Признаки волшебных сказок 3 класс

Волшебные сказки являются самым популярным видом народными фольклора, в них создается удивительный художественный мир, в котором раскрываются все возможности данного

Волшебные сказки являются самым популярным видом народными фольклора, в них создается удивительный художественный мир, в котором раскрываются все возможности данного жанра в полном объеме. Когда мы говорим «сказка», то зачастую подразумеваем именно волшебную историю, которая завораживает детей с самых юных лет. Чем же она очаровывает своих слушателей/читателей? Попытаемся понять это и таким образом выделить основные признаки волшебной сказки.

признаки сказки

Вымысел – вот главная особенность

Самым главным признаком сказки является то, что ее мир и все события основаны исключительно на вымысле. Перечисляя признаки сказки, следует начать с возможности оторвать читателя от обыденности и перенести в вымышленный мир, который не имеет сходства с реальным. Потому как в сказочном мире стираются грани пространства и времени, и тому есть немало примеров: тридесятое государство, которое находится за тридевять земель, или отсчет времени, который исчисляется в волшебной системе такими понятиями, как много и мало.

Сказочное время представляет собой круг, который замыкается сам на себе. Сказка начинается в волшебном мире, пространстве, где не действуют привычные нам законы физики и время исчисляется совершенно по другим правилам. Взять, к примеру, самый распространенный и самый любимый прием, который используется в сказках, — троекратное повторение (которое по значимости занимает ведущее место в классификации «признаки волшебной сказки»). Обычно он используется в самом начале сказочных событий и позволяет замедлить развитие действий. Финал же, наоборот, ускоряется, он, кстати, всегда счастливый и зачастую завершается свадьбой.

признаки волшебной сказки

Увлекательный сюжет

Какие признаки сказки можно выделить еще? Сюжет волшебной сказки увлекательный и очень сложный. Он состоит из эпизодов, которые непосредственно связаны с главным героем и его заданием. Герой получает задание большого уровня сложности, за выполнение которого его обещают осыпать золотом, отдать в жены принцессу или выполнить какое-либо желание. Задания могут варьироваться от поиска и добычи экзотического предмета до устранения какого-нибудь сверхсильного и могучего существа. И тут в сказке начинается самое интересное – путешествие, которое тоже традиционно входит в перечень «признаки сказки».

Пора в путь-дорожку

Главный герой отправляется в дальние и неизведанные края и по пути преодолевает различные препятствия и трудности. В нелегком путешествии он завоевывает хорошими поступками сердца товарищей, которые обещают помочь ему в нелегком деле. Вместе они благодаря хитрости побеждают недоброжелателей, которых немало встречается по дороге к главной цели.

Кстати, персонажи в волшебных сказках делятся на две группы. В одну из них входит главный герой вместе со своими помощниками, а в другую — помощники главного врага и он сам. Изначально враг намного сильнее, чем главный герой, а по ходу разворачивающихся событий его преимущество может еще и увеличиться. Но главный герой всегда узнает о слабом месте противника и о способе его победить.

признаки народной сказки

Эффект неожиданности

А вот с возможностями главного героя дела обстоят иначе: вначале они существенно преуменьшаются. Признаки сказки включают в себя обязательное наличие центрального и второстепенных персонажей, их характеристики. О слабых умственных способностях могут говорить прозвища главного героя, его социальный статус иногда также оставляет желать лучшего. Таким образом достигается эффект неожиданности.

Когда всем побочным персонажам – сильным, умным и умелым — не удается выполнить сложное задание, за которое полагается вознаграждение, то тут появляется главный герой, которому, как кажется, и подавно не справиться. Но все же ему дают шанс, чтоб не дискриминировать. Такой поворот событий можно отнести к категории «признаки народной сказки».

Благодаря своей отваге и добрым поступкам во время путешествия главный персонаж получает различные уникальные волшебные предметы или завоевывает друзей, которых спасает от неминуемой гибели. Ими зачастую становятся говорящие животные, которые впоследствии помогают при выполнении заданий своими идеями или же участвуют в действиях сами.

Чудеса в сказках просто необходимы. С их помощью можно объяснить различные явления, такие как превращения в разных существ, моментальные перемещения на любые расстояния и победу слабого положительного героя над сильным отрицательным. Все перечисленное выше можно обозначить как признаки народной сказки.

какие признаки сказки

Моральный подтекст

Сказка дает уроки и развивает правильные морально-этические ценности. Поступки главного героя показывают, каким должен быть хороший человек: он совершает благородные поступки и вовсе не ожидает за них какую-либо награду. Таким образом сказка наставляет на правильный жизненный путь и дает положительный пример маленькому читателю. Добро обязательно должно победить зло, справедливость должна восторжествовать – главная идея волшебных сказок.

