Приступить к стенам крепости как пишется

Над стройной снежной крепостью с фортами, зубчатыми стенами и башнями развевается флаг звезда с четырьмя лучами. у открытых ворот

Над стройной снежной крепостью с фортами, зубчатыми стенами и башнями развевается флаг — звезда с четырьмя лучами. У открытых ворот выстроился крепостной гарнизон.

Из ворот выходит Тимур — комендант снежной крепости. Он оборачивается к Коле Колокольчикову и твёрдо говорит:

— С сегодняшнего числа часовые у крепости будут сменяться через час, днём и ночью.

— Но… если которых дома не пустят?

— Мы подберём таких, которых всегда пустят.

* * *

В штабе военной части у дверей стоит шофёр Коля Башмаков.

Капитан артиллерии Максимов кладёт телефонную трубку. Встаёт, одёргивает ремни. Шофёр чётко поворачивается. Но тут раздаётся телефонный звонок, и дежурный останавливает капитана:

— Товарищ капитан, вас просят. Капитан слушает, а потом говорит в трубку:

— Итак, вы опять отступили? Печально… Товарищ командир дивизии, вы генерал, я же только капитан. Но я осмелюсь напомнить, что неоднократно предупреждал: дисциплина в ваших войсках хромает на обе ноги…

Дежурный в недоумении смотрит на капитана. Тот продолжает:

— Ваши подразделения лезут по сугробам без лыж, надеясь сокрушить противника только гиком, криком и диким завыванием. Кроме того, вы штурмуете крепость без плана, без подготовки, кулаками, штыками и саблями, и, конечно, противник бьёт вас самой новейшей техникой. Генерал, я высоко ценю ваше личное мужество и вашу храбрость, но одного этого в современной войне для победы — увы! — никак не достаточно… Прошу извинить за прямоту… Через час я буду.

Капитан кладёт трубку.

* * *

Кладёт у себя дома телефонную трубку и сын капитана Максимова Саша. Он берёт сигнальный горн. Перед Сашей на покрытом узорной клеёнкой столе строй оловянных солдатиков.

Раздаётся резкий сигнал жестяной трубы. Саша трубит. Внезапно он закашлялся, схватился за грудь. Нянька торопливо передаёт ему платок.

В тёмное стекло окна глухо ударяет снежок. Нянька и Сашина сестра Женя разом оборачиваются. Саша, отбросив платок, кидается к окну. Ещё удар.

— Это что же такое? — негодует нянька. — Я пойду позову дворника… Отойди от окна, Саша!

Распахивается дверь, и показывается маленькая растрёпанная фигура запыхавшегося Вовки:

— О-го-го! Мы дрались, как львы, как тигры… Саша, ты слыхал, как мы «ура» кричали?

Нянька вскакивает:

— Вовка, ты с ума сошёл! Скинь пальто! Саша болен, и у него температура…

— Ты не лев и не тигр, ты просто ушастый кролик, — хладнокровно замечает Вовке Женя.

— Домашняя кошка! Я вчера был ранен дважды, а сегодня четырежды! Да знаешь ли ты, что мы подступили к самым стенам крепости?

— Мне не важно, как вы подступили, — гневно перебивает Вовку Саша, — мне важно, почему вы отступили!

— Кто? Мы отступили? — возмущается Вовка и тут же меняет тон: — Ну конечно, отступили… Мы пошли в атаку без лыж. Сугробы по пояс… А этот комендант ночью протянул под снегом проволоку.

— Проволоку?!

— Да, проволоку. А она цепляет за штаны и за валенки… Но берегись! Сегодня ночью мы с Юркой проберёмся к ним в крепость!

— Ты?… В крепость? — насмешливо говорит Женя. — Жил-был у бабушки серенький кролик…

— Я кролик? Я… орёл! Улетаю! — кричит Вовка и, взмахнув руками, убегает.

Снова ударяют в окно два снежка, и Женя говорит Саше:

— Пришёл чужой мальчик. Привёл отряд. Построил у нас под боком крепость… И вы не можете взять её две недели?

Из двери в соседнюю комнату выглядывают Нина, студентка, соседка:

— Саша, ты с отцом говорил по телефону?

— С папой. Он скоро придёт… Он тебе нужен, Нина?

— Он мне всегда нужен. А сейчас я хочу показать ему свою работу.

Нина входит в комнату, вносит картину и ставит её на стол, прислонив к стене. Саша кашляет. Нина говорит ему:

— Отойди от окна, слышишь?

Саша нехотя отходит. Нянька обижена:

— Я просила — он стоял, а как она сказала — пошёл… Я тебе кто, нянька? А она человек посторонний… соседка…

— Анна Егоровна, вы скажите это при Степане, — добродушно улыбается Нина.

— И скажу. Это для тебя он капитан, а я его вынянчила, и для меня он мальчик…

— И для меня мальчик, — перебивает Нина. — Особенно когда он так: губы вниз, брови вверх… Нянечка, на кого похож Степан Петрович?

— На мать, — смягчаясь, отвечает нянька. — Мать у него была из Рязани, спокойная, работящая… И отец ничего бы, да суров по старинке…

— Раз на мать — примета счастливая. Я, нянечка, тоже работящая… Рязанская, деревенская, песни знаю, плясать умею…

— Ну, пошла-поехала! Ты на своё поворотишь… У каждого командира должна быть жена, у детей командира — мать. Я три года Степану говорила, что ему нужно жениться. Так нет! И кого ждала? — Она смотрит Нине в глаза и говорит с иронией: — Уж не тебя ли?

Нина предостерегающе косит глазами в сторону детей.

— Ты мне не мигай, я твои мысли вижу. А они, — нянька кивает на детей, — в этом деле ещё ничего не понимают.

Женя говорит, не отрываясь от тетрадки:

— Мы, нянечка, всё понимаем. Правда, Саша?

— Мне твои слова неинтересны. Я командир дивизии, — холодно отвечает Саша.

Входит капитан Максимов. Он идёт прямо к сыну и, положив руку на его лоб, спрашивает:

— Доктор уже был?

— Сейчас будет, — отвечает нянька.

Максимов чем-то взволнован. Он подошёл к Нине и тихо сказал ей: — Нина…

Но, заметив пристальный взгляд няньки, запнулся и посмотрел на картину. На картине нарисованы люди разных возрастов и национальностей. С плодами и цветами в руках они выходят по тропкам на широкую дорогу, которая ведёт к освещенным солнцем горным вершинам.

— Это называется «Дорога к коммунизму»? — спрашивает Максимов.

Нина молча кивает головой и настороженно слушает, что скажет он дальше.

Максимов показывает на картину:

— Этот трактор туда идёт тоже? Он не дойдёт: мал бензиновый бак и велики ведущие шестерёнки.

Нина вспыхивает:

— Тебе не нравится? Ну конечно, тебе бы впереди этих людей пустить разведку. По бокам — сторожевое охранение. Вот сюда посадить артиллерийского наблюдателя… Странно, Степан… это же… аллегория, фантазия…

Максимов, улыбаясь, показывает на свои артиллерийские петлицы:

— Не знаю. Очевидно, моя артиллерия твою аллегорию не понимает… Это беспечные люди возвращаются с пикника домой. — Он видит её взволнованное лицо и успокаивающе, дружески продолжает: — Девочка, не сердись… но таких дорог к коммунизму не бывает.

Он заглядывает ей в лицо, но Нина, отступая и широко открыв глаза, спрашивает:

— Ты… ты тоже сказал, что я девочка?

— Конечно, девчонка, — не отрываясь от шитья, хладнокровно говорит нянька. — Он командир, капитан. Их дело военное. И куда какая дорога идёт, он лучше знает. На это у них план… карты. А ты: коммунизм, коммунизм… А в голове, поди-ка, один ветер.

— Няня! — укоризненно останавливает старуху Максимов.

Женя дипломатично вмешивается:

— Папа, скоро каникулы, и мы устроим у нас весёлую ёлку.

— Очень жаль, что меня на этой ёлке не будет. Через час-полтора я уезжаю в далёкую командировку.

На лице Нины испуг. Лицо няньки настороженно. Женя растеряна. А Саша, прямо глядя отцу в глаза, показывает рукой на карту Финляндии, висящую на стене:

— Папа, неправда! Ты с батарей уходишь туда… на фронт!

Глухо ударяется в окно снежок.

Нянька оборачивается и всплескивает руками:

— Это что же такое? Нет! Людям на свете покоя нету!

Входит доктор Колокольчиков. Отряхиваясь от снега, он говорит:

— Прошу извинения, но во дворе не стихает бой, и к вам пробраться можно только на бронемашине.

Нянька показывает на Сашу:

— Вот, батюшка, у него температура.

— У каждого человека температура.

— У него сто градусов температура, — говорит Женя.

— Это не у каждого, — соглашается доктор. — Они, батюшка, затеяли войну, — объясняет нянька, — скачут по сугробам. Ну, вот где-то он и схватил себе простуду.

— Он схватил простуду или она его схватила, это мы сейчас разберём.

Доктор подходит к Саше, который хмуро стоит возле своих оловянных солдатиков:

— Молодой человек, у тебя что? Саша показывает на солдат:

— У меня армия.

— Да. Но ты болен.

— Я командир дивизии.

— Следовательно, вы… вы генерал. — Доктор отыскивает Сашин пульс. — Генерал должен лечь в лазарет. У генерала высокая температура.

Он уводит Сашу в его комнату. За ними идёт нянька. Максимов поворачивается к Нине:

— Ты обиделась?

— Ты уезжаешь. Почему ты смеёшься?

— Чтобы ты не плакала.

— Я не буду. Была Монголия. Была Польша… Мы привыкли.

В дверь стучат, и у порога останавливается осыпанный снегом мальчик в пальто, перетянутом ремнём. Он вежливо и с достоинством козыряет капитану Максимову и говорит:

— Меня зовут Тимур. Я комендант снежной крепости. Прошу извинить, если несколько наших снарядов случайно залетело на вашу нейтральную территорию.

