Признаки народной сказки в сказке шварца два брата

Русские народные сказки: виды, принципы рассказывания слово сказка известна с xvii века. до этого времени употребляли термин байка или басень,

Русские народные сказки: виды, принципы рассказывания

Слово «сказка» известна с XVII века. До этого времени употребляли термин «байка» или «басень», от слова «баять», «рассказывать». Впервые это слово было употреблено в грамоте воеводы Всеволодского, где осуждались люди, которые «сказки сказывают небывалые». Но ученые полагают, что в народе слово «сказка» употреблялось и раньше. Талантливые сказочники в народе были всегда, но о большинстве их них не осталось никаких сведений. Однако уже в 19 веке появились люди, которые поставили своей целью собрать и систематизировать устное народное творчество.

Ярким собирателем был А.Н.Афанасьев. С 1857 -1862 годы им создаются уже сборники русских народных сказок.

Сказка


повествовательное
произведение
устного народного творчества о вымышленных событиях

Русская народная сказка

— это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность («сказка ложь, да в ней намек»).

Русская сказка — один из самых популярных и любимых жанров фольклора, в ней занимательный сюжет, удивительные герои, присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.

2. Классификация сказок. Характерные черты каждого вида

На сегодняшний день принята следующая классификация русских народных сказок:

1. Сказки о животных;

2. Волшебные сказки;

3. Бытовые сказки.

Рассмотрим подробнее каждый из видов.

Сказки о животных

Народная поэзия обнимала целый мир, ее объектом стал не только человек, но также и все живое на планете. Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, но, в то же время, фиксирует и характеризует повадки, «образ жизни» и т.д.

Человек издавна чувствовал родство с природой, он действительно был ее частицей, борясь с нею, искал у нее защиты, сочувствуя и понимая. Очевиден и позднее привнесенный басенный, притчевый смысл многих сказок о животных.

Сказки отличаются от поверий — в последних, большую роль играет вымысел, связанный с язычеством. Волк в поверьях мудр и хитёр, медведь страшен. Сказка же теряет зависимость от язычества, становится насмешкой над животными. Мифология в ней переходит в искусство. Сказка преображается в своеобразную художественную шутку — критику тех существ, которые подразумеваются под животными. Отсюда — близость подобных сказок к басням («Лиса и журавль», «Звери в яме»).

Сказки о животных выделяются в особую группу по характеру действующих лиц. Подразделяются они по типам животных. Сюда примыкают и сказки о растениях, неживой природе (мороз, солнце, ветер), о предметах (пузырь, соломинка, лапоть).

В сказке о животных выделяют несколько жанров. В. Я. Пропп выделял такие
жанры

как:

1. Кумулятивная сказка о животных. (Докучные сказки, типа: «Про белого бычка», Репка»);

2. Волшебная сказка о животных;

3. Басня (аполог);

4. Сатирическая сказка.

Ведущее место в сказках о животных занимают комические сказки — о проделках животных («Лиса крадёт рыбу с саней (с воза), «Волк у проруби», «Лиса обмазывает голову тестом (сметаной), «Битый небитого везёт», «Лиса-повитуха» и т. д), которые влияют на другие сказочные жанры животного эпоса, особенно на аполог (басню).

Волшебные сказки

Сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические. В основе таких сказок лежит
чудесный мир

.

Чудесный мир —

это предметный, фантастический, неограниченный мир. Благодаря неограниченной фантастике и чудесному принципу организации материала в сказках с чудесным миром возможного «превращения», поражающие своей скоростью (дети растут не по дням, а по часам, с каждым днем все сильнее или краше становятся). Не только скорость процесса ирреальна, но и сам его характер.
«Обращение» в сказках чудесного типа, как правило, происходят с помощью волшебных существ или предметов

.

Волшебная сказка имеет в своей основе сложную
композицию

, которая имеет

экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку

.

В основе

сюжета

волшебной сказки находится повествование о преодолении потери при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В экспозиции сказки присутствуют стабильно 2 поколения – старшее (царь с царицей и т.д.) и младшее — Иван с братьями или сёстрами. Также в экспозиции присутствует отлучка старшего поколения. Усиленная форма отлучки — смерть родителей.
Завязка

сказки состоит в том, что главный герой или героиня
обнаруживают потерю

или же здесь присутствую
мотивы запрета

, нарушения запрета и последующая беда. Здесь начало противодействия, т.е.
отправка героя из дома.

Развитие сюжета

— это поиск потерянного или недостающего.

Кульминация волшебной сказки

состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её.

Развязка

— это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

Мелетинский, выделяя пять групп волшебных сказок, пытается решить вопрос исторического развития жанра вообще, и сюжетов в частности.

В сказке присутствуют некоторые мотивы, характерные для тотемических мифов. Совершенно очевидно
мифологическое происхождение

универсально распространённой
волшебной сказки о браке с чудесным «тотемным» существом

, временно сбросившим звериную оболочку и принявшим человеческий облик (Муж ищет исчезнувшую или похищенную жену (жена ищет мужа): «Царевна-лягушка», «Аленький цветочек» и др.).

