Про что сказка каменный цветок

Цветы в фольклоре и авторских сказках. растения, цветы всегда имели большое значение в жизни людей. с древних времен человек связан

Цветы в фольклоре и авторских сказках.

    Растения, цветы всегда имели  большое
значение в жизни людей. С древних времен человек связан с природой, растениями,
которые играли огромную роль не только в быту, хозяйстве, но и культуре,
религиозных культах.

 В народном творчестве растения и цветы всегда
занимали особое место.  Поэтому мы решили начать свое исследование с народного
творчества  и фольклора.

В нашей работе, мы хотим обратить ваше
внимание на такие жанры фольклора, как пословицы и поговорки. Исследуя
содержание собранного материала, мы можем сделать  вывод, что в пословицах и
поговорках цветы олицетворяют красоту, жизнь, радость:

·       «На
красный цветок летит и мотылек».

·       «
Весна красна цветами, а осень плодами».

·       «Красна
девка в хороводе, что маков цвет в огороде»

Так же  есть пословицы и поговорки, в
которых народ считает красоту цветка завлекающей и обманчивой, рассуждая, что
не в красоте счастье:

·       «И
красивые цветики ядовиты бывают.»

·       «Из
одного и того же цветка змея делает яд, пчела — мед»

Цветы являются важным элементом
фольклорного творчества. В одних произведениях они воспитывают в героях важные
качества личности, а в других, являются помощниками героев. Мы все знаем
наивную и добрую детскую сказку «Цветик-Семицветик», в которой повествуется о
том, как волшебный цветок научил девочку любви и состраданию. Сказка несет свою
мораль о нашей жизни. И говорит о том, что человек может выстроить свою жизнь
самостоятельно, он может мечтать, получать жизненные уроки и ошибаться. А потом
всегда сможет исправить свои ошибки и понять, что лучше это сделать позже, чем
не сделать никогда.

А в произведении Г.Х. Андерсена из цветка
появляется Дюймовочка. «Женщина пришла домой, посадила ячменное зерно в
цветочный горшочек. Только она его посадила, зёрнышко сразу же дало росток, а
из ростка вышел огромный чудесный цветок, совсем как тюльпан. Вообще в сказках
Г.-Х.Андерсена много цветов, любимым цветком писателя была роза. В «Снежной
королеве» есть целый садик цветов. В этом саду, растут розы, которые прекрасны.
И эти самые розы, помогли Герде найти Кая.

А в сказке «Свинопас» нам встречается
роза, которая никогда не вяла и издавала благоухающий аромат.

Подснежники из сказки С. Маршака «12
месяцев» стали причиной, по которой мачеха выгнала падчерицу в лес, но они же и
привели ее к удивительному знакомству с 12 месяцами.

А кто не помнит русскую народную сказку
«Аленький цветочек», рассказанную в детстве ключницей Пелагеей Сергею
Аксакову и записанную им в 1885 году? Это история о доброй, смиренной,
прекрасной и отважной  девушке и чудовище, которое превратилось в прекрасного
принца благодаря ее любви, символом которой и стал хрупкий аленький цветочек.
Аленький цветочек – не просто желанный подарок для Настеньки, а символ её
бескорыстности, доброты, умения ценить настоящую живую красоту. Мы думаем, что
образ аленького цветочка (не заморского, диковинного, а своего, простого, каких
много и на наших лугах) нужен был автору сказки, чтобы показать красоту и
простоту души Настеньки.

Длина жизни цветка, к сожалению, очень
коротка. Многие мастера, пытались продлить эти мгновения естественной красоты.
Мечтал об этом и Данила — мастер из сказа Павла Петровича Бажова «Каменный
цветок».

4. Цветы в мифах,
легендах и преданиях
.

Существует множество мифов, легенд
о цветах.

Древняя легенда рассказывает — жила
когда-то на свете красавица Анюта. Она всей душой полюбила своего
хладнокровного соблазнителя. Юноша разбил доверчивой девушке сердце, и она
умерла от горя и тоски. На могиле бедной Анюты выросли фиалки, окрашенные в три
цвета. Каждый из них олицетворял три чувства, которые она испытывала: надежду
на взаимность, удивление от несправедливой обиды и печаль от неразделённой
любви. Так появились анютины глазки. Во Франции трехцветные фиалки называли
«цветами на память». В Англии они были «сердечной усладой»,
их преподносили друг другу возлюбленные 14 февраля — в День святого Валентина.

При раскопках в Крыму на гробнице, которой
было около двух тысяч лет, археологи обнаружили изображение астры. Это
свидетельствует о том, что растение известно людям уже очень давно.

Тонкие лепестки астры немного напоминают
лучи далеких звезд, поэтому красивый цветок и получил название
«астра» (лат.aster — «звезда»). Древнее поверье гласит —
если в полночь выйти в сад и встать среди астр, то можно услышать тихое
перешептывание. Это цветы общаются со звездами. Уже в Древней Греции люди были
знакомы с созвездием Девы, которое ассоциировалось с богиней любви Афродитой.
Согласно древнегреческому мифу астра возникла из космической пыли, когда Дева
смотрела с неба и плакала. Для древних греков астра символизировала любовь.

У славянских народов существовала традиция
во время праздника, посвященного созреванию ржи, ячменя и пшеницы, украшать
васильками первый сноп. Его называли именинником и с песнями приносили домой.

Латинское название этого растения связано
с кентавром Хироном — древнегреческим мифологическим героем — полулошадью и
получеловеком. Он обладал знаниями о целебных свойствах многих растений и с
помощью василька смог вылечиться от раны, нанесенной ему отравленной стрелой
Геркулеса. Это и послужило поводом назвать растение centaurea, что в дословном
переводе означает «кентаврово».

Происхождение русского названия этого
растения объясняет старинное народное поверье. Давным-давно в красивого
молодого пахаря Василия влюбилась прекрасная русалка. Юноша ответил ей
взаимностью, однако влюбленные не могли договориться, где им жить — на земле
или в воде. Не захотела русалка расставаться с Василием, поэтому превратила его
в полевой цветок, который своей окраской напоминал прохладную синеву воды.

Научное название растения происходит от
латинского anemos — «ветер». В русском языке растение по аналогии с
латинским вариантом стали называть «ветреницей». В Палестине до сих
пор существует поверье, что анемон рос под крестом, на котором распяли Иисуса.
Поэтому в этой стране растение особо почитаемо.

В древнегреческой культуре о происхождении
анемона существует миф, который повествует о трагической любви прекрасного
земного юноши Адониса и богини любви Венеры. Когда возлюбленный Венеры погиб на
охоте от клыков кабана, она горько оплакивала его, а на том месте, где падали
ее слезы, вырастали нежные и прекрасные цветы — анемоны.

Жил в одном из уральских заводов мастер Прокопьич, первый по малахиту в тех местах. Мастер уже пожилым был, вот барин и велел приставить к нему ученика. Только не шла наука у Прокопьича, «всё у него с рывка, да с тычка». Наставит мальчонке шишек по всей голове, уши оборвёт, да и отсылает обратно — не способен, мол, к науке.

Местные мальчишки начали Прокопьича бояться, да и родителям не хотелось своё дитя на муки отправлять. Так и дошло дело до Данилки Недокормыша. Был этот двенадца­тилетний мальчонка круглым сиротой — мать свою не помнил, а отца и вовсе не знал. Лицом Данилка был чистенький и пригожий, поэтому взяли его «казачком» в господский дом. Тут надо бы вьюном виться, а мальчик уставится на украшение какое и замрёт в уголке.

