Приставка кое как пишется

Правописание приставок орфограммы, связанные с правописанием приставок и выделением приставок в слове: правописание неизменяемых приставок. правописание приставок на з-, с-,

Правописание приставок

Орфограммы, связанные с правописанием приставок и выделением приставок в слове:

  • Правописание неизменяемых приставок.
  • Правописание приставок на з-, с-, неизменяемая приставка с- .
  • Правописание корней с ы – и после приставок.
  • Двойные согласные на стыке корня с приставками
  • Твердый знак после приставки.
  • Правописание приставок пре-, при-.
  • Приставки с дефисным написанием по-, во- (в-), кое- ( кой-)
  • Приставки не-, ни-

Задания на эти орфограммы присутствуют в ЕГЭ.

Неизменяемые приставки

Всегда пишутся одинаково.
Их надо знать “в лицо”:

в- , во-, взо-, вы-, до-, за-, изо-, на-, над-, надо-, не-, недо-, о-, об-, обо-, пере-, по-, под-, подо-, пра-, пред-, про-, разо-, с-, со-

в/лез, во/шёл, взо/шёл, вы/лез, до/ехал, за/ржать, изо/драть, на/лево, над/строить, надо/рвать, не/быль, недо/писать, о/задачить, об/тереть, обо/злить, от/резать, ото/рвать, пере/прыгнуть, по/скакать, под/полье, подо/звать, пра/внук, пред/выборный, про/читать, разо/злить, с/делать, со/звать.

 (N10) Гласные и согласные в приставках (кроме приставок на з(с))

  • Безударная гласная в приставках  (кроме при-/пре-) в безударном положении пишется такая гласная, которая слышится в этой же приставке под ударением.  Для проверки надо подобрать другое слово с этой приставкой,  где она находится под ударением:

    от/растИ – От/блеск,  на/рвАть –нА/прочь

  • В приставках роз-/рос-раз-/рас– под ударением пишется о, а без ударения а:

    распИска – рОспись ,
    развалИть – рОзвальни,
    рассЫпать – рОссыпь.
    Но, розыскнОй (от розыск).

  • Согласная в приставках, кроме приставок оканчивающихся на з-/с-, пишется та, которая слышится в этой же приставке перед гласной или перед в, р, л, м, н.
    Для проверки надо подобрать другое слово с данной приставкой, где приставка стоит перед гласной или в, р, л, м, н (в этой позиции сомнительная согласная слышна четко):

    об/тереть – об/расти, об/ыскать; под/тащить – под/раздел, под/ыскать.

Приставки на З-/С-

без-/бес-, воз-/вос- (вз-/вс-), из-/ис-, низ-/нис-, раз-/рас, роз-/рос-, через/черес (чрез/чрес).

  • (№11) Приставка пишется с буквой З, если корень начинается с гласной или звонкой согласной,  и с буквой С, если корень начинается с глухой согласной (к, п, с, т – слово для запоминания “КаПуСТа“):

    без/усый-бес/путье, вз/визгнуть – вс/крикнуть, воз/глас – вос/ход, из/бить – ис/пить, низ/вести – нис/послать, раз/гон – рас/пев, роз/дых – рос/черк, чрез/мерный – черес/полосица.

Приставки на -з/-с пишем так, как слышим!
Исключение: безвкусный (и производные от него слова)

Внимание! Правильно выделяйте приставку.

  • Нет приставки З-.  Приставка С- не изменяется.

    Формально, приставка С- употребляется в сочетаниях сб, сг, сд, сж, ск, сч.

    • В словах здесь, здоровье, здание, ни зги (не видно) и их производных з– – часть корня.
    • Исчезать, чересчур пишутся с С исторически (от корней чезати (пропадать) и чур).
    • Близсидящий, близстоящий, близповерхностный и т.п. –  з  не изменяется, т. к.  это сложные слова, в первой части которых слово близ (наречие + причастие -> близ + сидящий).
    • Сложный предлог из-под всегда с з, т.е. слово пишется через дефис. Но, в словах исподлобья, исподнизу, исподтишка приставка ис- пишется по правилу.
  • Иноязычная приставка дез-(диз-) пишется перед гласной и Ъ, а дис- – перед согласной: 

    дезориентация – дисгармония; дизартрия -дислокация; дезинфекция, дезодорант, дизьюнкция; дисгармония, дисквалификация, дискредитация.

Правописание корней с И – Ы после приставок

  • Если приставка оканчивается на согласную, то И корня меняется на Ы:

    игра- розыгрыш, известный – безызвестный, история – предыстория.

  • Но,  после  приставок меж-, сверх-  и  иноязычных приставок дез-, контр-, пост-, суб-, супер-, транс-, пан  И не изменяется:

    сверхизысканный, межинститутский, дезинфекция, контригра, постимпрессионизм, трансиндийский, панисламизм.

    Искл.: взимать.

Двойные согласные на стыке корня с приставками

  • на стыке приставки и корня слова образуются двойные согласные, если приставка заканчивается на согласную, а корень начинается на ту же букву:

    без/заботный, без/звёздный, бес/смертный, бес/славный, воз/звать, вос/стать, рас/свет, под/держать, в пред/дверии, без/заботный, бес/связный, раз/звонить, рас/сердить.

    Но,

    • Расчет, расчетливый, расчесть – приставка рас- прибавляется к корню -чет (вычет, нечет, вычесть), кроме бессчётный;
    • Рассчитывать, рассчитанный – приставка рас- прибавляется к основе -счит, в которой уже есть приставка с- (об/с/чит/а(ть), пересчитать, отсчитать).
    • Рассориться – две буквы с, а не три (рас-ссориться), т.к. в русском языке не пишутся три одинаковые согласные подряд.
    • В словах разевать, разинуть, разорять и в производных от них приставок нет – одна буква з.

Твердый знак Ъ после приставки.

  • (№6) Разделительный Ъ пишется только после приставок на согласную перед буквами е, ё, ю, я, обозначающими два звука (появляется звук [й’]):

    подъезд, съезд, объявление; изъять, изъян, объять, необъятный, объятие (исторически корень -я-).

Приставки ПРЕ-/ПРИ-

  • Приставки ПРЕ- и ПРИ- в безударном положении произносятся одинаково, но различаются значением и написанием.

    (№29) Если приставка обозначает присоединение, приближение, близость или неполное действие, то в ней пишется буква и- (приставка при-). А если приставка близка по значению к слову очень или к приставке пере-, то в ней пишется буква е (приставка пре-).