Все это описывается в сказке весьма простым, но очень красочным и поэтичным языком. Стиль повествования во многих сказках очень похож, но каждая из них уникальна и интересна.

какие признаки волшебной сказки

Поэтика волшебства

Подведем итоги: какие признаки волшебной сказки мы обнаружили? Она имеет особую композицию; в ней присутствует такой прием, как троекратное повторение; сказка имеет необычные, волшебные сюжеты, в которых нередко случаются чудесные превращения; также она имеет отрицательных и положительных героев, а добро обязательно побеждает зло.

Выделить признаки сказки вовсе не сложно – это обязательное включение в содержание некой установки на вымысел, который будет определять поэтику сказки. В ней параллельно существуют два мира – реальный и волшебный, в который герой попадает из реального. В волшебной сказке прослеживается мотив путешествия, во время которого главному герою предстоит пройти немало испытаний и преодолеть препятствия. Также в сказке герою зачастую помогает какой-либо волшебный помощник или сопровождает его до заветной цели. Нередко главному герою за совершение благого дела отдают в дар различные волшебные предметы.

Оглавление

  1. Введение…………………………………………………………………………………2
  2. Основная часть……………………………………………………………………………3
  1.  Что такое сказка……………………………………………………………………. 3
  2. Виды сказок…………………………………………………………………………..3
  3. Композиция сказки…………………………………………………………………..3
  1. Заключение……………………………………………………………………………….5
  2. Приложение………………………………………………………………………………6

1. Введение.

Актуальность темы.

 Вы знаете, что такое сказка? Где она живёт? Да повсюду: в дремучем лесу, в поле, на распутье дорог, в шорохе листвы… Сказка родилась с человеком, и пока живёт человек, жива и сказка. Сказки любят все: и взрослые и дети. В них много разных чудес. Чудеса сказки особенно очаровывают нас своей сказочной фантазией.

Все дети любят сказки, многие даже сочиняют их сами, но волшебная сказка хранит в себе секреты. Знание их поможет сочинить настоящую волшебную сказку.

Цель исследования: изучить особенности волшебных сказок.

Задачи исследования:

—  Выделить отличия волшебной сказки от других видов сказок.

—  Узнать, с помощью чего можно сочинить волшебную сказку.

—  Создать памятку «Уроки волшебства или как сочинить свою сказку».

—  Сочинить волшебную сказку.

 Объект исследования: волшебные сказки

Предмет исследования: законы создания волшебной сказки.

 Методы исследования:

—  анализ художественной литературы и интернет-источников по данной теме;

—  описательный метод (наблюдение, классификация, обобщение);

—  анкетирование.

Гипотеза: волшебные сказки имеют свои особенности, зная их, сказку может сочинить и ребенок.

2. Основная часть.

2.1. Что такое сказка.

Сказки – это занимательные рассказы о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях. Во всём мире люди рассказывают сказки, развлекая друг друга. 

В мире много сказок, их с интересом читают и взрослые, и дети. Известно, что сказка – это жанр литературного творчества (Википедия). В толковом словаре русского языка (Ожегов С.,) сказано, что «сказка – это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил», еще дается такое определение – «выдумка, ложь (разг.)» или «то же, что чудо».

2.2. Виды сказок

Существует три основных вида сказок: волшебные, бытовые и сказки о животных. По авторству: литературные и народные.

Признаки волшебных сказок:

—  особая композиция;

—  троекратное повторение;

—  положительные и отрицательные герои;

—  сверхъестественные силы, помощники, магические предметы;

—  чудесные превращения;

—  добро побеждает зло.

2.3. Композиция сказки

Сказка строится по своим законам, у нее есть особые элементы, без которых она не будет настоящей, благодаря которым она сохраняют одну из своих важных особенностей – напевность.

Присказка нужна для того, чтобы подготовить к слушанию сказки, заинтересовать ею. Она — необязательная часть волшебной сказки. Можно начать с забавной присказки, присказки-небылицы: “В некотором царстве, в некотором государстве, под номером седьмым, под которым мы сидим, жил да был белоус, надел на голову арбуз, на нос — огурец и построил чудо-дворец. Это не сказка, присказка, сказка будет после обеда, после мягких калачей”.

Зачин в сказке нужен для того, чтобы сделать ее начало более интересным и загадочным: “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь…”; «За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жил-был…».

Завязка – это начало событий.

Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.

Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой (или отгадывают трудные задачи) и всегда побеждают её.

Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

Концовка нужна для того, чтобы ограничить вымышленный мир сказок от реальной жизни и вернуть слушателя к действительности. Например: «Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «Вот вам сказка, а мне бубликов связка», «Стали жить-поживать – добра наживать».

В сказках есть борьба добра со злом, а значит, без злодеев в них не обойтись.

