Про что сказка царевна лягушка

История эта начинается отнюдь не с кукол, хотя и поставлена на сцене театра, в котором кукла по праву является главной,

История эта начинается отнюдь не с кукол, хотя и поставлена на сцене театра, в котором кукла по праву является главной, а как же иначе может быть в самом Театре кукол? Может быть. По-разному может быть, главное – рассказать маленьким зрителям сказку доступным им языком, да желательно так, чтобы глаз нельзя было оторвать от сцены – достоинство спектакля, о котором пойдёт речь ниже, отмечает ИА DEITA.RU.

Театральный сезон 2021-2022 Приморский краевой театр кукол открыл премьерным показом спектакля «Царевна-Лягушка» в постановке режиссёра Антонины Добролюбовой, заслуженного работника культуры РФ (город Южно-Сахалинск). Русская народная сказка прозвучала в версии драматурга, писателя и сказочника Нины Гернет.

«Давным-давно в некотором царстве, в некотором государстве…» Недаром выбран текст Нины Гернет – мастера слова, очень тактично и умно обращающегося со смыслами. «…жил был царь и было у него три сына. Один был так, другой был сяк, а третий вовсе был… Иван». Мы все помним, как звучит эта фраза в оригинальной версии сказки: «ну, а третий был дурак». Умышленная замена обидного прозвища «дурак» на имя героя очень к месту в театральной аудитории совсем ещё малого зрителя, дети же не задумываются над психологически-философским смыслом слова «дурак», применяемого в контексте сказок и мифологем. А вот от соблазна обычного бытового обзывательства маленькие зрители здесь защищены.

Про что сказка царевна лягушка

Сказочница Гернет, а вместе с ней и режиссёр Антонина Добролюбова, пересказывают русскую народную сказку Царевна-Лягушка, как комедию. Весёлую и добрую со скоморошьим привкусом.

Весёлая «скоморошинка» проявляется с первой же сцены, когда на подворье собираются деревенские, судя по одежде, жители и начинают сказывать друг другу историю про царя и его трёх сыновей. К слову, в этой сцене нет ни одной куклы, только актёрский состав. А в театре кукол ли мы? В нём самом – театре, где привычно видеть кукол, а актёры у них, вроде как, и на подхвате.

В этой же постановке всё перемешалось – все актёры, задействованные в спектакле, выступают и как кукловоды, и просто как актеры. Люди здесь ведут свои собственные, отдельные от кукол партии. Постановка смотрится очень синтетически – эдакое смешение, почти, театра юного зрителя и театра кукол.

А так вполне привычный сюжет, где Ваня, пустив стрелу в болото, заполучает себе в невесты лягушку, которая оказывается-таки заколдованной царевной. Но, не зная этого, он стесняется своей, как ему кажется, неказистой невесты, а узнав, что она царевна-красавица, сжигает её лягушачью кожу, решив так одним махом избавиться от всех напастей и проблем. Ан нет, не выходит. Коль ты герой – то будь милостив, по издревле принятой в мире традиции – соверши подвиг. Что и приходится сделать Ивану, отправившись за тридевять земель в Кощеево царство.

Про что сказка царевна лягушка

Сценография спектакля проста и элегантна. Нет никакого перегруза. Весь акцент идёт на людей и кукол. На сцене три овальных подиума, на которых и разворачиваются все основные кукольные действа: то царскими палатами обернутся подиумные площадки, то домиком Ивановым, то Кощеевым царством. Интерактивный задник дорисовывает «интерьер» сюжетов.

Удивительно красивое в спектакле музыкальное сопровождение. Нет никаких «детских» упрощённых мелодий. Режиссёр решает музыкальный фон через красивые, разнообразные, в том числе фольклорные композиции. Воистину сказочно смотрятся ночные сцены, в которых Марья-царевна, она же Лягушка-царевна, с помощью волшебства исполняет царёвы заказы. Здесь отлично работают цветовые и световые решения, создающие на сцене завораживающую обстановку доброй сказочной магии.

Стоит отметить, что столь простая сценография ни в коей мере не упрощает спектакль, напротив, она недвусмысленно заявляет о режиссёрском умении создать настоящую динамичную сказку малыми средствами, сделав ставку на актёрскую игру. И действительно, в этой постановке особо видно, сколь замечательно играют актёры Приморского театра кукол.

Герои в сказке-спектакле характерные. Чего только стоит эмоциональная Баба Яга, мечтающая о молодости и красоте, да скандальные невесты братьев Ивановых. Ещё раз стоит отметить, что постановка хороша выбором темы, тем, что режиссёр Антонина Добролюбова предложила Приморскому театру кукол поставить «Царевну-Лягушку» именно в версии Нины Гернет, и театр, кто б сомневался, историю эту принял. Здесь произошло точное попадание – весело, заразительно, динамично и умно по смыслу, ну что скажешь – сделано всё в лучших традициях народного скоморошьего искусства. Эта постановка, безусловно, интересна, как для деток всех возрастов, так и для взрослой аудитории.