    Приставка Значение, которое определяет выбор приставки Примеры
    ПРИ- приближение при/ехать, при/лив, при/плыть
    присоединение при/лепить, при/шить, при/клеить
    прибавление при/строить, при/рисовать
    нахождение вблизи  (около чего-либо) при/дорожный, при/город, при/школьный
    неполнота действия при/сесть, при/открыть, при/тормозить, при/украсить
    доведение действия до логического конца при/говор, при/готовить, при/думать, при/бить
    совершение действия в чьих-либо интересах при/прятать, при/своить, при/беречь
    ПРЕ- значение близкое к значению слов очень, чрезвычайно пре/неприятный, пре/хорошенький, пре/добрый
    близкое к значению приставки ПЕРЕ- пре/рвать (перервать), пре/градить (перегородить)
  • Запомнить!
    Слова с приставками ПРЕ-/ПРИ- , которые произносятся одинаково, но имеют разное  лексическое значение, определяющее выбор приставки :

    При- Пре-
    Призреть (жалеть кого-либо),
    призирать (давать приют, воспитание)
    Презирать (не уважать),
    презреть,
    презрительный,
    презрительно
     Привратник (сторож)  Превратный (ложный, искажённый),
    превратно понятый,
    превратности судьбы
    Приступить (к делу, начать),
    неприступный (нельзя подступиться)
    Преступить (нарушить закон, переступить черту),
    преступление,
    преступник,
    преступный
    Приумножить (незначительно) Преумножить (многократно, очень сильно умножить, преувеличить)
    Приуменьшать (незначительно,чуть-чуть) Преуменьшить (значительно, очень, во много раз)
    Приклонить (голову, нагибать, склонять)
    Приклониться ( к земле – опереться)
    Преклонить (колена; преклонение перед подвигом)
    преклоняться (относиться с уважением – боготворить, благоговеть)
     Припирать (дверь),
    припирать к стенке (разоблачать)
    Препираться (перебраниваться),
    препирательство
    Притвориться (с целью ввести в заблуждение, напр., спящим),
    притворить (неполное действие: дверь – слегка закрыть, прикрыть),
    притворный (ненастоящий)
    Претвориться (Мечта воплотилась в жизнь,т.е. осуществиться.),
    претворять,
    претворить
     Приставить (что-то к чему-нибудь)  Преставиться (умереть)
    Приходящий (повар – являющийся когда-нибудь, который приходит),
    привходящие обстоятельства (неожиданные, внезапно появившиеся)
    Преходящий (изменяемый, временный; непреходящие ценности, т.е. вечные):
    преходящий момент,
    преходящее явление
    Придать (добавить, напр.,серьезности),
    придавать,
    придание (оттенка, цвета, значения),
    приданое (невесты)
    Предать (подвести кого-либо),
    предавать,
    предаваться (веселью, печали),
    предание (легенда)
    Прибывать (на вокзал, куда?),
    прибытие
    Пребывать (где?, в каком состоянии?, в неведении, в хорошем настроении),
    пребывание
    Приёмник (устройство для приема) Преемник (продолжатель дела),
    преемственность
    Придел (пристройка) Предел (граница)
  • Запомнить! Всегда пишется ПРЕувеличить.
  • Некоторые слова имеют формы с двумя приставками:

    преумножать – приумножать, преуменьшить – приуменьшить.

  • Приставка ПЕРИ- пишется в словах иностранного присхождения со значением “вокруг”, “около”:

    перигей, перископ, перипетия, перифраз, периферия.

  • Следует запомнить написание иноязычных слов и слова, в которых значение приставок ясно не определяются. Проверять по словарю.
    При- Пре-
    В заимствованных словах пре-/при- не выделяются
    приватный
    привилегия
    примадонна
    примат
    примитив
    принципиальный
    приоритет
    преамбла
    превалировать
    президент
    президиум
    премьера
    препарат
    прецедент
    Пре-/при- не выделяются, т.к. приставки срослись с корнем. Их надо запомнить, проверять по словарю
    прибор,
    привет,
    привередливый,
    приглашение,
    пригожий,
    приключение,
    прилежный,
    приличный,
    пример,
    принадлежать,
    присваивать,
    притязание,
    причина,
    приютить,
    приязнь,
    приятель,
    приятный,
    причуда,
    прихоть,
    приключение
    предел,
    предмет,
    презрительный,
    преимущество,
    прекословить,
    прельщать,
    преминуть,
    преследовать,
    пренебрежение,
    (знаки) препинания,
    препона,
    препятствие,
    пререкаться,
    пресловутый,
    пресмыкающееся,
    преступник,
    пресыщаться,
    (камень) преткновения,
    превратность

Приставки с дефисным написанием по-, во- (в-), кое- ( кой-)

  • (№63 часть с приставками) С дефисом между частями слова пишутся наречия, которые имеют в своем составе:
    • приставку по– и суффиксы -ому (-ему) ,

      по-зимнему, по-товарищески;

    • приставку в-(во) и суффиксы -ых:

        во-вторых;

    • приставку кое- (кой-): кое-как.
      Приставка кое-(кой-), отделенная от местоимения предлогом, пишется отдельно:

      кое с кем,  кое в чем, кой о чем.

    Внимание!  Не путайте приставки с предлогами:

    По-весеннему (нареч.)  греет.
    По весеннему(прилагател.) небу.
    Во-вторых (нареч.).
    Во вторых (поряд.числит.) классах.

Приставки (частицы-приставки) Не-,Ни-

В правописании частиц-приставок Не-,Ни-: не или ни, слитно или раздельно.
Слитное и раздельное написание рассматривается в описаниях соответствующих частей речи.

  • (№46) Различение приставок не-, ни- в отрицательных местоимениях
    •  Отрицательные местоимения образованы от вопросительных (относительных) местоимений с помощью безударной приставки ни- и ударной приставки не-:

      никтО, ничтО, никакОй, ничЕй; нЕкого, нЕчего.

    • В отрицательных местоимениях под ударением пишется не, без ударения – ни-:

      нЕкого спросить – никогО не спрашивать, нЕчему удивляться – ничемУ не удивлялся.

    • В отрицательных местоимениях частицы не и ни превращаются в приставки и пишутся слитно, если нет предлога.  Местоимения никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего могут употребляться с предлогом, который стоит после приставки. При наличии предлога  отрицательные местоимения пишутся  раздельно. Предлог ставится между частицей и местоимением, образуя сочетание из трех отдельных слов:

      никогО – ни у когО, нЕчему – нЕ к чему, никакИм – ни с какИм; ни на чём, ни за чтО, ни за чьИм, нЕ с кого.

  • (№59) Буквы е и и в приставках не-/ни– отрицательных наречий
    • В отрицательных наречиях под ударением пишется не, без ударения – ни-:

      всегда  нЕкогда; никогдА не думай;   нЕкуда выйти, никудА не выйдешь; нЕзачем приходить, никАк не догнать, нЕоткуда отправить,  ниоткУда нет данных .

