Признаки сказки в произведении два брата

История создания сказка была написана э. т. а. гофманом в первой половине 19 века, а точнее в 1819 году незадолго

История создания

Сказка была написана Э. Т. А. Гофманом в первой половине 19 века, а точнее в 1819 году незадолго до смерти автора. При жизни написанные им произведения не приносили писателю большого дохода поэтому всю жизнь он испытывал давление, ему приходилось работать на государственной службе, которую он не любил.
Невозможность реализовать все свои идеи на литературном поприще привела к пагубным привычкам Гофмана. Он был одинок, и писательство стало его отдушиной. В своих произведениях автор высмеивал устройство немецкого общества того времени и пороки, свойственные всем людям. Гофман ненавидел мещанство и страдал от того, что ему приходится жить в такой реальности. К концу жизни он был измучен депрессией, алкоголем и бессонницей, сказка «Крошка Цахес» отразила его угнетенное состояние.

Жанр и направление

Жанр данного произведения можно назвать сказкой. В ней присутствуют вымышленные персонажи, противостояние добра и зла и счастливый финал. В то же время, в основе сюжета лежат абсолютно реальные события. Такое смешение выдуманного и настоящего привело к появлению нового жанра, именуемого повестью – сказкой. По размеру она длиннее, чем рассказ, но короче, чем роман.
В произведении четко просматриваются черты романтизма.
Писатель противопоставляет реальный порочный мир сказочному царству, в котором повсюду доброта и счастье. Высоко оральный главный герой противопоставлен обществу, которое стало бездуховным и обыденным. В итоге главный герой одерживает над обществом победу.
Главный герой Бальтазар – романтичный мечтатель, который противопоставлен обществу. Он гордый, но отвергнутый и не может найти свое место в этом мире.

Сюжет сказки

В государстве Керепеси все живут счастливо, феи творят свои чудеса, по улицам разгуливают единороги. После смерти правителя Деметрия, управлять государством стал Пафнутий. Он решил ввести в государство просвещение. Всех фей выслали в соседнее государство, единорогов запрягли в телеги.
В государства осталась лишь одна волшебница – фея Розабельверде. Однажды фея повстречала женщину с некрасивым ребенком. Волшебнице стало жаль мальчика и она расчесала его волосы, вплетя несколько золотых волосков. При этом мальчик оставался злым, уродливым, со скверным характером. Окружающие же находились под волшебными чарами. Глядя на ребенка все умилялись его внешности, таланту и послушанию. Об этом читатель узнает почти в конце произведения.
Тем временем, все жители поддаются влиянию господина Циннобера. Он делает головокружительную карьеру, все заслуги и чьи-то достижения приписывали этому злобному карлику. В то же время никто не замечал плохого, что он творил. Люди говорили о его душевной физической красоте, хотя на деле он был уродливым и злым. Его чарам не поддавался лишь поэт Бальтазар и его друг Фабиан.
Мош Терпин, профессор, мечтал выдать замуж за чудовище Циннобера свою красавицу-дочь Кандиду. Ведь карлик был богат, имел положение в обществе и мог способствовать успешной карьере своего тестя.
Бальтазар был влюблен в Кандиду, посвящал ей стихи, но авторство приписывали Цинноберу. В какой-то момент даже Фабиан начал поддаваться магическим чарам и в его душу закрались сомнения. Может и вправду стихи пишет карлик, а Бальтазар из ревности не признает этого.
Циннобер оказался тем самым мальчиком Цахесом, которого заколдовала фея. Но добрый маг Проспер Альпанус разрушает ее колдовство, все узнают истинную сущность уродца, Бальтазар и Кандида женятся. Маг сделал Бальтазара богатым, тесть полюбил его.
Образы главных героев
Крошка Цахес – уродливый карлик, которому решила помочь добрая фея. Но ее колдовство он обратил в выгоду для себя, власть и богатство превратили его в подлого и наглого человека. Его разум был затуманен жаждой наживы.
Бальтазар – романтичный студент – поэт. Любит мечтать, наблюдать за природой. Благодаря внутренней красоте и возвышенностью над мещанами, смог разглядеть истинное лицо карлика.
Кандида – красивая, но не слишком умная девушка. Знает, как преподать себя, заинтересовать. Выйдя замуж за Бальтазара, лишает его индивидуальности, превращая в обычного бюргера.

Темы

Сочувствие – фея, пожалев уродливого мальчика, заколдовала его, что никто не замечал его изъянов. Карлик же стал высокомерным, жестоким, обратил колдовство в свою пользу. Автор показывает как все в мире относительно. Не всегда добро по отношению к другому во благо.
Любовь – Бальтазар испытывает к Кандиде искренние чувства, ради своей любви он готов противостоять каждому, кто встретится на пути к счастью. Кандида же не ровня Бальтазару по своим человеческим качествам, но это не смущает юношу. После свадьбы они стали вести обычный образ жизни, как миллионы семей. В их жизни не осталось места для чудес.
Мистика – в произведении противопоставлены идеи Просвещения и мир чудес, который, по мнению автора, гораздо лучше реальности. В обществе, которое полагается только на разум, правят деньги и тщеславие.

