Сочинение по картине Попова Первый снег 7 класс
Ищите синонимы на sinonim.org, чтобы сочинение не совпадало с тем, что в интернете. Нажмите 2 раза на любое слово в тексте.
Используйте наши сочинения, чтобы найти идеи для своего сочинения.
Сочинение для 7 класса
Однажды я проснулся и, как обычно, подошел к окну. И вместо привычного серого пейзажа увидел нечто невероятное. Наконец-то выпал первый снег! Он преобразил до неузнаваемости все вокруг: мостовые, тротуары, крыши домов. Казалось, что весь город укрыт гигантским белоснежным покрывалом или праздничной скатертью. Снег опускался на землю абсолютно бесшумно, мягко и неторопливо. Крупные хлопья заманчиво искрились и переливались на солнце.
Так и хотелось, не медля ни минуты, вскочить с места и выбежать на улицу, поближе к этому чуду. К сожалению, это было невозможно. Поэтому я поступил иначе: открыл окно и протянул ладонь навстречу снегу. Первые снежинки доверчиво опускались на мою руку и тут же превращались в сверкающие капельки воды. Атмосферу радости и ожидания какого-то праздника создавали и восторженные крики детворы из дома по соседству. Я видел, как они плясали на свежевыпавшем снегу, не пряча своего бурного ликования.
Я был не одинок в своем любовании чудесной зимней картиной. Вместе со мной радовались и другие люди: забавный старичок на балконе, женщина, живущая в доме, который находится чуть дальше по нашей улице. А вот из подъезда выскочила маленькая собачка. Увидела снег и замерла в растерянности, не понимая, что ей делать дальше. Ее коротенькие лапки полностью погрузились в снежное одеяло. Мужчина в телефонной будке тоже на минутку отвлекся от своего разговора и любуется великолепной картиной. Мое сердце переполнено восторгом, ощущением новизны и свежести и предчувствием небывалых зимних чудес!
Сочинение-описание картины Попова Первый снег
Перед моими глазами находится замечательная картина известного живописца Попова. Полотно названо очень верно и красноречиво – «Первый снег». Это творение будит во мне множество мыслей и эмоций. Картина потрясающе правдоподобна! Смотришь на нее и кажется, что выглядываешь из окна на настоящую улицу. В природе еще преобладают осенние серые и коричневые краски. Сразу понятно, что зима только-только началась и не успела еще развернуться в полную силу. Небо тяжелое, словно налитое свинцом. Кажется, что весь снег, который пока не успел выпасть, тянет облака к земле. Везде, куда ни бросишь взгляд, снег! Если приглядеться повнимательнее, то становится заметно, что он не только белый. В нем есть и голубые оттенки, и даже желтоватые тона. Вероятно, снегопад шел всю ночь, покуда люди спали, не подозревая о творящемся вокруг волшебстве. И сейчас последние снежинки все еще плавно кружатся перед окном, гонимые холодным и колючим зимним ветром. Они напоминают мне крохотных парашютистов, опускающихся на землю.
Первый снег до неузнаваемости преобразил городской пейзаж. В белом одеянии дома выглядят более нарядными, торжественными, праздничными. Снег укутал их с фундамента и до самой крыши. Все вокруг погрузилось в холодную снежную пучину: крыши, оконные рамы и даже тротуары, такие широкие в другое время года. Теперь же их совсем не видно под толщей снега. Деревья хранят на себе последние приметы осени. Еще не все листочки облетели с их ветвей. Природа из последних сил цепляется за тепло, которое согревало землю совсем недавно. Но эти попытки тщетны, зима наступает неумолимо и безжалостно скрывает все напоминания о солнечных днях.
На поверхности снега уже заметны чьи-то петляющие следы. Это маленький щенок порезвился на засыпанном снегом тротуаре. Похоже, что животное никогда в жизни не видело снега. Щенок в растерянности: что происходит вокруг и чего можно ожидать от этого непонятного и холодного покрова под лапами? А вот и человеческие следы. Их оставили три девочки, которые сейчас так искренне и беззаветно радуются переменам в природе. Несложно представить, как они при взгляде на выпавший снег хватают зимнюю одежду и со всех ног бегут во двор. Вероятно, дети дружат давно. Ведь цепочки следов начинаются от трех домов, стоящих по соседству.
Но не только непосредственные дети радуются снегу. Вот в будке с телефонной трубкой в руке стоит молодой мужчина. Кто знает, возможно, именно в эту минуту он делится с кем-то близким волнующей новостью о долгожданном снеге. За одним из окон находится девушка. Она задумчиво смотрит на падающие снежинки. О чем она размышляет? Это невозможно угадать, ведь первый снег у каждого человека вызывает свои ассоциации и образы.
Что значит для меня первый снег? Это всегда праздник, маленький, волнующий и совершенно неожиданный. Снег – это подарок зимы, сюрприз людям от щедрой природы. Сложно с точностью до дня сказать, когда именно пойдет снег. Остается только ждать и предвкушать это чудо, способное, как по мановению волшебной палочки, изменить все вокруг. Снег дарит нам ощущение светлой и чистой сказки. Сказки, в которой самые интересные главы еще впереди. Обязательно будет веселое празднование Нового года и Рождества, будут захватывающие дух катания с крутых горок. Впереди нас ждет череда радостных и снежных дней. И все они будут наполнены весельем и счастьем до краев. Так, как сейчас утопает в снегу тихий московский дворик на полотне художника Попова.
Всё для учебы » Сочинения » Сочинение по картине Попова Первый снег 7 класс
Сочинение по картине Первый снег Попова 7 класс
Картина Попова «Первый снег» изображает вид с высоты на городскую улицу. Художник изобразил старинные высокие дома, расположенные вдоль улицы. Между домами растет дерево. Она ещё не полностью сбросило осеннюю листву. Это символизирует в борьбу осени и зимы. Осень всё ещё не сдала свои позиции. Но картина явно показывает победу зимы, которая выражается в появлении снега.
Ищу улицу можно хорошо рассмотреть. Дорога и крыши домов усыпаны снегом. Можно сделать вывод, что снег выпал недавно, так как на нём видны отчётливые следы. Но их совсем немного. Снежный покров равномерно устилает улицу. Его ещё не успели расчистить или затоптать. Грациозные снежинки всё ещё падают с неба и укрывают улицу белым покрывалом.
В центр улицы вышли три девочки. На снегу видны их следы, они живут в соседних домах. Девочки очень рады снегу, кружатся и смеются. Глядя на их радость, можно с уверенностью сказать, что снег выпал впервые за зиму. Очевидно, девочки давно ждали снег и выбежали на улицу, только заметив его. Судя по следам, они давно прыгают и кружатся.
Поблизости изображена собака. Возможно её хозяйка — одна из девочек. Собака тоже радуется прогулке и с удовольствием бегает по снегу.
На улице стоит пасмурная погода, небо затянуто тучами. Но три веселые девочки придают мрачной картине свежие краски.
Дома на улице большие, но в каждом из них имеется множество маленьких окон. Очевидно, что они состоят из множества небольших квартир. Владельцы некоторых квартир имеют балконы. Если внимательно посмотреть на картину, в окнах можно увидеть взрослых людей, которые тоже любуются снегом. Но они не выражают радость так искренне, как дети.