      При употреблении наречия с приставкой ни- в предложении всегда есть второе отрицание:

      никогда не пройдет, никак не услышать, никогда нет времени.

Список использованной литературы.

Share the post «Варианты РУ2090301 РУ2090302 тренировочной работы №2 статград по русскому языку 9 класс ответы и задания 27 января 2021»

  • Facebook
  • Twitter
  • VKontakte
  • WhatsApp

Тренировочные варианты статград по русскому языку 9 класс ОГЭ 2021 ответы и задания для вариантов РУ2090301 , РУ2090302 официальная дата проведения 27 января 2021 год.

Работа состоит из трёх частей, включающих в себя 9 заданий. Часть 1 представляет собой письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Задания части 2 требуют проведения различных видов анализа слова, предложения, текста.  Часть 3 работы представляет собой письменный развёрнутый аргументированный ответ.

Тренировочные варианты (РУ2090301-РУ2090302): скачать в PDF

Все ответы, задания (без водяного знака) и критерии для вариантов: скачать

Тренировочные варианты по русскому языку 9 класс ОГЭ 2021 ответы и задания РУ2090301 РУ2090302:

Текст изложения:

Что воспитывает человека? Человека воспитывает всё, что его окружает: вещи, явления и события, случайные происшествия или смешные истории. Если однажды ребёнок увидел, как капли дождя скатываются по стеклу, или услышал, как красиво поёт соловей, если он узнал про египетские пирамиды и это его поразило – значит, всё это уже воспитало его.

Однако прежде всего и дольше всего воспитывают человека родители и атмосфера в его семье. Воспитательный процесс – процесс постоянно длящийся, и отдельные детали его определяются общим тоном семьи, тем, как живут люди этой семьи изо дня в день. Общий тон семьи, её атмосферу нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон создаётся жизнью членов этой семьи и их поведением. Если дома родители грубы или хвастливы, а ещё хуже, если кто-то из них ругается на свою маму, то таким родителям уже бесполезно думать о воспитании: они уже воспитывают своих детей, и воспитывают плохо, и никакие советы и методы им не помогут.

Всё дело в том, что только живой пример по-настоящему воспитывает ребёнка, а не слова, пусть даже самые хорошие, но не подкреплённые делом. Поэтому прежде, чем читать нотации своему ребёнку, родителю обязательно нужно проверить, не расходятся ли его слова с делом.

Сложные задания с варианта РУ2090301:

1)Прочитайте текст. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным определительным. 2) Первая часть предложения 2 является односоставной безличной. 3) Сказуемое в предложении 3 составное глагольное. 4) Предложение 4 осложнено обособленным согласованным определением. 5) Грамматическая основа в первой части предложения 5 – буквица может.

2)Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Стюардесса (1) взволнованная подозрительным поведением пассажира (2) который всё время бросал опасливые взгляды на персонал (3) и заметно нервничал (4) будто замышляя что-то плохое (5) поспешила доложить о (6) сложившейся на борту нештатной ситуации (7) командиру экипажа (8) который и отдал приказ немедленно сдать пассажира органам правопорядка.

3)Замените словосочетание «смотреть недоверчиво», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

4)Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) ОТГЛАЖЕННЫЙ (воротник) – в суффиксе полного страдательного причастия прошедшего времени, образованного от глагола совершенного вида, пишется НН. 2) (офисное) ЗДАНИЕ – приставка З- остаётся неизменной, независимо от того, находится она перед глухой или звонкой согласной. 3) ГРИБОЧЕК – в имени существительном пишется суффикс -ЕК-, потому что при склонении слова гласный звук в этом суффиксе выпадает. 4) ПРЕСИМПАТИЧНАЯ (девушка) – правописание приставки определяется её значением – очень. 5) ВЫРАСТИТЬ (под солнцем) – написание чередующейся гласной в корне зависит от наличия или отсутствия на этой гласной ударения.

5)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Ребята давно знали Ефима Леонтьевича, но его странную особенность заметили лишь теперь. 2) Ефим Леонтьевич пришёл преподавать в классе историю. 3) Класс не обращал внимания на глупую выходку Клёнова. 4) Ефим Леонтьевич слышал, как ученики его передразнивают, но надеялся, что ребятам надоест и они прекратят. 5) Ребята, даже извинившись, не смогли уговорить учителя остаться, и Ефим Леонтьевич уехал из города.

6)Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является олицетворение. 1) Неожиданно дёрнув головой, он судорожно передохнул, причём не то горло, не то губы его жалобно всхлипнули, издав странный звук. 2) И Юлия Львовна вышла из класса расстроенная и как в воду опущенная. 3) Как воздействовал на своих товарищей Володя Дубинин, осталось неизвестным. 4) «А теперь уж не надо!» – и он словно из груди вырвал пузырь и отбросил его на стул. 5) И теперь Володя тихо шёл по улице, слушал, как деревья укоризненно шепчут что-то ему вслед, и винил себя во всём, что произошло.

7)Найдите в предложениях 30–36 фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.

Сложные задания с варианта РУ2090302:

1)Прочитайте текст. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным. 2) В предложении 2 одна грамматическая основа. 3) Грамматическая основа в первой части предложения 3 – вы начнёте. 4) Вторая часть предложения 4 осложнена деепричастным оборотом. 5) Предложение 5 является односоставным безличным.

2)Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Старички (1) встретившиеся у подъезда дома (2) значительно поджимая губы (3) стали обсуждать (4) произошедшие за последний день (5) события (6) и (7) обменявшись наконец мнениями (8) принялись пить чай.

3)Замените словосочетание «волчий хвост», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

4)Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) КОЕ У КОГО – неопределённое местоимение пишется раздельно, если в нём есть приставка КОЕ-. 2) ВИТРИННЫЙ (образец) – в суффиксе полного страдательного причастия прошедшего времени пишется НН. 3) ПРИКРЫТЬСЯ (платком) – правописание приставки определяется её значением – неполнота действия. 4) СДВИНУТЬ (шкаф) – приставка С- остаётся неизменной, независимо от того, находится она перед глухой или звонкой согласной. 5) СЖЕЧЬ (рукопись) – на конце неопределённой формы глагола буква Ь пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.

5)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Донченко всё время передразнивал учителя, а Клёнов не смеялся и смотрел на него осуждающе. 2) Бывшие ученики Ефима Леонтьевича плакали, когда учитель уезжал от них на юг. 3) Юлия Львовна предложила зачинщикам самим сознаться. 4) У Ефима Леонтьевича было прекрасное здоровье, поэтому он мог жить в любом климате: и в жарком, и в холодном. 5) Володя Дубинин пришёл к классной руководительнице наябедничать на своих товарищей.

