому полю, а жар-то, жар их донимает. Захотелось Иванушке пить:

— Сестрица Алёнушка, я пить хочу!

— Подожди, братец, дойдём до колодца.

Шли-шли — солнце высоко, колодезь далеко, жар донимает, пот выступает! Стоит коровье копытце полно водицы.

— Сестрица Алёнушка, хлебну я из копытца?

— Не пей, братец, телёночком скинешься.

Братец послушался, пошёл дальше. Солнце высоко, колодезь далеко, жар донимает, пот выступает! Стоит лошадиное копытце полно водицы.

— Сестрица Алёнушка, напьюсь я из копытца?

— Не пей, братец, жеребёночком станешь.

Вздохнул Иванушка, опять пошёл. Солнце высоко, колодезь далеко, жар донимает, пот выступает! Стоит баранье копытце полно водицы. Братец увидел его и, не спросясь с Алёнушкой, выпил до дна. Алёнушка зовёт Иванушку, а вместо Иванушки за ней бежит беленький баранчик. Догадалась она, залилась слезами, села под стожок — плачет, а баранчик возле неё по травке скачет. Ехал мимо барин, остановился и спрашивает:

— О чём ты, красная девушка, плачешь?

Рассказала она ему свою беду.

— Поди, — говорит, — за меня; я тебя наряжу и в платье и в серебро и баранчика не покину: где будешь ты, там будет и он.

Алёнушка согласилась; обвенчались и жили так, что добрые люди, глядя на них, радовались, а дурные завидовали.

Один раз мужа не было дома, Алёнушка оставалась одна. Ведьма навязала ей на шею камень и бросила в воду, а сама нарядилась в её платье и заселилась в барских палатах; никто её не распознал, сам муж обманулся. Одному баранчику всё было ведомо, один он печалился, повесил голову, не бирал корму и утро и вечер ходил около воды по бережку да кричал: «Бя, бя!» Узнала о том ведьма, и нелюбо ей стало; велела разложить костры высокие, разогреть котлы чугунные, наточить ножи булатные и говорит:

— Барана надо зарезать!

Послала слугу его поймать. Муж дивится: как жена-то любила барана, мне надоела — пой его, корми его, а то велит резать! А баранчик спроведал, что ему недолго жить, лёг на бережку и причитывает:

Алёнушка, сестрица моя!
Меня хотят зарезати;
Костры кладут высокие,
Котлы греют чугунные,
Ножи точат булатные!

Алёнушка ему в ответ:

Ах, братец мой Иванушка!
Тяжёл камень шею перетёр,
Шёлкова трава на руках свилась,
Жёлты пески на груди легли!

Человек слушает, что за чудо? Пошёл, сказал барину; стали оба караулить. Баранчик пришёл и опять стал вызывать Алёнушку и плакаться над водою:

Сестрица моя, Алёнушка!
Меня хотят зарезати;
Костры кладут высокие,
Котлы греют чугунные,
Ножи точат булатные!

Алёнушка ему в ответ:

Ах, братец мой Иванушка!
Тяжёл камень шею перетёр,
Шёлкова трава на руках свилась,
Жёлты пески на груди легли!

«Людей! Людей! — закричал барин. — Собирайся, челядь дворовая, запускай невода, закидай сети шёлковые!» Собралась челядь дворовая, закинула сети шёлковые; Алёнушка и поймалась. Вытащили её на бережок, отрезали камень, окунули её, сполоснули в чистой воде, белым полотном обернули, и стала она ещё лучше, чем была, и обняла своего мужа. Баранчик стал опять братец Иванушка, и зажили все по-старому, по-хорошему, только ведьме досталось; ну да ей, говорят, туда и дорога, об такой не жалеют!

262[3]

Жили сестрица и братец, и пошли они в лес по ягоды. Шли-шли; вот на дороге лежит лошадино копытце с водицей; вот братец и говорит:

— Сестрица, я пить хочу; я в этом копытце напьюсь.

— Нет, не пей, братец, коняшка будешь.

Ещё шли-шли, коровье копытце стоит.

— Сестрица, сестрица, я пить хочу!

— Нет, не пей, бычок будешь.

Шли-шли; стоит овечье копытце.

