Признаки волшебной сказки 3 класс царевна лягушка

Царевна-лягушка русская народная сказка представляет собой волшебное сказание о мудрости и взаимопомощи. понравилась ли вам сказка? к какому жанру сказок

Царевна-лягушка (русская народная сказка) представляет собой волшебное сказание о мудрости и взаимопомощи.

  1. Понравилась ли вам сказка? К какому жанру сказок она относится (волшебным, бытовым, сказкам о животных)?

Сказка очень красивая. Она относится к жанру волшебных. Это можно понять по превращениям лягушки в Василису премудрую, по фантастическому миру, в котором есть Баба Яга и Кощей Бессмертный. Главными героями в сказке выступают Иван-царевич и Василиса премудрая, поэтому она не о животных.

Признаки волшебной сказки 3 класс царевна лягушка

Какие особенности народной сказки вы в ней обнаружили (присказка, зачин, концовка, повторы, постоянные эпитеты)? Приведите примеры из текста.

В русской народной сказке «Царевна лягушка» есть все особенности русских народных сказок, кроме присказки.

  • Начинается волшебная история с зачина – «В некотором царстве, в некотором государстве… Младшего звали Иван-царевич»
  • Концовка – «И стали они жить дружно, в любви и согласии»
  • Повторы – жил-был, лягушка-квакушка, подумал-подумал, спать-почивать, коротко ли, близко ли, далеко ли, шел-шел, избушка-избушка.
  • Постоянные эпитеты – утро вечера мудренее, обернулась «красной девицей», ткать да вышивать, добрый молодец, путь держишь, буйну голову.

Царевна-лягушка (русская народная сказка) читается и рассказывается очень легко, на одном дыхании.

  1. Кто главные герои? Почему сказка называется «Царевна-лягушка», хотя не одна она героиня этой сказки?

Главные герои сказки – Иван-царевич, Царевна-лягушка.

Сказка называется Царевна-лягушка, потому что Иван на протяжении половины сказки боролся за нее. Сначала Царевна-лягушка выручала Ивана-царевича, а потом он спасал ее от отца – Кощея.

Еще сказка так называется, потому что отлично передает смысл – жена царевича оборачивалась лягушкой. Если бы она называлась – Иван-царевич, смысл был бы не ясен.

Признаки волшебной сказки 3 класс царевна лягушка

  1. Как выполняют задания царя Василиса Премудрая и жёны старших царевичей? Расскажите об этом. Как царь оценивает их работу?

Жены других сыновей царя и Василиса Премудрая выполняют такие задания:

  • сначала пекут каравай;
  • затем ткут ковер;
  • напоследок танцуют.

Царь оценивает все результаты стараний жены старшего брата довольно скверно – каравай отдает псам, говорит что ее ковром только коней покрывать.

О каравае жены среднего сына он отзывается тоже не очень лестно – говорит, что такой хлеб едят только во время голодовки. Ковер ее отправляет постелить около ворот.

Про деяния же Василисы Премудрой царь отзывается очень хорошо – говорит, что ее каравай нужно подавать в честь большого праздника, а ковер стелить в царских покоях.

Когда танцует Василиса премудрая, все удивляются ее красоте и волшебству – она создает озеро и лебедей. Другие жены царевичей только смешат публику, потому что бездумно повторяют за Василисой.

Признаки волшебной сказки 3 класс царевна лягушка

Постарайтесь рассказать близко к тексту эпизод, когда царевна-лягушка приезжает на пир. Каким был пир?

Эпизод:

«Услышали гости, как гром гремит и замок царский трясется. Перепугались все, не поймут, что происходит. Говорит им Иван-царевич: не пугайтесь, гости дорогие, это моя лягушонка в коробчонке едет.

Встали гости из-за столов и смотрят в окно. А там подъезжает карета, расписанная золотом, и из нее выходит девица невиданной красы. А сама светится, как солнце. Все не могут слова проронить, дивятся красоте ее.

Василиса берет Ивана-царевича под руки и идет с ним на пир».

Пир был веселым, громким. Жены царевичей повторяли все действия за Василисой Премудрой, поэтому потом и опозорились.

Царевна-лягушка (русская народная сказка) учит думать своей головой.

  1. Известно, что у этой сказки более 20 вариантов, значит, она совершенствовалась и недаром считается одной из лучших народных сказок. Постарайтесь найти примеры особого склада сказки. Вот один из них: описание работы царевны-лягушки — ритмичное, складное, как стихотворение:

Где кольнёт иглой раз — цветок зацветёт,
где кольнёт другой раз — хитрые узоры идут,
где кольнёт третий — птицы летят…

Пример особого склада сказки:

«Ах, Иван Царевич, да что же ты наделал? Зачем спалил мою лягушечью кожу?… Теперь ищи меня за тридевять земель, в тридевятом царстве в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного. Как три пары железных сапог износишь, три железных хлеба изгрызешь, только тогда отыщешь меня».

Этот отрывок показывает, что царевичу придется столкнуться с большими трудностями. Много времени пройдет, прежде чем он встретится вновь со своей женой.

Признаки волшебной сказки 3 класс царевна лягушка

Какие варианты этой сказки вам известны? Какие отличия вы в них заметили?

Существует еще вариант Аникина.

В нем Василиса премудрая оборачивается не лебедем, а кукушкой. Изменен и порядок заданий от царя. Сначала он приказывает женам своих сыновей сшить рубашку, а затем только испечь каравай. Отличается в этом варианте зачин и концовка.

Царевна-лягушка (русская народная сказка) имеет множество вариантов, но суть ее неизменна

  1. Сказка — это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. Какие необыкновенные события и приключения связаны с героями сказки «Царевна-лягушка»?

Необыкновенные события в сказке связаны с новыми знакомыми Ивана-царевича. Сначала он встречает говорящую лягушку, затем мудрого старика, бабу ягу, разумных лесных и морских существ.

Основное приключение выпадает на долю Ивана-царевича. Он ищет свою жену в тридевятом царстве в тысячах верст от своего дома. Много времени проходит, прежде чем он находит способ ее освободить. Ему приходится убить Кощея бессмертного.

Кто помогал Ивану-царевичу? Почему?

Ивану помогал старик, потому что он был добрым и мудрым.

Баба Яга могла помогать царевичу по разным причинам – от скуки (от лежания на печи у нее нос в потолок врос), по доброте, потому что сама боялась Кощея Бессмертного.

Медведь, заяц, селезень и щука помогали царевичу, потому что он их пощадил – не стал убивать, чтобы поесть.

За что разгневался Кощей Бессмертный на Василису Премудрую и приказал ей три года квакушкой быть?

Кощей разгневался на свою дочь, потому что она выросла хитрей-мудрей него.

Признаки волшебной сказки 3 класс царевна лягушка

  1. Почему таким долгим и трудным был путь Ивана-царевича к царевне-лягушке? Что этим хотел сказать сказитель-автор?

Путь был долгим, потому что Ивану пришлось идти в тридесятое царство, за тридевять земель. Еще он не знал точно, где находит Василиса Премудрая. Автор хотел показать этим, что своего счастья нужно добиваться долго и упорно. Как гласит русская пословица – под лежачий камень вода не течет.

Кто помогал Ивану-царевичу? Расскажите о чудесных помощниках.

Ивану царевичу помогали:

  • Старик – он дал царевичу клубок, который его вел в лес Кощея Бессмертного.
  • Баба яга – у нее Иван поел и в бане помылся, а еще узнал, как убить Кощея Бессмертного.
  • Животные – они ловили других животных, которых нужно было поймать, чтобы убить Кощея.

Царевна-лягушка (русская народная сказка) имеет глубокий смысл и интересный сюжет.

Источник: Вопросы по сказке Царевна-лягушка

Действующие лица

  • Царь.
  • Старший сын царя.
  • Средний сын царя.
  • Иван, младший сын царя.
  • Боярская дочь — невеста старшего сына.
  • Купеческая дочь — невеста младшего сына.
  • Лягушка (она же впоследствии Василиса Премудрая) — невеста Ивана.
  • Кощей Бессмертный — главный злодей.
  • Баба-Яга — в данной сказке (как и в ряде других) выполняет функции волшебного помощника.