Проблемы

Людские пороки. Гофман работал на государственной службе и в своей сказке отразил то, с чем сталкивался каждый день. Это и жажда наживы, и преклонение перед людьми более высокого чина, невежество, мещанство.
Вмешательство государства. Правитель волшебной страны пытается искоренить фей и волшебников, навязывает жителям правила, которые все должны неукоснительно соблюдать.
Несправедливость. Жители слишком увлечены бытом, чтобы замечать творящуюся вокруг них несправедливость.

Основная идея

В произведении Гофман высмеивает мещанство и недалёких людей, живущих с оглядкой на окружающих. Автор призывает чаще обращать внимание на прекрасное вокруг, отвлечься от забот, быть наблюдательнее. Материальное противопоставлено в сказке духовному.
Гофман показывает как люди могут восхищаться тем, кто приносит им зло, если их разум затмят деньги.

Чему учит

Люди интересные, имеющие богатый внутренний мир не станут превозносить себя над другими. Свое самолюбие и эгоизм взращивают те, кому похвастаться больше нечем.

Критика

Сказки Гофмана известны во всем мире. Они не теряют актуальности даже спустя 200 лет. В них поднимаются проблемы общества вне времени: гордыня, эгоизм, добро и зло, жажда наживы. На основе произведений Гофмана ставят спектакли.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 59-61. 

УКМ «Школа России»

1. Почему своё произведение Ершов называет русской сказкой? Попробуй объяснить свою точку зрения.

Ершов назвал своё произведение русской сказкой, потому что в ней отражены все особенности народной волшебной сказки — присказка, зачин, троекратные повторы. Герои этой сказки также напоминают героев народных сказок, например Иван-дурак. 

Автор использовал для написания очень простой, народный язык, что также сближает его произведение с народными сказками.

2. Что в этой сказке волшебного, необычного, а что могло быть в действительности?

Волшебное в сказке: говорящий конёк-горбунок, говорящая кобылица.

Могло быть в действительности: потоптанная пшеница, нечестные братья, продажа коней, служба у царя.

3. Что в произведении говорится о братьях и как раскрывается каждый из них в поступках? Герои поступают так из жадности, скупости, желания достичь своей цели, из стремления быть добрыми и честными? Почему они всё время обманывали? Как ты объяснишь поступки братьев?

Старший брат Данило был умным, средний Гаврила — так и сяк. Они были старшими братьями Ивана. Они спали, вместо того, чтобы караулить, попытались украсть коней у Ивана.

Так поступали они от жадности и скупости. Они всё время обманывали, чтобы получить для себя выгоду. 

Я думаю, они были глупыми и искали самый лёгкий путь, мечтали ничего не делать, а иметь всё.

4. Чем схожи характеры старших братьев и чем отличается от них Иван? Каким человеком он на самом деле оказался?

Оба старших брата были корыстными и лживыми. Они были эгоистами и думали только о себе.

Иван был простой, добрый и честный. 

Он оказался очень хорошим человеком, который знает, в чём его выгода, но не станет обманывать ради достижения своих целей. 

5. Как ты считаешь, почему Иван стал хозяином чудесных коней? Как это объяснили его старшие братья?

Иван честно сторожил отцовское поле. Он увидел кобылицу, сумел на неё заскочить и усидеть в седле.

За это кобылица отдала ему трёх коней.

Братья объяснили появление коней везучестью, которой обладают дураки.

6. Выберите с друзьями ту часть сказки, которую вы хотите инсценировать. Распределите роли, выберите интонацию. Читайте так, чтобы всем было интересно слушать.

Я бы выбрала для инсценировки эпизод с продажей коней царю. Там всего два героя — Иван и царь. Но читать, как торговался Иван очень смешно.

7. Самостоятельно раздели произведение на части. Озаглавь каждую часть словами из текста.

План пересказа сказки «Конёк-Горбунок» для 4 класса

  1. Старик и три сына. «У старинушки три сына».
  2. Старшие братья в дозоре. «Как стало лишь смеркаться».
  3. Иван ловит кобылицу. «Вишь, какая саранча».
  4. Старшие братья и кони.»Лишь дурням клад даётся».
  5. Объяснения братьев. «Привезти тебе обнову».
  6. Городничий и царь. «Надо коней поглядеть».
  7. Покупка коней. «Два-пять шапок серебра».

8. Обсудите с другом, какие вопросы можно задать по каждой части всему классу.

Вопросы к сказке «Конёк-Горбунок» для всего класса.

  1. Как звали сыновей старика? — Данило, Гаврило и Иван.
  2. Где провёл ночь Данило? — Под сенником.
  3. Где провёл ночь Гаврило? — У соседки под забором.
  4. Что обещали Ивану за дозор? — Лубков, горох и бобов.
  5. Какого цвета была кобылица? — Как снег бела.
  6. Что сказал Иван дома про свой дозор? — Что поймал дьявола.
  7. Кто рассказал Ивану про кражу коней? — Конёк-Горбунок.
  8. Чем объяснили кражу братья? — Неурожаем.
  9. Кто рассказал царю про коней? — Городничий.
  10. Почему царь взял Ивана на службу? — Кони никому не давались и рвали уздечки.

9. Представь, как Иван рассказал бы эту сказочную историю. Запиши план в рабочую тетрадь.

Пересказ сказки «Конёк-Горбунок» от лица Ивана для 4 класса

Слышал я, что какой-то негодяй стал топтать батькину пшеницу. Ходили старшие братья, ловили злодея, да ничего у них не вышло.

