Приведи тетрадь в порядок как пишется

Единый орфографический режим ведения тетрадей в начальной школеположение о едином орфографическом режиме в начальной школевводная часть необходимо отметить, что так

Единый орфографический режим ведения тетрадей в начальной школе

Положение

 о едином  орфографическом  режиме

 в начальной школе

Вводная часть

  Необходимо отметить, что так называемый «Единый орфографический режим» («Единые требования к устной и письменной речи учащихся к проведению письменных работ и проверке тетрадей». Методическое письмо Министерства просвещения РСФСР от 01.09.1980 г. № 364-М) утратил свою силу Приказом Министерства просвещения РСФСР от 18.12.1987 г. № 224. На сегодняшний день нормативных требований к оформлению письменных работ учащихся нет, поэтому предлагаются рекомендации, которые отражают только положительный опыт в этом направлении (в том числе в вышеуказанном документе) и те позиции, которые, необходимо привнести в общую схему оформления работ. Все ненужное, надуманное, громоздкое, лишнее из данной схемы убрали. При составлении данных рекомендаций учитывали:

а) отсутствие нормативной базы по данному вопросу;

б) рекомендации методистов;

в) исследования и рекомендации нейропсихофизиологов;

г) положительный опыт практической реализации «Единого орфографического режима»;

д) положительный опыт, накопленный за последние десятилетия.

  По данному пункту мы также учли положительные позиции по истории данного вопроса, особенно нормативного оформления его (Приложения 3 и 4 к Приказу министра просвещения РСФСР от 20.09.1961 г. № 308 «О мерах повышения уровня знаний учащихся по русскому языку»; письма Министерства просвещения РСФСР от 16.07.1973 г. № 334-М «О порядке проверки ученических работ в 1–3-х классах общеобразовательных школ»; от 19.07.1977 г. № 308-М «О письменных работах учащихся общеобразовательных школ»; от 27.03.1979 г. № 135-М «Об оформлении записей в тетрадях для учащихся начальных классов» утратили силу (Методическое письмо Министерства просвещения РСФСР от 01.09.1980 г. № 364-М).

Система требований к оформлению письменных работ учащихся, безусловно, должна быть. Но единство этих требований не должно быть чрезмерно громоздким и мешать работе учащегося и учителя. Разночтение в оформлении письменных работ учащихся на сегодняшний день заключается в следующем:

а) отсутствие на местах всяких требований;

б) отсутствие системы требований;

в) наличие надуманных, не совсем обоснованных требований;

г) практическая реализация «Единых требований…», официально утративших силу;

д) наличие разумных требований вне системы.

 Воспитание культуры оформления письменных работ и формирование соответствующего навыка являются необходимыми, так как:

а) являются частью воспитания внутренней культуры учащихся;

б) воспитывают уважение учащихся к тем, кто смотрит и проверяет их работы;

в) формируют навык самоконтроля, так как у учащихся, благодаря более аккуратному оформлению работ, систематически возникает потребность более часто и более внимательно проверять и перепроверять свою работу;

г) организуют учащихся для более внимательного выполнения работы.

Количество и назначение ученических тетрадей

Для выполнения всех видов обучающих, проверочных и контрольных работ учащимся надлежит иметь следующее количество тетрадей из расчета на каждого учащегося:

Математика и русский язык:

Тетради  для текущих работ

Тетради   для контрольных работ.

     Изложение и сочинение  относятся  к работам творческого характера и подписываются  как  тетради для творческих работ

(3-4кл), контрольные  изложения и сочинения – в  тетради   для контрольных работ.

    Допускается наличие тетрадей по литературному чтению, в которых выполняются творческие виды работ (сочинения, рисунки, планы к произведениям, определения литературных понятий и пр.)

№ п/п

Учебный предмет

Количество тетрадей

Период обучения

Комментарий

текущих

контрольных

1

Русский язык

Прописи

Нет

Период обучения грамоте

Помимо прописей, допускается наличие  1 – 2 тетрадей

2-4

1

1–4

2

Литературное чтение

Нет

Нет

1–4

  Допускается наличие        тетрадей

3

Риторика

В соответствии с программными требованиями

Нет

1–4

  Допускается наличие        тетрадей

4

Математика

Прописи либо рабочие тетради

Нет

Период обучения грамоте

Помимо прописей, допускается наличие  1 – 2 тетрадей

2-4

1

1–4

5

Окружающий мир

Нет

Нет

1–4

Допускается   использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК

6

История

Нет

Нет

1–4

  Допускается   использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК

7

Иностранный язык

В соответствии c программными требованиями

Нет

1–4

Допускается   использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК  

8

ИЗО

Альбом

Нет

2–4

9

Технология

Нет

Нет

1–4

10

Музыка

В соответствии c программными требованиями

1–4

11

Физ. культура

Нет

Нет

1–4

12

Информатика

В соответствии c программными требованиями

3-4

Использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК    

В тетрадях для контрольных работ, помимо самих контрольных работ, надлежит в обязательном порядке делать работу над ошибками. Ежедневная работа над ошибками должна представлять собой целостную систему, результативность которой должна прослеживаться изо дня в день.

При оценке письменных (текущих и контрольных) работ учащихся учитель в обязательном порядке руководствуется Методическими письмами Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.1998 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (нормы оценок) и Министерства образования РФ от 25.09.2000 г. № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы». В начальной школе надлежит проверять ежедневно каждую работу учащихся. Работа над ошибками проводится в той или иной форме ежедневно в тетрадях как для текущих, так и для контрольных работ. Проверка тетрадей учителем осуществляется чернилами красного цвета. Так как чернила красного цвета как единственный цвет для проверки ученических тетрадей нормативно не оформлены, то допускается использование и чернил зеленого цвета. Помимо стационарной ручки, в классной и домашней работах для выполнения других операций в тетрадях учащиеся используют только простой карандаш. Проверка и возвращение учащимся контрольных работ по русскому языку и математике осуществляются к следующему уроку. В обязательном порядке тетради для контрольных работ показывают родителям (лицам, их заменяющим) с выдачей на дом. Все классные и домашние работы учащихся проверяются учителем ежедневно и в обязательном порядке.

Порядок ведения и оформления тетрадей.

Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.

Пользоваться  ручкой с пастой синего (фиолетового) цвета. Все подчеркивания выполняются ручкой синего цвета, начертания геометрических фигур — простым карандашом.

 В начальной школе ученики имеют тетради для выполнения всех видов обучающих и контрольных  работ по базовым предметам.

Общие положения.

  При определении каллиграфического письма необходимо строго соблюдать требования и рекомендации нейропсихофизиологов и методистов. Сам процесс письма физиологически и психологически очень сложен: при письме в координированную деятельность вовлекаются кора головного мозга (почти все ее отделы), органы зрения, слуха (особенно если это диктант), многие мышцы тела. Этот процесс чрезвычайно сложен для детей 6–7 лет, начинающих обучение в школе, прежде всего потому, что одновременно формируются и навык выполнения тонкокоординированных движений – графический навык, и навык орфографически правильного письма. Для справки: графический навык – это соблюдение общественно установленных норм выполнения графических элементов, обеспечивающих легкость и правильность чтения письменного текста, способствующих удобству и обоснованной скорости письма и отвечающих эстетическим требованиям.

   Не следует систематически использовать ценное время на уроке для фронтального чистописания всех учащихся.

   Работа над каллиграфическим письмом должна строиться с учетом системы дифференцированных подходов. Нет смысла заниматься на уроке со всеми детьми одинаково безрезультативным прописыванием элементов, букв, цифр, слогов и слов.

