Признаки романтизма в рассказе старуха изергиль

775 слов максим горький был известным русским писателем, поэтом, драматургом. горького считают основоположником литературы социалистического реализма. но ранние свои произведения

(775 слов) Максим Горький был известным русским писателем, поэтом, драматургом. Горького считают основоположником литературы социалистического реализма. Но ранние свои произведения писатель создавал в духе романтизма. Данное направление появилось в литературе в конце восемнадцатого столетия. В начале девятнадцатого века романтизм получил широкое распространение в европейских странах. В основе данного направления лежит принцип утверждения индивидуальности. Кроме того, романтизм предполагает яркое изображение эмоций человека. Рассмотрим поподробнее своеобразие романтизма в произведениях Максима Горького. 

Не секрет, что романтические настроения писателя во многом были вызваны растущим недовольством в обществе, а также ожиданием перемен. В сознании автора начали формироваться образы персонажей, которые готовы встать на защиту народа и направить его на правильный путь. И путь в представлении писателя был совершенно другим, он существенно отличался от реальности. Писатель ненавидел сложившиеся условия быта и мечтал о кардинальных переменах. По его мнению, спасение заключается в свободе от общественных условностей и предрассудков цивилизации. Именно это и нашло отражение в раннем творчестве Максима Горького. Новую мудрость он ищет в быту и нравах цыганской общины, в старинных легендах и даже в устоях отверженных — обитателей социального дна.

Период расцвета революционных движений в стране совпадал с периодом раннего творчества писателя. Максим Горький в своих произведениях воспевал образ бескорыстного бунтовщика, которому были свойственны романтические намерения изменения мира в лучшую сторону. Помимо этого, в творчестве Горького присутствует мотив стремления к свободе. Автор, не видя перемен, предчувствовал их.

Основная черта, присущая романтизму в представлении Максима Горького, заключается в выявлении главных пороков и проблем, мешающих людям обрести свободу и гармонию с собой. Он осуждает общество, которое объято страхами, предрассудками, нерешительностью и злонравием. Чтобы найти альтернативные пути развития, автор обращается к образу жизни тех людей, которых мы обычно недооцениваем. Например, мудрости нас учит цыган Макар Чудра, который резко критикует смирение, узколобость и трусость рядового человека, который рождается и умирает рабом.

Также в произведениях писателя, написанных в духе романтизма, прослеживается повышенное внимание к природе. При этом пейзаж выступает не только в качестве фона, где разворачиваются события. Он является полноценным героем, ведь романтические настроения передаются через экзотические картины природы. 

Как известно, Максим Горький был представителем нового революционного романтизма. Писатель в своих произведениях излагал прогрессивные взгляды на развитие страны. Главная тема творчества заключалась в отображении народной самобытности. Постепенно начал появляться новый тип персонажей, которые были готовы спасти людей от возникшей угрозы. Обратимся к рассказу «Старуха Изергиль«. В данном произведении автор использовал приём антитезы. Автор противопоставляет двух персонажей. В образе Данко писатель воплотил настоящего героя, который ценой собственной жизни мог спасти народ. Молодой человек отличался невероятной любовью к своему народу. Спасая людей, персонаж погибает сам. Однако, к сожалению, неблагодарные люди забывают о своих героях. Полной противоположностью Данко является сын орла Ларра. Данный герой с презрением относился к людям. Ларра не отличался способностью любить. И герой был изгнан из племени. Постепенно персонаж начал осознавать, что без народа нельзя жить. Сравнивая двух этих персонажей, писатель доказал, что подлинный смысл жизни выдающейся личности — это освобождение общества из мрачного леса невежества и бездуховности. Оба героя горды, отважны, сильны и талантливы, но лишь Данко воплотил свой потенциал, а Ларра растратил свои возможности впустую и сам в них разочаровался.

В этом произведении автор противопоставил личность и общество, что свойственно романтизму. Горький создал своего идеального героя, который ни при каких обстоятельствах не отрекается от людей, а помогает им, даже когда они гонят спасителя. В этом противопоставлении Данко возвышает его выбор, а толпу унижает ее неспособность к благодарности.

Не менее известным произведением Максима Горького является рассказ «Макар Чудра». Здесь автор также воспевает свободу как одну из главных жизненных ценностей. По мнению Макара, свобода представляет собой главное сокровище каждого человека. В данном произведении наиболее заметен дух революционного романтизма. Как утверждает Макар Чудра, ради независимости нужно рисковать, иначе можно провести всю жизнь в рабстве, что гораздо хуже риска.

