Признаки рассказа в литературе

664 слова романтизм представляет собой направление в искусстве и литературе, которое появилось в конце 18 начале 19 столетия. именно

(664 слова) Романтизм представляет собой направление в искусстве и литературе, которое появилось в конце 18 — начале 19 столетия. Именно это направление проявило себя после классицизма и сентиментализма. Типичные представители направления «романтизм» всячески старались отобразить в своих произведениях не только национальное или социальное, но и индивидуальное своеобразие человека. Чтобы лучше разобраться в нем, рассмотрим все основные черты романтизма в литературе подробнее.

Основной признак данного литературного направления заключается в изображении исключительных персонажей в исключительных обстоятельствах. В романтизме, главным образом, используются яркие образы, которые раскрываются в не менее ярких обстоятельствах. С помощью них авторы пытались отразить высокое назначение человека и его великие возможности. Недаром возникновение романтизма называют эстетической революцией. Ведь в эпоху Просвещения идеалами считались наука и разум, долг и верная служба. Однако с наступлением эпохи романтизма идеалами стали творческие и эстетические начала. Главной ценностью человека стала эмоциональность, сопряженная с одаренностью и высокими интеллектуальными возможностями. Можно сказать, что романтизм является мироощущением, основанным на идеализации действительности и мечтательной созерцательности. Смыслом жизни человека в рамках этой философии стало стремление к идеалу, что породило романтическое двоемирие — противопоставление убогой реальности и мира мечты, ставшее главным конфликтов в романтических произведениях. Примеры основных черт романтизма можно найти в работах о своеобразии романтизма в поэме «Мцыри«, рассказе «Старуха Изергиль«, романе «Герой нашего времени«.

Направление романтизма появилось в Германии в восемнадцатом столетии. Затем оно начало постепенно распространяться в Западной Европе. К возникновению романтизма привёл кризис рационалистической системы Просвещения. Кроме того, в его возникновении большую роль сыграли немецкая классическая философия, а также события Великой французской революции. 

Главная черта романтизма заключается в необходимости выдвинуть на первый план культ индивидуальности, творчества, свободы, поклонения природе. Именно эти ценности являются основными. Представители романтизма в своих творениях воспевали чувство, природу и естественное начало в человеке. Личность противопоставлялась толпе и цивилизации.  Также существенной особенностью данного направления является стремление человека к свободе. В основе романтического мировосприятия лежит независимость личности от общества и государства. Внутренний мир человека становится важнее внешнего. Индивидуализм — вот философская основа романтизма.

Часто героями романтических произведений становились таинственные и сильные личности с непростой судьбой. Происходящие события находили отражение во внутреннем мире персонажа. Душу романтического героя зачастую мучали противоречия. Обычно представители романтизма создавали своих героев, используя приём антитезы. Так, персонаж выступал не только в качестве исключительной личности на фоне серой массы, но и в качестве беспомощного существа в руках судьбы. Из-за своей исключительности персонаж романтического произведения был одиноким. Ему не нравилась сложившаяся реальность, и он хотел убежать от неё. Именно свобода являлась его главной жизненной ценностью. Ради нее герой может пойти на все. О сущности романтического героя есть отдельное эссе.

Однажды немецкий философ Иммануил Кант определил основную категорию данного направления, которая заключается в возвышенном. При этом, по мнению известного философа, наслаждение возвышенным бывает двух типов: позитивное и негативное. Спокойное созерцание представляет собой позитивное наслаждение, а осмысление составляет негативное. 

Произведениям русского романтизма присущи мотивы одиночества и страдания. Яркими представителями данного литературного направления являются такие известные поэты, как Батюшков, Жуковский, Баратынский, Языков и так далее. Свою раннюю поэзию Александр Сергеевич Пушкин создавал в духе романтизма. Известное стихотворение поэта «К морю» ознаменовало переход от романтизма к реализму. Впоследствии автор подтрунивал над романтическими шаблонами и высмеивал их несостоятельность.

Также романтические произведения создавал и Михаил Юрьевич Лермонтов. Знаменитую поэму писателя «Мцыри» по праву считают образцом отечественного романтизма. В данном произведении автор обращает особое внимание на переживания и мысли главного героя. Лермонтов показал читателю необычного человека, оказавшегося в необычных обстоятельствах. Автор демонстрирует бунт романтического героя против окружающей действительности и своей неугодной судьбы. В образе Мцыри изображён довольно таинственный персонаж, что свойственно романтизму. Лермонтов почти ничего не говорит о внешности героя, но зато он подробно раскрывает его внутренний мир. Мцыри выступает в роли бунтаря, желающего добиться долгожданной свободы. Кроме этого, для романтизма характерно строгое разделение мира на две половины — белую и чёрную. По мнению Мцыри, жить можно только на воле. Он остаётся верным собственным убеждениям до конца. Главный герой погибает, когда возвращается в монастырь.

Таким образом, направление романтизма предполагает наличие двоемирия, состоящего из реальности и желанной иллюзии. Романтические герои создавали свой воображаемый мир, где они мысленно пребывали. Они рвались на свободу и теряли связи с окружающими, что делало их одинокими, гордыми и сильными. Благодаря романтизму произошло раскрепощение человеческого духа. Авторы обратили внимание на внутренний мир личности. Этим богатым инструментарием воспользовались впоследствии реалисты, которые еще более углубились в изучение природы человеческого духа.

Автор: Виктория Комарова

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

(2 мин)

Речевая разминка: (Слайд 1)

та – та – та – у нас дома чистота;

ты – ты – ты – сметану съели все коты;

ти – ти – ти – съели кашу всю почти:

тё – тё – тё – отложили мы шитьё;

то – то – то – стали мы играть в лото;

Ребята, сегодня мы с вами начинаем новый раздел «О любви и мужестве». Также будем знакомиться с рассказом«Верный и Малька».

Как вы понимаете слово «Мужество», а как вы понимаете слово любовь?

-Молодцы мне понравились ваши ответы.

ответы детей

Что или кого мы можем любить.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

4. Построение проекта выхода из затруднения

(20 мин)

-Правильно, ребята. С произведениями В. И. Белова мы с вами встречаемся впервые.

Белов Василий Иванович родился 23 октября 1932 года в селе Тимониха, Хабаровского района, Вологодской области. Это русский писатель. Родился в семье колхозников Белова Ивана Федоровича и Беловой Анфисы Ивановны. И был у них вторым сыном. Еще до школы читать его научил старший брат Юрий. С тех пор у писателя родилась неудержимая тяга к чтению самостоятельному. Когда началась Великая Отечественная война, Василий Белов учился во 2-м классе. Он был такого же возраста, как вы. Из воспоминаний детства ему больше всего запомнились постоянный голод и любовь к чтению.

У отца имелась небольшая библиотечка. Все книги из домашней библиотечки Вася изучил во время войны от корки до корки. Иногда специально растягивал удовольствие и читал книгу медленно, чтобы надолго хватило. Любимой книжкой была книга А.П.Гайдара «Дальние страны».

Он даже воровал книги с чердаков брошенных домов, которые были заколочены.Когда он вырос- Окончил литературный институт имени

М. Горького. Это один из наиболее ярких представителей деревенской прозы. В этом мы с вами убедимся после прочтения его рассказов .

Чтение первого рассказа

— Что можно сказать о характере Мальки?

— Как проявился характер Мальки?

— Как рассказчик относится к Мальке?

— Главная мысль рассказа В.И.Белова «Верный и Малька»

Определи название произведения. Объясни, как ты его прочитал.

«М про А ви Л ни Ь ла К сь А»

-Читаем по цепочке

-Определите жанр произведения. Обоснуйте свой ответ.

(На слайде)

Признаки рассказа:

  1. Повествование о реальных событиях.

  2. Небольшой объём.

  3. Немного действующих лиц.

  4. Описание одного эпизода.

-Куда и зачем бегала Малька через день?

-Какие чувства испытала Малька, оставшись без щенков?

-Какой увидел автор Мальку при встрече с ней?