   Работу над каллиграфическим почерком следует осуществлять в течение всех четырех лет обучения в начальной школе. При этом необходимо индивидуально подойти к каждому ребенку, так как: а) часть учащихся пишут достаточно красиво, поэтому учитель на уроке тратит на них меньше времени;

б) часть учащихся неправильно оформляют соединения, что является серьезной проблемой и мешает учителю правильно оценить работу учащихся;

в) часть учащихся испытывают трудности в графическом определении высоты элементов и букв;

г) следует помнить, что такие требования к написанию, как наклон, округлость, параллельность, высота элементов и букв, должны вытекать из строгого и обязательного выполнения требований и рекомендаций методистов и нейропсихофизиологов. Почерк является индикатором функционального состояния ребенка: чем хуже функциональное состояние, тем хуже почерк. Изменения в почерке, нарушения орфографической и графической сторон письма могут определяться отклонениями в состоянии здоровья и психоневрологического статуса, проявляться при снижении работоспособности и при утомлении, которые связаны с несоответствием чисто педагогических требований и функциональных возможностей ребенка. На сегодняшний день, по данным Института возрастной физиологии РАО, число детей с трудностями обучения письму достигает 20–30%, то есть по 7–9 учеников в каждом классе. В начальной школе эти трудности не заканчиваются. Среди учащихся 5-х классов таких детой 20–25%, то есть все трудности письма сохраняются и на последующих этапах обучения. Не совсем правильно и корректно требовать от всех совершенно разных детей единообразного (параллельность, округлость, наклон, высота) написания элементов букв, цифр, самих букв, цифр, слогов и слов. Тем более, как показывают исследования специалистов (директор Института возрастной физиологии РАО М.М. Безруких, нейропсихофизиологи В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман), мальчикам «неинтересно изо дня в день делать одно и то же, такая работа не отвечает особенностям организации их мозга и психики. Именно поэтому мужчины, например, испытывают большие трудности при работе на конвейере». «Графологи давно научились отличать почерк мужчины от почерка женщины. Женский почерк обычно более «правильный”, красивый, стандартный, симметричный, элементы букв ближе к тем, что даются школьными прописями. Почерк мужчины чаще более «неправильный», неравномерный, размашистый, индивидуально-оригинальный, иногда с недописанными элементами букв, менее похожий на принятые стандарты». Поэтому необходимо это учитывать учителю и не нарушать при этом гармонию физиологических механизмов психики и их поведенческих механизмов. А вот система работы по формированию навыка правильного соединения букв, что весьма необходимо, должна проводиться обязательно, дифференцированно и на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе. Учителю следует прописывать учащимся те элементы букв, цифр, слоги и буквы, которые требуют корректировки. В ходе проверки учителем прописанных учащимися букв необходимо исправлять неправильно прописанные буквы и выносить (как один из оптимальных вариантов корректировки) образцы их написания на поля (подчеркнуть неправильные соединения, исправить и прописать образцы данных соединений на полях и для прописывания на новой строке). Учителю также необходимо исправлять неправильные написания в классных и домашних работах. Неправильные написания необходимо индивидуально прописывать и в тетрадях для работ по математике. Обязательна система работы над ошибками в тетрадях по математике и по русскому языку. Рекомендуем как один из оптимальных вариантов в ходе проверки работ учащихся только зачеркивать неправильный ответ или ошибку, подчеркнуть это место и дать возможность учащимся самим в классе или дома написать нужный ответ или орфограмму.

                                                  Оформление надписей на обложке тетрадей.

Тетради учащихся для 1-го класса подписывает либо сам учитель, либо родители. Совершенно необязательно, чтобы тетради для учащихся 1-го класса (да и других) были подписаны одним почерком. Самое главное – грамотное оформление надписей на тетрадях. Тетради учащихся для 2– 4-х классов подписывают сами учащиеся. Надписи на обложках необходимо оформлять по образцу

 Образец:

Тетрадь №1 ( №2)

для работ по математике (русскому языку)

ученика 1 класса г

МБУ СОШ №4 г. Липецка

Иванова Олега.

Предлог «по» пишется  на одной строке с названием предмета.

Нумерация класса пишется арабскими цифрами. Фамилию и имя следует писать в форме родительного падежа. Сначала пишут фамилию, а затем полное имя.

 единой форме, которая традиционно включает в себя минимальный объем основной информации,.

Оформление письменных работ по русскому языку.

 После классной и домашней работы следует отступать две строчки

( пишем на третьей).

     При оформлении красной строки  делается отступ вправо не менее 1 см (один палец). Соблюдения красной строки требуется с первого класса при оформлении текстов, начала нового вида работы.

В ходе работы строчки не пропускаются.

Новая страница начинается с самой верхней строки, дописывается до конца страницы, включая последнюю строку.

   Слева при оформлении каждой строки отступается от края не более 0,5 см.

   Справа строка дописывается до конца. Использование правил переноса обязательно. Не допускается необоснованное наличие пустых мест на строке.

   Запись даты написания работы по русскому языку (и математике) ведется по центру рабочей строки.

   В первом классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем. По окончании этого периода дата записывается учениками (1 декабря).

   С 4 класса допускается в записи даты писать числительные прописью: первое декабря.

  Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска) по центру и оформляется как предложение.

           Например:  Классная работа.

                               Домашняя работа.

                               Работа над ошибками. 

   Вариативность работы фиксируется на следующей строке по центру или на полях (краткая форма записи):

 1вариант.

Слово упражнение  пишется полностью с 3 класса.

    Номера упражнений, выполняемых в тетрадях, указываются при их полном объеме. Если упражнение выполняется не полностью, то не указываются. Допускается краткая и полная форма записи  (по центру строки).

             Образец: Упражнение 234 (3-4кл)

                             Упр.234 (1-2)

     В работе, требующей записи в столбик, первое слово пишется с большой буквы. Знаки  препинания (запятые) не ставятся.

     Например:  Ветер

                          восток

                          песок

        При выполнении подобного вида работы в строчку первое слово пишется с красной строки, с большой буквы, через запятую.

    Например:

        Ветер, восток, песок.

При выполнении различных видов разбора требуется соблюдение принятых норм сокращений слов, обозначений терминов. Сокращается слово только на согласные:

глухой-глух., звонкий-зв.,гласный-гл.,согласный-согл.,твердый-тв.,

существительное-сущ.

прилагательное-прил.

глагол-гл.

предлог-пр.

мужской род-м.р.

женский род-ж.р.

средний род-ср.р.

Прошедшее время-прош.

Настоящее время-наст.

Будущее время — буд.

Единственное число-ед.ч.

Множественное число-мн.ч.

Название падежей указывается заглавной буквой (Им.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.)

    Следует определить, что обозначения над словами выполнять ручкой с пастой синего (фиолетового) цвета. Все подчеркивания делаются только по линейке .

      Некоторые виды работ можно проводить и без линейки, при наличии у детей сформированного навыка работы с карандашом.

    При оформлении письменных видов разбора следует соблюдать требования предложенных образцов. Обращать внимание учащихся на постановку имеющихся тире, точки и запятой после определенных сокращений терминов.

      Напомним, что в математике при сокращении наименований единиц измерений

точки не ставятся.

                          Например:  мм,  м, см, ч, мин, км, кг, г и др.

         Учащиеся 1-2 классов пишут в тетрадях в узкую линию. Переход на широкую линейку учителем определяется с 3 класса.

        У учителей начальных классов много различных приемов организации «минуток чистописания». Методика их проведения требует соблюдение содержания, объема и периодичности проведения:

      2 класс (традиц.сист.обуч.)- 1 урок еженедельно.

       3-4 класс- 1-2 строки ежедневно.

Учитель прописывает образцы в тетрадях,указывая типичные ошибки и пути их исправления. Важно обращать внимание детей на положение тетради, посадку, правильно ли они держат ручку. Многие учителя применяют различные приспособления для формирования каллиграфического письма: трафареты, кальку и т. д. Для  стимулирования детей в практике используются различные приемы поощрения: надписи на обложке (Твою тетрадь приятно проверять! Пишу красиво и грамотно. Чистюлька. Пишу на «5»!), выставки лучших тетрадей. К приемам стимулирования относятся и ежедневное оценивание выполненных работ в отношении каллиграфии. Обычно оценка выносится на поля. Рекомендуется иногда выставлять оценки и в журнал. Но не следует превращать работу по каллиграфии в своеобразное наказание для детей. Учитель должен помнить о принципах  ди

 При письменном морфемном разборе слов необходимо более четко и аккуратно выделять каждую морфему. Если к корню (приставке, суффиксу, окончанию) слова относятся три (две, четыре, пять) буквы, то и обозначить эти морфемы простым карандашом надлежит более точно. При синтаксическом разборе волнистой линией надлежит подчеркивать только определение, если изучение второстепенных членов предложения предусмотрено программой. При оформлении словосочетаний допускается, помимо традиционной, форма оформления, вытекающая из требований программы для 5-го класса .

Оформление письменных работ по математике.

Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (на пятой клетке начинается следующая работа)

Между видами упражнений в классной и домашней работе отступаются две клетки вниз. Следует отметить, что для заглавных букв клетка не отводится, т. е. для них считается одна из двух (четырех) клеток.

Между столбиками выражений, уравнений, равенств и прочими отступаются три клетки вправо (пишем на четвертой).

Дату нужно записывать посередине.

 В любой работе отступается одна клетка слева от края тетради (5 мм)

В тетрадях отмечаются номер заданий. Слово «Задача»  не пишется.

Оформление задач также требует соблюдения принятых норм. Краткая запись условия задач оформляется в соответствии их вида. «Главные» слова пишутся с большой буквы,допускается их неполная запись (по начальным буквам).

Например:                   Маленькие- 7 м.                                 М.-7 м.          ?

        Большие  —   3м.              ?                   Б.-3 м.

  Существует несколько форм записи решения задач:

      а)по действиям, выражением, уравнением

      Ответ пишется полный: Ответ: всего купили 10 мячей. 

     б) по действиям с письменными пояснениями, по действиям с записью вопроса

       Ответ пишется кратко: Ответ:10 мячей.

  Слово «Ответ» пишется с заглавной буквы под решением.

   Допускается запись условия задачи в виде рисунка, графического изображения  и таблицы. Названия граф (колонок) пишется с большой буквы.

  При оформлении решения выражений на порядок действий следует требовать от учащихся соблюдения следующих норм:

записать выражение полностью;

указать цифрами над знаками порядок действий;

расписать выполняемые действия по порядку (применяя устные или письменные приемы вычислений), отступив вниз одну клетку;

записать окончательное значение выражения.

Например:

         3     1   4       2    

3450-145*2+1265:5=3413

1)145*2=290

2) 1265 5             3) _3450        4) + 3160

         6   253                 290                  253

         15                      3160                3413

Приводим образцы оформления сложных уравнений, как это требуют учителя математики в средней школе.

Х+ 56*2= 638

Х+112=638

Х=638-112

Х=526

526+56*2=638

638=638                

  Все письменные вычисления выполняются справа от уравнения.

Оформлению записи задач геометрического типа учащихся также необходимо обучать.

Все чертежи выполняются простым карандашом по линейке. Измерения нужно подписывать ручкой. Обозначения буквами выполняются печатным и письменным шрифтом, прописными буквами латинского алфавита.

                                         А                    В

                                         Д                    С

Слова длина, ширина прямоугольника не допускается обозначать кратко латинскими буквами.

Длина прямоугольника 12 см, его ширина равна 6 см. Вычислите периметр и площадь прямоугольника.

Образец краткой записи и решения задачи:

Длина –12 см                                      а = 12 см

Ширина – 6 см                                   в = 6см

Периметр -? См                               Р = ? см

Площадь — ? см2                                            S = ? см2                                          

(12+6)*2=36 (см)                             Ответ: Р = 36 см,   S = 72 см2

12*6=72 (см2)

  Ответ: Периметр-36 см, площадь=72 см2

При оформлении математического диктанта следует соблюдать следующие требования: — записывать только ответы в строчку через запятую, отступая одну клетку — рядом с числом писать наименования единиц измерений и предлоги на, в .. раз.

Образец: 675, 564, на 78, в 7 раз.

      Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (на 5 клетке начинаем писать следующую работу).

Между видами работ в классной и домашней работах следует отступать 2 клетки (на 3 клетке пишем).

Между столбиками выражений, уравнений, равенств и т.п. отступаем 3 клетки вправо, на четвертой пишем.

Все номера заданий и задач, которые выполняются в тетрадях, необходимо записывать в тетрадь. Мы рекомендуем писать задания по середине строки либо на полях, т.к. это:

б) позволяет более четко и быстро найти номер задания при проверке любой работы, а отсюда более ясно просматривается структура классной или домашней работ.

Слово «Задача» рекомендуем писать по середине, после чего сразу ставится номер задачи (номера остальных заданий пишем на полях).

Число можно писать традиционно посередине, а можно и на полях (например: 17.03.01 без буквы» г.»).

Число на полях тоже пишется на пятой клетке по вертикали, т.е. на той же строчке, где и домашняя (классная) работа. В любой работе (классная или домашняя) слава по горизонтали отступаем одну клетку от края.

В письменной работе допускается и другая форма оформления. Перед каждым заданием учащиеся сами определяют цель задания и записывают ее в тетрадь.

Необходимо с первого класса оформлять поля с внешней стороны страницы тетради. На поля следует отводить четыре клетки. Поля проводить простым карандашом.

При записи математических выражений все символы (знаки, цифры) фиксируются с учетом правил каллиграфии, т.е. с соблюдением графики и соответствия количества клеток количеству записываемых символов. Особенно соблюдение этого требуется при работе с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение, деление).

1. Общее положение

1.1.  Настоящее положение разработано в соответствии с законом РФ «Об образовании», «Типовым положением об общеобразовательном учреждении», Уставом школы, Новой системой оплаты труда и другими нормативно-правовыми актами федерального, регионального и муниципального уровня, регламентирующими единые подходы к ведению и порядку проверки ученических тетрадей.

1.2.  Настоящее положение устанавливает требования к ведению и оформлению ученических тетрадей, определяет количество и назначение тетрадей по предметам, порядок проверки письменных работ учащихся, а также установление и размер доплат за проверку тетрадей.

1.3.  Настоящее положение вступает в силу с момента издания приказа по школе до издания нового положения.

2.        Количество и назначение ученических тетрадей

2.1.  Для выполнения всех видов обучающих работ ученики должны иметь следующее количество тетрадей:

по русскому языку в 1-4 классах — по 2 тетради, в 5-9 классах – по 3 тетради (в том числе одна  для творческих работ – сочинений, изложений), 10-11 классах – по 1 тетради;

по литературе в 5-9 классах – по 1 тетради, в 10-11 классах — по 2 тетради (1 рабочая, 1 тетрадь для творческих работ — сочинений);

по математике в 1-4 классах – по 2 тетради (в начальной школе, кроме того, тетрадь на печатной основе),  5-9 классах — по 3 тетради (2 по алгебре и 1 по геометрии), 10-11 классах – по 2 тетради (1 по алгебре и 1 по геометрии);

по иностранным языкам — по 2 тетради в 5-9 классах и 1 – в 10-11 классах, по 1 тетради-словарю для записи иностранных слов в 5-11 классах;

по физике и химии- 2 тетради, одна для выполнения классных и домашних обучающих работ, решения задач, вторая — для оформления лабораторных, практических, экспериментальных работ, работ практикума (она хранится в кабинете в течение года);

по биологии, географии, природоведению, истории, технологии, ОБЖ, музыке, черчению по 1 тетради.

2.2.  Для текущих контрольных письменных работ по русскому языку, литературе, математике, алгебре, геометрии, иностранному языку, физике, химии, биологии, географии, природоведению, истории, технологии, ОБЖ, музыке, черчению по 1 тетради. Кроме того, 1 тетрадь для творческих работ (сочинений, изложений) по русскому языку в 5-9 классах, по литературе в 10-11 классах.

3.      Требования к оформлению и ведению тетрадей

3.1.Учащиеся пользуются стандартными тетрадями, состоящие из 12-18 листов. Общие тетради могут использоваться  в 7-11 классах на уроках по учебным дисциплинам, при изучении которых необходимо выполнение больших по объему работ. Общие тетради по русскому языку и алгебре используются, только начиная с 9-го класса.

3.2.Тетрадь по предмету должна иметь аккуратный внешний вид. На ее обложке (первой странице) делается следующая запись:

                          Тетрадь

Для _________________________ работ

по _______________________________

ученика(цы) _________________ класса

МОУ  «Средней общеобразовательной школы №5»

Фамилия__________________________

Имя______________________________

            На обложке тетрадей для контрольных работ, работ по развитию речи,

            лабораторных и практических работ делаются соответствующие записи.

3.3.При выполнении работ учащимся не разрешается писать на полях (за исключением пометок на полях во время записи лекций в старших классах). Обязательным является соблюдение правила «красной» строки в тетрадях по всем предметам.

3.4.Дата выполнения работы записывается в строку арабскими цифрами и названием месяца в тетрадях по математике в 1-6-м классах, прописью — в тетрадях по русскому языку в 1-9-м классах, цифрами на полях или строке в тетрадях по остальным предметам.