6)Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет. 1) А известно ли вам всем, что именно тут две с половиной тысячи лет назад был грозный город Пантикапей, столица Боспорского царства? 2) Да, да, говорю как умею, как позволяет мне моё горячее сердце… которое не совсем у меня в порядке. 3) Потом вошла классная руководительница, Юлия Львовна. 4) Придя домой, он просидел на кровати, не двигаясь, до прихода отца и потом, чуть не плача, рассказал ему обо всём. 5) Ведь они тоже, верно, по глупости больше, чем со зла.

7)Найдите в предложениях 16–24 синоним к слову ВЗГЛЯНУТЬ (предложение 11). Напишите этот синоним.

Другие тренировочные варианты ОГЭ по русскому языку 9 класс:

РЯ2090201 РЯ2090202 русский язык 9 класс варианты ОГЭ статград 3 декабря 2020 ответы и задания

Работы СТАТГРАД по русскому языку задания и ответы

Метки: задания и ответыОГЭ 2021русский язык 9 классстатград

Правописание «кое-что»: почему через дефис, образование, употребление

Слово «кое-что» – местоимение, интересное в нескольких отношениях. Правильно пишется через дефис. Просторечная, употребляемая и в литературных текстах форма – «кой-что». Писать то или другое раздельно либо слитно ( «кое что»; «кой что»; «коечто»; «койчто» ) очень грубые ошибки. Ключ к пониманию орфографии этого не совсем обычного слова кроется в его первой части: «кое».

Объяснение к правописанию

«Кое» – речевой архаизм, устаревшая сокращённая форма относительного местоимения «которое» или же «какое», которое (простите за невольную тавтологию) дожило до наших дней в выражениях «в кои-то веки» (в которые), «на кой» (на какой ляд, шут, чёрт), «ни в коем случае» (ни в каком, ни в котором), «никоим образом» (никаким, никак).

«Что» также относительное местоимение. Его назначение, как и «какой», «который» – участвовать в создании относительных предложений; чаще всего придаточных: «То, что из этого следует»; «Это самое, что вы видите»; «Дерево, которое выше остальных»; «Какое вам дело», и т.п.

Соединив «кое» и «что» дефисом, мы тем самым создаём между ними смысловую, логическую связь: дефис (чёрточка) знак не разделения, а связности. Вспомним, переносы слов из строки в строку обозначаются дефисами, чтобы указать: это хоть и вынужденно разделённое, но всё же одно слово.

Таким вот образом и получилось «кое-что» – тоже относительное местоимение, но наделённое новым значением, отличным от значений составляющих его частей. Поэтому раздельное написание в данном случае значит не больше, чем «я вы» или «мы оно», а слитное вообще несуразный набор букв.

Значение

Местоимение «кое-что» в русском языке употребляется в следующих значениях:

  1. Некоторые, немногие, отдельные от общей совокупности вещи, дела, явления: «Надо доделать кое-что по ремонту»; «Они и вывезли меня отсюда в обмен на кое-что» (реплика Джека Воробья в 1-й части «Пиратов Карибского моря»). Синоним «что-то».
  2. Что-то вполне определённое, но в данном контексте не нуждающееся в уточнении и развёрнутом описании: «Обедать будешь? – Собери кое-чего перехватить на скорую руку, рассиживаться времени нет»; «Разрешит мне жена / Каждая по сто. / Итого – триста грамм, / Это кое-что» (из песни «Если б я был султан» в к/ф «Кавказская пленница»). Синоним «что-нибудь».
  3. Как эвфемизм (иносказательное выражение, употребляемое вместо неудобосказуемого): «Ну, ты и выдал! Это было кое-что»; «Штаны подтяни, не то кое-что вот-вот наружу вывалится»; «Кое-что, после чего я осознала себя женщиной, случилось у меня рано, на десятом году жизни» (имеется в виду менархе). Синоним «нечто».

Грамматика

Местоимение «кое-что» интереснее всего в грамматическом отношении. Во-первых, в прямом падеже читается и произносится оно в два слова, т.е. с двойным ударением: ко́е-что́́; такое явление в русском языке большая редкость. Во-вторых, из строки в строку по частям не переносится, разве что в рукописных текстах при острой нехватке места для письма. В-третьих, в косвенных падежах с исконными (первообразными) предлогами в, без, для, до, за, из, к, на, над, перед, по, под/подо, при, про, о, об, от, с, у, через употребляется в интерпозиции: вставляется вместо дефиса между «кое» и «что»; всё слово (да, это одно слово, состоящее из трёх) пишется раздельно:

  • Именительный: ко́е-что́.
  • Родительный кое-чего́ [ко́е <предлог> чего́ (кое для чего)].
  • Дательный: кое-чему́ [ко́е <предлог> чему́ (кое к чему)].
  • Винительный ко́е-что́.
  • Творительный: кое-че́м [ко́е <предлог> че́м (кое с чем)].
  • Предложный: кое<предлог в, на, по, при, о> чём.

В-четвёртых, с производными предлогами (не исконными, не первообразными) употребляется как одно слово, т.е. предлог пишется перед ним: «ввиду кое-чего», «согласно кое-чему», «между кое-чем», но не в предложном падеже – этот падеж «кое-что» с производными предлогами не употребляется, а из исконных только с в, на, по, при, о; это в-пятых.

Как правильно пишется слово «кое-что»

/>Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: проливаться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «кое-что&raquo

Предложения со словом «кое-что&raquo

  • Мне нужно ещё кое-что сказать тебе, а такого подходящего момента у нас не будет.

Цитаты из русской классики со словом «кое-что»

  • — Потрудитесь еще немножко присесть, я кое-что немножко трону.

Значение слова «кое-что&raquo

КО́Е-ЧТО́ , ко́ечего́ и (разг.) КОЙ-ЧТО́ , койчего́, мест. неопределенное (предлоги обычно отделяют частицу „кое“ от „что“ и стоят между ними). Нечто, немногое или некоторые (немногие) вещи. (Малый академический словарь, МАС)

Афоризмы русских писателей со словом «кое-что&raquo

  • Услыхав или увидав кое-что новое и любопытное — захочешь услышать и увидеть продолжение.

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «кое-что&raquo

КО́Е-ЧТО́ , ко́ечего́ и (разг.) КОЙ-ЧТО́ , койчего́, мест. неопределенное (предлоги обычно отделяют частицу „кое“ от „что“ и стоят между ними). Нечто, немногое или некоторые (немногие) вещи.

Предложения со словом «кое-что&raquo

Мне нужно ещё кое-что сказать тебе, а такого подходящего момента у нас не будет.

