Викторина по сказке П. Ершова «Конёк горбунок»
«Сказка
ложь, да в ней намёк…»:
игра – викторина по сказке П.
Ершова «Конёк – горбунок»
для 4-5 классов
«Теперь этот род сочинений можно
мне и оставить»,- заметил А.С. Пушкин
вскоре после выхода в свет сказки в
стихах «Конёк-горбунок» в 1834г. Её
автором был студент философско-юридического
факультета Санкт-Петербургского
университета П.П. Ершов, который и
написал свою сказку под впечатлением
пушкинских сказок. И была она курсовой
работой по русской словесности студента
Петра Ершова, которую, вместо положенной
лекции, в один из учебных дней прочитал
своим студентам профессор поэт Пётр
Плетнёв. В одночасье никому неизвестный
девятнадцатилетний студент стал
знаменитым на всю Россию литератором.
Так появилась весёлая сказка, полная
удивительных приключений и сказочных
чудес и в то же время очень правдиво
отображающая трудности крестьянской
жизни. В «Коньке-горбунке», как и в
старинных народных сказках, остроумно
высмеиваются глупый царь, его завистливые
приближённые и жадные слуги, а прославляется
смелый, честный крестьянский сын. И
написана сказка русским народным языком,
ярким и метким.
Однако профессиональным литератором
Ершов не стал. После университета в
1836г. он возвращается на родину, в Сибирь,
где в 1815 году он родился в селе
Безруково в семье мелкого чиновника.
П.П. Ершов поселяется в Тобольске,
где когда-то учился в здешней гимназии,
а теперь стал работать преподавателем,
затем её инспектором и директором. На
педагогическом поприще он проявил себя
настоящим профессионалом, о чем
свидетельствуют отзывы его учеников,
среди которых был будущий знаменитый
химик Д.И. Менделеев, вспоминавший
Ершова с благодарностью и выхлопотавший
ему впоследствии пенсию, а также помог
в переиздании «Конька-горбунка».
Ершов мечтал о просвещении народов
Сибири, но обстоятельства – смерть
родных – матери, жены, детей, непонимание
гимназического начальства сменяются
тягостным чувством одиночества. Среди
немногих радостей –
гимназический
театр. Не оставляет Ершов и поэтическое
творчество. Но ни одному из последующих
произведений – многочисленных
стихотворений, поэм, рассказов, эпиграмм
– не удалось даже приблизиться к славе
«Конька-горбунка».
В 1869 году в возрасте 54 лет П.П.
Ершов умер. На старом кладбище в Тобольске
стоит памятник с примечательной надписью
– «Петр Павлович Ершов, автор народной
сказки «Конёк – горбунок». Можно
ли более высоко оценить то, что создано
поэтом!
Вопросы викторины:
-
Сколько братьев было у Ивана и
как их звали? / Два. Данила и Гаврила/ -
Чем занимались Иван с братьями?/
Сеяли и продавали пшеницу/ -
Как провели ночь в карауле на
пшеничном поле братья Ивана? /Один
закопался в сене, а другой « ходил
дозором у соседки под забором»/
-
Кого увидел на поле Иван и что
он соврал дома про вора их пшеницы?
/Белую кобылицу с золотой гривой; сказал,
что дьявол воровал их пшеницу/ -
Сколько коней было у Ивана, и
откуда они взялись? /Три; родила их Ивану
в подарок белая кобылица/ -
Какую первую помощь оказал
Конёк-горбунок Ивану? /Догнал братьев,
укравших у Ивана коней/ -
Какую первую чудесную вещь нашёл
Иван? /Перо Жар-птицы/ -
Почему Конёк-горбунок не советовал
Ивану брать перо Жар-птицы? /Много
непокою принесёт оно с собою/ -
Куда спрятал перо Жар-птицы
Иван? /Завернул в тряпицу и в шапку
спрятал/ -
Кто и почём купил златогривых
коней у Ивана? /Царь, за 10 шапок серебра/ -
Как попал Иван конюхом на царскую
конюшню? /Потому, что златогривые кони
никого, кроме Ивана, не слушались/ -
Кто выкрал перо Жар-птицы у Ивана
и зачем? /Бывший конюх, чтобы избавиться
от Ивана/ -
Какое первое задание царь дал
Ивану? /Поймать жар-птицу/ -
Где Иван ловил Жар-птицу? /На
горе из серебра/ -
Куда спрятался Иван, чтобы
высмотреть и поймать Жар-птицу и что
использовал для приманки? /Под корыто,
наполненное зерном с вином/ -
Какое второе задание дал царь
Ивану? / Найти и привезти Царь-девицу/ -
Где обитала Царь-девица и сколько
раз в году она сходила на Землю? /На
океяне; два раза/ -
На чём плавала Царь-девица и на
каком музыкальном инструменте она
играла? /На шлюпке; на гуслях/
Чем Иван заманил Царь-девицу?