3.5.Размер полей в тетрадях устанавливается учителем исходя из специфики письменных работ по учебному предмету.

3.6.На каждом уроке в тетрадях следует записывать его тему, а на уроках по русскому языку, математике, алгебре и геометрии – указать вид выполняемой работы (классная, домашняя, самостоятельная, диктант, изложение, сочинение и т.д.).

3.7.При выполнении заданий в тетрадях учащиеся должны указывать номер упражнения, задачи, вопроса.

3.8.Устанавливается следующий порядок пропуска клеток и линеек в тетрадях:

  • по математике (алгебре, геометрии) – начинать писать с самой верхней полной клетки, между разными заданиями пропускать 2 клетки, между домашней и классной – 4 клетки, между датой и заголовком работы – 2 клетки.
  • по русскому языку – линейки внутри одной работы не пропускаются, между домашней и классной работой оставляют 2 линейки.

Текст каждой новой работы начинается с «красной» строки на той же странице тетради, на которой написана дата и наименование работы.

3.9.Итоговые контрольные работы по русскому языку и математике выполняются в специальных тетрадях, предназначенных для этого вида работ, поэтому слова «контрольная работа» не пишутся: в тетрадях по русскому языку записывается только вид работы (например, диктант). То же относится и к обозначению кратковременных работ, выполняемых в общих тетрадях.

3.10.        Учащиеся ведут записи в тетрадях синей или фиолетовой пастой. Черная или зеленая пасты, карандаш могут быть использованы при подчеркивании, составлении графиков и т.д. Учащимся запрещается писать в тетрадях красной пастой.

4.      Порядок проверки письменных работ учащихся

4.1. Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются:

по русскому языку и математике:

      в 1-5 классах и первом полугодии 6 класса — после каждого урока у всех учеников;

      в втором полугодии 6 класса и в 6-9 классах – после каждого урока только у слабых

 учащихся, а сильных — лишь наиболее значимые по своей важности, но с таким расчётом, чтобы раз в неделю тетради всех учащихся проверялись (по геометрии в 8-9 классах – 1 раз в две недели);

в 10-11 классах — после каждого урока у слабых учащихся, а у остальных проверяются не все работы, а наиболее значимые по своей важности, но с таким расчётом, чтобы 2 раза в месяц учителем проверялись тетради всех учащихся;

по литературе в 5-9 классах – не реже 2 раз в месяц; в 10-11 классах – не реже одного раза месяц;

по иностранным языкам в 1-5 классах — после каждого урока; в 6 классе -2 раза в неделю; в 7 классе —  наиболее значимые классные и домашние работы, но не реже одного раза в неделю; в 8-9 классах — после каждого урока только у слабых учащихся, а у сильных – наиболее значимые один раз в две недели, а тетради-словари- не реже одного раза в месяц;

по истории, обществознанию, географии, биологии, физике, химии и остальным учебным предметам выборочно, однако каждая тетрадь должна проверяться не реже одного — двух раз в учебную четверть.

4.2.Изложения и сочинения по русскому языку и литературе, а также все виды контрольных работ по предметам проверяются у всех учащихся.

4.3. Контрольные диктанты и контрольные работы по математике в 1-11 классах проверяются и возвращаются учащимся к следующему уроку;

изложения и сочинения в начальных классах проверяются и возвращаются учащимся не позже чем через 2 дня, а в 5-11 классах – через неделю;

сочинения в 9-11 классах проверяются не более 10 дней;

контрольные работы по математике, физике, химии и иностранному языку проверяются, как правило, к следующему уроку, а при большом количестве работ –через один — два урока.

4.4.В проверяемых работах по русскому языку и математике в 1-4-х классах учитель исправляет все допущенные ошибки, руководствуясь следующим правилом:

а) зачеркивая орфографическую ошибку, цифру, математический знак, надписывает вверху нужную букву или верный результат математических действий;

б) пунктуационный ненужный знак зачеркивается, необходимый пишется красной пастой;

в) при проверке тетрадей по русскому языку учитель обозначает ошибку определенным знаком:  I –орфографическая ошибка, V-пунктуационная (для удобства подсчета ошибок и классификации).

4.5. При проверке изложений и сочинений в 5-11 классах (как контрольных, так и

      обучающих), кроме орфографических и пунктуационных, отмечаются фактические

      грамматические и речевые ошибки.

4.6.При проверке обучающих контрольных работ учащихся 5-11 классов по русскому

      языку и математике учитель только подчёркивает и отмечает на полях допущенную

      ошибку, которую исправляет сам ученик.

4.7.По иностранному языку в 5-11 классах учитель исправляет ошибку, допущенную

      учеником.

4.8.После проверки диктанта, изложения, сочинения дробью указывается количество

      орфографических и пунктуационных ошибок. В изложениях и сочинениях

      указывается, кроме этого, количество фактических речевых  и

      грамматических ошибок; после подсчёта ошибок в установленном порядке

      выставляется оценка работы.

4.9.Все контрольные работы обязательно оцениваются учителем с занесением оценок в

      классный журнал. Самостоятельные обучающие письменные работы также

      оцениваются. Оценки в журнал за эти работы могут быть выставлены по усмотрению

      учителя.

4.10.Проверенные контрольные работы (диктант, изложения) должны быть возвращены

       учителем к следующему уроку по данному предмету; сочинения – через урок в 5-8-х

       класса, через десять дней – в 9-11-х классах.

4.11.При оценке письменных работ учащихся руководствоваться соответствующими

        нормами оценки знаний, умений, навыков школьников.

4.12.После проверки письменных работ учащимся даётся задание по исправлению ошибок

        или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных ошибок.

        Работа над ошибками, как правило, осуществляется в тех же  тетрадях, в которых

        выполнялись соответствующие письменные работы.

5.      Осуществление контроля

5.1.Контроль за порядком ведения и проверкой тетрадей осуществляет заместитель директора по УР или администрация школы. 

5.2.Контроль осуществляется согласно плану внутришкольного контроля.

6.      Установление доплат за проверку тетрадей

6.1.За проверку тетрадей учителям устанавливаются доплаты в соответствии с действующим законодательством об оплате труда.

6.2.Размер доплаты может быть отменён либо уменьшен в случаях:

— неисполнения порядка проверки тетрадей;

— ухудшения качества проверки тетрадей.

Этапы урока

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

осуществляемые
действия

формируемые
умения

1

3

4

5

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

Приветствует
учащихся.


Повторим правила правильной посадки, положения корпуса, рук, рабочей тетради.
(Слайд 1)


Сегодня вам предстоит очень важная и серьезная работа на уроке. Чтобы ее
выполнить, необходимо выполнять правила работы (
Слайд
2
).


Ребята, наш сегодняшний урок мы начинаем с высказывания (
Слайд3):

«Не
ошибается только тот, кто ничего не делает».

Как
вы понимаете эти слова?

А
как вы думаете, может быть, действительно ничего не делать?


Возможно ли избежать ошибок в жизни?


Спасибо, ребята, я с вами согласна. Давайте приступим к нашему уроку.
Пожелайте друг другу удачи!


Проверим готовность к уроку.

Приветствуют
учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных
учебных принадлежностей
на столе.

Если ты делаешь что-то, ты можешь и
ошибаться. А если вообще ничего не делать, то конечно ошибок и не будет.

Нет, делать обязательно нужно, иначе
ничего нового не узнать и ничему новому не научиться.

Пожимают друг другу руки и желают удачи

Л – проявляют эмоциональную
отзывчивость на слова учителя

II. Чистописание

Откройте, пожалуйста, тетради и
запиши сегодняшнюю дату и классную работу.

На минутке чистописания мы будем
писать буквы, о которых говорят так:

-Слуху вы не доверяйте,

Удареньем проверяйте!

-О каких буквах идет речь? (О
гласных: О, А, Я, И, Е)

-Почему их надо проверять? (Без
ударения могут быть опасными, неясно слышатся в слове).

-Напишите их красиво, целую
строку, вот так: (учитель показывает___)

Записывают дату и классную
работу.

Выполняют письмо
по образцу.

Отвечают на вопросы.

Пр. – вырабатывают
каллиграфический почерк

III. Актуализация знаний
и способов действий.

Интеллектуальная разминка.

