Рассказ подчинен ритму движения экскурсантов, маршруту экскурсии. Например, рассказ, подготовленный для экскурсии с детьми, нельзя без изменения использовать на экскурсиях для взрослых из-за различной скорости передвижения этих групп. Также неодинаков рассказ на пешеходной и автобусной экскурсиях на одну и ту же тему.
2. Подчиненность рассказа показу.Рассказ экскурсовода не может быть абстрагирован от объектов показа, которые расположены на маршруте. Содержание рассказа подчинено задаче наблюдения объектов. Рассказ сопровождает показ объектов, дополняет и поясняет то, что видят экскурсанты, направлен на зрительное воссоздание картины, которая по замыслу авторов экскурсии должна возникнуть перед мысленным взором экскурсантов. Содержание рассказа определяется объектом изучения (природа, экспозиция музея, исторический памятник, места знаменательных событий).
3. Использование в рассказе зрительных доказательств.Особенность рассказа состоит в том, что в нем отсутствуют устные доказательства. Их роль выполняет зрительный ряд. Экскурсовод так строит показ, чтобы «заговорил» сам объект, чтобы экскурсанты увидели то, о чем он рассказывает. Это достигается путем образного рассказа, умелого показа памятника, демонстрации наглядных материалов из «портфеля экскурсовода». Рассказ, не связанный со зрительным рядом, излишние подробности в рассказе ведут к такому недостатку, как лекционность.
4. Адресность рассказа,т. е. привязка к наблюдаемым экскурсантами объектам. Адресный характер рассказа экскурсовода состоит в том, что, рассказывая, экскурсовод имеет в виду конкретный объект — здание, архитектурный ансамбль, инженерное сооружение, памятник природы и т. д.
Особенность методики состоит в том, чтобы сформулировать указания экскурсантам: на что обратить внимание; чему адресует рассказ экскурсовод; какую часть здания, сооружения (этаж, окно, балкон, пролет моста) он имеет в виду; какие растения показываются. Такое понимание достигается при помощи конкретных указаний, где именно происходило это событие, где проживал тот человек, о котором рассказывает экскурсовод, чью деятельность он характеризует. Если показ происходит на улице, застроенной несколькими домами, рядом расположенными и порой схожими между собой, экскурсовод называет цвет (белый, бежевый, красный), в который окрашено нужное здание, его внешние признаки — этажность, особенности конструкции. Убедившись, что экскурсанты поняли, о каком здании пойдет речь (узнали адрес рассказа), экскурсовод продолжает ведение экскурсии.
5. Конкретность экскурсионного рассказа.Конкретность — это не только формулировка темы, но и сами по себе приводимые факты, их толкование. Конкретность требует, чтобы на экскурсии преподносился не материал вообще, а материал, раскрывающий конкретную тему.
Неправильно рассматривать конкретность в рассказе экскурсовода как обилие фактического материала (фактов, примеров, дат, цифр, фамилий действующих лиц).
Конкретизация материала в экскурсии— выражение мысли, изложения определенного положения в более точной, конкретной форме.
6. Утверждающий характер рассказа.Рассказывая об историческом событии, экскурсовод с максимальной убедительностью утверждает, что оно происходило именно так, именно на этом месте, что его участниками были называемые им лица, а не кто-нибудь иной. Экскурсовод, характеризуя
конкретное событие, относит его к настоящему (прошлому или будущему) времени, преподносит его как объективный факт и указывает на конкретное лицо, которое совершает (совершало или будет совершать) это действие.
Необходимо иметь в виду и такую особенность рассказа, как наличие в нем подтекста. Подтекст— это внутренний, добавочный (скрытый в речи) смысл текста, рассказа экскурсовода. Подтекст находит выражение в чувствах экскурсовода, эмоциональной насыщенности его рассказа, в жестах и мимике, в тональности речи. Суть подтекста — отношение экскурсовода к предмету разговора, оценка определенного факта или какой-то детали в излагаемом материале.
Хорошо подготовленная и проведенная экскурсия позволяет экскурсанту увидеть мысленным взглядом нечто большее, чем то, что перед ним находится в данный момент в качестве объекта или группы объектов наблюдения.
Зрительные объекты большинства экскурсий интересны не сами по себе, а в связи с теми событиями, которые происходили на этих объектах или были связаны с ними. Обозначив буквой А экскурсионный объект, а буквой В — события с ними связанные, мы получим простую формулу: А + В. Содержание этой формулы в экскурсионной практике имеет много вариантов. Назовем некоторые из них.
Экскурсионный объект | События, связанные с экскурсионным объектом |
Памятник истории и культуры как произведение искусства | Историческое событие или конкретный деятель, в честь которого этот памятник воздвигнут |
Здание как архитектурный объект | Исторические события, которые в этом здании или около него происходили |
Жилой дом как постройка, характерная для определенной эпохи | Характеристика жизни и деятельности лиц, с ним связанных |
Шоссе, канал, мост как инженерные сооружения | События, во время которых эти сооружения использовались Характеристика отрасли науки, с развитием которой связано данное сооружение |
Лес, роща, река, поле, пещера, катакомбы и др природные объекты | События, которые произошли на данной территории |
Рассказ по отношению к показу звучит в разное время: до показа, в ходе показа и после показа.Так, в тематической экскурсии мы имеем дело с тремя вариантами рассказа на одну тему. В первом случае рассказ предваряет наблюдение объекта экскурсантами. Обычно — это краткая справка об объекте, задача которой направить внимание экскурсантов на какие-либо особенности объекта, заинтересовать их с помощью любопытной подробности. (Например, предваряя показ Боголюбовского замка, экскурсовод просит обратить внимание на лестничную башню, где в июньскую ночь 1174 г. разыгралась кровавая трагедия. Здесь был убит заговорщиками-боярами князь Андрей Боголюбский.) Во втором случае в ходе показа рассказ дополняет зрительный ряд, имеет форму справки, характеристики, комментария, репортажа, объяснения, реже — описания или литературного монтажа. В третьем случае после показа рассказ более лаконичен — это краткие выводы по поводу увиденного, краткий рассказ иногда две-три фразы на тему экскурсии. Как правило, какие-либо методические приемы в заключение не используются.
Из трех приведенных вариантов взаимодействие рассказа и показа имеет место только во втором — слово непосредственно взаимодействует с объектом и с наибольшей полнотой раскрывает тему. В первом варианте слово предваряет показ, в третьем — заключает показ.
