Приведите примеры каждого вида сказок

фгос, по программе в.я. коровиной, 5 класс на тему: в мире сказок итоговый урок по теме русские народные сказки

 УЧИТЕЛЬ: ПАРФЕНОВА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА USER

[Год]

(ФГОС, по программе В.Я. Коровиной, 5 класс )

на тему: «В мире сказок»

(итоговый урок по теме «Русские
народные сказки»)

Цель
урока
:
подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос, систематизация
и обобщение пройденного материала.

Задачи: привить интерес к
русским народным сказкам; развивать навыки пересказа, анализа текста,
монологической речи, описания иллюстраций; подготовить к домашнему сочинению.

Планируемые
результаты
: понимание связи разных жанров фольклора; владение элементами
анализа произведения; умение аргументировать свою точку зрения..

Оборудование: сборники сказок, 
иллюстрации к сказкам, компьютер, проектор, карточки для работы в группах,
презентация.

Форма проведения: обобщающий урок

УУД

Ход урока

Регулятивные УУД:

Принимать и сохранять цели и
задачи учебной деятельности

1.      
Организационный
момент

Здравствуйте, ребята! У вас сегодня гости, посмотрите на них,
улыбнитесь, улыбнитесьдруг другу и мне! Присаживайтесь на места.

2.     
Введение
в тему урока

Сейчас мы с вами отгадаем загадку и узнаем тему урока.

Что такое «ложь» с намеком

И для всех людей с «уроком»?

Это сказка.

Сегодня у нас итоговый урок на тему «Русские народные сказки»,
урок  подготовки   к написанию сочинения. Ответ на проблемный вопрос.

3.     
Целеполагание

Определите цель урока, это у нас последний урок по теме
«Сказки».

Обобщение и систематизация  знаний, полученные на предыдущих
уроках, подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос.

Определим задачи:

Повторить вопросы по теории сказки.

Вспомнить особенности и содержание изученных сказок.

Уметь построить собственное рассуждение о сказках.

Познавательные УУД:
установление аналогий и причинно-следственных связей, построение ответа на
вопрос

4.     
Разминка
(Мини- викторина по сказкам)

1.Кто с кем такой
делёж устраивал: «Твои вершки, а мои корешки».

(Мужик с медведем в
сказке «Мужик и медведь»)

2.Кто варил кашу,
применяя ум и смекалку?

(Солдат в
сказке»Каша из топора»)

3.Какими словами
начинаются русские народные сказки?

(«Жили-были…»,»В
некотором царстве, в некотором государстве…».)

4.Что приказывал
царь-батюшка своим невесткам, чтобы проверить их на мастерство?

(Испечь хлеб, соткать
ковёр)

5.Чем кормила лиса
журавля?

(Кашей)

6.В какой сказке от
брошенной шапки избушка зашаталась?

(В сказке
«Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо».)

Молодцы, я вижу вы хорошо знаете сказки.

Коммуникативные УУД:
готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность излагать мнение
группы и аргументировать оценку событий

Познавательные УУД:

активное использование
средств для решения познавательных задач.

Установление аналогий и
причинно- следственных связей, построение рассуждений

5.     
 Работа
в группах (самостоятельная работа 7-10 минут)

Напоминаю правила работы в группах

1.       Вежливо обращайтесь
друг с другом

2.      Выслушивайте мнение
каждого

3.      Не перебивайте
говорящего

4.      Доказывайте свои
версии

5.      В группе ответы дает
каждый

6.      Умеешь сам- научи
другого

Желаю удачи.

Задание

Ребята, вы сейчас получите
задание, которое должны выполнить, затем по очереди каждая группа будет
выступать.

Задание  в приложении

Коммуникативные УУД:
готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность излагать мнение
группы и аргументировать оценку событий

6.      Актуализация знаний

1.Прежде чем говорить о
сказке, мы должны вспомнить, что такое сказка. (Отвечает 1 группа)

1) Группа №1

Вопросы для опроса:

1.Что такое сказка? (Сказка- занимательный рассказ о
необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях)

2.Какие бывают сказки? (о животных, бытовые, волшебные)

3.Чем они отличаются друг от друга?(       Волшебной
сказка называется потому, что в ней есть чудо, волшебство. Например, чудо в
том, что рядом с царством людей существует тридесятое царство Кощея
Бессмертного. Отец превращает свою дочь в лягушку. Эта лягушка оказывается в
царстве людей, и к ней в болото попадает стрела младшего царевича.)


      В волшебных сказках рассказывается о
необыкновенных, чудесных событиях. Например, сказка «Журавль и
цапля» — о животных, но похожий сюжет мог бы быть и в бытовой
сказке, если бы в ней действовали не животные, а люди. В нашем случае в
сказке действуют животные, на месте которых мы, как в басне, можем увидеть
людей. В сказке чувствуется юмористическая интонация, скрытый смех, а в
волшебных сказках мы никогда не смеемся над героями.
Например, сказка «Солдатская шинель»

Эту сказку мы называем бытовой, потому что в ней обычные для
такого типа сказки персонажи: находчивый солдат и глупый барин. Мы радуемся
смекалке солдата и смеемся над растяпой-барином.

4..Выберите из ряда признаков сказки те, которые свойственны волшебной
сказке

— часто встречается число
три: три брата, три ночи; и события повторяются троекратно;

— герои в этих сказках
отправляются на поиски невесты или диковинных предметов;

— на долю героев выпадают
тяжелые испытания и невероятные приключения;

— события происходят в
тридевятом царстве, в тридевятом государстве;

— животные разговаривают и
ведут себя как люди;

— герои этих сказок —
крестьянин, солдат, барин — живут в реальном мире.

— героям помогают
ковер-самолет, волшебный клубок, скатерть-самобранка, живая вода.

4. Какие волшебные  сказки 
вы изучили в этом учебном году?

5. Определите к какой
прочитанной на уроках сказке относятся эти пословицы, аргументируйте свой
ответ.

  Не подстрелив
ясного сокола, рано перья щипать. Не узнав доброго молодца, нечего бранить
его.

      Погоди хвалиться: как бы не
осрамиться!

     6. — Чему посвящена эта сказка? Что
она прославляет?
      Сказка «Иван — крестьянский сын
и чудо-юдо» посвящена борьбе народа с врагами. Она учит чувству
ответственности каждого за весь народ. Главный герой сказки не царского рода,
он младший сын в простой крестьянской семье. Сказка прославляет крестьянский
труд, смекалку, упорство и верность.
Вывод: Подведем итог, мы вспомнили жанры сказок, что такое сказка,
выяснили чему учит сказка «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо».

Какие еще волшебные сказки вы читали в этом учебном
году.?(«Царевна- лягушка)

 Отвечает группа №2.

1.Соотнесите пункты плана и примеры из сказки.

2. Определите вид сказки. (волшебная)

3.Чему посвящена эта сказка?

Волшебная сказка
«Царевна-лягушка» посвящена настоящей любви и верности людей своему слову и
делу, настойчивости в преодолении препятствий для достижения своей цели.

