Приведите примеры из любой прочитанной сказки для указанной сказочной особенности чудесные помощники

Итоговый урок по теме русские народные сказки 5 класс фгос обобщающий урок по теме русские народные сказки 5

Итоговый урок по теме русские народные сказки 5 класс фгос – Обобщающий урок по теме «Русские народные сказки» ( 5 класс)

Урок литературы в 5 классе по теме «Русские народные сказки»

itogovyj urok po teme russkie narodnye skazki 5 klass fgos 0

Проведен

в 5 классе

учителем

русского языка

и литературы

Череминой И.В.

Тема учебного занятия: «Русские народные сказки».

Продолжительность учебного занятия: 45 мин.

Тип учебного занятия: комбинированный урок.

Эпиграф: Волшебные сказки, волшебные мысли,

Волшебные звуки, волшебные числа…

Цели учебного занятия:

  1. Повторить и обобщить пройденный материал;

  2. развивать умение анализировать поступки и характер героев;

  3. провести проверочную работу с целью диагностики усвоения содержания произведения;

  4. Обогащать словарный запас учащихся.


  5. Развивать память, речь, внимание, логическое мышление, творческие возможности детей.

  6. Воспитывать любовь к чтению, к книге.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Дидактические материалы к учебному занятию:

1. Игровые уроки по литературе. 5 класс. О.Г. Черных, М.: «Вако», 2008

2. Литература. 5 класс. Г.С. Меркин. М.: «Русское слово», 2009.

3 Карточки- задания по теме.

5. Презентация, выполненная учителем.

6. Кроссворд

Ход урока

Музыкальное сопровождение

  1. Организация класса.

  2. Слово учителя

-Здравствуйте, гости дорогие, добры молодцы, красны девицы. Пришла я к вам слово молвить, а зовут меня Ирина Викторовна.

В некотором районе, в некотором селе стоит в дороге теремок, теремок. Он ни низок, ни высок, ни высок. И трудятся в этом теремке замечательные люди – педагоги и учатся в этом теремке не менее замечательные дети!

— Что сейчас я вам сказывала?

— (Сказка)

— Как вы уже поняли, наш сегодняшний урок посвящен русской народной сказке.

1 слайд

3. Сообщение целей и задач урока (2 слайд)

Сегодня мы обобщим знания о фольклоре, а в частности о русских народных сказках, продолжим развивать умение анализировать поступки и характеры героев, урок должен способствовать воспитанию любви к чтению, к сказкам, воспитывать в вас самые лучшие человеческие качества на примере положительных сказочных героев, а также мы будем развивать память, внимание, речь, мышление.

Но прежде чем мы остановим наше внимание на сказках, давайте разгадаем кроссворд и вспомним какие же существуют жанры и виды фольклора.

— Я буду читать вам фольклорные произведения, а вы угадывать, что это такое?

1. Чай пить, не дрова рубить (пословица)


2. Сшит колпак не по-колпаковски, надо колпак переколпаковать и выколпаковать. (скороговорка)

3. Ох, милка моя,

Семечко рассадно…

До сих пор не грамотна,

Разве не досадно? (частушка)

  1. Федя-бредя

Съел медведя,

Упал в яму,

Кричал маму! (дразнилка)

  1. Ладушки-ладушки!

Где были? – У бабушки.

Что ели? – Кашку!

Что пили? – Бражку. (потешка)

6. Через речку лег, пробежать помог (загадка)

7. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь…» (сказка)

— А что такое сказка?

— Сказка – рассказ, который повествует о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, они невероятны фантастичны. Учат добру, сказка имеет мораль.

— Сказки рассказываются не так, как все другие интересные истории. Слова в них звучат непривычно, как будто они становятся волшебными, напевность, мелодичность, интонация, жесты, мимика.

— Давайте прочитаем несколько слов о сказках (ученик) (3 слайд)

— А какие сказки вы знаете? (4 слайд)

(Бытовые, волшебные, сказки о животных)

— Будет сказка занимательна, слушайте ее внимательно. Кто уши раскроет, много-много всякой всячины усвоит, кто невзначай уснет, тот ни с чем и уйдет (Присказка)

-Что это такое?

— Для чего нужна присказка?

(Пробудить интерес слушателя, привлекая внимание. Присказка речь ведет, что сразу ясно — история будет сказываться небывалая, слушать хорошо нужно, а то начало пропустишь.)

— А как называется начало сказки?

Начало. Зачин (Зачинать: начинать, начало).

