Признаки волшебной сказки финист ясный сокол

Автор на чтение 9 мин. просмотров 22 опубликовано 19.03.2021 русская народная сказка финист ясный сокол в обработке а. платонова

На чтение 9 мин. Просмотров 22 Опубликовано

Русская народная сказка «Финист — ясный сокол» в обработке А. Платонова Жанр: волшебная народная сказкаГлавные герои сказки «Финист — ясный сокол» и их характеристика 

  1. Марьюшка, девушка красавица, младшая дочь крестьянина. Бесстрашная, верная, любящая. Добрая и работящая.
  2. Финист — ясный сокол. Превращался в доброго молодца. Большую часть сказки спал одурманенный царицей.
  3. Царица — злая и коварная, хотела силой удержать Финиста, но продавала его Марьюшке за золотые и серебряные вещи.
  4. Крестьянин, отец Марьюшки
  5. Старшие дочери, завистливые и некрасивые
  6. Баба Яга — три сестры, добрые, но очень страшные

План пересказа сказки «Финист — ясный сокол»

  1. Марьюшка ведет хозяйство
  2. Подарки дочерям
  3. Перо Финиста — ясного сокола
  4. Зависть сестер
  5. Марьюшка идет на поиски
  6. Баба-яга, блюдце и яичко
  7. Баба-яга, пальцы и иголка
  8. Баба-яга, веретено и донце
  9. Помощь серого волка
  10. Первая ночь с Финистом
  11. Вторая ночь с Финистом
  12. Пробуждение Финиста
  13. Свадьба

Кратчайшее содержание сказки «Финист — ясный сокол» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Было у крестьянина три дочери, старшие жадные и завистливые, младшая, Марьюшка — добрая и работящая
  2. Подарил крестьянин Марьюшке перо Финиста, а сестры ножи в окно воткнули и улетел Финист в дальние края.
  3. Пошла Марьюшка Финиста искать, три пары сапог железных сносила, у трех баб-яг была, три подарка получила.
  4. Нанялась Марьюшка к царице работать, а та подарки волшебные продать просит.
  5. Отдавала Марьюшка подарки за право взглянуть на Финиста, но тот спал и не просыпался, пока не заплакала Марьюшка.
  6. Не хотела царица Финиста отпускать, но князья и купцы решили, что жена Финиста Марьюшка.

Главная мысль сказки «Финист — ясный сокол» Любовь не купишь и не продашь.Чему учит сказка «Финист — ясный сокол» Эта сказка учит нас быть добрыми, трудолюбивыми, настойчивыми. Учит хранить верность в любви и не останавливаться перед преградами на пути к своей цели. Учит тому, что нельзя торговать любимым человеком, учит тому, что добро и любовь всегда будут вознаграждены по заслугам.Отзыв на сказку «Финист — ясный сокол» Очень красивая и интересная история о любви, полная волшебства. Мне очень нравится главная героиня этой сказки — Марьюшка. Веселая и добрая девушка, она полюбила доброго молодца Финиста и смогла пройти очень сложный путь, но вернуть себе Финиста. В сказке много волшебных превращений, в ней действуют добрые и злые герои, но заканчивается она очень хорошо. И именно поэтому мне так нравится эта сказка.Пословицы к сказке «Финист — ясный сокол» Дорогу осилит идущий. Любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет. В лихости и в зависти нет ни прока, ни радости.Краткое содержание, пересказ сказки «Финист — ясный сокол» Умерла у крестьянина жена и остался он один с тремя дочерьми. Хотел работницу нанять, но младшая дочь Марьюшка сказала, что и сама с хозяйством справится. Была Марьюшка добрая и работящая, настоящая красавица, а сестры были злые и завистливые. Вот поехал крестьянин в город, сестры полушалок просят, Марьюшка — перо Финиста. Привез отце подарки старшим дочерям, младшей перышко не достал. Во второй раз в город поехал. Старшие сапожки просят, младшая снова перо Финиста. И снова не смог найти отец подарка. В третий раз едет, встречает старика, а тот и отдает ему перо Финиста — ясного сокола. Сестры на Марьюшкой смеялись, а она ночью взяла перо, да приказала явится перед ней Финисту -ясному соколу. И тут же Финист явился и добрым молодцом стал. Три ночи так Марьюшка к себе Финиста зазывала. А потом сестры заподозрили неладное, на окно ножей острых воткнули. Бился о ножи Финист, всю грудь изранил. Улетел, но сказал, что найти его будет трудно. Проснулась Марьюшка, услышала те слова, заплакала, и к отцу пошла. Сказала, что уходит, заказала три пары башмаков железных, три колпака и три посоха и пошла в дальний путь. Долго ли шла, коротко ли, износила одни башмаки, стерла посох. Видит избушка на курьих ножках. Зашла в нее Марьюшка, а там баба-яга сидит, на русский дух жалуется. Сказала двушка, что Финиста — ясного сокола ищет. Баба-яга сказала, что опоила Финиста царица, женихом сделала. Дала Марьюшке серебряное блюдце и золотое яичко и отправила в тридевятое царство. Идет Марьюшка через лес, а тут кот выскакивает, предупреждает, что дальше еще страшнее будет. Пришла Марьюшка к еще одной избушке на курьих ножках, с черепами на тыне. А там другая баба-яга, сестра прежней. Дала она Марьюшке серебряные пяльцы и золотую иголку и тоже не продавать их наказывала. Пошла Марбьюшка дальше. Собака бежит, предупреждает, что страшно будет. Сносила Марьюшка уже третьи башмаки, до третьей избушки дошла. А там еще более старая и страшная баба. Дала она Марьюшке серебряное донце и золотое веретенце и опять не продавать наказала. Теперь уже волк навстречу. Посадил Марьюшку, до царства нужного довез. Нанялась Марьюшка к царице в работницы. Днем работает, ночью ей блюдце и яичко Финиста показывают. Узнала про то царица, продать просит блюдце с яичком. А Марьюшка просит Финиста показать. Согласилась царица, привела Марьюшку к Финисту. Спит Финист -ясный сокол непробудным сном, не дозвалась его Марьюшка. Опять работает Марьюшка, а серебряные пяльцы и золотая иголочка вышивают. Снова просит царица продать пяльцы и иголочку, а Марьюшка Финиста показать требует. Опять привела царица Марьюшку к Финисту. Но спит Финист, не просыпается. Достала Марьюшка серебряное донце и золотое веретенце и снова история повторяется. Только на этот раз заплакала Марьюшка, упала ее слеза на плечо Финиста и проснулся тот. Увидел Марьющшку, обрадовался, хотел домой ехать. А царица подговорила князей и купцов схватить Финиста и казнить. Да только Финист их спрашивает, кто человеку жена настоящая, та которая обманывает, или та, которая крепко любит. Согласились все, что Марьюшка настоящая жена Финиста и уехали они с Финистом и стали жить, да добро наживать.Признаки волшебной сказки

  1. Троекратные повторы: три раза ездил крестьянин в город, три бабы-яги встретила Марьюшка, три подарка получила, три ночи будила Финиста.
  2. Волшебные превращение — Финист превращался в птицу и в человека
  3. Волшебные существа — баба-яга, серый волк
  4. Волшебные предметы — пяльцы, иголка, веретено, яичко, донце

Рисунки и иллюстрации к сказке «Финист — ясный сокол»

Жил один крестьянин, и вскоре овдовел он. Осталось у него три дочери. Хозяйство было у мужика огромное, и надумал он взять в помощницы работницу. Однако,  Марьюшка  отговорила его, сказав, что будет помогать ему во всем. Вот трудится она от зари до зари, а сестры ее лишь наряжаются и веселятся. 