1. Часть слова без окончания (основа
слова)

2. Часть
слова, которая стоит после корня перед окончанием (суффикс)

3. Часть
слова, которая стоит перед корнем (приставка)

4.
Изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов
в предложении и словосочетании (окончание)

5.
Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение
(корень)

-Чем мы занимались на
прошлом уроке?

-Как вы думаете, чем мы
будем заниматься на сегодняшнем уроке?

Закреплять умения …

 Прочитайте тему нашего
урока. (Слайд 4) Вы правы, сегодня мы снова
будем работать с безударными гласными в корне слова.

Отвечают на вопросы

Слушают учителя, формулируют
алгоритм действий в заданной учебной ситуации

Учились проверять безударную
гласную.

Закреплять умения проверки
безударной гласной.

П – понимают важность
теоретических знаний
для решения практической задачи; применяют термины при формулировке
ответа.


 Воспроизведение порядка действий
при проверке написания безударной гласной
в корне

Поэтому предлагаю вспомнить
алгоритм действий при встрече
с ними: (Слайд 5)

1) Прочитать слово, понять его
значение.

2) Найти способ проверки гласной
(изменить слово или подобрать однокоренное).

3) Написать в корне проверяемого
слова ту гласную, которая
слышится под ударением в проверочном.

Отвечают на вопросы

К – следят за правильностью
речевого оформления.

Л – проявляют эмоциональную
отзывчивость на слова учителя

IV. Постановка учебной задачи

(учебник,
упр. 197)

(Слайд 6)

-Чем похожи эти слова?

-Какое слово лишнее? (собака)

-На какие две группы можно
разделить все эти слова? (Слова с проверяемой и непроверяемой безударной
гласной)

-Значит какими бывают безударные
гласные? (На доске карточки «Проверяемые», «Не проверяемые») (слайд 7)

– Прочитайте  упр. 197 на
стр.106, выпишите слова с выделенными буквами,
подберите для каждого проверочное слово.

– Для какого слова недостаточно
подобрать одно проверочное слово? (Холода. –холод, холодный) Почему? (2
безуд.гл.)

Слушают
учителя, отвечают на вопросы, подбирают проверочные слова,
решают проблемные задачи, опираясь на имеющиеся знания

Р – принимают учебную
задачу, сформулированную вместе с учителем

V. Усвоение
новых знаний
и способов действий.

1. Словарно-орфографическая
работа: слово с непроверяемым написанием «север»

– Для какого слова из упр. 197 вы

не смогли подобрать проверочное слово? (Север.) Почему?

Объясните значение слова. (Слайд 8-9).

— Если не знаю значение слова, то
где я могу уточнить его значение?

– Найдите и подчеркните в
предложениях антонимы. Какие слова вы подчеркнули? (Север, Юг). (10 слайд)

-Составьте вопросительное
предложение со словом Север, запишите и подчеркните главные члены
предложения.

Осуществляют
правописание
словарных слов

В толковом словаре.

Пр. – используют расширенный
словарный запас для решения учебных задач, знают и соблюдают орфографические
нормы.

Р – принимают учебную
задачу, осуществляют поиск средств ее достижения, владеют навыками
позна-вательной и личностной рефлексии.

К – активно используют
речевые средства для решения учебных задач

2. Упражнение
в правописании слов с двумя безударными гласными в корне слова (учебник, упр.
200)

– Ознакомьтесь с упр. 200.

-Что нужно сделать в упражнении?

-По какому признаку распределены
слова по группам? (в зависимости от частей речи)

-Сколько безударных гласных
звуков находится в корне каждого слова? (две)

-Можем ли мы одним словом
проверить сразу два гласных звука? (нет)

Сколько слов потребуется
проверочных слов к каждому слову? (по два)

-Подберите проверочные слова к
каждому слову воспользовавшись словами для справок.

-Запишите каждую группу слов.
Выделите в них корень. (1 человека у доски, затем сверяем с эталоном) (11 слайд)

-Поменяйтесь тетрадями с соседом
по парте и исправьте ошибки, если они имеются.

-Поднимите руку те, у кого не
было не одной ошибки.

-Те у кого 1-2 ошибки.

-Есть ли те кто допустил больше
2-ух ошибок?

Письменно выполняют
упр. 200 учебника: определяют признак классификации слов на группы, подбирают
проверочные
слова для каждой безударной гласной корня

Пр. – умеют определять морфологическую
принадлежность слов, отрабатывают умение производить морфемный разбор слов.

П – находят признак классификации
предметов, применяют свои знания при выполнении нестандартных заданий.

Р – принимают учебную
задачу

Физкультминутка

(Презентация или устно)

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Вскинем наши пальчики,

Как ушками шевелят
зайчики.

Крадемся тихо на
носочках,

Как лисы бродят по
лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем

Выполняют движения по тексту под руководством
учителя

Л – осуществляют профилактику
утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового
режима дня, активно участвуют
в физкультминутке

VI. Закрепление знаний
и способов действий

(Карточки)

-Сейчас я вам предлагаю закрепить
свои полученные знания выполнив задание на карточках. (Первые трое кто
сделает вперед поставить оценку)

Проверка по эталону (Слайд 12-14)

– В упражнении вам встретилась
строчка с однокоренными словами к слову берег. Выделите корень во всех
этих словах. Какую особенность вы заметили?
(В корнях происходит чередо-
вание
[г]–[ж].)

(Слайад 15) Резерв*Игровой
момент «Ошибка». Девочка написала маме записку: «Мама, я пошла примирять
платье» Когда девочка вернулась домой, мама спросила у дочки: «С кем же
поссорилось твое платье?»

какую ошибку допустила
девочка? Исправьте и запишите.

Примирять-мир (друзей)

Примерять-мерить
(одежду)

Письменно выполняют задание на
карточках.

Находят ответ на проблемный
вопрос –
выявляют чередование в слове. Делают вывод о единообразном написании гласных
в корне родственных слов.

Пр. – умеют определять
морфологическую принадлежность слов, отрабатывают умение производить
морфемный разбор слов.

П – находят признак классификации
предметов,
применяют свои знания при решении нестандартных заданий.

Р – принимают учебную
задачу


 VII. Рефлексия учебной
деятельности
на уроке (итог)

-Как проверить безударные гласные
в корне слова?

-Какие могут быть безударные
гласные?

-Как пишется гласная в
однокоренных словах?

— Приведи примеры слов с
безударной гласной.

Оцени свою работу на уроке.

Перед вами …..

Заканчивают предложения в
зависимости от своего состояния, впечатления
от урока

Р – открыто осмысливают и
оценивают свою деятельность на уроке

Домашнее
задание
(с.106
упр.199)

Объясняет содержание и способы
выполнения домашнего задания.

Слушают объяснение учителя.
Делают соответствующие
записи

Р – принимают учебное
задание в соответствии
с уровнем своего развития

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Определение и значение приставок в русском языке

Приставка или префикс — это морфема, которая стоит в самом начале слова, сразу перед корнем, и помогает образовывать новые однокоренные слова с самыми разными оттенками смысла.

Несмотря на то, что формально эта морфема называется префиксом, все знают ее под именем приставка. Вероятно, потому что она словно приставляется к слову, чтобы создать до десятка других — похожих по смыслу, но со своими оттенками:

  • бабушка — прабабушка,
  • морской — заморский,
  • бежать — добежать,
  • ярко — поярче.

Как видите, приставки могут быть у разных частей речи, и новые слова они образовывают с совершенно разными значениями. Общий признак один — расположение перед корнем. По нему легко определить приставку и выделить ее в ходе разбора слова по составу.

Проиллюстрируем этот простой процесс, о котором все знают с 3–4 класса, таблицей: как приставки в русском языке образуют новые слова.

Корень Приставка Новое слово
-ход- у- уход
вы- выход
при- приход
ис- исход

Важно!

В одном слове может быть две и даже три приставки — разумеется, все они будут находится перед корнем.

Стоит различать приставки и предлоги, даже если они звучат совершенно одинаково. Однако в русском языка приставка — это часть слова, и она пишется исключительно слитно, в то время как предлог — часть речи и пишется раздельно со значимым словом. Кроме того, с глаголами предлоги не употребляются. Все, что стоит перед глаголом, может быть только приставкой.

Например:

Он добежал до финиша. Птица слетела с ветки.