Он показывает на окно.

На звук его голоса выходит Саша в белой рубашке с распахнутым воротом и останавливается, придерживаясь за дверь. Лицо у него бледное, гордое.

— Ваша орда сегодня отступила по всему фронту… — говорит Саше Тимур. — Но ты болен. Твой помощник Юрка командовать не умеет. И я пришёл предложить тебе перемирие.

Закрыв глаза и сжав губы, Саша отрицательно мотает головой. Женя удивлённо смотрит на Тимура. Тимур слегка пожимает плечами:

— Как хочешь. Но крепости вам не взять! И, чтобы вести бой, у вас должны быть лыжи, крюки, верёвки и приставные лестницы… Ты мне враг, но это я тебе говорю как другу.

Саша, открывая глаза, говорит с ненавистью:

— Уходи, уйди! Крепость твою мы всё равно захватим!

— Её сожжёт солнце, растопит дождь, сровняет ветер, но вашей она никогда не будет! — вспыльчиво отвечает Тимур, поворачивается и выходит.

Женя бежит за ним следом.

— Молодой комендант! — кричит вдогонку Тимуру доктор. — Я Красный Крест, и я прошу обеспечить мне свободный проход через вашу опасную территорию…

Открывая в передней Тимуру дверь, Женя спрашивает:

— Так вы с моим братом враги?

— Да. И ты на меня за это сердита?

— Нет, — вздыхает Женя. — Что же… ваше дело военное…

Закрыв дверь, Женя возвращается в столовую, где доктор и капитан Максимов разговаривают о Саше.

— У вашего сына, вероятно, воспаление лёгких, — говорит доктор. — Режим — постель. Еда — лёгкая. Питьё — кислое. Возьмите рецепт. Надо быстро сбегать в аптеку.

Нянька суёт Нине в руки рецепт:

— Сходи, Нина. Мне надо собирать капитана. Нина в замешательстве смотрит на няньку.

— Но, нянечка, можно позвонить, — рассудительно говорит Женя. — Можно послать дворника… А то за папой придёт машина, и они не попрощаются.

— Успеет. С трамвая на трамвай, а там рядом, — спокойно отвечает нянька.

Нина тревожно смотрит в глаза Максимову. Он взглянул на часы и молча кивает головой.

— Нина, не ходи, — говорит из своей комнаты уже уложенный в постель Саша. — Я подожду. Мне не больно.

Нина входит к нему, наклоняется и целует в лоб:

— Спасибо, командир. Спи. Всё хорошо будет.

Нина ушла. Нянька укладывает чемодан. Максимов садится на стул возле Саши, рядом с ним пристраивается Женя. У изголовья Сашиной кровати стоит стол, на нём цветок, коробочка, стакан и отряд оловянных солдатиков. Стучат. Входит шофёр Коля и передаёт Максимову конверт: — Товарищ капитан, есть машина… Саша, здравствуй!

Максимов, разрывая конверт, говорит шофёру:

— Вы приехали на час раньше. — Читает приказ. — Всё понятно. Дети, мне пора. Няня, скажи Нине, что я её ждал… Ты на неё не сердись. Ты поцелуй её от меня.

Саша привстаёт:

— Папа! Ты пиши мне часто… И ты, Коля, если у него бой, он занят, пиши мне тоже… — Тут он оборачивается, берёт со стола оловянного солдатика и протягивает его шофёру: — На, возьми от меня на память.

Коля осторожно приближается, издали протягивая руку:

— Есть писать часто, Саша! А солдат назад вернётся с медалью.

Кладёт солдата в карман.

— Ты, шальная голова, там, на фронте, не очень-то с капитаном за медалями гоняйся, — строго говорит Коле нянька. — Ты, если где видишь — нельзя, опасно, постой, обожди, обвези капитана кругом.

— Есть обвозить капитана кругом!

Саша манит отца и что-то говорит ему на ухо. Отец подумал, загадочно кивнул головой, вынул из полевой сумки бумагу и что-то быстро на ней пишет. Нянька настораживается. Максимов складывает записку и передаёт её Саше. Саша взял коробочку, сунул в неё записку, положил коробочку на стол. Потом подумал и поставил около неё двух оловянных часовых.

Максимов берёт сына за руку и целует его:

— Товарищ генерал! Желаю счастья, здоровья, а в боях — успеха… Пожелайте и мне того же.

Когда Нина возвращается из аптеки, капитана Максимова уже нет. В опустевшей столовой беспорядок. Не глядя на няньку, Нина тихо спрашивает:

— Анна Егоровна, Степан, уезжая, ничего не сказал? Ничего мне не передал?

— Он? — как бы припоминает нянька. — Ничего. Да! Он просил, чтобы ты отнесла его книги в полковую библиотеку.

— Хорошо, — говорит Нина, опустив голову, потом поворачивается и дрогнувшим голосом спрашивает: — Скажите, за что вы меня не любите?

— Я всех люблю, — суховато отвечает нянька. — Но у него большие дети, и им нужна настоящая мать, а не такая, как ты, девчонка.

* * *

Вдоль стены снежной крепости мерно шагают часовые.

С деревянными винтовками, немного сутулясь, они ходят навстречу один другому. Потом останавливаются у костра. Часы гулко отбивают четверти.

Первый часовой прислушивается: должна быть смена.

— Смена не придёт, — отвечает второй часовой, грея над огнём руки. — Никого дома не отпустят.

— Не те времена. Теперь отпустят.

Часовые поворачиваются. По тропке плечом к плечу шагает смена. Большие валенки в калошах чётко, с протяжкой отбивают по скрипучему снегу шаг за шагом. Караул сменяется.

— Всё спокойно? — спрашивает третий часовой.

— Пробежала собака. Пролетела ворона. Орда спит, и караулить нечего, — отвечает второй.

— Порядок! — говорит первый часовой. — Комендант молодец! Комендант знает, что делает!

— Коменданту хорошо, комендант спит под тёплым одеялом! — ворчит третий.

— Комендант проверяет караулы… — говорит, выходя из-за куста, Тимур и, заметив смущённое лицо третьего часового, жмёт ему руку: — Ты пришёл, ты не подвёл, Гриша. — Он выпрямляется. — Встаньте по уставу! Плечи не гни! Стой свободно и гляди в оба!

Из пролома каменной стены высовываются недоуменные лица Вовки и Юры.

— Он сошёл с ума! Такой мороз… Брр!.. — жмётся Вовка. — Вон кошка подохла. А у них опять сменяются часовые… Мне домой пора. Отец ничего, а бабка вредная, и она может стукнуть по затылку.

— Вот тебе и разведка… — уныло шепчет Юрка. — Эх, заложить бы под стены крепости хорошую бомбу!

— Бомбу?! — Вовка оглядывается, и заметив драный валенок на снегу, хватает его: — Отвлекай часовых! Засекай время! Бомба сейчас будет брошена!!!

Вовка и Юрка крадутся к стенам крепости. — Стой! Кто идёт? — кричит третий часовой.

К нему подбегает четвёртый. Оба настороженно вглядываются в темноту. А в этот момент с другой стороны перелетает через стену крепости и падает на снег драный валенок.

Не заметив его, часовые ходят опять чётким шагом вдоль стены.

* * *

Тревожно раскинувшись, бормочет что-то в полусне Саша. У него жар. Температура поднимается всё выше и выше.

Стена над Сашиной кроватью увешана деревянным оружием. На столе у изголовья — цветок в стакане и коробочка. У коробочки замерли два оловянных часовых. Дальше, на краю стола, выстроился целый отряд.

Саша приоткрывает блестящие от жара глаза и смотрит на своих солдат. И вдруг оба часовых точным движением сходят со своих подставок и, приподняв с полу приклады винтовок, чеканным шагом идут навстречу один другому вдоль охраняемого пространства. Саша улыбается. Но вот лицо его насторожилось. Быстрым движением поворачиваются оловянные часовые, перехватывают винтовки наизготовку, приклад к плечу. Пятятся. Смешным клубочком один за другим подымается дым выстрелов. Часовые выхватывают из-за пояса бомбы, бросают их. Беззвучно вспыхивает огонь, вздымаются клубы дыма.

А когда молочный дым рассеивается, над поваленными часовыми протягивается чья-то рука, открывает коробку и достаёт записку. Это нянька. Торопливо суёт она записку в карман и оборачивается. У дверей стоит Нина в пёстром халатике и тихо говорит:

— Анна Егоровна, идите, я посижу… Мне всё равно не спится.

Нянька поправила Саше подушку, вышла и, прикрыв за собой дверь, торопливо разворачивает записку. На её лице недоумение. Это чистый белый лист, без единой буквы.

А Нина взяла со столика термометр, покачала головой, подняла опрокинутый пузырёк и присела на край кровати. Подняв откинутую, сжатую в кулак руку Саши, она замечает в кулаке бумажку, разнимает Саше пальцы, берёт записку и читает: «Милая Нина, береги детей. Расти и сама. Прощай. Вернусь — всё хорошо будет. Степан».

Лицо Нины загорелось волнением и улыбкой. Она положила записку в коробку, опять поставила около неё двух оловянных часовых. И, благодарная, опускает голову на грудь Саше.

* * *

Часовые у стен снежной крепости прислушиваются к звону башенных часов.

— Должна быть смена, — говорит один.

— Смена не придёт. Их дома не отпустят, — возражает другой.

— Не то время. Теперь отпустят.

И тут же оба часовых поворачиваются, услышав мерный, чеканный топот тяжёлых шагов по скрипучему снегу. Идут Коля Колокольчиков и ещё один мальчик, укутанный с головы до ног.