/Золотым шатром с угощением/-
Почему Иван с первого раза не
смог поймать Царь-девицу? /Уснул/ -
Что сделал Иван, чтобы не проспать
Царь-девицу? /Колол себя острыми гвоздями
и камнями/ -
Какое третье задание царь дал
Ивану? /Достать перстень Царь-девицы
со дна океана/ -
Кто помог Ивану найти перстень
на дне океана /Чудо-юдо Рыба-кит и Ёрш/ -
Кто были родственники Царь-девицы?
/Мать-Месяц (Луна), брат-Солнце/ -
За что и как был наказан Чудо-юдо
Рыба – кит? /За то, что он проглотил три
десятка кораблей, Бог поселил на его
спине людей / -
Что должен был сделать Рыба –
кит для своего прощения? /Дать свободу
кораблям/ -
Какое условие поставила
Царь-девица царю, чтобы не выходить за
него замуж и как царь должен был выполнить
это условие? /Царь должен помолодеть,
а для этого ему надо было искупаться в
трёх котлах: кипятке, в кипящем молоке,
студёной воде / -
Какую последнюю волю царя
выполнил Иван и как помог ему
Конёк-горбунок? /Иван искупался в трёх
котлах, после того, как Конёк-горбунок
в те котлы мордой макнул и на Ивана
дважды прыснул/ -
Что стало с царём и с Иваном?
/Царь, сварился, а Иван стал красавцем/
-
Сколько братьев
было у Ивана и как их звали? -
Чем занимались
Иван с братьями?/ -
Как провели ночь
в карауле на пшеничном поле братья
Ивана? -
Кого увидел на
поле Иван и что он соврал дома про вора
их пшеницы? -
Сколько коней
было у Ивана, и откуда они взялись? -
Какую первую
помощь оказал Конёк-горбунок Ивану? -
Какую первую
чудесную вещь нашёл Иван? -
Почему Конёк-горбунок
не советовал Ивану брать перо Жар-птицы?
-
Куда спрятал перо
Жар-птицы Иван? -
Кто и почём купил
златогривых коней у Ивана? -
Как попал Иван
конюхом на царскую конюшню? -
Кто выкрал перо
Жар-птицы у Ивана и зачем? -
Какое первое
задание царь дал Ивану? -
Где Иван ловил
Жар-птицу? -
Куда спрятался
Иван, чтобы высмотреть и поймать
Жар-птицу и что использовал для приманки?
-
Какое второе
задание дал царь Ивану? -
Где обитала
Царь-девица и сколько раз в году она
сходила на Землю? -
На чём плавала
Царь-девица? -
На каком
музыкальном инструменте играла
Царь-девица? -
Чем Иван заманил
Царь-девицу? -
Почему Иван с
первого раза не смог поймать Царь-девицу? -
Что сделал Иван,
чтобы не проспать Царь-девицу? -
Какое третье
задание царь дал Ивану? -
Кто помог Ивану
найти перстень на дне океана -
Кто были родственники
Царь-девицы? -
За что и как был
наказан Чудо-юдо Рыба – кит? -
Что должен был
сделать Рыба – кит для своего прощения?
-
Какое условие
поставила Царь-девица царю, чтобы не
выходить за него замуж и как царь должен
был выполнить это условие? -
Какую последнюю
волю царя выполнил Иван и как помог ему
Конёк-горбунок? -
Что стало с царём
и с Иваном?
gigabaza.ru
Сказка «Конек Горбунок» стр. 59
1. Почему своё произведение Ершов называет русской сказкой? Найди в сказке и выпиши в «Рабочую тетрадь»: присказку, зачин, сказочных героев и троекратные повторы.
см. готовый ответ в рабочей тетради
2. Что в этой сказке волшебного, необычного, а что могло быть в действительности?
Сказка «Конек Горбунок» изобилует волшебными, сказочными героями, которых не может быть в действительности: кобылица говорящая, чудо-юдо рыба-кит, жар-птица, конек горбунок.
