Приучайте или преучайте как правильно пишется слово

Счет-фактура: склонение бухгалтеры часто ошибаются при использовании слова счет-фактура. так, многие при склонении оставляют первую часть сложного слова неизменной. это

Счет-фактура: склонение 

Бухгалтеры часто ошибаются при использовании слова счет-фактура. Так, многие при склонении оставляют первую часть сложного слова неизменной. Это неправильно.

Как склоняется и какого рода «счет-фактура»?

Для чего нужен счет-фактура, мы писали в статье.

Как заполнить счет-фактуру, читайте в статье.

При склонении сложносоставного слова неизменной остается лишь та его часть, которая и по отдельности не слоняется. Пример такого слова: какао-бобы. Слово «какао» в русском языке не склоняется, поэтому и при склонении сложносоставного слова, в которое оно входит, остается неизменным. А вот в сложносоставном слове «счет-фактура» первая часть — «счет» — склоняется. То есть по правилам грамматики в слове «счет-фактура» склоняются обе составные части. 

Бланк счет-фактуры

Так, например, правильно писать:

  • Я направила счет-фактуру (винительный падеж).
  • Счет-фактура получен (именительный падеж).
  • В счете-фактуре обнаружена ошибка (предложный падеж).
  • Не дождалась от вас счета-фактуры (родительный падеж).
  • По этому счету-фактуре могут возникнуть вопросы (дательный падеж).
  • Правила работы с электронным счетом-фактурой (творительный падеж). 

При использовании слова «счет-фактура» во множественном числе правила употребления данного названия сохраняются. Примеры склонения термина во множественном числе:

  • Присланные счета-фактуры оформлены с ошибками (именительный падеж, множественное число).
  • Этих счетов-фактур не хватает (родительный падеж, множественно число).
  • По счетам-фактурам этого ИП следует разобраться (дательный падеж, множественное число).
  • Выписала вам все счета-фактуры своевременно, ожидайте почтой (винительный падеж, множественное число).
  • Что произойдет со счетами-фактурами в следующем году (творительный падеж, множественное число).
  • О счетах-фактурах необходимо прочитать нормативку (предложный падеж, множественное число). 

Слово «счет-фактура» в именительном падеже должно отвечать на вопрос «что?», в родительном — «чего?», в дательном — «чему?», в винительном — «что?», в творительном — «чем?» и в предложном — «о чем?». 

Со словом «счет-фактура» в родительном падеже часто используются предлоги: до, без, от, у, из, для, с, около, вокруг, кроме, после. В дательном падеже — предлоги по и к; в винительном — на, про, в, за, через. Это сложное слово в творительном падеже часто используется с предлогами под, за, с, между, над. А в предложном — с предлогами о, в, при и на.

Какого рода счет-фактура

О некоторых нюансах заполнения счетов-фактур вы можете узнать из наших статей:

  • счет-фактура на аванс;
  • счет-фактура и агентский договор;
  • счет-фактура при УСН.

Как склоняется счет-фактура, мы разобрались. Осталось определить, какого рода это слово: мужского или женского.

В соответствии с правилами русского языка при определении рода сложного составного слова учитывается род его ведущего компонента. Обычно ведущее слово в сложных составных словах стоит в начале конструкции.

При определении ведущего компонента в сложном слове можно воспользоваться следующим подходом. Ведущее слово — это широкое понятие данного термина, а вспомогательное слово лишь обозначает его характерное отличие. Так, в сложном слове «счет-фактура» ведущим, без сомнения, является «счет» — это слово обобщает тип первичных бухгалтерских документов. А часть сложного составного слова «фактура» (в переводе с латинского facturo — обработка) определяет особую форму именно этого документа, используемого в налоговом учете.

Делаем вывод, что сложносоставное слово «счет-фактура» мужского рода. Ведь ведущее слово «счет», которое стоит в начале сложной конструкции, мужского рода.

Соответственно, при склонении сложного слова «счет-фактура» следует учитывать, что оно мужского рода. Неправильно употреблять такие словосочетания, как «выставленная счет-фактура» или «счет-фактура получена (изменена, исправлена)».

Вдвойне неверно поступают те, кто не только считает, что слово «счет-фактура» женского рода, но еще и предпочитает первую часть сложносоставной конструкции не склонять. Довольно сильно режут слух не только юридически подкованного, но и просто грамотного человека такие фразы: «Я не получала твоей счет-фактуры, поэтому продублируй». Правильно эта фраза будет звучать так: «Я не получала твоего счета-фактуры, поэтому продублируй». 

Примеры правильного употребления слова «счет-фактура» в тексте можно посмотреть в Налоговом кодексе (этому понятию посвящена статья 169), а также в ряде правительственных постановлений. Так, форма счета-фактуры утверждена постановлением № 1137 от 26.12.2011 с внесенными изменениями. Кроме того, термин «счет-фактура» нередко употребляется и в арбитражных судах при рассмотрении споров налогоплательщиков с фискальными органами.

***

Еще больше материалов по теме — в рубрике «НДС».

Определение термина

Грамматика – это часть науки о родном языке, знакомясь с которой, малыш учится правильно писать и говорить, строить предложения без ошибок. Подобные занятия формируют интеллект, развивают воображение и память, способствуют тому, что речь ребенка становится образной, выразительной и, самое главное, более грамотной.

Кроме того, упражнения помогают сформировать у детей следующие категории умений и навыков:

  • развитие «языкового чутья» — умения интуитивно понимать и использовать нормы русского языка;
  • фонетический слух – на слух определять, есть ли в определенном слове конкретный звук;
  • обогащение активного и пассивного лексикона;
  • развитие и улучшение связной речи;
  • умение согласовывать слова при построении фразы;
  • способность делить слова на слоги.

Также регулярные занятия помогут в игровой форме улучшить логическое мышление малышей, их умение находить выход из нестандартной ситуации, внимание и память.

grammatika dlya doshkolnikov2

Советы Л.Е. Журовой

Программа обучения дошкольников грамоте подробно рассмотрена в работе Л. Е. Журовой «Обучение грамоте в детском саду». Предлагается выполнение большого количества заданий, доступных для старшей и подготовительной групп. Определенные упражнения могут использоваться и родителями в домашних условиях.

Приведем примеры таких «универсальных» упражнений для 5-6 лет.

  • Чтение веселых и простых стихотворений с установкой на поиск конкретного звука. Сначала родитель коротко описывает суть задания, говорит, что будет читать ребенку текст, его задача – внимательно послушать и хлопнуть в ладоши один раз, услышав указанный звук. Несложное веселое упражнение помогает улучшить фонематический слух.
  • Работа с карточками, на которых изображены слова, начинающиеся с конкретного звука (например, [п] — петух, пила, печка), имеющие этот звук в составе (например, тот же [п]: репка, лапа, липа) и не имеющие звука [п] в названии. Задача детей – рассортировать карточки, устно проведя фонематический анализ.
  • Работа с указкой – взрослый показывает слово, написанное крупными буквами на доске или ватмане, задача ребенка – называть те звуки, на которые указывает родитель.
  • Использование визуализации. Не стоит учить ребенка звукам в отрыве от слов, поэтому те слова, которые будут делиться на звуки, должны обязательно присутствовать в форме карточки. Так, если работа ведется с простым словом «дом», то у малыша перед глазами должна быть картинка дома.