«Царевна-лягушка» — русская народная сказка, по жанру — волшебная чудесная (повествующая о чуде) сказка. В основе ее сюжета лежит рассказ о поиске и освобождении от плена и колдовства невесты. Также эта сказка поучительно-моральная, где в форме увлекательного повествования до читателя доносятся моральные основы человеческого бытия.

Время действия сказки – неопределенно-прошедшее («В старые годы у одного царя было три сына»).

Место действия: 1) реальный мир, где происходит поиск невесты, свадьба, испытание невесты, нарушение запрета (герой сказки сжигает лягушиную кожу). 2) мир фантастический, «потусторонний» — «тридевятое царство», куда отправляется герой сказки в поисках возлюбленной, отнятой в наказание за нарушение запрета.

Герои русской народной сказки «Царевна-лягушка«:

Заглавная героиня сказки – царевна-лягушка, в которую превращена разгневанным отцом царевна Василиса Премудрая. Благодаря помощникам (мамки, няньки), собственным чудесным умениям (волшебным образом создала на царском пиру озеро с лебедями) и сказочной красоте с честью выдерживает царские испытания для невесток. Заточена Кощеем в наказание за нарушение запрета Иваном-царевичем.

Основная мысль, связанная с образом царевны-лягушки: не стоит судить о человеке по внешнему виду, следует оценивать людей по их делам, по внутренним достоинствам.

Главный герой народной сказки «Царевна-лягушка» — младший сын царя Иван-царевич, не ищет богатства (в отличие от старших царевичей), покоряется отцу и судьбе и женится на болотной лягушке. На его долю выпадают самые трудные испытания: ему приходится отправиться в нелегкий путь в тридевятое царство, найти и освободить Василису, одолев Кощея Бессмертного.

С образом Ивана-царевича связаны следующие идеи:

1) Никакие проступки не остаются безнаказанными (нарушил запрет – лишился возлюбленной).

2) Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе (золотое правило нравственности). Только благодаря своим нравственным качествам Иван-царевич заручился поддержкой чудесных помощников.

3) За свое счастье нужно бороться, ничто не достается легко, торжества добра и справедливости можно добиться только пройдя через различные испытания. Только тогда, когда человек станет достойным счастья, добро победит.

Герой-отправитель – царь, отправляющий сыновей на поиск невест, подвергающий испытаниям своих невесток.

Герои-антагонисты: старшие братья Ивана-царевича, более удачливые в выборе невест, принесших женихам богатое приданое, противопоставлены главному герою. Главной героине противопоставлены жены старших царевичей, прямо соперничающие с царевной лягушкой за доброе к ним расположение царя.

Герои-помощники: мамки-няньки, помогающие Василисе Премудрой справиться с царскими испытаниями; чудесные говорящие звери (медведь, заяц и щука); помощник-даритель (старый старичок, подаривший Ивану-царевичу путеводный клубок); Баба-яга, указавшая, местонахождение Василисы Премудрой и способ одолеть Кощея.

Герой-вредитель – Кощей Бессмертный, в сказке «Царевна-лягушка», как и в других русских народных сказках, предстаёт похитителем женщин, превращающим их в рабынь. Кощей способен распоряжаться судьбами и жизнями людей. Сам же он бессмертен. Его смерть «на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и тот дуб Кощей Бессмертный как свой глаз бережет».

Однако, как бы ни была невозможна смерть Кощея, главный герой сказки все же добивается его уничтожения. Таким образом в народной сказке «Царевна-лягушка» проводится идея торжества добра и справедливости.

Композиционно сказка «Царевна-лягушка» построена согласно традиции русских народных волшебных сказок. Здесь присутствуют типичный сказочный зачин и концовка, присказки, троекратные повторы, постепенное усиление напряженности событий (после заточения Василисы в царстве Кощея действие становится более динамичным), особое временно-пространственное построение мира чудесной волшебной сказки.

В языковом отношении русская народная сказка «Царевна-лягушка» является примером высокого мастерства народных сказителей: она очень поэтична. Благодаря своим высоким художественным достоинствам «Царевна-лягушка» стала излюбленным хрестоматийным текстом.

«Царевна-лягушка», как и другие волшебные сказки, вызывает особый интерес у детей.

В равной степени дети ценят и развитие действия, связанное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел, и идеальные герои, и счастливый конец.

В сказке «Царевна-лягушка» скрыт обширный материал для развития творческих способностей ребенка, усиления его познавательной активности, для самораскрытия, саморазвития личности. Благодаря всему изложенному, русская народная сказка «Царевна-лягушка» занимает достойное место среди сказок для детей.

Краткое содержание

Когда настало время женить царских сыновей, царь велел им пустить из лука по стреле. Куда стрела полетит, там и судьба их ждёт.

Стрела старшего сына попала на боярский двор, среднего — на купеческий. А младшего — Ивана — угодила в болото. Иван нашёл эту стрелу у лягушки, которая сказала, что она теперь его невеста. Делать нечего — принёс Иван домой лягушку. Все смеялись, конечно.

Как только справили три свадьбы, царь велел невесткам умения демонстрировать. Для начала — сшить ему по рубахе. Опечаленный Иван пришёл к Лягушке, поделился с ней, а та ему велела спать: завтра всё образуется.

Иван уснул, а супруга его сбросила лягушачью кожу и превратилась в Василису Премудрую. Василиса кликнула своих нянек и приказала к утру сшить для царя рубаху. Утром Иван был поражён, увидев рубаху — да не простую, а драгоценными камнями и хитрыми узорами украшенную.

Царя работы двух невесток разочаровали, только рубашка Лягушки пришлась ему по душе.

Следующим заданием было испечь хлеб. Жёны старших братьев хотели подсмотреть за Василисой, но та схитрила: замесила тесто, верх печки сломала и сверху поставила квашню. Конечно, у Василисы получился изумительный хлеб, а у её невесток — горелые корки.

В качестве последнего испытания царь пригласил невесток на пир. Иван был очень смущён: как же он придёт с Лягушкой? Но жена ему велела ехать самому — а она прибудет позже. Когда Иван уехал, Лягушка сбросила кожу и сделалась красавицей. И на пиру поразила царя танцами: взмахнёт одним рукавом — озеро появится, взмахнёт другим (в который косточки за обедом прятала) — лебеди на озере.

Понравилось Ивану, что жена такая красивая. Пока шёл пир, он прибежал домой и лягушачью шкуру сжёг. Василиса как вернулась — ахнула: ей оставалось всего три дня быть лягушкой, а теперь её заберёт Кощей.

Кощей действительно похитил Василису, и Иван пошёл её искать. По дороге ему встретился добрый старичок, который дал Ивану волшебный клубочек, указывающий дорогу. По пути Иван проявил свою доброту: спас щуку и не стал стрелять в медведя, селезня и зайца.

Клубочек привёл Ивана к Бабе-Яге, а та рассказала, где смерть Кощея таится. Пришёл Иван к дубу, на котором сундук со смертью Кощея, а что делать — не знает. Но прибежал медведь, дуб повалил. Сундук свалился, из него выскочил заяц. Но другой заяц, спасённый Иваном, этого разорвал. Из зайца вылетела утка, но её клюнул спасённый Иваном селезень. Утка выронила в море яйцо, а щука его достала. Извлёк Иван из яйца иголку, сломал — и Кощею смерть пришла. А Иван с Василисой жили долго и счастливо.

