Пристарый или престарый как пишется

Урок подготовила учитель начальных классов гкоу рд сафаралинская сош гунибского района абдулкадирова щуайнат алиевна тип урока: урок повторительно-обобщающий. 1. работа

Урок подготовила Учитель начальных классов ГКОУ РД «САФАРАЛИНСКАЯ СОШ ГУНИБСКОГО РАЙОНА» Абдулкадирова Щуайнат Алиевна

Тип урока: урок повторительно-обобщающий.

1. Работа с первой группой приставок «Неизменяемые приставки».

2. Работа со второй группой приставок «Приставки на з-, с».

2.2.Отгадывание кроссворда в группах.

3. Работа с третьей группой приставок «Приставки при- и пре».

3.1.Проверочное задание.

4. Контролируй себя.

Ход урока.

Этапы урока

ИКТ

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (УУД)

I.

«Организация».

Приветствует учащихся, создаёт комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку:

— Доброе утро, ребята!

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

Сегодня у нас открытый урок, на котором присутствуют учителя нашей школы. Желаю вам, ребята, удачи на уроке, хороших оценок!

Приветствуют учителя, настраиваются на работу

II.

«Вызов».

Организует работу в тетрадях:

— Откройте тетради. Запишите число.

— Запишите на полях балл настроения от 0 до 10, с которым вы пришли на урок русского языка.

Открывают тетради, записывают число, указывают балл настроения на полях.

Личностные: самооценка

Актуализация знаний.

Задаёт вопросы:

  1. Назовите раздел науки о языке, который изучает строение слова.

  2. Из каких значимых частей состоят слова?

  3. Какие морфемы служат для образования новых слов?

  4. С какой морфемой мы работали на протяжении нескольких уроков?

Отвечают на вопросы:

  1. Морфемика.

  1. Приставка, корень, суффикс, окончание.

  1. Приставка, суффикс.

  1. Мы работали с приставкой.

Познавательные: структурирование знаний

Коммуникативные:

умение давать полный ответ

Формулирование темы урока

Задаёт вопрос:

Ребята, попытайтесь, предположить, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Формулируют тему урока:

— «Правописание приставок»

Регулятивные: формулирование темы

Мотивирование к учебной деятельности

Мотивирует учащихся к учебной деятельности:

— Сегодня у нас будет урок повторения, мы будем проверять свои индивидуальные знания, работать в паре, группах, а в конце урока вы оцените себя по «Рефлексивной мишени».

Узнают о видах работ на уроке.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

III.

«Осмысление».

Постановка учебной задачи.

Подводит учащихся к формулировке гипотез (предметных задач урока):

Давайте вспомним о приставках, которые вам необходимо знать, чтобы быть грамотными. На какие три группы делятся приставки по правописанию? Составим кластер.

— Поставим учебные задачи на урок.

Под руководством учителя составляют кластер: 99767144 2

Ставят учебные задачи на урок:

-Повторить и обобщить знания о правописании приставок неизменяющихся на письме,

приставок на з, с и приставок при- и пре-.

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: формулирование гипотез

IV.

«Повторение».

1.Работа с

первой группой приставок «Неизменяемые приставки».

1.1.Проверочное задание

1.2.Опасная приставка с-

Задаёт вопрос:

— Назовите неизменяемые приставки.

— Сформулируйте правило, о правописании этих приставок.

Учитель предлагает учащимся выполнить проверочное задание:

Ребята, прочитаем задание.

— Какие слова вы выписали?

Из всех традиционных приставок самая опасная – это приставка с-. Поработаем с этой приставкой.

-Какое правило вам известно про приставку с-?

— Выполним задание на карточке №1 «Потренируемся!»

— Проверим!

Отвечают на вопросы:

— В-, во-, за-, по-, под, подо-, до-, про-, с-, со-, на-, над- и т.д.

Формулируют правило:

— Независимо от произношения эти приставки всегда пишутся одинаково.

Читают задание:

Выпишите из данных слов только те, в которых есть неизменяемые приставки:

Свистнул, сгорел, надписал, предмет, предводитель, избежать, сбежать, проложить, смотреть, рассмотреть, приложить, откусить.

— (сгорел, надписал, предводитель, сбежать, проложить, откусить).

