Признаки сентиментализма в рассказе бедная лиза

Повесть николая михайловича карамзина бедная лиза стала типичным образцом сентиментализма. карамзин был основоположником этого нового литературного направления отечественной словесности. в

Повесть Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» стала типичным образцом сентиментализма. Карамзин был ос­новоположником этого нового литературного направления отечественной словесности.
В центре повести судьба бедной крестьянской девушки Лизы. После смерти отца ее мать и она вынуждены были отдать свою землю внаём за гроши. «К тому же бедная вдова, почти беспрестанно проливая слезы о смерти мужа своего — ибо и крестьянки любить умеют! — день ото дня становилась слабее и совсем не могла работать. Одна Лиза… не щадя своей нежной молодости… трудилась день и ночь — ткала холсты, вязала чул­ки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды и продавала их в Москве».
Там она встретила и полюбила молодого человека по име­ни Эраст, принадлежащего к дворянскому сословию. Он тоже был увлечен девушкой. Они стали встречаться. Но затем Эраст проиграл в карты большую сумму денег и, чтобы поправить свое положение, решил жениться на богатой вдове. Не выдер­жав измены любимого, Лиза покончила с собой, бросившись в воду.
На протяжении повествования отношение Эраста к Лизе не остается неизменным. Поначалу, когда он встретил привле­кательную девушку и увлекся ею, он ведет себя так, чтобы про­извести на нее и ее мать самое благоприятное впечатление. Он проявляет вежливость, доброту, участие к заботам бедной се­мьи. Когда Лиза впервые показывает матери полюбившегося ей молодого человека, то и старой женщине он нравится. «Мо­лодой человек поклонился ей так учтиво, с таким приятным видом, что она не могла подумать об нем ничего, кроме хоро­шего». Познакомившись с Лизой ближе, Эраст стремился об­легчить тяжелое материальное положение обеих женщин, про­являл заботу о них.
Однако, давая авторскую характеристику своему герою, Карамзин отмечает двойственность его натуры: «…сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и доб­рым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою». Уже этой характеристикой автор дает понять, что чувство Эраста по отношению к бедной де­вушке может оказаться недолговечным. Так и происходит впоследствии. Когда жизненные обстоятельства вынуждают Эраста расстаться с Лизой, он делает это совсем не так, как можно было бы ожидать по его предшествующему поведению.
Он не идет на прямой обман, но уклоняется от встречи с поки­нутой возлюбленной, а когда такая встреча происходит случай­но, то совершает еще более возмутительный поступок: предла­гает Лизе деньги и требует, чтобы она больше не пыталась с ним увидеться.
Такое предательство не остается безнаказанным. В конце повести мы узнаём, что «Эраст был до конца жизни своей не­счастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и по­читал себя убийцею».

Похожие сочинения

Роль пейзажа в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Новое!
Повесть «Бедная Лиза» является лучшим произведением Н. М. Карамзина и одним из самых совершенных образцов русской сентиментальной литературы. В ней много прекрасных эпизодов, описывающих тонкие душевные переживания.
В произведении есть прекрасные по…смотреть целиком
Черты сентиментализма в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»
Н. М. Карамзин, хорошо знакомый с новейшими веяниями европейской культуры, сознательно ориентировался на принципы сентиментализма. В его повести «Бедная Лиза», опубликованной в «Московском журнале» в 1792 году, не обличаются пороки общества, а только…смотреть целиком
Основные проблемы любви в повести Карамзина Бедная Лиза
Огромным успехом у русских читателей начала XIX века пользовалась повесть Карамзина «Бедная Лиза», оказавшая существенное влияние на становление и развитие новой русской литературы. Сюжет этой повести очень простой: он сводится к печальной истории любви…смотреть целиком
Характеристика Лизы Новое!
Лиза — молодая невинная девушка, живущая под Москвой одна с матерью, которая постоянно проливала слёзы по рано умершему мужу, а Лизе приходилось выполнять всю работу по дому и ухаживать за нею. Лиза была очень честная и наивная, она привыкла верить людям,…смотреть целиком
Роль знака тире в прощальной сцене (по повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина) Новое!
Сцена прощания Лизы и Эраста очень трогательна. Она пронизана горечью разлуки, нежностью. В этом эпизоде чувствуются переживания героев, их любовь, но в то же время и то, что их счастье уже не вернуть.
В описании этой сцены Н. М. Карамзин немногословен….смотреть целиком
Художественные особенности повести H. М. Карамзина «Бедная Лиза»
1. Первые шаги в психологической прозе.
2. Художественные особенности повести.
3. Новые приемы, используемые Карамзиным.
Н. М. Карамзин, основоположник сентиментально-реалистической литературы, был признанным мастером создания замечательных повестей,…смотреть целиком
Психологический конфликт в повести Карамзина «Бедная Лиза» Новое!
Лучшей повестью Карамзина справедливо признана «Бедная Лиза» (1792), в основу которой положена просветительская мысль о внесословной ценности человеческой личности. Проблематика повести носит социально-нравственный характер: крестьянке Лизе противопоставлен…смотреть целиком

I вариант.