Вспомним и рассказ «Челкаш». Здесь автор использовал метод психологизма, что свойственно романтизму. Можно заметить, как подробно Горький описывал личность главного героя, отмечая его мысли и чувства. Кроме того, важное место в произведении отведено образу природы. Автор подчеркивает духовное единство главного героя с морем. Помимо этого, писатель выражал настроения и чувства сквозь состояние окружающей природы. Это является одной из главных черт романтизма. В рассказе индивидуальность вновь оказалась нравственно выше стадности. Гаврила, воплотивший все мелкие пороки своей среды, так и остался рабом денег, а не хозяином положения, как Челкаш, который свободен даже от богатства. Важно отметить, что автор вновь осудил предрассудки общества. Вор оказался более благородным и честным, чем крестьянин.

Таким образом, Максим Горький был особым представителем романтизма в отечественной литературе. В его книгах сильная личность не презирает общество, не бежит от него, а спасает людей бескорыстно и самоотверженно, несмотря на осуждение и насмешки. А традиционный романтический типаж в образе Ларры критикуется автором за эгоизм. В своем творчестве Горький не пестовал пороки одаренной личности, а восхищался такими моральными ценностями, как свобода, любовь, милосердие, самопожертвование, отвага.

Автор: Виктория Комарова

Тип урока: урок комбинированный.

Вид урока: урок-исследование.

Обор$удование : мультимедийный проектор, текст рассказа, раздаточный материал для каждого ученика: таблицы – «Основные черты романтических $произведений», «Сопоставление образов Данко и Лары», карточки с основными понятиями, учительская презентация.

Мы, кажется, снова хотим грез,

красивых вымыслов, мечты и

странностей… М.Горький.

$Ход урока.

I. Организационный момент. (Учащиеся делятся на несколько групп в начале урока, рассаживаются за столы по группам).

Слайд-1

В 1895 году “Самарская газета” напечатала рассказ М. Горького “Старуха Изергиль”. Горького заметили, оценили, в печати появились восторженные отклики о рассказе.

II. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Слайд 2

III$. Работа над темой урока.

  1. Слово учителя.

-Одной из основных проблем творчества Горького стал поиск нового человеческого идеала, гармонии в мире.

— Само время-рубеж столетий, столкновение эпох-делает такие вопро$сы актуальными, ставит человека перед нравственным выбором.

-Основная идея рассказа-утверждение истинной ценности человеческой личности.

Мотив «несогласия» с действительностью, характерный для раннего М. Горького, реализовался именно в праве художника на вымысел . поэтому эпиграфом к уроку являются слова самого автора.

Слайд 3

«Мы, кажется, снова хотим грез, красивых вымыслов, мечты и странностей, ибо жизнь, созданная нами, бедна красками, тускла, скучна! Действительность, которую мы когда-то так горячо хотели перестроить, сломала и смяла нас… Что ж$е делать? Попробуем, быть может, вымысел и воображение помогут человеку подняться ненадолго над землей и снова посмотреть на ней свое место, потерянное им.Он не борет$ся больше, а только приспосабливается.»

2. Актуализация опорных знаний

А) Беседа.

Ранние рассказы М. Горького пронизаны романтическим пафосом.

-Вспомним, что такое пафос?

Слайд 4

Пафос — эмоциональный настрой, страсть, пронизывающая произведение.

  • Вспомним, что такое романтизм. Дайте определение романтизму, назовите его отличительные особенности.

Слайд 5

Романтизм творческий метод, характерным признакам которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей ч$еловека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой$ и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящемся в резком конфликте с обществом, с людьми.

Б) Постановка проблемного вопроса: «Мир , изображенный в рассказе Горького, –это отображение реального мира? Можно ли назвать такое отображение мира реалистическим?»

В) Использование метода «Мозговой штурм».

-Что позволяет нам отнести рассказ к романтическим произведениям? (на доске записываются аргументы учащихся)

— У вас на столе находятся таблицы и карточки, которые помогут вам работать на уроке. Найдите таблицу, в которой пе$речислены основные черты романтических произведений.

Основные черты романтических произведений

$

Противопоставление мира идеального миру реальному

Изображение исключительной личности, одинокой , противопоставленной толпе, Стремящийся к идеалу. Конфликт.

Изображение исключительных обстоятельств, романтического пейзажа

$

-Давайте заполним ее, используя те аргументы, которые вы сейчас привели. (обобщаем аргументы учащихся и записываем в таблицу)

Слайд 6,7,8,9

-Какие герои рассказа одиноки, противопоставлены окружающим?

$

-Отличаются ли они друг от друга своими взглядами на жизнь?

-Что составляет романтический пейзаж в произведении?