Про что сказка царевна лягушка

А как порадовал спектакль своей концовкой. Понятно, что Марью-царевну Иван освободил, и всё благополучно закончилось свадьбой. Но, вот то, что своё личное счастье нашла и Баба Яга, оказалось приятной, ещё больше поднявшей настроение неожиданностью. Составила она пару с Кошей, так похорошевшая «бабуля», явившаяся в гости поздравить молодых, назвала своего суженого, ставшего добрым, Кощея Бессмертного. И все они пировали за общим столом в дружбе и согласии. Что можно сказать ещё о новом спектакле Приморского театра кукол «Царевна-Лягушка» – спектакль удался и хочется ему пожелать долгой и счастливой жизни.

И ещё. К сожалению, актёров Театра кукол мало кто знает по именам, исправим эту несправедливость, играют они действительно замечательно! Итак, актёры, исполнившие роли в спектакле «Царевна-Лягушка»: Виктория Орешкина, Вадим Копа, Анна Лещенко, Василий Косенок, Алексей Белов, Алексей Авдеев, Виктория Яскина, Екатерина Юркина, Денис Шамрин, Оксана Иванова.

Рецензент Ирина Павленко, культурный обозреватель.

Про что сказка царевна лягушка

Окончила Владивостокское художественное училище по специальности «Художественное оформление».

Освящает культурные мероприятия Дальневосточного региона. Публикации на информационном портале DEITA.RU, в журналах «Дальневосточный капитал», «Русский мир».

Отмечена Благодарностью Приморской краевой филармонии за помощь и поддержку в освещении филармонической деятельности и популяризацию классической музыки в концертном сезоне 2017-2018.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Царевна-лягушка — анализ сказки

Одна из самых любимых народных сказок детства.  Наверное, нет ребёнка, который бы не знал этой чудесной сказки.

Сказка «Царевна Лягушка»  полна волшебства и магии, но в, то, же время автор, как бы иронизирует над, главным героем. Ведь из всех братьев именно Иван попал в то ужасное болото, в котором живёт теперь его жена-лягушка.

Весь сюжет построен на трёх братьях.  Старший был самым сильным и умным, младший уступал по всем качествам старшему брату, а вот на третьего никто не замечал, будто и не было Ивана вовсе на белом свете. И вот наступает время, когда молодым людям нужно вступить в брак. Но и тут всё не просто.  Жену  им должно выбрать стрела, которую они запустят. Куда стрелы упадут на той, и женится царевич. Двум старшим повезло. Им достались красавицы и умницы, а вот стрела Ивана упала в болото. Не могло это не расстроить царевича, ибо теперь свою жизнь придётся связать с мерзкой лягушкой.

Эта сказка полна морали и нравственности. Автор хорошо показал, что нельзя судить ни одно живое существо по виду. Люди не должны судить по одёжке другого человека, а так же недооценивать способности людей, которые порой кажутся глуповатыми.  Никто не может знать до конца, что из себя, представляет тот или иной  знакомый. Ведь в итоге царевна –лягушка оказалась не только красавицей, но и мастерицей, рукодельницей. Она превзошла других жён царевича. А сам юный принц полон новых идей и возможностей. Порой люди не понимают мысли и поступки других потому, что не дано. Иван – не был похож на остальных, его можно назвать уникальным.

Сказка рассказывает о русском народе, жизни, культуре, о психологии Руси. Это немало важно, ведь надо понимать, какие люди жили в те года, как они мыслили и что делали. Этот рассказ учит добру и терпению, а ещё великодушию. Царевна- лягушка не обижается на Ивана, она понимает его и жалеет.

Так же эта сказка учит, что всегда нужно добиваться своего, какие бы преграды стояли на пути. Иван никогда не сдавался и получил от жизни хорошую награду, а вот его старшие браться получили всё просто, но никто не знает, что рано или поздно то, что давалось легко станет даваться труднее. Иван всегда старался достичь лучших результатов, а вот браться потихоньку стали тупеть и скучнеть. Человек сам по себе должен верить в хорошее и упорно трудиться, чтобы достичь желаемого. Без труда и упорства ничего не выйдет.  Ведь человек должен всегда учиться, чтобы развивать ум и мышление, смотреть шире на происходящие события.

Анализ 2

Сказка «Царевна-лягушка» является народной, поэтому определенного автора у нее нет. Предположительно, она создавалась на протяжении десятилетий и веков. Переходя из уст в уста, текст переносил существенные изменения. Поэтому нельзя отрицать того, что сегодня мы можем прикоснуться только к адаптированному изданию. Возможно, утеряны какие-то важные и существенные элементы, поэтому восстановить изначальный смысл сказки невозможно.

Согласно сохранившейся версии, отец дал своим трем сыновьям по стреле. Информации о матери, как и  во многих других народных и авторских сказок, нет.

Эти орудия должны были указать им на нахождение невесты. Старший и средний сын нашли хороших девушек, а стрела младшего указала на болото. Лягушка приказала Ивану-царевичу взять себя в жены.

Отец решил проверить таланты своих невесток, задавая им задания разной сложности. Царевна-лягушка справилась с ними лучше всех, так как оказалась Василисой Прекрасной. Иван не знал о человеческом обличии своей супруги до тех пор, пока отец не устроил большое застолье, где должны были собраться все три молодые семьи. И там Царевна-лягушка становится лучше всех.

Иван совершает большую ошибку, когда сжигает в печке шкуру лягушки. Таким образом, Василиса Прекрасная оказывается в плену у Кощея Бессмертного. Ивану приходится преодолеть много препятствий, чтобы  освободить супругу.