Вот поехал отец в город и интересуется у дочек, что им привезти. Старшая да средняя просят наряды и безделушки разные, только Марьюшке нужно было перышко от Финиста — ясного сокола.

По дороге домой встретил он странного старичка, который и подарил ему заветное перышко.

Привез крестьянин подарки домой, девушки радуются и над сестренкой подсмеиваются.

Вот легли все спать, а она взяла перышко и промолвила волшебные слова. С тех пор являлся к ней жених ночью, а утром превращался в птицу вновь. Завистливые сестры выследили ее и устроили ловушку соколу. Поранился он об острые ножи,  никак не мог прорваться к девушке. Тогда он сказал, что будет она его долго искать, износив не одну пару обуви.

Отправилась Марьюшка в путь.  Шла, шла она и встретилась ей избушка, в которой жила баба-яга. Она то и рассказала ей о том, что ее жениха околдовала злая волшебница, превратила его в птицу и сделала своим супругом насильно. Подарила девушке старуха блюдце и золотое яичко и отправила ее в далекое царство. Так же посоветовала она ей, чтобы Марюшка нанялась работать к царице, и когда она закончит все дела, стала бы катать яичко по блюдечку. И если ее попросят продать это чудо, не соглашаться.

Когда девушка шла по дремучему лесу, все звери лесные ей помогали добраться. А серый волк даже домчал ее до великолепного терема. Здесь она пошла, трудиться к правительнице.

За ее вещи, которые ей подарили старухи, она смотрела на своего суженого. Но ей пришлось делать это ночью, когда он крепко спал, и его невозможно было разбудить. И вот осталось у нее только донце и веретенце, и их она отдала за встречу с женихом. Только не просыпается Финист — ясный сокол. Зарыдала тут девушка, и одна слеза упала на него. Проснулся ее возлюбленный.  Но не хочет отдавать колдунья Финиста — ясного сокола. Тогда он при всех подданных спросил, может ли настоящая супруга лгать? Тут все поняли, что ему в жены годится Марьюшка.

Поженились они и стали жить счастливо.

Произведение учит нас тому, что каждый из нас может сам сделать себя счастливым, добиваясь трудом упорством и любовью к людям.

Оцените произведение: Голосов: 263

Читать краткое содержание Финист — ясный сокол. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Картинка или рисунок Финист — ясный сокол

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Твардовский По праву памяти

    Произведение А.Т. Твардовского «По праву памяти» является автобиографией, в которой поэт описывает не только свою трагичную жизнь, но и жизнь всех людей, пострадавших от репрессий жестокого тирана.

  • Краткое содержание Королёк — птичка певчая Гюнтекин по частям

    Девочка Феридэ счастливо жила с родителями в военном гарнизоне, ее папа был кадровым офицером. Малышка жила беззаботно, дралась с мальчишками, прыгала по деревьям, за что получила прозвище Птичка-королек.

  • Краткое содержание Принц и нищий Марк Твен

    В романе рассказывается про двух личностей, одна из которых – принц, а другая – нищий. Пути обоих мальчиков пересекаются, и они меняются как бы своими именами и положениями в обществе

  • Краткое содержание Куприн Суламифь

    В начале автор повествует о времени правления Соломона, о его жизни. Сорока пяти летний царь Персии был необыкновенно мудр и красив, щедр и богат. У Соломона было много женщин, только жён в гареме семьсот человек. А ещё наложницы

  • Краткое содержание Лесков Кадетский монастырь

    Рассказчик пишет о том, что он намерен доказать существование праведников на Руси. Причем, по его мнению, такие люди встречаются даже в местах, которые не располагают к честности и принципиальности.

Используемые источники:

  • http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/05/blog-post_27.html
  • http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/5-6-predlzhenij/finist-yasnyj-sokol-skazka

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПрезентация СИМВОЛИКА ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ «ФИНИСТ ЯСНЫЙ – СОКОЛ» 5 класс

Признаки волшебной сказки финист ясный сокол

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Признаки волшебной сказки финист ясный сокол

  • 2 слайд

    РАЗМИНКА

    Описание слайда:

    РАЗМИНКА

  • 3 слайд

    Героиня какой сказки принесла хозяевам драгоценный предмет, но они не сумели

    Описание слайда:

    Героиня какой сказки принесла
    хозяевам драгоценный предмет,
    но они не сумели его сберечь?
    Курочка ряба

  • 4 слайд

    В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и об

    Описание слайда:

    В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено
    и жестоко наказано?
    «Волк и семеро козлят»

  • 5 слайд

    Волшебный предмет. Если это покатать по блюдечку, то можно увидеть разные гор

    Описание слайда:

    Волшебный предмет. Если это покатать по блюдечку, то можно увидеть разные города, леса, моря, горы. А можно им отравить царевну. 
    Яблоко

  • 6 слайд

    СИМВОЛИКА ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ «ФИНИСТ ЯСНЫЙ – СОКОЛ»Сказка ложь,да в ней наме

    Описание слайда:

    СИМВОЛИКА
    ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ
    «ФИНИСТ
    ЯСНЫЙ – СОКОЛ»
    Сказка ложь,
    да в ней намек —
    добрым молодцам — урок.
    Пусть намеков в сказке много,
    Не судите ее строго.
    Сказка учит всех людей
    Быть мудрее и добрей.
    Сказка — не обман, а тайна,
    Не напутайте случайно.
    Сказка – кладезь, ясный свет,
    На любой вопрос ответ.
    Добрый молодец, давай,
    Книгу сказок открывай!
    Ты получишь наслажденье
    За волшебным этим чтеньем!

