Признаки какого литературного направления нашли отражение в рассказе а п чехова человек в футляре

1. история создания произведения.первая публикация рассказа была в журнале русская мысль 7. человек в футляре первая часть маленькой трилогии,

1. История создания произведения.

Первая публикация рассказа была в журнале «Русская мысль» (№7). «Человек в футляре» — первая часть «маленькой трилогии», в которую вошли ещё «Крыжовник» и «О любви».

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

«Человек в футляре» — рассказ. Произведение отвечает признакам рассказа: объём невелик; действующих лиц мало; сюжетная линия одна.

3. Название произведения и его смысл.

Название рассказа «Человек в футляре» отражает сущность главного героя Беликова, который в нелепых страхах перед жизнью пытался зачехлить все свои вещи и себя самого спрятать в футляр.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Сюжет «Человека в футляре» построен как «рассказ в рассказе». В прологе повествование ведётся от автора (третьего лица), далее — от первого лица, повествует один из персонажей.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Тема: «Футлярная» жизнь.

«Маленький человек», «человек в футляре» подчинил своему влиянию весь город, люди стали бояться как-то проявлять себя: говорить громко, общаться, читать книги.

Проблематика: Опасность обывательщины, узости мышления.

Чехов стремится показать в рассказе, что ограниченность условностями, потеря способности мыслить, развиваться, искать может привести человека к деградации.

Идея: Неприятие писателем «футлярной» жизни.

А.П. Чехов считал, что нужно избавиться от всего, что нагородили себе люди, чтобы вернуться к простой жизни, без ненужных оков.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Два запоздавших охотника, ветврач Иван Иваныч и учитель Буркин, заночевали в сарае сельского старосты. В их разговоре речь зашла о людях, одиноких по своей натуре, стремящихся отгородиться от жизни. Буркин рассказал о своём коллеге — учителе греческого языка Беликове, который умер два месяца назад.

Костюм Беликова в любую погоду неизменно состоял из пальто, галош и зонтика. Все свои вещи он старался упаковать в футляр, лицо закрывал поднятым воротником и тёмными очками. Этот человек изо всех сил старался отгородиться от реальности, строго следовал всем правилам, циркулярам, малейшее отклонение от которых вызывало его волнение. Он угнетал своих коллег мнительностью и осторожностью, изводил окружающих своим нытьём, никто не хотел конфликтовать с ним, все шли ему на уступки.

Роковым для Беликова событием было назначение нового учителя истории и географии Коваленко, который приехал со своей сестрой Варенькой, обаятельной хохотушкой. Зажигательная Варенька на именинах у директора понравилась всем, в том числе и Беликову. В учительском коллективе появилась идея поженить их. Варенька не возражала, но Беликов всё осторожничал, сомневался, «нудел», что женитьба — шаг серьёзный.

Вскоре по городу разошлась карикатура на влюблённого Беликова и произвела она на него самое удручающее впечатление. Ещё один удар получил Беликов, когда увидел Вареньку и её брата верхом на велосипедах. Катание на велосипедах он посчитал неприличным. С этой претензией он отправился к Коваленко. Происходит конфликт. Коваленко, не терпящий Беликова, спустил его с лестницы. Скатившегося Беликова увидела входящая Варенька и залилась смехом, с которым рухнуло сватовство и жизнь героя. После этого он слёг и больше не встал. Через месяц Беликова похоронили с чувством облегчения.

В финале приятели ещё поговорили о вариантах жизни в футляре.

7. Система образов произведения.

Беликов — гимназический учитель греческого языка, около сорока лет. Он имеет стремление упаковывать в чехлы все свои вещи (ножик, часы, очки), одежда его подобна футляру (пальто, калоши, очки, зонтик). И душа его тоже закрыта от всех. Беликова снедает страх перед жизнью, он всего боится.

Он не способен мыслить широко, только в рамках циркуляра. Беликову под силу только чтение газетных статей, не требующих анализа. Мировоззрение этого человека тоже заключено в своеобразный футляр. Беликов имел по городу репутацию фискала, его боялись, он подчинил себе весь город, под его влияние даже дамы по субботам не ставили домашних спектаклей.

Михаил Коваленко — молодой учитель истории и географии, приехавший из Малороссии. Это человек жизнерадостный, энергичный, открытый, много читает, терпеть не может Беликова, обстановку в городе считает невозможной, удушающей.

Варенька — сестра Михаила Коваленко, около тридцати лет, весёлая, любит петь и плясать. С братом жить не просто, часто ссорятся, ей нужен свой угол, поэтому не прочь выйти замуж, хоть за Беликова. Отнеслась к нему со вниманием, сердечно, что его и подкупило.

8. Композиция произведения.

В целом композиция произведения представляет собой «рассказ в рассказе».

Пролог — разговор приятелей о людях, предпочитающих замкнутую, одинокую жизнь.

Экспозиция — Буркин рассказывает о привычках и особенностях жизни Беликова.

Завязка — приезд в город Коваленко с сестрой Варей.

Развитие действия: Беликов очарован Варенькой, она к нему благосклонна, он хочет жениться, но не решается; карикатура на романтического Беликова; «потрясение» Беликова от вида катающихся на велосипедах Коваленок.

Кульминация — ссора между Беликовым и Михаилом Коваленко, закончившаяся спуском главного героя с лестницы; смех Вареньки, добивший героя.

Развязка — упокоение Беликова в гробу как достижение им своего идеала.

Эпилог — разговор приятелей об общей «футлярности» их жизни.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Главный приём автора — художественная деталь «футляр». Она символизирует не только личностную сущность героя, но и явление в общесте — «футлярную жизнь».

Излюбленное выражение Беликова «как бы чего не вышло» обрело крылатость.

Смерть Беликова — ключевая деталь произведения. Герой умирает от невозможности для него осмыслить и перенести происшедшее событие, оно для него — нечто недопустимое и невообразимое.

10. Отзыв о произведении.

А.П. Чехов в рассказе «Человек в футляре» беспощадно изобразил мелочную жизнь обывательской среды. Писатель всегда был врагом обыденности и пошлости. Он считал, что жизнь даётся один раз, и прожить её надо бодро и достойно. Трудно с ним не согласиться.

История создания

Творческая история рассказа «Человек в футляре» началась в 1898 году в селе Мелихово, где писатель начал и закончил работу. Затем произведение было опубликовано в журнале «Русская мысль». Это рассказ – первая часть серии «Маленькая трилогия», в которую, кроме данного текста, также входят «Крыжовник» и «О любви». Это был трудный период в творчестве и жизни Чехова, так как именно тогда он заболел туберкулёзом.

Современники Чехова всеми силами пытались найти того, кто вдохновил писателя на создание образа Беликова. Мнения людей расходились, а споры и поиск прототипа продолжались. В конечном итоге можно сказать, что никакого прототипа вовсе не было, образ главного героя рассказа является собирательным, а словосочетание «человек в футляре» — это уже что-то нарицательное.