  1. $

Противопоставление мира идеального миру реальному

Нереалистическое отражение мира

Изображение исключительной личности, одинокой , противопоставленной толпе, Стремящийся к идеалу. Конфликт.

Лара, Данко, старуха Изергиль- у каждого из них своя жизненна$я позиция, стремление к идеалу.

Изображение исключительных обстоятельств, романтического пейзажа

Море, небо, ветер, тучи, луна. (Символы свободы-определяем после работы с текстом)

$3. Работа с текстом

Герои предстают в романтическом пейзаже. Приведите примеры, доказывающие это (работа с текстом). Беседа по вопросам:

— В какое время суток происходят события в рассказе? Почему? (Старуха Изергиль рассказывает легенды ночью. Ночь – это самое таинственное, романтическое время сут$ок);

— Какие природные образы мы выделили ? (море, небо, ветер, тучи, луна);

— Почему именно таким показан пейзаж в рассказе? (Природа показана одушевленной, она живет по своим законам. Природа красива, величественна. Море, небо – бесконечные, широкие пространства.

Символом чего являются эти природные образы? (Свободы)

Все природные образы являются символами свободы. Но природа тесно связана с человеком, она отражает его внутренний духовный мир

Именно поэтому природа символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять).

ВЫВ$ОД: Только в таком пейзаже, приморском, ночном, таинственном, может реализовать себя героиня, рассказывающая легенды о Ларре и Данко.

4. Работа над композицией произведения. Композиция рассказа “Стар$уха Изергиль”.

— Каково композиционное решение рассказа? Рассказ с обрамлением.

— Из каких частей состоит произведение? Легенда о Ларе, описание жизни старухи Изергиль, легенда о Данко.

Слайд 10

— Как вы считаете, с какой целью писатель использовал такой прием в расс$казе? (В своих легендах героиня рассказа выражает свое представление о людях, о том, что считает ценным, важным в своей жизни. Тем самым создается система координат, по которой можно судить о героине рассказа).

5. Анализ легенды о Ларре.

Слайд 11

А) Подготовленный пересказ.

Б) Беседа

-Каким внешним событием проявляется легенда?

— Кто является главным героям первой легенды?

— Важна ли история появления юноши на свет для понимания его характера?

— Как относится герой к другим людям? (презрительно, высокомерно. Он считает себя первым на земле).

— Для романтического произведени$я характерен конфликт толпы и героя. Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми? (его гордыня, крайний индивидуализм).

— Чем отличается гордость от гордыни. Разграничьте эти слова.

Слайд 12

-Прочитайте лексическое значение этих слов , указанное на карточке. Гордость или гордыня выражает неуважение к другим людям?(Карто$чка №1)

Карточка №1

Гордость –

  1. Чувство собственного достоинства, самоуважения.

  2. Высоко мнение, чрезмерное высокое мнение о себе.

Гордыня — непомерная гордость.

  • $Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна Ларре.

Слайд 13

Карточка № 2. Прочитайте определение.

Индивидуали́зм (

Учащиеся самостоятельно отмечают, проверяем. О$боснуйте свой выбор. (Старуха Изергиль относит себя к Данко, так как считает, что смыслом ее жизни была любовь)

Слайд 23

Карточка №5

А к какому герою относит героиню автор? Стрелкой отметить в карточке №2. Проверка

Слайд 24

Как вы считаете, почему имен$но к Ларре относит Горький старуху Изергиль? (ее любовь по своей сути эгоистична. Разлюбив человека, она сразу же забыла о нем)

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Слайд 25

На уроке мы рассмотрели несколько философских идей, своеобразных жизненных позиций: индивидуализм (эгоизм), гедонизм, гуманизм (альтруизм).

-Крах каких идей утвер$ждает в своем произведении автор? (индивидуализма, гедонизма)

-Какая идея утверждается в рассказе? (гуманистическая.

-Как построено произведение?

-В каких чертах проявляется романтический пафос произведения?

-В чем актуальность произведения для современного читателя?

V. Домашнее задание:

Подготовиться контрольной работе.

(664 слова) Романтизм представляет собой направление в искусстве и литературе, которое появилось в конце 18 — начале 19 столетия. Именно это направление проявило себя после классицизма и сентиментализма. Типичные представители направления «романтизм» всячески старались отобразить в своих произведениях не только национальное или социальное, но и индивидуальное своеобразие человека. Чтобы лучше разобраться в нем, рассмотрим все основные черты романтизма в литературе подробнее.

