Признаки сказки 2 класс гуси лебеди

2 10 ответов: 5 0 всем известная с детства сказка гуси-лебеди имеет много признаков сказки. во первых по сюжету -

Признаки сказки 2 класс гуси лебеди


2

10 ответов:

Признаки сказки 2 класс гуси лебеди



5



0

Всем известная с детства сказка «Гуси-лебеди» имеет много признаков сказки. Во первых по сюжету — идет завязка, разворачивается действие и затем следует счастливый конец, где добро побеждает зло. Также здесь мы встречаем множество сказочных персонажей: гуси-лебеди, говорящие печка, яблонька, речка. Не обошлось и без Бабы-Яги, участницы многих русских сказок.

Признаки сказки 2 класс гуси лебеди



5



0

В известной русской народной сказке «Гуси-Лебеди» есть несколько признаков сказки:

  1. Неживые предметы (яблонька, печка, речка) — оживлены, общаются с главными героями.
  2. Главные персонажи — дети — успешно преодолевают ряд испытаний.
  3. Наличие сказочных персонажей (Баба Яга).
  4. Добро в конце обязательно побеждает, конец у сказки счастливый.

Признаки сказки 2 класс гуси лебеди



5



0

Почти с самого начала становится понятно, что «Гуси-лебеди» это сказочное произведение:

1) Какие-то непонятные, несуществующие животные, гуси-лебеди, крадут и уносят детей.

2) В поисках брата девочка встречает разговаривающих печку, яблоню, ежика, реку с берегами (которые к тому же состоят из молока и киселя).

3) Завсегдатаи русских сказок — избушка на курьих ножках и баба-яга.

4) Золотые яблоки, которыми играл маленький брат у бабы-яги.

Признаки сказки 2 класс гуси лебеди



4



0

Сказка в «Гуси-лебеди» начинается практически со второго предложения. Не учитывая даже тот факт, что в наше время родители бы не оставили малыша на маленького ребенка, пусть и немного более старшего.

Гуси уносят мальчика. Разве это возможно в реальной жизни? всегда в детстве удивлялась, что же это за гуси такие (и почему они еще и лебеди в одном лице).

Дальше девочке на пути повстречались различные сказочные, выдуманные персонажи (говорящая яблонька, печка, речка, та же Баба-Яга).

Еще меня удивляет следующий факт: неужели яблонька, печка и речка не помогли бы детям в любом случае? Почему только после помощи?

Признаки сказки 2 класс гуси лебеди



4



0

Построение «Гуси-лебеди» соответствует построению волшебной сказки: экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка, концовка. Наличие сказочных персонажей (баба Яга), неживые предметы, животные разговаривают (речка, яблонька), волшебных действий (лебеди унесли Иванушку, печка прячет детей и проч.). Наличие врагов и героев-помощников (мышка, речка, яблонька). Использование магического числа «три» (три помощника у детей). Герои путешествуют, преодолевая трудности. Сюжет простой, некоторые кусочки текста повторяются несколько раз, чтобы легко было передать из уст в уста. Язык произведения сказочный (постоянные эпитеты, олицетворения). Добро побеждает!

Признаки сказки 2 класс гуси лебеди



2



0

В сказке «Гуси-лебеди» имеются признаки, свидетельствующие о том, что это именно сказка, а не другой литературный жанр. Наличие зачина и троекратных повторов уже говорят о том, что мы читаем сказку. В повествовании участвуют персонажи, которые умеют говорить и творить волшебство: речка, печка и яблоня. Имеются и злые персонажи, которые противостоят добрым силам.

В сказке описана борьба добра и зла, причем, как и бывает в сказках, добро побеждает зло. В повествовании мы встречаем множество сугубо сказочных выражений и слов, а завершается оно концовкой, присущей сказкам. Счастливый конец сказки тоже можно назвать среди основных сказочных признаков.

Признаки сказки 2 класс гуси лебеди



2



0

Сказка «Гуси-лебеди» относится к народным и рассказывает нам о том, как Аленка потеряла своего младшего братика, она о нем забыла когда заигралась и его отнесли к Бабе Яге гуси-лебеди. Это произведение однозначно является сказкой. Во-первых тут главная злодейка — Баба Яга, она всегда отрицательный персонаж русских сказок. Во-вторых разговорчивые печка, речка и яблонька. Они помогали детям. Добро берет верх над злом тоже в сказках главный элемент. Если говорить о типе этой народной сказки, то она волшебно-бытовая скорее, потому что тут и волшебство присутствует и быт семьи — Аленушка, Иванушка и их родители.

Признаки сказки 2 класс гуси лебеди



1



0

Тут есть все признаки сказки.

Вымышленные персонажи гуси лебеди, потом речка кисельные берега, живая печка, которая пекла пирожки, яблоня угощала ребят яблоками.

Так же есть такой известный персонаж как баба яга. Все это относится к признакам, что данное произведение является сказкой.

Так же здесь показано, что добро побеждает зло, это явный признак сказки.

Признаки сказки 2 класс гуси лебеди



1



0

Неодушевленные персонажи этой сказки: яблоня, печка, река — разговаривают, общаются с детьми. Присутствуют волшебные персонажи, такие как Баба Яга. Гуси-лебеди (несуществующие птицы) крадут детей. Разве все это не сказки? Разве это не волшебство?

Признаки сказки 2 класс гуси лебеди



1



0

«Гуси-лебеди» прекрасная сказка с поучительными нотками.