Караул сменяется у раскрытых ворот. Вдруг Колокольчиков бросается внутрь крепости, поднимает драный валенок и, заикаясь от волнения, кричит прямо в растерянные лица часовых:

— Ротозеи! Я пост не приму! Я доложу об этом коменданту!

* * *

На снежной лесной поляне всё перекорёжено. Возвышается какое-то полуразрушенное железобетонное сооружение. Лежит вверх колёсами пушка.

Лыжник в белом халате пересекает поляну и ныряет в чащу леса. Его окружают чёрные деревья, зубья скалистых камней. Вокруг угрюмая тишина.

Лыжник бежит. Зацепил халатом за сук, рванул, остановился и снимает халат.

Конец ознакомительного фрагмента.

Траншея

Траншея — это фортификационное земляное сооружение
предназначенное для укрытого перемещения личного состава на поле боя,
наблюдения и ведения огня из стрелкового оружия, управления боем.

По внешнему виду траншея представляет собой канаву
определенной длины, отрытую в земле.

Если основная задача данного участка  траншеи обеспечивать скрытое,
защищенное от огня противника перемещение личного состава, боеприпасов и
других материальных средств   вдоль фронта или в тыл, то в этом
случае ее наименование «ход сообщения».
Если участок траншеи предназначен для ведения огня стрелковым подразделением 
и оборудован местами (ячейками) для ведения огня из автоматов, пулеметов,
гранатометов и другого стрелкового оружия, а также по возможности укрытиями
для личного состава (щели, блиндажи, убежища), то этот участок траншеи
именуется «стрелковый окоп»или просто «окоп».  Например,
«окоп  мотострелкового отделения».
Если участок траншеи предназначен для ведения наблюдения и оборудован
местами для ведения наблюдения, местами для размещения приборов наблюдения и
связи, то он именуется «наблюдательный пункт (НП)», а если с данного
наблюдательного пункта, кроме того осуществляется управление огнем,
руководство подразделениями, ведущими бой, то он именуется
«командно-наблюдательный пункт (КНП)»
.
Если траншея направлена  перпендикулярно к линии фронта от своих
позиций в сторону противника  и предназначена для  того, чтобы
постепенно наращивая ее длину, приблизиться к позициям противника, то она
именуется «сапа».

Чаще всего, термин «траншея» используется,  как 
собирательное название для всех этих сооружений, т.к. окопы, НП и КНП, ходы
сообщения обычно связаны вместе как чисто механически, так и в тактическом
плане. Да и кроме того, траншеи обычно являются зрительным, вещественным 
выражением оборонительных рубежей, позиций. Нередко вместо уставных
выражений «позиция», «запасная позиция», » рубеж обороны» военные используют
слово «траншея» (например: «С началом артподготовки немцы отвели войска во
вторую траншею», «…к исходу дня дивизия овладела уже третьей траншеей
противника»). Строго говоря, так говорить и писать неправильно, но
общепринято и всем понятно.

trans-1.gif (8710 bytes)Устройство траншеи несложно, но как и везде, 
здесь существуют свои термины и названия элементов.

Траншея состоит из двух основных элементов — рва и
брустверов. Элементы рва — дно, передняя крутость, задняя крутость ( не
стенки!).
Брустверов два. Тот, что обращен в сторону противника — передний бруствер,
противоположный — тыльный бруствер. Скаты брустверов, обращенные в в поле
пологие, обращенные в сторону рва более крутые.
Брустверы отстоят от рва на определенном расстоянии. Пространство между
краем бруствера и крутостью называется «берма». Соответственно имеются
передняя и задняя бермы. Основное их назначение- предотвратить осыпание
грунта с брустверов в ров. Кроме того, бермы обычно используются с теми же
целями, что и полки в доме.

Размеры траншеи не являются произвольными. Они определены
Руководством по полевым фортификационным сооружениям, Боевым Уставом
Сухопутных войск (взвод-отделение-танк), Боевым Уставом Сухопутных войск
(батальон-рота).

trans-2.gif (6850 bytes)Установлено два основных типа траншеи,
различающиеся в первую очередь своей глубиной, и соответственно, исходя из
глубины всеми остальными размерами:
*траншея «нормального профиля» (раньше еще говорили «нормальной профили»);
*траншея  «полного профиля» (ранее употреблялось «основной профили»).

Траншея нормального профиля имеет глубину 110 см, полного
профиля 150 см.
В сочетании с высотой переднего бруствера нормальная траншея обеспечивает
стрелку среднего роста наблюдение и  ведение огня из любого места
траншеи и передвижение слегка пригнувшись.

trans-3.gif (7060 bytes)Траншея полного профиля
обеспечивает более лучшее укрытие от огня противника,  движение в
полный рост, но для ведения наблюдения и огня требуется оборудовать ячейки
или приступки с тем, чтобы приподняться повыше.

Выбор профиля траншеи зависит от наличия времени
(трудозатраты на траншею нормального профиля заметно меньше, чем на траншею
полного профиля, особенно в твердых грунтах). Стандартным решением является
отрывка сначала траншеи 110, а затем, по наличию времени углубление до 150).

Трудозатраты (в среднем грунте) на отрывку одного
погонного метра траншеи нормального профиля — 0.8 чел/час, объем вынимаемого
грунта 0.8 куб. м.
Трудозатраты ( в среднем грунте) на отрывку одного погонного метра траншеи
полного   профиля — 1.2 чел/час, объем вынимаемого  
грунта 1.1 куб. м.

Ширина траншеи поверху обычно в пределах от 90 см. до 1 м.
20 см. Она определяется, исходя из твердости грунта. В твердых грунтах
траншея обычно более узкая, в слабых более широкая. Предпочтительнее более
узкая траншея по верху, т.к. она снижает вероятность попадания снаряда или
минометной мины, но при слабых грунтах более узкая траншея склонна к
обваливанию крутостей.

Бермы обычно стандартные — 20-30 см.

Брустверы неодинаковые по высоте. Обычно передний
бруствер более высокий с тем, чтобы лучше защитить от ружейно-пулеметного
огня. Однако возможен и обратный вариант. Тыльный бруствер обычно делается
выше переднего в случаях, когда например, сзади близко каменная стенка,
скала или же при низком тыльном бруствере головы стрелков выделяются на фоне
неба. Т.е.,   в каждом конкретном случае командир обязан оценить
обстановку и принять соответствующее решение.
Когда траншея используется в качестве хода сообщения в тыл, то оба бруствера
могут иметь одинаковую высоту, или же для лучшего укрытия от наблюдения и
огня противника на определенных участках один бруствер может быть выше
другого, а на других участках наоборот. Кстати, ходы сообщения, как ведущие
в тыл, так и соединяющие между собой подразделения по фронту, могут иметь
стрелковые ячейки. Обычно это делается в предвидении использования ходов
сообщения в качестве отсечных позиций для отражения trans-4.gif (13280 bytes)прорвавшегося в тыл противника.

В дальнейшем, при наличии времени, сил и средств, а также
в предвидении того, что траншея будет занята длительное время, целесообразно
сделать одежду крутостей. Обычно для одежды крутостей используются жерди
(круглый лес диаметром от 3 до 7 см.) или накатник (круглый лес диаметром от
8 до 11 см.). Одежда крутостей предотвращает их осыпание, повышает защитные
свойств траншеи и снижает объем работ по ее дальнейшему содержанию. На
рисунке приведены два типа одежды крутостей. Для наглядности одежда показана
только по одной крутости,  выделена другим цветом и показано только
начало работ

Траншея в плане имеет ломанное начертание. Прямолинейный
участок траншеи trans-5.gif (9341 bytes)называется «фас». Длина фаса не должна
превышать (предельно) 20-30 метров. Наиболее целесообразная длина фаса 
для траншеи, используемой в качестве окопа 10-15 метров, а для хода
сообщения длину фаса можно делать до 20-30 метров.  Длины фасов и их
направления не должны быть регулярными (например, типа правильных
зиг-загов). Они должны применяться к местности, обеспечивая наименьший объем
работ, наибольшее удобство использования, максимальную скрытость личного
состава в траншее. Однако во всех случаях направление фаса не должно
совпадать с направлением основного огня противника, т.е. не должно быть
перпендикулярным общему направлению фронта противника.

Когда участок траншеи используется в качестве окопа
стрелкового подразделения, то для ведения огня в передней крутости
устраиваются стрелковые ячейки для ведения огня из автомата, пулемета,
гранатомета (противотанкового,   противопехотного), а в ряде
случаев и для иных огневых средств (огнемета, переносного комплекса ПТУР.

Стрелковые ячейки могут быть примкнутыми и вынесенными.
При этом, если сама траншея может иметь глубину 110 или 150 см., то глубина
ячейки обычно 110 см. Этим обеспечивается обзор и возможность ведения огня.
Примкнутая ячейка trans-6.gif (8275 bytes)врезается в крутость на расстояние,
обеспечивающее стрелку  удобство ведения огня и удобство передвижения
других солдат по траншее. В бруствере расчищается амбразура в пределах
сектора огня, назначенного для trans-7.gif (7425 bytes) данной огневой точки.

На рисунке слева  показана стрелковая примкнутая
ячейка автоматчика для ведения фронтального огня.  Для пулемета берма в
районе ячейки  должна быть уширена до 100 см. Если эта ячейка
используется для ведения огня из противотанкового гранатомета, то тыльный
бруствер позади ячейки следует срыть  до нулевой отметки с тем, чтобы
обеспечить свободный выход пороховых газов из гранатомета назад в момент
выстрела.

Примкнутая ячейка для ведения флангового огня имеет
треугольное начертание.
На рисунке справа примкнутая ячейка автоматчика для ведения огня в сторону
левого фланга.

В передней  или/и боковых крутостях ячейки по месту
(так, чтобы было удобно) солдат отрывает ниши для боеприпасов, личногоtrans-91.gif (7886 bytes) имущества, средств защиты (противогаз,
ОЗК). Размеры их обычно невелики — примерно 40х40х40см.