Когда ребенок растерялся, столкнулся с трудностью, ему можно и нужно помогать, подтолкнуть к правильному решению или даже подсказать ответ. Нервничать, срываться на малыше, обзывать его бестолковым нельзя, поскольку он старался.

  • Игра со звуками. Когда ребенок выучил конкретное слово, например «дом», и может перечислить встречающиеся в нем звуки ([д], [о], [м]), необходимо усложнить задачу. Для этого потребуются карточки с буквами – родитель расставляет их неправильно, давая малышу задание восстановить правильный порядок.
  • Уже в 5-6 лет следует разобрать с детьми, что такое гласный и согласный звук. Журова рекомендует обозначать их фишками разного цвета.

Подготовка к школе должна проводиться регулярно, но не занимать длительное время – ребенок не должен уставать. Эмоции допустимы только положительные, поэтому если какое-то задание никак не получается, лучше его отложить на пару месяцев и переключиться на работу с другим материалом. Каждый ребенок индивидуален, скорость восприятия информации у всех разная. Но с терпеливыми и заботливыми родителями малыш непременно добьется успеха в грамматике.

shutterstock 525426472

Развитие речи у дошкольников — понятие объёмное. С периода новорождённости и до начала школьной жизни малыш должен преодолеть сложный путь от своего первого слова до уверенного, грамотного использования сложных конструкций родного языка.

В раннем детстве и в младшем дошкольном возрасте основное внимание родителей и педагогов направлено на обогащение словарного запаса, работу над фонематическим слухом и артикуляционным аппаратом малыша. Но постепенно всё более важное место в системе занятий с дошкольником занимают игры и упражнения, развивающие лексико-грамматический строй речи.

Что такое грамматика

Грамматика — это отрасль языкознания, которая занимается изучением грамматического строя языка. Чтобы речь ребёнка была грамотной, малыш должен правильно собирать слова в словосочетания, предложения, тексты. Для этого необходимо развивать навыки работы с различными понятиями:

Так как основным объектом изучения грамматики является слово, она тесно связана с лексикологией — наукой, изучающей слова, их значения, их взаимоотношения друг с другом и историю их формирования.

Занимаясь с ребёнком дошкольного возраста грамматикой, необходимо следить, чтобы малыш верно произносил грамматические формы, т. е. уделять внимание орфоэпии родного языка, а вот правописанию, или орфографии, настойчиво учить пока вовсе не обязательно. Достаточно показать ребёнку, как пишутся отдельные буквы, и научить его правильно писать несложные слова, например, его имя и фамилию, домашний адрес, имена родителей и других родственников.

Как формируется лексико-грамматический строй речи ребёнка

Строго говоря, знакомство с грамматическими формами начинается, едва ребёнок услышит родную речь. Естественно, в младенчестве и раннем детстве обучение проходит в пассивной, непроизвольной форме. Чем больше, чем чаще кроха слышит грамотные монологи или диалоги взрослых, чем больше ему читают хорошие детские книги по возрасту, тем активнее он впитывает принципы словообразования и усваивает правила компоновки слов в более сложные конструкции.

Целенаправленно внедрять педагогические элементы, посвящённые изучению грамматики, можно уже в 3–4 года. Грамматические навыки формируются постепенно, постепенно повышается качество речи. Так как грамматическая система русского языка весьма сложна, на овладение ею понадобятся годы. Эффективным помощником родителей и педагогов выступают игры и игровые упражнения, которые в увлекательной для малыша форме тренируют его способность работать с грамматическими единицами родного языка.

Советы «Эврики»

  1. Друзья, планируя развивающие занятия с ребёнком, тем реже используйте слово «занятие», чем младше малыш. По сути, все предложенные задания — игровые упражнения, или просто игры. Вот и играйте на радость карапузу. Ведь играть любят все мальчики и девочки!
  2. Следите за грамотностью детской речи, ненавязчиво, но регулярно исправляйте ошибки в произношении слов и формировании грамматических конструкций.
  3. Тщательно контролируйте, какие мультфильмы смотрит ваш ребёнок. Иногда персонажам специально прописывают дефекты в развитии речи, но такое решение сценаристов может сыграть с вашим карапузом злую шутку.
  4. С не меньшей критичностью выбирайте детские литературные произведения. Читайте ребёнку произведения разных жанров, знакомьте его со стилистическим многообразием родной речи.
  5. Если ребёнок не хочет играть в предложенную вами игру, замените её чем-то другим. Помните: в дошкольном возрасте усваивается только тот материал, который вызвал искренний интерес ребёнка.

Русский язык отличается непростой грамматикой с множеством правил и особенностей. Чтобы все их досконально изучить, потребуется несколько лет. Но, как и в каждом языке, в русском есть первичный пласт, составляющий основу устной речи, которым овладевают в дошкольном детстве. Азы грамматики, отработанные в разговорной речи, помогают ребенку в дальнейшем изучить русский язык в полной мере, в письменной и устной форме.

Как быстро научить ребенка грамотно писать диктанты: секрет №1

Учимся грамотно писать диктанты

Учимся грамотно писать диктанты

Родителям приятно слышать, когда их кроха начинает агукать и проговаривать первые слова. Также мама и папа радуются спустя время, когда речь малыша становится понятной, а ответы на вопросы осмысленными.

  • Когда ребенок подрастет еще немного, родители отдают свое чадо в детский сад, где его начинают учить писать.
  • Почти все родители требуют выписывать буквы безошибочно, несмотря на то, что ребенку всего 5 или 6 лет. Это большая ошибка!
  • Чтобы ребенок научился грамотно писать, должно пройти и прийти время.
  • Учеными выяснено, что формирование уровня правильного правописания завершается к 4 классу.
  • Но интенсивно нужно начинать заниматься письмом уже в 1 классе. Итак, как научить грамматике русского языка первоклассника?

Секрет №1: Развитие мелкой моторики рук.

  • Тренировка рук и пальцев — это важно в процессе обучения грамотному и красивому письму. Особенно это касается первоклассников.
  • Хорошо развить мелкую моторику рук помогает лепка.
  • Пособие по обучению лепки из пластилиновой или глиняной массы можно найти в любом книжном магазине.