Мне не хотелось идти ночью в поле, но отец пообещал мне лубков, да гороху, вот я и пошёл. Ждал, ждал, почти весь каравай съел, вдруг вижу белую кобылицу. Стала кобылица топтать пшеницу, а я на неё заскочил.

Поносила она меня не слабо, но усидел я. Уморилась кобылица. Обещала наградить двумя конями богатырскими, да каким-то коньком горбатеньким.

Дома я сказал, что прогнал дьявола, и не будет никто поле топтать. А когда кобылица пригнала коней, запер их в балаган.

Но братья тайком угнали коней. Пришлось мне с Коньком-Горбунком их догонять и стыдить. Согласился я продать коней, ведь и впрямь неурожай вышел, тяжеленько отцу приходится.

Пригнали мы коней в город, а там сам царь идёт. На коней любуется, хозяина спрашивает. Выхожу я, руки в боки, серебро за коней требую. Не торгуясь царь покупает коней, а тут незадача — не даются кони никому в руки, обратно ко мне бегут.

Пришлось царю меня на службу нанимать. Так вот я из огорода стал почти что воеводой! Чем не карьера?

10. Каждый ли может о себе сказать так, как сказал Иван: «Хоть Ивана вы умнее, да Иван-то вас честнее»?

Так о себе может сказать лишь честный человек, который признает, что у него есть недостатки, но есть и достоинства. Такой человек не хвастает умом, но живет по совести.

11. Обсудите с другом, как вы понимаете, что такое честность.

Честность — это умение всегда говорить правду, никогда не обманывать.

12. Прочитай ещё раз сказку. Обрати внимание на подчёркнутые слова. Самостоятельно составь словарь устаревших слов. Определи и запиши в рабочую тетрадь, где ты будешь искать необходимую информацию.

Словарь устаревших слов из сказки «Конёк-Горбунок» для 4 класса

Против — напротив.

Недалече — рядом.

С набитою сумою — с полной сумкой.

Соглядать — обнаружить, раскрыть.

Смекнули — догадались.

Сенник — сарай для сена.

Сонные тетери — засони.

Несподручно — неудобно.

Малахай — шапка.

Саранча — вредитель.

Улуча — выбрав момент.

Очью — глазами.

Три вершка — 14 сантиметров.

Аршинными ушами — очень длинными, 70 сантиметров.

Кровля — крыша.

Мочи было — силы было.

Порука — обещание.

Опояски — пояс.

13. Рассмотри иллюстрацию Кочергина к сказке. придумай свою сказочную историю про рыбу-кит.

Сказочная история про рыбу-кит для 4 класса по рисунку Кочергина.

В синем море-океяне кит лежал уж много лет, в берег врос его хребет. Кит не мог пошевелиться, только булькать мог и злиться. На спине его стояли и деревни и леса, у фонтана раздавались молодые голоса.

Но однажды приехал к киту Иван. Посмотрел на его страдания и сказал, что поможет, если кит ему достанет со дна моря сундучок.

Кит пообещал помочь и Иван поскакал на спину кита. Там он объявил людям, что царь решил обложить их тройным налогом, потому что живут они, как на курорте.

Испугались люди, собрались и уехали, бросив и деревню, и пашни, и фонтан.

Вернулся Иван на берег и повелел киту повернуться. Крякнул кит, поднатужился, вырвался из берега и поплыл. Смыли волны с его спины деревни и леса. Стал кит свободным.

Но слово своё не забыл и Ивана наградил. Кит нырнул в глубины моря и сундук из них достал. Он отдал его Ивану, с ним Иван и ускакал.

1

Игра-путешествие по сказкам А.С. Пушкина

Оформление: Крутящееся колесо, разбитое на 6 секторов с различной тематикой, выставка сказок Пушкина, жетоны, которые выдаются за правильные ответы, портрет Пушкина.

Правила игры: тематика игры составлена на основе сказок Пушкина, каждый игрок, отвечает на вопросы той темы, которая ему выпадет на круге, побеждает тот, у кого будет больше всего правильных ответов ( жетонов).

Тема 1: «Женские имена»

1. Как звали сватью из «Сказки о царе Салтане»? (Бабариха)

2. Царевна, ставшая женой князя Гвидона. (Царевна Лебедь)

3. Имя няни А.С.Пушкина. (Арина Родионовна)

4. С кем жил старик у самого синего моря? (Со своею старухой)

5. Кто был избранницей царя из «Сказки о Золотом петушке»? (Шамаханская царица)

6. Чей это портрет?

«Правду молвить молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела;

И умом и всем взяла.» (Злая царица)

7. Злой, сварливый персонаж из сказки Пушкина о рыбаке и рыбке. (Старуха)

8.«Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…»

Кем в будущем они стали?

(Ткачиха, повариха, царица)

9. В какой сказке вы прочли про эту красавицу?

«Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама – то величава,

Выступает будто пава;

А как речь – то говорит,

Словно реченька журчит.» (Царевна – лебедь)

10. Как звали жену Руслана, похищенную Черномором? (Людмила)

11. Сенная девушка, служившая у злой царицы в сказке о Мертвой царевне.(Чернавка)

12. Невеста царевича Елисея. (Царевна)

13. Кто отравил яблоком молодую царевну в сказке о мертвой царевне?(Злая царица)

14.Кто такая Арина Родионовна? (Няня Пушкина)

15. Кем раньше была жена царя Салтана? (Девицей)

16. Жена попа из « Сказки о попе и работнике его Балде»  (Попадья)

Тема 2: «Мужские сказочные имена»

1. Как звали находчивого трудолюбивого работника одной из сказок Пушкина? (Балда)

2. Как звали отца пушкинского князя Гвидона? (Царь Салтан)

3.Имя волшебника, укравшего пушкинскую Людмилу (Злой волшебник Черномор)

4.Назовите имя царя из « Сказки о золотом петушке». (Царь Дадон)

5.Отпрыск царя Салтана.(Князь Гвидон)

6.Как звали жениха царевны из «Сказки о мертвой царевне»? (Королевич Елисей)

7.Муж пушкинской Людмилы. (Руслан)

8.Как старуха обзывала своего мужа –старика, за то, что он отпустил золотую рыбку? (Дурачина и простофиля)

9. Как звали отца Людмилы из поэмы « Руслан и Людмила»? (Князь Владимир – Солнце)

10. Кто звал работника Балду тятей? (Попенок)

11.Кто подарил золотого петушка царю Дадону? (Звездочет)

12. Как звали дядьку, стоявшего во главе 33 богатырей? (Дядька Черномор)

13. Кто нанял Балду к себе на работу? (Поп)

14.Кто доставлял письма от царя Салтана Царице? (Гонец)

15. Кто из пушкинских героев может подать следующее объявление:

«Предлагаю свои услуги: работаю за семерых, могу: запрягать лошадь, топить печи, закупать продукты на рынке…»? (Балда)

16. Кем приходились царевне Лебедь 33 богатыря? (Родные братья)

Тема 3: «Животные, птицы, насекомые»

1. Хищник, в которого обернулся злой чародей в пушкинской сказке о царе Салтане. (Коршун)

2.Насекомое, в которое обратился князь Гвидон, чтобы лететь к отцу в первый раз. (Комар)

3.Что оказалось в неводе, когда старик закинул его в третий раз? (Золотая рыбка)

4.Какой зверек жил перед дворцом князя Гвидона в хрустальном домике? (Белочка)

5.Кличка собаки семи богатырей. (Соколко)

6.К кому пошел за оброком Балда по указанию попа? (К чертям)

7. Кто был верным сторожем царя Дадона? (Золотой петушок)

8.Канатоходец из пушкинского Лукоморья. (Кот ученый)

9.В кого поочередно превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана? (Комар, муха, шмель)

10.Сказочное существо, жившее в море –океане в одной из сказок Пушкина. (Золотая рыбка)

11. Какая птица плавала поверх текучих вод в одной из сказок Пушкина? (Лебедь)

12.Какое животное исполняло песню «Во саду ли, в огороде…» в одной из сказок Пушкина? (Белка)

13.Назовите небольшого ушастого зверька, который помог Балде собрать оброк с чертей (Заяц)

14.На чем ездили на охоту семь богатырей из сказки Пушкина? (На лошадях)

15.Назовите хищное животное, которое верно служило царевне, томящейся в темнице. (Серый волк)

16. Назовите животное, охранявшее дом семи богатырей. (Собака)

Тема 4: «Угадай сказку»

1.Назовите сказку, в которой есть такие слова:

«Ветер на море гоняет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах…» («Сказка о царе Салтане»)

2.Откуда этот отрывок?

«Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской.»

(Поэма «Руслан и Людмила»)

3.Откуда эти строки?

«Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме бога одного.»

(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

4.Назовите сказку о бесправном положении мужчины – кормильца.

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

5.В каком произведении говорится о случае тяжелой черепно – мозговой травмы, сопровождаемой потерей речи, двигательным возбуждением и необратимой функцией дыхания?

(«Сказка о попе и работнике его Балде»)

6.В каком произведении Пушкина главный герой не захотел рассчитываться за оказанные ему магические услуги, за что был справедливо наказан, и погиб?

(Сказка о золотом петушке)

7.В какой сказке герой, несмотря на сложившиеся в обществе неблаговидное мнение о его умственных способностях, в процессе общения с нечистой силой смог доказать, что он обладает острым умом, смекалкой, хитростью?

(«Сказка о попе и работнике его Балде)

8.Назовите сказку, в которой простая работница текстильной промышленности и ее сестра, работающая в общепите, пытаются извести свою преуспевающую сестру и ее сына, с помощью престарелой женщины они плетут интриги.

(«Сказка о царе Салтане»)

9.Какая сказка начинается следующими словами:

«Жил старик со своею старухою

У самого синего моря…»

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

10.Назовите сказку, где некая высокопоставленная женщина выживает свою родственницу, при помощи специального устройства и отравляет ее. Умершую помещают в гроб, однако, девушка, благодаря своему жениху, оживает. ( «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

11. Назовите сказку, в которой голова, отделенная от тела, сама называет имя своего убийцы ( Поэма « Руслан и Людмила» )

12. Назовите сказку, в которой два брата губят друг друга, а их престарелый отец, мечтая жениться на молодой красавице, жестоко обходится со своим верным слугой, за что и получает заслуженное наказание. («Сказка о Золотом петушке»)

13. Назовите сказку, в которой даже существо обладающее чудесными способностями, не в силах выполнить запросы жадной старухи, за что жестоко ее наказывает  (« Сказка о рыбаке и рыбке»)

14. Какая сказка начинается словами:

«Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.»