Теперь они уже кое-что знали о жизни дравортаков, об организации их общественной структуры и могли бы продолжить там свою работу, не выставляясь более напоказ.

Итак, теперь ты уже кое-что знаешь о стрижках и наверняка сможешь подобрать для себя наиболее подходящий вариант.

«Кое что» или «кое-что», как пишется правильно?

«Кое-что» пра­виль­но пишет­ся с при­став­кой кое- через дефис как неопре­де­лен­ное местоимение.

Часть речи слова «кое-что»

Чтобы понять, как сле­ду­ет писать это сло­во, рас­смот­рим высказывание:

Сквайр велел отре­мон­ти­ро­вать за свой счет нашу тавер­ну и даже при­ба­вил кое-что из мебе­ли (Р. Л. Стивенсон. Остров Сокровищ).

Интересующее нас сло­во отве­ча­ет на вопрос что? Но оно напря­мую не назы­ва­ет, а толь­ко ука­зы­ва­ет на пред­ме­ты мебе­ли, кото­рые доба­вил сквайр, что­бы улуч­шить инте­рьер тавер­ны. Анализируемое сло­во сино­ни­мич­но лек­се­мам «что-то», «нечто». По выяв­лен­ным грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам уста­но­вим, что «кое-что» — это само­сто­я­тель­ная часть речи — место­име­ние.

Правописание слова «кое-что»

Если обра­тим­ся к раз­ря­дам место­име­ний, то оты­щем сре­ди них отно­си­тель­ное место­име­ние «что». Оно состав­ля­ет вто­рую часть рас­смат­ри­ва­е­мо­го место­име­ния. А что такое кое-, с кото­ро­го начи­на­ет­ся это слово?

Кое- — это части­ца, вхо­дя­щая в мор­фем­ный состав сло­ва в роли сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной приставки:

Приставка кое- созда­ет зна­че­ние неопре­де­лен­но­сти у место­име­ния, как и у сло­ва этой же части речи «кое-кто».

В их напи­са­нии вос­поль­зу­ем­ся пра­ви­лом орфографии:

Мы не были бед­ны­ми и тем более нищи­ми, но что-то вызы­ва­ю­щее сочув­ствие, жалость было в нашей неустро­ен­но­сти и отсут­ствии в доме жен­щи­ны — мате­ри и хозяй­ки — уюта, зана­ве­сок на окнах, пор­тьер на две­рях (В. Катаев).

На шос­се как-то осо­бен­но чув­ству­ет­ся новый ритм Мангышлака (Л. Юдасин).

Складывалось такое впе­чат­ле­ние, буд­то тут нача­ло про­ис­хо­дить кое-что любо­пыт­ное, и я немно­го рас­ши­рил сфе­ру сво­их инте­ре­сов (Р. Т. Стаут. Второе признание).

Просто мне нуж­но ска­зать вам кое-что (Ирина Шахова. Если ты позовешь…).

Кое-что или кое что

Будем иметь в виду, что если после при­став­ки кое- сле­ду­ет пред­лог, то тогда место­име­ние пишет­ся в три сло­ва, например:

  • оста­но­вить­ся кое у чего;
  • отпра­вить кое с чем;
  • раз­би­рать­ся кое в чём.

Мне хоте­лось ещё с вами пере­го­во­рить кое о чём (Н. В. Гоголь).

Понаблюдаем, как пишут­ся с при­став­кой кое- не толь­ко место­име­ния, но и неопре­де­лен­ные место­имен­ные наре­чия.

У забо­ло­чен­ных бере­гов озе­ра тунд­ра ого­ли­лась, толь­ко кое-где беле­ют и бле­стят на солн­це пят­на сне­га (И. Соколов-Микитов).

Что вот я копил, чтоб книж­ку купить, дол­го копил, пото­му что у меня и денег-то почти нико­гда не быва­ет, раз­ве, слу­ча­ет­ся, Петруша кое-когда даст (Ф. М. Достоевский. Детям).

«Кое-что» как пишется?

koechto ob

Чистота речи является требованием к каждому образованному человеку. Это также проверяется перед приемом в любое уважающее себя учреждения. Люди сдают экзамены разного уровня в учреждения дошкольного, школьного и высшего образования. Проверка грамотности проводится и при трудоустройстве на собеседованиях. В таких ситуациях сотрудники чаще всего сталкиваются с проблемой написания части речи «кое-что».

«Кое что» как пишется: «кое что» или «кое-что»? В данной статье будет раскрыт ответ на данный вопрос с точки зрения фундаментальных правил русского языка и его особенностей.

Правописание

Согласно правилам, на вопрос о том, как пишется «кое что» ответ один: «Кое-что»!

Это неизменная и неопровержимая истина, которая имеет лишь одно исключение. О котором указывается чуть ниже. Однако по факту само сочетание должно быть написано исключительно через дефис!

Правило: почему так?

Кроме вопроса о том, как пишется слово «кое-что», которое, как уже выяснено, пишется через дефис, зачастую людей волнуется вопрос, а почему так?

На вопрос о том, «кое-что» как пишется, правило гласит:

Слообразовательный элемент «кое» пишется в сочетании с местоимениями исключительно через дефис!

Данное правило и является причиной написания данной словоформы в таком виде.

«Кое-что» как пишется?

Примеры в предложениях

Чтобы лучше понять как писать «кое-что», стоит разобрать ряд примеров:

  1. Кое-что является ключевым в этом предложении.
  2. Я нашел кое-что на заднем дворе! Посмотрите!

Исключения

Исключения в написании через дефис имеют место только если между словообразовательным элементом и местоимением появляется предлог. Как писать в таких случаях:

«Кое в чем», «кое на чем».

Проверочное слово

Проверочного слова для данной словоформы и вида ее написания не существует. По причине того, что это является словообразовательным элементом и не требует проверки написания. А местоимения итак известны всем с детства.

Однако существует проверка написания исключений. Когда словообразовательный элемент пишется с местоимениями раздельно. Но это написание не фактического словосочетания, а случаи из исключения. Когда между словообразовательным элементом и местоимением появляется предлог. Само же местоимение склоняется по падежам в зависимости от контекста представленного предложения.

Цели: изучить отличительные признаки неопределенных местоимений, их образование и правописание.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

  • знакомство с неопределенными местоимениями;
  • совершенствование орфографических навыков;
  • формирование практических умений и навыков обучающихся по осознанному применению полученных знаний в практике.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие и коррекция логического мышления на основе формирования коммуникативных умений, познавательного интереса обучающихся.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитание культуры речи, толерантности обучающихся.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

  • осознание лексического и грамматического богатства русского языка;
  • позитивная моральная самооценка;
  • формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

Метапредметные УУД:

  • извлечение фактуальной информации из учебных текстов;
  • вычитывание информации, представленной в форме таблицы;
  • определение последовательности действий, работа по плану;
  • оценка достигнутых результатов;
  • преобразование визуальной информации в текстовую;
  • соблюдение основных норм современного русского литературного языка;
  • свободное изложение мыслей в устной форме;
  • соблюдение в практике письменного общения изученных орфографических правил.