Первый этап, помогающий выработать каллиграфический почерк, заключается в правильной организации детского рабочего места. Важно научить малыша правильно сидеть за столом. Обратите внимание на следующее:

  • Спина должна быть прямой, с упором на стул.
  • Локти должны лежать на поверхности стола, в особенности, локоть той руки, которая является рабочей во время письма.
  • Грудь должна быть чуть отодвинута от стола. От края стола до груди сидящего на стуле малыша должно быть расстояние в один кулак.
  • Голова должна быть чуть наклонена.
  • Ноги нужно поставить на пол, колени согнуть под прямым углом.
  • Тетрадь должна лежать под углом 45° между верхним углом и краем стола. При этом нижний угол тетрадки направляется к центру груди.

Обязательно приготовьте все необходимое для обучения: ручку с тремя гранями для удобного захвата, специальную пропись и тетрадь в косую линию.

Как быстро научить ребенка грамотно писать диктанты: секрет №2

Учимся грамотно писать диктанты

Учимся грамотно писать диктанты

Чтобы научиться писать каллиграфическим почерком без ошибок и помарок, нужно приложить много усилий. Родители и учительский состав школы должны найти подход к ребенку. Следующий секрет поможет научить грамматике русского языка второклассника и третьеклассника. Этот метод также подходит и для учеников средней школы.

Секрет №2: Регулярное написание диктантов

  • Сначала это может показаться ненужным занятием, но два текста в неделю, написанные под диктовку — это отличные результаты уже через 2-3 месяца.
  • Обязательно разбирайте ошибки, и делайте анализ вместе с ребенком. Благодаря этому он лучше запомнит строение словоформ, в которых допускаются неточности. Сложные слова во время диктанта повторяйте 2-3 раза. Допустимо даже подсказывать, если малыш затрудняется написать то или иное слово.
  • Во время разбора ошибок, повторяйте правила, которые помогут запомнить написание сложных словоформ. Важно указать ребенку на неточности. Можно предложить ему выписать слово с ошибкой, написав его правильно, и прописать это слово несколько строк. Благодаря этому приему малыш вдумается, где он допустил ошибку и запомнит правописание этого слова.

Большое значение имеет графический образ слов, который запоминается человеком навсегда. Поэтому важно в ребенке развить способность запоминать слово, и не допускать в нем ошибок.

Как быстро научить ребенка грамотно писать диктанты: секрет №3

Учимся грамотно писать диктанты

Учимся грамотно писать диктанты

Всем известно, что письмо и чтение тесно связаны. Если человек много читает, то он будет грамотно писать. Поэтому следующий секрет связан именно с чтением, но следует учитывать некоторые нюансы.

Секрет №3: Систематическое чтение вслух

  • Самостоятельное чтение развивает память и внимание. Но читать нужно вслух, так как маленькие дети лучше воспринимают информацию, которую они проговаривают.
  • Подбирайте книги, которые интересны малышу. Но помните о том, что правильный литературный язык представлен только у некоторых писателей классиков: Толстого, Чехова, Бунина, Тургенева.
  • Сначала пусть ребенок читает, как пишет — по слогам, выговаривая каждую букву. Затем можно переходить к чтению, как говорим.
  • Чтение по ролям — это интересно, занимательно и поможет лучше запомнить отдельные слова.

Приучайте ребенка читать каждый день по 30 минут. Это поможет привить любовь к чтению и сделать разговорную речь и письмо более грамотными.

Как помочь своим детям освоить азы грамматики

Родителям следует определиться, что подразумевать под азами грамматики. В дошкольном возрасте ребенок должен понимать грамматический строй речи и соображать, как слова объединяются в словосочетания и предложения. Эти знания и навыки позволят дошкольнику понятно и логически выражать свои мысли, что обеспечит формирование связной речи.

Овладение грамматическим речевым строем и развитие связной речи – это две главные цели, которые стоят перед детьми дошкольного возраста в отношении изучения языка. Прежде, чем говорить об узконаправленных задачах в развитии речевых навыков ребенка, важно ознакомиться с двумя статьями:

  1. О формировании грамматического строя
  2. О развитии связной речи

Постижение грамматических основ начинается с 3-х лет и продвигается быстрыми темпами.

азы

На проблемные стороны в высказываниях ребенка родители начинают обращать внимание после 5-ти. То, что ранее взрослым казалось забавным в детском разговоре, начинает настораживать.

Практика показывает, что существуют простые речевые правила, которые схватываются ребенком легко, интуитивно. Дети начинают их использовать, ориентируясь на речь взрослых. Но также существуют сложные для детского восприятия языковые законы, не сразу поддающиеся пониманию ребенка.

Поскольку грамматика охватывает три раздела – морфологию, словообразование и синтаксис – необходимо выделить задачи в каждом из них.

Этапы речевого онтогенеза у всех детей схожи, и с подобными сложностями сталкиваются многие дошкольники. Выявив наиболее трудные места для дошкольника в каждом разделе грамматики, мы определим, в чем нужно упражняться, чтобы ребенок быстрее освоил грамматические азы.

Постижение морфологических основ

В отношении морфологии ребенок научается оперировать всеми частями речи. Существительные, местоимения, глаголы первыми включаются в речевой обиход дошкольника. Потом прибавляются прилагательные, предлоги, числительные и другие части речи. Перечислим «морфологические азы» грамматики:

  1. Использование имен существительных: оперировать единственным и множественным числом, определять род, употреблять в склонении по падежам.
  2. Оперирование местоимениями: использовать в речи личные, притяжательные, относительные, указательные (он, его, кто, тот).
  3. Употребление имен прилагательных: изменять в соответствии с формой существительного и местоимения, с которыми составляется словосочетание (желтых листьев, на веселой радуге); понимать сравнительную и превосходную степень (хороший, лучший, наилучший).
  4. Использование глаголов: понимать определенную и неопределенную форму глагола, употреблять в соответствующем склонении (я играю, дети играют), оперировать глаголами во всех временных формах и наклонениях (Мама пришла. Собери игрушки!).
  5. Употреблять предлоги, как основные (с, в, к, до, для, на), так и обозначающие пространственную ориентацию (под, над, перед, за).

Типичные ошибки дошкольников в использовании морфологических форм:

Неверное склонение имен существительных в родительном и предложном падежах:

  • с нулевым окончанием (платьиц, кофт, книг, яблок, собак, лис) – дети пытаются прибавлять «-ев» или «-ов»;
  • с окончанием «-ей» (зверей, фонарей, дней, календарей) – могут применять  «-ов» или «-ёв»;
  • в образовании предложного падежа односложных существительных мужского рода (в тазе, в саде вместо в тазу, в саду).

Изменение несклоняемых существительных кино, пальто и пр. (дошкольники могут сказать «в пальте», «в кине»).

Образование множественного числа определений детенышей животных: котенки, львенки, ягненки вместо котята, львята, ягнята.

Использование неверной формулировки сравнительной степени прилагательных: простее, тонкее, ярчее.

Образование повелительного наклонения глаголов: ехай, скакай, полож вместо езжай, скачи, клади.

Здесь перечислены только самые распространенные ошибки в использовании морфологических единиц. Но и на основании данных примеров можно заключить, что наибольшей проблемой для детей является склонение существительных и образование форм глагола.

