Про что сказка конек горбунок

Тема: духовно-нравственное воспитание детей через произведение п.п. ершова конек-горбунокцель: формирование духовно-нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности. задачи:1.расширять читательский кругозор

Тема: «Духовно-нравственное воспитание детей через произведение         П.П. Ершова «Конек-Горбунок»»

Цель: Формирование духовно-нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности.

Задачи:

1.Расширять читательский кругозор воспитанников

2.Развитие способностей к творческому мышлению, умения сравнивать, анализировать поступки литературных героев, учить давать оценку своему поведению.

3. Развитие взглядов о духовно-нравственных ценностях на основе противопоставления положительного и отрицательного в поведении литературных героев

4. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, любовь и доброжелательное отношение к окружающему миру, близким людям, животным.

5. Стимулировать формирование нравственно-эстетических качеств и желание осуществлять положительные дела и поступки.

Оборудование: книга П.П. Ершова «Конек-Горбунок», портрет П.П. Ершова, телевизор, флешка с мультфильмом «Конек-Горбунок», презентация, комплекты карточек с номерами, жетоны.

Ход занятия:

Вед.: Ребята, сегодня мы с Вами познакомимся с художественным произведением Павла Петровича Ершова «Конек-Горбунок». Может быть кто-то уже читал это произведение или смотрел мультфильм? (ответы детей)

«Конек-Горбунок» – очень увлекательная и поучительная сказка о дружбе и удивительных приключениях Ивана и его верного Горбунка. Она была написала в 1834 году. Сегодня мы с Вами просмотрим советский полнометражный рисованный мультипликационный фильм, созданный на студии «Союзмультфильм» режиссёром Иваном Ивановым-Вано в 1975 году, который был создан на основе данной сказки.

Просмотр мультфильма «Конек-Горбунок».

Вед.: Ребята, вам понравилась сказка? (ответы детей). Давайте проговорим сюжет сказки, и проверим, кто был самым внимательным.

(Ребята по-очереди рассказывают ключевые сюжетные моменты, опираясь на иллюстрации-подсказки из книги).

  1. План пересказа:
  1. Три брата.
  2. Прекрасная кобылица.
  3. Два красавца-скакуна и Конек-Горбунок.
  4. Служба у царя.
  5. Охота за Жар-птицей.
  6. Иван привозит Царь-девицу.
  7. В поисках перстня.
  8. Просьба кита.
  9. Встреча с Месяцем.
  10. Кит помогает достать перстень со дна океана.
  11. Купание в трех котлах.
  12. Свадьба.

Вед.: Молодцы ребята, внимательно смотрели, хорошо запомнили сюжет сказки. Давайте теперь перечислим героев сказки? (Ребята перечисляют героев произведения)

Какими качествами обладали данные герои? Как мы можем их описать? (ребята отвечают)

Иван – младший крестьянский сын, не слишком умный, непослушный, но честный и добрый малый.

Царь-девица – красивая, умная девушка, сестра Солнца, дочь Месяца.

Царь – жадный, капризный, старый самодур.

Братья Ивана – глупые, трусливые, ленивые

Спальник — подлый, злой, завистливый

Конек-Горбунок – верный друг и помощник Ивана, которому любое дело по плечу.

Вед.:Кто из героев Вам понравился и почему? (ребята высказывают свою точку зрения, с участием воспитателя ребята обсуждают ответы).

Вед.:Ребята, а как вы думаете, о чем эта сказка, чему она нас учит? (ребята высказывают свою точку зрения, с участием воспитателя ребята обсуждают ответы).

Вед.:Для Вас я приготовила пословицы, как Вы думаете, какая пословица подходит к данному произведению?

— «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

— «Верный друг лучше сотни слуг.»