Таким образом, можно сделать вывод, что волшебные сказки похожи друг на друга. Именно в народных сказках сохраняются все функции, и соблюдается схема. В авторских, литературных сказках этого может не быть.

          При сочинении собственной сказки можно использовать все функции, а можно часть из них опустить. Главное – попасть из точки «жили-были» в точку «счастливый конец».

Итак, можно сделать вывод, что, опираясь на схему, можно самостоятельно сочинить волшебную сказку

        Совместно с классным руководителем я создал памятку «Уроки волшебства или как сочинить свою сказку». ( Приложение1)

Заключение

Работая над проектом, я читал волшебные сказки и убедился, что они отличаются от других сказок благодаря волшебным предметам, чудесам и особому построению сюжета.

        Сказку можно сочинить самому, зная ее особенности. Работа над проектом помогла мне научиться превращать обыкновенные истории в настоящие волшебные сказки: где есть добро и зло, помощники и волшебные предметы, препятствия и трудные испытания.

       И я сочинил собственную волшебную сказку. ( Приложение 2)

Приложение 1

ПАМЯТКАПризнаки волшебных сказок 3 класс

Функция волшебной сказки

Пример

Зачин, создание сказочного пространства

«Давным-давно», «жили-были», «в тридесятом царстве»

Особое обстоятельство

«Солнце исчезло с небосклона», «дожди перестали лить, и наступила засуха»

Запрет

«Не открывай оконца», «не отлучайся со двора», «не пей водицы»

Нарушение запрета

Персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют

Герой покидает дом

При этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, например, с благословения родителей разыскивать сестренку

Появление друга-помощника

Серый волк, кот в сапогах

Волшебные предметы

Ковер-самолет, меч-кладенец, скатерть-самобранка и т.п.

Враг начинает действовать

Змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко

Даритель испытывает героя

Новый персонаж – волшебник, гном, старушка

Герой выдерживает испытание

Справляется со всеми испытаниями

Получение волшебного средства

Оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем

Герой вступает в битву с врагом

Это может быть открытый бой — со Змеем Горынычем…

Враг  повержен

Врага не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости

Герой возвращается домой

На ковре-самолете….

Счастливый конец

Пир на весь мир, свадьба, полцарства в придачу

Приложение 2

Волшебная рыбка

В некотором царстве, в подводном государстве жила была маленькая рыбка, по имени Милли.

Да непростая рыбка, у нее был волшебный хвостик. Она им плохих рыб наказывает, хорошим помогает.

Каждый день Милли веселилась со своими друзьями рыбками Никки и Микки. Они пели песни, танцевали, играли в прятки.

Одним прекрасным утром, как обычно Милли поплыла к своим друзьям, чтобы поиграть с ними.

Но на их полянке никто не веселился.  Кругом было много мусора, цветы и водоросли вырваны, а вода была очень мутная.

— Что случилось спросила Милли у своих друзей Никки и Микки? — Кто вас так напугал?

— Это была большая и страшная акула – сказали они. Она поселилась в нашем домике и обещала нас съесть.

— Не волнуйтесь, сказала Милли. Я помогу выгнать ее и рассказала свой план.

Рыбки дождались ночи. И когда акула уснула, Милли подплыла к ней, махнула своим волшебным хвостиком и у акулы исчезли все зубы.

Проснулась акула, выбралась из домика и хотела схватить зубами маленьких рыбешек. Но не смогла, ведь у нее не было зубов. Все рыбки стали над ней смеяться. Без зубов она не страшная.

Заплакала акула. Ей стало стыдно за свое поведение.

— Простите меня- сказала акула. Я больше не буду вас обижать. Верните мне пожалуйста мои зубки.

И рыбкам стало жалко акулу.

— Милли снова махнула своим волшебным хвостом. Появились у акулы зубы. Она поблагодарила всех рыбок и уплыла, и больше никогда не появлялась.

А Милли со своими друзьями стали веселиться как прежде.

Класс: 3

УМК: «Гармония»

Урок: Чтение

Тема: «
Волшебные сказки»

Цели:  сформировать
умение отличать волшебную сказку от остальных видов сказок, повторить понятие
«сказка», группы сказок; развивать творческое мышление учащихся;

Планируемые
результаты:

Предметные:
учащиеся научатся отличать волшебную сказку от других видов сказок; находить в
тексте примеры использования олицетворения, сравнения, анализировать средства
художественной выразительности.

Метапредметные:

Познавательные: развивать умения извлекать информацию из
текста, умения находить ответы на вопросы используя текст произведения; развитие
умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы.

Регулятивные: понимать учебную
задачу, поставленную учителем; учиться самостоятельно оценивать свои мысли и
высказывания.

Коммуникативные: формирование умения работать в группах,
умение слушать и слышать, договариваться.