Вынесенные ячейки обычно устраиваются для обеспечения
возможности ведения флангового огня,   для обстрела участков
местности, невидимых из примкнутых ячеек (мертвых зон).
Вынесенной ячейкой считается такая,  которая выходит за пределы
бруствера траншеи. Обычная длина таких ячеек от 4 до 10 метров. Более
длинные ячейки делать нецелесообразно.
Чаще такие ячейки устраиваются для пулеметных и гранатометных расчетов, т.к.
обычно пулеметчикам и гранатометчиками огневые задачи  ставятся  
шире, нежели автоматчикам. Вынесенные ячейки часто имеют не одну, а две-три
амбразуры.

trans-8.gif (11691 bytes)На рисунке слева  показан пример
вынесенной пулеметной ячейки с тремя амбразурами. Одна из них для
фронтального огня, а две для флангового. Хорошо заметны уширения бермы для
пулемета (пулеметные площадки). Для случая, если ею будет пользоваться
гранатометчик (это определяет в своем боевом приказе командир отделения)
часть тыльного бруствера срыта.

Обычно  на позиции стрелкового отделения для каждого
автоматчика оборудуется 1-3 ячейки, для пулеметчика и гранатометчика от 2 до
4 ячеек (каждому). Пулеметные ячейки целесообразно оборудовать по обеим
флангам позиции отделения и на направлении сосредоточения огня отделения и
взвода,
Гранатометные ячейки оборудуются на танкоопасных направлениях, причем
целесообразно их устраивать попарно (пара ячеек вблизи друг друга), т.к.
гранатометчик обязан менять огневую позицию после каждого своего выстрела.

trans-92.gif (6615 bytes)Нередко вблизи стрелковых ячеек
в передней крутости траншеи оборудуются ниши размером примерно 80 х 80 х 180 см.
Они предназначены в первую очередь для укрытия стрелка от артиллерийского и
минометного (гранатометного) обстрела, от непогоды и как место отдыха в тех
случаях, когда солдату невозможно или нецелесообразно оставить свою ячейку и
укрыться в перекрытой щели (блиндаже). Обычно, по возможности в нише
потолок, стенки и пол укрепляются подручным материалом (очень часто для
этого используются доски от ящиков). Вход в нишу можно завесить
плащ-палаткой или закрыть дощатым щитом. Кроме того, такие ниши используются
для временного размещения раненых, складирования боеприпасов, резервного
оружия.
При интенсивных оборонительных боях потребность в таких нишах велика. Ведь
при отражении атаки автоматчик расходует свой боекомплект (150 патронов) за
8-12 минут боя, а средний общий расход боеприпасов при отражении атаки на
одного автоматчика составляет 300-500 патронов и от 3 до 10  
ручных гранат. Расход боеприпасов пулеметчика  значительно выше.
Гранатометчик расходует от 2 до 12 гранат. Во рву траншеи  для такого
количества боеприпасов  места нет, тем более, что  ров должен быть
свободен для быстрого перемещения бойцов.

trans-93.gif (8712 bytes)В траншеях, используемых в
качестве хода сообщения, через определенные расстояния, обычно ближе к
перелому направления, делаются уширения с тем, чтобы могли разойтись
солдаты, двигающиеся в противоположных направлениях. Часто эти уширения
бывают необходимы для того, чтобы могли разойтись солдаты, переносящие
тяжелые длинные грузы, например, носилки с ранеными. Также, по необходимости
уширения могут делаться и в местах перелома направления. Длина и ширина
уширений выбираются в зависимости от конкретных условий.

В зависимости от погодных условий, близости грунтовых вод
на дно траншеи могут настилаться дощатые трапики, под которыми по центру
траншеи прорывается узкая канавка для сбора и стока воды. По возможности
устраивается канавка для отвода воды за пределы траншеи, а при невозможности
в низких местах устраиваются водосборные колодцы, глубина которых должна
достигать водосбросного горизонта грунта. Если траншея расположена на
склоне, по которому может стекать вода, то выше траншеи целесообразно
устраивать водоотводящие канавки.

Сооружения для укрытия личного состава и его отдыха (
перекрытые щели, блиндажи, убежища) устраиваются под передним бруствером с
входом в сооружение со стороны передней крутости. Это необходимо с тем,
чтобы не возникало опасности прямого попадания снаряда во вход сооружения.

Самый сложный вопрос — выбор места для траншеи (когда она
используется как окоп и ход сообщения между подразделениями).
Если для хода сообщения выбор трассы не доставляет особых затруднений, то от
правильности выбора места траншеи, используемой в качестве окопа, зачастую
зависит успех боя, устойчивость обороны. Общим требованием является задача
обеспечения наблюдения и стрельбы на дальность не  менее 400 метров.
Эта задача легко решаемая на равнинной местности, становится крайне сложной,
а порой и просто не решаемой на холмистой закрытой и полузакрытой местности.
Вторым общим требованием является задача размещения траншеи как можно выше
на местности. Не только в горах, но и на достаточно равнинной местности
имеет преимущество тот, кто находится выше.

trans-9.gif (8850 bytes)В этом плане различаются два тактических
понятия — топографический гребень   и боевой гребень.
Топографический гребень — это линия, соединяющая наиболее высокие точки в
данной местности. Для лиц, разбирающихся в географии и топографии:
Водораздел = Топографический гребень.
Расположение траншеи по линии топографического гребня  имеет ряд
преимуществ- максимальная дальность наблюдения и обстрела; сообщение с тылом
не наблюдаемо противником, что в ряде случаев позволяет обходиться без
тыловых ходов сообщения; противнику трудно корректировать свой артогонь,
т.к. перелетные разрывы или не наблюдаются совсем, или же их место
определяется со значительными ошибками. Вместе с тем, расположение траншеи
по линии топографического гребня нередко приводит к образованию перед фронтом обширных
ненаблюдаемых и непростреливаемых пространств (мертвых зон); всякое движение
выше бруствера легко наблюдаемо на фоне неба.
trans-9a.gif (6427 bytes)Боевой гребень — довольно условное понятие.
Он   в целом проходит параллельно топографическому гребню, но ниже
его настолько, чтобы брустверы не выделялись на фоне неба, количество и
размеры мертвых зон были бы минимальны. В зависимости от уклона местности и
ряда других условий боевой гребень ближе к противнику от топографического
гребня на 20-300 метров. Такое расположение траншеи значительно уменьшает
размеры и близость мертвых зон, но затрудняет сообщение с тылом, т.к. часть
хода сообщения в тыл наблюдаема противником.

К сожалению,  линия фронта нередко проходит не
только по гребням и траншеи приходится располагать и у подошв скатов, и на
обратных скатах высот. В последнем случае линия траншей должна проходить не
ближе 200-300 метров от топографического гребня, который в данном случае
занят противником.

В данной статье автор совершенно не рассматривал вопросы
маскировки как самих траншей, так и работ по отрывке. Однако это не значит,
что вопросами маскировки можно пренебрегать. Просто, это вопрос другой
статьи и вопрос очень обширный и сложный. Замечу лишь, что маскировка — это
непробиваемая броня. Маскировочная сеть не пробивается ни пулей, ни
снарядом, ни ядерной бомбой. Это абсолютная защита. Если противник не
подозревает о наличии здесь войск, то и стрелять сюда не будет. Осмелюсь
утверждать, что победа зиждется на трех китах — огонь, разведка, маскировка.

История траншеи. Когда появилась траншея, как
защитное фортификационное сооружение в точности неизвестно. С достаточной
степенью уверенности можно утверждать, что появление траншеи связано с
развитием огнестрельного оружия, точнее,  с тем моментом, когда это
оружие становится массовым (примерно середина XV века). Вторым родителем
траншеи, несомненно, является крепость. Стрелки, находящиеся на стенах
крепости,  имеют явное преимущество в дальности стрельбы перед
стрелками в поле. С тем, чтобы оказаться поближе к стенам и при этом не
нести потерь от огня, а значит и лишить обороняющихся их преимущества, самым
простым и дешевым способом является отрывка ям для стрелков. Однако, и само
приближение должно быть укрытым. Следовательно, яма должна быть достаточно
длинной, т.е. быть канавой.
Несколько десятилетий обходились устройством стенок из корзин, заполненных
землей, камнями (туров), дощатых передвижных стенок, повозок, заполненных
грунтом ( гуляй-город) но ядра крепостных пушек, число которых в крепостях
стремительно росло, довольно быстро разрушали эти стрелковые укрытия
осаждающих. А вот траншею разрушить ядрами весьма сложно.

О применении траншей в качестве ходов сообщения между
пушечными редутами (которые осаждающие устраивали перед стенами крепости)  
упоминается в описании осады французской крепости Орлеан англичанами в 1428
году. Но еще в 1418 году при осаде   Руана англичане приблизились  
к стенам за счет отрывки апрошей (отрывается зигзагообразная подступная
траншея, от которой параллельно стене (куртине) отрывается опорная траншея;
по окончании отрывки из нескольких мест опорной траншеи отрывается несколько
подступных траншей и вновь опорная траншея).
Подобный вид приближения к стенам  крепости применили французы при
осаде Мелюна в 1420 году.
Маршал Франции Монлюк при осаде Тионвиля в 1558 году усовершенствовал этот
способ осады крепости.

В XVII веке французский военный инженер д`Вилль развил
способ осады крепостей с помощью апрошей (траншей) в так называемую
«постепенную атаку крепости». До совершенства эту систему довел маршал
Франции Себастьян де Вобан.
Любопытно, что траншея, воспринимаемая нами, как  полевое средство
только обороны,  вплоть до времен массового внедрения нарезного
стрелкового оружия к середине XIX века,   использовалась почти
исключительно для  атаки крепостей, т.е. являлась наступательным
средством.