Сказка о посещении иных миров

для освобождения находящихся там пленниц («Три подземных царства» и др.). Популярны сказки о группе детей, попадающих во власть злого духа, чудовища, людоеда и спасающихся благодаря находчивости одного из них («Мальчик-с-пальчик у ведьмы» и др.), или об убийстве могучего змея («Победитель змея» и др.).

В волшебной сказке активно разрабатывается
семейная тема

(«Золушка» и др.).

Свадьба

для волшебной сказки становится символом
компенсации социально обездоленного

(«Сивко-Бурко»). Социально обездоленный герой (младший брат, падчерица, дурак) в начале сказки, наделённый всеми отрицательными характеристиками со стороны своего окружения, наделяется в конце красотой и умом («Конёк-горбунок»). Выделяемая группа сказок о свадебных испытаниях, обращает внимание на повествование о личных судьбах.

Бытовые сказки

Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни

. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что
порядочность, честность, благородство

под маской простоватости и наивности
противостоит

тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть

).

Как правило, в бытовых сказках больше
иронии и самоиронии

, поскольку Добро торжествует, но акцентированы случайность или единичность его победы.

Характерна пестрота «бытовых» сказок

: социально-бытовые, сатирико-бытовые, новэллистические и другие. В отличие от волшебных сказок, бытовая сказка содержит более значимый элемент
социальной и нравственной критики

, она определеннее в своих общественных предпочтениях. Похвала и осуждение в бытовых сказках звучат сильнее.

В последнее время в методической литературе стали появляться сведения о новом типе сказок — о сказках смешанного типа. Конечно, сказки этого типа существуют давно, но им не придавали большого значения, так как забыли, насколько они могут помочь в достижении воспитательных, образовательных и развивающих целей. Вообще, сказки смешанного типа — это сказки переходного типа.

В них совмещаются признаки присущие как сказкам с чудесным миром, бытовым сказкам. Проявляются также элементы чудесного в виде волшебных предметов, вокруг которых группируется основное действие.

Сказка в разных формах и масштабах стремится к воплощению идеала человеческого существования.

Сказки расширяют кругозор, пробуждают интерес к жизни и творчеству народов, воспитывают чувство доверия ко всем обитателям нашей Земли, занятым честным трудом.

3. Принципы рассказывания сказки.

Сказка

— это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент развития. Сказка окружает нас повсюду.

Е.А.Флерина, крупнейший педагог в области эстетического воспитания, видела
преимущество рассказывания перед чтением в том, что рассказчик передает содержание так, будто бы он был очевидцем происходящих событий.
Она считала, что рассказыванием достигается особая непосредственность восприятия.

Искусством рассказывания сказки должен владеть каждый воспитатель, т.к. очень важно передать своеобразие жанра сказки.

Сказки динамичны и в то же время напевны. Быстрота развертывания событий в них великолепно сочетается с повторностью. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

Современному ребенку мало прочитать сказку, раскрасить изображения ее героев, поговорить о сюжете.
С ребенком третьего тысячелетия необходимо

осмысливать сказки, вместе искать и находить скрытые значения и жизненные уроки.

Принципы работы со сказками:

Принцип

Основной акцент

Нашу жизнь просто невозможно представить себе без сказок. Мы знакомимся с ними еще в раннем детстве. Из сказок мы впервые узнаем, что на свете есть хорошее и плохое, добро и зло. Сказки будят и развивают воображение, учат маленького человечка отличать хорошее от плохого, думать, чувствовать и сопереживать, постепенно подготавливая его к вступлению во взрослую жизнь. Сначала мама читает нам «Репку» и «Курочку Рябу», потом вводит в волшебный мир сказок Пушкина и Шарля Перро. А там мы уже и сами читаем удивительные сказки Николая Носова, Виталия Бианки и Евгения Шварца. А какие же бывают сказки?

Сказки бывают

  • народные, или фольклорные;
  • литературные, или авторские.

Народная сказка пришла к нам из глубины веков. После тяжелого трудового дня или долгими зимними вечерами, при зажженной в избе лучине, люди складывали и слушали сказки. Потом пересказывали их друг другу, упрощая или приукрашивая, обогащая новыми героями и событиями. Так они и передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Но сказки складывались не только ради развлечения, в них люди хотели выразить свое отношение к жизни. В народных сказках мы видим веру в разум, добро и справедливость, торжество правды над кривдой, прославление мужества и храбрости, пренебрежение к глупости, ненависть к врагам или насмешку над ними. Народная сказка позволяет ощутить связь с прошлым и дает возможность приобщиться к истокам народной культуры.

Народные сказки, в свою очередь, подразделяются на три вида:

  • сказки о животных;
  • волшебные сказки;
  • бытовые сказки.