-Найдем этот отрывок в тексте, зачитаем его. (“Однажды смотрю: по тропке из соседней заречной деревни бежит Малька. Одна-одинешенька….)

-Какое открытие сделал автор? Докажите это открытие словами из текста.

-Как нужно читать эти строки?

-Какие чувства испытал автор?

-Чему можно научиться у Мальки?

-Злая добрая надоедливая трусливая смелая заботливая

беспокойная упрямая мужественная любящая

— Малька — это такая злющая собачонка, что хуже уже некуда. Сама маленькая, ножки что спички и очень кривые, а злости больше, чем у тигра .

-В нем автор говорит нам что Малька была кривоногой собачкой. Ну что она была не породистая и не очень красивая собака ,но это не мешало ей любить своего щенка и не смотря ни на что, не на какие преграды и трудности, она умела заботиться о нем.

-Малька провинилась

— Мы прочитали рассказ, так как присутствуют признаки рассказа: повествовательность, небольшой объём, небольшое количество героев, описание одного сюжета

— Малька испытала чувства огорчения, печали, разочарования, тревоги, страха, отчаяния, волнения, любви, тоски

— Автор отметил, что Малька была очень озабочена, бежала деловито, торопясь, ни на что не оглядываясь

-Он открыл для себя то, что Малька очень хорошая мама

“Вот так, думаю, Малька! Верная оказалась мамаша.”

— Эти строки нужно читать с восхищением и уважением

— Автор испытал чувства восхищения, удивления, уважения, восторга, радости за Мальку

— У собаки Мальки можно научиться преданности, верности, смелости, упорству

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

6. Рефлексия деятельности

(4 мин)

-Мы познакомились с двумя рассказами о Мальке. Что можно сказать о характере Мальки, если прочитать только рассказ “Верный и Малька”?

— Что можете сказать о главной героине после знакомства с рассказом “Малька провинилась”?

— Всех матерей всегда отличали щедрость души, преданность, самопожертвование, любовь и великое терпение. Любовь матери к своему ребенку – это очень сильное чувство. Из-за своего ребенка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия. Не испугалась этих препятствий и маленькая, неказистая собачка, у которой оказалось доброе сердце, способное на глубокие высокие чувства. Прочитав рассказ Василия Белова, я думаю, вы станете добрее и лучше. Вы не будете “равнодушны ко всему живому — будь то синица, постучавшаяся в замороженное окно, одинокий пыльный кустик у дороги”, или собака, которая стремится покормить своего щенка, несмотря на трудности и преграды.

— Какой образ Мальки вам понравился больше, в рассказе “Верный и Малька” или “Малька провинилась”? (Учитель обращает внимание детей на рисунок № 1 и рисунок № 2)

-Обозначьте свой выбор, прикрепив сердечко к иллюстрации того рассказа, в котором Малька была для вас более симпатичной. (Учащиеся делают выбор и прикрепляют сердечко к выбранной иллюстрации)

-Молодцы, ребята, спасибо вам за старание! Урок окончен.

Малька была злой, надоедливой, беспокойной собачкой

Малька была доброй, любящей, мужественной собакой.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов действия.

Коммуникативные: Выражение своих мыслей достаточно полно.

Сможете найти в тексте литоту и отличить синтаксический параллелизм от инверсии? А надо бы, потому что на ЕГЭ по литературе это умение пригодится.

На нашем телеграм-канале мы уже сделали много материалов про ЕГЭ по другим предметам. Кстати, в группе можно выгодно подготовиться к какому-то из них. Сейчас же наша цель – рассказать, какие темы сочинений ЕГЭ по литературе в 2020 году и какую лирику (стихи) лучше начать читать заранее.

Во время тестирования учащемуся предложено выполнить 17 заданий на знание теории, произведений, начитанность и свое литературное мастерство. 

Для его успешного прохождения нужно хорошо разбираться в литературных жанрах, стилях, направлениях и средствах.

Первая часть тестирования – анализ литературных фрагментов. В задании 8 и 9 предлагают написать развернутый комментарий до 10 предложений.

Больше всего проблем вызывает вторая часть тестирования. Здесь нужно проявить все свое мастерство письменного выражения мыслей, а также четкой аргументации из литературы. Тут 6 заданий, среди которых – литературный анализ художественного произведения и развернутые ответы на вопросы и эссе по предложенной теме.

Сочинение оценивают по нескольким критериям: степень раскрытия темы, последовательность мысли, грамотность, владение терминологией и литературным материалом.

Далее представим вам основные темы ЕГЭ по литературе с базовыми произведениями, по которым могут встретиться вопросы.

Ниже – реальные и часто встречаемые темы сочинение на ЕГЭ по литературе, которые могут встретиться и в 2020 году:

«Слово о полку Игореве»

Почему «Слово о полку Игореве» иногда называют «воинской повестью» и в каких произведениях русской литературы 20 века можно найти черты такого жанра, как «воинская повесть»?

Можно ли назвать сон великого киевского князя вещим?

Какие нравственные вопросы решает автор «Слова о полку Игореве» в своём произведении?

В каких произведениях русской классики в качестве важнейшего средства поэтики использовались сны?

Как автор «Слова» относится к своему герою, и в каких произведениях русской литературы можно найти примеры неоднозначного авторского взгляда на героев или события?

Как в «Слове» соотносятся лирические и героические мотивы?

Почему автор «Слова…» называет своё произведение и «словом», и «повестью», и «песнью»?

Г. Р. Державин

В чем, по мысли Державина, заключается истинная награда поэтического таланта, и какие русские поэты разрабатывали эту же тему в своём творчестве?

Как понимает лирический герой стихотворения бессмертную славу поэта?

Какова основная мысль стихотворения Державина «Памятник»?

В.А. Жуковский

Почему в поэзии Жуковского часто звучит тема потустороннего мира, и какие русские поэты обращались к подобной тематике?

Какие черты устного народного творчества нашли отражение в балладе «Светлана»?

Какую интерпретацию получает традиционный балладный мотив судьбы в «Светлане»?

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Что можно сказать о системе воспитания в семье Простаковых?

В каких произведениях русских писателей отражены нравы дворян и что сближает эти произведения с пьесой Фонвизина

Почему Д.И. Фонвизин так много места в данном фрагменте уделяет рассуждениям о «великом государе» и какие русские писатели пытались создать образ идеального правителя на страницах своих произведений?

Почему имя фонвизинского Митрофанушки стало нарицательным?

Смешон или трагичен финал комедии «Недоросль»?

Почему комедию, обличающую крепостническую действительность, называют «комедией воспитания»?

Люди или нравы являются главным объектом осмеяния и обличения в комедии?

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Какие чувства испытывает Фамусов по отношению к Кузьме Петровичу?

Как, с вашей точки зрения, автор относится к Фамусову?

С какой целью Софья выдумывает и рассказывает свой сон?

Какую роль в комедии играет тема сплетен и в каких произведениях русской литературы боязнь «злых языков» влияла на поступки и судьбы героев?

Какова фамусовская формула жизненного успеха и какие герои русской классики близки Фамусову по своим взглядам на мир и человека?

В чем противоречивость образа Софьи и какие героини русской классической литературы схожи с ней?

Что мешает отнести Софью к «фамусовскому обществу?

Если Чацкий олицетворяет в комедии «век нынешний», то к какому «веку» следует отнести Софью?

В чём сходство и различие в отношении Чацкого и Софьи к фамусовскому обществу?

Является ли Чацкий романтическим героем?

В каких произведениях русской литературы развивается тема любовного соперничества и в чем их герои сопоставимы с персонажами грибоедовской комедии?

Видит ли автор в Чацком идеального героя?

Почему в комедии много внесценических и эпизодических персонажей?

Софья – главная виновница «мильона терзаний» Чацкого или ей достался свой «мильон терзаний»?

В чем смысл сопоставления образа Чацкого с образом Репетилова?

Почему нельзя безоговорочно согласиться с оценкой Молчалина Чацким («ума в нем только мало»)? В чем заключается ум Молчалина?

Почему Софья предпочитает незаметного Молчалина блистательному Чацкому?

