Пристрастные рассказы лиля брик читать

В этой подборке рубрики влюблнныевкниги литература о необыкновенных и неповторимых женщинах целой эпохи культуры, литературы и балета. в сегодняшней подборке

В этой подборке рубрики #влюблённыевкниги литература о необыкновенных и неповторимых женщинах целой эпохи культуры, литературы и балета.

Пристрастные рассказы лиля брик читатьВ сегодняшней подборке собраны автобиографии трёх незаурядных женщин — Анны Вырубовой, Лили Брик и Майи Плисецкой. Весь ХХ век в этих книгах. Вся богема — от императорского двора, царствующих особ, поэтов Серебряного века и футуристов до всемирно известных танцовщиков, модельеров и режиссёров. Эти книги хороши в качестве портретов эпохи. В них много — про отношения, про людей, про быт, про то, что даже «боги» сцены и искусства — тоже люди, всего лишь люди, со своими радостями, горестями и пороками.

«Страницы моей жизни», Анна Вырубова

Пристрастные рассказы лиля брик читатьАвтор этой книги — ближайшая подруга императрицы Александры Фёдоровны. Ещё при её жизни в России имя Вырубовой было демонизировано, связано со сплетнями и слухами. Её обвиняли во многих грехах и аристократия, и большевики. Называли шпионкой и участницей оргий с Григорием Распутиным. После революции она была арестована, провела в разных тюрьмах несколько месяцев, после чего ей удалось бежать в Финляндию, где и были написаны эти мемуары. Первая часть книги — жизнь при дворе, почти ежедневное общение с членами царской семьи, поездки в Крым и Финляндию, на Волгу и в Москву. В этой части повествование бесхитростное и несколько инфантильное. Восприятие государя и государыни напоминает восприятие ребёнком родителей, всегда правых, подчёркнуто хороших и правильных, почти святых. Весь текст пропитан преданностью императорской семье, стремлением увидеть только хорошее, правильное. Вторая часть посвящена рассказу о мучениях после первого ареста в 1917-м. За два года Вырубова находилась в нескольких тюрьмах. Скотские условия существования, от которых запросто можно сойти с ума, издевательства охраны над больной женщиной сначала в Петропавловской крепости, а потом в других тюрьмах. Всё это не поддаётся ни осмыслению, ни пониманию. Анна Вырубова — глубоко верующий человек. В нечеловеческих условиях она держалась, благодаря постоянной молитве и своей вере в Бога. Даже самых больших своих мучителей она оправдывает и прощает — «бо не ведают, что творят». Она постоянно рассуждает о том, во что превратились русские люди в предвоенные и военные годы — особенно высшие круги, великие князья, министры и знать, которая гнобила её и ненавидела Императрицу. Я не знаю, насколько соответствует истине то, что написано в этой книге. Одно понятно точно — перед революцией российская аристократия находилась в сильно нездоровом состоянии. Интриги, слухи и оговоры, очернение друг друга, разлад и самая натуральная гниль в отношениях не могли сами собою вырасти во что-то здоровое. В 1914 году это патологичное состояние усилилось: «В военное время петроградское общество заразилось какой-то эпидемией: все были в ненормальном, возбуждённом состоянии». До сих пор мы не можем оправиться от последствий того состояния общества. Почему оно возникло? И что нужно сделать, чтобы избежать этого в будущем? «Страницы моей жизни» дают почву для размышлений на разные темы — и о судьбе России и русского народа, и о национальной идее и национальном характере, и о мифах и легендах, так укоренившихся в нашем сознании, что клещами не вытащить, и о вере в Бога, и о самоотречении, стойкости духа и умении не озлобиться в самые страшные минуты. Анна Вырубова — очень редкий, очень достойный человек.

«Пристрастные рассказы», Лиля Брик

Пристрастные рассказы лиля брик читатьЭта книга — скорее штрихи к портрету, чем сам портрет. Вернее, портрет самой Лили вырисовывается довольно чёткий, но вот остальные люди, которые окружали её всю жизнь, описаны очень поверхностно. Итак. «Пристрастные рассказы» — это сборная солянка из дневниковых записей, архивных документов, воспоминаний, записочек, рисунков Маяковского, фотографий. Лиля Брик — незаурядная женщина, всю жизнь притягивающая к себе мужчин. Обаяние, внимание к людям, эрудиция, остроумие. И что-то неописуемое, какая-то природная притягательность была в Лиле Брик — всю жизнь к ней тянулись люди, всю жизнь её кто-то обожал. Здесь много личных писем: к Маяковскому и от Маяковского, к сестре Эльзе Триоле и её мужу Луи Арагону, к Осипу Брику и к другим людям. Хлебников, Бурлюк, Надя Леже и другие знакомые и знаковые имена здесь встречаются. Но, к сожалению, всю книгу меня преследовало ощущение чего-то неприличного. Как будто заглядываешь к людям в постель, или читаешь дневник, не предназначенный для чужих глаз. Слишком интимное, слишком личное. Все эти уменьшительно-ласкательные (Детик, Лилятик, Щен), всё это щебетанье любивших друг друга людей — всё это оказалось как-то слишком для меня. Тем более, что возникло ощущение, что Лиля Юрьевна специально опубликовала это, чтобы подчеркнуть свою исключительность: «Влюблённых в меня, пожалуй, было больше, чем это нормально». Она с каким-то упоением рассказывает о чувствах Маяковского к ней (упоминая при этом, что Осип всё же был для неё главной любовью жизни), что становится не по себе. Приводит письма, где Маяковский распинается, бичует себя, клянётся в любви, молит о встрече. Где вопят ужас, горе, нескончаемая боль от разлуки с нею: «Без тебя я прекращаюсь». «Если буду совсем тряпка — вытрите мною пыль с вашей лестницы». «У тебя не любовь ко мне, у тебя — вообще ко всему любовь. Занимаю в ней место и я, но если я кончаюсь, то я вынимаюсь, как камень из речки, а твоя любовь сплывается над всем остальным». Маяковский, человек с «тонкой кожей» и уязвимой психикой, выставлен тут напоказ именно своей уязвимой стороной. И от этого неуютно, обидно за него. Остальная часть книги написана в стиле: «Пообедали: артишоки, гигантский ростбиф, рокфор, изумительное шампанское», или «Заехали к Леже, завезли икру», или «Весь день смотрели всяких Пикассо и Матиссов». Видимо, дневник не предполагал публикации, и поэтому не претендовал на глубину описаний и анализ времени, в котором жила Лиля. Читать же про то, какие чулки она заказала из Франции и чем их семейство потчевали Арагоны, не особенно увлекательно. Разве что для узких специалистов. Мой вердикт: если хочется подробнее узнать о футуризме, о Маяковском и о людях, его окружавших, стоит, пожалуй, читать другую книгу. Если же интересна личность самой Лили Брик, то да, здесь её много.