Композиция сказки,особенности

Подсказка

Примеры

1.Присказка

Ритмически организованная прибаутка,предшествующая зачину в
сказках

А.Буйна голова, луки тугие, звери рыскучие, леса дремучие

2.Зачин

Начало сказки

Б.И стали они жить дружно ,в любви и согласии

3. Концовка

Последние слова сказки, завершение..

В.Лягушка-квакушка, жил-был, шел-шел..

4.Постоянные эпитеты

Красочные определения, признаки предмета..

Г.В некотором царстве, в некотором государстве жил- был царь,
и было у него 3 сына.

5.Повторы

Не путать с повторениями (н-р, в сказке 3 раза повторяется
фраза: «Ложись спать: утро вечера мудренее..»- это повторение!!!)

Д.

1-Д. 2-Г. 3-Б. 4-А. 5-В.

Вывод: мы видим, что сказки играют важную роль в жизни человека,
они учат ценить хорошие качества, которые должны быть в каждом человеке, не
только в далеком прошлом, но и сейчас.

7.      Физминутка

В темном
лесу есть избушка. (Дети шагают.)

Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой
руки.)

Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
Глаза большие, (Показывают.)
Словно угольки горят. (Покачивают головой.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)

Коммуникативные УУД:
готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность излагать мнение
группы и аргументировать оценку событий

Сегодня в гости к нам пришли
сказочные герои. Они нам покажут фрагмент сказки.

Как называется сказка?

Задание

1.      
Инсценировка сказки

Журавлю
стало скучно жить одному, и задумал он жениться.

— Дай пойду
посватаюсь к цапле!

Пошел
журавль, — тяп-тяп! — семь верст болото месил.

Приходит и
говорит:

— Дома ли
цапля?

— Дома.

— Выдь за
меня замуж!

— Нет,
журавль, не пойду за тебя замуж: у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо
летаешь, и кормить-то тебе меня нечем! Ступай прочь, долговязый!

Пошел
журавль домой несолоно хлебавши. Цапля после раздумалась:

«Чем
жить одной, лучше пойду замуж за журавля».

Приходит к
журавлю и говорит:

— Журавль,
возьми меня замуж!

— Нет, цапля,
мне тебя не надо! Не хочу жениться, не возьму тебя замуж. Убирайся.

Цапля
заплакала со стыда и воротилась домой. Ушла цапля, а журавль раздумался:

«Напрасно
не взял за себя цаплю! Ведь одному-то скучно».

2.     
Как называется сказка? ( «Журавль и цапля»)

3. Расскажите финал сказки: « Приходит
и говорит:

— Цапля! Я вздумал на тебе жениться,
пойди за меня!

— Нет, журавль, не пойду за тебя
замуж!

Пошел журавль домой. Тут цапля
раздумалась:

«Зачем отказала? Что одной-то
жить? Лучше за журавля пойду».

Приходит она свататься, а журавль не
хочет. Вот так-то и ходят они по сию пору один к другому свататься, да никак
не женятся.»

4.     
К какому виду сказок относится эта сказка(о животных)

5.     
Чему учит сказка.

Сказка
«Журавль и Цапля» повествует о неудачном сватовстве двух болотных
птиц, которым скучно было жить одним, но когда они приходили друг к другу
посвататься, из-за резкой взаимной критики ругались и расходились каждый к
себе домой.

Вывод: Сказка
учит тому, что не стоит обижать друг друга обидными словами, искать в других
недостатки. Прежде чем что-то сказать, сначала надо подумать, не обидят ли
твои слова другого человека, иначе можно так и остаться одному

4)Группа
№4

Задание

1.      
Рассмотрите внимательно иллюстрацию.

2.     
К какой сказке она относится. Определите жанр сказки,
аргументируйте свой ответ  (Солдатская шинель, финал,

       Эту сказку мы называем
бытовой, потому что в ней обычные для такого типа сказки персонажи:
находчивый солдат и глупый барин.

3.     
Какой фрагмент изображен на иллюстрации(Солдат показывает, как
нужно накрываться шинелью)Каких героев не хватает на изображении ( полковой
командир, фельдфебебель- звание старшего унтер- офицера, помощник командира
по хозяйству и внутреннему распорядку), барин, его жена)

4.     
Чему учит сказка

Концовка сказки «Солдатская шинель» такая: «Вот как поработаешь
да длительно не спишь, так и на камне заснешь; а кто ничего не делает, тот и
на перине не заснет!» Она похожа на пословицу.

Скажите, для современного общества подходит это высказывание.
Почему?

Вывод :сказка учит быть хитрым и ловким, учит проявлять находчивость
. Учит не быть жадным. Учит тому, что каждый должен трудиться.

Личностные УУД: формирование
адекватной самооценки

Регулятивные УУД: принимать и
сохранять цели и задачи учебной деятельности, освоение рефлексии

8.Рефлексия знаний

Сделаем вывод. Назовите тему
и цель урока. Как вы думаете, мы достигли этой цели? Почему вы так думаете?

9. Домашнее задание

1. Мой любимый
сказочный герой.Почему?

2. За что я
люблю русские народные сказки?

3. Добро и
зло в русских народных сказках.

Дома вам
предстоит написать небольшое сочинение по русским народным сказкам. вы можете
написать о своем любимом сказочном герое, о том, почему вам нравятся русские
народные сказки, о том, как изображается в сказках добро и зло. Для этого
необходимо прежде всего выбрать тему, затем отобрать материал: о чем или о
ком именно вы будете писать; какие эпизоды вам кажутся наиболее важными;
какие герои появляются в этих эпизодах.

В небольшом
вступлении обоснуйте выбор темы: чем она вам интересна, почему вам нравится
тот или иной герой, та или иная сказка.

Затем
подробнее раскройте то, что вы написали во вступлении, приведите примеры,
покажите наиболее яркие качества и стороны героев, а в темах, посвященных
сказкам, — особенности сказок, их характерные черты.

Если вы
пишете о добре и зле в сказках, надо сопоставить несколько сказок. Показать,
как изображаются добро и зло в каждой из них, кто из героев является
воплощением добра, а кто – зла, подумать над тем, почему в сказках всегда
побеждает добро.

В заключение
подведите итоги, покажите ваше отношение к тому, о чем вы писали.

Личностные УУД: формирование
адекватной самооценки

Регулятивные УУД:  освоение
рефлексии

10. Рефлексия

Оцените себя, карточки сдайте
мне.

Обратите внимание на выставку
книг. Посмотрите иллюстрации в книгах, может возникнет желание прочитать.

Спасибо за урок. До свидания.

Приложение.

image003

Ответственный группы: Чуракова Анастасия

Группа№ 2

Правила работы в группе:

7.       Вежливо обращайтесь друг с другом

8.       Выслушивайте мнение каждого

9.       Не перебивайте говорящего

10.   Доказывайте
свои версии

11.   В
группе ответы дает каждый

12.   Умеешь
сам- научи другого

Задание

1.Соотнесите пункты плана и
примеры из сказки.