— Сестрица, сестрица! Я напьюсь.

— Нет, не пей, баранчик будешь.

Шли, шли; стоит козино копытце.

— Сестрица, сестрица, я напьюсь!

— Нет, не пей, а то козельчик будешь.

Пошли дальше; он не утерпел, отвернулся и напился, и обратился козельчиком, бежит и блеет.

— Я говорила тебе: не пей!

Идут; барин едет и говорит:

— Продай, девушка, козельчика.

— Нет, он у меня не продажный; это мой братец, а не козельчик!

Барин взял обоих их, увёз и на девушке женился и козельчика ласкал.

Вот барин уехал, а эту жену его, Алёнушку, дворовые ненавидели, взяли привязали ей на шею камень большущий и бросили в реку, а вместо её другая убралась в её платье. Барин приехал и не узнал. Эта другая жена хотела известь и козельчика и велела барину зарезать его.

— Я. — говорит, — хочу козлиного мясца.

Барин велел слугам зарезать козельчика. Козельчик почуял, приходит к барину и говорит:

— Барин, барин! Пусти меня на речку водицы испить, кишочки промыть, твоей барыне лучше будет кушать!

— Ступай, да не уходись[4].

Он пошёл, на бережку сел и стал кричать:

— Алёнушка, сестричушка, тебе тошно, а мне тошней твоего; меня, козла, хотят резать, ножи точат булатные, котлы кипят немецкие, огни горят всё жаркие!

А она ему говорит, выныривая из реки:

— Иванушка, родимый мой, тебе тошно, а мне тошней твоего; тяжёл камень ко дну тянет, бела-рыба глаза выела, люта змея сердце высосала, шёлкова трава ноги спутала!

Козельчик пошёл домой, полежал и опять у барина просится на реку; барин пустил и послал следом слугу посмотреть, зачем он часто ходит туда. Козельчик сел на бережку и опять закричал:

— Алёнушка, сестричушка, тебе тошно, а мне тошней твоего; меня, козла, хотят резать, ножи точат булатные, котлы кипят немецкие, огни горят всё жаркие!

Она ему говорит:

— Иванушка, родимый мой, тебе тошно, а мне тошней твоего; тяжёл камень ко дну тянет, бела-рыба глаза выела, люта змея сердце высосала, шёлкова трава ноги спутала!

Пришли домой, слуга ничего не сказал барину; а козельчик немножко повернулся и опять просится у барина на речку водицы испить, кишочки промыть. Барин отпустил и сам пошёл следом. Козельчик сел на бережку и стал опять кричать:

— Алёнушка, сестричушка, меня, козла, хотят резать, ножи точат булатные, котлы кипят немецкие, огни горят всё жаркие!

И она выныривает из реки и говорить стала:

— Иванушка, родимый мой!..

Как барин то угадал, да вдруг кинется и вытащил её; узнал обо всём, всех пересёк, а которая на место её сделалась (ту) прогнал; а с этой начал жить-поживать по-прежнему, и козельчику стало хорошо.

263[5]

Жил старик со старухой. У них был сынок Иванушка и дочка Олёнушка. Отец послал их в лес за ягодками. Они пошли; пришли в лес и нашли земляночку. Олёнушка сказала:

— Давай, братец, взойдём в эту землянку.

Взошли и увидели: лежит на печи и спит яга-баба. Они сели на лавку и стали играть Олёнушкиным кольчиком[6]. Долго ли, коротко ли в ней посидели, потом вышли из землянки. Отойдя немножко, Олёнушка сказала:

— Ох, братец Иванушка! Я кольчико-то позабыла в землянке на окошечке; поди возьми его, да смотри не лижи козлиного сальца, что на лавочке лежит.

Пошёл Иванушка и дорогою сам с собою думает: что мне сестрица не велела лизать сальца? Пришёл в землянку, взял кольчико и лизнул сальце, да и сделался козлом. Надел кольчико на рога, бежит к Олёнушке и блеет по-козлиному.

— Ох ты дурачок, Иванушка! — говорит Олёнушка. — Ведь я тебе наказывала, чтобы не лизал сальце; а ты не послушал-таки меня!..

Взял их барин к себе, и живут они у него с год времени.

