Проза А. П. Чехова стоит особняком в русской литературе, никто, кроме него, не смог так глубоко заглянуть в человеческую душу и раскрыть её читателю во всей её неоднозначности. Его рассказ «Толстый и тонкий» является ярким примером творческого периода Чехова, направленного на развитие им традиционной для русской литературы темы «маленького человека». В нём, как и во всех творениях писателя, проявляется его оригинальный взгляд на окружающий мир и человека.
Многомудрый Литрекон предлагает Вам свой разбор произведения «Толстый и Тонкий».
История создания
Сквозь года и десятилетия до нас дошли интересные факты о создании рассказа «Толстый и Тонкий». Это достижение относится к раннему творчеству Чехова и является частью золотого фонда русской литературы… А вот и то, что действительно интересно:
- История написания рассказа «Толстый и тонкий» началась с сугубо развлекательного замысла писателя. Изначально сюжет рассказа был исключительно анекдотичным и не нёс в себе какой бы то ни было глубины, стремясь лишь рассмешить читателя, показав встречу двух старых друзей, которая была испорчена неосторожным поступком. Однако в дальнейшем рассказ приобрёл более глубокий смысл, раскрыв нам природу общества и людей: в редакции 1886 года Тонкий стал лебезить перед Толстым просто так, без всякой выгоды для себя, а в предыдущей он встретил в старом друге своего непосредственного начальника.
- Данный рассказ автор хотел написать исключительно ради заработка, поэтому он сознательно отобразил комическую ситуацию, которая должна была лишь рассмешить публику. Такие работы издательства того времени принимали охотно и платили за смех щедро. Но истинный творец не смог писать лишь на потребу дня, и последующие правки создали трудности при публикации. Но все же Чехов устроил рассказ в печать, не покривив душой на бумаге ради денег.
Направление и жанр
Рассказ «Толстый и тонкий» явно относится к направлению реализма. В нём писатель стремится к достоверному отображению окружающей действительности. Созданные им образы дышат реализмом, они максимально типичны, и мы можем поверить в то, что такие люди существуют в реальности.
Краткость, малое количество действующих лиц, максимальная размытость деталей и общая комичность позволяют нам без всяких сомнений определить жанр этого произведения, как юмористический рассказ. На «юмористичность» указывают: курьезный и анекдотический сюжет, нетипичные для России имена и забавные клички героев, комические диалоги, насыщенные живой разговорной лексикой.
«Толстый и Тонкий» — сатира на общество, которое живет в рамках строгой иерархии и подчиняет все живые и естественные чувства мертвым и навязанным условностям. Чехов высмеивает своих современников за рабскую подчиненность догматам службы. Они раболепствуют по привычке, уже даже не осознавая того. Звезды на погонах или в петлице определяют их личность, а не дела или хотя бы даже слова.
Смысл названия
Названия рассказа «Толстый и тонкий» сразу же проводит грань между двумя персонажами. Этот прием называется «контраст». Один герой противопоставляется другому, несмотря на то, что раньше они друзьями. Теперь их разделяет статус: один богат, другой беден. Уже в названии писатель закладывает основу конфликта: подчиненный и начальник, хозяин жизни и неудачник.
В данном случае слова «толстый» и «тонкий» означают не столько физиологические особенности героев, сколько их разный социальный статус и, главное, их полностью противоположные мироощущения. Один, как соломинка, пригибается к земле, стелется перед тем, что выше и крепче его. На нем, как вьюки на верблюде, висят чемоданы и заботы о семье. А Толстый свободен и обеспечен, у него нет обузы в виде багажа и семейства. Поэтому он и толст: все блага он потребляет сам. Смысл заглавия рассказа «Толстый и Тонкий» именно в противопоставлении этих героев.
Композиция и конфликт
Логически рассказ делится на две части: до того, как мы узнаём чин «толстого», и после того, как мы узнаём чин «толстого». Такая структура нужна для того, чтобы ярче выразить главную мысль рассказа, показать, как изменяется обстановка после того, как в повествование вклинивается социальный статус.
Особенность линейной композиции рассказа «Толстый и Тонкий» в том, что основная часть объема приходится на завязку и экспозицию, а кульминация и развязка представляют собой лаконичные, но предельно выразительные части.
В основе конфликта рассказа лежит противопоставление реальных человеческих отношений карьеризму и чинопочитанию, которое царит во всём русском обществе.
Суть: о чем рассказ?
На вокзале сталкиваются два чиновника: Михаил («толстый») и Порфирий («тонкий») со своей семьёй. Внезапно чиновники узнают друг в друге своих школьных приятелей. Между ними разгорается тёплый разговор о прошлом.
Однако в какой-то момент речь заходит о службе, и тут же выясняется, что «толстый» в чиновничьей иерархии находится несоизмеримо выше «тонкого». Как по волшебству, «тонкий» преображается, переходит с «ты» на «вы» и начинает беззастенчиво подлизываться к своему другу, с которым он недавно вёл себя так естественно и непринуждённо. «Толстый» испытывает отвращение и спешит удалиться.
Главные герои и их характеристика
Образы Толстого и Тонкого изображены автором схематично, они лишены индивидуальности. Каждый из них — отражение своего класса, своего чина, своего статуса в обществе и семейного положения. Их характеристика выполнена Литреконом в формате таблицы:
герои рассказа «толстый и тонкий» | характеристика |
михаил – | тайный советник. полный человек доброго нрава. уверен в себе, испытывает отвращение к подлизам и карьеристам. он достиг карьерных высот и наслаждается обеспеченностью. несмотря на высокие достижения, он помнит старых друзей и не стремится возвыситься над ними. |
порфирий | коллежский асессор. худощавый мужчина. имеет жену луизу и сына нафанаила. жалкий и обремененный заботами человек, который готов пресмыкаться перед «сильными мира сего». он лишен личностных качеств: все они заменяются его служебными повадками и приличиями. он слишком вжился в роль чиновника и перестал быть человеком. |
Темы
Тематика рассказа «Толстый и Тонкий» по-настоящему интересна и актуальна во все времена:
- Дружба – Чехов изобразил, как в обществе, где главенствуют чинопочитание, карьеризм, деньги и связи, остаётся всё меньше места для простых человеческих взаимоотношений, вроде дружбы. Взрослые люди, становясь рабами своих должностей, уже не могут общаться, как в былые времена. Поэтому на вокзале Толстый теряет своего друга.
- Маленький человек – «Толстый и тонкий» — это не первое произведение, которое делает объектом изучения простого человека, незначительного винтика в государственной машине. Однако по сравнению с другими авторами, у Чехова восприятие маленького человека перешло на новый уровень. Писатель критически смотрит на своего героя, Порфирия, обнажая все недостатки его увечного рабского мышления, его почти инстинктивного желания унижаться перед теми, кто выше него, даже в том случае, если это не необходимо.
