Я верю в программистское клише о том, что большинство плохих фич имеет причины для существования. Ненавидимый многими оператор goto
позволяет быстро и удобно выбраться из глубоко вложенной структуры, если пользоваться им с умом. Определённая степень нестрогости типов позволяет им быть более изящными. Указатели памяти могут заставить вас возненавидеть свою жизнь, но они были критически важны в те годы, когда компьютерное «железо» было слабее современного умного термостата. Список можно продолжать.
Но когда я вспоминаю об этих запылённых старых реликтах, то осознаю, что некоторые старые идеи настолько плохи, что лучше всего было бы сжечь их навечно. В этой статье я расскажу о трёх фичах языков программирования, которые были настоящим кошмаром.
On Error Resume Next
реализует подход, который в большинстве ситуаций возникновения ошибок хуже всего: «просто продолжай выполнение». При этом он делает его правилом по умолчанию для любой проблемы. Представьте, если бы мы реагировали так же на сбои в реальной жизни. Попал в аварию на машине? Просто продолжай ехать!
' Напишем этот код на случай, если не сможем
' подключиться к базе данных.
On Error Resume Next
Dim TotalPayment As Decimal
Dim TotalHours As Decimal
Dim HourlyRate As Decimal
TotalPayment = 5000
' Ой, мы забыли задать TotalHours!
' Код не должен работать, но у нас есть иммунитет к ошибкам.
HourlyRate = TotalPayment / TotalHours
' Всё вроде правильно. Давайте обновим базу данных!
Call UpdateDatabase(HourlyRate)
Но подождите, это ещё не всё. On Error Resume Next
не имеет никаких границ. Он будет продолжать свой путь через длинные цепочки ошибок. Он даже не обязан находиться в начале модуля вашего кода (можно вставить его в любое место кода и переключиться на обычный режим при помощи On Error Resume 0
).
On Error Resume Next
гарантирует, что вы достигнете конца процедуры кода, и это соблазняет нас своей определённостью. Вам не нужно беспокоиться, что будет пропущена какая-то важная часть кода очистки. Но в пункт назначения вы доберётесь не совсем в том виде, в котором начинали путь. Это агрессивная стратегия «дойти до конца любой ценой», только «доходить до конца», если тебе не удалось выполнить обязательную задачу, обычно и не стоит.
Единственная возможная причина, по которой можно использовать On Error Resume Next
— это полное отсутствие кода обработки ошибок, когда вам нужно пропустить все не особо важные проблемы, которые вы игнорируете. Например, вы можете осознанно создавать файл, который уже может существовать, настраивать принтер, который может не поддерживаться, или выполнять вычисление, которое может привести к делению на ноль. Объективно, в такой момент вы поступаете не очень хорошо, но мы вас прощаем. Однако если вы используете On Error Resume Next
, то усугубляете своё невежество, беззаботно двигаясь в сторону ещё большей катастрофы.
Не буду врать. Я пользовался этой конструкцией (и она мне нравилась!) задолго до того, как начал учиться программированию по-настоящему. А теперь она практически мертва. VB.NET, текущая версия VB, которая влачит жалкое существование в мире .NET, заменила On Error Resume Next
логичной структурированной обработкой ошибок. Хотя так ли это на самом деле? Оказывается, в современном .NET можно по-прежнему использовать обработку ошибок из созданного десятки лет назад классического VB, в том числе и On Error Resume Next
. Это полное безумие, но, к счастью, кажется, сегодня этим никто не занимается.
Тем не менее, On Error Resume Next
всё ещё существует в реальном коде. Возможно, вы обнаружите, что эта конструкция ломает макрос электронной таблицы Excel, которую использует ваш отдел продаж. Спасибо тебе за это, VBA.
Даже по расплывчатому имени встроенной функции DoEvents()
уже можно понять, что стоит готовиться к чему-то уродливому. И метод Application.DoEvents()
нас не разочаровал.
DoEvents()
— это когда-то популярный, но очень опасный костыль для Windows-приложений, не желающих работать с многопоточностью. Например, классическим сценарием его использования является обновление UI в коротком цикле. Представим, что мы выполняем очень затратную по времени математическую операцию и помещаем значения в list box. Пользователь не увидит ни одно из этих чисел, пока вы не вернёте управление и Windows не сможет обновить окно. Обычно этого не случается, пока код не завершит работу, если вы не выполняете эту работу в фоне в отдельном потоке.
DoEvents()
просит приложение на мгновение приостановиться, чтобы Windows могла сделать то, что ей нужно. Так что если вы вызовете DoEvents()
в цикле, то, вероятно, дадите операционной системе возможность перерисовать окно:
for (int i = 0; i < 1000000; i++)
{
listBox.Items.Add(someCalculation(i));
// Этот цикл блокирует UI. Мы можем отрефакторить код
// или просто вставить этот маленький костыль...
Application.DoEvents();
}
Но после этого ситуация быстро начинает развиваться по наклонной. Проблема в том, что ты точно не знаешь, что будет делать DoEvents()
. Другие части приложения могут получать сообщения Windows (допустим, если пользователь куда-то нажал), и могут начать выполнять свой код в месте, которое ты создал при вызове DoEvents()
. Звучит печально, но на самом деле это очень весело (если вам нравится отладка по ночам), потому что результат на каждом компьютере будет чуть-чуть различаться!