Тем не менее, авторский замысел «Человека в футляре» прослеживается в дневниковых записях Чехова. Так он отзывался об известном публицисте М.О. Меньшикове:

«М. в сухую погоду ходит в калошах, носит зонтик, чтобы не погибнуть от солнечного удара, боится умываться холодной водой, жалуется на замирание сердца»

Возможно, именно этот человек стал прототипом Беликова хотя бы по внешним качествам.

«Человек в футляре»: история создания, композиция, тематика, символика

История создания. В марте 1897 года Чехов обращается с письмом в Таганрог, к двоюродному брату Г.М. Чехову с просьбой выслать ему экземпляр книги по истории Таганрогской гимназии. Почти одновременно с письмом Чехов делает о: ««Человек в футляре», все у него в футляре. Когда он лежал в гробу, казалось улыбался: нашел свой клад». Это содержание его будущего рассказа.

В марте 1897 года у Антона Павловича неожиданно открылось кровотечение. Его отправили в клинику, где был установлен диагноз, который Чехов скрывал от всех: туберкулез легких. В клинике его посетил Л.Н. Толстой. Из клиники он переехал в Мелихово, откуда отправился лечиться на юг Франции. За границей Чехов пробыл 9 месяцев. Рассказ был закончен 15 июня 1898 года. Опубликован в журнале «Русская мысль», 1898, июль.

Рассказ входит в так называемую «маленькую трилогию» – название, принятое в чеховедении. Писатель мечтал создать книгу рассказов на одну тему – нечто вроде романа из рассказов. Чехов дал ему заглавие – «Рассказы из жизни моих друзей».

«Маленькую трилогию» объединяет общая мысль – идея футлярной жизни в различных ее проявлениях. Первый рассказ «маленькой трилогии» – «Человек в футляре». Замысел этого рассказа – один из центральных в творчестве Чехова.

Прототипом Беликова был инспектор Таганрогской гимназии Дьяконов.

Композиция, тематика и символика. В рассказе «Человек в футляре» (как и в двух других рассказах «маленькой трилогии» «Крыжовник» и «О любви») автор прибегает к так называемой «рамочной композиции», то есть рассказу в рассказе. О человеке в футляре повествует учитель гимназии Буркин. Он не только рисует образы персонажей, и прежде всего главного героя, но и дает всему происходящему свою оценку.

Человек в футляре любит носить калоши, зонтик, пальто на вате, темные очки, колпак и т.п. Все эти предметы имеют одно общее значение: «преграда», «ограничение», «запрет». Все они обобщаются словом «футляр». Назначение всех этих вещей – защищать Беликова от внешних влияний. Древние языки, которые он преподает, это те же калоши и зонтик, то же пальто на вате, тот же поднятый воротник, куда он прятался от действительной жизни.

Главной в рассказе является тема одиночества. Беликов одинок. Человек в футляре боится людей. Для него самое страшное – это люди. Люди страшнее одиночества. Он хотел избавиться от одиночества, женившись на Вареньке. Он пришел к ее брату, преодолевая свой страх, как к родственнику. Тот, не разобравшись, спустил его с лестницы, а Варенька, несмотря на его жалкий вид, смеялась над ним. Беликов понял, что эти люди так же страшны для него, как и все остальные, что нет никакого выхода из одиночества. Это окончательно добило его. Чехов показывает, что несвободная жизнь создает людей в футляре. Страшны люди, лишенные сострадания, которые даже радуются смерти одинокого человека. Общество обременяют люди пустые, малообразованные люди с их пустой жизнью.

Футляр в рассказе является символом страха. Это рассказ о маленьком человеке, который прячется от людей и жизни в своем футляре. Но ведь в жизни, от которой он прячется, ничего хорошего нет. Точка зрения автора отнюдь не совпадает со взглядом рассказчика учителя Буркина. Ее в сущности в большей степени выражает слушатель Буркина Иван Иванович, который обвиняет не Беликова, а прежде всего себя.

Источник: Тусичишный А.П. Русская литература второй половины XIX века — М. : ФЛИНТА, 2013

Жанр, направление

Вопрос, интересующий при прочтении почти каждого произведения Чехова – это повесть или рассказ? Это рассказ, так как в центре повествования только один герой – Беликов, на которого делается акцент. Рассказывается именно его история. Этим же жанром написаны и два других произведения, которые входят в «Маленькую трилогию».

«Человек в футляре» — не просто забавный рассказ, это трагикомедия футлярной жизни, то есть жизнь Беликова – это действительно страшная жизнь, но Чехов описывает это с помощью сатиры, чтобы рассказ не был одногранным – то есть с одной стороны это смешной рассказ, а с другой, Чехов выступает в роли психолога и демонстрирует читателю сложные душевные проблемы героя.

Жанр

«Человек в футляре» относится к жанру рассказа, входящий в «Маленькую трилогию», продолжающий общую идею этих сочинений.

Сатирическое направление рассказа, само его построение, вызвало неоднозначное отношение критиков к творению Чехова. Литературоведов смущал сам факт соединения серьезности проблем существующего общества с карикатурным персонажем, более предназначенным для фарса. В лице Беликова, писатель отражает жизнь и быт множества «маленьких людей», прозябающих в собственном, никому не нужном, мирке.

Антон Павлович тонко и ненавязчиво дает понять бессмысленность «футлярной» жизни, призывая к активной жизненной позиции и проявлению инициативы. Бездействие и равнодушие – это самый страшный бич поколений, отравляющий жизнь и не только отдельно взятого индивида, но и всего общества в целом.

Полноценная жизнь человека невозможна без проявления ярких эмоций, выражения своей индивидуальности и общения с окружающими, что ясно дает понять анализ произведения «Человек в футляре».

Смысл названия

Почему рассказ назван «Человек в футляре»? На самом деле, в смысле названия нет ничего необычного и его можно воспринимать буквально. Главный герой – Беликов живёт в своём «футляре», в котором ему комфортно. Персонажу совершенно не хочется контактировать с внешним миром, поэтому он окружает себя вещами, в которых нет практического смысла: пальто, зонт и галоши сопровождают его даже в знойный день.

В этом футляре у него свои правила, свои рамки, жизнь в которых герою вполне нравится. К сожалению, футляр слишком тесен и ограничен, в нём нет ни для кого места, кроме хозяина этого футляра, именно поэтому Беликова ожидает одиночество и ограниченное пространство, которое он сам же создал вокруг себя. В финале он обретает идеальный футляр — гроб.

Проблематика «жизни в футляре»

Основным мотивом, безусловно, является описание той самой жизни в футляре. Наш герой, Беликов, является учителем греческого языка. Даже его деятельность является намеком на проблемы в личной жизни персонажа, ведь греческий язык не просто так считается мертвым. Однако, как бы то ни было, он довольно неплохо справляется со своей работой, но один минус ставит огромный крест на его личной жизни — тот самый футляр. Беликов боится сделать что-то не то. Даже банальное осуждение общества вводит его в состояние паники и страха. Вся его одежда находится в футляре, в котором, к слову, сидит и наш герой. Он пытается создать идеальный образ себя в глазах всех вокруг, при этом еще и защитить себя от «грязи» вокруг. Из-за этого Беликов не видит радости, он фактически лишен жизни со всеми ее неожиданностями и приятными моментами. Это и убивает его как личность.