2. Как называется сказка?

3. Определите вид сказки.

4. Чему посвящена эта сказка? Что она
прославляет?

Композиция сказки,особенности

Подсказка

Примеры

1.Присказка

Ритмически организованная прибаутка,предшествующая зачину в сказках

А.Буйна голова, луки тугие, звери рыскучие, леса дремучие

2.Зачин

Начало сказки

Б.И стали они жить дружно ,в любви и согласии

3. Концовка

Последние слова сказки, завершение..

В.Лягушка-квакушка, жил-был, шел-шел..

4.Постоянные эпитеты

Красочные определения, признаки предмета..

Г.В некотором царстве, в некотором государстве жил- был царь, и было
у него 3 сына.

5.Повторы

Не путать с повторениями (н-р, в сказке 3 раза повторяется фраза:
«Ложись спать: утро вечера мудренее..»- это повторение!!!)

Д.

Ответственный группы: Козлов Гордей

Группа №1

Правила работы в группе:

1.       Вежливо обращайтесь друг с другом

2.       Выслушивайте мнение каждого

3.       Не перебивайте говорящего

4.       Доказывайте свои версии

5.       В группе ответы дает каждый

6.       Умеешь сам- научи другого

Задание

Вопросы для опроса:

Что такое сказка?

Какие бывают сказки?

Чем они отличаются друг от
друга?

2.Выберите из ряда
признаков сказки те, которые свойственны волшебной сказке

— часто встречается число три: три брата, три
ночи; и события повторяются троекратно;

— герои в этих сказках отправляются на поиски
невесты или диковинных предметов;

— на долю героев выпадают тяжелые испытания и
невероятные приключения;

— события происходят в тридевятом царстве, в
тридевятом государстве;

— животные разговаривают и ведут себя как
люди;

— герои этих сказок — крестьянин, солдат,
барин — живут в реальном мире.

— героям помогают ковер-самолет, волшебный
клубок, скатерть-самобранка, живая вода.

3. Какие волшебные  сказки  вы изучили в этом
учебном году?

4. Определите к какой прочитанной на уроках
сказке относятся эти пословицы, аргументируйте свой ответ.

      Не
подстрелив ясного сокола, рано перья щипать. Не узнав доброго молодца, нечего
бранить его.

      Погоди хвалиться: как бы не осрамиться!
     5. — Чему посвящена эта сказка? Что она
прославляет?

Ответственный группы: Стрелова Анна

Группа №3
Правила работы в группе:

1.       Вежливо обращайтесь друг с другом

2.       Выслушивайте мнение каждого

3.       Не перебивайте говорящего

4.       Доказывайте свои версии

5.       В группе ответы дает каждый

6.       Умеешь сам- научи другого

Задание

3.       Инсценировка сказки

Журавлю стало скучно жить одному, и
задумал он жениться.

— Дай пойду посватаюсь к цапле!

Пошел журавль, — тяп-тяп! — семь верст
болото месил.

Приходит и говорит:

— Дома ли цапля?

— Дома.

— Выдь за меня замуж!

— Нет, журавль, не пойду за тебя
замуж: у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то тебе
меня нечем! Ступай прочь, долговязый!

Пошел журавль домой несолоно хлебавши.
Цапля после раздумалась:

«Чем жить одной, лучше пойду
замуж за журавля».

Приходит к журавлю и говорит:

— Журавль, возьми меня замуж!

— Нет, цапля, мне тебя не надо! Не
хочу жениться, не возьму тебя замуж. Убирайся.

Цапля заплакала со стыда и воротилась
домой. Ушла цапля, а журавль раздумался:

«Напрасно не взял за себя цаплю!
Ведь одному-то скучно».

4.      
Как называется сказка?

5.      
Расскажите финал сказки

6.      
К какому виду сказок относится эта сказка

7.      
Чему учит сказка.

Ответственный группы: Никитина
Виктория

Группа №4

Правила работы в группе:

1.       Вежливо обращайтесь друг с другом

2.       Выслушивайте мнение каждого

3.       Не перебивайте говорящего

4.       Доказывайте свои версии

5.       В группе ответы дает каждый

6.       Умеешь сам- научи другого

Задание

5.      
Рассмотрите внимательно иллюстрацию.

6.      
К какой сказке она относится. Определите вид
сказки, аргументируйте свой ответ

7.      
Какой фрагмент изображен на иллюстрации

8.      
Каких героев не хватает на рисунке

9.      
Чему учит сказка

Домашнее
задание

1. Мой любимый сказочный герой. Почему?

2. За что я люблю русские народные сказки?

3. Добро и зло в русских народных сказках.

Дома вам предстоит написать небольшое сочинение по русским
народным сказкам. вы можете написать о своем любимом сказочном герое, о том,
почему вам нравятся русские народные сказки, о том, как изображается в
сказках добро и зло. Для этого необходимо прежде всего выбрать тему, затем
отобрать материал: о чем или о ком именно вы будете писать; какие эпизоды вам
кажутся наиболее важными; какие герои появляются в этих эпизодах.

В небольшом вступлении обоснуйте выбор темы: чем она вам
интересна, почему вам нравится тот или иной герой, та или иная сказка.

Затем подробнее раскройте то, что вы написали во вступлении,
приведите примеры, покажите наиболее яркие качества и стороны героев, а в
темах, посвященных сказкам, — особенности сказок, их характерные черты.

Если вы пишете о добре и зле в сказках, надо сопоставить
несколько сказок. Показать, как изображаются добро и зло в каждой из них, кто
из героев является воплощением добра, а кто – зла, подумать над тем, почему в
сказках всегда побеждает добро.

В заключение подведите итоги, покажите ваше отношение к тому, о
чем вы писали.

Домашнее
задание

1. Мой любимый сказочный герой. Почему?

2. За что я люблю русские народные сказки?

3. Добро и зло в русских народных сказках.

Дома вам предстоит написать небольшое сочинение по русским
народным сказкам. вы можете написать о своем любимом сказочном герое, о том,
почему вам нравятся русские народные сказки, о том, как изображается в
сказках добро и зло. Для этого необходимо прежде всего выбрать тему, затем
отобрать материал: о чем или о ком именно вы будете писать; какие эпизоды вам
кажутся наиболее важными; какие герои появляются в этих эпизодах.

В небольшом вступлении обоснуйте выбор темы: чем она вам
интересна, почему вам нравится тот или иной герой, та или иная сказка.

Затем подробнее раскройте то, что вы написали во вступлении,
приведите примеры, покажите наиболее яркие качества и стороны героев, а в
темах, посвященных сказкам, — особенности сказок, их характерные черты.

Если вы пишете о добре и зле в сказках, надо сопоставить
несколько сказок. Показать, как изображаются добро и зло в каждой из них, кто
из героев является воплощением добра, а кто – зла, подумать над тем, почему в
сказках всегда побеждает добро.

В заключение подведите итоги, покажите ваше отношение к тому, о
чем вы писали.