Вот пришли к Олёнушке дочери яги-бабы, зовут её купаться. Долго она отказывалась; наконец уговорили. Пришли к воде, скинули с себя рубашки, полезли в воду. Ягины дочери привязали Олёнушке на шею камень и пустили с ним в воду…

Козлёночек ходит на бережок и горько плачет, приговаривая:

— Олёнушка, сестрица моя! Ты выдь ко мне, ты выгляни: я братец твой, Иванушка, пришёл к тебе с нерадостной весточкой, меня, козла, убить хотят, зарезати…

Олёнушка из воды отвечает ему:

— Ох, братец мой Иванушка! Я рада бы к тебе выглянуть, тяжёл камень ко дну тянет…

Слуги прошли за козлёночком, и как на его голос выглянула из реки Олёнушка — они тотчас схватили её и вытащили на берег. Барин взял Олёнушку к себе в дом, а козла Иванушку пустил в сад гулять, а дочерей яги-бабы приказал расстрелять.

Примечания

  1. Записано в Бобровском уезде Воронежской губ., вероятно, А. Н. Афанасьевым.
  2. Записано в Курской губ.
  3. Записано в Тамбовской губ.
  4. Уходиться — пропасть, погибнуть (Ред.).
  5. Записано в Саратовской губ.
  6. Колечком (Ред.).

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка — эту сказку знают многие из нас с детства. И выражение: «Сказка ложь да в ней намёк добрым молодцам урок!», то же многим знакомо. Люди любят истории про тайные заговоры секретные сообщества, и скрытый смысл. Есть мнение вполне возможно и не без основания, что народные сказки так же несут в себе скрытый смысл. 

Сокрытое ищут в нестыковках. Но нестыковки можно найти везде, да же в пресловутом кино, которое делают профессионалы. За рубежом фильм предварительно рисуют покадрово, проводят кастинг, выверяют сценарий. И тем не менее киноманы находят ляпы. А старые сказки которые переложили в книги относительно недавно,большую часть своего существования передавались устно. И каждый рассказчик как «глухой телефон» или плохой переводчик вносил свои «помехи».

Мне всегда было интересно, что например баба Яга по сути является киборгом например,

6227294060554100abd0891114a04f6e

Колаж автора

в общем сказки — для уфологов плодотворная почва. Но не будем перекраивать сказки в фантастику. Давайте поищем правду скрытую толщей сказочных событий.

Нет вариант юмористов, который любят вворачивать некоторые женщины, то же опустим:

0a78c7c37cd84a5ba43651fa44bfbeda

Колаж автора

А обратимся к тому с чего всё началось. Сыну в школе по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» задали домашнюю работу, что вымысел в данной сказке, а что правда и какая правда могла быть. Работу надо было выполнить в виде таблицы столбец правды и сказочной кривды. Задание ребёнку показалось сложным, пришлось прийти на помощь. В процессе обдумывания, как могло быть у меня родилось два варианта событий. И какой из них ближе к правде надеюсь выскажете вы в комментариях. Да дзен не желает вставить таблицу в текст, а картинкой таблица выходит плохо читаемой. Что же будем писать кусками, так менее наглядно, но куда деваться. Что бы не пересказывать сказку целиком разобьем на основные ключевые моменты:

1. Сказка: Сестрица Алёнушка и братец Иванушка сироты (есть вариант сказки где они сироты, но по происхождению царские дети).

1. а Правда: Сестра и брат крестьянские дети позднего брака, родители старые, потому и умерли рано.

1. б Правда: Сестра и брат беженцы разорённого царства царской династии или вернее княжеской — это важно для этого варианта событий.

2. Сказка: Не послушался Иванушка напился из козьего копытца (козьего ручья) и превратился в козлёночка.

85bbf510d45b4dde864675e24c353c2c

Кадр из одноимённого мультфильма

2. а Правда: Брат не послушав сестру напился от большой жажды с грязного водоёма, заболел.

242051a3d4164c52a25d8001e3eac0f5Картинка из интернета

2. б Правда: После смерти царя с царицей, придворные интригами пытаются отравить главных героев. Сестра наставляет брата никому не верить и не принимать подарков или изысканных кушаний. Однако брат соблазняется напитком, может игрушкой которая отравлена. После действия яда брат болеет, а потом становится слабоумным. И уже после происшествия дети сбегают брат порой ведёт себя как животное.