Признаков сказки тут более, чем достаточно:

Говорящая яблоня, печка, которая печет сама по себе румяные и горячие пирожки, река, состоящая из кисельных берегов — ну разве в жизни такое бывает.

Баба-Яга — основная злодейка сказки, это тоже сказочный персонаж, которого в жизни нет.

Ну и собственно говоря, сами гуси-лебеди — вполне сказочные персонажи.

Читайте также

Признаки сказки 2 класс гуси лебеди

В сказе русского революционера, писателя и фольклориста Павла Петровича Бажова «Приказчиковы подошвы» говорится о том, как по заслугам наказала жестокого и злобного приказчика Северьяна Кондратьича Хозяйка Медной горы.

Северьян, обожавший избивать и глумиться над крепостными бесправными рабочими, был предупрежден Хозяйкой, но не внял, а вместо этого попытался убить её.

Когда он понял, что зарвался, и Хозяйка его сильнее, повел себя как трус.

CaRbSrKcx2dmmcmue8iQk8DknO4OaLg.png

Кратко идею «Приказчиковых подошв» можно выразить так:

Жестокие люди, которые обижают тех, кто их слабее — всегда трусы, а их истинная суть — такая же ничтожная и пустая, как та пустая порода, которая осталась после Северьяна в малахите.

Признаки сказки 2 класс гуси лебеди

В рассказе Зощенко «Умная птичка» действие происходит в лесу, а главными героями являются мальчик и птица. Мальчик, обнаружив гнездо с птенцами, захотел забрать одного детеныша, но мама птенцов решила не допустить такого варварства.

Крохотная птичка спустилась за землю и начала уводить мальчика от гнезда. Она проявила хитрость и сообразительность, и добилась того, чего хотела. Паренек так и не смог найти место, где находилось гнездо. А птичка, сделав свою работу, улетела восвояси.

Краткое содержание рассказа «Умная птичка» можно прочитать здесь.

Главная мысль рассказа состоит в том, что материнские чувства свойственны не только людям, но и всем живым существам. Мама-птица готова была пожертвовать собственной жизнью ради своих детенышей, сидевших в гнезде. Умная птица даже притворилась раненой, лишь бы мальчик отвлек свое внимание от птенцов. Как видим, маленькая птичка сумела обвести человека вокруг пальца, а её детеныши остались живы.

Рассказ учит нас бережно относиться к природе и к лесным обитателям. Живые существа не любят, когда их тревожат, поэтому лучше всего наблюдать за птицами и животными из укромного места, издалека. Автор призывает нас никогда не нарушать привычный порядок вещей в природе, в частности, не приближаться к гнездам и не разорять их.

Признаки сказки 2 класс гуси лебеди

Признаки сказки 2 класс гуси лебеди

Мамин-Сибиряк написал трогательную историю жизни мальчика, который как все бедняки был вынужден работать в мастерской. МПрошка отличался от остальных, его мысли вечно заняты воспоминаниями о свободе, он мечтал вырваться из душной мастерской, насладиться свежим воздухом, ведь больше у ничего не было. слово вертел означает поворотный круг, сверло.

Разделим рассказ «Вертел» на части и озаглавим.

План рассказа «Вертел»

1 В пасмурной мастерской.

2 Ворчание работников мастерской.

3 Околтанные камни.

4 О чем мечтал Прошка.

5 Визит барыни.

6 Барыня проявляет интерес к Прошке

7 Мечта о свободе.

8 В доме барыни

9 Добрые дети

10 Прошка и барчук

11 Болезнь Прошки.

В конце рассказа Прошка умер, мальчик долго работал в темной мастерской, вокруг была наждачная пыль, в легких не хватало воздуха и было плохое питание.

Признаки сказки 2 класс гуси лебеди

Продолжение рассказа «Дедушка» С. Георгиев. Ветеран войны признался мальчику, что он знает, что мальчик ему не внук. И когда мальчик пришел в гости, дедушка поговорил с мальчиком как со взрослым человеком. Рассказал ему, что потерял всю семью, пока воевал на фронте, никого у него не осталось. Воевал дедушка на фронте не только за свою семью, а за всех детей в мире, чтобы у них было мирное небо над головой, чтобы жили счастливо. И если дети вырастут хорошими людьми, значит не напрасны были жертвы , значит жизнь продолжается и всех детей ветеран считает своими внуками, продолжением своей жизни. И рад он знакомству с новым внуком.

Признаки сказки 2 класс гуси лебеди

Среди пятерых рабочих в темной угла мастерской работал 12-летний мальчик, а по виду ему можно быть дать не больше девяти лет. Звали его Прошка, у него была нетрудная работа, нужно было только постоянно крутить колесо, из-за чего мальчик иногда был похож на паука. Прошка был очень худенький, вечное недоедание, пыль, летевшая от наждака и недостаток света мешали мальчику расти. Прошка всегда был голодный, его руки с трудом вертели колесо , но у него была маленькая тайна. Прошка мечтал выраваться из мастерской, но не мог. Ему неоткуда было ждать помощи, отца и матери не было и тетка отдала его в мастерскую, чтобы он сам зарабатывал себе на краюшку хлеба.

У Прошки получилось побывать на свободе, чужая барыня сжалилась над Прошкой и приглашал его к себе в дом. Но это не помогло, Прошка умер, его легкие поразила чахотка

Задачи:

  • расширить представление о волшебной сказке;
  • учить оценивать персонажей по их поступкам и
    особенностям речи;
  • обогащать словарный запас школьников;
  • развивать речевое чутье на основе сравнения
    сходных выражений, устаревших и современных
    (развитие речи).