Что определило любовный выбор Софьи Фамусовой?

Почему Чацкий не поверил Софье, когда она призналась, что ей нравится Молчалин?

Кто, по-вашему, Софья: единомышленница Чацкого или защитница фамусовского общества?

Что скрывается за фразой Гончарова «Чацкие живут и не переводятся в обществе»

Как вы понимаете слова: Чацкий – фигура универсально-типологическая?

Н. В. Гоголь «Ревизор»

В чем причина визита городничего к Хлестакову?

Почему в пьесе город назван условно (город N) и в каких произведениях русских классиков город становится предметом художественного изображения?

В каких произведениях русских писателей отображены нравы чиновников и что сближает эти произведения с пьесой Гоголя?

В чем главная причина временного воцарения Хлестакова в уездном городе?

Как в речи Осипа проявляется отношение к Хлестакову и в каких произведениях классической литературы созданы образы слуг, помогающие раскрытию авторского замысла?

Каково реальное состояние богоугодных заведений и как он характеризует городское начальство?

Как и в чем различные произведения русской классики перекликаются с гоголевским «Ревизором»?

В чем заключается символический смысл «немой сцены» в комедии?

Каковы главные особенности сатиры Гоголя и кто из русских писателей является продолжателем его традиций?

Н. В. Гоголь «Шинель»

К какому известному типу литературных героев можно отнести Акакия Акакиевича?

Почему судьба так жестоко обошлась с Акакием Акакиевичем после того, как он обрел свою мечту?

Каков, на ваш взгляд, психологический портрет «маленького человека» Гоголя?

Н.В. Гоголь «Мёртвые души»

Случайны ли смысловые ассоциации между капитаном Копейкиным и «рыцарем копейки» Чичиковым?

Почему Чичикову тик и не удалось разбогатеть?

Почему Гоголь помещает историю жизни Чичикова только в последнюю главу?

Можно ли считать Ноздрёва «мёртвой душой»?

Манилов – вредный или безвредный человек?

Почему Гоголь открывает галерею образов помещиков Маниловым и заканчивает Плюшкиным?

Зачем Гоголь включил в текст поэмы историю жизни «трудолюбивого хозяина» Плюшкина?

Почему автор в качестве главного героя решил «припрячь подлеца»?

Каков, на ваш взгляд, психологический портрет «маленького человека» Гоголя?

Какой «горизонт ожиданий» несет в себе название «Мертвые души»?

А. С. Пушкин

Что символизирует собой «печальная звезда» в стихотворении Пушкина «Редеет облаков летучая гряда…» и в каких произведениях русской литературы «звёздная» тема?

Какие воспоминания пробудили в поэте прекрасные таинственные картины природы? (по стихотворению «Редеет облаков летучая гряда…»)

Какие произведения русской лирики тематически перекликаются со стихотворением «Редеет облаков летучая гряда…»?

Как различные поэтические средства помогают выразит идею стихотворения «К Чаадаеву»?

В чем особенность вольнолюбивой лирики Пушкина и кто из русских поэтов раскрывает в своей лирике тему свободы?

Что дало основание В.Г. Белинскому назвать Пушкина «провозвестником человечности»? (На примере одного или нескольких произведений)

Что имеет в виду лирический герой стихотворения Пушкина «Поэт», когда призывает поэта «не дорожить любовию народной»

Кто из русских лириков обращался к теме высокого назначения поэта и в чем эти произведения созвучны пушкинскому «Поэту»?

Как в стихотворении «И.И. Пущину» передана мысль о бесценности подлинной дружбы?

Кто из русских писателей обращался в своём творчестве к теме дружбы и что сближает их произведения со стихотворением Пушкина?

Что давало основание современникам Пушкина считать его «певцом дружбы»?

На какие темы откликается поэт в стихотворении «Туча»?

Охарактеризуйте эмоциональный тон стихотворения «Туча»

Каков философский смысл стихотворения «Туча», и кто из русских поэтов следовал пушкинской традиции в изображении природы и человека?

В ст. «Разговор книгопродавца с поэтом» в лице двух антагонистов – пламенного романтика и трезвого, рассудительного книгопродавца – показано столкновение мечты и действительности, поэзии и прозы жизни. Почему в финале произведения поэт, не сдавая своих основных позиций, признает правоту своего оппонента?

Каковы ведущие темы или основные мотивы стихотворения «Зимняя дорога»?

В чем особенность восприятия мира и природы в пейзажной лирике Пушкина, и какие русские поэты обращались в своём творчестве к теме природы?

Согласны ли вы с мнением литературоведа Эткинда, что композиция стихотворения «Бесы» «симметрическая»?

Согласны ли вы с мнением Д.И. Писарева, что «Онегин – не что иное, как Митрофанушка Простаков, одетый и причесанный по столичной моде 1820 годов?

Кто больше заслуживает характеристики «великодушный государь»: Екатерина Вторая, простившая Гринёва, или Пугачев, пощадивший его?

Почему роман Пушкина, главным событием которого явилось Пугачёвское восстание, называется «Капитанская дочка»?

Какие признаки исторического произведения можно выделить в «Капитанской дочке» и какие русские писатели изображали в своих произведениях исторические события?

Почему скромная дочь капитана Миронова заняла столь значительное место в сюжете романа?

Почему автор «Евгения Онегина» стремился отобразить «низкую природу», жертвуя «высоким слогом»?

Что даёт основание автору считать Татьяну «милым идеалом»?

Почему Татьяна отвергла Онегина, несмотря на любовь к нему?

Как раскрывается внутренний мир Татьяны в сценах объяснения с Онегиным?

Почему автор так внезапно расстается с героем в конце романа?

Является ли одинокий и разочарованный Евгений Онегин романтическим героем?

Тоска Онегина – это дано моде или глубокое внутреннее переживание?

Докажите, что роман строится по принципу «зеркальной» (Лотман) композиции?

Почему две незаурядные личности – Онегин и Татьяна – не смогли обрести счастье в любви?

С какой целью Пушкин в 1825 году предварил первую главу романа стихотворением «Разговор книгопродавца с поэтом»?

Почему именно в финале 6-й главы романа звучит тема прощания автора с юностью, поэзией и романтизмом?

Почему ВГ. Белинский назвал роман Пушкина «энциклопедией русской жизни»?

М.Ю. Лермонтов

Как в лирике Лермонтова воплотился романтический идеал поэта?

Чем обусловлена грустная тональность лермонтовского «Монолога»?

Кто из русских поэтов обращался к теме личности и эпохи и в чем эти стихотворения сопоставимы со стихотворением Лермонтова «Монолог»?

Какие философские проблемы нашли отражение в стихотворении «Ангел»?

Каковы основные мотивы лирики Лермонтова и каких русских поэтов можно назвать продолжателями его традиций?

Как композиция и поэтические средства стихотворения «Нищий» помогают автору выразить главную поэтическую мысль?

В чем своеобразие романтического героя Лермонтова и кого из русских поэтов можно назвать его творческим преемником?

Как Лермонтов определяет свою главную художественную задачу в романе?

С какой целью Лермонтов нарушил хронологический порядок глав?

Каковы основные способы изображения характера героя в романе и кто из русских писателей 19 века продолжил эту традицию?

В каких произведениях русских писателей представлены противоречивые, мятущиеся герои и что их сближает с героем лермонтовского романа?

Почему автор постоянно меняет рассказчиков?

Почему роман состоит не из глав, а из отдельных законченных повестей?

Почему Печорина относят к типу «лишних людей»?

Какие качества Печорина раскрываются в сцене дуэли и герои каких произведений русской классики проходят испытание дуэлью?

Почему именно повесть «Фаталист» завершает роман?

Почему Максим Максимыч является рассказчиком лишь в первой главе?

Какие русские писатели испытывали своих героев дружбой? Чем эти герои близки Печорину? Как слова Печорина о дружбе объясняют его взаимоотношения с окружающими людьми?

В каких произведениях русской литературы 19 века герои разрешают конфликтную ситуацию дуэлью?