Посчитали Данилку «блаженным тихоходом» и отправили в подпаски. Но и здесь работа у него не пошла. Старый пастух заснёт, Данилка замечтается, а коровы разбегутся. Однажды потеряли нескольких коров, одна из них приказчикова была.

Расправа тогда, известно, какая была. За всякую вину спину кажи.

Высекли сначала старого пастуха, а потом за хилого Данилку принялись. Палач сперва несильно ударил. Данилка зубы сжал и молчит. Тогда палач разозлился и начал бить изо всех сил. Мальчик так и сомлел, не проронив ни звука.

Выходила Данилку местная бабка-знахарка. От неё мальчик и узнал о каменном цветке. Растёт этот цветок у Хозяйки в малахитовой горе, «на змеиный праздник полную силу имеет». Если человек тот цветок увидит, всю жизнь несчастным будет, а почему — бабка не знала.

Скоро Данилка на ноги стал. Приказчик это углядел и приставил его учеником к Прокопьичу: мальчонка — сирота, учи, как хочешь, никто не заступится. Глаз у Данилки оказался верный. В первый же день он мастеру на ошибку указал.

Прокопьич один жил, жена его умерла, детей не нажил, вот и привязался мастер к сироте. Работать с малахитом вредно, каменная пыль быстро лёгкие забивает, поэтому решил мастер сначала худого и хилого Данилку откормить, а потом уж за науку приниматься. Приставил он мальчика к хозяйству, и начал задания давать — что ни работа, то забава.

Прокопьич крепостной был, но работать на себя, «по оброку», ему разрешалось, поэтому был у мастера свой доход. Данилку он за сына принял, справил ему хорошую одежду, сапожки. К ремеслу своему мастер его пока не подпускал, но Данилка сам выспрашивал Прокопьича и всё запоминал.

Скоро приказчик заинтере­совался: чей это мальчонка целыми днями бездельничает? Решил проверить, чему мастер его выучить успел. Оказалось, что между делом Данилка успел много премудрости усвоить. С этого дня кончилось Данилушкино вольготное житьё, начал приказчик ему работу давать.

У них ведь — у малахитчиков — дело мешкотное. Пустяковая ровно штука, а сколько он над ней сидит!

За этой работой Данила и вырос. Работал он быстро, но Прокопьич учил его не спешить и приказчику внушил, что Данилка — тихоход. В свободное время мальчик даже читать-писать научился. Со временем стал Данила видным парнем — высоким, румяным, кудрявым и весёлым, «одним словом, сухота девичья».

Когда выточил Данила «зарукавье-змейку из цельного камня», приказчик его мастером признал и написал о нём барину. Тот решил испытать нового мастера, велел выточить чашу из малахита, чертёж прислал и наказал присматривать, чтобы Прокопьич Даниле не помогал.

Поместил приказчик Данилу у себя. Сначала парень старался работать медленно, а потом ему скучно стало, она и выточил чашу одним махом. Приказчик ему ещё две такие же чаши выточить велел. Получилось, что Данила сделал три чаши за срок, который барин на одну дал.

Понял приказчик, что Прокопьич его за нос водил, разозлился и описал всё барину. Тот же «всё как есть наоборот повернул» — назначил Даниле маленький оброк и не велел от Прокопьича забирать, надеясь, что вдвоём они что-то новенькое придумают. К письму барин приложил чертёж затейливой чаши, велел сделать такую же и срок отвёл неограниченный.

Данила принялся за работу, но чаша ему не нравилась — не было в ней красоты, одни завитушки. С разрешения приказчика решил Данила ещё одну чашу выточить, по своей задумке.

Не нами сказано: чужое охаять — мудрости немного надо, а своё придумать — не одну ночку с боку на бок повертишься.

Стал Данила-мастер задумчивый, невесёлый, с лица спал, всё ходил по лугам, искал цветок, чтобы по его подобию свою чашу сделать и всю красоту камня показать. Выбрал он для чаши дурман-цветок, но сперва решил барский заказ доделать.

Прокопьич его отговаривал, потом женить решил, надеясь, что после свадьбы вся дурь из головы выйдет. Данила признался, что соседка Катя давно его ждёт. Наконец, выточил Данила барскую чашу и устроил по этому случаю праздник, пригласил невесту и старых мастеров. Один старик, учитель Прокопьиа, и рассказал парню, что те, кому каменный цветок увидеть удаётся, постигают всю красоту камня и навсегда попадают к Хозяйке в горные мастера.

Потерял Данила покой, о свадьбе забыл — так хотелось ему красоту камня понять. Однажды пошёл он малахит для своей дурман-чаши искать, а голос ему и подсказывает: сходи на Змеиную гору. Потом мелькнула перед Данилой женщина и пропала. Отправился парень на Змеиную гору, нашёл то, что искал, принялся за работу, но не выходит у него чаша, жизни в ней нет.

Понял Данила, что сам не в силах поймать красоту камня, жениться решил. Свадьба пришлась «как раз около Змеиного праздника». Пришёл Данила в последний раз к Змеиной горке, сел отдохнуть, тут ему Хозяйка и явилась. Парень её по красоте и малахитовому платью узнал. Попросил он Хозяйку показать ему каменный цветок. Та его отговорить попыталась: увидевшие цветок радость жизни теряют и сами к ней возвращаются. Но Данила не отступал. Отвела его Хозяйка в свой сад с деревьями и травой из разного камня и подвела к чёрным, будто бархатным кустам.

На этих кустах большие зелёные колокольцы малахитовы и в каждом сурьмяная звёздочка. Огневые пчёлки над теми цветками сверкают, а звёздочки тонёхонько позванивают, ровно поют.

Нагляделся Данила-мастер на каменный цветок, и Хозяйка его домой отпустила.

В тот день у Кати-невесты вечеринка была. Сперва Данила веселился вместе со всеми, а потом загрустил. Вернувшись после вечеринки домой, разбил Данила свою дурман-чашу, в барскую чашу плюнул и выбежал из избы.

Долго Данилу искали. Одни считали, что он с ума сошёл и в лесу загинул, а другие говорили, что Хозяйка взяла Данилу в горные мастера.

Цели урока:

  • Продолжить знакомство с жизнью и творчеством Павла Петровича Бажова, проверить знания произведения Бажова «Серебряное копытце».
  • Совершенствовать навык беглого чтения; обогащать словарный запас; развивать внимание учащихся; учить составлению портретной характеристики героев; закрепить понятие сказа как эстетического жанра литературы, выявить его особенности в сопоставлении со сказкой.
  • Воспитывать чувство внимания друг к другу, к животным, к природе.

Оборудование:

  • Сказка П.П.Бажова «Серебряное копытце» в учебнике «Литературное чтение» (4 класс) Л.Ф.Климановой.
  • Вырезанные из бумаги «камешки» разных цветов.
  • портрет П.П.Бажова
  • иллюстрации к сказке, рисунки учащихся

Ход урока

1. Актуализация знаний

— Ну, ребята, чур молчок, начинается урок.

— Сегодня мы начнем урок с разгадывания кроссворда.

img1

1. Имя прилагательное, образованное от названия благородного металла, который идет на изготовление посуды, украшений. Это слово используется как лесть или ласка.

2.

Даже по железной крыше ходит тихо, тише мыши.

Часто спит, а после сна умывается она.

3. Вырост (парный или непарный) из костного вещества на черепе у некоторых животных. Маленькие.