Формулируют правило:

В русском языке есть приставка с-, но нет приставки з-. Слова исключения: зги, здоровье, здесь, здание.

Читают задание:

Вставьте в следующие слова пропущенную букву.

Вставляют букву с или з.

Проверяют.

Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция.

Физкультминутка

Проводит физкультминутку

Поднимает руки класс – это «РАЗ».
Повернулась голова – это «ДВА».
Руки вниз, вперед смотри – это «ТРИ».
Руки в стороны пошире – развернули на «ЧЕТЫРЕ».
Силой их к плечам прижать – это «ПЯТЬ».
Всем ребятам тихо сесть – это «ШЕСТЬ».

2.Работа со второй группой приставок «Приставки на з-, с».

2.1.Проверочное упражнение

2.2.Отгадывание кроссворда в группах.

Задаёт вопрос:

Назовите приставки, оканчивающиеся на з-, с-.

— Когда на конце этих приставок пишется з-? А с-?

Читаем задание на карточке № 2.

— Взаимопроверка по ключу.

— Вспомните, когда мы пишем две буквы с?

— Отгадайте кроссворд.

— Проверим кроссворд.

Отвечают на вопросы:

Раз – рас, низ – нис, воз – вос, вз – вс, из – ис, без – бес.

Формулируют правило.

Читают задание:

Вставьте в словах пропущенную букву:

Бе..мерно, и..пользовать, во..поминание, ра..жигать, ни..падающие, бе..ценный, бе..шумный, в..бираться, ра..топить, бе..численные.

Вставляют орфограмму.

Проверяют друг у друга в парах.

— Когда одна буква входит в приставку, а другая – в корень.

Отгадывают кроссворд по группам.

3. Работа с третьей группой приставок «Приставки при- и пре».

3.1.Проверочное задание.

Задаёт вопрос:

Когда пишется гласная и в приставке при-?

— Когда пишется гласная е в приставке пре-?

Внимательно слушаете словосочетание, которое необходимо заменить словом с приставкой при- или пре-, полученное слово записываем в тетрадь:

  • Участок при усадьбе

  • Полоса около берега

  • Чуть открыть окно

  • Очень странный случай

  • Загородить дорогу

  • Встать не во весь рост

  • Очень старый человек

  • Присоединить пуговицу к ткани

Отвечают на вопросы:

Когда выполняются значения: присоединение, прибавление, приближение, неполнота действия, расположение вблизи чего-нибудь.

— Когда выполняются значения:

  • близка к слову очень.

  • можно заменить приставкой пере-.

Выполняют у доски:

  • приусадебный

  • прибрежная

  • приоткрыть

  • престранный

  • преградить

  • привстать

  • престарый

  • пришить

Регулятивные: контроль, самоконтроль.

4.Контролируй себя.

Предлагает прочитать наизусть выразительно стихотворение С.А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы» Кочнёву Владу.

Выпишите из текста слова в три столбика: 1) с неизменяемыми приставками; 2) с приставками, оканчивающимися на з-, с-,; 3) с приставками при-, пре-.

— Проверим!

Читает стихотворение С.А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы» Кочнёв Влад.

Выписывают слова:

с неизменяемыми приставками

с приставками, оканчивающимися на з-, с-

с приставками при-, пре-

Сжаты, скатилось, осталось, увидал, запрягался

взрытая

примечталось

Регулятивные: контроль, самоконтроль.

V.

«Рефлексия».

Обобщение результатов урока, подведение итогов.

Задаёт вопросы:

Довольны ли вы тем, как прошел урок?

— Урок дал мне для жизни…продолжите?

— Было ли трудно?

Урок я хотела бы закончить словами

К. И. Чуковского: « Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительная речь в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».

Отвечают на вопросы:

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: саморегуляция.

Самоанализ

99767144 3

Оцените себя по «Рефлексивной мишени».

Оценивают себя по «Рефлексивной мишени».

Личностные: самоопределение,

самооценка

VI.

Домашнее задание.

  1. На карточке№3.

Перепишите текст, вставляя недостающие орфограммы. Объясните написание приставок.

Обманчивый лес

Однажды, охотясь в густом лесу, король Генрих напал на след пр…красной горной козы и, пр…следуя ее, отстал от своей охотничьей свиты на большое ра…стояние.