- Семья — жена и сын Тонкого механически повторяют его повадки, они готовы унижаться вместе с ним, лишь бы приобрести выгоду. Так, семья не только поддерживает человека и делает его лучше, но и тянет на дно, если разделяет его заблуждения.
Если этот раздел показался Вам неполным, Многомудрый Литрекон дополнит его, если Вы напишите об этом в комментариях.
Проблемы
Проблематика рассказа «Толстый и Тонкий» часто встречается в эссе, поэтому запомните этот рассказ и приводите его в качестве аргументации.
- Чинопочитание – писатель с отвращением описывает то рабское благоговение, которое испытывает Порфирий перед высокими чинами. Он показывает, как слепое преклонение перед вышестоящими унижает человека. По мнению Чехова, человек заслуживает почитания не за чин, а за реальные дела.
- Социальное неравенство – Несмотря на то, что Порфирий и Михаил — люди явно разного достатка, Чехов показывает, что социальное неравенство ничего не значит, если люди искренны по отношению друг к другу. По мнению писателя, пропасть между людьми создаёт не разница в доходах, а отсутствие в обществе высокой духовности.
- Внутреннее рабство – в своих произведениях Чехов часто пытался донести до читателей мысль, что все люди рождаются свободными. Никто не заставлял Порфирия пресмыкаться и лебезить перед Михаилом, однако годы службы и его собственная слабость сделали его тем, кто он есть. Победить раба внутри себя, освободиться от оков общества и стать полноценным индивидом – наивысшая ценность и величайший подвиг, по мнению Чехова.
Основная идея
Смысл рассказа Чехова «Толстый и Тонкий» лежит на поверхности. Развивая тему «маленьких людей», Чехов показал, что зачастую не обстоятельства делают человека тем, кто он есть. Сам индивид решает, как ему жить и кем быть: рабом или свободным человеком. Никто не заставляет Тонкого прогибаться перед начальством, кроме его же алчности и трусости.
Так же писатель изобразил общественные проблемы, которые его волновали. По его мнению, общество, погрязшее во лжи, объятое карьеризмом и чинопочитанием, обречено на гибель. В нем теряются такие важные человеческие чувства, как дружба, любовь и взаимовыручка. Такова главная мысль рассказа «Толстый и Тонкий».
Чему учит?
Этот рассказ учит нас ценить настоящие, живые чувства, не позволять таким незначительным вещам, как карьера или заработок денег, разрушить их. Такова мораль произведения «Толстый и Тонкий»: что бы ни было, человеческие отношения важнее статусных преград и бытового расчета.
Так же рассказ может помочь человеку в его духовном становлении. Он доносит до нас основную мысль, что человек в любой ситуации, даже самой неблагоприятной должен оставаться человеком и сохранять достоинство. Вывод из прочитанного текста прост: нужно выдавливать из себя раба, пока он полностью не завладел господином своей судьбы.
Критика
Как и многие другие рассказы писателя, «Толстый и тонкий» был радушно принят читателями и критикой и оставил свой след в русской литературе.
Так, литературовед Зиновий Паперный отметил достоверность героев Чехова. Он разглядел осуждение обывательщины в рассказе, порождением которой и является Порфирий.
Общую тенденцию малой прозы Чехова подметила М. Семанова:
«…серьезной теме, очень жизненной во времена Чехова и глубоко волновавшей писателя — теме деспотизма, грубости, насилия и рабской покорности, — посвящает Чехов многие свои рассказы: «Хамелеон», «Унтер Пришибеев», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Пережитое», «Двое в одном», «Маска» и др. Эти рассказы юмористические, но они заставляют нас не только смеяться, но и серьезно задумываться. В этих рассказах Чехов не высказывает прямо, открыто своего отрицательного отношения к героям (как и в рассказах «Налим» и «Лошадиная фамилия»), но он заставляет нас угадать свое отношение по тому, каковы факты в произведении, как построен рассказ, каковы в нем слова и выражения. Для этого нужно лишь внимательно, вдумчиво читать рассказы Чехова и понимать те намеки, которые автор в них делает. » (М. Семанова, вступительная статья в книге «А.П.Чехов. Рассказы», серия «Школьная библиотека», 1951 г.)
Интересно, что в СССР, когда многие литераторы были забыты и погребены в небытие из-за идеологического несоответствия программе партии, проза Чехова, напротив, приобрела вес в литературных кругах и стала частью школьной программы.
«Чехов с самого начала своей литературной деятельности ставил перед собой художественные задачи, и его творчество резко выделялось на общем фоне беллетристики тех журналов, где он печатался. Сквозь смешные эпизоды и курьезные детали, в изобретении которых Чехов, казалось, был неистощим, наиболее чуткие современники в его рассказах улавливали нечто более значительное, понимая, как тонко и сильно художник разоблачает ложь и лицемерие буржуазного общества. В том же 1883 году среди всего, что было написано Чеховым для юмористических журналов, появляются подлинные шедевры: «Смерть чиновника», «Дочь Альбиона», «Толстый и тонкий».» (вступительная статья А.К.Котова в книге «Чехов в воспоминаниях современников», 1954 г.)
Рассказ попал в «Словарь русской культуры XX века» Руднева, который отметил не только смысловую наполненность рассказа, но и особое внимание Чехова к физиологии героев.
Автор: Михаил Щепин
Часть долгосрочного плана
Школа: общеобразовательная средняя школа №72 имени С. Нурмагамбетова
Дата:18.02.2021 г.
ФИО учителя: Бектурсынова Айжан Иркинбаевна
Классы 10
Количество присутствующих
Количество отсутствующих
РазделТема урока
А.П.Чехов «Толстый и тонкий»
Цели обучения которые необходимо достичь на данном уроке
10.2.5участвовать в полемике, синтезируя различные точки зрения и предлагая решение проблемы
10.2.2 пересказывать содержание текста, демонстрируя собственное понимание проблематики и связывая прочитанное/услышанное с собственным опытом
10.3.1 понимать детально содержание текстов, соотнося детали с основной мыслью текста
Цель урока
Учащиеся смогут:
Все:
— определить основную мысль по содержанию текста
Большинство:
— пересказывать содержание текста, демонстрируя собственное понимание текста
Некоторые:
— участвовать в полемике, предлагать решение проблем
Критерий оценивания
-
Определяет основную мысль текста
-
Пересказывают текст
-
Умеет грамотно и правильно высказывать свое мнение
Языковые цели
Полиязычие: чинопочитание и лицемерие
Основные термины и словосочетания: эпитеты, метафоры, сравнения
Привитие ценностей
Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел». Сотрудничество, открытость, воспитание нравственных качеств, коммуникативных навыков, доброжелательность, дружелюбие взаимоотношения, доверие, уверенность и уважение.
Межпредметная связь
Взаимосвязь с предметами: мировая литература, казахский язык и литература
Предшествующие знания по теме
Этот раздел построен на знаниях и навыках, приобретенных в предыдущих классах, в том числе на тех, которые направлены на восприятие и оценку аудио материалов, на анализ текста, на формирование грамотности речи.