В сказке поднимается несколько проблем. Во-первых, о соотношении внешности и поступков человека. Нельзя судить по внешности, необходимо анализировать поступки, характер человека. Во-вторых, сказка приводит читателя к мысли, что нельзя никому завидовать и нужно принимать все жизненные сюрпризы. В-третьих, необходимо отстаивать интересы своей семьи и защищать ее. Это выражено в храбрости, которую проявил Иван-царевич в поиске и спасении Василисы Прекрасной.

Василиса Прекрасная выигрывает на фоне своих соперниц. В ней выражен идеал жены, женщины для русского народа. Василиса трудолюбивая, умелая, мудрая, красивая, любящая, нежная, по-хорошему хитрая. Она не хочет показаться лучше, чем она есть. Василиса просто выполняет свою работу как супруги.

Сказка «Царевна-лягушка» известна каждому читателю с самого детства. Подобные произведения кажутся порой очень простыми, понятными, но при тщательном анализе можно выявить другой, глубокий, сакральный смысл, непонятный до процесса.

Также читают:

Картинка к сочинению Царевна-лягушка — анализ сказки

Царевна-лягушка - анализ сказки

Популярные сегодня темы

  • Диалектика души Толстого в повести Юность сочинение

    Тема души и её интерпретации волновала, и волнует, по сей день людей с незапамятных времён. Почти с самого начала существования религии люди начали бурно обсуждать душу и её значение, материальную форму и так далее.

  • Сочинение Смысл рассказа Крыжовник Чехова (главная мысль)

    Рассказ «Крыжовник» раскрывает роль человека в общем строе жизни. Повествование ведется от лица Ивана Ивановича, он рассказывает историю жизни своего брата Николая. Оба они выросли в деревне

  • Сочинение Человек в тоталитарном государстве

    Единственные качества, которые невозможно отобрать ни у одного человека живущего в нашем мире это свобода и стремление к свободе, вольнодумию, и невыносимую потребность в справедливости в этой жизни.

  • Анализ Сказки о Красной шапочке Маяковского

    Владимира Маяковского всегда вдохновляли идеи революции, поэтому свержение царского режима он воспринял крайне позитивно. Поэт считал нормальными расправы крестьян над бывшим дворянским сословием

  • Сочинение Слуги в пьесе Вишневый сад Чехова

    В пьесе Вишневый сад А.П. Чехов рассуждает на тему прошлого, настоящего и будущего России. Герои произведения характеризуют определенный исторический этап. Так Раневская и Гаев остаются приверженцами старых традиций

Время чтения: 16 мин.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич.

Позвал однажды царь сыновей и говорит им:

— Дети мои милые, вы теперь все на возрасте, пора вам и о невестах подумать!

— За кого же нам, батюшка, посвататься?

— А вы возьмите по стреле, натяните свои тугие луки и пустите стрелы в разные стороны. Где стрела упадет — там и сватайтесь.

Вышли братья на широкий отцовский двор, натянули свои тугие луки и выстрелили.

Пустил стрелу старший брат. Упала стрела на боярский двор, и подняла ее боярская дочь.

Пустил стрелу средний брат — полетела стрела к богатому купцу во двор. Подняла ее купеческая дочь.

Пустил стрелу Иван-царевич — полетела его стрела прямо в топкое болото, и подняла ее лягушка-квакушка…Царевна-лягушка

Старшие братья как пошли искать свои стрелы, сразу их нашли: один — в боярском тереме, другой — на купеческом дворе. А Иван-царевич долго не мог найти свою стрелу. Два дня ходил он по лесам и по горам, а на третий день зашел в топкое болото. Смотрит — сидит там лягушка-квакушка, его стрелу держит.

Царевна-лягушка, фото 2

Иван-царевич хотел было бежать и отступиться от своей находки, а лягушка и говорит:

— Ква-ква, Иван-царевич! Поди ко мне, бери свою стрелу, а меня возьми замуж.

Царевна-лягушка, фото 3

Опечалился Иван-царевич и отвечает:

— Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!

— Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь!

Царевна-лягушка, фото 4

Подумал-подумал Иван-царевич, взял лягушку-квакушку, завернул ее в платочек и принес в свое царство-государство.

Пришли старшие братья к отцу, рассказывают, куда чья стрела попала.

Рассказал и Иван-царевич. Стали братья над ним смеяться, а отец говорит:

— Бери квакушку, ничего не поделаешь!

Вот сыграли три свадьбы, поженились царевичи: старший царевич — на боярышне, средний — на купеческой дочери, а Иван-царевич — на лягушке-квакушке.

На другой день после свадьбы призвал царь своих сыновей и говорит:

— Ну, сынки мои дорогие, теперь вы все трое женаты. Хочется мне узнать, умеют ли ваши жены хлебы печь. Пусть они к утру испекут мне по караваю хлеба.

Поклонились царевичи отцу и пошли. Воротился Иван-царевич в свои палаты невесел, ниже плеч буйну голову повесил.

— Ква-ква, Иван-царевич, — говорит лягушка-квакушка, — что ты так опечалился? Или услышал от своего отца слово неласковое?

— Как мне не печалиться! — отвечает Иван-царевич. — Приказал мой батюшка, чтобы ты сама испекла к утру каравай хлеба…

— Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!

Уложила квакушка царевича спать, а сама сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась красной девицей Василисой Премудрой — такой красавицей, что ни в сказке сказать, ни пером описать!

Взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай — рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудреными: по бокам — города с дворцами, садами да башнями, сверху — птицы летучие, снизу — звери рыскучие…

Утром будит квакушка Ивана-царевича:

— Пора, Иван-царевич, вставай, каравай неси!

Положила каравай на золотое блюдо, проводила Ивана-царевича к отцу.

Пришли и старшие братья, принесли свои караваи, только у них и посмотреть не на что: у боярской дочки хлеб подгорел, у купеческой — сырой да кособокий получился.

Царь сначала принял каравай у старшего царевича, взглянул на него и приказал отнести псам дворовым.

Принял у среднего, взглянул и сказал:

— Такой каравай только от большой нужды есть будешь!

Дошла очередь и до Ивана-царевича. Принял царь от него каравай и сказал:

— Вот этот хлеб только в большие праздники есть!

И тут же дал сыновьям новый приказ:

— Хочется мне знать, как умеют ваши жены рукодельничать. Возьмите шелку, золота и серебра, и пусть они своими руками за ночь выткут мне по ковру!

Вернулись старшие царевичи к своим женам, передали им царский приказ. Стали жены кликать мамушек, нянюшек и красных девушек — чтобы пособили им ткать ковры. Тотчас мамушки, нянюшки да красные девушки собрались и принялись ковры ткать да вышивать — кто серебром, кто золотом, кто шелком.

А Иван-царевич воротился домой невесел, ниже плеч буйну голову повесил.

— Ква-ква, Иван-царевич, — говорит лягушка-квакушка, — почему так печалишься? Или услышал от отца своего слово недоброе?

— Как мне не кручиниться! — отвечает Иван-царевич. — Батюшка приказал за одну ночь соткать ему ковер узорчатый!

— Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!

Уложила его квакушка спать, а сама сбросила с себя лягушечью кожу, обернулась красной девицей Василисой Премудрой и стала ковер ткать. Где кольнет иглой раз — цветок зацветет, где кольнет другой раз — хитрые узоры идут, где кольнет третий — птицы летят…

Солнышко еще не взошло, а ковер уж готов.

Вот пришли все три брата к царю, принесли каждый свой ковер. Царь прежде взял ковер у старшего царевича, посмотрел и молвил:

— Этим ковром только от дождя лошадей покрывать!

Принял от среднего, посмотрел и сказал:

— Только у ворот его стелить!

Принял от Ивана-царевича, взглянул и сказал:

— А вот этот ковер в моей горнице по большим праздникам расстилать!

И тут же отдал царь новый приказ, чтобы все три царевича явились к нему на пир со своими женами: хочет царь посмотреть, которая из них лучше пляшет.

Отправились царевичи к своим женам.

Идет Иван-царевич, печалится, сам думает: «Как поведу я мою квакушку на царский пир?..»

Пришел он домой невеселый. Спрашивает его квакушка:

— Что опять, Иван-царевич, невесел, ниже плеч буйну голову повесил? О чем запечалился?

— Как мне не печалиться! — говорит Иван-царевич. — Батюшка приказал, чтобы я тебя завтра к нему на пир привез…

— Не горюй, Иван-царевич! Ложись-ка да спи: утро вечера мудренее!

На другой день, как пришло время ехать на пир, квакушка и говорит царевичу:

— Ну, Иван-царевич, отправляйся один на царский пир, а я вслед за тобой буду. Как услышишь стук да гром — не пугайся, скажи: «Это, видно, моя лягушонка в коробчонке едет!»

Пошел Иван-царевич к царю на пир один.

А старшие братья явились во дворец со своими женами, разодетыми, разубранными. Стоят да над Иваном-царевичем посмеиваются:

— Что же ты, брат, без жены пришел? Хоть бы в платочке ее принес, дал бы нам всем послушать, как она квакает!

Вдруг поднялся стук да гром — весь дворец затрясся-зашатался. Все гости переполошились, повскакали со своих мест. А Иван-царевич говорит:

— Не бойтесь, гости дорогие! Это, видно, моя лягушонка в своей коробчонке едет!

Подбежали все к окнам и видят: бегут скороходы, скачут гонцы, а вслед за ними едет золоченая карета, тройкой гнедых коней запряжена.

Подъехала карета к крыльцу, и вышла из нее Василиса Премудрая — сама как солнце ясное светится.

Все на нее дивятся, любуются, от удивления слова вымолвить не могут.

Взяла Василиса Премудрая Ивана-царевича за руки и повела за столы дубовые, за скатерти узорчатые…

Стали гости есть, пить, веселиться.

Василиса Премудрая из кубка пьет — не допивает, остатки себе за левый рукав выливает. Лебедя жареного ест — косточки за правый рукав бросает.

Жены старших царевичей увидели это — и туда же: чего не допьют — в рукав льют, чего не доедят — в другой кладут. А к чему, зачем — того и сами не знают.

Как встали гости из-за стола, заиграла музыка, начались пляски. Пошла Василиса Премудрая плясать с Иваном-царевичем. Махнула левым рукавом — стало озеро, махнула правым — поплыли по озеру белые лебеди. Царь и все гости диву дались. А как перестала она плясать, все исчезло: и озеро и лебеди.

Пошли плясать жены старших царевичей.