4. Ребенок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба родителя.

5. Синоним слова «наблюдать», «приглядывать», «смотреть», «ходить».

— Прочитайте ключевое слово. Назовите полное имя писателя. (Павел Петрович Бажов)

— Из какого произведения взяты слова — отгадки? («Серебряное копытце»)

2. Постановка учебной задачи

— Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с замечательным сказом «Серебряное копытце» уральского сказочника Павла Петровича Бажова,

выделим жанровые особенности произведения, и, думаю, сформулируем главную идею этого произведения.

3. Проверка домашнего задания

— Что вы запомнили о жизни писателя?

  • Павел Петрович Бажов родился на Урале в семье рабочего
  • Закончил училище, затем духовную Пермскую семинарию, но решил стать учителем. Почти 15 лет он преподавал русский язык
  • Павел Бажов много путешествовал по Уралу, интересуясь историей родного края, народными сказками, легендами, работал журналистом
  • Счастливо женился и стал главой большой семьи, в которой было семеро детей.
  • Бажову было около 60 лет, когда он стал писателем.
  • Свои произведения Бажов объединил в сборник сказов «Малахитовая шкатулка»

— Домашнее задание вы готовили по группам. Интересные факты из жизни писателя нашли наши «Исследователи». Слово 1 группе.

— Наша группа изучала биографию писателя. И вот что мы узнали.

  • Знаменитая «Малахитовая шкатулка» сначала называлась «Сказы старого Урала», была опубликована в 1939 году, объединила 14 произведений. Затем из года в год пополнялась всё новыми и новыми сказами.
  • В 1944 году «Малахитовая шкатулка» переведена на английский и вышла в Лондоне, Нью-Йорке, потом в Праге, в Париже, переведена на немецкий, венгерский, румынский, китайский, японский языки. Всего, по сведениям библиотеки им. Ленина, — на 100 языков мира;
  • Бажов стал лауреатом Государственной премии, награжден орденом Ленина за литературную работу, всего Павел Петрович Бажов написал 56 произведений.

— С названиями некоторых произведений нас познакомит 2 группа «Библиотекари».

Наша группа побывала в библиотеке и мы узнали названия других произведений Бажова. Это:

  • «Огневушка — Поскакушка»
  • «Таюткино зеркальце»
  • «Хозяйка медной горы»
  • «Про великого Полоза»
  • «Каменный цветок»
  • «Горный мастер»
  • «Хрупкая веточка»
  • «Голубая змейка»
  • «Синюшкин колодец»
  • «Иванко Крылатко» и т.д.

4. Сравнение сказки и сказа

— В каком жанре писал свои произведения Бажов? ( Бажов писал сказы)

— Чем отличается сказка от сказа?

— Сказка — вымысел о необыкновенных событиях и приключениях, в сказке добро побеждает зло.

— Сказ — основан на реальных событиях, опирается на народные предания и легенды.

— Сказы повествуют о событиях прошлого, настоящего, участником которых был сам рассказчик.

5. Словарно-лексическая работа

— При чтении нам встретились непонятные слова, над которыми работали наши «Языковеды». Слово 3 группе.

— Наша группа работала над следующими словми:

  • барская рукодельня — ручной труд (преимущественно вышивание, вязание, шитьё). Стр.182.
  • взъесться — невзлюбив, рассердившись, начать упрекать, обвинять, бранить. Стр.182.
  • голбчик — приступка для выхода на печь. Стр.184.
  • пожитки — мелкое имущество, домашние вещи. Стр.185.
  • похлёбка — жидкая пища, род супа из картофеля или крупы.Стр.186.
  • несподручно — неудобно, неловко. Стр.182.
  • пособник — помощник в делах. Стр.182.
  • покосные ложки — широкие, пологие овраги, покрытые травой. Стр.188.
  • статочное ли дело — (устар.) хорошее ли дело.Стр.188.

6. Характеристика главных героев

— Назовите главных героев. (Кокованя, Даренка, Муренка и Серебряное копытце)

— Почему, по вашему мнению, Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом?

(Кокованя был одинок, тоскливо ему было одному. Кокованя не был счастлив, одиночество его угнетало.)

— А почему девочка согласилась идти жить к Коковане?

(После смерти родителей Дарёнка тоже оказалась в одиночестве. Она чувствовала себя в приёмной семье лишней и никому не нужной. Потому то и «кошку драную» подобрала, и на предложение Коковани согласилась. Девочка, как и Кокованя, нуждалась в любви, заботе, внимании.)

— Что объединяет Кокованю и Даренку?

(Оба героя добрые, умные, терпеливые, трудолюбивые, отзывчивые, жалостливые, любопытные, ласковые — именно эти качества объединяют Даренку и Кокованю).

— Ответьте на вопрос, можно ли в нашей жизни встретить таких людей как Кокованя и Даренка? (Скорее всего, да. Есть же люди с такими качествами.)

— Дайте характеристику герою — рассказчику, как он относится к главным героям произведения.

(Герой-рассказчик в этом произведении простой рабочий, который знал главных героев очень хорошо. Он переживает за Даренку, уважительно относится к Коковане. Речь героя-рассказчика своеобразная, простая. Именно так может рассказать только человек, который был свидетелем этой истории. Возможно, Бажов сам услышал эту историю из уст рабочего, а нам представил художественное произведение.)

— Ребята, вы убедились в том, что реальный быт людей присутствует в произведении, тем самым, напоминая рассказ.

— Назовите сказочных героев. (Муренка и Серебряное копытце).

— Прочитай описание козлика. Стр.186,187.

— Какую роль играла Муренка в сказе? (Муренка была проводником между реальным и сказочным в этом произведении. Она поддерживала Даренку. Но, когда появился козлик, ушла с ним, выполнив свое назначение.)

— Как они связаны в сказе? (У них один язык, они понимают друг друга. Оба окружены тайной).

— Как жили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка? Как они относились друг к другу? Стр.186 (Жили они дружно, весело. Относились друг к другу с любовью и вниманием, заботясь и помогая друг другу)

Можно сказать, что они были счастливы? (Да. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей, а Дарёнка вернула Коковане семью. У каждого человека должна быть семья, родная или приёмная. Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей.)

— Почему же им так хотелось увидеть Серебряное копытце?

(У Коковани с Дарёнкой не было корыстных побуждений. Серебряное копытце испытывает, искушает героев богатством, но они не подаются искушению, не жадничают на дармовщинку, прекрасно понимая, что богатство не синоним счастья.)

Посмотрите на иллюстрацию, подберите строчки из текста. Стр.193.

7.Обобщение

— Почему всё-таки «чудо» произошло именно с Дарёнкой и Кокованей?

(Герои были вознаграждены за любовь и доброту, за душевность и ласку.)

-Я согласна с вами. Даренка и Кокованя были бескорыстными людьми. Они понимали, что счастье не в богатстве. Герои были награждены за те качества, которыми обладали.

— Что же хотел донести до нас автор?

— Мудрый сказочник Бажов писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.

8. Рефлексия

— Ребята, на ваших столах три хризолита. Если тебе понравился урок, покажи красный камень, если тебе было трудно, то зеленый, а если ты хочешь узнать еще что-то новое о творчестве П.П.Бажова, то желтый.

Домашнее задание

— Предлагаю вам домашнее задание на выбор:

  • Составь кроссворд по тексту;
  • Прочитать другой сказ П.П.Бажова.
  • Пересказать понравившийся отрывок

5. Итог урока

— А завершить урок мне хочется словами русской пословицы: «С добром жить хорошо. А в добре хорошо жить». Как понимаете? (Связать с семьей, с классом).

