Присказки для русских народных сказок

Сказка от начала начинается, до конца читается, середке не перебивается.чур, мою сказку не перебивать; а кто ее перебьет, тот трех

Сказка от начала начинается, до конца читается, середке не перебивается.
Чур, мою сказку не перебивать; а кто ее перебьет, тот трех дней не проживет (тому змея в горло заползет).
На море океане, на острове Буяне.
Это присказка — не сказка, сказка будет впереди.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
В некотором царстве, в некоем государстве.
В тридесятом царстве.
За тридевять земель, в тридесятом государстве.
Под темными лесами, под ходячими облаками, под частыми звездами, под красным солнышком.
Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!
Полымя из ноздрей, пар (дым) из ушей.
Огнем дышит, полымем пышет.
Хвостом след устилает, долы и горы промеж ног пускает.
С молодецкого посвисту пыль столбом.
Конь копытом бьет, удила грызет.
Тише воды, ниже травы. Слышно, как трава растет.
Растет не по дням, по часам, как пшеничное тесто на опаре киснет.
Во лбу светел месяц, в затылке часты звезды.
Конь бежит, земля дрожит, из ушей полымя пышет, из ноздрей дым столбом (или: полымя из ноздрей, дым из ноздрей).
По локоть в красном золоте, по колени ноги в чистом серебре.
Облачается небесами, подпоясывается зорями, застегивается звездами.
Утка крякнула, берега звякнули, море взболталось, вода всколыхалась.
Избушка, избушка на курьих ножках, повернись к лесу задом, ко мне передом!
Стань, белая береза, у меня назади, а красна девица напереди!
Стань передо мной, как лист перед травой!
Ясни, ясни на небе, мерзни, мерзни, волчий хвост.
Ни словами (ни в сказке) сказать, ни пером описать.
Из сказки (из песни) слово не выкидывается.
Не за былью и сказка гоняется.
Полетела птица синица за тридевять земель, за си: море-окиян, в тридесято царство, в тридевято государство.
Берега кисельные, реки сытовые (молочные).
На поле-поляне, на высоком кургане.
В чистом поле, в широком раздолье, за темны лесами, за зелеными лугами, за быстрыми реками, крутыми берегами.
Под светлым месяцем, под белыми облаками, и частыми звездами и пр.
Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли.
На море, на окияне, на острове на буяне стоит бык печеный: в заду чеснок толченый, с одного боку-то режь, а с другого макай да ешь.
На море, на окияне, на острове на буяне лежит бел горюч камень алатырь.
Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли.
Не сизый орел, не ясный сокол подымается…
Не лебедь белая (серая) выплывала…
Не белы снеги в чистом поле забелелись… |
Не черны леса дремучие чернеются…
Что не пыль-поле подымается…
Не туман сизый с раздолу под мается…
Свистнул, гаркнул, молодецким посвистом, богатырским покриком.
Вправо поедешь (по раздорожью) — коня потеряешь; влево поедешь самому живу не быть.
Доселе русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а ныне русский дух в очью является.
За белы руки принимали, за столы белодубовы сажали, за скатерти браные, за яства сахарные, за питья медвяные.
Чудо-юдо, мосальская губа.
Мертвой и живой воды добыть.
Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает.

Я там был, пиво пил; пиво-то по усу текло, да в рот не попало.
Стали жить поживать, и теперь живут, хлеб жуют.
Стали жить поживать, ума наживать, а лиха избывать.
Я сам там был, мед и пиво пил, по усам текло, в не попало, на душе пьяно и сытно стало.
Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка.
Жил-был царь овес, он все сказки унес.
Я там был, вместе уху хлебал, по усу текло, а в рот не попало.
Стал по-старому поживать, лиха не знать.
Подали белужины — остался не ужинавши.
Стал жить да бывать, хлеб жевать.
Когда насыплет (доскачет, доживет), тогда и дальше скажу, а пока мочи нет.
На том пиру и я был, мед-вино пил, по усам текло, да в рот не попало; тут меня угощали: отняли лоханку от быка да налили молока; потом дали калача, в ту ж лоханку помоча. Я не пил, не ел, вздумал утираться, со мной стали драться; я надел колпак, стали в шею толкать!
Я там обедал. мед пил, а уж какая была капуста — ино теперь в роте пусто.
Вот вам и сказка, а мне бубликов связка.

Журавль и цапля

Русская народная сказка

Летела сова — веселая голова. Вот она летала, летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела — летала, летала и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела и опять полетела — летала, летала…

Это присказка, а сказка вот какая. Жили-были на болоте журавль да цапля. Построили они себе по концам избушки.

Журавлю стало скучно жить одному, и задумал он жениться.

— Дай пойду посватаюсь к цапле!

Пошел журавль, — тяп-тяп! — семь верст болото месил.

Приходит и говорит:

— Дома ли цапля?

— Дома.

— Выдь за меня замуж!

— Нет, журавль, не пойду за тебя замуж: у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то тебе меня нечем! Ступай прочь, долговязый!

Пошел журавль домой несолоно хлебавши. Цапля после раздумалась:

«Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля».

Приходит к журавлю и говорит:

— Журавль, возьми меня замуж!

— Нет, цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не возьму тебя замуж. Убирайся.

Цапля заплакала со стыда и воротилась домой. Ушла цапля, а журавль раздумался:

«Напрасно не взял за себя цаплю! Ведь одному-то скучно».

Приходит и говорит:

— Цапля! Я вздумал на тебе жениться, пойди за меня!

— Нет, журавль, не пойду за тебя замуж!

Пошел журавль домой. Тут цапля раздумалась:

«Зачем отказала? Что одной-то жить? Лучше за журавля пойду».

Приходит она свататься, а журавль не хочет. Вот так-то и ходят они по сию пору один к другому свататься, да никак не женятся.

Ожидаемый результат: Учащиеся знают
определение сказки, определяют вид сказки; находят эпитеты,
сравнения, метафоры и объясняют их роль в сказке; выразительно
рассказывают сказку, передавая средствами выразительного чтения
собственное отношение к изображаемому; знают составляющие
элементы сказки; составляют народную волшебную сказку.

Цель урока:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о русских
    народных сказках, особенностях их построения;
  • создать эмоциональный настрой на изучение произведений
    устного народного творчества;
  • сформировать умение отличать волшебную сказку от остальных
    видов сказок;
  • продолжать формировать интерес к чтению, развивать
    воображение, наблюдательность, развивать творческое мышление
    учащихся;
  • воспитывать чувство ответственности, умение принимать
    решения.

Основные понятия. Народная сказка, волшебная
сказка, бытовая сказка, сказка о животных.

Оборудование. Репродукции картин И.Я.Билибина,
В.М.Васнецова; рисунки героев сказок, созданные детьми; рабочие
тетради; у педагога — компьютер, мультимедийный проектор,
экран.

Тип урока. Урок изучения и первичного
закрепления новых знаний.

Вид урока. Комбинированный

Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам
урок


А.С.Пушкин

Ход урока

1. Организационный этап

Проверка домашнего задания

Определите, к какому виду малых жанров фольклора относятся
приведенные тексты.

Колыбельная. Считалочка. Скороговорка.

Уж ты, котичка-коток,

Котик — серенький лобок,

Приди, котик, ночевать,

Мою деточку качать;

Я тебе ли, коту,

За работу заплачу:

Дам кувшин я молока

Да кусочек пирога.

Уж ты ешь, не кроши,

Больше, серый, не проси.

***

Сон ходит по лавке,

Дремота по избе,

Сон-то говорит:

— Я спать хочу!

Дремота говорит:

— Я дремати хочу!

По полу, по лавочкам

Похаживают,

Ванюшке в зыбочку

Заглядывают,

Заглядывают —

Спать укладывают.

На златом крыльце сидели:

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной —

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей,

Не задерживай

Добрых и честных людей!

***

Чирики, микирики,

По кусту, по насту,

По слову кабасту,

Жучик, рючик,

Хруп, дуб,

Иванов зуб.

***

Эны-бены,

Рики-факи,

Тобра-орба,

Он дысмаки,

Деус-деус,

Касматэус,

Бакс.

Стоит поп на копне,

Колпак на попе,

Копна — под попом,

Поп — под колпаком.

***

Добры бобры

Идут в боры.

***

От топота копыт

Пыль по полю летит.

Учащиеся показывают скороговорки, которые они выписали дома.
Одну из скороговорок учим и произносим наизусть всем классом.
Рисунки детей развешиваются на доске.

3. Этап всесторонней проверки знаний учащихся

Приём-ледокол «Ветер дует для того…»

— Ветер дует для того, у кого хорошее настроение (подымаются те
учащиеся, у кого хорошее настроение).

— Ветер дует для того, у кого голубые глаза.

— Ветер дует для того, кто считает, народные сказки
передавалась из уст в уста народными сказителями.

— Ветер дует для того, кто считает, что А.С.Пушкин писал
народные сказки.

3. Этап подготовки учащихся к активной и сознательной
деятельности на уроке

3.1. Сообщение темы урока

3.2.Формулировка вместе с учащимися цели и задачи
учебной деятельности. «Незаконченное
предложение».

