Приведите примеры пословиц пришедших из сказок и басен крылова

Лиса если вдуматься в поведение героев басни ворона и лисица, то мы видим хитрую и сообразительную лису, которая своей сообразительностью

Лиса

Если вдуматься в поведение героев басни «Ворона и лисица», то мы видим хитрую и сообразительную лису, которая своей сообразительностью обманула наивную и доверчивую ворону. Здесь показана льстивая и умная лиса, которая без затруднений выманила сыр.

Ворона

Ворона же на оборот не блистает умом и, зная, что не обладает звонким голосом, все ровно поверила в похвалу и во весь голос каркнула, потеряв при этом свою еду. Делая выводы из данной ситуации нужно всегда доверять своим глазам, видя, кто именно находится перед тобой, а не наивности ушам.
Мораль данной басни: «лесть – это плохо», но текст полностью противоречит этому и вовсе не осуждает такое поведение.

Анализ басни Крылова Ворона и лисица 2 вариант

Произведение «Ворона и лисица» было написано в 1807 году Иваном Крыловым, оно относится к жанру басен, и впервые свет увидел басню в журнале в 1808 году.
Басня предполагает собой небольшой рассказ, зачастую написанный стихами, в главных героев чаще всего встречаются звери, и через их образы и ситуации авторы пытаются передать смысл и нравственные уроки.
Сюжет отличается своей простотой и доступностью, в главных ролях ворона и лисица. Ворона где-то раздобыла сыр и уселась на еловой ветке, только хотела позавтракать, но отвлеклась и задумалась. Тут появляется лисица и услышав запах сыра тут же приближается к вороне. Лисица задумала любым способом завладеть сыром, поэтому начала лестно высказываться в сторону вороны, она ее и хвалила и просила спеть. Ворона же наслушавшись таких речей открыла клюв и выронила сыр. Лисица подхватила добычу и убежала.
Суть многих басен это преподнести читателю какой-либо урок, нравоучение, путем показа жизненных ситуаций. Главной темой басни Ворона и лисица является-лесть, конечно любому приятно слушать хорошие слова в свои адрес, но это не значит, что нужно полностью поддаваться этому и верить, ведь не всегда тот, от кого вы будете слышать такие слова будет желать вам лучшего и неизвестно, чем эта лесть обернется для вас.
Данная басня является одной из самых известных у Крылова, автор взял за основу простой сюжет, который был известен ещё с античной эпохи.
В произведение мы видим двух главных героев, это Ворона и Лиса. Цель лисы-получить заветный кусочек сыра, а для этого ей нужно придумать как это сделать. И она решила задобрить ворону красивыми словами, та в свою очередь наслушалась и выронила сыр.
Если вдуматься в смысл басни, то можно понять, что автор не только лису показывает с негативной стороны, но и ворону. Ведь Лису плоха тем, что льстит ради собственной выгоды, а Ворона с легкостью поддается на это.
На примере двух животных басня учит относится к льстецам с осторожностью, ведь по сути люди способны на всё ради достижения своих целей, а так же следить за собой, то есть оставаться таким какой ты есть, не задирать нос и не считать себя лучше других.
Составляя характеристику главных героев, можно выделить главные качества присущие им. Лиса-по сути из многих сказок нам известно, что эти животные обладают весьма хитрым характером, они способны быстро придумывать план и находить выход из ситуации, в басне лиса представляется лживой и льстивой. Ворона противоположна по характеру, она отличается своей глупостью, доверчивостью, она не старается разбираться в словах которые ей говорят и развесив уши она слушает похвалу, из-за свой глупости она лишилась своего завтрака, выронив его лисе.
В заключении хотелось бы отметить тот факт, что басни не зря описывают жизненные ситуации через образы животных, ведь если подумать, то в жизни человека всегда найдутся люди, такие как эта лиса. Такие люди используют все возможные способы, дабы получить своё. Поэтому главное в такой ситуации, не давать лести окутать ваш разум, следует с осторожностью доверять людям и не идти на поводу у красивых слов. Наоборот в таких ситуациях следует быть неприступным и безразличным.

Крылатые выражения, которые пошли из басни Ворона и лисица

Ворона каркнула во все воронье горло
Вороне где-то бог послал кусочек сыру

Анализ и описание героев басни Ворона и лисица Крылова 3 класс

Ворона и Лисица – главные и единственные действующие персонажи одной из самых известных басен Крылова. Выражение “ворона и сыр” давно стало крылатым, означая упущенную по собственной глупости выгоду. Ворона – аллегоричный прототип жадного и одновременно крайне падкого на лесть недалекого человека, чей мир крайне эгоцентричен. Ворона отнюдь не наивная и доверчивая, просто ее желание показать себя во всей красе пересиливает в ней логику и здравый смысл.
Автор, к сожалению, не указывает прямо, где Ворона добыла себе пищу, но возникает ощущение, что тоже не самым честным способом. На примере самовлюбленного персонажа, баснописец советует читателю, что порой не стоит пытаться заявлять о себе при каждом удобном случае, подтверждая старинную пословицу, что молчание – золото. Именно поэтому, обладая каким-либо имуществом, знакомствами или возможностями, иногда не стоит заявлять о них во всеуслышание, в противном случае всегда найдется кто-либо достаточно ловкий и проворный, чтобы ими поживиться.
Лиса в басне Крылова оказалось именно таким хитрым и изворотливым персонажем. С давних времен считающаяся обладательницей тонкого ума, Лисица даже не попыталась насильно отнять приглянувшийся ей кусок сыра. Подобно поведению множества хитрецов среди людей, рыжая плутовка ласковыми речами заставила не слишком прозорливую Ворону широко разинуть клюв, и выронить кусок сыра. Этот факт еще раз доказывает, что далеко не всего в жизни следует добиваться физической мощью, порой правильное, вовремя сказанное слово и знание недостатков противника может сделать гораздо больше, чем кулаки.
Баснописец прозрачно указывает на то, что не каждый, кто говорит приятные, сладкие речи, может считаться искренним другом, вполне возможно, что это очередная “лисица” только и ждет, пока ей под ноги свалится то, что она пожелает отнять.