Еще в Крымскую войну 1854-55 годов англичане и французы
использовали траншеи для развития постепенной атаки против русских бастионов
и редутов, подводя все ближе и ближе к ним свои, так называемые параллели.
А вот в качестве оборонительных фортсооружений русские все еще больше
использовали редуты, бастионы и каменные стенки. Но  в качестве
передовых, вынесенных вперед фортсооружений для подразделений боевого
охранения уже использовались траншеи. Сначала русские солдаты, находившиеся
впереди батарей, для укрытия от чрезвычайно меткого огня английских
стрелков, стрелявших из нарезных штуцеров, стали отрывать одиночные окопы
для стрельбы лежа, потом с колена и стоя. Эти окопы они стали соединять
между собой канавами для укрытого перемещения. Такие сооружения тогда
называли ложементами. Это уже были к концу  осады почти современные
траншеи и тянулись они на десятки и сотни метров.

В русско-турецкую войну 1877-87 годов в Болгарии траншеи
уже применялись очень широко и именно в качестве оборонительных полевых
фортсооружений. Тогда в обязательную экипировку пехотного солдата   стала
включаться предложенная датским офицером М.Линнеманом в 1870 году малая пехотная лопата (которую ныне ошибочно называют саперной
лопаткой). Впервые эту лопату необычайно успешно применили солдаты
лейб-гвардии Саперного батальона в бою под Горним Дубняком, когда оказавшись
под стрелковым огнем с турецкого редута вместе с лейб-гвардии Измайловским
полком, гвардейские саперы очень быстро окопались и не понесли потерь.

Максимального расцвета траншеи достигли в Первую Мировую
войну, когда дальнобойная нарезная пушка, магазинная винтовка и пулемет
загнали пехоту под землю, а гордых и нарядных кавалеристов низвели до
простых пехотинцев. Траншеи тянулись на сотни и   тысячи
километров по фронту, а число линий траншей в глубину обороны достигало 16 и
даже 24. Можно было пройти по пятьдесят- сто километров, ни разу не выходя
на поверхность. Крутости траншей обшивались досками, жердями, накатником, по
их дну тянулись водоотводные канавки, десятки и сотни метров сверху
накрывались накатником и засыпались землей. Во многих случаях на
перекрестках траншей прибивались таблички с названиями «траншейных улиц» и
другие указатели. Иначе в этом лабиринте было можно заблудиться.
Собственно, некоторые новые средства вооруженной борьбы (газы, танки,
зажигательные средства) своим появлением на свет обязаны траншеям. Если 
не траншеи, кто знает, может быть и Вторая Мировая шла бы без танков.
Англичане в отчаянных попытках вырваться из позиционного тупика и применили
впервые в конце 1916 года первые танки.

Танки на время уравняли весы извечной борьбы средств
нападения и средств обороны. В нашей стране, перенесшей, кроме Первой
Мировой, еще и Гражданскую, отношение к траншеям со стороны высшего
командования РККА было, мягко говоря, весьма прохладное. Одни из них не
могли без содрогания вспоминать месяцы и годы, проведенные в траншеях
Мировой войны, другие, пришедшие на высшие должности в период Гражданской
войны, траншеи не знали и не понимали. Эта война была очень специфическая,
представлявшая собой длинный ряд отдельных, скоротечных схваток, глубоких
рейдов. Сплошной линии фронта не было, и поэтому,  копать траншеи 
во многих случаях было нецелесообразно, да и было некогда.

Вполне возможно, что теоретики военного искусства
Советской России в те годы, исходя из вышеописанного, превозносили бой
только наступательный, стремительный, кавалерийский и отрицательно
относились  к  главнейшему элементу обороны — траншее.
Основой оборонительной линии сочли так называемую ячеечную оборону, когда каждый боец отрывал себе индивидуальный
окоп, но в единую траншею окопы не соединялись. Утверждению подобных
взглядов способствовали войны тридцатых годов, в которых приходилось
принимать участие советским командирам. Гражданская война в Испании, война с
японцами у реки Халхин-Гол, советско-финская война, казалось, подтверждали
тезис об устарелости траншеи.

Однако, когда 22 июня 1941 началась полноценная,
масштабная война, то оказалось, что передовая ячеечная система обороны не
выдерживает никакой критики. Об этом в своих мемуарах довольно подробно
пишет маршал Рокосовский. Разобщенность бойцов в  их норах лишала  
командиров уже не уровне отделений возможности управлять боем,
сосредотачивать и переносить огонь стрелкового оружия по нужным целям. Я
даже не говорю о тяжелом психологическом состоянии бойца, лишенного
моральной поддержки товарища, не ощущающего за собой командирского догляда.
Немцы очень быстро и  по достоинству оценили ячеечную систему окопов, и
сосредоточив огонь взвода на трех-четырех ячейках, быстро выбивали в этих
окопах красноармейцев, после чего легко прорывали оборону советской роты
через образовавшийся проход.

Пришлось учиться рыть траншеи и организовывать систему
обороны, опираясь на них. Учились в ходе боев, оплачивая учебу кровью,
оставленными городами, тысячами пленных.

В ходе Великой Отечественной войны   траншеи
вновь заняли свое законное место на поле боя, хотя, конечно, они уже не
достигали такого развития и совершенства, как в Первой Мировой. Новая война,
благодаря танкам, бомбардировщикам, массированному применению артиллерии,
была гораздо более подвижной и времени совершенствовать траншейную систему,
естественно, никогда не хватало.

Второй закат траншеи начался вскоре после окончания
Второй Мировой войны. Могильщиком траншей выступило «Великое и Узасное
Пугало» — атомная бомба. Нет, вовсе от траншей не отказались, т.к. первые же
испытания ядерного оружия выявили, что окопы и траншеи значительно ослабляют
действие поражающих факторов ядерного взрыва и способствуют выживаемости
личного состава. Так, траншея уменьшает радиус поражения ударной волной в
2.5 раза, защищают от светового излучения полностью, снижает дозу
проникающей радиации в 9 раз.

Однако в шестидесятых-семидесятых годах основой
оборонительной линии стали не сплошные линии траншей, а так называемые
опорные пункты. В опорных пунктах отрываются отдельные окопы для огневых
средств (танков, БТР, БМП, орудий, минометов), а для пехоты лишь отдельные
участки траншей, вместимостью  на мотострелковое отделение (до 100 м.),
которые в перспективе предполагалось соединять ходами сообщения.

В основном же, отрабатывались наступательные действия с
выдвижением из глубины обороны. Предполагалось, что войска до начала
наступления будут прятаться в исходных районах, а на переднем крае будут
находиться лишь незначительные силы, своего рода как бы усиленное боевое
охранение, основная задача которого, не прозевать начало вражеского
наступления. А отбитие наступления противника предполагалось контрударами.
Т.е., предполагалось, что линии соприкосновения с противником не будет
существовать вовсе, т.к. и он не желает подвергать свои обороняющиеся войска
ядерным ударам.

Подобные идеи устраивали всех. Высших военачальников тем,
что можно разыгрывать учения быстро, не тратя время на окопы. Младших
командиров тем, что не надо возиться с этим нудным занятием, требующем
больших мышечных усилий. Ну а солдаты
были просто счастливы, что их не напрягают тяжелой физической работой.
Короче говоря, все дружненько забыли про окопы и траншеи. Дело дошло до
того, что в середине семидесятых  годов на Яворском полигоне в
Прикарпатском округе были отрыты по всем правилам несколько опорных пунктов
и траншей, обшиты лакированными бревнышками. И туда возили слушателей
военных академий, дабы показать что это такое  траншея.

Разразилась Афганская война. И вновь учились на крови,
когда все возраставшие потери заставили вспомнить окопы, хотя местность и
грунты не очень способствовали развитию систем траншей. А ведь еще в начале
семидесятых, офицеры, возвращавшиеся из Вьетнама, рассказывали, как
вьетконговцы своими подземными траншеями доводят до истерики американских
офицеров. Без преувеличения можно сказать, что траншеями вьетконговцы сумели
нейтрализовать и напалм, и тучи вертолетов, и ковровые бомбежки с Б-52, и
отравляющие вещества, которые гуманные и человеколюбивые американцы сотнями
тонн лили на головы вьетнамцев, а заодно,  и на своих собственных
пехотинцев.

Ко второй половине восьмидесятых отношение к траншеям
несколько улучшилось, во всяком случае в высших эшелонах военного
командования. Боевые Уставы издания 84-85 годов вновь вернулись к траншейной
системе организации обороны. Это когда окончательно стало ясно, что ядерное
оружие на поле боя есть «Много шума и ничего больше», т.е в полевом бою оно
применяться не будет.
Однако к этому времени в армии людей, знающих это вроде бы нехитрое
искусство уже не осталось,  и траншеи так и остались на страницах
уставов.

В 94-96 годах траншеям нас учили чеченцы, и только с
августа 2000 года, мы стали потихоньку воспринимать траншейное искусство.

Но ничего, закончилась  и эта война, и мы вновь дружненько
забыли, как копать траншеи.

Источники и литература

1. Руководство по войсковым фортификационным сооружениям. 
Военное издательство. Москва 1962г.
2. Калибернов Е.С. Справочник офицера инженерных войск. Москва. Военное
издательство. 1989г.
3. Калибернов Е.С, Корнев В.И., Сосков А.А. Инженерное обеспечение боя.
Москва. Военное издательство. 1984г
4. Учебник. Военно-инженерная подготовка. Москва. Военное издательство.
1982г.
5. Наставление по обеспечению боевых действий Сухопутных Войск. Часть IV.
Инженерное обеспечение. Действия частей и подразделений инженерных войск.
Москва. Военное издательство. 1985г.
6. Наставление по по военно-инженерному делу для Советской Армии. Москва.
Военное издательство. 1984г.
7. Cборник нормативов по инженерному обеспечению боевых действий войск.
Оперативно-тактические нормативы. Москва. Военное издательство. 1970г.
8. В.В.Яковлев. История крепостей. Издательство АСТ. Москва. 2001г. Полигон.
Санкт-Петербург.
9. Временный Полевой Устав Сухопутных Сил РККА (ПУ-36). Воениздат. Москва.
1938г.