— Спасибо за урок.

Не одни мраморски на славе были по каменному-то делу. Тоже и в наших заводах, сказывают, это мастерство имели. Та только различка, что наши больше с малахитом вожгались, как его было довольно, и сорт — выше нет. Вот из этого малахиту и выделывали подходяще. Такие, слышь-ко, штучки, что диву дашься: как ему помогло.

Был в ту пору мастер Прокопьич. По этим делам первый. Лучше его никто не мог. В пожилых годах был.

Вот барин и велел приказчику поставить к этому Прокопьичу парнишек на выучку.

— Пущай-де переймут все до тонкости.

Только Прокопьич, — то ли ему жаль было расставаться со своим мастерством, то ли еще что, — учил шибко худо. Все у него с рывка да с тычка. Насадит парнишке по всей голове шишек, уши чуть не оборвет да и говорит приказчику:

— Не гож этот… Глаз у него неспособный, рука не несет. Толку не выйдет.

Приказчику, видно, заказано было ублаготворять Прокопьича.

— Не гож, так не гож… Другого дадим… — И нарядит другого парнишку.

Ребятишки прослышали про эту науку… Спозаранку ревут, как бы к Прокопьичу не попасть. Отцам-матерям тоже не сладко родного дитенка на зряшную муку отдавать, — выгораживать стали свои-то, кто как мог. И то сказать, нездорово это мастерство, с малахитом-то. Отрава чистая. Вот и оберегаются люди.

Приказчик все ж таки помнит баринов наказ — ставит Прокопьичу учеников. Тот по своему порядку помытарит парнишку да и сдаст обратно приказчику.

— Не гож этот… Приказчик взъедаться стал:

— До какой поры это будет? Не гож да не гож, когда гож будет? Учи этого…

Прокопьич, знай, свое:

— Мне что… Хоть десять годов учить буду, а толку из этого парнишки не будет…

— Какого тебе еще?

— Мне хоть и вовсе не ставь, — об этом не скучаю…

Так вот и перебрали приказчик с Прокопьичем много ребятишек, а толк один: на голове шишки, а в голове — как бы убежать. Нарочно которые портили, чтобы Прокопьич их прогнал. Вот так-то и дошло дело до Данилки Недокормыша. Сиротка круглый был этот парнишечко. Годов, поди, тогда двенадцати, а то и боле. На ногах высоконький, а худой-расхудой, в чем душа держится. Ну, а с лица чистенький. Волосенки кудрявеньки, глазенки голубеньки. Его и взяли сперва в казачки при господском доме: табакерку, платок подать, сбегать куда и протча. Только у этого сиротки дарованья к такому делу не оказалось. Другие парнишки на таких-то местах вьюнами вьются. Чуть что — на вытяжку: что прикажете? А этот Данилко забьется куда в уголок, уставится глазами на картину какую, а то на украшенье, да и стоит. Его кричат, а он и ухом не ведет. Били, конечно, поначалу-то, потом рукой махнули:

— Блаженный какой-то! Тихоход! Из такого хорошего слуги не выйдет.

На заводскую работу либо в гору все ж таки не отдали — шибко жидко место, на неделю не хватит. Поставил его приказчик в подпаски. И тут Данилко не вовсе гож пришелся. Парнишечко ровно старательный, а все у него оплошка выходит. Все будто думает о чем-то. Уставится глазами на травинку, а коровы-то — вон где! Старый пастух ласковый попался, жалел сиротку, и тот временем ругался:

— Что только из тебя, Данилко, выйдет? Погубишь ты себя, да и мою старую спину под бой подведешь. Куда это годится? О чем хоть думка-то у тебя?

— Я и сам, дедко, не знаю… Так… ни о чем… Засмотрелся маленько. Букашка по листочку ползла. Сама сизенька, а из-под крылышек у ней желтенько выглядывает, а листок широконький… По краям зубчики, вроде оборочки выгнуты. Тут потемнее показывает, а середка зеленая-презеленая, ровно ее сейчас выкрасили… А букашка-то и ползет…

— Ну, не дурак ли ты, Данилко? Твое ли дело букашек разбирать? Ползет она — и ползи, а твое дело за коровами глядеть. Смотри у меня, выбрось эту дурь из головы, не то приказчику скажу!

Одно Данилушке далось. На рожке он играть научился — куда старику! Чисто на музыке какой. Вечером, как коров пригонят, девки-бабы просят:

— Сыграй, Данилушко, песенку.

Он и начнет наигрывать. И песни все незнакомые. Не то лес шумит, не то ручей журчит, пташки на всякие голоса перекликаются, а хорошо выходит. Шибко за те песенки стали женщины привечать Данилушку. Кто пониточек починит, кто холста на онучи отрежет, рубашонку новую сошьет. Про кусок и разговору нет, — каждая норовит дать побольше да послаще. Старику пастуху тоже Данилушковы песни по душе пришлись. Только и тут маленько неладно выходило. Начнет Данилушко наигрывать и все забудет, ровно и коров нет. На этой игре и пристигла его беда.

Данилушко, видно, заигрался, а старик задремал по малости. Сколько-то коровенок у них и отбилось. Как стали на выгон собирать, глядят — той нет, другой нет. Искать кинулись, да где тебе. Пасли около Ельничной… Самое тут волчье место, глухое… Одну только коровенку и нашли. Пригнали стадо домой… Так и так — обсказали. Ну, из завода тоже побежали — поехали на розыски, да не нашли.

Расправа тогда, известно, какая была. За всякую вину спину кажи. На грех еще одна-то корова из приказчичьего двора была. Тут и вовсе спуску не жди. Растянули сперва старика, потом и до Данилушки дошло, а он худенький да тощенький. Господский палач оговорился даже.

— Экой-то, — говорит, — с одного разу сомлеет, а то и вовсе душу выпустит.

Ударил все ж таки — не пожалел, а Данилушко молчит. Палач его вдругорядь — молчит, втретьи — молчит. Палач тут и расстервенился, давай полысать со всего плеча, а сам кричит:

— Я тебя, молчуна, доведу… Дашь голос… Дашь! Данилушко дрожит весь, слезы каплют, а молчит. Закусил губенку-то и укрепился. Так и сомлел, а словечка от него не слыхали. Приказчик, — он тут же, конечно, был, — удивился:

— Какой еще терпеливый выискался! Теперь знаю, куда его поставить, коли живой останется.

Отлежался-таки Данилушко. Бабушка Вихориха его на ноги поставила. Была, сказывают, старушка такая. Заместо лекаря по нашим заводам на большой славе была. Силу в травах знала: которая от зубов, которая от надсады, которая от ломоты… Ну, все как есть. Сама те травы собирала в самое время, когда какая трава полную силу имела. Из таких трав да корешков настойки готовила, отвары варила да с мазями мешала.

Хорошо Данилушке у этой бабушки Вихорихи пожилось. Старушка, слышь-ко, ласковая да словоохотливая, а трав, да корешков, да цветков всяких у ней насушено да навешено по всей избе. Данилушко к травам-то любопытен — как эту зовут? где растет? какой цветок? Старушка ему и рассказывает.

Раз Данилушко и спрашивает:

— Ты, бабушка, всякий цветок в наших местах знаешь?

— Хвастаться, — говорит, — не буду, а все будто знаю, какие открытые-то.

— А разве, — спрашивает, — еще не открытые бывают?