Продолжите высказывание:

  • «Сегодня на уроке нужно… узнать (познакомиться…)
  • Выполнить (начать работу…)
  • Понять (выяснить, показать…)
  • Для этого нужно (необходимо) …

4. Этап усвоения новых знаний

4.1. Слово учителя

Ребята, давайте сейчас перенесемся лет на сто — сто пятьдесят
назад, а может, и больше, и представим себе сказителя или
сказительницу. Сказки любили не только дети, но и взрослые.
Вообразите, например, зимовье в тайге, а в зимовье несколько
охотников-промысловиков. Промышляют они пушнину. По утрам
расходятся по лесу ловушки ставить да проверять, а вечером
собираются в избу. А в избе их ждет старик, которого молодые и
сильные мужчины взяли с собой в тайгу не просто так, а ради
сказок его чудесных. Он в избе на хозяйстве остается, а вечером
усталым работникам сказки сказывает. Когда такие промысловики
возвращались домой, в родной город или село, они продавали
пушнину и делили деньги, причем старикам-сказителям давали
равную со всеми долю: таково было уважение к людям, владеющим
тайной слова.

Сказители знали на память множество былин, называемых
старúнами, исторических песен, потешек, прибауток,
сказок разнообразных. Когда исследователи стали их записывать,
оказалось, что один человек помнит наизусть целый том.

На разные дни, на разные случаи сказители припасали особые
сказки.

И сегодня мы с вами будем тоже сказителями и попробуем
составить сказку. Но для начала давайте вспомним, повторим и
узнаем новое о народных волшебных сказках.

4.2. Беседа (на доске вывешиваются:
солнышко, лучики, три тучки, звезды)

— Представьте, что солнышко — это сказка, что такое сказка?
(Это вид устного или литературного повествования о
вымышленных необыкновенных событиях и приключениях.)

— Представьте, что лучики — это то, чему учат нас сказки? Чему
учат нас сказки? (добру, патриотизму, не бояться
трудностей, защищать слабых, нравственности, любви к ближним,
заботиться о слабых)

— Вы видите три тучки, а каким образом они связаны с народными
сказками? Что они обозначают? На какие на три вида делятся
народные сказки (сказки о животных, бытовые и
волшебные)

— Расскажите об особенностях каждого вида сказок.

(Сказки о животных — звери наделяются человеческими
качествами и являются главными героями.

Бытовые сказки — герои — это обычные люди, которые
добиваются успеха благодаря своим качествам.

Волшебные сказки — обязательно действуют волшебные силы,
помогают им волшебные вещи, с героями случаются всякие
приключения и превращения.)

4.3. Видеовикторина

Ребята, на экране будут показаны иллюстрации к сказкам, нужно
угадать сказку и определить вид сказки. Какие детали помогли
узнать сказку.

4.4. Работа над литературоведческими понятиями:
структура сказки.

Остановимся на тучке с волшебными сказками. Открываем тучку и
что мы видим, звёзды. Звёзды — это структура сказок,
особенность волшебных сказок. Каждая звезда имеет своё
назначение.

В волшебных сказка есть присказка (одна звезда),
которая настраивает слушателей на особый лад: переносят в
удивительный сказочный мир.

— Какие присказки вы знаете? (Дети приводят пример)

Вот присказка для самых маленьких слушателей:

Как не в море-океане,

Не на острове Буяне

Стоит терем-теремок,

На дверях висит замок.

Мы замочек отопрем —

Сказку в гости позовем!

Слушай тихо и гляди…

Сказка, в гости приходи! В волшебных сказках обязательно есть
зачин (вторая звезда):

— Приведите пример зачина.

(«Жили-были», «В некотором царстве, в некотором
государстве», «Однажды», «В три девятом царстве, три десятом
государстве»)

И есть концовка (третья звезда):

— Приведите пример концовки («Тут и сказки конец», «Стали
они в добре поживать, лиха не знать», «Вот, видишь, как оно
бывает на свете»)

— Чего не хватает, ребята? Основной части

4.5. Ролевая игра. Инсценирование отрывка из сказки
«Гуси-лебеди»
.

Ребята, давайте сейчас посмотрим, как группа ребята из класса
справилась с домашним заданием. Они проинсценируют отрывок из
сказки «Гуси-лебеди» (сценка, когда сестрица помогает
печке, яблоне, речке)

4.6. Работа в паре над литературоведческими понятиями:
художественные средства.

В сказках встречается много художественных средств. Составьте в
паре список художественных средств, приведите примеры из
народных сказок. Пары по цепочке представляют результаты своей
работы.

— постоянных эпитетов: красна девица, добрый молодец, лес
дремучий, яблочко наливное, молочные реки, тучи чёрные;

— метафоры: морщины прорезались; солнце лизнуло голову;
вещи под ногами путаются, за руки цепляются; утро вечера
мудренее; солдат пуще прежнего закручинился;

— сравнения: «Выходи за меня, красавица, — не говорит, а
ручейком разливается»; смотрит на маменьку, а слёзы так и
катятся, как по столу горошины; мать радовалась и баловала
задиристого, с рукавицу, малыша.

— гипербола: «Другой подобной красавицы во всём свете не
бывало!», «Рукавица крышу пробила», «Я его на одну руку посажу,
другой прихлопну — только мокрёхонько будет!», «Приезжают к
реке Смородине — по всему берегу лежат кости человеческие, по
колено навалено!»

4.7. Беседа. Подготовка к творческой работе.

Давайте сейчас все вместе попробуем составить народную
волшебную сказку.

У нас вроде бы все есть: присказка, зачин, основная часть,
концовка и, наверное, мы можем сказывать?

— Сказка готова? Нет.

— А чего нам не хватает?

— Без чего текст сказкой назвать нельзя?

1. Сказочные герои (Емеля, Иван-Царевич, Иванушка-дурачок,
Василиса Премудрая).

2. Сказочные превращения (Царевич-чудище лесное, Василиса
Прекрасная — лягушка).

3. Сказочные чудовища (Баба-Яга, Кощей-Бессмертный).

4. Троекратные повторы (3 брата; 3 сына; 3 дня; 3 дороги; 3
железных сапога истер; 3 железных хлеба изгрыз).

5. Задания (найти ковер-самолет, испечь хлеб за одну ночь)

— А теперь мы сами попытаемся сочинить волшебную сказку.

4.8. Работа в группах

У меня есть картинки с героями, волшебными вещами. Каждая
команда должна выбрать себе героев и вещь, а затем все вместе
будете составлять народную волшебную сказку. Не забываем, что с
главный герой должен пройти три испытания, одержать победу над
злом, кого-то спасти, а помогать ему должны волшебные предметы
или действия.

4.9. Представление результатов.

5. Рефлексия

«Микрофон»

Учащиеся по желанию высказывают свое мнение об уроке.

  • «На уроке я узнал о…; вспомнил…; понял…; научился…»
  • «Самый большой мой успех — это…»
  • «Самые большие трудности я почувствовал…»
  • «На следующем уроке я хочу…»

6. Этап информирования учащихся о домашнем задании,
инструктаж по его выполнению

6.1. Задание для всего класса.

Прочитать сказку «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо»

6.2. Индивидуальные задания.

Напишите волшебную народную сказку.

Что такое зачин в сказке? Сказочный зачин, присказка и концовка

Зачин — что это такое? Примеры

Зачин — это традиционное начало сказки или былины. Примеры: « Жили-были. »; « В некотором царстве, в некотором государстве… »; « Как во городе то было да во Муроме. »

В народных произведениях зачин состоит из традиционного набора слов, содержит общепринятую формулу. Зачин связан с повествованием, он указывает на время и место действия, называет персонажей.

Например, в былинах про русских богатырей и князя Владимира Красно Солнышко зачин может быть таким:

Как во славном во городе во Киеве,
У ласкового князя у Владимира..

521998931«Богатыри». Виктор Васнецов

Слово «зачин» происходит от глагола «зачинать» — то есть начинать, приступать к чему-либо. Русская пословица гласит: «Зачин дело красит». Это значит, что хорошее начало предопределяет успех всего дела.

Синонимы к слову «зачин»: начало, вступление, введение, присказка, запев.

Зачин, присказка и концовка в сказке

Концовка — это традиционное завершение сказки. Например: «И я там был, мед-пиво пил…»; «И жили они долго и счастливо…»; «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»; «Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец».

Присказка — это короткая забавная история, которую рассказывают перед полноценной сказкой. Цель присказки — захватить внимание слушателя, раздразнить его и развеселить, подготовив к восприятию настоящей длинной сказки.

Пример присказки: « Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала? »

99249902

Иллюстрация к присказке «Жил-был царь…». Иван Билибин

Присказка в сказке и запев в былине не являются зачином в полном смысле — они не связаны с повествованием, это внесюжетные элементы. Не зря после присказку часто заканчивают словами: «Это присказка — не сказка, сказка будет впереди».

Вообще же, присказка встречается нечасто — в фольклорных сборниках их можно пересчитать по пальцам. Вероятно, их использовали для привелечения внимания лишь скоморохи и иные профессиональные рассказчики.