(Сказка о царе Салтане»)

15. Как называется малоизвестная, незаконченная сказка А.С.Пушкина?

(«Сказка о медведихе»)

16. Назовите сказки в которых мы встречаемся с Черномором, как положительным героем, и сказку – где Черномор – отрицательный герой.

(Поэма «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане»)

Тема 5: « Сказочная математика»

1.Сколько девиц пряло поздно вечерком под окном в одной из сказок Пушкина? (Три)

2.Сколько богатырей было под началом дядьки Черномора? (Тридцать три)

3.Сколько сыновей имел царь Дадон? (Два)

4.Сколько раз закидывал старик невод в море, прежде, чем поймал золотую рыбку? (Три раза)

5.Сколько раз были в гостях у царя Салтана купцы? (Четыре)

6.Сколько сестер было у жены царя Салтана? (Две)

7.Сколько богатырей было в сказке о мертвой царевне? (Семь)

8.Сколько щелчков получил от Балды поп? (Три)

9.Что, в числовом отношении, приготовил царь – отец в приданое молодой царевне в сказке о мертвой царевне? (Семь торговых городов и сто сорок теремов)

10.Через сколько дней кричал золотой петушок, предупреждая царя Дадона об опасности? (Через восемь дней)

11.Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (Тридцать лет и три года)

12.За скольких ел работник Балда? (За четверых)

13.За скольких человек работал Балда? (За семерых)

14.За сколько лет надо было взять Балде оброк с чертей? (За три года)

15.Скольких зайцев поймал Балда, чтобы обмануть чертей? (Двух)

Тема 6: «Сказочный винегрет»

1.В кого превращала золотая рыбка старуху, исполняя ее желания? (В столбовую дворянку, в вольную царицу, во владычицу морскую)

2.Когда родилась царевна из сказки о мертвой царевне? (В сочельник, то есть 6 января)

3.Назовите волшебный предмет, которым владела злая царица из сказки о мертвой царевне. (Зеркальце)

4.Как называлась торговая площадь, на которой Балда встретился с попом и тот нанял его к себе на работу? (Базар)

5.Он по морю гуляет, и кораблик подгоняет в одной из сказок Пушкина. (Ветер)

6.Что понадобилось старику, чтобы поймать золотую рыбку? (Невод)

7.По какому принципу движется с бабой Ягой в пушкинском Лукоморье? (Идет, бредет сама собой)

8.Как назывался дом, в котором жили старик и старуха? (Землянка)

9.Назовите первый заказ, исполненный золотой рыбкой. (Новое корыто)

10. Чего лишился поп, после второго щелчка Балды? (Языка)

11.Кто помог Елисею отыскать невесту? (Ветер)

12.Продолжите фразу:

«Вот в сочельник в самый, в ночь,

Бог дает царице …» (Дочь)

13. На какую работу был нанят попом Балда? (Повар, конюх, плотник)

14.Что кричал золотой петушок, сидя на спице? (Кири- ку –ку, царствуй, лежа на боку)

15. Какие изделия из золотых скорлупок, чеканились и пускались в ход по свету в одной из сказок Пушкина? (Золотые монеты)

17. Что хотела приготовить на весь мир одна из девиц в сказке о царе Салтане? (Пир)

Подведение итогов и награждение победителей.

Литература:

Пушкин А.С. «Сказка о Золотом петушке»

Пушкин А.С. « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Пушкин А.С. «Сказка о попе и работнике его Балде»

Пушкин А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке»

Пушкин А.С. «Сказка о царе Салтане»

Конспект  урока по  литературе.   6  класс.

Тема: Сравнительная характеристика Насти  и  Митраши

в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».

Учитель: Ранюк Ж.С.

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков.

Цель: понять поступки героев сказки-были в дальнейшем через раскрытие особенностей их характера и литературные портреты.

Задачи:

1) образовательные:

Учить работать с текстом, на основе прочитанного выделять черты характера главных героев; анализировать поступки детей, их поведение для понимания идеи сказки-были М.Пришвина. Повторить теорию литературы (портрет, изобразительно-выразительные средства).

3) развивающие:

Развивать образное и критическое мышление, устную речь, творческий потенциал обучающихся. Совершенствовать технику выразительного чтения. Пополнять словарный запас школьников.

2) воспитательные: 

Воспитывать нравственные качества учащихся на примере героев произведения (чувство красоты, доброты, уважение друг к другу, бережное отношение к природе). Задуматься об ответственности человека за судьбу природы и за близких людей.

Методы: метод сравнительного анализа, метод аналитической беседы, метод работы с текстом, метод самостоятельной работы.

Формы работы: общеклассная, дифференцированная, групповая.

Педагогические технологии: элементы проблемного обучения, исследование, информационно-коммуникативные и здоровьесберегающие технологии.

Оборудование:  раздаточные материалы для учащихся; рисунки.


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

  1. Организационный этап. (Задача: подготовить учащихся к работе на уроке.)

— Здравствуйте ребята. Поприветствуйте, пожалуйста, наших уважаемых гостей. Я надеюсь, вы с удовольствием поделитесь своими знаниями с гостями, а вместе мы с вами сделаем важные выводы на сегодняшнем уроке.