Как выделить приставку в слове

С опытом морфемных разборов приставку легко научиться замечать с первого взгляда, но если их две или три — могут быть трудности. Как определить, когда заканчиваются приставки и начинается корень? Все просто: нужно подобрать однокоренные слова, а в сложных случаях попросту отбрасывать по одной букве и проверять — слово все еще имеет смысл или уже нет.

Например, возьмем слово подраздел — здесь все просто, на ум сразу приходит раздел, а значит, под- будет приставкой.

Попробуем вариант сложнее:

соприкосновение,

со-при-косновение.

В этом случае стоит вспомнить слово коснуться, и сразу станет понятно, что здесь две приставки: со- и при-.

И еще раз усложним:

недооценивать,

не-до-оценивать.

Если отбросить не- и до-, останется оценивать. Казалось бы, это конец. Но нет! Ведь данный глагол произошел от слова цена, а значит, наш корень будет -цен-. В итоге получается сразу три приставки: не-, до-, о-.

Есть в русском языке и другие слова с тремя приставками: недовыработка, переосмысление, несоразмерный, понапридумывать и т. д.

Образовывая новые однокоренные слова, приставки всегда что-то меняют в их смысле. К примеру, у глаголов они чаще всего помогают изменить несовершенный вид на совершенный: летел — прилетел, долетел, улетел, взлетел.

Но с другими частями речи все намного сложнее. У прилагательных приставка может обозначить близость к чему-либо: дорожный — придорожный, речной — заречный. А может придать оттенок отрицания: умышленный — неумышленный. У существительных она тоже играет совершенно разные роли. Иногда приставка указывает на расположение предмета (береза — подберезовик, рукав — нарукавник, граница — заграница), а иногда придает слову противоположный смысл (симметрия — асимметрия). Как видите, это очень разносторонняя дама!

Какие бывают приставки в русском языке

Все распространенные языки непрерывно развиваются и обогащают друг друга, русский — не исключение. В нашей речи постоянно появляются новые слова, и часть из них возникает путем добавления иностранных приставок. Итак, первый критерий для классификации — происхождение.

Для простоты запоминания составим таблицу приставок в русском языке с отдельными списками для традиционно русских и для иностранных префиксов.

Происхождение Значение Существующие приставки
Традиционно русские префиксы словообразование, формообразование без-/бес-, в-/во-, воз-/вос-/возо-, вз-/вс-, вы-, до-, за-, из-/ис-, изо-, на-, наи-, недо-, над-/надо-, не-, низ-/нис-/низо-, о-, об-/обо-, обез-/обес-, от-/ото-, па-, пра-, по-, под-/подо-, пере-, пре-, пред-/предо-, при-, про-, раз-/рас-/разо-, с-/сщ-, су-, через-/черес-/чрез-
Иностранные префиксы словообразование, неологизмы а-, ана-, анти-, архи-, гипер-, гипо-, де-, дез-, дис-, ин-, интер-, инфра-, квази-, кило-, контр-, макро-, микро-, мега-, мата-, мульти-, орто-, пан-, пара-, пост-, прото-, ре-, суб-, супер-, транс-, ультра-, экстра-, экс-

С иностранными приставками все просто: каждая из них имеет свое строго определенное значение. Например:

  • приставки а- и анти- всегда превращают слово в антоним (логичный — алогичный, материя — антиматерия);
  • пан- говорит о масштабности явления (славизм — панславизм);
  • ультра- подчеркивает крайнее выражение какого-либо свойства (правый — ультраправый);
  • гипо- отражает ослабление того или иного качества (тонус — гипотонус).

Правда, в некоторых словах (в основном греческого происхождения) приставка настолько слилась с корнем, что отдельно не выделяется. Например, слово пантеон можно разделить на две части: пан и теос (в переводе — «божество»). Но приставка пан- в данном случае считается частью корня. Причина в том, что это полностью иностранное слово, а не конструкция из иностранного префикса и корня, который уже давно существует в русском языке.

Виды приставок и правописание

Зная происхождение приставки, мы можем кое-что понять и о ее правописании. Проще всего разобраться с морфемами, которые имеют иностранное происхождение.

Важно!

Иностранные приставки всегда пишутся одинаково, независимо от того, с какой буквы начинается корень, поэтому их надо просто запомнить.

Правописание традиционно русских приставок намного интереснее. Они делятся на три группы, и в каждой есть свои правила. Для начала давайте перечислим все виды приставок, какие есть в русском языке.

Виды Примеры Характеристика
Одновариантные (неизменяемые) об-/обо-, от-/ото-, над-/надо-, под-/подо-, пред-/предо-, в-/во-, пра-, про-, за-, на-, вы-, у-, о-, су-, по- Не меняются в зависимости от корня и пишутся всегда одинаково, поэтому их нужно запомнить.
Двухвариантные роз-/рос-, раз-/рас- Правописание зависит от ударения: если данный слог является ударным, пишем о, а если безударным — а.
без-/бес-, вз-/вс-, воз-/вос-, из-/ис-, низ-/нис-, раз-/рас-, роз-/рос-, чрез-/через-, чрес-/черес- Выбор между з и с зависит от первой буквы корня: если это глухая согласная — нужна с, а если звонкая — з.
Смысловые при-, пре- Употребление и или е зависит от смысловой нагрузки: если слово обозначает превосходную степень чего-то или же приставка может быть заменена на пере-, нужна буква е, в остальных случая пишем букву и.
Иностранные а-, анти-, архи-, контр-, де-, экс- и т. д. Всегда пишутся одинаково и имеют вполне конкретный однозначный смысл.

Важно!

В русском языке нет приставки з-, поэтому слова сбежать, сморгнуть, сдаться, сладить и т. д. пишутся только с буквой с, как бы мы их ни произносили.

Правописание приставок раз-/рас-, роз-/рос-

Сейчас мы подробнее разберем правила, коротко указанные в таблице. Начнем с приставок роз-/рос-, раз-/рас-, правописание которых проверяется постановкой ударения. Это несложная тема:

Если на приставку падает ударение в слове — пишем роз-/рос-. Если ударение падает на другой слог, пишем раз-/рас-.

Обратите внимание на ударный слог:

  • рóзданный,
  • рóзжиг,
  • рóссыпь.

А вот здесь ударение падает не на приставку:

  • разда́ть,
  • расплеска́ться,
  • рассмотре́ть.

Но из любого правила можно найти исключения, и здесь они тоже есть. Слово розыскной нужно просто запомнить, поскольку оно пишется с о в безударной приставке.

Курсы по русскому языку онлайн в школе Skysmart помогут улучшить оценки в школе, подготовиться к контрольным, ВПР и экзаменам.

Правописание приставок, оканчивающихся на з и с

В приставках роз-/рос- и раз-/рас-, которые мы рассматривали выше, выбор стоит не только между а и о, есть вопросы к буквам з и с. Поэтому вспоминаем правило из таблицы:

Все внимание на корень слова: если он начинается со звонкой согласной — в приставке пишем з, а если с глухой — пишем с.

Это правило касается всех приставок в русском языке, которые заканчиваются на з или с.

Приставки перед звонкими согласными:

  • развалить,
  • безвозмездно,
  • изнеженность,
  • низвести,
  • возгорание,
  • чрезмерно,
  • взлететь.

Приставки перед глухими согласными:

  • распутица,
  • беспечный,
  • испугаться,
  • нисхождение,
  • воссоздать,
  • чересполосица,
  • вскинуться.

Напомним, что приставки з- в русском языке нет, поэтому в таких словах всегда нужно писать с-, независимо от того, какая буква слышится при произношении.

Есть немало слов, в которых отчетливо слышится з-, но пишется с-, например:

  • сбежать,
  • сбить,
  • сбросить.

Будьте внимательны, в некоторых словах, начинающихся с буквы з, это начало очень похоже на приставку, однако все же является частью корня. Например, такие сомнения могут появиться относительно слов здешний, здравствовать и т. д.

Правописание приставок пре- и при-

Эти префиксы недаром называют смысловыми — их написание зависит от значения слова.

Приставка пре- в русском языке используется только в двух случаях:

  1. Если нужно обозначить чрезмерную, превосходную степень чего-либо:

    • премило — очень мило,
    • преумножить — очень сильно увеличить,
    • преуспеть — приобрести очень большой успех.
  2. Если можно заменить приставку на пере- и смысл не изменится:

    • преобразить — «переобразить», изменить образ,
    • преступить — переступить,
    • преломить — переломить.