При написании картины автор использовал всего несколько основных цветов. Главным оттенком является белый, с его помощью изображён снег. Чтобы передать погоду, художник прибегает к серому цвету. Дома изображены желтым цветом, однако они достаточно тусклые, что дополняет картину мрачной погоды. Яркой изображена лишь одежда девочек, что подчеркивает их молодость и беззаботность.
Описание картины Попова Первый снег
Широкая улица медленно, но уверенно покрывается чистым первым снегом. Уже и крыши, и дома, и деревья укутались в белое покрывало. Хотя снег и первый, но его довольно много: хватит и чтобы снеговика слепить, и построить оборонительные сооружения для игры в снежки.
Сложно сказать, который час дня изображен на картине. Вроде бы и небо еще светлое, и на тротуарах кто-то протоптал тропинки, значит уже не раннее утро. Но с другой стороны, где же подевались все взрослые? Вот одинокая фигура мужчины в телефонной будке. Вот еще кто-то смотрит на улицу из окна уютной квартиры. А где все остальные? Возможно, взрослые просто боятся, что первый снег раскроет страшную тайну: им тоже охота поиграть в снежки, но страшно показаться глупыми в глазах остальных. А выйти под предлогом очищения тротуаров тоже рановато: и снега еще не так много выпало, да и смущать играющих ребят своим присутствием не хочется.
Первый снег вывел на улицу для бурной радости только троицу детей. Они взялись за руки и, не скрывая своих эмоций, танцуют! Ловят ртом падающие снежинки! Наверное, их танец перейдет через несколько минут в забавную игру. К ним уже спешит щенок! Ему тоже не терпится попрыгать, побегать, покачаться на снежном покрове.
Живописец Попов показал в своей картине то, о чем мечтают все дети зимой – возможность поиграть в снегу без малейшего опасения простудиться или запачкаться.
В жизни всегда чем-то занятого города первый снег вносит свои изменения. С одной стороны, воздух излучает особую тишину, украшенные снегом улочки и дома кажутся смешными и более уютными. Спешить куда-то просто не получится: ноги от непривычки быстро не пойдут. А с другой, снег — хороший повод для ребят не прятаться за стенами квартир, а восстановить старую дружбу и поиграть вместе. Осень с ее пасмурными днями закончилась, теперь время светлой зимы и активных игр.
Чувство времени пропадает, когда играешь на снегу с друзьями. Взаправду хочется кружиться и петь!
Первый снег – как подарок под елку от Деда Мороза. Ждешь его, ждешь, не знаешь, когда он появиться. А каким будет? А вдруг, пойдет немножко и растает? А вдруг, в эту зиму его не будет вообще? Хорошо, что мы имеем возможность в любое время года смотреть на такие зимние картины. Они дают надежду на то, что и в эту зиму все будет хорошо.
Вариант 3
Художник выглянул в окно. То, что увидел, он и изобразил на картине. Вероятно, он и живёт на этой улице, в одном из этих домов.
Пришла зима. Как ей радуются дети! Вот они втроём прыгают от радости среди двора. Рядом стоит собака, и думает, что ей делать — прыгать, как дети или попробовать снег на вкус. Она — то без сапожек и её лапкам холодно на мокром снегу.
Это какой-то провинциальный городок или окраина большого города, живущий своей обычной жизнью. Двух и трёхэтажные дома старой застройки. Причём, видно, что улица поднимается в гору — дома «вросли» в землю не равномерно. Это видно по окнам первого этажа. Плотная городская застройка — никакой зелени, кроме дерева, одиноко выглядывающего со двора на улицу. С него опадают последние жёлтые листья и ложатся прямо на первый снег. Видно, это поздняя осень, конец октября или начало ноября. Возможно, этот первый снег ещё растает и наделяет грязи.
Дома раскрашены как-то грустно — желтый верх и коричневый низ. Никаких балконов и лоджий. Никто эту улицу не чистит. Проезжая часть в снегу. Лишь грязно-жёлтые тропинки протоптаны там, где летом угадывается тротуар. Сейчас он тоже покрыт снегом и не чищенный. И только три цепочки следов тянутся от трёх близлежащих домов к центру улицы. Это три девочки оставили их на снегу. Они так торопились порадоваться первому снегу, что выскочили на улицу одетые наспех.
Людей никого не видно, только три девочки и собака. Да человек на балконе. Возраст не позволяет ему так бурно радоваться снегу, как дети. Но он всё-таки вышел на балкон, чтобы вдохнуть свежего морозного воздуха, подержать в руках первый снег, лежащий на перилах балкона. Возможно, взрослые на работе. Это только для детей снег — чудо. Хотя, если приглядеться, то в глубине улицы видно фигуру взрослого или ребёнка, который задрал голову вверх и смотрит на небо. И вот с окна второго этажа на всё происходящее смотрит одинокая женская фигура.
Девочки одеты бедненько. Даже не зная года написания картины, можно с уверенностью сказать, что это 50-60 года прошлого столетия. Многие города огромной России похожи на эту картину, а некоторые пребывают в таком состоянии и до сих пор. Детей эти проблемы не волнуют — они рады кружащимся в воздухе снежинкам.
Солнца нет, небо затянуто тучами, возможно, скоро опять пойдёт снег.
Художник для своей картины специально выбрал неяркие цвета — серый, грязно-кирпичный и лишь один позитивный цвет — белый. Почему? Моё мнение — он хотел на фоне снежной белизны показать серую убогость старых домов, серых, от постоянных дождей, заборов.
Я бы не хотела жить в таком районе, на такой улице. Тем более, что на улице не видно ни одного фонарного столба. Представляю, какая там темень осенью, когда дни становятся короче и короче. Вечером лишний раз и на улицу выходить не хочется — страшно.
Описание настроения картины Попов — Первый снег
Популярные сегодня темы
На картине изображен погожий весенний день. Светит яркое, уже теплое солнце, оно повсюду разливается мягким золотистым светом, который отражается от снега и слегка слепит глаза. Это ранняя весна начинает хозяйничать.
Вот и наступило это прекрасное время года – зима. Студеный воздух, девственно-белый снег так и манят из дома вон. Хочется дышать полной грудью, пробежаться на лыжах, встать на коньки.
Одним из самых известных живописных произведений в мире является Мона Лиза. Эта картина, казалось бы, проста, но почему-то приковывает к себе взгляды множества людей.
Одним из наиболее известных образов царя Ивана Грозного является изображение сделанное Васнецовым. Как известно, художник много работал с историческими хрониками
Изображение картины как мы видим, включает весеннее время года, на картине преобладают блеклые и неясные краски, земля только недавно освободилась от зимнего покрывала
Первый снег Попова — сочинение-описание по картине 7 класс
На картине Игоря Попова «Первый снег» изображен счастливый момент радости детей. Эта картина передаёт самые светлые и яркие эмоции. Тона цветов передают жизнерадостность и светлые события.