Как махнули своими левыми рукавами — всех гостей забрызгали; как махнули правыми — костями-огрызками осыпали, самому царю костью чуть глаз не выбили. Рассердился царь и приказал их выгнать вон из горницы.

Когда пир был на исходе, Иван-царевич улучил минутку и побежал домой. Разыскал лягушечью кожу и спалил ее на огне.

Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась — нет лягушечьей кожи! Бросилась она искать ее. Искала, искала — не нашла и говорит Ивану-царевичу:

— Ах, Иван-царевич, что же ты наделал! Если бы ты еще три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного. Как три пары железных сапог износишь, как три железных хлеба изгрызешь — только тогда и разыщешь меня…

Сказала, обернулась белой лебедью и улетела в окно.

Загоревал Иван-царевич. Снарядился, взял лук да стрелы, надел железные сапоги, положил в заплечный мешок три железных хлеба и пошел искать жену свою, Василису Премудрую.

Долго ли шел, коротко ли, близко ли, далеко ли — скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, — две пары железных сапог износил, два железных хлеба изгрыз, за третий принялся. И повстречался ему тогда старый старик.

— Здравствуй, дедушка! — говорит Иван-царевич.

— Здравствуй, добрый молодец! Чего ищешь, куда путь держишь?

Рассказал Иван-царевич старику свое горе.

— Эх, Иван-царевич, — говорит старик, — зачем же ты лягушечью кожу спалил? Не ты ее надел, не тебе ее и снимать было!

Василиса Премудрая хитрей-мудрей отца своего, Кощея Бессмертного, уродилась, он за то разгневался на нее и приказал ей три года квакушею быть. Ну, да делать нечего, словами беды не поправишь. Вот тебе клубочек: куда он покатится, туда и ты иди.

Иван-царевич поблагодарил старика и пошел за клубочком.

Катится клубочек по высоким горам, катится по темным лесам, катится по зеленым лугам, катится по топким болотам, катится по глухим местам, а Иван-царевич все идет да идет за ним — не остановится на отдых ни на часок.

Шел-шел, третью пару железных сапог истер, третий железный хлеб изгрыз и пришел в дремучий бор. Попадается ему навстречу медведь.

«Дай убью медведя! — думает Иван-царевич. — Ведь у меня никакой еды больше нет».

Прицелился он, а медведь вдруг и говорит ему человеческим голосом:

— Не убивай меня, Иван-царевич! Когда-нибудь я пригожусь тебе.

Не тронул Иван-царевич медведя, пожалел, пошел дальше.

Идет он чистым полем, глядь — а над ним летит большой селезень.

Иван-царевич натянул лук, хотел было пустить в селезня острую стрелу, а селезень и говорит ему по-человечески:

— Не убивай меня, Иван-царевич! Будет время — я тебе пригожусь.

Пожалел Иван-царевич селезня — не тронул его, пошел дальше голодный.

Вдруг бежит навстречу ему косой заяц.

«Убью этого зайца! — думает царевич. — Очень уж есть хочется…»

Натянул свой тугой лук, стал целиться, а заяц говорит ему человеческим голосом:

— Не губи меня, Иван-царевич! Будет время — я тебе пригожусь.

И его пожалел царевич, пошел дальше.

Вышел он к синему морю и видит: на берегу, на желтом песке, лежит щука-рыба. Говорит Иван-царевич:

— Ну, сейчас эту щуку съем! Мочи моей больше нет — так есть хочется!

— Ах, Иван-царевич, — молвила щука, — сжалься надо мной, не ешь меня, брось лучше в синее море!

Сжалился Иван-царевич над щукой, бросил ее в море, а сам пошел берегом за своим клубочком.

Долго ли, коротко ли — прикатился клубочек в лес, к избушке. Стоит та избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается.

Говорит Иван-царевич:

— Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом!

Избушка по его слову повернулась к лесу задом, а к нему передом. Вошел Иван-царевич в избушку и видит: лежит на печи баба-яга — костяная нога. Увидела она царевича и говорит:

— Зачем ко мне пожаловал, добрый молодец? Волей или неволей?

— Ах, баба-яга — костяная нога, ты бы меня накормила прежде, напоила да в бане выпарила, тогда бы и выспрашивала!

— И то правда! — отвечает баба-яга.

Накормила она Ивана-царевича, напоила, в бане выпарила, а царевич рассказал ей, что он ищет жену свою, Василису Премудрую.

— Знаю, знаю! — говорит баба-яга. — Она теперь у злодея Кощея Бессмертного. Трудно будет ее достать, нелегко с Кощеем сладить: его ни стрелой, ни пулей не убьешь. Потому он никого и не боится.

— Да есть ли где его смерть?

— Его смерть — на конце иглы, та игла — в яйце, то яйцо — в утке, та утка — в зайце, тот заяц — в кованом ларце, а тот ларец — на вершине старого дуба. А дуб тот в дремучем лесу растет.

Рассказала баба-яга Ивану-царевичу, как к тому дубу пробраться. Поблагодарил ее царевич и пошел.

Долго он по дремучим лесам пробирался, в топях болотных вяз и пришел наконец к Кощееву дубу. Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто верст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл. А на самой его вершине — кованый ларец.

Смотрит Иван-царевич на дуб и не знает, что ему делать, как ларец достать.

«Эх, — думает, — где-то медведь? Он бы мне помог!»