Ход урока:
Запланированные этапы урока
Виды запланированных упражнений на уроке
Ресурсы
-
минут
Организационный момент.
Создание коллаборативной среды.
Стратегия «Словарик настроений».
Учитель приветствует учащихся, мотивирует учащихся на совместную работу, изучение темы урока.
Начало урока
Определение темы и цели урока.
Ребята, давайте посмотрим на слайд, узнали ли вы этого великого писателя и угадаем, какая тема нашего урока сегодня. Да, правильно тема нашего урока: А.П.Чехов «Толстый и тонкий»
Стратегия «РАФТ» знакомство с биографией А.П.Чехова (индивидуальная работа)
Разработайте Проект на тему “Чехов — писатель и просветитель”
Ребята рассказывают биографию А.П.Чехова, используя презентации и видеоролики
Р — роль (писатель)
А-аудитория (ученики)
Ф-форма (рассказ)
Т-тема (биография А.П.Чехова)
Врач по профессии, Антон Чехов начал карьеру писателя еще на первом курсе университета.
Антон Чехов был замечательным знатоком русской словесности, все его рассказы написаны легко, тонко, с долей юмора, но в то же время главной особенностью писателя во многих рассказах и пьесах остается — “смех сквозь слезы”. Он чрезвычайно психологичен, тонко подмечает малейшие нюансы поведения своих героев. Антон Павлович Чехов очень любил подписывать свои рассказы различными смешными псевдонимами, и самый популярный — это Антоша Чехонте. Многие его произведения стали классикой мировой литературы, имеют успешные экранизации, а его пьесы ставятся в театрах по всему миру.
ФО. Смайлики и большой палец
Русский язык и литература: Учебник для 10 класса общеобразовательной школы с нерусским языком обучения. Часть
Презентации, видеоролики
Середина урока
Анализ рассказа «Тонкий и толстый»
Словарная работа: (посмотрите на слайд)
Троекратно облобызáлись — три раза поцеловались
Коллéжский асéссор — гражданский чин 8-го класса, а также лицо, имеющее этот чин.
Станислáва имею — орден Станислава
До тайного дослужился: герой имеет в виду, что он уже получил чин тайного советника — гражданский чин 3-го класса. Лица, его имевшие, занимали высшие государственные должности: товарищ министра (то есть помощник министра)
Две звезды имею — имею два ордена
Чинопочитáние — почитание старших по чину, по служебному положению. Чинопочитание в описанные времена было обычным явлением в чиновничьей среде, но у Порфирия оно приобретает гротескные черты
Стратегия «Перепутанные логические цепочки»
Цель: восстановить последовательность событий, определить роль композиции
-
На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля.
-
Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез.
-
А это сын мой ,Нафанаил, ученик третьего класса
-
А это моя жена, урожденная Ванцебах……лютеранка
-
Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею
-
Нет, поднимай повыше. Я уже до тайного дослужился
-
Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку
Дескриптор:
-знает содержание рассказа
-определяет композицию рассказа
Ф.О «Словесная похвала»
Стратегия «Метод ассоциаций»
(парная работа)
Составьте кластер с ключевым понятием “Пороки человека”. Подберите слова-ассоциации в прямом и переносном значении. Какие социальные и человеческие пороки высмеивает Чехов?
Стратегия «Батарея вопросов»
(групповая работа)
1.Как начинается рассказ? (встреча одноклассников)
2.Кто первый бросается к другу? (Толстый)
3.Как Тонкий называет Толстого? ( «Миша! Друг детства!»)
4.С каким чувством задаёт вопрос толстый? (Восторженно глядя на друга)
5.Что мы узнаём о материальном положении тонкого? (Маленькое жалованье, подрабатывает уроками жена, он сам делает дешёвые портсигары)
6.А как обстоят дела у толстого? (Он стал тайным советником, получил две звезды)
7.Какие изменения происходят с тонким, как он выглядит?
8.Какова основная мысль рассказа произведения? (Разоблачение подхалимства и угодничества)
Дескриптор:
-умеет правильно отвечать на вопросы
-определяет основную мысль текста
Ф.О «Отзыв учителя»
Пороки
Конец урока
Стратегия ПОПС-формула».
Как вы думаете, актуальна ли проблема лицемерия и чинопочитания в наши дни? Чему учит и над чем смеется Чехов? Используйте в своих рассуждениях прием ПОПС-формулы:
Позиция — Я считаю, что Чехов …
Обоснование — Потому что…
Подтверждение — Свою мысль я хочу подтвердить примерами из текста…
Следствие — Сформулируем вывод о том, что…
Рефлексия «Чемодан, мясорубка, корзина»
Чемодан- всё, что пригодится в дальнейшем
Мясорубка — информацию переработаю
Корзина – всё выброшу.
Ученикам предлагается выбрать, как они поступят
с информацией, полученной на уроке
Дифференциация-каким способом вы хотите больше оказывать поддержку?
какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими?
Оценивание-как Вы планируете проверять уровень освоения материала учащимися?
Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности
Дифференцированная работа
Уровень А (слабый уровень).
Учащиеся стараются найти ключевые слова из текста, в группе
Уровень В (средний уровень)
Учащиеся стараются найти ключевые слова и словосочетания из текста, в группе делятся своими ответами, определяют чьи слова ближе к основной мысли
Уровень С. (Сильный уровень)
Учащиеся в определяют основную мысль текста используя ключевые слова и словосочетания. Излагают подробно на основе ключевых слов и словосочетании содержание прочитанного
ФО-Взаимооцениваие по приему «Смайлики и большой палец»
ФО — Взаимооценивание по приему «Словесная похвала»
ФО – Взаимооценивание по приему Ф.О «Отзыв учителя»
Оценивание по дескрипторам.
Дескриптор:
-умеет правильно отвечать на вопросы
-определяет основную мысль текста
Дескриптор:
-знает содержание рассказа
-определяет композицию рассказа
Ценности МЕ
Флипчарты
Звезды
Рассказ «Толстый и тонкий» написан весёлым и совсем молодым, двадцатитрёхлетним Антошей Чехонте, однако в нём уже намечены те черты зрелого Чехова, о которых хорошо сказал известный филолог А.А. Белкин:
«Он раскрывал страшное в нестрашном» (Белкин А.А. Читая Достоевского и Чехова. М., 1973. С.195).
Сюжет, как практически всегда у Чехова, не содержит ничего мало-мальски исключительного и сводится к мимолётной встрече двух гимназических приятелей после длительного перерыва. Однако через незначительное и смешное событие (которое и событием-то назвать трудно) вскрывается не только тема живучести чинопреклонения, но шире – тема ломки личности фальшивой иерархией жизненных ценностей, причём самое печальное, что жертва этой ломки искренне не замечает своей исковерканности.
Закономерности малой формы (а рассказ занимает меньше двух страниц) естественно обусловливают особую ёмкость двух способов изображения: художественной детали и речи персонажей. Именно в них реализуется комический и в то же время грустно-иронический пафос, казалось бы, предельно объективированного повествования. Обратимся к тексту.
