Приставкин ночевала тучка золотая сочинение

Презентация на тему презентация по литературе на тему жестокость и милосердие в повести а.приставкина ночевала тучка золотая, предмет презентации: русский

Презентация на тему Презентация по литературе на тему Жестокость и милосердие в повести А.Приставкина Ночевала тучка золотая, предмет презентации: Русский язык. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 23 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Жестокость и милосердие в повести А. И. Приставкина «Ночевала тучка золотая»

Текст слайда:

Жестокость и милосердие

в повести
А. И. Приставкина

«Ночевала тучка
золотая»


Слайд 2

Актуальность изучения произведенияПроблема жестокости, милосердия и межнациональных отношений актуальна и сегодня.Проблема решается на примере детских

Текст слайда:

Актуальность изучения произведения
Проблема жестокости, милосердия и межнациональных отношений актуальна и сегодня.
Проблема решается на примере детских судеб.
Произведение написано по личным впечатлениям автора.


Слайд 3

Цели урокапонять, что такое истинное милосердие,рассмотреть проблему жестокости и милосердия на примере повести Анатолия Приставкина «Ночевала тучка

Текст слайда:

Цели урока

понять, что такое истинное милосердие,
рассмотреть проблему жестокости и милосердия на примере повести Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая…»


Слайд 4

Анатолий Игнатьевич Приставкин(1931-2008)

Текст слайда:

Анатолий Игнатьевич Приставкин(1931-2008)


Слайд 5

Мир не достоин существования, если он убивает детей. В начале 1980-х годов

Текст слайда:

Мир не достоин существования,
если он убивает детей.

В начале 1980-х годов Приставкин пишет повесть «Ночевала тучка золотая», которая вызывает замешательство в рядах читателей.


Слайд 6

«Тучки мы… Влажный след… Были и нет…»

Текст слайда:

«Тучки мы… Влажный след… Были и нет…»

Объясняя название, Приставкин говорит о таких, как и он, детдомовцах военных лет, об их никем не оберегаемой, незащищённой жизни: «Тучки мы… Влажный след… Были и нет».


Слайд 7

Война глазами детей В повести мы читаем о войне, уведенной глазами ребёнка, не понимающего ни

Текст слайда:

Война глазами детей

В повести мы читаем о войне, уведенной глазами ребёнка, не понимающего ни смысла, ни цели происходящего.


Слайд 8

Кавказ Что же это такое? Почему весь детдом говорит о нём? Почему

Текст слайда:

Кавказ Что же это такое? Почему весь детдом говорит о нём?
Почему вдруг туда отправляют детдомовцев?

Это слово возникло само по себе, как рождается в поле ветер.
Возникло, прошелестело, пронеслось по ближним и дальним закоулкам детдома: “Кавказ! Кавказ!”…


Слайд 9

Звучали выстрелы, гибли люди, гибли дети… В повести прослежен механизм разжигания вражды между народами, взаимного

Текст слайда:

Звучали выстрелы, гибли люди, гибли дети…

В повести прослежен механизм разжигания вражды между народами, взаимного ожесточения


Слайд 10

Кузьмёныши Главные герои повести, братья-близнецы Кузьмины, живут в Томилинском детском доме. Их самой заветной мечтой является

Текст слайда:

Кузьмёныши

Главные герои повести, братья-близнецы Кузьмины, живут в Томилинском детском доме. Их самой заветной мечтой является святая святых детдома – хлеборезка.


Слайд 11

«Дома каменные, люди железные…» Жадный директор, безразличные воспитатели и вечный голод – это всё, что

Текст слайда:

«Дома каменные, люди железные…»

Жадный директор, безразличные воспитатели и вечный голод – это всё, что окружает братьев.


Слайд 12

Загадочный поезд На станции Колька видит поезд, из окна которого тянутся руки и слышны крики:

Текст слайда:

Загадочный поезд

На станции Колька видит поезд, из окна которого тянутся руки и слышны крики: «Пить! Пить!» Почему же никто не слышит этого (или не хочет слышать)?


Слайд 13

«Мы были связаны одной судьбой» «Мы были связаны одной судьбой», «мы просто хотели жить»,-

Текст слайда:

«Мы были связаны одной судьбой»

«Мы были связаны одной судьбой», «мы просто хотели жить»,- говорит Приставкин о чеченских и русских детях. Одни ехали на Кавказ, другие – в Сибирь.


Слайд 14

Страшная жизнь на Кавказе Жестоко ибеспощадномстят чеченцытем, кто пришёл на ихземлю. От их рук гибнет «Верашофериха», чудом

Текст слайда:

Страшная жизнь на Кавказе

Жестоко и
беспощадно
мстят чеченцы
тем, кто
пришёл на их
землю. От их рук
гибнет «Вера
шофериха», чудом
остаётся жива
Регина Петровна.