—***—

Рейтинг@Mail.ru

 


©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-фортификация

От автора. Окоп- это крепость для солдата, его
спасение и жилище. Недаром говорят, что ведро пота сберегает каплю крови. Но
как мы бережем свой пот и как легко отдаем кровь. Как мы ленивы! Нам проще
отдать свою жизнь, лежа на открытом месте, чем сберечь ее, закопавшись в
землю.

Впрочем,  вот что писал командир 120 пехотной
дивизии летом 1917 года военному министру в своей Записке об обучении войск:
«Стихия современной войны — окоп. Он жилище солдата; он опора для
наступательного порыва; он объект нашей атаки; он венчает бой при
закреплении на новом месте, и можно смело сказать, что в современной войне
тот победит, кто сумеет в большей степени использовать эту стихию. До сих
пор это не было нашей участью. Наши войска, а в особенности пехота, не любят
и не понимают окопов. Как жилище — они не умеют его приспособить и живут в
нем в грязи и негигиенично; в качестве закрытия — окопы чаще всего
недостаточно снабжены тяжелыми сооружениями, укрывающими от огня артиллерии;
как исходное место для атаки — наши плацдармы  являются для войск
мудреным лабиринтом, в котором они беспомощно блуждают. Как объект атаки —
не умея строить и пользоваться окопами, мы недостаточно умеем бороться с
ними и брать с бою фортификационные сооружения противника…».

Как будто написано не летом 1917, а осенью 1995.



В русском языке одними из самых труднозапоминаемых остаются правила правописания «не» и «ни».

Частицы НЕ, НИ в словах, правило их употребления всегда вызывают множество трудностей. И как не запутаться, что и когда писать? В этой статье вам будет предложено на конкретных примерах разобраться с основополагающими моментами и запомнить их.

Чтобы писать грамотно, для начала Вам необходимо хорошо выучить группы слов, которые всегда будут писаться слитно или раздельно с частицей НЕ.

Всегда слитно НЕ пишется с теми словами, которые нельзя употребить без «НЕ».

Например: нехватка (сущ.), невзрачный (прил.), нелепый (прил.), невежда (сущ.), невмоготу (нар.), ненароком (нар.) и другие.

Как видите, эти слова относятся к разным частям речи, и систематизировать как-либо их нельзя. Поэтому их нужно просто запоминать.

Всегда раздельно НЕ пишется:

  1. С глаголами — Примеры: не приготовил, не выполнил, не смог, не выучил;
  2. С деепричастиями (отвечают на вопросы: Что делая? Что сделав?) — Примеры: не приготовив, не выучив, не танцуя, не играя, не покидая;
  3. С краткими причастиями (отвечают на вопрос: Что сделан?) — Примеры: не написан, не прочитан, не нарисован;
  4. С числительными (отвечают на вопросы: Сколько? Который?) — Примеры: не три, не второй;
  5. Со сравнительной степенью прилагательных (оканчиваются на — е, -ее, -ше) — Примеры: не прекраснее, не лучше, не громче;
  6. Со словами: худший, лучший, меньший, больший;
  7. Со словами: далеко, отнюдь, вовсе, совсем (в значении вовсе).

Отдельное внимание стоит здесь обратить еще на один момент.

В русском языке существует приставка НЕДО -, которая также всегда пишется слитно с глаголами, имеющими значение неполноты действия.

Например: недоставать (не хватать), недосыпать (слишком мало спать, не высыпаться), недосмотреть (за ребенком), недоедать (слишком мало есть).

Итак, для того чтобы не ошибиться в постановке правильной частицы в русском языке, необходимо следовать определенному алгоритму.

  • Во-первых, что следует сделать – определить часть речи. От этого простого шага будет зависеть очень многое;
  • Во-вторых, нужно посмотреть, относится ли слово к той группе, в которой НЕ всегда пишется раздельно или, наоборот, никогда не употребляется без НЕ.
  • В-третьих, проверьте нет ли приставки НЕДО- с глаголом, имеющим значение неполноты действия;
  • После этого, в зависимости от того, какая часть речи перед вами, следуйте одному из нижеследующих правил.

Частица НЕ с разными частями речи

С существительными и прилагательными

НЕ пишется слитно, если слова без НЕ не употребляются (небрежный, невежда, ненастный и т.п.) или к слову можно подобрать близкое по значению слово – синоним без не.

Примеры: Он говорит неправду (т.е. ложь). Нам предстоит неблизкий (далекий) путь.

НЕ пишется раздельно, если есть противопоставление, выраженное союзом А и нельзя подобрать синоним.

Примеры: Нас постигла не удача, а разочарование. Помещение не большое, а маленькое. К сожалению, я не специалист в этой сфере.

С наречиями

НЕ пишется слитно с наречиями, оканчивающимися на -о, -е, если они без НЕ не употребляются (нелепо, неряшливо, нечаянно и др.), если слово нельзя заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением.

Примеры: Разговаривайте, пожалуйста, негромко (тихо). В этой ситуации я выглядела совершенно нелепо.

НЕ пишется раздельно с наречиями на -о, -е, если в предложении есть противопоставление с союзом А, с другими наречиями (не на -о, -е), которые могут употребляться без НЕ (не вовремя, не по-зимнему и др.).

Примеры: Мы шли не быстро, а медленно. Ты одета совсем не по-зимнему.

Также НЕ с наречиями пишется раздельно в том случае, когда НЕ употребляется в сочетаниях: вовсе не, ничуть не, совсем не, далеко не, никогда не, отнюдь не, нисколько не.

Примеры: Я чувствую себя совсем не плохо. Он далеко не идеально выполнил эту работу.

С местоимениями

НЕ с местоимениями пишется раздельно.

Примеры: не я, не она, не твой, не сами.

С отрицательными и неопределенными местоимениями (некто, нечто, некого, нечего и т.п.) НЕ пишется слитно. Но если между НЕ и местоимением этих групп есть предлог, то в таком случае НЕ будет писаться раздельно.

Примеры: Некто зашел в комнату и спрятался за занавеской. В сложившейся ситуации мне было не у кого просить помощи. Здесь просто не к чему придраться.

С причастиями

НЕ пишется слитно с причастиями, которые не употребляются без НЕ (ненавидящий, негодующий); причастиями, у которых есть приставка НЕДО- (недооценивавший, недоговоривший и т.п.) и причастиями, у которых нет зависимых слов.

Примеры: Недоумевающий человек выбежал из автобуса со скоростью света. Недолюбливавший кашу, он отодвинул тарелку в сторону. Ненаписанное сочинение не давало мне покоя.

НЕ пишется раздельно с причастиями, у которых есть зависимые слова (т.е. в причастном обороте), со всеми краткими причастиями (не сделана, не прочитана и т.п.) и в предложениях, в которых есть противопоставления с союзами А, НО.

Примеры: Сад наполняли цветы не увядшие, а свежие. В ресторане нам подали овощи не отваренные, а запеченные. Это был спортсмен, не победивший, но участвовавший в соревнованиях. Книга была не прочитана (краткая форма причастия). Отчет, не отправленный начальнику вовремя, будет зафиксирован (зависимое слово: не отправленный кому? – начальнику).

С деепричастиями

НЕ с деепричастиями пишется раздельно. Исключительными являются случаи, когда деепричастие образовано от глагола, который без «НЕ» не употребляется (ненавидя, негодуя и др.).

Примеры: Не отдохнув, он поехал на работу. Ненавидя друг друга, они продолжали совместный проект.

Итак, вы ознакомились с основными правилами написания НЕ с различными частями речи.

По аналогии, давайте рассмотрим особенности правописания с частицей НИ.

Частица НИ с разными частями речи

  1. НИ пишется слитно в отрицательных местоимениях (ничей, никакой, никого и т.п.), если они не отделены предлогом (ни у кого, ни с кем и т.п.)
  2. НИ пишется слитно в отрицательных наречиях (никак, никуда, нигде и т.п.)

В остальных же случаях, частица «НИ» пишется раздельно.

Как вы видите, с НИ информации для запоминания в разы меньше. И поэтому теперь, когда усвоено правило НЕ, НИ, слитно или раздельно они пишутся, важно научиться различать случаи, когда необходимо писать частицу НЕ, а когда НИ.

Чем отличаются частицы НЕ и НИ?

Правило написания этих неударяемых частиц зависит, в первую очередь, от их значения. Поэтому рассмотрим разные случаи употребления НЕ, НИ, правило и примеры для более точного понимания.

НЕ, НИ: правило, примеры

Частица «НЕ» используется:

В простых предложениях, если она имеет значение отрицания при глаголе, причастии или деепричастии.

Примеры: Я не хочу читать. Не интересующаяся историей молодежь.

В составном глагольном сказуемом при отрицании частице «НЕ» в первой и второй его части, дает утвердительный смысл.

Примеры: Не могу не сообщить. Не смогу не купить.

В вопросительных и восклицательных предложениях в сочетаниях с местоимениями, наречиями и частицами (только не, как не, чего не, чего только не и т.п.)

Примеры: Кого я только не знаю! Как не порадовать любимого человека?

В придаточной части сложного предложения в сочетании с союзом ПОКА.

Примеры: Стой тут, пока не скажу! Сиди, пока не придут за тобой.

В составе устойчивых сочетаний, которые обозначают предположение (далеко не, ничуть не, отнюдь не, вовсе не, нисколько не) и отрицание (чуть ли не, едва ли не, вряд ли не).

Примеры: Едва ли не каждый был виновен в этом. Им было принято отнюдь не справедливое решение.

