Притвориться в жизнь как пишется и почему

Автор телеграм-канала экологиня елизавета юсуповская рассказала, почему три года вела блог анонимно, а сейчас решила стать публичным спикером. как меняется

Автор телеграм-канала «Экологиня» Елизавета Юсуповская рассказала, почему три года вела блог анонимно, а сейчас решила стать публичным спикером. Как меняется эко-повестка в медиа и как поддерживать интерес аудитории


— «Экологиня» с момента своего создания был анонимным телеграм-каналом, имя Елизаветы Юсуповской никогда не фигурировало. Сейчас фокус смещается в сторону публичности. С чем это связано?

— Я три года веду канал как анонимный автор, и у меня всегда была четкая позиция: не хочу становиться блогером и публичным лицом, чтобы контент в канале напрямую ассоциировался со мной. Сейчас я поняла, что проекту нужно дать рост и расширить тематику. В ближайшее время начну публиковать от имени Лизы, а не от анонимного собирательного — Экологини, рассказывать больше про свою жизнь, брать интервью у людей, которые меня интересуют, участвовать в мероприятиях, читать лекции.

— То есть в планах больше уйти в блогерство?

— Телеграм-канал — это тоже блог, не важно, кто за ним стоит. Там всегда было мое личное я, всегда высказывалось мое мнение. Но еще в первые годы, когда я начинала вести канал, многие мои коллеги по цеху, авторы других каналов, мне говорили, что экология — это такая тема, где очень важно лицо.

Чтобы вовлечь людей, зажечь их, принести какую-то гуманистическую идею, нужно показывать пример. И люди в первую очередь из симпатии к автору берут с него пример.

А я все-таки долгое время вела блог анонимно, несмотря на то, что там фигурировали моя позиция, личные местоимения и прочее, это больше был новостной паблик без моего личного присутствия. А сейчас я говорю: «Привет, я Лиза, я люблю экологию, но я не идеальный человек. Я иногда пью кофе из пластикового стаканчика, не могу читать книги в электронном формате, а значит ради моего удовольствия вырубаются деревья».

Фото:Hector Vivas / Getty Images

— Почему тогда решились на деанонимизацию?

— Раньше я этого боялась, потому была некая концепция, что человек, который стоит за темой, должен быть идеальным образцом для подражания. Потому что если у тебя есть аудитория, ты несешь перед ней ответственность. И помимо людей, которые с тобой согласны, есть еще люди, которые с тобой не согласны. И за каждый пластиковый стаканчик будут писать тебе ехидный комментарий. Мне не хотелось сталкиваться с негативной реакцией в свою сторону, потому что я видела, как многих эко-блогеров в инстаграме она морально дестабилизирует.

А сейчас я решила, что это может быть плюсом, потому что лично мне приятнее смотреть на живых людей, которые ошибаются, делают что-то не так, чего-то не знают. С них проще брать пример, они ближе мне как ролевые модели, потому что они живые.

Сейчас тема экологии в повестке. Это можно видеть по количеству магазинов, брендов, рекламных компаний. И у людей возникает усталость от постоянного экологического инфошума о том, что планете осталось недолго, мы утопаем в мусоре. Появляется тревожность и выгорание, потому что человек думает: я так стараюсь, сортирую мусор, а мне все равно отовсюду говорят, что мы умрем. Это классно, если человек взял многоразовый стаканчик и сортирует мусор, но это также нормально, если он в один день выбросит свою бутылку просто в общий бак или купит себе не экологичную толстовку, и она его порадует.

Экологичные привычки Лизы Юсуповской:

  • Я варю варенье. Мне нравится готовить еду, делать закрутки, засушивать инжир. У меня, как у бабушки в квартире, есть гирлянды с травами и фруктами и банки в холодильнике.
  • Я не люблю секонд-хенды. Эта привычка у меня не прижилась, поскольку в секонд-хенде сложно найти одежду по размеру, но есть большой соблазн купить, потому что это дешево. А потом ты это не носишь. Я сторонник того, чтобы влюбиться в какую-то вещь, купить ее и не искать потом альтернатив. Я за локальное потребление, поддерживаю российских дизайнеров, предпочитаю хендмейд или «Авито», если мне нужно что-то из масс маркета.
  • Люблю делать очищающие жидкости для дома, потому что сода и уксус — наши лучшие друзья.
  • Раздаю книги друзьям или отдаю в буккроссинг. Если я читаю книгу в путешествии, я оставляю ее там, подписываю, отмечаю страницы, которые мне полюбились, и отправляю ее в великое путешествие.
  • С одеждой у меня есть ритуал — отправление ее в мир «Авито». Раз в несколько месяцев я перебираю свой гардероб и смотрю, что я не ношу, на что положили глаз подруги и уже не жалко отдать им, что можно продать, а что — обрезать, перешить и начать заново наслаждаться этой вещью.
  • Так же с упаковкой. Можно отложить ее до Нового года и упаковывать в нее подарки. Забавно, когда отложил оберточную бумагу, подарил в ней что-то друзьям, а на следующий год в этой же обертке или пакете тебе возвращается обратно подарок. Даже упаковка может жить 5–7 циклов до того, как будет сдана на переработку.

— Как появилась идея вести эко-блог?

— Все просто, я — книжный редактор. Работать с текстом, писать, выражать мысль через текст для меня всегда было одним из самых интересных занятий. В какой-то момент появились первые эко-блогеры, и меня захватила эта тема на эстетике. Мне понравилось смотреть на макароны в баночках. Что можно не покупать пакетированный чай, а собирать какие-то листики летом и засушивать. Что можно носить с собой такой классный аксессуар как многоразовая чашка и гораздо более атмосферно пить кофе. А потом я постепенно перешла к идейности, когда узнала про Тихоокеанское мусорное пятно, вымирание китов и косаток от человеческого промысла.