Сразу же в глаза бросается падающий снег. Он спускается на землю крупными, белыми, тихо ложащимися хлопьями, приносящими всем вокруг лёгкость и хорошее настроение.
Это показывают дети – девочки, которые рады этому прекрасному явлению. Они веселятся и прыгают от приходящей радости.
Втроём они пытаются поймать летящие на них хлопья снега, смотрят наверх и парят вместе с природным явлением.
Также вдалеке виднеется мальчик, стоящий и смотрящий в небо. Он очень занят этим занятием. И по нему нельзя сказать какие эмоции ему это приносит. Вполне может быть, что тихая, неспешную радость, или по-другому: угрюмость и неохота начала зимы. В его голове могут быть совершенно разные мысли, а какие они, нам стоит только догадываться.
Большое пространство на картине занимает дорога. Она широкая и достаточно массивная. С каждой её стороны стоят дома, покрашенные в жёлто-серый цвет. Они все похожи один на другой, но есть одно различие – все они разного размера. От маленького к большому – так мы видим это изменение по правой стороне дороги. В конце домов становится всё больше, а дорога, славно приютившая всех их, плавно уходит вниз. Вся она и крыши домов покрыты слоем белого снега.
Если присмотреться, то в левой части картины можно заметить балкон, на котором стоит человек. Он словно также, как и тот мальчик, занят рассматриванием погоды на улице.
Ниже этого балкона стоит телефонная будка, и внутри неё загадочный силуэт, звонящий по телефону.
С деревьев ещё отлетает жухлая, сухая листва, продержавшаяся с начала осени. Под этим сохранившемся деревом стоит собака, словно застывшая.
Вообще всё на этой картине кажется спящим и не движущемся, кроме трёх радующихся девочек и снега. Эта картина приносит спокойствие, наполненное тишиной. Всё вокруг бесшумно и медленно.
Город пропитан безжизненностью на его дальних улицах. Везде вроде бы и светло, но в то же время темно, так как небо всё же даёт приобрести картине немного смуглости.
Глядя на картину появляются смешанные чувства: и радость, и грусть. Может быть художник пытался что-то этим до нас донести, может же наоборот, просто рисовал, как чувствовал.
Попов — Первый снег
Популярные сочинения
Любопытно, как основательно вошли в нашу обыденную жизнь элементы ремесленничества и тонкости ведения искусства в то время, как когда-то умельцы, создающие собственными руками изделия из глины
Как только ребенок появляется на свет, первое, что он видит – это собственную маму. Он запоминает ее запах, успокаиваться у нее на руках, чувствуя ее тепло и сердцебиение
Достоевского Фёдора Михайловича по праву можно назвать одним из главных страдальцев русской литературы. Он страдал как сам, так и страдал из-за страданий других людей, пропускал беды человечества через себя
Третья часть сборника готовит к третьей части экзаменационной работы — написанию сочинения.
Учащиеся пишут небольшое по объёму сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста. Однако сначала ученику придётся выбрать одно из предлагаемых в работе заданий: написать сочинение-рассуждение На лингвистическую тему Или На морально-нравственную тему. В Том и другом сочинении требуется привести не менее двух аргументов из прочитанного текста, подтверждающих рассуждения автора сочинения.
Экзаменационное сочинение — это рассуждение, в котором учащиеся должны показать способность не только думать, размышлять, рассуждать, но и объяснять, убеждать. Такой текст должен быть чётко структурирован и соответствовать схеме: тезис (мысль, которую требуется доказать) — аргументы (доказательства) — вывод.
Приступая к написанию рассуждения, нужно продумать, какой тезис следует формулировать и какими доказательствами аргументировать свою позицию. Составление плана сочинения поможет логически правильно построить текст, обдумать количество и содержание аргументов, с помощью которых будет подтверждаться основная мысль сочинения.
Особое внимание нужно уделить использованию языковых средств, с помощью которых устанавливаются логические связи между частями сочинения-рассуждения. При переходе от тезиса к доказательствам можно употреблять выражения: Докажем это, это можно доказать так, в этом можно легко убедиться, это объясняется следующим, и вот почему И др., а также использовать вопросительные предложения со словами Почему, для чего и др. Сочинение-рассуждение может включать несколько аргументов, последовательно соединяемых друг с другом вводными словами и сочетаниями: Во-первых, во-вторых…, наконец, например, допустим, предположим, так и др. Вывод (заключительная часть рассуждения) может быть связан с доказательствами посредством слов: Поэтому, вот почему, следовательно, значит, итак, таким образом, сделаем вывод, подведём итог, из всего сказанного следует… и др.
Одно из важнейших требований, предъявляемых на экзамене: минимальный объём сочинения-рассуждения должен быть не меньше 50 слов, нужно использовать не менее двух примеров из прочитанного текста, аргументирующих точку зрения учащегося. При этом, приводя примеры, следует либо указывать номера нужных предложений (из текста, который будет на экзамене предложен для чтения и анализа), либо применять цитирование.
Важный этап подготовки сочинения — работа с черновиком. Цель этой работы — скорректировать план сочинения, организовать редактирование текста, исправить ошибки и недочёты. Чтобы редактирование текста прошло успешно, необходимо учитывать, по каким критериям будет оцениваться сочинение-рассуждение.
Содержание текста
1) Соответствие текста теме и основной мысли.
2) Обоснованность ответа на поставленный вопрос, полнота раскрытия темы, наличие примеров-аргументов (не менее двух).
3) Смысловая цельность и последовательность изложения мыслей (развёртывание по плану), правильность выделения абзацев, композиционная стройность работы.
4) Достоверность фактического материала.
5) Соответствие работы учащегося заданному жанру, типу речи (рассуждение) и стилю речи (научному или публицистическому).
Речевое оформление текста
6) Речевая связность (наличие грамматико-смысловой связи предложений, абзацев).
7) Точность и ясность речи; владение достаточным словарным запасом и разнообразными грамматическими средствами, чтобы точно и понятно выразить свою мысль.
Уместное использование выразительных языковых средств.
9) Соответствие высказывания нормам современного русского литерагурного языка (лексическим, грамматическим, речевым, стилистическим, орфографическим и пунктуационным).
Все эти требования необходимо учитывать, выполняя данные ниже тренировочные упражнения.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
1. Письменно обоснуйте, к какому стилю речи относится текст В. Богомолова (текст 4 в части II «Чтение и анализ текста»). Приведите в сочинении-рассуждении не менее двух аргументов из прочитанного текста, подтверждающих вашу точку зрения. Приводя примеры, применяйте цитирование.
2. Некоторые ученики утверждают, что при выборе правильного написания большинства слов нужно учитывать их лексическое значение и морфемное строение. Но есть школьники, которые считают, что совсем не обязательно анализировать значение и морфемное строение, чтобы правильно написать слово. Кто прав?
Выскажите своё мнение по этому вопросу в сочинении-рассуждении «Нужно ли при написании слова учитывать его лексическое значение и морфемное строение?»
Обдумывая ответ на этот вопрос, прочитайте и проанализируйте текст Г. Троепольского. В своём сочинении приведите примеры из этого текста, аргументирующие вашу точку зрения. Приводя примеры, применяйте цитирование.