— А какие зачины вам известны?

— В некотором царстве, в некотором государстве…

— В тридевятом царстве, в тридесятом государстве.

— Жили были…

-Может и мы вспомним концовки (Сказка вся, боле врать нельзя. Вот какая я маленькая да удаленькая.(Помощники)


Вывод:

— Для чего нужны присказки, зачины, концовки?

— Они делают сказку такой красивой и необыкновенной, настраивают нас на особый лад: переносят в удивительный сказочный мир.

Слайд 6

-Давайте прочитаем все вместе приметы сказки (вымысел, занимательность, поучительность).

— Каковы же сказочные премудрости? Давайте вспомним особенности сказок. (7 слайд).

1. Ритм сказки

2. Повторы

3.Постоянные эпитеты.

4. Сказочное число.

5. Сказочные формулы.

-А сейчас давайте вспомним, прочитанные нами сказки, и проведем Литературную игру. (8 слайд)

Послушайте отрывок из сказки

1 – найти среди сказочных героев отрицательных

2 – в каких сказках живут эти предметы? (9 слайд)

-Все мы знаем, что в сказках есть чудеса или чудесные превращения.

— Следующее задание называется «Из каких сказок эти чудеса?»

  1. Лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с себя лягушачью кожу и обернулась красавицей. («Царевна-лягушка»)

  2. У двора дуб стоит, на дубу ясен сокол сидит. Слетел сокол с дуба, ударился оземь, обернулся добрым молодцем. («Марья Моревна»)

  3. Царевич ударился об пол и сделался перышком. Она положила перышко в коробочку и отворила дверь.. (Финист – ясный сокол)

  1. Вернулись домой, не успели сесть, как ударил гром, раздвоился потолок и влетел ворон; ударился ворон об пол и сделался добрым молодцем (Марья Моревна)

  2. Потом обратилась Баба Яга к воротам и вскрикнула: «Эй, запоры мои крепкие, отомкнитесь, ворота мои широкие, отворитесь». (Василиса прекрасная)

  3. Махнула левым рукавом – появилось озеро, махнула правым – поплыли по озеру белые лебеди. («Царевна Лягушка»)

Гимнастика для глаз

— А сейчас давайте немного отдохнем и проведем гимнастику для глаз.

Встаньте, пожалуйста, закройте глаза, откройте, поморгайте, еще раз закройте, откройте, посмотрите наверх, теперь вниз, направо, налево, еще раз закройте, расслабьте глазки, они отдыхают, откройте, теперь можете садиться.

3 – к каким иллюстрациям сделали художники иллюстрации? (презентация)

А сейчас творческое задание: «Смешные названия сказок».

Я вам говорю смешное название сказок, а вы правильное.

1. Уточка Ряба (Курочка Ряба)

2. Крошечка-Терешечка (Крошечка-Хаврошечка)

3. Бегунок (Колобок)

4. Царевна-квакушка (Царевна-лягушка)

5. Сугробочка (Снегурочка)

6. Холодок (Морозко)

7. Василиса Мудреная (Василиса Премудрая)

8. Финист – ясный ворон (Финист – ясный сокол)

-А сейчас задание по карточкам «Вспомните сказку»

(каждому – подписать сказку, и Ф.И.)

Презентация

4 – выберите из приведенных образных выражений устойчивые сказочные обороты.

5 – выберите из ряда признаков сказки те, которые свойственны волшебной сказке.

Следующее задание называется «Дополни имя»

Если есть время, то каждому на стол, они дописывают, а если нет, устно

У сказочных героев и предметов есть двойные имена и названия. Я проговариваю первую часть названия, а вы вторую:

Кощей — (Бессмертный)

Елена — (Прекрасная)

Иван — (Царевич)

Финист — (ясный сокол)

Братец (Иванушка)

Змей (Горыныч)

Крошечка (Хаврошечка)

Марья (Моревна)

Василиса — (Прекрасная)

Гуси — (Лебеди)

Мальчик — (с пальчик)

Скатерть — (самобранка)

Сапоги — (скороходы)

-Задание «Загадки из сказки»

А дорога – далека,

А корзинка – нелегка,

Сесть бы на пенек,

Съесть пирожок. (Маша и медведь)


Я от бабушки ушел,

Я от дедушки ушел

А от тебя, лиса и подавно уйду. (Колобок)

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошка. («Кот, петух и лиса»)

Итог урока

Наш урок подходит к концу, понравилось вам наше сегодняшнее занятие?

