Приставкин военное детство цикл рассказов

xpohoc введение в проект форум хроноса новости хроноса библиотека хроноса исторические источники биографический указатель предметный указатель генеалогические таблицы страны


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Анатолий Игнатьевич Приставкин

Приставкин Анатолий Игнатьевич (р. 1931), прозаик.

Родился 17 октября в Люберцах Московской области. Во время войны остался
сиротой (мать умерла от туберкулеза, отец был на фронте), воспитывался в детском
доме, учился в ремесленном училище, работал с 12 лет. В 14 лет сбежал из детдома
(в те годы под Москвой было более 200 детских домов, «сражавшихся» между собой),
работал в Серноводске на консервном заводе. Много читал, черпая в книгах
надежду. После войны стал участвовать в самодеятельности, читал со сцены стихи,
играл в спектаклях и имел успех. Попробовал сам писать стихи и читать их с
эстрады, затем предложил их в газету, и они были напечатаны, что его очень
вдохновило.

Отслужив в армии, поступил в Литературный институт им. М.Горького. Занимался
в семинаре Л.Ошанина.

В 1958 в журнале «Юность» напечатал цикл рассказов «Военное детство».

Окончив в 1959 году институт, разочаровался в своем поэтическом призвании и
решил работать в прозе, хотя занимался в семинаре поэта Л.Ошанина.

Едет на Братскую ГЭС, масштабы строительства которой и безграничность Сибири
произвели на него такое огромное впечатление, что он на долгие годы связывает
свою судьбу и творчество с этим краем. Работает в бригаде бетонщиков на
котловане будущей станции, одновременно являясь корреспондентом «Литературной
газеты» на строительстве ГЭС. В эти годы пишет документальные повести «Мои
современники» (1959); «Костры в тайге»(1964); «Страна Лэпия» (1960); роман
«Голубка» (1967).

Вернувшись в Москву, Приставкин не оставляет «сибирскую» тему, позже написав
очерки о строительстве БАМа.

В 1970-е печатает рассказ на тему войны «Солдат и мальчик». В 1987 Приставкин
опубликовал самое значительное свое произведение — повесть «Ночевала тучка
золотая…», принесшую ее автору широкую известность.

В 1989 вышла повесть «Кукушата». А.Приставкин живет и работает в Москве.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий
биографический словарь. Москва, 2000.


Приставкин Анатолий Игнатьевич
[17.10.1931, г.Люберцы Московской обл.— 11.07.2008, Москва]
— прозаик.

Родился в трудовой семье:
«Отец работал на заводе с утра до ночи, мать — на фабрике». С началом войны, в
возрасте 10 лет, остался сиротой: отца призвали на фронт, мать вскоре умерла от
туберкулеза. Приставкину предстояло испытать все тяготы детдомовского детства:
он сменил десятки детских домов, колоний, интернатов в Центральной России,
Сибири, на Кавказе. «У меня война оставила невероятное чувство бесконечности ее
и голода»; «…голод был так силен, что моя младшая сестренка ночами ела живых
рыбок из аквариума. За рыбок ее избили до полусмерти» (Вся Москва. С.43). Начал
работать еще мальчишкой в 1943. Был электриком, радистом, прибористом, прошел
через ремесленное училище, завод, вечернюю школу, «в четырнадцать лет, когда
судьба забросила… на Кавказ, под Серноводск, мыл… банки на консервном заводе
в станице Осиновской». Радость этих лет составляли только книги: доставал их,
где мог, читал, где приходилось. Читал много, стихи запоминал целыми страницами.
После войны читал стихи с самодеятельной сцены (большой популярностью
пользовался «Василий Теркин» А.Твардовского в исполнении Приставкина), играл в
любительских спектаклях. Тогда же пробовал писать собственные пьесы, стихи.

В 1952 окончил Московский авиационный техникум им.Годовикова (вечернее
отделение). После службы в Советской Армии в 1954 поступил в Литературный
институт им. Горького, занимался в поэтическом семинаре Л.И.Ошанина. «Мне
довелось учиться в Литературном институте, когда жив был… Андрей Платонов,
когда мы могли в коридорах нашей альмаматер общаться со Светловым, в аудиториях
слушать Паустовского. Через них шли те соки старой культуры, которые, смею
надеяться, через нас будут впитаны теми, кто будет после нас» (Прошлое требует
слова. С.249). В Литературном институте продолжал писать стихи, начал
публиковаться. Однако к моменту завершения учебы увлекся публицистикой и отошел
от поэзии.

После окончания института
уехал на строительство Братской ГЭС, где работал в бригаде бетонщиков на
котловане будущей станции, позднее — собственным корреспондентом «Литературной
газеты» на строительстве Братской ГЭС; создавал «летопись современности»,
публикуя очерки о героических буднях молодых комсомольцев, о неистощимых
богатствах Сибири. К этому времени относится попытка обращения к прозе, к жанру
рассказа. Однако рассказы Приставкина этой поры напоминают скорее стих, в прозе,
поэтические этюды и фрагменты; в основе повествования оказывается некая деталь,
образ, впечатление, переживание. Цикл этих рассказов, посвященных военному
времени, под названием «Трудное детство» появился в журнале «Юность» в 1958.
Рассказы написаны от первого лица, представляют собой монологи героя, имитируют
страницы из дневника, явно тяготея к манере «исповедальной прозы» 1950-х.

В конце 1950-х — середине 1960-х Приставкиным были созданы документальные очерки
о Братской ГЭС, БАМе, КамАЗе, о паромной переправе Ильичевск-Варна,
документальные повести «Страна Лэпия», «Записки моего современника», «Костры в
тайге». Яркой страницей творчества Приставкина стала документальная повесть
«Ангара-река», отмеченная премией СП СССР. В это время были написаны повести
«Селигер Селигерович», «От всех скорбей», «Птушенька», «Белый холм», рассказы
«Человеческий коридор», «Встреча с женщиной», «Два блюда из Загорска», «Зона
отдыха», «Закрытые двери», повествующие о людях разной судьбы, о духовных связях
поколений, о слиянности деяний отдельного человека и всей страны. Член СП с
1961.

В начале 1970-х интерес читателей
привлекла повесть Приставкина «Солдат и мальчик» (1971). До этого времени
военная тема редко звучала в произведениях Приставкина: «Я не только боялся
писать о тех страшных военных днях, я боялся прикоснуться к ним даже памятью:
это было больно. Не просто больно, мне не хватало сил даже перечитывать свои
собственные ранее написанные рассказики» (Вся Москва. С.44). Героями повести
становятся Андрей Долгушин, 18-летний солдат, и Васька Сморчок, 10-летний
сирота-детдомовец. Жалкий заморыш, никчемный и ничейный, Васька живет по законам
блатного мира: «Сперва едят тебя, потом ты ешь других». Однако, столкнувшись с
трагедией молодого солдата Долгушина, «зависшего над статьей» из-за украденного
у него беспризорниками оружия и документов, впервые испытав теплоту и заботу
другого человека, Васька преображается, в его искалеченной душе пробуждается
порыв к добру, состраданию, любви: «Начинается движение двух людей друг к
другу».