Слушать Басню Крылова Ворона и лисица

Читает Игорь Козлов

Мультфильм по басне И.А.Крылова “Ворона и лисица”

Пластилиновый мультфильм по басне И.А.Крылова “Ворона и лисица”. Создан учащимися русских школ “Планета Знаний” (Барселона, Испания) и “Одуванчик” (Тояма, Япония).
На нашем сайте вы также можете найти раскраску лисицы
Описание и стих 3 класс, 5 класс.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 122-124. 

УКМ «Школа России»

Раздел «Русские писатели». Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Назови произведения, которые тебе запомнились. Кто их автор?

Мне больше всего запомнились сказка Пушкина «О рыбаке и рыбке» и рассказ Толстого «Котёнок».

2. Ты уже познакомился с народными сказками. Теперь ты узнал, что сказку может придумать писатель, поэт. Мы говорим, что это литературная сказка.

Сказки бывают народными и литературными. Народные придумывает народ, литературные сочиняет автор.

3. Встречалось ли тебе слово иллюстратор? Это художник, который делает рисунки — иллюстрации к литературным произведениям. Например, к сказке о «Рыбаке и рыбке» рисунки делал художник Перцов.

А наиболее известным иллюстратором сказок Пушкина является Иван Билибин.

4. С какими произведениям Пушкина, Крылова, Толстого ты был знаком раньше? Расскажи одно из них.

Я читала сказки Пушкина: «О царе Салтане», «О мёртвой царевне и семи богатырях», «О попе и работнике его Балде».

Я читала басни Крылова: «Волк и ягнёнок», «Слон и Моська», «Мартышка и очки».

Я читала рассказы и сказки Льва Толстого: «Два брата», «Два товарища», «Лев и собачка».

Пример пересказа сказок Пушкина можно посмотреть, перейдя по ссылке.

5. Какие образные выражения из прочитанных рассказов ты запомнил и можешь объяснить их смысл?

«Сказка о рыбаке и рыбке»: не садися не в свои сани. Это значит занимайся своим делом, не лезь в чужое.

«Лебедь, рак и щука»: из кожи лезут вон. Это значит стараются изо всех сил.

«Стрекоза и муравей»: голову вскружило. Это значит потерять рассудок, делать глупости.

«Филипок»: в горле пересохло. Это значит, что мальчик не мог сказать ни слова.

«Котёнок»: что было духу. Это значит изо всех сил, очень быстро.

6. Прочитай ещё один отрывок из романа «Евгений Онегин» Пушкина. Сравни это стихотворение со стихотворением на странице 89. Подумай, какая тема их объединяет. Одинаковы ли в них зимние картины? Чем они различаются? Где наблюдал зиму поэт: в городе, в деревне?

Тема этих стихотворений — зима и мороз.

Но картины в этих стихотворениях разные. В первом описана деревня, день, радость мальчика и крестьянина. Во втором описан город и ночь, все люди спят и только собака лает.

7. Можешь ли ты сказать, в чём необычность «Сказки о золотой рыбке»?

Её необычность в том, что она написана в стихах. И у неё грустный конец, нет счастливого финала.

8. Случалось ли тебе остаться у разбитого корыта? Придумай свой рассказ на эту тему.

Пример рассказа на тему «Остаться у разбитого корыта» для 2 класса

Однажды мы с Игорем гостили в деревне у бабушки.

Как-то мы отправились в лес за грибами. Ходили мы долго, почти полдня, и набрали по полной корзинке грибов. Радостные мы возвращались домой.

Нам нужно было перейти по мосткам небольшую, но быструю речку. Я пошла осторожно, а Игорь побежал. Он поскользнулся и упал в воду. Корзина опрокинулась и грибы уплыли по течению. Только один боровик Игорь успел схватить.

Он остался у разбитого корыта, но я поделилась с ним своими грибами.

9. Определи основные мысли прочитанных басен Крылова. Назови образные слова и выражения из его басен, которые мы часто употребляем в речи. Почему их называют крылатыми?

Основная мысль басни «Лебедь, рак и щука»: Действовать нужно сообща, помогать, а не мешать друг другу.

Основная мысль басни «Стрекоза и муравей»: Нужно всегда думать о будущем и готовиться к нему заранее.

Образные слова: Злой тоской удручена, Воз и ныне там.

Эти выражения называют крылатыми, потому что они ушли в народ, стали часто употребляться в речи.

10. Вспомните с другом примеры из жизни, когда можно употребить следующие пословицы:

Один за всех и все за одного. Миша объяснил друзьям тему по русскому языку, а они помогли ему научиться играть в теннис. («Лебедь, рак и щука»)

Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу ему идёт. Маша боялась спать в темноте, но стремилась побороть свой страх и специально попросила маму гасить ей на ночь свет. («Котёнок»)

Грамоте учиться, всегда пригодиться. Коля пошёл в магазин, но не смог прочитать название товара и ничего не купил. А Игорь знал грамоту и купил нужный ему товар. («Филипок»)

Друзья познаются в беде. Юля потеряла ключи от дома. Алина сказала, что нужно быть внимательней, а Вика пригласила Юлю к себе, пока не пришли её родители. Вика помогла в беде, значит она настоящий друг. («Котёнок», «Стрекоза и муравей»)

Добра желаешь — добро и делай. Вадим помог старушке перейти улицу, а она дала ему конфетку. («Старый дед и внучек», «Стрекоза и муравей»)

Пилу точат, чтобы стала острее, человека учат, чтобы стал умнее. Маша плохо понимала математику и мама наняла репетитора. Маша усиленно занималась и стала получать по математике пятёрки. («Филипок»)

Счастье тот добывает, кто уменьем ума набирает. Андрей долго тренировался и победил на соревнованиях. Он был счастлив. («Филипок»)

11. Назови прочитанные произведения, к которым подходят эти пословицы.

Смотри названия произведений в скобочках.

