Признаки сказки в повести о петре и февронии муромских 7 класс таблица

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового
контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая
исследовательская работа.

УРОК 9
«ПОВЕСТЬ
О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ»

Основное содержание урока
Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Житие как жанр древнерусской литературы.
Народно-поэтические мотивы в повести. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Восприятие и выразительное чтение повести. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников,
исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Характеристика героев повести. Составление плана устного и письменного высказывания. Устные и
письменные ответы на проблемные вопросы. Обсуждение произведений книжной графики.

I. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси

1. Сообщение «Нравственные заветы Древней Руси» с показом презентации.

2. Рассказ учителя о русских святых Петре и Февронии Муромских, об учреждении в России Дня семьи, любви и верности, посвящённого этим святым.

Из материалов Википедии
Князь Пётр в летописных источниках не упоминается. Некоторые исследователи отождествляют Петра и Февронию с известным по летописям
муромским князем Давидом Юрьевичем и его супругой Евфросинией.
Князь Давид правил в Муроме с 1205 по 1228 год и принял постриг с именем Петра, о его супруге
практически ничего не известно. Святые Пётр и Феврония канонизированы Русской православной церковью в 1547 году…
В повести объединены два народно поэтических сюжета: волшебная сказка об огненном змие и сказка о мудрой деве.
Днём церковного почитания святых является 25 июня по старому стилю. С датой 25 июня связано перенесение мощей святых князя и княгини из обветшавшего
Борисоглебского кафедрального собора в новопостроенный собор Рождества Богородицы, уже существовавший в XV веке (обновлённый в XVI веке) на Воеводской
горе, где мощи хранились до советского времени. Собор был снесён в конце 1930-х годов.

II. Внимание к личности, гимн любви и верности

Чтение фрагмента «Повести…» на древнерусском языке:

«Сеи убо в Русиистеи земли град, нарицаемыи Муром. В нем же бе самодръжствуяи благоверный князь, яко же поведаху, именем Павел. Искони же ненавидяи добра
роду человечю, диавол всели неприазненнаго летящаго змиа к жене князя того на блуд. И являшеся еи своими мечты яко же бяше и естеством, приходящим же людем
являшеся, яко же князь сам седяше з женою своею».

— Как звучит древнерусский текст? В чём его торжественность и необычность?

III. Групповая работа:

Группа 1.


Прочитайте по ролям фрагмент с начала до слов «…ни один не мог ему помочь».

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам отрок, скважня, алтарная стена, пронырство, лукавый, струпья.

Найдите в тексте элементы фантастики.

Чем фрагмент близок к русским сказкам?

Группа 2.
Прочитайте по ролям фрагмент со слов «Прослышав, что в Рязанской земле…» до слов «…и жили благочестиво и праведно».

Почему Феврония говорила со слугой загадками?

Приведите примеры её загадок.

Выпишите метонимические обороты речи Февронии и их прямые соответствия:

ТАБЛИЦА
Метонимические обороты речи Февронии и их прямые соответствия

Метонимические выражения

Прямое значение

Дом без ушей, горница без очей

Пёс — уши дома. Дитё — очи дома

Отец и мать ушли плакать взаймы

Пошли на похороны и плачут, а когда за ними смерть придёт, другие будут плакать
над ними, ибо это плач взаймы

Брат пошёл через ноги смотреть смерти в глаза

Брат залез высоко на дерево и через ноги смотрит на землю, как бы не сорваться
с высоты и не разбиться насмерть

Почему умение говорить загадками — признак мудрости?

Чем Феврония удивила Петра?

Как понять слова: «Если будет добросердечен и невысокомерен, то будет здоров»?

Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» и на вопрос 1 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

Группа 3.
Перескажите фрагмент со слов «Вскоре скончался князь Павел…» до слов «…избавляли несчастных от напастей» от лица Февронии.

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам наветы, неродовитая, благовонный ладан, злочестивые, сирые.

Как проявилась её мудрость в словесном поединке с боярами?

Почему Пётр не мог оставить жену ради княжения?

Какой чудесной силой обладала Феврония?

Ответы на вопросы 3—4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Группа 4.
Перескажите фрагмент со слов «Когда же подошёл конец их жизни…» до конца повести от лица Петра.

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям иноческие одежды, соборный храм, покров, обретаются.

*Как понять слова: «И лежат они там на просвещение и на спасение граду сему»?

Почему Пётр и Феврония захотели преставиться вместе? Как это им удалось?

IV. Житие как жанр древнерусской литературы

Чтение учителем фрагментов «Жития Петра и Февронии Муромских».

Работа со словарём литературоведческих терминов.

Выявление смысла понятия житие:

— Что такое житие? Кто является героем житийной литературы?

— Чем житие отличается от биографии? Кто является автором житий?

*В работе П. А. Николаева «Словарь по литературоведению» даётся такое определение агиографической литературы:

«АГИОГРАФИЯ — жития святых. Это литературные произведения, посвящённые описанию людей, близких к церкви, совершивших духовные подвиги или пострадавших
за свою религиозную веру».

— Предположите, как относится к агиографической литературе Церковь. Всегда ли одинаково?

V. Практическая работа.
Заполнение таблицы.

Вариант 1.


Соотнесение содержания жития с требованиями житийного канона.

Выберите из «Требований житийного канона» положения, которые проявились в «Повести о Петре и Февронии».

Приведите примеры из текста повести.

ТАБЛИЦА
Положения из «Требований житийного канона», которые проявились в «Повести о Петре и Февронии»

Требования житийного канона
(подробнее см. ниже)

Примеры

Описание пути подвижника к спасению

Отбор биографических черт святого в соответствии с общей схемой христианского
идеала (рождение святого от благочестивых родителей, равнодушие к детским играм, чтение божественных книг, отказ от брака, уход от мира, монашество, основание
обители, предсказание даты своей кончины, благочестивая смерть, посмертные чудеса и нетление мощей)

Строгая композиционная структура жития:
1) пространное предисловие;
2) особо подобранный ряд биографических черт, подтверждающий святость подвижника;
3) похвальное слово святому;
4) четвёртая часть жития появляется позже в связи с установлением особого культа святых (молитва мученика перед кончиной и рассказ о видении Христа
или Царствия Небесного); бессмертие святого после завершения его земной жизни; посмертные чудеса, нетление и чудотворение его мощей)

Особое словесное выражение и стиль жития

— В чём особенность жанра «Повести о Петре и Февронии Муромских»?

*Почему жанр «Повести…» «не находит соответствий ни с исторической повестью, ни с агиографической»?

VI. Народно-поэтические мотивы в повести
Практическая работа.
Заполнение таблицы.

Вариант 2.


Выявление черт фольклора в повести, определение их художественной функции.

К указанным фольклорным элементам подберите примеры из текста «Повести…».

ТАБЛИЦА
Фольклорные элементы и примеры из текста «Повести…»

Фольклорные элементы

Примеры

Фольклорные сюжеты о змее-соблазнителе и о мудрой деве

Противостояние добра и зла

Испытания героев и возвращение к людям, изгнавшим их

Фантастические, волшебные элементы

Символические образы животных: змея, заяц

Волшебные предметы (меч)

Загадывание загадок

Смерть героев в один день

Постоянные эпитеты, троекратные повторения, гиперболы

Старинные народные слова и выражения

Заполнение таблицы может быть закончено дома.

— Почему «Повесть…» нельзя считать фольклорным произведением?

VII. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» в актёрском исполнении

Прослушивание и рецензирование актёрского исполнения «Повести…».

Ответы на вопросы из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

VIII. Обсуждение иллюстраций к «Повести…», иконописных и скульптурных изображений святых Петра и Февронии

Итоговые вопросы:

Вопросы 1, 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Домашнее задание

Выполнить задания практикума «Читаем, думаем, спорим…» к «Повести о Петре и Февронии Муромских» (по выбору учителя).

Домашняя контрольная работа.

Письменно ответить на один из вопросов:

1. Каковы художественные особенности былин?
2. Что воспевает народ в героическом эпосе?
3. Каковы нравственные идеалы и заветы Древней Руси?
4. В чём значение древнерусской литературы для современного читателя?
5. Чем важна для нашего времени история Петра и Февронии?

Групповое задание.

Подготовить групповое устное сообщение (компьютерную презентацию) на тему «Чем близки „Повести о
Петре и Февронии Муромских“ сюжеты о любви и верности в мифологии, фольклоре и мировой литературе (Дафнис и Хлоя, Орфей и Эвридика, Тристан и Изольда,
Ромео и Джульетта, Фархад и Ширин, Лейла и Меджнун и др.)?».

Индивидуальное задание.

Подготовить устные рассказы о М. В. Ломоносове (естественно-научная деятельность, гуманитарные науки, изобразительное искусство) с использованием
справочной литературы и ресурсов Интернета.