Развитием темы беспризорного
детдомовского детства стала повесть «Ночевала тучка золотая» (1981, опубл. в
1987), принесшая Приставкину широкую известность: «…военная детдомовская тема
не давала покоя, как осколок, засевший в сердце…»

«Я мог бы создать «Тучку» годом раньше или годом позже, не в том суть, но не
написать эту вещь я просто не мог». Герои повести — братья-близнецы Сашка и
Колька Кузьмины (Кузьменыши), воспитанники подмосковного детского дома, подобно
тучкам («Тучки мы… Влажный след мы… Были и нет»), отправляются на Северный
Кавказ, в край романтических грез, но оказываются втянутыми в трагические
обстоятельства переселения северокавказских народов. Голодные, оборванные,
бесприютные 10-летние мальчишки на собственной судьбе познают цену социальной
несправедливости и душевной теплоты, людской ненависти и милосердия,
человеческой жестокости и духовного братства. «Зло не бывает локальным», как бы
говорит Приставкин, вовлеченными в него оказываются и «жертвы» и «палачи», и
гонимые и гонящие, и нет победителя там, где нет сострадания и милосердия.

Повесть написана о жестоких событиях и жестким языком: «»Тучка…» написана на
сленге — смесь рыночного, приблатненного фольклора изрядно насыщает повесть. Но
— что делать — все это из детства, все это правда. Наша правда изъясняется таким
языком».

Об истории появления повести
писатель рассказывает так: «Повесть моя долго лежала в… бельевом шкафу. Я
боялся ее вытаскивать… Так получилось, что сперва я предал «Тучку…»
гласности таким образом: собрал друзей и предложил послушать две-три главы…
Стали слушать, просили читать дальше. Потом молча разошлись. Но в конце кто-то
сказал: «Зачем ты это написал? Спрячь». А на следующий день звонит один: я тут
жене пересказал, просит дать почитать. Потом перепечатывали, копировали. Я видел
даже экземпляр, переписанный от руки…» (Труд. 1988. 19 авг.). За эту повесть
Приставкин был удостоен Государственной премии СССР.

Тема «военного бездомного детства» получила развитие в последующих произведениях
Приставкина — повести «Кукушата, или Жалобная песнь для успокоения сердца»
(1989) и романе «Рязанка» (1991). Герои этих произведений — мальчишки-подростки,
взросление и мужание которых пришлось на военное и послевоенное время. Роман
«Рязанка», озаглавленный по названию железной дороги, «где прошли мое детство,
моя юность», по словам Приставкина, «идет гораздо дальше «Тучки…»».

Произведения Приставкина издавались в Болгарии, Венгрии, Греции, Германии,
Польше, Чехии, Франции, Финляндии.

В
1992 он был назначен председателем Комиссии по вопросам помилования при
Президенте РФ (см.: Приставкин А. Всю жизнь иду людским коридором. Разговор о
цене милосердия в жестокую эпоху с председателем Комиссии по помилованию при
Президенте России // Комсомольская правда. 1996. 2-9 авг. С.12-13). Член
комитета международного Движения за отмену смертной казни. Приставкин — один из
авторов буклета «Как писать ходатайство о помиловании» из серии «Знай свои
права», издаваемой Общественным центром содействия реформе уголовного
правосудия.

Доцент кафедры
литературного мастерства в Литературном институте им. М.Горького (семинар
прозы).

Живет в Москве.

О.В.Богданова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики,
поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П — Я. с. 128-130.


Далее читайте:

Письмо сорока двух, Известия. 1993. 5
октября.

Русские писатели и поэты (биографический
справочник).

Сочинения:

Возделай поле свое: повести и рассказы. М., 1981;

Солдат и мальчик: повести. М., 1982;

Повести и рассказы / предисл. И.Дуэля. М., 1983;

Ночевала тучка золотая: повести. М., 1990;

Кукушата: Избранная проза. М., 1995;

Прошлое требует слова / беседу записал И.Дьяков // Смена. 1987. №16. С.243-255;

Всю правду / беседу записала Н.Попова
// Труд. 1988. 29 авг.;

Ночевала тучка
золотая. Сюжет из жизни и жизнь, как сюжет / беседу записала Т.Савельева // Вся
Москва. 1992. №7-8. С.42-44.

Литература:

Муриков Г. Память // Звезда. 1987. №12. С.166-176;

Степанян К. Уроки беспощадного милосердия // Литературная Россия. 1987. 25 дек.
С.4-5;

Кардин В. Нас было двое: брат и
я… // Литературное обозрение. 1987. №9. С.45-43;

Латынина Л. Одна неправда нам в убыток… // Литературная газета. 1987. 15 апр.
С.4;

Ульяшов П. И лично от меня… //
Литературная Россия. 1987. 5 июня. С.17;

Шкловский Е. Как брат брата // Правда. 1988. 29 авг.

Приставкин военное детство цикл рассказов
Т-44М. Источник: agtf.ru

Из Сибири в Европу

После школы выбор пал на Омское танко-техническое училище по причине близкого расположения и фактического отсутствия другой альтернативы для выходца из сибирской глубинки. В 1967 году училище удалось закончить с отличием, но не круглым отличником – средний балл превышал 4,5. Это позволяло выбирать военный округ для службы и первоначально я раздумывал о Дальневосточном и Забайкальском. Сейчас и в страшном сне не представится возможность добровольного выбора столь отдалённых гарнизонов, да ещё и в таких экстремальных климатических условиях. Но мне, двадцатиоднолетнему лейтенанту, тогда это показалось вполне достойным вариантом, не лишённым романтики. На удивление, всё решилось без меня, и местом службы оказался Прибалтийский военный округ. Не иначе, как ротный поспособствовал – не зря мы с ним в настольный теннис играли.

Заместитель командира танковой роты по технической части или сокращённо ЗКТЧ, «зампотех» – именно в такой должности меня ждали в Таллине. Немного о специфике профессии. В Советском Союзе танкистов готовили сразу в восьми танковых училищах, и только два из них были техническими – в Омске и Киеве. Командные располагались в Харькове, Ташкенте (точнее в Чирчике), Челябинске, Ульяновске, Казани и Благовещенске. К слову, на постсоветском пространстве учебные заведения, готовившие танкистов, остались лишь в Омске, Казани и узбекском Чирчике. Специфика обучения будущего зампотеха понятна – минимум оперативно-тактической подготовки и максимум изучения материальной части с особенностями эксплуатации и ремонта. В войсках выпускники-технари не поднимались выше заместителей командиров подразделений. Но, по моему глубокому убеждению, любой зампотех, в случае чего, успешно исполнит роль командира. В мирное время зампотех отвечал за «техническое состояние, правильную эксплуатацию, своевременное техобслуживание и качественный ремонт, а также правильное хранение и содержание техники». Кроме того, за техническую подготовку механиков-водителей подразделений.

Приставкин военное детство цикл рассказов
Источник: auction.ru

Прибалтийский военный округ, в который меня направили в 1968 году, никогда не был чем-то выдающимся в военном отношении. Основные силы сосредотачивались в Калининградской области – Латвия, Литва и Эстония ограничивались более скромным контингентом. Типичный второразрядный округ, на территории которого в подавляющем большинстве дислоцировались соединения и части сокращённого состава. Это означало, что они были укомплектованы вооружением и техникой по штату военного времени (за исключением, как правило, грузовых автомобилей), а офицерским составом – процентов на 70. Сержантским и рядовым – от силы на 10-15 %. Все остальные трудились недалеко от пунктов дислокации «на гражданке», но в армии их ждали конкретный танк, орудие и т.п. Велась соответствующая мобилизационная документация, обычно под грифом «Совершенно секретно». Я очень не любил эту мобилизационную работу!

Войска Прибалтийского военного округа в основном предназначались для действий во втором эшелоне, поскольку нужно было время для их доукомплектования до штата военного времени и боевого слаживания. Существовала эта система по причине нехватки средств на содержание полных штатов.

Клоога

В предписании, которое мне вручили ещё в Омске, было указано – г. Таллин. Я порадовался – в столице повезло служить! Оставив после свадьбы свою молодую жену (ей нужно было уладить дела в институте), я прибыл в Таллин один, с чемоданом, в который с трудом уместилась моя военная форма, и с плащ-накидкой, свёрнутой на манер скатки и висящей на ремешке через плечо.