«Я, Майя Плисецкая…»

Пристрастные рассказы лиля брик читать«Характер — это и есть судьба…». Вот не знаю, рада ли я, что прочитала эту книгу… Столько негатива выливается из неё. Я не виню Плисецкую в пристрастности и категоричности. Она многое в жизни пережила — расстрел отца, ссылку матери, слежку КГБ, доносы, клевету, нелепые слухи, ультиматумы и шантаж властей. Ей и правда почти всю балетную жизнь мешали. Не давали танцевать то, что она хотела. Не выпускали за границу. Закрывали уже готовые, выстраданные постановки. Но ведь при всём при этом ей так много удалось сделать! Редкий талант трагедийной актрисы, собственный стиль танца, феноменальное творческое долголетие, балетные номера, ставшие эталонными. Очень хотелось прочитать больше вот про это. Это тоже есть в книге, но совсем небольшими кусочками, маленькими вкраплениями в основную массу негатива. Она и сама с печалью пишет об этом: «Хотелось бы мне рассказать про «Спящие», «Лебединые», как я кидала большие батманы, про красивых партнёров. Но с какого конца не взглянешь, всё оборачивается к политике.» Безусловно, Плисецкая остаётся для меня гениальной танцовщицей, человеком талантливым, сильным, волевым. Но хотелось узнать ещё и какой она была с друзьями, что любила есть на завтрак, какие отношения у неё были с родственниками, половина из которых тоже принадлежала к балетному миру. Что трогало её в людях, в природе, в городах, в жизни вообще. И это тоже есть маленькими вкраплениями в тексте, совсем маленькими, на мой взгляд. Людям, которых она ненавидела, презирала, посвящено гораздо больше внимания и текста, чем тем, кого она любила. И именно этот перекос мне был неприятен. Два основных акцента в книге — на балетных постановках и на кознях, которые чинили власти, завистники, недоброжелатели. Ненависть к советской идеологии и её яростным адептам, нетерпение к человеческим слабостям, категоричное неприятие лжи, лести, мягкотелости, «отечество почти я ненавижу» — главные акценты здесь. Плисецкая танцевала на лучших сценах мира — в Италии, США, Испании, Японии, Аргентине… На её выступлениях бывал Сталин, Хрущёв удостаивал разговорами, Брежнев хватал ручищами за колени, Горбачёв бесцеремонно вмешивался в жизнь Большого театра. Она была на короткой ноге с Робертом Кеннеди, Марком Шагалом, Лилей Брик, Пьером Карденом, Галиной Улановой, Растроповичами и другими великими людьми. И тем не менее она пишет, что «плохих людей во все века было больше, много больше. Хорошие всегда исключение, подарок Неба». Магическая, тонкая, талантливая, красивая, глубокая, чудесная, сильная, могучая, излучающая бешеную энергию и свет — Плисецкая на сцене. Непримиримая, категоричная, язвительная, гневная, желчная, обиженная — Плисецкая в этой книге. Во время чтения этой книги я посмотрела несколько балетов с Плисецкой. И сделала вывод, что смотреть на её постановки мне гораздо приятнее, чем читать её.

* * *

Также на нашем сайте вы можете найти подборки книг на любой вкус.

Подробные рецензии Александры Макаровой на представленные в подборке книги, вы можете найти в группе «Влюблённые в книги» во «ВКонтакте» и Instagram @knigizdes.

Доброе утро!

В петербургском соборе-музее Спас на Крови после жалоб монархистов отменили концерт произведений Шостаковича. И в этом даже можно увидеть логику: в программе были «Десять хоровых поэм на стихи революционных поэтов конца XIX и начала XX века», а Спас на Крови стоит на месте убийства народовольцами Александра II. В новостях логики меньше:

  • В Москве задержаны Мария Алехина, муниципальный депутат Люся Штейн и депутат Мосгордумы Сергей Митрохин.
  • Александр Сокуров извинился перед СПЧ за спор с Путиным и заявил об угрозе жизни.
  • В Беларуси фрилансера Радио Свобода Андрея Кузнечика опять не выпустили на свободу: он уже отсидел два раза по 10 суток.
  • YouTube заблокировал новый канал немецкой редакции RT в день запуска телевещания.

Российское правоохранительное

  • Депутата Мосгордумы Сергея Митрохина задержали на встрече с избирателями. Вменяют организацию несанкционированного митинга (до 10 суток).
  • Чуть раньше Митрохина в Москве задержали муниципального депутата Люсю Штейн и участницу Pussy Riot Марию Алехину. Обеим вменяют демонстрацию нацистской или экстремистской символики, причем у Алехиной эту якобы символику нашли в инстаграм-посте за 2015 год.
  • В Ингушетии арестованы двое 17-летних подростков, которые якобы готовили взрывы в зданиях МВД и Росгвардии. Связано ли это как-то с вынесенными накануне суровыми приговорами участникам протестов против изменения административной границы с Чечней, неизвестно, но вот здесь правозащитники объясняют, почему эти приговоры могут вызвать возмущение в ингушском обществе.
  • В Москве прошло первое заседание по делу редакторов студенческого журнала DOXA, обвиняемых в вовлечении несовершеннолетних в противоправную деятельность за видео, где подросткам объясняются их права. Четверо редакторов уже девятый месяц сидят дома под ограничениями определенных действий: им разрешена двухчасовая прогулка, но пользоваться интернетом запрещено. Здесь они рассказывают, каково так жить.
  • Первый апелляционный суд Москвы оставил в силе решение о продлении ареста Ивану Сафронову до 7 января 2022 года. К этому времени журналист, обвиняемый в госизмене, проведет в СИЗО полтора года. В зал суда впервые за долгое время впустили журналистов. Сафронов сказал, что ему начали передавать письма, которых он был лишен в течение нескольких месяцев. Адвокат Сафронова говорит, что следователь ФСБ пытается ограничить защиту во времени ознакомления с материалами дела.
  • Другой сиделец «Лефортова», основатель компании Group-IB Илья Сачков, тоже обвиняемый в госизмене, передает из СИЗО, что его дело не связано с самой компанией и его работой в ней. Намекает, что речь идет о его борьбе с киберпреступностью.
  • К экс‑главе уфимского штаба Навального Лилии Чанышевой, которая сидит в московском СИЗО-6, не допустили еще двух адвокатов. Ранее следователь отстранил от дела Владимира Воронина, который защищает многих соратников Навального. Лилия Чанышева говорила в интервью, данном уже из СИЗО, что отъезд из России был бы для нее большей бедой, чем арест. Вот разговор с бывшим главой калининградского штаба Навального, который решил иначе и бежал с семьей в США.
  • В московском суде прокурор запросил от 15 до 19 лет тюрьмы для фигурантов дела о 400 кг кокаина в российском посольстве в Аргентине. Ранее присяжные признали всех четверых виновными, но заслуживающими снисхождения.
  • В Петербурге адвоката Лидию Голодович оштрафовали на 200 тысяч рублей по обвинению в нападении на пристава и нацгвардейца в здании суда; ее задержали после того, как она потребовала пропустить в суд свидетеля в шортах.
  • В Ярославле главу военно-патриотического клуба «Десантник» оштрафовали на 5 тысяч рублей за гомофобное шоу.
  • Свердловский облсуд назначил 3 млн рублей компенсации бывшему заключенному, которому в колонии вставляли палку в задний проход.
  • Подсчет по открытым данным МВД показал, что за три года в Чечне пропало без вести без почти пять тысяч человек. Это ненамного меньше, чем в гораздо более крупных по размеру Москве и Московской области. Чечня также лидирует среди регионов, где пропавших находят реже всего.