Следующие уроки: М. В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого» >>>

КАНОНЫ
ДРЕВНЕРУССКОЙ АГИОГРАФИИ

Принятие христианства на Руси обусловило подчинение не только религиозной, но и бытовой жизни людей христианской традиции, обычаю, новой обрядности,
церемониалу или (по Д.С.Лихачеву) этикету.

Под литературным этикетом и литературным каноном ученый понимал «наиболее типичную средневековую условно-нормативную связь содержания с формой».
Житие святого – это, прежде всего, описание пути подвижника к спасению, типа его святости, а не документальная фиксация его земной жизни, не литературная
биография. Житие получило специальное назначение — стало видом церковного поучения.

Вместе с тем агиография отличалась от простого поучения: в житийном жанре важен не отвлеченный анализ, не обобщенное нравственное назидание, а изображение
особых моментов земной жизни святого. Отбор биографических черт происходил не произвольно, а целенаправленно: для автора жития было важно только то, что
вписывалось в общую схему христианского идеала. Все, что не укладывалось в устоявшуюся схему биографических черт святого, игнорировалось или редуцировалось
в тексте жития.

Древнерусский житийный канон — это трехчастная модель агиографического повествования:

1) пространное предисловие;
2) особо подобранный ряд биографических черт, подтверждающий святость подвижника;
3) похвальное слово святому;
4) четвертая часть жития, примыкающая к основному тексту, появляется позже в связи с установлением особого культа святых.

Христианские догматы предполагают бессмертие святого после завершения его земной жизни — он становится «ходатаем за живых» перед Богом.

Загробное бытие святого: нетление и чудотворение его мощей — и становятся содержанием четвертой части житийного текста. Причем в этом смысле агиографический
жанр имеет открытый финал: житийный текст принципиально не завершен, поскольку посмертные чудеса святого бесконечны. Поэтому «каждое житие святого никогда
не представляло законченного творения».

Кроме обязательной трехчастной структуры и посмертных чудес, агиографический жанр выработал и многочисленные стандартные мотивы, которые воспроизводятся
в житийных текстах практически всех святых. К таким стандартным мотивам следует отнести рождение святого от благочестивых родителей, равнодушие к детским играм,
чтение божественных книг, отказ от брака, уход от мира, монашество, основание обители, предсказание даты собственной кончины, благочестивая смерть, посмертные
чудеса и нетление мощей.

Подобные мотивы выделяются в агиографических произведениях разных типов и разных эпох. Начиная с древнейших образцов житийного жанра, приводится обычно
молитва мученика перед кончиной и рассказывается о видении Христа или Царствия Небесного, открывающегося подвижнику во время его страданий.

Повторение стандартных мотивов в различных произведениях агиографии обусловлено «христоцентричностью самого феномена мученичества: мученик повторяет победу
Христа над смертью, свидетельствует о Христе и, становясь «другом Божиим», входит в Царство Христово». Именно поэтому вся группа стандартных мотивов относится
к содержанию жития, отражает путь спасения, проложенный святым. Обязательными становятся не только словесное выражение и определенный стиль, но и сами
жизненные ситуации, которые соответствуют представлению о святой жизни.

Уже житие одних из первых русских святых Бориса и Глеба подчиняется литературному этикету. Подчеркиваются кротость и покорность братьев старшему брату
Святополку, то есть благочестие — качество, прежде всего соответствующее представлению о святой жизни. Те же факты биографии князей-мучеников, которые
ему противоречат, агиограф либо особым образом оговаривает, либо замалчивает. Очень важным становится и принцип подобия, который лежит в основе житийного
канона.

Автор жития всегда пытается найти соответствия между героями своего повествования и героями Священной истории. Так, Владимир I, крестивший Русь в X веке,
уподобляется Константину Великому, признавшему христианство равноправной религией в IV веке; Борис — Иосифу Прекрасному, Глеб — Давиду, а Святополк — Каину.
Средневековый писатель воссоздает поведение идеального героя, исходя из канона, по аналогии с уже созданным до него образцом, стремится все действия
житийного героя подчинить уже известным нормам, сопоставить с имевшими место в Священной истории фактами, сопроводить текст жития цитатами из Священного
писания, которые соответствуют происходящему.
(вернуться к уроку)


«ПОВЕСТЬ
О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ»
[2]

Есть в земле Российской город, называемый Муром. В нем, как рассказывают, правил князь по имени Павел.

И вот случилось так, что дьявол, искони ненавидящий род человеческий, вселился в летающего змия и стал прилетать к жене князя. Жене князя Павла он являлся
в виде змия, всем же остальным представлялось, что сам князь сидит с женою своею. Жена не утаила от мужа, что случается с нею, и рассказала ему все.

Князь задумался:

— Не знаю, что и сделать со змием, как убить его. Вы- спроси у него, от чего ему суждена смерть.

Когда тот злой змий опять прилетел к жене, она стала льстить ему и с почтением спросила:

— Ты много знаешь, знаешь ли кончину свою, какова она будет и от чего?

Добрый обман верной жены обманул лукавого обманщика, и ненароком он открыл ей свою тайну:

— Смерть мне суждена от Петрова плеча, от Агрикова меча.[3]

Жена поведала мужу, что сказал ей змий. Князь же недоумевал, что значит «от Петрова плеча, от Агрикова меча».

У князя Павла был брат по имени Петр, и князь рассказал ему все. Князь Петр, услышав, что змий назвал его имя, начал думать, как бы убить его. Но его смущало,
что он не знал, где раздобыть Агриков меч.

Была же вне города церковь Воздвижения. Пришел в нее князь Петр помолиться, и явился ему отрок, сказавший:

— Княже! Я покажу тебе Агриков меч. Иди за мной.

И показал ему скважню в алтарной стене между керамидами[4], а в ней лежал меч. Доблестный князь Петр взял меч и с того дня искал подходящего
времени, чтобы убить змия.

Каждый день Петр ходил к брату своему и к снохе приветствовать их. Случилось ему прийти в покои брата своего, и от него — в покои снохи. У нее увидел брата
своего, от которого он только что вышел. Поняв пронырство лукавого змия, он, желая твердо убедиться, пошел к брату и спросил его, выходил ли он из покоев
своих. Тот ответил, что не выходил и у жены своей не был. Тогда князь Петр сказал:

— Никуда не выходи из покоев своих. Я иду сразиться с лукавым змием.

И, взяв Агриков меч, пошел в покои к снохе. Там увидел он змия, видом подобного брату; но Петр, твердо удостоверившись, что это не брат, но лукавый змий,
ударил его мечом. Змий обратился в свой естественный вид и пал мертвым в судорогах, забрызгав князя Петра своею кровью. От той вражьей крови тело Петра
покрылось струпьями и открылись язвы, и напала на него тяжкая болезнь. Стал он искать врачей, но ни один не мог ему помочь.

Прослышав, что в Рязанской земле много врачей, князь Петр повелел везти себя туда, сам же он не мог сидеть на коне
от своей тяжелой болезни. Когда его привезли в Рязанскую землю, он послал своих приближенных искать врачей.

Юноша, слуга его, заехал в село Ласково. Подъехал он к воротам одного дома, во дворе не видит никого. Он вошел в дом, нет никого, кто бы его услышал; вошел в
горницу и увидел чудное зрелище: сидит девица одна, ткет полотно, а перед нею скачет заяц.

И сказала девица:

— Плохо дому без ушей, а горнице без очей.

Юноша не понял ее слов и спросил:

— Где хозяин этого дома?

Она же в ответ:

— Отец мой и мать ушли плакать взаймы, брат же мой пошел через ноги смотреть смерти в глаза.

Юноша снова не понял ее речей, только дивился, видя и слыша такие чудеса, и сказал:

— Вошел я к тебе и вижу тебя за работой и зайца, скачущего перед тобою, и слышу странные слова и не пойму, что говоришь.

— Чего же ты не понимаешь? Ты пришел в дом, и в горницу мою вошел, и увидел меня сидящей в простом платье. Если бы был во дворе пес, он почуял бы тебя и
залаял: пес — уши дома. А если бы в моей горнице было дите, увидело бы оно тебя и сказало мне: дите — очи дома. А отец мой и мать пошли на похороны и
там плачут, а когда за ними смерть придет, другие будут плакать над ними, ибо это плач взаймы. Я говорила тебе о брате. Отец мой и брат — древолазы, в
лесу они собирают с деревьев дикий мед. Брат же мой нынче пошел на свое дело, полез выcoкo на дерево и через ноги смотрит на землю, как бы не сорваться с
высоты и не разбиться насмерть. Потому я и сказала, что он через ноги на смерть глядит.

Сказал ей юноша:

— Вижу, что ты дева мудрая. Скажи мне свое имя.

— Меня зовут Феврония.

— А я слуга муромского князя Петра. Князь тяжело болен. Весь покрыт струпьями и язвами от крови свирепого летающего змия, которого убил своею рукою. У
себя он не нашел, кто бы излечил его. Потому велел привезти себя сюда, слышал, что здесь много врачей. Мы не знаем, где они живут, и ищем их здесь.

