Призыв к уважению человеческого достоинства в рассказе пушкина станционный смотритель

Сочинение 7 класс. кто виноват в трагической судьбе самсона вырина по повести а. с. пушкина станционный смотритель1 вариант сочинения а.

Сочинение
7 класс. Кто виноват в трагической судьбе Самсона Вырина (по повести
А. С. Пушкина “Станционный смотритель”)

1 вариант
сочинения

А.
С. Пушкина не зря называют величайшим русским поэтом и писателем.
Многие вопросы затрагивал он в своем творчестве, в том числе и об
истинных причинах бед самых слабых и незащищенных людей в обществе.
Эту же проблему затрагивает он и в повести «Станционный смотритель».
Самсон Вырин — один
из главных героев повести. По должности он станционный смотритель,
а значит, «сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим
чином токмо от побоев, и то не всегда». Неказисто и небогато его
жилище, украшенное лишь картинками с изображением истории блудного
сына. Единственной настоящей драгоценностью была его четырнадцатилетняя
дочь Дуня: «ею дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем
успевала». Красивая, расторопная, работящая девушка была гордостью
своего отца, однако и проезжающие через станцию господа не оставляли
ее своим вниманием: «Бывало, кто ни придет, всякий похвалит, никто
не осудит».
Вот почему становится
понятной трагедия станционного смотрителя, внезапно потерявшего
дочь, которую проезжий гусар обманом увез с собой в город. Проживший
жизнь Самсон Вырин прекрасно понимает, какие беды и унижения могут
случиться с его юной, беззащитной в чужом городе Дуней. Не находя
себе места от горя, Самсон решает ехать на поиски дочери и любой
ценой вернуть ее домой. Узнав, что девушка живет у ротмистра Минского,
отчаявшийся отец направляется к нему. Смутившись от неожиданной
встречи, Минский объясняет смотрителю, что Дуня любит его, а он,
в свою очередь, хочет сделать ее жизнь счастливой. Он отказывается
вернуть дочь отцу и взамен сует ему крупную сумму денег. Униженный
и негодующий Самсон Вырин с гневом выбрасывает деньги, однако и
вторая его попытка вызволить дочь оканчивается неудачей. Смотрителю
ничего не остается, как вернуться ни с чем в пустой, осиротевший
дом.
Мы знаем, что недолгой
была жизнь станционного смотрителя после этого случая. Однако знаем
мы и другое — что Дуня действительно стала счастливой «барыней»,
обретя новый дом и семью. Я уверена, что если бы ее отец знал об
этом, он тоже был бы счастлив, но Дуня не посчитала нужным (или
не смогла) вовремя предупредить его об этом. Виновато в трагедии
Самсона Вырина и общество, где человек, занимающий низкую должность,
может быть унижен и оскорблен — и никто не вступится за него, не
поможет, не защитит. Постоянно окруженный людьми, Самсон Вырин всегда
был одиноким, а это очень горько, когда в самые тяжелые минуты жизни
человек остается наедине со своими переживаниями.
Повесть А. С. Пушкина
«Станционный смотритель» учит нас внимательнее относиться к окружающим
людям и ценить их за чувства, мысли и поступки, а не за чины и должности,
ими занимаемые.
2 вариант
сочинения

Ни в одной стране не возникло за
такой небольшой период времени такой могучей семьи величайших мастеров
художественного слова, как в России XIX века. Но именно Пушкина
мы считаем родоначальником классической русской литературы. Гоголь
говорил: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном
поэте… В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский
характер…».
В 1830 году А. С. Пушкин создал
пять прозаических произведений, объединенных общим названием «Повести
Белкина». Они написаны точным, ясным и лаконичным языком. Из «Повестей
Белкина» исключительное значение для дальнейшего развития русской
литературы имел «Станционный смотритель». Очень правдивый, согретый
авторским сочувствием образ смотрителя открывает созданную последующими
русскими писателями галерею «бедных людей», униженных и оскорбленных
тягчайшими для простого человека общественными отношениями тогдашней
действительности.
Именно эта окружающая действительность
и виновата, мне кажется, в трагической судьбе станционного смотрителя
Самсона Вырина. У него была единственная любимая дочь — разумная
и проворная Дуня, помогавшая отцу в работе на станции. Она была
его единственной радостью, но именно она принесла своему отцу «седину,
глубокие морщины давно не бритого лица» и «сгорбленную спину», буквально
три или четыре года превратили «бодрого мужчину в хилого старика».
В конце своей жизни станционный смотритель оказался брошенным своей
дочерью, хотя он сам никого в этом не винит: «…от беды не отбожишься;
что суждено, тому не миновать».
Его любимица с детских лет умела
кокетничать, разговаривала «безо всякой робости, как девушка, видевшая
свет», и этим привлекала проезжих молодых людей, а однажды она сбежала
от отца с проезжим гусаром. Самсон Вырин сам разрешил Дуне прокатиться
с гусаром до церкви: «нашло на него ослепление», а потом «сердце
его начало ныть, ныть, и беспокойство овладело им до такой степени,
что он не утерпел и пошел сам к обедне». Дуни нигде не было, а вернувшийся
вечером ямщик сообщил: «Дуня с той станции отправилась далее с гусаром».
Старик заболел от этого известия и оттого, что узнал, что гусар
притворился больным и уже тогда задумал увезти Дуню.
Самсон Вырин поехал в Петербург
в надежде отыскать и забрать свою дочь, но ротмистр Минский не отдал
ему Дуню и выставил его за дверь, сунув за рукав деньги. Вырин предпринял
еще одну попытку увидеть дочь, но Дуня, увидев его, упала в обморок,
а Минский опять выгнал его. В трагической судьбе станционного смотрителя
виновато и сословное деление общества,
позволяющее высшим чинам жестоко и грубо обращаться с людьми низших
чинов. Минский считал естественным для себя просто увезти Дуню (и
даже не попросить ее руки у отца), и выгнать старика, и накричать
на него.
Трагедия Самсона Вырина состоит
в том, что на склоне лет он остался совсем один, проливая слезы
о потерянной дочери. Не для своих внуков, а для чужих он вырезал
дудочки, с чужими детьми он возился и угощал их орешками. Трагизм
его положения в том, что не при жизни, а после смерти приехала к
нему его любимая дочь. Из рассказа видно, что Минский действительно
любил Дуню и не бросил ее, у нее была счастливая жизнь в достатке.
«Прекрасная барыня… ехала… в карете в шесть лошадей, с тремя
маленькими барчатами и с кормилицей». Узнав, «что старый смотритель
умер… она заплакала» и пошла на кладбище. В трагической судьбе
отца Дуня тоже виновата. Она бросила его, поступила не по-человечески.
Я думаю, мысль об этом не давала ей покоя — ведь приехала она, хоть
и поздно, к отцу, который умер в одиночестве, всеми, и родной дочерью
тоже, забытый.
Очень простыми и
понятными словами Пушкин показал нам трагическую судьбу обыкновенного
человека — станционного смотрителя Самсона Вырина, и мне очень жаль
этого старика.
3 вариант
сочинения

Главным героем повести
Пушкина «Станционный смотритель» является Самсон Вырин. Автор, описывая
трагическую жизнь этого человека, сумел вызвать у читателей сочувствие
и сопереживание к простому человеку.
Вот история, описанная в повести. У бедного станционного смотрителя
растет красавица дочка Дуня. Она нравилась всем, кто останавливался
на станции, была всегда весела и приветлива. Однажды один проезжий
гусар ночевал на станции. Наутро он сказался больным и остался еще
на несколько дней. Все это время Дуня ухаживала за ним, подавала
питье. Когда гусар выздоровел и собрался уезжать, Дуня решила посетить
церковь. Гусар предложил ее подвезти. Самсон сам разрешил дочке
ехать с молодым человеком, сказав: «Ведь его высокоблагородие не
волк и тебя не съест, прокатись-ка до церкви». Дуня уехала и больше
не вернулась. Самсон понял, что гусар увез ее с собой, да и болезнь
его была ложная, он притворялся, лишь бы подольше остаться на станции.
Бедный старик слег от горя, а как только оправился, поехал в Петербург
икать дочь. Он нашел гусара Минского, проследил за ним и ворвался
в комнату к Дуне. Та была в красивом платье, в богато обставленных
покоях. Старик просит Минского отпустить с ним
Дуню, но тот выгнал его, приказав больше никогда не появляться.
Вернувшись на станцию, Самсон только и думал о том, что гусар погубит
его дочь, натешится и выгонит ее на улицу, а там она совсем пропадет.
С горя он начал пить и вскорости умер.
Пытаясь ответить на вопрос, кто же виноват в его гибели, мы находим
ответ в самой повести. В начале повествования рассказчик, попав
в дом Вырина, рассматривает висящие на стене картинки. Они рассказывают
об истории блудного сына. Сначала мы думаем, что они символизируют
жизненный путь Дуни. Но, дочитав до конца, понимаем, что картинки
созвучны с жизнью Самсона Вырина. Картинка, где сын уходит из дому,
говорит о том, что Самсон «уходит» от дочери. Он не верит в ее счастье,
подозревает, что гусар обманет ее. Он не способен представить, что
Минский женится на Дуне. На второй картинке сын окружен ложными
друзьями. Так и Самсона обманул доктор, который приходил лечить
якобы заболевшего гусара. Доктор подтвердил болезнь, побоялся рассказать
Вырину правду. А сам он поверил ему, не догадываясь, что доктор
сговорился с Минским. На третьей картинке изображен скитающийся
сын, пасущий свиней. Так и Вырин, оставшись без дочери, начал пить
от тоски, превращаясь из бодрого мужчины в старика. Последняя картинка
говорит о «возвращении» отца к дочери после смерти. Дуня приехала
навестить отца и нашла его на кладбище. А ведь Минский женился на
ней, у них родились дети, жили они в достатке и любви. Так Самсон
Вырин оказался сам виноват в своей нелегкой судьбе. Не веря в счастье
дочери, он изводил себя мыслями о ее падении. Воспоминания о Дуне
вызывали в нем боль и горечь, он корил себя, что сам разрешил ей
поехать с гусаром в церковь. Запив с горя, он пришел к плачевному
концу. А мог бы общаться и с дочерью, и с мужем ее, и с внуками.
Так автор, сочувствуя переживаниям старика, дает понять читателям,
что осуждает ограниченность мыслей «маленького человека», не способного
верить и надеяться на лучшее. Но при этом Пушкин не презирает Вырина,
а пытается понять природу этих самых мыслей.