  • 7 слайд

    АРТИКУЛЯЦИОННАЯ РАЗМИНКАЛетят три пичужки через три пусты избушки.Какие рабоч

    Описание слайда:

    АРТИКУЛЯЦИОННАЯ РАЗМИНКА
    Летят три пичужки через три пусты избушки.
    Какие рабочие звуки вы слышите в скороговорке?
    [З С Ш]
    Как вы думаете, почему мы сегодня взяли именно эту скороговорку? Как она связана с нашей темой?
    В волшебной сказке существует магическое число 3, многие события происходят по 3 раза, герои предпринимают по 3 попытки. В скороговорке встретилось число 3

  • 8 слайд

    Однажды купец пошел на рынок и спросил своих трех дочерей, какие подарки они

    Описание слайда:

    Однажды купец пошел на рынок и спросил своих трех дочерей, какие подарки они бы хотели. Две старшие дочери попросили новые шарфы и украшения, в то время как добрая и скромная дочь по имени
    Мария попросила его принести
    перо Финиста сокола.
    Торговец в конце концов выполнил все их желания, и в комнате младшей дочери перо
    волшебным образом превратилось в прекрасного принца, и они влюбились друг в друга.

  • 9 слайд

    Он приходил к ней каждый вечер и вылетал из окна после каждой встречи. Но одн

    Описание слайда:

    Он приходил к ней каждый вечер и вылетал из окна после каждой встречи. Но однажды ее ревнивые сестры увидели его и вонзили острые ножи и шипы в оконную раму. Марья спала и ничего не слышала. Финист повредил крылья, не мог прийти в свою комнату и должен был улететь далеко в другое королевство. Марья плакала
    и решила найти его. Три
    добрые старушки помогли
    ей и дали ей серебряную
    тарелку, золотое яйцо,
    золотую иглу, но
    предупредили, чтобы она
    не продавала эти подарки.

  • 10 слайд

    Мария пришла во дворец принцессы, где услышала, что Финист жив. Эта принцесса

    Описание слайда:

    Мария пришла во дворец принцессы, где услышала, что Финист жив. Эта принцесса хотела, чтобы он женился на ней. Днем Марья начала работать во дворце, а ночью играла с подарками от старушек. Принцесса хотела их купить, но Марья отказалась продавать. Вместо этого она предложила их принцессе в обмен на свидание с Финистом ночью.
    Хитрая принцесса согласилась, но добавила немного снотворного в еду Фениста.

  • 11 слайд

    Марья трижды приходила к Финисту, пытаясь разбудить его. Ей это удалось тольк

    Описание слайда:

    Марья трижды приходила к Финисту, пытаясь разбудить его. Ей это удалось только в третий раз, когда ее слеза упала на его щеку и обожгла его.
    Они обнялись и поцеловали друг друга, и покинули дворец. Они вернулись в ее родной город, простили сестер Марии и поженились.

  • 12 слайд

    Какие события повторялись в сказке о Финисте по 3 раза?

    Описание слайда:

    Какие события повторялись
    в сказке о Финисте по 3 раза?

  • 13 слайд

    Упала Марьюшкина слеза на голое плечо Финиста — ясна сокола и обожгла. Очнулс

    Описание слайда:

    Упала Марьюшкина слеза на голое плечо Финиста — ясна сокола и обожгла. Очнулся Финист — ясный сокол, осмотрелся и видит Марьюшку. Обнял ее, поцеловал:
    — Неужели это ты, Марьюшка! Трое башмаков износила, трое посохов железных изломала, трое колпаков железных поистрепала и меня нашла? Поедем же теперь на родину.
    Стали они домой собираться, а царица увидела и приказала в трубы трубить, об измене своего мужа оповестить.
    Собрались князья да купцы, стали совет держать, как Финиста — ясна сокола наказать.
    Тогда Финист — ясный сокол говорит:
    — Которая, по-вашему, настоящая жена: та ли, что крепко любит, или та, что продает да обманывает?
    Согласились все, что жена Финиста — ясна сокола — Марьюшка.
    И стали они жить-поживать да добра наживать. Поехали в свое государство, пир собрали, в трубы затрубили, в пушки запалили, и был пир такой, что и теперь помнят.
    Какие эмоции вы ощущаете?
    Чем вызваны эмоции?

  • 14 слайд

    ЧТО ТАКОЕ СИМВОЛ? Символ – это знак, который изображает, олицетворяет что-либ

    Описание слайда:

    ЧТО ТАКОЕ СИМВОЛ?
    Символ – это знак, который изображает, олицетворяет что-либо, какую-то идею, объект, животное, признак.
    Символика – совокупность символов.
    Какие ещё символы
    вы знаете?

  • 15 слайд

    С какими символами мы сталкиваемся в волшебной сказке «Пёрышко Финиста Яс

    Описание слайда:

    С какими символами мы сталкиваемся в волшебной сказке «Пёрышко Финиста Ясна-сокола»?
    Что они обозначают?
    Для большинства волшебных сказок символы общие и не обязательно рассматривать каждую сказку отдельно. Важно понять принцип: сказочные символы отсылают нас к глубокой древности, они значимы
    для всех людей.

  • 16 слайд

    ОБРАТИМСЯ К НАЧАЛУ СКАЗКИ. КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКОЙ ПРЕДМЕТ БУДЕТ ИМЕТЬ СИМВОЛИЧ

    Описание слайда:

    ОБРАТИМСЯ К НАЧАЛУ СКАЗКИ. КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКОЙ ПРЕДМЕТ БУДЕТ ИМЕТЬ СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ?
    Первый символ – это
    пёрышко Финиста
    Ясна – сокола.
    ЧТО ЖЕ СИМВОЛИЗИРУЕТ ПЁРЫШКО?

  • 17 слайд

    А алмазная булавка в косе Марьюшки? «Три пары башмаков железных», «три посох

    Описание слайда:

    А алмазная булавка
    в косе Марьюшки?
    «Три пары башмаков железных», «три посоха чугунных»,
    «три хлеба каменных»?

  • 18 слайд

    ВСПОМНИМ ЭПИЗОД, КОГДА КРАСНА ДЕВИЦА СУМЕЛА РАЗБУДИТЬ ФИНИСТАВечером прилетел

    Описание слайда:

    ВСПОМНИМ ЭПИЗОД, КОГДА КРАСНА ДЕВИЦА СУМЕЛА РАЗБУДИТЬ ФИНИСТА
    Вечером прилетел Финист ясный сокол; жена опоила его сонным зельем, уложила спать и посылает работницу мух отгонять. Вот красная девица мух отгоняет, а сама слезно причитывает: «Проснись-пробудись, Финист ясный сокол! Я, красна девица, к тебе пришла; три чугунных посоха изломала, три пары
    железных башмаков истоптала, три каменных просвиры изглодала — все тебя, милого, искала!» А Финист ясный сокол крепко спит, ничего не чует.
    Долго она плакала, долго будила его; вдруг упала ему на щеку слеза красной девицы, и он в ту ж минуту проснулся: «Ах, — говорит, — что-то меня обожгло!» 