Как знает любой программист, самая худшая проблема — это не когда что-то не работает, а когда программа работает на одном компьютере, но обладает такой вариативностью, что в другом месте способна загадочным образом вылетать. И если у вас нет пока этой проблемы, DoEvents()
вносит как раз нужное количество недетерминированности, чтобы она появилась.
Разумеется, работать с потоками сложно. Но в .NET уже есть простые в использовании инструменты, например, компонент BackgroundWorker
, позволяющие выполнять всю нужную работу в другом потоке при помощи простой модели на основе событий. Нет необходимости придумывать какие-то костыли с помощью DoEvents()
, и их создают очень немногие. Тем не менее, этот метод по-прежнему таится в библиотеке классов, импортированный из олдскульного VB и доступный для каждого языка .NET, в том числе и для современного C#.
Отвратительно.
В отличие от предыдущих проблем, этот кошмар программирования лично меня никогда не касался. (Может, я и стар, но я не стар как COBOL.) Однако эта фича настолько безумна, что я не могу её не упомянуть.
Представьте, что вы программируете на древнем языке с загадочными операторами управления потоком. А потом вы обнаруживаете, что этот язык способен изменять свой собственный код в процессе исполнения, меняя пути исполнения, по которым он движется через различные синтаксические структуры. Замысловато! Если всё работает, то программа сохраняет своё тонкое равновесие. Если она не работает, то вы получаете нечто вроде уробороса, поедающего свой собственный хвост.
Фича, которую я называю динамическим goto, имеет в языке COBOL имя оператора ALTER
. Он позволяет изменять существующую команду GO TO
так, чтобы она передавала контроль не той части программы, которая прописана в коде. Оператор GO TO
даже можно изменять многократно, перемещать в разные части кода, как по лабиринту. Проще говоря, ALTER
берёт всё то, что вы ненавидите в GO TO
— запутывающий поток выполнения, спагетти-код — и значительно это усиливает.
Вот о какой структуре я говорю
IF WS-X = 2 THEN
ALTER SELECT-PATH TO PROCEED TO PATH-2.
ELSE IF WS-X = 3 THEN
ALTER SELECT-PATH TO PROCEED TO PATH-3.
END-IF.
GO TO SELECT-PATH.
SELECT-PATH.
GO TO PATH-1.
В этом примере команда GO TO SELECT-PATH
может перенести нас к метке SELECT-PATH
(которая затем направляет нас к PATH-1
). Но в зависимости от предыдущей проверки переменной её можно изменить так, чтобы она перенаправляла нас к PATH-2
или к PATH-3
. И кто знает, что могло бы произойти в других частях кода. Другими словами, мы не можем точно сказать, куда приведёт нас GO TO
, если только не знаем полную историю выполнения приложения. Но не волнуйтесь, наверняка где-то есть лог, который можно изучить.
Можно назвать это метапрограммированием, но большинство из нас просто скажет, что это Очень Плохая Идея.
Да, на маломощных компьютерах того времени с небольшим размером стека подобная чёрная магия имела смысл (возможно?). И может быть, были времена, когда On Error Resume Next
и DoEvents()
были наилучшими компромиссами в случае сложных проблем. Сегодня, спустя шестьдесят с лишним лет после создания языка, оператор ALTER
считается устаревшим, и запланировал к удалению. Что ж, по крайней мере, они решили исправить ошибку.
Когда в следующий раз кто-то справедливо укажет вам на странные особенности JavaScript, на безумие необъявленных переменных или неявную типизацию любого языка, напомните ему, что всегда может быть хуже. И хуже было.
Надеюсь, вы никогда не столкнётесь с этим кошмаром в старой кодовой базе. А если у вас есть собственные любимые чудовищные конструкции прошлого, то поделитесь ими в комментариях!
Нарратив и нарративные границы
Повествование — это история, которая представляет собой последовательность событий, описывающих действия определенных персонажей в течение определенного периода времени. События в повествовании связаны единой кульминацией и другими элементами сюжетной структуры. В то же время художественная литература и история — разные понятия. Сюжет — это последовательность событий, основанная на действиях персонажей; всегда есть сюжет и сюжет. Художественная литература — это способ рассказывать истории, художественная литература включает в себя истории.
Искусство рассказывать истории намного сложнее, чем просто составить список действий, которые необходимо предпринять персонажам. Хороший рассказчик всегда, во-первых, указывает на детали, на которые следует обратить внимание читателю, а во-вторых, он знает, как организовать события в порядке, необходимом для конкретного рассказа. То, как построена история, в каком порядке в ней расположены определенные события, как ее элементы структурно связаны друг с другом, очень важны для достижения желаемого эффекта.
Повествование может быть структурировано следующим образом:
— непрерывное повествование (непрерывный интервал текста заполняется рассказом рассказа);
— повествование, которое включается в другое повествование (другая история рассказывается в рамках истории, которая уже началась, но история, которая уже началась, не прерывается). Мы называем этот тип встроенным повествованием;
— история, прерывающая предыдущую (одна история неожиданно сменяется другой, т.е первая история неожиданно заканчивается). Этот тип повествования будет называться прерывным повествованием.
Важной частью повествовательной структуры является элемент, называемый границами повествования. Каждое повествование имеет два основных ограничения:
— инициал — это позиция первого символа вводного слова в рассказе после заголовка;
— final — позиция последнего символа последнего слова в рассказе.