А. С. Пушкина не зря называют величайшим русским поэтом и писателем. Многие вопросы затрагивал он в своем творчестве, в том числе и об истинных причинах бед самых слабых и незащищенных людей в обществе. Эту же проблему затрагивает он и в повести “Станционный смотритель”.
Самсон Вырин — один из главных героев повести. По должности он станционный смотритель, а значит, “сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда”. Неказисто и небогато его жилище, украшенное лишь картинками с изображением истории блудного сына. Единственной настоящей драгоценностью была его четырнадцатилетняя дочь Дуня: “ею дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала”. Красивая, расторопная, работящая девушка была гордостью своего отца, однако и проезжающие через станцию господа не оставляли ее своим вниманием: “Бывало, кто ни придет, всякий похвалит, никто не осудит”.
Вот почему становится понятной трагедия станционного смотрителя, внезапно потерявшего дочь, которую проезжий гусар обманом увез с собой в город. Проживший жизнь Самсон Вырин прекрасно понимает, какие беды и унижения могут случиться с его юной, беззащитной в чужом городе Дуней. Не находя себе места от горя, Самсон решает ехать на поиски дочери и любой ценой вернуть ее домой. Узнав, что девушка живет у ротмистра Минского, отчаявшийся отец направляется к нему. Смутившись от неожиданной встречи, Минский объясняет смотрителю, что Дуня любит его, а он, в свою очередь, хочет сделать ее жизнь счастливой. Он отказывается вернуть дочь отцу и взамен сует ему крупную сумму денег. Униженный и негодующий Самсон Вырин с гневом выбрасывает деньги, однако и вторая его попытка вызволить дочь оканчивается неудачей. Смотрителю ничего не остается, как вернуться ни с чем в пустой, осиротевший дом.
Мы знаем, что недолгой была жизнь станционного смотрителя после этого случая. Однако знаем мы и другое — что Дуня действительно стала счастливой “барыней”, обретя новый дом и семью. Я уверена, что если бы ее отец знал об этом, он тоже был бы счастлив, но Дуня не посчитала нужным (или не смогла) вовремя предупредить его об этом. Виновато в трагедии Самсона Вырина и общество, где человек, занимающий низкую должность, может быть унижен и оскорблен — и никто не вступится за него, не поможет, не защитит. Постоянно окруженный людьми, Самсон Вырин всегда был одиноким, а это очень горько, когда в самые тяжелые минуты жизни человек остается наедине со своими переживаниями.
Повесть А. С. Пушкина “Станционный смотритель” учит нас внимательнее относиться к окружающим людям и ценить их за чувства, мысли и поступки, а не за чины и должности, ими занимаемые.

Главным героем повести Пушкина “Станционный смотритель” является Самсон Вырин. Автор, описывая трагическую жизнь этого человека, сумел вызвать у читателей сочувствие и сопереживание к простому человеку.
Вот история, описанная в повести. У бедного станционного смотрителя растет красавица дочка Дуня. Она нравилась всем, кто останавливался на станции, была всегда весела и приветлива. Однажды один проезжий гусар ночевал на станции. Наутро он сказался больным и остался еще на несколько дней. Все это время Дуня ухаживала за ним, подавала питье. Когда гусар выздоровел и собрался уезжать, Дуня решила посетить церковь. Гусар предложил ее подвезти. Самсон сам разрешил дочке ехать с молодым человеком, сказав: “Ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест, прокатись-ка до церкви”. Дуня уехала и больше не вернулась. Самсон понял, что гусар увез ее с собой, да и болезнь его была ложная, он притворялся, лишь бы подольше остаться на станции. Бедный старик слег от горя, а как только оправился, поехал в Петербург икать дочь. Он нашел гусара Минского, проследил за ним и ворвался в комнату к Дуне. Та была в красивом платье, в богато обставленных покоях. Старик просит Минского отпустить с ним
Дуню, но тот выгнал его, приказав больше никогда не появляться. Вернувшись на станцию, Самсон только и думал о том, что гусар погубит его дочь, натешится и выгонит ее на улицу, а там она совсем пропадет. С горя он начал пить и вскорости умер.
Пытаясь ответить на вопрос, кто же виноват в его гибели, мы находим ответ в самой повести. В начале повествования рассказчик, попав в дом Вырина, рассматривает висящие на стене картинки. Они рассказывают об истории блудного сына. Сначала мы думаем, что они символизируют жизненный путь Дуни. Но, дочитав до конца, понимаем, что картинки созвучны с жизнью Самсона Вырина. Картинка, где сын уходит из дому, говорит о том, что Самсон “уходит” от дочери. Он не верит в ее счастье, подозревает, что гусар обманет ее. Он не способен представить, что Минский женится на Дуне. На второй картинке сын окружен ложными друзьями. Так и Самсона обманул доктор, который приходил лечить якобы заболевшего гусара. Доктор подтвердил болезнь, побоялся рассказать Вырину правду. А сам он поверил ему, не догадываясь, что доктор сговорился с Минским. На третьей картинке изображен скитающийся сын, пасущий свиней. Так и Вырин, оставшись без дочери, начал пить от тоски, превращаясь из бодрого мужчины в старика. Последняя картинка говорит о “возвращении” отца к дочери после смерти. Дуня приехала навестить отца и нашла его на кладбище. А ведь Минский женился на ней, у них родились дети, жили они в достатке и любви. Так Самсон Вырин оказался сам виноват в своей нелегкой судьбе. Не веря в счастье дочери, он изводил себя мыслями о ее падении. Воспоминания о Дуне вызывали в нем боль и горечь, он корил себя, что сам разрешил ей поехать с гусаром в церковь. Запив с горя, он пришел к плачевному концу. А мог бы общаться и с дочерью, и с мужем ее, и с внуками.
Так автор, сочувствуя переживаниям старика, дает понять читателям, что осуждает ограниченность мыслей “маленького человека”, не способного верить и надеяться на лучшее. Но при этом Пушкин не презирает Вырина, а пытается понять природу этих самых мыслей.