Анализ сказки «Царевна-лягушка»

Сказка «Царевна-лягушка» является волшебной

(мифологической), так как в основе ее сюжета много
архаичных
элементов: анимистическое представление о возможности брака человека и животного, магические действия, слова и предметы, традиционный мотив добывания невесты у мифологического противника, наличие мифологических героев (Василиса Прекрасная, Кощей Бессмертный, баба-яга) и чудесных помощников (благодарные животные, помогающие добыть смерть Кощея).
Героями
сказки являются Иван-царевич и его чудесная жена Василиса Прекрасная, типичные персонажи сказочного мотива «добывание невесты».
Характер
Ивана-царевича раскрывается в соответствии с народным этическим идеалом: он добр, честен, верен данному слову, способен ради любимого человека рисковать жизнью, милосерден по отношению к слабым. Василиса Прекрасная обладает магическими способностями, что роднит ее с мифологическими персонажами (Кощеем и бабой-ягой) и миром природы (она вынуждена оставаться до определенного времени в образе лягушки).
История встречи героев
и временной разлуки по вине Ивана-царевича является основой сюжета, который открывается традиционным зачином, вводящим в особый мир сказки.
Экспозицией
является решение царя женить трех сыновей необычным образом: пустив стрелу «по белу свету», т.е. положившись на судьбу. Стрела младшего сына упала в болото и подхватила ее лягушка. Кажется, что решение героя взять лягушку в жены можно считать завязкой сюжета, однако это не так, потому что это действие не является началом конфликта сил добра и зла, который обязателен для развития действия и достижения кульминации и развязки. В данной сказке продолжительная экспозиция: она включает три испытания жен царевичей и завершается необдуманным поступком Ивана-царевича – сжиганием кожи лягушки. Следовательно,
завязкой
сюжет является нарушение запрета, которое нарушает равновесие сил добра и зла и Василиса Прекрасная вынуждена подчиниться воле Кощея. Иван царевич отправляется на поиски жены и проявляет смелость при встрече с Бабой-ягой и доброту при встрече с животными. С помощью мифологического помощника (Бабы-яги) и благодарных ему животных он достигает
кульминации
: добывает магический предмет – яйцо, в котором заключена смерть Кощея и побеждает его. Смерть Кощея является
развязкой
сказочного сюжета, а возвращение героев домой–
традиционной концовкой
.

«Царевна лягушка».

В старые годы у одного царя было три сына. Вот, когда сыновья стали на возрасте, царь собрал их и говорит:

— Сынки, мои любезные, покуда я ещё не стар, мне охота бы вас женить, посмотреть на ваших деточек, на моих внучат.

Сыновья отцу отвечают:

— Так что ж, батюшка, благослови. На ком тебе желательно нас женить?

— Вот что, сынки, возьмите по стреле, выходите в чистое поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша.

Сыновья поклонились отцу, взяли по стреле, вышли в чистое поле, натянули луки и выстрелили.

У старшего сына стрела упала на боярский двор, подняла стрелу боярская дочь. У среднего сына упала стрела на широкий купеческий двор, подняла её купеческая дочь.

А у младшего сына, Ивана-царевича, стрела поднялась и улетела сам не знает куда. Вот он шёл, шёл, дошёл до болота, видит — сидит лягушка, подхватила его стрелу. Иван-царевич говорит ей:

— Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу. А лягушка ему отвечает:

— Возьми меня замуж!

— Что ты, как Я возьму себе в жёны лягушку?

— Бери, знать, судьба твоя такая.

Закручинился Иван-царевич. Делать нечего, взял лягушку, принес домой. Царь сыграл три свадьбы: старшего сына женил на боярской дочери, среднего — на купеческой, а несчастного Ивана-царевича — на лягушке.

Вот царь позвал сыновей:

— Хочу посмотреть, которая из ваших жён лучшая рукодельница. Пускай сошьют мне к завтрему по рубашке.

Сыновья поклонились отцу и пошли.

Иван-царевич приходит домой, сел и голову повесил. Лягушка, по полу скачет, спрашивает его:

— Что, Иван-царевич, голову повесил? Или горе какое?

— Батюшка, велел тебе к завтрему рубашку сшить. Лягушка отвечает:

— Не тужи, Иван-царевич, ложись лучше спать, утро вечера мудренее.

Иван-царевич лег спать, а лягушка, прыгнула на крыльцо, сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей, что и в сказке, не расскажешь.

Василиса Премудрая ударила в ладоши и крикнула:

— Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь! Сшейте мне к утру такую рубашку, какую видела я у моего родного батюшки.

Иван-царевич утром проснулся, лягушка, опять по полу скачет, а уж рубашка лежит на столе, завернута в полотенце. Обрадовался Иван-царевич, взял рубашку, понес к отцу. Царь в это время принимал дары от больших сыновей. Старший сын развернул рубашку, царь принял её и сказал:

— Эту рубашку, в черной избе носить. Средний сын развернул рубашку, царь сказал:

— В ней только, в баню ходить.

Иван-царевич развернул рубашку, изукрашенную златом-серебром, хитрыми узорами. Царь только взглянул:

-Ну, вот это рубашка — в праздник её надевать. Пошли братья по домам — те двое — и судят между собой:

— Нет, видно, мы напрасно смеялись над женой Ивана-царевича: она не лягушка, а какая-нибудь хитра… Царь опять позвал сыновей:

— Пускай ваши жёны испекут мне к завтрему хлеб. Хочу узнать, которая лучше стряпает.

Иван-царевич голову повесил, пришёл домой. Лягушка, его спрашивает:

— Что закручинился? Он отвечает:

— Надо к завтрему испечь царю хлеб.

— Не тужи, Иван-царевич, лучше ложись спать, утро вечера мудренее.

А те невестки, сперва-то смеялись над лягушкой, а теперь послали одну бабушку-задворенку, посмотреть, как лягушка будет печь хлеб.

Лягушка хитра, она это смекнула. Замесила квашню; печь сверху разломала да прямо туда, в дыру, всю квашню и опрокинула. Бабушка-задворенка прибежала к царским невесткам; все рассказала, и те так же стали делать.

А лягушка прыгнула на крыльцо, обернулась Василисой Премудрой, ударила в ладоши:

— Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь! Испеките мне к утру мягкий белый хлеб, какой я у моего родного батюшки ела.

Иван-царевич утром проснулся, а уж на столе лежит хлеб, изукрашен разными хитростями: по бокам узоры печатные, сверху города с заставами.

Иван-царевич обрадовался, завернул хлеб в ширинку, понес к отцу. А царь в то время принимал хлебы от больших сыновей. Их жены-то поспускали тесто в печь, как им бабушка-задворенка сказала, и вышла у них одна горелая грязь. Царь принял хлеб от старшего сына, посмотрел и отослал в людскую. Принял от среднего сына и туда же отослал. А как подал Иван-царевич, царь сказал:

— Вот это хлеб, только, в праздник его есть. И приказал царь трем своим сыновьям, чтобы завтра явились к нему на пир вместе с жёнами.

Опять воротился Иван-царевич домой невесел, ниже плеч голову повесил. Лягушка, по полу скачет:

— Ква, ква, Иван-царевич, что закручинился? Или услыхал от батюшки слово неприветливое?

— Лягушка, лягушка, как мне не горевать! Батюшка наказал, чтобы я пришёл с тобой на пир, а как я, тебя людям покажу?

Лягушка отвечает:

— Не тужи, Иван-царевич, иди на пир один, а я вслед за тобой буду. Как услышишь стук да гром, не пугайся. Спросят тебя, скажи: “Это моя лягушонка, в коробчонке едет”.

Иван-царевич и пошёл один. Вот старшие братья приехали с жёнами, разодетыми, разубранными, нарумяненными, насурьмленными. Стоят да над Иваном-царевичем смеются:

— Что же ты без жены пришёл? Хоть бы в платочке её принес. Где ты такую красавицу выискал? Чай, все болота исходил.

Царь с сыновьями, с невестками, с гостями сели за столы дубовые, за скатерти браные — пировать. Вдруг поднялся стук да гром, весь дворец затрясся. Гости напугались, повскакали с мест, а Иван-царевич говорит:

— Не бойтесь, честные гости: это моя лягушонка, в коробчонке приехала.