Животные испокон веков жили рядом с человеком, поэтому не удивительно, что они часто являются главными персонажами народных сказок. Причем в сказках животным часто присущи человеческие качества. Такой сказочный персонаж сразу же становится более понятным читателю. А роль человека в сюжете сказки может быть первостепенной, второстепенной или равноправной. По жанру бывают волшебные сказки о животных и кумулятивные (сказки-повторяшки). Отличительной чертой кумулятивной сказки является многократное повторение единицы сюжета, как, например, в «Репке» и «Курочке Рябе».

Волшебные сказки отличаются тем, что их герои действуют в фантастическом, нереальном мире, который живет и действует по своим особенным законам, отличным от человеческих. Такая сказка изобилует волшебными событиями и приключениями, будоража воображение. Волшебные сказки классифицируются по сюжету:

  • героические сказки, связанные с борьбой и победой над волшебным существом – змеем, людоедом, великаном, ведьмой, чудовищем или злым волшебником;
  • сказки, связанные с поиском или использованием какого-либо волшебного предмета;
  • сказки, связанные со свадебными испытаниями;
  • сказки об угнетенных в семье (например, про падчерицу и злую мачеху).

Особенностью бытовых сказок является отражение повседневного народного быта и обыденной жизни. В них поднимаются социальные проблемы, высмеиваются отрицательные человеческие качества и поступки. В бытовой сказке могут присутствовать и элементы волшебной сказки. В бытовых сказках, как правило, высмеиваются жадные попы и глупые помещики, а герой сказки (мужик, солдат) выходит победителем из всех передряг.

А что же такое литературная сказка?

У литературной сказки есть автор, поэтому её еще называют авторской. Это художественное произведение, которое может быть написано в прозаической или стихотворной форме. Сюжет литературной сказки может быть основан на фольклорных источниках, а может быть исключительно оригинальной задумкой автора. Литературная сказка более разнообразна по сюжету, повествование в ней более насыщено, оно изобилует различными литературными приемами. В ней, как и в народной сказке, тоже есть выдумка и волшебство. Но предшественницей авторской сказки, конечно же, была сказка народная, слишком связана она с породившим ее фольклором. Автор, индивидуальная авторская фантазия, отбор из сокровищницы фольклора только того, что нужно автору для выражения и оформления своих мыслей и чувств – это главное отличие литературной сказки от фольклорной.

Прекрасными примерами литературной сказки являются сказки А.С. Пушкина, К.Д. Ушинского, Г.Х. Андерсена, братьев Гримм, Е. Шварца, В. Бианки, Дж.Р.Р.Толкиена и многих других замечательных авторов-сказочников.

Несмотря на различие видов и жанров, у всех сказок есть одно объединяющее начало – добро.
После всех перипетий и неправды в сказке всегда побеждает добро и справедливость. Не бывает злых сказок. Сказки бывают только добрые. На то они и сказки.

Тут тема щекотливая ну вот Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и – главное – расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества.Фольклористика посвятила сказке множество исследований, но определение ее как одного из жанров устного народного творчества до сих пор остается открытой проблемой. Неоднородность сказок, обширный тематический диапазон, многообразие мотивов и персонажей, в них заключенных, несчетное количество способов разрешения конфликтов действительно делают задачу жанрового определения сказки весьма сложной.И все-таки расхождение во взглядах на сказку сопряжено с тем, что расценивается в ней как основное: установка на вымысел или стремление отразить действительность посредством вымысла.Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.На этой основе возникает классификация видов сказок, хотя и не вполне единообразная. Так, при проблемно-тематическом подходе выделяются сказки, посвященные животным, сказки о необычных и сверхъестественных событиях, приключенческие сказки, социально-бытовые, сказки-анекдоты, сказки-перевертыши и другие.Резко очерченных границ группы сказок не имеют, но несмотря на зыбкость разграничения, такая классификация позволяет начать с ребенком предметный разговор о сказках в рамках условной «системы» – что, безусловно, облегчает работу родителей и воспитателя.
На сегодняшний день принята следующая классификация русских народных сказок:
1. Сказки о животных;
2. Волшебные сказки;
3. Бытовые сказки.
Рассмотрим подробнее каждый из видов.Сказки о животныхНародная поэзия обнимала целый мир, ее объектом стал не только человек, но также и все живое на планете. Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, но в то же время фиксирует и характеризует повадки, «образ жизни» и т.д. Отсюда живой, напряженный текст сказок.
Человек издавна чувствовал родство с природой, он действительно был ее частицей, борясь с нею, искал у нее защиты, сочувствуя и понимая. Очевиден и позднее привнесенный басенный, притчевый смысл многих сказок о животных.
В сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. В основе таких сказок лежит тотемизм (вера в тотемного зверя, покровителя рода), вылившийся в культ животного. Например, медведь, ставший героем сказок, по представлениям древних славян, мог предсказывать будущее. Нередко он мыслился как зверь страшный, мстительный, не прощающий обиды (сказка «Медведь»). Чем дальше уходит вера в то тем, чем более уверенным в своих силах становится человек, тем возможнее его власть над животным, «победа» над ним. Так происходит, например, в сказках «Мужик и медведь», «Медведь, собака и кошка». Сказки существенно отличаются от поверий о животных — в последних, большую роль играет вымысел, связанный с язычеством. Волк в повериях мудр и хитёр, медведь страшен. Сказка же теряет зависимость от язычества, становится насмешкой над животными. Мифология в ней переходит в искусство. Сказка преображается в своеобразную художественную шутку — критику тех существ, которые подразумеваются под животными. Отсюда — близость подобных сказок к басням («Лиса и журавль», «Звери в яме»).Сказки о животных выделяются в особую группу по характеру действующих лиц. Подразделяются они по типам животных. Сюда примыкают и сказки о растениях, неживой природе (мороз, солнце, ветер), о предметах (пузырь, соломинка, лапоть).В сказках о животных человек:
1) играет второстепенную роль (старик из сказки «Лиса крадёт рыбу из воза»);
2) занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки «Старая хлеб-соль забывается»).
Возможная классификация сказки о животных.Прежде всего, сказка о животных классифицируется по главному герою (тематическая классификация). Такая классификация приведена в указателе сказочных сюжетов мирового фольклора, составленного Арне-Томсоном и в «Сравнительном Указателе Сюжетов. Восточнославянская сказка»:1. Дикие животные.
— Лиса.
— Другие дикие животные.
2. Дикие и домашние животные
3. Человек и дикие животные.
4. Домашние животные.
5. Птицы и рыбы.
6. Другие животные, предметы, растения и явления природы.
Следующая возможная классификация сказки о животных – это структурно-семантическая классификация, которая классифицирует сказку по жанровому признаку. В сказке о животных выделяют несколько жанров. В. Я. Пропп выделял такие жанры как:1. Кумулятивная сказка о животных.