Цели:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о
    русских народных сказках, особенностях их
    построения, языке, героях;
  • создать эмоциональный настрой на изучение
    произведений устного народного творчества;
  • обобщить знания обучающихся о сказках, о
    признаках жанра, о героях;
  • развивать коммуникативные УУД, познавательные
    УУД;
  • продолжать формировать интерес к чтению,
    развивать воображение, свою точку зрения;
  • воспитывать уважение к истокам культуры своего
    народа, умение принимать решения

Оборудование:

  • конверты с заданиями для групп
  • выставка работ учащихся по теме РНС
  • мультимедийный проектор

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивация.

(Ученики входят в кабинет под песню «В гостях у
сказки»).

В путешествие пойдем?
В страну знаний попадем?
Слушай! Думай! Наблюдай!
Сказку эту изучай!

Учитель: Ребята, кто догадался, о чем
сегодня мы будем говорить на уроке?

Дети: Сегодня на уроке мы будем
говорить о сказках, потому, что наш урок начался с
песни о сказке, сказочных героях и стихотворение
(присказка) приглашают нас в сказку.

2. Постановка цели урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим
работать с РНС «Гуси-лебеди».

(КАДР №1)

Учитель:

  • Чем занимались на прошлом уроке?
  • Как работали со сказкой ?

Дети: На уроке мы читали сказку,
отвечали на вопросы, делили текст на части,
составляли план.

Учитель: А чему же еще можно учиться на
уроке чтения?

Дети: Инсценировать сказку,
пересказать, проверить план, почитать,
поговорить о героях, обсудить поступки героев,
пофантазировать.

Учитель: Молодцы! Давайте сегодня на
уроке будем этому учиться.

3. Проверка домашнего задания.

Учитель: Ребята, сейчас мы посмотрим,
как вы умети ориентироваться в сказке. Открываем
тетрадь стр. 26 задание 1.

Дети: (читают задание).

Задание №1. (КАДР №2)

Восстанови последовательность событий в
сказке.

А тут и отец с матерью пришли.

Яблоня, матушка, спрячь меня!

Печка, матушка, спрячь меня!

Поешь моего лесного яблочка — скажу.

Налетели гуси — лебеди, подхватили мальчика.

(читаем предложения на экране по «цепочке»)

Учитель: Ребята, вспомним правила
работы в парах

Дети: Нельзя шуметь, перебивать друг
друга, говорить хором во время работы в парах.
Надо уметь слушать одноклассника, высказывать
свое мнение.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ПАРАХ.

Учитель: Проверяем работу.

Дети: (Слушаем ответы детей, которые
доказывают правильность своего выбора,
рассуждая по данному вопросу(мы считаем:, мы
думаем:, мы решили:)).

Учитель: Ребята, давайте еще раз
повторим и проверим последовательность событий
в сказке. (КАДР №3).

(Дети сравнивают восстановленную
последовательность событий в сказке по тетради с
записью на экране).

4. Работа над сказкой.

Учитель: Ребята, мы восстановили
последовательность сказки с помощью
предложений. А сейчас выполним такое же задание,
только с помощью картинок.

КАДР №4.Востановите последовательность
событий сказки с помощью иллюстраций, учитывая,
что каждому предложению (задание №1)
соответствует одна картинка.

Работа в парах.

Дети:

(Ученики читают предложение и называют номер
картинки, которая соответствует этому
предложению.)

Учитель:

Все события в сказке отражены в картинках?

А еще о каких событиях вы хотели бы рассказать?

Дети: Нет встречи девочки с речкой и с
Бабой-Ягой.

(Дети вставляют картинки в правильной
последовательности событий сказки, объясняя
свой выбор).

Учитель: Ребята найдите в тексте
сказки предложения, которые подтверждают сюжет
картинки №1 №2.

Дети: (Выборочное чтение ).

Учитель:

Мы восстановили последовательность сказки с
помощью предложений, картинок.

На прошлом уроке мы разделили текст сказки на
части. Дома вы составили план. Давайте проверим
его.

Работа в группах.

(Идет обсуждение плана в группах. Каждая группа
выбирает по одному пункту плана (более точное
название) и предлагает его).

План.

(1 группа) Похищение братца.

(2 группа) Поиск.

(3 группа) Встреча в избушке.

(4 группа) Возвращение домой.

Учитель: Вы составили план к сказке.
Назовите вид плана.

Дети: Вид плана — словесный.

Физкультминутка.

Учитель: К какому виду сказок
относится сказка «Гуси-Лебеди».

Дети: Сказка «Гуси-Лебеди» относится
к волшебным так как в ней все предметы оживают.

Учитель: С какими волшебными
предметами встретилась героиня сказки на своем
пути мы вспомним выполнив творческую работу.

Работа в группах

Каждая группа получает конверт с заданием.
Ученики конструируют поделку из деталей
находящихся в конверте.

1 группа: собери мозаику (картинка: Гуси — Лебеди
уносят братца).

2 группа: пластилин, пр. материал (в гостях у
Бабы-Яги).

3 группа: пластилин, пр. материал ( встреча
девочки с яблонькой).

4 группа: пластилин, бумага, ткань (встреча
девочки, братца с речкой).

Учитель: Выполняя эту работу
догадайтесь к какой части текста относится ваша
поделка.

Дети: Ученики показывают свою работу и
объясняют к какой части текста она относится.

Учитель: Работы детей размещаем на
стенде. Ребята, мы разместили поделки
последовательно. Значит, что мы составили?