Только подумал, а медведь тут как тут: прибежал и выворотил дуб с корнями. Ларец упал с вершины и разбился на мелкие кусочки.

Выскочил из ларца заяц и пустился наутек.

«Где-то мой заяц? — думает царевич. — Он этого зайца непременно догнал бы…»

Не успел подумать, а заяц тут как тут: догнал другого зайца, ухватил и разорвал пополам. Вылетела из того зайца утка и поднялась высоко-высоко в небо.

«Где-то мой селезень?» — думает царевич.

А уж селезень за уткой летит — прямо в голову клюет. Выронила утка яйцо, и упало то яйцо в синее море…

Загоревал Иван-царевич, стоит на берегу и говорит:

— Где-то моя щука? Она достала бы мне яйцо со дна морского!

Вдруг подплывает к берегу щука-рыба и держит в зубах яйцо.

— Получай, Иван-царевич!

Обрадовался царевич, разбил яйцо, достал иглу и отломил у нее кончик. И только отломил — умер Кощей Бессмертный, прахом рассыпался.

Пошел Иван-царевич в Кощеевы палаты. Вышла тут к нему Василиса Премудрая и говорит:

— Ну, Иван-царевич, сумел ты меня найти, теперь я весь век твоя буду!

Выбрал Иван-царевич лучшего скакуна из Кощеевой конюшни, сел на него с Василисой Премудрой и воротился в свое царство-государство.

И стали они жить дружно, в любви и согласии.

  • Литнет
  • Литературные блоги
  • Царевна Лягушка — жуткая нечисть! Берегись!

Как вы уже знаете, многие сказки давным — давно потеряли свой первоначальный, страшный смысл.
Тоже самое случилось с теми сказками, которые вы знаете с детства.
Сегодня я расскажу вам про… Царевну — Лягушку.
Вывел царь трех сыновей. И сказал, что пора жениться. Выдал им лук и стрелы и сказал, чтобы выстрелили. Если с первыми двумя братьями все прошло гладко, то с младшим — как обычно.
Его стрела попала в болото.
Вот здесь бы ему насторожиться. Пройдя по лесам непролазным, проклиная свое косоглазие, он нашел топкое болото, в котором сидела… лягушка.
Не совсем, конечно, лягушка. А — одна из страшных нечистей — болотница. С виду, издали вроде бы девушка, но…
Сидит она обычно в лесу на поляне, плачет голоском жалобным, рыдает, просит забрать ее с собой. А кто к ней на поляну ступит, тот по макушку уйдет в болото. Ведь не поляна это, а чаруса — страшное место для грибников, охотников и тех, кто считает, что самое опасное в лесу — это медведи.
Рассмеется она, растянется ее улыбка, как у жабы. А в пасти зубов острых достаточно, чтобы разгрызть кости. Как плюхнется она в воду, как сверкнут в воздухе ее лягушачьи лапки… Это издали она на человека похожа. Вблизи она страшна. И очень похожа на лягушку. Просто она эти задние лапки под себя прячет. Чтобы добрые молодцы раньше времени не раскусили ее.

Про что сказка царевна лягушка
Но тут у болотницы промашечка вышла. Стрела была с железным наконечником. А нечисть ой как железа боится.
И поймала она ее неудачно. Либо в волосах запуталась стрела, либо все-таки слегка продырявил.
Есть маленькая оговорка. Если вы думаете, что нечисть не может покинуть свой лес и болото, чтобы снова стать человеком, то вы ошибаетесь. Если нечисти надоело быть нечистью, а ей брак предложат законный, то она очеловечится. Нечисть очень часто сама на брак напрашивается, что в сказке и показано.
Видимо, нашей красавице надоело сидеть в болоте, а тут и жених готовый. Вот и стала она на брак напрашиваться. Надоело ей нечистью быть.
Как же она на болоте оказалась? И вот тут есть ответ в старых быличках. Подменыши, отказнички. Прокляла мать новорожденную девочку, которая орала слишком громко, сказала: «А ну тебя в болото!». И все! Пропал ребенок. Нечисть унесла.

Про что сказка царевна лягушка
Но есть вариант и пострашнее. Мать пришла ее топить на болото. Либо «нагуляла», либо «куда уж нам, без тебя ртов много!».
Был третий вариант. Подменыш. Где-то ее мать сидит и бревно нянчит уже много лет, а ее дочь родная на болоте путниками питается. Не уследила мать, придавила ночью, приспала, в бане, в лесу, в поле одного ребенка без присмотра оставила.
И мечтают девочки из лесов, болот, бань, что нечистью обернулись, обратно к людям вернуться.
Уже интересно, не так ли?
Забрал Иван ее к себе, показал всем. А царь насторожился. Нечисть в качестве невестки он не рассматривал.