Деревня, куда привезли Бима, прямо-таки удивила его. Здесь тоже жили люди, но всё было не так, как там, где он родился и вырос. Домики маленькие — прямо на земле, без никаких лестничных площадок, без многочисленных порогов, двери не щёлкают замками. Ночью, правда, двери запирают на засов изнутри. Все домики покрыты ребристыми серовато-белыми листами. Утром, в одно и то же время, из каждого домика идёт вверх дым, но, однако же, они не едут и не улетают никуда, а стоят себе ровненько рядами и дымят тихо и мирно, без скрежета.
Но самым поразительным для Бима оказалось то, что вместе с людьми здесь живут разные животные и птицы: коровы, куры, гуси, овцы, свиньи, знакомство с которыми состоялось не сразу. У животных, позади каждого людского домика, свои домики, покрытые иной раз соломой, а иной раз камышом и огороженные невысокой просвечивающей стеной из перекрученных палок и хворостин. И никто никого не трогает: ни люди животных и птиц, ни животные людей, — и никто ни в кого не стреляет из ружья.
В первый день Биму постелили сена в углу сеней. Человек привязал его за верёвку, хорошо накормил и куда-то ушёл, надев плащ. Остаток дня Бим провёл в одиночестве, при полной тишине и безмолвии. Перед вечером он услышал, как зашуршали копытцами по земле овцы, как они вошли во двор, как промычала корова внутри сарая (чего-то просила).
Незаметно Бим уснул, притеплившись в духовитом сене. В таком сене, дух которого вызывает невольную улыбку, даже человек засыпает немедленно, и от запаха свежего сена у него возникает в очах голубой цвет перед сном. Бим же был далеко чутьистее человека, поэтому каждый тончайший оттенок этого аромата успокаивал, ублажал его тоску.
Разбудил Бима крик петуха. Когда-то он его слышал не раз, но не так близко, а этот — прямо за стеной, громко, протяжно, гордо: «Ку-ка-ре-ку-у-у!» Ему откликнулись все петухи на селе. (Несколько позже Бим узнает, что этот петух — запевала и что такие петухи бывают сердитые.) Бим сидел и слушал удивительную музыку; дальше она перекатывалась волнами по селу — то ближе, то дальше, в зависимости от того, кому подходила очередь, что ли, а последним, в одиночку, прокричал какой-то немощный кукарешник, сипло, коротко и неподобно петуху, заслуживающему уважения. Потом, со временем, Бим разберётся, что именно такие петухи — трусы, убегают даже от чужого петуха, врывающегося во дворовые владения, хотя по всем правилам куриного общежития этот трус обязан защищать покой подведомственных ему кур. А он убегает, идол. Зато именно такой петух безжалостен к чужим цыплятам — клюёт, между тем как любой петух, если он не лишён чувства собственного достоинства, никогда не клюнет цыплёнка, забредшего невесть откуда. Такой вот и пропел последним, и только тогда, когда убедился, видимо, что не ошибся во времени. Люди назвали бы такого петушишку конъюнктурщиком, но Биму было просто-напросто смешно. Кстати, Бим вовсе не представлял, ввиду отсутствия опыта, что по таким задохлым полупетухам никто никогда не отсчитывает время.
Бим прилег и задремал. Вдруг снова прокатилось по селу из конца в конец песнопение. И Бим снова сел и снова слушал с большим удовольствием. Потом — в третий раз, ещё сильнее, голосистее и, право же, возвышеннее. Ах, здорово поют! Вот уж здорово! А что они вытворяли где-то вдали, представить невозможно! Бим пока не знал, что это пели хором на колхозной птицеферме по неписаным нотам белые, как кипень, самоуверенные петухи-красавцы, а в тот раз — не будь он запертым в сенях — он обязательно сбегал бы посмотреть и послушать поближе такое чудо. Но сени были его клеткой.
В шель двери мало-помалу расслабленно вползал серенький осенний рассвет.
3. Как известно, в современном интернет-общении активно высказывается мысль о том, что при письменном общении можно не соблюдать орфографические нормы, так как это совсем не мешает взаимопониманию. Как вы относитесь к этой точке зрения? Выскажите своё мнение по этой проблеме в сочинении-рассуждении «Нужно ли соблюдать орфографические правила в интернет-общении?»
Обдумывая ответ на этот вопрос, прочитайте ещё раз фрагмент повести Г. Троепольского «Белый Бим Чёрное Ухо» (см. предыдущее упражнение). В своём сочинении приведите примеры из данного текста, аргументирующие вашу точку зрения. Приводя примеры, применяйте цитирование.
4. Напишите сочинение-рассуждение, используя в качестве тезиса одно из высказываний (на выбор). Подтвердите или опровергните это высказывание. Приведите не менее двух аргументов, подтверждающих вашу точку зрения.
Слово отражает мысль: непонятна мысль — непонятно и слово… (В. Белинский.)
Необыкновенный язык наш есть ешё тайна. (Н. Гоголь.)
Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. (К. Паустовский.)
Лишь усвоив в возможном совершенстве первоначальный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве усвоить и язык иностранный. (И. Гончаров.)
5. 1. Выберите одно из данных ниже высказываний и устно обоснуйте свой выбор. Составьте и запишите тезисный план сочинения-рассуждения, в котором может быть использовано это высказывание в качестве тезиса, требующего доказательства.
2. Выберите ещё одно высказывание и на его основе напишите сочинение-рассуждение. Следите за тем, чтобы в сочинении было не менее двух аргументов, подтверждающих вашу точку зрения.
Не умея держать в руке топор — дерева не обтешешь, а не зная языка хорошо — красиво и всем понятно — не напишешь. (М. Горький.)
Берегись такого слова, которое разъединяет людей. (Л. Толстой.)
Синонимика — сфера бесконечных возможностей речевого творчества. (А. Ефимов.)
Язык человека — точный показатель его человеческих качеств, его культуры. (Д. Лихачёв.)
6. Какие два высказывания объединены общей мыслью? Докажите. Напишите сочинение-рассуждение, используя одно из этих высказываний в качестве тезиса, который нужно доказать, а второе — в качестве эпиграфа вашего сочинения. Следите за тем, чтобы тезис был аргументирован.
Язык изменчив, как изменчива сама жизнь. (С. Маршак.)
Острый язык — дарование, длинный язык — наказание. (Д. Минаев.)
Язык — инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть. СМ. Горький.)
Самая изменчивая часть языка — это словарь. Как хороший барометр, откликается словарь на все изменения жизни. (А. Супрун.)
7. 1. Вдумчиво прочитайте высказывания писателей и лингвистов. Устно докажите, что каждое из них можно использовать в качестве цитат или эпиграфа в сочинении «Зачем нужна орфография?»
2. Напишите сочинение-рассуждение, используя в качестве тезиса одно из данных высказываний (на выбор). Подтвердите или опровергните мысль, выраженную в этом высказывании. Приведите не менее двух аргументов, подтверждающих вашу точку зрения
Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как. (Л. Толстой.)
Речевая культура человека — зеркало его духовной культуры. (В. Сухомлииский.)