Основной признак данного литературного направления заключается в изображении исключительных персонажей в исключительных обстоятельствах. В романтизме, главным образом, используются яркие образы, которые раскрываются в не менее ярких обстоятельствах. С помощью них авторы пытались отразить высокое назначение человека и его великие возможности. Недаром возникновение романтизма называют эстетической революцией. Ведь в эпоху Просвещения идеалами считались наука и разум, долг и верная служба. Однако с наступлением эпохи романтизма идеалами стали творческие и эстетические начала. Главной ценностью человека стала эмоциональность, сопряженная с одаренностью и высокими интеллектуальными возможностями. Можно сказать, что романтизм является мироощущением, основанным на идеализации действительности и мечтательной созерцательности. Смыслом жизни человека в рамках этой философии стало стремление к идеалу, что породило романтическое двоемирие — противопоставление убогой реальности и мира мечты, ставшее главным конфликтов в романтических произведениях. Примеры основных черт романтизма можно найти в работах о своеобразии романтизма в поэме «Мцыри«, рассказе «Старуха Изергиль«, романе «Герой нашего времени«.

Направление романтизма появилось в Германии в восемнадцатом столетии. Затем оно начало постепенно распространяться в Западной Европе. К возникновению романтизма привёл кризис рационалистической системы Просвещения. Кроме того, в его возникновении большую роль сыграли немецкая классическая философия, а также события Великой французской революции. 

Главная черта романтизма заключается в необходимости выдвинуть на первый план культ индивидуальности, творчества, свободы, поклонения природе. Именно эти ценности являются основными. Представители романтизма в своих творениях воспевали чувство, природу и естественное начало в человеке. Личность противопоставлялась толпе и цивилизации.  Также существенной особенностью данного направления является стремление человека к свободе. В основе романтического мировосприятия лежит независимость личности от общества и государства. Внутренний мир человека становится важнее внешнего. Индивидуализм — вот философская основа романтизма.

Часто героями романтических произведений становились таинственные и сильные личности с непростой судьбой. Происходящие события находили отражение во внутреннем мире персонажа. Душу романтического героя зачастую мучали противоречия. Обычно представители романтизма создавали своих героев, используя приём антитезы. Так, персонаж выступал не только в качестве исключительной личности на фоне серой массы, но и в качестве беспомощного существа в руках судьбы. Из-за своей исключительности персонаж романтического произведения был одиноким. Ему не нравилась сложившаяся реальность, и он хотел убежать от неё. Именно свобода являлась его главной жизненной ценностью. Ради нее герой может пойти на все. О сущности романтического героя есть отдельное эссе.

Однажды немецкий философ Иммануил Кант определил основную категорию данного направления, которая заключается в возвышенном. При этом, по мнению известного философа, наслаждение возвышенным бывает двух типов: позитивное и негативное. Спокойное созерцание представляет собой позитивное наслаждение, а осмысление составляет негативное. 

Произведениям русского романтизма присущи мотивы одиночества и страдания. Яркими представителями данного литературного направления являются такие известные поэты, как Батюшков, Жуковский, Баратынский, Языков и так далее. Свою раннюю поэзию Александр Сергеевич Пушкин создавал в духе романтизма. Известное стихотворение поэта «К морю» ознаменовало переход от романтизма к реализму. Впоследствии автор подтрунивал над романтическими шаблонами и высмеивал их несостоятельность.

Также романтические произведения создавал и Михаил Юрьевич Лермонтов. Знаменитую поэму писателя «Мцыри» по праву считают образцом отечественного романтизма. В данном произведении автор обращает особое внимание на переживания и мысли главного героя. Лермонтов показал читателю необычного человека, оказавшегося в необычных обстоятельствах. Автор демонстрирует бунт романтического героя против окружающей действительности и своей неугодной судьбы. В образе Мцыри изображён довольно таинственный персонаж, что свойственно романтизму. Лермонтов почти ничего не говорит о внешности героя, но зато он подробно раскрывает его внутренний мир. Мцыри выступает в роли бунтаря, желающего добиться долгожданной свободы. Кроме этого, для романтизма характерно строгое разделение мира на две половины — белую и чёрную. По мнению Мцыри, жить можно только на воле. Он остаётся верным собственным убеждениям до конца. Главный герой погибает, когда возвращается в монастырь.

Таким образом, направление романтизма предполагает наличие двоемирия, состоящего из реальности и желанной иллюзии. Романтические герои создавали свой воображаемый мир, где они мысленно пребывали. Они рвались на свободу и теряли связи с окружающими, что делало их одинокими, гордыми и сильными. Благодаря романтизму произошло раскрепощение человеческого духа. Авторы обратили внимание на внутренний мир личности. Этим богатым инструментарием воспользовались впоследствии реалисты, которые еще более углубились в изучение природы человеческого духа.