Подводные камни словообразования

Дошкольник постоянно наполняет свой лексический запас новыми словами. В отличие от взрослого, для ребенка каждое слово, чуть измененное на основе корня, является новым.

Грамота

В подавляющем большинстве слов ребенок интуитивно выделяет корень и, прибавляя префиксы и суффиксы, получает новые определения. Скудный опыт малыша побуждает его применять аналогии, которые далеко не всегда уместны в словообразовании. Узнав понятия «книжный», «диванный», «кухонный» он выдает «машинные колеса», «пластилинный человечек».

Такой ошибочный подход используется из-за не знания морфологических основ. Поэтому помощь дошкольнику в данном случае опирается на освоение морфологии.

Синтаксические сложности

Грамматика языка осваивается системно, и синтаксическая сторона развивается в тесной взаимосвязи с морфологией и словообразованием. Пятилетний ребенок использует, в основном, распространенные предложения, состоящие из 5-10 слов. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения еще многочисленнее. Такое количество единиц в предложении требует согласования друг с другом и правильной расстановки.

В устной речи дошкольника синтаксические ошибки встречаются гораздо реже морфологических, но они могут долго повторяться, несмотря на внешние поправки. Ребенок может настойчиво употреблять местоимение в конце предложения: «Потом этот рисунок нарисовала я», «Не хочет собирать игрушки он». Иногда таков порядок оправдан, но если дошкольник все предложения конструирует по такому типу, это ошибочный подход.

Книга и речь

Нередко дети перемещают к концу фразы подчинительные союзы: «Мы смотрели мультики потому что», «Пруд сделали, уточки плавали чтобы?».

Также дошкольники часто теряют члены предложения, отчего искажается или полностью теряется смысл сообщения.

Осознание азов синтаксиса к ребенку приходит быстрее, если при каждом ошибочно построенном  предложении обращать его внимание и переформулировать в соответствии с принятыми речевыми правилами.

Общие рекомендации родителям

Каждому дошкольнику предстоит не только овладение грамматическими основами, но и дальнейшее изучение языка. Ценную помощь в формировании грамотности оказывает такой проверенный поколениями способ как чтение художественной литературы.

Существует множество привлекательных детских книг, красочно оформленных, напечатанных выразительным шрифтом. Если родители с малых лет прививают ребенку интерес к книге, практикуют чтение вслух, то он улавливает полезные примеры, как нужно говорить, рано обучается чтению. Формируется просодическая сторона речи.

Самостоятельное чтение – это настоящий тренажер для постижения грамоты. Перед глазами ребенка проходят верно составленные конструкции, и в морфологическом, и в синтаксическом отношении. К слуховому восприятию подключается зрительное, обеспечивая более устойчивое понимание и запоминание словоформ и предложений. Читающий дошкольник в 6-7 лет умеет строить развернутые связные высказывания, использовать сложный синтаксис предложений. Чтение развивает речь дошкольника и значительно расширяет словарный запас.

Плюсы и минусы обучения на дому

Среди положительных моментов в домашнем обучении чтению можно выделить:

  1. Плавающее расписание. Маме с ребенком не нужно торопиться, подстраиваться под расписание педагога или курсов.
  2. Возможность использовать разные методики. Обычно учитель, обучающие центры специализируются на узком направлении. Например, занимаются с детьми только с кубиками Зайцева, или по методике Жуковой. Дома путем проб и ошибок можно выбрать самую эффективную методику именно для вашего сорванца. Но на это уходит время.
  3. Индивидуальный подход. Дома занимаются не группами, а тет-а-тет. Можно посвящать теме именно столько времени, сколько необходимо единственному ученику, не поджидая отстающих и не торопясь за убегающими вперед.
  4. Сохраняется контакт с родителями. Дошкольнику эмоционально комфортно находится в сложные моменты рядом с родителями, а обучение чтению — это ответственное мероприятие.

Мама занимается с ребенком

Отрицательных моментов не так много, но они есть. Среди минусов домашнего освоения чтения можно выделить:

  1. Необученность родителей. К сожалению, мамы и папы, не имеющие специального образования, совершают массу ошибок при обучении чтению Например, называют буквы с призвуком, делают паузы между фонемами в процессе складывания слогов, слов. Дети привыкают к неправильному чтению, а переучить их очень сложно.
  2. Ребенок не социализируется. В педагогических центрах малыш общается с другими взрослыми, привыкает к школьной обстановке, ответственности, учится поведению. Дома он такой опыт не получит.

Где и как учить ребенка читать, выбирать родителям. Если у вас затрудненное материальное положение, то остается только домашний вариант. В этом случае, потратьте время на изучение книг, методик работы с дошколятами. Это поможет качественно научить детсадовца читать, привить любовь к литературе.

Подготовительный этап

Бесспорно, сложно пытаться что-то объяснить годовалому малышу и учить его произносить слова или их части, хотя и возможно. Согласно, последних исследований, специалисты полагают, что начать учить простые слова и соединять слоги некоторые малыши могут уже с 2 или 3 лет.

Впрочем, в таком раннем возрасте не стоит перегружать детей лишней для них информацией, но уделить больше подготовительному этапу: помочь крохе развить фонематический слух, выучить буквы.

Развитию фонематического слуха способствует чтение и заучивание потешек, коротких стишков и песен.

Изучение букв лучше проводить в игровой форме.

Творческие приемы для запоминания букв:

  1. Обводить, раскрашивать, заштриховывать буквы карандашами.
  2. Лепить буквы из пластилина и кинетического песка.
  3. Выкладывать буквы из палочек, мозаики, кубиков.

приемы для запоминания букв
Приемы для запоминания букв для дошкольников: лепка пластилином

Техника чтения: скорость и понимание

Строго говоря, термин «техника чтения» подразумевает не только скорость, выраженную в количестве прочитанных слов в минуту. Кроме скорости в это понятие входят:

  • способ чтения – по слогам или целыми словами;
  • степень выразительности чтения – правильные логические ударения, соблюдение интонаций и пауз;
  • уровень понимания прочитанного – механическое складывание слогов в слова должно происходить параллельно с пониманием текста;
  • формирование отношения к прочитанному — вместе с пониманием у хорошо читающего ребенка должно складываться определенное отношение к прочитанному.

Эти требования растут по мере перехода учеников из класса в класс. Если в 1 классе еще допустимо читать сложные слова по слогам, то в 4 классе уже оценивается последний пункт. Поэтому упражнения на повышение скорости чтения обязательно должны включать отработку интонаций и учитывать степень понимания текста.

Методики

Какова же наиболее хорошая и эффективная методика обучения чтению? На этот счет существует немало мнений, выдвигается масса аргументов в пользу тех или иных методологических разработок и подходов. Большинство специалистов склоняются к тому, что первое, с чего следует начинать чтение по слогам – использовать букварь для обучения чтению или кубики, где буквы и слоги сопровождаются красочными изображениями.