Непрерывное повествование (простейший тип повествования) может выглядеть так:
Я проснулся рано утром, увидел, что на улице хорошая погода, и решил, что сегодня идеальный день, чтобы пойти на пляж. Я взял с собой книгу, полотенце, солнцезащитные очки, сел в машину и поехал на пляж. На пляже я прочитал книгу, посмотрел на волны, а затем быстро искупался. Вытеревшись, я пошел домой. Это был прекрасный день, хотя я забыла солнцезащитный крем и ужасно обгорела.
Никаких изменений темпа, никакого повествования, прерывающего эту историю — просто история, построенная в форме линейного повествования от первого лица о путешествии повествователя (рассказчика) на пляж, а границы повествования совпадают с основными. : первый и последний символы. Филолог Виктор Шкловский описал такое повествование как построенное по принципу нанизывания: один мотив (один мотив — простейший элемент сюжета) следует за другим мотивом и так далее («мотив — мотив — мотив — мотив -…», то есть , «Я решил пойти на пляж» — «Я пришел на пляж» — «Я был на пляже и принял ванну» — «Я ушел с пляжа» — …).
Пример видео нааратива
Примеры красивых нарративов
Повествования используются брендами, популярными изданиями и обычными авторами. Вот несколько примеров хороших публикаций в этом формате.
Нарратив о борще от Women’s Health
«Рецепт идеального борща»
Нарратив от The Village
«Люди в одинаковой одежде»
Нарратив про ипотеку от Т—Ж
«Как получить ипотеку и не кончить в штаны»
Нарратив от журнала Chip с объяснением технологии NFC
«NFC: что такое Near Field Communication”»
Нарратив от Decor and Design
«Оазис в вашем доме. 7 интересных цветовых сочетаний»
Отличия нарратива от рассказа
Рассказ и повествование — слова, похожие по значению (как в народной сказке на Западе), но не тождественные. Между ними есть несколько различий:
- рассказ — это способ передать точную (объективную) информацию, а повествование, говоря словами американского философа Артура Данто, — это «объяснительный рассказ» — субъективный рассказ о событии с включением эмоций и оценок рассказчика;
- цель рассказа — передать информацию слушателю, цель повествования — произвести впечатление, заставить почувствовать, понять и подумать о чем-то или о ком-то, чтобы некоторые моменты текста или речи могли быть приукрашены;
- в повествовательной истории некоторые факты могут быть намеренно скрыты или искажены, как и истинные намерения рассказчика.
Рассказчик представляет события рассказа не как сухие факты (как обычно делают журналисты, когда они рассказывают о событии в так называемом эссе), а как наблюдатель, который приходит к своим собственным выводам, основанным на жизненном опыте и видении происходящего. Мир.
Нарративы в научных текстах
Однако не только контекстная информация, но и личный опыт воспринимающего (рассказчика) влияет на субъективное усвоение информации, введение оценок и эмоций. Исходя из этого, объективность рассказа снижается, и можно предположить, что повествование присуще не всем текстам, но, например, отсутствует в сообщениях научного содержания. Однако это не совсем так. В любом сообщении можно найти в большей или меньшей степени повествовательные черты, поскольку в тексте присутствуют не только автор и рассказчик, которые по своей сути могут быть разными действующими лицами, но и читатель или слушатель, воспринимающий и интерпретирующий информацию. Получил по-разному. В первую очередь, конечно, это касается художественных текстов. Однако в научных сообщениях есть и повествования. Они скорее присутствуют в историческом, культурном и социальном контексте и не являются объективным отражением реальности, а скорее служат индикатором их многомерности. Однако они также могут влиять на формирование причинно-следственных связей между исторически достоверными событиями или другими фактами.
Учитывая такое разнообразие повествований и их обильное присутствие в текстах различного содержания, наука больше не могла игнорировать феномен художественной литературы и начала внимательно его изучать. Сегодня различные научные сообщества заинтересованы в таком понимании мира как нарратива. Оно само по себе имеет перспективы развития, так как повествование позволяет систематизировать, систематизировать, распространять информацию, а также изучать человеческую природу для отдельных гуманитарных направлений.
Нарратив в политике
Есть также понимание повествовательного нарратива в политической деятельности. Однако термин «политический нарратив» имеет скорее негативный, чем положительный оттенок. В дипломатии под повествованием понимается умышленный обман, сокрытие истинных намерений. Повествовательное повествование подразумевает преднамеренное сокрытие некоторых фактов и истинных намерений, возможно, замену тезиса и использование эвфемизмов, чтобы сделать текст благозвучным и избежать конкретики. Как было сказано выше, разница между повествованием и обычным сюжетом заключается в желании быть услышанным, произвести впечатление, что характерно для выступления современных политиков.
Почему мы не можем «не выдумывать»
Главный герой романа Иэна Макьюэна «Искупление», начинающий писатель Бриони Таллис, видит странную сцену из окна своего дома: ее сестра, выполняя приказ друга, раздевается в нижнем белье и залезает в фонтан из нее просто родился, чтобы черпать воду. Бриони не понимает, что происходит, но это длится недолго. Она тут же строит подходящую историю: друг ее сестры на самом деле опасный маньяк, обладающий над ней странной властью. Бриони не знает механизма событий, но готова его сочинить. На первый взгляд случайные и незначительные детали объединяются, образуя сюжет, сосредоточенный вокруг насилия и тайны.
Наше сознание не любит мириться с неопределенностью: лучше ужасная интерпретация, чем вообще никакой. Мир полон случайных совпадений, но мы не можем ни на секунду расстаться с идеей причинности.