— Тот сможет его излечить, кто потребует князя твоего себе, — сказала девица.

Юноша спросил:

— Что такое ты говоришь — потребует себе. Если кто излечит князя, он того богато одарит. Скажи мне имя врача, кто он и где живет.

— Приведи князя твоего сюда. Если будет добросердечен и не высокомерен, то будет здоров.

Юноша скоро возвратился к своему князю и поведал ему все подробно, что видел и слышал от девицы. Петр велел везти себя к ней. Привезли его во двор, он
послал слуг своих спросить, кто же врач, который может излечить его, и обещал его богато одарить. Девица же без обиняков ответила:

— Я — врач, но даров мне не надо. Мое слово таково: если не буду его супругой, нечего мне и лечить его.

Князь же Петр пренебрег ее словами, подумав: «Как князю взять в жены дочь древолаза?» А сам послал к ней сказать:

— Пусть лечит, если излечит, то возьму ее в жены.

Когда ей сказали слова князя, она взяла маленький сосудец, почерпнула хлебной закваски, дунула на нее и сказала:

— Истопите своему князю баню и пусть помажет этой мазью свои струпья и язвы, но один струп пусть оставит, и будет здоров.

Князь велел затопить баню и, желая испытать, так ли мудра девица, как сказал юноша слуга, послал ей пучок льна, сказав:

— Сия девица хочет, чтобы я взял ее в жены ради мудрости ее. Если мудра, то пусть, пока я моюсь в бане, сделает из этого пучка льна мне сорочку, порты и полотенце.

Девица, услышав слова князя, велела слуге:

— Полезай на печь и сними поленце.

Он подал ей поленце. Она, отмерив пядь[5], сказала:

— Отсеки вот столько от поленца.

Когда же слуга сделал, как она повелела, Феврония сказала:

— Возьми чурочку, дай ее князю и скажи: пока я лен очешу, пусть твой князь приготовит мне из этой чурочки станок и все снаряжение, чтобы я могла соткать
ему полотно.

Слуга принес князю чурочку и передал ему слова Февронии. Князь же сказал:

— Иди, скажи девице, что невозможно сделать станок из такой чурочки и в столь короткий срок.

Слуга вернулся к Февронии и передал ей речи князя. Феврония же ответила:

— А разве возможно в такой короткий срок из такого малого пучка льна соткать взрослому мужчине сорочку, порты и полотенце?

Слуга снова пошел к князю и сказал ему ответ Февронии. Он же удивился ее мудрости.

Помылся Петр в бане и помазал язвы и струпья мазью, что дала ему Феврония. Только один струп, как она ему велела, оставил непомазанным. Вышел он из бани,
а наутро увидел, что все тело здорово и гладко, только остался тот струп, что он не помазал. Дивился князь своему скорому исцелению, но не захотел взять
Февронию в жены из-за ее низкого рода и послал ей дары. Она же не приняла их.

Поехал князь Петр в свою отчину, в город Муром, и был совсем здоров. Но от непомазанного струпа с первого же дня стали расходиться струпья на теле его, и
вскоре он вновь покрылся струпьями и язвами.

Снова поехал князь к Февронии за исцелением. Приехав к ее дому, со стыдом послал к ней посла, прося излечить его.

Феврония же, нимало не гневаясь, сказала:

— Если будет мне супругом, будет исцелен.

Тогда он дал ей твердое слово, что возьмет ее в жены. Она же опять дала ему ту же мазь и сделала все, как я раньше писал. Князь вскоре выздоровел и взял ее
в жены. Так Феврония стала княгинею. Прибыли они в отчину свою, в град Муром, и жили благочестиво и праведно.

Вскоре скончался князь Павел, о котором речь была прежде, и князь Петр стал самодержцем в городе Муроме. Бояре муромские
невзлюбили Февронию из-за наветов своих жен, ибо те не хотели, чтобы государыней над ними была неродовитая. И стали они наговаривать на нее князю:

— Она за столом не умеет сидеть. А перед тем как встать, собирает со стола крохи, как голодная.

Князь Петр захотел испытать свою княгиню и повелел Февронии обедать за одним с ним столом. Когда кончился обед, она собрала в руку крохи, по своему обыкновению.
Князь Петр взял ее за руку, разжал ей пальцы и увидел на ее ладони зерна благовонного ладана. С того дня он больше ее не испытывал.

Через некоторое время пришли к нему бояре в ярости и говорили:

— Хотим служить тебе по правде как нашему самодержцу, но не хотим, чтобы княгиня Феврония была государыней над нашими женами. Если хочешь быть самодержцем,
найди себе другую княгиню, а Феврония пусть возьмет себе богатства всякого и идет куда хочет.

Блаженный[6] князь Петр никогда не впадал во гнев и спокойно ответил:

— Скажите о том Февронии, послушаем, что она окажет.

Неистовые же бояре, потеряв всякий стыд, устроили пир и, когда охмелели, начали как псы лаять и говорить:

— Госпожа княгиня Феврония! Весь город и бояре говорят тебе: «Дай нам то, что мы у тебя просим».

Она ответила:

— Возьмите, что просите.

Они все в один голос закричали:

— Мы, госпожа, все хотим князя Петра, пусть будет самодержцем над нами. Но наши жены не хотят, чтобы ты была госпожою над ними. Возьми богатство всякое
и уходи куда хочешь.

Феврония ответила:

— Обещала вам, что вы получите то, что просите. Дайте же и вы мне, что я попрошу у вас.

Они же, злодеи, обрадовались, не ведая будущего своего, и клятвенно обещали ей беспрекословно дать то, что она попросит. Она сказала:

— Ничего не прошу себе, только супруга моего, князя Петра.

— Если сам захочет, не будем спорить, — ответили бояре.

Дьявол подсказал им: если не будет князя Петра, то поставят себе другого князя. И каждый боярин в уме своем хотел стать самодержцем.

Блаженный князь Петр не мог оставить жену свою ради княжения и решил покинуть Муром.

Злочестивые бояре приготовили им суда на реке, ибо под Муромом течет река, называемая Ока. И поплыли они вниз по реке.

Когда пришел вечер, пристали они к берегу. Князь же Петр начал думать: «Что будет дальше? Сам я своей волей отказался от княжения».

Княгиня же Феврония, поняв его мысли, сказала:

— Не скорби, князь, милостивый Бог не оставит нас в нужде.

Когда готовили ужин, повар срубил ветки и повесил на них котлы. После ужина княгиня Феврония ходила по берегу и, увидев срубленные ветки,
благословила их и сказала:

— Пусть вырастут из них наутро высокие деревья с ветвями и листьями.

Так и сбылось. Встав утром, нашли, что те ветки стали большими деревьями.

Когда слуги стали складывать пожитки в суда, чтобы плыть дальше, пришли вельможи из Мурома и сказали:

— Господине княже! Мы пришли к тебе от всех вельмож и от всего города. Не оставь нас сирыми, возвращайся в отечество свое. Многие вельможи в городе
друг друга перебили, ибо каждый хотел стать самодержцем, и все от меча погибли. Оставшиеся в живых все мы, хоть и прогневили тебя, молим тебя и твою
княгиню: не оставляйте нас, рабов своих, хотим вас, и любим, и просим.

Вернулись в Муром князь Петр и княгиня Феврония. И княжили во граде том как чадолюбивые отец и мать. Всех равно любили, только не любили гордости и
грабежа. Принимали странников, насыщали голодных, одевали нищих, избавляли несчастных от напастей.

Когда же подошел конец их жизни, они стали молить Бога, чтобы им преставиться в один час. И повелели вытесать из одного большого камня единый гроб
с преградой посредине и завещали положить тела их в том гробу. Сами же в одно время облачились в иноческие одежды и приняли монашество. Князь Петр был
наречен Давыдом, а княгиня Феврония — Ефросинией.

Феврония, нареченная Ефросинией, вышивала для соборного храма Богородицы воздух[7] с ликами святых. Блаженный
же князь Петр, нареченный Давыдом, прислал к ней сказать:

— Сестра Ефросиния! Душа моя уже хочет покинуть тело, но жду тебя, дабы вместе отойти.

Она же в ответ:

— Подожди, господине, дошью я покров в святую церковь.

Он вторично посылает к ней:

— Еще недолго могу ждать тебя.

И третий раз послал к ней:

— Уже час мой настал, не могу больше ждать тебя.

Она же заканчивала воздух, только у одного святого не вышила ризы[8]. Кончив вышивать лицо, воткнула в покров иглу и обмотала вокруг нее нитку, которой
шила, и послала к блаженному Петру, нареченному Давыдом, о том, что она готова преставиться вместе с ним. Помолившись, предали оба вместе чистые свои
души в руки Божии месяца июня в 25-й день.

После их преставления захотели люди похоронить Петра внутри города, в соборной церкви Пречистой Богородицы, а Февронию — вне города, в женском монастыре,
в церкви Воздвижения. И сделали им отдельные гробы и положили их врозь. Общий же гроб, который они повелели истесать из единого камня, остался стоять
пустым в соборной церкви внутри города.