Приставка при- помогает передать намного больше разных смыслов:

  1. Близость к чему-либо или принадлежность:

    • приморский,
    • пригород,
    • Придонье.
  2. Присоединение к чему-либо:

    • привязать,
    • приделать,
    • причалить.
  3. Неполное действие, выполненное в полсилы:

    • пританцовывать,
    • приговаривать,
    • приодеться.
  4. Завершенное действие:

    • прибежать,
    • придумать,
    • признать.

Существуют слова, в которых с равным успехом можно написать и пре- и при-, но смысл при этом будет полностью меняться. Все об огромном значении этих приставок в русском языке расскажет таблица.

Различаем по смыслу При- Пре-
Притворить дверь (неполное действие) Претворить в дело (сделать)
Приумножить (прибавить) Преумножить (= очень)
Придавать значение Предавать друзей
Приклониться к земле (приблизиться) Преклоняться перед талантом (уважать)
Приёмник (радио) Преемник (последователь)
Привратник (консьерж, сторож) Превратный (искаженный)
Придел (часть храма) Предел (крайняя точка)
Приставить (к чему-либо) Преставиться (умереть)
Призреть (дать приют) Презреть (пренебречь)
Приступить (начать) Преступить закон
Прибывать (к какому-то месту) Пребывать (в городе)

Правописание приставок пра- и про-

Это, пожалуй, самая простая и однозначная пара префиксов. Дело в том, что в русском языке приставка пра- встречается очень редко. Она бывает только в словах, которые обозначают нечто старинное, изначальное, имеющее отношение к предкам. Если же слово никак не может иметь такой смысл, можно смело писать про-.

Выбор между приставками про- и пра-

Сложно сказать, сколько всего приставок в русском языке, но мы постаралась затронуть основные и самые популярные. Хотя в этой теме есть еще много интересного — например, правописание мягкого и твердого знака в приставках, заимствование слов из старославянского языка и т. д.

Вопросы для самопроверки

  1. В каком слове нужно вставить букву и: пр_вратить в золото, пр_образование вещества, пр_ходящий успех, пр_широкий проспект?

  2. Определите, в каких словах есть приставка, а в каких она отсутствует: сладить, склеить, здешний, слеток, здравствовать.

  3. Найдите слово с неизменяемой приставкой: надломить, распоясаться, бесстрашие, превратный.

  4. В каких словах следует вставить букву о: пр_бабушка, пр_образ, пр_бежаться, пр_родина, пр_дедовский?

  5. Определите, какие слова пишутся слитно, а какие — через дефис: (контр)атака, по(дружески), (анти)дот, (архи)епископ, (инфра)красный.

  6. Впишите недостающие буквы: Саша пр_был в город Архангельск и решил остаться в месте пр_бывания на год.

  7. В каком ряду все слова — с приставкой без-?

    • бе_радостно, бе_покойный, бе_приютный;
    • бе_сердечный, бе_сильный, бе_путный;
    • бе_дорожье, бе_полезный, бе_жалостный.

Образовательные цели:

  • Сформировать представление о заглавной букве
    как “одной из опасностей письма” у имён
    собственных, в начале предложения.
  • Выявить группы слова, в написании которых
    пишется заглавная буква (названия
    географических объектов: города, реки, озёра,
    страны, моря, деревни, сёла, улицы), и повторить
    уже известные места (имена, отчества, фамилии
    людей, клички животных), начало предложения.
  • Составить памятку-перечень мест в словах, где
    требуется написание заглавной (прописной,
    большой) буквы
  • Формировать умение подбирать заглавную букву в
    словах в именах собственных, в начале
    предложения.

Оборудование урока: компьютер
(ноутбук), доска — мимио (или интерактивная доска),
карточки с планом работы (Приложение
1)
, карточки с упражнениями (Приложение
2)
, карточка “Лесенка успеха”, круг-сигналы,
презентация к уроку.

Ход урока

Мотивация к учебной деятельности.

1)

Раз, два, три (хлопают в ладоши) – слушай и
смотри
Три, два, раз (хлопают в ладоши) – урок начнём
сейчас.
Улыбнёмся мы друг другу
Успехов пожелаем другу
Руку для удачи мы пожмём
В дорогу знаний
Наш девиз возьмем:
Не ленись, не отставай,
Активность, любознательность проявляй.

2) Повторение правил работы и поведения на
уроке.

— Закончите высказывание:

Чтобы быть спортивным – занимайся….
(физическими упражнениями, спортом и т. п.)

Что бы быть грамотным – обучайся (правописанию,
грамоте и т. п)

Орфографические ошибки в письме — как пятно на
белой блузке.

— Как вы понимаете высказывание? (Отсутствие
грамотности словно делает человека менее
опрятным, неряшливым. Каждый человек должен
стремится быть грамотным, постигать тайны
родного языка, стремиться к совершенству.)

1 слайд Русский язык. Презентация.

На слайде пословица.

  • С грамотой вскачь, а без грамоты хоть плачь.

— С какими понятиями будем работать, какие тайны
языка познавать на сегодняшнем уроке?

Узнаем через несколько минут.

3) Минутка чистописания из заглавных букв.

Проверка ДЗ по теме “Алфавит”

  • Произнести хором алфавит и одновременно
    выполнять разминку для рук.
  • Записать буквы в алфавитном порядке в тетрадь.

Образец на слайде 1.

ing1

Образец выполнения детьми в тетради:

ing2

2 слайд

Мозговой штурм для установления темы урока
(тематических рамок)

— Что можете сказать про написанные буквы?
(Написаны только заглавные, большие.)

— Что вам известно об этих буквах с 1 класса?
(Заглавные буквы пишутся в начале предложения, в
именах и др. ответы детей)

— Тема урока: (говорят дети) Какие слова пишутся
с заглавной буквы?

На доске (или в презентации) зафиксированы
эталоны с перечнем мест в словах, где написание
большой буквы не известно.

— О чём говорят вопросы? — Какая орфографическая
задача стоит перед нами? (Узнать в каких группах
слов требуется писать заглавную букву.)

 

Для детей

С большой (заглавной, прописной) буквы пишутся:

Для учителя

1 Первое слово в предложении. Первое слово в предложении.
2. Имена, …?…, фамилии. Имена, отчества, фамилии.
3. Клички животных. Клички животных.
4. Названия городов и ..?.., ?…и морей …?.., …?..,
…?…
Названия городов и рек, стран и морей,
деревень, сёл, улиц.

Всем успешной работы на уроке!

— С чего начнём работу? (с повторения)

— Цель повторения? (Повторенье мать ученья – как
гласит пословица. Повторим для того, чтобы
определить, какие уже имеющиеся знания нам
потребуются для открытия орфографического
правила.)

Актуализация знаний и пробное учебное
действие.

Повторение известных сведений о написании
большой буквы в словах, в начале предложений.

Восстановите эталоны, которые помогут в
открытии новых знаний.

Слайд 3. Презентация.

Работа в паре в карточках. Приложение
2.

Упр. 1. Прочитать текст. Определи
границы предложений. Первое слово в предложении
пиши с большой буквы. В конце каждого предложения
ставь точку.

у оленёнка были длинные ножки с острыми
копытцами и круглая головка с большими ушами он
беспрестанно встряхивал и шевелил ими глаза у
него были как крупные сливы ростом он был с
новорожденного жеребёнка по обе стороны спины
проглядывали белые пятнышки

(По О. Перовской)

4 слайд Презентация. Эталон (на экране) для
проверки.

У оленёнка были длинные ножки с острыми
копытцами и круглая головка с большими ушами. Он
беспрестанно встряхивал и шевелил ими. Глаза у
него были как крупные сливы. Ростом он был с
новорожденного жеребёнка. По обе стороны спины
проглядывали белые пятнышки.

— Что повторили? Вывод: (Большая заглавная буква
пишется в начале предложения.)

5 слайд Презентация. Работаем с
комментированием. Приложение 2

Упр 2. Прочитай. Спиши. Вставь
пропущенные буквы. Подчеркни заглавные буквы.

1. Мою подругу зовут …розой.

2. Я срезала с куста красную …озу.

3. В комнате у …илии стояла ваза с ароматными
белоснежными …илиями.

4. Летом мы езди отдыхать на …ёрное море.