Достаточно лишь вспомнить типичный образ жизни героя, чтобы понять всю его суть. Он всегда носит зонт и резиновые сапоги, даже когда намека на дождь и нет. Он не имеет в доме женской прислуги, ведь слухи соседей его пугают. Получается, что, как и было сказано выше, жизни у героя нет. Он просто существует в идеальной вселенной, лишенной смысла. Причем важно понять, что изначально этот мир не был таким — он сам его создал. Получается удивительная причина и следствие — создание идеального мира привело к его опреснению. Понятно, что жить (а не существовать) в таких условиях попросту невозможно.

Композиция и конфликт

Композиция рассказа не отличается какой-то сложной формой, наоборот, рассказ представлен в виде нескольких частей, разбитых по смыслу и описывающих происходящие события. Именно поэтому читатель легко воспринимает текст. Но особенности композиции «Человека в футляре» заключаются не в членении на главы, а в подаче — это рассказ в рассказе. Чехов рассказывает о Буркине, который рассказывает товарищу о Беликове.

Что касается конфликта, он присутствует в рассказе.

  1. Во-первых, это конфликт «человека в футляре» и общества – они не хотят понимать и принимать друг друга, Беликов живёт в своём мире, отделившись от окружающего его социума.
  2. Во-вторых, Чехов вводит такого героя, как Михаил Коваленко (жизнерадостный, сильный и смешливый человек), который является полной противоположностью Беликова. Они также не понимают друг друга, жизнь каждого шокирует другого, в конечном итоге Беликов не выдерживает противостояния.

Суть: о чём рассказ?

Это рассказ учителя Буркина (он со своим другом пришел на ночлег к Алехину, их приятелю) о его коллеге Беликове, он местный учитель. Герой создал вокруг себя некий футляр – как внутренний, так и внешний. У него в голове существует множество рамок и запретов, а прятаться от внешнего мира он предпочитает за высоким воротником пальто. Окружающие люди боятся его и потакают его прихотям и жалобам. Фраза «Как бы чего не вышло» всех убеждает в правоте героя.

Но вот однажды в город приехали два новых преподавателя — Михаил и Варенька (брат с сестрой). Тогда местные дамы задумали женить Беликова на новой коллеге, заметив некоторую симпатию с его стороны. Героиня была рада построить свою семью вдали от конфликтного брата и согласилась бы на предложение. Но нерешительный и трусливый мужчина так и не смог решиться на разговор. Однажды он увидел Вареньку на велосипеде и счел неприличным ее поведение. Но брат Вари, Михаил, ненавидевший чопорного коллегу, грубо оборвал его речь и вытолкнул за дверь. После этого герой заболел и умер.

Даже после его смерти многие выдохнули с облегчением, а на его мертвом лице присутствовала удовлетворённая улыбка, так как он оказался в таком футляре, из которого точно никогда не выберется.

Главные герои и их характеристика

Что касается героев, то их в рассказе «Человек в футляре» немного, но система образов формирует гармоничное повествование и делает его цельным. Внимание на таблицу:

герой характеристика
беликов учитель греческого языка, главный герой. как было написано ранее, он отделял себя от общества и жил в комфортном для него мире, в «футляре». он — одинокий человек, так как в первую очередь, он сам не шёл навстречу, да и окружающие люди боялись его, они считали беликова странным и постоянно находились в напряжении, когда он присутствовал рядом. также он трусливый, ему страшны любые, даже самые маленькие изменения. он умер так же, как и жил – в одиночестве и в футляре. Подробнее…
михаил коваленко новый учитель в гимназии, в которой также преподавал беликов. они сразу друг другу не понравились, также михаил является полной противоположностью беликова – он активный, целеустремлённый и не принимает такой пассивный образ жизни, который нравится беликову. он единственный, кто решился высказать своё мнение в лицо беликову, в то время как остальные предпочитали отмалчиваться.
варвара это сестра михаила коваленко. она в принципе такая же, как и её брат – весёлая, простая, жизнерадостная. она смогла привлечь внимание всех, в том числе и беликова, он влюбился в неё, а далее получил согласие на свадьбу. но даже в этой ситуации он не переставал твердить о том, что свадьба – это очень ответственный шаг, и необходимо сначала хорошо подумать.
рассказчик повествование ведётся от лица буркина – именно он является рассказчиком. он хорошо знал беликова, так как жил с ним в одном доме, в соседней квартире. буркин — очень наблюдательный человек с аналитическим складом ума, поэтому весь свой рассказ он повествует своему приятелю ивану ивановичу, а тот его внимательно и с интересом слушает. также в его речи можно заметить юмор и иронию.

Образы героев в рассказе «Человек в футляре» отражают всю безысходную тоску жизни в захолустье. Людям нечем себя занять, некуда идти, и они готовы интересоваться всем, чем угодно, лишь бы отвлечься от тоски.

Персонажи

Герои «Маленькой трилогии»:

  • Иван Иваныч Чимша-Гималайский — ветеринарный врач, дворянин. Высокий худой старик с длинными усами.
  • Буркин — учитель гимназии и товарищ И. И. Чимши-Гималайского. Рассказывает историю про Беликова

Герои рассказа Буркина:

  • Беликов — учитель греческого языка. Работал вместе с Буркиным в гимназии. Любимая его фраза: «Кабы чего не вышло»
  • Повар Афанасий — старик 60 лет. Нетрезвый и полоумный слуга Беликова.
  • Михаил Саввич Коваленко — учитель истории и географии. Молодой, смуглый, высокий мужчина.
  • Варенька — возлюбленная Беликова 30 лет. Сестра Коваленко. Высокая, стройная, чернобровая, краснощекая девушка.

Темы

Тематика рассказа «Человек в футляре» многогранна и актуальна в современном мире:

  1. Главная тема
    , которую Чехов изображает в рассказе «Человек в футляре» – это социопатия, иными словами отказ от какого-либо взаимодействия с обществом. Главный герой является асоциальным, это ненормально, так как человек должен контактировать с другими людьми, а Беликов полностью отгородился от всего окружающего и не хотел ничего менять. Это делало несчастным не только его, но и людей, которых угнетало его влияние.
  2. Тема любви
    не раскрыта полностью, так как такой человек не способен испытывать какие-то чувства по отношению к другим. Их отношения с Варварой – это попытка Вареньки вернуть его в обычную, адекватную жизнь, она согласна выйти замуж за него, но для Беликова проблемы, которые он придумал себе сам, намного важнее, чем эмоции и чувства по отношению к Варваре.
  3. Выбор жизненного пути
    . Мы не может судить Беликова, общество тоже не имело права его судить. Он выбрал свой жизненный путь, он чувствовал себя хорошо в своём маленьком обособленном мирке, ему было комфортно в его одиночестве, он не делал окружающим ничего плохого, Беликов просто жил так, как хотел именно он.
  4. Ещё одна тема и проблема, которая подчёркивается в рассказе – маленький человек.
    Все люди просто осуждали Беликова, но никто не хотел ему помочь. Таким образом, тема маленького человека затрагивает не только пассивного труса Беликова, но и каждого окружающего его человека. Другие герои точно также предпочитали скрыться в своём панцире и делать вид, что ничего не происходит. Футлярная жизнь заразительна.
  5. Роль пейзажа
    в рассказе «Человек в футляре» — контрастная. Когда Беликов находился в наихудшем унынии по поводу карикатуры и встречи с Варей на велосипеде, на улице во всю светило солнце, была редкая жара, а герой на зло ей оделся теплее обычного. Когда же Беликов лежал в гробу с довольным выражением лица, лил дождь, и все люди провожали его в галошах и с зонтами. Но в душе каждого сияла радость освобождения от футлярного человека.
  6. Город
    . Жизнь на отшибе всегда была предметом ироничного наблюдения Чехова. В его провинции скучно, тоскливо и пошло. Так и в «Человеке…»: люди со скуки принялись женить Беликова, они же судачат и сплетничают о его отношениях с Варей. От нечего делать кто-то рисует карикатуры. Словом, дремотное болото провинции пробуждает в жителях худшие качества.
  7. Историко-культурный фон
    Чехов передал очень точно. В его рассказе фигурируют циркуляры с запретами и указы, которые регламентировали жизнь на рубеже 19 и 20 веков. Также интересен взгляд автора на женский вопрос. Дамы уже не сидят дома и нянчат детей, а работают, но все же многие люди типа Беликова придерживаются патриархальных взглядов и отказывают даме в праве кататься на велосипеде.

Проблемы произведения «Человек в футляре»

Эссе на книгу: «Человек в футляре» — Чехов А.П.

Безусловно, каждый из рассказов Чехова вызывает у читателя глубокий эмоциональный отклик в душе. Ведь всем свои произведения Антон Павлович списывал с натуры. Но, лично мне больше всего понравилось произведение «Человек в футляре». События в рассказе начинают разворачиваться с того, как перед учениками предстает учитель греческого языка. Изначально, он кажется для каждого ученика удивительно неприятным типом. И, действительно по описанию Чеховым образа он кажется отвратительным как по внешности, так и в остальных проявлениях. Но, позже писатель дает понять, чем стал отвратителен этот человек. Он просто не знает, что значит уважение к другим людям, он не знает, что означает любить и сострадать. Он до пятнадцати лет ходил в галошах с зонтиком и не с кем не разговаривал.

Беликов просто живет в своем мире, который замкнут для посетителей. Он в нем правит и ему никто не нужен. Это очень трусливый человек, который боится с кем-то сближаться и знакомиться.

Другие эссе на произведения этого автора (Чехов А.П.):

  • Трагичность фигуры Ионыча в одноименном рассказе Чехова.
  • Непринятый обществом Дмитрий Старцев в произведении Антона Павловича Чехова «Ионыч»
  • Проблематика интеллигенции
  • Любимые темы Чехова в книге «Ионыч»
  • Лучшее произведение легендарного прозаика
  • «Всюду — палата № 6. Это — Россия…» (по рассказу А. П. Чехова «Палата № 6»)
  • «Имена нарицательные» в творчестве Чехова
  • «Нужно беречь в себе человека»
  • «Равнодушие — это паралич души» (по рассказу А. П. Чехова «Палата №6»)
  • «Смысл и Драма человека» в творчестве Чехова
  • А. П. Чехов — обличитель мещанства и пошлости
  • Любовь Антона Павловича Чехова к русскому театру
  • Самое насыщенное произведение Чехова
  • Анализ отрывка из рассказа А. П. Чехова «Степь»
  • Борьба «человека» и «футляра» в произведениях А.П.Чехова
  • Удивительные диалоги в произведении «Иванов»
  • Драматургия Чехова. «Чайка»
  • Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней» (по произведениям А. П. Чехова).
  • Первое произведение Чехова
  • Изображение «пошлости пошлого человека» в рассказах А. П. Чехова
  • Изображение повседневной жизни в произведениях А.П. Чехова.
  • Утрированность в произведении «Смерть чиновника»
  • Образ главной героини произведения «Цветы запоздалые»
  • Мир природы и человека в лирике Ф. И. Тютчева
  • Интересные герои Чехова
  • Сплетение литературы с историей
  • Моральный кодекс Чехова
  • Тема времени перемен в произведениях Чехова
  • Нравственный идеал А. П. Чехова
  • Нравственный идеал автора
  • Обличение пошлости и мещанства в рассказах А. П. Чехова.
  • Образ «маленького человека» в произведениях Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова
  • Образ душечки в одноименном рассказе А. П. Чехова
  • Своеобразные герои — толстый и тонкий
  • Критика существования Ивана Великопольского
  • Наблюдения Чехова в произведении «Попрыгунья»
  • Рецензия на повесть А. П. Чехова «Дуэль»
  • Рецензия на повесть А.П.Чехова «Степь»
  • Как Антон Павлович Чехов используя монологи героев показывает их характер
  • Природа и ее важная роль в небольших произведениях Антона Павловича Чехова

©2005—2021 Обратная связь

Проблемы

Резюмируя и анализируя всё то, что было написано раньше, можно выделить несколько основных проблем, которые затрагиваются Чеховым. Прежде всего, это нравственная проблематика в рассказе «Человек в футляре»:

  • Эгоизм
    – практически каждый персонаж в рассказе – эгоист, и думает исключительно о себе и о своих проблемах. Варя хочет наладить самостоятельную жизнь вдали от брата, поэтому соглашается на все, лишь бы съехать. Директриса цинично замечает, что в ее 30 лет выбор не велик, и ради своего удовольствия берется за сватовство. Сам Беликов думает лишь о том, чтобы все совпадало с его представлениями о мире, и усиленно подгоняет жизнь под устоявшийся шаблон.
  • Проблема счастья
    и восприятие счастья. Для каждого человека счастье может быть разным, люди не должны осуждать то, что делает счастливым другого человека. Однако и мы сами нередко принимаем мираж за нечто большее и усиленно гонимся за ним. Так и Беликов видел счастье в комфорте и футлярности, игнорируя любовь, свободу, радости жизни без нескончаемых запретов.
  • «Футлярность» и «футлярная» жизнь
    — герой в рассказе полностью отгородился от общества и от внешних проблем, из-за этого он не был готов к серьёзной жизни и решительным поступкам. Даже любовь не вывела его из мрачного оцепенения одиночества. От любого положительного явления он защищался опасениями и сомнениями, и в итоге все хорошее прошло мимо него.
  • Деградация личности и неуверенность в себе
    – это «вытекает» из предыдущего пункта, Беликов не просто отгородился от общества, он не хотел развиваться, менять что-то к лучшему, потому что боялся пробовать что-то новое. Он даже преподавал мертвый язык, который уже никому не нужен. Он восхищался прошлым, но игнорировал настоящее. Беликов не жил, а существовал.
  • «Беликовщина»
    — термин, появившийся после успеха рассказа «Человек в футляре» и означающий стремление к прошлому, игнорирование настоящего и жизнь в тесных рамках формальности. Это страх жизни, страх перемен и открытий. Данное явление характерно для людей, которые защищаются от реальности бегством в спасительные иллюзии.
  • Пошлость в рассказе «Человек в футляре» пронизывает всю жизнь на периферии. Люди сватают совершенно посторонних людей, рисуют карикатуры, слушают и боятся мнительного ханжу — все это обрисовывает пустоту их существования и его мещанскую скуку.