1. В каком году было написано произведение “Бедная Лиза”:
а) 1793
б) 1792 +
в) 1786

2. К какому литературному направлению относится это произведение:
а) Сентиментализм +
б) Классицизм
в) Романтизм

3. Какие признаки сентиментализма присущи произведению “Бедная Лиза”:
а) противопоставление героя и общества, поиск идеалов
б) однозначность образов, единство времени, действия и места
в) неоднозначность образов, чувство как высшая ценность +

4. Кто из героев произведения любил “те предметы, которые трогают сердце и заставляют проливать слезы нежной скорби”:
а) рассказчик +
б) Эраст
в) Лиза

5. Кем был отец Лизы:
а) учителем при местной семинарии
б) сельским врачом
в) зажиточным крестьянином +

6. Какие цветы продавала Лиза в день знакомства с Эрастом:
а) подснежники
б) ландыши +
в) ромашки

7. О ком из героев эти слова: “с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным”:
а) о Лизе
б) об отце Лизы
в) об Эрасте +

8. Как Эраст называл Лизу:
а) “Пастушка” +
б) “Нимфа”
в) “Рукодельница”

9. Почему Эрасту пришлось покинуть Лизу:
а) Эраст переехал с родителями в Петербург
б) мать Лизы запретила им видеться
в) Эраст ушел на войну +

10. Что решил сделать Эраст, чтобы поправить материальное положение после того как проиграл в карты свое состояние:
а) попросить нужную сумму у друзей
б) жениться на богатой вдове +
в) уехать воевать в Европу

11. Что сделала Лиза, узнав об измене Эраста:
а) покончила жизнь самоубийством +
б) ушла в монастырь
в) вышла замуж за нелюбимого

12. К какому сословию принадлежит Эраст:
а) крестьяне
б) дворяне +
в) мещане

13. Сколько лет Лизе, когда она встречает Эраста:
а) 17 +
б) 16
в) 18

14. В каком городе Лиза встречает Эраста:
а) Петербург
б) Киев
в) Москва +

15. Какого цвет глаза у Лизы:
а) голубые +
б) карие
в) зелёные

16. Какие книги читает Эраст:
а) медицинский словарь
б) романы +
в) книги по истории

17. Где живет Лиза:
а) в подвале
б) в каменном доме
в) в хижине +

18. С кем живет Лиза:
а) с отцом и матерью
б) с матерью +
в) с отцом

19. Какие изделия умеет вязать Лиза:
а) сумки
б) ковры
в) чулки +

20. Что происходит с Эрастом на войне? Он:
а) пьянствует
б) играет в карты +
в) служит в штабе

II вариант.

1. Художественное своеобразие сентиментализма, основоположником которого в России был Карамзин, состоит в:
а) изображении внутреннего мира и чувств человека +
б) воспитании внешней красоты человека
в) изучении личностных качеств человека

2. Жанр “Бедной Лизы”:
а) рассказ
б) повесть +
в) очерк

3. “До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной…” – пишет Карамзин о Лизе:
а) как о легкомысленной девушке
б) с иронией
в) как о человеке чистом душой +

4. Эраст был:
а) умный
б) ветреный и слабый +
в) добрый от природы

5. Эраста привлекла в Лизе:
а) бедность
б) чистота и аккуратность
в) естественная красота +

6. Что сделал Эраст:
а) ничего не говорил о будущем
б) сказал, что по смерти матери возьмет ее к себе и будет жить с ней неразлучно в деревне, в дремучих лесах +
в) сразу предложил Лизе выйти за него замуж

7. Слова признания в любви к Лизе прозвучали из уст Эраста как:
а) гром небесный +
б) шелест листьев
в) восхитительная музыка

8. “Когда там, в новой жизни, увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза” — это слова:
а) слова Эраста
б) матери
в) повествователя +

9. Картины природы в этом произведении:
а) являются фоном повествования
б) передают настроение Лизы +
в) показывают смену времен года

10. Фраза из произведения, которая стала крылатой:
а) “И крестьянки любить умеют” +
б) “Однако ж, Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром”
в) “Смерть за отечество не страшна…”

11.Автор начинает произведение «Бедная Лиза»:
а) С упоминания о бедной девушке и ее матери
б) С рассказа о полевых цветах
в) С описания вида Москвы+

12. Цветы, которые продавала Лиза, когда увидела Эраста?
а) Тюльпаны
б) Ромашки
в) Ландыши+

13. Какие слова произнес молодой человек, покупая цветы у Лизы?
а) «Я думаю, что прекрасные ландыши, сорванные руками прекрасной девушки, стоят рубля.»+
б) «Я думаю, что прекрасней? Девушка или цветы, которые она продает.»
в) «Я думаю, что и рубля мало за цветы из рук такой прекрасной девушки.»

14. Куда, как думала Лиза, уехал Эраст?
а) В другую страну
б) В армию+
в) На курорт

15. В конце повести Лиза:
а) рожает ребёнка и выходит замуж за своего возлюбленного
б) убивает своего возлюбленного
в) кончает жизнь самоубийством+
г) умирает от болезни

16. Выберите, какое изобразительно-выразительное средство использует Н. М. Карамзин, описывая чувства Лизы: «щёки её пылали, как заря в ясный летний вечер»?
а) метафора
б) эпитет
в) олицетворение
г) сравнение+

17. Причина, по которой Лиза не могла выйти замуж за этого молодого человека?
а) Он уезжал в другую страну
б) Он не хотел проводить свадьбу
в) Они были из разных сословий+

18. Определите отношение Н.М. Карамзина к Эрасту?
а) презирает его
б) осуждает предательство по отношению к Лизе
в) понимает его, сочувствует ему+
г) авторское отношение к герою не прослеживается в произведении