А в реальной жизни могли присутствовать братья, своровавшие коней; царь, желающий стать молодым, а также кобылица, ворующая пшеницу.
3. Что в произведении говорится о братьях и как раскрывается каждый из них в поступках?
Братья Ивана не чисты на руку, они украли его коней и ночью повели их на ярмарку.
Да и не очень то трудолюбивы и умны, ведь им не удалось найти вора из урожая, так как они просто спали на дежурстве.
А после обманули отца, желая получить незаслуженную похвалу.
4. Чем схожи характеры старших братьев и чем отличается от них Иван? Каким человеком он на самом деле оказался?
Старшие братья Ивана очень похожи друг на друга жадностью, ленью и желанием жить за чужой счет.
А Иван другой человек, он добр, разумен, ловок, любит пошутить, посмеяться и попеть песни.
5. Как ты считаешь, почему Иван стал хозяином чудесных коней? Как это объяснили его старшие братья?
Ленивые и вороватые братья объяснили победы Ивана незаслуженной удачей, так как считали его дурачком и недотепой.
А на самом деле Иван — очень ловкий и умный молодой человек.
Он сумел выследить волшебную кобылицу и объехать ее.
Кобылица наградила Ивана тремя чудесными конями за то, что он выполнил просьбу ухаживать за ней до самих родов.
6. Выберите с друзьями ту часть сказки, которую вы хотите инсценировать.
Мне нравится та часть сказки, где Иван видит волшебную кобылицу, получает чудесных коней, на ярмарке встречает коня и идет к царю Афрону на службу.
7. Самостоятельно раздели произведение на части, озаглавь каждую часть словами из текста.
1. Кто-то в поле стал ходить. И пшеницу шевелить.
2. Посмотри каких красивых. Двух коней золотогривых. Наш дурак себе достал.
3. Царь раскланялся и вмиг. Молодцом с повозки прыг… Глаз своих с коней не сводит…
4.Делать нечего, придется. Во дворце тебе служить.
8. Обсудите с другом, какие вопросы можно задать по каждой части всему классу.
1 часть: Как братья ходили на дозор? Как Иван ходил на дозор? Кто узнал вора? Что кобылица обещала Ивану?
2 часть: Что кобылица подарила Ивану? Кто украл коней? Как выглядел конек горбунок?
3 часть: Как Иван оказался на ярмарке? Откуда царь узнал про золотогривых коней?
4 часть: Почему царь назначил Ивана воеводой и оставил его во дворце?
9. Представь, как Иван рассказал бы эту сказочную историю. Запиши план в «Рабочую тетрадь».
1.Как отец отправлял братьев ловить вора в поле.
2. Поимка кобылицы.
3. Обещание кобылицы.
4. Как братья украли коней.
5. Перо Жар-птицы
6. Конек-горбунок и его помощь.
7. Продажа царю золотогривых коней.
8. На службе у царя.
Рассказ от лица Ивана
Жил я, не тужил, с отцом и двумя братьями в одном селе.
Отец выращивал пшеницу, мы ее продавали и жили себе припеваючи.
Но тут вдруг повадился к нам вор пшеницу воровать.
Послал отец братьев найти вора, только братья испугались злодея и вернулись ни с чем.
Тогда меня отец послал на дозор.
Пришел я на поле, сел в засаду и вдруг вижу кобылицу, которая ворует пшеницу.
Я к ней, оседлал ее и не отпускаю.
Взмолилась кобылица человеческим голосом, просила отпустить ее да приглядеть за ней до родов.
Обещала мне коней златогривых подарить.
Пришел я домой, сказал отцу, что поймал вора, но за кобылицу не рассказывал.
Пришло время, кобылица родила двух коней златогривых и третьего с двумя горбами на спине.
Двух велела продать, а конька-горбунка себе оставить.
Послушался я кобылицу, но продать коней не успел – кто-то их украл.
Бросился я их искать. Да конек-горбунок рассказал, что братья моих коней украли и спешат в столицу на ярмарку, чтобы подороже их продать.
Отправился я за ними в погоню, но по дороге увидел диво дивное — перо Жар-птицы и с собою взял.
Ругал меня конек-горбунок за это, говорил, что беда будет.
Но очень уж оно красивое! Не послушался я своего друга верного и поехал в столицу с пером волшебной птицы.