Дети: Мы составили картинный план.

Учитель: Ребята, каждый из вас мечтает
попасть в сказку, встретиться с ее героями,
задать им вопрос, а может быть и изменить
характер героев, их поведение. Как можно это
сделать?

Дети: Мы думаем, надо помечтать,
пофантазировать, сочинить свою сказку.

Учитель: КАДРЫ №5-10.

Ребята, давайте попробуем пофантазировать,
придумать сказочный мир и отправиться в
путешествие. Смотрите, нас ждет девочка из сказки
«Гуси-лебеди». (Ученица исполняет роль девочки и
от ее имени рассказывает о своем путешествии, о
своих ошибках, которые она поняла и осознала.
Ученики задают героине вопросы, например:

Почему ты оставила братца одного?

Что ты поняла для себя, пройдя все испытания? И
т.д.

Девочка отвечает на вопросы.

Встречаем яблоньку, печку и т.д.

Молодцы, ребята. Живут герои в сказках, ждут вас
к себе в гости, ждут и приглашения от вас в новую
интересную сказку. Фантазируйте, мечтайте!
Заглядывайте чаще в волшебный мир сказок!

5. Рефлексия.

В сказке встретилась нам яблонька и сегодня она
у нас в гостях. Она грустит без яблочек и ждет их
от вас. Давайте порадуем яблоньку плодами.

Кому было интересно на уроке и не возникло
трудностей, подарите яблоньке зеленое яблоко.

Кому было интересно на уроке, но были трудности,
подарите яблоньке желтое яблоко.

Кому было не интересно на уроке, подарите
яблоньке красное яблоко.

(Обсуждаем выбор цвета яблока учениками).

6. Домашнее задание.

Нарисовать иллюстрацию к сказке
«Гуси-лебеди».

  • Вид работы:

    Реферат

  • Предмет:

    Литература

  • Язык:

    Русский

    ,

    Формат файла:

    MS Word

    13,89 Кб

  • Опубликовано:

    2015-10-15

Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.


Анализ русской народной сказки ‘Гуси-лебеди’

Анализ русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Художественный текст представляет собой многоуровневую структуру. Филологический анализ текста — это выявление особенностей структурных компонентов, их взаимосвязей с целью установить культурную, эстетическую, морально-этическую, научную ценность. Филологический анализ включает литературоведческий и лингвостилистический. Смысловой анализ текста представляет реализацию его идейно-тематического плана с помощью следующих приемов:

)определение родовой принадлежности и жанра произведения;

2)определение темы произведения, включая приемы и средства ее раскрытия;

)определение проблематики (социальной, психологической, этической и т.д.) с указанием на ее разрешение;

)характеристика системы образов с разделением на главных и второстепенных персонажей, определением их функций;

)характеристика главного героя (имя, портрет, речь, бытовые детали, степень участия в конфликте и т.д.);

)определить конфликты и их характер;

)определить основные и второстепенные сюжетные линии, обозначить элементы сюжета, его осложнения внесюжетными элементами, определить, является ли сюжет средством раскрытия проблемы;

)описание архитектоники текста, включая определение количества, характера и соотношения друг с другом разных планов повествования, указание особых композиционных приемов.

)описание особенностей художественного времени и пространства произведения;

)характеристика лексического состава текста, синтаксических и мелодических особенностей, изобразительно-художественных средств речи;

)описание идейно-эмоциональной ориентации героев, идейного идеала произведения, формулировка художественной идеи произведения.

Анализируя русскую народную сказку «Гуси-лебеди», следует учитывать и то, что сказка как жанр — трансформация мифа, и особенности устного народного творчества.

Анализ сказки опирается на достижения фольклористики в сфере волшебной народной сказки, а именно работы В.Я. Проппа, Э.В. Померанцевой, Н.М. Ведерниковой и т.д.

Сказка относится к эпосу как роду литературы, является малым прозаическим жанром устного народного творчества. «Сказка — древнейший народный жанр повествовательной литературы преимущественно фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение. В сказках проявляются характер народа, его мудрость и высокие моральные качества [5]».

В свою очередь сказки классифицируются на тематические виды. В фольклористике существует проблема классификации вследствие нечеткости границ жанров. В «Словаре литературоведческих терминов» под реакцией С.П. Белокуровой сообщается о трех видах сказок: волшебных, сказках о животных и бытовых [3]. В сравнительном указателе сюжетов Н.П. Андреева указаны сказки о животных и собственно сказки, среди которых выделяют волшебные, легендарные, сказки об одураченном черте, и анекдоты [1]. В учебнике Милюгиной Е.Г. выделяются сказки кумулятивные, волшебные, бытовые [6]. Волшебные сказки являются наиболее определенным жанром фольклорной сказки. Признаки волшебной сказки проявляются на уровне сюжета, системы образов, конфликта. Такую сказку можно узнать по персонажам с чудесными, магическими способностями, чудесным предметам, обретающим дар речи. В сказке «Гуси-лебеди» «говорящими» и символическими образами становятся печь, яблоня и молочная река, кисельные берега. В волшебной сказке сталкиваются в поединке враждебные и дружественные человеку силы, смелым и добрым всегда достается награда.