Ф.И.

класс

image004Настроение в начале урока

image004Настроение в конце урока

Форма оценки

Шкала самооценки

Разминка

самооценка

Самостоятельная работа в группе

взаимооценка

Ответы на вопросы

взаимооценка

Умение делать выводы

самооценка

Ф.И.

класс

image004Настроение в начале урока

image004Настроение в конце урока

Форма оценки

Шкала самооценки

Разминка

самооценка

Самостоятельная работа в группе

взаимооценка

Ответы на вопросы

взаимооценка

Умение делать выводы

самооценка

Муниципальное учреждение  Вейделевского района

«Многофункциональный  центр социальной помощи семье и детям «Семья»

        Игра-викторина

«Фольклор — народное искусство»

                                                                                            Разработала:                                                                                                                      

                                                                                          воспитатель

                                                                                                   младшей группы

                                                                                             Голосова Е.Д.

Вейделевка, 2020 г.

Игра-викторина «Фольклор – народное искусство»

Цели: прививать интерес к чтению, учить выразительно и внимательно читать, обогащать словарный запас;

 развивать интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, приобщить детей к народной культуре, развивать внимание, память, творческие способности;

 воспитывать любовь к книге, воспитывать художественный вкус, учиться работать в команде, заинтересовать детей в изучении данного материала.

Оборудование: раздаточный материал, выставка книг, рисунков, образцы дымковской, богородской игрушек, изображение музыкальных инструментов, картинки с изображением русских народных костюмов, русские народные костюмы для исполнения танца, музыкальное сопровождение, наклейки-награды для команд, пазлы, аудио-запись русских народных песен, закличек.

Ход игры-викторины:

Ведущий: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы собрались с вами на викторину «Фольклор — народное искусство». В переводе с английского языка слово «фольклор» означает народная мудрость, народное знание. Фольклор сочетает в себе такие элементы: словесные, музыкальные, театральные. Он тесно связан с народным бытом и обрядами. Русский танец, русская песня, русская музыка — частичка жизни каждого русского человека. С младенчества вы уже слушали малые жанры фольклора — это ваши первые колыбельные песни («Баю, бай», «У кота-воркота», «Дрёма»), пестушки, дразнилки, потешки. Какие жанры фольклора вы можете перечислить?  (ответы детей).

Молодцы. А сейчас разделимся на две команды. Придумаем название командам и выберем капитана.

Конкурс №1 «Пословицы»

1. Объясните значение пословиц.

  • Дыма без огня не бывает.
  • В чужой монастырь со своим  уставом не ходят.

2. Составьте из этих слов пословицы.

  • Терпеть, быть, казак, атаман.
  • Смотреть, конь, дареный, зуб.

3.  Найдите неправильное слово, исправьте ошибку.

  • Город не тётка.
  • Есть ещё горох в гороховнице.
  • Уменье – свет, а неуменье – тьма.
  • Комар косу не подточит.

4.  Собери пословицы о труде и добре.

Кончил дело- 

А от труда здоровеет.

Добрый скорее

Что весенний день.

Гуляй смело.

Дело сделает,

Чем человек от лени болеет,

Добро

И звери помнят.

Ласковое слово-

Доходит до сердца

А человека труд.

Тот не ест.

Тому без дела не сидится.

Труд, труд, труд-

Вот три вечных сокровища.

 Не сиди сложа руки.

Доброе слово.

Землю красит солнце.

Кто не работает.

Кто привык трудиться,

Так не будет и скуки.

Конкурс №2  «Загадки»

1.Ловец отменный,

Ткач примерный.

Кто в его пряжу попадёт,

Тот умрёт  (паук).

2. Что такое «ложь с намёком» и для всех людей «с уроком»?  (сказка).

3. Сердце её лучше солнца греет.

 Роднее её родни нет.

Птица рада весне, а дитя ей (мать).

4. Без него и колокол нем. Он болтает, а голова отвечает. Он до Киева доведёт. (язык).

Конкурс №3  «Былины»

1.По описанию узнай героя былины.

Он сидит злодей на семи дубах,
На семи дубах, на сорока суках…

Голоса у них горластые,
А щиты у них крестастые.
На них шлемы, будто ведра вверх дном,
Кони-лошади в булатной броне.

2. Игрой на каком инструменте сопровождалось пение былин? Кто из былинных героев играл на гуслях?

3. Назовите имена известных вам богатырей, героев былин.

4. Узнай героя былины по описанию.

А сидит-то царище, как свинище,
На девяти столах, на десяти скамьях.
А глазищи…
И черным-черны, и пустым-пусты.
Бородища-то…
Из трёх волосин, как из трёх ветлин.

А носище-то…
Будто палка-клин дровокольная.

Конкурс №4  «Сказки»

1. Какие бывают сказки? Чем они отличаются друг от друга? Выберите правильный ответ.

  • волшебные;
  • бытовые;
  • сказочные;
  • докучливые;
  • игровые;
  • сказки про животных;
  • страшилки.

2. Какие сказочные правила вы знаете?

  • выбирай, что менее ценно;
  • ничему не удивляйся;
  • будь добр и отзывчив;
  • нарушай запреты.

3. Какие сказочные законы вы знаете?

  • «Сказано — сделано».
  •  «Закон триединства».

4. Приведите примеры концовок сказок.

5.Собери картинку и скажи, какая русская народная сказка изображена.     

   После сбора картинки беседа по сказкам.

— назови сказку и главных героев;

— чему учит данное произведение;

                           Рассматривание выставки рисунков по сказкам.

Конкурс №5 «Народный танец»

Народный танец (фольклорный танец) — это проявление чувств, настроения, эмоций, выполняется в первую очередь для себя, а потом для зрителя. Ещё  ваши прабабушки и прадедушки водили хороводы, устраивали весёлые народные гулянья. Сейчас проведем конкурс на лучший русский народный танец (по командам; танцуют заранее подготовленные дети в русских народных костюмах с музыкальным сопровождением).

Конкурс №6 «Народная игрушка»

Народное искусство всегда понятно и любимо. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры, кружева. Каждое изделие несет в себе радость, добро, тепло, фантазию. Народная игрушка образна, красочна, оригинальна. Вспомните, какие виды народных игрушек вы знаете, и что вы можете о них рассказать (учитывается наиболее содержательный материал).

Конкурс  №7 «Народная песня»

Песня является душой русского народа, их пели и поют до сих пор, как говорится « и в горе и в радости».

Назовите, какие русские народные песни вы  знаете. Побеждает та команда, которая назовет больше песен.

Конкурс №8 «Народные инструменты»

В старину на почётном месте были люди, играющие на музыкальных инструментах. На каких музыкальных инструментах играли ваши прабабушки и прадедушки? Кто больше назовет музыкальных инструментов. (Трещотка, бубенцы, балалайка, свистулька, баян, бубен, домра, жалейка, гусли,  калюка (дудка), ложки, окарина, рожок, свирель).