Подлетела к царскому крыльцу золоченая карета о шести белых лошадях, и выходит оттуда Василиса Премудрая: на лазоревом платье — частые звезды, на голове — месяц ясный, такая красавица — ни вздумать, ни взгадать, только, в сказке сказать. Берёт она Ивана-царевича за руку и ведёт за столы дубовые, за скатерти браные.

Стали гости есть, пить, веселиться. Василиса Премудрая испила из стакана да последки себе за левый рукав вылила. Закусила лебедем да косточки, за правый рукав бросила.

Жёны больших-то царевичей увидали её хитрости и давай то же делать.

Попили, поели, настал черед плясать. Василиса Премудрая подхватила Ивана-царевича и пошла. Уж она плясала, плясала, вертелась, вертелась — всем на диво. Махнула левым рукавом — вдруг сделалось озеро, махнула правым рукавом — поплыли по озеру белые лебеди. Царь и гости диву дались.

А старшие невестки пошли плясать: махнули рукавом — только гостей забрызгали, махнули другим — только кости разлетелись, одна кость царю в глаз попала. Царь рассердился и прогнал обеих невесток.

В ту пору Иван-царевич отлучился потихоньку, побежал домой, нашёл там лягушечью кожу и бросил её в печь, сжёг на огне.

Василиса Премудрая возвращается домой, хватилась — нет лягушечьей кожи. Села она на лавку, запечалилась, приуныла и говорит Ивану-царевичу:

— Ах, Иван-царевич, что же ты наделал! Если бы ты ещё только три дня подождал, я бы вечно твоей была. А теперь прощай. Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, у Кощея Бессмертного…

Обернулась Василиса Премудрая серой кукушкой и улетела в окно. Иван-царевич поплакал, поплакал, поклонился на четыре стороны и пошёл куда глаза глядят — искать жену, Василису Премудрую. Шёл он близко ли, далёко ли, долго ли, коротко ли, сапоги проносил, кафтан истёр, шапчонку дождик иссёк. Попадается ему навстречу старый старичок.

— Здравствуй, добрый молодец! Что ищешь, куда путь держишь?

Иван-царевич рассказал ему про своё несчастье. Старый старичок говорит ему:

— Эх, Иван-царевич; зачем ты лягушечью кожу спалил? Не ты её надел, не тебе её было снимать. Василиса Премудрая хитрей, мудреней своего отца уродилась. Он за то осерчал на неё и велел ей три года быть лягушкой. Ну, делать нечего, вот тебе клубок: куда он покатится, туда и ты ступай за ним смело.

Иван-царевич поблагодарил старого старичка и пошёл за клубочком. Клубок катится, он за ним идет. В чистом поле попадается ему медведь. Иван-царевич нацелился, хочет убить зверя. А медведь говорит ему человеческим голосом:

— Не бей меня, Иван царевич, когда-нибудь тебе пригожусь.

Иван-царевич пожалел медведя, не стал его стрелять, пошёл дальше. Глядь, летит над ним селезень. Он нацелился, а селезень говорит ему человеческим голосом:

— Не бей меня, Иван-царевич! Я тебе пригожусь, Он пожалел селезня и пошёл дальше. Бежит косой заяц. Иван-царевич опять спохватился, хочет в него стрелять, а заяц говорит человеческим голосом:

— Не убивай меня, Иван-царевич, я тебе пригожусь. Пожалел он зайца, пошёл дальше. Подходит к синему морю и видит — на берегу, на песке, лежит щука, едва дышит и говорит ему:

— Ах, Иван-царевич, пожалей меня, брось в синее море!

Он бросил щуку в море, пошёл дальше берегом. Долго ли, коротко ли, прикатился клубочек к лесу. Там стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается.

— Избушка, избушка, стань по-старому, как мать поставила: к лесу задом, ко мне передом.

Избушка повернулась к нему передом, к лесу задом. Иван-царевич взошёл в неё и видит — на печи, на девятом кирпичи, лежит Баба-яга, костяная нога, зубы — на полке, а нос в потолок врос.

— Зачем, добрый молодец, ко мне пожаловал? — говорит ему Баба-яга. — Дело пытаешь или от дела летаешь?

Иван-царевич ей отвечает:

— Ах ты, старая хрычовка, ты бы меня прежде напоила, накормила, в бане выпарила, тогда бы и спрашивала.

Баба-яга его в бане выпарила, напоила, накормила, в постель уложила, и Иван-царевич рассказал ей, что ищет свою жену, Василису Премудрую.

— Знаю, знаю, — говорит ему Баба-яга, — твоя жена теперь у Кощея Бессмертного. Трудно её будет достать, нелегко с Кощеем сладить: его смерть на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и тот дуб Кощей Бессмертный, как свой глаз, бережёт.

Иван-царевич у Бабы-яги переночевал, и наутро она ему указала, где растет высокий дуб. Долго ли, коротко ли, дошёл туда Иван-царевич, видит — стоит, шумит высокий дуб, на нем казённый сундук, а достать его трудно.

Вдруг, откуда ни взялся, прибежал медведь и выворотил дуб с корнем. Сундук упал и разбился. Из сундука выскочил заяц — и наутек во всю прыть. А за ним другой заяц гонится, нагнал и в клочки разорвал. А из зайца вылетела утка, поднялась высоко, под самое небо. Глядь, на неё селезень кинулся, как ударит её — утка яйцо выронила, упало яйцо в синее море.

Тут Иван-царевич залился горькими слезами — где же в море яйцо найти! Вдруг подплывает к берегу щука и держит яйцо в зубах. Иван-царевич разбил яйцо, достал иголку и давай у неё конец ломать. Он ломает, а Кощей Бессмертный бьется, мечется. Сколько ни бился, ни метался Кощей, сломал Иван-царевич у иглы конец, пришлось Кощею помереть.

Иван-царевич пошёл в Кощеевы палаты белокаменные. Выбежала к нему Василиса Премудрая, поцеловала его в сахарные уста. Иван-царевич с Василисой Премудрой воротились домой и жили долго и счастливо до глубокой старости.

III.
3.1.

3.2.

3.3.

Работа по теме урока.
Беседа:
– Исходя из темы урока, сформулируйте вопрос-понятие.

– Прежде чем ответить на вопрос, давайте вспомним, какие существенные признаки нужно выделить в содержании понятия?

– Учитывая структуру определения, ответьте на вопрос-понятие

Задание 1.
– Используя карточку №2, сформулируйте вопрос-суждение к теме урока.
Индивидуальный труд

– Попробуйте дать ответ в виде умозаключения на сформулированный вопрос– суждение, используя карточку №6

1. Индивидуальный труд.

– У кого есть другие версии ответа?

2. Если Вы правильно сформулировали вопрос-суждение, то поставьте себе 2 балла.
– Если умозаключение сформулировано верно, поставьте еще 3 балла.
– Если были допущены неточности, то – 2 балла.

8 мин.
2 мин.

1 балл

1 балл

3 балла

1 мин.
2 балла

5 мин.

3 балла

2 балла

3 балла
2 балла


Вариант ответа:
Что называется сказкой?

– В содержании понятия обязательно указываются родовой признак и видовые признаки.

Сказка – это жанр эпоса(Р) фантастического характера, имеющий зачин, (В) противопоставление добрых героев злым, счастливый конец.

Вариант ответа:
Как доказать, что данное произведение является сказкой?

Вариант ответа:
Поскольку художественное повествование фантастического характера, имеющее зачин, деление героев на добрых и злых, счастливый конец, считается сказкой.
А «Царевна-лягушка» – это художественное повествование, имеющее зачин, деление героев на добрых и злых, счастливый конец.

Следовательно, произведение «Царевна-лягушка» является сказкой.

IV.

4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

4.5.

4.6.

4.7.

Анализ текста сказки.– Ответьте на вопрос-понятие: Каковы свойства и виды сказок?

– По какому признаку можно поделить сказки?

– Перечислите признаки волшебной сказки.