В чем, по-вашему, истинная причина взаимной неприязни Печорина и Грушницкого?

Какую роль дневниковые записи играют в композиции романа?

Согласны ли вы с мнением, что кулачный бой Кирибеевича и Калашникова является олицетворением борьбы между вседозволенностью «государственного» закона и нравственностью закона «частного» человека?

Купеческий сын в ситуации «бесчестья»: Степан Парамонович и Тихон Иванович («Гроза»)

В чем смысл эпиграфа к поэме «Мцыри» «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю»?

С какой целью Лермонтов в поэме «Мцыри» лишил главного героя личного имени?

Докажите, что одной из особенностей поэтики стихотворения «Валерик» является смешение жанров.

В чем оригинальность проблемы «война и человечество» у Лермонтова и в каких произведениях русской литературы его знаменитое философское раздумье по этому поводу получило дальнейшее развитие?

А. Н. Островский «Гроза»

Какой художественный образ ярче воплощает «жестокость нравов» города Калинова: Дикой или Кабанова?

Что сближает и что разнит Тихона и Бориса?

Что свидетельствует о недолговечности власти кабаних и диких?

Какую идейную нагрузку несут финальные сцены пьесы?

Почему нравы города Калинова Кулигин называет жестокими?

Можно ли назвать жестокие нравы города Калинова «домостроевскими»?

Кто из русских писателей обращался к изображению быта и нравов купечества?

Какие мотивы и образы русского фольклора нашли отражение в пьесе? Как они связаны с характеристикой главной героини, других персонажей пьесы?

Согласны ли вы с трактовкой образа Катерины, предложенной Добролюбовым?

Почему Кулигин называет себя «маленьким человеком» и в каких произведениях русской литературы раскрывается тема «маленького человека»?

Можно ли считать Тихона, Бориса и Варвару жертвами «тёмного царства»?

Пьеса «Гроза» — история трагической судьбы женщины или социально-политическая драма?

Чем вызван протест Катерины и в каких произведениях русской литературы 19 века изображаются герои-бунтари?

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Кто победил в идейной схватке между Кирсановым и Базаровым?

В чем, по Тургеневу, проявляется сложность диалога «отцов и детей» и в каких произведениях русской классики изображаются взаимоотношения поколений?

Почему у Базарова не нашлось других последователей, кроме Кукшиной и Ситникова?

Как воспринимают искусство, природу представители двух поколений в романе, и в каких произведениях русской литературы 19 века нашли идейные разногласия «отцов и детей»?

Что заставляет читателя усомниться в базаровском отрицании любви как высокого романтического чувства?

Есть ли, по мнению автора, в нигилизме Базарова положительные черты?

Как автор относится к нигилизму Базарова?

Зачем Базаров, знакомясь с Николаем Петровичем, произнёс свое имя на простонародный лад и как это связано с дальнейшей линией его поведения в романе?

В чем особенность психологизма Тургенева и кто из русских классиков близок ему по способам изображения личности героя?

А. Гончаров «Обломов»

Как сочетаются в характере И.И. Обломова «нравственное барство» и рабство?

Как вы понимаете явление «обломовщина»?

Какими причинами вызвано лежание героя?

Какую черту героя подчеркивает автор, окружая героя красивыми ширмами…

Почему Ольге Ильинской не удалось «воскресить» Обломова?

Можно ли утверждать, что, женившись на Пшеницыной, Обломов воплотил свой жизненный идеал?

Штольц так охарактеризовал Обломова: «Это хрустальная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе!» Согласны ли вы с мнением героя?

Какой смысл заключен в конфликтах, характерах романа: социальный и временный или непреходящий и общечеловеческий?

В чем своеобразие пары «Обломов – Захар»? Кто из русских писателей 19 века создавал пары «господин-слуга»?

Кто из героев русской классики близок Обломову и как можно объяснить их общность?

Почему активный и целеустремлённый Штольц дружит с апатичным Обломовым?

Почему своих посетителей бесцельно лежащий на диване Обломов называет «несчастными людьми»?

Особенности жанра и композиции романа «Обломов».

Л. Н. Толстой «Война и мир»

В чем неоднозначность характера Долохова и какие герои русской литературы проявляют качества характера, неожиданные для других персонажей и читателей?

Почему пребывание Пьера в плену — самое мучительное и трудное и одновременно самое счастливое время его жизни?

Как вы понимаете слова Толстого: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»?

Почему Пьер разочаровался в идеях масонства?

Почему Толстой избегает героизации образа Кутузова?

В чем причины антипатии Толстого к Наполеону?

Толстой утверждал: красоты и счастья нет там, где нет добра, простоты и правды. Как эта идея выражена в образе Наташи Ростовой?

Почему дуэль с Долоховым стала причиной произошедшего в сознании Пьера Безухова нравственного переворота?

Что сближает роман с произведениями русской классической литературы, в которых звучит тема бессмысленного, жестокого предрассудка – дуэли?

На какие два «полюса» можно разделить героев романа и по какому принципу? Каких героев нельзя отнести ни к одному ни к другому полюсу?

Объясните значение слова «война» и «мир» с точки зрения Толстого, которую он высказал, назвав именно так роман.

В каких произведениях русской классики звучит тема человека на войне и что сближает эти произведения с романом Толстого?

Согласны ли вы со словами Толстого, сказанными о Н. Ростовой: сущность её жизни – любовь»?

Почему милая, добрая, жертвенная Соня не является идеалом Толстого?

Можно ли сказать, что заглавие романа – это «компенсированное, нераскрытое содержание текста»?

По какому принципу герои Толстого делятся на «любимых» и «нелюбимых»?

Какую роль в судьбах своих детей сыграл старый князь Болконский?

Ф.М. Достоевский

Почему судьбы героев романа чаще всего складываются трагически?

Можно ли считать Лужина двойником Раскольникова?

Кто из героев романа и почему играет наиболее важную роль в опровержении идеи Раскольникова?

Какую роль в романе играет евангельский сюжет о воскрешении Лазаря?

Достоин ли Мармеладов сострадания?

Кто из героев романа не заслуживает, на ваш взгляд, авторского снисхождения?

Что хочет доказать Раскольников убийством старухи-процентщицы?

Какие детали постоянно повторяются при описании Петербурга? Какова их роль в создании образа города в романе?

Согласны ли вы с утверждением, что история Раскольникова – это история интеллекта, заблудившегося во мраке безверия»?

Н. А. Некрасов

Какие темы затронуты в стихотворении «Я не люблю иронии твоей»?

На каком противоречии строится лирический сюжет стихотворения «Я не люблю иронии твоей»?

В чем драматизм звучания любовной темы в стихотворении «Я не люблю иронии твоей»
и кто из русских поэтов близок к Некрасову в её решении?

Что является главной темой некрасовской «Несжатой полосы» и в каких произведениях русских писателей звучат подобные мотивы?

Чем объясняется карикатурность в изображении помещиков в поэме Некрасова?

Почему так трагична тема русского богатырства в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?

В чем своеобразие звучания «русского бунта» в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?

Что страшней для автора поэмы: помещичий деспотизм или добровольное холопство?

«Народ освобождён, но счастлив ли народ?» по поэме «Кому на Руси жить хорошо»?

Как вы понимаете смысл названия поэмы «Кому на Руси жить хорошо»?

Какой предстает жизнь крестьянина-труженика в стихотворении «Несжатая полоса»?

Что представляет главную тему некрасовской «Несжатой полосы» и какие произведения русских писателей созвучны некрасовскому стихотворению?

Как понимают счастье герои и автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо»?

В чем противоречивость изображения Некрасовым крестьянской Руси?

Какие события в жизни Матрены Тимофеевны предваряет «любимая» песня?

В каких произведениях русской классики в качестве важнейшего смыслового и сюжетно-композиционного компонента используются народные песни?

Как изображен Петербург в произведениях Некрасова?

А. А. Фет

К какой тематической разновидности лирики можно отнести стихотворение Фета «Я пришел к тебе с приветом…»?