Мы уверены, что следующие друг за другом события связаны между собой причинными силами. Если мы видим перед собой электронные лампочки, мигающие в определенной последовательности, то мы не можем избавиться от мысли, что это шары, сталкивающиеся друг с другом и отскакивающие в стороны. Если мы видим, что человек энергично жестикулирует, то мы думаем, что он чем-то взволнован. Если мы в чем-то терпим неудачу, нам очень легко предположить, что за этим стоит недовольство. Иногда наши предположения верны. Но часто любовь к повествованию и причинно-следственным связям делает наш взгляд на мир искаженным до неузнаваемости.
Больные с синдромом Клерамбо уверены, что в них влюблен избранный ими человек — и ничто не переубедит их в обратном.
Французский психиатр Гаэтан де Клерамбо описал случай, когда француженка влюблена в короля Георга V. 53-летняя женщина часто выслеживала монарха в Букингемском дворце: она интерпретировала поднятие и опускание занавесей как знак любил и был уверен, что вся Англия уже знала чувства монарха к ней.
Наша совесть — это переводчик, который постоянно рассказывает истории о том, что мы делаем. В экспериментах Роджера Сперри и Майкла Газзанига с пациентами, у которых два полушария головного мозга были отделены друг от друга, функция переводчика находилась в левом полушарии, в том же месте, где раньше располагалась функция речи. Когда пациенту показали изображение курицы, и только левое полушарие осознавало это, он выбрал изображение с куриной ножкой из предложенных в соответствии с очевидной логикой, которую он мог легко объяснить. Затем пациенту показали фото с заснеженным домом, но о нем знало только правое полушарие. Пациент выбрал изображение с лопатой. Левое полушарие видело только курицу, но тут же правдоподобно объяснило выбор лопаты: она используется, чтобы бросать пищу в курицу или убирать после нее экскременты.
Когда правому полушарию было показано изображение с надписью «вперед», человек встал и вышел из-за стола. Когда его спросили, почему он встал, он сказал, что хочет выпить, или дал другое объяснение.
Человек делает выбор, но объясняет его теми причинами, которые к этому выбору совершенно непричастны. Если у нас нет наготове нужной истории, мы готовы тут же ее сочинить.
Переводчик отказывается признать, что ничего не знает. Он хочет представить каждое наше действие как результат осознанного решения и не хочет ничего знать о сомнениях и возможностях.
Осознанный выбор не играет такой большой роли в нашей жизни, как считалось несколько десятилетий назад. Но истории — это не просто поверхностные объяснения событий задним числом.
Хорошая история может изменить наше сознание и повернуть наши действия в новом направлении. Иногда не литература адаптируется к жизни, а жизнь адаптируется к литературе. Волна самоубийств, захлестнувшая Европу после публикации «Печали молодого Вертера», является ярким примером феномена, который постоянно происходит вокруг нас. Мы воспринимаем героев романов и фильмов как реальных людей и часто бессознательно им подражаем. История более убедительна, чем факты и риторические приемы, разработанные специально для убеждения.
Незадолго до предвыборной гонки Дональда Трампа спросили, как он представляет себе своего идеального президента. Трамп ответил , что идеальный президент для него — это Харрисон Форд из фильма Air Force One , который вышвыривает террористов из своего самолета.
Адольф Гитлер был страстным поклонником Вагнера: по воспоминаниям Августа Кубичека, его друга в юности, реализация его великой миссии пришла к Адольфу после прослушивания оперы Риенци. Страдания черных под игом рабства стали очевидны для многих после выхода на свободу «Хижины дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу. Встретив ее в разгар гражданской войны, Авраам Линкольн якобы сказал: «Эта маленькая женщина начала нашу великую войну».
Писатель Генри Джеймс, брат известного психолога Уильяма Джеймса, сравнил литературу с большим домом. В этом доме много окон, в каждом из которых есть наблюдатель. Окно — это литературная форма; наблюдатель — это совесть художника. Мы смотрим на мир сквозь рамку рассказа: иногда взгляд обманывает нас, но полностью избавиться от кадра мы все равно не можем. Без историй не было бы ни «реалий», ни «наблюдателей».
Встроенный нарратив
Встроенное повествование — это повествование, которое включается в уже начатое повествование. Шкловский назвал такой вид повествования «обрамлением»: сюжет обрамлен другим сюжетом, то есть мы получаем историю в рассказе — действие происходит, но в нем действует не тот, кто рассказывает историю. Такую рамку тоже можно назвать историей. Этот переход можно заметить, когда рассказчик указывает, что теперь будет рассказана определенная история, или встроенное повествование выделено автором как отдельная глава в уже начатом повествовании. Границами в этом случае могут быть главы, отступы, звездочки и другие визуальные элементы в тексте.
рис. 1 представляет собой схему встроенного повествования: основная часть текста помечена как исходное повествование, а встроенное повествование представлено в виде небольшого фрагмента текста — это означает, что встроенное повествование находится в основном, оригинальном и некоммерческом тексте оригинальный рассказ.