Выводы.
Словесное начало в экскурсии получило условное название «рассказ». На самом же деле это информационный и аналитический материал, раскрывающий тему, состоящий из комментариев при показе объектов, оценок и выводов по основным вопросам и подтемам. Экскурсовод в рассказе сообщает, поясняет, характеризует, дает представление о зрительном облике объекта, картине события. Рассказ же в его общепринятом понимании является лишь частью выступления экскурсовода.
В экскурсионном рассказе используют различные формы, которые с давних пор экскурсионные работники относят к методическим приемам рассказа — справки, описания, характеристики, объяснения, комментирования и т. д
Особенности рассказа на экскурсии состоят в том, что он, как правило, основан на зрительных восприятиях. Рассказ экскурсовода не может быть автономным, т. е его речь не может абстрагироваться от объекта показа. Выводы экс-
курсантов строятся на основе не только услышанного, но и увиденного1.
Контрольные вопросы:
1. Сущность рассказа. Основные требования к рассказу.
2. Задачи рассказа на экскурсии. I 3. Определение предмета в рассказе. 14. Трансформация рассказа в зрительные образы. 1 5. Индивидуальные особенности речи экскурсовода.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда…
©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Поиск по сайту:
Мы поможем в написании ваших работ!
ОСОБЕННОСТИ РАССКАЗА НА ЭКСКУРСИИ
В практике можно обнаружить шесть особенностей рассказа:
1. Зависимость рассказа от скорости передвижения группы.
Рассказ подчинен ритму движения экскурсантов, маршруту экскурсии. Например, рассказ, подготовленный для экскурсии с детьми, нельзя без изменения использовать на экскурсиях для взрослых из-за различной скорости передвижения этих групп. Также неодинаков рассказ на пешеходной и автобусной экскурсиях на одну и ту же тему.
2. Подчиненность рассказа показу. Рассказ экскурсовода не может быть абстрагирован от объектов показа, которые расположены на маршруте. Содержание рассказа подчинено задаче наблюдения объектов. Рассказ сопровождает показ объектов, дополняет и поясняет то, что видят экскурсанты, направлен на зрительное воссоздание картины, которая по замыслу авторов экскурсии должна возникнуть перед мысленным взором экскурсантов. Содержание рассказа определяется объектом изучения (природа, экспозиция музея, исторический памятник, места знаменательных событий).
3. Использование в рассказе зрительных доказательств. Особенность рассказа состоит в том, что в нем отсутствуют устные доказательства. Их роль выполняет зрительный ряд. Экскурсовод так строит показ, чтобы «заговорил» сам объект, чтобы экскурсанты увидели то, о чем он рассказывает. Это достигается путем образного рассказа, умелого показа памятника, демонстрации наглядных материалов из «портфеля экскурсовода». Рассказ, не связанный со зрительным рядом, излишние подробности в рассказе ведут к такому недостатку, как лекционность.
4. Адресность рассказа, т.е. привязка к наблюдаемым экскурсантами объектам. Адресный характер рассказа экскурсовода состоит в том, что, рассказывая, экскурсовод имеет в виду конкретный объект – здание, архитектурный ансамбль, инженерное сооружение, памятник природы и т.д.
Особенность методики состоит в том, чтобы сформулировать указания экскурсантам: на что обратить внимание; чему адресует рассказ экскурсовод; какую часть здания, сооружения (этаж, окно, балкон, пролет моста) он имеет в виду; какие растения показываются. Такое понимание достигается при помощи конкретных указаний, где именно происходило это событие, где проживал тот человек, о котором рассказывает экскурсовод, чью деятельность он характеризует. Если показ происходит на улице, застроенной несколькими домами, рядом расположенными и порой схожими между собой, экскурсовод называет цвет (белый, бежевый, красный), в который окрашено нужное здание, его внешние признаки – этажность, особенности конструкции. Убедившись, что экскурсанты поняли, о каком здании пойдет речь (узнали адрес рассказа), экскурсовод продолжает ведение экскурсии.
5. Конкретность экскурсионного рассказа. Конкретность – это не только формулировка темы, но и сами по себе приводимые факты, их толкование. Конкретность требует, чтобы на экскурсии преподносился не материал вообще, а материал, раскрывающий конкретную тему.
Неправильно рассматривать конкретность в рассказе экскурсовода как обилие фактического материала (фактов, примеров, дат, цифр, фамилий действующих лиц).
Конкретизация материала в экскурсии – выражение мысли, изложения определенного положения в более точной, конкретной форме.
6. Утверждающий характер рассказа. Рассказывая об историческом событии, экскурсовод с максимальной убедительностью утверждает, что оно происходило именно так, именно на этом месте, что его участниками были называемые им лица, а не кто-нибудь иной. Экскурсовод, характеризуя конкретное событие, относит его к настоящему (прошлому или будущему) времени, преподносит его как объективный факт и указывает на конкретное лицо, которое совершает (совершало или будет совершать) это действие.
Необходимо иметь в виду и такую особенность рассказа, как наличие в нем подтекста. Подтекст — это внутренний, добавочный (скрытый в речи) смысл текста, рассказа экскурсовода. Подтекст находит выражение в чувствах экскурсовода, эмоциональной насыщенности его рассказа, в жестах и мимике, в тональности речи. Суть подтекста – отношение экскурсовода к предмету разговора, оценка определенного факта или какой-то детали в излагаемом материале.
Хорошо подготовленная и проведенная экскурсия позволяет экскурсанту увидеть мысленным взглядом нечто большее, чем то, что перед ним находится в данный момент в качестве объекта или группы объектов наблюдения.
Зрительные объекты большинства экскурсий интересны не сами по себе, а в связи с теми событиями, которые происходили на этих объектах или были связаны с ними. Обозначив буквой А экскурсионный объект, а буквой В — события, с ними связанные, мы получим простую формулу: А + В. Содержание этой формулы в экскурсионной практике имеет много вариантов. Назовем некоторые из них.