— Есть, — отвечает, — и такие. Папору вот слыхал? Она будто цветет на

Иванов день. Тот цветок колдовской. Клады им открывают. Для человека вредный. На разрыв-траве цветок — бегучий огонек. Поймай его — и все тебе затворы открыты. Воровской это цветок. А то еще каменный цветок есть. В малахитовой горе будто растет. На змеиный праздник полную силу имеет. Несчастный тот человек, который каменный цветок увидит.

— Чем, бабушка, несчастный?

— А это, дитенок, я и сама не знаю. Так мне сказывали. Данилушко у

Вихорихи, может, и подольше бы пожил, да приказчиковы вестовщики углядели, что парнишко маломало ходить стал, и сейчас к приказчику. Приказчик Данилушку призвал да и говорит:

— Иди-ко теперь к Прокопьичу — малахитному делу обучаться. Самая там по тебе работа.

Ну, что сделаешь? Пошел Данилушко, а самого еще ветром качает. Прокопьич поглядел на него да и говорит:

— Еще такого недоставало. Здоровым парнишкам здешняя учеба не по силе, а с такого что взыщешь — еле живой стоит.

Пошел Прокопьич к приказчику:

— Не надо такого. Еще ненароком убьешь — отвечать придется.

Только приказчик — куда тебе, слушать не стал;

— Дано тебе — учи, не рассуждай! Он — этот парнишка — крепкий. Не гляди, что жиденький.

— Ну, дело ваше, — говорит Прокопьич, — было бы сказано. Буду учить, только бы к ответу не потянули.

— Тянуть некому. Одинокий этот парнишка, что хочешь с ним делай, — отвечает приказчик.

Пришел Прокопьич домой, а Данилушко около станочка стоит, досочку малахитовую оглядывает. На этой досочке зарез сделан — кромку отбить. Вот Данилушко на это место уставился и головенкой покачивает. Прокопьичу любопытно стало, что этот новенький парнишка тут разглядывает. Спросил строго, как по его правилу велось:

— Ты это что? Кто тебя просил поделку в руки брать? Что тут доглядываешь? Данилушко и отвечает:

— На мой глаз, дедушко, не с этой стороны кромку отбивать надо. Вишь, узор тут, а его и срежут. Прокопьич закричал, конечно:

— Что? Кто ты такой? Мастер? У рук не бывало, а судишь? Что ты понимать можешь?

— То и понимаю, что эту штуку испортили, — отвечает Данилушко.

— Кто испортил? а? Это ты, сопляк, мне — первому мастеру!.. Да я тебе такую порчу покажу… жив не будешь!

Пошумел так-то, покричал, а Данилушку пальцем не задел. Прокопьич-то, вишь, сам над этой досочкой думал — с которой стороны кромку срезать. Данилушко своим разговором в самую точку попал. Прокричался Прокопьич и говорит вовсе уж добром:

— Ну-ко, ты, мастер явленый, покажи, как по-твоему сделать?

Данилушко и стал показывать да рассказывать:

— Вот бы какой узор вышел. А того бы лучше — пустить досочку поуже, по чистому полю кромку отбить, только бы сверху плетешок малый оставить.

Прокопьич знай покрикивает:

— Ну-ну… Как же! Много ты понимаешь. Накопил — не просыпь! — А про себя думает: «Верно парнишка говорит. Из такого, пожалуй, толк будет. Только учить-то его как? Стукни разок — он и ноги протянет».

Подумал так да и спрашивает:

— Ты хоть чей, экий ученый?

Данилушко и рассказал про себя. Дескать, сирота. Матери не помню, а про отца и вовсе не знаю, кто был. Кличут Данилкой Недокормышем, а как отчество и прозванье отцовское — про то не знаю. Рассказал, как он в дворне был и за что его прогнали, как потом лето с коровьим стадом ходил, как под бой попал. Прокопьич пожалел:

— Не сладко, гляжу, тебе, парень, житьишко-то задалось, а тут еще ко мне попал. У нас мастерство строгое. Потом будто рассердился, заворчал:

— Ну, хватит, хватит! Вишь разговорчивый какой! Языком-то — не руками — всяк бы работал. Целый вечер лясы да балясы! Ученичок тоже! Погляжу вот завтра, какой у тебя толк. Садись ужинать, да и спать пора.

Прокопьич одиночкой жил. Жена-то у него давно умерла. Старушка Митрофановна из соседей снаходу у него хозяйство вела. Утрами ходила постряпать, сварить чего, в избе прибрать, а вечером Прокопьич сам управлял, что ему надо.

Поели, Прокопьич и говорит:

— Ложись вон тут на скамеечке!

Данилушко разулся, котомку свою под голову, понитком закрылся, поежился маленько, — вишь, холодно в избе-то было по осеннему времени, — все-таки вскорости уснул. Прокопьич тоже лег, а уснуть не мог: все у него разговор о малахитовом узоре из головы нейдет. Ворочался-ворочался, встал, зажег свечку да и к станку — давай эту малахитову досочку так и сяк примерять. Одну кромку закроет, другую… прибавит поле, убавит. Так поставит, другой стороной повернет, и все выходит, что парнишка лучше узор понял.

— Вот тебе и Недокормышек! — дивится Прокопьич. — Еще ничем-ничего, а старому мастеру указал. Ну и глазок! Ну и глазок!

Пошел потихоньку в чулан, притащил оттуда подушку да большой овчинный тулуп. Подсунул подушку Данилушке под голову, тулупом накрыл:

— Спи-ко, глазастый!

А тот и не проснулся, повернулся только на другой бочок, растянулся под тулупом-то — тепло ему стало, — и давай насвистывать носом полегоньку. У Прокопьича своих ребят не было, этот Данилушко и припал ему к сердцу. Стоит мастер, любуется, а Данилушко знай посвистывает, спит себе спокойненько. У Прокопьича забота — как бы этого парнишку хорошенько на ноги поставить, чтоб не такой тощий да нездоровый был.

— С его ли здоровьишком нашему мастерству учиться. Пыль, отрава, — живо зачахнет. Отдохнуть бы ему сперва, подправиться, потом учить стану. Толк, видать, будет.

На другой день и говорит Данилушке:

— Ты спервоначалу по хозяйству помогать будешь. Такой у меня порядок заведен. Понял? Для первого разу сходи за калиной. Ее иньями прихватило, — в самый раз она теперь на пироги. Да, гляди, не ходи далеко-то. Сколь наберешь — то и ладно. Хлеба возьми полишку, — естся в лесу-то, — да еще к Митрофановне зайди. Говорил ей, чтоб тебе пару яичек испекла да молока в туесочек плеснула. Понял?

На другой день опять говорит:

— Поймай-ко мне щегленка поголосистее да чечетку побойчее. Гляди, чтобы к вечеру были. Понял?

Когда Данилушко поймал и принес, Прокопьич говорит:

— Ладно, да не вовсе. Лови других.

Так и пошло. На каждый день Прокопьич Данилушке работу дает, а все забава. Как снег выпал, велел ему с соседом за дровами ездить — пособишь-де. Ну, а какая подмога! Вперед на санях сидит, лошадью правит, а назад за возом пешком идет. Промнется так-то, поест дома да спит покрепче. Шубу ему Прокопьич справил, шапку теплую, рукавицы, пимы на заказ скатали.

Прокопьич, видишь, имел достаток. Хоть крепостной был, а по оброку ходил, зарабатывал маленько. К Данилушке-то он крепко прилип. Прямо сказать, за сына держал. Ну, и не жалел для него, а к делу своему не подпускал до времени.