Правильное письмо — показатель общего развития и обшей культуры человека. (М. Разумовская.)
Орфография предельно упрощает чтение, делает его быстрым и лёгким, поэтому она и заслуживает благодарность всех читающих. (М. Панов.)
8. Напишите сочинение-рассуждение, используя в качестве тезиса одно из высказываний (на выбор). Подтвердите или опровергните это высказывание. Приведите не менее двух аргументов, подтверждающих вашу точку зрения.
Родной язык надо любить, как мать, как музыку, и надо уметь хорошо говорить, чтобы при случае передать свою мысль другому человеку ясно и просто. (М. Горький.)
Слог — это внешняя одежда; мысль — это тело, скрывающееся под одеждой. (И. Гончаров.)
Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое историческое живое целое. (К. Ушинский.)
Человек, равнодушный к своему языку, — дикарь. Он вредоносен по самой сути, потому что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому и будущему своего народа. (К. Паустовский.)
9. Напишите сочинение-рассуждение, используя в качестве тезиса одно из высказываний (на выбор). Подтвердите или опровергните это высказывание. Приведите не менее двух аргументов, подтверждающих вашу точку зрения.
Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей. (М. Горький.)
Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск… (К. Паустовский.)
Смутно пишут о том, что смутно себе представляют. (М. Ломоносов.)
Человек чрез слово всемогущ: язык всем знаниям и всей природе ключ. (Г. Державин.)
10. Вдумчиво прочитайте высказывания зарубежных писателей и лингвистов, общественных деятелей. Напишите сочинение-рассуждение, используя в качестве тезиса одно из данных высказываний (на выбор). Подтвердите или опровергните это высказывание. Следите за тем, чтобы ваша точка зрения была аргументирована.
Кто ясно мыслит, тот ясно и излагает. (Н. Буало.)
Слово ранит быстрее, чем лечит. (И. Гёте.)
Правильно чтобы писать, учиться надобно мыслить. (Гораций.)
Грамматика повелевает даже царями. (Мольер.)
Если не умеешь говорить, научись слушать. (Помпоний.)
Заговори, чтоб я тебя увидел. (Сократ.)
Словарь — это вселенная, расположенная в алфавитном порядке. (А. Франс.)
11. Прочитайте высказывание профессора Казанского университета (XIX в.), автора работ по ораторскому искусству А. Говорова. Напишите небольшое сочинение-рассуждение, взяв за основу главную мысль данного высказывания. Озаглавьте свой текст. Следите за тем, чтобы ваша точка зрения была аргументирована.
Монотонное произнесение, убаюкивающее красоту и отчасти смысл речи, составляет несчастье не только для аудитории, но и для самого говорящего; оно не только неприятно для слушателя, но и вредно для оратора.
12. Выберите одну из пословиц и напишите сочинение-рассуждение, объясняя, как вы понимаете её смысл. Продумайте аргументы, с помощью которых вы будете подтверждать свою точку зрения.
1) Язык голову кормит, он же и спину портит.
2) Поменьше говори, побольше услышишь.
3) Скажешь — не воротишь, напишешь — не сотрёшь, отрубишь — не приставишь.
4) От одного слова да навек ссора.
5) Не ножа бойся, языка.
13. В русском языке есть такие буквенные сочетания, которые пишутся то слитно (одно слово), то раздельно (два слова). Выбор слитного или раздельного написания зависит от контекста, в котором оказываются подобные сочетания. Докажите или опровергните это утверждение в сочинении-рассуждении «Можно ли написать одно и то же буквенное сочетание слитно и раздельно?»
Обдумывая ответ на этот вопрос, проанализируйте текст О. Гойхмана, обращая внимание на выделенные слова. В своём сочинении приведите не менее двух примеров из прочитанного текста, аргументирующих вашу точку зрения. Приводя примеры, применяйте цитирование.
В каждой речевой ситуации используется своя стратегия, которая понимается как осознание ситуации в целом, определение основного направления воздействия на слушателей, Чтобы Максимально достичь цели общения. Стратегия общения реализуется в речевых тактиках, под которыми понимаются речевые приёмы, позволяющие достичь поставленных целей в конкретной ситуации. Нужно иметь В виду, Что в ситуациях бытового общения действуют одни речевые тактики, в деловой сфере — другие. Если Неудачно Выбрать речевую тактику, то можно не достичь коммуникативной цели.
В рассказе А. П. Чехова «Дома» прокурор окружного суда убеждает своего малолетнего сына в том, что таскать табак Нехорошо, А курить вредно. Интересно проследить, как это делает профессиональный оратор, юрист, социальное назначение которого как раз в том, Чтобы Уметь убеждать.
Сначала отец выбирает тактику эмоционального воздействия: «Я тебя не люблю, и ты мне не сын…» Однако она не действует, так как мальчик точно знает, что он всё-таки сын, а родители (которые, кстати сказать, используют подобную тактику довольно часто, и ребёнок уже со второго раза улавливает, что это не так серьёзно, Потому Что вскоре последуют заверения в любви) обязаны его любить, впрочем, как и он их.
Тогда прокурор переходит на привычные для него выражения судебной речи, используя речевую тактику, которую условно можно назвать «закон превыше всего». Он говорит: «Ты не имеешь права брать табак, который тебе не принадлежит. Каждый человек имеет право пользоваться только своим собственным добром». Но и это не действует, Отчасти потому, Что ребёнок просто-напросто не понимает. В самом деле, игрушка, которую ему подарили, — его собственное добро? Если да, то Почему Её могут у него отобрать в любую минуту?
Отец пробует убедить мальчика, используя лексику из медицины («Нельзя курить таким маленьким, как ты. У тебя грудь слабая…»), делая акцент на морально-психологические понятия и т. д. И Несмотря На то что всё логически безупречно, сказано доступным и понятным языком, положительного результата он не добивается.
Наконец, Анализ ситуации, профессиональный и ораторский опыт подсказывают правильное решение.
«Слушай, — начал он… — В некотором царстве, в некотором государстве жил-был себе старый-престарый царь… У царя был единственный сын, который курил. От курения царевич умер, и царь, старый и больной, остался без всякой помоши».
На мальчика сказка произвела очень сильное впечатление, и он сказал «Не буду я больше курить…»
14. Однажды между учениками вышел спор. Одни из них утверждали, что сравнительный оборот является единственным способом выражения значения сравнения в русском языке. Другие ученики считали, что сравнительный оборот — только один из способов выражения значения сравнения. Кто прав?
Выскажите своё мнение по этому вопросу в сочинении-рассуждении «Является ли сравнительный оборот единственным способом выражения значения сравнения в русском языке?»
Обдумывая ответ на этот вопрос, проанализируйте текст В. Короленко. Обратите внимание на выделенные фрагменты текста, которые передают значение сравнения. В своём сочинении приведите примеры из этого текста, аргументирующие вашу точку зрениг. Приводя примеры, применяйте цитирование.
Природа эаскинулась кругом, Точно великий храм, приготовленный к празднику. Но для слепого это была только необъятная тьма, которая необычно волновалась вокруг, шевелилась, рокота та и звенела, протягиваясь к нему так, Словно она прикасалась к его душе со всех сторон неизведанными ещё, необычными впечатлениями, От наплыва которых болезненно билось детское сердце.