Основная идея

Так в чём же заключается смысл и главная мысль рассказа «Человек в футляре»? Чехов хотел показать не то, насколько плохой и глупый Беликов, а то, что так делать ни в коем случае нельзя. Нельзя становиться жертвой своих же мыслей, своих же установленных в голове рамок. Автор призывает освободиться от тесного, душного футляра и начать жить, начать дышать полной грудью. Именно в этом заключается авторская позиция.

В финале Беликов умирает, и люди говорят, что видели радость на его лице, когда он лежал в гробу. В этот момент герой как будто был рад тому, что проведёт теперь всё оставшееся время в своём комфортном футляре, из которого он точно никуда не денется. Смысл финала рассказа «Человек в футляре» — это трагедия общества, в котором очень много футлярных людей. После тех похорон Буркин потерял чувство радости, ведь ничего толком не поменялось, и душная атмосфера гимназии не разрядилась. Сколько еще Беликовых осталось на белом свете? Великое множество, и оно по-прежнему вопрошает: «Как бы чего не вышло»?

Чему учит?

Какую мораль можно вынести из рассказа «Человек в футляре» и какой можно сделать вывод? Нужно просто пытаться побороть страхи, нужно пробовать что-то новое для себя, встречать новых людей — выходить из зоны комфорта. Если вовремя это не сделать, то вся жизнь будет проходить по инерции, точно как у Беликова.

Чехов заставляет задуматься о том, что означает слово «счастье»? Разве только довольство и покой? Скорее, это духовное озарение, состояние блаженства, которое не может подарить ни пальто с воротником, ни галоши.

Автор:
Guru
·
Опубликовано
· Обновлено

Антон Павлович Чехов — автор многих новаторских произведений, где читатель видит не только тонкую сатиру, но и детальное описание человеческой души. Когда знакомишься с его творчеством, начинает казаться, что он не только прозаик, но и весьма одаренный психолог.

История создания

«Человек в футляре» — один из трех рассказов из серии «Маленькая трилогия», над которым автор работал около двух месяцев в 1898 году. Также в неё входят рассказы «Крыжовник» и «О любви», которые Антон Павлович писал в Мелиховке, где жил с семьей. Работу над ними он едва успел закончить, ведь уже страдал туберкулезом и писал все меньше и меньше.

Нельзя быть точно уверенным, что Чехов писал о каком-то конкретном человеке, скорое всего, центральный образ «Человека в футляре» является собирательным. Современники писателя выдвигали несколько кандидатур, которые могли бы послужить прототипами для Беликова, но все они имели лишь небольшое сходство с героем.

Жанр, конфликт и композиция

Читателю достаточно легко знакомиться с произведением, ведь оно написано простым языком, который, тем не менее, способен вызывать огромное количество впечатлений. Стиль выражается и в композиции: текст разбит на небольшие смысловые фрагменты, акцентирующие внимание на самом главном.

В рассказе мы наблюдаем конфликт между двумя героями. Автор противопоставляет Коваленко (жизнеутверждающую, активную позицию, позитивное мышление) и Беликова (пассивное и безжизненное прозябание, внутреннее рабство), что помогает ему еще лучше раскрывать поставленную проблему. Футляр становится художественной деталью, которая описывает всю суть и смысл произведения, показывает внутренний мир героя.

Литературный жанр – рассказ, который входит в состав «маленькой трилогии» из трех отдельных, но совмещенных одной идеей рассказов. «Человек в футляре» написан с явной сатирической окраской, таким приемом писатель высмеивает саму сущность «маленького человека», который просто-напросто боится жить.

Смысл названия

В своём рассказе Чехов предупреждает нас, что совершенно любой человек, сам того не желая, может заточить себя в «футляр», именно отсюда и появилось такое название. Под футляром понимается зацикленность на неписанном своде правил и ограничений, которыми люди сковывают себя. Зависимость от условностей превращается для них в болезнь и препятствует их сближению с обществом.

Укромный мирок запретов и барьеров кажется обитателям футляров намного лучше, они окружают себя некой оболочкой, чтобы влияние внешнего мира никак не коснулось их. Однако жить взаперти с собственными порядками и установками тесно, другой человек туда не вместится. Получается, житель душного, закупоренного уголка обречен на одиночество, поэтому название рассказа принципиально подается в единственном числе.

Главные герои

  1. Главным героем рассказа является Беликов — учитель греческого языка в гимназии. Он устанавливает определенные правила в своей жизни, и больше всего боится, что что-то пойдёт не так, как было задумано. Беликов даже в самую ясную и тёплую погоду одет в калоши и тёплое пальто с поднятым воротником, он прячет своё лицо за темными очками и шляпой, чтобы как можно лучше оградить себя от влияния окружающей среды: не только природной, но и социальной. Его пугает современная реальность и раздражает все, что происходит вокруг, именно поэтому учитель облачается в некий футляр и внешне, и внутренне.
  2. Михаил Коваленко — новый учитель истории и географии, который приезжает работать в гимназию вместе со своей сестрой. Михаил — молодой, общительный и жизнерадостный мужчина высокого роста, большой любитель посмеяться и даже похохотать от души.
  3. Его сестра Варенька — женщина 30 лет, очень жизнерадостная и счастливая, обожает веселиться, петь и плясать. Героиня проявляет интерес к Беликову, который, в свою очередь, уделяет ей время и соглашается на прогулки, чтобы порассуждать о том, что брак — это слишком серьезная вещь. Женщина все же не теряет надежды расшевелить кавалера, что выдает в ней такие качества, как настойчивость и целеустремленность.

Темы

  1. Основная тема рассказа Чехова — это замкнутая и обособленная жизнь человека, который дичится окружающего мира и чуждается любого проявления чувства. Он прячет глаза от окружающих людей, постоянно носит все свои вещи в чехле, будь это маленький нож, предназначенный для заточки карандаша, или обычный зонтик, которым так удобно скрывать лицо. Многие духовные ценности были дики главному герою, а эмоции — непонятны. В этом выражается его ограниченность, отравляющая существование.
  2. Тема любви в рассказе раскрывается в отношении Вареньки к Беликову. Девушка пытается заинтересовать героя и возвратить его к полноценной жизни. Она до последнего верит, что он еще может измениться к лучшему. Но он закрывается и от неё, ведь его начинают пугать перспектива брака и навязчивые разговоры коллег об их женитьбе.
  3. Чехов объясняет читателю, что самое страшное, что может случиться с человеком — это равнодушие к жизни. Беликов настолько замкнулся в себе, что перестал различать краски мира, получать удовольствие от общения, стремиться к чему-то. Ему уже все равно, что происходит за пределами его футляра, лишь бы были соблюдены многочисленные приличия.
  4. Человек в футляре — собирательный образ робких людей, которые боятся своих же чувств и эмоций. Они абстрагируются от окружающего мира и замыкаются в себе. Поэтому тема одиночества тоже является важной в рассказе Антона Павловича Чехова.