Раздраженные запахом зверя, его собаки так увлеклись п…гоней, что …скоре не стало слышно даже их лая. Между тем нез…метно …гущался вечер, и н…ступила ночь. Тут король понял, что заблудился. И…дали д…носились призывные звуки охотничьих рогов, но чем ближе, как казалось королю, он шел к ним, тем слабее звучали рога. С досадой в…помнил Генрих о том, как …бивчивы и капризны громкие звуки в горных лесах и какой предательский пересмешник — горное эхо. Но было уже поздно. Пр…дстояло переночевать в лесу.

(По А. Куприну)

  1. Упражнение 656 (списать, найти слова с приставками, приставки выделить)

Регулятивные: планирование.

Личностные: самоопределение

Увидите, что у меня будет Ivy Bridge в профиле и буду писать с точки зрения сидящего именно на таком компе, по крайней мере в ближайший год.

phpkiev:
11.11.2021 09:10

Под ХР сейчас в инете делать нечего, там только два браузера есть каких-то китайских, что смогут более-менее отобразить современный контент. Ну и если кому в край нужна именно ХР сейчас — то обычно сразу вспоминают про виртуалки.

Так я согласен, что Интернет под XP не нужен, можно вообще отключить сетевое соединение в XP, чтобы не нахвататься вирусов через дырявую ОС. А на виртуалках хорошо идёт рабочий софт, но далеко не все игры. Меня именно игры интересуют, софт полностью устраивает тот, что совместим с Win 7/10. Ну и как бонус можно подключать старый сканер, не имеющий драйверов под современные ОС, но его можно и на виртуалку перебросить вроде.

Adamantium:
11.11.2021 13:41

Это если даже телефона нет нормального, а под рукой пк с хп и 512 озу, страшно представить, сколько лет аффтар писал сей пост :gigi::up:

Писал в текстовом редакторе, потом скопипастил в Firefox. Однако на таком компе даже текстовый редактор чуток притормаживает. :gigi:

Andrey2005:
11.11.2021 15:04

[Всегда покупал a4tech и logitech, из нескольких десятков мышек только 2шт. накрылись, и то просто кабель обломался в основании спустя 6+ лет. В офис купил более сотни a4tech, 5-7 лет точно отпахали, дальше не следил.


А у меня именно logitech M100 две штуки одна вслед другой заглючили через год-два, так что пришлось заменить. Сейчас буду пользоваться logitech B100. Если и эта выйдет со строя, то возможно стоит попробовать a4tech. А вот на работе у нас logitech вроде норм работают.

ascord:
11.11.2021 16:42

Ну ты читал, а я вчера соньку назад отправил, которая в понедельник ко мне приехала и заказал самсунг. Сонька мажет, цифровые шумы, полосы на матрице при максимально белом. Проблемы с софтом. Ты читай больше обзоров проплаченных :lol:


А какую модель соньки заказывал, если не секрет? Меня вот интересует Sony XR-50X90J. Думал заказать самовывозом, проверить на месте, подключив через USB флешку/внешний винчестер и не платить за ложную доставку, если окажется брак с битыми пикселями или сильными засветами. Однако тогда наверное лучше заказать доставку по адресу моей работы и притащить на работу домашний комп с GTX 960, скоростным кабелем HDMI и установленной прогой для сглаживания под BGR-матрицу. И сразу проверить в режиме монитора, как собственно и планируется эксплуатировать. 200 грн. за ложную доставку не жалко, чтобы если что убедиться, что соньку не стоит покупать. А там от работы можно недалеко пешочком притащить телек на вокзал и дальше электричкой. Но тогда нужно успеть до морозов, чтобы можно было включить телек сразу после доставки. Самсунг не слишком хочется из-за закрытой ОС Tizen и драконовских мер борьбы с «серыми» продажами, но если даст хорошую картинку как монитор и не будет низкочастотного ШИМ, то можно будет рассмотреть к покупке после отказа от соньки.