Российская «политика»

  • Александр Сокуров извинился перед членами СПЧ за спор с Путиным и сообщил, что друзья предупреждают его об опасности, которая грозит его жизни. По мнению Сокурова, единственной гарантией, что его не убьют, может быть личное вмешательство Путина.
  • Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков прокомментировал публикацию Радио Свобода о документах ростовского суда, в которых описывается схема снабжения российских военнослужащих на Донбассе. «Ну, наверное, речь идет об ошибке», – сказал он. Текст приговора исчез из сети, но сохранился в веб-архиве.
  • В Госдуму внесен законопроект о местном самоуправлении. Он упраздняет городские и сельские поселения, тем самым значительно «укрупняя» административные единицы.
  • По данным Reuters, Центробанк России собирается запретить инвестиции в криптовалюты.
  • В российских колониях и изоляторах распространяется «воровское письменное обращение» (или «прогон»), авторы которого призывают зэков не понижать в тюремной иерархии тех, кто подвергся изнасилованиям со стороны сотрудников ФСИН и заключенных, сотрудничающих с администрацией. Подлинность письма подтвердили несколько правозащитников. Они считают это эффективным методом борьбы с таким типом пыток. Основатель Gulagu.net Владимир Осечкин рассказал, что информатора, который передал проекту новый видеоархив с пытками, угрожают «разобрать на запчасти и на свалке закопать как грязное животное и предателя» (информатор находится за границей).

В Беларуси

  • Активисты из Березовки Андрей Ашурок и Сергей Пантус покинули Беларусь после того, как им стало известно, что их планируют посадить. Андрей –​ брат Витольда Ашурка, погибшего в колонии в мае этого года. Ранее стало известно о возбуждении уголовного дела за скандирование слова «Ганьба» (позор) на оглашении приговора Витольду Ашурку в январе 2021 года.
  • Суд в Молодечно приговорил к трем годам колонии Сергея Непогоду, ранее экстрадированного из России по запросу белорусских властей («сопротивление милиции с применением насилия»).
  • Фрилансер белорусской службы Радио Свобода Андрей Кузнечик так и не вышел из изолятора, отсидев два раза по 10 суток. Вероятнее всего, ему дали еще десять.
  • КГБ Беларуси признал «экстремистским формированием» платформу «Сход», позволяющую проводить виртуальные предвыборные кампании и выборы.
  • МИД РФ пообещал оказать «содействие» россиянину Дмитрию Попову, которого приговорили к 16 годам по «делу Тихановского». Ранее Попов писал сестре, что российский консул был у него всего один раз за год, и просил ее помочь ему выйти из российского гражданства. Попов – человек довольно загадочный: вот все, что о нем известно.

Вокруг света

  • Конгресс США одобрил военный бюджет: в нем заложено $300 миллионов на поддержку Вооруженных сил Украины.
  • На пресс-конференции после переговоров с президентом Украины генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг сказал, что вопрос о возможном приеме Украины в НАТО будут решать только сама Украина и 30 стран – членов НАТО. Тем самым он отверг многократно повторенное Путиным требование «юридических гарантий» нерасширения НАТО на восток.
  • Лидеры стран Евросоюза по итогам саммита в Брюсселе призвали Россию предпринять шаги по снижению напряженности вокруг Украины и умерить агрессивную риторику. В случае нападения России на Украину Евросоюз обещает серьезные последствия и скоординированные санкции.
  • Федеральное сетевое агентство Германии, которое рассматривает вопрос сертификации газопровода «Северный поток – 2», вряд ли примет решение по существу дела в первой половине будущего года, сообщил глава агентства Йохен Хоманн.
  • YouTube заблокировал новый канал немецкой редакции RT в день запуска телевещания. В пресс-службе Google объяснили, что канал был удален за обход ранее наложенных ограничений (в сентябре был заблокирован другой канал RT DE).
  • Казахстан 16 декабря отметил 30-ю годовщину независимости, однако в стране этот день ассоциируется с расстрелом бастующих нефтяников в 2011 году в городе Жанаозен на западе республики. Вот рассказы участников этой забастовки и родственников погибших.

Хроники пандемии

По данным оперативного штаба на утро четверга, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России слегка подрос – до 28 486. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 10 миллионов 132 тысячи; официальное число жертв достигло к утру четверга 294 024 человек (+1133 за сутки). Это заведомо заниженные данные: по подсчетам журналистов «Холода» и «Медиазоны», опиравшихся на выступление вице-премьера Голиковой в Госдуме, избыточная смертность в стране с начала эпидемии превысила миллион человек. Специалисты считают, что почти всю избыточную смертность следует списывать на ковид.

Госдума одобрила в первом чтении законопроект о QR-кодах в общественных местах. Конкретный перечень мест, куда без кодов нельзя, в каждом регионе будут выбирать самостоятельно. Перед голосованием единороссы подрались с коммунистами, которые встали с плакатом «Мы против QR-фашизма».

По данным ВОЗ, число заражений штаммом омикрон в мире удваивается каждые два-три дня. Франция ужесточила пограничный контроль с Великобританией, где было выявлено почти 90 тысяч новых случаев COVID-19 за сутки. Здесь иммунолог Николай Крючков прогнозирует дальнейший ход эпидемии: новые данные подсказывают, что «омикронная волна» чревата перегрузкой систем здравоохранения во всех странах.