Сочинение
“Станционный смотритель” — одна из повестей, вошедших в известное произведение А. С. Пушкина “Повести покойного Ивана Петровича Белкина”. В “Станционном смотрителе” автор знакомит нас с тяжелой, безрадостной жизнью простых людей, а именно — станционных смотрителей, во времена крепостного права. Пушкин обращает внимание читателя на то, что во внешне бестолковом и бесхитростном исполнении своих обязанностей этими людьми кроется нелегкий, часто неблагодарный труд, полный хлопот и забот. Что только не ставят в вину станционному смотрителю? “Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут — а виноват смотритель… ”. Мало кто из проезжающих принимает станционных смотрителей за людей, больше за “извергов рода человеческого”, а ведь “сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые”. Мало кто из проезжающих интересуется жизнью станционных смотрителей, а ведь, как правило, у каждого из них — непростая судьба, в которой с избытком хватает слез, страданий и горя.
Жизнь Самсона Вырина ничем не отличалась от жизни таких же, как и он, станционных смотрителей, которые, чтобы иметь самое необходимое для содержания своей семьи, готовы были молча выслушивать и так же молча сносить бесконечные оскорбления и упреки в свой адрес. Правда, семья у Самсона Вырина была небольшой: он да красавица дочка. Жена Самсона умерла. Ради Дуни (так звали дочь) и жил Самсон. В четырнадцать лет Дуня была настоящей помощницей отцу: в доме прибрать, приготовить обед, прислужить проезжему, — на все она была мастерица, все у нее в руках спорилось. Глядя на Дунину красоту, добрее и милостивее становились даже те, кто грубое обращение со станционными смотрителями взял себе за правило.
В первое наше знакомство с Самсоном Выриным он выглядел “свежим и бодрым”. Несмотря на нелегкую работу и зачастую грубое и несправедливое обращение с ним проезжающих — неозлобленного и общительного.
Однако как может изменить человека горе! Всего через несколько лет автор, встретившись с Самсоном, видит перед собой старца, неухоженного, склонного к пьянству, тускло прозябающего в заброшенном, неубранном своем жилище. Его Дуня, его надежда, та, что давала силы жить, уехала с малознакомым гусаром. Причем не с отцовского благословения, как это принято у честных людей, а тайком. Самсону было страшно подумать, что его милое дитя, его Дуня, которую он как мог оберегал от всяких опасностей, так поступила с ним и, главное, с собой — стала не женой, а любовницей. Пушкин сочувствует своему герою и относится к нему с уважением: честь для Самсона превыше всего, превыше богатства и денег. Не один раз судьба била этого человека, но ничто не заставило его так опуститься, так перестать любить жизнь, как поступок горячо любимой дочери. Материальная бедность для Самсона ничто по сравнению с опустошенностью души.
На стене в доме Самсона Вырина висели картинки с изображением истории блудного сына. Дочь смотрителя повторила поступок героя библейской легенды. И, скорее всего, как и отец блудного сына, изображенного на картинках, станционный смотритель ждал свою дочь, готовый к прощению. Но Дуня не возвращалась. А отец не находил себе места от отчаяния, зная, чем зачастую заканчиваются подобные истории: “Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу, вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы… ”
Ничем хорошим не закончилась и попытка станционного смотрителя вернуть дочь домой. После этого, запив от отчаяния и горя еще больше, Самсон Вырин умер.
В образе этого человека Пушкин показал безрадостную, наполненную бедами и унижениями жизнь простых людей, самоотверженных тружеников.

В повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» автор стремится донести до читателя образ «маленького человека» в России. Мы видим, насколько бесправен и унижен этот человек, насколько он подвержен гнёту и оскорблениям тех, кто считает себя выше его по положению или материальному достатку.
В этой повести образ такого человека представлен в лице Самсона Вырина. Это пожилой человек, станционный смотритель, который принимает у себя в избе каждого проезжего путешественника, обеспечивает ему крышу над головой, пищу, а на утро готовит лошадей в дорогу. Для Самсона эти обязанности не в тягость, напротив, он выполняет их честно и со всей ответственностью. Но благодарности старик за это не видит. Пользуясь его низким положением, каждый заезжий его унижает, срывается за свои неудачи и плохую дорогу. Несмотря на все попытки обидеть его, смотритель не разочаровывается в жизни и своей работе. Он терпеливо и безропотно сносит все тяготы и испытания. Все потому, что у него есть смысл в этой жизни, есть ради кого трудиться. Это его единственная дочь Дуня четырнадцати лет. После смерти жены это отрада его и утешение. Самсон Вырин дарит ей всю свою любовь и заботу, ведь больше у него никого нет на всём свете. Отец отдаёт себе отчёт в том, что, кроме него, некому будет заботиться о его Дуняше, и старается ради неё из всех сил.
Образ Самсона передан со слов рассказчика, проездом посетившего эту станцию. Он отмечает, что в первую встречу старик выглядит благообразно и свежо, чинно и дружно живёт себе со своей дочкой. Дуня взяла на себя все хозяйство и хорошо его ведёт, держит дом в чистоте, в опрятности. Путешественники, плохо обращающиеся с Выриным, оттаивают при виде Дуни и меняют своё отношение. Самсон горд своей дочерью.
Спустя некоторое время рассказчик, снова волей судьбы оказавшийся на этой станции, видит, как сильно изменился Вырин, постарел от горя. Его дочь, его кровиночка, убежала с богатым проезжим офицером. Старика сломил этот её поступок. Он не в силах понять, как она могла с ним так поступить, ведь он ничего никогда для неё не жалел. Даже бедность старика не сломила так, как этот позор. Дуня теперь находится в унизительном положении содержанки офицера, что для Самсона большой позор. Он знает, что случается с наивными девушками, которые вот так повелись на богатство и притворные слова богатых людей: они оказываются на улице. Он опасается, что его дочь ждёт та же участь.
Несмотря на все это, он готов простить и принять Дуню, если бы она пришла обратно. Но та и думать забыла об отце. Не зря в избе у Самсона Вырина висят картинки, изображающие сюжет из Евангелия про блудного сына. Но если блудный сын все же вернулся в отчий дом, то Самсон свою дочь так и не дождался. Потерян смысл жизни, трудиться и жить больше не для кого. Он начал выпивать от невыносимой жизни и сильно опустился. Самсон Вырин – человек чести, для которого на первом месте чистая совесть и незапятнанность, поэтому это испытание так его добило.
Автор повести жалеет главного героя и призывает читателя проникнуться его положением и понять, что маленького человека ждали в то время только тяжкий труд, грубое и бесчеловечное обращение и бесправие.

Антон Павлович Чехов – один из самых значимых и влиятельных писателей-драматургов в мире. Его произведения оказали и продолжают оказывать огромное влияние на писателей последующих поколений. Например, мы можем проследить чеховские образы и мотивы в творчестве Вячеслава Пьецуха.

Делая отсылку к творчеству Антона Павловича, писатель хочет обратить внимание читателя на актуальность проблемы «человека, который всего боится».

«Нет, все-таки жизнь не стоит на месте»,- этими словами Пьецух еще более акцентирует внимание на том, что, не смотря на пройденные годы, данный вопрос все еще стоит перед обществом.

В своем рассказе «Наш человек в футляре» приводит сравнительную характеристику чеховского героя, учителя древнегреческого языка Беликова, и своего, учителя русского языка и литературы Серпеева.

Пьецтух указывает нам на коренное, по его мнению, различие этих двух персонажей – Беликов был сильной личностью, а Серпеев же был слабой.

Однако в то же время мы видим, что они очень похожи: оба напуганы жизнью, оба стараются спрятаться, укрыться, отгородиться от реалий нашего мира.

Анализируя личность Серпеева, я могу сказать, что это забитый, замкнутый, одинокий человек.

Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Но, при всем вышеперечисленном, я не могу полностью согласиться с авторским мнением, не могу назвать его слабым и безвольным. Он же, несмотря на нежелание находиться в школе, не увольнялся, потому что «был порядочным человеком, и ему претила мысль оставить детей на тех злых шалопаев».

Сила его характера проявляется и в эпизоде с проверкой в школе. Серпеев подменил плановую тему урока и не захотел перестраиваться, открыто говоря на неприемлемые темы. Это и послужило причиной его дальнейшего увольнения. И тогда он решил вести у себя в квартире «внешкольный курс словесности».

Я считаю, что это показало его сильные стороны характера.

Почему же герой стал таким обособленным от остального мира, почему он его так пугал? Писатель дает нам ответы на эти вопросы: причиной послужило, прежде всего, воспитание.

Любые психологические проблемы человека имеют отправную точку еще в раннем детстве, далее лишь усугубляясь, если вовремя не уделить им должного внимания. Значительную роль сыграла и атмосфера советского времени. Сдавливающая, тревожная, смутная.

Может быть, Серпеев был слишком чувствительным, чтобы жить в такой среде.

События рассказа довольно быстро развиваются и приходят к развязке – смерти Серпеева от сердечной недостаточности. Героя измучила мысль о том, что его могли арестовать за подрывную агитацию среди учащейся молодежи.

В заключении писатель контрастирует реакцию людей на смерть такого человека. Это значит то, что за это время общество сильно изменилось, оно прониклось пониманием к таким людям. Им было жаль Серпеева, потому что увидели в нем несчастного, сломившегося под напором системы. Сами же они постоянно боролись с такими же страхами, просто выраженными в меньшей степени.

Подводя итоги, хочу сказать, что чрезвычайно важно, оглядываясь назад, делать выводы, учиться на чужих ошибках, сравнивать проблемы и возможности. Да, жизнь не стоит на месте.

Полезный материал по теме:

Маленький человек в произведениях Чехова сочинение

  • Сочинения
  • По литературе
  • Чехов
  • Маленький человек в произведениях Чехова

Тема «маленького человека» была популярна в литературе 19 века. Под этим понятием принято понимать обычную, заурядную личность. Антон Павлович Чехов также писал о «маленьком человеке», но привнёс в литературу новаторский подход к такому типажу.