Личностные: ученик
оценивает и понимает чувства и поступки других; применит знания в совместной
учебной деятельности.

Ход
урока

1.Организационный момент.

− Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на уроке.


Давайте вспомним домашнее задание. (участие детей в игре радиотеатра)

− Вспомните, чему были посвящены наши с вами последние уроки?
(Мы научились пересказывать подробно и выборочно.)

− А какие произведения вы читали? (Мы читали сказки.)

− Вспомните ваши любимые сказки. (Баба Яга, «Падчерица
и  мачехина дочка и т.д.) Дети называют полюбившиеся сказки.

− И сегодня у нас с вами волшебный урок, посвященный сказкам.
Сказки называют «народной мудростью». А.С. Пушкин восклицал: «Что за прелесть
эти сказки!»

− Как вы думаете, почему их так называют?

− Сегодня вы обязательно откроете еще одно новое знание. Как вы
будете это делать? (Выясним, что мы не знаем и сами откроем новое знание.)

− Какой ещё эталон вы видите на доске? (Эталон «Терпение».)

− Что это за качество человека? (…)

− Почему надо быть терпеливым в учебной деятельности? (…)

− Желаю вам
успешной работы!

2. Актуализация знаний и фиксация
затруднения в пробном учебном действии.

− Что вначале необходимо сделать, чтобы работа на уроке была
успешной? (Надо повторить всё, что будет необходимо для открытия нового
знания.)

− Вспомните определение сказки. (Сказка – это произведение,
переходящее из уст в уста, события и герои которого вымышлены.)

− А кто создавал сказки? (Сказка передавалась из уст в уста
народными сказителями.)

− Молодцы! Вспомните, на какие группы условно делятся сказки?
(Они условно делятся на сказки о животных, волшебные сказки и бытовые.)

− Как обычно строится сказка? (Начало – действие – конец.)

− Итак, что вы повторили? (Что такое сказка, как строится сказка,
группы сказок.)

(Работа со сказками, которые учащиеся читали заранее.)

− А теперь
поговорим о сказках, которые вам известны, но задание для вас будет новое.

Задание для
пробного действия
: «Кто лучше всех знает волшебные сказки?»

На доске — названия  сказок:

«Баба Яга»

«Петушок и бобовое зёрнышко»

«Каша из топора»

           «Падчерица и мачехина дочка»

− Подумайте и скажите, какие
из перечисленных сказок относятся к волшебным. Обоснуйте свой ответ, назвав
признаки волшебной сказки.

У вас на парте лежит карточка со
схемой, закрасьте кружочек под тем номером, который соответствует правильному
ответу.

Учащиеся выполняют задание самостоятельно.

− Кто не
нашёл волшебную сказку?

− Что вы не
смогли сделать? (Я не смог найти волшебную сказку.)

− Из тех,
кто нашёл волшебную сказку, поднимите руку, кто может назвать признаки
волшебной сказки?

− Вы
уверены, что можете назвать все основные признаки?

− В чём у
вас затруднение? (Я не уверен, что могу назвать все признаки волшебной сказки.)

3. Выявление места и причины
затруднения.

− Какое
задание вы должны были выполнить?

− Ребята,
почему вы испытали затруднение? (Мы не знаем всех признаков волшебных сказок.)

− Какой шаг
учебной деятельности вы выполнили? (Мы выяснили, что мы не знаем.)

− Что вы
будете делать дальше? (Сами построим новое знание и узнаем признаки волшебной
сказки.)

− Давайте
отдохнем.

Физкультминутка.

4. Построение проекта выхода из
затруднения.

− Какова же цель вашей
дальнейшей деятельности? (Узнать признаки волшебной сказки.)

− Правильно! Вы должны
вывести признаки − волшебной сказки. Как только вы узнаете законы
волшебной сказки, вы сможете дать точный ответ на вопрос пробного задания.

− Сформулируйте тему урока.
(Признаки волшебной сказки.)

− Что из этапа повторения
поможет вам в достижении цели? (Знание определения сказки и видов сказок, как
строится сказка.)

− Определим
план наших действий. Предлагаю вам заполнить таблицу, находящуюся у каждого из
вас на парте.

− Итак, что
должно вам помочь узнать законы волшебной сказки? (Заполнение этой таблицы.)

− Над каким качеством ученика мы сегодня работаем на уроке?
(Терпение в учебной деятельности.)

− Как вы
сейчас будете стараться работать, чтобы проявить это качество? (…)

5.
Реализация построенного проекта

− Волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без
вмешательства то злой, то доброй силы. Ответьте на первый вопрос. (…)

Каждая группа даёт свой ответ.

− Давайте обобщим. Сформулируйте первую особенность волшебной
сказки? (Борьба добра со злом.)

Вывешивается первый признак. Далее, признаки вывешиваются на доску
постепенно (по шагам).