Сущность персонажей, подчёркнутая в заголовке, юмористически сводится к одной черте их внешнего облика, мотивированной социальными условиями жизни, а ещё более – штампами «низкого» комического жанра: «толстый» для читателя XIX и первой половины XX вв., как правило, благополучен и богат, «тонкий» же если не беден, то испытывает несомненные материальные затруднения, стеснён в средствах. Интересно, кстати, что в настоящее время эта оппозиция заменилась на свою противоположность: если человек худощав и подтянут, значит, он имеет возможность следить за своей фигурой и здоровьем; полнота же, как правило, свидетельствует об однообразном и нездоровом питании и образе жизни.
Николаевская железная дорога соединяла Москву и Петербург, и подавляющее большинство её пассажиров относилось к служащему, «казённому» люду. Так уже первой крохотной деталью, конкретным наименованием железнодорожного пути, автор соответствующим образом настраивает ожидания читателя, окрашивая предстоящий конфликт в «служебные» тона.
Детали последующего описания «толстого» и «тонкого», сохраняя комическую окраску, увеличивают и углубляют социальную дистанцию между ними, превращаясь в символический параллелизм: «толстый» вкусно и жирно пообедал в ресторане, пахнет от него «хересом и флёрдоранжем» (дорого и солидно); «тонкий» же обвешан багажом, перекусывал явно в вагоне, и пахнет от него «ветчиной и кофейной гущей» (дёшево и обыденно). То, что жена и сын «тонкого» упомянуты после «чемоданов, узлов и картонок», усиливает печально-комический эффект.
Экспозиция завершена. После завязки (непосредственного момента узнавания, завершающегося знаменательной фразой «Оба были приятно ошеломлены») развивается основное действие рассказа – диалог, во время которого говорит в основном «тонкий».
Комический эффект повествования поддерживается торжественно-чрезмерной реакцией приятелей на встречу («…троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слёз»), необычно выспренним именем сына «тонкого» (Нафанаил; здесь слышится отголосок традиции Гоголя – блестящего выдумщика имён для своих персонажей; напомним хотя бы имена двух сыновей Манилова – Алкид и Фемистоклюс), преувеличенным почтением героя к своей «урождённой Ванценбах… лютеранке», а также упорным употреблением полного имени мальчика-гимназиста и повторяющимися однотипными описаниями его действий.
Диалог встретившихся приятелей распадается на две резко противоположные части: до кульминации рассказа и после. Естественная интонация первой половины разговора искренна и свободна, речь не стеснена никакими внутренними запретами, восклицания перемежаются вопросами и непринуждёнными воспоминаниями. Несколько настораживает читателя откровенное признание «тонкого», что в гимназии тот «любил ябедничать»; эта деталь косвенно говорит о его подобострастном отношении к начальству.
И вдруг катастрофа, кульминация рассказа – сообщение «толстого» о своём чине тайного советника. Напоминаем, что в царской России это был гражданский чин III класса и его обладатели занимали высшие государственные должности – например, товарища министра. Чин же «тонкого», коллежский асессор, относился к VIII классу; его обладатели обычно возглавляли низшие структурные части государственных учреждений, такие, как «стол». Орден св. Станислава относился к самым низшим государственным наградам, а «звёздами» именовали высшие ордена, такие, как св. Александра Невского или Андрея Первозванного. Таким образом, для читателя – современника Чехова сразу наглядно обнаруживалась социальная пропасть между приятелями.
Мощь впечатления, произведённого этой информацией на «тонкого», экономно передаётся рядом динамичных глаголов («побледнел, окаменел», лицо «искривилось» улыбкой, от глаз «посыпались искры»; при этом три глагола имеют одинаковую приставку «с»: «съёжился, сгорбился, сузился…»). Потрясён не только герой; «съёжился» багаж (который опять предшествует семейству), стал ещё длиннее подбородок жены, «вытянулся во фрунт» сын-гимназист.
Но самое смешное и грустное, как трансформируется речь «тонкого»: «ты» заменяется на «вы», «милый мой» – на «ваше превосходительство», неизвестно откуда появляется масса словесного мусора – и словоерсы, и всевозможные «можно сказать» и «некоторым образом», а также элементы «высокого штиля» –
«милостивое внимание», «живительная влага». Не менее разительна перемена синтаксиса: практически ни одно предложение не закончено – так и слышно, как прерывается от почтительности дыхание.
Эта прерывистость и спонтанность речевого потока играет очень важную роль, так как она говорит об искренности и самозабвении героя. По контрасту вспомним униженные и льстивые, но обдуманные и взвешенные реплики Молчалина из комедии А.С. Грибоедова; там за словоерсами скрывается совсем иной характер. В чеховском рассказе смешное (и страшное) впечатление производит именно неуправляемость и, так сказать, «натуральность» поведения «тонкого».
Весьма показательно, что «толстый» тайный советник никоим образом не провоцирует своего визави на такое самоуничижение. Он пытается прервать его излияния – и видит, что сделать этого не в состоянии. Остаётся попрощаться, скрывая подступившую тошноту.
Финал рассказа вновь насыщен глаголами, с лаконичным юмором изображающими меру потрясения «тонкого» и его семейства: он пожал «толстому» «три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец»; жена «улыбнулась», сын «шаркнул ногой и уронил фуражку». Последняя фраза «Все трое были приятно ошеломлены» перекликается с аналогичной фразой завязки; это заставляет читателя переосмыслить выражение «приятно ошеломлены» и почувствовать его второй, иронический, смысл.