Через время догнал я братьев и уличил их в воровстве, они и признались.
Делать нечего, братья все же, решил я с ними вместе коней продать и поделить выручку.
Как вдруг на базар приехал царь и купил моих коней.
Но не смог их удержать и пригласил меня на службу в царский дворец за его конями следить.
Хорошо мне было на царской службе, пока царь не прознал про мое перо Жар-птицы.
10. Каждый ли может о себе сказать так, как сказал Иван:
Хоть Ивана вы умнее,
Да Иван-то вас честнее?
Думаю, что честных людей не так много, как хотелось бы.
Поэтому не все люди так могут о себе сказать.
11. Обсудите с другом как вы понимаете слово «честность»?
Честность — это искренность и правда.
Честный человек не обманывает ни других, ни себя.
12. Прочитай ещё раз сказку. Обрати внимание на подчёркнутые слова. Самостоятельно составь словарь устаревших слов.
Против — напротив;
Недалече — недалеко;
С набитою сумою — полная сумка или рюкзак;
Соглядать — наблюдать;
Смекнули — разобрались что к чему;
Сенник — стог сена;
Сонные тетери — сони;
Несподручно — неудобно;
Малахай — фуфайка;
Улуча — найдя;
Очью — глазами;
Три вершка — маленький размер роста;
Аршинными ушами — длинные уши;
Кровля — крыша;
Мочи было — силы;
13. Рассмотри иллюстрацию Н. Кочергина к сказке. Придумай свою сказочную историю про Рыбу-кит.
Сказочная история про Рыбу — кит.
На море, на океане жила огромная Рыба-кит.
Из-за своей величины и мудрости стала она царицей морской.
Все рыбы служили ей, приносили вкусные водоросли и рассказывали свои беды.
Справедливо правила Рыба-кит, за что ее любили поданные.
Как-то раз Рыба-кит поплыла погулять по океану и так устала, что заснула прямо возле берега.
Проснулась рыба и стала зевать, да и не заметила, что к ней в рот тридцать кораблей заплыло.
Чувствует, что отяжелела вся и не может больше плыть.
Так и осталась Рыба-кит возле берега. Со временем люди стали на Рыбу-кит ходить, потом дома строить, а после и огороды завели.
Плохо стало рыбе, но не знает она, что делать.
Прошло много времени, и вдруг пришел к ней за помощью Иван-царевич.
Он искал перстень Царь-девицы, который она уронила в океан.
Рыба хотела помочь, но не могла.
Тогда Иван-царевич отправился к волшебнику за помощью.
Волшебник рассказал царевичу, что Царь-рыба проглотила тридцать кораблей, когда зевала, поэтому отяжелела и плыть не может.
Молодец вернулся к морской царице и рассказал ей про корабли.
Рыба-кит обрадовалась, открыла свой огромный рот и выпустила тридцать кораблей наружу.
Корабли уплыли, а люди, увидев такое чудо, быстро убежали с рыбы на берег.
Стало легко морской владычице, захотела она отблагодарить царевича.
Иван-царевич попросил найти ее перстень на дне океана.
Рыба-кит поплыла в свое царство, созвала своих подданных и рассказала что с ней произошло.
Рыбы соскучились по своей царице и очень обрадовались ее возвращению.
Каждая рыба захотела найти перстень и отблагодарить Ивана-царевича за возвращение морской владычицы.
Поплыли они на поиски, долго искали, но нашли перстень.
Рыба-кит отдала его Ивану и помогла быстрее добраться до своей любимой.
Посадила она себе на спину Ивана и его коня, и быстро домчала их к Царь-девице.
Царевна обрадовалась, и сыграли они веселую свадьбу с Иваном царевичем, детишек наплодили и Чудо-юдо Рыбу-кит к себе в гости пригласили.
Вот и сказочке конец, а кто слушал — молодец!
gdz-gramota.ru
Викторина по сказке П.П.Ершова «Конёк-Горбунок» для урока литературного чтения. ( 4 класс )
Викторина по сказке
П.П.Ершова «Конёк – Горбунок»
Викторина для учащихся 4 классов.
Цель – развивать навыки внимательного и осмысленного чтения учебной и художественной литературы.
Вопросы:
-
Перечислите по именам всех членов семьи главного героя сказки.
-
Нужно ли было Коньку-Горбунку ложиться, чтобы Иван мог на него забраться?
-
Какой современный светильник можно сравнить со светом от пера Жар-птицы?