− Ребята, вспомните все сказки, которые вы читали и ответьте на
второй вопрос. («Жили-были…»; «В некотором царстве, в некотором государстве…»)

− Правильно! Как правило, любая сказка начинается с этих слов,
хотя, безусловно, могут быть варианты. Такое начало сказки называется зачином.

− Перед вами на доске зачины из нескольких сказок. Выберите тот,
который подходил бы волшебной сказке .Читаем вслух и отвечаем устно.

− Почему? (Так как из других зачинов становится понятным, что
главными персонажами оказываются животные, следовательно, эти сказки относятся
к группе «сказки о животных»)

− А теперь ответьте на третий вопрос. (У сказки всегда счастливый
конец, например, сказка может закончиться свадьбой главных героев.)

− Сколько и какие части можно выделить в сказке? (…)

− О чём шла речь? (О построении сказки.)

Вывешивается второй признак.

− Ответьте на следующий вопрос. (Зачин, действие, концовка.)

− Вспомните сказки, которые вы читали. Обратили ли вы внимание на
повторы, которые происходят в сказках? (Да.)

− А сколько раз, как правило, повторяется то или иное действие в
сказках? (Три.)

− Верно,
ребята. И сейчас я вам расскажу, откуда взялось это магическое число 3.

− В сказках
встречаются троекратные повторы чего-либо, например, герою надо выполнить три
задачи или герой три раза нарушает какой-либо запрет и т.д. Объяснение этому
следует искать в далеком прошлом. У древнего человека было представление об
одном предмете и о парных: две руки, две ноги, два глаза и т.д. А всё, что было
больше двух, относилось к понятию «много». Таким образом, в далеком прошлом
человек считал: «один, два, много». Следовательно, число «три» значило «много»,
всё, что больше двух.

− Скажите,
вам всё понятно?

− Приведите
примеры троекратного повторения чего-либо в тех сказках, которые вы читали.


Сформулируйте третий признак волшебной сказки. (Волшебные числа. Число 3.)

Вывешивается третий признак.

− Ответьте
на пятый вопрос. (Преодолеть препятствия.)

− Правильно.
А в какой ситуации герой, как правило, преодолевает препятствия? (Путешествуя.)


Действительно, герой отправляется в путь, чтобы достичь какой-то цели. Но по
законам сказки обязательно происходят какие-то события, которые вынуждают героя
оказаться в пути. Вспомните некоторые из таких событий. (Отъезд или смерть
родителей, нарушение запрета, приказ царя и т.д.)

− Ответьте
на шестой вопрос. (Герой отгадывает какие-то загадки, участвует в битве.)

− Правильно.
Каким будет четвёртый признак? (События.)

Вывешивается четвёртый признак.

− Раз мы с
вами говорим о волшебной сказке, значит, и события будут волшебными.

− Итак, мы с
вами выяснили, что волшебной сказку могут сделать чудесные события. А что еще
делает волшебную сказку волшебной?

− Посмотрите
на иллюстрации и ответьте на последний вопрос. (Волшебные существа,
волшебные предметы.)

− Сформулируйте
последний признак волшебной сказки. (Волшебные существа, волшебные предметы.)

Вывешивается пятый признак.

− Приведите
примеры этих волшебных существ или предметов, опираясь на иллюстрации, или
вспомните сами. (Стрела, клубочек, зеркало, золотое блюдечко и наливное
яблочко, гребешок, ковер-самолет, живая и мертвая вода, веретено и т.д.)

− Посмотрите на доску и скажите, что в итоге вы получили?
(Признаки волшебной сказки.)

− Перечислите, опираясь на наш эталон, особенности волшебной
сказки.

− Теперь вы сможете дать полный ответ на вопрос в пробном
действии. Какая из перечисленных сказок является волшебной?

На доске появляются схема с правильным ответом– дети сверяют со своим
ответом.

− Итак,
верный ответ под номером ….. Обоснуйте свой выбор, опираясь на эталон.

6. Первичное закрепление во внешней
речи.

– Ребята, что вы
узнали? (Мы узнали признаки (особенности) волшебных сказок.)

Чтобы закрепить
новое знание, я предлагаю вам потренироваться на  сказке, которую вы читали
дома. Проверка выполнения проводится фронтально.

7.
Самостоятельная работа в группе с самопроверкой по образцу.

– Следующее
упражнение поможет вам проверить, насколько хорошо вы усвоили особенности
волшебной сказки. Дома вы прочитали сказки «Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка» и «Гуси -лебеди.». Текст сказок лежит у вас на партах (по вариантам). У каждого из вас
есть таблица, в левой части которой признаки волшебной сказки, а правая
колонка пустая. Вы должны отметить знаком «+» наличие данного признака в
сказке и, если возможно, подчеркните место в сказке, подтверждающее данный
признак.