В хорошем-то житье Данилушко живо поправляться стал и к Прокопьичу тоже прильнул. Ну, как! — понял Прокопьичеву заботу, в первый раз так-то пришлось пожить. Прошла зима. Данилушке и вовсе вольготно стало. То он на пруд, то в лес. Только и к мастерству Данилушко присматривался. Прибежит домой, и сейчас же у них разговор. То, другое Прокопьичу расскажет да и спрашивает — это что да это как? Прокопьич объяснит, на деле покажет. Данилушко примечает. Когда и сам примется:

«Ну-ко, я…» Прокопьич глядит, поправит, когда надо, укажет, как лучше.

Вот как-то раз приказчик и углядел Данилушку на пруду. Спрашивает своих-то вестовщиков:

— Это чей парнишка? Который день его на пруду вижу… По будням с удочкой балуется, а уж не маленький… Кто-то его от работы прячет…

Узнали вестовщики, говорят приказчику, а он не верит.

— Ну-ко, — говорит, — тащите парнишку ко мне, сам дознаюсь.

Привели Данилушку. Приказчик спрашивает:

— Ты чей? Данилушко и отвечает:

— В ученье, дескать, у мастера по малахитному делу. Приказчик тогда хвать его за ухо:

— Так-то ты, стервец, учишься! — Да за ухо и повел к Прокопьичу.

Тот видит — неладно дело, давай выгораживать Данилушку:

— Это я сам его послал окуньков половить. Сильно о свеженьких-то окуньках скучаю. По нездоровью моему другой еды принимать не могу. Вот и велел парнишке половить.

Приказчик не поверил. Смекнул тоже, что Данилушко вовсе другой стал: поправился, рубашонка на нем добрая, штанишки тоже и на ногах сапожнешки. Вот и давай проверку Данилушке делать:

— Ну-ко, покажи, чему тебя мастер выучил? Данилушко запончик надел, подошел к станку и давай рассказывать да показывать. Что приказчик спросит — у него на все ответ готов. Как околтать камень, как распилить, фасочку снять, чем когда склеить, как полер навести, как на медь присадить, как на дерево. Однем словом, все как есть.

Пытал-пытал приказчик, да и говорит Прокопьичу:

— Этот, видно, гож тебе пришелся?

— Не жалуюсь, — отвечает Прокопьич.

— То-то, не жалуешься, а баловство разводишь! Тебе его отдали мастерству учиться, а он у пруда с удочкой! Смотри! Таких тебе свежих окуньков отпущу — до смерти не забудешь да и парнишке невесело станет.

Погрозился так-то, ушел, а Прокопьич дивуется:

— Когда хоть ты, Данилушко, все это понял? Ровно я тебя еще и вовсе не учил.

— Сам же, — говорит Данилушко, — показывал да рассказывал, а я примечал.

У Прокопьича даже слезы закапали, — до того ему это по сердцу пришлось.

— Сыночек, — говорит, — милый, Данилушко… Что еще знаю, все тебе открою… Не потаю…

Только с той поры Данилушке не стало вольготного житья. Приказчик на другой день послал за ним и работу на урок стал давать. Сперва, конечно, попроще что: бляшки, какие женщины носят, шкатулочки. Потом с точкой пошло: подсвечники да украшения разные. Там и до резьбы доехали. Листочки да лепесточки, узорчики да цветочки. У них ведь — малахитчиков — дело мешкотное. Пустяковая ровно штука, а сколько он над ней сидит! Так Данилушко и вырос за этой работой.

А как выточил зарукавье — змейку из цельного камня, так его и вовсе мастером приказчик признал. Барину об этом отписал:

«Так и так, объявился у нас новый мастер по малахитному делу — Данилко Недокормыш. Работает хорошо, только по молодости еще тих. Прикажете на уроках его оставить али, как и Прокопьича, на оброк отпустить?»

Работал Данилушко вовсе не тихо, а на диво ловко да скоро. Это уж Прокопьич тут сноровку поимел. Задаст приказчик Данилушке какой урок на пять ден, а Прокопьич пойдет да и говорит:

— Не в силу это. На такую работу полмесяца надо. Учится ведь парень. Поторопится — только камень без пользы изведет.

Ну, приказчик поспорит сколько, а дней, глядишь, прибавит. Данилушко и работал без натуги. Поучился даже потихоньку от приказчика читать, писать. Так, самую малость, а все ж таки разумел грамоте. Прокопьич ему в этом тоже сноровлял. Когда и сам наладится приказчиковы уроки за Данилушку делать, только Данилушко этого не допускал:

— Что ты! Что ты, дяденька! Твое ли дело за меня у станка сидеть!

Смотри-ка, у тебя борода позеленела от малахиту, здоровьем скудаться стал, а мне что делается?

Данилушко и впрямь к той поре выправился. Хоть по старинке его Недокормышем звали, а он вон какой! Высокий да румяный, кудрявый да веселый. Однем словом, сухота девичья. Прокопьич уж стал с ним про невест заговаривать, а Данилушко, знай, головой потряхивает:

— Не уйдет от нас! Вот мастером настоящим стану, тогда и разговор будет.

Барин на приказчиково известие отписал:

«Пусть тот Прокопьичев выученик Данилко сделает еще точеную чашу на ножке

для моего дому. Тогда погляжу — на оброк отпустить али на уроках держать. Только ты гляди, чтобы Прокопьич тому Данилке не пособлял. Не доглядишь — с тебя взыск будет»

Приказчик получил это письмо, призвал Данилушку да и говорит:

— Тут, у меня, работать будешь. Станок тебе наладят, камню привезут, какой надо.

Прокопьич узнал, запечалился: как так? что за штука? Пошел к приказчику, да разве он скажет… Закричал только:

«Не твое дело!»

Ну, вот пошел Данилушко работать на ново место, а Прокопьич ему наказывает:

— Ты гляди не торопись, Данилушко! Не оказывай себя.

Данилушко сперва остерегался. Примеривал да прикидывал больше, да тоскливо ему показалось. Делай не делай, а срок отбывай — сиди у приказчика с утра до ночи. Ну, Данилушко от скуки и сорвался на полную силу. Чаша-то у него живой рукой и вышла из дела. Приказчик поглядел, будто так и надо, да и говорит:

— Еще такую же делай!

⭐⭐⭐⭐⭐ «Каменный цветок» за 4 минуты и подробно за 8 минут. 

«Каменный цветок» П.П. Бажова рассказывает о молодом мастере-камнерезе Даниле, сумевшем выточить удивительную каменную чашу, обладавшую почти живой красотой. Но Даниле хотелось добиться истинного совершенства, ради чего юноша готов был пожертвовать всем, что ему было дорого в жизни. Условие было поставлено ему Хозяйкой Медной горы: чтобы стать непревзойденным мастером, он должен посмотреть на каменный цветок.

Тогда камень откроет Даниле свой секрет, но все, что есть в мире, кроме камня, потеряет для него интерес. Данила взглянул на цветок. Однако горячее сердце не смирилось, и Данила, разбив вдребезги плод своего многомесячного труда, скрылся с глаз людских. Сгинул – как считали одни. Ушел служить Хозяйке Медной горы – уверяли другие.

Очень краткий пересказ сказки «Каменный цветок»

На уральских заводах трудились камнерезы, которые делали из малахита красивые и нужные вещи: посуду, украшения, шкатулки. Был среди них Прокопьич, мастер славный, но человек уже пожилой.