«Сказка – складка, песня – быль», — гласит пословица. В этом народном изречении метко подмечена сущность сказок: в них рассказывается о том, чего не было и не могло быть. Сегодня многие считают народные сказки наивными и неинтересными, ведь они уходят корнями в далекое прошлое. Но это не так! И в наш компьютерный век мы можем поучиться у народной сказки осознавать себя в окружающем мире, ценить лучшие человеческие качества: доброту, преданность в дружбе и любви, справедливость, умение преодолевать любые жизненные невзгоды. Вечные ценности: семья, дружба, любовь к родине – зерна народной сказки. Поэтому и живут они много веков и будут жить вечно.

-Домашнее задание: Нарисовать иллюстрацию к сказке (по выбору)

-Оценки за урок

infourok.ru

Урок-зачет по теме «Русские народные сказки». 5-й класс

Разделы:
Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (12,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Класс: 5.

УМК: В.Я. Коровина.

Цели урока: актуализировать и обобщить знания по изученным русским народным сказкам; развивать дух соревновательности; воспитывать толерантное поведение.


Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка целей и задач.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами урок-зачёт, но пройдёт от в необычной форме. Мы немного поиграем. В конце урока подведём итог, и вы сами оцените свои знания по изученному разделу литературы. Готовы?

III. Игра.

Учитель: Игра состоит из двух этапов:

  1. Волшебные сказки.
  2. Сказки о животных.

На каждом этапе есть несколько категорий. В каждой категории – три вопроса. Выбираем категорию, называем стоимость вопроса и отвечаем. При правильном ответе зарабатываем баллы, при неправильном ответе, баллы минусуются. Желаем удачи.

Игра – это м/м презентация, состоящая из 30 слайдов

IV. Подведение итогов.

Ну вот и закончилась наша игра. Вы проверили свои знания по сказкам. Скажите, что удалось вам лучше всего? Как вы оцениваете свои успехи по изученному разделу?

12.01.2014

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок литературы в 5 классе на тему: «В стране сказок»

муниципальное
бюджетное образовательное учреждение

средняя
общеобразовательная школа № 5 города
Смоленска

Урок литературы
в 5 классе

на тему:

«В
стране сказок»

Составитель:
Горелова Евгения Владимировна,

учитель
русского языка и литературы

2013-2014 учебный
год

Урок
литературы в 5 классе

(ФГОС, по
программе В.Я. Коровиной )

на тему:
«В стране сказок»

(итоговый
урок по теме «Русские народные сказки»)

Цели урока:
привить интерес к русским народным
сказкам; развивать навыки пересказа,
анализа текста, монологической речи,
описания иллюстраций; подготовить к
домашнему сочинению.

Планируемые
результаты
:
понимание связи разных жанров фольклора;
владение элементами анализа произведения;
умение пересказывать сказки.

Оборудование:
сборники сказок, фрагменты мультфильмов
по сказкам о животных и бытовым сказкам,
иллюстрации к сказкам, рисунки учащихся.

Ход урока

  1. Организационный
    момент

2. Проверка
домашнего задания

(Обсуждение
вопросов и заданий учебника, повторение
разных видов русских народных сказок
и закрепление их характерных особенностей).

3. Работа
по теме урока

1. Работа с
выбранными сказками и иллюстрациями к
ним

(Учащиеся
готовят небольшую презентацию любимой
русской народной сказки, представляют
свои иллюстрации к одному из эпизодов
выбранной сказки, рассказывают о героях,
об их приключениях, используя приемы
сказителей.)

  1. Просмотр
    и обсуждение фрагментов мультфильмов
    по русским народным сказкам

4. Закрепление
изученного:

1) Игра
«Подбери постоянный эпитет»

Лес
(дремучий)

Дуб
(могучий)

Море
(синее)

Солнце
(красное)

Стрелы
(острые)

Стрелы
(каленые)

Ворон
(черный)

Сокол
(ясный)

Вопросы:

1. Можно
сказать, что все указанные слова –
«жители» одной сказки? Почему же при
назывании понятий «стрелы», «ворон»
ответ возникает как бы сам собой (острые,
черный)?

2. Назовите
особенности сказки. Используя какие
признаки, можно доказать, что перед нами
сказка?

3.
Какими частями начинается и заканчивается
сказка? (Зачин,
концовка
.)
Назовите сказочных героев, дайте им
характеристику. (Кощей,
Баба-Яга и другие.)