Обучение по методу Домана

Глен Доман долго исследовал интеллектуальные возможности детей и пришел к выводу, что основная информация укладывается в мозг до 6 лет, а на осваивание уходит минимум времени.

Он предложил учить малышей читать без дополнительной мотивации, просто показывая им карточки со словами и картинками. По мнению психологов, дидактика основана на фотопамяти.

Карточки Домана

Карточки нужно показывать ежедневно, удерживая в зрительном контакте пару секунд. Количество демонстрируемого материала увеличивается постепенно. Например, в первые 3 дня показывайте 2-3 карточки, не меньше 2-4 раз в день. На 4-7 день, по 5 карточек. И так далее.

Молниеносного результат не ждите, но через месяц или полтора ребенок будет знать и читать уже более 30 слов. Начинать обучение можно с пеленок.

Чтение по слогам

Ей владеют все родители. Именно по этой системе учили читать детей в советской школе. Сначала малыш учит алфавит, потом складывает их в слоги, простые слова. Это лучший вариант для домашнего процесса учения. Он понятен непрофессиональным педагогам и детям. Усваивается легко, приносит хороший результат за короткий период времени.

Чтение по складам

Ребенку нужно выучить гласные. Закрепить их основательно. Затем переходите к осваиванию согласных, одновременно присоединяя к ним певучие звуки для прочтения.

При прочтении слово делится не на слоги , а на склады. Например, ЧА-Ш-КА. Каждый согласный отвечает за один склад.

Кубики Зайцева

В наборе 52 единицы демоматериала. Это квадратные кубики со слогами. Они разного размера, цвета. 7 из них повторяются. Кубики звучат: шумят, если на них написана глухая согласная, позвякивают, если звонкая. Из них нельзя сложить слова, написанные неправильно. Например, нет слога ЖЫ, ЩЯ. Малыш получает навык грамотности.

Кубики Зайцева

На первых занятиях с малышами 4-5 лет нужно предложить поиграть с кубиками, не акцентируя внимание на буквы и слоги. Ребенок сам поймет, что они отличаются друг от друга.

На следующих уроках ребенок может начать складывать слова по образцу, начинать читать. Родителям важно не заставлять учиться, а давать знания исподволь, подсказывая и рассказывая в процессе игры.

В комплект Зайцева входят таблицы. Их развешивают на уровне глаз малыша. Информация запоминается на автомате.

Таблица слогов Зайцева

Методика Н.Жуковой

Методика обучения чтению для дошкольников Жуковой считается наиболее эффективной, так как обучает ребенка чтению от звуков к буквам. Это важно, так как при этом ребенок учится сначала слышать звуки в слове, а затем уже буквы.

Изучая букварь вместе с ребенком, произносите вслух звуки, а не буквы: звук “М”, а не буква “ЭМ”, звук “С”, а не буква “ЭС”. Это позволит ребенку, соединяя буквы в слоги, избежать ошибок.

В противном случае малыш будет читать вместо: “АМ – АЭМ”, вместо АС  – АЭС или АСЭ.

Методика обучения чтению для дошкольников Жуковой считается наиболее эффективной, так как обучает ребенка чтению от звуков к буквам. Это важно, так как при этом ребенок учится сначала слышать звуки в слове, а затем уже буквы. Малыш сначала учится читать отдельные буквы, а затем соединять буквы в слоги.

Букварь Надежды Жуковой

Букварь Н.Жуковой

Букварь Надежды Жуковой – самая эффективная методика обучения чтению дошкольников

При использовании букваря Жуковой обязательно прочтите рекомендации автора о том, как правильно начинать обучение. Они расположены в нижней части страницы букваря.

»Источники»

  • https://nevkucnogo.net/kak-pomoch-osvoit-azy-grammatiki-doshkolnikam.html
  • https://heaclub.ru/kak-bystro-nauchit-rebenka-gramotno-pisat-diktanty-5-sekretov-gramotnogo-pisma-chto-nuzhno-delat-chtoby-rebenok-gramotno-pisal-bez-oshibok-rekomendacii-opytnogo-pedagoga
  • https://alldoshkol.ru/razvitie_rechi/kak-pomoch-osvoit-azy-grammatiki
  • https://orechi.ru/razvitie-rechi/kak-nauchit-rebenka-chitat-po-slogam
  • https://Razvivashka.online/chtenie/nauchit-bystro-chitat

Приучайте или преучайте как правильно пишется слово

я журналист, переводчик, сертифицированный инструктор йоги. Но, пожалуй, в большей степени — мама двух горячо любимых детей. Проект «Неидеальные родители» — это моя попытка найти ответы на свои материнские вопросы. В силу профессий, имею возможность общаться со специалистами, мастерами своего дела. Результаты нашего сотрудничества — на страницах этого сайта. Надеюсь, мы отвечаем и на Ваши вопросы…

Кто на этой неделе стал любимчиком Венеры и что ему за это будет, а также как правильно себя вести всем остальным.

Овен

Практичность. Для тебя эта неделя станет неделей развития. Найдешь время и для здоровья, и для работы, на личную жизнь тоже энергии хватит. Постарайся действовать с позиции холодного расчет в ближайшие семь дней. Тогда все получится. Доверяй больше разуму и его аргументам, а не эмоциям.

Удачные дни: 10.12, 12.12

Телец

Любовь. Неделя пройдет в романтической тональности — время, проведенное с партнером, принесет тебе огромное удовольствие. Если ты еще в поиске, появится шанс привлечь внимание объекта своей симпатии или даже влюбиться. Прекрасный период, чтобы отправиться в отпуск.

Удачные дни: 07.12, 09.12

Близнецы

Быт. Ты поймешь, что на домашние дела у тебя уходит слишком много времени — намного больше, чем на все остальное. Поэтому на этой неделе решишься наконец поменять приоритеты. Звезды советуют начать с разговора с кем-то из близких, чтобы распределить обязанности равномерно. Если ты самостоятельно ведешь быть, возможно, не лишним будет нанимать хотя бы раз в несколько дней помощников по уборке. Это освободит твое время для других дел.

Удачные дни: 07.12, 11.12

Рак

Контакты. Ты будешь наслаждаться общением с близкими и поймешь, как много в твоей жизни любви и тепла. Это даст ощущение покоя. Также в эти дни ты проявишь смелость и креатив в делах, особенно хорошо получится продавать, преподавать или писать.

Удачные дни: 09.12, 12.12

Лев

Финансы. Захочется украсить свой дом, разнообразить досуг и, возможно, изменить имидж. Все это потребует вложений, поэтому все внимание ты сосредоточишь на увеличении дохода — будешь упорно работать и проявлять предприимчивость, чтобы добиться результата.

Удачные дни: 06.12, 07.12

3a9b576bfa95

Дева

Общение. Влияние Венеры на тебя в грядущие 7 дней придаст тебе еще больше очарования, усилит дипломатичность и коммуникабельность. Положение Меркурия, в свою очередь, заставит анализировать свои слова и действия. Из-за таких «планетных бонусов» ты будешь много говорить о себе, что может слегка раздражать окружающих. Поэтому старайся сдерживать свои эгоистичные порывы, не забывай слушать и слышать других.