Так родился великий роман Джованни Боккаччо «Декамерон» эпохи Возрождения: история группы пораженных чумой молодых людей, уезжающих на загородную виллу из Флоренции, наряду с короткими историями, которые трое молодых людей и семь девушек рассказывают друг другу каждый день. Каждый роман представляет собой отдельный сюжет, которому отведена отдельная глава в романе. Точно так же устроена история капитана Копейкина, построенная Гоголем в оригинальном повествовании «Мертвые души» о приключениях Чичикова: есть эпизод оригинального повествования о чиновниках, пытающихся выяснить, кто на самом деле авантюрист Павел Чичиков, и есть история о капитане Копейкине, которую рассказывают одному из офицеров в предположении, что капитан Копейкин — это Чичиков. История капитана Копейкина — это другая история в пределах оригинала и отдельная от основного заголовка и тире.
Если мы вернемся к повествованию о пляжной поездке, которое мы привели в качестве примера непрерывного повествования, мы получим следующее:
Я проснулся рано утром, проверил погоду на смартфоне и решил, что сегодня идеальный день для прогулки на пляже. Я взял с собой книгу, полотенце, солнцезащитные очки, сел в машину и поехал на пляж. Я прочитал книгу, посмотрел на волны и быстро искупался. Как только я вылез из воды, я увидел, что на берегу стоит растрепанный пират. «Эй, эй! Я просто умылся на полу. Я был капитаном «Дрожащего воробья», но на борту был бунт. Вся моя команда, включая моего попугая, восстала против меня и заставила меня спрыгнуть с корабля. Пришлось плыть по куску какого-то плывущего дерева целых три дня. Где я сейчас? »Я не поверил пиратской истории, поэтому проигнорировал ее и ушел. Я вытерся и пошел домой. Это был чудесный день, хотя я забыл солнцезащитный крем и обгорел.
История путешествия героя на пляж, которую мы привели в качестве примера непрерывного повествования, усложняется: в рассказе о пляжном отдыхе появляется самостоятельная история пирата. Переход происходит в тот момент, когда начинается прямая речь пирата, она выделяется кавычками, а кавычки здесь выступают в качестве границ повествования.
Использование термина в публицистике
- — «Блок никогда не отказывался от« Стихов о прекрасной даме », они были для него самым важным событием. Ведь как поэт он построил свое биографическое повествование: мистическое откровение в юности, потеря этого контакта с миром другой мир, его возвращение в старость »(А. Блумбаум, М. Нестеренко« Революционный блок»)
— «Это очень характерно для формирования представления о« национальной традиции »: она всегда должна как можно глубже уходить в века. Одних исторических повествований (вроде Карамзина) для этого недостаточно, параллельное повествование необходима культурная преемственность, в том числе преемственность эстетических форм »(И. Шевеленко, И. Мартов« Расцвет культурного национализма в России оказался запоздалым»)
«В то же время историки начали понимать, что знания, которые они получили, и даже опубликованные знания не стали бы общественным знанием истории, если бы они не были включены в школьную программу. Пришли годы, когда новые идеи стали превращаться в повествование, в учебник истории »(А. Левинсон« Социология истории»)
— «Формирование новых государств в Казахстане и Средней Азии сопровождается стремительным созданием собственных национальных мифов, важнейшей составляющей которых является повествование о великих предках. Как уже неоднократно случалось в других регионах мира, этот рассказ построен по обычной колониальной модели, но место главного героя в нем теперь занимают местные титульные люди »(В. Шнирельман« Символическое прошлое. Борьба » для предков в Средней Азии»)
«В нем можно что-то изменить, но общий замысел уже установлен, ничего не поделаешь, менять — кощунство. Этот образ, или, другими словами, исторический нарратив, силен в своем состоянии или, по крайней мере, в своем социально авторитетном характере. Это такой тоталитарный текст, что личные и индивидуальные тексты (в данном случае о войне) забиваются и отправляются в подполье и предаются забвению »(Никита Охотин, Ирина Прусс« Братья и сестры!»)
Как сделать нарратив: пошаговая инструкция
Сначала вам нужно подумать о том, что вы напишете на этих двенадцати экранах. Формат ни в коем случае нельзя назвать «повествовательным» — последовательным изложением связанных событий. Повествование — это история. Это может быть рассказ о герое, который пытался взять ипотеку, или рассказ о том, как правильно приготовить борщ. Или — как заменить смеситель для кухни за 8 шагов плюс иллюстрации.
Обложка, первый экран, должна быть визуально привлекательной и содержать заголовок, который побуждает читателя захотеть увидеть, какую историю вы написали.
Рассказывание историй подходит для любых пошаговых инструкций, историй успеха или примеров того, как что-то делать. Они хорошо упакованы в повествовательный формат компиляции, например, 10 мест, куда можно летать без визы, или 10 модных образов (и ссылка на магазин на 12-м экране).
Давайте посмотрим на возможности художественной литературы. С чего начать и что можно сделать.
1. Для начала — заведите канал в Яндекс.Дзен
Для публикации на платформе Яндекс.Дзен вам необходимо создать канал. Для этого вам необходимо иметь действующий аккаунт на Яндексе. Если у вас его нет, зарегистрируйтесь на странице Яндекс.Паспорта.
Регистрация в Яндекс.Паспорте
Затем откройте платформу публикации и нажмите кнопку «Стать автором». Авторизуйтесь под своим логином и паролем на Яндексе.
Платформа Яндекс Дзен Издатель
Войдите в редактор и укажите параметры канала: добавьте логотип, название и описание канала, дополнительные ссылки и контактную информацию.
Яндекс Дзен редактор
Логотип канала отображается в верхнем левом углу страницы. Нажмите на нее: здесь вы можете добавить логотип и ввести всю необходимую информацию.
Логотип может быть в формате PNG, JPG, BMP или SVG, без анимации.