Познавательные УУД:

  • формирование понимания значений неопределенных местоимений, умений использовать их в тексте.

Коммуникативные УУД:

  • формирование умений представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме;
  • осознание важности и необходимости общения в учебной среде.

Регулятивные УУД:

  • формирование умений самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней, планировать общие способы работы.

Предметные УУД:

  • формирование знаний о характеристиках местоимений по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли местоимений, о разрядах местоимений.

Ход урока

1. Оргмомент

Приветствие учителем обучающихся, психологический настрой к уроку.

Учитель: Добрый день, ребята!

Я рада приветствовать вас в классе нашем. Возможно, места есть и лучше, и краше, но пусть в нашем классе вам будет светло. Пусть будет уютно и очень легко!

Пусть сегодняшний урок, ребята, принесёт вам радость общения. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Улыбнитесь, мы начинаем урок.

Запишите в тетрадь число, Классная работа. Пропустите строчку для темы урока.

2. Опрос-повторение

Ребята, какую часть речи мы изучаем сейчас на уроках русского языка? (местоимение)

Посмотрите на слайд и назовите разряды местоимений, которые мы уже изучили.

Приведите примеры местоимений изученных разрядов.

3. Актуализация знаний обучающихся

1) Игра «Корректор».

Задание: исправить ошибки:

Взял у ней

С ими

Ихние книги

Сел напротив его

Запишите в тетради правильные варианты.

(Проверка по слайду)

2) Поставьте местоимения в начальную форму.

Со мной, у тебя, с ним, о них, у неё, перед собой, с кем, к чему, от которых, сколькими.

Запишите в тетради начальную форму местоимений.

(Проверка по слайду)

4. Определение темы урока

Сегодня, ребята, вы познакомитесь ещё с одним разрядом местоимений. Для этого отправимся на небольшой яхте по морю.

(Демонстрируется слайд со звуками моря).

Учитель читает текст (на слайде):

Стихотворение А.Коваля «На яхте»

Однажды куда-то на яхте

Откуда-то

Кто-то поплыл.

Летали какие-то чайки,

О чем-то кричали ему.

Какой-то дельфин остроносый

В зеленые волны нырял.

И ветер, почти незаметный,

чуть-чуть паруса надувал.

Наверно, какие-то люди

Глядели уплывшему вслед.

И кто-то, наверное, думал:

«Скорей возвращайся назад».

И мне бы хотелось на яхте

В открытое море уйти.

Послушать, о чем кричат чайки,

Дельфина увидеть в волнах.

А вечером после заката

На берег вернуться домой. —

Но пусть меня кто-нибудь встретит,

Но пусть меня кто-нибудь ждет.

Учитель спрашивает: А теперь, пожалуйста, ответьте на вопросы:

— Кто поплыл на яхте?

— О чём кричали чайки?

— Какие люди встретили его?

— Какой дельфин нырял в волны?

(Кто-то поплыл, кричали о чём-то, какие-то люди, какой-то дельфин)

Почему эти местоимения создают впечатление загадочности, таинственности?

(Они не дают точного, конкретного представления о предмете, признаке).

Итак, ребята, сегодня речь пойдет о местоимениях, которые называют предметы, признаки, количество неопределенно. Как вы думаете, как называются такие местоимения? (неопределенные местоимения)

Записываем тему в тетради:

Неопределенные местоимения

Давайте выясним значение слова неопределенный по словарю С.И.Ожегова:

  • Точно не установленный.
  • Не вполне отчетливый.

5. Определение целей урока

Ребята, давайте попробуем определить цели нашего урока. Закончите предложения:

Сегодня мы должны познакомиться…

узнать…

научиться… (ответы обучающихся)

(Проверка по слайду)

Итак, мы отправляемся в путешествие за знаниями!

6. Работа по теме урока

Ребята, посмотрите на слайд. Давайте прочитаем примеры неопределенных местоимений. Как они пишутся?

А сейчас рассмотрите таблицу.

На что указывают данные неопределенные местоимения?

(Работаем с таблицей, которая поэтапно открывается на слайде, обсуждаем).

Таблица 1

Некто

Нечто

Кое-кто

Некий

Некоторый

Какой-то

Несколько

Сколько-нибудь

Кое-где

Когда-то

Как-нибудь

Неопределенные местоимения указывают

На неопределенный (-ое)

Предмет

Признак предмета

Количество

Признак действий

А сейчас вы узнаете, как образуются неопределенные местоимения.

Рассмотрите таблицу:

Таблица 2

Вопросительные местоимения

Неопределённые местоимения

кто

что

который

сколько

некто

нечто

некоторый

несколько

кое-кто

что-то

какой-либо

сколько-нибудь

Ответьте на вопросы:

— От каких местоимений образуются неопределенные местоимения?

— С помощью чего они образуются?

(С помощью приставок не-, кое-, суффиксов -то, -либо, -нибудь).

7. Физминутка «Морская»

(Демонстрируется слайд со звуками моря).

1) Активная часть.

Мы руками поведем —

Будто в море мы плывем.

Раз, два, три, четыре —

Вот мы к берегу приплыли.

Чтобы косточки размять,

Начнем наклоны выполнять.

Вправо, влево, вправо, влево.

Не забудем и присесть.

Раз, два, три, четыре,

На счет пять — за парты сесть!

2) Релаксация.

А сейчас закройте глаза и послушайте звуки моря.

«Вы на берегу моря. Вы лежите на пляже и ощущаете на своей коже тёплые солнечные лучи. Вы ощущаете свежее дыхание лёгкого ветерка на вашем лице.

Вы дышите вместе с морем. Вы становитесь одним целым с ним. Море — это вы сами. Вы сильны и свободны, в вас течёт чистая жизненная энергия».

А сейчас откройте глаза, часто поморгайте, встряхните руками.

Вы готовы продолжать работу на уроке?

8. Изучение правописания местоимений

Прочитайте слова на слайде.

Как пишется приставка не-?

Вывод: Приставка не- всегда ударная, пишется со словами слитно.

Изучите правописание местоимений

Как пишутся приставка кое- и суффиксы -то, -либо, -нибудь?

Вывод:

кое-, -либо, -то, -нибудь —

про дефис не позабудь!