  • 19 слайд

    ПОЧЕМУ ЖЕ В РУССКОЙ СКАЗКЕ НЕДОСТАТОЧНО ОКАЗАЛОСЬ ПОЦЕЛУЕВ, ЧТОБЫ РАЗБУДИ

    Описание слайда:

    ПОЧЕМУ ЖЕ В РУССКОЙ СКАЗКЕ НЕДОСТАТОЧНО ОКАЗАЛОСЬ ПОЦЕЛУЕВ, ЧТОБЫ РАЗБУДИТЬ ЛЮБИМОГО?. ПОЧЕМУ РАЗБУДИТЬ ЕГО СМОГЛА ТОЛЬКО «ГОРЮЧАЯ СЛЕЗА»? КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ?
    Настоящая любовь, горячая и самоотверженная способна сотворить чудеса.

  • 20 слайд

    ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ Сказка учит нас тому, что зависть до добра не доведет. Так же м

    Описание слайда:

    ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ
    Сказка учит нас тому, что зависть до добра не доведет. Так же мы черпаем из сказки мысль о том, что своей цели надо всегда добиваться.
    За свою любовь нужно бороться до конца, не замечать преград на своем пути, не отступать и поддаваться страху.
    Любовь не купишь за деньги, она не продается. Только верное сердце заслуживает настоящей любви.

  • 21 слайд

    Сказки – это отражение духа народа. Средоточие его ценностей. Русская сказка

    Описание слайда:

    Сказки – это отражение духа народа. Средоточие его ценностей. Русская сказка
    очень ценит любовь и верность, но важнее даже любви оказывается способность человека страдать, рождающая «горючие слёзы».
    Символы русской народной сказки помогают нам понять, какие качества человека являются наиболее ценными в народном сознании.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

В презентации рассматривается вопрос символики русских народных сказок на примере волшебной сказки «ФИНИСТ ЯСНЫЙ СОКОЛ». Работа на уроке начинается с повторения (небольшой тест). Учащиеся учатся анализировать, рассуждать. Анализируя сказку, мы начинаем, пожалуй, впервые задумываемся, что волшебная сказка – это не только увлекательная история, но и своеобразный привет из прошлого, рассказ о том, как жили и во что верили наши предки, какие обряды формировали их жизнь . Символы русской народной сказки помогают нам понять, какие качества человека являются наиболее ценными в народном сознании.В основе презентации лежит урок Матвеевой Оксаны Михайловны, г. Благовещенск.

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Ипполитова Н.А. и др. / Под ред. Чертова В.Ф.

Тема:
Русские народные сказки

Похожие материалы

  • Статья «Нестандартные приемы начала урока как средство создания устойчивой мотивации на уроках русского языка и литературы»

  • Выступление на педагогических чтениях «Истоки духовного мужества»

  • Урок литературы в 5 классе на тему «В. Астафьев » Васюткино озеро» Пучкова Наталья Александровна МОУ СОШ имени И. И. Пушанина с. Пушанина Пензенской области Белинского района

  • М.Ю. Лермонтов. Особенности поэтического мира. Глубина философской проблематики и драматизм звуча¬ния лирики М.Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества, неразде¬ленной любви в лермонтовской поэзии. 10 класс

  • Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». 10 класс

  • «Я думал стихами…» Тема призвания поэта в лирике Пушкина. 10 класс

  • Обращение к вечным вопросам че¬ловеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина (сущность по¬этического творчества, свобода художника, тайны природы и др.).

  • Обращение к вечным вопросам че¬ловеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина (сущность по¬этического творчества, свобода художника, тайны природы и др.). 10 класс

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5437095 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Источники финансов»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: Теория и методика преподавания в образовательной организации»


Признаки волшебной сказки финист ясный сокол


РАЗМИНКА

РАЗМИНКА


Героиня какой сказки принесла хозяевам драгоценный предмет, но они не сумели его сберечь? Курочка ряба

Героиня какой сказки принесла

хозяевам драгоценный предмет,

но они не сумели его сберечь?

Курочка ряба


В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано? «Волк и семеро козлят»

В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено

и жестоко наказано?

«Волк и семеро козлят»


Волшебный предмет. Если это покатать по блюдечку, то можно увидеть разные города, леса, моря, горы. А можно им отравить царевну.  Яблоко

Волшебный предмет. Если это покатать по блюдечку, то можно увидеть разные города, леса, моря, горы. А можно им отравить царевну. 

Яблоко


Сказка  ложь, да в ней намек — добрым молодцам — урок. Пусть намеков в  сказке  много, Не судите ее строго. Сказка  учит всех людей Быть мудрее и добрей. Сказка  — не обман, а тайна, Не напутайте случайно. Сказка  – кладезь, ясный свет, На любой вопрос ответ. Добрый молодец, давай, Книгу сказок открывай! Ты получишь наслажденье За волшебным этим чтеньем! СИМВОЛИКА ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ «ФИНИСТ ЯСНЫЙ – СОКОЛ»

Сказка  ложь, да в ней намек — добрым молодцам — урок.

Пусть намеков в  сказке  много, Не судите ее строго.

Сказка  учит всех людей Быть мудрее и добрей. Сказка  — не обман, а тайна, Не напутайте случайно.

Сказка  – кладезь, ясный свет, На любой вопрос ответ. Добрый молодец, давай, Книгу сказок открывай!

Ты получишь наслажденье За волшебным этим чтеньем!

СИМВОЛИКА

ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ

«ФИНИСТ

ЯСНЫЙ – СОКОЛ»


АРТИКУЛЯЦИОННАЯ РАЗМИНКА Летят три пичужки через три пусты избушки. Какие рабочие звуки вы слышите в скороговорке? [З С Ш] Как вы думаете, почему мы сегодня взяли именно эту скороговорку? Как она связана с нашей темой? В волшебной сказке существует магическое число 3, многие события происходят по 3 раза, герои предпринимают по 3 попытки. В скороговорке встретилось число 3

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ РАЗМИНКА

Летят три пичужки через три пусты избушки.

Какие рабочие звуки вы слышите в скороговорке?

[З С Ш]

Как вы думаете, почему мы сегодня взяли именно эту скороговорку? Как она связана с нашей темой?

В волшебной сказке существует магическое число 3, многие события происходят по 3 раза, герои предпринимают по 3 попытки. В скороговорке встретилось число 3


Однажды купец пошел на рынок и спросил своих трех дочерей, какие подарки они бы хотели. Две старшие дочери попросили новые шарфы и украшения, в то время как добрая и скромная дочь по имени Мария попросила его принести перо Финиста сокола. Торговец в конце концов выполнил все их желания, и в комнате младшей дочери перо волшебным образом превратилось в прекрасного принца, и они влюбились друг в друга.

Однажды купец пошел на рынок и спросил своих трех дочерей, какие подарки они бы хотели. Две старшие дочери попросили новые шарфы и украшения, в то время как добрая и скромная дочь по имени

Мария попросила его принести

перо Финиста сокола.