Шесть ссылок

  • Нетипичные эмигранты. История штаб-ротмистра Сергея Курнакова, который в 1920 году покинул Россию убежденным монархистом, а в США стал сталинистом и агентом советской разведки. Или беседа с жительницей Сахалина Валентиной Кузьминой: во время Второй мировой войны ее младенцем вывезли из СССР и подкинули в приют, а в конце 1940-х ее и ее приемных родителей-немцев, живших в Восточной Германии, увезли в вагонах для скота в Бурятию на принудительные работы.
  • Жанровое. Путеводитель по европейской басне эпохи Реформации. Или рассказ литературоведа Тимура Хайрулина о малоизвестных советских антиутопиях 1920-х.
  • Медицина. Профессор школы фармацевтики Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл Дмитрий Киреев рассказывает, как создаются современные лекарства. Или истории пациентов с лишними органами (иногда это даже полезно).

Искренне Ваши,
Семь Сорок

    130 лет Родченко, учившемуся в столице РТ у Фешина и впервые услышавшему здесь Маяковского

    Сегодня исполняется 130 лет со дня рождения Александра Родченко — конструктивиста, фотографа и одного из первых дизайнеров в СССР. Он родился «над сценой» в Санкт-Петербурге, в Казани состоялся как художник, а в Москве — как новатор в фотографии, дизайне и рекламе. По случаю круглой даты «БИЗНЕС Online» поговорил с правнучкой легендарного экспериментатора, искусствоведом Екатериной Лаврентьевой.

    Екатерина Лаврентьева: «Вся проблема в том, что Родченко было бы тесно в рамках какого-то уже стандартного, отрытого и изученного вида творчества. Он себя действительно мнил экспериментатором, открывателем новых пространств. Родченко сравнивал себя с Колумбом»Екатерина Лаврентьева: «Вся проблема в том, что Родченко было бы тесно в рамках какого-то уже стандартного, отрытого и изученного вида творчества. Он себя действительно считал экспериментатором, открывателем новых пространств. Родченко сравнивал себя с Колумбом»

    «Отец мечтал, чтобы ребенок выучился на зубного техника»

    Екатерина, сегодня исполняется 130 лет со дня рождения Александра Родченко. Как Москва, по сути, главный город в его жизни, отмечает такую внушительную круглую дату?

    В связи с пандемией планы поменялись. Два или три года назад они были грандиозными. Мы хотели повторить экспозицию, которая открылась к 125-летию, или расширить ее. Но пока эта идея приостановлена на будущее. Хотя, мне кажется, один совершенно шикарный проект все же открылся как раз к 130-летию.

    Он состоялся в здании Строгановки на четвертом этаже, где находится кафедра мебели. Там буквально на днях завершилась реконструкция рабочего клуба Александра Родченко. Это, на самом деле, может быть не такой громкий проект, который мог бы состояться где-то в Третьяковке или на какой-то другой открытой выставочной площадке. Но, мне кажется, восстановленный рабочий клуб был бы лучшим подарком. А еще вышла книга о Родченко, которую инициировала Галерея Люмьер. Она сделана на основе двух портфолио Родченко, напечатанных ограниченным тиражом в середине 1990-х. И сейчас в Доме радио в Петербурге проходит фотовыставка Родченко, на основе тех же портфолио из коллекции фонда Still Art.

    Александр Михайлович Родченко (1891–1956) — русский художник, фотограф, дизайнер

    Родился в Санкт-Петербурге 23 ноября 1891 года в известной старообрядческой семье. Искусство сопутствовало мальчику буквально с первых дней, поскольку его отец в то время работал в театре Петербургского русского клуба. Юноша учился в Казанской художественной школе, которую окончил в 1914 году, затем переехал в Москву и поступил в Строгановское художественное училище.

    Именно там начинающий художник познакомился с Владимиром Татлиным и Александром Весниным — будущими конструктивистами. Вместе с ними Родченко участвует в выставке 1913 года, во время которой знакомится с одним из ведущих художников XX века, будущим родоначальником супрематизма Казимиром Малевичем.

    Однако Родченко быстро отходит от кубофутуристических увлечений, хотя и принимает участие в дальнейших совместных выставках. Становится лидером нового художественного течения — конструктивизма; его картины отличаются ярко выраженной геометричностью, он сам характеризует данное направление как «линизм» (от слова «линии»). Красочная палитра в сочетании с четкими прямыми и кривыми линиями, по его мнению, может передать не только ритм, но и идею произведения. Ажурные переплетения линий на картинах Родченко напоминают современную компьютерную графику.

    После революции 1917 года начинает преподавать во ВХУТЕМАСе, а затем и во ВХУТЕИНе. К началу 20-х годов относится и его увлечение фотомонтажом. Одна из первых работ — иллюстрации к поэме Владимира Маяковского «Про это». Героиней его фотопортретов стала возлюбленная поэта Лиля Брик, ее лицо появляется в окружении самых разнообразных предметов, подчеркивающих его выразительность.

    В этой же книге проявилось дарование Родченко и как мастера художественной фотографии. Обычно его считают родоначальником новой русской фотографии XX века. Он не только преобразовал традиционный позитивно-негативный процесс, но и открыл иные возможности черно-белой фотографии.

    Основные его изобретения — принцип деления экспозиции, использование точечного объектива, а также съемка через очень маленькое отверстие. Родченко впервые начал экспонировать один и тот же негатив несколько раз, совмещая на нем ряд изображений. Применение же точечной оптики позволило резко расширить угол зрения объектива, а использование небольшого отверстия, заменяющего оптику, приблизило работу фотоаппарата к обычному человеческому глазу. Все эти приемы позволили художнику добиться особой выразительности своих снимков, их яркой наглядности.

    Важным изобретением Александра Родченко стало изменение пространства снимков. Он стал «играть» с ракурсом, фотографируя предметы с необычных положений: например, снимал деревья положенным на землю киноаппаратом. К сожалению, многие его приемы стали настолько распространенными, что имя автора даже перестало упоминаться, а прием съемок с любого положения пришел в мировую кинематографию.

    Обращение к книжной графике началось с работы над журналом «ЛЕФ» («Левый фронт искусств»), куда Родченко и его жену, известную художницу В. Степанову, пригласил Маяковский. В конце 20-х годов Родченко становится и главным фотографом основанного Максимом Горьким журнала «СССР на стройке». Для этого издания он готовил блестящие фоторепортажи, кроме того, разрабатывал макеты обложек и страниц, в которых совмещал фотографические и графические, а иногда и живописные элементы. Родченко открыл совершенно новое соотношение текста и изобразительного материала. Ныне многие из найденных им принципов построения графической структуры книги уже стали классическими.

    Родченко принимал участие и в организации других журналов, основанных Горьким, например еженедельника «За рубежом», для которого делал фотографические обложки. В своих работах он расширял традиционные рамки применения фотографии. В частности, впервые применил фотографию для изготовления плакатов. Во время показа картины Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин» Родченко разработал серию фотоплакатов, использовавшихся для рекламы фильма в разных странах мира. Крупные буквы, контрастные геометрические элементы делали эти плакаты олицетворением искусства новой эпохи.