1

  1. Какой из малых жанров фольклора мне понравился больше всего?
  2. Почему я люблю разгадывать загадки (или произносить скороговорки)?
  3. Каков мой любимый герой русской народной сказки?
  4. Почему красавица Василиса в сказке «Царевна-лягушка» названа Премудрой?
  5. Что тебе особенно дорого в сказке «Царевна-лягушка»?
  6. Почему в русских народных сказках добро всегда побеждает зло?
  7. Чему посвящена сказка «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»?
  8. Можно ли сказку «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» считать волшебной?
  9. Чем анималистическая (о животных) сказка «Журавль и цапля» отличается от волшебных сказок и в чем ее сходство с ними?
  10. Чем бытовая сказка «Солдатская шинель» отличается от волшебных и анималистических сказок?
  11. Почему я люблю читать русские народные сказки?
  12. Что общего в пословицах и поговорках и чем они отличаются друг от друга?
  13. Как удаётся пословице «дать совет» в разных житейских ситуациях?
  14. Появляются ли новые пословицы и поговорки сегодня?
  15. Чем похожи и чем различаются пословицы разных народов?
  16. Как праздновали Масленицу на последней неделе перед Великим постом?
  17. Почему народная обрядовая поэзия привлекала многих русских писателей, композиторов и художников? Приведите примеры.
  18. Что привлекает читателей в преданиях?
  19. Каким Иван Грозный показан в предании «Сороки-ведьмы»?
  20. Почему в народе осталась память о Петре I ?
  21. Кто из былинных богатырей тебе особенно интересен?
  22. Какой памятник ты бы поставил былинному богатырю?
  23. Какая картина известного художника на сюжет о былинных героях является твоей самой любимой и почему?
  24. Расскажите о народных песнях. Какие существуют группы народных песен? Что тебе известно об обрядовом фольклоре? Какие народные песни ты знаешь и какие из них тебе нравятся?
  25. Расскажи о своеобразии жанра частушек. Как они исполняются? Какие музыкальные инструменты сопровождают народные песни и частушки?
  26. Какое предание тебе нравится? Какими народ представляет себе Пугачева и Ермака?

Древнерусская литература

  1. Какова главная идея летописного рассказа «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»?
  2. Как ты думаешь, утратил ли свое значение летописный рассказ «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»?
  3. Какой подвиг совершил отрок-киевлянин и в чем заключалась хитрость воеводы Претича?
  4. Какие особенности древнерусской литературы проявились в «Сказании о белгородском киселе»?
  5. Что прославляет летописец в «Сказании о белгородском киселе»?
  6. Кто герой «Сказания о белгородском киселе»?
  7. Что ты знаешь об изготовлении и чтении книг в Древней Руси?
  8. О чем «Повесть временных лет»?
  9. В чем смысл «Поучения» Владимира Мономаха и какие из его советов кажутся тебе актульными и сегодня?
  10. Понравилась ли тебе «Повесть о Петре и Февронии Муромских» и почему?
  11. Каковы особенности речи Февронии и как они ее характеризуют?
  12. Чему учит тебя «Повесть о Петре и Февронии Муромских»?
  13. Какой теме посвящена «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского» и какие чувства вызывает при чтении?
  14. Кого высмеивает «Повесть о Шемякином суде»? Кто из героев вызывает у тебя сочувствие и почему?

Литература XVIII века

  1. В чем необычность стихотворения М.В. Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру…»?
  2. Почему сцена, описанная М.В. Ломоносовым в стихотворении «Случились вместе два Астронома в пиру…», выглядит смешно?
  3. Какое настроение вызвало у тебя чтение стихотворения М.В. Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру…»?
  4. Что бы тебе хотелось рассказать друзьям о М.В. Ломоносове?
  5. Какие идеи и взгляды М.В. Ломоносова тебе близки и почему?
  6. Почему Московский государственный университет носит имя М.В. Ломоносова?
  7. Каковы нравственные ценности и идеалы лирического героя стихотворения Г.Р. Державина «Признание»?
  8. В чём аллегорический смысл стихотворения Г.Р. Державина «На птичку»?
  9. Против чего Г.Р. Державин боролся в жизни и в поэзии?

Денис Иванович Фонвизин. Комедия «Недоросль»

Каковы нравы поместного дворянства в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

    «Недоросль» — первая русская социально-политическая комедия. Фонвизин изображает пороки современного ему общества: хозяева, господствующие не по праву, дворяне, не достойные быть дворянами, «случайные» государственные мужи, самозваные учителя.

      Госпожа Простакова – центральная героиня пьесы. Она управляет хозяйством, колотит мужа, держит в ужасе дворовых, воспитывает сына Митрофана. «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится». Её власти ничто не противопоставлено. Её бесчинства остаются в рамках негласно принятых норм поведения: «Разве я не властна в своих людях?» Но этот образ стоит на грани комедии и трагедии. Эта невежественная и корыстолюбивая «презлая фурия» по-своему чадолюбива. В конце пьесы говорится о том, что она теряет свою неограниченную власть над крепостными, отвергнута сыном. Она становится жалкой и униженной.

    Основным средством создания образа Простаковой становится речевая характеристика. Язык Простаковой меняется в зависимости от адресата и ситуации. К слугам она обращается: «собачья дочь», «бестия», «каналья», «воры». К Митрофану: «друг мой сердешный», «душенька». «Светскость» при встрече гостей  показывает, используя обороты «рекомендую вам дорогого гостя», «милости просим». Когда вымаливает себе прощение, её язык близок к народной речи: «Ах, мои батюшки, повинную голову меч не сечёт. Мой грех!»

    Митрофанушка – баловень матери, любимец дворни, невежа и бездельник. Он груб и спесив, подобно своей матушке. К домочадцам и слугам он обращается грубо. Няню Еремеевну он называет «старой хрычовкой». С Митрофаном связана важная для просветительской пьесы тема воспитания. Учителя у Митрофана были подобраны в соответствии с нормой времени и уровнем понимания своей задачи родителями: по-французски Митрофанушку учит немец Вральман, точные науки преподаёт отставной сержант Цыфиркин, который «малую толику арихметике маракует», грамматику – «образованный» семинарист Кутейкин, уволенный от «всякого учения».

    Итог обучения Митрофанушки – сцена экзамена, где ученик демонстрирует полное невежество, а его мать подводит итог: «Без наук люди живут и жили».

   «Познания» Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться — смешны. Но его отношение к Еремеевне, готовность «за людей приниматься», предательство матери уже не вызывают смеха: перед нами растет деспот, невежественный и жестокий крепостник.