— «Терпение и труд все перетрут»

Вед.: Но для начала, давайте разберемся, что означает каждая из пословиц. (ребята отвечают, воспитатель обобщает значение пословиц)

Вед.:«Не имей сто рублей, а имей сто друзей» Хорошо иметь много друзей, друзья дороже богатства, денег. Говорится, когда друзья или знакомые выручают в беде, помогают. 

Вед.:Пословица «Верный друг лучше сотни слуг» говорит о том, что лучше один по-настоящему верный человек, чем множество людей которые только делают вид, что верны тебе. Это так, потому что по-настоящему верный человек не способен предать. Он искренне желает тебе добра. 

Вед.:Поговорка «терпение и труд всё перетрут» означает, что никогда не стоит опускать руки. Ели хочешь добиться той или иной цели, важно не останавливаться посреди пути. Не нужно ждать очень быстрых результатов и нужно приложить необходимые усилия, и тогда цель будет достигнута.

Вед.:Ребята, как вы думаете какие пословицы отражены в произведении «Конек-Горбунок» (дети отвечают, с участием воспитателя ребята обсуждают ответы).

  1. Вед.: Все пословицы подходят! Давайте подведем итоги. Чему нас учит сказка? ( дети отвечают, с участием воспитателя ребята обсуждают ответы)

Сказка учит быть честными, добрыми, учит дружить и приходить на выручку своим друзьям. Кроме того, сказка учит реально оценивать свои возможности и достигать поставленных целей.
Иван много претерпел страданий и много трудился, но в конце был за это вознагражден. Так и любой человек должен много трудиться, чтобы достичь своей цели.
 
Большая удача иметь настоящего верного друга. С надежным, верным другом можно преодолеть любые трудности, выполнить любые задания. Сказка показывает, что все мечты, даже самые смелые, сбываются. Нужно лишь верить в чудо, и оно обязательно произойдет.
Вед.: А теперь мы проведем викторину по произведению «Конек-Горбунок». Для каждого у меня есть комплекты карточек. На каждый вопрос есть три варианты ответа, у каждого будет по три карточки с номерами.

Викторина по произведению П.П. Ершова «Конек-Горбунок»

1. Кто автор произведения «Конек-Горбунок»?

1) Пушкин А.С.
2) Ершов П.П.
3) русская народная сказка

2.В каком году была написана сказка «Конек-горбунок»?

1) 1832 г.
2) 1833 г.
3) 1834 г.
4) 1835 г.

Какая из характеристик подходит Ивану?

1) лодырь, отказывается от любой работы
2) злой, готов на любую подлость
3) добрый, трудолюбивый, честный

Какое из описаний подходит спальнику?

1) доброжелательный, отзывчивый
2) подлый, готов идти по головам ради своей выгоды
3) красивый, модный, остроумный

Какая из характеристик подходит Царю?

1) жадный, старый, капризный
2) умный, начитанный, трудолюбивый
3) ласковый, добрый, отзывчивый

Выберите правильный ход событий?
1) вытоптали пшеницу, встреча с Коньком-Горбунком, встреча с китом, купание в трех котлах
2) Охота за жар-птицей, встреча с Коньком, Свадьба
3) Встреча короля с царь-девицей, встреча с Коньком-Горбунком , кит помогает отыскать

  1. Кто из сыновей старика крестьянина «вовсе был дурак»?

1)Данило

2)Петр

3)Иван

  1. Зачем Иван караулил ночью в поле?

1)Чтобы узнать, кто топчет пшеницу

2)Чтобы посмотреть на волшебную кобылицу

3)Чтобы отдохнуть от своих братьев

  1. Что оставила Ивану после себя кобылица?

1)Перо Жар-птицы и шапку серебра

2)Мешок золота и двух коней

3)Двух коней и конька-горбунка

  1. Что Иван нашел на освещенной поляне?

1)Котелок с золотыми монетами

2)Перо Жар-птицы

3)Волшебные сапожки

  1. Кто доложил царю, что Иван якобы хвалился достать Жар-птицу?