Тема сказки «Гуси-лебеди» — похищение злыми силами маленького мальчика и спасение его своей старшей сестрой. В учебнике Е.Г. Милюгиной волшебные сказки разделены на тематические подвиды, среди которых — сказки о детях, ведьмах и людоедах. В исследовании В.Я. Проппа «Исторические корни волшебной сказки» проанализированы подобные сюжеты. Автор делает вывод, что перед нами изображение обряда посвящения юношей, когда они вступают в половозрелый возраст. Детей уводят в лес, где они умирают и рождаются заново с новыми качествами и умениями. Баба-яга и избушка на курьих ножках изображают суть обряда и место его свершения. Со временем необходимость такого обряда отпала. Поскольку он был довольно жестоким, то вызывал страх, а после и неодобрительное отношение. Так возник миф, изображающий обряд как намерения злых сил погубить детей. Миф трансформировался в сказку. Следовательно, «Гуси-лебеди» в основе имеют историю об обряде инициации, в котором участвовала девочка. Встречу с печью, яблоней, рекой и спасение брата можно интерпретировать как ее задания [7].

Проблема в сказке воспитательная: нарушение родительского запрета влечет за собой трагические последствия для девочки. В поисках брата она опять ошибается, невежливо отвечая печи, яблоне, речке. И только после проявления уважения к ним она получает помощь и выходит из затруднительной ситуации. В подобной трактовке сказка предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Упрощенно она выглядит как развернутая традиционная страшилка — «не будешь слушаться, Баба Яга заберет», «не ложись на бочок — придет серенький волчок». Ребенок должен сделать вывод, что нарушение запретов родителей и неуважительное отношение к старшим ввергнет его в беду, из которой он должен будет выручать себя сам. Однако необходимо помнить, что сказка возникла не с воспитательной целью.

сказка волшебная художественный текст

·содержательный анализ сказки; выделение основных сказочных персонажей, определение черт их характера и составление их оценочной характеристики;

·определение типов персонажей по роли, которую они играют в сказке, и их особенностям; создание их словесного портрета (с учетом содержания и функции образов-деталей — портретных подробностей, пейзажных зарисовок, предметного мира и пр.);

·обобщение подобранного материала о главных героях, составление их полной характеристики; нахождение значимых связей между образами в сюжете сказки;

·определение специфики волшебной сказки через особенности ее системы образов [6].

Существует два варианта сказки «Гуси-лебеди»: первый находится в сборнике А.Н. Афанасьева, второй является версией А.Н. Толстого. Оба варианта рассказывают о семье, в которой старик и старуха (мужик да баба), у них дочка да сынок маленький. Родители, уходя на работу, просят старшую дочку присмотреть за братом. Та забывает, оставляет мальчика оного, и его забирают гуси-лебеди. У них устойчивая репутация похитителей детей. Девочка пускается в темный лес на поиски, встречает там печь, яблоню и молочную реку, просит у них помощи, но дары их отвергает довольно презрительно. По версии А.Н. Афанасьева девочке указывает дорогу еж, которого она не толкнула. По версии А.Н. Толстого героиня находит дорогу самостоятельно. Братец находится у Бабы-Яги. Зачем она его похитила, неизвестно. Девочка подкрадывается, хватает мальчика и убегает. У Толстого момент пребывания у Бабы-Яги развернут. Девочка обращается к Яге, та предлагает ей работу и уходит. Тут на помощь ей приходит мышка и за еду сообщает об опасности, а затем и помогает обмануть Бабу-Ягу, чтобы выиграть время. На обратном пути детей хотят поймать гуси-лебеди, но девочка просит помощи у речки, яблони и печи, принимает их дары и так благополучно добирается домой.

Используя терминологию В.Я. Проппа, в сказке есть герой-искатель (Девочка), антагонисты — гуси-лебеди и Баба-Яга, волшебные помощники — печь, яблоня, река, еж или мышка. Мальчика В.Я. Пропп называет искомым персонажем либо испытателем [8]. В этих названиях заключены функции героев.

Из сказки имени девочки мы не знаем, возраста тоже. Можно сказать, что она сестра старшая, не маленькая, в отличие от брата. Также в тексте сказки называют ее «девушкой» в тот момент, когда она принимает решение пуститься в погоню за лихими похитителями в неизведанный темный лес: «Девушка угадала, что они унесли ее братца, бросилась их догонять [2]». В течение сказки мы видим ее взросление. Сначала она ведет себя легкомысленно и безответственно: «посадила братца на травку под окошко, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась [2]». При встрече с испытаниями она проявляет заносчивость и неучтивость, отказывается от даров волшебных помощников: «О, у моего батюшки пшеничные не едятся! [2]». При встрече с ежиком девочка не толкнула его только потому, что боялась уколоться. Тем не менее, подобное примирительное поведение и в дальнейшем помогает ей выйти победителем из сложной ситуации. Такие качества как заносчивость и гордыня ликвидируются под давлением испытаний, девочка учится проявлять сочувствие, уважение к старшим, жить в гармонии с окружающим миром.

Гуси-лебеди — распространенный образ для мифов и фольклорных сказок. Их называют психофорами и медиаторами [10], посредниками между миром мертвых и миром живых. Они несут мальчика в мир иной. Лебедь верх и низ — воду и воздух. Лебединые перья и пух ассоциируются со снегом, хотя сами птицы приносят весну. Лебедь связан с женскими божествами в мифах разных народов [10]. Неслучайно ими повелевает Баба Яга.

Баба-яга здесь похититель, вредитель, антагонист. По версии Афанасьева А.Н. она похищает с помощью гусей-лебедей братца. По версии Толстого А.Н. она собирается съесть девочку. У Афанасьева дается портрет яги: «В избушке сидит Баба-яга, морда жилиная, нога глиняная [2]». Яга — хозяйка темного леса, всех зверей, совершенно ясно, что она повелевает гусями-лебедями. Она живет в избушке на курьих ножках — заставе на границе в мир мертвых, куда приводят молодежь, достигшую полового созревания для обряда инициации [7].