Рассказ по отношению к показу звучит в разное время: до показа, в ходе показа и после показа. Так, в тематической экскурсии мы имеем дело с тремя вариантами рассказа на одну тему. В первом случае рассказ предваряет наблюдение объекта экскурсантами. Обычно – это краткая справка об объекте, задача которой направить внимание экскурсантов на какие-либо особенности объекта, заинтересовать их с помощью любопытной подробности. (Например, предваряя показ Боголюбовского замка, экскурсовод просит обратить внимание на лестничную башню, где в июньскую ночь 1174 г. разыгралась кровавая трагедия. Здесь был убит заговорщиками-боярами князь Андрей Боголюбский.) Во втором случае в ходе показа рассказ дополняет зрительный ряд, имеет форму справки, характеристики, комментария, репортажа, объяснения, реже – описания или литературного монтажа. В третьем случае после показа рассказ более лаконичен – это краткие выводы по поводу увиденного, краткий рассказ, иногда две-три фразы на тему экскурсии. Как правило, какие-либо методические приемы в заключении не используются.
Из трех приведенных вариантов взаимодействие рассказа и показа имеет место только во втором – слово непосредственно взаимодействует с объектом и с наибольшей полнотой раскрывает тему. В первом варианте слово предваряет показ, в третьем – заключает показ.
Выводы.
Словесное начало в экскурсии получило условное название «рассказ». На самом же деле это информационный и аналитический материал, раскрывающий тему, состоящий из комментариев при показе объектов, оценок и выводов по основным вопросам и подтемам. Экскурсовод в рассказе сообщает, поясняет, характеризует, дает представление о зрительном облике объекта, картине события. Рассказ же в его общепринятом понимании является лишь частью выступления экскурсовода.
В экскурсионном рассказе используют различные формы, которые с давних пор экскурсионные работники относят к методическим приемам рассказа – справки, описания, характеристики, объяснения, комментирования и т.д.
Особенности рассказа на экскурсии состоят в том, что он, как правило, основан на зрительных восприятиях. Рассказ экскурсовода не может быть автономным, т.е. его речь не может абстрагироваться от объекта показа. Выводы экскурсантов строятся на основе не только услышанного, но и увиденного[47].
Контрольные вопросы:
1. Сущность рассказа. Основные требования к рассказу.
2. Задачи рассказа на экскурсии.
3. Определение предмета в рассказе.
4. Трансформация рассказа в зрительные образы.
5. Индивидуальные особенности речи экскурсовода.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
ДЖОРДЖ ДЖОЗЕФ СМИТ ПРОТОТИП РАССКАЗА АГАТЫ КРИСТИ
ДЖОРДЖ ДЖОЗЕФ СМИТ
ПРОТОТИП РАССКАЗА АГАТЫ КРИСТИ
Джордж Джозеф Смит родился в 1872 г. в семье страхового агента. В возрасте девяти лет он попал в исправительный дом и в дальнейшем мужественно не сходил с избранного пути. Промышлял Джордж Смит воровством, мошенничеством, а
Еще одна полезная структура рассказа
Еще одна полезная структура рассказа
Джозеф Кемпбелл, изучавший древние мифы, писал о структуре повествования, которую он обнаружил в мифах и сказках народов Западной Европы. Он назвал ее «путешествием героя» и детально описал в книге «Герой с тысячей лиц». Опытный
Сюжет для небольшого рассказа
Сюжет для небольшого рассказа
1969 — Франция?СССР (85 мин)· Произв. Мосфильм (Москва), Telsia Film (Париж)· Реж. СЕРГЕЙ ЮТКЕВИЧ? Сцен. Леонид Малюгин· Опер. Наум Ардашников· Дек. Арнольд Вайсфельд· Муз. Родион Щедрин· В ролях Марина Влади, Николай Гринько, Ия Саввина.Реконструкция
Сюжет для небольшого рассказа
Сюжет для небольшого рассказа
Из пьесы (действ. 1) «Чайка» (1896) Антона Павловича Чехова (1860— 1904). Эту фразу произносит беллетрист Тригорин, делая заметки в своей записной
Экскурсии
Экскурсии
· По каждой экспозиции проводится тематическая экскурсия. Обзорная экскурсия по музею предполагает осмотр всех экспозиций с краткой характеристикой каждого зала. Продолжительность экскурсий: 30–90 минут.· В музее постоянно обновляются временные выставки из
ОСОБЕННОСТИ ПОКАЗА НА ЭКСКУРСИИ
ОСОБЕННОСТИ ПОКАЗА НА ЭКСКУРСИИ
Показ как важнейший элемент экскурсии (ее зрительная основа) имеет свои характерные особенности.Активность показа. Показ это не пассивное любование памятниками природы или произведениями, созданными руками человека, а целенаправленное
ТРАНСФОРМАЦИЯ УСТНОЙ РЕЧИ (РАССКАЗА) В ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ
ТРАНСФОРМАЦИЯ УСТНОЙ РЕЧИ (РАССКАЗА) В ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ
Термин «трансформация» означает преобразование, превращение. Методистам и экскурсоводам при разработке новой экскурсионной темы необходимо иметь в виду особенности устной речи с учетом требований профессии
1.12. СОЧЕТАНИЕ ПОКАЗА И РАССКАЗА В ЭКСКУРСИИ
1.12. СОЧЕТАНИЕ ПОКАЗА И РАССКАЗА В ЭКСКУРСИИ
Любая экскурсия основана на сочетании двух главных элементов – показа экскурсионных объектов и рассказа о них.Показ и рассказ на экскурсии не являются величинами одинаковыми для всех видов и тем экскурсий. Соотношение
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАССКАЗА
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАССКАЗА
Методические приемы рассказа являются как бы пружиной устной речи, их основная задача – преподнести факты, примеры, события так, чтобы экскурсанты получили образное представление о том, как это было, увидели большую часть того, что было им
Экскурсии
Экскурсии
**Монастырь Монтсеррат
Экскурсии по городу
Экскурсии по городу
Обзорные экскурсии по городу постоянно отправляются от Государственного оперного театра. Перед зданием Оперного театра вы получите о них самую свежую информацию. Венская туристическая служба (находится за зданием Оперного театра, рядом с
ЭКСКУРСИИ
ЭКСКУРСИИ
ЭКСКУРСИЯ НА ОСТРОВ КОС
Для туризма остров Кос – второй по значимости после Родоса остров архипелага Додеканес. Он насчитывает всего 31000 жителей, но свыше 65000 мест для гостей. Остров площадью 296 км2 славится замечательными, кое-где еще совершенно не застроенными
Экскурсии из Мадрида
Экскурсии из Мадрида
*Пардо
Алькасар и собор Сеговии.Горы Гвадаррама (Guadarrama) к северу от Мадрида – это отличное место для загородных прогулок. Множество озёр, лесов и рек в долинах предгорий перед большим хребтом Гвадаррама дают прохладу и отдых. Хотя мадридцы в
Экскурсии
Экскурсии
Конечно, «нельзя объять необъятное». Читатели могут решить, что именно в Нью-Йорке заслуживает их первоочередного внимания, ознакомившись с разделами нашей книги, которые содержат описание достопримечательностей всех пяти районов города. Однако существуют
Доклад на тему «Экскурсия, как один из методов социализации подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа»
В Федеральном государственном образовательном стандарте подчеркнуто, что отклонения в развитии детей приводят к их выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Грубо нарушается связь ребенка с социумом, культурой как источником развития. Поэтому, особой потребностью обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является максимальное расширение образовательного пространства, выход за пределы образовательного учреждения для расширения жизненной компетенции.