После работы
учащиеся сверяют свои ответы с эталоном для самопроверки

− У кого
вызвало затруднение определение, есть ли данный признак в сказке?

− У кого
возникли затруднения при фиксации признаков в тексте?

− У кого
это задание не вызвало затруднений?

8. Включение в систему знаний и
повторение

− Скажите,
ребята, где мы будем применять новые знания? Почему у нас возникла
необходимость изучить данную тему? (Этот материал войдёт в нашу литературную
копилку знаний, мы теперь понимаем, как создается сказка, по каким правилам.)

− Что мы с
вами должны сделать дальше? (Необходимо выполнить задание на повторение уже
изученного, но с включением в него материала сегодняшнего урока.)

− Поэтому я
вам предлагаю творческую работу. Писали ли вы когда-нибудь свои собственные
сказки, стихи, рассказы?


Разделитесь на три группы. Подумайте, о чем может быть ваша собственная
волшебная сказка. Впишите в наш эталон свои примеры. Таким образом, вы
составите схему развития действия вашей будущей сказки. Сначала коллективно
обсудите, что должно быть в сказке, а затем представитель от каждой группы
озвучит то, что вы придумаете вместе. 

9. Рефлексия учебной деятельности.

− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести
итог нашей работы.)

− Что нового вы узнали на
уроке? (Узнали законы, признаки волшебной сказки.)

– Какую цель вы
поставили в начале урока?

− Вы
достигли поставленной цели?

− В чём у
вас было затруднение?

− Как вы
открывали новое знание?

− Что вам помогло
открыть новое знание?

− Вам
помогло сегодня такое качество как терпение?

− На каком
этапе урока это качество вам было необходимо?

– У вас на партах
лежат сигнальные карточки. Зелёная карточка означает положительный ответ,
жёлтая карточка – сомнение, красная карточка – отрицательный ответ. Я вам
сейчас буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия,
сомнения или несогласия.

  • Я
    знаю, что такое сказка.
  • Я
    знаю, законы, по которым строится волшебная сказка.
  • В
    самостоятельной работе у меня всё получилось.
  • Я доволен своей
    работой на уроке.

– Молодцы!

Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожидании
Благополучного конца.
В. Берестов

Я знаю, что у вас впереди ещё
много встреч со сказкой.

Домашнее задание:

Сочините сказку,
запишите ее и оформите своими рисунками. Лучшие работы будут участвовать в
конкурсе «Моя волшебная сказка».

Волшебные сказки     
особенности

− Волшебная сказка не обходится без чудесного
действия, без вмешательства то злой, то доброй силы. Ответьте на первый
вопрос. Какая борьба присутствует в сказках?

(Борьба добра со злом.)

 С каких слов начинается
сказка?

Как правило, любая сказка
начинается с этих слов, хотя, безусловно, могут быть варианты. Такое начало
сказки называется зачином.

(«Жили-были…»; «В некотором царстве, в некотором
государстве…», За тридевять земель, в тридесятом
царстве; жили-были; в стародавние времена, на море, на океяне, на острове
Буяне.
)

— Чем заканчиваются сказки?

-Какими словами?

(У сказки всегда счастливый
конец, например, сказка может закончиться свадьбой главных героев.)

Тут и сказке конец, а кто
слушал – молодец; закатили пир горой, я там был, мёд-пиво пил; Сказка – ложь,
да в неё намёк.

Сколько и какие части можно
выделить в сказке?

. (Зачин, действие, концовка.)


Приведите примеры троекратного повторения чего-либо в тех сказках, которые вы
читали.


Сформулируйте третий признак волшебной сказки.

(Волшебные числа. Число 3.)

−. А в
какой ситуации герой, как правило, преодолевает препятствия?

Преодолеть препятствия.

 Путешествуя.


Действительно, герой отправляется в путь, чтобы достичь какой-то цели. Но по
законам сказки обязательно происходят какие-то события, которые вынуждают
героя оказаться в пути.

 (Отъезд или
смерть родителей, нарушение запрета, приказ царя и т.д.)

. А что еще делает
волшебную сказку волшебной? Что помогает героям в пути:

Волшебные
существа, волшебные предметы. (Стрела, клубочек, зеркало, золотое блюдечко и
наливное яблочко, гребешок, ковер-самолет, живая и мертвая вода, веретено и
т.д.)

Необычные герои. Примеры: баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч,
Серый волк, Царевна — лягушка.

Волшебные предметы. Примеры: скатерть — самобранка, ковёр — самолёт,
избушка на курьих ножках, ступа бабы Яги, наливное яблочко и золотое
блюдечко.

Чудесные превращения. Примеры: Василиса Прекрасная может обернуться
голубкой; бросит через плечо полотенце — и потечёт река; Иван-царевич может
быть оживлён живой и мёртвой водой.