На столичном вокзале обратился к первому встречному милиционеру, и он на сильно ломаном русском языке долго объяснял мне, где находится штаб дивизии. Объяснил хорошо, поскольку я всё-таки добрался до места. Путь лежал по улочкам Старого города – исторической части Таллина. Шёл с ощущением, что попал на съёмки какого-то исторического фильма. Надо думать, какое смятение души я испытал, обычный сибирский деревенский парень, при виде такого великолепия. В мире, в котором я родился и жил до сих пор, ничего подобного не было.

Штаб дивизии располагался на одной из старинных узких улиц, в старинном же здании. Местный кадровик, надо сказать, меня разочаровал. Оказалось, что рота, зампотехом которой я должен был стать, находится не в Таллине, а в маленьком посёлке в 40 км от него. Там дислоцировался так называемый Матросовский мотострелковый полк, названный в честь воевавшего в нём Героя Александра Матросова, грудью закрывшего пулемёт вражеского дота.

Ехать до места службы нужно было на пригородной электричке по живописной, непривычной для моих глаз местности: сосны, валуны, ухоженные хутора среди таких же ухоженных полей. В электричке я испытал горечь первой утраты: залюбовавшись местными красотами, я совершенно забыл про плащ-накидку, которая осталась лежать на полке над окном вагона. Вышел из электрички, а плащ-накидка уехала. Если вы знаете, насколько дождлива прибалтийская погода, поймёте горечь потери.

Посёлок назывался Клоога. Сейчас он известен, прежде всего, за счёт мемориала немецкому концентрационному лагерю, где в 1944 году расстреляли до 2 тыс. заключённых. В конце 60-х на месте трагедии стоял обелиск, оградка, всё аккуратно и ухожено, впрочем, как и всё в Прибалтике. Население посёлка не превышало тысячи человек, эстонцев было очень немного, в основном жили расквартированные военнослужащие Советской Армии.

Прибыв в полк, я, как положено, представился командиру полка по фамилии – надо же случиться такому совпадению – Федоров. Полковник, фронтовик, по-отцовски доброжелательно дал мне первые напутствия в офицерской службе. За давностью лет забыл я их содержание.

Заступил я на должность зампотеха отдельной танковой роты хранения, дивизионного подчинения. Весь штат этой роты состоял из командира роты, капитана Крюкова, командира взвода ст. лейтенанта Шевчука и шести солдат. Шевчук с солдатами через сутки ходил в караул, поэтому первые его слова были при нашей встрече такие: «Ну вот, теперь я в два раза реже буду заступать начальником караула!». Вот так и началась моя служба: 5-6 раз в месяц – караульная служба, а в остальное время – работа на технике наравне с солдатами.

Танковая рота хранения

Танковая рота только на бумаге называлась ротой – на самом деле в ней числилось 30 танков Т-44М, находящихся на длительном хранении. О существовании такой марки танков я до прибытия сюда не знал. У меня не было в то время опыта эксплуатации разных видов и марок техники. В училище практиковались на Т-55, который тогда был одним из лучших. Были в то время и Т-62, но кардинально друг от друга эти марки касательно моей технарской профессии не отличались. Т-44М – это переходная модель от Т-34 к Т-54, с ходовой частью и трансмиссией от Т-54, а башней и пушкой – почти точь-в-точь от Т-34. Танки были заклеены специальной влагонепроницаемой тканью и загружены большим количеством силикагеля, для поглощения влаги внутри корпуса. Заклейка являлась полностью герметичной. Срок хранения этих танков составлял 5 лет, после чего их полагалось расконсервировать, сменить масло, произвести замену определённого количества дюритов и патрубков. Помимо этого, требовалось выбрать один контрольный танк и пройти на нём регламентные 5 километров, дабы проверить работоспособность боевой машины. Сказано – сделано. Танк заправили, завели и отправили на контрольный пробег. Но навыков вождения у служивших в роте хранения механиков-водителей недоставало. В итоге солдат-срочник налетел на придорожный валун передним правым ленивцем и встал как вкопанный. Технический разбор на месте дал удивительный результат – ходовая танка осталась целая, а вот зубья вала бортовой передачи трансмиссии раскрошились. Собрали консилиум дивизионных технарей и постановили, что причина в усталости металла – всё-таки танк выпущен был более двадцати лет назад. К слову, в моей практике зампотеха я подобных казусов более не встречал. Этот случай лишний раз напомнил, в какой боевой готовности находится законсервированная техника. В то же время для боевых действий на второстепенных направлениях, каким являлась Прибалтика, Т-44М вполне годились.

Дом офицеров

Немного о бытовых условиях молодого лейтенанта. Мне, как семейному человеку, предоставили жильё – квартиру в двухквартирном финском домике, в которой имелось две комнатки и маленькая кухня. Отопление – печное. Вода – на улице, в колонке. «Удобства» – тоже на дворе. Эти домики, стены у которых представляли два дощатых слоя, между которыми когда-то был засыпан шлак для утепления, а снаружи были обшиты плитками из стружечно-цементной смеси, обветшали и почти не держали тепла. Благо зимы в Эстонии, хоть и снежные, были не в пример теплее сибирских. И когда топилась печь, в домике было тепло. В крохотной кухоньке размещалась печь-плита и газовая плита с баллонным привозным газом. Мы воспринимали такие условия как само собой разумеющиеся. Дали нам, молодожёнам, из воинской части в пользование железную кровать и две табуретки. И первая наша семейная покупка случилась в виде тахты за 60 рублей. Для понимания её важности и ценности стоит, думаю, указать, что мой месячный оклад составлял 135 рублей.

Приставкин военное детство цикл рассказов
Современное состояние Дома офицеров. Клоога, Эстония. Источник: wikimedia.org

Одной из главных (если не самой главной) достопримечательностей посёлка являлся Дом офицеров, представлявший собой красивое белое здание с великолепным парадным крыльцом, украшенным колоннами. Типичный памятник сталинского ампира. В Доме офицеров была сосредоточена вся культурная жизнь посёлка: работали кружки, демонстрировались фильмы. Имелась бильярдная с двумя столами. Довольно часто к нам приезжали на творческие встречи популярные столичные артисты. Например, Станислав Любшин, Михаил Ульянов, Людмила Чурсина, Михаил Пуговкин и другие. Это по-настоящему скрашивало жизнь, в общем-то, захолустного эстонского местечка.

В современной Эстонии Дом офицеров, очевидно, рассматривается как памятник советской «оккупации» – огорожен полуразвалившимся забором, окна побиты, фасад кое-где испачкан граффити. Совсем не похоже на знаменитую прибалтийскую рачительность и аккуратность. Впрочем, так варварски эстонцы обращаются не только с советским наследием – в окрестностях Клооги постепенно разрушается рыцарская мыза (господский особняк) конца XVIII века.

Вернёмся в 1968 год, в Дом офицеров, где по большим праздникам устраивались праздничные застолья для семей офицеров и прапорщиков гарнизона. Организовывались для женщин ситцевые, осенние балы, где они могли поучаствовать в конкурсах на лучший наряд, сшитый собственноручно. За столом сидели в соответствии с принадлежностью к конкретной части, а танцы под оркестр – в общем зале.