Торговец в конце концов выполнил все их желания, и в комнате младшей дочери перо

волшебным образом превратилось в прекрасного принца, и они влюбились друг в друга.


Он приходил к ней каждый вечер и вылетал из окна после каждой встречи. Но однажды ее ревнивые сестры увидели его и вонзили острые ножи и шипы в оконную раму. Марья спала и ничего не слышала. Финист повредил крылья, не мог прийти в свою комнату и должен был улететь далеко в другое королевство. Марья плакала и решила найти его. Три добрые старушки помогли ей и дали ей серебряную тарелку, золотое яйцо, золотую иглу, но предупредили, чтобы она не продавала эти подарки.

Он приходил к ней каждый вечер и вылетал из окна после каждой встречи. Но однажды ее ревнивые сестры увидели его и вонзили острые ножи и шипы в оконную раму. Марья спала и ничего не слышала. Финист повредил крылья, не мог прийти в свою комнату и должен был улететь далеко в другое королевство. Марья плакала

и решила найти его. Три

добрые старушки помогли

ей и дали ей серебряную

тарелку, золотое яйцо,

золотую иглу, но

предупредили, чтобы она

не продавала эти подарки.


Мария пришла во дворец принцессы, где услышала, что Финист жив. Эта принцесса хотела, чтобы он женился на ней. Днем Марья начала работать во дворце, а ночью играла с подарками от старушек. Принцесса хотела их купить, но Марья отказалась продавать. Вместо этого она предложила их принцессе в обмен на свидание с Финистом ночью. Хитрая принцесса согласилась, но добавила немного снотворного в еду Фениста.

Мария пришла во дворец принцессы, где услышала, что Финист жив. Эта принцесса хотела, чтобы он женился на ней. Днем Марья начала работать во дворце, а ночью играла с подарками от старушек. Принцесса хотела их купить, но Марья отказалась продавать. Вместо этого она предложила их принцессе в обмен на свидание с Финистом ночью.

Хитрая принцесса согласилась, но добавила немного снотворного в еду Фениста.


Марья трижды приходила к Финисту, пытаясь разбудить его. Ей это удалось только в третий раз, когда ее слеза упала на его щеку и обожгла его. Они обнялись и поцеловали друг друга, и покинули дворец. Они вернулись в ее родной город, простили сестер Марии и поженились.

Марья трижды приходила к Финисту, пытаясь разбудить его. Ей это удалось только в третий раз, когда ее слеза упала на его щеку и обожгла его.

Они обнялись и поцеловали друг друга, и покинули дворец. Они вернулись в ее родной город, простили сестер Марии и поженились.


Какие события повторялись в сказке о Финисте по 3 раза?

Какие события повторялись

в сказке о Финисте по 3 раза?


Упала Марьюшкина слеза на голое плечо Финиста — ясна сокола и обожгла. Очнулся Финист — ясный сокол, осмотрелся и видит Марьюшку. Обнял ее, поцеловал: — Неужели это ты, Марьюшка! Трое башмаков износила, трое посохов железных изломала, трое колпаков железных поистрепала и меня нашла? Поедем же теперь на родину. Стали они домой собираться, а царица увидела и приказала в трубы трубить, об измене своего мужа оповестить. Собрались князья да купцы, стали совет держать, как Финиста — ясна сокола наказать. Тогда Финист — ясный сокол говорит: — Которая, по-вашему, настоящая жена: та ли, что крепко любит, или та, что продает да обманывает? Согласились все, что жена Финиста — ясна сокола — Марьюшка. И стали они жить-поживать да добра наживать. Поехали в свое государство, пир собрали, в трубы затрубили, в пушки запалили, и был пир такой, что и теперь помнят. Какие эмоции вы ощущаете? Чем вызваны эмоции?

Упала Марьюшкина слеза на голое плечо Финиста — ясна сокола и обожгла. Очнулся Финист — ясный сокол, осмотрелся и видит Марьюшку. Обнял ее, поцеловал:

— Неужели это ты, Марьюшка! Трое башмаков износила, трое посохов железных изломала, трое колпаков железных поистрепала и меня нашла? Поедем же теперь на родину.

Стали они домой собираться, а царица увидела и приказала в трубы трубить, об измене своего мужа оповестить.

Собрались князья да купцы, стали совет держать, как Финиста — ясна сокола наказать.

Тогда Финист — ясный сокол говорит:

— Которая, по-вашему, настоящая жена: та ли, что крепко любит, или та, что продает да обманывает?

Согласились все, что жена Финиста — ясна сокола — Марьюшка.

И стали они жить-поживать да добра наживать. Поехали в свое государство, пир собрали, в трубы затрубили, в пушки запалили, и был пир такой, что и теперь помнят.

Какие эмоции вы ощущаете?

Чем вызваны эмоции?


ЧТО ТАКОЕ СИМВОЛ? Символ – это знак, который изображает, олицетворяет что-либо, какую-то идею, объект, животное, признак. Символика – совокупность символов. Какие ещё символы вы знаете?

ЧТО ТАКОЕ СИМВОЛ?

Символ – это знак, который изображает, олицетворяет что-либо, какую-то идею, объект, животное, признак.

Символика – совокупность символов.

Какие ещё символы

вы знаете?


С какими символами мы сталкиваемся в волшебной сказке «Пёрышко Финиста Ясна-сокола»? Что они обозначают? Для большинства волшебных сказок символы общие и не обязательно рассматривать каждую сказку отдельно. Важно понять принцип: сказочные символы отсылают нас к глубокой древности, они значимы для всех людей.

С какими символами мы сталкиваемся в волшебной сказке «Пёрышко Финиста Ясна-сокола»?

Что они обозначают?

Для большинства волшебных сказок символы общие и не обязательно рассматривать каждую сказку отдельно. Важно понять принцип: сказочные символы отсылают нас к глубокой древности, они значимы

для всех людей.


ОБРАТИМСЯ К НАЧАЛУ СКАЗКИ. КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКОЙ ПРЕДМЕТ БУДЕТ ИМЕТЬ СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ? Первый символ – это пёрышко Финиста Ясна – сокола. ЧТО ЖЕ СИМВОЛИЗИРУЕТ ПЁРЫШКО?

ОБРАТИМСЯ К НАЧАЛУ СКАЗКИ. КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКОЙ ПРЕДМЕТ БУДЕТ ИМЕТЬ СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ?

Первый символ – это

пёрышко Финиста

Ясна – сокола.

ЧТО ЖЕ СИМВОЛИЗИРУЕТ ПЁРЫШКО?


А алмазная булавка в косе Марьюшки? «Три пары башмаков железных», «три посоха чугунных», «три хлеба каменных»?

А алмазная булавка

в косе Марьюшки?

«Три пары башмаков железных», «три посоха чугунных»,

«три хлеба каменных»?