«Толстый и тонкий»
(Рассказ)
Пересказ
На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля. Один толстый — Миша, а другой тонкий — Порфирий. Порфирий был с женой, сыном и кучей сумок, узлов и котомок. Друзья обрадовались встрече. Порфирий начал представлять семью: «Это вот моя жена, Луиза, урожденная Ванценбах… лютеранка… А это сын мой, Нафанаил, ученик III класса». Порфирий вспомнил, как они вместе с Мишей в гимназии учились: «Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку папироской прожег, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо… Детьми были!» Затем толстый спросил о службе, на что тонкий пожаловался, что он служит коллежским асессором уже второй год и Станислава имеет. Правда, жалованье плохое. Жена частные уроки музыки дает. А он сам портсигары делает. Так и живут. Служил в департаменте, а сейчас его перевели столоначальником по тому же ведомству. Порфирий поинтересовался, как продвигается служба у Миши, наверное, уже статский. Толстый ответил: «Я уже до тайного дослужился… Две звезды имею». Тонкий замолчал, побледнел, а потом внезапно заулыбался: «Я, ваше превосходительство… Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с». Толстый начал возражать, но тонкий начал лебезить: «Милостивое внимание вашего превосходительства… вроде как бы живительной влаги…» Толстому стало тошно от почтительной кислоты. Он протянул тонкому руку. Тот пожал три пальца и захихикал, как китайский болванчик. Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Толстый и тонкий
Толстый и тонкий
Александр Иличевский. Анархисты: Роман. М.: АстрельВопрос: что у писателя А.П. Чехова всегда вначале, а у писателя А.В. Иличевского вечно посередине? Ответ: слог «че» в фамилии. Пересечение, конечно, хиленькое, на отметину Фортуны едва ли тянет, но для автора,
I Толстый-толстый слой плутония
I
Толстый-толстый слой плутония
Джонатан Робертович сердится
Роберт Ладлэм. Тривейн. М.: Центрполиграф («Мастера»)Суперагент джеймсбондовского типа должен быть человеком без нервов. Даже стоя на карнизе небоскреба со связанными руками и ногами, он обязан оставаться
Толстый-толстый слой плутония
Толстый-толстый слой плутония
Том Клэнси. Все страхи мира. М.: МирОпять опоздали! Наши исследователи масскульта вновь крепки задним умом. Первый раз осечка вышла, когда не разгадали вовремя феномен Мыльной Оперы, а потом озадаченно разводили руками, пока на торжествующем
«Муму» (Рассказ) Пересказ
«Муму»
(Рассказ)
Пересказ
В Москве жила старая барыня, вдова, которую оставили все. Среди ее челяди выделялся один мужчина — богатырь, одаренный необычайной слой, но немой, служил он у барыни дворником. Звали этого богатыря Герасим. Привезли его к барыне из деревни.
«Кавказский пленник» (Рассказ) Пересказ
«Кавказский пленник»
(Рассказ)
Пересказ
IНа Кавказе служит офицером барин по имени Жилин. Ему приходит письмо от матери, в котором она пишет, что хочет повидаться с сыном перед смертью и, кроме того, нашла ему хорошую невесту. Тот решает ехать к матери.В ту пору на Кавказе
«Анна на шее» (Рассказ) Пересказ
«Анна на шее»
(Рассказ)
Пересказ
Основные действующие лица:Анна.Модест Алексеич — муж Ани.Петр Леонтьич — отец Ани.Петя и Андрюша — младшие братья Ани.Артынов — владелец дачного поселка, богач.Свадьба Ани и Модеста Алексеича проходит скромно. Чиновнику пятидесяти двух
«Макар Чудра» (Рассказ) Пересказ
«Макар Чудра»
(Рассказ)
Пересказ
С моря дул прохладный осенний ветер. У моря перед костром сидел Макар Чудра, старый цыган, и его собеседник. Он сторожил свой табор, который раскинулся недалеко.Не обращая внимания на холодный ветер, он полулежал с распахнутым чекменем,
«Антоновские яблоки» (Рассказ) Пересказ
«Антоновские яблоки»
(Рассказ)
Пересказ
Глава IРанняя осень приносит много работ мещанам-садоводам. Те нанимают мужиков — главным образом для сбора яблок, запах которых наполняет усадьбы. В праздничные дни мещане ведут бойкую торговлю — продают свой урожай белоголовым
«Господин из Сан-Франциско» (Рассказ) Пересказ
«Господин из Сан-Франциско»
(Рассказ)
Пересказ
Некий американский миллионер, имени которого никто не запомнил и которого поэтому автор называет «господином из Сан-Франциско», совершает путешествие на роскошном, напоминающем золотой чертог пароходе «Атлантида» в
«Цифры» (Рассказ) Пересказ
«Цифры»
(Рассказ)
Пересказ
Глава IНебольшое вступление, дающее краткое представление о содержании рассказа. Автор делится своими мыслями о детях и детстве, сетует на то, как трудно при воспитании детей быть рассудительным и «очень, очень умным дядей». Писатель как бы
«Косцы» (Рассказ) Пересказ
«Косцы»
(Рассказ)
Пересказ
У кромки молодого березового леса автор с попутчиком застают за работой косцов. Они привлекают внимание писателя своим благообразным видом, своей опрятностью и трудолюбием. Эти люди были беззаботны и дружны, что показывало их упоение от своего
«Гранатовый браслет» (Рассказ) Пересказ
«Гранатовый браслет»
(Рассказ)
Пересказ
Главная героиня повести — Вера Николаевна Шеина, жена предводителя дворянства — приятно проводила время в компании сестры Анны у себя на приморской даче, ожидая скорого праздника — именин. На именины собралось не много гостей,
«Матренин двор» (Рассказ) Пересказ
«Матренин двор»
(Рассказ)
Пересказ
Рассказ открывает своеобразное предисловие. Это небольшое сугубо автобиографическое повествование о том, как автор после смягчения режима в 1956 г. (после XX съезда) уехал из Казахстана обратно в Россию. В поисках работы учителем
«Васюткино озеро» (Рассказ) Пересказ
«Васюткино озеро»
(Рассказ)
Пересказ
Это озеро не отыщешь ни на какой карте. Его нашел тринадцатилетний мальчишка и показал другим.Осенние дожди испортили воду, и поэтому бригаде рыбаков Григория Афанасьевича Щадрина пришлось уйти далеко в низовья Енисея. Потянулись
«Уроки французкого» (Рассказ) Пересказ
«Уроки французкого»
(Рассказ)
Пересказ
Главный герой этого рассказа — маленький мальчик, который жил с матерью в деревне, но из-за того, что там не было средней школы, мать отправила его учиться в райцентр. Мальчик трудно переживал разлуку с матерью, но понимал, что ему
Тематические эквивалентности («Толстый и тонкий» и другие рассказы)
Тематические эквивалентности («Толстый и тонкий» и другие рассказы)
По нарративной субстанции тематическая эквивалентность распадается на эквивалентности персонажей, ситуаций и действий. Эквивалентности ситуаций и действий делятся на изоперсональные (т. е.
Урок литературы
Тема урока: « А.П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий»»
Цель урока: знакомство с творчеством А. П. Чехова.
Задачи: дать понятие о героях – антиподах;
повторить литературные термины: сатира, юмор, псевдоним, рассказ;
развивать умение анализа художественного произведения с опорой на текст;
воспитывать у детей положительные качества на примерах литературных героев, на примерах жизни писателей.
Оборудование: книги с рассказом «Толстый и тонкий», раздаточные карточки для работы, тетради, ПК, презентация.
Ход урока.
I. Организация класса.
— Сегодняшний урок мне хочется начать следующими слова: «..Он – несравненный художник. ДА, да, именно: несравненный … Художник жизни. И достоинство его творчества в том, что оно понятно и сродни не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное.. Он брал из жизни то, что видел.. и если брал что – нибудь, то передавал удивительно образно и понятно до последних чёрточек.»
— Как вы думаете, о ком эти слова?
— Правильно, это всё сказано о великом таланте русской литературы – А.П. Чехове.
— Вам предстоит сегодня познакомиться с его жизнью и творчеством. Вы сами постараетесь открыть для себя творчество писателя, работая в 3 группах, выполняя предложенные мною задания, анализируя произведение.