Наутро люди увидели, что их гробы пусты, и тела их обретаются внутри города, в соборной церкви, в едином гробе, который они повелели для себя истесать.
Неразумные люди, которые и при жизни хотели их разлучить, не захотели оставить их вместе и после их преставления. Они снова переложили их в отдельные гробы и
опять разнесли по разным местам. И снова наутро обрели их в едином гробе. Уже больше не осмеливались прикоснуться к святым лх телам и положили их в едином гробе,
как они сами повелели, в соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы внутри града. И лежат они там на просвещение и на спасение граду тому.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. — М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)


ВОПРОСЫ

1. Какими чувствами пронизаны поступки главных героев?

2. На что надеялась Феврония в трудные минуты жизни?

3. Почему вельможи и народ города стали просить героев вернуться назад?

4. Что вы могли бы сказать о характерах главных героев повести, их поступках?
Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. — М.: Просвещение.


ОБОГАЩАЙТЕ СВОЮ РЕЧЬ

Каковы особенности речи Февронии и как они Февронию характеризуют?

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. — М.: Просвещение.


ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Долгие годы, передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, звучали в народе сказки и былины, пословицы и поговорки, песни и потешки, загадки и
частушки, утешая, веселя.

Но вот в тихих кельях(1) монастырей начинают переписывать летописи, поучения. В X веке появляется древнерусская литература. «В ней сформировалось то удивительное
чувство общественной ответственности писателя, которое стало характерной чертой русской литературы нового времени, — утверждает исследователь древнерусской
литературы Д. С. Лихачев. — Именно в древней русской литературе создался тот широкий и глубокий взгляд на весь „обитаемый мир”, который стал характерен
для нее в XIX веке».

1. Ке́лья — комната монаха в монастыре.

В древнерусской литературе сохранилось много похвал книгам. Ценились они высоко. Летописец, желая похвалить Ярослава Мудрого, отмечал, что он прилежно
читал днем и ночью. Книжные центры умножались на Русской земле, и свои летописания вместе с Киевом и Великим Новгородом завели Чернигов, Галич, Ростов,
Владимир-Залесский. По свидетельствам литературоведов(2), над рукописной книгой трудились многие. Доброписец чернописный воспроизводил основной текст,
статейный писец — вязь(3) киноварью, заставочный писец — заставки и буквицы, живописец иконный — миниатюры; златописец покрывал золотом заставки и отдельные
части миниатюр. Златокузнец, среброкузнец и сканный(4) оформляли оклад(5).

2. Литературове́д — специалист, изучающий науку о художественной литературе.
3. Вязь — соединение, сплетение смежных букв в один сложный знак (например, в заглавиях старинных рукописей).
4 Скань — металлические покрытия на иконе, книге.
5. Окла́д — металлические покрытия на иконе, книге.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. — М.: Просвещение.

Урок литературы в 7 классе

«Повесть о Петре и Февронии Муромских.»

Ход урока.

1.     Оргмомент:
приветствие, позитивный настрой на работу.

2.    
Вступительное слово учителя:

— Многие из Вас, ребята, были в церкви. Давайте еще
раз окунемся в эту святую тишину и всмотримся в лики святых.

(Звучат церковные песнопения. Медленно чередуются с
помощью мультимедийного оборудования репродукции образов древнерусской
иконописи)

-Как вы думаете, изображение на иконах — это
изображения реальных личностей, простых людей, которые жили когда-то или
нереальных, вымышленных?

(Это обычные люди, но они были необыкновенны по
отношению к окружающим людям, они обладали высоким чувством человеколюбия).

-Почему же они стали святыми? (Люди причислили их к
лику святых, потому что они были   образцом нравственных и духовных ценностей.)

-Кто такой святой? (Святой – это человек,
посвятивший себя богу.)

-Правильно, ребята. Святой – это человек, посвятивший
себя богу, делающий добро и ненавидящий зло, заслуживший у бога за свою любовь
и веру особых даров, например, дара чудотворения.

3.  Сообщение темы
урока.                                      
                                                            

   — В истории христианства остались имена множества
людей, которые прославились своей добротой, честностью, твердостью в вере и
мужеством в страданиях.

   Сегодня на уроке мы с вами будем работать над жемчужиной
древнерусской литературы, созданной в конце 40-х годов XVI века и относящейся к
муромо-рязанскому циклу, — «Повестью о Петре и Февронии».

    Анализируя это трогательное сказание, мы поговорим об отношениях
между людьми, подумаем, какие человеческие качества ценились в это время на
Руси, какие нравственные идеалы ценны и поныне.

    Жизнь семейной четы, описанная в данной повести — это история
отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и
трудного земного пути, явив идеал христианской семьи.

Тема нашего урока: «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Судьба и
характер героев.

С этим произведением мы с вами уже познакомились.

Цель
нашего сегодняшнего урока:
— рассмотреть жанровое своеобразие «Повести…»; мы попробуем определить, каков же
герой древнерусской литературы, каков его характер; попытаемся составить
духовный портрет Петра и Февронии.

4.
Работа с эпиграфом.

Знаток древнерусской литературы Д.С. Лихачев говорил: «Нравственность едина во все века и для всех людей.
Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.»

— Как вы
понимаете это высказывание, которое является эпиграфом к нашему уроку и
что такое нравственность?

(Нравственность — это нормы поведения, принятые в обществе.
Быть нравственным – значит соблюдать эти неписаные правила: быть честным,
добрым и т.п.  Нормы поведения, духовные, жизненные ценности одинаковы во все
времена для всех людей.  Читая древние книги, мы можем многое найти для себя)

—  Мы с вами вернемся к нашему эпиграфу в
конце урока. А сейчас перенесемся в древнерусское государство, в далекий ХVI век и узнаем, кто же написал это
замечательное произведение «Повесть о Петре и Февронии», какова его
предыстория?

 5.История создания повести. Индивидуальные сообщения уч-ся.

(в костюмах средневековых русичей)

ХVI век… — время образования единого Русского
государства.

 За объединением Руси последовало объединение русской
культуры. Под руководством митрополита Макария по порядку месяцев и дней
составляется сборник житий всех святых православной церкви – 12 огромных
томов.  Он назывался «Великие Четьи-Минеи»
(В ПЕРЕВОДЕ С ГРЕЧЕСКОГО – ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ
ЧТЕНИЯ).
И
Макарий поручает священникам собирать по русским землям предания о
прославившихся своими благочестивыми подвигами праведных людях.

Старый г. Муром славился легендами.
Здесь родились, жили и княжили 23 православных святых. Таким достижением не
может похвастаться ни один город в мире. Но самой поэтичной из муромских легенд
явилось сказание о мудрой деве, ставшей доброй и справедливой княгиней.
 Оно и
послужило основой для повести.
Псковский Священник Ермолай
(в иночестве Еразм) литературно обработал местные предания и создал повесть о
Петре и Февронии Муромских.

Петр и Феврония – реальные исторические личности. Князь Петр правил в Муроме в начале
13 века. Он женился на крестьянке Февронии в благодарность за то, что она
излечила его от болезни, от которой никто не мог излечить.
Много злобы претерпели они со стороны бояр, но
прожили счастливо до конца своих дней.
Состарившись, они оба приняли монашество и умерли
в один день и час
25 июня 1228 года.

 «Повесть
о Петре и Февронии» стала любимым чтением средневековых русичей. Она была написана после канонизации Петра и Февронии
на Московском церковном соборе в 1547 году. Сохранилось 150 списков повести, в
которых эта история излагается во множестве вариантов.

Слово учителя:

-Ребята, в речи наших русичей встретились слова: митрополит,
«Великие Четьи –Минеи», благочестивый, праведный, иночество, канонизация.

Давайте вспомним, что они означают? (словарная работа)

Митрополит – в русской православной церкви
священнослужитель высшей ступени, подчиняющийся главе церкви (патриарху).

«Великие
Четьи –Минеи»

сборник житий всех святых православной церкви.

Благочестивый – человек, почитающий Бога, соблюдающий его
заповеди.

Праведный,
праведник
—  святой, пребывавший не в монашестве, а в
обычных условиях семейной и общественной жизни.

Иночествобуквально «уединённое, одинокое жительство», монашество; инок
православный монах.

Канонизация
– причисление к лику
святых.

Вопросы на закрепление полученной информации:

-Когда была написана «Повесть…»?  (Она была написана после
канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году.)

— Кто является автором «Повести…»? (Псковский Священник Ермолай (в иночестве
Еразм))

— Кто заказал «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
Ермолаю-Еразму? (митрополит Макарий)

6.
Проверка домашнего задания.

Жанровое
своеобразие повести. Черты сказки, жития и повести в произведении.

— Повесть
о Петре и Февронии – особенное произведение. Известно, что митрополит Макарий
все-таки не включил заказанное им житие в сборник «Великие Четьи-Минеи».
Почему? Ответ   на этот вопрос мы найдем, рассмотрев особенности жанра данного произведения.