Зачин в литературе

«Искусственный» зачин иногда используют поэты в стилизациях народных песен или сказок. Однако в них уже нет традиционных повторяемых формул, так что подобный «зачин» — это уже литературная игра.

Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Про тебя нашу песню сложили мы,
Про твово любимого опричника
Да про смелого купца, про Калашникова.

М.Ю. Лермонтов, «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Зачин в сказке «Царевна-лягушка»

«Царевна-лягушка» — волшебная сказка, в ней происходят чудеса и невероятные превращения.

В начале у сказки — зачин : « В некотором царстве, в некотором государстве… »

Завершается сказка концовкой : « И стали они жить дружно, в любви и согласии ».

Тут и там в сказке встречаются повторы : жил-был, подумал-подумал, царство-государство, осыпали костями-огрызками .

Используются неизменные эпитеты : тугие луки, острая стрела, птицы летучие, животные рыскучие, солнце ясное, столы дубовые, повесил буйну голову, дремучие леса .

77630072

Иллюстрация к сказке «Царевна-лягушка». Иван Билибин

Зачин в сказке «Сивка-Бурка»

Зачин в сказке про Сивку-Бурку следующий: « Жил-был старик, у него было три сына ».

Концовка: «Я на том пиру был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».

756507519

«Сивка-бурка, вещая каурка». Типография товарищества И.Д. Сытина, 1906 год

Зачин в сказке «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо»

Зачин в сказке про Ивана — крестьянского сына и Чудо-Юдо: « В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына ».

Зачин в былине «Вольга и Микула Селянинович»

В былине о Вольге Святославовиче и Микуле Селяниновиче зачин посвящен рождению и взрослению князя Вольги:

Когда воссияло солнце красное,
На тое ли на небушко на ясное,
Тогда зарождался молодой Вольга,
Молодой Вольга Святославович.

Смысл зачина былины «Вольга и Микула Селянинович» в том, что он описывает становление князя Вольги, готовит к его противопоставлению с крестьянином Микулой.

551581546

Вольга Святославович и Микула Селянинович. Иллюстрация Ивана Билибина

Былина украшена повторами, гиперболами (художественными преувеличениями) и постоянными эпитетами.

Зачин в сказке «Конек-горбунок»

«Конек-горбунок» — литературная сказка в стихах, написанная Петром Ершовым в 1834 году. Это не народная сказка, поэтому у нее оригинальный авторский зачин:

За горами, за лесами,
За широкими морями,
Против неба — на земле,
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына.
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.

Концовка также стилизована под народную сказку:

Сердцу любо! Я там был,
Мед, вино и пиво пил;
По усам хоть и бежало,
В рот ни капли не попало.

270998721

Иллюстрация к сказке «Конек-горбунок». Владимир Милашевский

thumb image

Часто в школе в третьем и четвертом классе просят определить присказку или написать 5-6 присказки. Надеемся эта статья вам поможет!

Присказка — это прибаутка, вступление к сказке, короткий смешной рассказик, внесюжетный элемент сказки: повторяющиеся в различных сказках словесные формулы, настраивающие слушателя на занимательное повествовани. Присказка в сказках готовит к происходящим событиям, может описывать место, настраивать детей на сказочный лад. Часто присказки бывают смешными, забавными, с долей юмора.

content %D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA %D1%8D%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0 2019 05 20 %D0%B2 22.40.39

1. Обычно предисловие в начале сказки:

— «Начинает сказка сказываться».

— «Это присказка, а вот сказка чередом пойдет».

— «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».

— «В некотором царстве, в некотором государстве».

— «В тридесятом царстве, за тридевять земель, в тридесятом государстве».

— «Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается».

— «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был славный царь Дадон».

— «Ну что,послушаем сказку?Жил старик и было у него три сына.»

— «Жил-был старик, у него было три сына.Старшие и младший..»

— «Всякое дело в мире творится, про всякое в сказке говорится. Жили-были дед да баба»

2. Также может быть и в середине сказки:

— «Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается».

3. И бывает в конце сказки:

— » И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».

— «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

— «Потянулся над костром белый пар, свился в облачко, полетело облачко в высоту поднебесную.»

— «Разговоры тут были коротки: веселым пирком да за свадебку..»

— «Тут и сказочке конец,а кто слушал- молодец».

— «Не надо покупать ни дров, ни лучины; живу себе без кручины».

— «Стали жить поживать, и теперь живут, хлеб жуют».

— «Стали жить поживать, ума наживать, а лиха избывать».

— «Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка».

— «Жил-был царь овес, он все сказки унес».

— «Стал по-старому поживать, лиха не знать».

— «Подали белужины — остался не ужинавши».

— «Стал жить да бывать, хлеб жевать».

— «Когда насыплет (доскачет, доживет), тогда и дальше скажу, а пока мочи нет».

Картотека присказок для работы с детьми

Яна Васильева
Картотека присказок для работы с детьми

Как многолика сказка! И между тем этот фольклорный жанр делится еще на несколько групп, в одной из которых находятся присказки и докучные сказки. Это шуточные фольклор для детей. Сказка не ради сказки, а ради забавы. Короткие, без основного действия и завершения, эти произведения народного творчества созданы, чтобы рассмешить, запутать маленького слушателя. Неожиданный обман раскрывается после первых двух строчек сказки, многочисленные повторы и вот уже у детей крик недовольства или веселый смех. Ага, надули! Привожу пример некоторых присказок. которые можно использовать в своей работе с детьми.

1. Было оно или не было,

правда ли то или нет

Послушаем лучше, что сказка сказывает…

2. Жила-была в тридевятом царстве,

В тридевятом государстве.

Девица – краса, длинная коса.

Сидела она у окошка,

Да сказки молвила.

не короткие, не длинные.

3. Занавес открывается, сказка начинается

4. Было это или не было,

Только говорят, вот как было…

5. Вот ворота открываю, сказку сразу начинаю!

6. Когда это было – не помню я,

Где это было не ведаю.

Только дед мой рассказывал сказку эту

7. Всем на удивление, начинаем представление

8. За ступенькою ступенька – будет лесенка.

Слово к слову ставь складенько –

А колечко за колечко – будет вязочка.

Сядь со мною на крылечко –

9. В Сказке может все случится

Наша сказка впереди.

Сказка в гости к нам стучится,

Скажем сказке – заходи!

10. Из-за лесу с крутых гор едет дедушка Егор.

Сам на кобылке, жена на коровке.

Дети на телятках, внуки на щенятках.

Съехали с гор, развели костер,

Кушают кашку, слушают сказку

11. В некотором царстве,

в некотором государстве,

Жил-был купец, именитый человек

12. Книжка открывается, сказка начинается.

Про зайчишку и лису,

и про всех зверей в лесу

13. В некотором царстве,

в некотором государстве,

На ровном месте, как на бороне,

Верст за триста в стороне,

В месте именно в том,

В котором мы живем.

14. За морями за долами

Не на небе, на земле.

Жил старик в одном селе.

Сочинял стихи и сказки

Про героев молодцов.

И одну из этих сказок

Вам поведать я готов

Ехала к подружке,

А сказку услыхала

И в гости не попала.

Сказка всем известная,

15. Курица-красавица у меня жила

Ах, какая умная курица была!

Шила мне кафтаны, шила сапоги.

Сладкие, румяные пекла мне пироги

А когда управится, сядет у ворот –

Сказочку расскажет, песенку споет

16. Красна песня ладом,

А сказка складом.

Сядь со мною на крылечко

17. Друзья! Не будьте глухи.

Даны нам слушать уши,

Два уха и один язык,

Чтоб слушать больше,

Давно это было, старые люди этого не помнят, и рассказывают то, что они от отцов и дедов слыхали…

18. Книга открывается,

Я страницу открываю, сказывать я начинаю

19. Кто скажет было то, или не было,

Только верно то, что жил на свете…

20. Да князья послушайте, да бояре послушайте,

Да мужички-то земские,

да ребятушки махоненькие

Да крестьянушки пахотные,

Не шумите — послушайте,

Я вам старинушку скажу

Давно ль это было или недавно, так ли.

Было или не так – теперь никто уже о том не знает. Расскажу вам то, что деды своим внукам рассказывали, а внуки своим внукам

21. Жили-были муж с женой.

Муж-то примется за шутки,

А жена за прибаутки,

Что на весь крещенный мир!

Это присказка ведется,

Сказка после начнется.

22. Красна песня ладом,

А наша сказка складом.

Сказка наша складка,

А послушать ее будет сладко

Послушайте, детки, сказочку,

23. Многому нас учит сказка

Доброте, терпенью, ласке.

Сказка мудрость, знанья свет!

Сказочный вам шлет привет

Детворе на удивленье

Летела сова – веселая голова;

Вот она летела, летела и села.

Да хвостиком повертела,

Да по сторонам посмотрела.

И опять полетела, села,

Да по сторонам посмотрела…

Это присказка, сказка вся впереди…

24. Начинается новая сказка,

Варится в печи кашка

Кашка упреет – и сказка поспеет

А будет эта сказка…

25. На ровном месте – как на бороне

От всех дорог в стороне,

В глухой деревушке

Жили были старик со старухой

На море, на океяне

На острове Буяне

Живет кот воркот

Налево идет – песни поет,

Направо идет – сказки сказывает.