Я подумала, что можно совместить два в одном: оттачивать свое писательское мастерство и нести идею в мир, что экология — это здорово и весело. Я начинала со своих друзей, ввязывалась в перепалки на тему того, как одна стеклянная или металлическая трубочка может повлиять на мировую экологию. Когда поняла, что людям это интересно, что они тоже заряжаются этой темой, поставила себе задачу — просто писать для себя, регулярно копаться в теме, находить что-то новое и освещать это событие. На канал начали подписываться люди. Мне стало интересно, я начала развивать это дело и взяла несколько рекламных публикаций в соседних блогах. И все настолько хорошо пошло, давало такое удовольствие, люди с таким воодушевлением это воспринимают, что меня затянуло очень надолго.

Меня всегда подстегивала мысль, что блог растет, там становится больше людей. Если кому-то уже стало скучно и он перегорел, то появляется новый человек, который впервые вообще слышит, что биоразлагаемый пластик на самом деле никак не разлагается, и приходит от этого в ужас. И я вспоминаю, как сама пришла в ужас, когда впервые это услышала.

Фото:Griffin Wooldridge / Unsplash

Когда мне интересно, я могу зарядить аудиторию. Посмотрите, там еще не все изведано. Есть не только zero waste и сортировка, а еще киты, пираты и Джастин Бибер с пластиковыми стаканчиками.

— В чем заключается мастерство ведения эко-блога, как находить новые темы?

— Информацию я стараюсь брать отовсюду. Читаю про экологию все, что мне встречается в интернете, на улицах, в сплетнях друзей. Стараюсь это верифицировать. Если мне интересно — я об этом напишу. Смотрю российские и зарубежные СМИ. Я правда считаю, что надо иногда освещать меры господдержки, потому что существует миф, что Германия, Швеция — очень экологичные страны, у них уже все налажено, государство для них все сделало, и поэтому они живут припеваючи и сортируют. А у нас ничего такого не происходит, мы бедные и будем ждать когда до нас это доберется. А ждать ничего не нужно, потому что уже многое делается.Я — не эколог, я — интересующийся человек, и глубоко лезть в научную тему не могу. Я доверяю это дело профессионалам и выкорчевываю из того, что они пишут, самое интересное. Смотрю, может эта тема еще кем-то освещалась, а может есть альтернативное мнение или уже вышло опровержение.

Иногда в Instagram что-то попадается. Мне очень нравится находить мемы с модернизированными демотиваторами. «А вы знали, что китайцы вырубают наш лес?». Я начинаю проверять, потому в таких мемах по большей части либо неправдивая информация, либо она как-то однобоко подана. Там есть к чему прицепиться. И иногда занимаюсь разоблачением таких картинок. Да, китайцы вырубают наш лес, но это только одна сторона ситуации, русские тоже прекрасно вырубают лес.

Фото:Angela Benito

— Значит, фактчекинг и юмор очень важны для блога. Какие еще приемы можно использовать, чтобы вызвать интерес широкой аудитории?

— Новости о животных — вот это всегда хорошо. Теории заговоров. И если получится сделать какое-то разоблачение, то это вообще просто потрясающе. Такое всегда интересно тем, кто с экологией даже особо не соприкасается.

Сейчас главное не сосредотачиваться на том, что экология — это только реформы, сортировка, вторичное потребление и грязный воздух. Если брать самое широкое понятие экологии в принципе — симбиоз природы и человека — то можно найти гораздо больше интересных тем.

От одной сортировки очень быстро устаешь. Все об этом пишут, очень много инструкций, очень много повторяющейся информации. И тут хочется иногда что-то уникальное находить, а потом уже привязывать это к экологии с той точки зрения, что вот он мир, в котором мы живем, посмотрите какой он классный. И если вы хотите ему чем-то помочь, то вот вам корзинка для сортировки.

Мы же не только ради чистого воздуха, чистой воды и отсутствия мусора живем. Вот эти вещи у большей части населения эмоций не вызывают. Исследования показывают, что проблемы воздуха и вырубки лесов больше волнуют жителей Сибири, потому что там много промышленных предприятий, и там люди видят из окна, как этот лес вырубается. Для них это страшно, и они понимают суть этой проблемы.

А жителю Москвы кажется, что в принципе чисто и воздух нормальный, в какой-то момент становится непонятно, а что с экологией не так.

А если рассказать про историю с косатками или про экологическую катастрофу на Камчатке, то ты видишь, сколько в мире всего прекрасного, ты можешь получить к этому доступ, а у тебя могут это отнять. И тогда сортировка приобретает какой-то смысл. Мне нравится формулировка «сохранить планету», потому что она даже самому маленькому действию придает глобальный смысл. И мы все становимся такими немножко героями. Потому что классно, когда мы делаем маленькое дело во имя большой цели. И большую цель нужно людям регулярно показывать.

Гринвошинг и спекуляция на экологических темах присутствует и у эко-блогеров. Можно ли с этим как-то бороться?

— Гринвошинг — очень сложная тема. Потому сейчас гринвошингом можно назвать практически все, но в экологии нет черного и белого. Например, электромобили. В какой-то момент все начали говорить, что это — идеальная альтернатива обычному автомобилю. Да, электромобиль лучше для экологии, потому что не загрязняет ту улицу, по которой едет. Но он будет загрязнять природу в том месте, где стоит электростанция, производящая для него батареи. И он будет еще больше загрязнять окружающую среду, когда умрет и его надо будет как-то утилизировать, потому что это практически невозможно сделать. Получается, что человек, который топит за электромобили, в какой-то мере занимается гринвошингом. Можно ли его в этом обвинить? И да, и нет, смотря какая у него цель.