Например, в рассказах “Смерть чиновника” и “Человек в футляре” Чехов изображает чиновников, которые настолько переживали из-за мелких оплошностей, что эти переживания привели к гибели героев.

Будь то неудачный чих или падение с лестницы на глазах прохожих – герои чеховских рассказов слишком озабочены общественным мнением.

Им важно держать лицо, быть в правильном «футляре», и любая неудача для них равна смерти.

В рассказе «Крыжовник» главный герой мечтает о поместье в сельской местности. Но цена этого желания оказывается слишком высока: умирает, не выдержав вечной экономии и голода супруга. Мещанское, низменное счастье Николая вызывает отторжение и у читателей, и у героев рассказа.

Именно это честное изображение «маленьких людей», их психологии и жизни и привлекает в рассказах А. Чехова. Писатель не занимает позицию судьи, а предлагает читателям самим решить, кто положительный персонаж, а кто – отрицательный.

Но когда речь заходит о «маленьком человеке», ситуация усложняется. Жизнь такого героя обычно полна проблем. Судьба постоянно посылает ему испытания, и их преодоление во многом зависит от характера героя.

Поэтому у каждого читателя своё мнение о «маленьком человеке».

Чехов изображает своих героев как типичных обывателей того времени. Они сами создают свой «футляр», слепо следуя заведённым привычкам и ритуалам. При этом «маленьким человеком» может оказаться и генерал: скудный внутренний мир не зависит от социального статуса. Герои рассказов сами ставят себя ограничения, не замечая ослепительного богатства мира.

А, Чехов будто задаёт читателю вопрос: для чего живёт тот или иной герой? Но чаще всего персонажи его рассказов – Тонкий, Беликов или Старцев – не живут в полной мере, а лишь существуют. Они не только не приносят пользы обществу, но даже не пытаются осмыслить своё существование. В их маленьком мирке нет ни развития, ни любви, только страх перед реальным, бушующим миром чувств и эмоций.

Чехов стал одним из первых писателей, не пожалевшим «маленького человека», а показавшим его ничтожность. Нельзя лелеять свои страхи и заключать себя в «футляр», проживать пустую и бессмысленную жизнь. Писатель будто напоминает, что каждый человек должен выдавливать из себя раба, искать не маленькое «мещанское» счастье, а нечто большее, что превратит существование в настоящую жизнь.

Сочинение Маленький человек в рассказах Чехова

Тема “маленького человека” в русской литературе является одной из главных. До конца 19 века этот образ трактовался как человек, попавший в тяжелую жизненную ситуацию под давлением среды. Как правило, он заслуживал сочувствия и милосердия.

Чехов по-новому подошел к этой проблеме. Писатель считает, что на маленького человека влияет не только среда, но и он сам. Причем, автор не столько сочувствует своему герою, сколько высмеивает его.

Маленький человек Чехова это обыватель, приспособленец. Человек,. который сам создает себе футляр, скудный мирок с узким кругом интересов. Его жизнь — это исполнение своих обязанностей и привычек. Герои рассказов писателя не только чиновники низшего ранга.

Среди них есть немало значительных лиц: генералы, богачи, губернаторы, врачи. Для Чехова не важно социальное положение героя. А важно его внутреннее содержание, его человеческое достоинство. Какую пользу он принес и кого сделал счастливым — вот главные критерии достойной личности по Чехову.

Автора интересует вопрос: для чего жил человек? Беликов, Старцев, Чимша-Гималайский, Червяков, Тонкий — это люди, существующие, но не живущие. Они даже не пытаются осмыслить свое существование. Маленькому человеку Чехова очень комфортно в своем коконе,он раз и навсегда установил свой образ жизни.

Единственное, что вызывает у него ужас, это “как бы чего не вышло”. Данный тип не желает развиваться, стремиться к новому, к знаниям. Он ничего не ищет, никого не любит, да и его тоже. А ведь развитие человека происходит от любви. К себе, к людям, к жизни, к знаниям. Но любовь — это лишнее в их жизни.

Она не влезает в оболочку. Да и в связи со скудностью духовной они и не способны на нее.

“Человек в футляре” — самый яркий рассказ в череде произведений о маленьком человеке. В нем автор пускает в ход уже не иронию. Чехов сатирически высмеивает, как главный герой старается каждую частичку своего бытия засунуть в футляр.

Паутиной своего страха перед реальной жизнью он опутал не только себя самого, но и весь город. Его раздражает все, что находится за рамками созданной им оболочки. Беликов ненавидит современность, а восхваляет прошлое. Потому что прошлое уже не сможет ворваться в его жизнь. Оно было такое же как и настоящее.

Это живой труп, который существует строго по своим правилам. Но вот появился человек, не желающий по ним жить. Он вырвал Белкова из его футляра. И учитель погиб. Он не смог смириться с этим из ряда вон выходящим событием, которое не укладывалось ни в одни его правила. Примечательна сцена похорон учителя.

Горожанам, присутствовашим на них показалось, что теперь герой по-настоящему счастлив. Его уже никто не вынет из футляра.

В рассказе “Крыжовник” Чехов показывает еще одного “футлярного” человека — Николая Ивановича Чимша-Гималайского. Весь смысл существования героя определялся мечтой об усадьбе с кустами крыжовника.

Ради этой мечты он всю жизнь не доедал, бедно одевался, женился на нелюбимой женщине из-за денег и ее же уморил голодом. А стоила ли мечта таких жертв? Сама мечта не так преступна, как путь, по которому он к ней шел. Наслаждение иллюзорным счастьем, когда вокруг столько страданий и нищеты.

Как же скуден духовный мир человека, который счастлив от покупки земли среди заводских труб и невкусного крыжовника. Таким образом, Чехов хотел показать, как никчемно заканчивается жизнь человека, заключившего себя в футляр. Писатель.

Вопреки литературной традиции, не жалеет маленького человека, не позволяет ему лелеять свое ничтожество. Он призывает выдавливать из себя раба, жить полноценной и насыщенной жизнью.

«Футлярный человек» в творчестве Чехова

Маленький человек в произведениях Чехова часто предстает перед нами в образе «футлярной личности», то есть того, кто при жизни уже потерял свою человеческую душу, осталась лишь оболочка – никому не нужный футляр. С таким человеком мы встречаемся на страницах знаменитого рассказа «Человек в футляре».

Герой этого рассказа преподаватель гимназии Беликов всю жизнь сознательно закрывает себя от людей: он одевается так, как будто прячет себя в маленький футлярчик, он построил себе такой же дом-футляр, наконец, умерев, он также ложится в гробовой футляр. Не понятно, зачем жил такой человек на земле? Ведь он никого не сделал счастливым, никому не помог?! Жил и всю жизнь прятался от людей. Незавидная участь.

Те же хитросплетения сюжета, повествующее о футлярном маленьком человеке, встречаем в рассказах «Крыжовник» и «Ионыч». В первом из них главный герой ограничивает себя одной мечтой – о саде с растущем в нем крыжовником.

Он делает все, чтобы достичь своей цели, но добившись ее, не понимает, что сам загнал себя в «футляр», потерял живую связь с людьми. Во втором рассказе главный герой – доктор Ионыч, попав в провинциальный город, постепенно замыкается в себе: расстается с иллюзиями юности и становится циничным человеком.

Другой чеховский доктор из рассказа «Палата № 6» – доктор Рагин, работая с душевнобольными пациентами, постепенно отказывается от выполнения своего врачебного долга. Доктор замыкается в себе, перестав обращать внимания на страдания людей, которым он призван оказывать помощь.

В итоге такого замыкания в собственном футляре доктор теряет рассудок и оказывается в своей же палате в роли пациента. Не сумев выдержать унижений, он скоропостижно умирает.

Следует отметить, что писатель достаточно критично оценивает образ своего «футлярного маленького человека», полагая, что такие люди делают свою жизнь скучной и неинтересной по собственной воле. Они становятся «маленькими» потому, что начинают жить своими мелкими заботами, угождая только себе и своим желаниям.

Возникновение особого героя

Когда писатель впервые обратился к проблеме существования простого обывателя, он прибег к юмору. На раннем этапе тема маленького человека у Чехова была связана исключительно с сатирой. Он пытался отыскать и высмеять жалкие черты характера в людях с мелкой душой.

В частности, рассказ «Смерть чиновника» — отличная иллюстрация чеховской иронии.

По сюжету служащий совершенно случайно чихнул на генерала, в ужасе стал заискивающе извиняться, но переусердствовал, вызвав гнев власть имущего авторитета.

В этот момент для героя свершилось нечто непоправимое, он не смог пережить собственных представлений о наказании за столь скверный поступок. Виноватый чиновник «лег на диван и помер».