2) Творческое
задание

— К каким
сказочным героям можно отнести пословицы:
«Утро вечера мудренее», «По одежке
встречают, по уму провожают», «Вороне
соколом не быть», «Кто скоро помог,
тот дважды помог», «Не подстрелив
ясного сокола, рано перья щипать»?

— Чем помогают
эти волшебные предметы героям сказок:
скатерть-самобранка, меч-кладенец,
сапоги-скороходы, ковер-самолет,
молодильные яблоки, перо Жар-птицы,
волшебное блюдечко и наливное яблочко?

3) Литературная
мини-викторина по русским народным
сказкам

1.Кто
с кем такой делёж устраивал: «Твои
вершки, а мои корешки».

(Мужик
с медведем в сказке»Мужик и медведь»)

2.Скажите,какого
героя провели на пирожках?

(Медведь
из сказки «Маша и медведь»)

3.Кто
варил кашу, применяя ум и смекалку?

(Солдат
в сказке»Каша из топора»)

4.Как
мужик разделил без обиды одного гуся
на семерых: барина, барыню, сыновей и
двух дочерей и себя не обидел?

(Барину-голову,
барыне-гузку, сыновьям ножки,
крылышки-дочерям, а себе-всё туловище.)

5.Какими
словами начинаются русские народные
сказки?

(«Жили-были…»,»В
некотором царстве, в некотором
государстве…».)

6.Что
приказывал царь-батюшка своим невесткам,
чтобы проверить их на мастерство?

(Испечь
хлеб, соткать ковёр)

7.Чем
кормила лиса журавля?

(Кашей)

8.В
какой сказке от брошенной шапки избушка
зашаталась?


сказке «Иван-крестьянский сын и
Чудо-юдо».)

9.Из
какой сказки эти строчки?

Ах
ты,Петя-простота,

Сплоховал
немножко:

Не
послушался Кота,

Выглянул
в окошко…

(«Петушок-золотой
гребешок».)

10.Кто
первый нашёл теремок?

(Мышка-норушка.)

4) Подготовка
к домашнему сочинению

Варианты
тем:

1. Мой любимый
сказочный герой.

2. За что я
люблю русские народные сказки?

3. Добро и зло
в русских народных сказках.

4. Русские
народные сказки в изобразительном
искусстве.

Дома вам
предстоит написать небольшое сочинение
по русским народным сказкам. вы можете
написать о своем любимом сказочном
герое, о том, почему вам нравятся русские
народные сказки, о том, как изображается
в сказках добро и зло. Для этого необходимо
прежде всего выбрать тему, затем отобрать
материал: о чем или о ком именно вы будете
писать; какие эпизоды вам кажутся
наиболее важными; какие герои появляются
в этих эпизодах.

В небольшом
вступлении обоснуйте выбор темы: чем
она вам интересна, почему вам нравится
тот или иной герой, та или иная сказка.

Затем подробнее
раскройте то, что вы написали во
вступлении, приведите примеры, покажите
наиболее яркие качества и стороны
героев, а в темах, посвященных сказкам,
— особенности сказок, их характерные
черты.

Если вы пишете
о добре и зле в сказках, надо сопоставить
несколько сказок. Показать, как
изображаются добро и зло в каждой из
них, кто из героев является воплощением
добра, а кто – зла, подумать над тем,
почему в сказках всегда побеждает добро.

В теме,
связанной с изобразительным искусством,
вы можете написать о произведениях
любимого вами художника, сопоставить
его произведения с вашими впечатлениями
от прочитанных сказок, описать наиболее
понравившуюся картину, иллюстрацию.

В заключение
подведите итоги, покажите ваше отношение
к тому, о чем вы писали.

5. Подведение
итогов урока

(Обсуждение
тем сочинений, повторение характерных
особенностей сказок и их структурных
элементов)

6. Домашнее
задание: написать сочинение по одной
из тем.

Литература:

  1. Егорова
    Н.В. Поурочные разработки по литературе.
    5 класс. – 5-е изд., перераб. – М.: ВАКО,
    2013. – 400 с. (В помощь школьному учителю).

Интернет-ресурсы:

  1. URL
    /user/galpopova60/file/3400456/
    (текст)

  2. URL
    /user/zhujkova71/file/3411734/
    (мультфильм)

  3. URL
    /storyList/russkie-narodnye-skazki.htm
    (текст)

  4. URL
    /photo/illjustracii_k_skazkam/illjustracii_
    k_russkim_narodnym_skazkam/2
    (иллюстрации)

gigabaza.ru

Конспект урока-викторины по литературе на тему «Мои любимые сказки» (5 класс)

Урок-викторина «Мои любимые сказки».