Кто из русских поэтов обращался в своей лирике к сходным мотивам и в чем их произведения созвучны стихотворению Фета

Какой образ стихотворения «Одним толчком согнать ладью живую» символизирует ту красоту мира, которую «избранный поэт» стремится почувствовать, ощутить и, насладившись ею, воспроизвести?

Каково соотношение традиций и новаторства в концепции образа «избранного поэта» у Фета?

Как вы понимаете слова Толстого, отмечавшего «лирическую дерзость» Фета?

Как различные поэтические приемы помогают автору передать ведущее настроение стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон сад.»?

В чем особенность поэтического решения темы любви Фетом и в каких стихотворениях русских поэтов встречаются те же особенности?

В каких образах стихотворения «Заря прощается с землёю…» воплощены представления Фета о бесконечности бытия?

Ф. И. Тютчев

Какая тема в стихотворении «Silentium» является ведущей?

Каким настроением окрашено стихотворение «Silentium»?

Какая идея утверждается в стихотворении «Silentium»?

Какую философскую проблему пытается решить лирический герой в стихотворении «Silentium»?

В каких произведениях русских поэтов затрагивается проблема разрушительного влияния окружающей действительности на внутренний мир лирического героя?

Почему Тютчев стихотворении «Silentium» призывает к молчанию и какие русские поэты 19 века обращались к теме «невыразимого»?

Можно ли стихотворение «Есть в осени первоначальной» отнести к философской лирике?

Почему Тютчева называют поэтом-философом и какие русские поэты, изображая природу, пытались осмыслить вечные вопросы бытия?

Каким пафосом проникнуто стихотворение «О, как убийственно мы любим…»?

Каковы особенности композиции стихотворения «О, как убийственно мы любим…»?

Как вы понимаете слова Тютчева «О, как убийственно мы любим…» и в каких стихотворениях русских поэтов тема любви звучит трагически?

Почему многие стихотворения Тютчева, представляющие собой своеобразные «пейзажи в стихах», традиционно относят к философской лирике?

Почему поздний поэтический манифест «Природа – сфинкс,,,» звучит столь трагично?

В каких образах стихотворения «Еще майская ночь» воплощено представление лирического героя

М.Е. Салтыков-Щедрин

Почему так уродлив и карикатурен мир власть имущих в сатире Салтыкова – Щедрина? 

Какова тематика «Повести о том, как один мужик…» 

Каков смысл финала «Повести…», и в творчестве каких авторов нашли продолжение традиции щедринской сатиры? 

А. П. Чехов

Почему чеховский «Вишневый сад» называли пьесой-предупреждением?

Согласны ли вы с тем, что «Вишневый сад» — комедия?

Почему литературоведы до сих пор спорят, является ли пьеса «Вишневый сад» комедией?

Как, с вашей точки зрения, автор относится к Лопахину?

Что мешает Лопахина считать подлинным спасителем вишневого сада и кто из русских писателей изображал героев-предпринимателей?

Чем объясняется обилие «случайных» персонажей в пьесе?

Петя Трофимов называет себя «вечным студентом», безымянная баба-попутчица говорит о нём «облезлый барин». Как соотносятся между собой эти характеристики?

Что нового внёс Чехов в развитие русской усадебной культуры?

В чем смысл финального обобщающего сравнения героев рассказа «Дама с собачкой» с перелётными птицами?

Прокомментируйте содержание философских раздумий Гурова и объясните, какую роль они играют в дальнейшем развитии сюжета («…думал он о том, как, в сущности, если вдуматься, всё прекрасно на этом свете, все, кроме того, что мы сами мыслим и делаем, когда забываем о высших целях бытия, о своем человеческом достоинстве»).

В каких произведениях русской литературы любовь становится причиной переоценки героями всех жизненных ценностей?

Чем похожи все герои Чехова «Вишневый сад»? Почему Старцев превращается в Ионыча?

Можно ли согласиться с литературоведами, называющими произведение «Ионыч» романом?

О чем предупреждает Чехов в «Ионыче»?

И.Бунин

Как выражена авторская позиция в рассказе «Господин из Сан-Франциско»?

Каковы нравственные уроки рассказа «Господин из Сан-Франциско»?

В чем, по-вашему, трагедия главного героя рассказа «Господин из Сан-Франциско»?

В чем проявляется авторское отношение к господину из Сан-Франциско и пассажирам «Атлантиды»?

Что символизирует судьба господина из Сан-Франциско и кто из писателей 20 века обращался к теме «сытых»?

Почему любовь в рассказах Бунина чаще всего трагическое чувство?

Понятие «бунинские женщины» предполагает наличие у героинь определенных типологических черт (особая одухотворенность, загадочность, самобытность…). Можно ли отнести к этому типу героиню «Чистого понедельника»?

А.А. Блок

Из каких созвучий складывается «музыка революции « в поэме «Двенадцать»

Какова роль числа 12 в символике поэмы?

С какой целью Блок даёт одному из красноармейцев имя апостола Петра?

Что даёт основание отнести стихотворение «На поле Куликовом» к философской лирике?

Кто из русских поэтов обращался к теме русской истории и в чем их стихотворения сопоставимы со стих. «На поле Куликовом»?

Каковы характерные особенности поэтики Блока?

Что для Блока является главным в характеристике Руси и в каких произведениях русских поэтов звучит тема России?

Что определяет драматизм звучания стихов Блока о России?

В чем смысл отождествления Руси с образом женщины («О Русь моя! Жена моя!») ?

Воспел или отпел пролетарскую революцию Блок?

В чем сходство и в чем различие образа Родины в лирике Блока и Есенина?

Расскажите об основных и любимы приёмах, которые употреблял Блок в своих произведениях.

Как изобразительно-выразительные средства позволили Блоку в стихотворении «О доблестях, о подвиге, о славе…» отразить духовную опустошенность лирического героя, его усталость от жизни?

Какими вам видятся основные мысли и чувства лирического героя ст. «Ветер принес издалёка…»?

М.Горький

В чем смысл противопоставления гордость и гордыня в рассказе Горького «Старуха Изергиль»?

О чем заставляет задуматься история «сына орла» в рассказе «Старуха Изергиль» и каким героям литературы было присуще чувство превосходства над другими?

В чем, на ваш взгляд, заключается конфликт Ларры с племенем людей?

Можно ли считать, что повествователь – «единственный реалистический образ в ранних романтических рассказах Горького». (По рассказу «Старуха Изергиль»)

Кто из русских писателей 19 века обращался к теме противостояния героя и общества и в чем проявилось это противостояние?

Что привнёс в жизнь Актёра и других ночлежников странник Лука?

В каких произведениях русских писателей звучит тема духовного оскудения личности и в чем эти произведения можно сравнить с пьесой Горького?

Чем близки жизненные позиции Сатина и Луки и в каких произведениях русской литературы 19 в. герои ведут философские споры?

Почему спор о лжи и правде был актуален для творчества Горького и в каких произведениях русской литературы раскрывается та же проблема?

Каким образом повлияли на судьбы ночлежников проповеди странника Луки?

В чем смысл сопоставления жизненных позиций Луки, Сатина и Бубнова в пьесе?

Какими героями представлены обитатели дна в пьесе?

Почему столь трагичен финал драмы?

Почему к финалу драмы сближаются жизненные позиции столь далёких друг от друга героев, как Лука и Сатин? //

Чтосближает жизненные философии Луки и Сатина // Почему Сатин защищает Луку в споре с ночлежниками?

Сатин-герой – идеолог или герой –резонёр?

Кому из литературных предшественников Горького был свойственен социальный критинизм по отношению к действительности?

Что в характере и поведении Ларры было настолько отвратительно, что племя изгнало его?

Каково авторское отношение к Данко?

В чем, по — вашему, героизм Данко и в каких героях русской литературы воплощено активное преобразующее начало?

Почему Горький сделал «босяка» главным героем своих произведений?

В чем, по-вашему, смысл высказывания Сатина «Человек – вот правда!»

Чем особенно отвратителен автору мир Костылёвых?

В. Маяковский

В чем своеобразие взгляда Маяковского на сущность поэзии и назначение поэта?