Я просидел в качестве основной ОС на десятке года три, потом с каждым обновлением она тормозила всё хуже и хуже на Core 2 Quad без SSD. Потом откатился на Win 7 и было такое облегчение. Все нужные проги и игры работали, да ещё и сама система удобнее. Просидел годик до весны этого года, а тут вышел ремастер любимейшей игры Rome: Total War, ну и Crusader King 3, продолжение любимейших Crusader Kings II, тоже десятку требует. И несколько профессиональных прог последние версии тоже под Win 7 не запустишь даже стараниями народных умельцев. Специально купил SATA-SSD и снова перешел на десятку, на SSD куда лучше, пусть даже в режиме SATA2. Бесит постоянная фоновая активность десятки, но с SSD это можно вытерпеть.
Да, есть патчи он народных умельцев для старых игр под новые системы и Full-HD разрешение, активно таким пользуюсь, но есть не для всех игр. Плюс Steam и GOG часто реанимируют старые игры под новые ОС, но иногда при этом теряется возможность использовать русский перевод и фиг знает как его накатить. Есть всё же игры, которые проще загрузиться в XP, чем долбиться головой об стенку как их запустить и почитать негде, так как мало кому они интересны, тем более в русскоязычном сегменте. А есть наоборот игрулька Space Clash: The Last Frontier / Космические войны: Последний рубеж, предназначенная под Win 9X, не запускающаяся под Win 10, работающая с ограниченным функционалом под XP, не работающая на виртуалке, но почему-то как по маслу идущая под Windows 7. Когда то любил рубиться в неё в студенческие годы, особенно за империю созвучную с фамилией девушки, в которую был влюблён. Ностальгия.
На виртуалке, как я уже говорил, эмулируется видеокарта и на такой виртуальной видеокарте половина игр ни в какую не идёт. Я бы поставил вторую древнюю видяху во второй слот современного компа, перебросил бы её в виртуалку с Win XP и было бы всё пучком. Виртуальный комп, получивший в своё пользование физическую видяху, расчитаную под игры на Win XP. Однако жадные nVidia/AMD не хотят, чтобы доступные непрофессиональные видяхи использовали в виртуалках и драйвер искусственно отказывается работать, если обнаруживает, что запущен не на физическом компе, а на виртуалке. Некоторые умельцы обманывают драйвер и заставляют его работать, но сложно и не хочу заморачиваться с этим. Хотя было бы удобнее вместо двух компов содержать только две видяхи на одном новом компе.

Capz:
11.11.2021 09:50
Я так понял, ТС нужна Win XP исключительно для старых игр. В таком случае рекомендую ее использовать только второй системой в дополнение к 10ке. Через Win XP в интернеты лучше не ходить)

Именно. Никаких интернетов. Это сейчас я вынужден через XP выходить, но не рискну вводить данные банковской карты или пароль к банкингу. Но только с уточнением, что не второй системой после Win 10, а четвёртой после Win 10, Win 11 и Win 7. :D

Capz:
11.11.2021 09:50
Насчет железа — выбор ваш. Но цены на б/у Core i7 неадекватные. Сейчас новый с гарантией в магазине Core i3 10100F/10105F стоит 2500 грн. Такие деньги барыга ta8210 хочет за десятилетний!!!! Intel Core i7-3770. Не советую этого персонажа, всегда находил дешевле, даже в рамках нашего форума.

Ну, скажем в магазе, где хочу брать материнку, этот Intel Core i7-3770 уже на 50 грн. дешевле, но это фигня. Зато у ta8210 можно взять Xeon более-менее аналогичный Core i7-3770 и здорово на этом сэкономить. Пока рассматриваю этот вариант. Как бы по сравнению с той фирмой, где я был заказал комплект под 775 сокет, у ta8210 память оказалась чуть ли не вдвое дешевле, спасибо ему большое, что в итоге подтолкнул отказаться от заказа.

Просто ми б її захарастили сьогодні офтопом, модератори були б дуже незадоволені. У принципі я і так сам більш-менш розібрався через Гугл і слабенький комп, хотілося по ходу поділитися роздумами, бо нема з ким, хто би розумів тему.

Последний раз редактировалось Kassatka 11.11.2021 19:10, всего редактировалось 1 раз.

Разбор частей речи

Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ. );
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;
  • прилагательные;
  • числительные;
  • местоимения;
  • наречия;

2. Служебные части речи:

  • предлоги;
  • союзы;
  • частицы;

3. Междометия.

Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

  • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
  • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

Морфологический разбор существительного

План морфологического разбора существительного

Пример:

«Малыш пьет молоко.»

Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

  • начальная форма – малыш;
  • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
  • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
  • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

  • начальная форма – молоко;
  • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
  • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
  • в предложении прямое дополнение.

Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»

Дамы (кто?) — имя существительное;

  • начальная форма — дама;
  • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
  • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
  • синтаксическая роль: часть подлежащего.

Лужину (кому?) — имя существительное;

  • начальная форма — Лужин;
  • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
  • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
  • синтаксическая роль: дополнение.

Ладонью (чем?) — имя существительное;

  • начальная форма — ладонь;
  • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
  • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
  • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

Пыль (что?) — имя существительное;

  • начальная форма — пыль;
  • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
  • синтаксическая роль: дополнение.

(с) Пальто (С чего?) — существительное;

  • начальная форма — пальто;
  • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
  • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
  • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

Морфологический разбор прилагательного

Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

  • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
  • постоянные морфологические признаки прилагательных:
    • разряд, согласно значению:
      • — качественное (теплый, молчаливый);
      • — относительное (вчерашний, читальный);
      • — притяжательное (заячий, мамин);
    • степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
    • полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
  • непостоянные морфологические признаки прилагательного:
    • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
    • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
    • признак рода (только в единственном числе);
    • число (согласуется с существительным);
    • падеж (согласуется с существительным);
  • синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.

План морфологического разбора прилагательного

Пример предложения:

Полная луна взошла над городом.

Полная (какая?) – имя прилагательное;

  • начальная форма – полный;
  • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
  • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
  • по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — прекрасен (в данном значении);
  • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
  • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Стройная (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — стройный;
  • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
  • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — тоненький;
  • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Голубые (какие?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — голубой;
  • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
  • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: определение.

Изумительных (каких?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — изумительный;
  • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
  • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
  • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

Морфологические признаки глагола

Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

Морфологические формы глаголов:

  • начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
  • спрягаемые (личные и безличные) формы;
  • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

Морфологический разбор глагола

  • начальная форма — инфинитив;
  • постоянные морфологические признаки глагола:
    • переходность:
      • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
      • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
    • возвратность:
      • возвратные (есть -ся, -сь);
      • невозвратные (нет -ся, -сь);
    • вид:
      • несовершенный (что делать?);
      • совершенный (что сделать?);
    • спряжение:
      • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
      • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
      • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
  • непостоянные морфологические признаки глагола:
    • наклонение:
      • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
      • условное: что делал бы? что сделал бы?;
      • повелительное: делай!;
    • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
    • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
    • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
    • число;
  • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
    • сказуемым: Быть сегодня празднику;
    • подлежащим :Учиться всегда пригодится;
    • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
    • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
    • обстоятельством: Я вышел пройтись.

Морфологический разбор глагола пример

Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)

Послал (что сделал?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — послать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

Какая тишина, прислушайтесь.

Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;

  • начальная форма — прислушаться;
  • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

— Его нужно предостеречь.

— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

— Что за правила?

— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

Предостеречь (что сделать?) — глагол;

  • начальная форма — предостеречь;
  • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
  • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — знать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Нарушать (что делать?) — слово глагол;

  • начальная форма — нарушать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
  • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — подождать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Вошел (что сделал?) — глагол;

  • начальная форма — войти;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Для сравнения объектов и субъектов по возрастному признаку нередко употребляют слово «постарше», и если при использовании в устной речи ошибки маловероятны, то при написании возникает вопрос, как же правильно пишется «постарше»: слитно, раздельно или через дефис. Согласно правилам орфографии, верным будет слитное написание. Доказать это утверждение можно методом «от противного».

Постарше как пишется

Раздельно или слитно

В зависимости от способа использования в предложении частица «по» может быть предлогом — служебная часть речи, или приставкой — префикс, словообразующая некорневая часть, использующаяся для формирования новых слов.

Самый лёгкий способ, который применяется для отличия настоящих понятий, преподают ещё в школе: между предлогом и определяющим словом без затруднений вставляется вопрос или иное слово.

Применение этого правила:

 как пишется по старше правописание

  1. Гладиатор шёл по арене. Между «по» и «арена» можно вставить прилагательное, отвечающее на вопрос: какой? По большой арене. «По» — предлог, пишется раздельно.
  2. Товары в каталоге выставлены поартикульно. Между «по» и «артикульно» невозможно что-либо вставить. «По» — приставка, пишется слитно.
  3. Ольга лет на пять постарше Ксении. Слово или вопрос не внести, поэтому частица «по» не является предлогом, а значит вариант раздельного написания заведомо неправильный, а вот слитно или через дефис рассматривается ниже.