Удачные дни: 06.12, 08.12

Весы

Самопознание. Тебе захочется побольше времени уделить себе. Поэтому привлекательными покажутся некоторые духовные практики. С одной стороны, это отлично — прислушиваться к себе важно и нужно, но с другой — есть риск попасться на удочку мошенников, которые красиво говорят и заманивают на какие-то курсы. Чтобы этого избежать, не отрывайся слишком от реальности перед тем, как погрузиться в нечто подобное, почитай отзывы, поговори со знакомыми, которые имеют опыт в практиках. Действуй из позиции: «доверяй, но проверяй».

Удачные дни: 10.12, 11.12

Скорпион

Харизма. На этой неделе ты будешь излучать привлекательность и уверенность в себе как в профессионале своего дела. Окружающие будут искренне интересоваться твоим мнением и захотят быть к тебе ближе. Это отличный повод увеличить круг своего общения, внимательно присматриваясь к человеку, который проявил инициативу. Даже если новый знакомый кажется дружелюбным, лучше не сразу подпускать его близко к себе.

Удачные дни: 11.12, 12.12

Стрелец

Удача. Представители противоположного пола будут проявлять повышенное внимание. В этом заслуга все той же Венеры, которая выбрала себе несколько любимцев на следующей неделе, — твой знак зодиака попал в их число. Если ты не в паре, то это отличный период, чтобы извлечь из флирта с приятным тебе человеком хорошие эмоции и впечатления.

Удачные дни: 07.12, 11.12

Козерог

Путешествия. Пришло время сменить декорации. Для тебя эта неделя — хорошее время для начала обучения или поиска новых эмоций и знаний. Возможно, тебя заинтересует какое-то новое хобби или захочется отправиться одной или с друзьями в поездку, или культурно просветиться на недавно открывшейся выставке, или сходить в театр. В общем, сложно будет усидеть на место. Но от тебя это и не требуется — двигайся, наполняйся эмоциями!

Удачные дни: 10.12, 12.12

Водолей

Идеи. Ты будешь все чаще оказываться в компании новых людей и заниматься чем-то новым, ранее тебе неизвестным: лепкой из глины, обсуждением прочитанных книг, запишешь первый подкаст или что-то еще в таком стиле. Вполне возможно, что непривычная занятость поможет тебе лучше себя узнать и вдохновит на свежие жизнеспособные идеи, которые ты будешь знать, как воплотить!

Удачные дни: 07.12, 08.12

Рыбы

Отношения. Кто-то из близких неожиданно может пойти против тебя. События этой недели заставят тебя сделать важные выводы о том, кто для тебя важен, а кто лишний в твоей жизни. Будет непросто, но от тебя потребуется быть справедливой, насколько это возможно, и объективной — не исключай себя из проблемы. Наоборот, подумай, что какие-то твои слова и действия могли спровоцировать такой малоприятный поворот.

Удачные дни: 08.12, 11.12

Безусловно, изучение новой информации важно для развития интеллектуальных способностей. Но, не только обучением можно тренировать наш мозг. Умнее нас делает образование новых нейронных связей и слаженная работа нервной системы в целом. О том, какими привычками нам стоит обзавестись для того, чтобы мозг работал с максимальной эффективностью, рассказывает Вероника Фильченко, психолог-консультант, коуч, бизнес-тренер.

Кормите мозг правильно

Лучшая еда для головного мозга — это глюкоза. Вы наверняка слышали это расхожее мнение. Однако резкий скачок инсулина в крови, который мы получаем после употребления простых углеводов, вредит здоровью в целом и когнитивным функциям в частности. Лучший рацион для улучшения работы головного мозга — адекватное количество белка, умеренное потребление углеводов, достаточное количество полезных жиров. А значит на вашем столе должны быть цельнозерновые крупы, нежирное мясо, орехи, рыба, кисломолочные продукты.

Освойте дыхательную гимнастику

Для поддержания когнитивных функций очень важно, чтобы мозг получал достаточную порцию кислорода. Дыхательная гимнастика поможет вам улучшить вентиляцию легких, что в значительной степени повысит мозговую активность. Самое простое упражнение, которое вы можете делать ежедневно — дыхание животом. Положите руку на пресс и сделайте медленный глубокий вдох, надувая живот и слегка прогибая спину. Задержите ненадолго дыхание и медленно выдохните. Рука при этом поднимается на вдохе и опускается на выдохе.  Делайте это упражнение в течение двух минут.

Делайте короткие перерывы в работе

Приучайте или преучайте как правильно пишется слово

В эпоху тотальной цифровизации наш мозг в буквальном смысле слова сгорает от огромного массива информации. Он находится в очень опасном для него состоянии — «быть всегда на связи». Именно поэтому даже двух недельный отпуск не спасает нас от творческого и когнитивного выгорания. Из-за отсутствия пауз, моментов умственного спокойствия мы начинаем мыслить поверхностно и автоматически. Делайте паузы в работе каждые два часа, длительностью по 15 минут. Это время вы можете посветить короткой прогулке, медитации, выполнению физических упражнений или какой-то рутинной работы по дому.

Регулярно гуляйте в новых для вас местах

Прогулка на свежем воздухе в целом полезна для нашего мозга. А посещение новых мест еще и повышает эффективность его работы. Связано это с тем, что находясь в знакомых нам условиях, мы воспроизводим привычные для нас паттерны поведения и мышления. Смена обстановки стимулирует образование новых нейронных связей. Конечно идеальный вариант — посещение других городов и стран. Но даже прогулки по улицам и паркам, где вы еще не были — тоже отличный вариант. Во время прогулки обращайте внимание на детали, изучайте особенности места.

Приучайте себя к порядку

В доме, на рабочем месте, в своих гаджетах и мессенджерах. Разбросанные вещи, постоянные оповещения о получаемых сообщениях, беспорядок в рабочих папках и на десктопе — все это отвлекает мозг от конструктивных действий и снижает его продуктивность. Чем меньше хаоса в пространстве, где вы живете и работаете, тем с большей эффективностью будет работать ваш интеллект. Приучайте себя сразу убирать вещи на место, на рабочем столе создайте несколько тематических папок, не сохраняйте на десктоп отдельные документы.

Овладейте методикой факт-карт

Это поможет вашей мыслительной деятельности разогнаться, увидеть ситуацию в объеме, посмотреть на нее с разных точек зрения и учесть все детали. Под каждую задачу или проблему создается отдельная факт-карта. На листе в центре фиксируется проблема, вокруг нее выписываются факты, которые к ней относятся, люди, с которыми связана задача или проблема, любая информация, которую вы считаете важной. Фиксируем кратко! Соединяйте между собой те записи, которые как вам кажется, имеют что-то общее. Так можно понять, какой информации вам не хватает для решения вопроса, в чем заключаются ваши когнитивные ограничения, где есть противоречия, которые вы не замечали ранее. Это позволит вам понять: какие шаги вы можете предпринять уже сейчас в реальном времени для решения данной задачи.