Тема раболепия и зависти высмеивается и в коротком рассказе «Толстый и тонкий», где случайная встреча бывших приятелей предстает в виде комической сцены. Один из них дослужился до статского советника, а второй, узнав эту новость, на глазах сконфузился, «сузился и сгорбился», начав вдруг кланяться вышестоящему чиновнику.

Таким образом, подчеркивается, что страх перед властью управляет каждым движением слабого, примитивного человека, подверженного порокам. Годами вырабатываемая привычка к угодничеству превратилась в рефлекс чинопочитания, который трудно скрыть даже в дружеском кругу.

Основные характеристики героев этого периода творчества:

  • Заурядная внешность.
  • Принадлежность к служивому сословию.
  • Чинопочитание.
  • Страх перед вышестоящими чиновниками.
  • Ограниченные умственные способности.

В первых сочинениях «малость» действующих лиц выражалась в обыденности, примитивном восприятии действительности. Жизнь персонажей заключалась в щепетильном исполнении обязанностей, следовании предписаниям, в поклонении власти и неспособности самостоятельно мыслить.

Наличие честолюбия и отсутствие личного достоинства, а также бедность нравственная и материальная — отличительные признаки чеховского «люда» на ранней ступени создания нового литературного героя.

Трансформация в поздних рассказах

В более позднем периоде чеховского творчества образ маленького человека эволюционирует всё больше. Героям, полным низменных страстей, больше подходит слово «деградация», поскольку духовно они оказываются ещё более пустыми и порочными, чем персонажи ранних рассказов.

В рассказе «Ионыч» земский доктор Дмитрий Ионыч Старцев оказывается перед нравственным испытанием: он может продолжать честно и незаметно выполнять свою работу, попытаться построить отношения с дочерью Туркиных Екатериной или погнаться за жаждой наживы, сосредоточиться лишь на себе и тем самым окончательно опошлиться. Герой не справляется с собственными страстями.

Поначалу он полон благородных устремлений, чувствителен и влюблён в своё дело, весь окружающий город кажется ему мещанским, обыденным и бездуховным, но к концу произведения он сам оказывается гораздо безнравственнее и отвратительнее своего окружения.

Нравственное падение героя, имевшего когда-то свои убеждения и ценности, желавшего изменить мир к лучшему, глубоко потрясает читателей. Однако в самом конце рассказа Ионыч вызывает лишь презрение и отвращение, ведь невозможно сочувствовать тому, кто никого не уважает и не ценит ничего, кроме денег.

Характерные особенности

Для полного раскрытия темы необходимо выделить самые характерные особенности изображения маленького человека в прозе Чехова, то есть сформулировать черты, свойственные абсолютному большинству героев чеховского типа. Такая характеристика поможет при написании философского эссе или литературного сочинения по этой теме:

Таким образом, тип маленького человека заметно трансформировался в творчестве Чехова. На смену достойным, но слабым героям приходят жалкие карьеристы, не страдающие от обстоятельств, но заставляющие страдать всех вокруг, не имеющие уважения ни к кому, включая себя.

Сатирический образ в раннем творчестве

В ранних рассказах Чехова тема маленького человека получает новое осмысление, хотя героями многих его юмористических произведений, как и раньше в литературе, часто выступают мелкие чиновники.

Новаторский подход Чехова проявляется не в том, что автор иначе описывает положение героев, меняет их социальное положение или усиливает драматизм ситуаций.

Наоборот, герои в тех же обстоятельствах, но ведут себя по-другому, руководствуются низкими и недостойными мотивами.

Акцент в произведениях отныне делается не на горестях и неустроенности жизни маленьких людей, а на их пороках: трусости, подхалимстве, приземлённости и ограниченности во взглядах. Знакомый читателю образ в произведениях Чехова существенно трансформируется, ранее вызывавший сочувствие герой становится непривлекательным «мелким» человеком, опустошенным духовно.

Пример мелкого человека можно найти, обратившись к рассказу «Толстый и Тонкий». Сюжет произведения очень прост: на вокзале встречаются для бывших одноклассника, Порфирий и Михаил.

Они очень рады встрече и рассказывают друг другу о прожитых годах и пришедших жизненных успехах.

Но чем больше говорит тайный советник Порфирий, тем подобострастнее и запуганнее становится лицо его бывшего приятеля.

  Русский язык в современном мире сочинение 7, 8, 10 класс

Казалось бы, Тонкого никто не собирается унижать, оскорблять или помыкать им.

Герой сам ставит себя в приниженное положение, как только узнаёт о социальном неравенстве. Он готов пресмыкаться ради получения выгоды и из-за страха перед вышестоящими лицами.

Разумеется, всё это негативно сказывается на встрече бывших приятелей.

Толстый, который был очень рад видеть своего одноклассника, сначала удивляется, потом теряется, а в конце наполняется презрением к Тонкому. Однако причиной этого становится не бедственное положение Михаила и не низкий чин, а фальшивая почтительность, в которой безошибочно угадывается мелкий чеховский человек.

В рассказе А. П. Чехова «Смерть чиновника» герой предстаёт в ещё более неприглядном свете. Случайно чихнув на лысину генерала в театре, чиновник Червяков беспрестанно приносит свои извинения, буквально преследуя «значительное лицо». В результате сам генерал терпит неприятности от маленького и, казалось бы, слабого человека.

Не выдержав постоянных уничижений, он прикрикивает на Червякова. Этого оказывается достаточно, чтобы чиновник умер дома от страха, «не снимая мундира». Эта деталь позволяет выявить авторское отношение к герою: Червяков умирает не как человек, а как вещь, его смерть не вызывает сочувствия, он жалок и отвратителен автору и читателям.

Герои ранних чеховских рассказов не терпят унижений от вышестоящих лиц, но продолжают вести себя как рабы, благоговеть и унижаться «по долгу положения».

Основная проблема подобных людей — духовное рабство. Им незнакома уязвлённая гордость, их охватывает грязное честолюбие, которое подсказывает: путём постоянного подхалимства и уничижений можно добиться более высокого положения и обезопасить себя. В рассказах высмеиваются люди, полные подобострастия и трусости.

Сочинение на тему: Образ «маленького человека» в произведении Антона Чехова «Человек в футляре»

  • Человек в футляре сочинение по плану
  • План
  • 1. Введение
  • 2.»Футлярщина»
  • 3.Спасательный выход
  • 4.Заключение

«Человек в футляре» — один из самых известных рассказов А. П. Чехова. Многие критики считают, что он стал поворотным моментом в творчестве писателя.

От чистого и беззлобного юмора Чехов перешел к беспощадному обличению общественных пороков, способному вызвать слезы.

«Человеком в футляре» Чехов открыл свою «Маленькую трилогию». В рассказе четко поставлена главная тема всего цикла — убогая и замкнутая жизнь. Вся трагедия заключается в том, что Беликов — не исключение из правил. Подобные ему люди есть повсюду. Самим своим существованием они отравляют настоящую живую жизнь, мешают и накладывают всевозможные ограничения на окружающих.

Образ Беликова, конечно же, близок к гротеску. В нем максимально воплощаются все отрицательные черты «футлярных» людей. Внешний вид и образ жизни учителя греческого языка юмористичен, но тем страшнее его внутренний мир.

От Беликова, образно выражаясь, буквально веет гнилью и мертвечиной. Где бы он не появился, людям становится скучно и неприятно. Весь жители города ненавидят Беликова, но незаметно для себя попадают под его неограниченное влияние. Общество охватывает страх.

В городе прекращается любая живая деятельность.

Каждый понимает, что Беликов — ничтожество, но никто не может открыто выступить против него. Иван Иванович с грустью признается, что даже после похорон Беликова практически ничего не изменилось.

«Футлярщина» настолько глубоко въелась в каждого человека, что избавиться от нее уже невозможно. После рассказа о Беликове Иван Иванович произносит речь, полностью отражающую взгляды самого Чехова.

Ее суть сводится к тому, что большинство людей добровольно заключают себя в такой же «футляр», но не осознают этого.

Резко противопоставлены всему городу во главе с Беликовым новый учитель Коваленко с сестрой. Он олицетворяет собой умного и деятельного человека, которого невозможно напугать.

Коваленко принимает образ настоящего избавителя общества от «футлярщины». Новый учитель ведет себя так, как считает нужным, согласно своей чести и совести.

Он поражен тягостной атмосферой, царящей в городе, той жизнью, которая «не запрещена циркулярно, но и не разрешена вполне».

Коваленко до глубины души возмущает, что кому-то не нравится его невинная поездка с сестрой на велосипедах. В сцене ссоры с Беликовым он произносит очень важную фразу: «А разве я говорил что дурное про властей?». В эпоху Чехова действительно было много официальных запретов, но Беликову и ему подобным этого мало.

Люди «в футляре» сами создают новые ограничения, якобы освященные авторитетом власти. Расправа Коваленко с Беликовым — торжество честности и справедливости над полусумасшедшим самоограничением.