Цель:

  • поддержать интерес учеников к русским народным сказкам;

  • развивать навыки монологической речи, описания иллюстрации;

  • развитие у детей художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений.

Оборудование: сборник сказок, иллюстрации художников к сказкам; рисунки учеников, презентация, выставка «Русские народные сказки».

Ход урока.

  1. Вступительное слово. (Слайд 1)

Сегодня наш урок будет посвящен одному из самых интересных жанров фольклора – сказке. Пожалуй, нет такого человека, которому была бы не интересна сказка. Сказка сопровождает нас всю жизнь, начиная с рождения. По мотивам народных сказок создано много фильмов. Народная сказка – это основа жизни художника, его вдохновение. Итак, мы начинаем, я приглашаю вас в мир удивительной сказки.

  1. Повторительно-обобщающая беседа по сказкам. (Слайд 2)

Всем нам нравятся сказки, и думаю, что у вас наверняка есть любимая сказка и герои сказок.

За что вы любите сказки?

— Назовите ваши любимые народные сказки.

— Каких сказочных героев вы особенно понравились?

— Чем интересны герои народных сказок?

— Каким героем народной сказки вы могли бы быть?

  1. Викторина. (Слайд 3)

— Сегодня мы с вами продолжим работу с этим прекрасным жанром – сказка. Я думаю, что все вы готовы отправиться в этот мир удивительной сказки. И наше первое задание «Разминка»

Задание 1 — «Разминка» (слайд 4).

  • Одно из имен Василисы? (Премудрая, Прекрасная)

  • Оружие, которым пользовались сказочные богатыри? (Меч)

  • Река, у которой сражался Иван – крестьянский сын? (Смородина)

  • Животное, в которое была заколдована Кощеем прекрасная девушка? (Лягушка)

  • Какой транспорт доставил Василису к дворцу? (Карета)

  • С кем Журавль решил создать ячейку общества? (Цаплей)

  • О какой сказке гласит народная мудрость «Кто ничего не делает, то на перине не уснёт»? (Солдатская шинель)

  • Чем занимались братья Ивана во время дозора? (Спали)

  • Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для Кощея? (Игла)

  • Какая сказочная героиня, прежде чем спрашивать Ивана, должна его была напоить, накормить и выпарить? (Баба-Яга)

— Вы хорошо знаете сказки, но в сказках, как и в других произведениях, встречаются непонятные слова. И следующее ваше задание заключается в том, чтобы объяснить эти непонятные слова.

Задание 2 – «Словарик» (слайд 5).

Объяснить значение слов.

Терем — (дом в Древней Руси).

Рыскучие (звери) — (бегущие).

Зачин – начало сказки.

Концовка – последние слова сказки.

— Если вы внимательно читайте сказки, то вы помните, что в сказках есть волшебные предметы, которые помогают нашим героям в трудной ситуации. Ваша задача определить, что это за волшебный предмет.

Задание 3 –«Чёрный ящик» (слайд 6).

  1. Это то, на что положил каравай Иван-царевич. (Блюдце)

  2. Это то, что использовала Василиса при создании ковра. (Игла)

  3. Это то, что использовала Василиса во время пира. (Кубок)

  4. Это то, что помогало Ивану искать Василису. (Клубок)

— В каждой сказке есть положительный герой, который борется со злом и коварством. И вот сейчас я прошу вас дать этим героям характеристику, но характеристику необычную. А необычность её в том, что охарактеризовать их вы должны пословицами и поговорками.

Задание 4 — «Творческое» (слайд 7).

Подберите пословицы к героям сказки:

1 команда — Василиса Премудрая (Утро вечера мудренее, по одежке встречают, по уму провожают).

2 команда – Иван – крестьянский сын. (Кто скоро помог, тот дважды помог).

— Все мы любим рисовать, создавать иллюстрации к произведениям, создавать тематические рисунки. Но сегодня мы будем писать портрет и не просто портрет, а шуточный портрет героев многих сказок. Во многих сказках они являются героями отрицательными, злыми, даже вызывающими страх, но мы посмотрим на них с другой стороны. Итак, конкурс «Шуточный рисунок».

Задание 5 – «Шуточный рисунок» (слайд 8).