А каждый раз к любой информации делать сноску бессмысленно, потому что цель — призвать к действию. Если ты сразу будешь его обесценивать, то и побуждение к этому действию будет слабее.

В экологии очень много переворачивания фактов и всяких нагнетающих фраз: «планета умирает», «экологическая катастрофа», «климатический кризис». Это все полуправда. Но это делается для того, чтобы как-то обозначить цель и критичность проблемы.

К гринвошингу я отношусь плохо, когда там нет вот этой полуправды. Но я прекрасно понимаю, как работает маркетинг и экологическая пропаганда, где-то это действительно нужно. Не убедить человека, не сгустив краски. Все периодически пользуются этим приемом. Но тут надо самому человеку некий скепсис воспитывать в себе и экологическую образованность, чтобы разобраться в полутонах сгущения красок.

— Есть ли в блоге «Экологиня» внутренняя цензура?

— Внутренней цензуры у меня нет. Я не так много пишу про секс. Я понимаю, что разная аудитория подписана на канал, и кого-то можно этой темой отпугнуть. Если я пишу о жестоком отношении к животным или об охоте, я предупреждаю от этом, либо стараюсь подобрать более нейтральные изображения. Я стараюсь не уходить в радикальную историю. Я считаю, что это продуктивно, но для меньшего количества людей. А мне бы хотелось показать, что экология доступна всем. Я не высказываюсь по поводу религии и политики в общем, если там не экологической составляющей. Я могу про это поговорить в жизни. А в эко-блоге хочу говорить про экологию.

— Со временем в любом, даже самом интересном проекте может случиться выгорание. Что придает сил не останавливаться и развивать блог?

— Были моменты, когда было тяжело. Я даже просила аудиторию написать пару приятных слов, что им это важно и интересно. Это такой лайфхак, чтобы зарядиться и понять, что ты все правильно делаешь.

«Глобальное потепление — это выгорание миллениалов». Это моя любимая шутка про выгорание.

Мне очень нравится, когда читатели скидывают фотографии: посмотрите, я убрал двор, или почистил пляж, или цветочки посадил рядом с домом. Телеграм-канал — не очень двусторонняя площадка, скорее односторонняя. Поэтому когда человек добирается до того, чтобы мне написать, это вдвойне приятно. Очень классно, знакомясь с человеком, узнать, что он подписан на «Экологиню». Бывало так, что на работе я прохожу мимо стола, а человек канал листает. Это дополнительный стимул, чтобы заниматься моим делом.

Сколько времени занимает этот проект?

— Где-то час в день, разрозненно по дню — 15 минут тут, 10 минут там. Я уже привыкла, это моя ежедневная рутина.

Получается зарабатывать на канале?

— Сейчас я начала немного зарабатывать. Это не такие большие деньги. Но это всегда приятно, когда ко мне обращаются бренды, которыми я пользуюсь сама, им доверяю и обращаюсь к ним без какого-либо запроса. Деньги в какой-то мере являются физическим доказательством того, что у тебя все получается, это тоже мотивация.

Переход к публичности означает, что проекту нужно будет уделять больше времени?

— Я хочу участвовать в мероприятиях и делать проекты с брендами, с компаниями, с блогерами. Мне интересно читать лекции. Сейчас меня позвали прочитать лекцию для школьников про экологические катастрофы. Это, естественно, будет занимать больше времени, но это придает динамики и вырывает из рутины. Когда ты можешь не только тексты писать, а еще где-то очно присутствовать, репортаж сделать, интервью взять. Это саморазвитие и выход за рамки комфорта, потому что к публичности я не привыкла, но надо расти.

Если еще вчера маркетологи вполне обходились без навыков видеографа, то сейчас им приходится работать даже с AR. Как маркетолог, дизайнер, пиарщик и сммщик трансформируются в единую профессию

Об авторе: Анна Маикова, руководитель продуктового маркетинга в Picsart, стипендиат программы Фулбрайта в Университете Миссури (Колумбия, США)

Конвергенция профессий в США

Исторически различные типы СМИ — газеты, радио, ТВ, а также кинематограф отличались друг от друга форматами и существовали в разных индустриях. Развитие интернета привело к слиянию ранее отдельных типов медиа. Это явление на Западе назвали convergence. Конвергенцией в том числе называют бизнес-стратегию, в которой коммуникационные компании приводят владение несколькими СМИ под централизованное руководство.

Благодаря слиянию разных типов СМИ медиаконтент производится быстрее: диджитал-фотографию теперь можно распространить за секунды через мобильные приложения и соцсети, тогда как раньше нужно было сначала проявить пленку, напечатать с нее фотографию и растиражировать ее через газеты или журналы. Слияние медиа также привело к их демократизации — разрушился барьер к производству и распространению контента: теперь каждый человек с доступом в интернет может стать популярным автором в сети.

Фото:Shutterstock

В США студентов факультетов журналистики и медиа учат convergence — схождению нескольких профессий в одну. В обучении нет четкого фокуса на конкретной специальности, например, только на написании текстов или монтаже видео. Выпускник должен обладать знаниями и квалификацией во всех циклах производства: придумывать темы, писать тексты, снимать репортажи на мобильную камеру, делать быстрый монтаж выпуска, готовить анонсы в социальных сетях с текстами постов и субтитрами для видео. Студентов также учат создавать сайты, адаптированные для десктопа и мобильных устройств, готовить картинки и короткие видео для этих сайтов и заполнять профили в соцсетях.