Попробуйте занятия со сложно-координационными движениями

Приучайте или преучайте как правильно пишется слово

Это могут быть любые танцы или же функциональные фитнес-тренировки.  В целом любые ритмичные движения улучшают кровоснабжение мозга, стимулируют выработку окситоцина, который в свою очередь активизирует деятельность нейронов. Движения, которые требуют хорошей координации отлично подойдут для тренировки памяти, концентрации внимания, умению быстро реагировать и изменять ментальную модель в меняющихся условиях.

Тренируйте мелкую моторику

Нервные окончания наших пальцев связаны с развитием и продуктивной работой нашего мозга. Принято считать, что занятия, связанные с тренировкой мелкой моторики, полезны лишь детям. Отнюдь! И взрослому человеку они так же помогают активизировать интеллект. В качестве таких занятий вам могут подойти любые виды рукоделия, собирание пазлов или конструктора, складывание мудр.

Изучайте патерны поведения других людей

Казалось бы, при чем тут интеллект? Однако любое дело или рабочий проект требует командной вовлеченности.  И оно невозможно, если вы не будете задумываться о том, почему ваш коллега этим занимается, как относится к вам, как воспринимает проект, какая поддержка ему нужна. Попробуйте ответить на все эти вопросы про одного из своих коллег. Поверьте, это будет мощная интеллектуальная работа. Ведь найти правильные ответы можно только тогда, когда вы детально изучите поведение коллеги, его эмоциональность, отношение к работе и т. д. По возможности поделитесь своими наблюдениями. Если вы попали в точку, значит эффективностью интеллектуальной деятельности у вас все в порядке.

Ведите записи

Так у вас будет возможность анализировать пришедшие к вам идеи, мысли и возникающие вопросы. Бессмысленно надеяться только лишь на свою память, лучше все выше перечисленное зафиксировать. После вы сможете вернуться к своим записям, проанализировать их и сделать определенные выводы. В письменном виде полезно составлять планы и списки, например, задачи на следующий день. Так вы задействуете сразу несколько участков мозга, улучшите концентрацию внимания и память. Наглядное изображение позволяет видеть картину шире и принимать правильные обоснованные решения.

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок вырос здоровым и успешным, но необходимо задуматься о том, насколько важную роль во всём играет умение ребёнка говорить правильно и красиво. Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Речь в своём развитии проходит определённые этапы. На каждом из этапов элементы речевой системы формируются в определённой закономерности. Если эти закономерности нарушаются, речевая система ребёнка формируется непоследовательно, и как следствие, ведёт к речевой патологии, исправить которую может только специалист, опираясь на помощь и поддержку родителей.

Успех коррекционно-развивающей работы в значительной степени зависит от активного участия родителей. С ребёнком, имеющим речевые нарушения, необходимо заниматься не только в образовательных учреждениях, но и дома, в кругу семьи — в первичной, в наиболее важной и авторитетной обстановке для маленького человека, по возможности привлекая к процессу всех членов семьи.

Многолетний опыт работы показывает то, что достижения коррекционного обучения во многом определяются тем, насколько чётко организованна преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Отсутствие систематической обратной связи из семьи лишает логопеда возможности быть достаточно информированным о характере речевой деятельности детей в повседневных жизненных ситуациях. Включение родителей в совместный с учителем — логопедом процесс коррекции позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребёнка невозможно, если усилия логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга.

Результат коррекционного обучения во многом зависит от того, насколько организована преемственность работы логопеда и родителей. Они должны стать помощниками друг другу, решающими общие задачи. Логопед регулирует и направляет, а родители, следуя данным рекомендациям, чётко выполняют их, только при выполнении этих условий можно рассчитывать на высокую эффективность коррекционной работы. Следовательно, обеспечение тесной взаимосвязи между родителями и логопедом — необходимое условие в коррекционно-образовательной деятельности. Таким образом, важность организации занятий с детьми по заданиям логопеда даже в летний период, остается одной из первостепенных.

Первый вопрос возникает сразу, как организовать домашние занятия?

Необходимо обеспечить ряд условий для успешного выполнения домашних заданий: привычный распорядок дня, привычное рабочее место, привычные места для необходимых принадлежностей (зеркало, папка с заданиями, салфетки). В таком случае у ребёнка быстро выработается необходимая установка, когда он садиться за привычный стол, возникает рабочий настрой и желание преступить к работе. Постарайтесь выработать привычку, еще до начала работы уточнить все задания и приготовить все необходимое. Постепенно ребенок сам научиться планировать свои действия, но по началу Вам придется позаботиться об этом.

Нужен ли контроль?

Контроль за выполнением домашних заданий необходим — это обязательное условие. Именно он позволяет поддерживать тесную взаимосвязь между логопедом и родителем, целью которых является успешная коррекция речи.

Что необходимо знать, помнить и как правильно закреплять полученные знания и умения после занятий с логопедом?

  • Для закрепления результатов логопедической работы Ваши дети нуждаются в постоянных домашних заданиях.
  • Необходимо определить, кто именно из взрослых, будет заниматься с ребёнком, так как необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к нему.
  • При получении задания нужно внимательно ознакомиться с его содержанием, убедиться в том, что оно понятно. В случаях затруднений, обратиться к учителю — логопеду.
  • Следует определить постоянное время для занятий, настраивает ребёнка на выполнение заданий.
  • Время для выполнения домашних занятий (15-30 минут), в зависимости от возраста ребенка. Превышение этого лимита, ведет к усталости и соответственно снижению качества работы. Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления. По необходимости делать перерывы между заданиями или менять деятельность, например, ребенок устал от выполнения письменного задания, выполните упражнение для пальчиков, долго читали, гимнастику для глаз.
  • Артикуляционную и дыхательную гимнастику выполняют ежедневно, перед зеркалом. Выполнять упражнения 2-3 раза в день по 3-5 минут. Остальные задания выполняются однократно.
  • Занятия должны быть регулярными, носить занимательный, никак не принудительный характер, не превращаться в дополнительную учебную нагрузку.
  • Будьте терпеливы, внимательны и доброжелательны, но достаточно требовательны к ребёнку во время занятий. Демонстрируйте успехи ребёнка, хвалите его за достигнутые результаты.
  • Речь взрослых в окружении ребёнка должна быть грамотная, правильная и служить образцом.
  • Не заостряйте внимание на недостатках речи ребёнка во избежание формирования негативных эмоций.
  • Занятия могут проводиться во время прогулки, уборки дома, приготовлении еды и т.д. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной обстановки, а также отсутствие отвлекающих факторов.
  • Постепенно приучайте ребёнка к самостоятельному выполнению заданий. Не спешите, показывая, как нужно выполнять задание. Помощь ребёнку должна носить своевременный и разумный характер.
  • Необходимо поддерживать у ребёнка желание заниматься. Стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи и учить преодолевать трудности. Преодолевайте неудачи с помощью дополнительных интересных занятий, которые помогут ребёнку справиться с учебными проблемами.