Автор: Виктория Комарова

hello html m290e1c4a

1.Проверочная работа по произведениям А.П.Чехова («Студент», «Палата №6», «Человек в
футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч», «Дама с собачкой»)

https://literaturuscka.blogspot.com/2021/09/blog-post.html

2.    Жизнь и творчество М.Горького (проверка дз)

-На какие 3 периода можно разделить жизненный путь М. Горького?

Охарактеризуйте каждый:

 — временнЫе рамки;

 — наиболее важные биографические
факты;

 — общественные и политические
взгляды;

 — произведения, созданные в этот
период.

3.   
Романтизм Горького

Ранние рассказы М.
Горького имеют романтический характер.

 — Вспомним, что такое романтизм. Дайте
определение романтизму, назовите его отличительные особенности.

(Романтизм — особый тип творчества,
характерным признакам которого является отображение и воспроизведение жизни вне
реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение
исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим,
устремленной к далекому идеалу и потому находящемся в резком конфликте с
обществом, с людьми).

В тетрадь!  — Романтизм конца века носит демократический
характер, утверждает романтическую личность в героях низших кругов общества.
Новаторство Горького выразилось в создании нового литературного типа – БОСЯКА,
обладающего гордостью, свободолюбием, содержащем революционный потенциал.

Романтизмом окутано
всё произведение. Романтические герои 
предстают в романтическом пейзаже. Приведите примеры, доказывающие это
(работа с текстом).

— В какое время
суток происходят события в рассказе? Почему? (Старуха Изергиль рассказывает
легенды ночью. Ночь – это самое таинственное, романтическое время суток);

— Какие природные
образы вы могли бы выделить? (море, небо, ветер, тучи, луна);

— Какие
художественные средства использовал автор в изображении природы? (эпитеты,
олицетворение, метафору);

— Почему именно
таким показан пейзаж в рассказе? (Природа показана одушевленной, она живет по
своим законам. Природа красива, величественна. Море, небо – бесконечные,
широкие пространства. Все природные образы являются символами свободы. Но
природа тесно связана с человеком, она отражает его внутренний духовный мир.
Именно поэтому природа символизирует безграничность свободы героя, его
неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять).

ВЫВОД: Только в
таком пейзаже, приморском, ночном, таинственном, может реализовать себя
героиня, рассказывающая легенды о Ларре и Данко.

4.  
Композиция рассказа «Старуха
Изергиль»

Из скольких частей состоит
рассказ? Какие это части?

  Как они расположены?

(Две легенды и бытовое повествование; рассказ старухи в центре, а
легенды обрамляют).

! Композиция – ТРИПТИХ

5.    Анализ эпизода «Ларра»

       
Как изображает М. Горький Ларру? (Портрет, речь)

       
Важно ли, что Ларра – сын женщины и орла?

       
Почему именно орла? (Орёл 
птица, традиционно в романтизме символ свободы)

       
Каковы люди, к которым привела его мать? По каким нравственным законам
они живут?

       
В чем суть конфликта людей и Ларры?

       
Как вы понимаете слова «Наказание в нём самом»?

       
В чем трагедия бессмертия Ларры?   

6.    Анализ легенды о Данко.

    
Портретная характеристика, детали и их функции.

    
Чем отличается «сильный» Данко от «сильного» Ларры?

    
Изергиль называет «гордым» и Ларру, и Данко. В одном  и том же значении употреблен эпитет или
нет? 

    
Какой библейский сюжет лежит в основе истории Данко?

    
Какие основные
черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков? (любовь к
людям, желание помочь им)

ВЫВОД: Мы видим, что Ларра – романтический
антиидеал, поэтому конфликт героя и толпы неизбежен. Данко – романтический
идеал, но в основе отношений героя и толпы тоже лежит конфликт. Это одна из
особенностей романтического произведения.

— Как вы думаете, почему именно легендой о
Данко заканчивается рассказ? (это выражение авторской позиции. Он воспевает
подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это
торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом).

6. Самостоятельная
работа. Сопоставление Ларры и Данко

В результате должно получиться следующее:

Сопоставление
образов Данко и Ларры

Критерии

Данко

Ларра

1. Отношение к толпе

Любовь, жалость к людям

Презирает людей, относится высокомерно

2. Толпа — герой

конфликт

конфликт

3. отличительная черта характера

Любовь, сострадание, смелость,

Гордыня, эгоизм, крайний

милосердие, мужество, умение

индивидуализм, жестокость

4. Отношение к жизни

Готов пожертвовать своей жизнью ради
спасения людей

Берет от жизни и людей все, но ничего не
отдает взамен

5. Легенда и современность

Голубые искры (свет, тепло)

Превращается в тень (тьма, холод)

6. Поступки, совершаемые героями

Подвиг ради любви к людям, добрые поступки

Зло, преступление

7. Отношение писателя к героям

Идеал, воспевает его красоту, смелость,
подвиг ради любви к людям

Антиидеал, осуждает его поступки,
античеловеческую сущность

7.    Но рассказ называется “Старуха Изергиль”. Как вы
думаете, почему именно так озаглавил свой рассказ М. Горький?