Только это не сказка, а присказка.

Посиди, да погоди –

Сказка будет впереди.

26. Начинается сказка, да сказывается.

Слушайте да смотрите.

Смотрите, да запоминайте.

Говорят, что за горами,

да за синими морями

Чудо остров лежит, на нем царство стоит.

В том царстве жил-был царь,

Стороны той государь

27. Ой, ребята, та-ра-ра!

На лугу стоит гора,

А на той горе дубок,

А на дубе воронок.

Утром он в трубу трубит,

К ночи сказку говорит.

Под горушку по водицу.

А водица – далеко,

А ведерко велико.

Это еще не сказка – присказка.

А сказка впереди

28. Прискакали Ермаки – золотые колпаки,

Приезжали ермошки – серебряные ножки.

Поели-попили – луком закусили,

Новой сказки запросили

Буду им рассказывать, и ты послушай…

29. Разожгу я печку, сяду посижу.

И ребятам нашим сказки расскажу

30. Сказка из похождений слагается

Небылицами минувшего отзывается,

За былями не гоняется,

Тут занавес открывается

31. Расскажу вам деточки сказочку:

Недлинную, не короткую,

Не глупую, не умную,

А волшебную, преволшебную

32. Слушайте все, кому охота

Славную сказочку вам расскажу.

В сказочке этой нет вранья,

А если есть, так слова два

33. Слушайте, послушайте,

Расскажу вам сказочку

34. Свет погас, сейчас увидим,

Как горит перо жар-птицы.

Занавесь открылась, сказка появилась

Слушайте ребятки, сказку по порядку.

Слушайте, не перебивайте.

Что увидите – запоминайте

35. Сказка из похождений слагается, небылицами минувшего отзывается.

От начала начинается.

Запоминайте это правило обязательно.

И слушайте сказку внимательно

36. Сказка эта ходила из уст в уста

И, наконец, дошла до нас с вами.

37. Сказка начинается, до конца читается,

В середине не перебивается.

Запомните это правило обязательно

И слушайте сказку внимательно

38. Слушайте люди добрые,

Что у нас говорят,

Какие сказки рассказывают

39. Слушайте, ребята, сказочку

Про то, что было давным-давно.

За семью горами,

За семью морями

В тридесятом царстве,

В тридесятом государстве…

40. Садитесь пироги с капустой кушать, да сказку бабушкину слушать

41. Слетались птицы с моря,

Садились у нас на заборе,

Пели птицы, сказывали птицы

Песни да сказки, были да небылицы.

А птица-синица села на кочку

И рассказывала про

Иванушку и царскую дочку

42. Сказка от начала начинается,

До конца читается

В середине не перебивается

За былями не гоняется,

Тут занавес открывается

43. Смотрите, кто там мчится?

Я к вам уже пришла,

И много-много сказок

В корзине принесла.

Одну я переняла,

Да вам привезла

У нашего Петрушки –

бубенчик на макушке

И всех веселее он.

У нашего Петрушки –

бубенчик на макушке

И сказок миллион.

Волшебный ларец открывается

И сказка для вас начинается

44. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали,

Когда сказку услыхали, к нам прибежали

Да сказку сказывать стали

45. Шел тропинкой старичок,

Весь мохнатенький, сучковатенький.

Нес он сказки в корзинке,

А куда свернул с тропинки

Мы и не заметили,

А вы его не встретили?

46. Эту сказку когда-то рассказала баба деду,

Дед – соседу, сосед – куме,

Кума – вороне да сороке.

Сорока жить не могла, покуда всем не разнесла!

От нее и я знаю, да и вам расповедаю

47. Я веселый майский жук,

Знаю сказки все вокруг.

А сейчас не откажусь,

Еще послушать хоть одну

48. Этой сказки вы пожалуй не поверите. Однако, мой дедушка, рассказывая ее, всегда говорил: не всё в сказке выдумка, есть в ней и правда а то зачем бы стали люди её рассказывать? Начиналась эта сказка так…

Формы и методы работы с организацией здоровьесберегающей работы с родителями и детьми Формы и методы работы с организацией здоровьесберегающей работы с родителями и детьми. Нет не чего прекраснее слов Сухомлинского. «Я не.

Картотека дидактических игр, проблемных ситуаций для работы по технологии ТРИЗ. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Красноборский детский сад «Колосок» Воспитатель Шаргавнина Наталья Александровна. Картотека.

Картотека игр по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Игры на развитие мышления детей 3 — 4 лет» Дружные фигурки Цель: развить образное мышление, произвольную память. Необходимый инвентарь:.

Картотека наблюдений в природе с детьми младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта 1. За солнцем. светит яркое солнце, на улице жарко, хорошо растут растения. Солнце сильно греет, дети гуляют в платочках, панамках. Потешка:.

Картотека присказок. Было оно или не было, правда ли то или нет Послушаем лучше, что сказка сказывает… Жила-была в тридевятом царстве, В тридевятом государстве.

Картотека электронных образовательных ресурсов, используемых с детьми старшего дошкольного возраста Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения — это одна из самых новых и актуальных.

Картотека коррекционно-дидактических игр в работе с детьми со стертой формой дизартрии Раздел коррекционно-дидактических игр на нормализацию мышечного тонуса. Цель: Сформировать двигательные навыки ребенка, развивать основные.

detsad 72067 1491841871План работы по направлению «Мир нравственности и гражданственности» проекта «Шустрик» для работы с гиперактивными детьми Цель: Создание условий для воспитания внимания, развития навыков самоконтроля на основе воспитательных занятий по формированию нравственных.

detsad 1047219 1492184694Речевые игры для индивидуальной работы с детьми. Дидактическая игра «Медведь» для детей 4–5 лет Игра легко изготавливается и позволяет разнообразить педагогическую копилку воспитателя. Задачи игры: продолжать обучать детей связному.

Учебно-методический материал для практической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (Из опыта работы) Развитие и улучшение здоровья детей в процессе обучения в ДОУ, особенно в группах компенсирующей направленности, одна из актуальных задач.

Источники:

http://www.anews.com/p/117702312-chto-takoe-zachin-v-skazke-skazochnyj-zachin-priskazka-i-koncovka/
http://www.vikids.ru/articles/chto-oznachayut-priskazki-primery-priskazki
http://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-priskazok-dlja-raboty-s-detmi.html

23.04.2020| alexxlab|

Присказка 3 класс – Присказки в сказках, примеры для 3 класса. Какие сказки с присказками 3 кл?

Что означают присказки. Примеры присказки.

Часто в школе в третьем и четвертом классе просят определить присказку или написать 5-6 присказки. Надеемся эта статья вам поможет! 

Присказка – это прибаутка, вступление к сказке, короткий смешной рассказик, внесюжетный элемент сказки: повторяющиеся в различных сказках словесные формулы, настраивающие слушателя на занимательное повествовани. Присказка в сказках готовит к происходящим событиям, может описывать место, настраивать детей на сказочный лад. Часто присказки бывают смешными, забавными, с долей юмора.

 1. Обычно предисловие в  начале сказки:

– “Начинает сказка сказываться”.

– “Это присказка, а вот сказка чередом пойдет”.

– “Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается”.

– “В некотором царстве, в некотором государстве”.

– “В тридесятом царстве, за тридевять земель, в тридесятом государстве”.

– “Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается”.

– “В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был славный царь Дадон”.

– “Ну что,послушаем сказку?Жил старик и было у него три сына.”

– “Жил-был старик, у него было три сына.Старшие и младший..”

– “Всякое дело в мире творится, про всякое в сказке говорится. Жили-были дед да баба” 

2. Также может быть и в середине сказки:

– “Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается”.

3. И  бывает в конце  сказки: 

– ” И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало”. 

– “Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”.

– “Потянулся над костром белый пар, свился в облачко, полетело облачко в высоту поднебесную.”

– “Разговоры тут были коротки: веселым пирком да за свадебку..”

– “Тут и сказочке конец,а кто слушал- молодец”.

– “Не надо покупать ни дров, ни лучины; живу себе без кручины”.

– “Стали жить поживать, и теперь живут, хлеб жуют”.

– “Стали жить поживать, ума наживать, а лиха избывать”.

– “Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка”.

– “Жил-был царь овес, он все сказки унес”.

– “Стал по-старому поживать, лиха не знать”.

– “Подали белужины – остался не ужинавши”.

– “Стал жить да бывать, хлеб жевать”.

– “Когда насыплет (доскачет, доживет), тогда и дальше скажу, а пока мочи нет”.

На портале Vikids вы можете:

Выбрать школу ребенку

Пообщаться с другими родителями на форуме.

Посмотреть местоположение школ.

Стать блогером на платформе Vikids.