Новый Федеральный государственный стандарт определяет цель образования обучающихся с ОВЗ, согласно которой необходимо «введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства».
Только появившись на свет, ребенок сразу попадает в мир социальных отношений между людьми, где каждый играет сразу множество ролей. Это — роль работника, семьянина, гражданина и другие. Социализация — это процесс взаимодействия человека и социальной среды. Благодаря социализации люди учатся совместно жить и взаимодействовать друг с другом.
По своему содержанию социализация — есть процесс становления личности. В связи с ограничением социальных контактов детей с интеллектуальными нарушениями процесс их социализации затруднен. Поэтому, проблема социализации воспитанников коррекционной школы выходит на первый план работающих в ней педагогов. В силу изолированности школьников с нарушением интеллекта от других детей, подготовить их к самостоятельной жизни в обществе сложно.
С этого года с целью самообразования я выбрала для себя тему «Развитие патриотизма у детей — сирот через любовь к родному городу Магнитогорску». В преддверии 90-летия города в 2019 году, в нашей группе был проведен цикл мероприятий, посвященных городу Магнитогорску, его истории, памятным местам и событиям (экскурсии к памятникам города, в музеи, проведение открытого мероприятия)
Одним из методов работы с детьми, который я использую в своей работе, является экскурсия.
Экскурсия — организованный, сопровождаемый объяснениями показ чего-либо (памятников прошлого, механизмов, произведений искусства и так далее), проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью.
Экскурсии проводятся с целью:
- введения в тему, получения новой информации;
- закрепления и углубления знаний;
- накопления жизненных фактов, обогащения жизненными образами содержания учебного процесса, расширения кругозора;
- развития наблюдательности, памяти, мышления, связной речи;
- воспитания любознательности, внимательности, позитивных межличностных и нравственно-эстетических отношений;
- осуществления связи обучения с жизнью, расширения сферы общения и социальных контактов.
Классификация экскурсий.
Деление экскурсий на четко определенные группы имеет большое значение для практической деятельности. Разнообразие экскурсий подразделяется по следующим признакам:
• по содержанию;
• по составу участников;
• по месту проведения;
• по способу передвижения;
• по форме проведения.
По содержанию экскурсии делятся на обзорные и тематические. Тематические, в свою очередь, подразделяют на следующие группы:
— исторические;
— историко-революционные;
— военно-исторические;
— производственные;
— природоведческие;
— искусствоведческие;
— литературные;
— архитектурно-градостроительные.
По составу участников экскурсии подразделяются следующим образом:
— для взрослых граждан (сборных групп всевозможных организаций, студентов, профессиональных групп и др.);
— для детей различных возрастов (дошкольников, младших школьников, школьников среднего и старшего возрастов);
— для местных жителей;
— для иногородних;
— для иностранцев.
Классификация экскурсий по составу участников является основой учета особенностей экскурсионной группы при npoведении экскурсии. В зависимости от состава участников маршрут экскурсии, выбор объектов показа, содержание рассказа, эмоциональную окраску всей экскурсии или отдельных ее частей вносятся определенные изменения. Резко отличаются между собой экскурсии для дошкольников и старшеклассников по языку, глубине экскурсионного анализа, продолжительности, развлекательности. Последнее особенно необходимо в экскурсиях для малышей и в меньшей степени для старших школьников.
Но главными при учете особенностей экскурсионной труппы являются образовательный уровень и возраст ее участии ков. Важно, чтобы сведения, сообщаемые экскурсоводом, не были общеизвестными, как говорят, «на слуху» у каждого, ним быстро пропадает интерес у слушателей. Но и нельзя чтобы они были слишком оторваны от знаний экскурсантов. В этом случае не возникнет связи между экскурсантами и экскурсоводом. Новые сведения должны ложиться на почву знаний, сформированную предыдущим жизненным опытом участников экскурсии.
По месту проведения экскурсии подразделяются на:
— городские;
— загородные;
— производственные;
— музейные;
— в культовых сооружениях и монастырях.
Предлагаемое деление основано на особенностях методики проведения экскурсий для каждой из пяти групп; при ином классификационном подходе могут возникнуть определенные трудности в практической работе.
Городские экскурсии бывают обзорными и тематическими и предусматривают показ как всего города, так и отдельных его частей. Например, старой части города, одного из интересных его районов, одной из улиц или площадей, насыщенных экскурсионными объектами.
Но экскурсия в музее организуется не по всем его экспозициям, а лишь по части, помогающей раскрыть определенную подтему обзорной или тематической экскурсии и тем самым сделать ее более глубокой и содержательной.
Пешеходные организуются в каком-либо конкретном месте, куда экскурсионную группу доставляют одним из видов транспорта: специально заказанным или рейсовым автобусом, пригородным поездом, теплоходом или даже вертолетом.
По содержанию загородные экскурсии, как и городские делятся на обзорные и тематические. В обзорных предусматривается раскрытие нескольких подтем: история края, достижения в экономике, культуре, науке, особенности природы и ряд других.
По способу передвижения экскурсии подразделяются на пешеходные, транспортные и комбинированные.
Каждый из названных видов экскурсии имеет свои преимущества. В пешеходных экскурсиях, при неторопливом темпе движения группы на маршруте, обеспечиваются наиболее благоприятные условия для показа всех экскурсионных объектов и рассказа экскурсовода. Пешеходные экскурсии дают возможность ее участникам глубже изучить, исследовать объекты, почувствовать себя участниками событий, о которых рассказывает экскурсовод. Длина пешеходных городских экскурсий составляет обычно 2-6 км.