Медиа все больше переходит в онлайн для бизнеса, новостей и развлечений. Pew Research Center сообщает, что уже 86% американцев получают новости только из интернета. С ростом аудитории в сети увеличивается количество онлайн-платформ, а у бизнеса обостряется необходимость онлайн-присутствия и активной коммуникации с текущими и потенциальными клиентами.

Трансформация профессий

Вслед за опытом США маркетологи в России также не могут обходится без инструментов смежных профессий. Подобная тенденция наблюдается и в других digital-профессиях. Веб-дизайнер трансформировался в UI/UX-проектировщика, анализирующего поведение пользователя, а до копирайтеров компании обращались к филологам. Так и в маркетинге, где почти каждая профессия сегодня — совмещение нескольких ранее существовавших.

  • Менеджер по рекламе/таргетолог — смежная профессия дата-аналитика, умеющего рассчитать и проанализировать рекламный бюджет, и интернет-маркетолога, знающего программы Google.Analytics, Facebook Ads Manager и т.д.
  • SMM-специалист — микс дизайнера и копирайтера: компании предпочитают нанимать тех, кто может самостоятельно создавать посты в программах Adobe, Figma и мобильных приложениях.
  • Коммьюнити-менеджер — специалист поддержки: может быть пикчером, если контент паблика строится на мемах.
  • Специалист по контентному маркетингу — умеет писать на уровне копирайтера.
  • Менеджер по инфлюенс-маркетингу — это бренд-менеджер и специалист по продажам — должен уметь предложить компании инфлюенсеров, релевантных бренду, и продать места на размещение в календаре блогера.
  • Маркетинговый исследователь — социолог для качественных и аналитик для количественных исследований.
  • Продуктовый маркетолог — интернет-маркетолог, который разбирается в каналах роста, таких как диджитал-реклама и соцсети, и продуктовый менеджер, который расскажет про ценности продукта и решение нужд пользователя.

Если изучить требования работодателей, то выяснится, что фундаментального анализа рынка, настройки контекстной рекламы и разработки акций уже не хватает.

Сегодня у маркетолога должно быть развито аналитическое и творческое мышление, поэтому нужно развивать технические хард-скиллы.

Уже сейчас специалистам необходимы знания по аналитике данных, понимание юнит-экономики и воронки продаж, а для продуктовых маркетологов еще и погружение в теорию продакт-менеджмента.

Фото:Илья Питалев / РИА Новости

Чему учиться маркетологу сегодня

Мобильный маркетинг и создание мобильного видеоконтента

По данным Trade Desk, 74% американцев до 34 лет либо уже отключили кабельное ТВ, либо планируют это сделать, а часть респондентов никогда им и не пользовались. Они предпочитают подписываться на стриминговые сервисы, такие как Netflix и Hulu, а рекламодатели подстраиваются под запросы молодой аудитории.

Будущее видео-контента — в адаптации в первую очередь к мобильным устройствам (mobile first). Маркетологи должны учиться создавать стратегии mobile-first: это значит, что потребители сначала ищут информацию о продукте на мобильных устройствах. Маркетологам важно готовить контент, который хорошо ранжируется в поисковиках и соцсетях и просматривается на мобильных устройствах.

По подсчету Mediascope, в России более 60% населения ежедневно смотрят ТВ. Почти столько же — 61% — пользуются мобильным интернетом, утверждает исследование GfK. В стране стремительно растет сегмент mobile only — те, кто выходит в интернет только с мобильного. Сейчас в этот сегмент входят 35% пользователей в России.

Притвориться в жизнь как пишется и почему

Анализ данных в продуктовом маркетинге и пиаре

Задача маркетолога больше не нацелена исключительно на «продажу» продукта. Подхватив PR-компетенции, грамотный специалист не только заметит растущую прибыль, но и будет работать над инфополем. Уже мало только добиваться интеграции с инфлюенсером или выхода статьи-подборки в популярном медиа.

При выходе рекламных кампаний маркетолог должен считать не только охваты, количество статей и упоминаний компании в СМИ, но и то, как меняется отношение потребителей к бренду в течение медиакампании. Современные специалисты должны учиться пользоваться инструментами аналитики, такими как Brand Analytics или YouScan, которые не только считают количество постов и комментариев, но и учитывают эмоциональный тон сообщений потребителей в социальных сетях и других источниках.

Что касается развития продуктов, особенно в ИТ-сфере, то маркетолог должен знать продуктовую воронку метрик: не только традиционные рекламные метрики, такие как стоимость привлечения пользователя (CAC) и эффективность рекламы (ROAS), но и продуктовые: активность пользователей (MAU, DAU), удержание в продукте (retention), пожизненная ценность клиента (LTV). Маркетологу важно понимать, на какую продуктовую метрику влияет та или иная маркетинговая деятельность: например, планируемая реклама настроена на узнаваемость бренда и поэтому ее эффективность будет измеряться в количестве упоминаний в соцсетях и новых скачиваниях продукта. Или больше на монетизацию — и тогда успех будет измеряться в количестве проданных подписок, выручке от новых пользователей и проценту их удержания в продукте.

Применение новых технологий AR и VR в контент-маркетинге

Технологии дополненной и виртуальной реальности помогают пользователям погрузиться в продукт до его покупки. Эти технологии помогают свести печатную и мобильную версию и использовать данные в реальном времени, чтобы персонализировать опыт для пользователей. Уже сейчас есть спрос на создателей AR-фильтров в Instagram, а в будущем такие специалисты будут особенно востребованы в ретейле, развлечениях и рекламе.