Здесь вы можете добавить свой логотип, информацию о канале, ссылки и контактные данные
Также укажите название канала и напишите краткое описание.
Вы можете добавлять ссылки в социальные сети: Telegram, Facebook, Instagram, Twitter, ВКонтакте. Читатели вашего канала увидят их и смогут перейти по ссылкам.
Введите номер своего мобильного телефона (необходим для восстановления доступа к каналу) и адрес электронной почты.
Если у вас есть сайт, вы можете привязать его к своему каналу в Яндекс.Дзен. Впоследствии канал Дзен будет агрегировать все публикации. Также будет отображаться общее количество подписчиков. В рейтинге дзен-лента будет учитывать контент сайта и канала.
Помимо самого канала, вы можете подключить Яндекс.Метрику. Для этого нужно создать новый счетчик и подключить его в настройках канала.
2. Как создавать нарратив
Вы уже продумали сценарий, подготовили текст и изображения для своего рассказа. А теперь приступим к составлению повествования.
Щелкните зеленый знак «плюс» в верхней части редактора (справа от логотипа канала) и выберите «Повествование».
Кнопка новой публикации в редакторе
Первый экран
Первый экран служит прикрытием повествования. Вы можете добавить изображение, видео или гифку. Вы не можете добавлять текст или ссылки. Есть только одно название.
Чтобы ваша обложка выглядела правильно, когда она появляется в вашей ленте, лучше всего вставить изображение на первый экран. В случае видео или изображения в формате gif в ленте может появиться неправильный кадр.
Размер шрифта заголовка изменить нельзя. Он меняется автоматически в зависимости от количества символов.
Размер шрифта заголовка изменяется автоматически в зависимости от количества символов
На следующих снимках экрана вы можете добавлять блоки текста, видео, изображений, гифок и ссылок.
Добавление текста
Чтобы добавить текст, щелкните значок «плюс» в правом верхнем углу вкладки отображения и выберите соответствующий элемент.
Добавить блок текста
Всего вы можете добавить три блока текста.
Что можно делать с текстом:
- изменить жирность;
- переключиться на курсив;
- добавить символ подчеркивания или зачеркивания;
- выровнять;
- изменить цвет (8 вариантов);
- изменить размер шрифта;
- выделите текст с подложкой.
Блок текста можно выделить с помощью подложки
Вы можете добавить фон к экрану сплошным цветом или с градиентом.
Градиентный фон
Как добавить картинку
Щелкните значок плюса в правом верхнем углу экрана и выберите «Изображение». Вы можете связать изображение или загрузить его со своего компьютера.
После загрузки изображения вы можете вручную изменить его размер. Вы также можете растянуть изображение, чтобы заполнить всю карту, используя кнопку.
Кнопка, изменяющая размер изображения под размер бумаги
Вы также можете настроить прозрачность изображения.
Всего на карточку можно добавить до трех изображений.
Текст, изображения и другие элементы добавляются на карточку слоями. Если вы добавили изображение после текстовых блоков, изображение будет перекрывать текст и не будет отображаться. Его можно отремонтировать.
Уровни отображаются справа от вкладки под знаком плюса. Чтобы изображение находилось на заднем плане, слой изображения необходимо перетащить под текстовые блоки.
Вы можете перетащить изображение на задний план, перетащив его
При выборе изображений руководствуйтесь рекомендациями Яндекса:
- Используйте формат JPG или PNG. Второй формат — для иллюстраций с прозрачным фоном.
- Оптимальное соотношение сторон изображения — 9:14.
- Выбирайте резкие изображения, на которых хорошо видны детали. Изображение должно хорошо отображаться на экране смартфона.
- Если вы не вставляете изображение в полноэкранном режиме, объедините края в фоторедакторе, чтобы они идеально сочетались с фоном экрана.
ПРИМЕРЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ
Прерывающий нарратив
Прерванные повествования запускаются, когда повествование прерывается повествованием, которое следует за ним, то есть рассказ заменяется другим рассказом. На первый взгляд может показаться, что прерывание повествования ничем не отличается от встроенного повествования, но это не так.
рис. 2 представляет собой набросок прерывающего повествования: исходное повествование представлено в виде двух прерывистых квадратов, а прерывающее повествование — это квадрат, который прерывает основную линию повествования и предлагает нам пойти дальше
Давайте посмотрим на отрывок из романа Харуки Мураками «Бесцветный Цкуру Тадзаки и годы его странствий».
Как бы мы ни хоронили наши воспоминания… — она посмотрела на него в упор, — историю своей жизни не стереть. И именно об этом лучше не забывать. Историю нельзя удалить или изменить. Это похоже на самоубийство.
— А почему мы об этом говорим? — пробормотал Цкуру как можно небрежнее, как будто он был на полпути между собой. — Я никогда ни с кем не обсуждал эту тему и даже сейчас не собирался этого делать.
Сара слегка улыбнулась.
— Видимо, теперь нужно спорить? Он даже резче, чем вы думаете?
Возвращаясь тем летом из Нагои в Токио, Цскуру постоянно чувствовал, что все его тело полностью восстановлено. Знакомые предметы вокруг него, казалось, имели искаженные цвета, как если бы он смотрел на них через светофильтры. Он начал слышать звуки, которые раньше не различал, и перестал различать то, что он слышал раньше. Любое движение делало его таким неудобным, как будто сила тяжести земли изменилась.