3. Басня (аполог)
4. Сатирическая сказка

Е. А. Костюхин выделял жанры о животных как:1. Комическая (бытовая) сказка о животных
2. Волшебная сказка о животных
3. Кумулятивная сказка о животных
4. Новеллистическая сказка о животных
5. Аполог (басня)
6. Анекдот.

Впервые типология сказок была предложена Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, с ее точки зрения сказки делятся на народные
и художественные
. По мнению В.Я. Гулевского, все сказки подразделяются на три основные группы: художественные
, специальные
и авторские сказки пациентов
.

Художественные сказки

По изображению действительности в художественных сказках выделяют:

1.1. бытовые;

1.2. волшебные;

1.3. сказки о животных.

Художественные сказки могут быть
традиционными
(народными) и авторскими
.

Традиционные
(народные) сказки воплощают в себе коллективный разум и сознание нации.

Бытовые сказки

Они, как правило, язвительные, остроумные, шутливые. Тонкая скрытая насмешка в бытовой сказке пронизывает весь сюжет, но она никогда не бывает бесцельной.

В сказке «По щучьему велению»
Емеля — не дурачок, а добрый, отзывчивый, честный, но немного ленивый человек. Смысл этой сказки — не восхваление дурачества, а осуждение кичливых, жадных, злых и завистливых людей, которые окружают Емелю.

В сказке «Как мужик гусей делил»
прославляется изворотливость ума, остроумие и в то же время порицаются жадность и глупость. Любую несуразность, нелепость, из которой пытаются извлечь какую-то пользу, в народе так и называют — «каша из топора». Это тоже из народной сказки.

Волшебные сказки

Мир волшебных сказок имеет фантастический характер и не знает бед и несчастий. В нем всегда торжествует справедливость: герои даже из безвыходных, казалось бы, ситуаций выходят победителями, а темные силы (чудовища, колдуны, злодеи и т.п.) обязательно будут наказаны. В волшебной сказке мертвого можно оживить, превратить человека в зверя, в рыбу, птицу или насекомое («Морозко», «Аленький цветочек», «Сказка о царе Салтане» и др.). Волшебная сказка оправдывает свое название, околдовывает детей богатством красоты, справедливости, веры и любви.

Сказки о животных

Эти сказки примечательны тем, что звери и птицы могут разговаривать. В сказках о животных одновременно присутствуют и правда, и неправда: повествуется о поведении животных, а воспроизводятся на стоящие жизненные ситуации, человеческие действия, поступки.

Сказки «Репка» и «Курочка Ряба»
декларируют постулат, что в любом деле нельзя отказываться от помощи, даже маленькая сила может пригодиться.

Сказка «Колобок»
предупреждает маленьких детей об опасности. Нельзя далеко отходить от мамы: на шаг — можно, на два шага — нормально, на три — еще спокойно, на четыре — тревожно, на пять — съедят… На вопрос, о чем эта сказка, малыши обычно хором отвечают: «Надо слушаться маму».