Печь, река и яблоня олицетворяют мотив дороги, связь между мирами. Печь связана с огнем, с дымом, уходящим по трубе вверх. Дерево — вертикаль, связующая три горизонтальных уровня бытия. Река — показатель переходного периода из жизни в смерть (Стикс, Смородина), так и символ времени (Лета). Есть небесные реки, именно они молочные и медовые. Неслучайно часть звездного неба называется Млечным Путем. Возможно, девочка не смогла воспользоваться помощью, потому что ей нужна была дорога вниз. Ей помогает еж, близкий к подземному, «нижнему» миру [10].

Помощники девочки олицетворяют окружающий мир, навыки для жизни в котором и вырабатывает обряд посвящения. Оказавшись во власти природы, вдалеке от дома, человек должен уметь пользоваться ее дарами и избегать ее опасностей. Отведать яблок и напиться из реки — условия выживания, необходимые, чтобы не умереть в темном лесу от голода и жажды. Печь может быть воплощением очага или огня, который также необходим человеку в лесу, чтобы уберечься от хищников ночью и не замерзнуть. Помощники еж и мышь, по версии В.Я. Проппа, могут быть результатом тотемизма, когда человеку помогал его покровитель-тотем [9].

Конфликт в сказке есть внешний и внутренний. Внешний — это противостояние добра и зла, семейного благополучия и коварных происков бабы-яги. Внутренний происходит в самом герое. Девочка вынуждена отказаться от линии поведения капризного и избалованного ребенка, чтобы выдержать испытание.

Сюжет сказки линейный, «одноходовой» [8], не осложненный внесюжетными элементами наличием нескольких сюжетных линий. Очевидно, что сюжет является средством реализации темы и проблематики сказки. Показателями идейной нагрузки являются действия героев и многочисленные детали.

В.Я. Пропп анализирует волшебные сказки не с точки зрения темы и идеи, а сточки зрения ее устойчивой архитектоники и функций действующих лиц. Исследователь утверждает, что все волшебные сказки вписываются в определенный набор структурных компонентов сюжета, соединенных между собой в определенной последовательности. Ниже приводится авторский анализ архитектоники сказки «Гуси-лебеди» [8]:

«Жили старичок со старушкою; у них была дочка да сынок маленький1. 1. Начальная ситуация (i). «Дочка, дочка, — говорила мать, — мы пойдем на работу, принесем тебе булочку, сошьем платьице, купим платочек: будь умна, береги братца, не ходи со двора»2. 2. Запрет, усиленный обещаниями (б1). Старшие ушли3,3. Отлучка старших (е1). а дочка забыла, что ей приказывали 4, 4. Нарушение запрета мотивируется (Мот). посадила братца на травку под окошко, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась5. 5. Нарушение запрета (b1). Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках66. Вредительство (А1). Пришла девочка, глядь — братца нету7. 7. Рудимент сообщения беды. Ахнула, кинулась туда-сюда — нету. Кликала, заливалась слезами, причитывала, что худо будет от отца и от матери, — братец не откликнулся88. Детализация; рудимент утроенияВыбежала в чистое поле9; 9. Выход из дома в поиски (C{). метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали. Девушка угадала, что они унесли ее братца, бросилась их догонять10. 10. Так как в сказке нет отправителя, который сообщил бы о беде, эта роль, с некоторым опозданием переносится на похитителя, который тем, что он показывается на секунду, дает сведения о характере беды. Бежала, бежала, стоит печка11 11. Появление испытателя (каноничная форма появления его — встречен случайно). «Печка, печка, скажи, куда гуси полетели?» — «Съешь моего ржаного пирожка — скажу»12. — -12. Диалог с испытателем (очень сокращенный) и испытание Д1. «О, у моего батюшки пшеничные не едятся»13. 13. Заносчивый ответ=отрицательная реакция героя, (невыдержанное испытание Г1neg). (Следует встреча с яблоней и с речкой. Сходные предложения и сходные заносчивые ответы) 14. 14. Утроение. Мотивы Д1Г1neg повторяются еще два раза. Награждения все три раза не происходит. И долго бы ей бегать по полям, да бродить по лесу, да к счастью попался еж1515. Появление благодарного помощника. хотела она его толкнуть16,16. Беспомощное состояние помощника без просьбы о пощаде (д7). побоялась наколоться17 и спрашивает: 17. Пощада (Г7). «Ежик, ежик, не видал ли, куда гуси полетели?»18 — -18. Диалог (связующий элемент — §). «Вон, туда-то», — указал19. 19. Благодарный еж указывает путь (Z9=R4). Побежала — стоит избушка на курьих ножках, стоит — поворачивается20. 20. Жилище антагониста-вредителя [92b]. В избушке сидит Баба-яга, морда жилиная, нога глиняная21. 21. Облик антагониста [94]. Сидит и братец на лавочке22,22. Появление искомого персонажа [98]. играет золотыми яблочками23. 23. Золото — одна из постоянных деталей искомого персонажа. Атрибут [99]. Увидела его сестра, подкралась, схватила и унесла24, 25,24. Добыча с применением хитрости или силы (Л1). 25. Не упомянуто, но подразумевается возвращение (}). а гуси за нею в погоню летят26; 26. Погоня, преследование в форме полета (Пр1.). нагонят злодеи — куда деваться?» Вновь следует тройное испытание тех же персонажей, но с положительным ответом, который вызывает помощь самого испытателя в форме спасения от погони. Речка, яблоня и дерево прячут девушку27. Сказка кончается прибытием девочки домой. 27. Вновь трижды то же испытание (Д1), реакция героя на этот раз положительная (Л). Испытатель предоставляет себя в распоряжение героя (79), осуществляя этим спасение от погони (Сп4).