    Значительным событием в его жизни стало участие в оформлении в 1937 году советского павильона Всемирной выставки в Париже, для которой он не только разработал графический дизайн, но и сконструировал мебель для раздела «Рабочий клуб».

    Начиная с 30-х годов, лишенный возможности заниматься фотографией, Родченко целиком сосредоточил свое внимание на живописи и книжной графике, а также театральных постановках. В 1939 году его фотографии были удостоены приза на VI международном фотосалоне в Шарлеруа во Франции и на фотосалоне «Ирис» в Антверпене. В том же году он разрабатывает дизайн и делает цикл фотомонтажей для выставки в Сочи, посвященной творчеству Маяковского.

    В начале войны Родченко находился в эвакуации, но уже в начале 1942 года возвращается в Москву и начинает работать в Совинформбюро. Художник не только готовит фотомонтажи, но и составляет целые выставки, посвященные подвигам советских солдат.

    В послевоенные годы вместе со Степановой он издает графический альбом «Тридцать лет советской литературы». Наиболее крупная работа того времени — серия плакатов, посвященных памяти Маяковского. Уже смертельно больной, мастер разрабатывает проект оформления спектакля «Спящая красавица» в Большом театре. Сделанные Родченко эскизы выдерживают конкурс и принимаются к постановке. Однако смерть помешала завершению работы над ними.

     Сделаем небольшой экскурс в биографию вашего прадеда. Его юность и начальное становление, как личности и художника, прошло в Казани. Он прожил там почти 15 лет. Как этот город отразился на Родченко?

     Во-первых, Казанская художественная школа. Это место, где он получил творческие навыки. Родченко ведь родился в Петербурге. С этим городом, соответственно, связаны самые ранние детские воспоминания. Это сцена. Ведь родился он, как пишет в своей литературной биографии, «в театре». И комната, где они жили, была над театральным пространством. Далее семья перебирается в Казань. Отец мечтал, чтобы ребенок выучился на зубного техника, потому что эта профессия приносит доход.

     Известно ли, почему они уехали в Казань?

     Его родители хотели открыть кафешантан в Казани. Отец был артистичной натурой, перепробовал разные профессии. Работал и натурщиком — изображал статуи на балах. Мать хорошо готовила, думала, что будет печь пирожки. Но отец умер в 1907-м, и мечта рассыпалась в прах. Но старший брат Родченко, Василий, стал актером. Так что Родченко всегда был окружен творческой атмосферой.

     А тягу к художеству и к художественной школе можно связывать с отцовской профессией?

     Он как-то всегда очень интригующе и красиво об этом говорил. Отцовская профессия бутафора действительно завораживала Родченко. Ведь, по сути, искусство, которое позволяет создавать копии предметов, — это то же художество. Не просто копирование действительности, а настоящее творчество. Например, отец черную икру из бисера делал, еще какие-то яства, убранства для стола.

     Мама никак не была связана с творчеством?

     Она работала нянькой, прачкой. Научилась читать только в 20-е годы, очень поздно. Но для нее это был просто какой-то невероятный мир. Наверняка знаете знаменитую фотографию «Мать». Она была на обложке «Советского фото». У нее на голове чепец, и она монокль придерживает. Если кадр целиком посмотреть, там впереди есть еще поверхность стола и журнал, который женщина читает очень серьезно, вдумчиво.

    Выставка «Александр Родченко. Из коллекции Still Art Foundation» в центре фотографии имени братьев Люмьер в Москве. В центре –  работа «Пожарная лестница», 1925Выставка «Александр Родченко. Из коллекции Still Art Foundation» в центре фотографии имени братьев Люмьер в Москве. В центре — работа «Пожарная лестница» (1925)

    «Родченко мог выглядеть достаточно спокойным, но внутри это был бурлящий творческий котел»

     Насколько я знаю, в Казанской художественной школе Родченко повезло учиться у Николая Фешина.

    — Для начала ему требовалось туда поступить, ведь у Родченко не было первого школьного образования. Он брал учебники, старался, учился. Был такой интересный момент: Родченко штудировал геометрию. А там же нужно чертить, пользоваться циркулем и линейкой. И буквально в течение года он создает первые абстрактные композиции, сделанные с помощью циркуля и линейки. То есть он с самого начала живет в символизме, изучает пятно, линию, точку. Затем начинает искать какие-то новые пути в сторону абстракции, в сторону какого-то конструирования из плоскостей. Но эпизод со штудированием геометрии точно повлиял на его отношение к искусству.

    И Николай Фешин, конечно, сильно повлиял. Для него это был очень серьезный педагог, потому что все остальные оказались достаточно классичными и не очень интересные. А вот Фешин, то, как он владел цветом… действительно чувствовал его.

    Второй момент — это приезд Маяковского в Казань. Он буквально перевернул сознание юного Родченко. Маяковский пытается объяснить, что искусство — это некая стратегия, а необязательно классические ситуации, когда человек сидит в мастерской и пишет картины. Искусство — это некое культурное событие. И можно самому стать творцом такого культурного события, привлекать внимание публики, создавать какие-то нестандартные вещи и, главное, не бояться это демонстрировать, не бояться отрицания публики. Это абсолютно другое мироощущение, общее и для европейского, и для русского.

    Екатерина Лаврентьева — искусствовед, художник-иллюстратор. Кандидат искусствоведения, член МОСХ (секция книжной графики).

    Закончила МГХПА им. Строганова, доцент кафедры «Коммуникативный дизайн». Преподает с 2000 года (МГУДТ, РГУ им. Косыгина, МГХПА им. Строганова). Читает авторские курсы «История графического дизайна» и «Мультимедиа в искусстве и выставочной практике». Член независимого содружества художников-иллюстраторов детской книги «Волшебная пила», участник российских и зарубежных выставок. В рамках выставок книжной иллюстрации проводит мастер-классы для детей, рассказывая о взаимосвязи слова и изображения и помогая осваивать различные графические техники. Для издательств «Олма-пресс» и «Эгмонт» проиллюстрировала сказки Сергея Козлова и рассказы Анастасии Орловой.

    Автор статей, посвященных проблемам русского авангарда и взаимосвязям культуры, искусства и графического дизайна. Сокуратор выставок Родченко в Краснодаре, Норильске, Витебске и автор образовательной программы (экскурсии, лекции, мастер-классы для детей и студентов), осуществляемой во время проведения выставки.

     Интересно, что за столько лет обучения в художественной школе, за столько лет жизни в Казани в этом городе хранится только одна работа Родченко — «Девушка с цветком» (1915). Знаете ли вы об этом?

     Да. Даже обнаружилась одна интригующая история. Родченко мог работать как каталогизатор для музея. Только не фотографии делать, а обрисовывать экспонаты.