– Пользуясь текстом сказки, докажите, что «Царевна-лягушка» волшебная сказка.

Сформулируйте свой ответ в виде умозаключения, используя карточку №6.
Индивидуальный труд.
Герои сказки.
– По какому принципу делятся герои сказки?


Задание 2.

– Сформулируйте 2 суждения на сравнения, используя карточку №6, и выявите общие и особенные признаки героев сказки.
1.Индивидуальный труд.
– У кого есть другие версии ответа?
2.Самооценка:
– Если Вы правильно сформулировали вопрос-суждение, то поставьте себе
3 балла.
– Если были допущены неточности, то – 2 балла.

Задание 3.
– Составьте сборник словесных образов к понятиям:
Иван-царевич, Царевна-лягушка,
Царь, Кощей Бессмертный
(по два образа к каждому понятию)

1. Индивидуальный труд.
2. Обсуждение в группах.
– Обсудите результаты индивидуальной работы и подготовьте выступление:
* каждая группа выступает по одному образу – 2 мин,
* вопросы-дополнения или вопросы-возражения.
3. Самооценка.

– Прочтите название сказки.
– Какое противоречие заложено в нем? Поясните свой ответ.

– Какие еще противоречия содержатся в данной сказке?

– Сформулируйте свой ответ, используя карточку №4

– Выделите главное противоречие

– Чему учит сказка «Царевна-лягушка»?

– Подведите понятие «Сказка» под философские категории:
1. Причина – следствие
2. Единство – многообразие
3. Общее – особенное – единичное
4. Возможность – действительность

28 мин.

2 мин.

по
1 баллу

3 мин.

1 балл
1 балл

1 балл

3 балла

2 мин.
по
1 баллу

5 мин.

6 баллов

10 мин.

8 баллов

8 мин.

1 балл

3 мин.

2 балла

3 балла

3 балла

1 балл

3 мин.

4 балла

Вариант ответа:
Свойства сказки:
– особая композиция (зачин, счастливый конец),
– добро всегда побеждает зло,
– герою помогают волшебные помощники,
– прием троекратного повтора, – особые речевые обороты.

– По характеру развития сюжета сказки делятся на волшебные, бытовые, сказки о животных.

– Основные признаки волшебной сказки: волшебный сюжет, волшебные герои, волшебные помощники, волшебный конец.

Вариант ответа:
Волшебный сюжет, превращения Василисы Премудрой, выполнение заданий царя, волшебный конец (смерть Кощея от сломанной иглы), присутствие волшебного помощника (старый старик), волшебные герои – Баба-Яга, Кощей Бессмертный

Поскольку художественное повествование фантастического характера, имеющее волшебный сюжет, волшебных героев, волшебных помощников, волшебный конец, считается волшебной сказкой.
А «Царевна-лягушка» – это художественное повествование, имеющее волшебный сюжет, волшебных героев, волшебных помощников, волшебный конец.

Следовательно, произведение «Царевна-лягушка» является волшебной сказкой.

Вариант ответа:
По характеру герои делятся на положительных и отрицательных
(Иван-царевич – Кощей Бессмертный).
– По обладанию волшебными способностями герои делятся на
реальных и волшебных
(царь, сыновья, жены –
Царевна -лягушка, Кощей Бессмертный, Баба-Яга)

Примерные ответы:
По сравнению с Царем, который является реальным героем, Кощей Бессмертный – волшебный герой, наделенный отрицательными чертами характера.
Наряду со старшими братьями, Иван-царевич пошел искать невесту.
Больше чем Иван-царевич, симпатии читателей вызывает образ Царевны-лягушки

Смотри приложение

Примерный ответ:
– Противоречие заложено в названии сказки «Царевна – лягушка» (Иван-царевич), подчеркивается, что Царевна является не реальным персонажем, а волшебным, не человек, а заколдована в лягушку.

– Все знали, что Иван-царевич женился на квакушке, однако она была Василисой Премудрой.

Иван-царевич женился на Василисе Премудрой, хотя ей приказано было три года квакушею быть.

Если Иван-царевич переживал о задании отца испечь каравай, то Царевна-лягушка легко выполнила задание, обернувшись красной девицей.

– Честность Ивана-царевича в выборе невесты (Зная, что его невеста квакушка, Иван-царевич честно выполнил свой долг и женился на ней).

– Честности, принципиальности.

Примерный ответ:

1. Стрела у лягушки – женитьба на ней
2. Герои: положительные – отрицательные, реальные – волшебные.
3. Герой – положительный – Иван-царевич
4. Иван-царевич мог отказаться от брака на лягушке – в действительности женился.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Царевна-лягушка — анализ сказки

Одна из самых любимых народных сказок детства. Наверное, нет ребёнка, который бы не знал этой чудесной сказки.

Сказка «Царевна Лягушка» полна волшебства и магии, но в, то, же время автор, как бы иронизирует над, главным героем. Ведь из всех братьев именно Иван попал в то ужасное болото, в котором живёт теперь его жена-лягушка.

Весь сюжет построен на трёх братьях. Старший был самым сильным и умным, младший уступал по всем качествам старшему брату, а вот на третьего никто не замечал, будто и не было Ивана вовсе на белом свете. И вот наступает время, когда молодым людям нужно вступить в брак. Но и тут всё не просто. Жену им должно выбрать стрела, которую они запустят. Куда стрелы упадут на той, и женится царевич. Двум старшим повезло. Им достались красавицы и умницы, а вот стрела Ивана упала в болото. Не могло это не расстроить царевича, ибо теперь свою жизнь придётся связать с мерзкой лягушкой.

Эта сказка полна морали и нравственности. Автор хорошо показал, что нельзя судить ни одно живое существо по виду. Люди не должны судить по одёжке другого человека, а так же недооценивать способности людей, которые порой кажутся глуповатыми. Никто не может знать до конца, что из себя, представляет тот или иной знакомый. Ведь в итоге царевна –лягушка оказалась не только красавицей, но и мастерицей, рукодельницей. Она превзошла других жён царевича. А сам юный принц полон новых идей и возможностей. Порой люди не понимают мысли и поступки других потому, что не дано. Иван – не был похож на остальных, его можно назвать уникальным.

Сказка рассказывает о русском народе, жизни, культуре, о психологии Руси. Это немало важно, ведь надо понимать, какие люди жили в те года, как они мыслили и что делали. Этот рассказ учит добру и терпению, а ещё великодушию. Царевна- лягушка не обижается на Ивана, она понимает его и жалеет.

Так же эта сказка учит, что всегда нужно добиваться своего, какие бы преграды стояли на пути. Иван никогда не сдавался и получил от жизни хорошую награду, а вот его старшие браться получили всё просто, но никто не знает, что рано или поздно то, что давалось легко станет даваться труднее. Иван всегда старался достичь лучших результатов, а вот браться потихоньку стали тупеть и скучнеть. Человек сам по себе должен верить в хорошее и упорно трудиться, чтобы достичь желаемого. Без труда и упорства ничего не выйдет. Ведь человек должен всегда учиться, чтобы развивать ум и мышление, смотреть шире на происходящие события.

Анализ 2

Сказка «Царевна-лягушка» является народной, поэтому определенного автора у нее нет. Предположительно, она создавалась на протяжении десятилетий и веков. Переходя из уст в уста, текст переносил существенные изменения. Поэтому нельзя отрицать того, что сегодня мы можем прикоснуться только к адаптированному изданию. Возможно, утеряны какие-то важные и существенные элементы, поэтому восстановить изначальный смысл сказки невозможно.

Согласно сохранившейся версии, отец дал своим трем сыновьям по стреле. Информации о матери, как и во многих других народных и авторских сказок, нет.

Эти орудия должны были указать им на нахождение невесты. Старший и средний сын нашли хороших девушек, а стрела младшего указала на болото. Лягушка приказала Ивану-царевичу взять себя в жены.