Фото:Pexels

Приватность и защита данных в рекламе

Тут речь идет о применении законов GDPR и 152-ФЗ о персональных данных для сбора информации о клиенте для текущих и будущих маркетинговых активностей. Важно понять, как настроить маркетинговые воронки без сбора cookies, так как медиагиганты, в частности Google и Apple, от них отказываются в ближайшие годы в пользу трендов приватности.

С точки зрения софт-скиллов, помимо коммуникабельности и многозадачности важно иметь насмотренность, которая поможет выгодно отличаться от конкурентов и развивать визуальный стиль компании.

«Чистокровных» маркетологов, настраивающих таргет и стратегию продвижения, уже не существует. Не удивляйтесь, если в вакансиях увидите требования «умение монтировать презентационные ролики» или «знания AR-фильтров». Тезис «я изучал маркетинг — это не мои обязанности» оставит вас за бортом современного рынка труда.

Если взглянуть со стороны, жизнь Уди Маргалита складывалась как нельзя лучше. Хотя он и был ранен во время службы в армии в семидесятых годах, и в период лечения у него развилась зависимость от обезболивающих препаратов, Уди, тем не менее, справился с болезнью и пошел на поправку. Позже он изучил аудиторское дело, открыл свою собственную контору, которая преуспевала, и вырастил четверых детей. Пять лет назад, когда ему было уже за шестьдесят, все внезапно изменилось.

«Так получилось, что я попал в ДТП, не то чтобы катастрофическое, но в результате у меня начались тяжелые проблемы со спиной – сместились позвоночные диски и передавило нервы. Я стал тем, кого называют пациентом с хронической болью», – так говорил два года назад Маргалит, свидетельствуя перед специальной комиссией: она была создана министерством здравоохранения в целях борьбы со злоупотреблением опиоидными обезболивающими – препаратами, которые пользуются колоссальным спросом в Соединенных Штатах, при том что ежегодно от их применения умирают десятки тысяч человек, а с 1999 по 2019 год скончалось полмиллиона.

«Я пожаловался всего лишь раз, что меня мучают боли, – сказал Маргалит комиссии. – До такой степени, что я не могу нормально жить ни днем, ни ночью. В ответ меня завалили обезболивающими, ничего не объяснив, ничего не выяснив, ничего не спросив, не слушая меня и не обращая внимания на то, что у меня в течение шести лет, в семидесятых годах, была лекарственная зависимость. Они (врачи) слушали, но не слышали. Мне с легкостью прописывали оксиконтин и другие обезболивающие, а с оксиконтина я перешел на фентаниловые пластыри (накожный пластырь, который выделяет болеутоляющее в течение некоторого времени – прим. «Детали»), и ни один человек так толком мне и не сказал, для чего это все и какие результаты могут быть».

Врачи, к которым обращался Маргалит, время от времени меняли лекарства и увеличивали дозы, но он все еще не осознавал, что вновь впал в зависимость: «Это настоящее порабощение, потому что боли остались. А если боли остаются, значит, надо увеличить дозу, и врачи спокойно идут на это. Я постоянно нахожусь под воздействием наркотиков, не различая день и ночь. Я теряю когнитивные способности, теряю вкусовые ощущения, у меня постоянно пересыхает во рту, и мне все время нужно сладкое. Девять шариков сахарозы, чтобы подсластить один стакан чая. И при этом – непонимание того, что у меня проблема».

Однако осознание этой проблемы пришло позже, во время поездки вместе с семьей: «Мы с женой путешествовали с внучками по Италии, и я забыл лекарства дома, впервые в жизни. Пришло время смены пластыря, и в результате через два дня я очутился в больнице в Гарда в состоянии ломки. Вот тогда я и понял, что я – наркоман».

По словам Маргалита, когда он вернулся в Израиль, ему прописали метадон, и так получилось, что ближайшая к нему аптека, где был метадон, находилась в Тверии.

«Я приехал в Тверию, – вспоминает он, – и у меня было такое ощущение, что я попал в вертеп. Со мной в очереди стояли уличные наркоманы со следами героиновых инъекций в венах, пришедшие сюда, чтобы получить заместительную дозу. Я стоял вместе с ними в одной очереди. Почему? Что случилось? Что я сделал не так? Боже, весь мой грех состоял в том, что какой-то глупец-водитель вдруг решил дать задний ход и ударил мою машину, где я находился».

Маргалит сегодня невероятно зол. Но не на хирургов, которые оперировали ему спину, а на врачей, которые, как он думает, не задумывались об огромном риске для него от болеутоляющих: «Вы читаете надписи на препаратах, и они кажутся совершенно невинными. «В ряде случаев может развиться некоторая зависимость». А что врачи? Они говорят: «Послушайте, через год подумаем о том, чтобы перейти к чему-то другому»… Так может быть, все-таки для начала стоило осознать, что есть проблема?! Врачи, чуть ли не бессознательно, прописывают препараты, содержащие наркотики. Я не пришел бы жаловаться на врачебные ошибки, если бы хирург, скажем, был бы менее внимателен. Проблема не в этом. Проблема в недостаточности информации, в том, что людей вводят в заблуждение. У меня забрали возможность управлять своей жизнью, и теперь я сражаюсь за свою жизнь, чтобы вернуть ее в привычное русло».

Целевая группа, занимающаяся вопросом чрезмерного употребления опиоидных рецептурных препаратов – комиссия, созданная около трех лет назад тогдашним генеральным директором минздрава Моше Бар Симан Товом с целью регулировать применение этих обезболивающих – собиралась всего восемь раз за более чем два года, она провела свое первое заседание в марте 2019 года, последнее – в мае нынешнего. Однако своих выводов она еще не представила, а то, что происходило на заседаниях, до сих пор было скрыто от общественности.