— Вы готовы работать? Оцените свою работоспособность: выберите любой цвет.
Красный — «у меня нет настроя на работу, мне сегодня будет тяжело работать с учителем»; синий – « мне хочется работать, я постараюсь, но не уверен, что все удастся»; зеленый – «я настроен на работу, буду работать в полную силу. Хочу узнать и научиться новому».
(цвета – полоски на столе перед каждым ребенком; значения на плакате, на доске.
— Я рада, что вы готовы со мною работать, желаю вам успехов.
II. Изучение нового материала.
1. Подготовьте небольшие рассказы о жизни и творчестве А.П. Чехова, используя материалы:
1 группа: Антон Павлович Чехов родился 29 января 1860 года в Таганроге. Дед и отец писателя были крепостными крестьянами. Деду, человеку способному и волевому, удалось выкупить себя и свою семью из крепостной неволи. Отец был владельцем бакалейной лавки.
Но в 1867 году дела пошатнулись, лавка была закрыта, семья переехала в Москву. В Таганроге остался Антон вместе с братом Иваном. Будущий писатель учился в гимназии и одновременно зарабатывал на жизнь частными уроками.
2 группа: В 1879 году Чехов окончил гимназию, переехал к семье в Москву и поступил в Московский университет на медицинский факультет, который окончил в 1884 году.
Первая публикация его произведений осуществилась в начале 1880 года в журнале «Стрекоза». Далее он сотрудничает в журналах: «Будильник», «Зритель», «Сверчок», «Русский сатирический листок». Талантливыми были названы его рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника», «Лошадиная фамилия», «Злоумышленник».
3 группа: Это его ранние рассказы, а затем он много пишет пьес для постановки на сценах различных театров. Пьесы имели успех не только в России, но и за ее пределами. Известность к Чехову пришла при жизни. Его считали «Пушкиным в прозе». В произведениях он был всегда искренен. Язык его произведений удивителен.
Однако, он прожил недолгую жизнь, в 1904 году писателя не стало.
— Отвечает один человек от группы.
- Ответы – рассказы групп.
- Беседа по прочитанному:
— Какое произведение А.П. Чехова вычитали дома?
— Какое это произведение по жанру?
— Что такое рассказ?
(Найдите определение в задании № 2 раздаточного материала).
— Каким вам кажется рассказ: смешным, грустным, смешным и грустным одновременно?
— В литературе существуют понятия : юмор и сатира. Давайте с ними разберемся. (задание №2 Р/М).
— Что такое юмор?
— Что такое сатира?
— Вспомните: мы с вами говорили: «смех может быть добрый» и «смех может быть злой»?
— Как это соотносится с понятиями юмор и сатира?
— Мы должны будем в конце урока сделать вывод: это юмористический рассказ или сатирический.
— Ещё раз скажите, как называется рассказ?
— Какой прием использован Чеховым в названии?
— Что такое антитеза?
(Найдите определение в задании №2)
- Определите, о ком из героев данное описание:
1 группа: А) «… Только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем.»
2 группа: Б) «Только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей.»
3 группа: В) « Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею..»
«Я уже до тайного дослужился… Две звезды имею.»
— Встречается ли антитеза в этих отрывках? Где? Приведите примеры.
(Р/М задание 3)
5. «Узнай новое!»
— Когда герои изображаются такими, какими вы их назвали сейчас, их называют герои – антиподы.
— Что такое герои — антиподы?
— Выясните в задании №4. Р/М.
— Антиподы — герои, противопоставленные друг другу в произведении.
Запишите определение в тетради.
6. Работа с текстом.
1 группа: А) Приятная и неожиданная встреча. Докажите текстом.
2 группа: Б) Разговор о жизни. Изменения в поведении героев. Докажите текстом.
3 группа: В) Расставание «друзей». Поведение героев. Докажите текстом.
(Р/М задание 5)
7. К кому из героев вы бы отнесли следующие характеристики?
А) «- привычка гнуть шею перед начальством;
— инстинкт лакейства;
— угодничество.»
Б) «– искренне рад встрече, для него не важно, кем служит его друг;
— важно для него то, что это друг детства;
— дороги воспоминания о прошлом.»
8. Словарная работа.
— Чехов – мастер слова. Употребленные им слова помогают передать изображаемую эпоху, характер героев. Согласны Вы с этим? Давайте докажем. Выполним задание 6.
— Прочитайте и расскажите, что означают новые для нас слова:
Лютеранка – последовательница лютеранства (лютеранство – крупнейшее направление протестантизма, на основе учения Лютера).
Флёрдоранж – настойка из цветов померанцевого дерева (померанец – цитрусовое дерево, а также сочный ароматный плод), использовалась как туалетная вода.
Департамент – отдел министерства, высшего государственного учреждения.
Вельможа – знатный и богатый сановник, то есть крупный чиновник, занимающий высокое положение.
Херес – сорт крепкого виноградного вина.
Душунок – милый, приятный человек.
- Проверка выполнения индивидуальных заданий.
— Соотнесите стрелками слова и их значения:
Николаевская железная дорога Человек, любящий наряжаться,
нарядно одетый, франт
Казённый Военная или гражданская форменная
одежда
Щёголь Почитание старших по чину, по
служебному положению
Мундир Первая железная дорога между
Москвой и Петербургом
Чинопочитание Государственный
Благоговение Глубочайшее почтение
— Индивидуальное задание.
Найди объяснение каждому глаголу из рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий».
Соотнеси глаголы и их значения.
Глагол | Лексического значение глагола |
Лосниться | Поцеловаться |
Навьючить | Блестеть, отсвечивать |
Облобызаться | Крайне удивиться, внезапно озадачить |
Ошеломить | Засмеяться тихо или исподтишка, со злорадством |
Ябедничать | То же, что во фронт вытянуться (стойка смирно) |
Вытянуться во фрунт | Заявить о своём несогласии, высказать возражение |
Помиловать | Заниматься ябедами (то есть мелкими доносами, клеветой), наушничать |
Съёжиться | Направить, обратить на кого- нибудь что – нибудь |
Захихикать | Положить вьюками или нагрузить вьюками (вьюк – упакованная поклажа, перевозимая на спине животных, также сумка для такой поклажи |
Возразить | Придвинуть одну ногу к другой, ударяя слегка каблук о каблук (знак вежливости, приветствие у мужчин) |
Шаркнуть ногой | Сутулясь, сжиматься всем телом (от холода, стеснения) |
Устремиться | Пощадить, простить кому – нибудь вину |
Какие из этих глаголов относятся к толстому, какие – к тонкому?
Группы в это время соединяют слова.
9. «Внимательный ли ты читатель!»
1 группа: А)
— Как звали тонкого?
— Как звали толстого?
— Имя жены тонкого?
— Имя сына тонкого?
— Прозвище тонкого в гимназии?
— Прозвище толстого в гимназии?
2 группа: Б) — Кто такой Герострат?
— Почему и за что толстого так дразнили в школе?