-Черты каких жанров присутствуют в произведении? (сказки,
повести и жития)

-Что такое сказка? (Сказка – это фольклорное
произведение с установкой на вымысел)

-Какие виды сказок вы знаете? (волшебные, о животных,
бытовые)

-Дайте определение повести.

(Повесть — эпическое произведение, которое меньше по
объёму, чем
роман,
и больше, чем рассказ. Здесь несколько сюжетных линий.)

-Что такое житие? (Житие – это рассказ о жизни святых.)

-Какова их цель? (Цель житий – прославлять святого.)

-Какую структуру имели жития?

  • Вступление, в котором объяснялись причины,
    побудившие автора начать повествование.
  • Основная часть – рассказ о жизни святого, его
    благочестивых родителях, о том, как проснулась вера в бога, о страданиях
    во имя бога, смерти святого и посмертных чудесах.
  • Завершалось житие похвалой святому.

-А теперь проверим ваше д/з и заслушаем, какие черты
сказки, повести и жития вы нашли в произведении?

Сказка

Житие

Повесть

Сказка — произведение устного народного творчества               о
вымышленных событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

Житие (в переводе с церковно-славянского – «жизнь») – описание жизни
святых,

 их деяний.

Жития имели определенную структуру.

По́весть —
прозаический жанр, тяготеющий

к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.

—  Сказочный зачин: «Есть в Российской земле город… в нем правил
князь по имени Павел»

 —  Не указано точное время, оно   отсчитывается от последнего
события: «через год», «через день», «на следующее утро».

  —  Первая часть «Повести…» похожа на волшебную сказку о змее-искусителе,
вторая – на сказку о мудрой деве.

 —  Есть волшебные вещи: агриков меч.

 —   Добро побеждает зло (Пётр победил змия).

 —  Загадки и хитроумные испытания.

 —  Постоянные эпитеты (лукавый змей, блаженный князь, мудрая дева);
повторы (два раза исцелялся, три раза посылал к жене перед смертью).

—  Повесть написана в форме жития, но нет традиционного для житийного
жанра построения произведения (начало не соответствует житийному зачину,
испытания,

через которые проходят Петр и Феврония, им посылает не дьявол, а
создает зависть людей; лишь финал – классический образец жития).

 —  Автор прославляет святых, создавая идеальные образы.

 —  Герои живут по «заповедям Божьим, в трудную минуту обращаются к
Богу.

 —  Необычная смерть и посмертные чудеса
(пророчески предсказали свою смерть, умерли в один день и час, не расстались
после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от
самых тяжких недугов).

—  Чудеса, которые творят герои (исцеление больных, по благословению
Февронии сломанные ветки за ночь превращаются в большие деревья).

—  Достоверность «Повести…» придают названия
конкретных мест действия (город Муром, Рязанская земля, село Ласково).

 —  Герои повести – реальные люди. (Петр и Февронья княжили в Муроме в начале
13 века, умерли в 1228 году).

 —  в центре произведения —  образ простой крестьянской девушки,
которой приходится пройти через серьезные реальные испытания.

 —  в повести отражен один из острейших конфликтов
XVI века — история рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в
междоусобице.

—  Итак, каков жанр у этого произведения?

(Делается вывод по определению жанра: в этом
произведении есть и элементы сказок, и элементы жития, и элементы исторической
повести)

7. Работа с текстом
произведения.

       Первая часть повести:

 С чего
начинается сюжетное повествование? (С указания места действия).

—  Кто и каким
образом пытается помешать князю мирскому служению Богу?

(Дьявол, который пытается действовать через его жену.
В облике князя Павла посылает к ней летающего змея-оборотня — на блуд).

 Как можно
назвать отношения между Павлом и его женой?

(Доверительные, открытые, случившаяся беда — общая
беда, пути преодоления ищут сообща).

 С кем ещё у
Павла были такие же доверительные отношения? (С его братом Петром)

 Как можно
оценить поведение Петра, узнавшего от старшего брата историю со
змеем-оборотнем? (Пётр действует самоотверженно)

Как попадает меч в
руки Петра? За что он ему посылается? Подтвердите ответ текстом.

—  Что этим
подчёркивает автор повести? (Автор передаёт чувство глубокой веры,
молитвенности князя. Уединившись в тихом храме, легче вознести свою горячую
молитву, попросив о помощи в праве дном деле. По молитве и вере его приходит
помощь).

 Что случилось
с Петром после победы над змеем? (Он заболел).

 Прочитайте,
как заканчивается первая часть.

Вторая часть повести:

 Что стало
поводом знакомства Петра и Февронии?


Вы знаете, что загадки — распространенный приём в устном народном творчестве.

Прочитайте в повести загадки Февронии.

— Найдите ответ на первую загадку. На вторую, на
третью.

— С какой целью автор использует их здесь? (для
характеристики мудрой девы. Вместе с гонцом князя читатель восхищается умом
девушки, красотой её загадочной речи, глубиной мысли).


Прочитайте, как отвечает Феврония на просьбу юноши помочь князю.


 Какие качества, по мнению Февронии, нужны, чтобы излечиться?


Из рассказа о Петре она знает, что он сражался со змеем, а значит, какой чертой
характера он обладает?


 Каковы же качества настоящего мужского характера, по мнению Февронии? (Мужество,
добросердечие, кротость, смелость — настоящие качества мужского характера).


Когда слуга назвал Февронию «девой мудрой»?


Как Феврония убедила Петра в своей мудрости?


Какие чувства испытывает Пётр, услышав подробный рассказ о необычной
девушке? (Он не верит)


Думает ли он об обязательстве жениться?


Какое решение принимает? (Обмануть девушку, откупиться богатыми
дарами).


Предполагает ли Феврония такое? Аргументируйте ответ.

— 
Для чего князь испытывает мудрость Февронии хитрыми задачами?


Что же привлекло Петра в Февронии? (Ум, душевная красота; она не
приняла его даров, значит, некорыстна; она, “нисколько на него не сердясь,
излечивает его», значит,- милосердна).


Согласны ли вы с позицией автора, что этот брак совершился на
небесах…  Как об этом говорит автор? Прочитайте


Чем вызвана неприязнь бояр и их жён к новой княгине? (Злоба, зависть,
спесь, чванливость, корысть — причины ненависти бояр и их жён).


Как и какую просьбу бояр выполнила Феврония?


Что помогает Петру и Февронии преодолеть все неприятности? (Жизнь по
законам божиим).

Почему Петр и
Феврония вернулись в город?


 Как рисует автор образы правителей в лице князя Петра и его супруги?
Прочитайте.


В чём же находит своё высшее выражение неиссякаемая сила взаимной любви Петра и
Февронии? (Умирают в один день и час и не разлучаются после смерти).


Какое чудо неоднократно совершалось после их смерти? (Они оказывались в
одном гробу).


Можно ли сказать, что Петр и Феврония защищали свое чувство во время жизни и
даже смерти?


 Как это характеризует Февронию и Петра?

8. Обобщение (групповая работа)

-Итак, сделаем выводы: обратимся к образу Петра и охарактеризуем
его (1 группа)

Задание: из предложенных черт характера мы выбрали те, которые раскрываются в
характере Петра; в качестве доказательства подберите те поступки героя, которые
подтверждают эти качества в герое.

Смелость, храбрость

Религиозность

Кротость и верность заповедям Божьим

Мудрость

Любовь и верность близким

Умение прощать

-Назовите
значение имени Петра * Петр – блаженный, благоверный, святой, прославленный,
преподобный, смиренный, чистосердечный

-Что
означают слова «блаженный», «благочестивый», «преподобный»?

Мы считаем, что у читателей к Петру складывается двоякое отношение: с
одной стороны, он побеждает змея – оборотня, услышав от старшего брата, что
змей назвал Петром человека, от которого он примет смерть, он готов стать
именно этим Петром, даже не имея Агрикова меча, ходит в церковь, молится,
терпит болезнь, но с другой стороны, решается на обман: не сразу женился на
Февронии, хотя дал слово. Гордыня – вот один из грехов, который не позволяет
Петру поступить иначе. Кто же помогает исцелится герою от этого недуга?
Феврония помогает Петру одержать победу над злом в себе, а точнее, сила любви
Февронии.

Итак,
мы выяснили, характер Петра раскрывается в поступках, в отношении к другим
людям.

— А что вы можете сказать о Февронии? (2 группа)

Задание: из предложенных черт характера мы выбрали те, которые раскрываются в
характере Февронии; в качестве доказательства подберите те поступки, которые
подтверждают эти качества в героине.

Феврония
— святая, мудрая, предивная, блаженная, преподобная.
Феврония – дочь древолазов, ищущих по деревьям дупла с медом диких пчел, живет
в деревне Ласково. В повести на первый план выдвигается необычайная мудрость
девушки. На мудрость девушки обращает внимание гонец, который ищет врача для
своего князя. Характер главной героини многогранен.