(сказка о животных студентки И. Валеуловой)

Жил-был медведь, и была у него большая хижина, а во дворе — колодец. Была в том колодце вода не простая, а волшебная. Кто попьет той воды, у того силы станет много-много. Однажды пришел медведь за водой, а колодец наполовину пустой, и с каждым днем воды в нем становилось все меньше и меньше. Тогда медведь решил подкараулить вора, узнать, кто посмел его воду брать. Несколько ночей не спал медведь, но никто к колодцу не приходил. На пятую ночь увидел медведь, что кто-то прыгает у колодца. Подкрался и набросил мешок на вора. Но ему так хотелось спать, что он отнес мешок в сарай и ушел в свою хижину. Утром медведь открыл мешок, взглянул на вора и очень удивился, увидев зайчонка.

Заплакал маленький зайчик и просит прощения:

— У нас очень старая и дырявая избушка, а построить новую мы не умеем. Это мог бы сделать отец, но он очень стар, и нет у него сил, поэтому нам нужна была эта вода для отца.

Медведю стало очень жаль зайчонка, и он решил помочь зайцам, построил им новую избушку. Все зайцы были рады и благодарили медведя. А зайчонок пообещал, что когда он вырастет и станет большим, то обязательно подарит медведю пучок красной и вкусной морковки.

О чем эта сказка? Эта добрая, хорошая сказка повествует о том, что о слабых нужно заботиться, помогать им.

Специальные сказки

Это группа познавательных, обучающих и лечебных сказок. Они создаются не писателями, а психологами, педагогами, психотерапевта ми, т.е. они тоже авторские.

Эти сказки преследуют какие-то специальные цели
и потому подразделяются на:

2.1. психологические:

2.2. психокоррекционные;

2.3. психотерапевтические;

2.4.- медитативные;

2.5. дидактические.

Сказки… это слово заставляет трепетать сердце и ребенка, и взрослого. Дети с нетерпением ждут очередной встречи с волшебным миром, взрослые – вспоминают детство. Традиционно считается, что сказки должна рассказывать бабушка – седая, мудрая и древняя, как сама Вселенная – и добрая, как Мать-земля. А может быть, сказки читала мама, открывая большую книжку с яркими картинками…

Каким бы ни было знакомство со сказкой, она становится той необходимой «школой», через которую проходит каждый ребенок. Впрочем, существуют и совсем недетские сказки – вспомним «Ослиную шкуру» Ш.Перро, все-таки не каждый родитель решится прочитать ребенку сказку о короле, вознамерившемся жениться на собственной дочери, да и жестоко-печальная сказка О.Уайльда «День рождения инфанты» тяжеловата для детей.

Хронологически самыми древними можно считать сказки о животных. Они восходят к эпохе тотемизма, когда человек считал себя потомком животного – и это позволяло ему быть наравне с теми, кого сейчас мы называем «братьями нашими меньшими». Общая черта таких сказок – животные, действующие как люди. Типичный пример – сказка про лису и зайца, которые построили себе избушки – ледяную и лубяную…

Животное в таких сказках соответствуют определенным человеческим типам: лиса – хитрая, волк – злой и агрессивный, но не очень умный, медведь – тоже не отличается умом, но добрый, заяц – мирный и беззащитный… Интересно, что типы эти интернациональны. Откройте поэму И. В. Гёте «Рейнике-лис», основанную на средневековом «Романе о лисе», который в свою очередь восходит к народным сказкам о животных – и вы увидите так все те же «животно-человеческие типы», что знакомы нам по русским сказкам.

Особая категория сказок о животных – такие, в которых присутствует человек. Отношения между человеком и животными могут быть различными. Так, в известной сказке «Вершки и корешки» человек торжествует над медведем – видимо, этот сюжет родился уже тогда, когда человек осознал себя разумным, мыслящим существом, способным в определенной степени властвовать над природой.

Другая категория – волшебные сказки. Говоря о «сказках вообще», чаще всего имеют в виду именно их. Здесь есть все, что выходит за рамки обыденной реальности: «некоторое царство-некоторое государство» (с точки зрения древнего человека – потусторонний мир), волшебники, феи, люди, превращающиеся в животных, предметы, обладающие чудесной силой, заклинания, потусторонние существа вроде западных эльфов или нашей Бабы-Яги… Нередко в основе таких сюжетов лежит мотив инициации – обряда посвящения: герой должен пройти ряд испытаний, чтобы жениться на принцессе, получить полцарства и т.п. – словом, чтобы возродиться в новом качестве. Именно поэтому для волшебных инициационных сказок типичен мотив «трудных заданий»: построить дворец за одну ночь и т.п.

И наконец – бытовые сказки. В них нет ничего чудесного – в таких сюжетах мы встречаемся с обычными людьми, правда, более интересными, сообразительными или примечательными чем-то еще. К числу таковых относятся, например, сказки о бывалом солдате (самая известная – «Каша из топора»). Эти сказки очень молоды – они родились уже после петровской эпохи… да и в целом бытовые сказки можно считать самыми молодыми. Может быть, их начали слагать уже тогда, когда мировосприятие человека стало менее «мистическим»?