Сказочные
помощники. 
Примеры: Сивка –
бурка, мышка, щука.

Волшебные сказки славянских народов необычайно многочисленны и разнообразны по сюжетам. Они представляют собой особый вид сказок и от других разновидностей этого жанра отличаются своей структурой, характером сюжетов и поэтикой.

Прежде всего в волшебных сказках своеобразно соединяется реальное и фантастическое. Начало сказок, как правило, не содержит в себе ничего необычного. Так, например, сербская сказка «Пещера вил» начинается так: «Жил-был бедняк. Кормился он тем, что ловил в реке рыбу». Но после такого бытового вступления следуют чудеса: поймал он в реке рыбку и отпустил по её просьбе, но за это она пообещала ему, что у него родятся два золоторуких сына. Так и случилось.

Подросли сыновья и отправились счастья искать. Старший убил чудовище, освободил царскую дочь и женился на ней. Да не повезло ему: убила его колдунья. Но младший брат заставил её оживить старшего. Все счастливо стали жить и поживать. 

Действие волшебных сказок происходит в неопределённом месте и в неопределённое время: давным-давно или когда-то, в неведомом царстве, в тридесятом государстве. Героям приходится спускаться в подземное и подводное царства, проходить через медное, серебряное и золотое царства.

Волк с железной головой

Для волшебных сказок характерна сюжетность с развитой цепью приключений, острой конфликтностью невероятными происшествиями. Для них свойственны определённого рода сюжетные мотивы: неожиданные встречи с чудовищами и колдунами, как в сербской сказке «Волк с железной головой»: «Жил на свете пастух. Однажды пас он, как вдруг вышел из лесу волк с железной головой и говорит…»

Герой волшебной сказки нередко приобретает чудесных помощников (волка, коня, змею, собаку), добывает себе или королю невесту, причём обычно должен узнать её среди многих других девушек, как в сербской сказке «Девушка-лебедь» или как в чешской сказке «Золотоволоска». В последней характерный чешский сказочный герой Йиржик по поручению короля угадывает нужную девушку из двенадцати сестёр, но сказка заканчивается тем, что женится на ней не король, а Йиржик. Невесту обычно похищают злые существа, чудовища, и герой отправляется на её поиски, во время которых ему приходится преодолевать множество трудных препятствий, бежать от чудовища или колдуньи, которых он всё-таки побеждает.

Особенности волшебных сказок
Б.В.Зворыкин «Смертный бой со змеем трёхглавым». Открытка. М., 1916 г.

Но наиболее типичный сказочный мотив — героический: отважный, умный и честный юноша, защищая других или отыскивая себе невесту, побеждает дракона, змея, колдуна. Нередко сказка содержит в себе несколько подобных мотивов. 

Композиция волшебных сказок значительно сложнее, нежели композиция сказок о животных и социально-бытовых. Их сюжеты строятся на цепи приключений, преодолении героем препятствий, решении трудных задач, сражении с чудовищами, в чём ему помогают чудесные помощники — змейка, рыбка, волк, конь. Есть у героя и волшебная палка, избивающая по его просьбе врагов, шапка-неведимка, скрывающая его в опасный момент. Когда он убегает от преследователей, то бросает гребешок — и позади него вырастает лес, бросает полотенце — и за ним появляется река. Помогает героям и живая вода, которая воскрешает героя или его невесту.

Для развития действия в волшебных сказках характерна троичность эпизодов: три раза бьётся герой с трёхглавым змеем; три раза бьётся герой с трёхглавым змеем; три раза сторожат братья сад от Жар-птицы. 

Волшебные сказки
Невеста — змейка

В словацкой сказке «Пастух Янко и прекрасная змейка» король даёт герою три трудные задачи: всего в один день засыпать землёй пруд, засадить место виноградной лозой и утром принести королю две виноградные кисти и две кружки вина; затем срыть высокую скалу, на её месте посеять пшеницу, собрать урожай, обмолотить и смолоть, напечь пирогов; потом из двух виноградин и двух пшеничных зёрен приготовить вино и испечь хлеб на 15 человек. Всё это выполняет герой при помощи своей невесты змейки, дочери старого волшебника — змея.

Девушка - лебедь
Аринушкин Андрей. Девушка-лебедь

В сербской сказке «Девушка — лебедь» три раза царевич ездит на охоту и три раза его жена-лебедь просит царицу дать ей её рубашку, на третий раз получает её, надевает и, превратившись в лебедя, улетает. В сербской сказке «Водяной» водяной три раза переносит сонного мальчика из чертога в чертог: из хрустального — в серебряный, из серебряного — в золотой.

volshebnoe kolco

Примером приключенческой структуры волшебной сказки может быть словенская сказка «Железный перстень». Жили бедная женщина и сын. Подрос сын и пошёл искать работу, чтобы кормить и себя и мать. Поступил на службу к богатому крестьянину и, получив за работу три крейцера, отправился искать по свету счастья. Случилось ему выкупить на эти деньги собаку, кошку и змейку, которых хотели убить или утопить злые люди. Змейка оказалась дочерью волшебника и дала ему перстень: у которого он был, желания того непременно исполнялись. 