Характеристика Февронии

Подтверждение из текста

Ум

Чудесный дар

Верность

Нравственная чистота

Способность самоотверженно любить

Феврония
также характеризуется через поступки.


 — Как вы думаете, почему автор в качестве главной героини выбрал девушку не
знатную, а крестьянского происхождения? (Он учил ценить людей не по
происхождению, а по их поступкам.)

Д.С. Лихачев отмечал:

«Животворящая сила
любви Февронии так велика, что жердья, воткнутые в землю, расцветают в деревья
по её благословению. Крошки хлеба в её ладони обращаются в зерна священного
ладана. Она настолько сильна духом, что разгадывает мысли встреченных ею людей.
В силе своей любви, в мудрости, как бы подсказываемой ей этой любовью, Феврония
оказывается выше даже своего идеального мужа — князя Петра».

3 группа:
 — Как отвечают супруги на козни бояр, не взлюбивших новую княгиню за низкое
происхождение? (И Петр, и Феврония уходят из города. Для Петра
верность таинству брака оказывается выше княжеских привилегий. )


— Какие человеческие пороки заставляют бояр так поступить с правителем?
— Какие Божьи заповеди были нарушены в повести боярами?. Заполните таблицу.

Заповеди

Подтверждение
из текста

Не
лги

Не
пожелай жены….

Не
убий

Не
прелюбодействуй…


Последовало ли за черными делами наказание бояр?

Из
этого можно сделать вывод, что зло всегда наказуемо. И каждый человек ответит
за свои проступки перед Богом.

Подведем итоги . Рефлексия.

Чем запомнился вам сегодняшний урок?

Чем обогатила вас история Петра и
Февронии?

О каких вечных темах мы говорили сегодня?

— В чем основное
значение «Повести…»?  Какие жизненные ценности утверждаются в ней?

(Повесть эта —
гимн вере, любви и верности.

Любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность, религиозность.

Торжество веры,
мудрости, разума, добра и любви – основная идея повести.)

—  Жизнь святых Петра и Февронии — это пример, достойный подражания,
заставляющий задуматься о том, что такое супружество и счастье в браке.

    Ермолай-Еразм из глубины веков поведал нам о культуре отношений
между мужчиной и женщиной, существовавшей семь веков назад. Жизнь по
заповедям Божьим, осознанное желание человека творить добро, любовь и верность
– ценности, над которыми не властно время.

С 2008 года в России день 8 июля объявлен Всероссийским днем семьи,
любви и верности
. Символично, что этот праздник впервые отмечался в 2008
году, который был объявлен годом семьи. Этот прекрасный летний день был выбран
для праздника не случайно – уже более700 лет православные почитают 8 июля
память покровителей семейного счастья.

В некоторых российских городах с 2008 года стали устанавливать памятники Петру и Февронии.

Очень много людей в этот день совершает паломничество в Муром, чтобы
поблагодарить святую супружескую пару за покровительство в их семейной жизни
или попросить о даровании семейного лада и счастья.

 — Почему же Пётр и Феврония, говоря современным языком, вновь
оказались востребованными обществом?

Ответ лежит на поверхности: богатый потрясениями ХХ
век, годы реформ поколебали многие ценности, на которых покоятся
жизнеспособность, физическое и нравственное здоровье общества и человека. В том
числе такой важнейший устой, каким всегда являлась крепкая семья. Последствия
её разрушения оказались тяжкими: сокращение рождаемости, сотни тысяч
беспризорных и безнадзорных детей, распространение алкоголизма, наркомании,
преступности, эгоизма и цинизма. Необходимо остановить циничное разрушение семьи
и супружества глобализацией!

Прослушивание песни «Пётр и Феврония»    в исполнении хора  «Пересвет» (солист
Владислав Косарев).

Выставление
оценок.

-Ребята,
вот и закончился наш урок. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали…

Домашнее задание.

Написать
небольшое сочинение (4-5 предложений) на тему «Чему учат нас герои
древнерусской повести о Петре и Февронии».

Разработка урока литературы в 7 классе

Тема: «Сила святого чувства в «Повести о Петре и

              Февронии Муромских».

Тип урока: комбинированный.

Цели:

 Образовательные: раскрыть идейно-художественное своеобразие повести, выявить черты жития и признаки сказки в данном литературном памятнике.

 Развивающие: развивать память, речь, креативное мышление.

 Воспитательные: прививать любовь к чтению, воспитывать чувства патриотизма.

Оборудование: фрагмент деревенской избы (лавка, покрытая вышитым покрывалом, прялка); на партах – валентинки; шкатулка с предметами-заданиями; костюмы для инсценировки; листочки для тест-контроля.

Технические средства обучения: магнитофон.

Ход урока.

I. ИНТРИГА.

Слово учителя.

 — Ребята, представьте, что сегодня на календаре не 25 сентября 2007 года, а 14 февраля 2008 года. Вот какое странное событие сейчас произойдет. Закройте глаза.

Звучит спокойная фольклорная музыка. В кабинет входит девочка в роли Февронии, медленно проходит между парт и замечает лежащие на них валентинки, берет одну из них и читает.

Феврония. Отроки, что за диковинные вещицы лежат у вас на столах?

Дети отвечают.

Феврония. В честь кого отмечается этот заморский праздник?

Дети отвечают.

Феврония. У нас, ребята, есть свои покровители любви и верности. История этой возлюбленной пары не менее романтична: «Есть в земле Российской город, называемый Муром. В нем, как рассказывают, правил князь по имени Павел…» Впрочем, эту историю вы и так знаете…

II. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА.

Слово учителя.

 — Ребята, о ком говорила наша странная гостья? Героями какого литературного произведения являются Петр и Феврония? Мы каждый год 14 февраля празднуем день Святого Валентина, даже не задумываясь о том, что отмечаем католический праздник. А у нас действительно есть свои покровители любви – святые Петр и Феврония. 8 июля – православный день влюбленных.

На сегодняшнем уроке мы должны выяснить: действительно ли судьба Петра и Февронии ярче для нас, русских, чем история Святого Валентина. И поможет нам в этом древнерусская «Повесть о святых Петре и Февронии Муромских».

III. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА.

1. Тест-контроль (см. в Приложении 1).

Учитель. На прошлом уроке мы говорили об исторической основе повести. Вы делились впечатлениями о прочитанном, кратко коснулись содержания произведения, а сейчас проверим, насколько хорошо вы его знаете.

Тест-контроль подготовила Женя. На листочках рядом с номером предложения поставьте «+», если оно содержит правильную информацию, «–», если она ошибочная.

После выполнения – самопроверка учащимися. Выставляется рейтинговая отметка.

2. Словарная работа.

Учитель. В каком веке происходили события повести?

Ученик. В XII – начале XIII веках.

Учитель. Кем и когда была написана повесть?

Ученик. Повесть была написана в XVI веке талантливым русским писателем Ермолаем – Еразмом.

Учитель. Текст написан очень давно, поэтому нам необходим словарь урока (см. в Приложении 2). Юля дома поработала с толковым словарем и сегодня углубит ваше представление о лексическом значении отдельных устаревших слов.

3. Инсценировка «Слуга Петра у Февронии».

Учитель. Ребята, как вы думаете, почему слуга не может ничего понять в словах дочери древолаза?

Ученик. Свои ответы- загадки она через него как бы адресует кому-то другому, сам слуга до них еще не дорос умом.

Учитель. Как вы думаете, какую роль в данной сцене  играет заяц?

Ученик. Он создавал шум, чтобы Феврония не устала от монотонной работы.

4. Задание «Волшебная шкатулка».

Учитель. Предметы, лежащие в ней, помогут нам ответить на вопрос: какую проверку на мудрость устроил князь Петр Февронии?

Учитель показывает предметы (пучок льна, чурочка), а учащиеся объясняют их назначение.

5. Анализ повести.

    Вопросы для беседы.

Учитель. Сдержал ли князь свое слово? Удалось ли ему исцелиться.

Ученик. Ради временной выгоды готов совершить грех – обмануть. Но болезнь все же привела его к смирению. Он исцелил не только свой физический недуг, но и душу.

Учитель. Предвидение Февронии сбылось, теперь Петр и Феврония стали княжить. Какое испытание пришлось пройти княгине?

Ученик. Испытание связано с коварством людей – завистью, злобой. И снова мудрость Февронии, уважение и любовь к супругу оказались выше наветов и злобы бояр.

Слово учителя. В нашей шкатулке остался еще один предмет – иголка с золотой нитью. Объясните его роль в повести.

Ученик. Не закончив до конца свою работу, она бросает ее, выбрав, как главное, супружескую верность, верность своему слову, данному мужу.

Учитель. Как думаете, герои любят друг друга? Почему вы так решили?

Ученик. Да, любят. Они уважают друг друга, переживают.