Отец решил проверить таланты своих невесток, задавая им задания разной сложности. Царевна-лягушка справилась с ними лучше всех, так как оказалась Василисой Прекрасной. Иван не знал о человеческом обличии своей супруги до тех пор, пока отец не устроил большое застолье, где должны были собраться все три молодые семьи. И там Царевна-лягушка становится лучше всех.

Иван совершает большую ошибку, когда сжигает в печке шкуру лягушки. Таким образом, Василиса Прекрасная оказывается в плену у Кощея Бессмертного. Ивану приходится преодолеть много препятствий, чтобы освободить супругу.

В сказке поднимается несколько проблем. Во-первых, о соотношении внешности и поступков человека. Нельзя судить по внешности, необходимо анализировать поступки, характер человека. Во-вторых, сказка приводит читателя к мысли, что нельзя никому завидовать и нужно принимать все жизненные сюрпризы. В-третьих, необходимо отстаивать интересы своей семьи и защищать ее. Это выражено в храбрости, которую проявил Иван-царевич в поиске и спасении Василисы Прекрасной.

Василиса Прекрасная выигрывает на фоне своих соперниц. В ней выражен идеал жены, женщины для русского народа. Василиса трудолюбивая, умелая, мудрая, красивая, любящая, нежная, по-хорошему хитрая. Она не хочет показаться лучше, чем она есть. Василиса просто выполняет свою работу как супруги.

Сказка «Царевна-лягушка» известна каждому читателю с самого детства. Подобные произведения кажутся порой очень простыми, понятными, но при тщательном анализе можно выявить другой, глубокий, сакральный смысл, непонятный до процесса.

Структура произведения

Композиция сказки «Царевна-лягушка» построена по традициям русских народных волшебных сказок. Здесь есть сказочная завязка, развитие, в котором усиливается напряжение, присказки и троекратные повторы и, наконец, счастливая концовка. Особое место занимает здесь само временно-пространственное измерение мира волшебной сказки.

Подробнее: «Царевна-лягушка»: краткое содержание для читательского дневника

Функции сказки «Царевна-лягушка»

Функции сказки «Царевналягушка» 7) герой реагирует на действия будущего дарителя – Иван слушается и первую и вторую Бабу-Ягу и следует по указанному пути.

герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков – путь верно приводит Ивана к третьей избушке, где находится царевна-лягушка. 9) герою предлагается трудная задача — Живет теперь царевна у большой сестры, ступай туда да смотри ты: как станешь подходить — у нее узнают, Елена обернется веретешком8, а платье на ней будет золотом. Моя сестра золото станет вить, как совьет веретешко, и положит в ящик, и ящик запрет, ты найди ключ, отвори ящик, веретешко переломи, кончик брось назад, а корешок перед себя: она и очутится перед тобой». 10) задача решается – Иван-царевич сделал всё так, как было указано. 11) героя узнают – Царевна узнает Ивана. 12) герой вступает в брак — прилетели домой, все обрадовались, стали жить да быть да животы (богатство) наживать — на славу всем людям.

Главные герои сказки

Иван-Царевич

Основными положительными героями сказки являются, конечно, Иван-Царевич и Василиса-Прекрасная. Иван — это воплощение доблести, храбрости и самоотверженности, готовый ради любимой идти на край света и вступить в смертельную схватку даже с таким противником, как Кащей Бессмертный. Вместе с тем, он великодушен, милосерден и бескорыстен. Все эти качества в полной мере проявляются при встрече с теми зверями, которые встречаются ему на пути. Приходит время и те, кому он помог также помогают ему в трудную минуту.

Основная идея проходит красной нитью через всю сказку — будь бескорыстен, помогай другим от чистого сердца и всё это вернётся к тебе ещё большим добром. Будь целеустремлён и неси ответственность за свои поступки, не бойся трудностей и удача будет всегда сопутствовать тебе.

Подробнее: Иван-Царевич: характеристика и образ героя

Василиса-Прекрасная

Василиса-Прекрасная это идеал женщины, умной, любящей, преданной. Помимо главных героев сказка наполнена множеством героев-помощников. Это мамки- няньки, помогающие Василисе, говорящие звери, старичок, подаривший Ивану царевичу путеводный клубок и Баба –Яга, которая помогла ему найти дорогу в царство Кащея.

Подробнее: Василиса-Прекрасная: характеристика и образ героя

Кащей Бессмертный

И, наконец, сам Кащей Бессмертный. Воплощение зла! Персонаж насколько зловредный, настолько и любвеобильный, так как в большинстве русских сказок именно он является похитителем красавиц. Поступки его далеки от нравственности, но и получает он по заслугам.

Подробнее: Кащей Бессмертный: характеристика и образ героя

Статья. Годовое колесо и царевна-лягушка. Психологический анализ сказки

Кощей Бессмертный, престарелый импотент тридесятого царства, нарушает естественный ход событий и желает продлить молодость, для чего дщерь свою обращает в лягушку и ссылает на болота. Чтобы склизкое земноводное никто не полюбил, и зять, соперник на трон, не появился. На три года. Хотя цифра ритуальная, — с крепкими шансами девушка торчала на болоте заметно дольше.

Василиса Премудрая на то и премудрая, что, при всей любви ейной к папеньке, понимает, что царь на троне должен быть молод и горяч и э… от жизнелюбия ее избранника и зависит благоденствие ее царства. Ибо речь идет про матриархат и преемственность по женской линии.

Именно поэтому ей шкурно важно иметь детный брак, ибо трон потом перейдет к мужу ее дочери.

Именно поэтому за царем-батюшкой постоянно мерещится жена. Ну, матриархат, ничего не попишешь.

У Василисы есть строго одна задача — она хочет иметь молодого и плодовитого мужа. Поэтому а) верно пойманная стрела, б) ее запрос взамуж, в) прогибы под причуды свекра, г) великотерпие по отношению к избраннику.

Все рушится в тот момент, когда Иван демонстрирует, что он не только такой же, как Кащей (привет возрождающему и умирающему солнечному богу — это двое из ларца, одинаковых с лица, Иван может стать Кащеем. Станет. Как постареет и утратит способность любить женщину), но и что он тоже нарушает естественный ход событий и сжигает шкурку.

— Что ж ты, Иван-царевич, дурак-то такой? Была бы естественная смена власти, а ты вляпался в приключения. Ну давай, приключайся теперь, — резюмирует Василиса Премудрая и отбывает к папеньке в терем. Ситуация становится кризисной, ибо теперь Василиса старательно играет роль добропорядочной царевны, которую надо увоевывать у старого царя-отца и смена власти может произойти только насильственным путем.

Иван-царевич, который без Василисы не очень-то жилец, вынужден наконец-то пошариться в архетипических образцах в своей голове и сообразить, что ему на роду написано быть Коловратом и приводить в движение годовое колесо.

Ну, а коль скоро он Коловрат, то сначала он встречает медведя и мы с уверенностью можем сказать, что это была зима, когда природа умирает, ибо путь героя всегда должен начаться с рождением нового солнца, а медведь как первопредок — это зима, карачун и все такое. Далее заяц, селезень и щука в соответствии со сменой сезонов. И Иван-царевич наконец-то понимает, что не надо нарушать течение времени, оно, время, ему еще пригодится.

С крепкими шансами, за смертью Кащея эта публика тоже гонялась целый год.

И я там был-мед-пиво-пил.

Внешность главной героини Василисы Премудрой

Интересно, что о внешности главной героини в сказке практически ничего не говорится. Описание Василисы Премудрой дается читателю с помощью характеристики ее действий и слов. Лишь на царском балу героиня изображается писаной красавицей. Но и это описание является вполне типичным для большинства волшебных сказок.

Это лишний раз подтверждает, что образ Василисы Премудрой является собирательным, обобщающим. Более того, для сказки гораздо более важным оказывается изображение не внешних, а внутренних достоинств героини.