И вот, в первый же такой вечер, 7 ноября 1968 года, подходит ко мне лейтенант Шемятков, командир взвода из 3 отдельного танкового батальона (3 отб), и спрашивает: «Когда ты к нам прибудешь на службу?» Я не понял вопроса, а он продолжил, дескать, на меня уже прибыл приказ о назначении на должность зампотеха танковой роты этого батальона. Я, разумеется, не принял его слова всерьёз, однако сразу после праздника мне в строевой части вручили предписание о переходе в этот самый 3 отб. Батальон этот был особенным по нескольким причинам: 1) он был развернутый до полного штата, что редкость для Прибалтики; 2) подчинялся напрямую командованию ПрибВО; 3) средние 36-тонные танки имели возможность путём дополнительной оснастки плавать своим ходом по морю на расстояние не менее 100 км при волнении не более 3 баллов. Таких уникальных частей в Советском Союзе было всего четыре – на Дальнем Востоке в Славянке, на Северном Флоте под Мурманском, в эстонской Клооге и на Черном море.

Итак, спустя три месяца после прибытия к месту службы, я, пройдя триста метров и не выходя за КПП, перешёл в другую часть, по-своему уникальную. Но это уже немного другая история.

Продолжение следует…

Приставкин военное детство цикл рассказов

Итак, в части первой мы рассмотрели физиологию дыхания человека и определили, что именно требуется для его обеспечения. Теперь разберём техническое устройство аппаратов автономного дыхания. И начнём с аппаратов открытого цикла (ОЦ). Приготовьтесь, дамы и господа, далее будет конкретика.

Все аппараты ОЦ состоят из источника газа – баллона высокого давления и регулятора – устройства для снижения давления газа в баллоне до ~1 ата (относительной) и подвода дыхательной смеси с уже пониженным давлением к органам дыхания, а также отвода выдыхаемого газа. Почему в скобках я пишу «относительная», да только потому, что дыхание из аппарата может осуществляться при избыточном внешнем давлении, и 1 ата (относительная) при внешнем давлении, например, в 3 ата, будет в абсолютном выражении – 4 ата.

Ещё раз оговорюсь, что в рамках данной публикации я хочу описать только принцип работы аппарата без разбора особенностей тех или иных моделей. Поэтому я буду рассматривать один из характерных представителей данного типа.

В первой части я говорил, что аппараты ОЦ бывают одно- и двухступенчатыми.

Одноступенчатые аппараты. Именно по такой схеме Эмилем Ганьяном был создан первый акваланг, который потом так популяризировал Жак Ив Кусто. Конструкцию рассмотрим на примере советского аппарата АВМ-1М.

Общий вид:

Дыхательные аппараты. Открытый цикл дыхания
(1), (4) гофрированные трубки вдоха и выдоха
(2) загубник
(3) мундштучная коробка
(5) оголовье
(6) вентиль подачи воздуха
(7) плечевые ремни
(8) хомут крепления баллонов
(9) ремень для соединения плечевых ремней
(10) пенопластовая вставка
(11) пряжки для крепления ремней
(12) поясной ремень
(13) пряжка поясного ремня
(14) карабин крепления брасового ремня
(15) брасовый ремень
(16) баллоны
(17) шланг манометра высокого давления
(18) манометр высокого давления и указатель минимального давления
(19) зарядный штуцер
(20) редуктор и легочный автомат.

Дыхание из аппарата происходит через ротовую полость. Для этого предназначен загубник. Мундштучная коробка служит для соединения трубок вдоха и выдоха. Т. е. на вдох у нас газ идёт только из трубки вдоха, а на выдох уходит в трубку выдоха.

С вашего позволения, я не буду рассматривать конструкцию вентиля баллона, поскольку она довольно типовая.

Далее у нас идёт редуктор, а поскольку у нас аппарат одноступенчатый, то здесь он совмещён с легочным автоматом.

Чтобы было более понятно, я немного расскажу о терминологии.

В СССР устройство, понижающее давление от высокого (в баллоне) до промежуточного (установочного), называлось «редуктор». Сейчас, в свете развития любительского подводного плавания, в терминологию пришёл «западный» термин «первая ступень». Лёгочный же автомат, в советской терминологии, обозначается как «вторая ступень», и служит этот агрегат для снижения давления с промежуточного (установочного) до ~1 ата (относительной).

Устройство редуктора ДА АВМ-1М:

Приставкин военное детство цикл рассказов
(17) переходник,
(16) сетчатый фильтр,
(18) клапан редуктора с фторопластовой вставкой,
(15) двухплечевой рычаг,
(14) мембрана редуктора,
(13) толкатель,
(12) пружина толкателя,
(11) регулировочная гайка,
(10) предохранительный клапан,
(9) регулировочная гайка и пружина предохранительного клапана.
Детали легочного автомата:
(1) штуцер для присоединения гофрированного шланга выдоха,
(3) крышка корпуса легочного автомата,
(4) лепестковый клапан выдоха,
(6) мембрана легочного автомата с жестким центром,
(2) нижний рычаг легочного автомата,
(7) верхний рычаг легочного автомата,
(8) штуцер для присоединения гофрированного шланга вдоха,
(5) гайка и шайба для крепления мембраны редуктора,
(22) регулировочный винт верхнего рычага,
(21) седло клапана легочного автомата,
(20) клапан легочного автомата с пружиной,
(19) регулировочная гайка.

Теперь к принципу работы.

При закрытом запорном вентиле под действием своей пружины толкатель, двигаясь влево, давит на двухплечевой рычаг, рычаг поворачивается по часовой стрелке вокруг своей оси, при этом клапан редуктора находится в свободном состоянии.

Приставкин военное детство цикл рассказов

После открытия запорного вентиля (Рис. а) воздух открывает клапан и заполняет полость редуктора до тех пор, пока мембрана редуктора, выгибаясь вверх, не повернет двухплечевой рычаг вокруг своей оси, против часовой стрелки (Рис. б).

Приставкин военное детство цикл рассказов

Двухплечевой рычаг повернется, когда давление в полости редуктора сравняется с давлением регулировки пружины толкателя (установочное давление 5–7 ата). При этом двухплечевой рычаг своим верхним рычагом давит и закрывает клапан редуктора, а нижним рычагом перемещает толкатель вправо и сжимает пружину. Таким образом, в полости редуктора воздух находится под установочным давлением.

Приставкин военное детство цикл рассказов

При вдохе (Рис. в) во внутренней полости лёгочного автомата создаётся разрежение, мембрана автомата прогибается и давит на верхний рычаг. Верхний рычаг давит на нижний, а тот в свою очередь площадкой своего регулировочного винта давит на шток клапана легочного автомата. Клапан сжимает свою пружину и открывает доступ воздуха из полости редуктора в полость легочного автомата и далее к пловцу.

Приставкин военное детство цикл рассказов

При окончании вдоха (Рис. г) прогиб мембраны легочного автомата уменьшается, ослабевает давление на рычаги, и клапан автомата под действием своей пружины закрывается (садится на седло). Одновременно падает давление в полости редуктора, вступает в работу толкатель с пружиной, открывается клапан редуктора, и воздух из баллонов поступает в полость редуктора до достижения установочного давления.

В случае неисправности редуктора и повышении в нем давления выше установочного, вступает в работу предохранительный клапан. Пружина предохранительного клапана сжимается, клапан отходит от седла, и излишки воздуха вытравливаются в воду. Срабатывание предохранительного клапана служит сигналом о неисправности редуктора, водолаз должен немедленно приступить к подъёму на поверхность.

Для того чтобы сделать вдох, водолаз должен создать определенное разрежение над мембраной легочного автомата (примерно 50 мм водного столба). На величину разрежения (сопротивления дыханию) влияет и расположение легочного автомата.

При определении величины сопротивления при вдохе следует учитывать разницу между легочным автоматом и центром легких водолаза. Эта величина будет изменяться, в зависимости от положения водолаза.

При вертикальном положении водолаза, когда центр легких и легочный автомат находятся почти на одном уровне, сопротивление, возникающее из-за разности гидростатических давлений, незначительно.