6912868aaea443f8a5206c21dc0b7a59Картинка из интернета

3. Сказка: Знакомство с купцом, и его женитьба на Алёнушке

144c9f351af94bc9a7c6c847315003c9

Кадр из одноимённого мультфильма

3. а Правда: Женитьба купца на Алёнушке (тут совпадение со сказкой)

3. б Правда: Женитьба князя соседнего княжества на Алёнушке.Ведь Алёнка, по происхождению царская дочка.

4. Сказка: Появление, ведьмы. Процесс утопления Алёнушки новым персонажем.

4. а Правда: Алёнушка купается с подругами и тонет, вскоре купец женится на новой девушке.

4. б Правда: Князь влюбился в подругу Алёнки, или увидел перспективный союз на горизонте с другим княжеством через брак. Алёнку бесприданницу отдаёт в монастырь. Слабоумный Ванька шатается по дворцу.

c040bf821b2a415592970454e2f40a5b

Из интернета

5. Сказка: Козлёнок бежит к водоёму где лежит Алёнушка зовёт её вернутся, Алёнка ему отвечает что не может подняться из воды. Ведьма прознав про призывы козлёнка к сестре приказывает его зарезать.

5. а Правда: Ваня убивается горем, каждый день ходит на могилку к сестре и жалуется ей на мачеху. Мачеха вполне может порядочная женщина, беспокоится в меру своей совести, о том что мальчик может тронутся, если не прекратит ходить к сестре на кладбище. И запрещает посещение погоста Ване.

e04e85e904924634a6b63e55cbf5b62d

С просторов интернета: М.П. Чевалков. У МОГИЛЫ МАТЕРИ…

5. б Правда: Новой супруге не нравится этот странный мальчик, она пытается его выжить из дворца. Ванька бегает к стенам монастыря и взывает к сестре о помощи. Сестра отвечает, что её держит камень — стена каменная монастыря и не может она из него выйти. Принятия пострига равносильно смерти сестры. Но она жива и с ней можно говорить. Хорошее объяснение нестыковки сказки, а именно что «…сестра под водой лежит и живёт…», вот как можно быть недоступной для мира.

6. Сказка: Купец прознав про разговор козлёнка с сестрой у воды, наказывает ведьму из воды спасают Алёнку.

6. а Правда: Ваня постепенно смирился со смертью сестры, и наладил отношения с мачехой, либо ушёл из этой семьи в другое место.

6. б Правда: Алёнушка, пусть с новым не выдержав жалоб братца сбегает с монастыря, после чего выкрадывает брата, не сильно то его и стерегли. И вместе они уходят в другие земли. Брат остаётся слабоумным (в сказке он остался козлёночком)

Вот такие варианты развития событий мне пришли в голову. Что вы думаете по этому поводу? Если кому то будет интересна данная тема, пишите — разберу на запчасти ещё сказку ;).

Конспект ООД по чтению художественной литературы в старшей группе ДОУ «Сказка»Конспект ООД по чтению художественной литературы в старшей группе ДОУ «Сказка»

Автор: Михайлова Ирина Георгиевна

Тема: Чтение русской – народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый».

Цель: познакомить детей со сказкой. Систематизировать и углубить знания детей о русском устном творчестве, композиционных и национальных языковых особенностях сказки. Научить осмысливать идею сказки, оценивать характеры персонажей.

Задачи: учить понимать характер и поступки героев. Замечать и понимать образные выражения. Учить внимательно слушать, отвечать на вопросы по содержанию, способствовать обогащению словарного запаса детей. Развивать память, мышление, зрительную и слуховую память, эмоциональную сферу. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Содержание ООД

Вводная часть Приветствие Воспитатель: Ребята давайте скажем всем здравствуйте! (Дети встают в круг.)

— Здравствуй солнце золотое (правая рука вверх).

— Здравствуй небо голубое (левая рука вверх).

— Здравствуй маленький цветок (приседают).

— Здравствуй в поле ветерок (машут руками).

— В детский садик я хожу всех я вас приветствую (идут по кругу).