19. История любви Лизы и Эраста заканчивается так:
а) Герои поженились.
б) Эраст предложил руку и сердце Лизе, но она отказала в силу неравного социального положения.
в) Эраст женился на богатой невесте, а Лиза вышла замуж за пастуха.
г) Эраст предал любимую, которая не вынесла этого и покончила жизнь самоубийством.+

20. Какова роль природы в произведении:
а) природа является фоном повествования
б) по картинам природы можно судить о времени года
в) природа передаёт настроение Лизы+
г) автор считал, что без пейзажных зарисовок его произведение будет неполным

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ — это переходное (от классицизма к романтизму) литературное течение 2- й половины XVIII — начала XIX века. Является частью общего процесса — «предромантизма», иногда эти понятия употребляются как синонимы.

Кратко о сентиментализме

Появляется «поэзия чувства», «чувствительная поэзия». Осваиваются жанры, в которых говорится о частной жизни, любви (сентиментальная повесть). Язык ближе к устному, ломка «штилей», отход от регламентации. Расцвет малых жанров — дружеское послание и др. Один из важнейших жанров лирики — элегия. Актуальна тема путешествий (это определяется самой историко-культурной ситуацией), появляется тема природы, активный диалог с ней человека. Акцент смешается с общества, государства на личность, частную жизнь. Это подготавливает в дальнейшем интерес к внутреннему миру человека в романтизме и, с другой стороны, развитие темы «маленького человека» в реализме.

Особенности сентиментализма:

1) акцент на внутреннем мире человека, его неисчерпаемой глубине, противоречивости чувств. Герой — человек чувствующий, чувствительный, причем — обычный, простой человек, часто ничем не примечательный, не оставивший следа в истории (не случайно именно в этот период зародилась т. н. ≪мещанская трагедия≫). Его чувства обыденные и повседневные, а не гиперболизированные страсти;

2) предпочтение событий частной, повседневной жизни событиям ≪большой истории≫; а также внутренней, а не внешней жизни. В произведениях сюжеты строятся на истории отдельного человека, семьи или рода, лишь косвенно связанной или вообще не связанной с историческими событиями; другая их сторона — история чувств;

3) система ценностей, в которой важнейшее место занимает ≪естественность≫, натуральность (природность), противопоставляемая искусственности цивилизованной жизни и условностям регламентированного поведения.

Стремление к естественности проявляется как в сюжетных, так и в композиционных формах.

  • Во-первых, это культ ≪естественного человека≫, непосредственно чувствующего, тесно связанного с природой (следовательно, — с сельской жизнью), чуждого цивилизации (т. е. городу) или, наоборот, испорченного ею. Произведение могло представлять собой рассказ о развращении человека в городской среде или под воздействием выходца из города

≪Развращенный крестьянин, или Опасности города≫ Н. Ретиф де Л а Бретонна, ≪Бедная Лиза≫ Н.М. Карамзина), либо о сохранении им собственной идентичности (≪Векфильдский священник≫ О. Голдсмита, ≪Памела≫ С. Ричардсона). Стремление оградить героев от влияния цивилизации приводило к выбору экзотического места — такого, где еще сохранилась естественная (а иногда и первобытная) жизнь (≪Дикарь≫ Л.С. Мерсье или ≪Поль и Вирджиния≫ Ж.А. Бернарден де Сен-Пьера) и времени действия — в легендарном, фольклорном или просто далеком прошлом (Дж. Макферсон, Р. Берне, готический роман). 

  • Во-вторых, это стремление изображать само создание произведения как естественный процесс (≪Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена≫ Л. Стерна). Отсюда постоянные отступления от фабульной линии, авторская рефлексия, произвольная структура произведения — нарушения хронологии и т. п. С. п., противопоставляя себя классицизму с его культом разума и жанровыми канонами, отвергает все готовое и авторитетное. Так, разрабатывается принцип сюжетной неопределенности (≪Остров Борнгольм≫ Н.М. Карамзина), значительную роль приобретает воображение повествователя и героя: тем самым стимулируется читательское ожидание дальнейшего хода событий, причем часто в нескольких противоречащих друг другу вариантах.

Сентиментализм отказывается и от реализации в произведении ≪готовой≫ и авторитетной идеи, что, однако, не препятствует нравоучительности и морализаторству: в мире царит некий незыблемый нравственный порядок, изначально заложенный природой, что проявляется в торжестве добра и наказании порока. Нравственность естественна, а человек по природе добр; поэтому ≪чувства добрые≫ всегда могут возобладать. При этом важно, что добродетель врожденное свойство человеческого сердца, т. е. поступать нравственно побуждает веление чувств, а не осознание долга. Из этого следуют идеализация мира природы и особенное внимание к ней. Сентиментализм уделяет большое внимание описаниям природы и параллелизму между её состояниями и внутренним миром человека.

Так, в романах А. Радклифф героиня обычно подъезжает к замку (где ее ждут страшные испытания на грани жизни и смерти) в сумерках (пограничное состояние дня/ночи), а если она грустна и боится — идет дождь либо надвигается гроза и т. п.