При горизонтальном положении (при плавании) легочный автомат находится выше центра легких, водолаз при вдохе преодолевает механическое сопротивление аппарата и сопротивление, равное разности гидростатического давления на уровнях центра легких и расположения дыхательного автомата.

При работе водолаза в положении на спине вдох производится с незначительным сопротивлением. А при выдохе сопротивление возрастет, так как легочный автомат находится ниже центра легких.

И здесь же хотелось отметить, как происходит компенсация увеличивающегося внешнего давления, ведь для обеспечения нормальной подачи газа относительное давление (в данном случае установочное) НЕ ДОЛЖНО ЗАВИСЕТЬ от величины внешнего. Это очень важный момент. Так вот выравнивание установочного давления происходит так же, как при вдохе. Т. е. увеличивающееся внешнее давление будет сжимать газ в полости лёгочного автомата со всеми вытекающими.

Надеюсь, по схеме работы всё это очень понятно.

ДА одноступенчатой схемы до сих пор выпускаются. Ими пользуются в основном подводные фотографы и видеооператоры, то есть те, кому мешают пузыри выдыхаемого газа возле головы/лица.

Дальнейшим развитием ДА открытой схемы стали двухступенчатые аппараты.

Для этого разнесли в отдельные, соединённые шлангом подачи, устройства редуктор и лёгочный автомат. С помощью такого «разделения» удалось получить ряд преимуществ перед ДА одноступенчатой схемы.

Во-первых, к одному редуктору стало возможно подключить более одного (обычно два) ЛА, что повысило безопасность работы с ДА. Кроме того, упростилось подключение шлангов промежуточного давления для поддува появившихся компенсаторов плавучести и сухих гидрокостюмов.

Во-вторых, уменьшились размеры и вес аппаратов, а конструктивно они стали проще и надёжнее.

Итак, двухступенчатые ДА открытого цикла.

Их конструкцию мы рассмотрим на примере редуктора ВР-12 и лёгочного автомата АВМ-12.

Редуктор ВР-12:

Приставкин военное детство цикл рассказов

Так он выглядит «в натуре»:

Приставкин военное детство цикл рассказов

Его внутренний мир:

Приставкин военное детство цикл рассказов

Принцип работы.

Работа редуктора основана на принципе равенства усилий, открывающих и закрывающих клапан 16, разделяющий камеру высокого давления А, соединяемую с источником сжатого воздуха, и камеру низкого давления Б, соединяемую с потребителем.

При отсутствии давления в камерах А и Б клапан 16 под действием пружины 9 открыт. Подводимый к редуктору воздух поступает в камеру А и через седло клапана 15 под мембрану 12, а также через отверстия Е и Д в клапане 16 в полость В. Под действием нарастающего давления мембрана 12 прогибается вверх и преодолевает усилие пружины 9. Клапан 16 под действием пружины 17 и давления в полости В прикрывает седло 15 и при повышении давления в камере Б до установочного полностью закрывается, перекрывая поступление воздуха в полость низкого давления. В этом положении клапан разгружен от влияния на его открытие изменения давления на входе редуктора.

Так как полости Б и В сообщены друг с другом через отверстия Е и Д и, вследствие этого, на клапан в противоположных направлениях действуют одинаковые усилия, не зависящие от подводимого давления, то при уменьшении давления на входе редуктора по мере расходования воздуха из баллонов давление на выходе редуктора практически не изменится.

При потреблении воздуха из редуктора давление в камере Б понижается, мембрана 12 под действием пружины 9 перемещается вниз и через жесткий центр 13 отводит клапан 16 от седла 15. Между седлом и клапаном устанавливается такой зазор, при котором поступление воздуха в редуктор равно его потреблению.

Таким образом, система находится в равновесии, и в камере Б поддерживается постоянное давление, обеспечивающее расход в заданных пределах.

При погружении под воду гидростатическое давление воздействует на мембрану 7 и, прогибая ее, через толкатель 5, жесткий центр 11, мембрану 12 и жесткий центр 13 отводит клапан 16 от седла 15, увеличивая тем самым давление на выходе редуктора пропорционально глубине погружения. Для предохранения полостей низкого давления и соединяемых с ними потребителей от чрезмерного повышения давления имеется предохранительный клапан И.

Такая модель редуктора называется мембранной с сухой камерой.

Существуют и несколько иные конструкции редукторов.

Например, в поршневых редукторах с мокрой камерой нет мембран 7 и 12, а толкатель 5 выполнен в виде поршня с радиальным уплотнением. Такая конструкция имеет несколько существенных недостатков.

Во-первых, большая, чем у редуктора с сухой камерой вероятность обмерзания толкателя и заклинивание его в «открытом» положении. Заклинивание клапана редуктора приводит к т. н. «фрифлоу» или свободной подаче. Т. е. газ из баллона начинает со свистом вылетать, в зависимости от конструкции лёгочного автомата, либо вам в рот, либо через предохранительный клапан на редукторе. Очень, я вам скажу, неприятная ситуация, когда вы находитесь где-нибудь внутри затопленного корабля, на глубине десятков метров, а до поверхности, кроме выхода, ещё и часик декомпрессии, а газ со свистом убегает…

Вы можете спросить, а откуда минусовая температура в воде, ведь вода жидкая в основном при положительных температурах. А всё дело в расширении газа. Газ у нас из баллона под давлением ~300–50 ата расширяется в редукторе с падением давления до установочного 5–15 ата. А, как известно, газ при расширении охлаждается.

И ещё одна особенность этого редуктора, он является сбалансированным. Камера В (на чертеже редуктора) в буржуйских терминах называется балансировочной. В разных моделях редукторов эта камера может иметь разные схемы реализации, но смысл тот же. Балансировка позволяет сохранять скорость подачи газа независимо от давления в баллоне. В старых несбалансированных редукторах таких камер нет, и по мере расхода газа и падения давления в баллоне сопротивление дыханию возрастает.

Сейчас есть редукторы, т. н. overbalanced, т. е. перебалансированные. В таких редукторах установочное давление растёт с глубиной. Это, по задумке разработчиков, должно компенсировать увеличение «вязкости» дыхательной смеси при больших давлениях. Хотя, моё личное мнение, это больше пиар-ход. Такой же, как титановые крышечки лёгочных автоматов и теплообменники на шлангах НД.

Да, пару слов об обмерзании и газе в баллонах.

На самом деле, даже мембранные редукторы не застрахованы от свободной подачи. А виной всему влага в баллоне, которая попадает туда при «забивке» из воздуха. Вообще, с этой самой влагой компрессорщики борются повсеместно, с переменным, впрочем, успехом, зависящим от жадности и добросовестности тех компресорщиков. Ведь для удаления влаги из забиваемого газа используются довольно дорогие осушители на основе силикагеля.

А, кроме влаги, в баллон ещё могут попадать масло из компрессора из-за изношенной поршневой группы и другие газы, например, выхлоп генератора или банальный табачный дым, от курящих возле воздухозаборника компрессора дайверов. На входе в компрессор, конечно, ставятся разные маслоотделители и угольные фильтры, вот только, как показывает опыт, эти фильтры далеко не всегда вовремя меняются/обслуживаются.

Всё это очень опасно, особенно при дыхании такой смесью при повышенном внешнем давлении. Сам лично, было дело, хапнул такого воздушка с маслицем. Симптоматика после всплытия: страшная головная боль и ощущение, что рот растворителем прополоскал. А можно ведь и сознание потерять. На глубине. Случаи были.

Хорошо, теперь лёгочный автомат.

Приставкин военное детство цикл рассказов

Принцип работы.