Явился герой во дворец и объявил королю, что хочет жениться на его дочери. Но король поставил перед ним сложные задачи и только при условии, если юноша их выполнит, отдаст за него дочь. При помощи волшебного перстня герой их выполнил и женился на королевне. Но она оказалась коварной: она любила королевича из соседнего царства, сумела выкрасть перстень, а когда хотела отдать его своему любимому, то потеряла его. При помощи своих друзей — спасённых им животных — герой сказки находит перстень и добивается того, что королевна и королевич стали жить в бедной хижине, а он с матерью и своими помощниками — в чудесном дворце. Эта сказка — пример произведения приключенческого типа. В ней одно событие цепляется за другое; оканчивается всё благополучно: победой героя над всеми своими противниками. И это основное в сказках. Что касается событий между началом и концом, то они могут быть многоэпизодными, цепь приключений героя может быть увеличена.

Для структуры волшебных сказок характерно наличие в них определённых начал, зачинов. Кроме обычного для всех типов сказок начала «жил-был», «жила-была», свойственного славянским сказкам, для русских сказок характерны зачины типа: «В некотором царстве, в некотором государстве». В словацких сказках нередко начало: «Близко ли, далеко ли, только было точь-в-точь, как я говорю».

Иногда в волшебные сказки вводятся песенки. Так, в сказке о мачехе и падчерице у словаков петух объявляет песенками о приходе падчерицы и дочери мачехи; в сказке «Ручная мельница» герой приказывает чудесной мельнице, из которой появляются стол, кушанья и напитки:

Мельница крутись,

Столик, появись,

Скатерть, расстелись, —

Дайте выпить-закусить!

Что касается концовок сказок, то они довольно сходны у всех славянских народов. В польских, русских, белорусских, украинских обычно заключение: «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, в рот не попало».

В конце сказок чаще всего говорится о счастье героев, благополучии и богатстве, которых они достигли. Мать и дочь в словацкой сказке «За золотым яблочком» «стали жить припеваючи»; в сказке «Заколдованный лес» братья в конце концов между собой примирились и «жили дружно и счастливо»; герой сербской сказки «Волк с железной головой» «с тех пор зажил весело и счастливо со своей молодой женой»; герои сказки «Девушка-лебедь» после всех приключений «жили они потом в своём царстве долго и счастливо». Нередко сказка кончается пиром, как болгарская «Девушка из глины»:»Большое веселье началось во дворце и во всём царстве и продолжалось три дня и три ночи»; или словацкая «Ручная мельница»: «И был опять пир на весь мир». Весьма часто герой получает в награду царство вместе с царской дочерью. В сербской сказке «Пещера вил» царём становится сын рыбака. Такой конец часто встречается и в болгарских сказках. Во многих словацких сказках («Оленёнок, «Лесник Янко и три собаки», «Грязнуха вечный — житель запечный», «Весёлая скрипка») постоянно употребляется такого рода концовка: «Зажили они счастливо и живут счастливо до сих пор, коли не померли».



Читать похожие статьи:

skazki sela fedoskino

СЛАВЯНСКИЕ СКАЗКИ Славянские сказки весьма разнообразны по типам и богаты по сюжетам. Они, с одной стороны, имеют в своём составе международные сюжеты, такие, какие есть в сказках многих народов, а с другой — сюжеты, свойственные только славянским сказкам или сказкам лишь определённого славянского народа…

3

ГЕРОИ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК Героем
волшебных сказок славянских народов, как правило, является обычный
человек, не обладающий особыми качествами. Он достигает своей цели лишь
благодаря отваге, честности и доброте. Но есть в славянских сказках и
герои-силачи, как например, чешский или сербский Валибук, белорусский
Вярнидуб…

6

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА (СКАЗКА С КАРТИНКАМИ) В некотором
царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына.
Выросли сыновья: и красавцы, и удальцы, каких ещё свет не видывал. Решил
царь их женить.
Дал им луки и
стрелы и сказал: «Возьмите каждый по стреле, выйдете в чисто поле и
стреляйте. На чей двор стрелы упадут, там ищите и невест ваших».
 

  • Прижавшись как пишется правильно
  • Призвание или призванье как пишется
  • Прижигать как пишется правильно
  • Призадуматься о жизни как пишется
  • Призадуматься кое над чем как пишется