Барин, на которого трудился Прокопьич, посчитал необходимым приставить к старику ученика, дабы тот успел перенять тайны мастерства. Приказчик много приводил к Прокопьичу мальчишек, но те оказывались не годны: отказывался Прокопьич передавать знания. Надавав ученикам тумаков за непонимание, выбраковывал всех.

Данилка Недокормыш на дудочке играет

Как-то приказчик заметил худенького, слабого мальчика-сироту, Данилку Недокормыша. Казалось, ни к чему у ребенка не было таланта: прислуживать в трактире у него не получалось, за стадом коров он уследить не мог – словом, бесполезен в хозяйстве. Хорошо Данилка разве что на дудочке играл. А еще он любил рассматривать цветы, травинки, слыл мечтательным парнишкой.

Раз Данилка подвергся страшному физическому наказанию за недогляд за коровами (нескольких утащили волки), после чего едва выжил. Приказчику и пришла на ум гениальная идея: раз парнишка сирота, можно отдать его в ученье к Прокопьичу: авось выживет после его суровой школы, а не выживет – все равно плакать по мальчику некому.

Прокопьич поначалу с неохотой принял мальчика, но в первый же вечер подросток покорил сердце старого мастера: указал ему, какой лучше на новом изделии делать узор. Прокопьич попробовал – и понял: у мальчика верный глаз. После этого Прокопьич потеплел, стал считать Данилку почти сыном, заботился о нем и от тяжелой работы берег.

Данилка между тем играючи перенял у старика секреты камнерезного мастерства. Приказчик испытал мальчика. Видит: Данилка справляется со сложной работой. Написал барину, а тот поручил Даниле и Прокопьичу выточить невероятной красоты каменную чашу. Дал время, деньги, материал – все, лишь бы работа вышла славная.

Данилка (к тому времени уже выросший, возмужавший, заимевший невесту) заказ барина выполнил. По этому случаю собрали они с Прокопьичем гостей.

На скромном пиру один совсем старый мастер, учивший еще Прокопьича, рассказал Даниле, как оживить камень и раскрыть всю его силу: для этого надо посмотреть на каменный цветок. Данила вместе с заказом барина еще и свою чашу делал. Сделал чудесную, да только никак не удавалось ему вдохнуть в камень жизнь.

Услышал он рассказ старого камнереза, загорелись у него глаза. Не испугался Данила ничего, даже когда ему сказали, что Хозяйка Медной горы, позволив взглянуть на каменный цветок, мастера от себя никогда не отпустит, и будет он вечно на нее работать глубоко под землей.

Пошел Данила к Змеиной горе, где брал недавно камень малахитовый для своей чаши, стал думать, как бы ему увидеть каменный цветок. Раскрылась гора, явилась юноше великолепная Хозяйка Медной горы, стала уговаривать не смотреть на цветок: это опасно.

Данила на все готов был, упросил Хозяйку показать цветок. Словно нехотя исполнила волшебница просьбу молодого мастера.

Бросился Данила, пораженный красотой цветка, домой. А там спал на лавке сильно сдавший за последние годы, ослабевший Прокопьич. Данила посмотрел на него, пожалел старика.

Вспомнил свою невесту, которая давно уже любила его и очень печалилась, потому что все ждала свадьбу, а Даниле было не до нее. От этих мыслей сердце юноши сжалось. Он понял, что не нужен ему Каменный цветок. Схватил молоток, разбил вдребезги чашу, которую для себя делал, с цветком, и бросился в лес.

С тех пор о нем никто ничего не слышал. Одни уверяют, что Данила ушел к Хозяйке Медной горы в работники. А другие полагают, что молодой мастер лишился рассудка и сгинул в лесу.

Главные герои и их характеристика:

  •  Данилка  – в начале повествования это худенький, слабый, плохо приспособленный к жизни подросток, круглый сирота, «волоски кудрявеньки, глазки голубеньки». Высокий, гибкий как тростинка, Данила тем не менее оказался очень крепким силой духа: почти до смерти забил его палач, а он и не вскрикнул ни разу. Потом Данила вырос и стал «высокий да румяный, кудрявый да веселый», девушки на него заглядывались. Но Данила был поглощен одной страстью: из него вырос настоящий великий мастер-камнерез, и хотелось ему добиться в своем мастерстве истинного совершенства.
  •  Прокопьич – пожилой мастер, имевший исключительный талант камнереза, лучше всех в заводах. Одинокий, крутой нравом, но обладавший добрым сердцем. Полюбил Данилку, как сына.
  •  Хозяйка Медной горы  – волшебная красавица в малахитовом платье, владелица сокровищ гор, обладательница каменного цветка. Коварно соблазняла мастеров каменным цветком, обещая открыть им дар оживления камня, и заманивала к себе в вечное рабство.

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Приказчик  – грубый, жестокий человек. Он был поставлен барином для контроля над заводами, в которых работали камнерезы. Следил за тем, чтобы абсолютно все наказы барина исполнялись, руководствуясь принципом: «Заставь дурака молиться, он и лоб расшибет».
  •  Катя Летемина – невеста Данилы, красивая, добрая девушка.
  •  Барин  – владелец малахитовых заводов и мастерских, ему принадлежали и крепостные, которые там трудились, в том числе Данилка с Прокопьичем. В сказке этот персонаж сам не появляется, только выражает свою волю через приказчика либо через письма. В отличие от приказчика, умел ценить крепостных, берег и создавал особые условия тем, которые трудились успешно и проявляли талант.
  •  Старичок мастер  – «ветхий старичоночко», обучавший Прокопьича и других славных мастеров, глуховатый от старости, слабый. Отличался мудростью: именно он подсказал Даниле, как раскрыть полную силу камня, но предостерег: опасное это дело.
  •  Бабушка Вихориха – старушка-травница, сердобольная, мудрая, выходила Данилу после побоев, поставила на ноги. Впервые от нее мальчик узнал о каменном цветке.

Краткое содержание сказки «Каменный цветок» подробно

На уральских заводах в стародавние времена работали с малахитом крепостные мастера. Лучшим считался Прокопьич. Барин, зная, что Прокопьич уже в годах, велел приказчику подыскать для Прокопьича ученика, чтобы тот обучил его всем премудростям работы камнереза.

Приказчик честно пытался выполнить баринов наказ, но все ученики не нравились Прокопьичу: щедро «угостив» каждого мальчонку оплеухами, пожилой мастер возвращал его родителям. Приказчик злился, но не мог пойти против воли барина, а Прокопьич ни в ком из парнишек не замечал «верного глаза» и продолжал «браковать» потенциальных камнерезов.

В том же селе рос маленький Данилко Недокормыш. Лет ему было 12 или чуть большие, был он худенький, гибкий, высокого роста, с голубыми глазами. Мальчик рано остался сиротой, не помнил ни отца, ни матери.

Сначала приказчик пытался сделать из него дворового слугу, но ребенок оказался не редкость нерасторопным. Затем отдали его в подпаски. Большей частью Данилка любовался природой, рассматривал травинки и букашек, о чем-то мечтал, а за стадом следил плохо.

Правда, быстро освоил дудочку, на которой часто играл. За это женщины подкармливали мальчика, дарили ему рубашки да штаны.

Однажды Данилка отвлекся на свои думы, заигрался на рожке, а в это время подкрались волки и утащили несколько коров. Среди коров попалась одна со двора приказчика.