1)Спальник

2)Гаврило

3)Данило

  1. Кто помогал Ивану выполнять приказы царя?

1)Спальник

2)Белоснежная кобылица

3)Конек-горбунок

  1. Что Царь-девица попросила достать из окияна, прежде чем она выйдет замуж за царя?

1)Перстень

2)Сундучок

3)Перо Жар-птицы

  1. Кем была мать Царь-девицы?

1)Месяцем

2)Солнцем

3)Звездочкой

  1. Зачем царю нужно было искупаться в трех котлах?

1)Чтобы поумнеть

2)Чтобы помолодеть

3)Чтобы стать богаче

Про что сказка конек горбунок

автор: Ekaterina
14.02.2021

сказка конек горбунок Ершов

Сказка в стихах «Конек-горбунок» была написана русским писателем и поэтом П.П. Ершовым в 30-х годах девятнадцатого века. Считается классикой русской литературы, была высоко оценена самим Пушкиным. Повествует о приключениях Иванушки-дурачка и волшебного животного – Конька-Горбунка.

Сказка неоднократно экранизировалась – в советское время были выпущены 2 мультфильма (в 1947 и 75 годах) и полнометражный художественный фильм в 1941. В феврале 2021 года выходит на широкие экраны современная фэнтези-версия сказки с Михаилом Ефремовым и П. Андреевой в главных ролях. В статье вы найдете краткое содержание произведения по главам (технически глав как таковых тут нет, есть 3 части).

Часть 1

Было у старика-крестьянина 3 сына. Старший сынок (Данило или Данила) был умным, средний (Гаврило-Гаврила) был «средним» во всех отношениях :), а младший (Иван), как водится в отечественных сказках, дурачок.

Зарабатывали старик с сыновьями на жизнь выращиванием пшеницы. Жили, горя не знали, пока не стал кто-то их поля пшеничные вытаптывать. Стали ходить братья в дозор по очереди, чтобы отловить вора и вредителя. Даниле и Гавриле поймать безобразника не удалось – они испугались, и всю ночь отсиживались в безопасном месте. А вот Ивану в свое «дежурство» удалось поймать и оседлать говорящую кобылицу. Она пообещала родить ему 3-х коней за свободу – двоих сильных и красивых, «таких, каких поныне не бывало и в помине», а третьего – необычного: маленького (всего лишь в «три вершка»), с большими ушами и с двумя горбами. И наказала, что первыми двумя конями Иванушка может распоряжаться, как захочет, а вот третьего должен обязательно оставить себе – он станет Иванушке товарищем и помощником.

Кобылица сдержала свое обещание, а Иванушка – свое. Вернувшись домой, он рассказал отцу и братьям, что сразился с чертом. Посмеялось над его рассказом семейство, да махнуло рукой, что взять-то с дурачка.

И вот через какое-то время Данила находит в сараюшке недалеко от дома 2-х красивых коней с золотыми гривами и маленького, неказистого Конька. И решают они с Гаврилой продать хороших коней в тайне от Иванушки-дурачка. Крадут их и едут с конями в столицу.

Иван, тем временем, обнаруживает пропажу и начинает сокрушаться. Горбунок утешает его и рассказывает, что это братья украли коней. Но он поможет. Иванушка седлает Конька и они, полетев по воздуху, быстро настигают братьев. Братья соглашаются поделиться с Иванушкой долей от продажи коней и берут его с собой в столицу.

Как-то ночью братья решили избавиться от младшенького и послали его добыть огня, увидев какой-то свет вдалеке. Иванушка садится на Горбунка, летит в то место, сильно напугав при этом братьев способностями Конька летать по воздуху. Там он находит перо Жар-птицы, которое освещает все вокруг необычным светом. Горбунок не советует Иванушке забирать перо, так как это принесет много проблем, «непокоя», но Ваня не слушается. Заворачивает перо в какие-то тряпки и прячет под своей шапкой.