Начальная ситуация, запрет и его отлучка — подготовка сюжета сказки, экспозиция. Нарушение запрета, вредительство — завязка. Далее следует разворачивание событий. На этом этапе путь к цели, снабженный испытаниями и достижение цели. В развязке — обратный путь домой, на котором реализуются приобретенные навыки.

Сказка «Гуси-лебеди» — пример текста с зеркальной композицией. Путь к цели и обратно герой совершает, встречаясь с одними и теми же персонажами, которые повторяют один и тот же текст.

Время и пространство в сказке — категории особенные. Начальная ситуация («жили старичок со старушкою, и была у них дочка и сын маленький») вводит нас в это особое пространство, которое находится в неопределенном месте и времени. Оно делится на две части: мир живых людей и темный лес — мир враждебной бабы-яги, волшебных помощников, мир изнаночный, потусторонний. Темный лес — пространство между мирами, путь в обиталище мертвых. Все опасные приключения, вследствие которых герой приобретает новые навыки, происходят именно здесь.

Фактически сказка описывает события одного дня. Отъезд родителей, похищение братца, блуждания девочки по лесу, возвращение домой до вечера, когда и родители вернулись. Во времени кроется еще одно задание: нужно было вернуться до приезда родителей, до наступления темноты выбраться из леса.

Идейный мир сказки не ограничивается традиционной системой морально-этических ценностей современного человека. Можно сказать, что идея сказки в послушании родителям, в семейных ценностях, сохранении жизни ответственности за более слабого, доверенного твоей опеке, в уважительном отношении к старшим и труду окружающих людей. Но проникая вглубь истории, становится понятно, что эти выводы являются современным переосмыслением, адаптацией, они не включают того смысла, который был присущ сказке вначале. Сказка отражает страх детей и их родителей перед жестоким обрядом инициации, порицание общества этого обряда, когда он стал не нужен. Вероятно, еще одной идеей можно считать победу враждебных сил человеком, который разумно использует силы природы, ведет себя смело и находчиво. Ценность сказки заключается в том, что она актуальна в любое время.

На лексическом уровне сказка «Гуси-лебеди» характеризуется архаизмами — «воротились», «крадывали», «устьице», «кликала», «причитывала». Глаголы доминируют над прилагательными — таким образом создается эффект динамичности сказки, насыщенности событиями. С помощью повторения глагольных форм показывается продолжительность определенного действия во времени — «бежала-бежала», «кликала-кликала», «полетали-полетали», «покричали-покричали». В языке волшебной сказки есть слова с дефисным образованием: «гуси-лебеди», «печь-матушка», «яблонь-матушка», «стоит-поворачивается». Имя «молочная река кисельные берега» — пример явления многокомпонентного образования имен собственных в русских сказках (Сивка-бурка вещий каурка, Баба Яга-Костяная нога и т.д.). Встречается прием рифмовки «баба-яга, морда жилинная, нога глинянная».

Средства художественной выразительности речи в сказке встречаются прежде всего в виде постоянных эпитетов: «темный лес», «чистое поле».

С помощью восклицательных и вопросительных предложений актуализируется лирическая составляющая сказки («глядь!», «беда!», «что делать?»). Встречается в тексте анафора «Дочка, дочка!», «Ежик, ежик!». Эффект ритма создают подобные повторения, а также повторяющиеся синтаксические структуры, описывающие общение девочки и волшебных помощников.

Список использованной литературы

1.Андреев Н.П. Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка. — Л., 1979.

2.А.Н. Афанасьев Русские заветные сказки. — Спб.: ТОО «Бланка», АО «Бояныч», 1994

3.Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. — Паритет, 2007 г. — 320 с.

4.Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. М., 1975.

5.Квятковский А.П. Поэтический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1966.

6.Милюгина Е.Г. Методические приемы работы со сказкой в начальной школе. Интернет-учебник для учителей и учащихся начальной школы, студентов педагогических специальностей вузов/ #»justify»>7.Пропп В.Я. Исторические корни волшебной русской сказки. — Л., 1986.

8.Пропп В.Я. Морфология сказки. — М., 1969.

9.Пропп В.Я. Русская сказка. — Л., 1984

10.Ронкин В. Гуси-лебеди/ ronkinv. narod.ru/gaga. htm

11.А.Н. Толстой. Гуси-лебеди / А.Н. Толстой. Собрание сочинений в 10-ти т. / Т.8. Кн.2. — М.: Государственное издательство художественной литературы. — 1960. — с.431-434.

12.Эпоева Л.В. Лингвокультурологические и когнитивные аспекты изучения языка волшебной сказки: на материале английского и русского языков/ Научная библиотека диссертаций и авторефератов/ http://www.dissercat.com/content/lingvokulturologicheskie-i-kognitivnye-aspekty-izucheniya-yazyka-volshebnoi-skazki-na-materi#ixzz3MYGmSkQ4 <http://www.dissercat.com/content/lingvokulturologicheskie-i-kognitivnye-aspekty-izucheniya-yazyka-volshebnoi-skazki-na-materi>

Похожие работы на — Анализ русской народной сказки ‘Гуси-лебеди’

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

пос. Мизур Алагирского района РСО-Алания

Русская народная сказка «Гуси- лебеди»

План-конспект открытого урока по литературному чтению

(развитие критического мышления)

2 класс УМК «Школа России»

Составитель:

учитель начальных классов

Делида Л.Н

2021 г

Тема урока. Русская народная сказка «Гуси-лебеди». Развитие критического мышления на уроках литературного чтения.