Слитно или через дефис

Приставка «по» может писаться как слитно, так и через дефис, в зависимости от того, какой частью речи является основа, к которой она относится: глаголы никогда не пишутся с приставками через дефис, а вот имена существительные, прилагательные, наречия в случаях, определённых правилами правописания, могут писаться обоими способами.

Для этого в первую очередь проводится морфологический разбор, с целью определения смысла слова, а затем рассмотреть варианты применения его в контексте.

Морфологический разбор

Морфологический разбор подразумевает под собой разделение слова на составляющие: приставка, корень, суффикс, окончание. Имея представление о морфемах слова, можно определить смысл.

По-стар-ше. Исходное слово «старый».

Коренью «стар», однокоренными словами будут являться:

  • существительные — старь;
  • прилагательные — старшой, престарый;
  • наречие — встарь;
  • глаголы — стареть, состариться и т. д.

Постарше слитно или раздельно

Суффикс «ше (е)», используется для образования прилагательного сравнительной степени: высокий — выше, маленький — меньше, дальний — дальше, близкий — ближе, умный — умнее, глупый — глупее.

Приставка «по» отражает степень сравнения прилагательных и наречий, наиболее распространённое значение — незначительное различие по сравниваемому признаку либо смягчение, усиление значения: взрослый — повзрослее, добрый — подобрее, низкий — пониже, злой — позлее, весёлый — повеселее.

Таким образом, определив, что слово постарше относится к таким частям речи, как прилагательное в простой форме сравнительной степени либо наречие в сравнительной степени, а также применив правила правописания, можно с уверенностью сделать вывод о слитном написании рассматриваемого слова.

«Постарше» как часть речи

Для исключения ошибки в написании приставки стоит определить: к какой части речи относится слово и подходящие к нему правила орфографии. С учётом контекста «постарше» можно причислить, как к прилагательным — отвечает на вопросы: каков, какова, так и к наречиям — как.

Префикс «по» пишется через дефис только с краткими прилагательными: по-русски, по-немецки, по-крестьянски, по-юношески, по-армейски. В полной форме пишется слитно: краше — покраше, светлее — посветлее.

Примеры предложений, в контексте которых «постарше» выступает в роли прилагательного:

Постарше или по старше

  • Милый мальчик, когда ты станешь постарше, я отпущу тебя гулять одного, а пока даже не пытайся удрать на улицу без старших брата или сестры.
  • Я предпочитаю общаться с парнями немногим постарше себя, года на два, три, но не больше.
  • Впереди Тимофея бежали две собаки: одна, большая, с рыжим окрасом длинной шерсти, была постарше второй, какой-то невзрачной, серой и короткошёрстной.
  • В песочнице сидели трое малышей: мальчик, постарше, пяти лет, и две девочки, двух и трёх лет от роду.

Наречие с приставкой «по» пишется через дефис, если за основу взять полное прилагательное, а оканчиваться будет на суффиксы -ому, -ему, -и, например, по-старому, по-простому, по-нашему, по-латыни. В случае же, когда наречие происходит от краткого прилагательного или сравнительной степени прилагательного «по» пишется слитно: помалу, подолгу, пореже, почаще, поближе.

По старше или постарше правописание

Предложения с употреблением рассматриваемого слова в качестве наречия:

  • Дядя Егор хоть и был ещё нестарым, но всё же выглядел постарше бабы Зины.
  • Анна постарше Юрия на года два, но для него возраст не имеет никакого значения, Костя постоянно перечит сестре и не прислушивается к её мнению даже в мелочах.
  • Он выглядел постарше своих лет.

Таким образом, зная контекст, в котором употребляется слово, морфологический состав, а также его лексическое значение, можно, опираясь на правила орфографии, определить верность написания.

  • Приставка экстра как пишется
  • Приставкин рассказы маленькие рассказы
  • Приставкин фотографии читать полностью рассказ
  • Приставкин анатолий рассказы для детей читать
  • Приставкин рассказы для детей короткие