А сейчас сравните написание слов:

КОЕ-КОГО

КОЕ У КОГО

КОЕ-КОМУ

КОЕ К КОМУ

КОЕ-КЕМ

КОЕ С КЕМ

От каких условий зависит выбор дефисного и раздельного написания приставки кое?

Делаем вывод: Если после приставки кое- следует предлог, местоимение пишется раздельно (в 3 слова).

Изучаем обобщающую таблицу:

Таблица 3

Неопределенные местоимения пишутся

Вместе

Раздельно

Через дефис

Некто

Кое с кем

Кто-то

Нечто

Кое для кого

Чей-либо

Некий

Кое о чем

Где-нибудь

Некоторый

Кое по кому

Кое-какой

Приставка не- пишется слитно

В падежных формах

С предлогами все части слова с частицей кое- пишутся раздельно

Частицы

-то, -либо,

-нибудь, кое- пишутся через дефис

Комментируем таблицу, делаем выводы.

9. Закрепление материала

А сейчас пришло время применить наши знания! Выполним упражнения!

Записать предложения, раскрывая скобки, подчеркнуть неопределенные местоимения.

  1. По темному небу золотым узором звезд написано (не)что торжественное.
  2. Перед костром сидело (не)сколько человек.
  3. Вдруг раздались чьи(то) шаги.
  4. Кто(то) постучал в дверь.
  5. Кому(то) принесли от мастера ларец.
  6. Что(то) прошелестело рядом, кто(то) прошел невидимый.
  7. Какой(то) непонятный звон слышен в лесах.

Обучающиеся работают самостоятельно. Затем выполняется взаимопроверка по слайду.

Игра «Реставратор». Работа в парах.

Задание: вставить подходящие по смыслу неопределенные местоимения.

Вдруг — шлепнуло посреди озера, и я увидел голову выдры. Она направлялась с живой рыбой во рту к берегу. Я сидел и не шевелился. — птицы, испугавшись, вылетели из кустов. Раньше мне не приходилось видеть — подобное.

Обучающиеся работают парами, затем проверяют работу по слайду.

Вдруг что-то шлепнуло посреди озера, и я увидел голову выдры. Она направлялась с живой рыбой во рту к берегу. Я сидел и не шевелился. Какие-то птицы, испугавшись, вылетели из кустов. Раньше мне не приходилось видеть что-нибудь подобное.

10. Итоги урока. Рефлексия

В конце урока, ребята, мы посмотрим с вами финал одного фильма. Угадайте его название. Мы читали произведение, по которому снят фильм, на уроках литературы.

(Просмотр финала фильма «Алые паруса»)

Вы узнали эту историю, ребята?

Я хочу, чтобы наш сегодняшний урок закончился именно этими словами: «Нужно верить в чудеса! Нужно делать чудеса своими руками!»

Домашнее задание: выписать из произведения «Алые паруса» (по учебнику литературы) 5 предложений с различными местоимениями, подчеркнуть эти местоимения.

А сейчас закончите предложения:

  • Сегодня я узнал…
  • Я научился…
  • Мне понравилось…
  • Мне было трудно…
  • Мое настроение после урока…

Спасибо за работу, ребята! Вы хорошо потрудились сегодня!

(Оценивание)

Наш урок окончен. До свидания!

Правописание наречий. Повторение изученного в 7 классе.

Урок  русского языка в 8 классе.

Цели:    

  • закрепить умение делать синтаксический разбор простого осложненного предложения и причастия; повторить с учащимся  условиями написания наречий;
  • обучать умению находить наречия в тексте;
  • формировать навык правильного написания наречий;
  • способствовать развитию мышления, включая ученика в активную мыслительную деятельность; воображения;
  • способствовать формированию познавательного интереса учащегося, формированию жизненных установок.
  • Таким образом, в цели включено формирование следующих УУД: Познавательные, регулятивные, коммуникативные

ХОД УРОКА

  1. Повторение порядка синтаксического и морфологического разборов:

Время, проведенное в походе, непременно вспоминается по-хорошему.

Разобрать причастие «проведенное»

  1. Формирование психологического настроя.

Как себя чувствуешь после выходных?  Вспомни, как  ты справлялся с заданиями на первом проверочном диктанте, когда нужно было разобрать предложение и наречие. Как обстоят дела сейчас?

В это время на листке записываются слова: хорошо (плохо), отлично, по-прежнему и др.

Твои слова-ответы – это известная тебе часть речи, о которой пойдет речь сегодня. Какая же это часть речи?

Ответ ученика.

3.  Повторение изученного по теме “Правописание наречий”.

1) Какую тему мы будем повторять сегодня? Как ты догадался?

А знаешь  ли ты игру “Что? Где? Когда?”?

Я предлагаю  сыграть в игру “Что? Где? Почему?” Правила игры похожи. Ты будешь знатоком, только на обдумывание будет даваться не более 20 секунд. И отвечать ты будешь сам за себя, без обсуждения.

Зато тема очень узкая: “Наречия. Правописание наречий”. А в роли ведущего буду я, составила специально для тебя вопросы по теме. Они  позволяют повторить весь изученный материал.

Итак, ты становишься членом клуба “20 секунд».  Если правильно ответишь много раз – станешь почетным членом клуба “20 секунд”

1. Найди наречие:

(В)начале пути все было хорошо.
(В)начале я с трудом разбирался в этой игре.
Ответ:

Правильный ответ:

  • В начале пути. У пути есть начало. Это существительное.
  • (Когда?) Вначале я с трудом разбирался… Это наречие.

2. Найди наречие:

День прошел (в)пустую.
Мы вернулись (в)пустую комнату.
Ответ:

Правильный ответ:

  • День прошел (как?) впустую, т.е. зря. Это наречие.
  • Мы вошли в пустую комнату. В комнату (какую?) пустую. Это прилагательное.

3.Найдите наречие и объясни его написание: Алексей завернулся в плащ, мужественно подавляя волнение. Ответ:

Правильный ответ:

  • Мужественно от прил. “мужественный”.

4. Найди наречия и объясни написание: Я отвечал не уверенно, а сбивчиво. Ответ: 

Правильный ответ:

  • Не уверенно, а сбивчиво (есть противопоставление).

5. Найди наречие и объясни написание: Тема раскрыта далеко не полно. Ответ:

Правильный ответ:

  • Далеко не полно (есть наречие, усиливающее отрицание).

6. Найди наречие и поясни написание: Он чувствует себя неплохо. Ответ:

.

Правильный ответ:

  • Неплохо – пишется слитно, нет отрицания, можно подобрать синоним (хорошо).

7. Найди наречие и объясни его написание: В лесу ещё свежо от утренней росы. Ответ:

Правильный ответ:

  • Свежо – на конце наречий после шипящих под ударением пишем О, без ударения – Е.