Свои преимущества имеют транспортные экскурсии, они дают возможность познакомиться с большой городской или загородной территорией, включить в экскурсионный показ объекты, значительно удаленные друг от друга. Среди транспортных наиболее распространены автобусные экскурсии. Они состоят из двух частей: показа и рассказа по ходу движения автобуса и анализа экскурсионных объектов на остановках с выходом из автобуса. В настоящее время экскурсионные организации в качестве транспортных средств для проведения экскурсий используют также речные теплоходы, специально оборудованные трамваи, вертолеты. Особо яркое впечатление оставляют экскурсии на вертолетах в горных районах. В комбинированных экскурсиях сочетаются два их вида – с использованием транспортных средств и пешеходные.
По форме проведения экскурсии подразделяются следующим образом:
— обычные экскурсии;
— учебные;
— экскурсии-массовки;
— экскурсии-прогулки;
— экскурсии-концерты.
Экскурсия — эффективная организационная форма работы по адаптации детей с интеллектуальными нарушениями к жизни в обществе и их социализации. В своей работе я использую , как правило, пешие городские ,музейные, обучающие и виртуальные экскурсии. Любой экскурсии предшествует подготовительная работа. Заранее продумываются цели, задачи, содержание и методы. Дети знакомятся с темой и планом экскурсии.
С целью социальной адаптации и социализации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья проводим экскурсии обществоведческого плана. Эти экскурсии дают возможность воспитанникам узнать интересные факты из истории родного края, обычаях, обрядах, традициях Магнитогорска. Посещение познавательных программ, выставок, музеев несет радость и положительные эмоции, дети их всегда с нетерпением ждут.
В начале сентября дети посетили музей ММК, где им в доступной форме экскурсовод рассказала об истории Магнитогорска, его памятных местах, о ММК. Дети рассмотрели макеты памятников и памятных мест города, увидели конструкции доменной печи и металлопрокатного стана.
В нашей группе было проведено открытое занятие «Магнитогорк – наш город на Урале», где дети еще раз вспомнили историю города, увидели его символику (познакомились с гербом города, спели гимн), рассмотрели памятники и даже попытались их воспроизвести.
Далее мы с детьми провели обобщающее занятие и совершили экскурсию к памятнику – монументу « Тыл Фронту» и Вечному огню.
Дети будут участвовать в мероприятия, проводимых в честь празднования 90-летия города, и поэтому они должны знать все значимые события города, уметь в нем ориентироваться.
Хочется подчеркнуть, что интернат должен научить воспитанников с ограниченными возможностями здоровья культуре восприятия нового, воспитать потребность в посещениях музеев, выставок, спектаклей, концертов.
Экскурсии в коррекционной школе развивают у детей наблюдательность, способствуют адаптации в окружающем мире, обеспечивают закрепление понятий и представлений, воспитывают положительную мотивацию учения. Экскурсии повышают интерес воспитанников к получению новых знаний и умений, обогащают жизненный опыт, способствуют приобретению практических навыков жизни в обществе.
Эта работа дает позитивные результаты. У детей формируется целостное восприятие окружающей действительности, обогащается кругозор конкретными представлениями о мире, вырабатывается эмоционально-положительное отношение к совместным творческим делам и мероприятиям. Дети учатся быть независимыми в самообслуживании, адекватно оценивать себя и окружающих людей, равноправно с ними взаимодействовать.
Есть надежда на то, что социальная адаптация воспитанников с интеллектуальной недостаточностью пройдет успешно. Осуществляемая мною работа снимет трудности вхождения детей в социум, расширит круг их социальных контактов, а главное — принесет успехи в развитии личности воспитанников.
Слайд 1
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ ВИРТУАЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ
Слайд 2
Методические рекомендации созданы для методической помощи педагогам в подготовке и организации виртуальной экскурсии. В рекомендациях представлены задачи, цели, структура подготовки и организации виртуальной экскурсии. Представлен пример по созданию виртуальной экскурсии.
Слайд 3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА С самых древних времён люди мечтали увидеть что-то удивительное и новое, а с появлением компьютеров и интернета мечта начала осуществляться. В образовательных целях можно использовать виртуальные экскурсии в города и страны, изучаемые на уроке, посещение экспозиций научного содержания, музеев ученых и великих изобретений, а также предприятий, чья производственная технология может иллюстрировать теоретические и практические знания.
Слайд 4
ВВЕДЕНИЕ: Методика использования «виртуальной экскурсии» состоит из двух главных частей – методики подготовки виртуальной экскурсии и методики её проведения. Подготовка к экскурсии включает разработку новой темы и подготовку ответственного за проведение этого мероприятия. В проведении «виртуальной экскурсии» можно выделить общую и частную методики. Общая методика представляет собой систему приемов показа и повествования, применяемых в любой виртуальной экскурсии. Частные же объединяют приемы проведения «виртуальных экскурсий» в зависимости от их классификации.
Слайд 5
Одной из актуальных проблем, стоящих перед дошкольными образовательными организациями, является проблема применения инновационных педагогических технологий. Перед педагогами встает необходимость поиска новых форм, методов и средств подачи материала. Один из вариантов проектной деятельности, который используется педагогами в нашем ДОУ как эффективная форма обучения — это виртуальные экскурсии. Такая форма позволяет разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников.
Слайд 6
ПРЕИМУЩЕСТВА ВИРТУАЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ ПЕРЕД ТРАДИЦИОННЫМИ • Не покидая здания детского сада можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами ДОУ, города и даже страны. • Автоматизация обработки информации об изучаемом объекте повышает производительность работы педагогов. • Помогает организовать деятельность педагогов по овладению научными знаниями. • Ознакомиться с методами поиска, систематизации и наглядного представления информации с помощью компьютера.
Слайд 7
При этом освоение явлений материальной и художественной культуры в реальных, «живых» условиях ни в коем случае не отменяется. Виртуальное общение с ценностями культуры рассматривается как подготовительный этап. Оно позволяет закрепить изучаемый материал, создать условия для комфортного вхождения в экскурсионную деятельность, как в качестве экскурсовода, так и экскурсанта.