Газ по шлангу 5 подается в камеру ЛА из редуктора под установочным давлением. Клапан ЛА закрыт, причём клапан в закрытом положении удерживает как пружина 6.7, так собственно давление газа, поскольку газ в камере находится под давлением 8–9 ата, а под клапаном 1 ата.

Это важный момент.

Такой ЛА называется противопоточным. Использование таких ЛА требует наличия на редукторе предохранительного клапана. Поскольку при возникновении свободной подачи из редуктора, например, из-за его обмерзания или попадания грязи под клапан, увеличивающееся давление НИКОГДА не приведёт к открытию клапана ЛА и шланг НД просто порвёт.

Сейчас во многих ЛА используются прямоточные ЛА, в которых клапан удерживается только пружиной, а газ подаётся с другой стороны. При такой схеме клапан ЛА работает как предохранительный. Т. е. при росте установочного давления в какой-то момент клапан открывается и стравливает «лишнее» давление, не позволяя разрываться шлангу НД.

Прямоточный ЛА позволяет обходиться без предохранительного клапана на редукторе, однако в противопоточном лёгочнике сопротивление на вдох ниже, и нет риска неожиданно получить в горло неконтролируемый поток газа. Это хоть и не очень опасно, но довольно неприятно. Хотя в любительском дайвинге преобладают как раз прямоточные ЛА.

Рассмотрим работу ЛА.

При вдохе создаётся разрежение и мембрана 6.2, прогибаясь внутрь, давит на рычаг 6.3, который в свою очередь, нажимая на шток клапана 6.4, открывает его. Газ попадает в пространство под мембраной и далее в дыхательную систему водолаза. Направление движения газа показано стрелками.

Далее вдох заканчивается, газ из клапана поддувает пространство под мембраной, вызывая обратное выгибание мембраны 6.2. Мембрана освобождает рычаг, и клапан под действием пружины и давления газа (только пружины в прямоточных ЛА) закрывается.

Затем начинается выдох. Газ из лёгких попадает обратно в подмембранное пространство и создаёт в нём избыточное давление, под действием которого открывается клапан выдоха 6.5, и газ удаляется в окружающую среду. В конце выдоха избыточное давление исчезает, и клапан выдоха закрывается, препятствуя поступлению воды в подмембранное пространство.

Также в ЛА присутствует кнопка байпаса для принудительной вентиляции подмембранного пространства. Бывает необходима при, например, замене ЛА под водой.

Вообще, конфигураций лёгочных автоматов довольно много.

По расположению мембран, рычагов, наличию тонких регулировок усилия подрыва клапана, симметричности конструкции, сбалансированности клапана и т. д. и т. п. Но принцип работы у всех один.

Итак, мы разобрали устройство ДА открытого цикла.

В дальнейшем при рассмотрении ребризеров нам это пригодится, поскольку в этих ДА подача газа из баллонов в дыхательный контур происходит как раз при помощи аппаратов ОЦ.

А в следующей части я немного расскажу о баллонах высокого давления, о достоинствах и недостатках разных их видов, о типах соединения редуктора и баллона, ну и начну о ДКБ, разных дыхательных смесях и для чего их используют. Опять-таки, постараюсь не вдаваться в лютую конкретику.

Сергея Соловьева можно без сомнений назвать главным советским и российским режиссером, который посвятил практически все свое творчество исследованию молодого поколения. Его первый художественный кинофильм «Сто дней после детства» о лете в пионерлагере завоевал признание не только в Советском Союзе, но и на Западе. А знаменитая «Асса» стала главным фильмом русского рока. При этом сам Соловьев называл все свои работы случайностью, стечением «жестких и нетерпимых» обстоятельств, которые буквально втягивали режиссера в новые проекты. Вспоминаем главные работы мастера, которые были созданы не благодаря, а вопреки.

«Сто дней после детства» (1975)

В 1975-м молодой выпускник ВГИКа открыл Советскому Союзу окно на Запад, а Западу, как ни удивительно, совершенно новый характер подросткового кино. Пресыщенная откровенностью и уставшая от эпатажа публика была поражена картиной советского режиссера «Сто дней после детства». Ее наивность освежала, удивительный и экзотический мир пионерлагеря, недоступный для западной публики, поражал, а мечтательная романтичность картины, где пионеры были больше похожи на сказочных существ, завораживал.

«Сто дней после детства» намеренно по-соловьевски бессюжетен: в нем есть и любовь, и ревность, и соперничество — вся гамма чувств, которые юные герои сублимируют в театральной постановке «Маскарад» по Лермонтову. По словам режиссера, ему хотелось отразить неясное ощущение счастья и ожидания вечности. В итоге Соловьев был награжден призом за режиссуру на Берлинале, который до этого был закрыт для коммунистических стран.

«Чужая белая и рябой» (1986)

Историю создания фильма «Чужая белая и рябой» Сергей Соловьев описывает в своем рассказе «Азия». Пролистывая журнал «Новый мир», который был отдан на откуп молодой прозе 70-х годов, режиссер прочел предисловие Чингиза Айтматова к повести никому не известного Бориса Ряховского. Знаменитый советский писатель называл все свои литературные труды бесполезными на фоне молодой прозы Ряховского. Соловьев был заинтригован; прочитав рассказ многообещающего автора, поразился его простоте, смешанной с «многовековой мудростью», и решил переработать повесть в сценарий.

Дело происходит в маленьком городе в Казахстане, куда эвакуировали семью молодого Ивана. Главным его увлечением и спасением в тяжелые военные годы стали голуби. Однажды он находит в городке редкую белую голубку, которую тут же отнимают у него местные авторитеты. Параллельно развивается история отца Ивана, который влюблен в бывшую актрису Ксению Старцеву. Минималистичная драма завоевала спецприз жюри Венецианского кинофестиваля.

«Асса» (1987)

Особым талантом Соловьева было даже не то, что он мог уловить дух эпохи. Он всегда интересовался и прислушивался к людям, которые были самим воплощением нового времени, то есть к молодежи. Так случилось и с легендарной «Ассой». Благодаря тонкому чутью режиссера криминальная драма про необычный любовный треугольник превратилась в настоящий портрет еще совсем юного русского рока.

К концу 80-х Соловьев был уже именитым режиссером, однако ему хотелось снять не просто хороший фильм, который оценят синефилы, но кассовый хит, который прогремит на весь Союз. Ялта, начало 80-х. Криминальный авторитет Крымов (Сергей Говорухин) влюбляется в молодую медсестру Алику (Татьяна Друбич), которая после продолжительного романа с ним в итоге увлекается молодым человеком по прозвищу Бананан (Сергей Бугаев).

Сергей Бугаев и Сергей Соловьев, 1987 год Олег Иванов/ТАСС

Сергей Бугаев и Сергей Соловьев, 1987 год

© Олег Иванов/ТАСС

Соловьев хотел сделать практически мюзикл, поэтому ему было важно найти музыку, которая точно отражала бы вкусы Бананана. Он прослушал огромное количество кассет и даже предложил главную роль молодому музыканту Борису Гребенщикову. Но тот отказался и попросил сделать его ответственным за саундтрек. Гребенщиков пригласил на съемки своих друзей из рок-клуба. Так вся страна узнала о «Браво», «Аквариуме» и «Кино» Виктора Цоя.

«Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» (1989)

Соловьев продолжает документировать время во второй части своей трилогии (первая — «Асса», третья — «Дом под звездным небом»). На этот раз все советское общество в эпоху перестройки умещается в коммунальной квартире в доме на Арбате, готовящемся к сносу. «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» — настоящая трагикомедия положений. Главные действующие лица: 15-летний Митя Лобанов, который выбирает СССР вместо иммиграции во Францию и жизни с богатым дедушкой; странноватый Толик Гнилюга, промышляющий самогоном, который он любовно называет «Русалочка»; девушка Александра, сбегающая от строгого отца; ее ухажер Владимир.