     Основной прием создания сатирических персонажей в пьесе — «зоологизация». Вральману кажется, что, живя с Простаковыми, он жил «фсе с лошатками». Собравшись жениться, Скотинин (говорящая фамилия!) заявляет, что он и своих поросят завести хочет. Он соглашается со Стародумом, что предок Скотининых был создан Богом раньше Адама (т.е. тогда, когда были созданы скоты).

Каковы жизненные принципы Митрофана и отношение к ним автора?

Комедия Фонвизина «Недоросль» — первая в истории русской драматургии социально-политическая комедия. Автор изобличает в ней пороки современного ему общества. Героями комедии являются представители разных социальных слоев: государственные мужи, дворяне, слуги, самозваные учителя.

С образом Митрофана в пьесе связана очень важная для просветительской литературы идея воспитания. Митрофан — невежа, бездельник, любимец матери. От родительницы он унаследовал спесивость и грубость. К свято преданной ему Еремеевне он обращается: «старая хрычовка».

Митрофан — единственный сын провинциальных родителей. Дворянин, будущий крепостник или государственный служащий. «Похожий на мать»… Уже этим многое сказано. Мать, госпожа Простакова, — жестокая и властная женщина, коварная, хитрая и жадная. Невежественная мать учит своего сына наукам, но учителей набрала «ценою подешевле», да и тем мешает. Чего стоят ее советы сыну: «…друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!» «Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке!» Воспитание и обучение Митрофана соответствует «моде» того времени и пониманию родителей. Французскому языку его учит немец Вральман, точным наукам — отставной сержант Цыфиркин, который «малую толику арихметике маракует», грамматике — семинарист Кутейкин, уволенный от «всякого учения». «Познания» Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться — смешны.

Мать воспитывает Митрофана по своему образу и подобию: он глуп, жаден, ленив.    В некотором отношении Митрофан пошел дальше своей матери. Вспомним, как он жалеет матушку, которая устала, колотя батюшку. Он отлично понимает, кто настоящий хозяин в доме, и неуклюже льстит матери.

Слепо и безрассудно любя сына, Простакова видит его счастье в богатстве и праздности. Узнав, что Софья — богатая невеста, мать заискивает перед девушкой и любыми способами желает женить на ней сына.

Таким образом,  Митрофан — недоросль прежде всего потому, что он полный невежда, не знающий ни арифметики, ни географии, неспособный отличить прилагательное от существительного. Но он недоросль и в моральном отношении, так как не умеет уважать достоинство других людей. Он недоросль и в гражданском смысле, поскольку он не дорос до понимания своих обязанностей перед государством. Митрофан не рвется ни к учению, ни к службе и предпочитает положение «недоросля».

Пример Митрофанушки наглядно показывает, к чему может повести неправильное, чисто формальное обучение невежественными учителями и воспитание безнравственными родителями: «Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания. Дворянин, недостойный быть дворянином! Подлее его ничего на свете не знаю» (Стародум).

Как проявляет себя Митрофан в общении с разными людьми и как это его характеризует? (Татьяна Б.)

Словарь дает два определения слову «Недоросль». Первое — «это молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший на государственную службу». Второе — «глуповатый юноша — недоучка». Я думаю, что второе значение у этого слова появилось благодаря образу недоросля — Митрофанушки, который создал Денис Иванович Фонвизин. Ведь именно Митрофан олицетворяет подрастающих крепостников, которые с головой погрязли в глупости и невежестве.

Мать, потакавшая всем желаниям своего ребенка, воспитала из Митрофана настоящего эгоиста и деспота, не способного отвечать за себя и свои поступки. Уже в детстве Митрофан позволял себе грубо разговаривать не только с прислугой, но и с родной матерью. Свою старую няну Еремеевну он обзывает «старой хрычовкой», хотя та все время оберегает его от опасностей, убирает за ним, кормит его. Митрофан этого уже не замечает. Для него все так и должно быть.

На словах он смелый. Обидеть кого-то для него раз плюнуть. А вот на деле он показывает себя совсем с другой стороны. Митрофан труслив и несамостоятелен. Хотя зачем ему быть самостоятельным? Ведь «под рукой» всегда есть мама, няня или учителя.

Митрофан корыстный и эгоистичный. Сын Простаковой относится к разным людям неодинаково. Его отношение зависит от занимаемого людьми положения в обществе. Он живет только по такому принципу. Даже мать не жалеет и теряет к ней интерес, лишь только у нее отбирают власть: «Да отвяжись, матушка, как навязалась!». С этими словами любимый сын отказывается от матери в тяжелую для нее минуту. Правда, Простакова сама развила и воспитала в Митрофане такое отношение к людям и к себе и получила то, что заслужила.

После выхода комедии «Недоросль» в свет имя Митрофана стало нарицательным. Теперь «митрофанами» мы можем смело назвать глупого, грубого и ленивого человека, а таких в наше время, к сожалению, тоже немало. Именно благодаря таким «митрофанам» комедия «Недоросль» остается актуальной и в наше время.

Как характеризуют Софью, Митрофана и г-жу Простакову их слова и поступки в финале пьесы

Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

Чем же так великолепна эта комедия? Типичное творение русского классицизма со строгим делением персонажей на положительных (Правдин, Стародум, Софья, Милон) и отрицательных (Скотинин, г-н и г-жа Простаковы и, конечно, Митрофанушка); принцип говорящих имён, единство времени, места и действия – всё рассчитано на чёткое и однозначное раскрытие авторской идеи – воспитание истинного гражданина Отечества.

     Не случайно главный герой – недоросль (дворянин-подросток, не достигший совершеннолетия и без аттестата об образовании). В Екатерининскую эпоху дворяне по закону о вольности дворянства практически освобождались от службы в армии, помещики получили право самосуда в имениях над крепостными крестьянами. Помещичий произвол ничем не ограничивался и дошёл до беспредела. Либеральному, прогрессивному уму Фонвизина было дико наблюдать над тем, что происходит при дворе, да и вообще в России. Он верил в идею просвещения монарха и через это всего народа. Сила искусства слова должна была убедить Екатерину II и её вельмож в необходимости реформ. «Недоросль» — поучительная пьеса.