Через пять месяцев после прибытия в Токио он жил на грани смерти. Он заполз в свою крошечную, но бездонную черную дыру и жил там совершенно один, находясь в постоянной опасности заснуть и раствориться в воздухе. Но он не боялся. Он просто подумал: как это просто — там потерпеть неудачу.
Здесь мы видим сдвиг в перспективе: рассказ о разговоре Цскуру с Сарой прерывается воспоминаниями (подробнее о воспоминаниях ниже) из жизни Цскуру. Воспоминания не входят в рамки самого диалога: они не встроены в первоначальный рассказ, но находятся вне его. Здесь также происходит сдвиг повествования: это граница между исходным повествованием и повествованием, которое оно прерывает. Иногда переход можно обозначить формально, например, звездочками, как в случае с отрывком выше. Начало главы также может быть знаком смены рассказчика: такой отрывок мы видим в упомянутом «Декамероне». Смена рассказчика будет очевидна, если основной рассказ написан от первого лица и есть переход от третьего лица. Граница в этом случае будет началом предложения другого рассказчика.
На первый взгляд, инлайн и прорывные повествования немного различаются, но это только кажется правдой. Встроенное повествование не прерывает историю, в которую оно встроено — история рассказывается в рамках исходного сюжета, но обрамлена. В прерванном повествовании история останавливается и начинается другая, то есть начинается другое повествование, выходящее за рамки ранее рассказанной истории. Если рассказывание другой истории оказывается событием в рамках исходного повествования, как в примере с пиратом, тогда это встроенное повествование, а если нет, оно прерывается.
Нарративный метод в психологии и психиатрии
Термин «нарративная психология» принадлежит американскому когнитивному психологу и педагогу Джерому Брунеру. Его и судебного психолога Теодора Сарбина по праву можно считать основоположниками этого гуманитарного направления.
Согласно теории Дж. Брунера, жизнь — это серия субъективных повествований и восприятий определенных историй, цель повествования — субъективация мира. Т. Сарбин считает, что факты и вымысел объединяются в повествованиях, определяющих переживания конкретного человека.
Суть повествовательного метода в психологии заключается в распознавании человека и его глубочайших проблем и страхов через анализ его рассказов о них и их собственной жизни. Повествования неотделимы от общества и культурного контекста, поскольку именно в них они формируются. Повествование в психологии для человека имеет два практических значения: во-первых, он открывает возможности для самоидентификации и самопознания путем создания, понимания и рассказывания различных историй, а во-вторых, это способ самопрезентации благодаря такому рассказ о себе.
Психотерапия также использует нарративный подход. Его разработали австралийский психолог Майкл Уайт и новозеландский психотерапевт Дэвид Эптон. Его суть — создать вокруг пациента (клиента) определенные обстоятельства, основу для создания собственной истории, с привлечением определенных людей и выполнением определенных действий. И если нарративная психология считается скорее теоретической ветвью, то в психотерапии нарративный подход уже демонстрирует свое практическое применение.
Таким образом, очевидно, что повествовательная концепция успешно используется практически во всех областях изучения природы человека.
Нарратив в филологии
Большое внимание художественной и повествовательной технике уделяется филологическими науками: лингвистикой, литературной критикой. В лингвистике этот термин, как было сказано выше, изучается вместе с термином «речь». В литературной критике это относится скорее к постмодернистским концепциям. Ученые Дж. Брокмайер и Р. Харре в своем трактате «Повествование: проблемы и перспективы одной альтернативной парадигмы» предложили понимать это как способ упорядочить знания и придать смысл опыту. Для них художественная литература — это путеводитель по повествованию. То есть набор каких-то лингвистических, психологических и культурных конструкций, зная, какие из них, можно составить интересный рассказ, в котором будет четко угадываться настроение и сообщение рассказчика.
Художественная литература необходима для художественных текстов. Поскольку здесь происходит сложная цепочка интерпретаций, начиная с точки зрения автора и заканчивая восприятием читателя / слушателя. При создании текста автор вводит определенную информацию, которая, пройдя длинный текстовый путь и достигнув читателя, может быть полностью изменена или интерпретирована по-разному. Чтобы правильно расшифровать замыслы автора, необходимо учитывать наличие других персонажей, самого автора и автора-рассказчика, которые сами по себе являются отдельными рассказчиками и рассказчиками, то есть рассказывают и воспринимают. Восприятие затрудняется, если текст носит драматический характер, поскольку драма — один из видов литературы. Затем интерпретация еще больше искажается, проходя через ее представление актером, который также вводит в повествование свои эмоциональные и психологические характеристики.
Однако именно эта двусмысленность, способность наполнить сообщение разными значениями, дает читателю возможность подумать и является важной частью художественной литературы.
Временные сдвиги: флешбэки и флешфорварды
В повествовании часто происходят временные изменения, то есть повествование переходит от рассказа о событиях, происходящих в настоящее время, к событиям, которые уже произошли в прошлом или должны произойти в будущем. Так называемые ретроспективные кадры рассказывают о прошлых событиях, а флэш-форварды рассказывают о будущих событиях (например, флэш-форварды могут быть пророчествами или видениями одного из персонажей). Flashback и flashforward также могут быть интегрированы или прерваны.
Встроенные ретроспективы часто представляют собой истории рассказчиков из прошлого, поэтому очень часто они встречаются в контексте диалога персонажей, происходящего в настоящий момент повествования. Схема изображена на рис.