конек горбунок и перо жар-птицы

Возвращается к братьям и рассказывает небылицу про горелый пень, из которого не удалось добыть огня. А про перо ни слова не говорит.

Братья прибывают в столицу и добираются до конных рядов. Продажами на рынке ведает городничий. Добравшись до братьев и увидев чудесных коней, городничий решает сообщить о них царю. Рассказывает, что гривы у них золотые, копыта алмазные и подбиты жемчугом. Царь едет на рынок, посмотреть коней. В восхищении он покупает их у Ивана, отдав 10 шапок серебра и пять рублей сверху, от царской щедрости.

Но кони при «транспортировке» в царские конюшни сбегают и возвращаются к прежнему хозяину – нашему Ивану. Царь возвращается на рынок и уговаривает Ваню поступить к нему на службу, стать главным конюшим. Тот соглашается.

Братья возвращаются с деньгами домой, женятся и вспоминают младшего брата добрым словом.

Часть вторая

Иван служит во дворце, по дому не скучает. И вот бывший начальник конюшен, разжалованный до спальника, решает выдворить Ивана со службы. Он замечает, что Иван плохо ухаживает за всеми конями, кроме своих, златогривых. Те и вычесаны, и накормлены, и зерна пшеницы со свежей водицей всегда есть в стойлах. Чтобы понять, в чем дело, и, если получиться, даже вывести Ивана на чистую воду (вдруг он окажется колдуном и «чернокнижником»), спальник прячется ночью в конюшне. И видит Ивана, который при свете пера Жар-птицы, ухаживает за конями – сыплет корм, заплетает гривы и т.д. Когда Иван, сделав работу, засыпает, коварный спальник забирает перо, а на утро направляется в царские палаты с докладом. Отдает ему перо и убеждает царя, что Иван может найти и привести целиком Жар-птицу для него.

Царь велит Ивану добыть Жар-птицу за 3 недели, а если ему это не удастся, то грозит посадить Ивана на кол. Горбунок обещает помочь дурачку с поимкой волшебной птицы, для этого Иван должен попросить у царя два корыта с белым пшеном и вина. Взяв все необходимое, Иванушка с Горбунком отправляются в путь.

На восьмой день они добираются до леса, там есть поляна, куда ночью слетаются Жар-птицы. Конек наказывает Ивану смешать в корыте вино с пшеном как приманку, а самому схорониться под другим корытом. Одну из Жар-птиц им хитростью удается заполучить, они возвращаются с добычей во дворец. Довольный царь повышает Ванюшу до стременного, а спальник замышляет новую интригу.

Один из слуг рассказывает другим слугам о заморской красавице, Царь-девице, которая живет далеко за океаном, родня она Солнцу и Месяцу, плавает по воде в золотой лодке, распевая песни и играя на гуслях. Коварный спальник, услышав эту историю, рассказывает про заморскую царевну царю, прибавив от себя, что Иванушка-дурачок бахвалился, что знает ее и может привезти в царский дворец. Царь вызывает Ивана и отправляет его за Царь-девицей, пригрозив в случае неудачи казнить его.

Царь девица из сказки конек горбунок

Конек-горбунок и Иван направляются на восток выполнять указ царя, предварительно попросив у него инструменты для выполнения задания — шатер, расшитый золотом, заморский обеденный прибор и сласти для угощения царевны. На восьмой день прибывают они к «окияну». Мудрый помощник Конек велит Ивану раскинуть шатер, накрыть на стол и спрятаться, ожидая девицу. А когда она поест-попьет в шатре и начнет играть на гусельках, Иван должен позвать Горбунка и хватать девицу.

Царевна пришла в шатер, но Ивану не понравилась – слишком худая и бледная. Поев и попив, она начала петь, да так сладко, что дурачок уснул и упустил девицу. На второй день все повторилось, но на этот раз нашему герою удалось побороть сон и схватить царевну. Ваня с верным помощником вернулись домой с девицей, выполнив задание.