Для создания саундтрека Соловьев снова сотрудничал с Борисом Гребенщиковым. Уже по традиции картина режиссера отправилась на один из главных мировых кинофестивалей — на этот раз на Каннский.

«Нежный возраст» (2000)

Соловьев называл «Нежный возраст» своим любимым фильмом. Он родился снова благодаря природному любопытству режиссера. Однажды на даче он принялся расспрашивать своего сына Дмитрия о его детстве и отрочестве, и вместо ожидаемых рассказов про школу, первые влюбленности и подростковые проделки услышал трагическую историю о потерянном поколении, которое прошло через Чечню, развал СССР и лихие 90-е. Так родилась основа для фильма «Нежный возраст», сценарий к которому Соловьев написал вместе с сыном. Также Дмитрий исполнил в картине главную роль.

Он сыграл молодого человека, чье взросление пришлось на эпоху становления новой рыночной экономики, которое, как известно, не обошлось без человеческих жертв. Выжить в эти непростые времена герою помогает любовь к однокласснице, которая становится известной моделью.

Работает специалист

О подборке

«Выполнено профессионалами, не пытайтесь повторить».

Дело центрального персонажа занимает основную или значительную часть повествования.
Подойдут как фантастические навыки (некромант, селекционер кайдзю, артефактор, пусконаладчик Звезды Смерти), так и реальные (адвокат, патологоанатом, ветеринар, садовод, футболист, бухгалтер). То есть и Хэрриот, и О’Донохью.
«Акулы из стали» Овечкина, «Житие мое» Сыромятниковой, «Мажор» ака «Младший» Федорочева (и весь остальной Федорочев), записки Ломачевского, «Космический госпиталь» Уайта, «Некромант» Лисиной, «Звезда артефактора» Башуна, «Сыскарь чародейского приказа» Коростышевской, «Вовка-центровой» Санфирова (и остальной Санфиров в кучу) и «Акушер-Ха» Соломатиной, «Толкование сновидений» Дивова, «Командовать парадом буду я» Барщевского и т.д. и т.п.

Питаю личную слабость к целителям, некромантам и артефакторам: они могут и будут в подборке преобладать.
Некоторые книги нечитаны, но в подборку, на будущее, добавлены. Книга, которая после прочтения будет сочтена совсем слабой, из списка удалится, но ради подборки буду максимально либеральна.
Оценок книгам в списке не ставлю, есть как отличные вещи, так и средние. Каждый выбирает по себе.
Если у вас есть на примете книга для добавления в эту подборку — велкам в комменты к подборке или в личку.

Внимание! Сильно глючит расстановка книг в сборнике, в техподдержку написала. Части циклов отныне могут быть расположены в неожиданных местах, но сделать с этим ничего не могу.

Размер: 651 918 зн., 16,30 а.л.

Доступ:
Свободный

За все надо платить. За возможность достойно жить — потом и кровью, за силу и ловкость — болью в натруженных мышцах и временем, за власть и славу часто расплачиваются душой. Что отдаст человечество за возможность стать чем-то большим? Не слишком ли велика окажется цена? Выживет ли род людской, столкнувшись с совершенно отличным от своего разумом?

Герой книги не хотел ни богатства, ни власти, ни силы. Он просто жил, как живут обычные люди. Случайная встреча с враждебными чужаками нарушила привычное существование, заставив принимать решения, еще вчера казавшиеся слишком сложными. Теперь он, к собственному удивлению, воин. Впрочем, враждебны ли пришельцы? И кто опаснее — убивающие людей чужаки или люди, волей судьбы получившие часть чуждых способностей?

Размер: 168 618 зн., 4,22 а.л.

Доступ:
Свободный

Живешь себе, живешь, почиваешь на лаврах самого могущественного мага мира. Справедливости ради — самого могущественного, но не самого умного: есть в этом мире люди и поумнее, и похитрее… А потом вдруг снова: ты один, все имущество — это одежда на тебе, в кармане шестьсот рублей, ты в другой стране — почти что в чужом мире! Опять?!!

Размер: 528 780 зн., 13,22 а.л.

Доступ:
Свободный

прогулка по роялям в Париже и Европе тридцатых годов двадцатого века.

Размер: 705 453 зн., 17,64 а.л.

Доступ:
Свободный

Традиционно люди считают себя венцом эволюции. Единственными существами, получившими разум. А если кое-кто придерживается другого мнения? Причем по обоим пунктам? Желание некоего мага обрести покорного и сильного раба исковеркало судьбу героя этой книги. Теперь бывшему человеку приходится жить среди нелюди, отчаянно сражаясь за место в новом мире, с трудом постигая чуждые обычаи и законы. Заключенный договор накрепко связал существо, не успевшее получить от создателя название, и клан лисиц-оборотней, лишившихся дома. Они помогут ему отомстить… И, быть может, подскажут — стоит ли жить дальше.

Размер: 688 245 зн., 17,21 а.л.

Доступ:
Цена
167 р.

Богатенький Буратино, золотой мальчик, развращенный вседозволенностью юноша… все эти определения подходят к шестнадцатилетнему Петру Романову – сыну великого ученого, родоначальника рунетики, бывшего императорского артефактора Петра Исаевича Романова, обосновавшегося на закате карьеры в провинциальном Николаевске. «На детях гениев природа отдыхает» — все же слышали эту истину? Романов-младший ее полностью оправдывает.
Но в один далеко не прекрасный день благополучная жизнь разлетается фейерверком, и тогда, сцепив зубы, приходится самому решать: кто ты? Всего лишь мажор, ничего не стоящий сынок гениального родителя, или Кабан – Стальные Яйца?

Размер: 584 257 зн., 14,61 а.л.

Доступ:
Цена
100 р.

Фэнтези. Магия. ГГ — попаданец, Мартин Сью, манчкин, хомяк, лизоблюд и приспособленец. Некоторые читатели считают ГГ самым великим манчкином, хомяком, лизоблюдом и приспособленцем многих вселенных и многих эпох. Я предупредил! Автор ещё хуже.

Размер: 434 093 зн., 10,85 а.л.

Доступ:
Цена
149 р.

Шестая книга про приключения Алхимика.

Размер: 484 846 зн., 12,12 а.л.

Доступ:
Цена
100 р.

Камчатка начала 70х – интересное место. Золотодобыча, охота, близость границы, жизнь в суровых северных местах и дальневосточные характеры. Здесь легко найти друга, но тяжело выбиться в люди. Человек очутился в теле себя-подростка и готовится заново пережить своё прошлое.

Размер: 523 790 зн., 13,09 а.л.

Доступ:
Свободный

Все началось с того, что один молодой человек не захотел идти в армию и отравился таблетками. Травиться до смерти он не собирался, но… так случилось. И вместо зашуганного маменькиного сынка в его теле и в его мире очнулся наш современник — вполне взрослый и состоявшийся мужчина. В мире, где соотношение полов один к трем в пользу женщин, юноше с характером бабника жить, казалось бы, просто – знай себе прыгай по постелям и получай всё на блюдечке! Но стоит ли ступать на легкий путь, если он перекроет тебе все остальные дороги? Если ты снова молод и здоров, и вся жизнь снова впереди? Если ты, оказывается, еще и слабенький маг, о чем даже мечтать в прошлой жизни не смел? И если просто душа не лежит к такому времяпровождению? А еще в новом мире периодически появляются окна, сквозь которые к людям лезут твари с отнюдь не дружелюбными намерениями. Так стоит ли ограничивать себя «постельными подвигами», если интересно изучить этот новый, такой похожий и непохожий одновременно мир?