Действующие лица сказки:

— Герой; Царевна или её отец; Волшебный помощник; Антагонист (вредитель); Даритель волшебных средств герою сказки; — Отправитель; — Ложный герой. 1) Исходная ситуация — у одного царя было три сына. Получив наказ от отца жениться на тех девушках, к кому попадёт их стрела, сыновья так и поступают. Младшему Ивану-цареву в жены достаётся лягушка. 2) нарушение запрета – Иван-царевич сжигает легушачью шкурку; 3) посредничество, сообщение о беде – царевна говорит Ивану: «Ну, Иван-царевич, немного ты не потерпел; твоя бы я была, а теперь бог знает. Прощай! Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве». И не стало царевны. 4) начинающееся противодействие — Вот год прошел, Иван-царевич тоскует о жене. 5) герой покидает дом — на другой год собрался, выпросил у отца, у матери благословенье и пошел. 6) даритель испытывает героя – в лесу Иван встречает избушку, а в ней Бабу-Ягу, она отправляет его к своей средней сестре, а вторая к старшей, где живёт царевна.

Описание сюжета

Царь решил, что пришла пора его трём сыновьям вступить в брак и велел им наугад выстрелить из лука в разные стороны. Куда стрела упала, стало быть там и искать судьбу молодым людям.

Стрелы двух старших сыновей прилетели на купеческий и боярский дворы. Они взяли в жёны дочек купца и боярина. А у младшего сына Ивана стрела улетела на болото. Когда он её нашёл, то увидел, что стрелу держит в своих лапах лягушка и не хочет отдавать. Человеческим голосом она потребовала от Ивана жениться на ней, как и повелел его батюшка. Не посмев ослушаться отца, молодому человеку пришлось взять её в жёны.

Однако Царю мало было просто женить сыновей, он решил испытать их жён. Старик-отец приказал невесткам сделать для него 3 задания:

  • сшить рубаху;
  • испечь хлеб;
  • приехать на царский пир.

Иван загрустил, понимая, что лягушка вряд ли сможет справиться с заданиями его батюшки. Но она смогла и рубаху сшить, и хлеб испечь, причём намного лучше, чем жёны братьев. Как она это делала, Иван не видел, потому что всё происходило ночью, пока он спал.

Ночное превращение

Юноша не знал, что его лягушку царевну звали Василиса Премудрая. Она выросла и стала умнее своего отца, поэтому на 3 года была превращена в лягушку. На короткое время Василиса могла скидывать кожу и принимать свой истинный облик, поэтому с помощью нянек с успехом справилась с двумя заданиями царя.

Чтобы приехать на пир, ей пришлось раскрыться всем. Жёны старших братьев стали завидовать её красоте и умению. Они пытались во всём подражать Василисе, но только разозлили царя.

Пока его жена веселилась на пиру, Иван прибежал домой и сжёг кожу лягушки. Он думал, что таким образом Василиса останется в человеческом облике навсегда. Но оказалось, что ему нужно было подождать всего 3 дня, чтобы проклятье спало с девушки, а теперь Василисе пришлось вернуться к Кощею Бессмертному.

Поиски жены

Ивану-царевичу ничего не оставалось, как пойти искать свою жену. Он долго бродил по свету, пока не повстречал старичка, который дал ему волшебный клубок, указывающий путь. Пока молодой человек шёл за клубком, ему на пути попадались разные звери и птицы:

  • медведь;
  • заяц;
  • селезень;
  • щука.

Иван хотел на них поохотиться, но животные человеческим голосом просили не убивать их, обещая когда-нибудь ему пригодиться. Юноша пожалел их и отпустил.

Наконец клубок привёл царевича к избушке Бабы Яги. После того, как молодой человек отдохнул, попарился в бане и отужинал, старуха рассказала ему, как убить Кощея. Оказалось, что смерть врага находится в яйце, которое лежит в сундуке. Сам сундук подвешен на ветвях огромного дуба, так что достать его невозможно. Но Иван всё же решил попробовать, и Баба Яга указала дорогу к дубу.

Дерево действительно оказалось огромным, но тут откуда-то появился спасённый медведь и вырвал его с корнем. Сундук упал и открылся, из него выскочил заяц и побежал прочь. Однако его быстро догнал другой заяц — тот, кого Иван пожалел и не стал убивать. Из зайца вылетела утка, но ту поймал селезень. Из утки выпало яйцо и прямо в море. Но его успела схватить щука и передать Ивану. Юноша достал из яйца иглу и сломал её. Кощей умер, и Василиса стала свободной.

Почему Василиса превращена именно в лягушку?

Часто возникает вопрос о том, почему именно в лягушку была превращена Кощеем Бессмертным Василиса Премудрая. Сказка не дает прямого ответа на него. Однако разные исследователи предлагают свои варианты.

К примеру, можно вспомнить, что одним из ведущих художественных приемов в сказке является антитеза, противопоставление (к примеру, добро и зло, день и ночь, живая и мертвая вода, красота и безобразие). Уже имя героини — Василиса — говорит само за себя. С греческого языка его можно перевести как царственная, возвышенная. А с другой стороны, что может быть более непривлекательным и приземленным, чем лягушка, живущая на болоте.

Сюжет

По типичному сюжету сказки, Иван Царевич вынужден жениться на лягушке, так как находит её в результате обряда (царевичи стреляли из луков наугад, куда стрела попадёт — там невесту и искать). Лягушка, в отличие от жён братьев Ивана Царевича, отлично справляется со всеми заданиями царя, своего свёкра, либо с помощью колдовства (в одной версии сказки), либо с помощью «мамокнянек» (в другой). Когда царь приглашает Ивана с женой на пир, она приезжает в облике прекрасной девушки. Иван Царевич тайно сжигает лягушачью кожу жены, чем вынуждает её покинуть его. Иван отправляется на поиски, и с помощью Бабы-Яги находит её и освобождает.

Черты характера Василисы Премудрой

Не из-за красоты, но из-за характера любима Василиса Премудрая. Сказка подчеркивает, что не яркая внешность (казалось бы, что может быть безобразнее лягушки) и не богатство («конкурентками» девушки во дворце были боярская и купеческая дочери) приводит героев к счастью. А понимание и желание быть вместе.

Из сказки дается через ее поступки. То, как она утешает Ивана-царевича, с каким мастерством выполняет задания царя, как ведет себя во время пира, говорит о ней лучше любых описаний. В ее характере сочетаются одновременно глубокий ум и величественная простота русской души, гордость за себя и скромность.

Многие спрашивают, почему Василису называют Премудрой? На самом деле, этот эпитет подходит ей как нельзя лучше. Дело в том, что она в совершенстве освоила волшебные премудрости и даже превзошла в этом своего отца, могущественного колдуна. Характерно и то, что в сказке ее называют так в те минуты, когда она трудится, проявляет свое мастерство рукодельницы, хозяйки или волшебницы. К тому же героиня обладает способностью даже в самых трудных испытаниях сохранять спокойствие и принимать верное решение.

На основе обобщения различных фольклорных источников, Пропп выявил следующие сказочные функции:

1) Отлучка кого-либо из членов семьи; 2) запрет, обращённый к герою; 3) нарушение запрета; 4) выведывание; 5) выдача; 6) подвох; 7) невольное пособничество;

вредительство (или недостача); 9) посредничество; 10) начинающееся противодействие; 11) герой покидает дом; 12) даритель испытывает героя; 13) герой реагирует на действия будущего дарителя; 14) получение волшебного средства; 15) герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков; 16) герой и антагонист вступают в борьбу; 17) героя метят; 18) антагонист побеждён; 19) беда или недостача ликвидируется; 20) возвращение героя; 21) герой подвергается преследованиям; 22) герой спасается от преследования; 23) герой неузнанным прибывает домой или в другую страну; 24) ложный герой предъявляет необоснованные притязания; 25) герою предлагается трудная задача; 26) задача решается; 27) героя узнают; 28) ложный герой или антагонист изобличается; 29) герою даётся новый облик; 30) враг наказывается; 31) герой вступает в брак.

1.  О чём эта сказка? Кто её герои? К каким сказкам она относится (сказкам о животных, волшебным, бытовым)? Каковы её особенности?