ВСПОМНИМ ЭПИЗОД, КОГДА КРАСНА ДЕВИЦА СУМЕЛА РАЗБУДИТЬ ФИНИСТА Вечером прилетел Финист ясный сокол; жена опоила его сонным зельем, уложила спать и посылает работницу мух отгонять. Вот красная девица мух отгоняет, а сама слезно причитывает: «Проснись-пробудись, Финист ясный сокол! Я, красна девица, к тебе пришла; три чугунных посоха изломала, три пары железных башмаков истоптала, три каменных просвиры изглодала — все тебя, милого, искала!» А Финист ясный сокол крепко спит, ничего не чует. Долго она плакала, долго будила его; вдруг упала ему на щеку слеза красной девицы, и он в ту ж минуту проснулся: «Ах, — говорит, — что-то меня обожгло!» 

ВСПОМНИМ ЭПИЗОД, КОГДА КРАСНА ДЕВИЦА СУМЕЛА РАЗБУДИТЬ ФИНИСТА

Вечером прилетел Финист ясный сокол; жена опоила его сонным зельем, уложила спать и посылает работницу мух отгонять. Вот красная девица мух отгоняет, а сама слезно причитывает: «Проснись-пробудись, Финист ясный сокол! Я, красна девица, к тебе пришла; три чугунных посоха изломала, три пары

железных башмаков истоптала, три каменных просвиры изглодала — все тебя, милого, искала!» А Финист ясный сокол крепко спит, ничего не чует.

Долго она плакала, долго будила его; вдруг упала ему на щеку слеза красной девицы, и он в ту ж минуту проснулся: «Ах, — говорит, — что-то меня обожгло!» 


ПОЧЕМУ ЖЕ В РУССКОЙ СКАЗКЕ НЕДОСТАТОЧНО ОКАЗАЛОСЬ ПОЦЕЛУЕВ, ЧТОБЫ РАЗБУДИТЬ ЛЮБИМОГО?. ПОЧЕМУ РАЗБУДИТЬ ЕГО СМОГЛА ТОЛЬКО «ГОРЮЧАЯ СЛЕЗА»? КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ? Настоящая любовь, горячая и самоотверженная способна сотворить чудеса.

ПОЧЕМУ ЖЕ В РУССКОЙ СКАЗКЕ НЕДОСТАТОЧНО ОКАЗАЛОСЬ ПОЦЕЛУЕВ, ЧТОБЫ РАЗБУДИТЬ ЛЮБИМОГО?. ПОЧЕМУ РАЗБУДИТЬ ЕГО СМОГЛА ТОЛЬКО «ГОРЮЧАЯ СЛЕЗА»? КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ?

Настоящая любовь, горячая и самоотверженная способна сотворить чудеса.


ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ Сказка учит нас тому, что зависть до добра не доведет. Так же мы черпаем из сказки мысль о том, что своей цели надо всегда добиваться. За свою любовь нужно бороться до конца, не замечать преград на своем пути, не отступать и поддаваться страху. Любовь не купишь за деньги, она не продается. Только верное сердце заслуживает настоящей любви.

ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ

Сказка учит нас тому, что зависть до добра не доведет. Так же мы черпаем из сказки мысль о том, что своей цели надо всегда добиваться.

За свою любовь нужно бороться до конца, не замечать преград на своем пути, не отступать и поддаваться страху.

Любовь не купишь за деньги, она не продается. Только верное сердце заслуживает настоящей любви.


Сказки – это отражение духа народа. Средоточие его ценностей. Русская сказка очень ценит любовь и верность, но важнее даже любви оказывается способность человека страдать, рождающая «горючие слёзы». Символы русской народной сказки помогают нам понять, какие качества человека являются наиболее ценными в народном сознании. 17

Сказки – это отражение духа народа. Средоточие его ценностей. Русская сказка

очень ценит любовь и верность, но важнее даже любви оказывается способность человека страдать, рождающая «горючие слёзы».

Символы русской народной сказки помогают нам понять, какие качества человека являются наиболее ценными в народном сознании.

17

Оглавление

  1. Введение…………………………………………………………………………………2
  2. Основная часть……………………………………………………………………………3
  1.  Что такое сказка……………………………………………………………………. 3
  2. Виды сказок…………………………………………………………………………..3
  3. Композиция сказки…………………………………………………………………..3
  1. Заключение……………………………………………………………………………….5
  2. Приложение………………………………………………………………………………6

1. Введение.

Актуальность темы.

 Вы знаете, что такое сказка? Где она живёт? Да повсюду: в дремучем лесу, в поле, на распутье дорог, в шорохе листвы… Сказка родилась с человеком, и пока живёт человек, жива и сказка. Сказки любят все: и взрослые и дети. В них много разных чудес. Чудеса сказки особенно очаровывают нас своей сказочной фантазией.

Все дети любят сказки, многие даже сочиняют их сами, но волшебная сказка хранит в себе секреты. Знание их поможет сочинить настоящую волшебную сказку.

Цель исследования: изучить особенности волшебных сказок.

Задачи исследования:

—  Выделить отличия волшебной сказки от других видов сказок.

—  Узнать, с помощью чего можно сочинить волшебную сказку.

—  Создать памятку «Уроки волшебства или как сочинить свою сказку».

—  Сочинить волшебную сказку.

 Объект исследования: волшебные сказки

Предмет исследования: законы создания волшебной сказки.

 Методы исследования:

—  анализ художественной литературы и интернет-источников по данной теме;

—  описательный метод (наблюдение, классификация, обобщение);

—  анкетирование.

Гипотеза: волшебные сказки имеют свои особенности, зная их, сказку может сочинить и ребенок.

2. Основная часть.

2.1. Что такое сказка.

Сказки – это занимательные рассказы о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях. Во всём мире люди рассказывают сказки, развлекая друг друга. 

В мире много сказок, их с интересом читают и взрослые, и дети. Известно, что сказка – это жанр литературного творчества (Википедия). В толковом словаре русского языка (Ожегов С.,) сказано, что «сказка – это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил», еще дается такое определение – «выдумка, ложь (разг.)» или «то же, что чудо».

2.2. Виды сказок

Существует три основных вида сказок: волшебные, бытовые и сказки о животных. По авторству: литературные и народные.

Признаки волшебных сказок:

—  особая композиция;

—  троекратное повторение;

—  положительные и отрицательные герои;

—  сверхъестественные силы, помощники, магические предметы;

—  чудесные превращения;

—  добро побеждает зло.

2.3. Композиция сказки

Сказка строится по своим законам, у нее есть особые элементы, без которых она не будет настоящей, благодаря которым она сохраняют одну из своих важных особенностей – напевность.