     В Этнографическом музее? Он мог работать для Бруно Адлера.

     Да-да.

     Я видела дневниковую запись о том, что Бруно Адлер преподавал в Казанской художественной школе и попросил его отрисовать некоторые костюмы. Как думаете, если бы он остался верен только живописи и не было бы Маяковского, судьбоносного переезда в Москву, удалось бы ему реализоваться только как художнику?

     Здесь вопрос отчасти психологический и личностный. Он касается его темперамента. Родченко мог выглядеть достаточно спокойным, но внутри это был бурлящий творческий котел. Вся проблема в том, что ему было бы тесно в рамках какого-то уже стандартного, отрытого и изученного вида творчества. Он себя действительно считал экспериментатором, открывателем новых пространств. Родченко сравнивал себя с Колумбом.

    Кстати, в европейском искусстве у него есть своеобразный «брат-близнец» — Ласло Мохой-Надь. Он тоже был фотографом, преподавал в Баухаузе. Сейчас мы уже привыкли к слову «медиахудожник», но раньше это было экспериментом. Их с Родченко фотографии сравнивали, когда якобы нашли плагиат. Но пришлось объяснять и доказывать, что дело не в копировании, а в общем векторе искусства на тот момент.

    Александр Родченко и Варвара Степанова, 1920-е годыАлександр Родченко и Варвара Степанова (1920-е годы)
    Фото: By Михаил Кауфман – museum.ru, Public Domain, commons.wikimedia.org

    «Варвара Федоровна вздохнула и сказала: «Представь себе машину, которая все может, но стоит без дела»

     Вы уже немного затронули личную сторону характера Александра Родченко. Нигде не видела информации о том, каким он был в жизни, в окружении любимой жены, коллег, друзей.

     С одной стороны, Родченко был балагуром и человеком, который обожал розыгрыши. Он любил инсценировки. Даже его первые опыты в фотографии — это инсценировки для фотомонтажа. Там участвовала вся семья, друзья. Какой-то студент держит под мышкой стопку книг. Для детективной серии играла его мама Варвара Федоровна. Они изображали такую драматическую сцену, где один человек лежит на полу, а второй вскидывает вверх руки. Не то убийство, не то покушение. Есть снимок, где его коллега — режиссер и актер — держит в зубах нож. Есть фотография, где Степанова (Варвара Степанова — советская художница-авангардистка, жена Родченко — прим. ред.) специально сняла Родченко, а он буквально изображает сыщика, похожего на Шерлока Холмса, у него кепка, надвинутая на глаза, трубка, и он пальцем указывает на потенциального нарушителя.

     Это практически театр.

    — Абсолютный театр. С другой стороны, у каждого художника есть свое альтер эго в искусстве, некий персонаж, образ. У Родченко это клоун. Он действительно очень печальный и грустный, потому что у него есть публичный внешний образ, и есть что-то грустное, ранимое. Такое личное пространство, далеко не всегда пышащее весельем.

    Еще в воспоминаниях Степановой есть такие слова. Бабушка моя — дочка Александра Родченко — уже после войны как-то спросила: «Почему отец такой грустный?» А Варвара Федоровна вздохнула и сказала: «Представь себе машину, которая все может, но стоит без дела». С одной стороны, это такой генератор идей, готовый браться за любые творческие проекты, умеет это все организовать. С другой — былая невостребованность, связанная с периодами в истории.

    Мне всегда кажется, что если бы он год-полтора еще прожил, то очень порадовался бы за своего ученика Сергея Урусевского. В 1957-м ведь вышел фильм «Летят журавли» (Родченко умер в 1956-м), и оператор Сергей Урусевский получил за него награду. Это действительно признание по-своему.

     Родченко внимательно следил за развитием кинематографа. Как думаете, каким бы вышел фильм, снятый Александром Михайловичем?

     У него было несколько опытов. Во-первых, Борис Барнет «Москва в октябре». Несколько кадров, которые довольно часто мелькают на выставках. Это съемки Белорусского вокзала. Там такие шикарные инженерные конструкции! От этого фильма практически ничего не осталось. Родченко был художником-постановщиком.

    Он же с Дзигой Вертовым сотрудничал. С этой коллаборации начался его путь в графическом дизайне, с этих титров, которые они вместе делали. Вообще, развитие кино и фотографии шли параллельно. Они не отделяли одно искусство от другого.

    Но свой фильм, думаю, был бы на основе собственных репортажей. На счет методов съемки фоторепортажей у него все было очень четко и ясно продумано. Родченко называл это обсматриванием предметов со всех сторон. То есть должна быть близкая съемка, где мы видим фактуру, должны быть кадры, стандартные на первый взгляд, где некий антураж, там должны присутствовать ракурсные точки. Чем больше таких снимков, которые фиксируют вот эти разные точки зрения на пространство, тем лучше. Он же даже программу написал к своему курсу по фотографии, где планировал устраивать экскурсии, водить на съемки, в которых участвует кто-то из его коллег, и показывать, как эта ситуация должна развиваться. Родченко говорил: «Сначала изучи, где снимать, как снимать и что снимать, а потом снимай».

    «Знаменитая «Лестница» — это буквально несколько кадров. Причем можно сделать вывод, что он ждет кого-то или это какой-то перерыв между съемками. Там три, по-моему, кадра: один самый известный и самый удачный, а два других — где людей больше. Больше кадров с этим сюжетом нет»(«Лестница», 1929)«Знаменитая «Лестница» — это буквально несколько кадров. Причем можно сделать вывод, что он ждет кого-то или это какой-то перерыв между съемками. Там три, по-моему, кадра: один самый известный и самый удачный, а два других — где людей больше. Иных кадров с этим сюжетом нет» («Лестница», 1929)

    «Родченко — это художник-экспериментатор»

     А известно, как именно он работал? Много ли кадров делал или, наоборот, всего два?

     Все зависит от ситуации. Знаменитая «Лестница» — это буквально несколько кадров. Причем можно сделать вывод, что он ждет кого-то или это какой-то перерыв между съемками. Там три, по-моему, кадра: один самый известный и самый удачный, а два других — где людей больше. Иных кадров с этим сюжетом нет.

     Есть ли еще какие-то негативы, которые мы никогда не видели? Или уже все известно, оцифровано?

     Нет. Далеко не все известно. Только самые топовые сюжеты. Не так давно, за последние год-полтора, отсканирована часть, которая касается Москвы, с каких-то съемок в черте города. Наверное, еще что-то можно найти. Он же еще снимал студгородок в Лефортово, и некоторые студенты потом писали, что не поняли вообще, когда он фотографировал. То есть пришел человек, походил и через какое-то время ушел. Это тоже такая его черта характера — делать все незаметно. Так, чтобы не нарушить какую-то ситуацию, которую он видит. Дело не в количестве кадров, а в точности. У Картье Брессона это называется «решающий момент». Мне кажется, он по-своему придерживался этого взгляда.