Нарисовать портрет 1 команда – Кощея Бессмертного

2 команда — Бабы-Яги

— Воображение является неотъемлемой частью нашего творческого мышления. Все мы, когда читаем интересное произведение, то живо представляем себе героев произведения, захватывающие события. И нам всегда интересно, а какой же он этот Иван-царевич или Василиса Премудрая? А каким бы я их изобразил? Как бы я их сыграл? Следующий конкурс поможет нам это узнать.

Задание 6 – «Живые картины» (слайд 9).

— Ребята, вам было дано домашнее задание — создать иллюстрацию к народной сказке на ваш выбор, рисунки у вас получились очень хорошие, теперь ваша задача представить свою иллюстрацию в шуточной форме.

Задание 7 – Защита иллюстраций «Мои любимые сказки» (слайд 10).

  1. Подведение итогов (Слайд 11).

— Это был наш заключительный конкурс. Я надеюсь, что вам понравилась викторина, что для многих из вас сегодня открылся какая-то по-новому это жанр — сказка, что каждый из вас усвоил свой урок.

Подсчитываются командные очки и учащиеся награждаются оценками.

— Ребята, я думаю, что вам понравилась наша викторина по самому чудесному жанру литературного произведения – сказке. Все мы знаем, что в сказке прославляются лучшие качества человека – в этом нет ничего волшебного. Чудеса только подчеркивают ценность этих качеств, поэтому недаром говориться сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Я надеюсь, что и вы извлечёте для себя самый нужный и важный урок – это урок доброты. Будьте добры и толерантны, тогда и у вас всё будет хорошо.

www.metod-kopilka.ru

Урок литературы в 5 классе на тему: «В стране сказок»

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5 города Смоленска

Урок литературы в 5 классе

на тему:

«В стране сказок»

Составитель: Горелова Евгения Владимировна,

учитель русского языка и литературы

2013-2014 учебный год

Урок литературы в 5 классе

(ФГОС, по программе В.Я. Коровиной )

на тему: «В стране сказок»

(итоговый урок по теме «Русские народные сказки»)

Цели урока: привить интерес к русским народным сказкам; развивать навыки пересказа, анализа текста, монологической речи, описания иллюстраций; подготовить к домашнему сочинению.

Планируемые результаты: понимание связи разных жанров фольклора; владение элементами анализа произведения; умение пересказывать сказки.

Оборудование: сборники сказок, фрагменты мультфильмов по сказкам о животных и бытовым сказкам, иллюстрации к сказкам, рисунки учащихся.

Ход урока

  1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

(Обсуждение вопросов и заданий учебника, повторение разных видов русских народных сказок и закрепление их характерных особенностей).

3. Работа по теме урока

1. Работа с выбранными сказками и иллюстрациями к ним

(Учащиеся готовят небольшую презентацию любимой русской народной сказки, представляют свои иллюстрации к одному из эпизодов выбранной сказки, рассказывают о героях, об их приключениях, используя приемы сказителей.)

  1. Просмотр и обсуждение фрагментов мультфильмов по русским народным сказкам

4. Закрепление изученного:

1) Игра «Подбери постоянный эпитет»

Лес (дремучий)

Дуб (могучий)

Море (синее)

Солнце (красное)

Стрелы (острые)

Стрелы (каленые)

Ворон (черный)

Сокол (ясный)

Вопросы:

1. Можно сказать, что все указанные слова – «жители» одной сказки? Почему же при назывании понятий «стрелы», «ворон» ответ возникает как бы сам собой (острые, черный)?

2. Назовите особенности сказки. Используя какие признаки, можно доказать, что перед нами сказка?

3. Какими частями начинается и заканчивается сказка? (Зачин, концовка.) Назовите сказочных героев, дайте им характеристику. (Кощей, Баба-Яга и другие.)

2) Творческое задание

— К каким сказочным героям можно отнести пословицы: «Утро вечера мудренее», «По одежке встречают, по уму провожают», «Вороне соколом не быть», «Кто скоро помог, тот дважды помог», «Не подстрелив ясного сокола, рано перья щипать»?

— Чем помогают эти волшебные предметы героям сказок: скатерть-самобранка, меч-кладенец, сапоги-скороходы, ковер-самолет, молодильные яблоки, перо Жар-птицы, волшебное блюдечко и наливное яблочко?

3) Литературная мини-викторина по русским народным сказкам

1.Кто с кем такой делёж устраивал: «Твои вершки, а мои корешки».

(Мужик с медведем в сказке»Мужик и медведь»)

2.Скажите,какого героя провели на пирожках?