— Было ли в её
жизни что-нибудь значительное, из чего мы можем извлечь для себя вывод?

 — В чём неоднозначность авторского отношения к
Изергиль?

8.ИС!  -К какому
из направлений итогового сочинения можно использовать данный рассказ?

9. Задание 4,5 на
стр.43-47

10. Домашнее
задание: биография И.Бунина, рассказы «Антоновские яблоки», «Господин из
Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Чистый понедельник».

На чтение 10 мин. Просмотров 2 Опубликовано

Рассказ «Старуха Изергиль» Максим Горький написал в 1894 году. Однако проблемы, затронутые в произведении, вызывают интерес у читателей и в наши дни. Рассказ разделён на три части. Это три разные истории, но они связаны одной общей мыслью. Писатель пытается объяснить смысл жизни человека. Именно для этого он использовал такие своеобразные средства в виде трёх запоминающихся ярких рассказов.

Максима Горького глубоко волновал вопрос об истинной ценности человеческой жизни. Он долго размышлял над этим понятием, анализировал его составляющие. С помощью разнообразных образов, представленных в произведении «Старуха Изергиль, он внезапно осознал, что «свобода» и «жизнь» тесно связаны. Нельзя дать чёткого определения этим двум понятиям. И жизнь, и свобода — это неопределённость, у которой нет точных границ. Каждый сам решает, каким будут его существование.

Произведение М. Горького открывает легенда о Ларре. Центральным персонажем истории является герой, отец которого был орлом, а мать — простой женщиной. В первой части рассказа подробно описаны личностные качества главного персонажа. Молодой человек отличался дерзостью, гордыней, свободолюбием. Именно такого персонажа можно назвать эгоистом. Герой не слушал никого вокруг, с презрением относился к окружающим. Но такое поведение сыграло с ним злую шутку.

Смысл первой части произведения заключается в том, что никогда нельзя ставить себя выше других. Вокруг нас находятся люди, у которых тоже есть своё мнение, свои взгляды на жизнь. Человеку, который по характеру похож на персонажа, крайне сложно жить в обществе. Герою было назначено суровое наказание за его страшный поступок. Его изгнали из общества. Кроме того, он обрёл бессмертие, но существовать ему предстоит в полном одиночестве. Однако изначально Ларра не понял всю тяжесть и невыносимость своего положения. Он даже был рад своей свободе. Но это продолжалось недолго. Спустя время герой внезапно осознал истинный смысл жизни. Только исправить что-либо ему уже было невозможно.

Вторую часть произведения можно назвать автобиографичной. Героиня повествует о своём существовании. Старуха Изергиль призналась, что она встречалась со многими мужчинами, как ей казалось по большой любви. Жизнь женщины можно назвать яркой, наполненной счастливыми событиями. Она посетила много красивых мест, путешествовала за границу. Героиню можно назвать уверенной в себе, сильной женщиной, которая на первое место ставила гордость. Она позволяла себе играть на чувствах окружающих. Героиня полностью отдавалась своим эмоциям.

Она хотела быть счастливой. Для достижения своей цели она использовала любые способы. Никто и ничто не могло ее остановить. Если отношения становились ей в тягость, она рвала все связи и прекращала общение. Раз и навсегда. Просить вернуться назад эту женщину было бессмысленно. Если она приняла решение, переубедить ее было невозможно. Максим Горький с помощью второй части рассказа пытается показать читателю, что такое смысл жизни. В произведении мы видим размышления старухи о судьбе. Что же это такое? Что включает в себя понятие «судьба»? Женщина все же осознала, что нет никакой судьбы. Каждый сам является хозяином своей жизни. Скитаться по свету в поисках счастья бессмысленно. Так ты никогда не добьёшься своей цели.

В заключительной части рассказа автор делится с читателями легендой о Данко. Центральный персонаж — романтик, наделённый смелостью, лидерскими качествами, мужеством. Данко был честным, открытым, искренним и свободолюбивым. Для него в приоритете было счастье народа, а потом уже его. Герой пожертвовал собой ради благополучия окружающих, он собственноручно достал из груди своё сердце, которое осветило путь персонажам. Но люди не оценили его смелого поступка. Они просто забыли о том, что для них сделал их спаситель. Лишь искорки были напоминанием о Данко. Славный бескорыстный персонаж испытывал симпатию к людям, он стремился помогать им, дарить тепло своего сердца. В этом и заключался смысл жизни для храброго героя.