5. Мама приколола на …ёрное платье жемчужную
брошь.

Слайд 6 Презентация. Проверка. Эталон (на экране)

1. Мою подругу зовут Розой.

2. Я срезала с куста красную розу.

3. В комнате у Лилии стояла ваза с ароматными
белоснежными лилиями.

4. Летом мы ездили отдыхать на Чёрное море.

5. Мама приколола на чёрное платье жемчужную
брошь.

— Что повторили? Вывод: (Большая буква пишется
в именах людей, названия морей )

3) Задание для пробного действия.

— Какое задание будем выполнять? (Пробное
действие)

— Цель пробного действия? (Определить, какое
новое знание — какую новую орфографическую
задачу будем решать на уроке.)

Слайд 7 Презентация.

Пробное задание на экране по рядам.

  • 1 ряд. Запишите отчество президента нашей
    страны. (В/ в ладимирович)
  • 2 ряд. Запишите улицу, на которой стоит наша
    школа. (_А/алтайская)
  • 3 ряд. Напишите название нашей страны. (Р/россия)

(Учащиеся выполняют задание самостоятельно на
листочках или на индивидуальных магнитных
досках – демонстрируют и выявляют затруднение).

-Кто не справляется, то зафиксируйте своё
затруднение знаком вопроса или с помощью Радуги
успеха, Лесенки успеха или соответствующего
грустного смайлика (самооценка учащихся) .

— Затруднения это трудности, которые дают
возможность искать пути решения – т.е. ведут к
выявлению причин затруднения.

Останавливаемся и выясняем причину
затруднения.

Выявление места и причины затруднения

Слайд 8 Презентация.

— Какое задание выполняли? (Подбирали первую
букву, пропущенную в словах)

— Где возникло затруднение? (При подборе буквы
большой или маленькой)

— Почему возникло затруднение? (Не знаем, в каких
группах слов нужно выбрать большую буквы в
начале слова, а в каких маленькую).

Построение проекта выхода из затруднения.

— Какова же цель дальнейшей работы? (Узнать
группы слов, в которых безошибочно подберём
первую заглавную букву.)

— Как будем узнавать?

Слад 9 Презентация.

План действий (для детей) Приложение
1

  1. Обратимся к правилу написания заглавных букв.
  2. Поупражняемся в написании заглавных букв по
    правилу.
  3. Поработаем над запоминанием правила.
  4. Закрепим действия написания букв
    самостоятельно по правилу.

План действий (для учителя)

  1. Обратимся к правилу. (на экране в форме
    определения и в стихах)
  2. Будем действовать по правилу, т.е .определять из
    какой группы слово и писать в начале
    соответствующую букву (большую или
    маленькую)(Упр. 3)
  3. Поработаем в парах и восстановим названия групп
    слов(где пишутся заглавные буквы) в соответствии
    с предложенными примерами слов (1 вариант) или
    наоборот, по предложенным названиям групп
    восстановим примеры слов. (2 вариант)

4. Поупражняемся в написании заглавных букв,
отвечая на вопросы в личной анкете.

Реализация построенного проекта.

Слайд 10 Презентация.

Изучение правила

Обратимся к правилу. (на экране в форме
определения и в стихах)

С большой (заглавной) буквы пишутся:

1. Первое слово в предложении.

2. Имена, отчества и фамилии.

3. Клички животных.

4. Названия городов, и рек, стран и морей,
деревень, сёл, улиц.

***

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Буква расти, не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.

Будем действовать по правилу, т.е .определять из
какой группы слово и писать в начале
соответствующую букву (большую или
маленькую)(Упр. 3)

Первичное закрепление с комментированием во
внешней речи.

Слайд 11. Презентация.

2. Упр. 3. Упражняемся по правилу. Приложение 2.

Гриб …ыжик – котёнок …ыжик, город …рёл –
птица …рёл, цветы …омашки – деревня …омашки,
месяц …арт – девочка …арта, …ерёзовая улица — …ерёзовая
роща, алая …орька – корова …орька.

Эталон на экране

Проверка по эталону.

Гриб рыжик – котёнок Рыжик, город Орёл – птица
орёл, цветы ромашки – деревня Ромашки, месяц март
– девочка Марта, Берёзовая улица — берёзовая
роща, алая зорька – корова Зорька.

Вывод: Большая (заглавная) буква
пишется в именах людей , кличках животных , в
названиях городов, деревень, улиц

Правило С большой буквы пишутся:
Приложение 1

1. Первое слово в предложении.

2. Имена, отчества и фамилии.

3. Клички животных.

4. Названия городов, и рек, стран и морей,
деревень, сёл, улиц.

Самостоятельная работа с проверкой по
эталону.

Слайд 12. Презентация.

Запоминание правила.

Работа в паре (карточки с недостающими
словами). Приложение 2.

Цель: разложить и приклеить в нужные пустые
строчки следующее:

1 вариант карточек: Восстановление
названий групп слов (где пишутся заглавные буквы)
в соответствии с предложенными примерами слов

  Тема: “Большая (заглавная ) буква” Карточки в конверте для приклеивания.
1 ……………………………………….

Стояли
сильные морозы. Река покрылась льдом.

Первое слово в предложении.
2 ………………………………………

Доктор Иван
Николаевич Орлов.

Имена, отчества, фамилии.
3 ……………………………………….

кот Мурзик,
собака Дружок

Клички животных.
4 ………………………………………..

город Тверь,
река Днестр, страна Россия, Японское
море, деревня Рябово, село Рождественское,
Садовая улица

Названия городов и рек, стран и морей,
деревень, сёл, улиц.

2 вариант карточек: Восстановление по
предложенным названиям групп примеров слов.

  Тема: “Большая (заглавная ) буква” Карточки в конверте для приклеивания.
1 Первое слово в предложении.

…………………………………….

Стояли сильные морозы. Река
покрылась льдом.
2 Имена, отчества, фамилии.

…………………………………….

Доктор Иван Николаевич Орлов.
3 Клички животных.

……………………………………….

кот Мурзик, собака Дружок
4 Названия городов и рек, стран и морей,
деревень, сёл, улиц.

——————————————————————-

 

город Тверь, река Днестр,
страна Россия, Японское море, деревня Рябово,
село Рождественское, Садовая улица

Слайд 13 Эталон таблицы для сравнения
  Презентация.

  Тема: “Большая (заглавная ) буква”
1 Первое слово в предложении.

Стояли
сильные морозы. Река покрылась льдом.

2 Имена, отчества, фамилии.

Доктор Иван
Николаевич Орлов.

3 Клички животных.

кот Мурзик, собака
Дружок

4 Названия городов и рек, стран и морей,
деревень, сёл, улиц.

город Тверь, река Днестр,
страна Россия, Японское море, деревня Рябово,
село Рождественское, Садовая улица

Включение в систему знаний и
повторение.

14 слайд Презентация. Закрепление. Приложение
2.

Упражнение 4. Письменно ответь на
вопросы нашей анкеты. Пользуйся правилом
написания заглавной буквы в группах слов.

Твоё
имя._____________________________________________________________

Твоя
фамилия_________________________________________________________

Место твоего
рождения_________________________________________________

В каком городе ты живёшь?
_____________________________________________

Твой домашний адрес __________________________________________________

Какие клички носят твои домашние питомцы (если
они у тебя есть)?___________

Как зовут твоего лучшего друга (твою лучшую
подругу)?_____________________

В каких странах ты хотел бы
побывать?____________________________________

Рефлексия учебной деятельности на
уроке.

Слайд 15 Презентация.

— Какие цели вы ставили на уроке?

— Какие цели достигли? Докажите.

— Что является итогом работы? (Найдены группы
слов, с написанием заглавной буквы.)

— У кого были трудности?

— В чём причина?

Оцените свою работу в Радуге успеха (Лесенке
успеха или Смайликом) (самооценка).

img1

Следует ли ещё тренироваться?

Домашнее задание.

Выучить правило.

Учебник упр. 130 (с 86)

Спасибо за работу.

  • Приведите примеры архетипов наиболее часто встречающиеся в народных сказках
  • Приведите в порядок как пишется
  • Приведите как правильно пишется
  • Приведи примеры известных тебе сказок в которых говорится о трудолюбии напиши какой народ создал эти
  • Приведи примеры конфликтов из знакомых тебе сказок напиши какими способами они разрешались