Слайд 15

Незнакомый народ Кто же такие чеченцы? За что их ненавидят солдаты? Почему они оставили Регину Петровну

Текст слайда:

Незнакомый народ

Кто же такие чеченцы? За что их ненавидят солдаты? Почему они оставили Регину Петровну в живых?


Слайд 16

Месть темна, она не знает границ. Но причём здесь бедные Кузьмёныши? За чьи грехи они должны

Текст слайда:

Месть темна, она не знает границ.

Но причём здесь бедные Кузьмёныши? За чьи грехи они должны отвечать? Почему Сашка
убит, а Колька переживает смертельный страх?


Слайд 17

Насилие порождает насилие, преступление – преступление. Поражают до глубины души размышления Кольки, везущего тело

Текст слайда:

Насилие порождает насилие, преступление – преступление.

Поражают до глубины души размышления Кольки, везущего тело брата к поезду. Не всякому взрослому могли прийти в голову такие мысли.


Слайд 18

Жертвы войны Двое сирот – жертвы одних и тех же обстоятельств – противостоят миру взрослых

Текст слайда:

Жертвы войны

Двое сирот – жертвы одних и тех же обстоятельств – противостоят миру взрослых с его бесчеловечной враждой.


Слайд 19

Путь в неизвестность Пронзителен конец повести. Безутешно рыдает Колька, вставший в углу вагона, увозящего его

Текст слайда:

Путь в неизвестность

Пронзителен конец повести. Безутешно рыдает Колька, вставший в углу вагона, увозящего его в неизвестность.


Слайд 20

Где же Автор видит тот спасительный для человека, для России «животворный» родник?

Текст слайда:

Где же Автор видит тот спасительный для человека, для России «животворный» родник?


Слайд 21

Домашнее заданиеИндивидуальные задания: Как трактуют понятие «милосердие» различные религии и учения?Написать сочинение-рассуждение «Плохих народов не бывает,

Текст слайда:

Домашнее задание

Индивидуальные задания:
Как трактуют понятие «милосердие» различные религии и учения?
Написать сочинение-рассуждение «Плохих народов не бывает, бывают плохие люди»


Слайд 22

РефлексияО чём стучит ваше сердце?

Текст слайда:

Рефлексия

О чём стучит ваше сердце?


Слайд 23

Использованная литератураПриставкин А. Кукушата: Избранная проза. - М.: СП Квадрат, 1995.Латынина А. «Одна неправда нам в убыток»

Текст слайда:

Использованная литература

Приставкин А. Кукушата: Избранная проза. — М.: СП Квадрат, 1995.
Латынина А. «Одна неправда нам в убыток» // Литературная Россия, № 16, 15 апреля 1987 г.
Ульянов П. «…И лично от меня» // Литературная Россия, №23, 5 июня 1987 г.


Привет, мой дорогой.

За годы нашего знакомства так и не смогла назвать тебя по имени. Или не захотела. Не смогла, не захотела. Какая собственно говоря, разница. Да и нежными словами тебя не баловала. Поэтому «мой дорогой» как бонус от меня.

Наверняка, ты все это чувствовал и замечал. Ты очень внимательный. Твой мир сложен из деталей и нюансов. Я помню, как ты говорил мне: «Важна не глобальная картина мира, а её нюансы». Наверное, ты замечал мои «нюансы», но не показывал виду, что что-то тебя обижает. Умеешь ты держать недовольство в себе. Очень ценное человеческое качество. Особенно в мужчине.

Меня ты всегда звал по имени. Звал так, что я ощущала себя единственной женщиной в мире. Только я являлась носителем этого удивительного имени.

Помнишь, я спросила, когда ты первый раз так назвал меня Тучкой, почему Тучка. Почему не Ната, Тата или просто Наташа. Почему Тучка? Ты ответил: «Не знаю. Тучка и Тучка». А потом поцеловал в мочку уха и шепнул: «Ночевала тучка золотая»…

Меня поразило, что ты как легко и точно увидел во мне то, что даже я в себе не видела. Не училку из провинции с тридцатилетним стажем в статусе «разведенки», а женщину, которой хочется побыть беззаботной девочкой. Пусть старой, но девочкой. «Ночевала тучка золотая»… Беззаботные девочки ночуют неизвестно где и когда. В реальности быть такой девчонкой мне не удавалось. Оглядываясь на прожитую жизнь, не без горечи подвожу итоги: «Жизнь моя не фунт изюма».

Я в дом отдыха приехала не в поисках приключений (да и какие приключения в мои-то годы), а попытаться десять дней прожить хотя бы «с фунтом изюма». Правда, я так и не знаю, что такое фунт и сколько стоит, но себе цену знала. Для своих пятидесяти с «крючочком» я очень прилично выглядела. Да и не дура совсем, что не очень характерно для «училки». Надеюсь, ты мне не льстил, когда так говорил.

Поэтому не очень удивилась, когда ты, стареющий и обремененный известностью в узких кругах плейбой, обратил на меня внимание. Заметь, не я первая так сказала, а ты сам себя так охарактеризовал. Вообще, у тебя потрясающая самоирония. Ты не боишься казаться смешным, поэтому и не смешон.