Нет ничего проще «послать к чертям» занудного советчика, но на протяжении многих лет никто в городе даже не задумывался об этом.

«Человек в футляре» будет актуален в любую эпоху. Общество никогда не сможет до конца избавиться от ограниченных людей, стремящихся перестроить весь мир наподобие собственной скорлупы. И таким же вечным будет противостояние беликовых с коваленками.

Образ футлярных людей в рассказах Чехова

В своих рассказах А. П. Чехов постоянно обращается к теме «маленького человека». Персонажи Чехова — духовные рабы общества, лишенного высших ценностей и смысла жизни. Томительная, будничная, серая действительность окружает этих людей. Они замкнулись в мирке, который сами себе создали.

Эта тема объединяет так называемую маленькую трилогию, написанную Чеховым в конце 1890‑х гг. и состоящую из трех рассказов: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

Герой первого рассказа — учитель греческого языка Беликов. Это

закрытый в своем «футляре» человек с мелочными, ничтожными стремлениями. Он боится жизни и стремится спрятаться от нее в свой закрытый от постороннего глаза мирок. Он прячет в футляр не только свои вещи, но и самого себя, свои мысли и чувства, постоянно повторяя: «Как бы чего не вышло».

Беликов никак не пытается изменить ход своей жизни, потому что в любой возможности многообразия, чего‑то нового и не ограниченного жесткими рамками, скрывалась для него неопределенность.

Это вызывало у него непреодолимое желание окружить себя «оболочкой», «футляром», чтобы защититься от окружающего его мира. Всю свою

жизнь Беликов чего‑то опасался сам и наводил страх на окружающих, под его влиянием замерла жизнь в городе.

Поэтому только после смерти его лицо приняло простое, приятное, кроткое выражение: наконец‑то он обрел вечный футляр, из которого больше не надо выходить.

Смерть примиряет его с окружающей действительностью, но уже не может избавить город от беликовщины. «Беликова похоронили, а сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!» — пишет Чехов.

Образ человека в футляре дан Чеховым в гротескной форме. Имя Беликова стало нарицательным, под ним подразумевается ничтожество души и разума, страх перед новым и смелым, подавление всего человеческого.

Та же тема пошлости и духовной нищеты звучит в рассказе «Крыжовник». Его герой, Николай Иванович Чимша‑Гималайский, все понятия о счастье свел к одному — собственному именьицу с кустами крыжовника, и на достижение этой единственной цели он потратил все свои силы, всю жизнь. Всю жизнь он копил, во всем себе отказывал, его жизнь была просто унизительной и жалкой.

Он мог унижаться из‑за каждой копейки, но вот, наконец, мечта его осуществилась — он ел свои, на собственной усадьбе собранные ягоды, он был счастлив. «Но разве это счастье?» — восклицаем мы вместе с автором.

Разве для этого живет человек? Крыжовник в этом рассказе становится таким же символом уродливой жизни, подчиненной мелкой, нелепой цели, как и калоши и зонтик Беликова в рассказе «Человек в футляре».

Последний рассказ трилогии — «О любви» — повествует о том, как помещик Алехин и его любимая женщина не решились пойти навстречу своей любви, отступились от нее. Это тоже своего рода проявление «футлярной» жизни: страх перед неизвестным, боязнь собственных предрассудков.

И здесь Чехов вскрывает еще одну причину, порождающую пошлость и бездуховность общества — неумение чувствовать, любить. Любовь призвана возвышать и облагораживать душу человека, и отказываясь от нее, люди собственноручно губят все доброе и светлое, что заложено в них природой.

Тема «маленького человека» наиболее остро звучит в ту эпоху, когда жизнь утратила смысл, в обществе растет чувство незащищенности перед властью, происходит распространение обывательщины, мещанства. Поэтому рассказы Чехова так актуальны в наши дни.

Выпускное сочинение-2017.цели и средства

Важно

Вот в повести В.Быкова «Сотников» партизан Рыбак спасает свою жизнь, пойдя на измену Родине: попав в плен, он соглашается служить в полиции, участвует в казни товарища. Причем его жертвой становится мужественный, достойный во всех отношениях человек — Сотников.

По сути, Рыбак достигает поставленной цели – выжить – посредством предательства и убийства. Разумеется, в этом случае поступок персонажа нельзя ничем оправдать. А вот в произведении М.

Шолохова «Судьба человека» главный герой Андрей Соколов тоже собственноручно убивает человека, причем тоже «своего», а не врага – Крыжнева. Почему он так поступает? Его действия объясняются тем, что Крыжнев собирался выдать немцам своего командира.

И хотя в этом произведении так же, как и в уже упомянутой повести «Сотников», средством достижения цели становится убийство, в случае с Андреем Соколовым можно утверждать, что цель оправдывает средства.

Список литературы для итогового сочинения 2021 года

Он оказывает себе во всём: недоедает, недопивает, одевается, словно нищи, и всё копит и кладёт деньги в банк. В сорок лет служащий женится на старой некрасивой вдове с деньгами.

Внимание

Его не мучает совесть, когда жена умирает, зачахнув от жизни впроголодь рядом со скупым мужем. Наконец цель достигнута. Усадьба куплена. Иван Иванович навещает имение своего брата с длинным и нелепым названием, но с претензией на значительность: «Чумбароклова Пустошь, Гималайское тож».

С помощью целого ряда деталей Чехов подчёркивает, что герой полностью утратил духовность, превратился в сытое, самодовольное существо: толстая собака, «похожая на свинью», «кухарка, голоногая, толстая, тоже похожая на свинью». Да и сам помещик «постарел, располнел, обрюзг, щёки, нос и губы тянутся вперёд, — того и гляди, хрюкнет в одеяло».

Что вкладывает А.П. Чехов в понятие «футлярности» жизни? (по рассказу «Человек в футляре»)

Понятие «футлярности» жизни очень важно для осознания про­блематики и идейного содержания рассказа «Человек в футляре».

Герой рассказа, учитель гимназии Беликов, ограничил себя не только во внешних проявлениях жизни, но и в своем мировоззрении. Он ходит в теплый день в калошах и под зонтом, подняв воротник пальто и отгородившись в экипаже от внешнего мира.

Он живет по принципу «как бы чего не вышло», опасаясь всяческих разрешений и признавая только запретительные циркуляры. Он «держал в руках» не только гимназию — весь город, под его влиянием люди боялись помо­гать бедным, читать книги, ставить благотворительные спектакли.

Но от чего это зависит? Ведь Коваленко не выше Беликова по положению, он такой же учитель гимназии, но он внутренне свободный человек, который не боится открыто сказать Беликову в глаза, что тот — донос­чик.

И в первый раз услышав такие «грубости», Беликов потрясен, а то, что Коваленко спустил его с лестницы и это увидела Варенька, оконча­тельно морально уничтожило героя.

Как утверждал Н.В. Гоголь, смеха боится даже тот, кто ничего не боится, и, подобно чиновнику Червякову из рассказа «Смерть чинов­ника», Беликов умер.

От морального унижения в глазах любимой женщины, от внутреннего страха перед тем, что не укладывалось в привычные рамки циркуляров и запретов. Казалось, что в гробу он достиг своего идеала, полностью отгородившись от реальной жизни, с ее заботами и беспокойством.

Беликова хоронили всем городом. Лю­ди ощущали скрытую радость, словно освободились от чего-то гне­тущего, давящего. Но оказалось, что не в Беликове было дело.

Главная идея рассказа выражается с помощью системы рассказчи­ков. Чехов использует композиционный прием «рассказ в рассказе», чтобы показать взгляды разных людей на случившееся и заставить чи­тателя определить позицию автора и выработать собственное отноше­ние к изображенному в произведении.

«Жизнь потекла по-прежнему», такая же бестолковая, утомительная, «не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне»; «не стало лучше» — этим утверждением рас­сказчика автор еще раз подчеркивает мысль, что дело в каждом из нас, а не в каком-то внешнем факторе, похороны одного Беликова ничего не меняют.

И собеседник Буркина подхватывает и расширяет его мысль, что наша жизнь — футляр, так как наполнена суетой, тщеславием, ло­жью, праздностью, унижениями ради материальных благ или карьеры.

Для Буркина понятие «футлярности» жизни — это отсутствие внутрен­ней свободы, а для Ивана Ивановича — большее, это понятие безду­ховности, пошлости, несовместимое с гордым именем человека, под­линным его назначением в жизни.

Чехов не высказывает свою позицию открыто, но можно полагать, что он поддерживает своего героя, восстающего против того, что ме­шает человеку достичь добра и счастья.

One more step

Энштейна: «Если вы хотите вести счастливую жизнь, вы должны быть привязаны к цели, а не к людям или к вещам»?