Прерванные воспоминания прерывают или перемещают исходное повествование, то есть в данном случае они прерывают повествование о настоящем: та же схема, что и на рис. 2. Исходное повествование (о настоящем времени) заканчивается и начинается рассказом из прошлое, то есть этот сюжет более независим, чем рассказ, опосредованный рассказчиком во встроенном флэшбэке. Общей чертой прерывания воспоминаний является то, что рассказчик исходного повествования в настоящем времени и рассказчик воспоминаний не одно и то же (но в некоторых случаях рассказчик может быть одним и тем же). Формально мы можем увидеть это, когда перейдем от первого лица к безличным предложениям или наоборот.
То же самое и с флэш-форвардами. Флэш-форвард также может быть представлен в диалоге как беседа о гипотетическом будущем или видении, которое пришло к одному из персонажей, но, скорее всего, флеш-форвард будет представлен как повествование, которое прерывает события, которые произойдут в будущем.
Примеры статей с нарративом в Яндекс.Дзене
Хороший пример качественной фантастики — борщ от Women’s Health. Пост выделяется своей лаконичностью, предлагая прочитать публикацию с заголовком «Рецепт идеального борща». Есть удобный список необходимых товаров и пошаговое руководство. В последнем скрине ссылка на статью с секретами приготовления борща от шеф-повара. Все блоки выполнены в едином стиле.
Другой пример — рассказ в журнале Chip, объясняющий NFC. Автор четко разъясняет суть и область применения NFC. Издание состоит из 10 слайдов, что позволяет монетизировать повествование и рассказать все, что интересно читателю. В конце — большое обращение: «Приходите на наш канал, чтобы не пропустить что-нибудь интересное. Обновления каждый день!».
Нарративы в Яндекс Дзен
Интернет-пользователей уже непросто чем-то удивить, поэтому для привлечения внимания с 18 ноября 2017 года часть контента сети подается в особом формате в виде повествований.
Этот формат публикации Яндекс Дзен специально разработан для чтения на смартфонах и планшетах. Ярко и необычно рассказанная история с увлекательным заголовком, дополненная изображением, представлена пользователю в виде последовательности скриншотов.
* когда вы нажимаете на изображение, оно открывается в полном размере в новом окне
Повествование в стиле дзен напоминает комикс: изображения и текст сочетаются таким образом, что связная и интересная история может быть рассказана на небольшом пространстве.
Нарративы в психологии и психотерапии
Один из основных тезисов нарративной психологии состоит в том, что «жизнь не существует сама по себе». Он состоит из серии субъективных повествований и восприятий событий. Люди знают мир только понаслышке, формируя представление на основе интерпретаций других личностей.
Автор повествовательного направления в психологии — американский психолог Джером Брунер. Он считал, что главным условием развития личности являются повествовательные истории, которые окружают любого человека с раннего детства и на протяжении всей жизни, а не образ мышления.
«Для совести человека нет незначительных историй: разговор с коллегами, семейная ссора, внутренний спор с самим собой или предвыборная речь .. другие определяют нашу жизнь, даже если мы не фиксируем этот момент в своей памяти».
Нарративная психотерапия использует истории пациентов, чтобы помочь им справиться с трудностями. Применяя этот подход к лечению, психотерапевт помогает людям по-новому взглянуть в прошлое и настоящее, чтобы изменить свою жизнь в будущем.
Повествования позволяют переписать историю своей жизни, иначе, расставив акценты, исправив нужные моменты, расскажут «без ошибок».
Нарративная психология — это больше, чем теоретическая ветвь. Но нарративный подход в психотерапии нашел практическое применение.
Как сделать нарратив в Яндекс.Дзене
Первое, что нужно сделать, это зайти в редактор каналов Дзен. Если у вас его еще нет, вам нужно его создать. Вот инструкция: Как создать канал в Яндекс Дзен .
Вёрстка нарратива
А теперь давайте создадим повествование. Выбрав сценарий и подготовив текст, изображения, нажмите на знак плюса вверху экрана и выберите «Повествование».
Далее вы увидите раздел с пустыми экранами, которые нужно заполнить содержимым.
Первый слайд
Первый слайд — это обложка. Здесь вводится заголовок, его размер настраивается автоматически. Вы также можете добавить гифки, видео и фото.
Заполните почтовую обложку и другие блоки. Вы увидите кружок и знак плюса рядом с каждым блоком.
Благо предназначено для размещения контента и ссылок, кружок нужен для настройки цвета фона.
Текст
Чтобы добавить текст, нажмите «+» и выберите «Текст» (вы можете добавить до трех блоков текста). Текст можно выровнять, отрегулировать по цвету и размеру, выделить курсивом и полужирным шрифтом, подчеркнуть и зачеркнуть.
Синонимы слова «нарратив»
- Рассказывание историй
- История
- Описание
- История
- Статья на выставке
- Написать
Источники
- https://sysblok.ru/philology/fljeshbeki-sny-i-vstroennyj-narrativ-kakim-byvaet-povestvovanie/
- http://ChtoOznachaet.ru/chto-oznachaet-slovo-narrativ.html
- https://www.cossa.ru/405/224740/
- https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/narrativ-chto-ehto-takoe.html
- https://FB.ru/article/192513/narrativ—chto-eto-takoe-narrativnyie-istochniki-i-tehniki
- https://knife.media/narrative-identity/
- https://postium.ru/narrativ-v-yandeks-dzene-chto-eto-kak-sozdat-primery/