     Действие разворачивается в типичной для русской провинции помещичьей усадьбе Простаковых-Скотининых. О «диких нравах» русского поместного дворянства можно судить по первой сцене- примерке кафтана для Митрофанушки, сшитым крепостным Тришкой, который не учился портновскому делу. Впервые холоп возражает барыне, хотя получает за это оскорбления и угрозы.

Ф. изображает пороки современного ему общества, вызывая гневный смех, поражающий сам порок, а не его носителя. Здесь есть дворяне, высший класс общества, невежественные, стоящие на ступени развития ниже тех, кем управляют, учителя-самозванцы, среди которых немецкий кучер Вральман.

Звучит последняя фраза Стародума: «Вот злонравия достойные плоды!» Она и заставляет вернуться к самому началу комедии, чтобы найти причину падения Простаковой. Не надо долго искать приме­ры жестокости, бесчеловечности, тупости помещицы, которая имеет власть и силу над людьми. Крестьян она обирает до нитки, советы Скотинина, ее брата, помогают в этом. Слугам достается еще больше, потому что они все время на глазах, она и за людей-то их не считает. «Харя», «бестия», «скот», «собачья дочь», «болван» — все это адре­совано тем, кто кормит семью помещицы, убирает, ухаживает. Да что там слуги! Простакова брата родного готова сгубить, когда он стано­вится на ее пути. И все это ради Митрофанушки, ее надежды, ее кровинушки! Любая мать хочет добра своему ребенку, отдает ему свою любовь и заботу. Но у Простаковой это слепая любовь, страшная, без­умная. Сама ничтожная, непорядочная, она и сына воспитывает таким же. Будь ее воля, она бы никогда не утруждала его учебой. Живет же Простакова неграмотной, неграмотен и ее брат, а имеют власть и бо­гатство. Но указы царя заставляют дворян учить детей — вот и учит она своего Митрофана уже четыре года, а толку никакого, потому что пожалела денег для хороших учителей. А плохие и учат плохо, да и Митрофан не поддается обучению. Невежество самой Простаковой, ее безнравственность не имеют предела, совесть ее давно уснула. Простакова страшна и своими поступками, и образом жизни, и при­нципами. Она виновата в том, что своим воспитанием убила все че­ловеческое в Митрофанушке, сделала из него нравственного урода. Простакова потеряла даже чувство опасности. Она уже не в состоянии остановиться даже тогда, когда Правдин предупреждает о наказании.

Все идет к закономерному финалу, потому что произвол поме­щицы не знает меры, а ее невежество — стыда. Госпожа Простакова наказана сурово, но справедливо. Ее жадность, грубость, лицемерие породили плоды злонравия, за которые ей суждено расплатиться.

Развязка комедии внушает мысль о возможности и необходимости борьбы со злом: имение Простаковой взято под государственную опеку. Митрофанушка отправлен на службу. Софья и Милон обрели счастье. «Недоросль» обнажил бесчеловечность существующего строя.

Иван Андреевич Крылов.

Басни «Листы и Корни», «Волк на псарне», «Квартет», «Осёл и Соловей», «Ларчик»,

«Лягушки, просящие царя», «Обоз»

  1. Какая басня И.А. Крылова твоя самая любимая и почему?
  2. Как ты считаешь, устарели ли сегодня басни И.А. Крылова?
  3. Что ты знаешь о басне и какие ее строки остались в памяти?
  4. Какие пороки человека высмеивает И.А. Крылов в своих баснях?
  5. Как ты понимаешь слова: «А ларчик просто открывался», взятые из басни И.А. Крылова «Ларчик»?
  6. Как ты понимаешь слова: «Избави Бог и нас от этаких судей», взятые из басни И.А. Крылова «Осёл и Соловей»?
  7. Что происходит в басне И.А. Крылова «Лягушки, просящие царя»? Какие мысли русского баснописца отражены в ней? Почему нам смешно и грустно одновременно?
  8. О чем рассказывает басня И.А. Крылова «Обоз»? Какую картину она рисует? Какова мораль басни и к каким жизненным обстоятельствам она может быть применима?

Кондратий Федорович Рылеев. Дума «Смерть Ермака»

  1.  Каковы тема и идея думы К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака»? Какие чувства стремится передать автор читателю?

Билет №1

1. Каков мой любимый герой русской народной сказки?

2. Какие особенности древнерусской литературы проявились в «Сказании о белгородском киселе»?

3. Как характеризуют Софью, Митрофана и г-жу Простакову их слова и поступки в финале пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

Билет №2

1. Почему красавица Василиса в сказке «Царевна-лягушка» названа Премудрой?

2. В чем смысл «Поучения» Владимира Мономаха и какие из его советов кажутся тебе актульными и сегодня?

3. Какая басня И.А. Крылова твоя самая любимая и почему?

Билет №3

1. Чем анималистическая (о животных) сказка «Журавль и цапля» отличается от волшебных сказок и в чем ее сходство с ними?

2. Чему учит тебя «Повесть о Петре и Февронии Муромских»?

3. Как ты считаешь, устарели ли сегодня басни И.А. Крылова?

Билет №4

1. Чем бытовая сказка «Солдатская шинель» отличается от волшебных и анималистических сказок?

2. Какой теме посвящена «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского» и какие чувства вызывает при чтении?

3. Что ты знаешь о басне и какие ее строки остались в памяти?

Билет №5

1. Почему я люблю читать русские народные сказки?

2. Кого высмеивает «Повесть о Шемякином суде»? Кто из героев вызывает у тебя сочувствие и почему?

3. Какие пороки человека высмеивает И.А. Крылов в своих баснях?

Билет №6

1. Кто из былинных богатырей тебе особенно интересен? Какой памятник ты бы поставил былинному богатырю?

2. Какие идеи и взгляды М.В. Ломоносова тебе близки и почему?

3. Как ты понимаешь слова: «А ларчик просто открывался», взятые из басни И.А. Крылова «Ларчик»?

Билет №7

1. Какая картина известного художника на сюжет о былинных героях является твоей самой любимой и почему?

2. Против чего Г.Р. Державин боролся в жизни и в поэзии?

3. Как ты понимаешь слова: «Избави Бог и нас от этаких судей», взятые из басни И.А. Крылова «Осёл и Соловей»?