Слайд 8
3 D ТУРЫ ФОТОПУТЕШЕСТВИЯ в виде электронных презентаций В ИДЕОЭКСКУРСИИ сопровождаются комментариями С озданные на основе 3D панорам, позволяют видеть пространство вокруг себя
Слайд 9
1. ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ «ВИРТУАЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ» 1. Выбрать тему экскурсии 2. Обозначить возрастную группу экскурсантов 3. Определить цель экскурсии («Я создам экскурсию для того, чтобы…») 4. Определить задачи экскурсии («Для достижения цели я организую…, я со дам…, я предусмотрю… и т.д.») 5. Отбор литературы, составление библиографии и определение других источников экскурсионного материала. 6. Изучение источников. 7. Определить содержание экскурсии («Моя экскурсия расскажет о…») 8. Сканирование фотографий или других иллюстраций необходимых для представления проекта. 9. Составить маршрут экскурсии на основе видеоряда, который будет состоять из нескольких основных объектов (остановок). 10. Предварительно определить, какие возможности Power Point будут использованы (гиперссылки, анимация, триггеры, звук и др.). 11. Подготовка текста экскурсии. 12. Выбор методических приемов проведения «виртуальной экскурсии». 13. Показ экскурсии.
Слайд 10
1. Выбор темы экскурсии Выбор темы диктуется, предпочтениями педагогов, календарным планом или конкретной ситуацией. Тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое. Тема любой экскурсии выбирается по интересам и направлениям: исторические, экологические, и др. 2. Обозначить возрастную группу экскурсантов 3. Определение цели и задач экскурсии Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели, задач. Это помогает авторам проекта более организованно вести работу в дальнейшем. У каждого человека есть желание путешествовать. Для чего мы путешествуем? Узнать, увидеть, открыть для себя новое, неизведанное. Например: познакомиться с достопримечательностями родного города.
Слайд 11
3. Отбор литературы, составление библиографии и определение других источников экскурсионного материала. Затем мы выбираем литературу и активно проводим предварительную работу, подключаем в работу и родителей. В результате создается видеотека из фотографий и видеозаписей. Для создания экскурсии из возникшего перечня источников, создатель экскурсии, как скульптор, отсекает всё лишнее. При многократном просмотре материала, исследователь, постоянно держа в голове ТЕМУ, ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ, оставляет самые необходимые, важные и интересные источники. Изучение материалов по теме, прежде всего иллюстративных, позволяет сделать работу наиболее профессионально. Экскурсоводы подбирают материалы в виде фотографий, схем, карт, репродукций произведений изобразительного искусства и так далее.
Слайд 12
6. Изучение источников, При изучении собранных источников у создателя постепенно формируется текстовая и визуальная основа экскурсии. Учитывая, что некоторые познавательные экскурсии включают посещение музеев, как экскурсионный объект, следует предусмотреть знакомство с экспозициями и фондами музеев по теме. (Можно, выбрать конкретный музей в любимом городе, выйти на сайт этого музея и по его материалам, создать собственную виртуальную экскурсию: «Музей, как экскурсионный объект»!). 7. Определить содержание экскурсии («Моя экскурсия расскажет о…») 8. Сканирование фотографий или других иллюстраций необходимых для представления проекта. Далее на основе полученного материала подробно изучаем экскурсионные объекты, сканируем фотографии или рисунки
Слайд 13
9 . Составление маршрута экскурсии на основе видеоряда, который будет состоять из нескольких основных объектов (остановок). Маршрут виртуальной экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов и цели экскурсии. Одна из задач маршрута — способствовать наиболее полному раскрытию темы. Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута, — это организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.
Слайд 14
10. Виртуальный обход маршрута . Этот шаг предполагает просмотр собранного материала и логическое его расположение по маршруту, Определяем технику ведения виртуальной экскурсии и подготавливаем текст (комментарий) экскурсии. Подготовка текста экскурсии. Каждая экскурсия состоит из трех главных частей: вступления, основной части и заключения. Вступление и заключение отличаются от основной части тем, что они, как правило, не связаны с экскурсионным объектом. Вступление помогает установить контакт с аудиторией, привлечь ее внимание к теме. Основная часть – собственно экскурсия – строится на сочетании показа с рассказом. Ее содержание состоит из отдельных подтем , которые раскрываются на объектах и объединены главной темой. В ходе ее применяются разнообразные методические приемы. Освещение каждой экскурсионной подтемы в экскурсии целесообразно завершать обобщением материала — выводом. В заключении экскурсовод подводит итоги экскурсии, делает общие выводы по теме и отвечает на вопросы экскурсантов. Заключение закрепляет смысл и значение увиденного, и услышанного экскурсантами на экскурсии, еще раз поясняет тему.
Слайд 15
11. Комплектование «портфеля экскурсовода» . Портфель экскурсовода – необходим для каждой экскурсии – это материал, который способствует осуществлению главного критерия – наглядности в экскурсии. При этом следует максимально исходить из того, чтобы пополнить зрительный ряд экскурсии эмоциональным ярким материалом, который может помочь экскурсоводу оживить рассказ. Естественно, что характер наглядных пособий зависит от темы и конкретного содержания экскурсии. Именно в этой части подготовки виртуальной экскурсии мы можем найти существенное отличие от экскурсии обычной – это наглядность, которая становится главным и основным компонентом виртуальной экскурсии.
Слайд 16
12. Выбор методических приемов проведения «виртуальной экскурсии». Исходя из этого, определяется выбор методических приемов проведения экскурсии: показ презентации с речевым сопровождением, показ презентации с короткими комментариями и музыкальным сопровождением. Сопровождающий комментарий может быть представлен в текстовой форме или в виде аудиозаписи голоса «экскурсовода». Однако важно учесть, что создание звуковых файлов требует более кропотливой работы, а сами они достаточно велики, что усложняет манипуляцию с ними. Поэтому, опираясь на свой опыт, мы рекомендуем подготавливать материал в текстовой форме.
Слайд 17
13. Показ экскурсии. Заключительный этап — проведение (показ) виртуальной экскурсии. Показ объектов является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество представляемого материала. В процессе подготовки «виртуальной экскурсии» при отборе объектов проводится их оценка по следующим показателям (критериям): 1. Познавательная ценность. 2. Известность (популярность) объекта. 3. Необычность (экзотичность) объекта. 4. Выразительность. 5. Сохранность объекта. 6. Месторасположение.
Слайд 18
2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ «ВИРТУАЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ» Участниками «виртуальной экскурсии» в основном являются дети дошкольного возраста. Виртуальная экскурсия может проводиться на непосредственно образовательной деятельности, во время проведения досугов, праздников. Ответственность за проведение «виртуальной экскурсии» возлагается на воспитателя, специалиста ДОУ.