-
Все физические величины Иван измерял одной и той же единицей измерения. Назовите её.
-
Какие народные танцы исполняли кони и Конёк-Горбунок, когда Иван шёл с ними ко двору царя?
-
Кто был главным врагом Ивана во время его службы у царя?
-
Сколько поездок сделал Иван к окияну и с какой целью?
-
Каждый раз с царским заданием Иван выезжал рано утром. Как он ехал – навстречу солнцу или от него? Может солнце светило ему в бок?
-
Назовите имя и отчество будущей тёщи Ивана?
-
Во сколько раз быстрее бежал Конёк-Горбунок к окияну за перстнем по сравнению с его скоростью туда же за Царь-девицей?
-
Где отыскали дельфины ерша по приказу рыбы-кита? Чем он там занимался?
-
Назовите имя и отчество рыбы-кита.
-
Вспомните возраст царя и Царь-девицы.
-
Сколько и каких заданий принесло Ивану перо Жар-птицы?
-
Какое из заданий царя Конёк-Горбунок посчитал не «службишкой», а настоящей службой?
-
Иван был православным христианином. Какой он выполнил ритуал, прежде чем идти к царю для выполнения последнего задания?
-
Назовите имя и отчество автора сказки.
Ответы:
1. Отец – Пётр, братья – Данило, Гаврило, Иван.
2. Нет, конёк был ростом «только в три вершка». Вершок равен 4,4 сантиметра, следовательно, рост Конька-Горбунка составляет чуть больше 13 см.
3. Лампа дневного цвета, люминесцветная.
Светит поле словно днём;
Чудный свет кругом струится,
Но не греет, не дымится.
4. Шапка.
5. И под песню дурака
Кони пляшут трепака;
А конёк его – горбатко –
Так и ломится вприсядку…
6. Спальник, прежний начальник конюшни.
7. Две: первую – за Царь-девицей, вторую – за её перстнем.
8. Иван ехал навстречу солнцу, на восток.
9. Месяц Месяцович.
10. В семь раз. За девицей «едут целую седьмицу», то есть неделю, а за перстнем «Горбунок летит, как ветер, и в почин на первый вечер вёрст сто тысяч отмахал и нигде не отдыхал».
11. В маленьком пруде ёрш-гуляка дрался с карасём.
12. Кит Китович.
13. Ах, злодей!
Вздумал в семьдесят жениться
На молоденькой девице!
…………………………………………………
Говорит ему девица:
«Но взгляни-ка, ты ведь сед;
Мне пятнадцать только лет…»
14. Четыре задания: поймать Жар-птицу, привезти Царь-девицу, привезти её перстень, искупаться в котлах.
15. Искупаться в котлах.
16. Тут Ванюша почесался,
Потянулся и поднялся,
Помолился на забор
И пошёл к царю во двор.
17. Пётр Павлович.
Подведение итогов, награждение победителей.
infourok.ru
Тестовая работа по сказке П. П. Ершова «Конёк-горбунок» 4 класс УМК «Школа России»
Вастьянова Л.Л.,
учитель начальных классов
МКОУ «Мамонтовская СОШ»
Мамонтовского района
Алтайского края
2016 год
Тестовая работа
по сказке П. П. Ершова «Конёк — горбунок»
Литературное чтение 4 класс
УМК «Школа России»
А. Данило
- Определите, как зовут брата:
«Под дождём я весь промок
С головы до самых ног».
Б. Гаврило
В. Иван
А. Данило
2. Определите, как зовут брата:
«Взял он вилы и топор
И отправился в дозор.
И всю ночь ходил дозором
У соседки под забором».
Б. Гаврило
В. Иван
А. КРАЮШКУ ХЛЕБА
3. Что взял с собой в караул Иван?
Б. ВИЛЫ И ТОПОР
В. ВОДУ
А. САРАНЧА
4. Определите, кто это:
«Кто — то в поле стал ходить
И пшеницу шевелить».
Б. КОНЁК — ГОРБУНОК
В. КОБЫЛИЦА МОЛОДАЯ
А. 2
5. Определите, сколько коней братья украли у Ивана?
«Хоть Ивана вы умнее,
Да Иван — то вас честнее:
Он у вас коней не крал».
Б. 3
В. 5
А. КОНЁК — ГОРБУНОК
6. Определите, кто это?
«Ну, да что болтать пустое,
Будь, Иванушка, в покое.