В составе сочинительных союзов: не то; не то – не то; не только – но; не то что не – а; не то чтобы не – а.

Примеры: Наверху за потолком кто-то не то стонет, не то смеется (А. П. Чехов). Отдай кольцо и ступай; не то я с тобой сделаю то, чего ты не ожидаешь (А. С. Пушкин).

Частица «НИ» используется:

Для усиления отрицания.

Примеры: Ни кусочка нигде я не могла найти. У нас не было ни одного шанса.

При повторении, приобретая значение союза.

Примеры: Он не мог найти ни книгу, ни тетрадь. Ни он, ни его родители не замечали происходящего.

В придаточных предложениях для усиления утвердительного смысла.

Примеры: Делайте, пожалуйста, все, что ни скажу! Куда ни посмотрю, повсюду беспорядок.

В устойчивых сочетаниях со значением категорического приказания: ни с места, ни слова, ни шагу назад и т.п.

В устойчивых оборотах, представленных сочетанием двух противопоставляемых понятий: ни рыба ни мясо; ни жив ни мертв; ни дать ни взять и т.п.

Теперь, когда мы разобрали все примеры НЕ и НИ в предложениях, правило должно стать более понятным. Главное, постарайтесь попрактиковаться и придумать несколько собственных примеров на каждый пункт правил. Тогда материал лучше закрепится в памяти. Успехов!

Значение слова «ПРИСТУПИТЬ» найдено в 53 источниках

ПРИСТУПИТЬ, -уплю, -упишь; сов. 1. к кому-чему. Подойти, подступить.Враг приступил к крепости. Волны приступили к берегу. П. к кому-н. стребованиями, просьбами (перен.: настойчиво обратиться). 2. к чему. Начать,приняться за что-н. П. к делу. П. к строительству. II несов. приступать,-аю, -аешь. II сущ. приступ, -а, м.

приступить сов. неперех. см. приступать.

приступить
сов. см. приступать

приступить
ударить, приняться, засесть, заняться, затеять, перейти, встать на путь, подойти, заварить, начать, взяться, подступить, предпринять, пристать, вступить на путь, заварить кашу. Ant. закончить, завершить
Словарь русских синонимов.
приступить
см. начать 1
Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011.
приступить
гл. сов.
• начать
• принять
• взять
начать некоторую деятельность)
Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 — Информатик.2012.
.

2.5. Приступить к ликвидации загорания, используя огнетушитель (или песок из песочниц).

Источник: Должностная инструкция водителя трамвая

Смотри также родственные термины:

2.5. Приступить к ликвидации загорания, используя огнетушитель или песок из песочниц.

2.6. Сообщить о случившемся и о состоянии троллейбуса диспетчеру станции, диспетчеру парка.

2.7. При необходимости срочно вызвать пожарную команду и техническую помощь.

2.8. Привлечь (в случае надобности) водителей других троллейбусов, следующих по маршруту, к ликвидации загорания.

2.9. Убедиться в полной ликвидации загорания (нет дыма и тления) и направить троллейбус в парк буксиром.

3. Правила пользования огнетушителем

3.1. Огнетушитель ОУ-2 (углекислотный):

— взять огнетушитель левой рукой за ручку;

— вынуть огнетушитель из подвески;

— подойти как можно ближе к очагу загорания (струя углекислоты подается не дальше — 1,5 метров);

— направить раструб (диффузор) в сторону огня;

— правой рукой повернуть маховичок запорно-пускового вентиля против хода часовой стрелки-до отказа (выдернуть стопорное кольцо и нажать спусковой рычаг);

— направить струю углекислоты в очаг горения (время подачи углекислоты 20 — 25 секунд). Во время работы держать огнетушитель вентилем вверх. Запрещается держать или придерживать рукой раструб.

3.2. Огнетушитель «Момент» (порошковый):

— снять огнетушитель с подвески;

— подойти как можно ближе к очагу загорания (струя порошка подается на 1 — 2 метра);

— не снимая колпачок, повернуть огнетушитель выходным отверстием в сторону очага загорания;

— ударить головкой огнетушителя о твердый предмет и направить струю порошка на очаг загорания (время работы огнетушителя 9 — 10 с);

— огнетушитель, во время его работы, держать головкой вниз.

3.3. Применять пенные огнетушители и воду запрещается.

Определения термина из разных документов: Приступить к ликвидации загорания,

Источник: Должностная инструкция водителя троллейбуса

приступить глаг.сов. (14)

t0мн.2л.

Вы отчего не приступите так же, как яПс170.

t0мн.3л.

которых с нашей стороны не приступят ни к каким переговорам.Пс105.

но к исполнению его приступят в такой крайности, когда выПс105.

прош.ед.муж.

С чем приступил! верно, не я.Студ. 2.1.

Да что ты к нему приступил, из чего бьешься?Студ. 2.10.

когда туда же приступил от крепости Грозной сам генералПр4.

в наискорейшем времени и немедленно приступил к отправлению вверенного ему поручения.Пс164.

прош.мн.

сим сильным побуждением, они решительно приступили к сочинению правил для новогоПр15.

инф.

сей части города труднее было приступитьПр14.

к полковнику Швецову, приглашаю его приступить к очищению области.Пс176.

Если персияне точно желают приступить к миру на тех условияхОД8.

следовательно, нежелание персиян — приступить к миру будет обнаружено явнымОД8.

прич.прош.страд.кр.ед.сред.

первый раз постройках, тотчас будет приступлено к возделыванию, обработыванию уже существующимиПр16.

прич.прош.страд.кр.ед.сред.*

ни к чему не было приступленоПр16.

сов., обычно к кому-чему

(несов. приступать).

1.

Начать что-л., приняться за что-л.

[Санин] прямо приступил к главному — то есть заговорил о своем намерении продать имение. Тургенев, Вешние воды.

Вслед за этим суд торопливо приступил к допросу свидетелей. Чехов, В суде.

[Фрунзе:] Да, я решил поручить вам командовать ударной группой войск. [Чапаев:] А скоро можно приступить? [Фрунзе:] Сейчас. [Чапаев:] Слушаюсь. Погодин, Не померкнет никогда.

2. устар.

Близко подойти; подступить.

[Пугачев] быстро перешел через Уральские горы и 5 мая приступил к Магнитной. Пушкин, История Пугачева.

Гости, выпивши по рюмке водки —, приступили со всех сторон с вилками к столу. Гоголь, Мертвые души.

3. устар.

Настойчиво обратиться, пристать (с просьбой, вопросами и т. п.).

Учитель гимназии приступил ко мне с неотступной просьбой идти к нему чай пить. Герцен, Записки одного молодого человека.

Только лишь мы пришли, они приступили с расспросами: где мы были, откуда теперь. И. Гончаров, Фрегат «Паллада».

приступи́ть

Морфология: я приступлю́, ты присту́пишь, он/она/оно присту́пит, мы присту́пим, вы присту́пите, они присту́пят, приступи́, приступи́те, приступи́л, приступи́ла, приступи́ло, приступи́ли, приступи́вший, приступи́в

приступать

Толковый словарь русского языка Дмитриева.2003.

C/A

гл

_Приложение II

приступлю́(сь)

присту́пишь(ся)присту́пят(ся)

Должно творить возлиянья, вещать благовещие речи,

Должно бессмертных молить, да сподобят нас чистой душою

Правду блюсти: ведь оно ж и легче. Теперь мы присту́пим:

Каждый в меру свою напивайся.

См.

также вступиться, заступиться, наступить, обступить, отступиться, переступить, переуступить, подступиться, поступиться, преступить, проступить, ступить, уступить.

se mettre à, procéder vi à; commencer vi à

приступить к строительству — se mettre à la construction

приступить к исполнению своих обязанностей — entrer en fonction ; entrer dans l’exercice de ses fonctions ; reprendre l’exercice de ses fonctions

приступить к теме — attaquer le sujet

приступить к предмету изложения — entrer en matière

сов., к + дат. п.

(начинать) ponerse (непр.) (a + inf.), comenzar (непр.) vt (a + inf.)

приступить к работе — ponerse a trabajar

приступить к исполнению (своих) обязанностей — comenzar a ejercer (cumplir) (sus) funciones

приступить к чтению — ponerse a leer, comenzar la lectura

приступить к строительству — acometer la construcción

1) Орфографическая запись слова: приступить
2) Ударение в слове: приступ`ить
3) Деление слова на слоги (перенос слова): приступить
4) Фонетическая транскрипция слова приступить : [бр’стп’`ит’]
5) Характеристика всех звуков:
п [б] — согласный, твердый, звонкий, парный
р [р’] — согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный
и и — гласный, безударный
с [с] — согласный, твердый, глухой, парный
т [т] — согласный, твердый, глухой, парный
у у — гласный, безударный
п [п’] — согласный, мягкий, глухой, парный
и [`и] — гласный, ударный
т [т’] — согласный, мягкий, глухой, парный
ь []


10 букв, 6 звук

  найдено в  «Формах слова»

приступи́ть,
приступлю́,
присту́пим,
присту́пишь,
присту́пите,
присту́пит,
присту́пят,
приступя́,
приступи́л,
приступи́ла,
приступи́ло,
приступи́ли,
приступи́,
приступи́те,
приступи́вший,
приступи́вшая,
приступи́вшее,
приступи́вшие,
приступи́вшего,
приступи́вшей,
приступи́вшего,
приступи́вших,
приступи́вшему,
приступи́вшей,
приступи́вшему,
приступи́вшим,
приступи́вший,
приступи́вшую,
приступи́вшее,
приступи́вшие,
приступи́вшего,
приступи́вшую,
приступи́вшее,
приступи́вших,
приступи́вшим,
приступи́вшей,
приступи́вшею,
приступи́вшим,
приступи́вшими,
приступи́вшем,
приступи́вшей,
приступи́вшем,
приступи́вших
(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)
.