Кажется, я отвлеклась. Забыла сказать, почему пишу тебе письмо. Я не помню, когда в последний раз писала письма. А тебе пишу. Да не письмо, а скорее сочинение на заданную тему. Тема стара как мир. «Я с тобой расстаюсь». Я бы могла тебе об сказать коротко в скайпе или сбросить смску: «Мы расстаемся». Или не отвечать на твои звонки. Как обычно и делала. Сегодня так поступить не могу. Три года с тобой и без тебя из жизни не выкинешь. И прости мою женскую непоследовательность. Это письмо пишу не только тебе, но и себе.

Когда мы с тобой познакомились в доме отдыха, ты уже в первый же вечер сделал попытку затащить меня в постель. Может быть, я и не отказалась. Но у тебя попытка оказалась такая робкая и деликатная, что лучше было отказаться, чем согласиться.

Ты потом рассказывал, что рассчитывал на скоротечный курортный роман. И после моего отказа уже помышлял переключиться на другой объект. Но я тебя заинтриговала. Как же так? Какая-то провинциалка отказала такому видному столичному мужчине.

— Я уже тогда понял, — сказал ты мне в нашу вторую встречу, — что в моем отношении к тебе секс не являлся доминирующим элементом. Это не оправдание стареющего мужика. Когда мужчина влюбляется (о себе говорю), он становится платоником. Есть дальтоники, а я платоник. Надеюсь, ты сегодня убедилась, что я не только платоник, а еще немного ого-го.

Я тогда тебе ничего не ответила. Лежала в постели покойная и умиротворенная. Ты действительно был ого- го и платоник классный. Мне нравилось, как точно ты используешь или на ходу придумываешь слова. Всегда хочется верить, что эти слова говорились только мне, а не домашние заготовки прошлых времен.

В доме отдыха мы вместе провели десять замечательных дней. Мы гуляли, на твоей машине ездили по окрестностям, ходили на лыжах и очень много говорили. Про твою семью (ты никогда не скрывал, что не бросишь свою семью), про дочерей и внучек. Если жизнь с престарелой мамой, семья, значит говорили и про мою семью. Я еще не отошла от развода, несмотря на то, что прошло немало времени, поэтому плохо отзывалась о бывшем муже: пьяница, бабник.

Сегодня я бы нашла добрые слова о своем бывшем муже. Твое влияние. Ты говорил, что надо покопаться в человеке, чтобы найти в нем светлые стороны, которые спрятаны под слоями грязи.

Каждый вечер ты провожал меня до номера, целовал в щеку или мочку уха. «До завтра, моя хорошая, Тучка золотая».

В нашу вторую встречу ты рассказал причины такой деликатности.

— Понимаешь, у тебя на лбу написано «не дам поцелуя без любви». Я уже тогда в тебя влюбился, поэтому решил дождаться, когда ты в меня влюбишься. Хотелось поцелуя в любви.

— Ты что же думаешь, если я с тобой в постели, целуюсь с тобой, то влюблена в тебя? Как же ты самонадеян.

— Нет, ни в коем случае. Если бы я тогда в доме отдыха переспал с тобой, то с твоей стороны была бы только «физика». Для влюбленного мужчины такой расклад был бы унизителен. На самом деле я и сегодня не очень уверен в тебе. Знаю, что я тебе не совсем безразличен, поэтому текст на твоем лбу уже есть, но едва прочитывается.

Три дня нашей второй встречи я помню до мельчайшей детальки. Я тогда поверила в твою теорию, о существовании двух миров, которые не пересекаются. Есть мир нашей повседневной жизнь, в котором мы друг другу чужие. И есть наш мир, где только я и ты. Наш с тобой мир краткосрочен и хрупок. Возвращаться в мир моего реального существования очень тоскливо. Нет, я не жалуюсь. У меня замечательные дети, внуки. Они любят меня, как могут, заботятся обо мне. Но гнетущее состояние не покидало меня.

Ты предлагал, настаивал, умолял, что нужно чаще встречаться, чтобы дольше быть в нашем мире. Я соглашалась, но каждый раз наши встречи срывались. То мама заболеет, то с внуками надо посидеть (я же бабушка), то настроение совсем было не «свидальное». Как говорил, мой бывший муж: «У тебя упоротый характер. Тебя переубедить или договориться с тобой практически невозможно». Не знаю, замечал ли ты мою «упоротость» или не замечал? Скорее, да, чем нет. Иначе бы ты не повторял бы как мантру: «Я тебя принимаю такой, какая ты есть».

Так оно и было на самом деле. Принимал такой, какая есть. Ты ни разу на меня не обиделся, мы даже не ссорились. На выяснение отношений не было времени. Шесть встреч за три года. В год по две встречи. Да, была переписка в скайпе. Очень существенная часть наших отношений. Ты много, умно и красиво писал, а я односложно отвечала или не отвечала вообще. Что отвечать, если грустно и печально. Ты полушутливо просил меня, «не бросать тебя». Я тебе тогда ответила, как можно бросить то, что тебе не принадлежит. Ты принадлежишь семье. Даже тогда, когда мы были в нашем мире, часть тебя оставалась там. Ты выходил на улицу покурить и позвонить жене. Прости, случайно увидела список твоих звонков. Спасибо, за деликатность.