     А как он вообще успевал экспериментировать и в архитектуре, и в дизайне, и в рекламе, и в фото, и в живописи?

     Это все шло поэтапно. В начале был живописный период. Он называл его лабораторным. Потом — эпохальный момент: выставка «5×5=25». Там Родченко показывает три холста: «Чистый красный», «Чистый синий», «Чистый желтый». Кто-то из критиков пишет: «Товарищ Родченко очень хороший маляр». Но для него это не ирония, а вполне осознанный шаг. Живопись есть плоскость, закрашенная цветом.

     Здесь скорее одно исходило из другого и дополнялось третьим?

    — Да. А дальше — ВХУТЕМАС. И получается, что это совершенно поступательный тип развития лабораторных исследований. Дальше, собственно, идет дизайн. С 1923 по 1925 год он больше занимается им. Например, знаменитая серия для Добролета. Он первый корпоративный дизайнер. Родченко очень горд собой, ведь причастен к переустройству жизни, работает не для искусства, а для жизни. Веяние продолжит фотография, а затем — парадные альбомы. Это попытка использовать фотографию как средство коммуникации, комбинировать снимки меду собой. То есть это не фотомонтаж, где на листике картинки, а фотомонтаж во времени. Может быть, если бы не война, если бы не какие-то неурядицы, не какое-то отношение к искусству авангарда, то все вылилось бы в его эксперименты в кино.

     Как думаете, Родченко мог бы определить себя рамками одной профессии? Скажем, Александр Родченко — художник, Александр Родченко — фотограф, Александр Родченко — дизайнер.

     Мне кажется, нет. Но, наверное, если одним словом называть, то я бы сказала, что Родченко — это художник-экспериментатор. Он каждый раз ставил перед собой новые задачи и заставлял иначе функционировать пространство. От этой постановки вопроса многое меняется. Меняется отношение к проблеме, которая перед тобой стоит.

    «В цитате «Фиксируйте свой быт» есть еще слова «Не лгите, цените настоящее и современное». Родченко и его друзьям была важна идеология «объектив арестовал факт»«В цитате «Фиксируйте свой быт» есть еще слова «Не лгите, цените настоящее и современное». Родченко и его друзьям была важна идеология «объектив арестовал факт»

    «Родченко спокойно мог бы вести «Инстаграм»

     Широко известна его фраза: «Снимайте свой быт, фиксируйте настоящее». По сути, это современный «Инстаграм». И этим занимаются миллионы людей. В каком-то смысле эти слова Александра Михайловича были провидческими. Как вы думаете, вел бы Родченко страничку в «Инстаграме»?

    — Вполне. Мне кажется, Родченко спокойно мог бы вести «Инстаграм». В принципе, в то время существовали журналы «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ». Это был такой аналог соцсетей, потому что они объединяли близких по духу людей, там активно велась полемика, печатались фотографии. Снимки Родченко тоже там публиковались. А еще на разгромные статьи в газетах он отвечал именно в журнале «Новый лев».

     То есть Родченко очень даже вписался бы в современность?

    — Я думаю, очень даже. Вот в этой цитате — «фиксируйте свой быт» — есть еще слова: «Не лгите, цените настоящее и современное».

     Это уже, мне кажется, расходится с тем, как используется «Инстаграм». Он не фиксирует жизнь, а скорее меняет ее немного в ту сторону, какую хотелось бы видеть.

    — Это проблема современности. А Родченко и его друзьям была важна идеология «объектив арестовал факт». Ведь эти слова обращены к молодежи. Для него было важно убедить аудиторию, что действительность — это и есть самое настоящее искусство. И искусством ее как раз делает взгляд. Взгляд человека с нестандартных точек зрения. Того, кто хочет поучаствовать в жизни, в реорганизации пространства.

    «Для меня этот снимок стал символом фоторепортажа» («Работа скорой помощи». Фоторепортаж. 1931)«Для меня этот снимок стал символом фоторепортажа» («Работа скорой помощи». Фоторепортаж, 1931)

     А у вас есть любимые работы прадеда?

     Их несколько. Сначала работа из серии «Цирк». Там женщина-акробат прыгает через кольцо и персонаж, который стоит к нам спиной, держит его. Это чистая и живописная работа. А еще она очень теплая. Есть в ней какое-то очарование. Она действительно другая. Это не тот Родченко, которого мы привыкли считать дизайнером, фотографом. Она очень личная.

    Другая вещь — это фотографии из фоторепортажа «Работа скорой помощи». Там снята улица сквозь стекло кабины водителя. Родченко сидит с левой стороны. Мы видим трамвай, который перед нами остановился, людей, за этим наблюдающих. Для меня этот снимок стал символом фоторепортажа

    Ну а третье — это Рабочий клуб Родченко. В 1925 году он вместе со своими студентами спроектировал и выстроил интерьер Рабочего клуба для павильона СССР на Международной выставке декоративных искусств в Париже. Данный клуб должен был стать образцовым рабочим клубом как по оформлению, так и по планировочному решению.

    — Если бы у вас был один день для разговора со своим прадедом, о чем бы вы разговаривали? Что бы у него спросили?

     Наверное, я спросила бы о фотографии, о его отношении к данному виду искусства. И меня по жизни интересует вопрос: как все-таки человек останавливает свой взгляд, как он делает выбор, когда что-то творит? Где он видит эту границу между законченным и незаконченным, как он для себя оценивает этот момент завершенности работы или ее незавершенности? Настроение ли, эмоция ли? Что им движет, когда он нажимает на спуск? Как он чувствует, что это снимок, что это сюжет? Этот вопрос пытался ему задать мой дедушка Николай Сергеевич Лаврентьев, который тоже оставил свой след в фотографии, сделал невероятную галерею портретов поэтов и писателей времен оттепели.

    — И какой ответ он тогда получил?

     Прадед ничего не ответил. Буквально ушел от вопроса. Для дедушки это была одна из обид и настоящее разочарование. Может быть, просто у него не было ответов. Но в этом и гений Родченко. Благодаря своему взгляду он вошел в историю.

    Музы МАЯКОВСКОГО

    Подробности
    Опубликовано: 22.04.2021 04:22

     «Если эта женщина вызывала такую любовь,

    ненависть и зависть – она не зря прожила свою жизнь».

    Из японских газет о Лили Брик

    2021 год юбилейный год для возлюбленных Маяковского. 115 лет со дня рождения Татьяны Яковлевой «парижской любви поэта» и Лиле Юрьевне Брик «музе русского авангарда», которой исполнилось 130 лет со дня рождения.