На меня скорей садись,
Только знай себе держись;».
Б. КОБЫЛИЦА МОЛОДАЯ
В. ЧЕРТЁНОК
А. ГОРОДНИЧИЙ
7. Определите, кто это?
«Он в злату трубу трубит,
Громким голосом кричит:
Гости! Лавки отпирайте,
Покупайте, продавайте;»
Б. НАДСМОТРЩИК
В. ГЛАШАТАЙ
А. 7 ШАПОК СЕРЕБРА
8. Определите, сколько это «два — пять шапок серебра»?
Б. 10 ШАПОК СЕРЕБРА
В. 25 ШАПОК СЕРЕБРА
А. СТРЕЛКОМ
9. Определите, на какую должность взял царь Ивана служить во дворце?
Б. ГОРОДНИЧИМ
В. КОНЮХОМ
А. 2 ВЕРШКА
10. Определите, какого роста был конёк — горбунок?
Б. 3 ВЕРШКА
В. 4 ВЕРШКА
А. Русская народная сказка
11. Определите жанр сказки
П. П. Ершова «Конёк — горбунок»
Б. Авторская сказка
В. Сказка — повесть
А. действительно дурак
12. Определите, Иван в сказке П.П. Ершова …
Б. простодушный и честный человек
В. прикидывается дураком
Проверяем работу!
А. Данило
- Определите, как зовут брата:
«Под дождём я весь промок
С головы до самых ног».
Б. Гаврило
В. Иван
А. Данило
2. Определите, как зовут брата:
«Взял он вилы и топор
И отправился в дозор.
И всю ночь ходил дозором
У соседки под забором».
Б. Гаврило
В. Иван
А. КРАЮШКУ ХЛЕБА
3. Что взял с собой в караул Иван?
Б. ВИЛЫ И ТОПОР
В. ВОДУ
А. САРАНЧА
4. Определите, кто это:
«Кто — то в поле стал ходить
И пшеницу шевелить».
Б. КОНЁК — ГОРБУНОК
В. КОБЫЛИЦА МОЛОДАЯ
А. 2
5. Определите, сколько коней братья украли у Ивана?
«Хоть Ивана вы умнее,
Да Иван — то вас честнее:
Он у вас коней не крал».
Б. 3
В. 5
А. КОНЁК — ГОРБУНОК
6. Определите, кто это?
«Ну, да что болтать пустое,
Будь, Иванушка, в покое.
На меня скорей садись,
Только знай себе держись;».
Б. КОБЫЛИЦА МОЛОДАЯ
В. ЧЕРТЁНОК
А. ГОРОДНИЧИЙ
7. Определите, кто это?
«Он в злату трубу трубит,
Громким голосом кричит:
Гости! Лавки отпирайте,
Покупайте, продавайте;»
Б. НАДСМОТРЩИК
В. ГЛАШАТАЙ
А. 7 ШАПОК СЕРЕБРА
8. Определите, сколько это «два — пять шапок серебра»?
Б. 10 ШАПОК СЕРЕБРА
В. 25 ШАПОК СЕРЕБРА
А. СТРЕЛКОМ
9. Определите, на какую должность взял царь Ивана служить во дворце?
Б. ГОРОДНИЧИМ
В. КОНЮХОМ
А. 2 ВЕРШКА
10. Определите, какого роста был конёк — горбунок?
Б. 3 ВЕРШКА
В. 4 ВЕРШКА
А. Русская народная сказка
11. Определите жанр сказки
П. П. Ершова «Конёк — горбунок»
Б. Авторская сказка
В. Сказка — повесть
А. действительно дурак
12. Определите, Иван в сказке П.П. Ершова …
Б. простодушный и честный человек
В. прикидывается дураком
ОЦЕНИВАЕМ РАБОТУ!
«5» — нет ошибок
«4» — 1- 2 ошибки
«3» — 3 ошибки
«2» — более 3 ошибок
Благодарю за работу!
Интернет источники
Использованная литература
- Кутявина С.В. Контрольно — измерительные материалы. Литературное чтение. 4 класс – М.: ВАКО, 2012
- Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 Л.Ф. Климанова – М.: Просвещение, 2013
- Шубина Г.В. Литературное чтение. 4 класс: контрольно — измерительные материалы. – М.: Экзамен, 2014
uchitelya.com
Тест: Тест по сказке П.П. Ершова «Конёк — горбунок»
Прочитай вопрос.