Подведение итогов

какие бывают русские народные сказки

Сказка – неотъемлемая часть детства. Вряд ли найдется человек, который, будучи маленьким, не выслушал множество самых разных историй. Повзрослев, он пересказывает их своим детям, которые понимают их по-своему, вырисовывая в воображении образы действующих персонажей и переживая эмоции, которые сказка передает.

Что такое сказка? Какие бывают сказки? Именно на эти вопросы попробуем ответить далее.

Определение

Согласно научному определению в литературе, сказка – «эпический литературный жанр, повествование о каких-либо волшебных или авантюрных событиях, которое имеет четкую структуру: зачин, средина и концовка». Из любой сказки читатель должен извлечь какой-то урок, мораль. В зависимости от вида, сказка выполняет и другие функции. Существует много классификаций жанра.

Основные виды сказок

Какие бывают сказки? Каждый из нас согласится с тем, что в отдельный вид стоит выделить сказки о животных. Второй вид – волшебные сказки. И, наконец, существуют так называемые бытовые сказки. Все виды имеют свои особенности, которые становятся понятными путем сравнительного их анализа. Попробуем разобраться более подробно в каждом из них.

какие бывают сказки о животных

Какие бывают сказки о животных?

Существование таких историй вполне обосновано, ведь животные – существа, которые обитают с нами в непосредственной близости. Именно этот факт повлиял на то, что народное творчество использует образы животных, причем самых разнообразных: как диких, так и домашних. Вместе с тем следует обратить внимание на то, что животные, встречающиеся в сказках, представлены не как типичные животные, а как особенные животные, наделенные человеческими чертами. Они живут, общаются и ведут себя как настоящие люди. Такие художественные приемы позволяют сделать образ понятным и интересным, наполнив его при этом определенным смыслом.

В свою очередь, сказки о животных также можно разделить на сказки с участием диких или домашних животных, предметов или объектов неживой природы. Часто литературоведы, говоря о том, какие бывают жанры сказок, классифицируют их на волшебные, кумулятивные и сатирические. Также в эту классификацию входит и жанр басни. Можно разделить сказки о животных на произведения для детей и для взрослых. Часто в сказке присутствует человек, который может выполнять главенствующую или второстепенную роль.

какие бывают построения сказки

Обычно со сказками о животных дети знакомятся еще в возрасте от трех до шести лет. Они наиболее понятны маленьким читателям, так как те встречаются с постоянными персонажами: хитрой лисой, трусливым зайцем, серым волком, умным котом и так далее. Как правило, основная черта каждого животного и является его характерной особенностью.

Какие бывают построения сказки о животных? Ответ – самые разные. Кумулятивные сказки, к примеру, подбираются по принципу сюжетной связи, где встречаются одни и те же герои, просто в разных обстоятельствах. Часто герои сказочных историй имеют имена в уменьшительно-ласкательной форме (Лисичка-Сестричка, Зайчик-Побегайчик, Лягушка-Квакушка и так далее).

Второй вид — волшебная сказка

Какие бывают литературные сказки о волшебстве? Основная характерная черта этого вида – волшебный, фантастический мир, в котором живут и действуют главные герои. Законы этого мира отличаются от привычных, в нем все не так, как на самом деле, что привлекает юных читателей и делает этот вид сказок, несомненно, самым любимым среди детей. Волшебное окружение и сюжет позволяют автору проявить все свое воображение и использовать как можно больше соответствующих художественных приемов, с целью создать произведение специально для детской аудитории. Не секрет, что детское воображение безгранично, и удовлетворить его очень и очень непросто.

какие типы сказок бывают

В большинстве случаев этот вид сказок имеет типичный сюжет, определенных героев и счастливый финал. Какие бывают сказки о волшебстве? Это могут быть повествования о героях и фантастических существах, сказки о необычных предметах и различных испытаниях, которые преодолеваются благодаря волшебству. Как правило, в финале герои женятся и живут долго и счастливо.

Отметим, что герои волшебных сказок воплощают множество положительных качеств. Среди основных тем этого литературного жанра – борьба добра и зла, борьба за любовь, правду и другие идеалы. Обязательно должен присутствовать отрицательный герой, который в финале будет повержен. Структура сказки обычная – зачин, основная часть и концовка.

Бытовые сказки

Такие истории повествуют о событиях обычной жизни, освещая различные социальные проблемы и человеческие характеры. В них автор высмеивает негативные человеческие качества. Такие сказки бывают социальными и сатиричными, с элементами волшебной сказки и многие другие. Здесь высмеиваются отрицательные качества богачей и тщеславных людей, в то время как представители народа воплощают в себе положительные черты. Бытовые сказки показывают, что главное – не деньги и сила, а доброта, честность и ум. Литературоведы утверждают – и это факт – что писались они во времена, когда люди переживали социальные кризисы, стремились изменить строй общества. Среди популярных художественных приемов здесь выделяются сатира, юмор, смех.

какие бывают жанры сказок


Какие типы сказок бывают?

Кроме приведенной выше классификации, сказки еще делят на авторские и народные. Уже из названий понятно, что авторские – сказки, которые были написаны конкретным известным писателем-сказочником, а народные – те, которые не имеют одного автора. Народные сказки передаются из уст в уста из поколения в поколение, и первоначальный автор никому не известен. Рассмотрим каждый из типов отдельно.

Народные сказки

Народные сказки по праву считаются мощным источником исторических фактов, информации о быте и общественном строе определенного народа. Каждый из народов за свою историю придумал огромное количество поучительных историй для взрослых и детей, передавая свой опыт и мудрость следующим поколениям.

Народные сказки отражают человеческие отношения и смену моральных принципов, показывают, что основные ценности остаются неизменными, учат проводить четкую грань между добром и злом, радостью и горем, любовью и ненавистью, правдой и кривдой.

какие бывают сказки

Особенностью народных сказок является то, что в простом и легко читаемом тексте скрывается глубочайший социальный смысл. Кроме того, они сохраняют богатство народного языка. Какие народные сказки бывают? Они могут быть и волшебными, и бытовыми. Много народных сказок повествует о животных.

Часто возникает вопрос о том, когда была придумана первая русская народная сказка. Это наверняка останется тайной, и можно только предполагать. Считается, что первыми «героями» сказок были явления природы – Солнце, Луна, Земля и прочее. Позднее они стали подчиняться человеку, и в сказки вошли образы людей и животных. Есть предположение, что все русские народные повествования имеют под собой реальное основание. Иными словами, какое-то событие пересказывалось в форме сказки, изменялось на протяжении веков и дошло до нас в том виде, к которому мы привыкли. Какие бывают русские народные сказки, разобрались. Пора поговорить о сказках, авторы которых хорошо известны читателям.

Авторские сказки

Обычно авторское произведение является субъективной обработкой народного сюжета, однако и новые истории встречаются довольно часто. Характерные черты авторской сказки – психологизм, возвышенная речь, яркие персонажи, использование сказочных клише.