    В коллекции Маяковского музея редкой книги есть издания, посвященные музам Маяковского. Но главной любовью в жизни Владимира Маяковского была Лиля Брик.

    Из книги Аркадия Ваксберга «Загадка и магия Лили Брик»: «так какая же она, Лиля Брик,- «положительная» или «отрицательная»? Кто она: ангел, светоч или ведьма и монстр?». Автор представляет Лилю Брик в разных ипостасях, ведь человек соткан из противоречий, тем более, если он не посредственность, а личность. Лиля Юрьевна всю жизнь была на виду, принимала активное участие в общественной жизни, широкая известность к ней пришла в молодости, и даже в самые страшные годы для страны, она не оказывалась забытой. Несмотря на то, что девушка была далеко не красавицей, мужчины всех возрастов влюблялись в ее темные глаза и улыбку. Лучше всех внешность Лили описала ее младшая сестра, Эльза: «У Лили были темно-рыжие волосы и круглые карие глаза. Ей нечего было скрывать, она могла бы ходить голой — каждая частичка ее тела была достойна восхищения».

    Писатель Виктор Ардов вспоминал в книге Леонида Кациса «Владимир Маяковский. Роковой выстрел: Документы, свидетельства, исследования»: «…я не буду сейчас говорить о взаимоотношениях Маяковского с Лилей Юрьевной, потому что недостаточно я это знаю, это уже другая тема, там было много патологического и странного… что касается Лили Юрьевны, то у нее был очень большой темперамент, крутой с одной стороны, с другой – сильная воля. Она действительно управляла в этом доме, и не только Бриком и Маяковским, а и теми приходящими своими любовниками, которых было очень много».

    brikВалюженич Анатолий «Феномен Лили Брик». В книге прослеживаются основные даты в жизни Л. Брик, особенно антибриковская кампания. После смерти Владимира Маяковского, Лиля Брик пожаловалась Сталину — написала письмо и попросила своих знаменитых друзей, чтобы оно попало вождю прямо в руки. Он прочел и наложил резолюцию: «Товарищ Ежов!» и дальше примите меры, неуважение или безразличие к памяти Маяковского — преступление! После этого, самого Маяковского убили второй раз. Всюду стали твердить «Стихи о советском паспорте», без отрывка из поэмы «Во весь голос» не обходился ни один концерт. «И жизнь хороша, и жить хорошо» — неслось со всех сторон. Это был настоящий триумф Лили Юрьевны Брик. Книги о любви, о искренней или придуманной, о женщине, чья жизнь уже история. Загадка этой женщины, до последних дней своей жизни сводившей с ума мужчин, так и осталась неразгаданной. Одни боготворили ее, другие – презирали и ненавидели. К 85-летнему юбилею Ив Сен-Лоран создал для нее специальное платье. Так же для еще одной музы Маяковского, Татьяны Яковлевой, было сшито платье французским модельером. Двум женщинам — Лиле Брик и Татьяне Яковлевой — Маяковский посвящал свои лучшие стихи. Если о первой известно более чем достаточно, то история трагических взаимоотношений со второй до сих пор полна тайн…

    Пристрастные рассказы лиля брик читатьТюрин Юрий «Татьяна. Русская муза Парижа». Воспоминание и жизнь русской эмигрантки Татьяны Яковлевой. Красивая модель «в меха и бусы оправленная», в ней была молодая удаль, жизнеутвержденность, она занималась спортом, вела счет поклонникам. В первый же день знакомства поэт вызвался провожать Татьяну домой и буквально через пять минут пути… рухнул перед ней на колени на булыжную парижскую мостовую и стал бурно признаваться в любви. Более того — он настаивал, чтобы она стала его женой и вернулась с ним в Россию. Современники писали об их романе: «Это была замечательная пара. Маяковский очень красивый, большой. Таня тоже красавица – высокая, стройная, под стать ему. Маяковский производил впечатление тихого, влюбленного. Она восхищалась и явно любовалась им, гордилась его талантом». Из письма Татьяны Яковлевой: «Он удивительный человек, изумительно ко мне относится… Я получаю каждый день телеграммы и каждую неделю цветы. Он распорядился, чтобы каждое воскресение утром мне присылали бы розы до его приезда». Трагедия несостоявшейся любви и встречи. Их любовь разбилась об эгоизм окружающих его людей, о стену человеческой несвободы.

    1. Брик, Л. Ю. Пристрастные рассказы [Текст] / Л. Ю. Брик ; сост. Я. И. Гройсман, И. Ю. Генс; худож. оформ. В. В. Петрухина. — Н. Новгород : ДЕКОМ, 2003. — 328 с. — (Имена).

    2. Ваксберг, А.И. Загадка и магия Лили Брик / А. И. Ваксберг ; А.И.Ваксберг. — М. : Агенство «КРПА Олимп»; АСТ, 2003. — 461 с. — (Роковая женщина).

    3. Ваксберг, А.И. Пожар сердца. Кого любила Лиля Брик [Текст] / А. И. Ваксберг. — М. Астрель; Олимп, 2010. — 511 с. 4. Валюженич, А. В. Феномен Лили Брик [Текст] : Биобиблиографический роман / А. В. Валюженич. — М.; Екатеринбург : Кабинетный ученый, 2017. — 252 с.

    5. Ганиева, А. А. Ее Лиличество Брик на фоне Люциферова века [Текст] / А. А. Ганиева. — М. : Мол. гвардия, 2019. — 576 с.

    6. Икшин, Ф. Лиля Брик. Жизнеописание великой любовницы [Текст] : Ф. Икшин. — М. : Эксмо, 2008. — 592 с. — (Стихи и биографии). — 100-00.

    7. Коваленко, С. А. «Звездная дань». Женщины в судьбе Маяковского [Текст] / С. А. Коваленко. — М. : Эллис Лак 2000, 2006. — 592 с.

    8. Тюрин, Ю. Татьяна. Русская муза Парижа / Ю. Тюрин. — М. : Гелеос, 2006. — 232 с.

    9. Четыре подруги эпохи [Текст] : мемуары на фоне столетия / сост. И. В. Оболенский. — М. : АСТ, 2014. — 352 с. — (Сенсационный Проект Игоря Оболенского).

    10. Янгфельдт, Б. «Я» для меня мало. Революция/любовь Владимира Маяковского [Текст] / Б. Янгфельдт ; пер. со швед. А. Лавруши, Б. Янгфельдта. — М. : КоЛибри: Азбука-Аттикус, 2012. — 640 с.

    Подготовила Вера Письменная

    Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!

  • Пристрастный или пристрастный как пишется
  • Пристли собрание сочинений в 5 томах
  • Пристегнуть ремень как пишется
  • Пристарый или престарый как пишется
  • Пристать к берегу как пишется