Царевна-лягушка – русская народная сказка, где главный герой, Иван-царевич, младший сын царя, находит себе жену лягушку. Иван не знал, что его жена-это Василиса Премудрая, обращённая Кощеем в лягушку. Поспешил Иван, сжёг лягушачью шкуру в печи и пришлось ему выручать жену из плена Кощеева. Иван пожалел диких зверей и они помогли ему справиться с Кощеем, отплатили добром, «за добро добром платят».

Сказка о доброте, мудрости и счастье, которое обретают герои, пройдя через испытания.

Главные герои: Иван-царевич, Василиса Премудрая. Герои: Царь, старшие братья и их жёны, Баба-яга, Кощёй, заяц, селезень, медведь, щука.

Царевна-лягушка-это волшебная сказка.

Признаки волшебной сказки «Царевна Лягушка»: -Зачин-» было три сына», описание сказочного государства. – Волшебные предметы: избушка Бабы-Яги, игла(смерть Кощея на конце волшебной иглы). – Сказочные слова и превращения: лягушка превращалась в Василису Премудрую, звери говорили человеческим голосом, яйцо превратилось в зайца, утку, иглу. -Троекратный повтор: три сына, три жены, три наказа царя. – Добро побеждает зло: Иван-царевич победил Кощея. – Концовка: жили долго и счастливо до глубокой старости.

Особенности сказки-в её главной мысли и чему она учит, не в каждой сказке есть мораль.

Как каждая русская народная сказка, «Царевна лягушка» учит доброте, Иван пожалел диких зверей и они помогли ему справиться с Кощеем, отплатили добром, «за добро добром платят». В сказке есть и мораль, которая учит не спешить, а подумать, прежде, чем делать – «семь раз отмерь, один раз отрежь», поспешил Иван, сжёг лягушачью кожу и обрёк себя на испытания, а Василису на страдания в плену у Кощея. Сказка учит бороться за своё счастье, не сдаваться и не отчаиваться, тогда найдёшь то, что потерял.

Смысл сказки – не суди о людях по внешности, смотри на дела, под некрасивым обличием может быть самый лучший, добрый и прекрасный человек, с красивой душой. Главное- внутренняя красота и богатство, а не внешняя оболочка. Настоящая любовь пройдёт сквозь любые испытания и обретёт счастье.

2. Как оценивал царь работу невесток? Как вы понимаете эти оценки?

Царь решил проверить, какие жёны достались сыновьям и велел каждой, сшить по рубашке, испечь по хлебу и на пиру себя показать. Рукоделие царь оценил по достоинству: рубашку от жены старшего сына-«в черной избе носить, «среднего-» только, в баню ходить», а от лягушки рубашка-«в праздник её надевать. «Хлеба двух старших жён,, царь отослал в людскую, а от Василисы премудрой-«Вот это хлеб, только, в праздник его есть. «Царь признал, что старшие жёны и рукодельницы никудышные, и хозяйки нерадивые, а жена Ивана-царевича всем хороша: и умением, и красотой, и мудростью, и потешить народ танцем умеет.

3.  Чем отличается Царевна-лягушка от других невесток? Почему её называют премудрой?

Царевна-лягушка отличает от невесток мудростью, за внешностью лягушки скрывалась красота, но важнее, что Василиса и мужу помогает, и сама всё делать умеет, за себя постоит и другим поможет

4. Кто помогает Ивану-царевичу найти Василису Премудрую?

Ивану-Царевичу помогали:

Дедушка, медведь, заяц, селезень и щука.

5.  Найдите в сказке фрагменты, которые читаются ритмично, как стихотворение, и подумайте, зачем они введены в сказку. Например: «Махнула левым рукавом — стало озеро, махнула правым — поплыли по озеру белые лебеди… »

«- Избушка, избушка, стань по-старому, как мать поставила»

«ты бы меня прежде напоила, накормила, в бане выпарила, тогда бы и спрашивала. «

«в бане выпарила, напоила, накормила, в постель уложила»

» Трудно её будет достать, нелегко с Кощеем сладить: его смерть на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и тот дуб Кощей Бессмертный, как свой глаз, бережёт. «

«Долго ли, коротко ли, дошёл туда Иван-царевич, видит – стоит, шумит высокий дуб, на нем казённый сундук, а достать его трудно. «

«Сколько ни бился, ни метался Кощей, сломал Иван-царевич у иглы конец, пришлось Кощею помереть. «

«Иван-царевич пошёл в Кощеевы палаты белокаменные. Выбежала к нему Василиса Премудрая, поцеловала его в сахарные уста. «

6.  Обратите внимание на то, как начинается и завершается сказка. Есть ли у неё присказка, зачин, концовка? Есть ли повторы, эпитеты, гиперболы и какую роль они выполняют?

Сказка содержит в себе традиционные элементы. ‘Гак, сказка начинается так: «В неком королевстве. . . ». Это зачин. Л завершается так: «И стали они жить дружно, в любви и согласии». Это называется концовка.

В притче встречаются повторы. Например, ква-ква, подумал-подумал, царство- государство, кости-огрызки, мамки-няньки. Есть и эпитеты: тугие луки, буйная голова, столы дубовые, скатерти кружевные, белоснежные лебеди. Встречаются и гиперболы: махнула левым рукавом – сделалось озеро; железные сапоги и хлеба.

Все художественные средства делают повествование образнее, интереснее, ярче и конкретнее.

7. Можно ли считать незаслуженно забытыми слова: печалиться, тужить, кручиниться, слово мудрёное, молвить, дивиться, снарядиться? Подберите к ним синонимы.

Да, слова забыты

Синонимы:

  • огорчаться
  • переживать
  • сложное
  • говорить
  • удивляться
  • собраться

8.  Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?

Главные герои — Иван-царевич и Василиса Премудрая (Царевна-лягушка).

В названиях русских сказок можно заметить одну интересную закономерность. Большинство из них, особенно это касается волшебных сказок, сразу в названии указывают и главного героя и главного антигероя, с которым приходится иметь дело герою. В сказке «Царевна-лягушка» главными героями оказываются сама царевна- лягушка, она же Василиса Премудрая и Иван Царевич, который вынужден биться с Кощеем Бессмертным. Причем если в отдельных эпизодах на первое место в повествовании несомненно выходит образ царевны-лягушки, то в целом в сказке главный герой все-таки Иван Царевич.

И тем не менее, сказка не названа «Иван Царевич и Кощей Бессмертный», возможно потому, что эти образы стали уже привычными и не создают оригинальность сказки, а вот образ Царевны-лягушки почти уникален и сразу запоминается. И именно Царевна-лягушка вызывает наибольшие симпатии у читателя сказки.

9. Известно, что сказка «Царевна-лягушка» имеет 24 варианта. Один из лучших вариантов этой сказки включён в вашу хрестоматию. Знаете ли вы другие варианты? Какая между ними разница?

Действительно у сказки «Царевна лягушка» есть множество вариантов, которые отличаются в деталях, но обладают одной и той же сюжетной линией. Например чаще всего братья стреляют из луков, но есть вариант, когда используется самострел. Часто появляется в сказке старичок, который направляет Ивана подарив ему волшебный клубок, но в некоторых вариантах сказки его нет и Иван напрямую выходит к Бабе-Яге. Есть варианты сказки в которых даже нет Кощея, а есть некий таинственный жених, к которому улетает превратившись в лебедя Василиса и тогда Ивану приходится заручиться поддержкой сразу трех баб Яг, а вот помощь животных ему тогда не требуется.

10. В электронном приложении найдите сказку «Чего на свете не бывает». Прочитайте её. Определите, к какому виду сказок она относится. Над кем она «смеётся»?

  • Признаки волшебной сказки 3 класс сказка о царе салтане
  • Признаки авторской сказки 5 класс
  • Признаки бытовой сказки каша из топора
  • Признаки бытовой сказки 5 класс
  • Признаки авторской сказки и народной