Присказка нужна для того, чтобы подготовить к слушанию сказки, заинтересовать ею. Она — необязательная часть волшебной сказки. Можно начать с забавной присказки, присказки-небылицы: “В некотором царстве, в некотором государстве, под номером седьмым, под которым мы сидим, жил да был белоус, надел на голову арбуз, на нос — огурец и построил чудо-дворец. Это не сказка, присказка, сказка будет после обеда, после мягких калачей”.

Зачин в сказке нужен для того, чтобы сделать ее начало более интересным и загадочным: “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь…”; «За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жил-был…».

Завязка – это начало событий.

Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.

Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой (или отгадывают трудные задачи) и всегда побеждают её.

Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

Концовка нужна для того, чтобы ограничить вымышленный мир сказок от реальной жизни и вернуть слушателя к действительности. Например: «Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «Вот вам сказка, а мне бубликов связка», «Стали жить-поживать – добра наживать».

В сказках есть борьба добра со злом, а значит, без злодеев в них не обойтись.

Таким образом, можно сделать вывод, что волшебные сказки похожи друг на друга. Именно в народных сказках сохраняются все функции, и соблюдается схема. В авторских, литературных сказках этого может не быть.

          При сочинении собственной сказки можно использовать все функции, а можно часть из них опустить. Главное – попасть из точки «жили-были» в точку «счастливый конец».

Итак, можно сделать вывод, что, опираясь на схему, можно самостоятельно сочинить волшебную сказку

        Совместно с классным руководителем я создал памятку «Уроки волшебства или как сочинить свою сказку». ( Приложение1)

Заключение

Работая над проектом, я читал волшебные сказки и убедился, что они отличаются от других сказок благодаря волшебным предметам, чудесам и особому построению сюжета.

        Сказку можно сочинить самому, зная ее особенности. Работа над проектом помогла мне научиться превращать обыкновенные истории в настоящие волшебные сказки: где есть добро и зло, помощники и волшебные предметы, препятствия и трудные испытания.

       И я сочинил собственную волшебную сказку. ( Приложение 2)

Приложение 1

ПАМЯТКАПризнаки волшебной сказки финист ясный сокол

Функция волшебной сказки

Пример

Зачин, создание сказочного пространства

«Давным-давно», «жили-были», «в тридесятом царстве»

Особое обстоятельство

«Солнце исчезло с небосклона», «дожди перестали лить, и наступила засуха»

Запрет

«Не открывай оконца», «не отлучайся со двора», «не пей водицы»

Нарушение запрета

Персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют

Герой покидает дом

При этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, например, с благословения родителей разыскивать сестренку

Появление друга-помощника

Серый волк, кот в сапогах

Волшебные предметы

Ковер-самолет, меч-кладенец, скатерть-самобранка и т.п.

Враг начинает действовать

Змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко

Даритель испытывает героя

Новый персонаж – волшебник, гном, старушка

Герой выдерживает испытание

Справляется со всеми испытаниями

Получение волшебного средства

Оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем

Герой вступает в битву с врагом

Это может быть открытый бой — со Змеем Горынычем…

Враг  повержен

Врага не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости

Герой возвращается домой

На ковре-самолете….

Счастливый конец

Пир на весь мир, свадьба, полцарства в придачу

Приложение 2

Волшебная рыбка

В некотором царстве, в подводном государстве жила была маленькая рыбка, по имени Милли.

Да непростая рыбка, у нее был волшебный хвостик. Она им плохих рыб наказывает, хорошим помогает.

Каждый день Милли веселилась со своими друзьями рыбками Никки и Микки. Они пели песни, танцевали, играли в прятки.

Одним прекрасным утром, как обычно Милли поплыла к своим друзьям, чтобы поиграть с ними.

Но на их полянке никто не веселился.  Кругом было много мусора, цветы и водоросли вырваны, а вода была очень мутная.

— Что случилось спросила Милли у своих друзей Никки и Микки? — Кто вас так напугал?

— Это была большая и страшная акула – сказали они. Она поселилась в нашем домике и обещала нас съесть.

— Не волнуйтесь, сказала Милли. Я помогу выгнать ее и рассказала свой план.

Рыбки дождались ночи. И когда акула уснула, Милли подплыла к ней, махнула своим волшебным хвостиком и у акулы исчезли все зубы.

Проснулась акула, выбралась из домика и хотела схватить зубами маленьких рыбешек. Но не смогла, ведь у нее не было зубов. Все рыбки стали над ней смеяться. Без зубов она не страшная.

Заплакала акула. Ей стало стыдно за свое поведение.

— Простите меня- сказала акула. Я больше не буду вас обижать. Верните мне пожалуйста мои зубки.

И рыбкам стало жалко акулу.

— Милли снова махнула своим волшебным хвостом. Появились у акулы зубы. Она поблагодарила всех рыбок и уплыла, и больше никогда не появлялась.

А Милли со своими друзьями стали веселиться как прежде.

Слайд 2

УстноенародноетворчествоСказкиПесниЗагадкиСчиталкиПотешкиПословицыНебылицыПоговоркиИгрыЗаклички

Текст слайда:

Устное
народное
творчество

Сказки

Песни

Загадки

Считалки

Потешки

Пословицы

Небылицы

Поговорки

Игры

Заклички


Слайд 3

Направо пойдёшь - бытовую сказку встретишь, налево пойдёшь – волшебную сказку встретишь, а прямо пойдёшь сказку о

Текст слайда:

Направо пойдёшь — бытовую сказку встретишь, налево пойдёшь – волшебную сказку встретишь, а прямо пойдёшь сказку о животных встретишь.

Волшебные
сказки

Сказки о животных

Бытовые
сказки

Сказка — это произведение, переходящее из уст в уста, события и герои которого вымышлены.


Слайд 4

Зачин ( введение). В этой части может быть некая присказка, устоявшееся привычное выражение: жили-были, за полями за

Текст слайда:

Зачин ( введение). В этой части может быть некая присказка, устоявшееся привычное выражение: жили-были, за полями за морями, в некотором царстве и т.п.
Завязка. Подготовительная часть. В этой части ведётся подготовка слушателей, настройка на определённый лад, связанный с последующим рассказом.
Это основная часть. Включает в себя основные события — волшебство, борьба со злом и чудесная победа, спасение.
Кульминация. Переломный момент в развитии сюжета.
Развязка. В этой части, зло должно быть побеждено, а добро должно победить.
Концовка. В этой части, обычно присутствует опять привычная фраза, например: «И стали они жить-поживать, да добро наживать».


Слайд 6

«Баба Яга»«Петушок и бобовое зёрнышко»«Каша из топора»«Гуси − лебеди»«Финист - ясный сокол»«Морозко»Лягушка-царевна»«Иван-царевич и Серый волк»«Хаврошечка»«Сивка –бурка»«Лиса и

Текст слайда:

«Баба Яга»
«Петушок и бобовое зёрнышко»
«Каша из топора»
«Гуси − лебеди»
«Финист — ясный сокол»
«Морозко»
Лягушка-царевна»
«Иван-царевич и Серый волк»
«Хаврошечка»
«Сивка –бурка»
«Лиса и журавль»

− Подумайте и скажите, какие из перечисленных сказок относятся к волшебным. Почему?