Цели урока:

образовательная: познакомить детей с русской народной сказкой “Гуси-Лебеди”; учить детей выделять основную мысль сказки;

развивающая: развивать внимание, память, критическое мышление, творческие способности детей и навыки выразительного чтения;

обогащать словарный запас учащихся;

воспитательная: воспитывать ответственность, уважение к родителям, умение держать данное слово; воспитывать в детях любовь к урокам литературного чтения.

Планируемые результаты:

Предметные: восприятие текста на слух, плавное выразительное  чтение, определение   темы, сюжета, образы   героев,  главная   мысль   произведения.

Метапредметные: 1 регулятивные УУД:

 определить цели урока, продумывание читаемого, осуществить самоконтроль, самооценка.

    2.Познавательные УУД:

осмысление текста, самоанализ его, синтез, сравнение героев, умение выделять главное.

    3. Коммуникативные УУД: умение обсуждать прочитанное, отвечать на вопросы, строить речевое высказывание .

Личностные: эстетическое восприятие произведения, проявление интереса к содержанию, нравственно-эстетическое оценивание поступка героя.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Далеко-далеко раскинулось царство, необъятное государство – Страна Сказок, Чудес и Волшебства. Прекрасная страна! И кто хоть раз побывал в ней, останется пленником навеки. Потому что деревья там самые причудливые, горы-самые высокие, терема – самые расписные, птицы – самые звонкие, а чудища – самые страшные.
Не пристало добрым молодцам и красным бездельничать.
Предлагаю вам отправиться в путь-дороженьку: белый свет повидать, на людей посмотреть, себя показать.

(Учащиеся исполняют песню «В гостях у сказки») Видеофрагмент прилагается

  1. Мотивация учебной деятельности

Учитель: Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы совершим путешествие, а куда, узнаете, разгадав загадку:

Что наш маленький народ

В мир волшебный унесет.
Полный смеха, света, краски!
А зовется чудо – …!(Сказка)

«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Ребята, прочитайте высказывание хором.

Кто автор этих слов? -А. С.Пушкин (Выставляется портрет)

А как вы объясните пушкинские слова?

  1. Сообщение темы и задач урока.
    Учитель: Итак, мы отправляемся в путешествие в сказку. Сегодня на уроке мы продолжим работать с РНС «Гуси-лебеди».

  1. Актуализация опорных знаний учащихся.

Лексическая работа.

Учитель: Что же такое сказка? (ответы детей)

Сказка –жанр литературного творчества о вымышленных лицах или событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Ложь— обман, неправда, вымысел.

Намек — неявное, косвенное указание на какие-то факты или обстоятельства.

Добрым молодцам— молодым людям.

Урок — это процесс передачи знаний.

Итак, сказка- это урок.

А где проводятся уроки? (в школе). Значит, сказка- это урок для детей.

  1. Работа над темой урока.

-Какие виды сказок вы знаете?

Сказки

О животных бытовые волшебные

Русская народная волшебная сказка- это особенное художественное произведение, которое отличается от рассказов и стихотворений. Сейчас мы и поговорим об этих особенностях и постараемся найти их в сказке.

А теперь давайте посмотрим, как начинается сказка, с каких слов? (зачин)

Признаки сказки: (составление кластера)

Зачин;

Волшебные предметы;

Сказочные слова и выражения;

Нарушение запрета;

Троекратный повтор;

Борьба добра со злом;

Добро побеждает зло;

Концовка.

  1. Физминутка «Мышки, внимание»

  1. Продолжение работы над сказкой, начатой на предыдущем уроке.

а) Восстановление последовательности событий. (работа в парах)

Учитель: Пока мы отдыхали, ветерок – озорник рассыпал части сказки. Я предлагаю вам организоваться в пары и восстановить сказку. Пара, которая справится с заданием, покажет знак.

(работа с картинками)

б) Характеристика сказочных героев. (составление синквейна «Девочка в начале сказки», «Девочка в конце сказки»). (работа в группах)

Смелая

 Невоспитанная

 Невежливая

 Трусливая

 Гордая

 Хитрая

 Злая

 Любит брата

 Добрая

 Упрямая

 Вежливая

 Заботливая

 Признает свои ошибки

 Любит брата

в) Работа с пословицей «Не дорого начало, похвален конец».

  1. Рефлексия.

— Сказка-это урок. Какой урок вы получили, работая над сказкой?

— Сегодня на уроке я понял……………

  1. Итог. Оценка урока. Самооценка.

-Почему произошло несчастье, кто виноват?

— Когда и почему девочка меняется к лучшему?

Что ж, пришла пора прощаться,

Всех проводим в дом родной.

Обещаем повстречаться

С вами в сказке, но в другой.

  1. Домашнее задание: подготовить пересказ, сделать рисунки.

  • Признаки русской народной сказки о рыбаке и рыбке
  • Признаки сказки в произведении два брата
  • Признаки сказки ашик кериб 4 класс
  • Признаки народной сказки 5 класс спящая царевна жуковский
  • Призент или презент как пишется слово правильно