В первую нашу встречу после дома отдыха я тебя спросила, что ты сказал жене о своем отъезде ко мне. Ты ответил: «Сказал ей, что еду в другой город». «А если бы она спросила, к кому и зачем едешь», — не отставала я. «Стараюсь, не доводить ситуацию до таких вопросов».

Тебе не хотелось говорить на эту тему. Больше никогда таких дурацких вопросов не задавала. Зачем рушить и без того наш хрупкий мир. А ведь ничто не предвещало появление нашего мира.

Когда мы прощались в доме отдыха, то просто обменялись телефонами и выразили безнадежную надежду, что еще встретимся. В новую встречу я не верила. Какая встреча. Ты вернешься в Москву, к привычной жизни, я вернусь к себе в поселок. Ты сам по себе, я сама себе.

Правда, ты часто звонил, а еще чаще писал в скайпе. Твои письма были замечательными. Читая их, отогревалась душой. Какие замечательные сказки ты сотворил для моих внуков. Как радостно мне ощущалось, что сказки на самом деле для меня и про меня. Мне довольно было тебя в сказках. В сказках всегда все хорошо, и счастливо заканчиваются. Я не предполагала, что реальность может быть похожей на сказку с печальным финалом.

7 марта. В честь праздника в школе короткий день. Выхожу из школы, а на крыльце ты с букетом бордовых роз. Мой любимый цвет. Я тебя так и не спросила, почему ты выбрал именно этот цвет.

— Тучка, эти цветы дарю не честь довольно пошлого праздника, а потому что безумно рад и счастлив видеть тебя.

— Как ты меня нашел? Ты же не знаешь моей фамилии.

На самом деле мне было безразлично, как ты меня нашел. Главное, меня снова назвали моим единственным именем именем. Так по нему соскучилась.

— Тучка, в век интернета найти можно кого угодно. Было бы желание, — как всегда ты заразительно рассмеялся. -Ты мне рассказывала про свой поселок с красивым названием. Школа у вас точно одна. А учитель литературы по имени Тучка уж тем более одна. А фамилия твоя в скайпе написана.

Ты снова заразительно рассмеялся.

— Ты знаешь, я не могу пригласить тебя к себе. Я с мамой живу. Что будем делать? Может быть на машине прокатимся.

— Давай на машине прокатимся. Покажешь мне достопримечательности славного поселка.

Ты как-то очень легко согласился. Ехать полтыщи километров, чтобы потом прокатиться по поселку. Но я еще тогда не знала, как ты умеешь быть убедительным. За время получасовой прогулки ты сумел уговорить съездить на пару дней отдохнуть. Хотя нет. Я все же лукавлю. Меня уже не надо было уговаривать.

Домой возвращалась как на крыльях с рефреном, который постоянно повторяла про себя: «Я — женщина, я -женщина. В меня влюблены». Ты не раз говорил мне, что влюблен в меня. Говорил аккуратно и осторожно. Если честно, не очень верила в твои слова. Во мне говорил комплекс одинокой и разведенной женщины. Меня столько раз обманывал муж.

А потом была наша третья встреча. Ты повез меня в Питер. Там я была только один раз в детстве. Фактически ты открыл для меня город. Боже, какое же это чудо. Мы провели с тобой пять дней, пять ночей. Мы еще никогда не жили так долго в нашем мире. Пять дней, пять ночей. Чудесные дни в прогулках с тобой по городу. Потрясающие ночи с тобой в постели. Именно в Питере поверила в реальность существования двух миров. Наш мир самый лучший. Он стал для меня единственным. Нет для меня мира без тебя.

Тебе я таких пафосных слов и не говорила. Ты все понял и без них. Ты очень нежный человек. Нежный человек все чувствует без слов.

Потом у нас с тобой были еще две короткие с одной ночью встречи в нашем городе все в той же съемной квартире. Ночи были удивительные. Прожив долгую жизнь, только с тобой поняла и ощутила, что значит, раствориться в другом человеке. В тебе, мой дорогой. Это не было единением тел, душ. Был только ты, а я перестала существовать. Я жила в тебе. Тогда мы договорились о новой встрече.

— Ты не возражаешь. — как всегда в своей деликатной манере спросил ты меня — если мы обсудим, куда летом поедем отдыхать. А я только тебя целовала и целовала, словно прощалась с тобой. Между поцелуями прошептала: «Только на море».

Перед поездкой на море, решили встретиться еще раз. Как ты знаешь, встреча не состоялась. Я приехала, видела тебя, но не подошла к тебе.