С первых же шагов, когда лучи тёплого дня ударили ему в лицо, согрели нежную кожу, он инстинктивно поворачивал к солнцу свои незрячие глаза, Как будто чувствуя, К какому центру тяготеет всё окружающее. Для него не было ни этой прозрачной дали, ни лазурного свода, ни широко раздвинутого горизонта. Он чувствовал только, Словно что-то материальное, ласкающее и тёплое касается его лица нежным, как будто бы согревающим прикосновением. Потом Что-то похожее на прохладу, Лёгкое, хотя и менее лёгкое, Чем тепло солнечных .1учей, Снимает с его лица эту негу и пробегает по нему Свежей прохладой.
В комнатах мальчик привык двигаться свободно, Как будто вокруг него была пустота. Здесь же его охватили какие-то странно сменявшиеся волны, то нежно ласкающие, то щекочущие и опьяняющие. Тёплые прикосновения солнца быстро обмахивались кем-то, и струя ветерка, звеня в уши, охватывая лицо, виски, голову до самого затылка, тянулась вокруг, как Будто стараясь подхватить мальчика, увлечь его куда-то в пространство, Которого он не мог видеть, унося сознание,
6 Рыбченкова
Навевая забывчивую истому. Тогда-то рука мальчика крепче сжимала руку матери, а его сердце замирало так, Точно вот-вот совсем перестанет биться.
15. 1. Сначала по заголовку постарайтесь определить, какой проблеме посвящён данный текст и какова позиция автора. Затем прочитайте текст, проверяя свои предположения.
16. Какие точки зрения существуют по вопросу, поставленному автором текста? Какой из них придерживается автор?
17. Напишите в научном стиле сочинение-рассуждение на тему «Засоряют ли смс-сообщения русский язык?» Аргументируйте свою точку зрения. Постарайтесь использовать для этой цели суждения, содержащиеся в прочитанном тексте.
ЗАСОРЯЮТ ЛИ СМС-СООБЩЕНИЯ РУССКИЙ ЯЗЫК,
ИЛИ НА ЗЕРКАЛО НЕЧА ПЕНЯТЬ…
На улице и в метро, на лекциях и в лифтах, в очереди к кассе супермаркета и на пешеходном переходе мы постоянно видим молодых и не очень молодых людей, азартно или задумчиво нажимающих на кнопки мобильных телефонов. Они набирают не цифры, а буквы, не номера, а смс-сообщения.
Пока люди всех возрастов активно эксплуатируют новый способ коммуникации, преподаватели, филологи, деятели культуры, журналисты бьют тревогу, говоря о том, что примитивный по своей сути смс-язык приводит к обеднению русского языка в целом, а пристрастие к смс-обшению приводит к необратимым изменениям мышления, упрощённому восприятию мира и к безграмотности. Другие защищают этот современный способ коммуникации, так как смс-высказывания не только упрощают процесс общения, но и развивают способность в предельно сжатой форме передавать информацию, что в определённой мере совершенствует речевое творчество человека. Смс-тексты в большинстве своём не только передают информацию или побуждают к действию, но и выполняют функцию установления контакта с собеседником: напомнить о себе, узнать о самочувствии и настроении адресата, поздравить, выразить сочувствие, поощрение, благодарность и т. п. И это тоже положительное свойство смс-обшения.
Как бы мы ни относились к смс-обшению, воздействие новой формы коммуникации на сознание молодого поколения нельзя игнорировать. Однако нужно иметь в виду, что смс-тек- сты — не причина неграмотности современной молодежи, а зеркало. В них отражаются многие негативные процессы, которые произошли с культурой нашего общества за последнее время: падение интереса к чтению хорошей литературы и к чтению вообще, засилье низкопробных журналов, криминала, в полный голос заговорившего в печатных и электронных СМИ на своём уголовном языке; насаждение «клипового мышления»; понижение требований к знанию русского языка и литературы в средней школе. Невольно вспомнишь русскую пословицу: неча на зеркало пенять, коли рожа крива.
Основные черты смски как жанра — краткость, сиюминутность и частный (непубличный) характер содержания, сильная зависимость от средства передачи информации — мобильного телефона, разрешающего лишь небольшой объём сообщения и располагающего ограниченным набором клавиш (причём порой только с латиницей), на каждой из которых не одна, а несколько букв. Эти черты влияют на языковой облик смсок, но не приводят к засорению языка как такового. Серьёзный же вред языковому сознанию современного читателя и зрителя наносят низкопробные тексты, содержащиеся в средствах массовой информации. Нарочито сниженный стиль подобных текстов, речевая небрежность, логическое несовершенство и нравственная убогость — вот реальная проблема современного русского языка. Не смски выращивают глухое к лучшим качествам русской речи и неграмотное поколение, однако если протекающие в обществе и стимулируемые СМИ негативные процессы не будут остановлены, то через некоторое время смс-тексты, как и все другие жанры, отразят ещё более удручающую картину, чем теперь.
(По М. Сидоровой.)
16. Отвечая на вопрос учителя, один ученик сказал, что в научно-популярных текстах используется только книжная лексика. Другой ученик утверждал, что научно-популярный текст не может состоять только из книжных слов и допускает использование разговорной лексики. А третий учащийся настаивал на том, что основой текста любого стиля являются стилистически нейтральные слова. Кто прав? Выскажите своё мнение по этому вопросу в сочинении-рассуждении «Какая лексика (нейтральная, книжная, разговорная) используется в научно-популярных текстах?»
Обдумывая ответ на этот вопрос, проанализируйте текст А. Волкова (текст 15 в части II «Чтение и анализ текста»). В своём сочинении приведите примеры из прочитанного текста, аргументирующие вашу точку зрения. Приводя примеры, применяйте цитирование.
17. В Интернете активно обсуждается вопрос об использовании смайликов. Одни утверждают, что нет никакой практической пользы в их употреблении в интернет-общении и смс-текстах, что они засоряют русский язык, приводят к его упрощению и к тому, что люди перестают обращать внимание на пунктуацию и становятся безграмотными. Другие считают, что в употреблении этих забавных значков заложен большой смысл, так как с их помощью точно и кратко выражаются разнообразные эмоции, а кроме того, смайлики в определённой степени способны замещать пунктуационные знаки. Кто прав?
Выскажите своё мнение по этому вопросу в сочинении-рассуждении «Есть ли практический смысл в употреблении смайликов в интернет-общении и смс-текстах?» Подтверждая свою точку зрения, приведите не менее двух аргументов.
18. Однажды между учениками возник спор. Одни утверждали, что орфографических правил очень много, они все очень разные и их всё равно никогда не запомнить. Другие говорили, что русская орфография не так сложна, как кажется на первый взгляд: достаточно запомнить главное её правило (морфологический принцип) — пиши любую морфему одинаково (единообразно). Кто прав? Выскажите своё мнение по этому вопросу в сочинении-рассуждении. Начните свой текст словами: Я согласен с мнением учеников, которые считают, что… Обоснуйте свой ответ, аргументируя его примерами из данного ниже текста.