Воспитатель: Ребята я хочу с вами отправиться в путешествие. А отправляемся мы с вами в сказку. Как вы думаете, ребята, что мы должны сделать, чтобы попасть в сказку?

(Дети перечисляют).

Чтобы попасть в сказку, нужно покружиться вокруг себя и сказать волшебные слова:

— Крибли, крабли раз-два-три, в стране сказок очутись (одеваю платок).

Садятся.

— Ребята, вы любите сказки? (Да.) Вы знаете уже много сказок. И вот сегодня мы собрались, чтобы еще раз вспомнить любимые сказки, узнать, кто из вас знает больше сказок. Итак, путешествие в страну сказок начинается.

— Я очень люблю сказки, особенно русские народные. А как вы думаете, что значит – русские народные? (Это сказки придуманные дедушками и бабушками для своих внуков)

А сейчас я хочу про верить хорошо ли вы помните сказки?

Игра: «Ты мне – я тебе».

(Дети сидят на своих местах. Ведущий бросает мяч детям. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) — Кто катился по дорожке? (Колобок.)

— Что били, били — не разбили? (Яйцо.)

— Кто разрушил теремок? (Медведь.)

— Кого Маша пирогами обхитрила? (Медведя.)

— У кого в пруду хвост примёрз? (У волка.)

— Каким зёрнышком подавился петушок? (Бобовым.)

— Какой овощ дед не мог вытянуть? (Репку.)

— Самое любимое место Иванушки – дурачка? (Печка.)

— Какая избушка была у зайчика? (Лубяная.)

— Как называют дом Бабы Яги? (Избушка на курьих ножках.)

-В какой сказке мальчик превратился в козленка? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

-Кто унес мальчика от сестрицы? (гуси-лебеди)

-Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?

— Какими словами начинаются русские народные сказки? (жили-были)

— Какими словами заканчиваются?

Воспитатель: Чему учат сказки?

Дети: Добру, справедливости, дружбе и взаимовыручке.

Воспитатель: Молодцы! Сегодня я познакомлю вас с новой сказкой. А называется она «Крылатый, мохнатый да масленый». Как вы думаете, о ком рассказывается в этой сказке? Кто Крылатый? – это может быть самолёт, а может птица. Как вы думаете какая птица?

Воспитатель: Крылатый ворона, сорока… не подходит

Дети: Крылатый ворон, воробей…

Воспитатель: А мохнатый? А масленый? У этой сказки и начало необычное, вспомните, как обычно начинаются русские народные сказки?

Дети: «Жили-были».

Воспитатель: А эта сказка начинается «На лесной опушке, в тёпленькой избушке, жили – были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый, да блин масленый». Да, здесь не просто сказано «жили – были», но и указано, где жили сказочные герои. И где же жили три братца? (Хоровой ответ детей.)

Воспитатель: Садитесь ребята поудобнее, сейчас я вам расскажу сказку «Крылатый, мохнатый да масляный».

Чтение сказки сопровождается презентацией.

Физкультминутка «Мышка».

Мышка быстренько бежала (бег на месте),

Мышка хвостиком виляла (имитация движений),

Ой, яичко уронила (наклониться, поднять),

Посмотрите-ка, разбила (показать на вытянутых руках).

Повторяется 3 раза в разном темпе от быстрого к медленному

Беседа по содержанию сказки.

Воспитатель:

— Как звали героев сказки?

— Как жили друзья в начале сказки?

— Правильно ли сделал воробей, когда обиделся на друзей?

-Как бы вы поступили на месте друзей? Почему так? (спросить 2-3 детей)

-Что можно посоветовать друзьям (жить дружно и не ссориться).

-Можно ли было поступить по-другому? Если можно, то как? (спросить 2-3 детей)

— Припомните, как выглядел блин, вернувшийся с охоты. (Полбока лиса съела.)

— А с мышью что стало? (Обварилась, ошпарилась. Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит.) А каким нашел блин воробья на завалинке? (Клюв на сторону, слезами воробей заливается.)

— Когда же, друзья мои, так бывает?

«Вот так всегда бывает, когда один на другого кивает, а свое дело делать не хочет». Кто это сказал? Почему блин так сказал?

Дети: Потому что каждый должен выполнять свою работу и не завидовать другому.