Билет №8

1. Расскажи о народных песнях. Какие существуют группы народных песен? Что тебе известно об обрядовом фольклоре? Какие народные песни ты знаешь и какие из них тебе нравятся?

2. Каковы нравы поместного дворянства в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

3. Что происходит в басне И.А. Крылова «Лягушки, просящие царя»? Какие мысли русского баснописца отражены в ней? Почему нам смешно и грустно одновре′менно?

Билет №9

1. Расскажи о своеобразии жанра частушек. Как они исполняются? Какие музыкальные инструменты сопровождают народные песни и частушки?

2. Каковы жизненные принципы Митрофана и отношение к ним автора?

3. О чем рассказывает басня И.А. Крылова «Обоз»? Какую картину она рисует? Какова мораль басни и к каким жизненным обстоятельствам она может быть применима?

Билет №10

1. Какое предание тебе нравится? Какими народ представляет себе Пугачева и Ермака?

2. Как проявляет себя Митрофан в общении с разными людьми и как это его характеризует?

3. Каковы тема и идея думы К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака»? Какие чувства стремится передать автор читателю?


Подборка по базе: реферат фольклор.docx, Детский фольклор.docx, Русский фольклор.docx


1. Фольклор. Потешки, пестушки, их значение. Педгогическая ценность. Примеры наизусть.

Лучшие образцы фольклора помогают родителям сделать общение с ребенком более насыщенным в эмоциональном и эстетическом плане.

Пестушки. «Пестушки, (от слова «пестовать» — воспитывать) связаны с ранним периодам развития ребёнка. Стишки просты. Младенцу еще могут быть недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет садиться, ползатьименно в этот период мама пестует младенца: играет ручками, поглаживает по животику, делает «топотушки» ножками. Проснувшегося малютку, мама ласкает, прикасаясь легкими массажными движениями, нежно приговаривает: «Потягушечки! Порастушечки!Поперек толстушечки,Руки — хватушечки. Ноги — бегушечки». Все это физически оздоровляет малютку, доставляет ему массу удовольствия. Происходящее вызывает эмоциональный «всплеск», потребность контактировать со взрослым, желание повторить движения, которые он не может еще выполнить самостоятельно. Так с помощью пестушек начинается игровое «обучение» малыша.

Занимат. качание на ноге, «подскоки» и колыхание на коле­нях: Поехали, поехали С орехами, с орехами! Поскакали, поскакали с ка­ла­чами, с калачами! Вприпрыжку, вприскочку По кочкам, по коч­кам – В ямку — бух! Взрослый подбрасывает ребенка на коленях, а за­тем делает вид, что опускает вниз, зажимает коленями и вновь сажает.

Потешки

Постепенно пестушки сменяются потешками — песенки-приговоры, сопутствующие игре пальчиками, ручками, головкой, ножками. От пестушек потешки отличаются, что они рассчитаны на активность ребенка, который выполняет самостоятельно игровые движения, соотнося их с содержанием песенки-потешки: движения пальчиками, похлопывания ручками («ладушки»). Например, потешка «Ладушки, ладушки» преподносится ребенку с целью научить малыша выполнять цепь игровых действий, когда малыш делает ручками «фонарики», затем хлопает ладошками. Ладушки, ладушки! Где были? У бабушки. Что вы ели? Кашку. Пили? Просто­кваш­ку. Простоквашка вкусненька,Кашка сладенька,Бабушка добренька! Попили, поели, шу-у-у…Домой полетели, На головку сели, Ладушки запели. (Малыш вскидывает ручки, делает взмахивания и прикладывает ладошки к головке).

Желание вырастить дитя крепким, здоровым и упитанным породило много присказок, с помощью которых старались накормить ребенка. Пришел кисель, На лавочке присел,На лавочке присел, Поесть Оленьке велел.

С тех пор, как появились потешки, прошло много лет, а до сих пор не утратили актуальности. Важно не только любить малыша, но и уметь эмоционально, ярко выразить чувство. Народное слово — «учитель»: вот почему взрослым так нужно овладевать приемами народного творчества и, общаясь с малышом, умело «вплетать» их в повседневную речь. Следует принять во внимание, что для маленького ребенка значимыми являются не просто разговоры, рассказы о чем-то или о ком-то. Ему необходимо быть соучастником происходящего и слышать от взрослого обращение к себе, чтобы чувствовать отношение мамы, папы в конкретной ситуации, понимать их настроение.

2. Колыбельные песни. Педагогическая ценность

Главное назначение песен — привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и добру. Песни поют младенцу в колыбели, не научившемуся еще понимать. Ученые доказали благотворную роль песни в психическом развитии ребенка в утробе матери. Колыбельные песни не только усыпляют младенца, но и ласкают его, успокаивают, доставляют радость. Колыбельная песня предназначена младенцу. Назначение убаюкать, усыпить ребенка.

Основное содержание колыбельных песен — любовь матери к своему ребенку, ее мечты о его счастливом будущем. Они изобилуют поэтическими образами птиц, диких зверей, домашних животных, смешных и страшных, ласковых и сердитых, приходящих к колыбели, окружающих ребенка.

Лисицы спят Все по кусточкам, Куницы спят Все по норочкам,Соколы спят Все по гнездышкам,Соболи спят, Где им вздумалось,Маленькие детки В колыбелях спят.

В колыбельной песне нежность матери представлена концентрированно: девочку называют «моей милой», «моей хорошей», «моей пригожей, употребляются разные варианты ласкательных имен, повторяются ласковые слова «люли», — «баю».

Детям, засыпающим в колыбели, ласково и серьезно рассказы­вают о делах отца («пошел за рыбою»), матери («пошла пеленки мыть»), бабушки («пошла дрова рубить»). Вот в такой простой форме преподносится мало что понимающему ребенку колыбельного возраста своеобразный курс «родиноведения», построенный на предметах и явлениях самой близкой действительности. В колыбельных песнях матери рассказывают об окружающей действительности, вслух думают о цели и смысле жизни, выговаривают свои заботы, радости и печали.

У всех народов были свои поэты, создававшие колыбельные песни.