Внимательно прочитай ответы.
Отметь правильный ответ.
Литература 3 класс | ID: 464 | Дата: 30.11.2013
«;} else {document.getElementById(«torf1″).innerHTML=»»;};
if (answ.charAt(1)==»1″) {document.getElementById(«torf2″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf2″).innerHTML=»»;};
if (answ.charAt(2)==»1″) {document.getElementById(«torf3″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf3″).innerHTML=»»;};
if (answ.charAt(3)==»1″) {document.getElementById(«torf4″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf4″).innerHTML=»»;};
if (answ.charAt(4)==»1″) {document.getElementById(«torf5″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf5″).innerHTML=»»;};
if (answ.charAt(5)==»1″) {document.getElementById(«torf6″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf6″).innerHTML=»»;};
if (answ.charAt(6)==»1″) {document.getElementById(«torf7″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf7″).innerHTML=»»;};
if (answ.charAt(7)==»1″) {document.getElementById(«torf8″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf8″).innerHTML=»»;};
if (answ.charAt(8)==»1″) {document.getElementById(«torf9″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf9″).innerHTML=»»;};
if (answ.charAt(9)==»1″) {document.getElementById(«torf10″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf10″).innerHTML=»»;};
}
}
Получение сертификата
о прохождении теста
testedu.ru
Тест по сказке «Конек — горбунок»
Фамилия, имя ____________________________
1.Где жил старик со своими сыновьями?
а) в деревне; б) в селе; в) в городе.
2.Что сеяли братья и отец?
а) рожь; б) овёс; в) пшеницу.
3.Как звали среднего сына старика?
а) Гаврило; б) Данило; в) Владимир.
4.Какого цвета была кобылица, которую поймал Иван?
а) чёрная; б) сивая; в) белая.
5. Как звали отца Ивана?
а) Яков; б) Фёдор; в) Пётр.
6.Что нашёл в лесу Иван? ______________________
7. Что приказал достать царь Ивану в первый раз? _____________________
8.Куда спрятался Иван, чтобы выполнить 1 задание царя?
а) за дерево; б) под дубовое корыто; в) на дерево.
9. Что приказал достать царь Ивану во второй раз? _________________________
10. Что собрал Иван для того, чтобы не заснуть около шатра?
а) камней и гвоздей; б) ракушек и камней; в) гвоздей и щепок.
11. Что попросила достать Царь – девица из океана?
а) кольцо; б) ожерелье; в) перстень.
12. Сколько лет царю?
а) 70; б) 80; в) 90.
13. Сколько кораблей проглотил чудо – кит?
а) 20; б) 30; в) 40.
14.Кто достал перстень из океана?
а) карась; б) ёрш; в) осётр.
15. Что было налито в последнем котле?
а) вода варёная; б) молоко; в) вода студеная.
Фамилия, имя ____________________________
1.Где жил старик со своими сыновьями?
а) в деревне; б) в селе; в) в городе.
2.Что сеяли братья и отец?
а) рожь; б) овёс; в) пшеницу.
3.Как звали среднего сына старика?
а) Гаврило; б) Данило; в) Владимир.
4.Какого цвета была кобылица, которую поймал Иван?
а) чёрная; б) сивая; в) белая.
5. Как звали отца Ивана?
а) Яков; б) Фёдор; в) Пётр.
6.Что нашёл в лесу Иван? ______________________
7. Что приказал достать царь Ивану в первый раз? _____________________
8.Куда спрятался Иван, чтобы выполнить 1 задание царя?
а) за дерево; б) под дубовое корыто; в) на дерево.
9. Что приказал достать царь Ивану во второй раз? _________________________
10. Что собрал Иван для того, чтобы не заснуть около шатра?
а) камней и гвоздей; б) ракушек и камней; в) гвоздей и щепок.
11. Что попросила достать Царь – девица из океана?
а) кольцо; б) ожерелье; в) перстень.
12. Сколько лет царю?
а) 70; б) 80; в) 90.
13. Сколько кораблей проглотил чудо – кит?
а) 20; б) 30; в) 40.
14.Кто достал перстень из океана?
а) карась; б) ёрш; в) осётр.
15. Что было налито в последнем котле?
а) вода варёная; б) молоко; в) вода студеная
kopilkaurokov.ru
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Шеметовская средняя общеобразовательная школа»
Серебряно-Прудского муниципального района Московской области
Конспект урока по литературному чтению на тему:
«П.П. Ершов. Сказка «Конёк-горбунок».»