Направлением рассказа «Старуха Изергиль» является романтизм. Максим Горький долго вынашивал идею о создании необычного произведения. Проблематика рассказа «Старуха Изергиль» заключается в том, чтобы читатель сам определился, что же такое смысл жизни. Для этого Максим Горький показал три истории с разными ценностями, чтобы каждый выбрал то, что ему ближе. После прочтения произведения «Старуха Изергиль» читатель задумается об истинных жизненных приоритетах. То, что действительно важно, всегда нужно ставить на первое место.

М. Горький считал «Старуху Изергиль» своим лучшим произведением, о чем свидетельствуют его письма, адресованные коллегам по перу. Это произведение относится к раннему творчеству писателя, однако оно удивляет необычными образами, сюжетными линиями и композицией. Школьники изучают его в 11 классе. Предлагаем краткий анализ произведения «Старухи Изергиль», который поможет качественно подготовиться к урокам и к ЕГЭ.

analiz-staruha-izergil-gorkiy-50327.jpg

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Старуха Изергиль.

Год написания – 1894.

История создания – Весной 1891 г. М. Горький путешествовал по Бессарабии. Атмосфера южного края вдохновила молодого писателя на создание анализируемого рассказа. Задумку поэт воплотил только спустя 3 года.

Тема – В произведении раскрыто несколько тем, центральными являются такие: любовь, не знающая преград, человек и общество, поколение слабых людей.

Композиция – Структура произведения имеет особенности. Его можно определить как рассказы в рассказе. «Старуха Изергиль» состоит из трех частей, связующим звеном между которыми является диалог парня и старухи.

Жанр – Рассказ. Части посвященные Ларре и Данко – легенды.

Направление – Романтизм.

История создания

История создания произведения берет начало в 1891 г. Тогда М. Горький путешествовал по Бессарабии. Он был впечатлен природой и людьми южного края. В это время у него возникла задумка произведения, к реализации которой писатель приступил в 1894 г. Предположения о годе написания подтверждаются письмами, адресованными В. Г. Короленко.

Рассказ относится к раннему периоду творчества М. Горького, представляет романтический пласт его творчества. Сам автор считал «Старуху Изергиль» «стройным и красивым произведением», о чем писал А. Чехову. Он сомневался, что сможет создать еще что-то подобное.

Впервые произведение увидело мир на страницах «Самарской газеты» весной 1895 г.

Тема

В анализируемом рассказе отобразились мотивы характерные для романтической литературы. Их автор реализовал посредством неординарных сюжетов и образов. М. Горький раскрыл несколько тем, среди которых выделяются следующие: любовь, которая не подчиняется; человек и общество, поколение слабых людей. Указанные темы тесно переплетаются между собой и определяют проблематику произведения.

Начинается «Старуха Изергиль» пейзажной зарисовкой, погружающей читателя в атмосферу Бессарабии. Постепенно авторское внимание переключается на компанию юношей и девушек. За ними наблюдает рассказчик. Он замечает внешнюю красоту молодых людей, которая излучает свободу, наполняющую их души. Сам рассказчик остается возле старухи Изергиль. Женщина не может понять, почему ее собеседник не пошел с веселой компанией. Постепенно между рассказчиком и старухой завязывается разговор.

Женщина рассказывает парню из чужого края местные легенды, вспоминает о своей жизни. Первая легенда посвящена Ларре – тени, которая бродит по бессарабским степям. Когда-то это был юноша – сын орла и женщины. Он вместе с матерью спустился с гор после смерти отца-орла. Парень считал себя выше людей, поэтому посмел убить девушку. За это его изгнали. Сначала Ларра наслаждался одиночеством, без зазрения совести похищал девушек и скот. Но одиночество начало «съедать» его. Ларра решил покончить с собой, но смерть не захотела освобождать его от мучений. Парень тысячи лет блуждал по степям, его тело и кости высохли, осталась лишь тень.

В первой части раскрывается проблема человека и общества. М. Горький показывает, что человек не может жить без любви, без поддержки других людей. Одинокое существование – лишь иллюзия счастья, которая очень быстро разбивается.