Слайд 19
3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ «ВИРТУАЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ» Методика проведения «виртуальной экскурсии» включает в себя показ объектов и рассказ о самих объектах и событиях с ними связанных. Неправильно строит всю экскурсию на применении одного методического приема. Совокупность методических приемов проведения «виртуальной экскурсии» включает в себя методические приемы показа «виртуальной экскурсии» и методические приемы голосового сопровождения «виртуальной экскурсии».
Слайд 20
4. СОСТАВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТЕКСТОВ Основой рассказа ответственного за проведение «виртуальной экскурсии» является индивидуальный текст, который определяет последовательность и полноту изложения мыслей, помогает ответственному за проведение «виртуальной экскурсии» логично строить свой рассказ. Такой текст каждый ответственный составляет самостоятельно. Основой для индивидуального текста является контрольный текст. У всех индивидуальных тестов при наличии хорошего контрольного текста будет идентичное содержание, но разные обороты речи, разные слова, различная последовательность в рассказе, могут быть даже разные факты, подтверждающие одно и то же. Индивидуальность «виртуальной экскурсии» состоит в том, что у ответственного за проведение «виртуальной экскурсии», может быть различная степень эмоциональности. Они могут использовать различные формы рассказа. Одно и то же положение может быть раскрыто на разных примерах. Текст следует писать от первого лица и выражать свою индивидуальность.
Слайд 21
5. ТЕХНИКА ВЕДЕНИЯ «ВИРТУАЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ» Эффективность любой «виртуальной экскурсии» зависит от техники проведения, которая состоит из следующего: — знакомство ответственного за проведение «виртуальной экскурсии» с группой; — соблюдение плана «виртуальной экскурсии»; — контроль обратной связи в «виртуальной экскурсии» (паузы, приемы привлечения и поддержания внимания, реакция на непредвиденные происшествия); — использование индивидуального текста в «виртуальной экскурсии»; — работа с «портфелем экскурсовода». — культура речи
Слайд 22
6. ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТА. Текстовое описание экскурсии. Виртуальная экскурсия в программе Microsoft PowerPoint Запустите компьютерную программу, в которой Вы будете собирать весь материал экскурсии. Если Вы делаете презентацию, то выбирайте программу Power Point . Распределите все фотографии в том порядке, в котором они должны быть по сценарию. Звуковое сопровождение можно записать в этой же программе, но Вам понадобится микрофон. В группе «Настройка» во вкладке «Показ слайдов» нажмите «Запись речевого сопровождения». Сохраните проект. Виртуальная экскурсия готова.
Слайд 23
7. МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ (МС) ВИРТУАЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ Каждая ВЭ обеспечивается методическим сопровождением. МС выполняется в программе Microsoft Word и состоит из пояснительной записки и конспекта проведения экскурсии. Пояснительная записка должна содержать сведения следующего характера: • Тема экскурсии. • Целевая аудитория (конкретный возраст). • Цели экскурсии. Здесь важно отметить, что указываются цели экскурсии, а не ее подготовки или того, что будет впоследствии. • Задачи экскурсии. Ваши действия для достижения целей. • Актуальность экскурсии и ожидаемые результаты. • Маршрут экскурсии. Он может быть оформлен отдельно как памятка для того, кто «посетит» Вашу экскурсию. • Техническое и иное обеспечение экскурсии. Описание всего, что необходимо для демонстрации экскурсии (оборудование, программы и т.д.) • Рекомендации по использованию ресурса. • Информационные источники (литература, интернет-ресурсы , материалы портала, которые были использованы при создании ВЭ. Все источники информации должны фиксироваться. Это касается как ссылок на сайты и страницы в Интернете, так и литературы (учебники, книги, журналы), медиаресурсов и др. Также должны быть указаны ссылки на все изображения презентации с прямым выходом по ссылке на данное изображение (а не на сайт или портал).
Слайд 24
Тема экскурсии Маршрут и структура экскурсии Цели экскурсии Задачи экскурсии КОНСПЕКТ ЭКСКУРСИИ СОДЕРЖИТ:
Другой вариант движения как методического приема — обход вокруг здания, сооружения, памятника.
Показ мемориальной доски. При наличии на экскурсионном объекте мемориальной доски экскурсоводу следует начинать с анализа объекта и рассказа о событиях, с ним связанных. Только после этого внимание экскурсантов обращается на мемориальную доску, которая на данном объекте установлена. Если мемориальная доска экскурсантам видна хорошо и они уже прочли надписи на ней, то экскурсоводу не следует зачитывать ее вслух.
2. РАССКАЗ В ЭКСКУРСИИ
Рассказ – это условно принятое в экскурсионном деле название устной части экскурсии, то есть сообщения и пояснения, которые экскурсовод дает группе. Это образная информация о памятниках, исторических событиях и деятельности конкретных исторических лиц.
Рассказ экскурсовода выполняет две задачи: комментирует, поясняет, дополняет увиденное; реконструирует, восстанавливает то, что не может в данный момент увидеть экскурсант. Рассказ это звучащий индивидуальный текст экскурсовода, исполненный им с соблюдением требований устной публичной речи и представляющий образец монологической речи.
Основные требования к рассказу: тематичность, конкретность, убедительность, доступность изложения, законченность суждений, связь с показом, научность.
В качестве основных особенностей рассказа можно выделить следующее:
1. Зависимость рассказа от скорости передвижения группы. Рассказ подчинен ритму движения экскурсантов, маршруту экскурсии.
2. Подчиненность рассказа показу. Рассказ экскурсовода не может быть абстрагирован от объектов показа, которые расположены на маршруте. Содержание рассказа подчинено задаче наблюдения объектов. Рассказ сопровождает показ объектов, дополняет и поясняет то, что видят экскурсанты, направлен на зрительное воссоздание картины.
3. Использование в рассказе зрительных доказательств. Особенность рассказа состоит в том, что в нем отсутствуют устные доказательства. Их роль выполняет зрительный ряд. Это достигается путем образного рассказа, умелого показа памятников, демонстрации наглядных материалов.
4. Адресность рассказа, то есть привязка к наблюдаемым экскурсантами объектам. Адресный характер рассказа состоит в том, что, рассказывая экскурсовод, имеет в виду конкретный объект – здание, архитектурный ансамбль, инженерное сооружение, памятник природы.