Основные проблемы

  1. Консервативность. Автор с ужасом и жалостью осознаёт, что некоторые его современники создают себе оболочку, в которой погибают морально и духовно. Они существуют в мире, но не живут. Люди плывут по течению, более того, они даже не могут позволить судьбе вмешаться и поменять что-то в лучшую сторону. Эта боязнь новых событий и перемен делает людей пассивными, неприметными и несчастными. Из-за обилия таких консерваторов в общество и образуется застой, через который сложно пробиться молодым побегам, способным развиваться и развить страну.
  2. Проблема бессмысленности жизни. Для чего жил Беликов на земле? Он так и не сделал никого счастливым, даже самого себя. Герой трясётся над каждым своим поступком и постоянно вторит: «Как бы чего не вышло». Минуя вымышленные горести и страдания, он упускает само счастье, таким образом, его цена психологического комфорта чересчур велика, раз уничтожает саму сущность бытия людей.
  3. Перед читателем вырисовывается проблема счастья, точнее, проблема его достижения, сути и цены. Герой заменяет его на покой, но, с другой стороны, он сам вправе определять, что для него наивысшая ценность.
  4. Проблема страха перед любовью. Люди, которые окружают его, так же несчастны, они оказываются по ту строну вымышленного футляра, Беликов просто не может открыться и подпустить кого-то ближе. Герой так и не смог развить свои чувства к понравившейся девушке, он просто испугался их и остался ни с чем.
  5. Проблема социапатии. Учитель боится общества, презирает его, отгораживается, не позволяя никому из окружающих людей себе помочь. Они бы и рады, но он сам не позволяет это сделать.

Главная мысль

Чехов был не только врачом по образованию, но и лекарем душ по призванию. Он осознавал, что болезнь духовная подчас оказывается опаснее физического недомогания. Идея рассказа «Человек в футляре» — это протест против одинокого закрытого прозябания под оболочкой. Автор вкладывает в произведение мысль о том, что футляр нужно безжалостно сжечь, чтобы почувствовать свободу и относиться к жизни с легкостью.
Иначе судьба замкнутой личности может сложиться плачевно. Так, в финале главный герой умирает в одиночестве, не оставив ни благодарных потомков, ни последователей, ни достижений. Писатель показывает нам, как никчемно может закончиться земной путь «футлярного» человека. Коллеги и знакомые, которые присутствуют на его похоронах, мысленно счастливы, что, наконец, распрощались с Беликовым и его назойливостью.

Антон Павлович вкладывает в своё произведение социально-политический подтекст, подчеркивая важность социальной активности и гражданской инициативы. Он выступает за насыщенную и полноценную жизнь, наделяет главного героя отталкивающими чертами характера, чтобы доказать людям, как убого и жалко выглядит обитатель «футляра», растрачивающий себя впустую.

Таким образом, Чехов описывает удел многих клерков, которые серо жили в душном городе, разбирая никому не нужные бумажки. Он иронично обыгрывает тип «маленького человека», нарушая литературную традицию изображать его в идиллических тонах. Его авторская позиция — не созерцательная или сентиментальная, а активная, не терпящая компромиссов. Жители футляра не должны смаковать свое ничтожество и ждать жалости, им надо меняться и выдавливать из себя раба.

Чему учит автор?

Антон Павлович Чехов заставляет нас задуматься над своей собственной жизнью и задаться интересным вопросом: «А не строим ли мы себе тот же самый футляр, что был у главного героя Беликова?». Автор в прямом смысле учит нас жить, на примере показывая, как может потускнеть и пропасть личность, пресмыкающаяся перед условностями и стереотипами. Чехов действительно смог внушить людям отвращение к серой, никчемной жизни, показать, что бездействие и безразличие – это самое страшное, что может случиться с нами.

Боязнь открытий и свершений губит в человеке личность, он становится жалким и беспомощным, не способным проявлять даже самые простые чувства. Писатель верит, что человеческая натура гораздо богаче и способнее, чем то, во что страх и лень ее превращают. Счастье, по Чехову, заключается в полноценной жизни, где есть место сильным эмоциям, интересному общению и индивидуальности.

Автор: Мария Онилова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Произведение «Человек в футляре» было написано в 1898 году. Тема «маленькой трилогии», а именно рассказа «Человек в футляре» – «футлярная» жизнь. Название рассказа напрямую связано с содержанием.

Проблема, которую затрагивает Чехов в рассказе, всегда останется актуальной. Писатель предупреждает об опасности обывательщины, житейской пошлости. Незаметно для себя каждый может попасть в «футляр» собственных предрассудков, перестав думать и размышлять, искать и сомневаться. И это действительно страшно, так как ведет к полному опустошению и к деградации личности.

Идея мне представляется в протесте против «футлярной» жизни, или, говоря словами самого писателя, в стремлении показать, что «все, что напутали, что настроили, чем загородили себя люди, все нужно выбросить, чтобы почувствовать жизнь, войти в первоначальное, простое отношение к ней».

Следует отметить и пафос этого рассказа. Кроме сатирического и комического, здесь чувствуется и лирическое начало. Это достигается олицетворением предметов: «И, кажется, что звезды смотрят на нее ласково и с умилением и что зла уже нет на земле, и все благополучно».

В качестве основного приема автор использует художественную деталь, футляр, которая раскрывает не только внутренний мир героя, но и целое общественное явление – «футлярную жизнь». Приверженность человека к разным чехольчикам, зонтикам, галошам приобретает символический характер, а фраза: «Как бы чего не вышло» – становится крылатым выражением.

Рассказ имеет очень интересную композицию – рассказ в рассказе, но и это не мешает Чехову передать единую оценку восприятия жизни человека, утверждать свои идеалы, взгляды на жизнь. Сюжетное построение этого рассказа просто и оригинально. В его основе лежит столкновение Беликова и Коваленко, людей, которые имеют совершенно разные характеры, разные идеалы и нравственные принципы. В качестве пролога выступает перед нами рассказ учителя гимназии Буркина своему товарищу, ветеринарному врачу Ивану Ивановичу про учителя греческого языка по фамилии Беликов. Экспозиция нас «знакомит» с внешним обликом и образом жизни главного героя. Завязка сюжета начинается с тех пор, когда в город приезжает и назначается в гимназию новый учитель истории и географии Михаил Саввич Коваленко да приезжает не один, а со своей младшей сестрой Варенькой, в которую вскоре влюбляется Беликов, что является развитием действия в рассказе. Кульминация в рассказе составляет ряд событий: желание пожениться Беликова и Вареньки, нарисованная карикатура на главного героя, катание Коваленок на велосипедах, все эти действия взбудоражили Беликова, что и спровоцировало конфликт между главным героем и братом Вареньки. Развязкой рассказа служит смерть Беликова, которой как по мнению всех героев рассказа является решением всей проблемы. Буркин заканчивает рассказ. Размышляя об услышанном, Иван Иванович произносит: «А разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт — разве это не футляр?» — эпилог.