Слово учителя. Обычно «Повесть о Петре и Февронии Муромских» называют повестью о любви, но мы ни разу не встретили это слово, чтобы оно было сказано героями по отношению друг к другу. Слово «люблю» не звучало в устах героев. В данной повести любовь не просто слово, а еще и определенная традиция. Венчанные муж и жена на Руси – это единое целое. Любовь Февронии – жертвенная любовь, любовь к ближнему своему, ради его спасения.

6. Составление таблицы «Черты сказки и жития в повести».

 — Дома вы должны были найти в произведении признаки сказки и черты жития. Результат работы оформим в таблице (на доске).

Признаки сказки

Черты жития

1. Сказочный зачин.

2. История о мудрой деве.

3. Сказочный герой – змей-искуситель.

4. Волшебные вещи: агриков меч.

5. Загадки.

6. Задания – испытания.

7. В языке повести – постоянные эпитеты («лукавый змей», «мудрая дева»).

8. Добро побеждает зло.

1. Автор создает идеальные образы.

2. Восхваляющие эпитеты (Петр – благочестивый, святой; Феврония – святая, преподобная).

3. Любовь к Богу.

4. Чудеса, которые творит герой.

5. Необычная смерть и посмертные чудеса.

 — Для создания образов Петра и Февронии автор использует элементы сразу нескольких жанровых форм – исторической повести, волшебной и бытовой сказки, жития.

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

Учитель. Вернемся к вопросу, заданному в начале урока, действительно ли жизнь Петра и Февронии ярче и ближе для нас, русских людей, чем история Святого Валентина?

Ученики делятся своими размышлениями по поводу данного вопроса.

Учитель обращает внимание на иллюстрацию иконы святых Петра и Февронии.

Слово учителя. Мощи святых до сих пор хранятся в одном из храмов города Мурома. К ним съезжаются верующие со всех уголков России, чтобы попросить у святых благословления на счастливую семейную жизнь. Верующие не презентуют друг другу открытки и шоколадные сердца, зато искренняя молитва святым Петру и Февронии способна подарить встречу с долгожданным избранником и лад в семейных отношениях.

Мы, ребята, должны помнить, что 8 июля – православный день влюбленных.

V.  ПОСТАНОВКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

Подумать над вопросом:

Соответствует ли заключительная часть «Повести» житийным повестям?

Какие жизненные ценности утверждаются в ней.

Приложение 1

 (+) 1. Змей поведал о своей смерти жене Павла.

 (–) 2. Петр убил лукавого змия топором.

 (+) 3. От крови змия тело Петра покрылось струпьями и открылись

           язвы.

 (–) 4. Феврония была из села Майского. (из Лаского.)

 (–) 5. Брат Февронии был скалолазом.

 (+) 6. Феврония нарочно сказала Петру не мазать мазью один

           струп, чтобы проверить его.

 (–) 7. Петр с первого раза взял Февронию в жены.

 (+) 8. В Муроме бояре и их жены невзлюбили Февронию.

 (+) 9. Петр и Феврония заранее заказали себе гроб.

 (+) 10. Их причислили к лику святых.

 (+) 11. У них не было детей.

 (+) 12. Феврония вышивала для соборного храма Богородицы

             воздух с ликами святых.

 (–) 13. Души Петра и Февронии отошли в разное время.

 (+) 14. Сразу после смерти их положили в разные гробы.

 (+) 15. После смерти их пытались разлучить два раза.

Приложение 2

Отрок

струп

обиняк

навет сирый

преставится

просвещение

праведный

благочестие

ладан

фимиам

инок

канонизировать

В ходе словарной работы ученица дает лексическое толкование каждому слову.

Презентация на тему Презентация по литературе Повесть о Петре и Февронии Муромских, предмет презентации: Литература. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 23 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Вопросы для повторенияЧто такое повесть в древнерусской литературе?Что такое житийная литература?Какое произведение называется сказкой?Приведите примеры разных жанров

Текст слайда:

Вопросы для повторения

Что такое повесть в древнерусской литературе?

Что такое житийная литература?

Какое произведение называется сказкой?

Приведите примеры разных жанров из «Повести о Петре и Февронии».


Слайд 2

Ермолай-ЕразмНравственные заветы и традиции Древней Руси в «Повести о Петре и Февронии Муромских».

Текст слайда:

Ермолай-Еразм

Нравственные заветы и традиции Древней Руси в «Повести о Петре и Февронии Муромских».


Слайд 3

Опрос по пройденному материалу«Повесть о Петре и Февронии» –это фольклорное или литературное произведение? Почему?Можно ли назвать

Текст слайда:

Опрос по пройденному материалу

«Повесть о Петре и Февронии» –это фольклорное или литературное произведение? Почему?
Можно ли назвать это произведение житием?
Что значит «повесть», почему это произведение называется повестью?


Слайд 4

Закрепление изученного материала Повесть была написана в XVI веке писателем и публицистом Ермолаем-Еразмом, который был священником

Текст слайда:

Закрепление изученного материала

Повесть была написана в XVI веке писателем и публицистом Ермолаем-Еразмом, который был священником в Пскове, потом настоятелем собора Спаса на Бору в Москве, а потом монахом. Это не единственное его сочинение, но «Повесть о Петре и Февронии» была особенно популярна.


Слайд 5

Пётр и Феврония – исторические лица. Они княжили в Муроме в начале Xlll века и

Текст слайда:

Пётр и Феврония – исторические лица. Они княжили в Муроме в начале Xlll века и умерли в 1228 году. Повесть написана на основе местной легенды о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней.


Слайд 6

Читать памятники древнерусской литературы исключительно полезно, когда душа просит необычного.

Текст слайда:

Читать памятники древнерусской литературы исключительно полезно, когда душа просит необычного.
А. С. Дёмин


Слайд 7

Анализ произведенияК какому роду относится «Повесть о Петре и Февронии»?Что значит эпический род? Главные его признаки?Какие признаки

Текст слайда:

Анализ произведения

К какому роду относится «Повесть о Петре и Февронии»?
Что значит эпический род? Главные его признаки?
Какие признаки эпического рода можно выделить в «Повести о Петре и Февронии»?


Слайд 8

Что значит понятие «эпизод»?Выделите основные эпизоды в произведении.

Текст слайда:

Что значит понятие «эпизод»?

Выделите основные эпизоды в произведении.


Слайд 9

Работа с текстом произведения: 1.Проделки дьявола2.Отчего смерть змея приключится..3.Смерть от Петрова плеча и Агрикова меча.4.Агриков меч найден.5.

Текст слайда:

Работа с текстом произведения:

1.Проделки дьявола
2.Отчего смерть змея приключится.
.3.Смерть от Петрова плеча и Агрикова меча.
4.Агриков меч найден.
5. Змей убит.
6.Мудрая девушка из села Ласково.
7.Условие Февронии и исцеление.


Слайд 10

8. Заговор против княгини Февронии.9. «Дайте то, что я прошу!»10. Прозорливость Февронии.11. Возвращение в Муром и счастливое

Текст слайда:

8. Заговор против княгини Февронии.
9. «Дайте то, что я прошу!»
10. Прозорливость Февронии.
11. Возвращение в Муром и счастливое княжение.
12. «Приспело время преставления».
13.Чудеса с телами Петра и Февронии.


Слайд 11

Анализ эпизода эпического произведения1) Озаглавить эпизод.2)Указать, какое место этот эпизод занимает в произведении( в начале, в конце,

Текст слайда:

Анализ эпизода эпического произведения

1) Озаглавить эпизод.
2)Указать, какое место этот эпизод занимает в произведении( в начале, в конце, главный или незначительный)
3)Роль эпизода в раскрытии характеров или в развитии сюжета.
4) Действующие лица эпизода, какие черты характера проявляет каждый.


Слайд 12

6) Как проявляется в эпизоде стиль писателя, что для него характерно.7)Языковые особенности эпизода - анализ

Текст слайда:

6) Как проявляется в эпизоде стиль писателя, что для него характерно.

7)Языковые особенности эпизода — анализ средств языка, используемых автором.

5)Есть ли в эпизоде пейзаж или описание интерьера, предметного мира; их роль .


Слайд 13

Основные особенности повестиПовесть похожа на житие, но содержание произведения отличается от канонического жития.Найдите признаки жития в повести.

Текст слайда:

Основные особенности повести

Повесть похожа на житие, но содержание произведения отличается от канонического жития.

Найдите признаки жития в повести.


Слайд 14

Что вам напоминает начало повести?Найдите другие признаки волшебной сказки в произведении.

Текст слайда:

Что вам напоминает начало повести?

Найдите другие признаки волшебной сказки в произведении.


Слайд 15

Что необычного в доме Февронии заметил слуга Петра?Как отвечает Феврония на вопросы слуги? Почему он ничего не

Текст слайда:

Что необычного в доме Февронии заметил слуга Петра?
Как отвечает Феврония на вопросы слуги? Почему он ничего не может понять в словах дочери древолаза?