8. Найди наречие: Угрожающе шипит  серо-зеленая гадюка. Ответ:

Правильный ответ: угрожающе 

9. Найдите наречия: Мокрые ветки то слева, то справа ложатся на плечи. Ответ:

Правильный ответ:

  • Cлева, справа 

За правильный ответ дается 1 балл. В конце по результатам игры ставятся отметки и присваивается звание Член клуба «20 секунд».

4. Запишем в тетради дату и  орфограммы, которые встретились в наречиях.

О-Ё, Н-НН, А-О, НЕ с наречиями

5. Новый материал.

Слово учителя:

Мы вспомнили много наречий, вспомнили правила их написания. Но нам известно правописание еще не всех наречий.

Наблюдение:

Кое-где, где-либо, где-то, где-нибудь;

По-новому, по-моему, по-прежнему;

По-волчьи, по-немецки, по-дружески;

Во-первых, во-вторых, в-шестых;

Чуть-чуть, мало-помалу, крепко-накрепко, еле-еле.

Как пишутся эти наречия? Как бы ты определил новую тему – тему сегодняшнего урока?

Ответ: “Дефис в наречиях

Какие цели мы должны поставить перед собой? Чего должны добиться?

Целеполагание: узнать, когда наречия пишутся через дефис, т.е. условия дефисного написания наречий, научиться находить наречия в тексте и писать их правильно.

Давай еще раз обратимся к наречиям, внимательно посмотрим, может быть, произнесем их. Для начала вспомним вопросы наречий (где, когда, куда, откуда, почему, зачем, как)

Есть ли у тебя варианты ответов, когда наречия пишутся через дефис? При помощи чего, каким способом образовано наречие?

-То, -либо, -нибудь, кое-.

Запись в тетрадь: Через дефис:

1) кое-…

2) …-то

3)…-либо

4)… -нибудь

5) сложение слов или основ.

6) когда есть приставки по- и суффиксы и-,-ому,-ему

7) когда есть приставки в-/во- и суффиксы –ых/-их

Учитель хвалит ученика за проявленные способности

4. А теперь я предлагаю обратиться к тексту  по мотивам сказки Феликса Кривина.

Чтение

Рассказ про Лесоруба, которому до всего было дело

Когда_то давным_давно в одном городе потеряли улыбку. Никто не знал, откуда взялась эта странная болезнь. Местные медики ежедневно изучали причины её возникновения.

– По_моему, это что-то желудочное, – говорил доктор Касторка.

– А, по_моему, это простудное заболевание, – возражал доктор Стрептоцид.

Никак не могли прийти к единому решению.

А люди сначала стали грубо разговаривать друг с другом. Мало_помалу совсем перестали общаться.

В это самое время нежданно негаданно в город пришел Лесоруб. По пути в город он увидел человека, который тонул в реке, никак не мог выбраться на берег. Никто не помог ему – никто не хотел беспокоиться по_пустому.

– Тонешь? – спросил Лесоруб, собираясь помочь.

– Не твоё дело, – буркнул тот и ушел под воду.

Лесоруб бросился в реку, вытащил человека на берег.

– Что ты сопротивляешься, я же тебя спасти хотел?

– Откуда же я знал, что ты хочешь меня спасти. У нас это не принято.

Они по_братски обнялись, по_дружески попрощались.

Лесоруб пошел дальше. Вскоре весь город говорил о нем. Говорили, что он во все вмешивается, до всего ему есть дело.

Сначала отнеслись к этому с улыбкой (это была первая улыбка за долгое время), потом захотели подружиться с веселым Лесорубом. Правда, кое где ещё встречались люди, которые не хотели жить по новому, но Лесорубу удалось убедить и их, что надо поступать по иному.

В одно прекрасное утро профессор Пенициллин выглянул в окно, и слово “чепуха” застряло у него в горле – он увидел улыбающиеся лица.

По плану больницы борьба с эпидемией была рассчитана на год, и профессор собирался вести работу по прежнему. Он хотел было сказать: “Не мое дело”, но вошедший Лесоруб перебил его.

– Молчите, профессор. Не произносите эту фразу, ведь она и есть причина заболевания.

Так кончилась эпидемия. На улицах стало по весеннему празднично.

А Лесоруб пошел дальше. Во первых, он выполнил свое дело: люди перестали вести себя по глупому. Во вторых, где нибудь ещё может быть нужна его помощь.

По мотивам сказки Ф.Д.Кривина

Обсуждение

Какое здоровье хотели лечить доктора? А какое надо было лечить?

Кому удалось победить болезнь? Какой он? (Лесорубу – веселому, неравнодушному)

Что нам нужно сделать, чтобы не заболеть такой болезнью? (Не быть равнодушным, улыбаться, делать добрые дела)

В тексте встретилось много наречий. Я предлагаю поработать над ними, графически объяснить их правописание – проверить себя. Для этого вставить все потерянные дефисы.

7. Домашнее задание:

1) Упражнение:

2) Письменно ответить на вопрос: “Нужен ли в нашем городе Лесоруб?”. Докажите свою точку зрения.

6. Подведение итогов.

Что узнали нового за урок? Когда наречия через дефис. Что делать, чтобы не потерять радость в жизни.

Чему научились? Писать наречия через дефис

7. Оценивание.

8. Рефлексия: напиши слово, но не числительное, отвечающее на вопрос: как я сегодня работал на уроке

.

Раздаточный материал для игры «20 секунд»

1. Найди наречие:

(В)начале пути все было хорошо.
(В)начале я с трудом разбирался в этой игре.

Ответ:

2. Найди наречие:

День прошел (в)пустую.
Мы вернулись (в)пустую комнату.

Ответ:

3.Найдите наречие и объясни его написание: Алексей завернулся в плащ, мужественно подавляя волнение.

Ответ:

4. Найди наречия и объясни написание: Я отвечал не уверенно, а сбивчиво.

Ответ: 

5. Найди наречие и объясни написание: Тема раскрыта далеко не полно.

Ответ:

6. Найди наречие и поясни написание: Он чувствует себя неплохо.

Ответ:

7. Найди наречие и объясни его написание: В лесу ещё свежо от утренней росы.

 Ответ:

8. Найди наречие: Угрожающе шипит  серо-зеленая гадюка.

Ответ:

9. Найдите наречия: Мокрые ветки то слева, то справа ложатся на плечи.

Ответ:

Получено баллов:

  • Приставка моно как пишется
  • Присоедениться или присоединиться как пишется
  • Приспособлены как пишется правильно
  • Приспокойно или преспокойно как правильно пишется
  • Приспичило как пишется правильно