Я смотрела, как ты стоял на нашем месте с моими любимыми цветами. Видела, как с каждой минутой угасало твое лицо. Ты звонил мне каждые пять минут и слышал ответ: «Абонент находится вне зоны доступа сети». Убедившись, что ты сел в машину и отъехал, пошла в сторону вокзала. Всю дорогу проревела, кляня свой гнусный характер.

Вернувшись домой, сразу решила тебе написать. Я не могла оставить тебя в неведении. Я не поеду с тобой на море. Я с тобой не поеду больше никуда и никогда. Встреча с тобой огромное счастье. Но я не хочу больше возвращаться из этого счастья в несчастье. Очень больно. Я не могу терпеть эту боль. Она невыносима. Я расстаюсь с тобой. Боль со временем притупится, и надеюсь, что смогу вернуться к той жизни, которая была до встречи с тобой. В ней не будет той покойности и умиротворенности, что испытывала с тобой. В ней ничего не будет. Не пиши и не звони мне больше. Не мучай меня.

Дорогой мой и любимый. Неделю назад я отправила тебе письмо. Ты ничего не ответил. Я понимаю, что сама сказала, чтобы ты не звонил и не писал. Но это так на тебя непохоже, верить всему, что я говорю. Ты же принимаешь меня такой, какая есть. Ничего ведь не изменилось. Правда? Ты как-то сказал, как бы не было тебе больно, ты все равно примешь меня такой. Мой милый и родной. Я такая. Дура набитая. Знай, что я написала письмо от отчаяния, что не могу быть с тобой всегда. Бред старой женщины, которой вдруг захотелось семейного счастья.

Забудь про мое дурацкое письмо. Пусть все остается как было. Счастье — хотя бы раз в год слышать: «Ночевала Тучка золотая»…

«Вы опоздали с извинениями. Папа разбился на машине, когда возвращался от вас. Я не знаю, как вы с этим будете жить. А бордовые розы он вам дарил потому, что их любит моя мама».

77.246.156.39

Прибытие на Кавказские Воды

Кавказские Воды — название станции, куда они прибыли. Оно было написано на прибитой к телеграфному столбу фанерке углем. Именно на Кавказских водах продолжается действие произведения, которое создал Анатолий Приставкин («Ночевала тучка золотая»). Краткое содержание знакомит читателя лишь в общих чертах с этим местом. Здание вокзала во время боев, проходивших здесь недавно, сгорело. За многочасовой путь, проделанный ребятами от станции до станицы, в которой находились беспризорники, ни одного подвода, ни машины, ни путника не попалось. Кругом было пусто… Дозревали поля. Кто-то вспахивал их, засевал, пропалывал. Кто же эти люди? Почему так глухо и пустынно на столь красивой земле?

Наука выживания: военные реалии глазами детей

В военные годы голод настигал и детей, и взрослых, но для таких, как Кузьмёныши, детдомовских сирот, еда была главной доминантой жизни. Голод движет поступками братьев, толкает их на воровство, на отчаянные и хитроумные поступки, обостряет чувства и воображение.

Кузьмёныши постигают науку выживания, поэтому система ценностей у них особая – отсчитывается «от жратья». И контакт со взрослыми начинается с этого: не отнял, а накормил, значит, хороший, можно довериться. В повести «Ночевала тучка золотая» анализ строится на видении детскими глазами военной реальности и людей в ней.

Ребята навещают Регину Петровну, а затем отправляются в интернат

Прибывшие на место ребята отправились в гости к Регине Петровне — воспитательнице, с которой они познакомились в дороге и которая очень им понравилась. Затем они направились в станицу. Оказалось, что люди в ней все-таки живут, но скрытно: они не выходят на улицу, не сидят на завалинке. Не зажигают в хатах ночью огней. В интернате новость: Петр Анисимович, директор, договорился о работе на консервном заводе. Туда и записала Кузьменышей Регина Петровна, хотя посылали, вообще-то, только старших, учеников пятых-седьмых классов.

Пожар и работа на консервном заводе

Ночью случился пожар. Регину Петровну утром увезли куда-то. А Сашка Кольке показал гильзу и множество следов конских копыт. Вера, веселая шоферица, стала возить ребят на консервный завод. Там было хорошо: трудились переселенцы, ничего не охраняли. Ребята тут же набрали яблок, слив, груш, помидоров. «Блаженную» икру дает тетя Зина (баклажанную, но название ее Сашка забыл). А однажды тетя Нина призналась, что местные жители боятся чеченцев, которых отправили в Сибирь. Возможно, некоторым из них удалось сбежать, и они запрятались в горах.

Отношения с переселенцами колонистов

Очень натянутыми стали отношения с переселенцами, что отмечает Приставкин («Ночевала тучка золотая»). Краткое содержание продолжается тем, что колонисты, вечно голодные, начали красть картошку с огородов, затем колхозники поймали на бахче одного колониста. Петр Анисимов задумал провести концерт самодеятельности для колхоза. Последним номером показал фокусы Митек. Вдруг рядом зацокали копыта, послышались гортанные выкрики и ржание лошади. Затем грохнуло, и воцарилась тишина. Донесся крик с улицы: «Взорвали машину! Дом горит! Там Вера наша!»