В распоряжении редакции впервые оказались свидетельства и документы, которыми оперировала целевая группа и которые столь тщательно оберегали от постороннего взгляда. К сожалению, вырисовывается картина, способная вызвать беспокойство у каждого израильтянина, поскольку, как и Маргалит, пострадавший в результате ДТП, никто не застрахован от вероятности получения обезболивающего. Если же говорить о последствиях, то достаточно посмотреть, что происходит в США, где врачи раздавали опиумные препараты направо и налево, и миллионы американцев обнаружили у себя лекарственную зависимость – и для многих это обстоятельство оказалось роковым.

«Одна из величайших ошибок современной медицины»

Чтобы понять, о чем идет речь, достаточно прибегнуть к примеру Л., у которой в 2014 году диагностировали рак, а также сослаться на ее свидетельские показания на заседании комиссии.

«Я стала делать химиотерапию, при этом дико мучалась от боли, насколько, что мне приходилось отправляться в больницу, потому что дома я с болью справиться не могла. Сеансы химиотерапии продолжались, и в течение двух недель, как инвалид, я лежала, прикованная к больничной койке. И в какой-то момент лечащий врач сказал мне: «Знаешь, мы отправим тебя домой, в хоспис». И меня отправили домой, прописав обезболивающее».

Л. отыскала компанию, которая проводит генетические тесты на рак, и благодаря этому для нее нашли подходящее лечение, улучшившее ее состояние. Но при этом возникла лекарственная зависимость от обезболивающих; рассказывая об этом комиссии, Л. плакала, объясняя, что вся жизнь ее пошла кувырком, причиняя немыслимые страдания, а новые таблетки вызывают очередное привыкание, и невозможно разорвать этот замкнутый круг.

Эпидемия опиоидов, которая впервые была зафиксирована в середине девяностых годов, потрясла Соединенные Штаты задолго до того, как это сделал коронавирус.

До той поры обезболивающие из этой группы, которые также содержат морфин и героин, использовались для лечения острой боли в экстренных случаях или прописывались неизлечимо больным раком.

Однако правила игры изменила разработка компании Fredo Pharma, получившая название Oxycontin (оксиконтин) – опиоидное обезболивающее с отсроченным действием, которое можно принимать только два раза в день.

Компания Fredo Pharma, принадлежащая семье Саклер, «продавливала» препарат, прибегая к агрессивному маркетингу, а также финансировала исследования, минимизирующие риск зависимости, оплачивала проведение всевозможных медицинских конференций и деятельность некоммерческих организаций, которые заявляли, что их цель – помочь людям, страдающим хронической болью, использовала лекторов, пропагандирующих препарат, а также поощряла врачей, прописывающих оксиконтин.

Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) одобрило маркетинг препарата, в рамках которого в специальной брошюре для потребителей указывался низкий уровень риска, вызывающего зависимость. Другими словами, FDA дало «добро» на распространение рекламных материалов с вводящей в заблуждение информацией.

Результаты не заставили себя долго ждать и оказались катастрофическими: все больше и больше компаний стали производить аналогичные лекарства, а врачи в изобилии прописывали их всем, кто в них нуждался. Америку впоследствии буквально шокировало известие, что в 2015–2017 годах, впервые со времен Первой мировой войны, средняя продолжительность жизни в США упала – показатель, который увязывают с эпидемией опиоидных наркотических средств. И попутно с этим обнаружившимся феноменом были поданы тысячи судебных исков против компаний, которые производили и продавали опиоиды.

В прошлом году в рамках судебной сделки Fredo Pharma была признана виновной по нескольким пунктам, связанным также с маркетингом наркосодержащих препаратов, и оштрафована на сумму около 8 миллиардов долларов. Кроме того, ведутся переговоры о выплате компенсаций с компанией, которая проходит процедуру банкротства, и большинством американских штатов. В сентябре было подписано соглашение на сумму в 26 миллиардов долларов между четырьмя другими компаниями, которые начали производство аналогичных лекарств, включая гигант Johnson & Johnson.

Американцы признали, что речь идет об эпидемии, и всеми силами пытаются с ней бороться. Экс-глава FDA заявил, что это была «одна из величайших ошибок современной медицины», а бывший президент Дональд Трамп объявил в 2017 году чрезвычайное положение в стране из-за опиоидного кризиса.

Как следует из доказательств, представленных на рассмотрение комиссии, созданной израильским минздравом, распространение опиоидов не ограничилось Соединенными Штатами, и, к сожалению, в Израиле также наблюдается значительный рост их потребления в течение многих лет.

«И в министерстве здравоохранения, и среди населения давно уже говорят о красной черте, – отмечает председатель профсоюза фармацевтов Израиля Давид Папу. – Это не просто проблема, это настоящая катастрофа, и потому необходимо принять срочные и решительные меры».

Как утверждает исследователь опиоидов Орен Мирон, «проведенное нами исследование указывает, что большое количество пациентов, которым прописывали опиоиды – отнюдь не те, кто принимал слабенький, легкий опиоид в течение одного дня. Мы видим, что одна из причин роста потребления – фентанил, который в пятьдесят раз сильнее героина. И это отнюдь не то, что необходимо принимать в течение двух дней после операции, чтобы восстановиться. Это препарат, как правило, назначаемый на длительный срок, и его когда-то прописывали в исключительных случаях онкологическим и неизлечимо больным пациентам, а сегодня данное ограничение снято. Я недавно беседовал с солдатом, который во время службы сломал руку, ему прописали сильнодействующие опиоиды; принимая их, он стал лекарственно-зависимым и чуть не умер. Вот что более всего беспокоит».