Еще одной особенностью этого жанра является то, что она может быть прочитана на разных уровнях. Так, одна и та же история воспринимается по-разному представителями разных возрастных групп. Детские сказки Шарля Перро ребенку кажутся невинным рассказом, в то время как взрослый человек найдет в них серьезные проблемы и мораль. Часто книги, ориентированные изначально на юного читателя, растолковываются взрослыми по-своему, равно как и фантастические истории для взрослых приходятся по вкусу детям.

какие народные сказки бывают

Кто они, авторы сказок? Наверняка все слышали о «Сказках моей матушки Гусыни» Шарля Перро, сказках итальянца Гоцци, произведениях немецкого писателя Вильгельма Гауфа, братьев Гримм и датского сказочника Ханса Кристиана Андерсена. Нельзя забывать и о русском поэте Александре Пушкине! Их истории обожают дети и взрослые по всему миру. На этих сказках растут целые поколения. Вместе с тем все авторские произведения интересны с точки зрения литературоведения, все они подпадают под определенную классификацию, располагают своими художественными особенностями и авторскими приемами. По самым известным и любимым сказкам снимают фильмы и мультфильмы.

Заключение

Итак, мы разобрались, какие бывают сказки. Какая бы сказка ни была – авторская, народная, социально-бытовая, волшебная или повествующая о животных – она обязательно чему-то научит читателя. Самое интересное, что совершенно неважно то, кто читает историю. И взрослые, и дети обязательно почерпнут из нее что-то полезное. Сказка каждого заставит задуматься, передаст мудрость народа (или автора) и оставит неизгладимое хорошее впечатление в головах читателей. Эффект нисколько не преувеличен. Существуют даже так называемые терапевтические сказки, которые способны перевоспитать и отучить от самых разных вредных привычек!

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя Мощенко Наталья Николаевна

Класс: 5

Дата:

Предмет: литература

Тема урока: Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы. Виды сказок.

Место и роль урока в изучаемой теме: урок «открытия» нового знания

Цель урока: ознакомление учащихся со сказкой как видом народной прозы.

Задачи урока:

образовательная: научиться различать сказки по видам, выявлять отличия, использовать при сказывании характерные речевые обороты

развивающие: формирование общеучебных и специальных умений; совершенствование мыслительных операций; развитие эмоциональной сферы, монологической речи учащихся, диалога, коммуникативной культуры; осуществление самоконтроля и самооценки

воспитательные:содействовать формированию осознанного интереса к изучению литературы;

деятельностная: формирование у обучающихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия

Характеристика этапов урока

Содержание учебного

материала

Методы и приёмы работы

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация

(самоопределение)

к учебной

деятельности

Включение учащихся в учебную деятельность

-Обозначение темы урока;

Материал для наблюдения:

-Посмотрите, пожалуйста, на экран. Перед вами представлены разные жанры фольклора, о которых мы уже говорили на прошлом уроке. Вспомним, что каждый жанр имеет свои особенности.

Задание: определите, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведенные тексты.

— Приди, киса, ночевать, приди Васеньку качать.

-Уж дождь дождем, поливай ковшом.

— Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко.

-Пришел Прокоп, кипит укроп,

Ушел Прокоп, кипит укроп,

И при Прокопе кипит укроп,

И без Прокопа кипит укроп.

Задание: вспомните, что мы знаем о таком жанре фольклора как сказка?

-Попытайтесь дать определение: «сказка-это…»

Слово учителя; прослушивание аудиозаписи

Технология проблемного обучения

Мини-исследование

Познавательные: определять и формулировать проблему, делать выводы, обобщения;

Психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Приветствие учащихся, проверка их готовности уроку, создание благоприятного настроя на работу

Направляет, помогает путем вопросов определить особенности жанра.

Подготовка к уроку, приветствие

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Актуализация знания о жанрах литературы, зафиксировать затруднение в пробном действии

— Отталкиваясь от темы и пользуясь опорными словами, сформулируйте цель нашего урока.

Постановка вопросов

Технология критического мышления

Постановка проблемного вопроса

Технология проблемного обучения

Познавательные:

делать выводы, обобщения; осуществлять самоконтроль, преобразовывать информацию

Регулятивные:

высказывать предположения на основе наблюдений

Организация фронтальной работы

Учащиеся выстраивают предположения о цели урока

Учащиеся формулируют цель урока

Выявление места и причины затруднения

Зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чём именно состоит недостаточность знаний, умений.

Задание в тетради: разделить тетрадный лист на 3 столбика, в каждом записать виды сказок (совместно с учителем): бытовые, сказки о животных, волшебные сказки.

Задание:

К каждой группе сказок приведите по 2-3 примера.

Прием «Знаю – хочу узнать – научусь»

Технология проблемного обучения

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: коррекция (внесение необходимых дополнений)

Объяснение (напоминание) — как работать с листом сопровождения

Учащиеся думают над словами учителя, формулируют, о чём пойдёт речь на уроке.

Построение проекта выхода из затруднения

Постановка целей учебной деятельности

— Сформулируйте основные моменты, которые присутствуют:

1) в сказках о животных

2)в бытовых сказках

3)в волшебных сказках

-выделите особенности сказок (постоянные эпитеты, присказки, зачин, концовка)

Создание проблемной ситуации

Технология проблемного обучения

Регулятивные: составление плана и последовательности действий; коррекция (внесение необходимых дополнений), оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению).

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели

Направляет работу по формулированию способов устранения затруднения.

Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий.

Реализация построения проекта

Построение

учащимися нового способа

действий и формирование

умений его применять как

при решении задачи,

вызвавшей затруднение, так

и при решении задач такого

класса или типа вообще.

Задание в группах:

Сформулируйте и запишите в тетрадях сходство и отличия 3 представленных видов сказок:

-Проанализируйте, каким алгоритмом мы будем пользоваться при выполнении этого задания?

-На что обратим внимание?

Поиск нужного алгоритма.

Технология проблемного обучения

Технология критического мышления

Групповая технология

(дискуссия в группе)

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: коррекция (внесение необходимых дополнений), оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению)

Познавательные: поиск и выделение информации

Ответы на возникающие вопросы, помощь в оформлении. записей

Предлагают алгоритм, выполнение задания в группах

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

усвоение учащимися

нового способа действия

при решении типовых

задач

Игра с сигнальными карточками: учитель показывает иллюстрацию к разным русским народным сказкам, учащиеся должны поднять карточку, когда они готовы назвать сказку; на втором этапе учащиеся должны назвать вид сказки;

Игровая технология

Игра с участием учеников

Построение логического рассуждения, анализ работы;

Направляет работу учащихся.

Путем логических рассуждений выполняют задание.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Провести самостоятельную работу в группах, вспомнить биографию И.А.Крылова, подготовить выразительное чтение басни, определить мораль басни

1 группа: чтение статьи учебника, пересказ статьи

2 группа: чтение статьи учебника, оценивание работы группы №1

3 группа: рочитать текст «Русские народные сказки».

Составить план.

Составить план.