Для сентиментализма понятие ≪естественного≫ в значительной степени заключается в объединении внешнего мира природы с внутренним миром человеческой души, которые созвучны и сущностно сопричастны друг другу. Однако идеализируемая простая, естественная жизнь постоянно сталкивается с несовершенством мира, в котором присутствует зло, порок, преступления, смерть. Рефлексия повествователя над этим противоречием и внимание к его восприятию героями приводит к тому, что из всей гаммы человеческих переживаний затрагиваются в первую очередь окрашенные в минорные тона — печаль, грусть, разочарование, тоска, скорбь, меланхолия (особенно это проявилось в поэзии, где ведущим жанром стала элегия).

Значительна роль категории трогательного: стремление авторов заставить читателя сопереживать, сочувствовать героям, смеяться и плакать вместе с ними мотивирует появление как ≪слёзной комедии≫, так и юмористических отступлений у Л. Стерна.

В Европе — Жан Жак Руссо, Л. Стерн «Сентиментальное путешествие», Дж. Макферсон («Оссиан»), поэты Т. Грей, Т. Мур и другие
В России — Н.А. Карамзин «Бедная Лиза», В. А. Жуковский (элегии)

Ведущий жанр в сентиментализме — роман. Именно на эту эпоху приходится начало его доминирования и, соответственно, — деканонизации ≪высоких≫ жанров. Собственно, даже свое название сентиментализм получил после выхода в свет ≪Сентиментального путешествия по Франции и Италии≫ (1768) Л. Стерна.

Характерные особенности романов сентиментализма выделил еще Пушкин, обративший внимание (в ≪Графе Нулине≫ и ≪Евгении Онегине≫) на их эпистолярную форму, неторопливость рассказа, нравоучительность, идеализацию героя и т.п. Эти характеристики имеют в виду прежде всего популярные романы С. Ричардсона ≪Памела, или Вознагражденная добродетель≫ (1740), ≪Кларисса≫ (1747-1748) и ≪История сэра Чарльза Грандисона≫ (1753-1754). Их эпистолярная форма давала возможность изобразить непосредственное течение внутренней жизни человека, показать тайные чувства и мысли героев. Романы в письмах представляют собой также ≪Страдания юного Вертера≫ (1774) И.В. Гете и ≪Юлия, или Новая Элоиза≫ (1761).

Произведения Л. Стерна заложили многие особенности поэтики сентиментализма, востребованные последователями.

Во-первых, жанровые: форма путевого дневника с акцентом не на событиях и авантюрах, а на восприятии субъекта, когда внешние впечатления служат лишь катализаторами внутренних переживаний (ср. ≪Письма русского путешественника≫ (1790) Н.М. Карамзина, объединившего в одном произведении две излюбленные сентименталистами формы — писем и путевого дневника, ≪Путешествие из Петербурга в Москву≫ (1790) А.Н.Радищева, ≪Путешествие немца по Англии≫ (1783) и ≪Путешествие немца по Италии≫ (1792-1793) К.Ф. Морица и др.).

Во-вторых, композиционные: обилие отступлений и рассуждений, когда ≪мнения≫ занимают гораздо более существенную часть произведения, чем ≪жизнь≫, и возникает иллюзия живого разговора с читателем.

В-третьих — сюжетные: заметные расхождения фабульного и сюжетного ряда.

Наконец, — соединение трогательного и комического, юмористического (ср. творчество Жан-Поля Рихтера, испытавшего сильное влияние Л. Стерна). Кроме дневника и писем, актуальной оказалась форма исповеди (≪Исповедь≫ (1766-1770) Ж.-Ж. Руссо, ≪Господин Никола, или Разоблаченное человеческое сердце≫ (1794— 1797) Н. Ретиф де Ла Бретонна), где субъективистская установка доводится до предела.

Еще одна существенная разновидность сентиментального романа — готическая: произведения К. Рив, А. Радклифф, С. Ли поместили героев сентиментальных романов в атмосферу ≪тайн и ужасов≫.

В России развилась преимущественно сентиментальная повесть — прежде всего, в творчестве Н.М. Карамзина (≪Бедная Лиза≫ (1792), ≪Наталья, боярская дочь≫ (1792), ≪Остров Борнгольм≫ (1793) и др.). 

В лирике основным жанром С. стала элегия. Её характерные мотивы появляются у Д. Томпсона и Э. Юнга (основатель ≪кладбищенской≫ темы), а затем — у Т. Грея (≪Сельское кладбище≫, переведенное В.А. Жуковским). Черты сентиментальной поэтики можно встретить также в лирике Ф.Г. Клопштока, Х.Ф. Геллерта, Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова, И.И. Дмитриева и др.

Сентиментализм оказала влияние и на драму. Возник жанр, средний между комедией и трагедией (его теоретиками были Д. Дидро и Г.Э. Лессинг) — ≪слезная комедия≫ (comédie larmoyante) или мещанская трагедия (bürgerliche Trauerspiel) — в котором изображались истории из жизни третьего сословия. В качестве образцов драмы сентиментализма можно назвать ≪Лондонский купец, или история Джорджа Барнвелла≫ (1731) Д. Лило, ≪Игрок≫ Э. Мура (1753), ≪Побочный сын≫ (1757) и ≪Отец семейства≫ (1758) Д. Дидро, многочисленные пьесы Л.С. Мерсье, ≪Минна фон Барнгельм≫ (1767) и ≪Эмилия Галотти≫ (1772) Г.Э. Лессинга, ≪Разбойники≫ (1781) и ≪Коварство и Любовь ≫ (1784) Ф. Шиллера и др.