Воспитатель: Правильно ребята. Ведь не даром русский народ сложил пословицу о дружбе: «Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех».

-Кого можно пожалеть в сказке? (всех).

-Кого нужно учить правильным поступкам? Каким?

Дети: Воробья. Взаимовыручке, терпению, преданности и пониманию того, что каждый должен выполнять свою работу.

— Чем заканчивается сказка?

— Коль так случилось, делать нечего: Поплакали-погоревали да своими делами и занялись.

— Чему вас научила эта сказка (Доводить начатое дело до конца, уважать труд друг друга).

— Молодцы, ребята! Предлагаю поиграть в игру, которая называется «Чья работа?»

Словесная игра «Чья работа?».

Задача детей рассказать, кто из героев какую работу выполнял до ссоры и после ссоры.

-Что делал блин до ссоры (щи да кашу варил).

-А после ссоры? (на охоту пошёл, а лиса ему пол бока съела).

-Что делала мышка до ссоры? (дрова рубила).

-А после ссоры? (обед варила да ошпарилась).

-Что делал воробей до ссоры? (на охоту ходил).

-А после ссоры? (дрова клевал, да и клюв своротил).

-Молодцы!

Заключительная часть

Для этого давайте закроем глаза покружимся, раз-два-три, в нашей группе очутись (снимаю платок сказочницы)

— Скажите, как называется сказка, с которой мы сегодня познакомились? (ответ детей)

— Чему научила вас эта сказка? (дружбе, взаимовыручке, доброте и преданности).

Действительно, ребята, эта сказка многому вас научила. А впереди вас ожидает знакомство с новыми интересными сказками. До свидания!

Составлено с помощью интернет источников

Библиографическое описание:


Коваленко, А. П. Организация работы по гендерному воспитанию дошкольников (формирование качеств женственности у девочек среднего дошкольного возраста посредством художественной литературы) / А. П. Коваленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 367-368. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86930/ (дата обращения: 29.12.2021).



Многими педагогами, психологами, учеными справедливо подчеркивается, что мужчину в мальчике и женщину в девочке нужно воспитывать с раннего детства и на протяжении всего дошкольного детства. Развитие ребенка с первых дней жизни — это развитие конкретного мальчика или девочки. Половое воспитание надо проводить постоянно, повседневно, наряду с другими сторонами воспитания, в комплексе с нравственным, трудовым, физическим, эстетическим воспитанием. Именно они дают растущему человеку представление о долге, красоте, развивают волю, способность управлять стремлениями и желаниями. Гурович Л. М, Береговая Л. Б, Логинова В. утверждают, что полоролевые модели поведения детей успешно формируются в художественной литературе. По их мнению, именно из художественной литературы дети перенимают образцы поведения, соответствующие их полу. Для того, чтобы девочки росли женственными, необходимо уделять особое внимание воспитанию нежности, заботливости, скромности, аккуратности, терпимости, стремлению к мирному разрешению конфликтов. Закладываются и формируются данные качества в процессе ознакомления с художественной литературой, во время режимных моментов, в игровой деятельности, во время НОД, именно благодаря целенаправленной и систематической работе мы можем развить в детях данные качества женственности.

Проблема гендерного воспитания в условиях ДОУ актуальна на сегодняшний день. В современной образовательной ситуации существует противоречие между необходимостью осуществлять гендерный подход в воспитании детей и недостаточностью условий, необходимых для её реализации. В современной дошкольной педагогике теория гендерного подхода недостаточно разработана, нет определённой методики.

В настоящее время, в детских садах отсутствует слаженная система работы по гендерному воспитанию, в связи с этим дети часто конфликтуют, девочки часто выбирают в партнеры по игре мальчиков, игры носят агрессивный характер. Девочки не проявляют интереса к таким играм как «Дочки-матери», где они могли бы проявлять свои женские качества такие как доброта, заботливость, нежность.

Гендерное воспитание в ДОУ важно осуществлять с позиции системного подхода, призванного в комплексе решать, как социальные, так и психолого-педагогические проблемы детей дошкольного возраста. Все это ложится на плечи педагогов и родителей. В соответствии с ФГОС ДО, воспитание детей происходит в триаде, и родители являются неотъемлемыми участниками образовательных отношений.