Писать статьи на интересующие Вас темы: Напишите нам на [email protected]

Зарегистрировать на Vikids любые товары и услуги, которые вы предоставляете абсолютно бесплатно: [email protected]

www.vikids.ru

Русские народные присказки | Я русский

  • Это пока не сказка, а присказка; ведь присказка перед сказкой, что верста торчит в дороге полосатая; без нее не узнаешь далеко ли прошел и длинен ли еще путь остается.
  • Засказывается сказка, разливается по печи кашка; сквозь печь капнуло, в горшок ляпнуло; течи, потечи, идет добрый молодец из-за печи на свинье в седле, топором подпоясался, ноги за поясом: квашня старуху месит. Я ей сказал: спорынья в старуху! — она как схватит из-за лопаты печь, меня печью хлесь; я побежал, через портки приступок и изорвал.
  • Чур, мою сказку не перебивать; а кто ее перебьет, тот трех дней не проживет (тому змея в горло заползет).
  • Я сам там был, мед и пиво пил, по усам текло, a в рот не попало, на душе пьяно и сыто стало.
  • Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается.
  • Не сизый орел, не ясный сокол подымается… не лебедь белая (серая) выплывала… не белы снеги в чистом поле забелелись… не черны леса дремучие чернеются… что не пыль в поле подымается… не туман сизый с раздолу подымается…
  • Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
  • Полетела птица синица за тридевять земель, за синее море-окиян, в тридесятое царство, в тридевятое государство.
  • На море, на окияне, на острове на Буяне, стоит Бык печеный: в заду чеснок толченый, с одного боку-то режь, а с другого — макай да ешь.
  • Доселе русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а ныне русский дух воочию является.
  • Мертвой водой окропить — плоть и мясо срастаются; живой водой окропить — мертвый оживает.
  • Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка.
  • Растет не по дням, по часам, как пшеничное тесто на опаре киснет.
  • Облачается небесами, подпоясывается зарями, застилается звездами.
  • Сивка бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой.
  • Тише воды, ниже травы. Слышно как трава растет.
  • Огнем дышет, полымем пышет. Полымя из ноздрей, пар (дым) из ушей.
  • С молодецкаго посвисту пыль столбом.
  • Во лбу светел месяц, в затылке часты звезды.
  • Хвостом след устилает, долы и горы промеж ног пускает.
  • Конь бежит, земля дрожит, из ушей полымя пышет, из ноздрей дым столбом (или полымя из ноздрей, дым из ноздрей).
  • Конь копытом бьет, удила грызет.
  • Под темными лесами, под ходячими облаками, под частыми звездами, под красным солнышком.
  • Попрыски (след) молодецкие, ископыт (комья из-под копыт) багатырская.
  • Из милости траву-мураву досягает.
  • Утка крякнула, берега звякнули, море взболталось, вода всколыхалась.
  • По локоть в красном золоте, по колени ноги в чистом серебре.
  • Небылица в лицах.
  • Не за былью и сказка гоняется.
  • Чур мою сказку не перебивать; а кто ее перебьет, тот трех дней не проживет (тому змея в горло заползет).
  • Из сказки (из песни) слово не выкидывается.
  • Избушка, избушка на курьих ножках: повернись к лесу задом, ко мне передом!
  • Стань передо мной как лист перед травой!
  • Я сам там был, мед и пиво пил, по усам текло, а в рот не попало, на душе пьяно и сытно стало.
  • Стань, белая береза, у меня назади, а красна девица напереди!
  • Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка.
  • Ясни, ясни на небе, мерзни, мерзни, волчий хвост.
  • Жил-был царь овес, он все сказки унес.
  • Сказка от начала начинается. До конца читается, в середке не перебивается.
  • Ни словами (ни в сказке) сказать, ни пером написать.
  • Не сизый орел, не ясный сокол подымается… Не лебедь белая (серая) выплывала… Не белы снеги в чистом поле забелились… Не черны леса дремучие чернеются… Что не пыль в поле подымается… Не туман сизый с раздолу подымается…
  • Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
  • В некотором царстве, в некотором государстве.
  • В тридесятом царстве, за тридевять земель, в тридесятом государстве.
  • Полетела птица синица за тридевять земель, за сине море-окиян, в тридесято царство, в тридевято государство.
  • На море, на окияне, на острове на Буяне, лежит бел-горюч камень Алатырь.
  • Свистнул, гаркнул, молодецким посвистом, богатырским покриком.
  • Берега кисельные, реки сытовыя (молочныя).
  • На море, на окияне, на острове на Буяне, стоит бык печеный: в заду чеснок толченый, с одного боку-то режь, а с другаго мокай да ешь.
  • На поле — поляне, на высоком кургане.
  • Под светлым месяцем, под белыми облаками, под частыми звездами и пр.
  • Шапка-невидимка. Сапоги-самоходы. Скатерть-хлебосолка. Сума — дай пить и есть. Коврик — самолет и пр.
  • В чистом поле, в широком раздолье, за темными лесами, за зелеными лугами, за быстрыми реками, за крутыми берегами.
  • Гусли самогуды: сами заводятся, сами играют, сами пляшут, сами песни поют.
  • Вправо поедешь (по раздорожью) — коня потеряешь, влево поедешь — самому живу не быть.
  • Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает.
  • Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли.
  • Чудо-юдо, мосальская губа.
  • Доселе русскаго духа слыхом не слыхано, видом не видано, а ныне русский дух в очью является.
  • Мертвой и живой воды добыть.
  • Мальчик-с-пальчик. Девочка-снегурочка. Девчурка-снегурка.
  • За белы руки принимали, за столы белодубовы сажали, за скатерти бранныя, за явства сахарныя, за питья медовыя.
  • Семи пядей во лбу. Промежь глаз калена стрела укладывается.
  • Мертвой водой окропить — плоть и мясо сростаются; живой водой окропить — мертвый оживает.
  • Меч кладенец. Калена стрела. Тугой лук. Копье булатное мерзамецкое.
  • Свинка — золотая щетинка. Конек горбунок. Сивка бурка, вещий каурка. Змей-горыныч.

Материал создан: 01.12.2014

комментарии к статье



iamruss.ru

Присказки в русских народных сказках.

Присказки

Сказка от начала начинается, до конца читается, середке не перебивается.
Чур, мою сказку не перебивать; а кто ее перебьет, тот трех дней не проживет (тому змея в горло заползет).
На море океане, на острове Буяне.
Это присказка – не сказка, сказка будет впереди.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
В некотором царстве, в некоем государстве.
В тридесятом царстве.
За тридевять земель, в тридесятом государстве.
Под темными лесами, под ходячими облаками, под частыми звездами, под красным солнышком.

Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!
Полымя из ноздрей, пар (дым) из ушей.
Огнем дышит, полымем пышет.
Хвостом след устилает, долы и горы промеж ног пускает.
С молодецкого посвисту пыль столбом.
Конь копытом бьет, удила грызет.
Тише воды, ниже травы. Слышно, как трава растет.
Растет не по дням, по часам, как пшеничное тесто на опаре киснет.
Во лбу светел месяц, в затылке часты звезды.
Конь бежит, земля дрожит, из ушей полымя пышет, из ноздрей дым столбом (или: полымя из ноздрей, дым из ноздрей).
По локоть в красном золоте, по колени ноги в чистом серебре.
Облачается небесами, подпоясывается зорями, застегивается звездами.
Утка крякнула, берега звякнули, море взболталось, вода всколыхалась.
Избушка, избушка на курьих ножках, повернись к лесу задом, ко мне передом!
Стань, белая береза, у меня назади, а красна девица напереди!
Стань передо мной, как лист перед травой!

Ясни, ясни на небе, мерзни, мерзни, волчий хвост.
Ни словами (ни в сказке) сказать, ни пером описать.
Из сказки (из песни) слово не выкидывается.
Не за былью и сказка гоняется.
Полетела птица синица за тридевять земель, за си: море-окиян, в тридесято царство, в тридевято государство.
Берега кисельные, реки сытовые (молочные).
На поле-поляне, на высоком кургане.
В чистом поле, в широком раздолье, за темны лесами, за зелеными лугами, за быстрыми реками, крутыми берегами.
Под светлым месяцем, под белыми облаками, и частыми звездами и пр.
Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли.
На море, на окияне, на острове на буяне стоит бык печеный: в заду чеснок толченый, с одного боку-то режь, а с другого макай да ешь.
На море, на окияне, на острове на буяне лежит бел горюч камень алатырь.
Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли.
Не сизый орел, не ясный сокол подымается…
Не лебедь белая (серая) выплывала…
Не белы снеги в чистом поле забелелись… |
Не черны леса дремучие чернеются…
Что не пыль-поле подымается…
Не туман сизый с раздолу под мается…
Свистнул, гаркнул, молодецким посвистом, богатырским покриком.
Вправо поедешь (по раздорожью) — коня потеряешь; влево поедешь самому живу не быть.
Доселе русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а ныне русский дух в очью является.
За белы руки принимали, за столы белодубовы сажали, за скатерти браные, за яства сахарные, за питья медвяные.
Чудо-юдо, мосальская губа.
Мертвой и живой воды добыть.
Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает.