Современные психологи считают бесспорным существование памяти детства. Психологический портрет человека складывается до пяти лет. Поэтому в высшей степени необходимо, чтобы с первого своего дня ребенок слушал хорошую поэзию и музыку.
3. Пословицы. Их роль в жизни ребенка

Пословицы и поговорки возникли в глубокой древности и с той поры сопутствуют народу во всем, на протяжении всей истории.

Под пословицами, в широком смысле, мы понимаем краткие народные изречения, имеющие поучительный смысл и передаваемые народом из поколения в поколение.

Пословица ярко и образно украшает русскую речь. Уникальность пословиц состоит в том, что в столь краткой форме отражается вся глубина мысли, жизненного опыта, переживаний русского народа.

Пословица воспитывает, наставляет на правильные поступки, высмеивает человеческие слабости. Пословица тесно переплетается с действительностью. Часть изречений устаревает и выходит из обращения, но появляются новые злободневные меткие высказывания.

Пословиц существует великое множество: о дружбе, о работе, о книге, о времени и др.

Старый друг лучше новых двух.

Из-за нового приятеля не теряй старого.

Встречают по одёжке, провожают по уму.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Красота приглядится, а ум всегда пригодится

Без труда не выудишь и рыбку из пруда.

Землю солнце красит, а человека труд.

Птица радуется весне, а младенец матери
Педагогическая ценность пословицы – возможность высказать свою точку зрения, моральную оценку, ссылаясь на авторитет общественного мнения, закрепленного в пословице, не рискуя вызвать психологическую защиту по типу «отрицание».

Изучение пословиц позволяет ввести в лексикон ребенка слова и понятия, обозначающие нравственные отношения; развитие духовно-нравственных ценностных предпочтений.

4. Загадки, их познавательная и воспитательная ценность

Загадка – это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса. Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, то есть совершить довольно сложную мыслительную операцию. Загадки играют важную роль в развитии мышления детей. Для отгадывания загадок, нужно припоминать виденное, сравнить, сопоставлять различные процессы и явления.

Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат этого умственного состязания. Это умственное состязание, развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, развивает умственную активность.

Педагогическая ценность загадки была подмечена еще древними. В первобытном обществе загадка играла «экзаменационную» роль, она была средством испытания.

Загадки, будучи разнообразны по тематике и содержанию, едины по своей сущности, по проявлению своей главной особенности. 

Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован разными способами.

Загадка, построенная на перечислении признаков предмета, явления. (величина, цвет, форма, материал, назначение).

Длинное ухо, комочек пуха, Прыгает ловко, любит морковку

Здесь перечислены 4 признака, свойственные кролику.

Загадки, в которых характеристика дается кратко, с одной-двух сторон.

Рук нет, а строить умеет. (Птичка);

Чтобы решить подобную задачу, отгадывающий должен быть хорошо знаком с этим единственным признаком, уметь выделить его, связать по ассоциации с другими, не названными в загадке.

Загадки, построенные на основе отрицательного сравнения.

Сер, да не волк, Длинноух, да не заяц, С копытами, да не лошадь. (Осел)

Метафорические загадки.

Красненьки сапожки в земельке лежат. (Свекла)

Проникая в скрытый смысл метафоры, отгадывающий должен сопоставить, сравнить предметы или явления из разных областей, увидеть в них черты сходства, и на основе этого определить загаданное.

Таким образом, в основе разных загадок лежат различные логические механизмы.

Загадка занимает особое место в работе по развитию мышления детей. Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать виденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленить, выделяя каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное.

5. Русская народная сказка и роль в жизни ребенка

Сказки знакомы нам с детства. Их любят и дети и взрослые. Сказки пришли к нам из глубокой древности.

Сказка — один из основных видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. Вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание

Народные сказки делятся на три группы:

— сказки о животных. Животные разговаривают и ведут себя как люди. Лиса всегда хитрая, волк глуп и жаден, заяц труслив.

— бытовые сказки — герои этих сказок — крестьянин, солдат, сапожник — живут в реальном мире и борются с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости.

— волшебные сказки — герои волшебных сказок борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой.

Композиция сказки: Зачин. (“В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…”). Основ. часть. Концовка. (“Стали они жить – поживать и добра наживать”,“Устроили пир на весь мир…”).

Герои сказок:

Любимый герой русских сказок — Иван-царевич, Иван-дурак. Бесстрашный, добрый герой, побеждает врагов, помогает слабым.

Важное место в русских сказках отведено женщинам — красивым, добрым, умным и трудолюбивым. Это Василиса Премудрая, Елена Прекрасная. Воплощением зла в чаще выступают Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и Баба Яга.

Особенности русских народных сказок:

В русских сказках часто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти куда глаза глядят; ни в сказке сказать, ни пером описать …

Языку сказок свойственно употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно – ласкательное значение: маленьк –ий, брат-ец, петуш-ок…Все это делает изложение плавным, напевным, эмоциональным.

Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Не случайно А. С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

6. Сказка о животных. Волшебные сказки.

Сказка о животных

– сказка, в которой в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы.

Сказки о животных — своеобразная разновидность сказочного жанра. Возникнув в глубокой древности, они отразили наблюдения над животными человека первобытного общества — охотника и зверолова, а затем и скотовода. Смысл этих сказок в те времена состоял прежде всего в передаче молодым людям жизненного опыта и знаний о животном мире. В начале складывались простые рассказы о животных, птицах и рыбах. Позже, с развитием художественного мышления, рассказы превратились в сказки. Жанр формировался длительное время, обогащался сюжетами, типами персонажей, вырабатывая определенные структурные особенности. В сказках о животных действуют и животные, и птицы, и рыбы, а в некоторых и растения. Выделяют 6 групп сказок этого вида: 1) о диких животных (сказки о лисе, которая крадет рыбу из саней, и о волке у проруби; о лисе, попавшей в горшок со сметаной; известные сказки: битый небитого везет (лиса и волк), лиса и журавль (приглашение друг друга, в гости)), 2) о диких и домашних животных (волк в гостях у собаки, волк и козлята); 3) о человеке и диких животных (о мужике, медведе и лисе (мужик обманывает медведя при дележе урожая)); 4) о домашних животных (о лошади собаке); 5) о птицах, рыбах (о журавле и цапле (несостоявшемся сватанье) о разбитом золотом яичке); 6) о прочих животных, растениях (о колобке и животных, о морозе, солнце и ветре).