Развитие темы «естественного человека»: 

  • Пушкин. Южные поэмы (1820—1824); стихотворение «К морю». 
  • Лермонтов. Стихотворение «Дума», поэма «Мцыри», роман «Герой нашего времени». 
  • Тургенев. Повесть «Ася». 
  • Лев Толстой. Традиции руссоизма на протяжении всего творчества. 
  • Бунин. Рассказ «Господин из Сан-Франциско». 
  • Солженицын. Рассказ «Матренин двор». 
  • Астафьев. Повесть «Пастух и пастушка». 
  • Распутин. Повесть «Прощание с Матерой». 

Список литературы:

  1. Аверинцев С.С. и др. Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994;
  2. Андреев Л.Г., Козлов Н.П., Косиков Г.К. История французской литературы. М., 1987;
  3. Аникст A.A. Творческий путь Гете. М., 1986;
  4. Атарова К.Н. Лор’енс Стерн и его ≪Сентиментальное путешествие≫. М., 1988;
  5. Бахтин М.М. Роман воспитания и его значение в истории реализма // Бахтин М.М. ЭСТ. М., 1979;
  6. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М.М. .ВЛЭ;
  7. Бройтман С.Н. Историческая поэтика. М., 2001;
  8. Верцман И. Руссо. М., 1970; Веселовский A.H B.A. Жуковский: Поэзия чувства и ≪сердечного воображения≫. М., 1999;
  9. Елистратова A.A. Английский роман эпохи Просвещения. М., 1966; История всемирной литературы: В 9 т. Т. 5. М., 1988;
  10. История западноевропейского театра. Т. 2. М., 1957;
  11. Неустроев В.П. Немецкая литература эпохи Просвещения. М., 1958;
  12. Соловьева H.A. У истоков английского романтизма. М., 1988;
  13. Тройская М.Л. Немецкий сентиментально-юмористический роман эпохи Просвещения. Л., 1965;
  14. Лион П. Э., Лохова Н. М. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы. М., 2000.

Конспект
урока по литературе в 9 классе

Тема: Н.М.
Карамзин. Повесть «Бедная Лиза». Сентиментализм. Общечеловеческие ценности в
повести. Главные герои. Внутренний мир героини.

Цели:
познакомить с личностью писателя, его жизненным путём; дать понятие о
сентиментализме как об одном из литературных течений, раскрыть особенности
сентиментализма как литературного течения;  познакомить с повестью Н. М.
Карамзина «Бедная Лиза»; найти черты сентиментализма в повести, дать
характеристику главным героям повести, раскрыть их внутренний мир, раскрыть
общечеловеческие ценности в повести.

Опережающее
домашнее задание:
повесть «Бедная Лиза» прочитана

Ход
урока

1.
Организация класса

2. Анализ
письменной работы

3. Постановка
темы и целей урока

«Дерево
предсказаний»

— Прочитайте тему
урока. Запишите.

— Поставьте цели
на урок. Запишите их на листочках, повесьте на дерево предсказаний. В конце
урока проверим, оправдались ли ваши ожидания.

 4.
Открытие нового знания

1)
Жизненный путь писателя (поисковое чтение)

Вступительное
слово учителя

По
многосторонности дарований – поэт, прозаик, историк, реформатор русского
литературного языка, журналист, общественный деятель. Его влияние на
общественную мысль, отечественную литературу, историю необыкновенно велико.

1
декабря 1766 года в семье небогатого помещика
родился Николай
Михайлович Карамзин. Его детство прошло под Симбирском, в имении отца. В
три года он лишился матери и рос под надзором нянюшки и дядьки, у сельского
дьячка учился грамоте, у семейного врача и домашнего воспитателя — немецкому
языку.

Самые
яркие впечатления детства — прочитанные книги и родная природа. Об этом
вспоминает Н. М. Карамзин в автобиографической повести «Рыцарь нашего
времени».
Ее герой читает романы, в которых перед ним открывается
«множество разнообразных людей, чудных действий, приключений — игра судьбы,
дотоле ему совсем неизвестная». А в зрелом возрасте писатель не раз вернется к
своим детским впечатлениям.

13-летний
Карамзин привезен в Москву, чтобы продолжить образование в частном пансионе
немецкого профессора И. М. Шадена и Московском университете. Посещая лекции,
увлёкся гуманитарными науками, овладел несколькими древними и новыми языками.
За три года он стал знатоком немецкой литературы и философии. После окончания
пансиона переезжает в Петербург и поступает на военную службу, которая
прерывается в связи со смертью отца.

Начинающий
писатель сближается с членами «Дружеского ученого общества».  Особенно близки
Карамзину стали идеи дружбы, «братства всех людей», человеколюбия,
нравственного воспитания, которые проповедует это общество. Эти идеи находят
отражение в статьях и рассказах журнала «Детское чтение для сердца и разума»,
редактируемые Карамзиным по поручению Н. И. Новикова. В журнале он публикует
свои первые стихотворения, лирический рассказ «Прогулка» и первую оригинальную
повесть «Евгений и Юлия». Одним из значительных событий в его творческой судьбе
стал перевод трагедии Шекспира «Юлий Цезарь». Важным в творчестве Н. М.
Карамзина становится интерес к внутреннему миру человека.