Нечисти на Руси боялись. И вот царь был не в восторге. Но сам сказал, что женой будет. И заставил жениться.
Для чего? А вдруг подменыш? Но и это не помогло. Как была жаба, так ею и остается.
Это должен был посоветовать знающий человек. Ведун, колдун, векша, знахарь, ведьма. Значит, панику стал колотить не сам царь, а кто-то другой. Кто-то сразу царю сказал, что к лягушке присмотреться надо. Не чисто тут дело, ой не чисто. Вот поэтому царь сразу на свадьбе настоял.
И вот тут странность. Обычно нечисть очеловечивалась после свадьбы по всем обрядам. А тут что-то не сложилось.
Значит, она — не подменыш. А что-то посерьезней. И это нужно проверить.
Вы не думали, что за конкурсы такие дурацкие? За ночь сотки, за ночь испеки… Какой человек на такое способен? И на кой царице ковры со скоростью ткацкого станка делать? Он что? Фирму собирался открыть по производству ковров? Или пекарню свою?
Понятное дело, даже если обычная девка всю жизнь караваями промышляла и на ткацкой фабрике работала, то за ночь она что-то и изобразит приличное. Но куда уж ей с нечистью тягаться?
Но Иван поэтому сопли развесил. И жена все сделала в лучшем виде. Даже не особо напрягаясь.
На то и был расчет. Опасения царя и кого-то из знающих подтвердились. Во дворце завелась нечисть.
Решили сделать контрольный. Объявили пир.
И вот грянул пир. На который наша Болотница ночью только явилась. А ночью только заложенные покойники являются. С грохотом, треском. Из Нави.
Покрутилась, повертелась, удивила. Наивная.
И тогда все сомнения рассеялись. Донесли, видимо, царю, что смерть грозит Иванушке. Обычно такие отношения с нечистью добром не заканчиваются. Только, если не подменыщ. Будет Ванечка сохнуть, чахнуть, пока не помрет. Так всегда бывало, когда нечисть повадилась с любовным интересом.
Так вот, кто-то из древнерусских Винчестеров быстро просек, что надо младшего сына спасать.
Царя эта перспектива не устраивала. Сына спасать надо. А как? Он же за ней света белого не видит!
И тогда знающий человек сказал, что шкурку нужно … того. Сжечь.
Откуда Ивану, ни разу с нечистью не сталкивающемуся в голову вообще мысля закралась, что шкурку жечь надо?
Про шкурку отдельно.
Почему шкурка? Есть много быличек о том, что Змиев Огненных ( а их предостаточно было) или Летавиц (Что-то вроде суккубов) убивали простым способом. Следили за избой, куда летали. И примечали, куда шкурку он скидывает, пока с девками или парнями милуется. Шкурку хватали и в печь кидали. Тут нечисти и каюк наступал. И жертва спасена.
И вот напели Ванечке, что шкурку нужно того… И красавицей она останется навсегда! Да! И он побежал сжигать шкурку. А нечисть вернулась и … помереть решила. В Навь отправилась. В царство Кощея. По факту это то самое место, куда души умерших попадают.
И пошел он искать ее. Ну еще бы!
И кто бы мог подумать! Не подменыш она. А как бы дочь Кощея. Она к папе отправилась. В расстроенных чувствах. Мол, все люди — сволочи. Я тут с любовью, а он… Бе-бе-бе!
Конечно же Кощей охренел от такой наглости! Его дочь обидели! Какой-то Царевич! Девка, видать, подостыла. Но отец сказал: «Хрен тебе, а не царевичи всякие! Дома сиди, целее будешь!».
Дальше Иван на тот свет ломится. Через избушку бабы яги. Обряды покойница помогает ему провести, чтобы он в навь попал.
Находит он яйцо, с горем пополам. И замок. Типа раскаялся. Люблюнемогу!
На счет иглы у меня сомнения. Не воскрешается ведь Кощей в каждой сказке? А убивали его иглой ого-го сколько раз. Но и тут есть ответ. В Нави железа нет. И стоит к железу прикоснуться, как выберешься обратно. И если повезет, кого-то с собой заберешь. Так что Ивану свою нечисть вернуть удалось в наш мир.
Но самое страшное, что человеком она от этого не стала… Что было дальше история умалчивает. Но мы помним про чахнуть, дохнуть, желтеть и помирать, не так ли?
Вот вам и сказочка. А вы не знали?

Про что сказка царевна лягушка

III.
3.1.

3.2.

3.3.

Работа по теме урока.
Беседа:
– Исходя из темы урока, сформулируйте вопрос-понятие.

– Прежде чем ответить на вопрос, давайте вспомним, какие существенные признаки нужно выделить в содержании понятия?

– Учитывая структуру определения, ответьте на вопрос-понятие

Задание 1.
– Используя карточку №2, сформулируйте вопрос-суждение к теме урока.
Индивидуальный труд

– Попробуйте дать ответ в виде умозаключения на сформулированный вопрос– суждение, используя карточку №6

1. Индивидуальный труд.

– У кого есть другие версии ответа?

2. Если Вы правильно сформулировали вопрос-суждение, то поставьте себе 2 балла.
– Если умозаключение сформулировано верно, поставьте еще 3 балла.
– Если были допущены неточности, то – 2 балла.

8 мин.
2 мин.

1 балл

1 балл

3 балла

1 мин.
2 балла

5 мин.

3 балла

2 балла

3 балла
2 балла


Вариант ответа:
Что называется сказкой?

– В содержании понятия обязательно указываются родовой признак и видовые признаки.

Сказка – это жанр эпоса(Р) фантастического характера, имеющий зачин, (В) противопоставление добрых героев злым, счастливый конец.

Вариант ответа:
Как доказать, что данное произведение является сказкой?