  • Согласны ли Вы с Конфуцием: «Когда вам покажется, что цель недостижима, не изменяйте цель — изменяйте свой план действий»?
  • Что предполагает понятие «великая цель»?
  • Кто или что помогает человеку добиваться поставленных в жизни целей?
  • Можно ли жить вообще без цели?
  • Как Вы понимаете поговорку «Благими намерениями вымощена дорога в Ад»?
  • Как быть если Ваши цели сталкиваются с целями близких Вам людей?
  • Может ли цель потерять актуальность?
  • Как объединить людей для достижения общих целей?
  • Общие и частные цели — сходства и различия.
  • Что для Вас является «недопустимыми» средствами достижения цели?
  • Средства без целей не имеют ценности.

Материалы для итогового сочинения 2017-2018 года.

Человек и общество в произведении человек в футляре, что писать?

Порой оказывается, что сбывшееся желание приносит никакого морального удовлетворения, а возможно, даже делает человека несчастным. Такая ситуация описывается в романе Дж. Лондона «Мартин Иден».

У главного героя была цель – стать известным писателем и, достигнув материального благополучия, обрести семейное счастье с любимой девушкой. На протяжении долгого времени герой неуклонно идет к своей цели. Он трудится целыми сутками, отказывает себе во всем, голодает.

Мартин Иден прилагает поистине титанические усилия к достижению поставленной цели, проявляет невероятное упорство и силу характера, преодолевает все препятствия на пути к успеху.

Его не могут сломить ни многочисленные отказы редакторов журналов, ни непонимание со стороны близких ему людей, особенно возлюбленной – Руфи.

Образ маленького человека в произведениях Антона Павловича Чехова ℹ️ отношение автора к теме, эволюция и проблема раскрытия, примеры из рассказов

Появление типа маленьких людей

Ещё задолго до А. П. Чехова тема маленького человека вошла в русскую литературу, взволновав читателей. Новый литературный тип восходит к повестям А. С. Пушкина «Станционный смотритель» и Н. В. Гоголя «Шинель», а также к роману в письмах Ф. М. Достоевского «Бедные люди»:

  1. Станционный смотритель Самсон Вырин, герой А. С. Пушкина, — бедный чиновник 14 класса, скромный, тихий, не имеющий талантов и не способный никуда пожаловаться. Всю жизнь он делает людям лишь добро, а в ответ оказывается битым и обманутым. В результате всего теряет единственную радость в жизни, любимую дочь Дуню, и умирает от горя в полном одиночестве.
  2. Гоголевский Акакий Акакиевич Башмачкин — титулярный советник, который работает в канцелярии и занимается переписыванием бумаг. Будучи незнатным и замкнутым, Башмачкин становится постоянным объектом для унижений и насмешек на работе. Главной целью жизни герой видит покупку новой шинели. После её пропажи и безуспешной попытки пожаловаться значительному лицу Башмачкин трагически погибает от горячки.
  3. Герой Ф. М. Достоевского Макар Девушкин — тоже обездоленный и незначительный служащий. В силу своей честности и безропотности за тридцать лет на службе Макар не смог добиться никакого успеха, но он не ропщет, а пытается сам объяснить себе, почему мир устроен подобным образом. Макар не способен дать защиту или оказать существенную материальную поддержку сироте Вареньке, которую очень любит, и вынужден лишь наблюдать за тяготами её судьбы.

Прежде чем за перо взялся Чехов, маленький человек воспринимался как позитивный тип с трагической судьбой, который призывал читателя к гуманизму, проявлению внимания и сочувствия по отношению к тем, кто слаб и зависим от обстоятельств. Однако спустя время образ эволюционировал и приобрёл новое звучание.

Маленький человек, вызывающий сочувствие

У Чехова маленький человек может вызывать и искреннее сочувствие. Следуя традиции Достоевского, писатель рассказывает нам о людях, которые становятся жертвами судьбы, но не теряют при этом своего человеческого лица.

Таким перед нами предстает герой рассказа «Тоска» кучер Иона, который потерял накануне сына и хочет выговориться перед каким-нибудь пассажиром, чтобы немного облегчить свои страдания. Однако люди равнодушны к переживаниям старого кучера.

Тогда он обращается к своей лошади, рассказывая ей о своей душевной боли.

Сатирический образ в раннем творчестве

В ранних рассказах Чехова тема маленького человека получает новое осмысление, хотя героями многих его юмористических произведений, как и раньше в литературе, часто выступают мелкие чиновники.

Новаторский подход Чехова проявляется не в том, что автор иначе описывает положение героев, меняет их социальное положение или усиливает драматизм ситуаций.

Наоборот, герои в тех же обстоятельствах, но ведут себя по-другому, руководствуются низкими и недостойными мотивами.

Акцент в произведениях отныне делается не на горестях и неустроенности жизни маленьких людей, а на их пороках: трусости, подхалимстве, приземлённости и ограниченности во взглядах. Знакомый читателю образ в произведениях Чехова существенно трансформируется, ранее вызывавший сочувствие герой становится непривлекательным «мелким» человеком, опустошенным духовно.

Пример мелкого человека можно найти, обратившись к рассказу «Толстый и Тонкий». Сюжет произведения очень прост: на вокзале встречаются для бывших одноклассника, Порфирий и Михаил.

Они очень рады встрече и рассказывают друг другу о прожитых годах и пришедших жизненных успехах.

Но чем больше говорит тайный советник Порфирий, тем подобострастнее и запуганнее становится лицо его бывшего приятеля.

Казалось бы, Тонкого никто не собирается унижать, оскорблять или помыкать им. Герой сам ставит себя в приниженное положение, как только узнаёт о социальном неравенстве. Он готов пресмыкаться ради получения выгоды и из-за страха перед вышестоящими лицами. Разумеется, всё это негативно сказывается на встрече бывших приятелей.

Толстый, который был очень рад видеть своего одноклассника, сначала удивляется, потом теряется, а в конце наполняется презрением к Тонкому. Однако причиной этого становится не бедственное положение Михаила и не низкий чин, а фальшивая почтительность, в которой безошибочно угадывается мелкий чеховский человек.

В рассказе А. П. Чехова «Смерть чиновника» герой предстаёт в ещё более неприглядном свете. Случайно чихнув на лысину генерала в театре, чиновник Червяков беспрестанно приносит свои извинения, буквально преследуя «значительное лицо». В результате сам генерал терпит неприятности от маленького и, казалось бы, слабого человека.

Не выдержав постоянных уничижений, он прикрикивает на Червякова. Этого оказывается достаточно, чтобы чиновник умер дома от страха, «не снимая мундира». Эта деталь позволяет выявить авторское отношение к герою: Червяков умирает не как человек, а как вещь, его смерть не вызывает сочувствия, он жалок и отвратителен автору и читателям.

Герои ранних чеховских рассказов не терпят унижений от вышестоящих лиц, но продолжают вести себя как рабы, благоговеть и унижаться «по долгу положения».

Основная проблема подобных людей — духовное рабство. Им незнакома уязвлённая гордость, их охватывает грязное честолюбие, которое подсказывает: путём постоянного подхалимства и уничижений можно добиться более высокого положения и обезопасить себя. В рассказах высмеиваются люди, полные подобострастия и трусости.

Сочинение на тему “Какую эволюцию претерпевает образ маленького человека в рассказах Чехова”

Тему маленького человека затрагивали в своих произведениях Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, А. С. Пушкин. Эти герои вызывали жалость и сострадание. Ведь они стали такими из-за сложных жизненных обстоятельств, пренебрежительного отношения окружающих. У А. П. Чехова образ маленького человека существенно отличается.

Такие герои, как Ванька из одноименного произведения или кучер Иона из рассказа “Тоска”, вызывают искреннее сочувствие. Им не с кем разделить свои беды. Это очень одинокие, маленькие люди.

Писатель осуждает безразличие

В своих юмористических рассказах писатель представляет других персонажей. В рассказе “Злоумышленники” маленькие люди – необразованные, дремучие. Они живут в грязи и невежестве. Другой тип маленького человека – Беликов из рассказа “Человек в футляре”.

  Сочинение Зачем нужно читать книги (для чего) 5, 6 класс

Он своими страхами “как бы чего не вышло”, комплексами третирует весь город. Окружающие, воспитанные люди, всеми силами пытаются ему помочь. Своей глупостью, мелочностью, пугливостью человек в футляре сам себя доводит до смерти. В этом произведении повествование ведется на фоне прекрасного

Это описание противопоставляется атмосфере, в которой жили Беликов и его окружение.

Похож на него и герой рассказа “Смерть чиновника”, чихнувший на высокопоставленное лицо. А. П. Чехов остро высмеивает в своих героях холопство и самоуничижение. Так, в рассказе “Толстый и тонкий” именно приятель, который многого добился в жизни, оказывается добродушным и симпатичным.

А маленький человек, тонкий – завистливым, лицемерным. Он вызывает у читателя отвращение.

Писатель использует юмор и сатиру в описании таких маленьких людей. Одни только фамилии: Запойкин, Невыразимов, Мымрина, Докунин, Очумелов – ярко характеризуют персонажей. Они зачастую по своей вине попадают в комичные ситуации.