Продав
доставшееся в наследство после смерти отца имение, Николай Михайлович совершает
путешествие по Европе (1789 – 1790). Посещает Германию, Швейцарию, Францию,
Англию. В каждой стране бывал в музеях, картинных галереях, встречался с
известными писателями, философами (Кант, Гёте, Гердер), наблюдал жизнь народа.
В Париже стал свидетелем триумфов Великой французской революции, слушал
выступления ораторов, видел героев.

Главная
задача литературы, по мнению Карамзина, — патриотическое воспитание. «Патриотизм
есть любовь ко благу и славе отечества и желание способствовать им во всех
отношениях
», — писал он. В любви к отечеству Карамзин видел счастье каждого
гражданина.

Дополним
информацию и поработаем со статьей в учебнике.

Найдите ответы на
вопросы по статье учебника (с. 73-76)

— Где, когда и в
какой семье родился Н. М. Карамзин?

— Где прошло
детство писателя?

— Что можно
сказать об образовании писателя?

— С какого года
начинается литературная деятельность писателя?

— Опишите
заграничное путешествие Карамзина. Что стало итогом этого путешествия?

— В чём состояла
реформа литературного языка, предпринятая Карамзиным?

— Перечислите
произведения, принесшие Карамзину всероссийскую славу.

2)
Сентиментализм

— Прочитайте
статью, заполните таблицу.

Критерий для описания

Характеристика

Понятие «сентиментализм»

Задача
сентименталистов

Основная
тематика

Основные
жанры

Представители

Черты

Сентиментализм как литературное
направление

Н. М. Карамзин утвердил
в русской литературе художественное противопоставление увядающему классицизму –
сентиментализм.

Сентиментализм – это художественное направление в искусстве и литературе конца
XVIII – начала XIX вв. Понятие «сентиментализм» (от англ. sentimental –
чувствительный) указывает на то, что чувство – центральная эстетическая
категория этого направления. В основу этого направления был положен новый взгляд
на человека как существо чувствительное
, на новое для литературы
представление о его счастье.

Автор сочувствует героям, его задача
— заставить сопереживать, вызвать сострадание, слезы умиления у читателя.
Основная
тематика
 — любовная. Очерк, бытовой роман, повесть, роман в письмах,
дневник, поэтическое послание и элегия, путевые заметки  – эти жанры
появились тоже благодаря писателям-сентименталистам.

Идейная основа — протест против испорченности аристократического общества. Основное свойство —
стремление представить человеческую личность в движениях души, мыслях,
чувствах, стремлениях.
В России представителями
сентиментализма являлись М. Н. Муравьев, И. И. Дмитриев,  Н. М. Карамзин со
своим наиболее известным произведением  «Бедная Лиза», молодой В. А. Жуковский.
Просветительские традиции сентиментализма ярче всего проявились в произведениях
А. Радищева.

К особенностям сентиментализма относят:

1. Акцент на чувство. Писателя интересует
внутренний мир человека, его эмоции, переживания.

2.
Ценность человеческой личности определяется способностью любить и сопереживать.

3.
Признание того, что способность чувствовать не зависит от сословной
принадлежности. В результате главными героями часто становятся крестьяне,
простолюдины.

4.
Прославление любви, дружбы, единения с природой как вечных ценностей.

5.
Восприятие природы как живой сущности, сопереживающей герою.

Прием
«Распредели в 2 колонки»

Чувственность, порядок, разум, душевность, слезы, ах, долг,
природа, служенье, честь, убеждение, мечтанья, античность, гармония, надежда,
потрясение, страдание, пропорциональность, оде, герой.

1. Чувственность, душевность, слезы, ах, природа, мечтанья,
надежда, потрясенье, страдания. (Сентиментализм)

2. Разум, порядок, долг, честь, служенье, убеждение, античность,
гармония, пропорциональность, оде, герой.

(Классицизм)

3) Повесть
«Бедная Лиза»

Анализ
содержания

Вы прочитали повесть Н.М.Карамзина “Бедная Лиза”.

— О чём это произведение? Охарактеризуйте в 2 – 3
предложениях его содержание.

От какого лица ведётся повествование?

-Город, в котором происходят описываемые события?

-Главные герои повести.

-Какие цветы и по какой цене продавала Лиза весной в Москве?

-Стакан какого напитка выпил Эраст из рук Лизиной матери?

-О чем договаривается Эраст с Лизиной матерью, чтобы оберечь
девушку от походов в город?

-Прошло несколько недель. Причина покрасневших от слез глаз
Лизы?

-Сколько дней подряд Эраст не приходил к Лизе?

-Что поведал Эраст Лизе, придя к ней после долгого 
отсутствия?

-Прошло два месяца. Лиза отправилась в Москву за розовой
водой. Что произошло в этот день?

-Почему Эраст должен был жениться на «пожилой богатой вдове»?

-Как поступила Лиза со злополучными 100 рублями, которыми
хотел откупиться Эраст?

-Как сложилась жизнь Эраста?

Работа в тетради

1.Найдите слова и выражения, характеризующие героев,
заполните таблицу.

2.Определите по тексту повести, какие ценности значимы в
каждом из миров героев.

3.Образ Лизы

Вопрос

Ответ

1.Расскажите
о Лизе. Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему научили ее
родители?

1. Лиза была последней дочерью, во всем
помогала матери. Была скромной, совестливой, не была жадной к деньгам.

2.Какими
эпитетами наделяет автор свою героиню?