Во второй части старуха рассказывает о своей жизни и отношениях с мужчинами. Смысл жизни, по мнению героини, в любви. У Изергиль было много поклонников. Она умела отдаваться нежным чувствам без лишних раздумий. В молодости женщина жертвовала собой ради тех, кого любила. Ее же безжалостно предавали, использовали, однако ее душа продолжала излучать свет. Рассказ Изергиль подталкивает читателя к выводу: нельзя позволять своему покрываться каменной оболочкой, даже если его не раз разбивали.

Третья часть рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» – легенда о Данко, парне, который пожертвовал своим сердцем ради других людей. В ней автор продолжает тему конфликта человека и общества. Вот только Данко – полная противоположность Ларры. Данко – типичный романтический герой. Он отчужден от общества, в то же время его душа наполнена благородными порывами. Этого парня Старуха Изергиль ставит в пример слабому духом поколению рассказчика.

Смысл названия произведения следует искать в системе образов. Центром ее является именно старуха Изергиль. Важно также учитывать символическое значение имени женщины. Большинство исследователей считает, что имя «Изергиль» образовалось от древнескандинавского «иггдрасиль», означавшего ясень. Скандинавы считали это дерево основой мира, связывающим три царства: мертвых, богов и людей. Героиня рассказа тоже напоминает посредника между живыми и мертвыми, ведь хранит и передает мудрость, подаренную самой жизнью.

Идея произведения: прославление смелости, красоты и благородных порывов, осуждение пассивности и духовной слабости людей.

Основная мысль – человек не может быть счастливым без общества, в то же время он не должен гасить свой внутренний огонь, пытаясь соответствовать стереотипам.

Композиция

Особенности композиции позволяют автору раскрыть несколько тем. Произведение можно назвать рассказами в рассказе. Оно состоит из трех частей, которые обрамляются диалогом рассказика и старухи Изергиль. Первая и последняя части – легенды, а вторая – воспоминания старухи о молодости. Разговор пожилой женщины и рассказчика соединяет три разные по содержанию части.

Каждый рассказ имеет экспозицию, завязку, развитие событий и развязку. Поэтому для более глубокого понимания произведения «Старуха Изергиль» анализ сюжета каждой его части следует делать отдельно.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Старухи Изергиль».

Жанр

Жанр произведения – рассказ, ведь оно небольшого объема, а главную роль играет сюжетная линия старухи Изергиль. Также в рассказе есть две легенды (первая и третья части). Некоторые исследователи считают их притчами из-за ярко выраженной поучительной составляющей. Направление «Старухи Изергиль» – романтизм.

Жанровое своеобразие, система образов и сюжет определили характер художественных средств. Тропы помогаю приблизить рассказ к фольклору.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 11

    В каком году было написано произведение Максима Горького «Старуха Изергиль»?</h3>

    • <label>1894;</label>
    • <label>1895;</label>
    • <label>1897;</label>
    • <label>1899.</label>

(новая вкладка)

illjustracija-legenda-o-danko-staruha-izergil-hudozhnik-I-M-Toidze.jpg

Рассказ «Старуха Изергиль» — одно из самых известных произведений знаменитого русского писателя М. Горького.Смотрите: Все материалы по рассказу «Старуха Изергиль»

Проблемы и темы рассказа «Старуха Изергиль» Горького

«Социальная направленность творчества Горького — основная его черта, конфликт человека и общественных условий — основная его проблема, преодоление общественных условий во имя человека — основная его тенденция. …легенды и сказки — это противопоставление образов сильных, смелых и гордых — инертной, скучной и неприглядной обыденности, противопоставление реальной действительности — действительности идеализированной. Таковы — «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о соколе», «Хан и его сын». Образы даны здесь схематично отрешенными от жизненного наполнения подчеркиванием какой-то одной особо характерной для них черты. Сильный человек противопоставлен слабому, вольный — рабу, гордый — униженному. Желание, недостижимое в жизни, возводится здесь в идеальное бытие. В противовес бессилию своему в социальной действительности, рабству и постоянному принижению в ней — в легенде и сказке Горького человек становится вольным, сильным и гордым.»Таковы проблемы и темы рассказа «Старуха Изергиль» Максима Горького, проблематика произведения.Смотрите: Все материалы по рассказу «Старуха Изергиль»Используемые источники:

  • https://kakoy-smysl.ru/problematika/rasskaz-staruha-izergil-maksim-gorkij-problematika/
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/staruha-izergil/analiz-proizvedeniya-gorkogo.html
  • https://www.literaturus.ru/2016/07/problemy-temy-staruha-izergil-gorkij.html

  • Признаки русских народных сказок
  • Признаки сентиментализма в рассказе бедная лиза
  • Признаки русской народной сказки в сказке о мертвой царевне и семи богатырях
  • Признаки самой древней сказки
  • Признаки народной сказки 5 класс по литературе