  1. Этап подготовки учащихся к активному усвоению материала. (Организовать познавательную деятельность учащихся, обеспечить готовность к усвоению.)

Актуализация знаний

— На прошлом уроке мы начали знакомство с творчеством замечательного русского писателя М.М.Пришвина.

— Что вы о нем запомнили?

— Сын писателя Петр Михайлович Пришвин вспоминал об отце: «После охотничьего броска по торфяным болотам, немного передохнув, он энергично забрасывает ногу на ногу, вынимает из бокового кармана записную книжку, кладет её на коленку, берет карандаш и начинает что-то записывать, изредка прерывая запись, смотрит в бездонное небо, шевелит губами и опять спешно что-то записывает».

— А как вы думаете, что он мог записывать?

— У Пришвина много растений, повадок животных, их мест обитания. Писатель любил природу, был наблюдательным, внимательным. Он был путешественником, много ездил и ходил по стране, искал уединение в природе. Мы сегодня с вами подобно М.М. Пришвину тоже отправимся в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей, посмотрим, какие трудности пришлось испытать им в дороге, как они с ними справились, чему научились.

Формулирование темы и цели урока, выявление проблемы.

— Главные герои сказки-были – Настя и Митраша. Они схожи? А разница между ними есть? Сформулируйте тему урока.

— Тема сегодняшнего урока: Сравнительная характеристика Насти и Митраши в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца». Запишите число, тему урока.

— Поставьте перед собой цели на урок.

    Сегодня мы поработаем с текстом сказки-были, исследуем черты характера главных героев, поговорим об их поступках, поведении, попробуем посмотреть на одну и ту же ситуацию выбора Насти и Митраши с разных сторон.

— А что значит слово «сравнивать»? (Находить общее и различное.)

 Эпиграфом к уроку служат слова Михаила Михайловича Пришвина: “Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю”.

— Как вы их понимаете?

— Через отношение к природе, к миру, к другим людям познается человек. Природа и люди являются главными героями замечательной сказки-были.

— Хочется подчеркнуть тот факт, что Михаил Михайлович Пришвин никогда не считал себя детским писателем, но многие его произведения о детях. Вот и сегодня мы продолжим  знакомиться с удивительным произведением о детях, сказкой – былью “Кладовая солнца, и его героями – Настей и Митрашей. Попробуем создать их литературные портреты по предложенным отрывкам.

– Ребята, скажите, а что такое портрет литературного героя?

— Литературный портрет – описание внешнего и внутреннего мира героя. Запишите определение в тетрадь.

— Ответьте на вопросы:

1. Где и когда происходит действие в произведении?

2. Вспомните, как жили Настя и Митраша после смерти родителей? Какие отношения сложились между ними?

3. Какое у ребят было хозяйство? (Корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, овцы, куры и поросенок Хрен).

4. За счет чего жили дети? (Хозяйство, бондарное дело Митраши, помогали соседям).

5. Как соседи относились к детям? (Любили и уважали их). За что? (Они всем помогали, справлялись со своим хозяйством, были дружны.)

6. Почему автор не описывает игры детей, забавы, развлечения?

— В тексте встречается много сложных слов. Посмотрим, как вы в них разбираетесь.

Словарная (лингвистическая) работа

— Продолжите фразы:

ПАЛЕСТИНКА –это…

ЕЛАНЬ – это…

СУХОДОЛ – это…

МАНОК – это…

ЗАГНЕТКА – это…

— Выполните взаимопроверку, взаимооценивание:

ПАЛЕСТИНКА – ОТМЕННОЕ МЕСТО В ЛЕСУ

ЕЛАНЬ – ТОПЬ В БОЛОТЕ

СУХОДОЛ – ДОЛИНА БЕЗ ВОДЫ

МАНОК – СВИСТОК ДЛЯ ЗАМАНИВАНИЯ ПТИЦ, ЗАГНЕТКА – УГЛУБЛЕНИЕ В РУССКОЙ ПЕЧИ ДЛЯ ГОРЯЩИХ УГЛЕЙ

  1. Этап усвоения новых знаний.

(портреты Насти и Митраши)

— Посмотрите внимательно на портреты Насти и Митраши, созданные художником. Что вы можете сказать об их внешности?

— А вы слышали такую пословицу: «По одежке встречают, по уму провожают?»

— О чем она говорит? (Внешность бывает обманчива.)

— Перед нами только внешние портреты. А нам предстоит создать ещё и внутренние портреты детей.

— То такое, по-вашему, внутренний портрет человека? (Описание характера, поведения и т.д.)

— Помогут нам словесные описания героев.

— Найдите их в тексте.

— Самостоятельно перечитайте описание Насти и заполните таблицу, лежащую у вас на столе. (Инструктаж по заполнению таблиц. Самостоятельная работа с дальнейшей проверкой).

(словесный портрет Насти)

— Таким же образом исследуйте портрет Митраши.

 (словесный портрет Митраши)

— Сделаем выводы: что общего вы нашли в литературных портретах Насти и Митраши?

Общее

  1. Внешние сходства
  2. Внутренние
  3. Отношение жителей
  4. Отношение автора

Дети: в золотых веснушках, носики чистенькие и глядели вверх. Умные, трудолюбивые, хозяйственные, заботливые, деловитые.
Старались помочь им; наши любимцы.
Они были очень милые.