2. «Плачевная судьба бедной Лизы» «прекрасная, любезная Лиза»

3.Каковы
взаимоотношения между матерью и дочерью?

4.В чем
Лиза видит свой долг перед матерью?

3. «Ты кормила меня грудью и ходила за мною, когда я была
ребенком, теперь пришла моя очередь за тобой смотреть» 

4. «Бог дал мне руки, чтобы работать».

5.Чем
занималась Лиза целыми днями?

Работала, продавала ландыши и ягоды, вязала чулки, ткала холсты

6.А
почему Лизе пришлось работать?

6. Потому что отец умер. До смерти он много работал, был
зажиточным поселянином.

7.Что
можете сказать о матери Лизы?

8.Как,
по-вашему, она воспитывала дочь?

9.С
какой целью образ матери Лизы введён в повесть?

Добрая старушка, чувствительная. Горестная вдова, ей пошел 6-ой
десяток. Дочь  воспитывала правильно, не позволяла брать лишних денег, а
лишь то, что честно заработала. «Лиза, лучше кормиться трудом своим и ничего
не брать даром»

4.Образ Эраста

Вопрос

Ответ

1.Расскажите
об Эрасте. Каким предстал он перед вами,  перед матерью Лизы? 

На ваш
взгляд, Эраст – это положительный или отрицательный герой?

1. Молодой человек, довольно богатый дворянин;
с разумом; добрым сердцем, но слабым и ветреным. Матери казался хорошим
добрым барином.

2.Что мы
узнаем об Эрасте до встречи с Лизой?

Вел рассеянный образ жизни. Думая о своем
удовольствии, искал его в светских забавах, но не находил; скучал и жаловался
на судьбу.

3.Чем
было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить светских забав
Эраста?

5.
Закрепление изученного материала

Тест

1. К какому литературному
направлению принадлежит произведение Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?

а) классицизм                 б)
сентиментализм
 

в) романтизм                  г)
реализм 

2. К какому литературному
жанру принадлежит «Бедная Лиза»?

а) рассказ                 б)
роман 

в) повесть               г)
поэма 

3. Укажите главную тему
произведения. 

а) тема любви                                    
б) тема природы 
в) тема предательства                         г) тема материнства 

4. Где происходят события,
рассказанные автором в произведении? 

а) в Петербурге и его предместье                           б) в Москве и её предместье 
в) в Киеве и его предместье                                   
г) в Воронеже и его предместье 

5. Как встретились герои
произведения?

а) во время бала                               б) в берёзовой роще
в) герой увидел Лизу, которая продавала ландыши 
г) Эраст пришёл в дом Лизы за цветами 

6. Как можно охарактеризовать
любовь Лизы к Эрасту?

а) безрассудная                                       
б) безграничная 
в) случайная                                            
г) героиня не любила Эраста 

7. Какой предстаёт перед нами
любовь Эраста к Лизе? 

а) надёжной                      б)
сильной 
               в) ничтожной
г) не способной выдержать испытания 

8. Каково отношение автора к
своей героине?

а) Автор любит Лизу, понимает её и
сочувствует ей.

б) Н.М. Карамзин осуждает героиню за безрассудность в любви.
в) Автор осуждает то, как Лиза ушла из жизни.
г) В произведении не чувствуется авторское отношение к героине.

9. Как относится Н.М.
Карамзин к Эрасту?

а) презирает его
б) осуждает предательство по отношению к Лизе 
в) понимает его, сочувствует ему
г) авторское отношение к герою не прослеживается в
произведении 

10. Чем заканчивается история
любви Лизы и Эраста?

а) Герои поженились.
б) Эраст предложил руку и сердце Лизе, но она отказала в силу
неравного социального положения.

в) Эраст женился на богатой невесте, а Лиза вышла замуж за
пастуха.

г) Эраст предал любимую, которая не вынесла этого и
покончила жизнь самоубийством. 

11. Какова роль природы в произведении?

1) природа является фоном повествования
2) по картинам природы можно судить о времени года
3) природа передаёт настроение Лизы 
4) автор считал, что без пейзажных зарисовок его произведение
будет неполным

12. Эпитет «бедная» в
названии произведения означает: 

а) несчастная                               б) нищая 
в) обездоленная                            г) безденежная 

13. «Ибо и крестьянки любить
умеют» — эти слова произносит:

а) Эраст                         б)
мать Лизы

в) Лиза                          г)
повествователь

14. К какому типу
литературных героев можно отнести Лизу? 

а) «лишний человек»                   б)
«маленький человек»
 

в) резонёр                                      г) «обиженные и оскорблённые» 

6.
Подведение итогов урока. Рефлексия деятельности.

– Почему герои не смогли быть счастливы? Только ли социальное
неравенство явилось препятствием их счастью?

– Как вы понимаете значение выражения: «И
крестьянки любить умеют»?

– Почему повесть Карамзина так полюбилась читателю?
– Как проявляются в по­вести черты
сентиментализма? 

– Какие ее эпи­зоды показались вам особенно
трогательны­ми? 

– В чем смысл заглавия? 
– Какие, на ваш взгляд, чувства воспитывает в
читателях повесть Ка­рамзина? 

– Могут ли извлечь из нее современ­ные молодые
люди нравственные уроки?

Домашнее задание: с.
73-83 читать, изучать; написать мини-сочинение «Над чем заставила меня
задуматься повесть «Бедная Лиза»?»