По мнению Мирона, «речь идет отнюдь не о людях, стремящихся уйти от реальности и потому подсевших на наркотики, а об обычных людях, полагающихся на своего врача. А тот ничтоже сумняшеся прописывает им тридцать таблеток оксикодона. Разумеется, они верят врачу, пьют таблетки и становятся наркозависимыми. Это – трагедия для тех, кто считал, что обезболивающие безопасны, но угодил в глубокую яму. Потому очень важно, с одной стороны, остановить раздачу препаратов, а с другой стороны, обеспечить реабилитацию тем, кто впал в наркозависимость. Нельзя просто так, по одному щелчку, отказаться от выписывания рецептов, потому что тогда наркозависимый перейдет на героин. Мы обязаны предложить альтернативу».

«Если бы после процедуры было открыто окно, я бы из него выпрыгнул»

62-летний Йоси (имя вымышленное), у которого в 2012 году диагностировали лимфому, также выступал перед комиссией.

«Через полгода лечения началась мучительная боль из-за повреждения химиотерапией периферической нервной системы, – свидетельствовал он. – Боль была невыносимой, а еще и мучила лихорадка, высокая температура, такое ощущение, что в тело впились сотни насекомых. Вначале мне прописали два лекарства, а когда и они не подействовали, то решили перевести меня на пластыри».

Йоси вспоминает, что использование пластырей учащалось: «Это казалось каким-то ненормальным. Люди, подсевшие на фентаниловые пластыри, все время на взводе, напряжены, нуждаются в тишине и покое, они лишь хотят, чтобы им дали поспать. «Оставьте меня в покое, не разговаривайте со мной, не надо здесь ничего трогать». Ты как наркоман. Ты не в состоянии функционировать. Я часто падал, терял равновесие. Представляю, каким запасом терпения должна была обладать моя семья, чтобы все это выдержать и не сорваться».

Йоси, чтобы как-то остановить свои мучения, согласился пройти серию тестов в медицинском центре Шиба, где, по его словам, один из врачей сказал ему: «Послушай, дорогой, ты стал наркоманом, и у тебя есть два варианта. Либо через год я должен буду пересадить тебе печень, либо через год ты, скорее всего, умрешь, потому что увеличение доз опасно».

После того, как Йоси проверил несколько реабилитационных центров, он узнал о лечении, которое проводится в США – под общим наркозом.

«Я – религиозный человек. Но если бы после процедуры, которую мне довелось пройти, в комнате было бы открыто окно, я бы выпрыгнул из него, – признается он. – Лечение настолько сложно, что в течение четырех часов ты находишься под наркозом в состоянии бешеной ломки. После пробуждения ты чувствуешь себя словно заново родившимся, это реабилитация всего. Да, было очень и очень непросто, но на сегодняшний день я доволен тем, что решился на такую процедуру, она вернула меня к жизни».

В ответ на просьбу редакции прокомментировать ситуацию из министерства здравоохранения сообщили: «В последние годы министерство пыталось продвигать поправку к закону, которая позволила бы создать специализированную компьютерную систему по данному вопросу, однако это намерение столкнулось с серьезными трудностями, связанными с защитой частной жизни. Более тщательный контроль со стороны врачей, выписывающих рецепты, должен стать поводом для разумного использования таких лекарств и уменьшения злоупотребления.

Комиссия минздрава изучает различные рекомендации, касающиеся улучшения осведомленности о назначении опиоидов и медицинском наблюдении за пациентом.

Деятельность комиссии ввиду сложности рассматриваемого вопроса продолжается, но не столь интенсивно, в основном, из-за пандемии коронавируса, потребовавшей для борьбы с ней использования большей части ресурсов.

Актуальные данные о потреблении, промежуточные выводы и возможные рекомендации, сделанные в рамках работы комиссии, были представлены предыдущему генеральному директору и вскоре, после окончательной доработки, будут представлены на рассмотрение ныне действующему генеральному директору минздрава».

Даниэль Долев и «Шомрим», TheMarker  М.К. Фото: Pixabay˜

толковый словарь

толковый словарь ушакова

1.

ПРИТВОРИ́ТЬСЯ1, притворюсь, притворишься, совер. (к притворяться1). Не вполне, неплотно затвориться, закрыться. Дверь от ветра притворилась.

2.

ПРИТВОРИ́ТЬСЯ2, притворюсь, притворишься, совер. (к притворяться2), кем и без доп. Представиться, намеренно принять на себя вид, не соответствующий действительности с целью ввести в заблуждение, обмануть. Притвориться разгневанным. Притвориться больным. «Я притворился, будто сплю.» Л.Толстой.

толковый словарь ожегова

ПРИТВОРИ́ТЬСЯ (-орюсь, -оришься, 1-ое лицо и 2-е лицо не употр.), -орится; совер. Затвориться, обычно неплотно или тихо. Дверь притворилась.

| несовер. притворяться (-яюсь, -яешься, 1-ое лицо и 2-е лицо не употр.), -яется.

II. ПРИТВОРИ́ТЬСЯ, -рюсь, -ришься; совер. Принять какой-н. вид с целью ввести в заблуждение, повести себя неискренне. П. больным. П. равнодушным.

| несовер. притворяться, -яюсь, -яешься.

энциклопедический словарь

ПРИТВОРИТЬСЯ

1. ПРИТВОРИ́ТЬСЯ, -твори́тся; св. только 3 л. Закрыться, затвориться (обычно неплотно или тихо, осторожно). Дверь притворилась.

Притворя́ться, -я́юсь, -я́ешься; нсв.