Я там был, пиво пил; пиво-то по усу текло, да в рот не попало.
Стали жить поживать, и теперь живут, хлеб жуют.
Стали жить поживать, ума наживать, а лиха избывать.
Я сам там был, мед и пиво пил, по усам текло, в не попало, на душе пьяно и сытно стало.
Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка.
Жил-был царь овес, он все сказки унес.
Я там был, вместе уху хлебал, по усу текло, а в рот не попало.
Стал по-старому поживать, лиха не знать.
Подали белужины – остался не ужинавши.
Стал жить да бывать, хлеб жевать.
Когда насыплет (доскачет, доживет), тогда и дальше скажу, а пока мочи нет.
На том пиру и я был, мед-вино пил, по усам текло, да в рот не попало; тут меня угощали: отняли лоханку от быка да налили молока; потом дали калача, в ту ж лоханку помоча. Я не пил, не ел, вздумал утираться, со мной стали драться; я надел колпак, стали в шею толкать!
Я там обедал. мед пил, а уж какая была капуста – ино теперь в роте пусто.
Вот вам и сказка, а мне бубликов связка.

Начало формы

Журавль и цапля

Русская народная сказка

Летела сова – веселая голова. Вот она летала, летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела – летала, летала и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела и опять полетела – летала, летала…

Это присказка, а сказка вот какая. Жили-были на болоте журавль да цапля. Построили они себе по концам избушки.

Журавлю стало скучно жить одному, и задумал он жениться.

– Дай пойду посватаюсь к цапле!

Пошел журавль, – тяп-тяп! – семь верст болото месил.

Приходит и говорит:

– Дома ли цапля?

– Дома.

– Выдь за меня замуж!

– Нет, журавль, не пойду за тебя замуж: у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то тебе меня нечем! Ступай прочь, долговязый!

Пошел журавль домой несолоно хлебавши. Цапля после раздумалась:

“Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля”.

Приходит к журавлю и говорит:

– Журавль, возьми меня замуж!

– Нет, цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не возьму тебя замуж. Убирайся.

Цапля заплакала со стыда и воротилась домой. Ушла цапля, а журавль раздумался:

“Напрасно не взял за себя цаплю! Ведь одному-то скучно”.

Приходит и говорит:

– Цапля! Я вздумал на тебе жениться, пойди за меня!

– Нет, журавль, не пойду за тебя замуж!

Пошел журавль домой. Тут цапля раздумалась:

“Зачем отказала? Что одной-то жить? Лучше за журавля пойду”.

Приходит она свататься, а журавль не хочет. Вот так-то и ходят они по сию пору один к другому свататься, да никак не женятся.

kopilkaurokov.ru

План-конспект урока по чтению (3 класс) по теме: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Присказка к «Аленушкиным сказкам»».

1. Организационный момент

Проверь, дружок,

Готовь ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

2. Речевая разминка

Жил-был карась,

Вот и сказка началась.

Жили-были два налима,

Вот и сказки половина.

Жили-были три гуся,

Вот и сказка вся.

2

3. Проверка домашнего задания

Прочитать выразительно стихотворения И.А.Бунина и иллюстрации к ним.

4. Введение в тему

1. Предварительная беседа.

– Что такое сказка? (СКАЗКА, один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.)

– Давайте вспомним, какая сказка нам встретилась в речевой разминке? (докучная сказка).

– Отгадай сказку. (иллюстрации)

– На какие две группы мы можем разделить все сказки? (народные и авторские или литературные).

Прочитаем об этом на странице 180. (Чтение подготовленными учащимися).

2. Беседа после чтения.

– Как различить народные сказки и литературные? (Народные сказки появились давным-давно. Долгое время эти сказки рассказывали устно и просто запоминали. А записывать и печатать их начали гораздо позже. У народных сказок нет автора. Литературная, авторская сказка – это сказка особая, она всегда оригинальная, индивидуальная и необычная. У нее есть автор.

Рассмотрите иллюстрации на странице 181. Вспомните сказки, которые вы читали раньше. Назовите свои любимые.

3-8

5. Физкультминутка

6. Изучение новой темы

– Ребята прочитайте имя писателя, с творчеством которого мы сегодня ознакомимся, рассмотрите его портрет.

1. Рассказ о писателе.

“Мамин Дмитрий Наркисович, псевдоним Сибиряк. Родился 25 октября 1852 года в семье заводского священника. С 1866 по 1868 годы учился в Екатеринбургском духовном училище, а затем до 1872 года в Пермской духовной семинарии. В 1872 году Мамин-Сибиряк едет в Петербург, где поступает на ветеринарное отделение Медико-хирургической академии. В поисках заработка он с 1874 года становится репортером, поставляя в газеты отчеты о заседаниях научных обществ. В 1876 году не кончив курса в академии, Мамин-Сибиряк поступает на юридический факультет Петербургского университета, но через год из-за болезни вынужден вернуться на Урал. В 1891 году Мамин-Сибиряк переезжает в Петербург, где он прожил до самой смерти 2 ноября 1912 года.

– А какие сказки этого писателя вам уже знакомы?

2. Знакомство с присказкой.

-Что такое присказка?

– Где вы встречались с присказкой? Какие из них вы помните? (С присказкой начинаются сказки. Например: «В некотором царстве…», «Жили-были…»)

– Сейчас мы прочитаем присказку к «Аленушкиным сказкам»

     Елена-Аленушка родилась больным ребенком. Врачи говорили – «не жилец». Но отец, друзья отца, няня-воспитательница – «тетя Оля» вытащили Аленушку с «того света». Пока Аленушка была маленькой, отец днями, часами сидел у ее кроватки. Недаром ее называли «отецкой дочерью».
     Когда девочка начала понимать, отец ей стал рассказывать сказки, сначала те, что знал, потом начал сочинять свои сказки, стал их записывать, собирать.Его «Аленушкины сказки» ежегодно издаются, переводятся на другие языки. О них много написано, их связывают с фольклорными традициями, уменьем писателя занимательно преподнести нравственные уроки.
     Мамин-Сибиряк в эти годы пишет редактору: «Если бы я был богат, то посвятил бы себя именно детской литературе. Ведь это счастье – писать для детей».

Портрет отца и дочери
Эта одна из многочисленных совместных фотографий Дмитрия Наркисовича и Аленушки. В дореволюционное время они не раз появлялись на страницах детских и юношеских журналов. Мамин-Сибиряк хотел, чтобы все знали, как много значит для него Аленушка.

3. Беседа после чтения.

– В чем особенность присказки писателя? (Особенность ее в том, что эта присказка сразу к нескольким сказкам. (В ней собираются герои сказок: кот Васька, пес Постойко, серая Мышка-норушка, Сверчок, пестрый Скворец и забияка Петух, косой Заяц, волк, медведь Мишка, старый Воробей)

9 – 16

7. Итог урока

– С творчеством, какого писателя ознакомились на уроке? Назовите его имя.

– Какое открытие для себя вы сделали?

– Что повторили?

8. Домашнее задание

Найти «Аленушкины сказки» и прочитать сказку «Про Комара-Комаровича».

17

nsportal.ru

Творческий проект «Пословицы и поговорки» 3 класс

4 класс

Эпиграф проекта: «Пословица недаром молвится»

Тема. «Пословицы и поговорки».

Цели. Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками,

  • уточнить значения некоторых из них;

  • развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело;

  • учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее;

  • анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.

Этапы работы над проектом

Этап 1. Разработка проектного задания

Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.

Класс получает задания:

  • подобрать по 5 пословиц разной тематики, оформить их в книжку-малышку;

  • придумать рассказы, поясняющие смысл пословиц;

  • проиллюстрировать несколько пословиц;

  • выписать пословицы, в которых встречаются числа.

Этап 2. Разработка проекта

Задачи этапа – сбор и уточнение информации.

Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи.

Учитель наблюдает и консультирует.

Этап 3. Оценка результатов

Задачи этапа – анализ выполнения проектных заданий.

Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-презентации.

Этап 4. Защита проекта. Урок-презентация

Задача этапа – коллективная защита проекта.

Ученики выступают перед одноклассниками и жюри.

Ход презентации.

1.Пословицы и поговорки. (слово учителя)

Трудно сказать, с каких пор в народе начали ходить пословицы и поговорки. Бесспорно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Отношение к ним выразилось во многих изречениях: «Пословица недаром молвится» или «Пословица в век не сломится». Пословицами интересовались многие русские писатели: А. Пушкин, И. Крылов. В письмах Пушкина упоминается 120 пословиц.

В.И. Даль писал, что пословицы – это «цвет народного ума». Пословицы красят речь, делают ее образной. Работа по собиранию пословиц начинается с ХVII века – это были рукописные сборники, их составители неизвестны. В ХVIII веке пословицы собирали Ломоносов, Татищев, Богданов. Наиболее крупными были сборники Кнежевича и Снегирева. В 1862 году вышел сборник Даля, куда вошло свыше 30 000 пословиц.

В.И. Даль родился 10 ноября 1801 года в городе Луганске. История его жизни очень интересна. Сын обрусевшего датчанина и немки, только в 70 лет принявший православие, моряк, врач и чиновник. Но какая же нужда заставила этого человека взять на себя колоссальный труд – составление русского словаря, собирание русских пословиц и поговорок? Ведь Даль не был ни ученым, ни даже русским по национальности. Хотя он писал: «Ни прозвание, ни вероисповедание, ни самая кровь предков не делают человека принадлежностью к той или иной народности. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».