Проверка домашнего задания. подготовленные ученики знакомят класс с биографией Л.Улицкой.

Ученик:

Л. Улицкая — один из ярких представителей современной русской литературы. Она создала особый, во многом уникальный художественный мир.

За короткий срок Л.Улицкая получила широкое признание как в России, так и за её пределами. Произведения писательницы переведены на 25 языков мира, пользуются устойчивым интересом среди читателей разных стран. Рассказы многократно были переизданы и стали сегодня «уже почти классическими».

Людмила Улицкая родилась в Башкирии, где находилась в эвакуации ее семья. После войны Улицкие вернулись в Москву, где Людмила закончила школу, а потом и биофак МГУ.

Публиковать свои рассказы в журналах Улицкая начала в конце восьмидесятых годов, а известность пришла к ней после того, как по ее сценарию были сняты фильмы «Сестрички Либерти» (1990, режиссер – Владимир Грамматиков) и «Женщина для всех» (1991, режиссер – Анатолий Матешко), а в «Новом мире» вышла повесть «Сонечка» (1992). В 1994 году это произведение было признано во Франции лучшей переводной книгой года и принесло автору престижную французскую премию Медичи. Во Франции же вышла и первая книга Людмилы Улицкой (сборник «Бедные родственники», 1993) на французском языке. Ее проза переведена на английский, немецкий, французский языки, ее книги читают в Китае, Израиле, Турции.

К

Пересказывают самостоятельно отобранный материал, слушают выступающего, осмысляют сказанное

 умение самостоятельно организовывать собственную деятельность

Дома вы познакомились с повестью «Сонечка».

  1. Краткий пересказ сюжета и использованием стратегии «Презентация книги»

Повесть «Сонечка» относится к циклу повестей  «Бедные родственники».

  1. Беседа
  • Почему так названа повесть и цикл, к которому она принадлежит.
  • Соответствует ли имя героини её внешности? (читают описание)
  • Как проходит жизнь Сонечка?
  • Почему мир книг становится для неё важнее и приятнее?
  • Какие препятствия преодолевает Сонечка?
  • К каким социальным слоям принадлежат муж Сонечки и «сиротка» Яся?
  • Каким эпитетом наделят автор героиню Ясю? («бедная»)
  • Вызывает ли она сочувствие и сострадание у читателей как героиня повести Карамзина «Бедная Лиза»?
  • Чем заканчивается повесть? (Сонечка возвращается в привычный её книжный мир)
  • Какое отношение этим показывает автор?

2. Стратегия «Концептуальная таблица». Работа с  таблицей (таблица дана ниже)

— Ученикам даётся таблица, которую им необходимо заполнить. На предыдущем уроке они работали с таблицей, сравнивая произведения классицизма и сентиментализма, поэтому линии для сравнения им известны. В таблице даны линии сравнения для сопоставления повести Карамзина «Бедная Лиза» и повести Л.Улицкой «Сонечка». Таблица поможет выявить сентименталистские традиции в современной литературе. Школьникам необходимо на основе самостоятельно изученного материала отметить черты сентиментализма в произведениях разных веков. Работа может быть организована в парах.

3. Презентация учащимися результатов работы. Обсуждение, уточнение, дополнение.

4. Слово учителя

Как мы видим, в современной русской литературе присутствуют традиции сентиментализма.  Получает развитие, так называемый, «неосентиментализм, в котором трансформируются сюжеты, образы, мотивы, реминисценции, цитаты направления XVIII века. В художественной системе Улицкой, доминирующими являются реалистические принципы, сентименталистский дискурс в большей степени проявляет себя в сфере кругозора героев, к которым сам автор может относиться с заметной долей иронии. Л. Улицкой не свойствен драматизм повествования, погружение читателя во внутренний мир героини – отсюда и упреки в бесчувственности Сонечки.

Ф

Отвечают на вопросы, используют для подтверждения своих наблюдений текст повести (выборочное чтение);

  • формулируют выводы;
  • выборочно пересказывают текст.

Заполняют таблицу, записывают в пустые столбики, как отражаются признаки сентиментализма в двух произведениях. Данную информацию ученики получили со слов учителя и при анализе повестей «Бедная Лиза» (на предыдущем уроке), используя записи в тетради, и «Сонечка» (на текущем уроке), используя текст произведения).

Представляют полученные результаты работы с таблицей. С помощью таблицы дают характеристику сентиментализму.

Слушают и осмысляют сказанное учителем

 умение выдвигать и подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы, вести диалог (с текстом, учителем, учениками);

  • умения отвечать на вопросы по прочитанному тексту;

  определение в произведении художественных средств и их роли в раскрытии его идейно-художественного содержания;

 умение выдвигать и подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы, вести диалог (с текстом, учителем, учениками);

  • умение ориентироваться в тексте.

Умение работать в парах.

  • Умение самостоятельно организовывать свою деятельность.
  • Умение систематизировать полученную информацию.
  • Умение выделять главное

 умение выдвигать и подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы, вести диалог (с текстом, учителем, учениками);

Умение самостоятельно организовывать свою деятельность.

  • Признаки русской народной сказки в сказке о мертвой царевне и семи богатырях
  • Признаки самой древней сказки
  • Признаки народной сказки 5 класс по литературе
  • Признаки литературной сказки 4 класс о мертвой царевне и о семи богатырях
  • Признаки романтизма в рассказе горького макар чудра