Главные герои повести

Главные герои повести, Сашка и Колька Кузьмины, воспитанники детского дома. Они отправляются на Северный Кавказ, где впоследствии оказываются втянутыми в страшные, даже трагические реалии массового переселения северокавказских народов. Оно было предпринято в нашей стране в 1943 – 1944 гг. Вот как начинается описание мальчиков в повести «Ночевала тучка золотая» (Приставкин), анализ которой и следует ниже: «…Братьев звали Кузьмёныши, им было по одиннадцать лет, и жили они в подмосковном детдоме. Там жизнь ребят крутилась вокруг найденной мёрзлой картофелинки, гнилых картофельных очистков и, как вершины желания и мечты, хлебной корочки, чтобы только лишь просуществовать, чтобы вырвать у судьбы лишний военный день».

Нападение на колонию

Наутро выяснилось, что Регина Петровна вернулась. Она предложила ребятам отправиться вместе на подсобное хозяйство. Ребята занялись делом. Они ходили по очереди к родничку, гоняли на луг стадо, мололи кукурузу. Затем приехал Демьян, одноногий мужчина, и Регине Петровне удалось его упросить подбросить до колонии Кузьменышей, чтобы получить продукты. Ребята уснули на телеге. Проснувшись в сумерках, они сначала не могли понять, где они находятся. Почему-то Демьян сидел на земле, у него было бледное лицо. Заметив их, он сказал им не шуметь. Оказалось, что колония разорена. Кузьменыши прошли на ее территорию. Двор колонии был завален барахлом, выбиты окна, сорваны с петель двери. Людей нет. Тихо и страшно.

Смерть Сашки

О чем же далее рассказывает Приставкин («Ночевала тучка золотая»)? Краткое содержание поможет вам ответить на этот вопрос.

Ребята рванули назад к Демьяну. Они шли, обходя просветы, через кукурузу. Демьян был впереди, и вдруг он пропал, прыгнув внезапно куда-то в сторону. Сашка помчался за ним, лишь дареный поясок сверкнул. Колька, мучимый поносом, присел. И вот сбоку, над кукурузой, показалась лошадиная морда. Мальчик упал на землю. Он увидел, приоткрыв глаза, копыто прямо у своего лица. Лошадь вдруг отпрянула в сторону. Колька бежал, затем упал в яму, после чего провалился в беспамятство.

Настало мирное голубое утро. Колька направился в деревню для того, чтобы найти Сашку с Демьяном. Он увидел, что брат его стоит, прислонясь к забору, в конце улицы. Колька побежал к нему. Однако на ходу его шаг стал замедляться сам собой: что-то очень необычно стоял Сашка. Мальчик замер, подойдя вплотную.

Оказалось, что брат его висел, а не стоял, нацепленный на острия забора под мышками. Из живота у мальчика выпирал пучок кукурузы. В рот был засунут еще один початок. По штанам ниже живота свисала Сашкина требуха. Позже выяснилось, что на нем нет серебряного ремешка.

Краткое содержание

Главы 1-6

Братья-близнецы Колька и Сашка Кузьмины – Кузьменыши – выживают в непростое военное время в детдоме лишь благодаря своему преимуществу: «в четыре руки тащить легче, чем в две; в четыре ноги удирать быстрей». Постоянный, изнуряющий голод зимой 44-го заставляет братьев мечтать лишь об одно – «проникнуть в хлеборезку, в царство хлеба любым путем». Недолго думая, Кузьменыши принимаются рыть подкоп под хлеборезку.

В этот момент в детдоме стали усердно распространяться слухи о переезде на Кавказ. Братья уже приближаются к заветной цели, но директор обнаруживает подкоп и начинается следствие. Понимая, что рано или поздно ниточки приведут к ним «все равно удирать придется», Кузьменыши решают добровольно отправиться на Кавказ.

Их сажают на поезд, который наполняют такими же оборвышами, как и они, из столичных и подмосковных детских домов и приемников. По дороге, чтобы не околеть с голода, братья промышляют мелким воровством на привокзальных рынках.

Во время одной из остановок детдомовцы объедаются неспелыми овощами с огородов, и Сашке, как и многим другим, становится очень плохо. Братьев хотят разлучить, но они даже не помышляют об этом. Колька просит вмешаться Регину Петровну – их будущую воспитательницу, и та «пообещала белой врачихе за братьями, особенно за Сашкой, следить».

Главы 7-13

На месте выясняется, что на пятьсот человек детдомовцев всего руководящего состава – «три воспитателя да директор» Петр Анисимович, бывший завхоз. Не было даже повара, но и варить особенно было нечего. Чтобы добыть себе пропитание, колонисты волокли «в станицу матрацы, подушки, остатки мебели, меняли на картошку, на прошлогоднюю кукурузу».