2. ПРИТВОРИ́ТЬСЯ, -рю́сь, -ри́шься; св. Принять какой-л. вид с целью ввести в заблуждение, повести себя неискренне. П. больным. П. наивным. Притворился, что спит. Притворился, будто не слышит. Искусно п.

Притворя́ться, -я́юсь, -я́ешься; нсв.

академический словарь

1)

-тво́рится; сов.

(несов. притворяться1).

Закрыться, затвориться (обычно неплотно или тихо, осторожно).

Дверь притворилась.

2)

-рю́сь, -ри́шься; сов.

(несов. притворяться2).

Представиться каким-л., кем-л., принять на себя какой-л. вид с целью ввести в обман, в заблуждение.

— Так, видно, она замужем? — сказал я. Старик притворился, будто бы не слыхал моего вопроса. Пушкин, Станционный смотритель.

Я крепко зажмурила глаза и притворилась спящей. Каверин, Открытая книга.

орфографический словарь

притвори́ться, -о́рится (прикрыться)

словарь ударений

I C/A гл см. Приложение II

(прикрыться)

притворю́(сь)

притво́ришь(ся)

притво́рят(ся)

притво́ренный и́ притворённый A/A и A/B пр; 246 вар, 255 см. Приложение II

притво́рен и́ притворён

притво́рена и́ притворена́

притво́рено и́ притворено́

притво́рены и́ притворены́

См. также затвориться, отвориться, приотвориться, раствориться I.

Ср. притвориться II, раствориться II.

II B/A гл см. Приложение II

(принять на себя какой-н. вид с целью ввести в заблуждение)

притворю́сь

притвори́шься

притворя́тся

См. также раствориться II.

Ср. затвориться, отвориться, приотвориться, притворить, притвориться I, раствориться I.

трудности произношения и ударения

притвори́ться. В знач. «неплотно закрыться» — 1-е и 2-е л. не употр., притвори́тся и притво́рится. Новая рама неплотно притвори́тся (притво́рится). В знач. «принять вид, не соответствующий действительности; обмануть» — притворю́сь, притвори́тся (неправильно притво́рится). Она притвори́тся наивной девочкой.

формы слов

1. притвори́ться, притворю́сь, притво́римся, притво́ришься, притво́ритесь, притво́рится, притво́рятся, притворя́сь, притвори́лся, притвори́лась, притвори́лось, притвори́лись, притвори́сь, притвори́тесь, притвори́вшийся, притвори́вшаяся, притвори́вшееся, притвори́вшиеся, притвори́вшегося, притвори́вшейся, притвори́вшегося, притвори́вшихся, притвори́вшемуся, притвори́вшейся, притвори́вшемуся, притвори́вшимся, притвори́вшийся, притвори́вшуюся, притвори́вшееся, притвори́вшиеся, притвори́вшегося, притвори́вшуюся, притвори́вшееся, притвори́вшихся, притвори́вшимся, притвори́вшейся, притвори́вшеюся, притвори́вшимся, притвори́вшимися, притвори́вшемся, притвори́вшейся, притвори́вшемся, притвори́вшихся

2. притвори́ться, притворю́сь, притвори́мся, притвори́шься, притвори́тесь, притвори́тся, притворя́тся, притворя́сь, притвори́лся, притвори́лась, притвори́лось, притвори́лись, притвори́сь, притвори́тесь, притвори́вшийся, притвори́вшаяся, притвори́вшееся, притвори́вшиеся, притвори́вшегося, притвори́вшейся, притвори́вшегося, притвори́вшихся, притвори́вшемуся, притвори́вшейся, притвори́вшемуся, притвори́вшимся, притвори́вшийся, притвори́вшуюся, притвори́вшееся, притвори́вшиеся, притвори́вшегося, притвори́вшуюся, притвори́вшееся, притвори́вшихся, притвори́вшимся, притвори́вшейся, притвори́вшеюся, притвори́вшимся, притвори́вшимися, притвори́вшемся, притвори́вшейся, притвори́вшемся, притвори́вшихся

синонимы

выдать себя за кого, изобразить (из себя) кого, разыграть (из себя) кого, сыграть роль кого, симулировать что, загримироваться под кого, замаскироваться, надеть (на себя) маску (или личину) кого; сыграть (или разыграть) комедию, представиться, прикинуться, перекраситься в кого, сделать вид (разг.); вырядиться в тогу кого (книжн.); взять на себя вид кого, показать вид (устар.)

створиться, симулировать, взять на себя вид, изобразить из себя, сыграть роль, разыграть, надеть на себя личину, сказаться, захлопнуться, прикинуться, закрыться, затвориться, прихлопнуться, надеть маску, слукавить, выдать себя, припереться, загримироваться, закосить, изобразить, загаситься, перекраситься, прикрыться, вырядиться в тогу, замаскироваться, сыграть комедию, прихериться, сделать вид, надеть личину, надеть на себя маску, показать вид, разыграть из себя, разыграть комедию, представиться

гл. сов.

1.

закрыться

затвориться

захлопнуться

прикрыться

2.

прикинуться

представиться

сделать вид

омонимы

притвориться I

не вполне, неплотно затвориться, закрыться

притвориться II

принять какой-либо вид с целью ввести в заблуждение, повести себя неискренне

грамматический словарь

притвори́ться св 4b (принять фальшивый вид) ◑II

притвори́ться св, 4b//4c, (неплотно закрыться) ◑II

полезные сервисы

  • Притворить решения в жизнь как пишется
  • Притворяться больным как пишется
  • Пристреленный хищник как пишется
  • Приступая к сочинению надо составить план работы ошибка
  • Присядешь как пишется правильно