Какие жизненные явления представляют наибольший интерес для Маяковского-сатирика и почему?

Какие характерные особенности присущи поэтике раннего Маяковского?

Почему чувства и переживания лирического героя ранних произведений Маяковского всегда драматичны?

В чем проявляется внутренняя двойственность лирического героя раннего творчества Маяковского и в каких произведениях русских поэтов мы встречаем схожий тип героя?

Можно ли утверждать, что поэзии Маяковского чужда философская проблематика?

Что определяет драму лирического героя в ранних произведениях Маяковского?

Какие различные поэтические приёмы помогают автору передать главную мысль стихотворения «Послушайте!»

В каких произведениях отечественной лирики звучит звездная тема и в чем она близка тематике стихотворения «Послушайте!»

В чем своеобразие любовной лирики Маяковского?

Почему герою стихотворения «Послушайте!» так важно избавить человечество от беззвездной муки» Как различные поэтические приёмы помогают создать образ лирического героя в стихотворении «Лиличка!»?

С. Есенин

В чем секрет музыкальности и эмоциональной выразительности есенинского стихотворения «Клён ты мой опавший»?

Кто из русских поэтов обращался к теме общности человека и природы и в чем их произведения созвучны стихотворению Есенина?

Как вы понимаете слова Н.Тихонова: «Есенин – это вечное»?

Какие различные поэтические приёмы помогают выразить пафос стихотворения «Песнь о собаке»?

Как в стихотворении «Песнь о собаке» рассматривается проблема взаимоотношения человека и природы и в каких произведениях русских поэтов звучат схожие мотивы?

С помощью каких художественных средств С.Есенин раскрывает перед нами мир природы в Спит ковыль. Равнина дорогая…»?

В каких образах стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная!» воплощены представления поэта о Родине и какие особенности лирики Есенина позволяют называть его «поэтом истинно русским»?

Какими чувствами наполнено стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная!» и каким русским поэтам удалось создать в своих произведениях образ России – Руси?

М. Цветаева

Что символизирует в стихотворении М. Цветаевой «Тоска по родине! Давно…» куст рябины, и у кого из поэтов серебряного века звучит ностальгическая тема?

Какова проблематика стихотворения «Тоска по родине! Давно…»?

Почему так трагичен внутренний облик лирической героини Марины Цветаевой?

В чем, по-вашему, особенность мироощущений лирической героини Цветаевой?

Кто из русских писателей обращался к теме родины и в чем их произведения созвучны стихотворению Цветаевой «Родина»?

В чем особенность эмоционального строя стихотворения «Тоска по родине! Давно…»?

Почему так трагически одинока лирическая героиня Цветаевой?

В каких произведениях 19 века лирические герои так же остро ощущают своё родство с морской стихией и в чем новизна этого мотива у Цветаевой?

А.А. Ахматова

Как вы понимаете слова Ахматовой «Я научила женщин говорить»?

Почему стихотворение «Песня последней встречи» литературоведы называют «рассказом в стихах»?

У каких известных вам поэтов есть подобные «рассказы в стихах» о любви?

Каким настроением пронизано стихотворение «Песня последней встречи»?

В чем смысл финальной строфы стихотворения «Песня последней встречи»?

На примере стихотворения «Песня последней встречи»? докажите справедливость утверждения Чуковского: Ахматова «первая обнаружила, что быть нелюбимой поэтично».

Стихотворения Ахматовой часто называют лирикой обманутой женской любви. В каких произведениях русской поэзии звучит мужской вариант темы «последней встречи» и в чем его отличие от «женской» версии Ахматовой?

Каким предстает внутренний облик лирической героини в стихотворении «Мне голос был…»

Кто из русских поэтов обращался в своём творчестве к патриотической теме и что сближает их произведения со стихотворением «Мне голос был…»

Как развивается тема материнского страдания в поэме «Реквием» (заупокойное католическое богослужение)?

Почему Ахматова выбрала для своей поэмы название «Реквием»?

В чем своеобразие звучания патриотической темы в лирике Ахматовой?

Почему Ахматову называют «Ярославной 20 века?»

Б. Пастернак

Какие художественные образы стихотворений Пастернака вам кажутся необычными и какие русские поэты 20 века стремились к обновлению поэтических форм?

Какой смысл вложил поэт в заключительные строки» стихотворения «Быть знаменитым некрасиво…»

Кто из русских поэтов обращался к теме творчества и в чем их произведения созвучны стихотворению Пастернака «Быть знаменитым некрасиво…»?

Как развивается лирический сюжет стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать…?

Перечислите основные темы лирического высказывания в стихотворении «Февраль. Достать чернил и плакать…?

Кто из русских поэтов близок Пастернаку в его видении окружающего мира и почему?

Каков смысл центральных символов стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать…?

Какое место занимает «Гамлет» в «Стихотворениях Юрия Живаго» и почему?

Почему стихотворение называется «Гамлет» и какие русские писатели в своих произведениях обращались к «вечным образам» мировой литературы?

В каких еще произведениях русской лирики звучит мотив жертвенности судеб русских поэтов и в чем оригинальность творческой позиции Пастернака?

Какие параллели можно провести между образом Гамлета и образом лирического героя стихотворения Пастернака?

В чем видит Пастернак трагедию лирического героя?

М. Шолохов

Почему автор отказывается от героизации образа Андрея Соколова?

Какой смысл заключен в названии рассказа «Судьба человека»?

Что даёт основание считать поступок героя «Судьбы человека» подвигом?

В каких произведениях русских писателей отображены русские характеры и что сближает их с «Судьбой человека»?

В каких произведениях русской классики нашла отражение тема «отцов и детей» и в чем эти произведения перекликаются шолоховским «Тихим Доном»?

Почему роман «Тихий Дон» начинается и заканчивается описанием дома Мелеховых и в каких произведениях русской классики показывается история семьи?

В чем проявляется гуманизм «жестокой прозы Шолохова»? («Тихий Дон», «Поднятая целина»).

Какова главная функция описаний природы в романе «Тихий Дон».?

В каких литературных произведениях судьбы героев развиваются на фоне масштабных исторических событий, продолжателем каких традиций русской литературы выступил Шолохов, создав роман-эпопею?

Почему принимая воинскую присягу, Григорий Мелехов думает не о воинском долге, а о семье и какое развитие получает эта тема в романе?

Сопоставьте «Тихий Дон» с произведениями русской классической литературы, в которых соотносятся темы семьи и служения Отечеству.

Здесь рассмотрим сопоставление тем прозы к лирике для ЕГЭ по литературе.