Проводник поезда Илья подсказывает Кузьменышам способ заработать – украсть комплект зимней одежды. Он сытно кормит братьев, наливает, «как взрослым, сивуху». Илья спаивает братьев, понимая, что «такими да с молодцами любое дельце провернуть можно».

Кузьменыши решают сбежать, разместившись в собачнике – небольшом железном ящике для перевозки собак в поезде. Но в последний момент, вспомнив о любимой воспитательнице Регине Петровне с двумя ее малолетними сыновьями, мальчики меняют свое решение.

Вернувшись в колонию, Кузьменыши узнают, что Регина Петровна устроила их на консервный завод, прибавив братьям лишний год.

Главы 14-18

Под утро раздался взрыв и «во все окна полыхнуло зарево, окрасив стены в дрожащий кровавый свет». В поджоге колонии подозревают неведомых никому чеченцев, которые держат в страхе все местное население.

Кузьменыши вместе со старшими колонистами попадают на консервный завод, где в их обязанности входит сортировка овощей и фруктов. Вечно голодные братья наедаются так, «что только из глаз да ушей не текло».

От работников завода Сашка и Колька узнают, что по приказу Сталина местных чеченцев собрали и «в Сибирский рай повезли», а жителей средней полосы России согнали на Кавказ. Оставшиеся чеченцы «в горах запрятались» и теперь «безобразят».

Главы 19-25

Во время концерта самодеятельности, на который приглашены колонисты и работники завода, совершен поджег машины и дома Ильи. Никто не сомневается, что это – дело рук проклятых чеченцев.

Кузьменыши поддаются всеобщей панике и решают бежать. Но Сашка настаивает на том, чтобы напоследок проститься с Региной Петровной, и говорит, что никуда «не поедет, пока не увидит воспитательницу».

Регина Петровна уговаривает мальчиков остаться, чтобы позже уехать всем вместе, когда она немного поправит свое здоровье. Воспитательницу с детьми отправляют в подсобное хозяйство, где она быстро идет на поправку. В качестве помощников она берет с собой Кузьменышей.

Прожив некоторое время у Регины Петровны мальчики вместе с одноногим фронтовиком Демьяном собираются в колонию. Воспитательница переживает за безопасность братьев и просит Демьяна присмотреть за ними.

Приехав на место, Кузьменыши обнаруживают подозрительно тихий и пустой дом, в котором «не слышно было ни одного голоса». Вернувшись с разведки, братья сообщают Демьяну,что в колонии произошло что-то ужасное. Опытный фронтовик приказывает ребятам свернуть с дороги в кукурузное поле и как можно тише уходить отсюда, но их находит вооруженный всадник.

Главы 26-32

Кольке удается скрыться от преследования, и на следующее утро он возвращается к детдому, чтобы отыскать брата. Он замечает Сашку, который, «прислонясь к забору, что-то пристально разглядывает». Подойдя ближе, Колька с ужасом замечает, что «Сашка не стоял, он висел, нацепленный под мышками на острия забора».

Достав тележку, Колька укладывает в нее труп брата и везет на станцию, ни от кого не прячась. На станции он перекладывает закоченевшее тело Сашки в собачник уходящего поезда, а сам остается.

Кольке не хочется возвращаться в разоренную колонию, но он вспоминает о Регине Петровне, которая обязательно будет их искать, и отправляется в обратный путь. В бывшей колонии мальчик ложится на пол и впадает в забытье. Его приводит в чувство чеченский мальчик в «прожженном ватнике до голых колен» по имени Алхузур. Он рассказывает Кольке о депортации чеченского народа, о разрушении их кладбищ. Вскоре Колька и сам становится свидетелем того, как красноармейцы выкладывают дорогу могильными плитами.

Мальчики отправляются в дорогу, где их настигает чеченский всадник. Он готов убить Кольку, но тот не боится смерти, ведь тогда «они с Сашкой снова встретятся там, где люди превращаются в облака». Алхузур убеждает всадника не убивать русского мальчика, и с тех пор они называют себя братьями.

Донельзя истощенных мальчиков ловят и отправляют детприемник. Они не дают себя разлучить, называя себя братьями Кузьменышами. В итоге их вместе с другими воспитанниками сажают в поезд, и они навсегда покидают Чечню.

Алхузур и Колька

Колька через несколько часов притащил тележку. Он отвез на станцию тело брата и отправил его с составам: Сашка мечтал поехать к горам. Как вы уже, вероятно, догадываетесь, приближается к финалу произведение «Ночевала тучка золотая». Краткое содержание заключительных событий следующее.

На Кольку много позже набрел свернувший с дороги солдатик. Мальчик спал в обнимку с другим мальчиком, чеченцем по виду. Лишь Алхузур и Колька знали, как они скитались между горами, в которых чеченцы легко могли убить русского мальчишку, и долиной, в которой уже чеченцу угрожала опасность, и как они спасали от смерти друг друга. Дети не позволяли разлучать себя и назывались братьями — Колей и Сашей Кузьмиными.