Основная цель, которую мы ставим в своей работе — это создание условий, обеспечивающих становление полоролевого поведения мальчиков и девочек.

В соответствии с целью нашей работы мы поставили следующие задачи:

  1. Формирование у девочек среднего дошкольного возраста соответствующих представлений по проблемам пола и взаимодействия между мальчиками и девочками.
  2. Развитие проявлений женственности во взаимодействии с другими детьми и в поведении.
  3. Развитие качеств женственности посредством художественной литературы.
  4. Повышение родительской компетентности в вопросах гендерного воспитания.
  5. Просвещение педагогов в вопросах организации работы с девочками и мальчиками в условиях ДОУ.

Исходя из поставленных задач, мы выстроили следующую систему работы:

  1. Организация работы с педагогическими работниками (просвещение педагогов по вопросам гендерных различий мальчиков и девочек).
  2. Создание развивающей предметно-пространственной среды (В соответствии с требованиями ФГОС ДО).
  3. Организация работы с родителями по направлению гендерное воспитание дошкольников.

Для работы в направлении гендерного воспитания и социализации дошкольников нами была подобрана художественная литература (в частности сказки, рекомендованная для дошкольников 4–5 лет) такие как:

Л. Воронкова

«Как Аленка разбила зеркало»

Ш. Перро

«Красная шапочка»

Русская народная сказка

«Привередница»


«Мальчики и девочки — будущие мужчины и женщины»

Русские народные сказки

«Жихарка»

,

«Мужик и медведь»

,

Русские народные сказки

«Гуси — лебеди»

,

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

,

В. Осеева

«Волшебная иголочка»


«Мужской и женский труд»

С. Михалков

Русская народная сказка

«Снегурочка»

,


«Мальчики и девочки — будущее мамы и папы»

А. К. Вестли и др.

Также проведены следующие мероприятия с педагогами, детьми и их родителями:

– Консультация с педагогами «Учет гендерных особенностей в воспитании девочек и мальчиков»

– Круглый стол «Мир девочек, мир мальчиков»

– Оформление стенда для родителей «Читаем сказки девочкам»

– Консультация для родителей «Девочки и мальчики. Особенности воспитания»

– Пополнение РППС сказками, рассказами (примеры приведены выше).

– Чтение с детьми русских народных сказок, рассказов, содержащих образы мужчин и женщин.

– моделирование подарка для мальчиков, для девочек.

– Беседы «Какой должна быть девочка? Мальчик?»

– Игровые ситуации «Уложим спать малыша» и др.

Проведенная нами работа, способствовала положительным результатам таким как:

– Повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей в вопросах воспитания девочек и мальчиков.

– Совершенствование культуры поведения девочек (девочки начали решать конфликты мирно, проявляя доброе отношение к другому ребенку, девочки начали проявлять интерес к русским народным сказкам, девочки проявляют доброжелательное отношение к мальчикам).

Таким образом, можно сделать вывод, что наша целенаправленная работа оказалась эффективной, созданные условия приносят положительный результат. Гендерное воспитание и дальше остается одним из приоритетных направлений в воспитании детей в нашем учреждении.

Литература:

  1. Абраширова А. В. Полоролевое воспитание дошкольников // Дошкольная педагогика. — 2009. — № 4. — с. 12–16.
  2. Азаров, Ю. П. Семейная педагогика. Серия «Мастера психологии» [Текст] / Ю. П. Азаров. — П.: Издательство «Питер», 2011. — 400 с.
  3. Гурович Л. М,Береговая Л. Б, Логинова В. И. Ребенок и книга. — С-П, 1996. — с. 19–25.
  4. Еремеева В.Д, Хризман Т. П. Мальчики и девочки два разных мира. Нейропсихологии — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. — СПб.: «Тускарора», 2006. — 184с.

Основные термины (генерируются автоматически): гендерное воспитание, девочка, художественная литература, мальчик, воспитание детей, организация работы, воспитание девочек, гендерный подход, дошкольный возраст, русская народная сказка.

  • Про что сказка синяя борода
  • Про что сказка о царе берендее
  • Про что сказка по щучьему велению
  • Про что сказка кубок
  • Про что сказка о потерянном времени