4 группа: прочитать текст «Русские народные сказки».

оценивание работы группы №3

Работа в группах:

приём логического запоминания (самопроверка по вопросам), пересказ друг другу, прием тезирования, прием составления схемы для лучшего запоминания

Технология дифференцированного обучения

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов; умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция (внесение необходимых дополнений); способность к волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений, доказательств

Личностные: способность оценивать свое поведения и поступки

Направление и корректировка деятельности групп (по необходимости)

Формулирует задание. Корректирует работу. Контролирует проверку и оценку учащимися результатов.

Учащиеся работают по группам

Физкультминутка

Удержать умственную работоспособность детей на уроках;

обеспечить кратковременный активный отдых для учеников в течение урока

Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуть, разогнуться,
Три — в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть!

Динамическая пауза

Технология здоровьесбережения

Руководство физкультминуткой

Выполнение упражнений

Включение в систему знаний и повторение

повторение и

закрепление ранее

изученного и подготовка к

изучению следующих

разделов курса, включение

нового способа действий в

систему знаний.

-Посмотрите на доску.

Какие жанры фольклора вам известны?

-В чем особенности каждого жанра?

-В чем особенности сказки как вида народной прозы?

-Какие виды сказок вы узнали?

-Приведите примеры каждого вида сказок.

Составить синквейн со словом СКАЗКА.

Слово учащихся.

Технология критического мышления

Прием «синквейн»

Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Познавательные: выбор оснований и критериев для сравнения.

Постановка вопросов, организация фронтальной и индивидуальной работы

Повторяют учебный материал для закрепления.

Составляют синквейн

Рефлексия учебной деятельности

Зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность

— Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока?

— Удалось нам достичь их? Аргументируйте свой ответ.

-Возьмите цветную ручку или карандаш и в карточке рефлексии отметьте «+» те высказывания, с которыми вы согласны.

Технология критического мышления

Регулятивные: оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению)

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации

Личностные: способность оценивать свое поведения и поступки.

Организует самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке.

Объясняет домашнее задание: прочитать сказку «Царевна-лягушка», стр.25 учебника, вопрос № 1.

Озвучивает оценки учащихся.

Соотносят цель и результаты своей учебной деятельности. Записывают домашнее задание.

Дополнительная информация

Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС

Урок составлен с учётом ФГОС второго поколения.

Ресурсы, оборудование и материалы

проектор, экран, ПК, ноутбук, доска, раздаточный материал (сигнальные карточки)

Список учебной и дополнительной литературы

Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. / Под ред. Коровиной

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

нет

Дидактическое обеспечение урока ССЫЛКИ

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

  1. Технология проблемного обучения;

  2. Технология критического мышления (постановка проблемной задачи, исследовательская деятельность, приемы «синквейн», «кластер»);

  3. Здоровьесберегающая технология;

  4. Игровая технология;

  5. Групповая технология;

  6. Технология диалогового обучения.

Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений

нет

Дополнительная необходимая информация

нет

Ожидаемый результат: Учащиеся знают
определение сказки, определяют вид сказки; находят эпитеты,
сравнения, метафоры и объясняют их роль в сказке; выразительно
рассказывают сказку, передавая средствами выразительного чтения
собственное отношение к изображаемому; знают составляющие
элементы сказки; составляют народную волшебную сказку.

Цель урока:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о русских
    народных сказках, особенностях их построения;
  • создать эмоциональный настрой на изучение произведений
    устного народного творчества;
  • сформировать умение отличать волшебную сказку от остальных
    видов сказок;
  • продолжать формировать интерес к чтению, развивать
    воображение, наблюдательность, развивать творческое мышление
    учащихся;
  • воспитывать чувство ответственности, умение принимать
    решения.

Основные понятия. Народная сказка, волшебная
сказка, бытовая сказка, сказка о животных.

Оборудование. Репродукции картин И.Я.Билибина,
В.М.Васнецова; рисунки героев сказок, созданные детьми; рабочие
тетради; у педагога — компьютер, мультимедийный проектор,
экран.

Тип урока. Урок изучения и первичного
закрепления новых знаний.

Вид урока. Комбинированный

Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам
урок


А.С.Пушкин

Ход урока

1. Организационный этап

Проверка домашнего задания

Определите, к какому виду малых жанров фольклора относятся
приведенные тексты.

Колыбельная. Считалочка. Скороговорка.

Уж ты, котичка-коток,

Котик — серенький лобок,

Приди, котик, ночевать,

Мою деточку качать;

Я тебе ли, коту,

За работу заплачу:

Дам кувшин я молока

Да кусочек пирога.

Уж ты ешь, не кроши,

Больше, серый, не проси.

***

Сон ходит по лавке,

Дремота по избе,

Сон-то говорит:

— Я спать хочу!

Дремота говорит:

— Я дремати хочу!

По полу, по лавочкам

Похаживают,

Ванюшке в зыбочку

Заглядывают,

Заглядывают —

Спать укладывают.

На златом крыльце сидели:

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной —

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей,

Не задерживай

Добрых и честных людей!

***

Чирики, микирики,

По кусту, по насту,

По слову кабасту,

Жучик, рючик,

Хруп, дуб,

Иванов зуб.

***

Эны-бены,

Рики-факи,

Тобра-орба,

Он дысмаки,

Деус-деус,

Касматэус,

Бакс.

Стоит поп на копне,

Колпак на попе,

Копна — под попом,

Поп — под колпаком.

***

Добры бобры

Идут в боры.

***

От топота копыт

Пыль по полю летит.

Учащиеся показывают скороговорки, которые они выписали дома.
Одну из скороговорок учим и произносим наизусть всем классом.
Рисунки детей развешиваются на доске.

3. Этап всесторонней проверки знаний учащихся

Приём-ледокол «Ветер дует для того…»

— Ветер дует для того, у кого хорошее настроение (подымаются те
учащиеся, у кого хорошее настроение).

— Ветер дует для того, у кого голубые глаза.

— Ветер дует для того, кто считает, народные сказки
передавалась из уст в уста народными сказителями.

— Ветер дует для того, кто считает, что А.С.Пушкин писал
народные сказки.

3. Этап подготовки учащихся к активной и сознательной
деятельности на уроке

3.1. Сообщение темы урока

3.2.Формулировка вместе с учащимися цели и задачи
учебной деятельности. «Незаконченное
предложение».

Продолжите высказывание:

  • «Сегодня на уроке нужно… узнать (познакомиться…)
  • Выполнить (начать работу…)
  • Понять (выяснить, показать…)
  • Для этого нужно (необходимо) …

4. Этап усвоения новых знаний

4.1. Слово учителя

Ребята, давайте сейчас перенесемся лет на сто — сто пятьдесят
назад, а может, и больше, и представим себе сказителя или
сказительницу. Сказки любили не только дети, но и взрослые.
Вообразите, например, зимовье в тайге, а в зимовье несколько
охотников-промысловиков. Промышляют они пушнину. По утрам
расходятся по лесу ловушки ставить да проверять, а вечером
собираются в избу. А в избе их ждет старик, которого молодые и
сильные мужчины взяли с собой в тайгу не просто так, а ради
сказок его чудесных. Он в избе на хозяйстве остается, а вечером
усталым работникам сказки сказывает. Когда такие промысловики
возвращались домой, в родной город или село, они продавали
пушнину и делили деньги, причем старикам-сказителям давали
равную со всеми долю: таково было уважение к людям, владеющим
тайной слова.