Размер: 568 055 зн., 14,20 а.л.

Доступ:
Цена
164 р.

Бывает, что работа мечты становится поперек горла, особенно если в нее начинают
вмешиваться сверху с непонятными интересами. Тогда надо взять паузу и посмотреть по сторонам: в мире есть куча других занятий. Например, можно попробовать себя в роли студента престижного вуза. Зато потом можно вернуться уже с другим настроем – на победу!
P.S. Миха, это тебе за твою вечную уверенность, что нет тех крепостей, которые не сдались бы твоему хорошо подвешенному языку! И пусть я однолюб, но позавидовать иногда мне это не мешает (белой завистью… из укромного уголка… пока жена не видит…)

Размер: 399 929 зн., 10,00 а.л.

Доступ:
Цена
167 р.

Все карты на руках, а ты по-прежнему не знаешь правил! Позади достойно отбитая крупнейшая в истории империи серия окон, а так и неизвестно: ни зачем лезут твари, ни кто и как их провоцирует. А хочется уже положить конец их нашествию, потому что нет больше желания смотреть, как гибнут хорошо знакомые люди. Потому что теперь есть человечек, зовущий тебя папой. А еще потому, что хочется уже нормально наладить личную жизнь!

P.P.S. Текст содержит постельные сцены и не содержит глубокого смысла. Приключения ради приключений. Ни одна умная мысль в процессе написания не пострадала.

Размер: 485 568 зн., 12,14 а.л.

Доступ:
Цена
149 р.

Бесы.
Ходоки.
А теперь ещё и многоликие.

Размер: 487 669 зн., 12,19 а.л.

Доступ:
Свободный

Сергея Королько, представителя золотой молодежи и выпускника престижного юридического факультета, ждет головокружительная карьера — должность топ-менеджера в крупной корпорации. Но судьба совершает вираж и беспощадно сбрасывает героя с высокого старта. После нелепой смерти сознание Сергея переносится в 1976 год в тело советского студента без связей и перспектив. Вместо двухуровневой квартиры и спортивного автомобиля его ждет койко место в общежитии и общественный транспорт, а вместо работы на корпорацию – служба в районном отделе милиции.
Придется Сергею, а ныне Альберту Чапыре, начинать свое восхождение с низкого старта в новых, незнакомых ему реалиях. Осилит ли он?

Размер: 480 328 зн., 12,01 а.л.

Доступ:
Цена

 -25% 
149 111,75 р.

Мусульмане в таких ситуациях говорят: «Кисмет!» Ты везешь в карете скорой помощи пострадавшую в ДТП, мечтая не опоздать. Но судьба уже бросила кости – навстречу выползает скотовоз. Удар – и вот уже нет вокруг привычного мира. Ты лежишь в телеге совсем голый, а вокруг люди в странных мундирах. Стоят в пирамидах длинные ружья с трехгранными штыками. На дворе июль 1812 года, и в городе, где ты жил прежде, хозяйничают французы…
На любой войне выжить – непростая задача. И вдвойне трудная в другой реальности. Ведь все вокруг незнакомое и чужое. Но сдаваться нельзя. Если ты, конечно, мужчина…
Продолжение цикла: https://author.today/work/86351

Размер: 486 389 зн., 12,16 а.л.

Доступ:
Цена
149 р.

2-я книга цикла «Штуцер и тесак». Никому не дано знать свою судьбу, и Платон Руцкий не исключение. Разве мог он, обычный фельдшер, предполагать, что выезд кареты скорой помощи на дорожную аварию завершится переносом его в лето 1812 года? Тем не менее, это случилось, как и многое другое. Отступление в составе роты егерей 2-й Западной армии Багратиона, битва при Красном и Смоленске, кровь, смерть, дороги пыль да туман… И вот уже подпоручик Руцкий из отдельного батальона конных егерей готовится к сражению, которое позже признают одним самых кровавых в XIX веке. Бородино… Как уцелеть в этой мясорубке, да еще положительно повлиять на знакомую Платону историю? Ведь кое-что ему уже удалось…
Продолжение цикла: https://author.today/work/103434

Размер: 264 228 зн., 6,61 а.л.

Доступ:
Свободный

Цикл весёлых (и не очень) рассказов о приключениях боевого некромага Коли, его родственников и друзей. А также о клирике Серёженьке, кошачьем приюте, демонах и богах. И, конечно, о несгибаемой прабабушке!

***
Про ведьм, колдунов, оборотней, вампиров и прочих «иных» в современном городе рассказывалось уже сто раз. Это не фанфик, но вариация на ту же тему. Разница только в том, что в этой версии «иные» — все. У каждого человека — свой дар.

Размер: 610 749 зн., 15,27 а.л.

Доступ:
Цена
130 р.

Плывут в небесах гигантские дирижабли-«киты», скользят от одного парящего города к другому, свысока взирая на происходящее далеко внизу. Хищные «акулы» пиратов сбиваются в стаи и нападают на земные города. Воюют государства, и концерны стремятся прибрать крошки, падающие с их стола. А в маленьком венедском городке Меллинг живёт одинокий мальчишка по имени Рик Чернов… Живёт? Выживает на огромной свалке дирижаблей, так называемом китовом кладбище. И спасают его лишь упорство и знания, принесённые из прошлой жизни, короткой, но насыщенной и совсем несчастливой. Но именно эти воспоминания и делают его сильнее, питая волю к жизни, мечту о полёте и… мести. Мести уже за второе искореженное чужой волей детство и родителей, сгинувших в огне взрыва во время нападения пиратов на тихий городок. И пусть мечты пока далеки от воплощения — когда-то он непременно добьется своего и поднимет в воздух самый лучший дирижабль на планете, от которого не сможет удрать ни один пират. Это Рик знает точно.

Размер: 644 944 зн., 16,12 а.л.

Доступ:
Цена
130 р.

Остались позади тяжелые годы на «китовом» кладбище разоренного Меллинга и приключения в небесах над Италией. Жизнь вроде бы вошла в свою колею, и не надо никуда торопиться. Идут экзамены в штурманском училище, работа над артефактами приносит неплохой доход, а на верфях Китеж-града строится заказанный дирижабль. Но не в привычках сильных мира сего отказываться от куска, проплывающего мимо их рта. Мирный Новгород оказывается не таким уж безопасным местом, и здесь приходится опасаться не только охотников за меллингскими секретами и обычных уличных бандитов, но и напыщенных снобов из Золотых поясов, очень не любящих конкурентов, особенно если те не могут похвастаться происхождением. Впрочем, когда это Кирилл отступал перед трудностями? Есть цель и мечта, а остальное побоку!

Размер: 563 522 зн., 14,09 а.л.

Доступ:
Цена
150 р.

Летать? Летать. Летать!

Размер: 2 460 032 зн., 61,50 а.л.

Доступ:
Цена
399 р.

По многочисленным просьбам выкладываю сюда авторский вариант цикла о Мэтре.
Полная версия (пенталогия в одном томе)
ВНИМАНИЕ! Это не продолжение! Просто дополненный вариант, который изначально был на СИ + изменения, которые появились в первом томе позже. Вместо четырех книг, что есть в печати, здесь пять. Основные изменения — во втором томе, в последующих поменялись только временные рамки.
О причинах можно узнать тут — https://author.today/post/90196

Не нашел что почитать? Посмотри книги в других жанрах

Информация о подборке

Опубликована:

Последнее обновление:

  • Приставки супер мега гипер как пишется
  • Приставка то как пишется в конце слова
  • Приставка ультра как пишется
  • Приставка супер как пишется с существительными
  • Приставка псевдо как пишется