Даль был первооткрывателем. До него еще никто не составлял словарей. Словарь Даля – исторический словарь. Его можно читать подряд, составляя точное представление о жизни людей. Владимир Иванович не просто собрал огромное количество слов и выражений, но и сопроводил их множеством пословиц и поговорок. В этом проявилась народность и словаря, и составителя.

  1. Выступление учащихся. Презентация своих работ.

История создания книжек-малышек, чтение рассказов к пословицам.

  1. Рассказ учителя о пословицах народов мира.

Пословицы народов мира

  • «Оглядывайся на себя по три раза в день». Эта японская пословица учит следить за своим поведением.

  • Монгольская пословица «И путешествие в десять тысяч стран начинается с первого шага» говорит о том, что любое большое дело начинается с малого.

  • Когда пострадает невинный человек, арабы говорят: «Море поссорилось с ветром, а пострадала лодка».

  • «Пересол вызывает жажду». Это значит, что во всем нужна мера.

  • Русские говорят: «Не рой другому яму – сам в нее попадешь». А осетины говорят: «Не бросай камнями из стеклянного дома».

  • Французы советуют не отчаиваться и говорят: «Потерпев поражение, начинай сначала».

  • Когда индийцы не берегут дружбу, им говорят: «Не прерывай грубо нить дружбы, ибо если придется ее связать, то останется узел». Русские скажут: «Разбитую чашку не склеишь».

  • Если за контрольную работу «двойку» получишь не только ты, но и большинство одноклассников, то уместно будет воспользоваться латинской пословицей: «Утешение для несчастного – иметь товарищей по несчастью».

  • «Слово – серебро, а молчание – золото», – скажет русский, а бенгалец: «Кто много говорит, начинает врать».

  • Задание: соотнести русскую пословицу с иностранной пословицей.

Язык до Киева доведет.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Слезами горю не поможешь.
Утро вечера мудренее.

Тот не заблудится, кто не спрашивает.
Восток ли, Запад ли, а дома лучше.
Один утренний час лучше двух вечерних.
Бесполезно плакать над пролитым молоком.

  1. Кроссворд, викторина, игры с пословицами.

  2. 1. Вставь рисунок в пословицу.

  • Дареному … в зубы не смотрят. (Коню.)

  • Когда … на горе свистнет. (Рак.)

  • … рубят – щепки летят. (Лес.)

  • Не …, так и не мычи. (Корова.)

  • Не плюй в … – пригодится воды напиться. (Колодец.)

  • Большому … – большое плавание. (Кораблю.)

2. Собери части пословицы.

Умей взять,

умей и дать.

Старый друг

лучше новых двух.

Едешь на день,

бери хлеба на неделю.

Красна птица пером,

а человек умом.

Не рой другому яму,

сам в неё упадёшь.

Друга ищи,

а найдёшь – береги.

Были бы кошки,

а мышки будут.

Десять раз примерь,

один раз отрежь.

3. Дуэль. Кто больше назовёт пословиц, где встречаются числа.

4. Кроссворд с пословицами и поговорками о труде.

В выделенном горизонтальном ряду вы прочитаете еще одну пословицу о труде.

priskazka 3 klass 0

По горизонтали: Дело мастера боится.

1. Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя – глаза … .
2. Скучен день до вечера, коли делать … .
3. Кончил дело – гуляй … .
4. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать … .
5. Поспешишь – людей … .
6. Хочешь много знать, надо мало … .
7. Умелые руки не знают … .
8. Кто любит трудиться, тому без дела не … .
9. Хочешь есть калачи – не сиди на … .
10. Семь раз примерь – один раз … .
11. Без труда не вынешь рыбку из … .
12. На чужую работу глядя, сыт не … .
13. Что посеешь, то и … .
14. У работящего в руках дело огнем … .
15. Труд человека кормит, а лень … .
16. Делу время – потехе … .
17. Куй железо, пока … .

Ответы.  1. Продирает. 2. Нечего. 3. Смело. 4. Сегодня.

5. Насмешишь. 6. Спать. 7. Скуки. 8. Сидится. 9. Печи. 10. Отрежь. 11. Пруда. 12. Будешь. 13. Пожнешь. 14. Горит. 15. Портит. 16. Час. 17. Горячо

5.Ребусы с пословицами. (для родителей)

См. приложение.

6.Пословицы шутят. Найдите ошибку в пословице.

  • Первый клин комом.

  • Сашу маслом не испортишь.

  • Мы сами с ушами.

  • Крутится как булка в колесе.

  • Не делай из муки слова.

  • Голода не бойся, по пояс мойся.

7.Поле чудес. (Часть букв уже открыта, попробуйте угадать пословицу)

Вот и подошёл к концу наш урок-презентация.

5.Подведение итогов.

Что дало вам изучение пословиц, чем понравилась эта работа?

infourok.ru

Урок литературного чтения на тему Д.Н. Мамин-Сибиряк Алёнушкины сказки. Присказка (3 класс)


КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Д.Н. МАМИН-СИБИРЯК «АЛЁНУШКИНЫ СКАЗКИ».
ПРИСКАЗКА.
(3 класс по учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В.Головановой)
ЦЕЛЬ УРОКА:
– формирование понятия о литературных сказках;
– знакомство с жизнью и творчеством Д.Н. Мамина –Сибиряка;
– привитие любви к чтению.
ОБОРУДОВАНИЕ: ИКТ, выставка книг Д.Н. Мамина – Сибиряка.
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент.
На уроке я сижу,
Не стучу и не кричу.
Руку тихо поднимаю,
Если спросят, отвечаю.
2.Речевая разминка.
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несёт её домой.
– Причитайте текст медленно жужжащим чтением. Что вы прочитали?
– Прочитайте загадку орфографически.
– Прочитайте загадку орфоэпически.
– Отгадайте загадку.
Удивляется народ:
Едет печка, дым идёт,
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
– Причитайте текст медленно жужжащим чтением. Что вы прочитали?
– Прочитайте загадку орфографически.
– Прочитайте загадку орфоэпически.
– Отгадайте загадку.

– Что объединяет эти сказки? (Это русские народные сказки).
– Правильно. Как вы думаете над чем мы будем работать сегодня на уроке? (Над сказками).
3. Актуализация знаний. Введение в тему.
– С какими сказками мы будем работать на уроке, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд.
Вопросы к кроссворду:
Преданный друг маленькой собачки из были Л.Н. Толстого. (ЛЕВ)
Знаменитый художник, создатель прекрасных картин и иллюстраций по мотивам русских народных сказок. (БИЛИБИН)
Поэт, который в детстве часто говорил в рифму, например:
«Что – же мама не идёт?
Ведь Мишель всё ждёт и ждёт?». (ЛЕРМОНТОВ)
Поэт – гражданин, который испытывал острое сочувствие к людским страданиям. (НЕКРАСОВ).
Что высмеивают басни И.А.Крылова. (ПОРОКИ)
Любитель природы, спаситель зайцев из произведения Некрасова (МАЗАЙ)
Это объект неживой природы ночевал на груди утёса – великана в стихотворении Лермонтова. (ТУЧКА)
Кто сказал: «Что за прелесть эти сказки!?». (ПУШКИН)
Известный русский баснописец. (КРЫЛОВ)
Кто из героев басни Крылова сказал:
«Смотри, кум, милый мой,
Что это там за рожа?» (ОБЕЗЬЯНА)
История, рассказанная Л.Н.Толстым о мальчике, который хотел сделать всё по своему. (ПРЫЖОК)
В этом предмете обезьяна увидела свой образ в басне Крылова. (ЗЕРКАЛО).
– Какое ключевое слово получилось в кроссворде? (ЛИТЕРАТУРНЫЕ)
– Кто попробует полностью сформулировать тему урока? (Литературные сказки).
4. Работа над новым материалом.
1. Работа с учебником.
– Правильно сегодня мы открываем новый раздел учебника «Литературные сказки».
– Как вы думаете, что такое литературные сказки? (Это авторские сказки, Их написали писатели.)
– Прочитаем об этом на стр.180.(Чтение теста по ролям заранее подготовленных учеников).
2. Беседа после чтения.
– Рассмотрите рисунки в учебнике (на экране). Вспомните сказки. Которые вы читали раньше. Назовите свою любимую.
– На какие две группы можно разделить сказки? (На 2: народные и литературные)
– В чём их отличие?
3. Знакомство с жизнью и творчеством писателя Д.Н.Мамина -Сибиряка.
– Рассмотрите портрет и прочитайте имя писателя с творчеством, которого мы познакомимся на уроке.
– Д.Н.Мамин – Сибиряк родился в небольшом заводском посёлке Пермской губернии, его отец был священником и учителем в поселковой школе, мама работала в этой же школе учителем.
Мамин получил начальное домашнее образование, закончил пермскую духовную семинарию. Учился на юридическом факультете Петербургского университета. Однако получить законченное образование так и не смог.
Незаконченное образование не помешало Мамину стать хорошим и любимым писателем взрослых и детей. Для детей он написал более

weburok.com

Присказки и сказки.

Разберитесь в содержании, в дикционных, орфоэпических и логических особенностях присказок и сказок. Определите свое отношение к рассказываемому.