Разумеется, такое деление несколько условно – скажем, в волшебных сказках вполне могут быть очеловеченные животные (типа Серого Волка, помогающего Ивану Царевичу). И все же эта классификация в определенной степени отражает путь, пройденный человечеством.

Предмет: литературное чтение.    (Потапрова Д.Я.)

Класс: 4 «А»

Тема:  Когда люди живут счастливо… или Жизненная мудрость сказки Е. Шварца.  

Цель (локальная): формировать ценностное отношение к семье, внутрисемейным отношениям на примере произведения Е. Шварца «Два брата».

Задачи:

Познавательные:

  • учить извлекать, перерабатывать информацию из прочитанного, увиденного, преобразовывать из одной формы в другую (составление схемы развития сюжета);
  • совершенствовать различные виды чтения (просмотровое  — выделение смысла, сюжета по названию, автору; изучающее чтение -1 часть, 2 часть, 8 часть);
  • раскрыть идею и смысл сказки через анализ произведения.

Воспитательные:

  • раскрыть воспитательную направленность сказки;
  • учить дружбе, доброте, взаимопомощи;
  • формировать личностное видение окружающего мира.

Коммуникативно-развивающие:

  • формировать умение выражать свое отношение к прочитанному, делать выводы;
  • развивать воображение, познавательные умения, доказательную речь;
  • воспитывать культуру общения посредством создания атмосферы сотрудничества.

Здоровьесберегающие:

  • сохранять физическое и психологическое здоровье учащихся во время учебного процесса путем чередования труда, отдыха, смены поз, а также создание комфортной атмосферы во время работы.

Методическая цель: формирование правильного типа читательской деятельности через совместное учение.

Форма: урок-открытие.

Тип урока по дидактической цели: урок сообщения новых знаний.

По содержанию исследовательской деятельности: работа с источниками информации, наблюдение, слушание.

Критерии обученности:

минимум: 

  • сформированность умения оценивать поступки, отделять оценку поступка от оценки главных героев;
  • формулировать простые правила поведения (общечеловеческие ценности);  

максимум:

  • прогнозирование последствий поступков главных героев с целью использования полученных знаний в жизни.

Принципы обучения: принцип обучения деятельности и  принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к  деятельности в жизненной ситуации. 

Форма организации деятельности:    

  • учащихся – групповая (в паре, 3 группы по 8 человек), фронтальная;
  • учителя — речевая, слушание, помощь учащимся во время групповой работы.

Ведущие технологии:

  • технология продуктивного чтения;
  • технология проблемного диалога.

Литература:

учебник Литературное чтение. 4 класс. «В океане света» (2 часть) Бунеев Р.Н., М.: «Баласс» 2010. – 224 с. (с.62-81).

Оборудование:

для детей:

  • учебник,
  • простой карандаш,
  • таблицы для заполнения характеристик гл. героев и оценки их поступков;
  • листочки со словами Е. Шварца;

для учителя:

  • учебник,
  • ключевые слова для составления схемы произведения,
  • компьютер, проектор, презентация, фрагмент мультипликационного фильма по сказке Е. Шварца.

Структура урока

Этап урока

Цель

1. Психологический настрой

создание положительного настроя на учебную деятельность

2. Формулирование проблемы урока

мотивация к изучению нового материала

3. Работа с текстом до чтения

3.1. Антиципация

3.2. Работа с ключевыми словами

развитие антиципации

обобщение знаний, имеющихся у детей

4. Работа с текстом во время чтения

достижение понимания текста на уровне содержания

              Физминутка

снятие утомления, сохранение физического здоровья учащихся

5. Работа с текстом после чтения

5.1. Просмотр фрагмента мультфильма

достижение понимания текста на уровне подтекстового смысла

ознакомление с целым произведением для полного осмысления

6. Обобщение

формирование умения делать выводы на основании работы

7. Рефлексия.

формирование оценочных суждений

8. Домашнее задание

мотивация на самостоятельную учебную деятельность

Ход урока

  1. Психологический настрой слайд 1 — заставка

— Прочитайте строки с поучительной интонацией.

Литература – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк.

Стихотворение или рассказ,

Вы учите их – они учат вас.

— Чему учат нас уроки литературного чтения?  (Беседовать с книгой. Высказывать свое отношение к прочитанному, понимать позицию автора. Описывать героев произведений, давать характеристику героям).

— Каким вы хотите видеть наш урок?

— Какие цели вы поставите перед собой? (Записать кратко на доске)

— Чтобы достичь целей, какие качества мы должны проявить? (Сплоченность, активность, внимательность, прийти вовремя друг другу на помощь.)

2. Формулирование проблемы урока

 На доске (2-я часть фразы закрыта)  слайд 2

«Когда люди живут счастливо?»