С печью связано много русских обычаев, обрядов, поверий. Печь — символ уважения к престарелым: это «законное» место стариков, и потому в русских сказках дед, сидящий на печи, — типичный персонаж. Печь — символ гостеприимства, ибо дорогого человека угощают по принципу «всё, что есть в печи, — на стол мечи», а если он продрог или вымок под дождём, то укладывают спать на печь. Пословица гласит: «Кто сидел на печи, тот не гость, а свой». Печь — символ благосостояния семьи, и потому она играет большую роль в свадебных обрядах. Во многих краях России был прежде распространён обряд «глядения печи» при сватовстве, который заключался в пристрастном осмотре хозяйства жениха. Свято блюдя принцип «сору из избы не выносить», семья использовала печь для уничтожения мусора.
Вся эта положительная символика нашла богатое отражение в русском фольклоре. Вот лишь несколько пословиц и поговорок, демонстрирующих отношение наших соотечественников к этому источнику тепла: «Хлебом не корми, только с печи не гони!», «Без печки холодно, без хлеба голодно», «На своей печи — сам себе голова», «Мала печка, да тёпленька», «Печь нам мать родная».
(По В. Мокиенко.)
19. 1. Сначала по заголовку постарайтесь определить, какой лингвистической проблеме посвящён данный текст. Затем прочитайте текст, проверяя свои предположения.
20. Какие точки зрения существуют по вопросу, поставленному автором текста? Какой из них придерживается автор?
21. Напишите в научном стиле сочинение-рассуждение на тему «Почему пословицы и поговорки активно используются в речи?» Аргументируйте свою точку зрения. Постарайтесь использовать для этой цели суждения, содержащиеся в прочитанном тексте.
КОПИЛКА НАРОДНОЙ МУДРОСТИ
Как показали последние исследования учёных, в лексиконе россиян львиную долю занимают не иностранные заимствования и даже не бранная лексика, как можно было бы подумать, а пословицы, поговорки и крылатые выражения. Так, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, до 81% опрошенных россиян (опрос проводился в 100 городах и сёлах, в нём приняли участие 1600 человек) в обыденной речи используют пословицы, поговорки и крылатые выражения. А 12% из них ещё и сами их придумывают, предпочитая при этом обыгрывать крылатые выражения или афоризмы, чуть реже — пословицы. Далее рейтинг разговорной стилистики расположился так: 66% опрошенных в общении используют цитаты из песен, кино и литературных произведений. И наконец, несколько преувеличенными оказались страхи филологов относительно влияния компьютерного и интернет-сленга на современный русский язык: компьютерный сленг используют 29% опрошенных и лишь 13% говорят на интернет-сленге.
«Неспроста пословицы — явный лидер речевого общения, — полагает Тамара Николаева, профессор филологического факультета МГУ. — Недавно мы тоже проводили научные изыскания о влиянии пословиц на современную речевую стилистику. И пришли к выводу, что пословицы — один из самых частотных по употреблению в разговорной речи оборотов. Например, в среднем на 800 текстов приблизительно 200—250 пословичные. Это много. О чём это говорит? О том, что речевая ситуация в современном обществе нестабильна. Следствием этого является то, что говорящий прибегает к использованию проверенных веками шуток (пословиц и поговорок) для преодоления комплекса социального одиночества, чтобы лучше приспосабливаться к разным условиям общения».
Как полагают многие филологи, человек потому и прибегает к народной копилке мудрости, что она — проверенный способ показаться своим в чужом или не очень комфортном обществе, которое чуть гибче или быстрее адаптируется к переменам. И вот, чтобы догнать авангард, новичок вводит в речь пословицу, подчёркивая тем самым, что его мнение основывается не на оторванных от человеческой жизни представлениях. При этом почти никто не использует пословицы в первозданном виде. Как правило, люди модернизируют их, приспосабливая под ритм и стилистику XXI века.
В целом, отмечают многие исследователи-лингвисты, накопление и эволюция народной мудрости развивается, как и история, — по спирали. В принципе, какими бы новыми или авангардными ни казались нам пословицы, поговорки или крылатые выражения, все они или почти все заимствованы у предков, хотя и видоизменяются со временем.
«Явление пословицы многомерно, — убеждена Ольга Христофорова. — Это явление мысли, языка и культуры, и главное в нём — не логическая природа, не информация, а образ, несущий смысловую двуплановость, иногда — многоплановость. Пословицы как раз своей выживаемостью и доказывают, что самые глубокие суждения, безупречно выстроенные по законам логики, самые умные и чётко сформулированные мысли не приобретут крыльев, если они не имеют соответствующей художественной формы, например такой, как пословица».
Копилка народной мудрости (пословичный фонд языка) не иссякает. Она неисчерпаема и пополняется непрерывно. В речи современного человека пословицы и поговорки занимают значительное место. А это, считают специалисты, говорит о признаках выздоровления языковой культуры современного общества.
(По В. Емельяненко.)
20. Прочитайте текст. Какую проблему поднимает автор? Напишите сочинение-рассуждение, выражая своё отношение к основной мысли данного текста. Следите за тем, чтобы ваша точка зрения была не только чётко выражена, но и аргументирована.
Многие из нас испытывают тревожное ощущение катастрофической порчи языка. Дело в том, что каждый из нас живёт в мире с очень широкой и притом агрессивной языковой средой: телевидение, радио, газеты, Интернет… Кто посещал хоть один чат или телеконференцию, не мог не поразиться вопиющей безграмотности. И везде стирание границ между разными стилистическими пластами, терпимое отношение к сниженным речевым вариантам.
Многие совершенно всерьёз утверждают, что главное, «чтобы тебя понимали». Но действительно ли этого достаточно? Учёные утверждают, что огромное влияние на межличностные отношения оказывает так называемый речевой портрет личности. Надо сказать, наши фотографии могут быть не такими выразительными, точно нас характеризующими, как наш собственный речевой портрет. И, что важно, его не спрячешь в альбоме: «Слово не воробей: вылетит — не поймаешь!»
Не всё ли равно — кофе Чёрный или Чёрное? Тем более что говорят, что вроде бы можно и так, и так? Действительно, если на рынке мы увидим ценник «Чёрное (натуральное, молотое и т. п.) кофе», то наш глаз может проскользнуть мимо. А вот если услышали это от человека, которого считаем умным, интеллигентным, много знающим, то наш речевой слух сразу отметит несоответствие наших ожиданий и речевого портрета собеседника. И вот ведь «несправедливость»: ошибки оказываются сильнее, чем вся речь, может, и правильная, и уместная, и выразительная!
Так что же делать? Как быть с собственным речевым портретом? Нет другого пути, как бережно выращивать его, избегая примитивизма, избавляясь от неуместных слов и словечек, ошибок и речевой небрежности и обогащая собственный арсенал выразительности.
(По Л. Пирожковой.)
21. Прочитайте высказывание известного современного лингвиста Л. Скворцова. Напишите сочинение-рассуждение, выражая своё отношение к основной мысли текста. Аргументируйте свою точку зрения.