Результативность коррекционной помощи ребёнку зависит от степени заинтересованности и непосредственного участия родителей. Выполнение домашних заданий является огромной помощью в процессе коррекции речи. Дети, которые занимаются дополнительно дома с родителями по заданиям логопеда, гораздо успешнее и быстрее овладевают красивой и правильной речью. Поэтому без помощи родителей эффективность коррекционной работы будет ниже, а время коррекции будет увеличено.

Выполнение домашних заданий необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии.

Особое значение родителей в исправлении речевых недостатков, заключается в том, что, используя предложенный материал, они получают возможность закрепления ребёнком речевых умений и навыков в свободном речевом общении. Это возможно только в повседневной жизни: во время прогулок, игр, походов в магазин, когда ребёнок находится в обычной, спокойной, привычной ему обстановке, а не в кабинете логопеда.

Впереди лето — пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течении учебного года знания, умения и навыки, такие как (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, моторные навыки, выученные правила и т.д.) за летний период могут укрепиться, так и утратиться. В летний период возможно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем. Если ребёнок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо предупредить бабушку о необходимости закрепления материала. Предоставить папку с материалами по закреплению речевых навыков и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры.

В коррекционной практике достаточно много случаев, когда летний период замедляет или даже происходит «откат» положительных результатов на несколько шагов назад. После отдыха, часто ребенок приходит на занятия с прежними речевыми проблемами. За долгий период отсутствия на логопедических занятиях недостаточно закрепленные навыки утрачиваются. Логопеду и ребёнку приходится заново прорабатывать пройденный ранее материал.

Чтобы сохранить за лето достижения совместной работы с логопедом предлагаю Вам игры и упражнения, которые можно выполнять, не только находясь дома, но и в любой другой обстановке.

  1. Делайте артикуляционную, дыхательную гимнастику: выдувайте мыльные пузыри, дуйте на одуванчики, надувайте шарики, надувные игрушки, играйте на духовых музыкальных игрушечных инструментах (дудочки, свистульки, гармошки).
  2. Контролируйте поставленные звуки, исправляйте неверно произнесенные ребёнком слова, добивайтесь правильного произношения. Повторяйте материал по автоматизации поставленных учителем — логопедом звуков по индивидуальным тетрадям для домашних заданий. Старайтесь закрепить нужный звук в речи.
  3. Развивайте мелкую моторику: рисуйте, раскрашивайте, штрихуйте, обводите, лепите из пластилина, глины, собирайте конструкторы, пазлы, растегивайте — застегивайте пуговицы, застежки — молнии, играйте с сыпучими материалами.
  4. Развивайте фонематический слух используя различные игры: «Поймай звук» среди других звуков, «Назови слово на звук А, М, Л и т. д» (абрикос, машина, лама), «Назови первый звук в слове» (аист — А, утка — У и т.д.), «Назови последний звук» в слове (колесо — О, оса — А), «Определи место звука в слове», пример: звук А, рукА — в конце, лАк — в середине, Азбука — вначале слова), «Прохлопай слово по слогам» (например ав — то — бус, нос, кош — ка), «Повтори слоговые дорожки», например, та — та — да, ши — жи — ши, и т.д.
  5. Развивайте словарный запас, грамматический строй речи.

Играйте в следующие игры:

  • «Посчитай-ка». Считать со словами от одного до пяти на любую тему, следить за окончаниями. Например, сосчитать предметы мебели так: один стол, два стола…пять столов и т.д.
  • «Один — много». Кошка — кошки, корова — коровы и т.д.
  • «Назови ласково». Куст — кустик, клубника — клубничка и т.д. (на любую тему).
  • «Назови части». Грузовик — кабина, кузов, колеса и т.д.
  • «Кто где живёт?». В норе (кто?) — барсук, в берлоге, в дупле и т.д.

Все это можно использовать в игре, в транспорте на прогулке. Куда бы Вы не шли — общайтесь с ребёнком, объясняйте, рассказывайте, что происходит вокруг, почему это так устроено и зачем это нужно. Такими приёмами будут развиваться мыслительные процессы, любознательность, внимательность и заинтересованность к окружающему миру.

Если вы отправляетесь на отдых, в отпуск — не упустите возможность использовать новые впечатления ребёнка. Во время поездки можно поговорить о транспорте, и кто на нём работает. Рассмотреть части самолёта, сосчитать вагоны поезда. Камушки на пляже различайте по форме, выкладывайте ими буквы, слова, палочками разделяйте на слоги, придумывайте со словами предложения. Покажите, как растут овощи, как растение цветёт и даёт плоды. Какие они по цвету, форме, на вкус. Что можно из него приготовить. Посредствам такой игры у детей развивается описательная и объяснительная речь.

Продуктивно проводить наблюдения за сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, погодой. Всё это обязательно нужно комментировать и обсуждать.

  1. Читайте рассказы, сказки, пересказывайте их, повторяйте и учите стихи, разгадывайте загадки, объясняйте пословицы.
  2. Составляйте рассказы по картинке, о явлениях природы, о животных и т.д.

У ребят игровая деятельность не уходит далеко на задний план, потому что игры нравятся и способствуют снятию физического и умственного напряжения. Посредствам игры дети легче овладевают знаниями.

На прогулке, в поезде, на даче перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам: «Ягоды», «Овощи, фрукты», «Деревья и кустарники», «Домашние и дикие животные», «Цветы, насекомые». Наблюдения и впечатления, полученные на отдыхе наглядны и ценны. Не на картинке, а в реальности ребенок может увидеть растения в разную пору (рост, цветение, плодоношение, увядание), изменения, происходящие в природе, животных и т.д.

При современном ритме жизни все труднее становится найти время для занятий с детьми. Не стоит упускать и малейшего повода. Главное где бы не проходил ваш летний отдых, уделяйте больше времени ребёнку, используя каждую минуту, когда вы вместе. Важно отметить, что занятия станут наиболее успешными, если они доставляют удовольствие. Позитивный эмоциональный настрой приносит только положительные результаты. Общайтесь, играйте, рассказывайте, спрашивайте, а не просто будьте рядом. Принимая к сведению эти рекомендации, сами фантазируйте исходя из ситуации.

Самое главное, чтобы дети отдохнули летом, набрались сил, окрепли, но важно также и то, чтобы они не забыли все те знания, умения и навыки, которые приобрели во время занятий с учителем-логопедом.

  • Приуроченность к рождеству в рассказе метель вьюгу
  • Приумножить богатство как пишется
  • Притязания как пишется приставка
  • Приуменьшать значение открытия как пишется
  • Приумолкнуть как пишется правильно