— Прочитайте проблемный вопрос. Как бы вы на него ответили? (Записываю на доске с обратной стороны). Эти предположения мы проверим в конце урока.

(Открываю вторую часть).

 «Жизненная мудрость сказки»

— Какое произведение поможет нам прийти к ответу? Почему именно сказка? (В сказке скрыта мудрость народа)

— Какие изречения о сказке вы знаете? (Сказка – ложь, да в ней намек…

«Горят причудливо краски,
И, как ни мудра голова,
Вы все-таки верьте сказке,
Сказка всегда права»

3. Работа с текстом до чтения

3.1. Антиципация

— Откройте учебник на стр. 62. (Изучите имя автора, название произведения, рассмотрите иллюстрацию.)

— Предположите, о ком будет произведение? На основании чего вы сделали такой вывод? (Название)

—  Рассмотрите первую иллюстрацию. О чём будет текст?

— Что можете сказать об авторе? Эпохе? (Шварц долгое время работал вместе с Маршаком в Ленинграде, на Киевском проспекте, на 6-м этаже Дома книги в Детском отделе Государственного издательства, т.е. там, где издавались журналы «Чиж» и «Ёж», где кипела веселая жизнь, где обериуты «ходили» на четвереньках)

3.2. Работа с ключевыми словами слайд 3 –портрет Е. Шварца, сказки

— Какие произведения писал Е. Шварц для детей? (сказки, пьесы, все, что назовут) 

— Почему такое несказочное название для сказки? («Два брата»)

— Знаете ли вы другие сказки с таким же названием? (Л.Н. Толстой. Главное в сказке: Каждый выбрал свой путь и был от этого счастлив)

 — Прочитайте ключевые слова (по щелчку), предположите, о чем будет сказка. (Лесничий, Честное слово, «Что я наделал?», «Не смей возвращаться»)

— Можете ли вы предположить, о чем будет текст? (Запись на доску по возможности)

4. Работа с текстом во время чтения

1 глава (читает учитель первые 4 абзаца, ведет диалог с автором)

— Начинаю читать я, если по ходу чтения у вас возникнут вопросы, отметьте вопрос на полях карандашом.

— Какие вопросы возникли по ходу чтения?

Предполагаемые вопросы (задать самой, если не возникнут у детей):

— Что радовало и что огорчало лесничего?Признаки народной сказки в сказке шварца два брата

— Почему два брата носят такие необычные имена? (Чтобы мы не забывали, не путали их в течение сказки)

— Как думаете, к какой проблеме подводит нас автор? (На доске появляется схема)

— К чему они могут привести?  (Выстраиваем алгоритм рассуждений…)

— Предлагаю дочитать 1 главу, работая в группе. После чтения заполните  таблицу на одного из героев произведения. (Таблицы для заполнения)

1 глава (дочитывают дети, работая в группе по 8 человек, заполняют таблицу с характеристикой героя)

— Какое мнение сложилось у вас о Младшем? О Старшем? Об отце?  (отчёт групп)

— Какие вопросы к автору у вас появились по ходу чтения?

(- Почему отец заставил Старшего дать честное слово? Имел ли он на это право? Почему?

 — Какие главные слова были в его напутствии Старшему?

 — Можно ли сказать, что отец был строгим человеком? Почему?

 — Какие страшные слова произнес Старший брат?

 — Почему их можно считать страшными?

 — Как вы понимаете слово «покой»? (А вот так его объясняет В. И. Даль Слайд 4)

 — Как бы вы объяснили поступок Старшего?

 — Можно ли его считать жестоким человеком? Докажите. (Нет, это поступок жестокий, необдуманный, он опомнился и побежал искать Младшего).  

— Найдите в тексте вопросы автора? Какой вопрос он задает дважды? (Где Младший? Где твой младший брат?) Почему?

— Докажите, что отец глубоко переживает за Младшего. (Поседел)

—  Какое решение вынес отец? Признаки народной сказки в сказке шварца два брата

— Каким бы вы назвали это решение?  (Тяжелое, жестокое, справедливое, мудрое…)

— Так к чему привели частые ссоры?

— Как вы думаете, что будет делать Старший? Почему? А как поступили бы вы?Признаки народной сказки в сказке шварца два брата

(Чтение 2 главы – чтение про себя или в паре с соседом полушепотом)

— Что нового вы узнали о Старшем? Как это его характеризует?

— Зачем автор напоминает  нам о его возрасте во второй раз? (Даже в 12 лет люди должны нести ответственность за свои поступки и исправлять ошибки).

— Молодцы. Предлагаю отдохнуть вам и вашим глазам.

(физминутка-тренажер Базарного для глаз слайд  5

под хрустальную гармонику каждый самостоятельно)

— Примите удобную позу, закройте глаза и включите фантазию. Что вы слышите? Как думаете, где мы сейчас окажемся? Откройте глаза. Слайд 6 – ледяной лес по щелчку

— Приходилось ли вам бывать в ледяном лесу? Красив ли сказочный ледяной лес?