Слайд 16

Найдите в тексте повести эпизоды, в которых проявляется ум Февронии, её благочестие и верность.Какое качество подчёркивает автор

Текст слайда:

Найдите в тексте повести эпизоды, в которых проявляется ум Февронии, её благочестие и верность.
Какое качество подчёркивает автор в её характере в первую очередь?
К кому обращается Феврония в трудные минуты?
Какие черты характера героини вы находите наиболее привлекательными?
Почему после её смерти происходят чудеса?


Слайд 17

Общий Воздух

Текст слайда:

Общий Воздух «Спас нерукотворный» с предстоящими вид. 1389

«…Она же в это время заканчивала вышивание того святого воздуха: только у одного святого мантию ещё не докончила, а лицо уже вышила; и остановилась, и воткнула иглу свою в воздух, и замотала вокруг неё нитку, которой вышивала…»


Слайд 18

Прочитайте финал повести.Какое впечатление оно производит?Для создания образов преподобных Петра и Февронии автор использует элементы сразу нескольких

Текст слайда:

Прочитайте финал повести.
Какое впечатление оно производит?
Для создания образов преподобных Петра и Февронии автор использует элементы сразу нескольких жанровых форм – исторической повести, волшебной и бытовой сказки, основной же формой является житие.
Найдите элементы этих жанров в структуре повести.


Слайд 19

Заполнить таблицу:

Текст слайда:

Заполнить таблицу:


Слайд 20

Повесть, заимствуя элементы сказочного и создавая яркие запоминающиеся характеры, является не только образцом благочестивого жития русских князей,

Текст слайда:

Повесть, заимствуя элементы сказочного и создавая яркие запоминающиеся характеры, является не только образцом благочестивого жития русских князей, но и кладезем житейской мудрости.
Тема — история любви.
Идея произведения-заключается в том, что любовь – это великое, всепобеждающее чувство.


Слайд 21

Троицкий собор в Муроме, где хранятся мощи св. Петра и Февронии

Текст слайда:

Троицкий собор в Муроме, где хранятся мощи св. Петра и Февронии


Слайд 22

8 июля православные отмечают праздник святых Петра и Февронии Муромских чудотворцев

Текст слайда:

8 июля православные отмечают праздник святых Петра и Февронии Муромских чудотворцев


Слайд 23

Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти

Текст слайда:

Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.
Д. С. Лихачёв.


Признаки сказки в повести о петре и февронии муромских 7 класс таблица

Как заполнить таблицу «Признаки жития, сказки и повести» в «Повести о Петре и Февронии Муромских»?

Какие черты сказки, повести и жития вы нашли в произведении?

Признаки сказки в повести о петре и февронии муромских 7 класс таблица

1 ответ:

Признаки сказки в повести о петре и февронии муромских 7 класс таблица



1



0

Определим признаки сказки в «Повести о Петре и Февронии»:

  1. Волшебные существа — змей, дьявол
  2. Волшебные предметы — Агриков меч
  3. Волшебные превращение и чудеса — крошки превратились в ладан, ветки в деревья
  4. Загадки, которые надо решить герою
  5. Испытание, которое дано герою
  6. Победа добра
  7. Сказочные эпитеты

<hr />

Определим признаки жития в «Повести о Петре и Февронии»:

  1. Благочестивая жизнь героев
  2. Чудеса совершаемые именем Господа
  3. Следование заповедям Божьим
  4. Уход в монастырь, принятие монашества
  5. Преобладание духа над желаниями
  6. Посмертные чудеса

<hr />

Определим признаки повести в «Повести о Петре и Февронии»:

  1. Точно указанное место действия — Муром, рязанские леса, деревня Ласково
  2. Реальные исторические персонажи
  3. Описание сцены боярского бунта, смуты
  4. Достоверность многих событий.

<hr />

Теперь заполним таблицу «Признаки жития, сказки и повести»:

"Признаки жития, сказки и повести" в "Повести о Петре и Февронии Муромских"

Читайте также

Признаки сказки в повести о петре и февронии муромских 7 класс таблица

Сказка «о Царе Салтане» — это авторское произведение Александра Сергеевича Пушкина. Сюжет сказки знаком как взрослым так и детям. В ней читатель узнает историю сына Царя Салтана, князя Гвидона. Он вместе с матерью попал по морю на остров Буян благодаря обману своих тетушек. На острове он спас Царевну Лебедь от Коршуна чародея и она отблагодарила его. Царевна Лебедь превращала князя Гвидона в разных насекомых и он летал к своему отцу. Она привозила на остров разные чудеса и Царь Салтан приехал в гости к князю Гвидону посмотреть на них. Он узнает, что случилось, а ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху наказывают. Теперь выясним почему сказка «о Царе Салтане» волшебная.

<hr />

Признаки волшебной сказки в сказке «О царе Салтане»:

  1. Наличие зачина и концовки. Они характеры для русских народных сказок и определяют место и время, где и когда происходят события самой сказки;
  2. Троекратные повторы. Три девицы. Князь Гвидон три раза превращается в насекомое и три раза летает к Царю Салтану. Три чуда Царевна Лебедь сделала для князя Гвидона. 33 богатыря.
  3. Волшебные превращения. Князь Гвидон превращается в комара, муху, шмеля. Царевна Лебедь превращается в птицу, и чародей превращается в коршуна;
  4. Главный герой проходит испытание.
  5. В сказке есть волшебные существа. Например, белочка, Царевна Лебедь.
  6. В конце сказки добро побеждает зло.

<hr />

Признаки сказки в повести о петре и февронии муромских 7 класс таблица

Признаки сказки в повести о петре и февронии муромских 7 класс таблица

Сказку «Три толстяка» читала ещё в детстве. Но герои и сюжет книги помню до сих пор. Один из героев и был канатоходцем.

Первая часть книги даже названа его именем. Он вместе с оружейником Просперо возглавлял восстание. Оно было не удачным. Оружейника арестовали, а канатоходец сбежал. Именно так начинается книга.

Звали этого героя Тибул. В книге написано, что он был гимнастом. А название первой части «Канатоходец Тибул».

Признаки сказки в повести о петре и февронии муромских 7 класс таблица

Сказка «Теремок» и сказка «Рукавичка» похожи своим сюжетом. В обоих сказках звери , несмотря на тесноту селились вместе и мирно жили, но в сказке про Теремок домик развалился, а в сказке «Рукавичка» дедушка нашел свою потерянную варежку и звери сами разбежались от испуга. Сказки «Рукавичка» и «Теремок» учат доброжелательности, доброму соседству, даже очень разные люди при нужде могут вместе мирно существовать.

Основная мысль сказки «Рукавичка» выражается в пословице «Семья крепка ладом».

Основная мысль сказки «Теремок» выражается в пословице «В тесноте да не в обиде».

На сказках дети учатся различать, где есть добро, а где гуляет зло.

Признаки сказки в повести о петре и февронии муромских 7 класс таблица

Сказка менее правдоподобна в отличие от пьесы. В ней нет толком конкретного распределения ролей в скобочках и не указывается в какой интонации что читать. И к тому же пьеса более описывается по мелочам, дабы погрузить максимально в описанную ситуацию вплоть до интерьера.

Признаки сказки в повести о петре и февронии муромских 7 класс таблица

С текстом сказки «Белая уточка» можно ознакомиться здесь.

У волшебной сказки есть ряд признаков, безошибочно отличающих её от других видов:

  • в ней всегда происходят магические превращения (в козлёночка, лягушку, волка);
  • волшебство происходит благодаря магическим предметам или заклинаниям;
  • происходят поиски заколдованного человека (царевны-лягушки, например);
  • действие происходит между двумя поколениями (родителями и детьми);
  • часто присутствует магический помощник (щука в «По щучьему велению»).

В «Белой уточке» помощника нет, зато имеется вредитель — ведьма. Именно она произносит магические слова, превращающие княгиню в уточку.

Умеет пользоваться заклинаниями и князь:

v6Tri1oz6slpeXak4NAW6yMgTDW7ug09.png

Затем появляются и предметы — пузырьки с говорящей и живящей водой, которой оживили загубленных детишек. Последний сеанс магии — казнь ведьмы:

P6iog1OK1pCsYMKS5vb6gFuoENkexrCq.png

Поисков в сказке предостаточно: сначала ведьма ищет детей, потом сама уточка-княгиня, а затем — князь желает изловить уточку.

Разные поколения также представлены: князь с княгиней и их сыновья.

Все необходимые компоненты волшебной сказки присутствуют, хотя остаётся загадкой: какова судьба сынка-заморыша, дважды спасавшего братьев от смерти? Похоже, о нём просто позабыл кто-то из сказителей — вот и пошло повествование дальше по эстафете с незавершённым сюжетным ходом.

  • Признаки романтизма в рассказе старуха изергиль
  • Признаки русских народных сказок
  • Признаки сентиментализма в рассказе бедная лиза
  • Признаки русской народной сказки в сказке о мертвой царевне и семи богатырях
  • Признаки самой древней сказки