Ведущее место в сказках о животных занимают комические сказки — о проделках животных («Лиса крадёт рыбу с саней (с воза), «Волк у проруби», «Лиса обмазывает голову тестом (сметаной), «Битый небитого везёт».

Волшебная сказка

Волшебная сказка имеет в основе четкую композицию и сюжет. А также, чаще всего, узнаваемый набор неких универсальных «формул». Это начало – «Жили-были в некотором царстве в некотором государстве…», финал «И я там был, мед-пиво пил…».

Волшебная сказка состоит из экспозиции (причины, породившие проблему), зачина (обнаружение ущерба, потери), развития сюжета (поиск), кульминации (бой со злыми силами) и развязки (решение, преодоление проблемы). Ну, а заключением становиться свадебный пир, на котором «и я был, мед-пиво пил…», и награда в виде царства.

Именно к волш. сказке чаще всего обращаются те, кто ищет в обыч­ных детских сказках следы древних знаний, бережно хранимых и пере­даваемых из уст в уста нашими далекими предками. Но даже в этих, до­шедших до нас сказках несложно найти простые общечеловеческие цен­ности – что добрым быть лучше, чем злым, щедрым – чем жадным, трудо­любивым – чем ленивым. Что зло и обман в конце концов бывают нака­заны, а доброта, отвага и честность – вознаграждены. Может быть, имен­но умные волшебные сказки помогут нашим детям сделать этот мир луч­ше и добрее. Именно в волшебной сказке легко найти себе героя «по ду­ше» — то есть похожего на тебя самого. А потом пройти с ним вместе дол­гий путь испытаний и вернуться из него другим – обновленным, более мудрым.

Волшебная сказка – великолепный учитель. Она отражает культурное наследие человечества, способствует развитию воображения, фантазии, творческих способностей ребенка, помогает взглянуть на мир чужими глазами – глазами героя, уча сопере­живанию, сочувствию. Герои волшебной сказки всегда имеют четкую моральную ориентацию. Добрый – или злой, хороший – или плохой. При этом положительный герой волшебной сказки всегда находится в более выгодной, интересной, привлекательной позиции, поэтому чаще ребенок отождествляет себя именно с ним. Положительный герой притягивает ребенка на свою сторону — сторону добра, тем самым прививая ребенку тягу к добру, к воспитанию у себя положительных качеств.

7. В. А. Жуковский как детский писатель. Стихи, сказки для детей. Их связь с фольклором, особенности содержания и формы, воспитательное значение.

У В.А Жуковского способности к сочинительству проявились рано. У Жуковского мало оригинальных произведений; большая часть — это переводы и переложения произведений, чем-то затронувших его воображение. Особенно известны в детском чтении — «Людмила», «Светлана», «Лесной царь». Стихотворение «Лесной царь» — перевод баллады И.В Гёте, адресованный Великой княгине Александре Федоровне, будущей императрице. Фольклорная основа баллады — северное поверье об эльфах, похищающих детей для увеличения своего народа.

Ж. значительно развил принятую в литературе рубежа 18 — 19 вв. традицию волшебных сказок. Самую страшную сказку — «Тюльпанное дерево» — он написал в 1845 году в Германии.

В мире баллад и сказок Ж. всегда присутствует тайна — прекрасная или страшная. Баллады оканчиваются почти всегда трагически — в отличие от сказок, требующих победы героя над силами зла.

В круг чтения младших детей вошли — «Три пояса» — единств. сказка в прозе, «Кот в сапогах» (перевод ск. Ш. Перро), «Спящая царевна» (по мотивам ск.братьев Гримм «Царевна-шиповник»), «Сказка об Иване-царевиче и Сером волке».

«Спящая царевна» — сюжет дает основания для сопоставления с пушкинской поэмой — «Сказкой о мертвой царевне и 7 богатырях». В отличие от Пушкина, стремившегося выразить народный идеал, Ж. подчинил свою сказку духу высшего света.

Вас. Андр. Жуковский был известным поэтом, переводчиком и прозаиком. Он является автором гимна «Боже, Царя храни!», а также поэт был воспитателем Александра II – наследника Рос. престола. Стихи Жуковского для детей отличаются особой теплотой, поэтичсностью и нежностью. «Котик и козлик», «Птичка» и «Жаворонок» — все эти произведения любят дети на протяжении многих десятилетий: На солнце тёмный лес зардел, в долине пар белеет тонкий, и песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий. 

Также Василий Андреевич написал знаменитую сказку «Мальчик с пальчик», в которой мальчик обманывает барина. 

Жил маленький мальчик: Был ростом он с пальчик, Лицом был красавчик, Как искры глазенки, Как пух волосенки. 

Известный критик Белинский из всех произведений поэта рекомендовал стих Жуковского для детей в виде сказки «Овсяной кисель». В ней рассказывается об овсяном киселе и истории его появлении до того, как он пришел на детский стол. Данная сказка Вас. Андр. пропитана теплыми чувствами, обогащена рассуж­дениями о жизни и обогащена нравственностью: Слушайте ж, де­ти: в каж­дом зернышке тихо и смирно Спит невидимкой малюют­ка-зародыш. Долго он, долго Спит, как в люльке, не ест, и не пьет, и не пикнет, доколе В рыхлую землю его не положат и в ней не согреют. 

Также Василий Андреевич, кроме сказок, писал небольшие детские стихи на разнообразную тематику. Процитирую немного «Кольцо души девицы»: 

Ищи, кто хочет, в море Богатых янтарей… 

А мне — мое колечко С надеждою моей. 

8. Басни И. А. Крылова в детском чтении.

Черты русского национального характера в баснях И. А. Крылова

  1   2   3   4

  • Приведите примеры использования в сказке традиционного сказочного приема повтора
  • Приведите примеры исполнителей встречающихся в русских народных сказках определите их типы
  • Приведите примеры использования эзопова языка в сказках м е салтыкова щедрина
  • Приведите 15 многозначных слов определите их значение по словарю напишите сочинение миниатюру
  • Приведите 2 3 примера использования в сказках писателя каждого из приемов перечисленных в задании 17