— Какое ваше впечатление?

— А какое впечатление ледяной лес произвел на Старшего?

3-7 главы – просмотр мультфильма (7,5 мин) слайд  7 По ходу просмотра – вопросы по содержанию

— Как называл себя новый герой? (Дедушка Вечной Мерзлоты)

— Как вы думаете, почему ему понравилось, что Старший выгнал Младшего на мороз? («Оставь меня в покое!» А Дедушка Вечной Мерзлоты любит покой.)

— Как думаете, что понимает под словом «покой» Дедушка? (мертвый мир, мир вечного покоя, смерть) Покой (буддизм) — состояние освобождения от страданий, буквально — уход от мучений.

Покой (православие) — мир, тишина, смерть.

— Как думаете, пройдя этот путь, будет ли Старший говорить младшему: «Оставь меня в покое?»

— Почему Дедушка был уверен, что Старший не убежит?

— Почему Старший подчинился Дедушке и стал успокаивать птиц? (Он хотел выручить брата)

— Что помогло Старшему выдержать ледяную жизнь? (Желание спасти Младшего)

— Какие попытки спасения он предпринимал? (На доске алгоритм сказки Признаки народной сказки в сказке шварца два брата

После последнего кадра. Признаки народной сказки в сказке шварца два брата

— Как думаете, что произойдет дальше? Почему вы так думаете?Признаки народной сказки в сказке шварца два брата

(стр. 78 последний абзац — дочитайте самостоятельно главу 7)

— Оправдались ли наши предположения? (За добро добром платят, гласит народная мудрость)

— Как думаете, почему в сцене оживления Младшего брата так много союзов «и»? (Прочитайте выразительно. Если будет время)

8 глава – (в лицах) читает учитель с хорошо читающими учениками (или учитель в зависимости от времени)

5. Работа с текстом после чтения. Вывод по произведению

— Вот и закончилась наша сказка. Можете ли вы теперь ответить на основной вопрос урока? Слайд 8 Признаки народной сказки в сказке шварца два брата

— Когда можно жить счастливо? (Принимаются все ответы детей)

— На такой вопрос однозначно ответить нельзя, ведь каждый понимает счастье по-своему.

 — В чем жизненная мудрость сказки Е. Шварца? (Будь внимателен к своим ближним, живи дружно, и тогда ты будешь счастлив.)

— Сравним вывод с нашими предположениями в начале урока. Что видим? (В мире есть такие ценности, как …, и они необходимы для того, чтобы жить счастливо)

— Какова главная идея написания такой сказки для детей? Можно ли предположить, что эта сказка написана на основе реальности? Слайд 9 семья Шварца

— Определите жизненную позицию автора, подчеркнув верное, на ваш взгляд, предложение.

(На индивидуальных карточках: «Обман, коварство и лукавство не посмеют примешиваться к правде и откровенности. Мир, дружба и согласие воцарятся во всем свете. Справедливость уничтожит корысть и пристрастие».)

— Сошлись ли ваши мнения в паре? А в классе?

Дополнительно: — Хотели бы вы жить в такой семье? Почему? 

«Будь ты король или простой землепашец, ты будешь по-настоящему счастлив лишь тогда, когда в твоем доме будет мир и покой».  Иоганн  Вольфганг  Гёте)

6. Рефлексия.

— Что можете сказать о сегодняшнем уроке? Достигли ли мы намеченных целей?

— Чья работа на уроке заслуживает похвалы или высокой отметки?

— Что можете сказать о своей работе?

— А мне хочется надеяться, что этот урок заставил нас всех задуматься о хрупкости семейного счастья, благополучия, я думаю, что никогда с наших губ не сорвутся страшные слова «Оставь меня в покое».

7. Домашнее задание

— Какое домашнее задание вы хотели бы выполнить  к следующему уроку?

(На следующем уроке мы будем продолжать работать над сказкой, выделять мир реальности и волшебства, искать доказательства жанра сказки, устанавливать сходства и отличия сказок Е. Шварца и Л.Н. Толстого, давать характеристику личности каждого героя, поэтому дома вам нужно:

1. перечитать 3-6 главы, т.к. жанр мультипликации может отличаться от самого произведения, и

2. отметить черты характера того героя, который вас заинтересовал.)

Если какие-то вопросы не решены для вас на сегодняшнем уроке, запишите их на листочках, мы ответим на них на следующем уроке. слайд 10

Вот и все. Волшебной сказки

Закрываем мы страницу.

В путешествии волшебном

Очень быстро время мчится!

Были вы, друзья, отважны.

Не боялись злых героев.

В жизни, верьте, очень важно

За друзей стоять горою!

  • Признаки и особенности народной сказки 3 класс
  • Признаки литературной и народной сказки спящая царевна
  • Признаки волшебной сказки финист ясный сокол
  • Признаки волшебной сказки третий класс
  • Признаки волшебной сказки спящая царевна жуковский