(Медведь из сказки «Маша и медведь»)

3.Кто варил кашу, применяя ум и смекалку?

(Солдат в сказке»Каша из топора»)

4.Как мужик разделил без обиды одного гуся на семерых: барина, барыню, сыновей и двух дочерей и себя не обидел?

(Барину-голову, барыне-гузку, сыновьям ножки, крылышки-дочерям, а себе-всё туловище.)

5.Какими словами начинаются русские народные сказки?

(«Жили-были…»,»В некотором царстве, в некотором государстве…».)

6.Что приказывал царь-батюшка своим невесткам, чтобы проверить их на мастерство?

(Испечь хлеб, соткать ковёр)

7.Чем кормила лиса журавля?

(Кашей)

8.В какой сказке от брошенной шапки избушка зашаталась?

(В сказке «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо».)

9.Из какой сказки эти строчки?

Ах ты,Петя-простота,

Сплоховал немножко:

Не послушался Кота,

Выглянул в окошко…

(«Петушок-золотой гребешок».)

10.Кто первый нашёл теремок?

(Мышка-норушка.)
4) Подготовка к домашнему сочинению

Варианты тем:

1. Мой любимый сказочный герой.

2. За что я люблю русские народные сказки?

3. Добро и зло в русских народных сказках.

4. Русские народные сказки в изобразительном искусстве.

Дома вам предстоит написать небольшое сочинение по русским народным сказкам. вы можете написать о своем любимом сказочном герое, о том, почему вам нравятся русские народные сказки, о том, как изображается в сказках добро и зло. Для этого необходимо прежде всего выбрать тему, затем отобрать материал: о чем или о ком именно вы будете писать; какие эпизоды вам кажутся наиболее важными; какие герои появляются в этих эпизодах.

В небольшом вступлении обоснуйте выбор темы: чем она вам интересна, почему вам нравится тот или иной герой, та или иная сказка.

Затем подробнее раскройте то, что вы написали во вступлении, приведите примеры, покажите наиболее яркие качества и стороны героев, а в темах, посвященных сказкам, — особенности сказок, их характерные черты.

Если вы пишете о добре и зле в сказках, надо сопоставить несколько сказок. Показать, как изображаются добро и зло в каждой из них, кто из героев является воплощением добра, а кто – зла, подумать над тем, почему в сказках всегда побеждает добро.

В теме, связанной с изобразительным искусством, вы можете написать о произведениях любимого вами художника, сопоставить его произведения с вашими впечатлениями от прочитанных сказок, описать наиболее понравившуюся картину, иллюстрацию.

В заключение подведите итоги, покажите ваше отношение к тому, о чем вы писали.

5. Подведение итогов урока

(Обсуждение тем сочинений, повторение характерных особенностей сказок и их структурных элементов)

6. Домашнее задание: написать сочинение по одной из тем.

Литература:

  1. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – 5-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013. – 400 с. (В помощь школьному учителю).

Интернет-ресурсы:

  1. URL http://www.proshkolu.ru/user/galpopova60/file/3400456/ (текст)
  2. URL http://www.proshkolu.ru/user/zhujkova71/file/3411734/ (мультфильм)
  3. URL http://lukoshko.net/storyList/russkie-narodnye-skazki.htm (текст)
  4. URL http://skazochnikonline.ru/photo/illjustracii_k_skazkam/illjustracii_ k_russkim_narodnym_skazkam/2 (иллюстрации)

lit.na5bal.ru

Контрольная работа по сказкам 5 класс

Контрольная работа по литературе

5 класс

Тема «Русские народные сказки»

ФИ___________________________________________________________________

1. Что такое сказка?

Сказка — это___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие виды русских народных сказок Вы знаете?

_____________________________________________________________________________________________

3. Продолжите фразу, приведите примеры

Постоянные эпитеты — это______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Зачин — это ___________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Присказка — это _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Концовка — это ________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

4.Как иначе одним словом можно назвать устное народное творчество?____________________

5.Кем создаются фольклорные произведения и как передаются? ______________________  __________________________________________________________________

6.К какому жанру фольклора относятся следующие выражения:

1)Без труда не выловишь и рыбку из пруда ____________________________ 

2)От топота копыт пыль по полю летит _______________________________ 

3) У него семь пятниц на неделе ____________________________________

4)Свою косичку без опаски она обмакивает в краски. Потом окрашенной косичкой в альбоме водит по страничке. ___________________________ 

5)Раз, два, три, поди водить ты _______________________ 

7.Подберите постоянные эпитеты к существительным:

Девица __________________ 

Молодец _________________ 

Поле ____________________ 

Море ___________________ 

Мечи __________________ 

Слова для справок: Добрый, булатный, синий, чистый, красный.