5. Конкретность экскурсионного рассказа. Конкретность – это не только формулировка темы, но и сами по себе приводимые факты, истолкование. Конкретизация материала в экскурсии – это выражение мысли, изложения определенного положения в более точной, конкретной форме.
6. Утверждающий характер рассказа. Рассказывая об историческом событии, экскурсовод с максимальной убедительностью утверждает, что оно происходило именно так, именно на этом месте, что его участниками были называемые ими лица.
Методические приемы рассказа
Методические приемы рассказа являются как бы пружиной устной речи, их основная задача — преподнести факты, приемы, события так, чтобы экскурсанты получили образное представление о том, как это было, увидели большую часть того, что было им рассказано экскурсоводом.
Приемы рассказа можно разделить на две большие группы.
Первая группа объединяет приемы, связанные с формой рассказа. Приемы этой группы выполняют задачу донести до экскурсантов содержание рассказа, способствуют формированию информации, ее упорядочению, запоминанию, хранению и воспроизведению в памяти экскурсантов.
Вторая группа объединяет приемы характеристики, объяснения, вопросов-ответов, ссылки на очевидцев, заданий, словесного монтажа, соучастия, индукции и дедукции. Приемы этой группы рисуют внешнюю картину событий, действия конкретных персонажей.
Прием экскурсионной справки используется в сочетании с приемами зрительной реконструкции, локализации, абстрагирования. Экскурсовод сообщает краткие данные о наблюдаемом объекте: дату постройки, авторов проекта, размеры, назначение. При осмотре дополнительных объектов этот прием используется самостоятельно, когда, изложив справочный материал, экскурсовод заканчивает знакомство группы с объектом. По своему содержанию и построению данный прием напоминает путевую экскурсионную информацию.
Прием описания ставит своей задачей оказать помощь в правильном отображении объекта в сознании экскурсантов. Для описания объекта характерны точность и конкретность. Этот прием предполагает изложение экскурсоводом характерных черт, примет, особенностей внешнего вида объекта в определенной последовательности.
Прием характеристики построен на определении отличительных свойств и качеств предмета, явления, человека. В экскурсии дается речевая характеристика объектов и действующих в экскурсии лиц. Прием характеристики представляет собой перечисление свойств и особенностей, совокупность которых дает наиболее полное представление о данном объекте, позволяет лучше понять его сущность. При использовании приема характеристики дается оценка качественных сторон объекта, таких как познавательная ценность, художественные достоинства, оригинальность авторского решения, выразительность, сохранность.
Прием объяснения — форма изложения материала, когда в рассказе, помимо справки об историческом событии, раскрываются сущность и причины, его вызвавшие. Наиболее часто этот прием используется в производственно-экономических и природоведческих экскурсиях, где в рассказе объясняются внутренние связи процессов и явлений.
Прием объяснения характерен для экскурсий с показом произведений изобразительного искусства. Экскурсовод поясняет смысл изображенного художником в картине, содержание памятника монументальной скульптуры.
Прием комментирования. В экскурсии методический прием комментирования используется экскурсоводом при изложении материала, разъясняющего смысл события или замысел автора памятника истории и культуры, который в данный момент наблюдается экскурсантами.
Прием репортажа. В экскурсии репортаж – это краткое сообщение экскурсовода о событии, явлении, процессе, очевидцами, которых являются экскурсанты. Этот прием эффективен лишь тогда, когда объект показывается в развитии, он помогает увидеть, как изменяется объект в ходе наблюдения и рождается нечто новое. Сложность использования такого приема состоит в том, что рассказ в значительной своей части не готовится заранее, он не входит целиком в индивидуальный текст экскурсовода, а носит характер импровизации, то есть составляется экскурсоводом на ходу, во время наблюдения происходящего.
Прием цитирования. Цитата в экскурсии направлена на то, чтобы вызвать в сознании экскурсантов зрительный образ, то есть выступает в роли зрительно воспринимаемой информации. В тексте экскурсии в виде цитат используются отрывки из художественных произведений. Особенно эффективно цитирование в тех случаях, когда необходимо воссоздать картины жизни в далекие времена, быт и деятельность наших предков
Прием вопрос-ответ. Суть этого приема состоит в том, что в ходе рассказа экскурсовод задает различные вопросы экскурсантам с целью их активизации. Большая часть таких вопросов не рассчитана на то, чтобы получить на них какие-либо ответы от участников экскурсии. Они выполняют функцию методического приема. Их можно разделить на несколько видов:
1. вопросы, на которые экскурсовод сразу же или по истечении некоторого времени сам дает ответ, продолжая свой рассказ по теме.
2. вопросы исторического характера, представляющие собой утверждение чего-либо в форме вопроса. Такие вопросы в лекционной пропаганде рассматриваются как прием ораторской речи.
3. вопросы экскурсовода, на которые отвечают экскурсанты, заостряют внимание экскурсантов к содержанию экскурсии, вносят некоторую разрядку и помогают лучше уяснить проблему.
Прием ссылки на очевидцев. Использование этого приема в рассказе дает возможность для образного воссоздания событий.
Прием новизны материала состоит в том, что в ходе рассказа по теме сообщаются факты и примеры, неизвестные экскурсантам. Этот прием используется экскурсоводом в тот момент, когда необходимо привлечь внимание группы к объекту, сделать восприятие наблюдаемого более эффективным.
Прием словесного монтажа. Используя этот метод, экскурсовод свой рассказ строит на наборе отрывков из различных литературных произведений, документальных материалов, опубликованных в периодической печати. Содержание этих отрывков раскрывает подтему экскурсии или один из основных ее вопросов. Этот прием дает возможность воссоздать картину событий.
Прием соучастия. Задача этого приема – помочь экскурсантам стать участниками того события, которому посвящена экскурсия. Делается это с помощью, например, обращения к группе: «Представьте себе, что мы с вами находимся на этом поле во время наступления вражеских войск». Затем с помощью приема зрительной реконструкции восстанавливается картина боя.
Прием дискуссионной ситуации. Экскурсовод, используя этот прием, выдвигает в своем рассказе такое положение, которое вызывает дискуссионную ситуацию. Этот прием дает возможность в части экскурсии заменить монологическую форму материала открытым диалогом. Свою точку зрения по выдвинутому положению высказывают два-три экскурсанта. Затем экскурсовод, подводя итоги, делает выводы.
Прием сталкивания противоречивых версий используется в рассказе экскурсовода, например, при оценке определенного исторического события, утверждения даты возникновения конкретного города.