Конфликт рассказа лежит в самом человеке и окружающем мире. Представляя Беликова, я вижу человека, заточённого в небольшую темную коробочку. Человек в футляре… Это необычное словосочетание очень точно раскрывает суть человека. Но больше всего поражает то, что человек не пытается изменить что-то в своей жизни, ему удобно и спокойно за стенами своей «коробки», ведь так он не видит ужасного мира, где так много проблем, где люди страдают, а встречаясь с неприятностями, должны быть крайне решительными. Антон Павлович описывает нам человека, отказывающегося от настоящего мира, ведь его устраивает его собственный, кажущийся ему лучшим. Обратим внимание на внешний вид Беликова: даже в хорошую погоду он «ходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате». Все его вещи были в футлярах, более того, даже «…лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник». Главный герой постоянно носил «темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх». Только поэтому можно сказать, что Беликов делал все возможное, чтобы облачиться в футляр. Нюансы, которые создает Чехов, во внешнем облике Беликова являются символическими. Сначала мы видим, что и очки у него находятся в футляре, и зонт в футляре, и это впоследствии приводит нас к мысли, что и все, что есть внутри у Беликова в своеобразном невидимом футляре. Удивительно то, что такому невзрачному и ограниченному человеку, как Беликов удалось заковать в свои цепи весь окружающий его мир, люди вокруг него соответствовали его требованиям и представлениям.

Ключевой деталью рассказа «Человек в футляре» является смерть главного героя. Он умирает от шока, от непереносимого изумления, вызванного событием, являющимся для него чем-то из ряда вон выходящим. Мастерство Чехова заключается в том, что не позволяет себе напрямую выносить выговор таким, как его человек в футляре, он показывает свое представление об их будущем, о том, что их ожидает, если они будут продолжать тесниться и теснить других в своем защитном и горьком футляре страха. Антон Павлович умело использует бытовые детали и едва заметные нюансы жизни Беликова для того, что наиболее точно отобразить его внутренние побуждения и сковывающее главного героя сознание.

497d920096ee37a1ff16fecd50d80fc648Надпись: «Нет, больше жить так невозможно! -таков рецепт г.Чехова современному читателю. Е.А.Ляцкий: КОНТРОЛЬНЫЕ 
ВОПРОСЫ  И  КРАТКИЙ АНАЛИЗ   РАССКАЗА
АНТОНА  ПАВЛОВИЧА  ЧЕХОВА  
«ЧЕЛОВЕК   В   ФУТЛЯРЕ»

Подольская Ирина Александровна

учитель русского языка и литературы

КГУ «Экономический лицей» ВКО г.Семей

6e6459097af0fe76cd71bd70369f8a1bb2 


вопросы по произведению

о т в е т ы

1

Кто
рассказ нам историю о жизни Беликова

Учитель
гимназии Буркин

2

Кем
по профессии был Беликов

Учитель
греческого языка в гимназии села Мироносицкого

3

Чем
был приметен и замечателен Беликов?

«что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с
зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и
часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить
карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в
чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные
очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал
поднимать верх»

4

Чем
для Беликова являлись древние языки?

«древние языки, которые он преподавал, были
для него, в сущности, те же калоши и зонтик»

5

Почему
Беликов хвалил только прошлое?

«Действительность
раздражала
его, пугала, держала в постоянной тревоге,
и, быть может, для того, чтобы оправдать
эту свою робость, свое
отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было;
и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности,
те же калоши и зонтик
, куда он прятался от действительной жизни».

6

Что
всегда произносил Беликов, когда в городе что-нибудь разрешалось?

Оно,
конечно, так-то так, всё это прекрасно, да как бы чего не вышло.

7

8

Что
Беликов считал товарищескою обязанностью?

 «ходить по квартирам. Придет к учителю, сядет и молчит и как
будто что-то высматривает. Посидит, этак, молча, час-другой и уйдет. Это
называлось у него «поддерживать добрые
отношения с товарищами
»

9

Что
произошло в городе за 10-15 лет под влиянием поведения Беликова?

В городе
стали бояться всего
. Боятся громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать
книги, боятся помогать бедным, учить грамоте…

10

Какая
обстановка была в доме у Беликова?

И дома та же история: халат, колпак, ставни, задвижки, целый
ряд всяких запрещений, ограничений, и —  ах, как бы чего не вышло!…

11

Как
выглядела спальня Беликова?

была
маленькая, точно ящик, кровать была с пологом. (Ф.М.
Достоевский. Комната у Раскольникова)

12

Почему
Беликов боялся спать по ночам?

И
ему было страшно под одеялом. Он боялся, как бы чего не вышло,
как бы его не зарезал Афанасий, как бы не забрались воры, и потом всю ночь
видел тревожные сны

13

Кому
пришла в голову мысль поженить Беликова и Вареньку?

Директорши
гимназии

14

Сколько
было лет на момент знакомства Беликову и Вареньки?

Ему давно уже за сорок, а ей тридцать

15

Как
подействовало на Беликова решение жениться?

«решение
жениться подействовало на него как-то болезненно, он похудел, побледнел и,
казалось, еще глубже ушел в свой футляр».

16

Какая
была подпись под карикатурой на Беликова и Вареньку?

«влюбленный антропос»

17

Откуда
жителям города стало известно про карикатуру на Беликова?

все учителя мужской и женской гимназий, учителя семинарии,
чиновники, — все получили по экземпляру

18

Что
думал Беликов, когда упал и катился по лестнице в подъезде дома Вареньки?

как бы чего не вышло

19

Что
было странного во время похорон Беликова?

во время похорон была пасмурная, дождливая погода, и все мы были
в калошах и с зонтами.

20

Что
показалось рассказчику, когда Беликов уже лежал в гробу?

…когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое,
приятное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр,
из которого он уже никогда не выйдет. Да, он достиг своего идеала!

21

Что
дает человека даже маленький намек на свободу?

даже слабая надежда на ее возможность дает душе крылья

22

Что
«оставил» в наследство Беликов городу?

Беликова похоронили, а сколько еще таких человеков в футляре
осталось, сколько их еще будет!

23

После
какого эпизода  Беликов, «вернувшись домой, лег и больше не вставал»?

Когда
Варенька рассмеялась, видя, как он падает с лестницы

24

Зачем
А.П. Чехов в свой рассказ вводит лирическое отступление?

25

Как
называется сборник, в который входит рассказ «Человек в футляре»?

«Маленькая
трилогия»

26

В
каком году был написан рассказ А.П. Чехова?

В
мае-июне 1898 года

c2c148fe35ab00f91ac37e03d1408861c8

Н. Кончесвкая в письме
Антону Павловичу подметила:

«вся Россия показалась
мне в футляре. Дайте же нам что-нибудь

 такое, в чем была бы
хоть одна светлая точка и  что хоть

сколько-нибудь  ободряло
бы и примиряло с жизнью».