Царь воспылал страстью к заморской царевне и стал просить ее руки. Но Царь-девица не соглашается так просто выйти за царя и озвучивает условие, чтобы жениться на ней — привести ей ее же перстень из-за «окияна». За перстнем снова отправляют Ивана с Горбунком. Царевна наказывает ему, помимо перстня, узнать у матери-Месяца, почему та скрывает от нее свой лик по 3 дня, и почему ее братец Солнце скрылся в тумане и не «посылает ей своих лучей». Царь дает на выполнение этого задания всего 3 дня, иначе — казнь.

Часть третья

Конек наказывает Ивану пообещать Чуду-юду-рыбе-киту, что лежит на поляне перед «морем-окияном» и страдает уже 10 лет, что тот выпросит для него прощение у Солнца.

На поляне действительно лежит рыба-кит, а на спине у нее расположилось поселенье, в хвостовой части растет лес, бока изранены, в ребра вбит частокол. Рыба-кит умоляет путешественников спросить у Солнца, в чем его вина и как ему заслужить прощение. Иван дает обещание все узнать.

И вот там, где сходится небо с землею, и расположен терем Царь-Девицы. В нем отдыхают Солнце с Месяцем. Иван входит внутрь и передает привет и вопросы Месяцу Месяцовичу от царевны. Месяц плачет от радости, узнав, что дочь ее жива, они считали ее потерянной. От грусти этой и не показывала мать-Месяц своего лика, а Солнце, видя печаль матери, скрывался в тумане. Но узнав, что старый царь решил жениться на ее дочери, Месяц рассердилась. И просила передать дочери, чтобы та не печалилась, выйдет она не за старого, а за молодого. А кита Бог наказал за то, что тот слопал самовольно тридцать кораблей. Если суда будут отпущены на свободу, то кита простят.

Узнав все, что нужно, Иван едет обратно. Добравшись до кита, он предупреждает людей, что кит скоро отправится обратно в море, люди должны покинуть его спину. Когда спина кита опустела, конек говорит киту, что нужно выпустить проглоченные корабли. Рыба-кит выпускает корабли, проклятие снято и можно вернуться в море, а в благодарность кит помогает отыскать перстень Царь-девицы, который хранился в сундучке на дне морском.

Иван возвращается, отдает сундучок с кольцом царю. Царь приносит перстень царевне и просит ее поскорей с ней пожениться. Но царевна отказывает, говоря, что царь ей не подходит по возрасту – он слишком стар, все будут смеяться над ними. И чтобы ему стать моложе, он должен вначале искупаться в кипящем молоке, а потом в чанах с «вареной» и «студеной» водой. Царю страшно такой наказ исполнять и приказывает он вначале Ивану сделать это. Тот не соглашается, на что царь обещает его «пытать» и «разрывать по кусочкам».

Запечалился Иван, но и тут Горбунок обещал ему помочь. Утром, перед купанием в чанах, просит дурачок царя позвать ему Горбунка, чтобы проститься. Конек макнул морду в чаны, после чего в них по очереди нырнул Иван, как и наказывал ему конек накануне. И после «водных процедур» стал наш молодец красив и пригож. Царь, обрадовавшись, прыгнул в чан с молоком, и сварился.

Царевна спросила народ, хочет ли он, чтобы она стала царицей, народ соглашается, признает и Ивана, которого царевна нарекла своим суженым, царем. Они венчаются в церкви, хэппи-энд сказки.

конек горбунок окончание сказки

Советую почитать:

летучий корабль сказка

Сказка «Летучий корабль», краткое содержание для читательского дневника

Не жадничаем, делимся в соцсетях, если статья оказалась полезной:

  • Про что сказка о медведихе
  • Про что сказка золотая рыбка
  • Про что сказка гензель и гретель
  • Про что сказка заколдованная буква
  • Про что сказка иван царевич и серый волк