Сказители знали на память множество былин, называемых
старúнами, исторических песен, потешек, прибауток,
сказок разнообразных. Когда исследователи стали их записывать,
оказалось, что один человек помнит наизусть целый том.

На разные дни, на разные случаи сказители припасали особые
сказки.

И сегодня мы с вами будем тоже сказителями и попробуем
составить сказку. Но для начала давайте вспомним, повторим и
узнаем новое о народных волшебных сказках.

4.2. Беседа (на доске вывешиваются:
солнышко, лучики, три тучки, звезды)

— Представьте, что солнышко — это сказка, что такое сказка?
(Это вид устного или литературного повествования о
вымышленных необыкновенных событиях и приключениях.)

— Представьте, что лучики — это то, чему учат нас сказки? Чему
учат нас сказки? (добру, патриотизму, не бояться
трудностей, защищать слабых, нравственности, любви к ближним,
заботиться о слабых)

— Вы видите три тучки, а каким образом они связаны с народными
сказками? Что они обозначают? На какие на три вида делятся
народные сказки (сказки о животных, бытовые и
волшебные)

— Расскажите об особенностях каждого вида сказок.

(Сказки о животных — звери наделяются человеческими
качествами и являются главными героями.

Бытовые сказки — герои — это обычные люди, которые
добиваются успеха благодаря своим качествам.

Волшебные сказки — обязательно действуют волшебные силы,
помогают им волшебные вещи, с героями случаются всякие
приключения и превращения.)

4.3. Видеовикторина

Ребята, на экране будут показаны иллюстрации к сказкам, нужно
угадать сказку и определить вид сказки. Какие детали помогли
узнать сказку.

4.4. Работа над литературоведческими понятиями:
структура сказки.

Остановимся на тучке с волшебными сказками. Открываем тучку и
что мы видим, звёзды. Звёзды — это структура сказок,
особенность волшебных сказок. Каждая звезда имеет своё
назначение.

В волшебных сказка есть присказка (одна звезда),
которая настраивает слушателей на особый лад: переносят в
удивительный сказочный мир.

— Какие присказки вы знаете? (Дети приводят пример)

Вот присказка для самых маленьких слушателей:

Как не в море-океане,

Не на острове Буяне

Стоит терем-теремок,

На дверях висит замок.

Мы замочек отопрем —

Сказку в гости позовем!

Слушай тихо и гляди…

Сказка, в гости приходи! В волшебных сказках обязательно есть
зачин (вторая звезда):

— Приведите пример зачина.

(«Жили-были», «В некотором царстве, в некотором
государстве», «Однажды», «В три девятом царстве, три десятом
государстве»)

И есть концовка (третья звезда):

— Приведите пример концовки («Тут и сказки конец», «Стали
они в добре поживать, лиха не знать», «Вот, видишь, как оно
бывает на свете»)

— Чего не хватает, ребята? Основной части

4.5. Ролевая игра. Инсценирование отрывка из сказки
«Гуси-лебеди»
.

Ребята, давайте сейчас посмотрим, как группа ребята из класса
справилась с домашним заданием. Они проинсценируют отрывок из
сказки «Гуси-лебеди» (сценка, когда сестрица помогает
печке, яблоне, речке)

4.6. Работа в паре над литературоведческими понятиями:
художественные средства.

В сказках встречается много художественных средств. Составьте в
паре список художественных средств, приведите примеры из
народных сказок. Пары по цепочке представляют результаты своей
работы.

— постоянных эпитетов: красна девица, добрый молодец, лес
дремучий, яблочко наливное, молочные реки, тучи чёрные;

— метафоры: морщины прорезались; солнце лизнуло голову;
вещи под ногами путаются, за руки цепляются; утро вечера
мудренее; солдат пуще прежнего закручинился;

— сравнения: «Выходи за меня, красавица, — не говорит, а
ручейком разливается»; смотрит на маменьку, а слёзы так и
катятся, как по столу горошины; мать радовалась и баловала
задиристого, с рукавицу, малыша.

— гипербола: «Другой подобной красавицы во всём свете не
бывало!», «Рукавица крышу пробила», «Я его на одну руку посажу,
другой прихлопну — только мокрёхонько будет!», «Приезжают к
реке Смородине — по всему берегу лежат кости человеческие, по
колено навалено!»

4.7. Беседа. Подготовка к творческой работе.

Давайте сейчас все вместе попробуем составить народную
волшебную сказку.

У нас вроде бы все есть: присказка, зачин, основная часть,
концовка и, наверное, мы можем сказывать?

— Сказка готова? Нет.

— А чего нам не хватает?

— Без чего текст сказкой назвать нельзя?

1. Сказочные герои (Емеля, Иван-Царевич, Иванушка-дурачок,
Василиса Премудрая).

2. Сказочные превращения (Царевич-чудище лесное, Василиса
Прекрасная — лягушка).

3. Сказочные чудовища (Баба-Яга, Кощей-Бессмертный).

4. Троекратные повторы (3 брата; 3 сына; 3 дня; 3 дороги; 3
железных сапога истер; 3 железных хлеба изгрыз).

5. Задания (найти ковер-самолет, испечь хлеб за одну ночь)

— А теперь мы сами попытаемся сочинить волшебную сказку.

4.8. Работа в группах

У меня есть картинки с героями, волшебными вещами. Каждая
команда должна выбрать себе героев и вещь, а затем все вместе
будете составлять народную волшебную сказку. Не забываем, что с
главный герой должен пройти три испытания, одержать победу над
злом, кого-то спасти, а помогать ему должны волшебные предметы
или действия.

4.9. Представление результатов.

5. Рефлексия

«Микрофон»

Учащиеся по желанию высказывают свое мнение об уроке.

  • «На уроке я узнал о…; вспомнил…; понял…; научился…»
  • «Самый большой мой успех — это…»
  • «Самые большие трудности я почувствовал…»
  • «На следующем уроке я хочу…»

6. Этап информирования учащихся о домашнем задании,
инструктаж по его выполнению

6.1. Задание для всего класса.

Прочитать сказку «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо»

6.2. Индивидуальные задания.

Напишите волшебную народную сказку.

  • Приведите примеры пословиц пришедших из сказок и басен крылова
  • Приведите примеры использования в сказке традиционного сказочного приема повтора
  • Приведите примеры исполнителей встречающихся в русских народных сказках определите их типы
  • Приведите примеры использования эзопова языка в сказках м е салтыкова щедрина
  • Приведите 15 многозначных слов определите их значение по словарю напишите сочинение миниатюру