Слайд 8

На море, на океане,На острове БуянеСтоит дуб зелёный,Под тем дубом стол золочёный,Садись, кушай,Мою сказку слушай! – Давайте

Текст слайда:

На море, на океане,
На острове Буяне
Стоит дуб зелёный,
Под тем дубом стол золочёный,
Садись, кушай,
Мою сказку слушай!

– Давайте подумаем. Зачем в сказке нужна присказка?

Вводит в мир сказки, настраивает на поэтическое восприятие текста, включает творческое воображение читателя

Присказка


Слайд 9

После присказки в волшебной сказке идёт зачин. Он напоминает нам, что все события в сказке происходят где-то,

Текст слайда:

После присказки в волшебной сказке идёт зачин. Он напоминает нам, что все события в сказке происходят где-то, место действия нельзя определить или показать на географической карте. Все события в сказке происходят только чудесным образом.

Зачин

— Жили-были старик со старухой…
— В стары годы, в старопрежние, в красну вёсну,
в тёплые лета…
— В некотором царстве, далёком (некотором) государстве жил-был царь…
Жил был царь …


Слайд 10

-Я там была и мёд кушала. А когда чай-то пила, по губам текло, а в рот

Текст слайда:

-Я там была и мёд кушала. А когда чай-то пила, по губам текло, а в рот не попало. Вот и сказке конец. Сказка вся, боле врать нельзя
— Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец.
— И стали себе жить-поживать, добра наживать да медок попивать.
Какую роль играют в сказке концовки?

Концовка

Делают сказку красивой и необыкновенной, настраивают нас на доброе восприятие жизни.


Слайд 11

Царь и три сына; Иван-царевич; Василиса Прекрасная, Елена Прекрасная, добрая девушка, сирота …Герои

Текст слайда:

Царь и три сына; Иван-царевич; Василиса Прекрасная, Елена Прекрасная, добрая девушка, сирота …

Герои


Слайд 12

Получено задание - достать волшебную вещь; запретили –открывать дверь, шкатулочку, трогать вещи; нападение врага; похищение чего-либо …Событие

Текст слайда:

Получено задание — достать волшебную вещь; запретили –открывать дверь, шкатулочку, трогать вещи; нападение врага; похищение чего-либо …

Событие


Слайд 13

− Действительно, герой отправляется в путь, чтобы достичь какой-то цели. Но по законам сказки обязательно происходят какие-то

Текст слайда:

− Действительно, герой отправляется в путь, чтобы достичь какой-то цели. Но по законам сказки обязательно происходят какие-то события, которые вынуждают героя оказаться в пути. Вспомните некоторые из таких событий.
(Отъезд или смерть родителей, нарушение запрета, приказ царя и т.д.)

А в какой ситуации герой, как правило, преодолевает препятствия?


Слайд 14

  Три встречи; три загадки; три испытанияОбъяснение этому следует искать в далеком прошлом. У

Текст слайда:

Три встречи; три загадки; три испытания

Объяснение этому следует искать в далеком прошлом. У древнего человека было представление об одном предмете и о парных: две руки, две ноги, два глаза и т.д. А всё, что было больше двух, относилось к понятию «много». Таким образом, в далеком прошлом человек считал: «один, два, много». Следовательно, число «три» значило «много», всё, что больше двух.

Троекратные повторы


Слайд 15

Старичок; звери; Баба Яга в избушке на курьих ножках, звери, водяные…Чудесные помощники

Текст слайда:

Старичок; звери; Баба Яга в избушке на курьих ножках, звери, водяные…

Чудесные помощники


Слайд 16

Кощей Бессмертный; Баба Яга, Соловей-разбойник, Змей Горыныч, завистливые люди, Чудище ..Враги

Текст слайда:

Кощей Бессмертный; Баба Яга, Соловей-разбойник, Змей Горыныч, завистливые люди, Чудище ..

Враги


Слайд 17

Клубочек; живая и мёртвая вода, шапка-невидимка, меч – кладенец, молодильные яблоки, клубок, сапоги скороходы, скатерть самобранка, волшебная

Текст слайда:

Клубочек; живая и мёртвая вода, шапка-невидимка,
меч – кладенец, молодильные яблоки, клубок,
сапоги скороходы, скатерть самобранка,
волшебная палочка…

Волшебные предметы


Слайд 18

Сражение; выполнение испытаний; разгадывание загадок…Самый напряженный момент сказки

Текст слайда:

Сражение; выполнение испытаний; разгадывание загадок…

Самый напряженный момент сказки


Слайд 19

Освобождение невесты; нахождение нужного предмета; собственное спасение, свадьба, получение наследства…Награждение героя

Текст слайда:

Освобождение невесты; нахождение нужного предмета; собственное спасение, свадьба, получение наследства…

Награждение героя


Слайд 20

ЭпитетыДобрый молодец, красна-девица, красота ненаглядная, голова буйная, солнышко красное, вода студеная, земля сырая, лес дремучий, птицы воздушные…Устойчивые

Текст слайда:

Эпитеты

Добрый молодец, красна-девица, красота
ненаглядная, голова буйная, солнышко красное,
вода студеная, земля сырая, лес дремучий, птицы
воздушные…

Устойчивые выражения

По горам, по долам, по зелёным лугам….
Долго, коротко…
Близко ли, коротко ли..
Ни много, ни мало времени прошло…
Три лета и три зимы
Ни вздумать, ни гадать, ни в сказке сказать…
Задумался-закручинился…


Слайд 21

Создание сказкиПлан работы над собственной сказкой1.

Текст слайда:

Создание сказки

План работы над собственной сказкой
1. Выбрать вид (волшебная, бытовая, о животных) и тему сказки.
2. Подобрать или придумать героев сказки исходя из её типа, героями могут быть: человек, животное, предмет.
3. Выбрать нужный зачин.
4. Использовать народные языковые обороты (пословицы, поговорки, постоянные эпитеты).
5. Составить план, схему, сюжет сказки.
6. Подобрать концовку.
7. Продумать оформление сказки.


Слайд 22

Сайт Елены Берюховой «Школа АБВ» http

Текст слайда:

Сайт Елены Берюховой «Школа АБВ»
http http:// http://shkola http://shkola- http://shkola-abv http://shkola-abv. http://shkola-abv.ru

Конец


  • Признаки волшебной сказки третий класс
  • Признаки волшебной сказки спящая царевна жуковский
  • Признаки и особенности сказки летучий корабль
  • Признаки какого литературного направления нашли отражение в рассказе а п чехова человек в футляре
  • Признаки волшебной сказки 5 класс литература