Ребят перевели из детской клиники Грозного в детприемник. Здесь держали беспризорных детей перед тем, как отправить их в разные детдома и колонии.

Этими событиями заканчивается краткое содержание. «Ночевала тучка золотая» входит сегодня в список литературы, рекомендованный школьникам России для внеклассного чтения. Тем не менее ознакомиться с повестью было бы полезно не только ребятам школьного возраста. Для широкого круга читателей предназначено произведение «Ночевала тучка золотая». Краткое содержание этой повести было описано лишь в общих чертах, и, обратившись к оригиналу, вы узнаете подробности событий.

Читать краткое содержание рассказа Ночевала тучка золотая Анатолия Приставкина

Подмосковье. Детский дом. Руководство решает отправить на Кавказ ребят постарше, но те не захотели. А вот двойняшки Кузменыши выразили радостное свое желание поехать. Потому что накануне они пытались сделать подкоп под комнату, где режут хлеб и наестся до отвала, но… не вышло. А посему ноги надо уносить подальше.

Ехали-ехали и приехали. Название станции Кавказские воды написано угольком. Здание вокзала разбомблено. Пустота… Вокруг засеянные поля. Но убирать посевы некому. Война. Пустынно. Тихо. А Кузьменышам все интересно. Ведь они никогда не видали подобного.

Пока ехали братья, познакомились с воспитательницей. Приехали, вспомнили о недавнем знакомстве. Решили ее навестить, потому что она им очень понравилась. Поехали в станицу. Оказывается, здесь люди живут, но на улицу они почти не выходят, огня не зажигают. Боятся. Наконец, долгожданная встреча с воспитательницей.

В интернате директор договорился о работе ребят на заводе. Воспитательница порекомендовала туда двойняшек Кузьменышей. Наступила ночь, все уснули, а воспитательница, увлекшись шитьем шапок для ребят, не заметила черное дуло пистолета из створки окна.

Ночью случился пожар. Утром воспитательницу увезли неизвестно кто и куда. Ничего неизвестно, а от этого страшно и непонятно.

На работу Кузьменышей возит женщина-шофер – Вера. На заводе братьям понравилось. Можно брать яблоки, сливы, груши…, что они и сделали. Никто их за это не ругает. Голод отступил. Тетя Зина угощает их баклажанной икрой. Ну чего еще желать?

Отношения с местным населением накаливаются. Постоянно голодные ребятишки из интерната совершают разбойные набеги на чужие огороды, сады… Чтобы как-то сгладить конфликт, директор интерната организовывает для колхозников представление, где выступают дети. Во время последнего номера – фокусов, горцы взорвали машину Веры. Она погибла. Все вскочили, суета, неразбериха.Страшно. Вроде война далеко, а смерть, вот она, совсем рядом. Утром воспитательница была уже на своем месте и предложила Кузменышам ехать с ней на подсобное хозяйство. Ребята с воспитательницей уехали на поле, занялись делом. Вроде страхи забылись. Жизнь вошла в привычное русло.Однажды Кузьменышей на попутной подводе отправили в интернат за продуктами, но подвода не доехала до места назначения. Ночью в степи она остановилась по непонятной причине, и поводырь испуганно побледнел и закрыл лицо руками.

Двойняшки решили сходить посмотреть, что же произошло в интернате. Когда пришли, то увидели, что все разбито и пусто. Случилось что-то страшное.

Возвращались к поводырю по кукурузному полю. В это время их подстерегли чеченцы и братья растерялись. Колька бежал, пока не упал в обморок. А вот Сашка…

Утром Колька пришел в себя. Рассвело. Колька пошел искать брата и поводыря, но… в селе наткнулся на страшную картину – Сашку распяли на заборе. Прощай, брат! Больше мы не вместе…

Тогда Колька решил притащить тележку, чтобы отвезти брата на станцию и исполнить его мечту – отправить посмотреть горы… Ведь он об этом так мечтал… Он загрузил тело брата на товарняк, шедший в нужном направлении.

Сам Колька долго скитался, пока нашел себе попутчика, чеченского мальчика. Они вместе долго бродили по горам, где на каждом шагу их подстерегала опасность. В один прекрасный день их обнаружил русский солдатик. Колька спал в обнимку с чеченским мальчиком. Дети проснулись, и чтобы их не разлучили, сказали, что они близнецы, Кузьменыши.

Последние сцены – это детский приемник в Грозном. Это время, когда Колька с названным братом ожидают отъезда в детский дом, чтобы никогда и не при каких обстоятельствах не разлучаться.

Оцените произведение:

  • 3.45

Голосов: 122
Читать краткое содержание Приставкин — Ночевала тучка золотая. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

  • Приставкин военное детство цикл рассказов
  • Приставкин золотая рыбка читать полностью рассказ полностью
  • Приставки супер мега гипер как пишется
  • Приставка то как пишется в конце слова
  • Приставка ультра как пишется