Тема назначения поэта. Тема поэта и поэзии: Державин «Памятник», Пушкин «Поэт», «Разговор  книгопродавца  с  поэтом», «Я  памятник  себе  воздвиг  нерукотворный…», Лермонтов «Пророк», Некрасов «Поэт и Гражданин», Блок «Поэты», Ахматова «Мне ни к чему одические рати», Пастернак «Быть знаменитым некрасиво», Маяковский «Нате», Бунин «В горах». Тема дружбы Твардовский «Когда идёшь путём колонн…», Пушкин «Пущину», «К Чаадаеву», Лермонтов «Один, среди людского шума», «К другу» Тема любви Блок «Вхожу я в темные храмы…», Маяковский «Лиличка!», Пастернак «Любить иных – тяжелый крест…», Пушкин «Я помню чудное мгновенье», Лермонтов «Нищий», Фет «шепот, робкое дыханье…», Симонов «Жди меня». Тема связи человека и природы Есенин «Клён ты мой опавший», «Песнь о собаке», Вашненкин «Зимний лес! От края и до края», Заболоцкий «Сентябрь», Пушкин «Анчар», Лермонтов «Тучи» Тема моря Лермонтов «Парус», Пушкин «К морю», Фет «Море и звезды» Тема неба Лермонтов «Небо и звёзды» ,«К другу», Тютчев «Люблю грозу в начале мая», Мандельштам «Я вижу каменное небо» Тема звёзд Фет «Море и звезды», Маяковский «Послушайте», Лермонтов «Небо и звёзды» Тема зимы Вашненкин «Зимний лес! От края и до края», Фет «На пажитях немых люблю в мороз трескучий…», Пастенак «Февраль. Достать чернил и плакать», «Зимняя ночь». Тема весны Мандельштам «На меня нацелилась груша да черёмуха»,  Тютчев «Люблю грозу в начале мая», Жуковский «Весеннее чувство», Фет «Ещё майская ночь…» Тема лета Пастернак «Июль», «Летний день», Жуковский «Летний вечер», Гумилев «Лето» Тема осени Заболоцкий «Сентябрь», Тютчев «Есть в осени первоначальной», Пушкин «Осень», «Унылая пора, очей очарованье», «Осеннее утро». Тема столкновения мечты и реальности Пушкин «К морю», Лермонтов «Из под таинственной, холодной полумаски», «Узник», Блок «Незнакомка», «Возмездие». Тема быстротечности жизни (жизни и смерти) Пушкин «Пора, мой друг, пора…», Есенин «Мы теперь уходим понемногу», «Не жалею, не зову, не плачу…», Лермонтов «Выхожу один я на дорогу», «Смерть» Патриотическая тема Блок «Россия», «Русь»,  Ахматова «Мне голос был. Он звал утешно…», Цветаева «Родина», Рубцов «Ночь на Родине», Симонов «Родина», Казакова «Любить Россию нелегко», Тютчев «Умом Россию не понять», Ахматова «Мужество». Военная тема Твардовский «Когда идёшь путём колонн…», Визбор «Военные фотографии», Симонов «Жди меня», Лермонтов «Бородино», Ахматова «Мужество» Тема матери Твардовский «Памяти матери», Есенин «Письмо матери», Некрасов «Мать», Цветаева «Маме». Тема смысла жизни (философская тема) Есенин «Не жалею, не зову, не плачу…», Блок «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека…», «О, я хочу безумно жить», Лермонтов «Выхожу один я на дорогу», Пушкин «Памятник» Тема истории Блок «На поле Куликовом», Кузнецов «Знамя с Куликова», Пушкин «Песнь о Вещем Олеге», Лермонтов «Бородино» Тема одиночества, героя одиночки Пастернак «Гамлет», Лермонтов «Тучи», «Парус», Тютчев «Одиночество», Пушкин «Осеннее утро» Тема своего поколения Блок «Рожденные в года глухие…», Лермонтов «Дума», Пушкин «Вновь я посетил..» Тема разлуки Ахматова «Я научилась просто, мудро жить», «Сжала руки под тёмной вуалью», Пушкин «Я вас любил. Любовь ещё, быть может…», Лермонтов «Расстались мы. Но твой портрет…», Некрасов «О, письма женщины, нам милой…», Блок «О доблестях, о подвигах, о славе…»

Если на экзамене вдруг попалось произведение, которое вы по каким-то причинам не прочитали, не опускайте руки. Есть несколько хитростей при подготовке к тестированию:

В последнем задании по использованию цитат вовсе не обязательно читать весь шедевр. Просто найдите в интернете и выучите цитаты хотя бы по нескольким для ЕГЭ по литературе по темам. Это может принести несколько дополнительных баллов.

Если читать и слушать – вообще не вариант, найдите фильмы, снятые по классическим произведениям. Но не в иностранной интерпретации: там может быть слишком много расхождений, а иногда – и совсем другая концовка.

А тем, кто все же хочет по максимуму подготовиться к тестированию, советуем почитать:

И, конечно же, обращайтесь за помощью в студенческий сервис, специалисты которого сделают все, чтобы помочь вам преодолеть вам все трудности и при поступлении, и в дальнейшей учебе.

Инфоурок

Родная литература
ПрезентацииПрезентация по родной литературе на тему «Н.П.Вагнер «Христова детка»

Н.П.Вагнер «Христова детка»

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Н.П.Вагнер «Христова детка»

    Описание слайда:

    Н.П.Вагнер «Христова детка»

  • 2 слайд

    Николай Петрович Вагнер (1829-1907)Никола́й Петро́вич Ва́гнер — русский зооло

    Описание слайда:

    Николай Петрович Вагнер (1829-1907)
    Никола́й Петро́вич Ва́гнер — русский зоолог, известный писатель и спирит. Действительный статский советник (1876).Николай Вагнер родился 18 (30) июля 1829 года в дворянской семье.
    Детство Вагнер провёл на Урале, где работал врачом его отец, Пётр Иванович Вагнер. С 1840 года, когда отец был утверждён профессором минералогии, геологии и сравнительной анатомии Казанского университета, жил в Казани. В 1845 году Вагнер поступил на отделение естественных наук физико-математического факультета Императорского Казанского университета, которое окончил в 1849 году со степенью кандидата с золотой медалью за сочинение «О лучших характерных признаках для классификации насекомых». С 1848 года начал печататься: в журнале «Русская иллюстрация» вышли его научно-популярные статьи на зоологические темы: «Жуки атехви» и «Жуки могильщики».

  • 3 слайд

    Святочные рассказы-это литературный жанр, относящийся к категории календарной

    Описание слайда:

    Святочные рассказы-это литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы.

  • 4 слайд

    Характерные черты святочного рассказа:Герои оказываются в состоянии духовного

    Описание слайда:

    Характерные черты святочного рассказа:
    Герои оказываются в состоянии духовного или материального кризиса, для разрешения которого требуется чудо.
    В структуру входит элемент фантастики.
    Рассказ имеет всегда светлый, радостный финал, в котором добро побеждает зло.
    Приуроченность к Рождеству (действие происходит в канун праздника).
    Главные герои в основном дети, попавшие в тяжелое положение, столкнувшись с равнодушием и безразличием окружающих
    Нравственная, христианская проблематика.
    Мораль и назидательность ( проповедь человечности, добра и любви)

  • 5 слайд

    Мотив "божественного дитя" явно прослеживается в рассказе Н.П.Вагнера "Христо

    Описание слайда:

    Мотив «божественного дитя» явно прослеживается в рассказе Н.П.Вагнера «Христова детка» (1888). Подкидыш, найденный и спасенный, этот младенец в канун Рождества символизирует идею любви и милосердия. Рождественский рассказ содержит в себе моменты, роднящие его со святочной традицией. Это роль сверхъестественного, чуда, которое происходит на Рождество — второй мотив рождественских (святочных) рассказов.

  • 6 слайд

    Обсуждение рассказа:О чем? Кто является героями? Какова тема и идея рассказа?

    Описание слайда:

    Обсуждение рассказа:
    О чем?
    Кто является героями?
    Какова тема и идея рассказа?
    В чем его проблематика?

  • 7 слайд

    Образ божественного ребенкаПодобный образ, довольно распространенный во многи

    Описание слайда:

    Образ божественного ребенка
    Подобный образ, довольно распространенный во многих куль­турах, К. Г. Юнг причислил к архетипическим, а значит, всеобщим, свойственным человеческому сознанию вообще, независимо от культуры, воспитания, статуса, возраста. «Мотив младенца пред­ставляет предсознательный, младенческий аспект коллективной души». Это означает, что образ не является слепком с автобио­графического периода детства индивида, или отражает характер древней истории того или иного народа. Сознание приспособило идею божественного происхождения будущего властителя для обо­снования божественных корней своего племени, так как далекое героическое прошлое социума отлично воплощается в символах детства и юности прародителя.

  • 8 слайд

    Самостоятельная работа:Напишите самостоятельный отзыв на рассказ "Христова де

    Описание слайда:

    Самостоятельная работа:
    Напишите самостоятельный отзыв на рассказ «Христова детка». Проанализируйте положительные и отрицательные моменты, оцените поступки и поведение героев, удивительное, возмутительное и т.д.

  • 9 слайд

    Домашнее задание:Прочитать рассказ Павла Засодимского «В метель и вьюгу».

    Описание слайда:

    Домашнее задание:
    Прочитать рассказ Павла Засодимского «В метель и вьюгу».