Высокая культура языка, яркая и выразительная повседневная речь вместе с художественной литературой прошлого и настоящего, с общественной мыслью, наукой, экономикой, всеми видами искусства — действенный инструмент культурного и духовного обустройства всей жизни. Без этого невозможно наведение порядка в нашем доме, возрождение великой России, укрепление права её народов играть, как и прежде, заметную и всё возрастающую роль в современном динамически изменяющемся мире, вступившем в своё третье тысячелетие.
В эпоху новейших технологий, всеобщей и полной компьютеризации, Интернета, распространения видеотехники и других достижений современной цивилизации глубокое знание родного языка, владение его литературными нормами обязательно для всякого образованного человека и патриота.
22. Проанализируйте стихотворения Я. Козловского и определите, с помощью какого языкового средства созданы эти тексты-каламбуры. Обоснуйте свою точку зрения в сочинении-рассуждении.
1) Однажды кот подкрался к Попугаю:
«Сейчас тебя я, братец, Попугаю…» Но попугай из клетки крикнул: «Брысь!» Что серый кот, здесь убежала Б рысь!
2) Мишка с армией Осиной
Дрался вырванной Осиной.
Мог ли в ярость он не Впасть. Если осы лезли В пасть.
3) Эй, скворец, начинается Сев, Даром клюв о сучок ты не Три. Время завтракать, на поле Сев, Слопай гусениц дюжины Три!
4) иоду в ступе Потолок, Посмотрел на Потолок И зевнул:
— Мне спать Пора, Ночи близится Пора!
23. Выразительно прочитайте высказывание современного лингвиста А. Балакая. Согласны ли вы с мнением учёного? Письменно обоснуйте свою точку зрения. Приведите в своём рассуждении не менее двух аргументов, с помощью которых вы обосновываете сзоё мнение.
Русская речевая культура переживает сегодня далеко не лучшие времена. По мнению специалистов, известная сентенция Как живём, так и выражаемся только половина правды. Вторая её половина Как выражаемся, так и живём тоже должна быть принята во внимание. Речевой этикет очень нуждается в активном сохранении, то есть в собирании, изучении, описании, в широком распространении научных знаний, культивировании лучших национальных традиций и форм доброжелательного обхождения в современном обществе.
Сегодня, 1 декабря, выпускники этого года по всей стране пишут итоговое сочинение. Оно является обязательным условием для допуска к ГИА. Этому событию педагог Римма Раппопорт посвятила публикацию , где разобрала распространенные ошибки из школьных сочинений, которые ничего кроме раздражения не вызывают. А ещё — дала советы, как же писать эту работу так, чтобы радовать учителя. Сохраните в закладки и покажите своим детям — пригодится!
Фото: из архива Риммы Раппопорт
Римма Раппопорт — учительница русского языка и литературы из Санкт-Петербурга, методист, автор книги «Читай не хочу. Что мешает ребёнку полюбить книги». Ведет популярный блог на «Яндекс. Дзен».
В детских сочинениях попадаются разнообразные, порой забавные ошибки. За возможность посмеяться я ученикам всегда благодарна, но регулярно встречаются в сочинениях ошибки и ходы, которые чудовищно раздражают. О них и расскажу.
5 самых противных ошибок в сочинениях
1. В таком-то году такой-то писатель написал великий роман такой-то…
Вы только что прочитали типичное начало сочинения. Прелесть такого вступления в том, что его можно использовать примерно всегда. Достоевский, Толстой, Тургенев… какая разница? Главное, чтобы роман был великим, а этого добра у нас в школьной программе навалом.
Вообще, вступительная фраза, не имеющая отношения непосредственно к теме сочинения и позволяющая начать издалека, сильно переоценена.
Мой совет: все необязательные предложения, которые можно заполнить чем угодно, лучше нещадно выбрасывать.
2. Автор рассуждает о проблеме.
Спасибо ЕГЭ: теперь у нас авторы только о проблемах и рассуждают, в крайнем случае тему затрагивают. А больше ничего не успевают: проблем-то выше крыши. Такой подход чудовищно упрощает художественный текст.
На уровне темы-проблемы ещё кое-как можно говорить о публицистике, но не идти глубже при разборе литературного произведения — значит ничего в нём не понять. Всё живое и прекрасное, что делает с человеком литература, она делает средствами куда менее заметными и куда более изящными, чем прямое рассуждение о проблемах.
В противном случае можно было бы некоторые романы дальше названия не читать: и так понятно, какие проблемы занимают Толстого в «Войне и мире» или Тургенева в «Отцах и детях».
3. Автор хотел показать нам.
Чего только не показывает нам (именно нам, для нас же писалось) автор! Создаётся впечатление, что писателей занимают не их герои, не попытка, высказываясь, найти ответы на экзистенциальные вопросы, а суровая необходимость пронести сквозь века мораль, адресованную персонально Васе Пупкину из 10-го «Б».
Вот бы вместо бессмысленной игры «Угадай, что хотел сказать автор» видеть в сочинениях анализ текста и стремление отыскать ответы на те самые экзистенциальные вопросы вместе с писателем.
Фото: olia danilevich, Pexels
4. Одни люди думают так, а другие так.
«Что такое счастье? Все люди понимают это по-разному». Мысль глубокая — не хуже утверждения, что кто-то любит кофе с сахаром, а кто-то — без. Одно дело — сравнить точки зрения противопоставленных друг другу героев. И совсем другое — поведать учителю, что мир делится приблизительно пополам и у всех в нём всё по-своему.
Так что этот ход надежнее пропустить и сразу перейти к более содержательным размышлениям.
5. Мне очень понравился роман такой-то, он заставил меня о многом задуматься.
В большинстве случаев такое мощное эмоциональное заключение свидетельствует о двух вещах: ребёнок понял, что сочинение пора завершать, ребёнок думает, что учитель ждёт именно такой «позитивной» реакции на прочитанное (скорее всего, не такое уж прочитанное) произведение.
Я, к слову, не жду. Мне вообще непонятно, зачем отвлекаться от основного текста и перескакивать на искусственные оценочные суждения. Учитель же по самому сочинению и по его качеству увидит, понравилась ли ученику книга. Если она ученику никак, это точно бросится в глаза. Один из верных признаков «никака» — громкие фразы о сильном впечатлении, произведённом книгой.
А что не так со штампом «заставляет задуматься»? Разве не заставляет? Беда в том, что задуматься заставляет любой текст, даже этикетка на освежителе воздуха. Тут как с «понравилось/не понравилось» в конце сочинения. Жанр сочинения вообще предполагает, что ученик задумается и распишет свои мысли на несколько страниц.
Поверьте, если ребёнок задумался, учитель не пройдёт мимо. Сообщать об этом дополнительно не нужно.
Как научиться писать сочинение?
Как же тогда не раздражать и даже радовать учителя литературы своим сочинением?
- Быть ближе к тексту, но не перебарщивать с пересказом.
- Уместно цитировать не ради самого факта цитирования.
- Уходить от громкости и пафоса в сторону вдумчивости и конкретики.
- Относиться к сочинению как к поиску, движению, а не конструктору.
Ну или хотя бы не списывать.
Источник: блог Риммы Раппопорт.