Последовало тяжелое наказание: старого пастуха и его помощника Данилку избили до полусмерти. Мальчик оказался на удивление стойким, проявил характер: как ни старался палач, ни единого вскрика, только слезки капали у ребенка.

Думали, что Данилка не выживет. Сердобольные люди отдали его знахарке Вихорихе, которая с помощью трав и настоек вылечила мальчика. Как только Данилке полегчало, он начал интересоваться травами, расспрашивал бабушку, какая из них как называется, как цветет.

Вихориха рассказала Данилке, что есть цветок «не открытый», которого она ни разу не видела, да и мало кто из людей видал его. Это каменный цветок, прячется он от людей. Всякий, кому доведется увидеть цветок, делается несчастным.

Когда Данилка немного пришел в себя, приказчик отдал его в ученье к Прокопьичу. Решил приказчик, что раз мальчик выжил после чудовищных побоев, значит, несмотря на внешнюю хрупкость, выдержит и суровую школу Прокопьича. А нет – так он сирота, плакать никто не будет.

Прокопьич очень неохотно взял мальчика. Попенял приказчику, что, мол, уж больно хлипкий ученик, как его учить? Стукнешь раз – из него и дух вон. Но приказчик оставался непреклонен.

Делать нечего – скрепя сердце согласился Прокопьич попытаться обучить Данилку. В первый же вечер паренек осмотрел работу Прокопьича и подсказал, как лучше сделать так, чтобы узор полностью раскрылся.

Прокопьич поворчал для виду, но попробовал сделать по словам мальчика – все получилось лучше некуда. Понял Прокопьич, что пришел к нему ученик, у которого «глаз верный» – очень талантливый мальчишка.

Сразу оттаял сердцем пожилой мастер. Справил Данилке шубенку, сапоги, стал хорошо кормить его, а учебой особо не мучал – решил, что мальчику надо сперва окрепнуть.

Данилка то калину собирал для пирогов, то за дровами ездил, то окуней ловил на пруду. И между делом потихоньку перенимал у Прокопьича азы мастерства: подходил, смотрел за работой, задавал вопросы, а то и сам принимался что-то вырезать.

Однажды приказчик увидел Данилку на пруду с удочкой. Разозлился: взрослый парнишка в рабочий день бездельничает! Взял Данилку за ухо и отвел к Прокопьичу. Старый мастер вступился за мальчика: дескать, я его сам на такую работу отправляю.

Приказчик начал экзаменовать Данилку, проверяя, чему он обучился у Прокопьича. Какой вопрос ни задаст – на все Данила легко отвечает.

Тогда приказчик задал Даниле уроки – велел выточить несколько простеньких вещиц. Мальчик справился. Приказчику изделия очень понравились. Он написал барину: так и так, объявился у нас молодой мастер, зовут Данила.

На уроках его оставить или на оброк отпустить, как Прокопьича? Барин задал Даниле работу – выточить чашу – и отписал, что пусть сначала сделает, а там он уже решит, как дальше с Данилой поступить.

Данилка тем временем уже вырос, возмужал, превратился в крепкого красивого парня. Теперь его уже звали не Недокормыш, а Данила-мастер. Работали они вместе с Прокопьичем, горя не знали. Юноша уже и жениться собирался, влюбился в красавицу Катю, односельчанку.

Выточил Данила по заданию барина чашу. Да не одну, а три. И барину так понравилась работа, что он решил оставить Данилку вместе с Прокопьичем на оброке (это было легче, чем на уроках), дал притом задание: еще одну чашу каменную изготовить. Чертеж точный прислал.

Работают Данила и Прокопьич, вот уже чаша баринова готова. Только Данила захотел еще и свою выточить, особую, чтобы была как настоящий каменный цветок. Ходил по лесу, искал цветок, который дал бы ему вдохновение, да все было не то.

Данила и каменный цветок

По случаю завершения работы над бариновой чашей Прокопьич и Данила устроили скромную пирушку, позвали гостей: Катю Летемину с родителями и знакомых мастеров-камнерезов. Гости подивились тонкой работе, но Данила махнул рукой: работа-то, дескать, хорошая, да только неживая чаша. А хочется такую сделать, чтобы живой цветок получился.

Один старый-старый мастер, еще Прокопьича некогда обучавший, сказал: «Есть такой каменный цветок – если на него поглядеть, то всю силу и красоту камня сразу поймешь, и будут у тебя такие работы получаться – глаз не отвести».

И предупредил, что опасный это цветок: кто на него посмотрит, тому белый свет не мил станет, и он в мастера к Хозяйке Медной горы уйдет.

Данила загорелся: хочу цветок увидеть! Катя заплакала. Мастера стали стыдить дедушку, видя девичье горе: мол, совсем ты, старый, из ума выживаешь, заговариваться стал, парня с толку сбиваешь.

Но Даниле мысль запала в голову. На следующий день он отправился на Медный рудник, искать подходящий для своего будущего живого каменного цветка камень. Искал, искал, – все не то. Вдруг голос слышит: «Иди к Змеиной горке» и видит женский образ в голубой дымке.

Пошел Данила к указанному месту, а там прямо из горы огромный кусок малахита отломлен. Красивый, глаз не отвести. Данила понял: это и есть тот камень, который ему нужен. Доставил он камень домой, принялся за работу.

Выточил цветок – прямо живой, все, кто приходил смотреть, дивились. Но Данила остался своей работой недоволен: все чего-то недоставало в каменной чаше.

Махнул рукой: ладно, не дано мне силу камня открыть. Стал торопить невесту со свадьбой. Но так и тянуло его еще раз сходить к Змеиной горке, сам не знал, зачем. Не совладал с собой, пошел.

Нашел выбоину в скале, откуда камень для него выломан был, забрался внутрь, думает. Откуда ни возьмись – появилась красивая женщина в малахитовом платье. Это была Хозяйка Медной горы, как догадался Данила.

Стал просить Данила Хозяйку показать ему каменный цветок. Хитрая волшебница отговаривала парня, да только он на своем настоял. Уговорил.

После того, как Данила увидел сказочные каменные цветы на поляне в саду Хозяйки Медной горы, он лишился сна и покоя. Не в радость ему была и предстоящая свадьба. Ночью он поднялся, послушал, как тяжело кашляет старый Прокопьич, сердце его заболело от жалости.

Схватил Данила молоток и изо всех сил ударил по своей чаше, которую все хотел оживить. А в баринову чашу плюнул – и бросился бежать.

С той поры его больше не видели. Кто говорит, что парень с ума сошел и пропал в лесной чащобе, а кто уверяет, будто ушел он к Хозяйке Медной горы, день и ночь вытачивает для нее дивные поделки.

Кратко об истории создания произведения

Сказ П.П. Бажова «Каменный цветок» основан на старинных народных преданиях. Бажов родился на Урале в 1879 году, отец его работал в рудниках, поэтому быт горнорабочих и камнерезов был знаком будущему писателю не понаслышке. Сказы (сказки) об этих людях Бажов начал писать в 1920-х годах, когда судьба вновь забросила его на Урал после скитаний по другим землям.

«Каменный цветок» был впервые опубликован в 1938 году в «Литературной газете», а позже вошел в цикл сказок «Малахитовая шкатулка». Это история юноши, загубившего свой талант и себя из-за чрезмерного желания добиться вершин мастерства не с помощью усилий, а путем привлечения волшебных потусторонних сил.

  • Про что сказка маленький принц
  • Про что рассказ уроки французского
  • Про что рассказ черная курица или подземные жители
  • Про что сказка аленький цветочек
  • Про что сказка волшебное слово