8.Какое выразительное средство используется в предложениях: «Ехали они, ехали и сильно устали», «Скакали-скакали, скакали-скакали…»? ___________________________________________ 

9.Расскажите об особенностях волшебных сказок:  _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10.Расскажите об особенностях бытовых сказок: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Расскажите об особенностях сказок о животных: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12.К какому виду относится сказка, где среди героев появляются Баба Яга и Кощей Бессмертный?_________________________________________

13.К какому виду относится сказка, в которой беседуют лиса и заяц? _________________

14.К какому виду относится сказка, где мужик обманывает богача? _________________

15.Кто главные герои сказки «Царевна-лягушка»? Расскажите о них _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16.Почему сказка называется «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», если отправляются сражаться с врагом все три брата? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17. Укажите первый указ царя в сказке «Царевна – лягушка»

1) приехать на пир 2) испечь каравай 3) ковер выткать

18. Какой волшебный предмет дал старичок Ивану – Царевичу?

1) меч-кладенец 2) клубочек 3)перо Жар-птицы 4) ковер-самолет

19. Почему Кощей Бессмертный превратил Василису Премудрую в лягушку? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

20. Каков вывод можно сделать, прочитав сказку «Солдатская шинель» __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

21. О чем сказка «Журавль и цапля» _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

22. Кто задумал отомстить братьям за гибель чуда-юда и как? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

23. Почему в начале сказки называют главного героя Иванушка, в середине – Иван –крестьянский сын, а в конце сказки – Иван?

24.Попробуйте сами написать зачин и концовку к сказке с названием «Кощей Бессмертный».

Зачин:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Концовка: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

26.Вспомните любой волшебный предмет, к помощи которого прибегали герои волшебных сказок, нарисуйте его.

infourok.ru

Контрольная работа по теме «Русские народные сказки» 5 класс

2. «Царевна-лягушка»

4. «Барин и мужик»

5. «Снегурочка»

6. «Кот, лиса и петух»

7. «Заюшкина избушка»

8. «Жена-спорщица»

9. «Сивка-Бурка»

10. «Кот и Лиса»

11. «Каша из топора»

12. «Гуси-лебеди»

13. «Солдатская шинель»

14. «Морозко»

  1. Запишите жанровые особенности сказок

Жили-были;

в некотором царстве, в некотором государстве;

Стали жить-поживать, да добра наживать;

После того они жили долго и счастливо…

  1. В образах животных воплощены различные человеческие качества:

лиса всегда ___________________

заяц _________________________

медведь ______________________

волк _________________________

  1. Приведите примеры из любой прочитанной сказки для указанной сказочной особенности:

Превращения

Чудесные помощники главного героя, которые приходят на помощь в самый трудный момент

Отрицательные персонажи

Забавное событие из реальной жизни, лежащее в основе сюжета

Диалог между животными

  1. Посоветуйте своим друзьям прочитать какую-либо сказку. Назовите эту сказку и не менее трех причин, почему эту сказку необходимо прочесть.

Ответы:

Сказка — один из жанров устного народного творчества, занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических

событиях и приключениях

3 балла

1 балл за название групп сказок,

6 баллов за правильное распределение, за каждую ошибку снимается балл

Волшебные предметы

Постоянные эпитеты

Повторы

Зачин

Концовка

5 баллов

лиса всегда хитрая

заяц трусливый

медведь сильный и доверчивый

волк глупый, жадный и злой

2 балла

За каждую правильно названный пример 1 балл

5 баллов

При оценивании учитывается полнота, логичность и связность ответа

5 баллов

27 баллов

Оценка:

Использованная литература:

1. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Литература 5 класс, учебник для общеобразовательных организаций в двух частях, часть 1. — Москва, «Просвещение», 2015

2. В.А. Крутецкая. Русская литература в таблицах и схемах. 5-8 классы. Санкт-Петербург, 2016

infourok.ru

  • Приведите пример разного ритма из сказки о мертвой царевне
  • Приведение фактов как пишется
  • Приведите примеры воображения в произведениях народного творчества сказки загадки былины и пр
  • Привальный остров в сказке о царе салтане это
  • Прибыли из одинцово как пишется из или с