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Признаки рассказа в литературе

  • Сейчас обучается 937 человек из 79 регионов

Признаки рассказа в литературе

  • Сейчас обучается 835 человек из 81 региона

Признаки рассказа в литературе

  • Сейчас обучается 1008 человек из 81 региона

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Төрөөбүт литература (Родная литература) (в 2 частях)», Гоголева М.Т., Захарова Г.А., Осипова М.В.

Похожие материалы

  • Урок+ тест по произведению Николая Дмитриевича Телешова «Белая цапля»

  • Презентация. Әҙәби уҡыу. Дуҫлыҡ менән шаярмайҙар. 2 класс

  • Әҙәби уҡыу. Айһылыу Йәғәфәрова. Дуҫлыҡ менән шаярмайҙар. 2 класс.

  • Презентация к технологической карте по теме «Ак торна» А.Дусайлы

  • Технологическая карта по татарской литературе «Ак торна» А.Дусайлы

  • Презентация к уроку по статье И.С. Тургенева «Гамлет и Дон-Кихот»

  • Урок родной (ненецкой) литературы 2 класс. Вадако «Пыря табековна».

  • Әҙәби уҡыу. Бойзай бортого.

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5437095 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Основы религиозных культур и светской этики: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»

  • Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: Теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»

Скорее всего, постмодернизм берет начало от стремления бороться за мир на Земле и за отсутствие дискриминации. Он отрицает идеи эпохи Просвещения, реализма и модернизма. Если автор-модернист ищет смысл в меняющемся мире, то постмодернист считает, что окружающая действительность абсурдна и смысла не имеет.

Постмодернизм в литературе имеет множество особенностей. О них – в этой статье.

Характерные черты постмодернизма в литературе

Точного определения у постмодернизма нет, поскольку у этого направления отсутствуют четкие критерии и оно весьма многогранно. Некоторые исследователи даже считают спорным вопросом, существует ли он сейчас. Некоторые придумали термин «постпостмодернизм», но это уже отдельная тема. Здесь речь пойдет о том, как понимает постмодернизм большинство литераторов.

Филологам удалось выделить характерные черты постмодернизма:

  • присутствие иронии, черного юмора, фрагментарности;
  • автор не ищет смысла, его романы – пародия на эти поиски;
  • неструктурированность, конструктивизм;
  • человек и мир вокруг него воспринимается как текст;
  • «отсутствие» Творца;
  • преуменьшение таланта перед случайностью.
  • размытие границ, комбинация тем и жанров.

литературный постмодернизм

    Излюбленные темы и приемы постмодернистов

    Несмотря на различия в области постмодернизма, у авторов существует ряд одинаковых тем и приемов.

    Ирония и черный юмор

    Многие постмодернистские произведения имеют пародийный и ироничный характер. «Черными юмористами» авторов такой литературы называют потому, что они поднимают серьезные темы, но с юмором и некой игрой.

    Интертекстуальность

    Этот термин понимается как неизолированный характер творения писателя. То есть, произведение может ссылаться на другой текст, иметь его стилистику, сравниваться с ним. Например, авторы упоминают сказки и мифы, популярные жанры (научная фантастика, детектив и пр.).

    Пастиш

    Этот прием может иметь пародийный характер. Например, в отношении классицизма и других стилей прошлого. Также для пастиша характерна комбинация различных жанров и композиционных приемов. Весьма примечателен «метод нарезок» Берроуза: читатель сам может расположить страницы в любом порядке, и в зависимости от того, как он это сделает, произведение будет иметь разный смысл.

    Метапроза

    В литературе постмодерна акцент делается не на содержание текста, а на процесс его разворачивания. Писатель исследует природу самого текста и пишет о нем текст. Искусственность и вымысел очевидны. Среднестатистическому читателю ясно, что автор либо хочет сделать неожиданный переход, либо держать эмоциональную дистанцию между героями или с читателем, либо просто прокомментировать повествование.

    Отдельно стоит упомянуть историографическую метапрозу. Здесь за основу берутся случившиеся в реальности происшествия, а персоналии писатель изменяет.

    Среди типов метапрозы выделяется пойоменон. Книга, написанная в таком поджанре, является произведением о написании этой книги.

    Максимализм и минимализм

    Максимализм идеально передает постмодернистскую чувствительность. Например, пародийное произведение пародирует саму идею пародии.

    Минимализм имеет поверхностный характер. Здесь не раскрываются в полной мере мысли и чувства персонажа. Дана лишь описательная информация. Автор-минималист скуп в художественных средствах и немногословен: он смог бы поучаствовать в литературном конкурсе, условия которого – лимит в 2000 знаков с пробелами. Любители минимализма нередко смеются, когда наблюдают в произведении детализацию чего-либо и обилие прилагательных.

    Фабуляция

    Это тот случай, когда вымысел перемешивается с реальностью. Нет традиционной структуры романа, а роль рассказчика отходит на второй план. И, конечно, в общий реализм включаются эпизоды, связанные с магией и другими фантастическими деталями.

    Временное искажение

    Писатель применяет фрагментацию, а его повествование имеет нелинейный характер. Часто прием «искажение времени» используется для создания в произведении иронического эффекта.

    Магический реализм

    Этот прием объединяет в себе многие вышеперечисленные приемы. Здесь происходит не только сопоставление реальности и фантастики, но и создание временных сдвигов, запутанных повествований и сюжетов. Упоминаемые в книге предметы часто имеют воображаемый и нелепый характер, как будто человеку эти предметы снятся.

    Технокультура и гиперреальность

    Здесь литературный постмодернизм имеет сочетание иронии и пастиша. Ведь гиперреальность описывает симуляцию реальности и неспособность человеческого сознания отличить действительность от плодов богатого воображения. Гиперреальность связана с технологически развитыми странами и представляет собой виртуальную реальность.

    Паранойя

    «Хаос – путь к порядку» – вот девиз постмодернистов-«параноиков». По этому приему очень часто можно определить, что произведение имеет постмодернистский характер. Никакой системы, никакой структуры – в общем, поиски порядка не имеют смысла и абсурдны.

    Фрагментация

    Элементы произведения разбиты на фрагменты и хаотично расположены во всей книге. То есть, делается акцент на хаос: Вселенная имеет необоснованный и неупорядоченный характер. При этом фрагментация характерна не только для сюжета, но и для структуры предложений, грамматики и пр.

    Самые значимые произведения

    литература постмодерна

    Расцвет постмодернизма приходится на 60-80-е годы ХХ века. Самые яркие представители этого направления – Уильям Берроуз, Джозеф Хеллер, Филип Дик, Курт Воннегут.

    Например, американский писатель Филип Дик написал книгу «Человек в высоком замке». Жанр произведения – альтернативная история, одно из направлений фантастики. А в пацифистском романе Джозефа Хеллера «Поправка-22» иронизируется бюрократия на фоне военных событий.

    В постмодернизме преуспели не только западные авторы. Например, книга «Хроники заводной птицы» японского писателя Харуки Мураками полна мистики. Русская литература также полна величайших авторов-постмодернистов. Достаточно вспомнить «Бледное пламя» Владимира Набокова. Название этой книги взято из Пьесы Уильяма Шекспира «Жизнь Тимона Афинского», а языковая ткань весьма специфична.

    Влияние реализма

    Хотя для постмодерна характерно отрицание идей реализма, реализм оказал влияние на творчество писателей этого направления.

    Например, постмодернисты активно трансформируют наследие Федора Достоевского, опираясь на свои мировоззренческие и эстетические установки. Современные авторы разнонаправленно воспринимают личность и творчество великого писателя в контексте мировой литературы. Хотя постмодернисты интерпретируют, перекодируют и деконструируют значительную часть русской культуры и литературы позапрошлого века, идеи, образы, мотивы его творчества все равно неизменно рассматриваются.

  • Признаки и особенности народной сказки 3 класс
  • Признаки литературной и народной сказки спящая царевна
  • Признаки волшебной сказки финист ясный сокол
  • Признаки волшебной сказки третий класс
  • Признаки волшебной сказки спящая царевна жуковский