Присказки

Не белы лебеди по небу летят, русские люди сказки говорят. Сказка быль — не быль, да и не вранье.

Верьте ей, не верьте, а слушать слушайте до конца. Конец — всему делу венец.

Сказок у нас, что птиц стая, да ни одна из них не пустая. Кто намек поймет, тот с добычей уйдет, сказку нашу услыша. Добру-то все жить да расти, а зло чтоб с земли смести.

Начинается наша сказка от правды, растет на вымысле, жнут ее шутками, провевают прибаутками, продают за ласковое слово сказочнику.

Да то еще не сказка, а присказка, а сказка-то впереди будет.

На море, на океане, на острове Буяне, стоит дерево — золо­тые маковки. По этому дереву ходит кот-баюн: вверх идет — песню заводит, вниз идет — сказки сказывает. Сказки сказы­ваются с утра после обеда, поевши мягкого хлеба. Это еще не сказка, а присказка, а сказка вся впереди будет.

Просим теперь, честные господа, нашей сказки послушать. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Зачинается, починается хорошая сказка. Добрая повесть не от сивки, не от бурки, не от вещего каурки, не от молодецкого посвисту, не от бабьего покрику.

Это не сказка, а присказка, сказка будет впереди.

Жили-были журавль с журавлихой, поставили они стожок сенца — не сказать ли опять с конца?

Вот вам сказка, а мне — бубликов вязка.

Зачинается рассказ

От Ивановых проказ,

И от сивка, и от бурка,

И от вещего каурка.

Козы па море ушли;

Горы лесом поросли;

Конь с златой узды срывался,

Прямо к солнцу поднимался;

Лес стоячий под ногой,

Сбоку облак громовой;

Ходит облак и сверкает,

Гром по небу рассыпает.

Это присказка: пожди,

Сказка будет впереди.

П. Ершов.

Сказки5 Три зятя.

Жили старик со старухой. И было у них три дочери. Три до­чери, три умницы-разумницы, три красавицы — ни в сказке ска­зать, ни пером описать.

Вот раз ехал старик с дровами из лесу. А ночь была темная. Лошадь идет, спотыкается, о пни-колоды ушибается. Брела, брела, да и стала совсем. Старик и так и сяк, да выходит ни­как— надо в лесу ночевать.

— Эх, — говорит старик, — кабы светлый месяц выглянул, я бы ему старшую дочку отдал!

Только сказал, а Месяц Месяцович выглянул, все кругом осветил. Поехал старик быстро, домой доехал хорошо.

Вот старшая дочка оделась, принарядилась, на крылечко вы­шла — ее Месяц Месяцович к себе и взял.

Долго ли, коротко ли, белой зимой, снегами голубыми ехал старик с ярмарки. Одежонка на нем худая — зипунишко да лап-тишки, шапка рваная. Замерз, продрог, зубы стучат, кости хру­стят.

— Эх, — говорит, — кабы Солнышко выглянуло, я бы ему среднюю дочку отдал!

Только сказал, а Солнце и выглянуло. Отогрело старика, рас­топило снега. Поехал старик быстро, домой доехал хорошо.

Вот средняя дочка оделась, принарядилась, на крылечко вы­шла — ее Солнышко в свои хоромы и забрало.

Долго ли, коротко ли, теплым летом поехал старик рыбу удить. Наловил рыбы полную лодку: и язя, и карася, и ершика. Только хотел домой возвращаться, а ветер и стих. Вот парусок-то и повис, ровно тряпка.

Сидит старик в лодке, горюет: рыбы полно, а есть нечего, вода кругом, а пить нечего.

— Эх, — говорит, — кабы Ветер-ветерок да подул в мой парусок, я бы ему младшую дочку отдал!

Только сказал, а Ветер-ветерок как задует! Затрепал пару­сок — доволок старика до бережка.

Вот и младшая дочка оделась, принарядилась, на крылечко вышла — ее Ветер-ветерок в свои хоромы и забрал.

Вот год прошел, старик и говорит:

— А что, старуха, пойду-ко я старшую дочку проведаю. Хорошо ли ей у Месяца век вековать.

— Иди, батюшка, иди да гостинцев снеси!

Напекла баба пирогов да блинов. Взял старик гостинцы и в путь отправился. Идет-бредет, останавливается: к Месяцу ведь не близок путь. Шел, шел, поздно ночью пришел.

Встретила его дочка, обрадовалась. А старик ей:

– Ох-ох-ох, тошнехонько! Долог к тебе путь, доченька. Шел-брел, все косточки притомил.

– Ничего,— дочка говорит, — сейчас пойдешь в парную баньку, косточки распаришь — все пройдет.

– Что ты, что ты, доченька! Ночь на дворе — в бане темно.

– Ничего, батюшка.

Вот повели старика в баню. А Месяц Месяцович в щелку палец просунул — всю баню осветил.

— Светло ли тебе, батюшка?

— Светло, светло, зятюшка.

Попарился старик, погостил у дочки и домой отправился. Идет-бредет, останавливается: домой ведь не близок путь. Шел, шел, поздно ночью пришел.

– Ну, — говорит, — старуха, топи баню. А то я шел-брел, все косточки притомил.

– Что ты, старик! Ночь на дворе — в бане темно.

– Ничего,— говорит,— светло будет.

Пошла старуха в баню, а старик палец в щель сунул:

– Светло ли тебе, старуха?

– Какое светло — темным-темнехонько!

Да как оступилась бабушка, шайки-кадушки побила, воду пролила, еле жива выскочила. А старик все палец в щели держит.

Вот еще год прошел. Стал старик ко второй дочери соби­раться.

— Пойду-ко я, старуха, среднюю дочь проведаю. Хорошо ли ей у Солнышка век вековать.

— Иди, батюшка, иди.

Вот старик в путь отправился. Идет-бредет, останавливается: к Солнышку не близок путь. Шел, шел, поздно ночью пришел. Встретила его дочка, обрадовалась. А старик ей:

– Ох-ох-ох! — говорит, — долог к тебе путь, доченька! Шел-брел, есть захотел.

– Ничего,— говорит,— батюшка. Сейчас блинов испеку.

– Что ты, что ты, доченька! Ночь на дворе — не время печь топить.

– А у нас и печи в избе нет.

Растворила хозяйка тесто. Село Солнышко посреди избы, а жена ему тесто на голову льет да старику блины подает — хо­рошие, румяные да масляные.

Наелся старик, напился и спать повалился.

Наутро домой отправился. Идет-бредет, останавливается: домой-то не близок путь. Шел, шел, поздно ночью пришел.

— Ну,— говорит,— старуха! Шел-брел я, есть захотел. Давай блины печь.

— Что ты, старый, в уме? Ночь на дворе — не время печь затапливать.

— А нам печь в избе и не нужна. Ты знай тесто делай, а печь я буду.

Растворила старуха тесто. Сел старик посреди избы.

– Лей,— говорит,— мне на лысину.

– Да ты что, старик, не болен ли?

– Знай лей! — говорит.

Налила ему старуха теста на лысину. Что тут было, что тут делалось!.. Три дня старика в бане отмывали, насилу отмыли.

Ну год прошел. Стал старик к младшей дочке собираться.

– Пойду-ко я, старуха, младшую дочь проведаю. Хорошо ли ей у Ветра век вековать.

– Иди, иди, батюшка.

Пошел старик. Идет-бредет, останавливается, реку широкую обходит. Прямо через реку близок путь, а кругом далеко идти.

Ну, дошел. Дочка и зять обрадовались. Погостил у них ста­рик, попраздновал и домой отправился. А дочка да зять прово­жать пошли.

Вот дошли до реки. Старик и говорит:

– Я в обход пойду.

А зять ему:

– Зачем в обход? Через речку плыви — здесь ближе будет.

– Да как же плыть? Лодки нету.

— Не горюй, батюшка. Бросай, жена, на воду платок!

Бросила старикова дочка на воду платок. Ветер его надул пузырем. Сел старик, и Ветер его мигом на другую сторону пе­реправил.

— Вот спасибо, зятек-ветерок.

Только старик до дому добрел, не поел, не попил, не присел, говорит:

– Идем, старуха, на море покатаю.

Пошли к морю, а лодка течет.

– Вот,— старуха говорит,— и покатались.

– Не горюй, жена. Бросай на море платок!

– Да ты что, в уме? Платок дорогой, шерстью шитый.

– Бросай, говорю, не пропадет! Бросила старуха платок.

– Прыгай! — говорит старик.

Прыгнула старуха, а старик давай дуть. Дул, дул — а старуха уже в воде по колени. Дул, дул старик — а старуху уже соседи из воды чуть живую вытащили.

С той поры бросил старик по зятьям ходить. Лежит дед на печи, тачает сапоги, ест пироги да сказки сказывает.

studfiles.net

  • Приседать как правильно пишется слово
  • Прискорбие или прескорбие как пишется
  • Присесть на минутку как пишется
  • Прискакал иванушка на площадь прямо к царскому дворцу какая это сказка
  • Природа единственная книга содержание которой одинаково значительно на всех ее страницах сочинение