(начать) se mettre à, procéder vi à; commencer vi à (+ infin)

приступить к строительству — se mettre à la construction

приступить к исполнению своих обязанностей — entrer en fonction (вступить в должность); entrer (ê.) dans l’exercice de ses fonctions (первоначально); reprendre l’exercice de ses fonctions (вернуться к ним)

приступить к теме — attaquer le sujet

приступить к предмету изложения — entrer en matière

beginnen vt, anfangen vt; in Angriff nehmen vt

приступить к работе — an die Arbeit gehen (s)

приступим к делу — machen wir uns an die Sache

приступи’ть, приступлю’, присту’пим, присту’пишь, присту’пите, присту’пит, присту’пят, приступя’, приступи’л, приступи’ла, приступи’ло, приступи’ли, приступи’, приступи’те, приступи’вший, приступи’вшая, приступи’вшее, приступи’вшие, приступи’вшего, приступи’вшей, приступи’вшего, приступи’вших, приступи’вшему, приступи’вшей, приступи’вшему, приступи’вшим, приступи’вший, приступи’вшую, приступи’вшее, приступи’вшие, приступи’вшего, приступи’вшую, приступи’вшее, приступи’вших, приступи’вшим, приступи’вшей, приступи’вшею, приступи’вшим, приступи’вшими, приступи’вшем, приступи’вшей, приступи’вшем, приступи’вших

приставка — ПРИ; корень — СТУП; окончание — ИТЬ;
Основа слова: ПРИСТУП
Вычисленный способ образования слова: Приставочный или префиксальный

¬ — ПРИ; ∩ — СТУП; ⏰ — ИТЬ;

Слово Приступить содержит следующие морфемы или части:

  • ¬ приставка (1): ПРИ;
  • ∩ корень слова (1): СТУП;
  • ∧ суффикс (0): —
  • ⏰ окончание (1): ИТЬ;

Правило напи­са­ния при­ста­вок пре- и при- заклю­ча­ет­ся в опре­де­ле­нии их смыс­ла, кото­рым они обла­да­ют в слове.

В соот­вет­ствии с орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом рус­ско­го язы­ка пишем при­став­ку пре- в зна­че­нии «очень», «весь­ма» в сло­вах, обо­зна­ча­ю­щих высо­кую сте­пень каче­ства или дей­ствия (пре­ми­лый, пре­успе­вать) или  в том слу­чае, когда при­став­ка близ­ка по смыс­лу пере- (пре­одо­леть). Приставка при- пишет­ся в зна­че­нии бли­зо­сти, при­со­еди­не­ния, при­бли­же­ния, непол­но­го дей­ствия, дове­де­ния дей­ствия до кон­ца, сопут­ству­ю­ще­го действия.

Чтобы не оши­бить­ся в напи­са­нии при­став­ки пре- или при- в сло­ве, сле­ду­ет выяс­нить их зна­че­ние. Эти при­став­ки счи­та­ют­ся смыс­ло­вы­ми, то есть выбор в напи­са­нии бук­вы «е» или «и» опи­ра­ет­ся на пони­ма­ние зна­че­ния при­ста­вок, кото­рое они име­ют в каж­дом кон­крет­ном слове.

Приставка при-

В мор­фем­ном соста­ве слов смыс­ло­вая при­став­ка при- име­ет сле­ду­ю­щие значения:

— при­бли­же­ние:

Примеры

при­зем­лить­ся, при­бе­жать, при­тя­ги­вать, при­сло­нить­ся, при­хо­дя­щий вовремя;

— близ­кое расположение:

Примеры

при­фрон­то­вая поло­са, при­уса­деб­ный парк, Приуралье;

— при­со­еди­не­ние, прибавление:

Примеры

при­ко­ло­тая булав­ка, при­швар­то­вать­ся, при­вя­зать лошадь, при­сво­ить имя, при­кру­тить, при­бить, при­вин­тить, при­кре­пить зна­чок, причислить;

— крат­ко­вре­мен­ность или непол­но­та действия:

Примеры

при­го­ре­лый, при­от­кры­тая дверь, при­лас­кать кота, при­ку­сить губу, при­уныть, присыпать;

— дове­де­ние дей­ствия до конца:

Примеры

при­учить, при­пар­ко­вать­ся, при­щу­рить­ся, при­ду­мать, при­го­во­рить, присмиреть;

— сопут­ству­ю­щее действие:

Примеры

при­пля­сы­вать, при­пе­вать, при­тан­цо­вы­вать, при­сви­сты­вать, припевать.

совер­ше­ние дей­ствия в чьих-либо интересах:

при­сво­ить, при­пря­тать, прикарманить.

В ряде слов зна­че­ние при­став­ки при- затем­не­но. В совре­мен­ном рус­ском язы­ке её зна­че­ние невоз­мож­но выяс­нить, поэто­му напи­са­ние этих слов с бук­вой «и» сле­ду­ет запом­нить. Этимологическая при­став­ка не выде­ля­ет­ся в мор­фем­ном соста­ве слов и ста­ла частью их корня:

при­твор­щик, при­стой­ный, при­мер, при­мер­ный, при­ем­ле­мый вари­ант, при­чу­да, при­чуд­ли­вый, при­вет, при­вет­ли­вый, при­леж­ный, при­ро­да, при­бор, при­ят­ный, при­ве­ред­ли­вый, при­лич­ный, при­ли­чия,  при­каз, при­кор­нуть, при­ся­га и пр.

Приставка пре-

Приставке пре- обра­зу­ет при­ла­га­тель­ные и наре­чия со зна­че­ни­ем пре­дель­но­го каче­ства и соот­но­сит­ся по зна­че­нию со сло­ва­ми «очень» или «весь­ма»:

  • презабав­ный (очень забавный);
  • предерз­кий (очень дерзкий);
  • преслад­кий (весь­ма сладкий);
  • преширо­кая ули­ца (очень широкая);
  • уда­рить преболь­но;
  • почув­ство­вать себя пренепри­ят­но.

В соста­ве гла­го­лов при­став­ка пре- обо­зна­ча­ет интен­сив­ное дей­ствие, пре­вос­хо­дя­щее опре­де­лён­ную меру или границу:

  • преуве­ли­чи­вать факты;
  • превос­хо­дить соперника;
  • превысить ско­рость;
  • превоз­но­сить до небес;
  • преуспе­вать.

В неко­то­рых сло­вах при­став­ка пре- име­ет зна­че­ние, близ­кое по смыс­лу к при­став­ке пере-:

  • прелом­лен­ный луч (пере­ло­мить);
  • прерван­ный раз­го­вор (пере­стать разговаривать);
  • прегра­да (пере­го­ро­дить);
  • превоз­мочь боль (пере­си­лить);
  • преодо­леть труд­но­сти (пере­одо­леть).

Но в ряде слов, заим­ство­ван­ных из ста­ро­сла­вян­ско­го язы­ка, эта смыс­ло­вая при­став­ка не выде­ля­ет­ся, поэто­му их напи­са­ние све­ря­ем по орфо­гра­фи­че­ско­му сло­ва­рю и запо­ми­на­ем их:

пре­сле­до­ва­тель, пре­вра­тить, пре­вра­ще­ние, пре­ко­сло­вить, бес­пре­ко­слов­ный, пре­пят­ствие, пре­сло­ву­тый, пре­смы­кать­ся, пре­стол, пре­ми­нуть, зна­ки пре­пи­на­ния, пре­иму­ще­ство, непре­лож­ная исти­на, пре­не­бре­же­ние, пре­зи­рать, презрение.

В корне мно­гих ино­языч­ных слов пишет­ся началь­ное пре- или при-:

  • пре­лю­дия, пре­тен­дент, пре­це­дент, пре­зи­ди­ум, пре­зи­дент, пре­мье­ра, пре­па­рат, пре­фе­ранс, пре­зент, пре­ми­ро­вать, пре­ва­ли­ро­вать, пре­ам­бу­ла, пре­стиж, пре­тен­зия, прерогатива;
  • при­ват­ный, при­ви­ле­гия, при­ма­дон­на, при­мат, при­ми­тив­ный, при­о­ри­тет.

Необходимо научить­ся раз­ли­чать сход­ные по зву­ча­нию, но раз­ные по смыс­лу и пра­во­пи­са­нию слова.

РАЗЛИЧАЕМ:

  • прибывать (при­хо­дить или при­ез­жать)  — пребывать (нахо­дить­ся) в неве­де­нии;
  • придание оттен­ка — преданье ста­ри­ны, предавать­ся веселью;
  • придать (доба­вить) уско­ре­ниепредать вра­гу;
  • приёмник (радио) — преемник (после­до­ва­тель); 
  • предел (гра­ни­ца) — придел (боко­вой алтарь в церкви);
  • презирать (отно­сить­ся пре­не­бре­жи­тель­но) — призирать сиро­ту, ста­ри­ка (дать при­ют, про­явить заботу);
  • прекло­нять­ся (перед лич­но­стью) — прикло­нить голо­ву (най­ти приют);
  • претво­рить в жизнь (осу­ще­ствить) — притво­рить дверь (при­крыть);
  • престу­пить закон (нару­шить) — присту­пить к делу (начать дело);
  • преходя­щие забо­ты (вре­мен­ные, непо­сто­ян­ные) — приходя­щий (на вре­мя) врач, няня;
  • преврат­ный (иска­жен­ный) — приврат­ник (сто­рож);
  • претер­петь (пере­тер­петь) жару, болезнь — притер­петь­ся к жаре (при­вык­нуть);
  • непрелож­ная исти­на (неоспо­ри­мая) — приложить (поло­жить вплотную).

Видеоурок

ava author

Средняя оценка: 4.5.
Проголосовало: 32

  • Приступить к делу как пишется правильно
  • Приступать к работе как пишется
  • Приступим как пишется правильно
  • Приступать закон как пишется преступать или
  • Приступила к работе или преступила как пишется