3 группа: В) – Кто такой Эфиальт?
— За что тонкий получил такое прозвище?
10. Сделаем вывод:
— Сатирическое или юмористическое произведение?
— Что высмеивает рассказ?
III. Домашнее задание: подготовиться к внеклассному чтению: Чехов «Смерть чиновника», чтение по ролям.
IV. Итоги урока.
— Любой рассказ А.П. Чехова воспитывает. Чехов говорил: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, в душа, и мысли,» Для этого человек должен воспитывать себе хорошие качества. В письме брату Николаю они писал, что значит быть «воспитанными людьми». Выберите, что больше всего важно с вашей точки зрения:
(Р/М)
Воспитанные люди (из письма А.П. Чехова брату Николаю)
- «Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступительные…»
- «Они состарадательны не к одним нищим и кошкам. Они болеют душой.»
- «Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.»
- «Они чистосердечны и боятся лжи, как огня»
- «Они не унижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие.»
- «Они не суетны.»
- «Если они имеют в себе талант, то уважают его.
- «Они воспитывают в себе эстетику.»
Рефлексия (Р/М на каждого обучающегося)
— Выберите то, что вы думаете о сегодняшнем уроке.
На уроке я работал активно / пассивно
Своей работой на уроке я доволен / не доволен
Урок для меня показался коротким / длинным
За урок я не устал / устал
Мое настроение стало лучше / стало хуже
Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен легким
Литература:
- Ахмадуллина Р.Г. Рабочая тетрадь. Часть 1, 6 класс. –М: Просвещение, 2015
- Тяпугина Н.Ю. Антон Павлович Чехов в школе. – Саратов: Приволжское книжное издательство, 2002.
- Чехов А.П. Сочинения в 2 томах. Том 1. Повести и рассказы. –М: «Художественная литература», 1982.
Приложение
1 группа
Карточка для работы над произведением А.П. Чехова «Толстый и тонкий»
1. Подготовьте небольшие рассказы о жизни и творчестве А.П. Чехова, используя материалы:
1 группа: Антон Павлович Чехов родился 29 января 1860 года в Таганроге. Дед и отец писателя были крепостными крестьянами. Деду, человеку способному и волевому, удалось выкупить себя и свою семью из крепостной неволи. Отец был владельцем бакалейной лавки.
Но в 1867 году дела пошатнулись, лавка была закрыта, семья переехала в Москву. В Таганроге остался Антон вместе с братом Иваном. Будущий писатель учился в гимназии и одновременно зарабатывал на жизнь частными уроками.
2.Выберите правильно определения понятиям.
Рассказ –
Юмор –
Сатира –
Псевдоним –
Антитеза —
А) Противопоставление героев. события, явлений в произведении.
Б) Высмеивание пороков человека и общества.
В) Смешные поступки героев, смешные события и истории.
Г) Вымышленные имена или фамилии.
Д) Прозаическое произведение небольшое по объёму.
3. Определите, о ком из героев данное описание:
А) «… Только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем.»
4. Узнай новое!
Антиподы — герои, противопоставленные друг другу в произведении.
Запишите определение в тетради.
- Работа с текстом.
А) Приятная и неожиданная встреча. Докажите текстом.
6. К кому из героев вы бы отнесли следующие характеристики?
А) «- привычка гнуть шею перед начальством;
— инстинкт лакейства;
— угодничество.»
Б) «– искренне рад встрече, для него не важно, кем служит его друг;
— важно для него то, что это друг детства;
— дороги воспоминания о прошлом.»
7. Словарная работа.
— Прочитайте и расскажите, что означают новые для нас слова:
Лютеранка – последовательница лютеранства (лютеранство – крупнейшее направление протестантизма, на основе учения Лютера).
Флёрдоранж – настойка из цветов померанцевого дерева (померанец – цитрусовое дерево, а также сочный ароматный плод), использовалась как туалетная вода.
Департамент – отдел министерства, высшего государственного учреждения.
Вельможа – знатный и богатый сановник, то есть крупный чиновник, занимающий высокое положение.
Херес – сорт крепкого виноградного вина.
Душунок – милый, приятный человек.
Соотнесите стрелками слова и их значения:
Николаевская железная дорога Человек, любящий наряжаться,
нарядно одетый, франт
Казённый Военная или гражданская форменная
одежда
Щёголь Почитание старших по чину, по
служебному положению
Мундир Первая железная дорога между
Москвой и Петербургом
Чинопочитание Государственный
Благоговение Глубочайшее почтение
Индивидуальное задание.
Найди объяснение каждому глаголу из рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий».
Соотнеси глаголы и их значения.
Глагол | Лексического значение глагола |
Лосниться | Поцеловаться |
Навьючить | Блестеть, отсвечивать |
Облобызаться | Крайне удивиться, внезапно озадачить |
Ошеломить | Засмеяться тихо или исподтишка, со злорадством |
Ябедничать | То же, что во фронт вытянуться (стойка смирно) |
Вытянуться во фрунт | Заявить о своём несогласии, высказать возражение |
Помиловать | Заниматься ябедами (то есть мелкими доносами, клеветой), наушничать |
Съёжиться | Направить, обратить на кого- нибудь что – нибудь |
Захихикать | Положить вьюками или нагрузить вьюками (вьюк – упакованная поклажа, перевозимая на спине животных, также сумка для такой поклажи |
Возразить | Придвинуть одну ногу к другой, ударяя слегка каблук о каблук (знак вежливости, приветствие у мужчин) |
Шаркнуть ногой | Сутулясь, сжиматься всем телом (от холода, стеснения) |
Устремиться | Пощадить, простить кому – нибудь вину |
Какие из этих глаголов относятся к толстому, какие – к тонкому?
8. «Внимательный ли ты читатель!»
А)
- Как звали тонкого?
- Как звали толстого?
- Имя жены тонкого?
- Имя сына тонкого?
- Прозвище тонкого в гимназии?
- Прозвище толстого в гимназии
2 группа
Карточка для работы над произведением А.П. Чехова «Толстый и тонкий»
- Подготовьте небольшие рассказы о жизни и творчестве А.П. Чехова, используя материалы:
В 1879 году Чехов окончил гимназию, переехал к семье в Москву и поступил в Московский университет на медицинский факультет, который окончил в 1884 году.
Первая публикация его произведений осуществилась в начале 1880 года в журнале «Стрекоза». Далее он сотрудничает в журналах: «Будильник», «Зритель», «Сверчок», «Русский сатирический листок». Талантливыми были названы его рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника», «Лошадиная фамилия», «Злоумышленник».
2.Выберите правильно определения понятиям.
Рассказ –
Юмор –
Сатира –
Псевдоним –
Антитеза —
А) Противопоставление героев. события, явлений в произведении.
Б) Высмеивание пороков человека и общества.
В) Смешные поступки героев, смешные события и истории.
Г) Вымышленные имена или фамилии.
Д) Прозаическое произведение небольшое по объёму.