Различие внутреннее

Настя – уступчивая и благоразумная.

Митраша – строптивый (упрямый).

– Скажите, а для чего мы с вами составляли литературные портреты героев?
(Чтобы понять их характеры и почему они поссорились.)

  — Какова завязка сюжета? С чего все начинается? (Дети собираются пойти на болото за клюквой.)

 (Сообщение учащегося о пользе клюквы.)

— Прежде чем пойти в лес, нужно что сделать? (Собраться)

— Отберите те  предметы, которые взял с собой Митраша? (Ружье, манки, компас, топор, сумка)

— А что взяла Настя? (Полотенце, корзина, молоко, хлеб, картошка)

— Какие черты характера детей проявляются в них во время сборов?

-Добавьте еще 3 предмета, которые взяли бы вы, объясните почему?

Физминутка.

— Продолжим беседу. Собравшись, Настя и Митраша отправляются в путь.

— Что первым встретилось на их пути? (Переплетенные ель и сосна)

— Прослушайте притчу о них (чтение учителя)

— Два дерева, обреченных жить вместе, описываются как живые существа. Какой прием использует автор? (Олицетворение). Большие деревья должны были бы расти самостоятельно, отдельно друг от друга. Они выросли вместе, но они разобщены, не помогают друг другу, желая самоутвердиться за счет другого.

— Кого напоминаю нам эти деревья? Почему? (Настю и Митрашу)

— Смысл притчи в том, что люди должны помогать друг другу, поддерживать друг друга.

— На какое болото пришли Настя и Митраша? (На Блудово)

— Почему оно так называется?

— Настя и Митраша пошли разными тропами.

— Как это произошло? Докажем строчками из текста. Прочитаем по ролям ссору детей.

— Что происходило в это время с Настей? (Она пошла по своей тропе.)

— Когда Настя вспомнила про брата?

— Кто и почему спас Митрашу? (Травка)

— Как вы думаете: Настя осознала свою вину?

— В чем ее вина? (В том, что она старшая.)

— A прав ли был Митраша, когда пошел по своему пути? Почему? (Чуть не лишился жизни.)

  1. Этап проверки понимания учащимися нового материала.

— Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Вернемся к ней.

— Зачем мы сравнивали героев? (Чтобы понять смысл их поступков.)

— Что нам хотел показать М.Пришвин на примере Насти и Митраши?

6. Подведение итога урока.

— У М.Пришвина есть замечательный завет: дружба помогает выжить в суровых условиях жизни.

— А вы знаете, что о дружбе гласит народная мудрость? (Пословицы детей). Запишите наиболее понравившиеся в тетрадь.

Домашнее задание:

  1. Написать мини – сочинение «Дружба в моей жизни» («4», «5»).
  2. Составить план («3»).

Рефлексия

— Какое настроение вы унесете с собой с урока?

Оценки за урок.

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

    Описание слайда:

    «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
    А. С. Пушкин
    А. С. Пушкин
    «У Лукоморья»

  • 2 слайд

    Что такое поэма Поэма – это крупное стихотворное произведение с повествоват

    Описание слайда:

    Что такое поэма
    Поэма – это крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Известно много жанровых разновидностей поэм: героическая, сатирическая, историческая и др.

    Поэма – это большое по объёму произведение, описывающее многих героев, разные события.

    Стих поэмы льётся плавно и свободно, что вызывает эмоциональный отклик у читателей.

    В поэме ясно, что любит автор и к чему относится отрицательно, как он оценивает людей и их поступки.

  • 3 слайд

    С самого раннего детства А. С. Пушкин проникся глубоким уважением и

    Описание слайда:

    С самого раннего детства А. С. Пушкин проникся глубоким уважением и любовью к произведениям устного народного творчества: сказкам, песням, пословицам, поговоркам. С увлечением слушал он сказки, которые рассказывали бабушка и няня поэта, Арина Родионовна.

    Пушкин записал со слов няни несколько народных сказок, среди них была такая: «Что за чудо, — говорит мачеха, — вот что чудо: у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идёт – сказки сказывает, вниз идёт – песни поёт».
    Детство

  • 4 слайд

    Жанровое своеобразие поэмы Критики по разному определяли жанр п

    Описание слайда:

    Жанровое своеобразие поэмы
    Критики по разному определяли жанр поэмы Пушкина. Одни называли её шуточной поэмой-сказкой. Другие – произведением, в котором историческое содержание преобладает над сказочным.

    «Руслан и Людмила» — оригинальное произведение, в котором черты волшебной сказки пересекаются с историческими событиями.

    Сюжет поэмы – сказочный, в нём всё дышит молодостью и здоровьем. Даже печальное здесь не печально, а страшное не страшно.

    Поэма разделена не на главы или части, а на «песни». И не даром. В песнях есть рифма. Прислушайтесь, само слово «песнь» звучит ласково, мягко, певуче. В каждой песне рассказана
    удивительная история.

  • 5 слайд

    Пролог «У лукоморья дуб зелёный…» - пролог поэмы. Это вступление. Пу

    Описание слайда:

    Пролог
    «У лукоморья дуб зелёный…» — пролог поэмы. Это вступление. Пушкинские строки пролога переносят нас в сказочный мир, где «учёный кот» выступает в роли сказочника.