Есть в произведениях Чехова и другие герои. То, что кажется маленьким – оказывается значимым и настоящим. Так, доктора Дымова писатель называет ” чужим, лишним и маленьким”.

Он так выглядит в аристократической компании своей жены Ольги. Доктор препарирует трупы, занимается наукой. А приятели Ольги – поклонники знаменитых людей.

Эволюция образа маленького человека в произведениях А. П. Чехова заключается в том, что выбор стать ничтожным герой делает сам. Писатель осуждает своих героев за отсутствие человеческого достоинства, преклонение перед вышестоящими по социальному положению людьми. Человек маленький только перед Богом, природой и красотой.

Трансформация в поздних рассказах

В более позднем периоде чеховского творчества образ маленького человека эволюционирует всё больше. Героям, полным низменных страстей, больше подходит слово «деградация», поскольку духовно они оказываются ещё более пустыми и порочными, чем персонажи ранних рассказов.

В рассказе «Ионыч» земский доктор Дмитрий Ионыч Старцев оказывается перед нравственным испытанием: он может продолжать честно и незаметно выполнять свою работу, попытаться построить отношения с дочерью Туркиных Екатериной или погнаться за жаждой наживы, сосредоточиться лишь на себе и тем самым окончательно опошлиться. Герой не справляется с собственными страстями.

Поначалу он полон благородных устремлений, чувствителен и влюблён в своё дело, весь окружающий город кажется ему мещанским, обыденным и бездуховным, но к концу произведения он сам оказывается гораздо безнравственнее и отвратительнее своего окружения.

Нравственное падение героя, имевшего когда-то свои убеждения и ценности, желавшего изменить мир к лучшему, глубоко потрясает читателей. Однако в самом конце рассказа Ионыч вызывает лишь презрение и отвращение, ведь невозможно сочувствовать тому, кто никого не уважает и не ценит ничего, кроме денег.

Вершиной раскрытия образа маленького человека в творчестве Чехова является рассказ «Учитель в футляре», ставший первой частью чеховской трилогии.

В этом рассказе даётся сатирический образ человека, который видится жертвой, но на самом деле лишь сам угнетает и преследует всех вокруг.

Учитель мёртвых языков Беликов живёт в укромном собственном мирке, состоящем из запретов, ограничений и жалоб.

Мелкий человек сам помещает себя в подобное пространство, в которое не может влезть ни совесть, ни нравственность, ни душевность. Морально опустошённый герой у Чехова обречён на одиночество, не замечая, что непреодолимая оболочка, отделяющая его от общества, создана его собственными руками.

Чехов выводит универсальную форму такого пространства — футляр. Человек в футляре — это герой, душа которого обмелела, а жизнь прошла впустую в стороне от людей, способных любить и сочувствовать. Внешний вид Беликова тоже напоминает футляр.

  • даже в тёплую погоду учитель ходит в калошах и с зонтом;
  • постоянно носит тёплое пальто;
  • спит, укрывшись одеялом с головой;
  • носит тёмные очки;
  • любит поднимать воротник.

Больше всего на свете Беликов боится перемен и активных проявлений жизни: ему кажется чем-то недопустимым, не укладывающимся в привычные схемы, когда Варя смеётся и катается на велосипеде, когда кто-то рисует анонимную карикатуру. Футлярный человек Беликов постоянно строчит доносы и читает циркуляры, его девиз: «Как бы чего не вышло».

После смерти Беликова всем вдруг стало легче, ведь учитель незаметно отравлял всё вокруг себя, заставляя всю школу подчиняться, прятаться, бояться. Гроб оказывается футляром, из которого герою уже не суждено выйти, чему он будто бы рад, ведь на самом деле Беликов уже давно был внутренне мёртв.

Маленький человек в произведениях Чехова сочинение

Антон Павлович Чехов постоянно раскрывает в своих произведениях судьбу обычного человека. Его современники тоже писали о “маленьком” человеке. По сути, “маленький” человек-это обычный человек, какой-нибудь маленький чиновник или помещик.

Такие люди часто встречаются в произведениях А. Чехова. В произведениях “Смерть Чиновника” и “Человек в Футляре” повествуется о чиновниках, которые принимали все слишком близко к сердцу, из-за чего впоследствии скончались. В рассказе “Смерть Чиновника” Червяков чихнул на человека высшего чина.

И если Брезжалов забывает об этом практически сразу, то Червяков постоянно думает об этом и извинившись много раз, порядком надоедает Брезжалову, отчего тот прогоняет чиновника. После этого Червяков умирает. В “человек в футляре “ Беликов сильно оскорблен тем, что над его падением с лестницы посмеялась девушка.

Он приверженец строгих правил и считает, что скоро об этом падении узнает весь город. Беликов думает, что теперь он опозорен и вскоре из-за этого позора ему придется уволиться с работы. Он не выдерживает этого и умирает. По сути он всегда был “в чехле”.

Говорится,что в гробу у него было радостное лицо, будто этот последний футляр его невероятно радует.

Характерные особенности

Для полного раскрытия темы необходимо выделить самые характерные особенности изображения маленького человека в прозе Чехова, то есть сформулировать черты, свойственные абсолютному большинству героев чеховского типа. Такая характеристика поможет при написании философского эссе или литературного сочинения по этой теме:

  1. Героев Чехова никто не угнетает и не преследует, акцент с внешнего неблагополучия смещён на обмельчание души персонажей.
  2. Маленькие люди Чехова становятся мелкими по собственной вине, поскольку они боятся жизни и перемен, стремятся сохранить всё в том виде, в котором имеют.
  3. Основная причина деградации героев в произведениях Чехова — их духовное рабство, для них уничижение и подхалимство перед вышестоящими лицами является нормальным и приемлемым поведением.
  4. Герои Чехова сами становятся угнетателями «значительных лиц»: они настаивают на своём, жалуются, пишут доносы, буквально заставляя других соблюдать установленную иерархию, играть роль «большого чиновника» и относиться к ним как к бедным и обездоленным людям.

Таким образом, тип маленького человека заметно трансформировался в творчестве Чехова. На смену достойным, но слабым героям приходят жалкие карьеристы, не страдающие от обстоятельств, но заставляющие страдать всех вокруг, не имеющие уважения ни к кому, включая себя.

Маленький человек в произведениях Чехова сочинение

Образ маленького человека является одним из важнейших для русской литературы, пронизанной идеей справедливости как базисной нормы человеческих взаимоотношений.

Образ маленького человека в рассказах Чехова также нашел свое зримое выражение. А.П.

Чехов вообще полон внимания к личности того, на которого мало кто обращает внимания в виду его низкого служебного положения или отсутствия образования.

Маленький человек живет в рассказах и драматических произведениях писателя, напоминая окружающим людям о милосердии, сострадании и терпении.

Образ маленького человека и его переосмысление в рассказах Антона Чехова (сочинение)

Чехов был не единственным, кто в своих произведениях развивал тему маленького человека, этот образ мы встречаем в творчестве и Пушкина, и Гоголя, и Достоевского.

Но в его рассказах маленький человек неоднозначно переосмыслен: писатель отходит от создания привычного амплуа и изображает его не обиженным и оскорбленным, а агрессивным, настойчивым, иногда устрашающим окружающих, а где-то даже и смешным.

Так, в рассказе “Смерть чиновника” мы видим переосмысленный образ, и новаторство писателя состоит здесь в том, что этот маленький человек и генерал как бы меняются местами – теперь не начальник издевается над подопечным, а маленький чиновник докучает высокопоставленной особе.

Да и сам генерал предстает перед читателем не в образе злого угнетателя, не дающего спокойно жить подчиненному, а, напротив, его образ дан Чеховым нейтрально. Писатель намерено делает такую перемену ролей, чтобы как можно ярче и выразительнее изобразить маленького человека.

Червяков из “твари дрожащей” (пользуясь терминологией героя Достоевского) превращается в настойчивого человека, способного несколько раз обеспокоить генерала с просьбой извинить его за то, что “обрызгал вашество”. Он считает себя виноватым и требует от него наказания или упрека за свою оплошность.

Червяков пять раз приходит извиняться и каждый раз удивляется и даже пугается тому, что генерал реагирует на его появление не так, как он ожидает.

Маленький человек, следуя так называемым порядкам, которые, в его понимании, всегда должны существовать между лицом высокого чина и его подопечными, не может принять факт своей “безнаказанности”. Из-за такого стереотипного мышления Червяков не может перебороть в себе внутреннюю необходимость пресмыкания перед высокопоставленным лицом.

Источник

  • Призрение сироты как пишется
  • Признать свои ошибки это определение для сочинения
  • Признание в содеянном как пишется
  • Признать свои ошибки это сочинение аргументы
  • Признаться как правильно пишется