                                        
Год написания

– в мае-июне 1898г., конец Х
IХ века

                                        
Направление

реализм  

Социальные
проблемы общества, описанные автором, относят этот рассказ к реализму,
детально воспроизводящему события и характеристики героев.

Жанр – рассказ;
трагикомедия футлярной жизни; сатирическое направление

В лице Беликова,
писатель отражает жизнь и быт множества «маленьких людей», прозябающ
их в собственном, никому не нужном,
мирке

Композиция – рассказ в рассказе
(рассказ Буркина о жизни Беликова);
рассказ написан
доступным для понимания языком, он разделен на небольшие смысловые эпизоды, в
которых ярко выражена основная мысль.

Идея — автор
призывает освободиться от тесного, душного футляра и начать жить, начать дышать
полной грудью.

Тема –  главной темой рассказа является избегание
человеком жизненной правды, обособленность человека;его замкнутость в
собственную скорлупу; тема одиночества; апатии к жизни; тема любви.

Тематика
рассказа

«Человек в футляре» многогранна и актуальна в современном мире:

1.     Главная тема, которую Чехов изображает в рассказе «Человек в
футляре» – это социопатия, иными словами отказ от какого-либо
взаимодействия с обществом. Главный герой является асоциальным, это
ненормально, так как человек должен контактировать с другими людьми, а Беликов
полностью отгородился от всего окружающего и не хотел ничего менять. Это делало
несчастным не только его, но и людей, которых угнетало его влияние.

2.     Тема любви не раскрыта полностью, так как такой
человек не способен испытывать какие-то чувства по отношению к другим. Их
отношения с Варварой – это попытка Вареньки вернуть его в обычную, адекватную
жизнь, она согласна выйти замуж за него, но для Беликова проблемы, которые он
придумал себе сам, намного важнее, чем эмоции и чувства по отношению к Варваре. 

3.     Выбор жизненного пути. Мы не может судить Беликова, общество
тоже не имело права его судить. Он выбрал свой жизненный путь, он чувствовал
себя хорошо в своём маленьком обособленном мирке, ему было комфортно в его
одиночестве, он не делал окружающим ничего плохого, Беликов просто жил так, как
хотел именно он. 

4.     Ещё одна тема и
проблема, которая подчёркивается в рассказе – маленький человек. Все люди просто осуждали
Беликова, но никто не хотел ему помочь. Таким
образом, тема маленького человека затрагивает не только пассивного труса
Беликова, но и каждого окружающего его человека
. Другие герои точно
также предпочитали скрыться в своём панцире и делать вид, что ничего не
происходит. Футлярная жизнь заразительна.

5.     Роль пейзажа в рассказе «Человек в футляре» — контрастная.
Когда Беликов находился в наихудшем унынии по поводу карикатуры и встречи с
Варей на велосипеде, на улице во всю светило солнце, была редкая жара, а герой
на зло ей оделся теплее обычного. Когда же Беликов лежал в гробу с довольным
выражением лица, лил дождь, и все люди провожали его в галошах и с зонтами. Но
в душе каждого сияла радость освобождения от футлярного человека.

6.     Город.
Жизнь на отшибе всегда была предметом ироничного наблюдения Чехова. В его
провинции скучно, тоскливо и пошло. Так и в «Человеке…»: люди со скуки
принялись женить Беликова, они же судачат и сплетничают о его отношениях с
Варей. От нечего делать кто-то рисует карикатуры. Словом, дремотное болото
провинции пробуждает в жителях худшие качества.

7.     Историко-культурный фон Чехов передал очень точно. В его
рассказе фигурируют циркуляры с запретами и указы, которые регламентировали
жизнь на рубеже 19 и 20 веков. Также интересен взгляд автора на женский вопрос.
Дамы уже не сидят дома и нянчат детей, а работают, но все же многие люди типа Беликова
придерживаются патриархальных взглядов и отказывают даме в праве кататься на
велосипеде

Конфликт
внутренний
конфликт и конфликт с окружающим миром

Проблемы

нравственная проблематика в рассказе
«Человек в футляре»:

§ 
Эгоизм –
практически каждый персонаж в рассказе – эгоист, и думает исключительно о себе
и о своих проблемах. Варя хочет наладить самостоятельную жизнь
вдали от брата, поэтому соглашается на все, лишь бы съехать. Директриса
цинично замечает, что в ее 30 лет выбор не велик, и ради своего удовольствия
берется за сватовство. Сам Беликов думает лишь о том, чтобы все
совпадало с его представлениями о мире, и усиленно подгоняет жизнь под
устоявшийся шаблон.

§ 
Проблема счастья и восприятие
счастья. Беликов видел счастье в комфорте и футлярности, игнорируя любовь,
свободу, радости жизни без нескончаемых запретов.

§  «Футлярность» и «футлярная»
жизнь
 

§ 
Деградация личности и неуверенность в
себе
 –
это «вытекает» из предыдущего пункта, Беликов не просто отгородился от
общества, он не хотел развиваться, менять что-то к лучшему, потому что боялся
пробовать что-то новое. Он даже преподавал мертвый язык, который уже никому не
нужен.

§ 
«Беликовщина» — термин,
появившийся после успеха рассказа «Человек в футляре» и означающий стремление к прошлому, игнорирование настоящего и
жизнь в тесных рамках формальности.
Данное явление характерно для людей,
которые защищаются от реальности бегством в спасительные иллюзии. 

§ 
Пошлость в рассказе
«Человек в футляре» пронизывает всю жизнь на периферии.

В
качестве основного приема автор использует художественную деталь,
футляр, которая раскрывает не только внутренний мир героя, но и целое
общественное явление – «футлярную жизнь». Приверженность человека к разным
чехольчикам, зонтикам, галошам приобретает символический характер, а фраза: «Как
бы чего не вышло»
– становится крылатым выражением.

 

Авторские
афоризмы
Как бы чего не вышло

Человек в футляре

Беликовщина

Ах, свобода, свобода! Даже
намек, даже слабая надежда на ее возможность дает душе крылья, не правда ли?

Литература

1.   
А.П.
Чехов.  «Человек в футляре»
 https://obrazovaka.ru/biblioteka/chehov/chelovek-v-futlyare-chitat-rasskaz-online/rasskaz

2.    
Краткий
анализ рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре»
https://obrazovaka.ru/sochinenie/chelovek-v-futlyare/analiz-proivedeniya-chehova.html

3.      
ceceba00f70d3d37b8f31e092eb7d3f4b8Тема рассказа А.П.
Чехова «Человек в футляре»
https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/chelovek-v-futlyare-chehov/

4.    
Скачано с www.znanio.ru

  • Признаки волшебной сказки 5 класс литература
  • Признаки волшебной сказки сивка бурка 3 класс перечислить
  • Признаки волшебной сказки спящая красавица
  • Признаки волшебной сказки гуси лебеди
  • Признаки волшебной сказки 4 класс о мертвой царевне и о семи богатырях