    Попробуйте прочитать пролог, осмысливая каждую картину, нарисованную поэтом. Сам автор любуется этой картиной, очаровывая ею и читателя:
    У лукоморья дуб зелёный;
    Златая цепь на дубе том:
    И днём и ночью кот учёный
    Всё ходит по цепи кругом;
    Идёт направо – песнь заводит,
    Налево – сказку говорит.

  • 6 слайд

    Построение поэмыПоэма «Руслан и Людмила» как бы состоит из нескольких «миро

    Описание слайда:

    Построение поэмы
    Поэма «Руслан и Людмила» как бы состоит из нескольких «миров» (из нескольких «историй»).

    НУЛЕВОЙ МИР – мир Лукоморья. На границе волшебного и не
    волшебного мира живут персонажи Лукоморья, оберегающие вход в
    волшебный мир: дуб, кот учёный, русалки, избушка на курьих ножках.

    ПЕРВЫЙ МИР – мир (история) Финна и Наины.

    ВТОРОЙ МИР – мир Черномора и его брата, история с мечом и
    головой.

    ТРЕТИЙ МИР – мир Руслана и Людмилы.

    ЧЕТВЁРТЫЙ МИР – мир Ратмира, мир любви и покоя.

  • 7 слайд

    Время в поэмеПять миров – это пять разных времён, которые текут по-разному.

    Описание слайда:

    Время в поэме
    Пять миров – это пять разных времён, которые текут по-разному.

    История Лукоморья погружена в вечность: так было и так будет всегда.

    История Финна и Наины – далёкое прошлое, в котором завязываются узелки будущих конфликтов.

    История Руслана и Людмилы – это настоящее поэмы, рассказ о том, что происходит «здесь и теперь».

    История Черномора и его брата – это история пророчества, происхождение волшебства в поэме.

    История Ратмира – это мир идиллического будущего,
    вечной любви и покоя, где время останавливается.

  • 8 слайд

    Сказочные традицииВсе миры в поэме, кроме Лукоморья, сталкиваются между со

    Описание слайда:

    Сказочные традиции
    Все миры в поэме, кроме Лукоморья, сталкиваются между собой. В каждом мире для героев существуют какие-то препятствия, которые они должны преодолевать. Это в традиции волшебной сказки.

    Рассмотрим героев поэмы.

    Руслан, отважный витязь, выдерживает все испытания и побеждает. Он проходит в волшебный мир и возвращается обратно.
    Рогдай стремится к испытаниям, но гибнет в бою. Он не пересекает границу волшебного мира.
    Фарлаф – шут в поэме. Он пересекает границу волшебного мира, но ведёт себя трусливо и смешно. Он вызывает только смех и осуждение.
    Ратмир тоже не выдерживает испытания, но создаёт свой особый мир, мир любви и покоя (в волшебный мир Ратмир не попадает).

  • 9 слайд

    Добро и зло«Руслан и Людмила» - сказочная поэма. Похищение невесты, мотив

    Описание слайда:

    Добро и зло
    «Руслан и Людмила» — сказочная поэма.
    Похищение невесты, мотив соперничества, заколдованное царство, подвиги во имя спасения Людмилы и, наконец, счастливый конец – всё это похоже на сказку. Но внутри сюжета происходит постоянное столкновение сказочного и самого обыденного, фантастического и бытового. Колдунья оказывается не только злой, но и жалкой старухой, свирепый чародей Черномор – немощным стариком.

    В произведении всё время описывается битва Добра и Зла. И если в одном мире Зло усиливается (восстали печенеги), то в другом мире усиливается Добро (Финн оживляет Руслана, чтобы он противостоял печенегам).

    Торжество правды над коварством, злобой и насилием –
    вот содержание поэмы.

  • 10 слайд

    Восстановите текст … дочь он выдавал за князя … Руслана А … волк ей

    Описание слайда:

    Восстановите текст

    … дочь он выдавал за князя … Руслана
    А … волк ей верно служит.
    Не ест, не пьёт Руслан …
    Другой – Фарлаф, крикун …
    Воин … средь мечей – Ратмир.
    … князь благословеньем дарует юную чету
    Встаёт … жених
    Волшебник … Черномор, красавиц давний похититель
    Когда Рогдай …

    Подберите эпитеты к персонажам и вставьте их вместо точек
    ЭПИТЕТЫ:
    бурый
    страшный
    смелый
    меньшую
    великий
    неукротимый
    испуганный
    влюблённый
    надменный
    храброго
    скромный

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

Тема:
«У лукоморья…» 

Похожие материалы

  • Урок по литературе. АС. Пушкина «Цыганы» как романтическая поэма

  • Презентация по литературе «Поэты серебряного века. Игорь Северянин»

  • Рабочая программа по литературе для 9 класса ОВЗ.

  • Презентация на тему «Образ Катерины Кабановой»

  • Презентация по литературе «А. Блок. Незнакомка»

  • Презентация на тему «Русская литература в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века» (10 класс)

  • Рабочая программа по литературе

  • Презентация по литературе на тему «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5445930 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Источники финансов»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: Теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»

  • Признаки народной сказки 5 класс спящая царевна жуковский
  • Призент или презент как пишется слово правильно
  • Приемлемый вариант как пишется приставка
  • Призвание это определение для сочинения
  • Приемник или преемник как правильно пишется