Вариант ответа:
Поскольку художественное повествование фантастического характера, имеющее зачин, деление героев на добрых и злых, счастливый конец, считается сказкой.
А «Царевна-лягушка» – это художественное повествование, имеющее зачин, деление героев на добрых и злых, счастливый конец.

Следовательно, произведение «Царевна-лягушка» является сказкой.

IV.

4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

4.5.

4.6.

4.7.

Анализ текста сказки.– Ответьте на вопрос-понятие: Каковы свойства и виды сказок?

– По какому признаку можно поделить сказки?

– Перечислите признаки волшебной сказки.

– Пользуясь текстом сказки, докажите, что «Царевна-лягушка» волшебная сказка.

Сформулируйте свой ответ в виде умозаключения, используя карточку №6.
Индивидуальный труд.
Герои сказки.
– По какому принципу делятся герои сказки?


Задание 2.

– Сформулируйте 2 суждения на сравнения, используя карточку №6, и выявите общие и особенные признаки героев сказки.
1.Индивидуальный труд.
– У кого есть другие версии ответа?
2.Самооценка:
– Если Вы правильно сформулировали вопрос-суждение, то поставьте себе
3 балла.
– Если были допущены неточности, то – 2 балла.

Задание 3.
– Составьте сборник словесных образов к понятиям:
Иван-царевич, Царевна-лягушка,
Царь, Кощей Бессмертный
(по два образа к каждому понятию)

1. Индивидуальный труд.
2. Обсуждение в группах.
– Обсудите результаты индивидуальной работы и подготовьте выступление:
* каждая группа выступает по одному образу – 2 мин,
* вопросы-дополнения или вопросы-возражения.
3. Самооценка.

– Прочтите название сказки.
– Какое противоречие заложено в нем? Поясните свой ответ.

– Какие еще противоречия содержатся в данной сказке?

– Сформулируйте свой ответ, используя карточку №4

– Выделите главное противоречие

– Чему учит сказка «Царевна-лягушка»?

– Подведите понятие «Сказка» под философские категории:
1. Причина – следствие
2. Единство – многообразие
3. Общее – особенное – единичное
4. Возможность – действительность

28 мин.

2 мин.

по
1 баллу

3 мин.

1 балл
1 балл

1 балл

3 балла

2 мин.
по
1 баллу

5 мин.

6 баллов

10 мин.

8 баллов

8 мин.

1 балл

3 мин.

2 балла

3 балла

3 балла

1 балл

3 мин.

4 балла

Вариант ответа:
Свойства сказки:
– особая композиция (зачин, счастливый конец),
– добро всегда побеждает зло,
– герою помогают волшебные помощники,
– прием троекратного повтора, – особые речевые обороты.

– По характеру развития сюжета сказки делятся на волшебные, бытовые, сказки о животных.

– Основные признаки волшебной сказки: волшебный сюжет, волшебные герои, волшебные помощники, волшебный конец.

Вариант ответа:
Волшебный сюжет, превращения Василисы Премудрой, выполнение заданий царя, волшебный конец (смерть Кощея от сломанной иглы), присутствие волшебного помощника (старый старик), волшебные герои – Баба-Яга, Кощей Бессмертный

Поскольку художественное повествование фантастического характера, имеющее волшебный сюжет, волшебных героев, волшебных помощников, волшебный конец, считается волшебной сказкой.
А «Царевна-лягушка» – это художественное повествование, имеющее волшебный сюжет, волшебных героев, волшебных помощников, волшебный конец.

Следовательно, произведение «Царевна-лягушка» является волшебной сказкой.

Вариант ответа:
По характеру герои делятся на положительных и отрицательных
(Иван-царевич – Кощей Бессмертный).
– По обладанию волшебными способностями герои делятся на
реальных и волшебных
(царь, сыновья, жены –
Царевна -лягушка, Кощей Бессмертный, Баба-Яга)

Примерные ответы:
По сравнению с Царем, который является реальным героем, Кощей Бессмертный – волшебный герой, наделенный отрицательными чертами характера.
Наряду со старшими братьями, Иван-царевич пошел искать невесту.
Больше чем Иван-царевич, симпатии читателей вызывает образ Царевны-лягушки

Смотри приложение

Примерный ответ:
– Противоречие заложено в названии сказки «Царевна – лягушка» (Иван-царевич), подчеркивается, что Царевна является не реальным персонажем, а волшебным, не человек, а заколдована в лягушку.

– Все знали, что Иван-царевич женился на квакушке, однако она была Василисой Премудрой.

Иван-царевич женился на Василисе Премудрой, хотя ей приказано было три года квакушею быть.

Если Иван-царевич переживал о задании отца испечь каравай, то Царевна-лягушка легко выполнила задание, обернувшись красной девицей.

– Честность Ивана-царевича в выборе невесты (Зная, что его невеста квакушка, Иван-царевич честно выполнил свой долг и женился на ней).

– Честности, принципиальности.

Примерный ответ:

1. Стрела у лягушки – женитьба на ней
2. Герои: положительные – отрицательные, реальные – волшебные.
3. Герой – положительный – Иван-царевич
4. Иван-царевич мог отказаться от брака на лягушке – в действительности женился.

  • Про ягоду малину рассказ
  • Проблема взаимоотношений отцов и детей сочинение
  • Проанализируйте легенду о ларре или данко из рассказа горького старуха изергиль
  • Проблема влияния природы на человека сочинение
  • Про что сказка сивка бурка