3. Определите, о ком из героев данное описание:
Б) «Только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей.»
4. Узнай новое!
Антиподы — герои, противопоставленные друг другу в произведении.
Запишите определение в тетради.
5. Работа с текстом.
Б) Разговор о жизни. Изменения в поведении героев. Докажите текстом.
6. К кому из героев вы бы отнесли следующие характеристики?
А) «- привычка гнуть шею перед начальством;
— инстинкт лакейства;
— угодничество.»
Б) «– искренне рад встрече, для него не важно, кем служит его друг;
— важно для него то, что это друг детства;
— дороги воспоминания о прошлом.»
7. Словарная работа.
— Прочитайте и расскажите, что означают новые для нас слова:
Лютеранка – последовательница лютеранства (лютеранство – крупнейшее направление протестантизма, на основе учения Лютера).
Флёрдоранж – настойка из цветов померанцевого дерева (померанец – цитрусовое дерево, а также сочный ароматный плод), использовалась как туалетная вода.
Департамент – отдел министерства, высшего государственного учреждения.
Вельможа – знатный и богатый сановник, то есть крупный чиновник, занимающий высокое положение.
Херес – сорт крепкого виноградного вина.
Душунок – милый, приятный человек.
Соотнесите стрелками слова и их значения:
Николаевская железная дорога Человек, любящий наряжаться,
нарядно одетый, франт
Казённый Военная или гражданская форменная
одежда
Щёголь Почитание старших по чину, по
служебному положению
Мундир Первая железная дорога между
Москвой и Петербургом
Чинопочитание Государственный
Благоговение Глубочайшее почтение
Индивидуальное задание.
Найди объяснение каждому глаголу из рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий».
Соотнеси глаголы и их значения.
Глагол | Лексического значение глагола |
Лосниться | Поцеловаться |
Навьючить | Блестеть, отсвечивать |
Облобызаться | Крайне удивиться, внезапно озадачить |
Ошеломить | Засмеяться тихо или исподтишка, со злорадством |
Ябедничать | То же, что во фронт вытянуться (стойка смирно) |
Вытянуться во фрунт | Заявить о своём несогласии, высказать возражение |
Помиловать | Заниматься ябедами (то есть мелкими доносами, клеветой), наушничать |
Съёжиться | Направить, обратить на кого- нибудь что – нибудь |
Захихикать | Положить вьюками или нагрузить вьюками (вьюк – упакованная поклажа, перевозимая на спине животных, также сумка для такой поклажи |
Возразить | Придвинуть одну ногу к другой, ударяя слегка каблук о каблук (знак вежливости, приветствие у мужчин) |
Шаркнуть ногой | Сутулясь, сжиматься всем телом (от холода, стеснения) |
Устремиться | Пощадить, простить кому – нибудь вину |
Какие из этих глаголов относятся к толстому, какие – к тонкому?
8. «Внимательный ли ты читатель!»
Б) — Кто такой Герострат?
— Почему и за что толстого так дразнили в школе?
3 группа
Карточка для работы над произведением А.П. Чехова «Толстый и тонкий»
- Подготовьте небольшие рассказы о жизни и творчестве А.П. Чехова, используя материалы:
Это его ранние рассказы, а затем он много пишет пьес для постановки на сценах различных театров. Пьесы имели успех не только в России, но и за ее пределами. Известность к Чехову пришла при жизни. Его считали «Пушкиным в прозе». В произведениях он был всегда искренен. Язык его произведений удивителен.
Однако, он прожил недолгую жизнь, в 1904 году писателя не стало.
2.Выберите правильно определения понятиям.
Рассказ –
Юмор –
Сатира –
Псевдоним –
Антитеза —
А) Противопоставление героев. события, явлений в произведении.
Б) Высмеивание пороков человека и общества.
В) Смешные поступки героев, смешные события и истории.
Г) Вымышленные имена или фамилии.
Д) Прозаическое произведение небольшое по объёму.
3. Определите, о ком из героев данное описание:
В) « Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею..»
«Я уже до тайного дослужился… Две звезды имею.»
4. Узнай новое!
Антиподы — герои, противопоставленные друг другу в произведении.
Запишите определение в тетради.
5. Работа с текстом.
В) Расставание «друзей». Поведение героев. Докажите текстом.
6. К кому из героев вы бы отнесли следующие характеристики?
А) «- привычка гнуть шею перед начальством;
— инстинкт лакейства;
— угодничество.»
Б) «– искренне рад встрече, для него не важно, кем служит его друг;
— важно для него то, что это друг детства;
— дороги воспоминания о прошлом.»
7. Словарная работа.
— Прочитайте и расскажите, что означают новые для нас слова:
Лютеранка – последовательница лютеранства (лютеранство – крупнейшее направление протестантизма, на основе учения Лютера).
Флёрдоранж – настойка из цветов померанцевого дерева (померанец – цитрусовое дерево, а также сочный ароматный плод), использовалась как туалетная вода.
Департамент – отдел министерства, высшего государственного учреждения.
Вельможа – знатный и богатый сановник, то есть крупный чиновник, занимающий высокое положение.
Херес – сорт крепкого виноградного вина.
Душунок – милый, приятный человек.
Какие из этих глаголов относятся к толстому, какие – к тонкому?
8. «Внимательный ли ты читатель!»
В) – Кто такой Эфиальт?
— За что тонкий получил такое прозвище?
1. Индивидуальное задание
- Соотнесите стрелками слова и их значения:
Николаевская железная дорога Человек, любящий наряжаться,
нарядно одетый, франт
Казённый Военная или гражданская форменная
одежда
Щёголь Почитание старших по чину, по
служебному положению
Мундир Первая железная дорога между
Москвой и Петербургом
Чинопочитание Государственный
Благоговение Глубочайшее почтение
2.Индивидуальное задание.
Найди объяснение каждому глаголу из рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий».
Соотнеси глаголы и их значения.
Глагол | Лексического значение глагола |
Лосниться | Поцеловаться |
Навьючить | Блестеть, отсвечивать |
Облобызаться | Крайне удивиться, внезапно озадачить |
Ошеломить | Засмеяться тихо или исподтишка, со злорадством |
Ябедничать | То же, что во фронт вытянуться (стойка смирно) |
Вытянуться во фрунт | Заявить о своём несогласии, высказать возражение |
Помиловать | Заниматься ябедами (то есть мелкими доносами, клеветой), наушничать |
Съёжиться | Направить, обратить на кого- нибудь что – нибудь |
Захихикать | Положить вьюками или нагрузить вьюками (вьюк – упакованная поклажа, перевозимая на спине животных, также сумка для такой поклажи |
Возразить | Придвинуть одну ногу к другой, ударяя слегка каблук о каблук (знак вежливости, приветствие у мужчин) |
Шаркнуть ногой | Сутулясь, сжиматься всем телом (от холода, стеснения) |
Устремиться | Пощадить, простить кому – нибудь вину |
Какие из этих глаголов относятся к толстому, какие – к тонкому?