Выполнила:
учитель начальных классов
Павлова Наталья Викторовна
2016г.
Конспект урока по литературному чтению 4 класс.
ФИО: Павлова Наталья Викторовна
Предмет, класс: литературное чтение, 4 класс
Тема урока: «П.П. Ершов. Сказка «Конёк-горбунок».»
Тип урока: закрепление пройденного Используемые технологии:
— технология использования в обучении игровых методов;
— частично-поисковый метод (обучающиеся самостоятельно решают познавательные задачи, создают и решают проблемные ситуации);
— информационно-коммуникативные технологии;
— здоровьесберегающие технологии.
Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями, презентация.
Цель урока:
создать условия для восприятия и осознания сюжетной линии и эмоционального контекста сказки, для обсуждения нравственного урока, который можно извлечь из содержания сказки
Задачи:
Образовательные
-Продолжить работу со сказкой П.П. Ершова «Конек-горбунок».
-Создать условия для знакомства с композиционными особенностями сказки.
-Сформировать умение у обучающихся сравнивать народные и литературные сказки.
Развивающие
— Продолжить работу по формированию умения видеть скрытый смысл, заключенный в сказках.
— Продолжить работу по развитию общего и литературного.
— Продолжить работу по формированию умения наблюдать, выделять общие и существенные признаки, связи, отношения, выделять главное.
Воспитательные
— Организовать деятельность обучающихся таким образом, чтобы они смогли оформить свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.
— Воспитывать умение сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и результат.
— Формировать творческое отношение к процессу обучения, эмоционально-ценностное отношение к учебной проблеме.
УУД:
-
Личностные УУД: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
-
Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.
-
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.
-
Познавательные УУД: проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Планируемые результаты:
Предметные
— находить необходимый материал в художественном тексте на основе выборочного чтения;
-называть основные события сказочного текста;
-знать основные особенности народной волшебной сказки;
-сравнивать народную и литературные сказки.
Метапредметные
-определять учебные задачи урока, планировать их выполнение;
-самостоятельно делать выводы по итогам рассуждения.
Личностные
-проявлять интерес к чтению литературных и народных сказок;
-понимать, что в основе сказки лежит мечта народа о счастье, о лучшем будущем.
Техническое оборудование урока: мультимедийный проектор, персональный компьютер, ноутбуки учеников с подключением к интернету, доска, экран, учебник «Литературное чтение, 4 класс» ч.1 стр. 37- 61; аудиоприложение к учебнику сказка П. П. Ершова «Конёк-горбунок».
Ход урока.
1. Организационный момент .
Итак, друзья, внимание,
Ведь прозвенел звонок!
Садитесь поудобнее –
Начнём скорей урок!
2.
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. Учитель:
Ребята, какую сказку мы прочитали на прошлом уроке?( Ответы обучающихся). — Нет сомнений, что всех героев сказки вы знаете, а вот убедиться в этом вы сможете сами, выполнив задание:
Учитель:
Какое из заданий вызвало у вас трудности? Где и почему пришлось задержаться? Назовите положительных, отрицательных, нейтральных героев сказки.
Учитель: Выполненное задание свидетельствует о том, что можно идти дальше. Поэтому сегодня на уроке мы ставим перед собой более серьезную цель – быть исследователями сказки. Такой работой занимаются ученые-литературоведы.
Сегодня мы:
1. Определим тип и вид сказки.
2. Проанализируем образы героев, выразим свое и постараемся понять авторское отношение к ним.
3. Ответим на вопрос, как развиваются события, как построено произведение
постараемся узнать, почему сказка никогда не стареет, что несет она нам, современным читателям.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся
Учитель: Для работы в роли исследователей разделимся на 5 групп. Каждая группа выполнит свое задание.
1) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Во
второй строке запишите, кто является главным героем этих сказок.
2) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, о каких событиях рассказывается в этих сказках
3) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, как в них заканчиваются события
Вид сказки | |||
Завершение события |
Работа групп 1, 2, 3 проверяется с помощью презентации. Обучающиеся сравнивают результаты своей работы с образцом.
4) Назовите известные вам народные сказки. В чем сходство и различие их с авторскими?
5) Назовите известные вам авторские сказки. В чем их сходство и различие с авторскими?
Учитель: Подводим итоги работы групп 4 и 5.
Обучающиеся представляют результаты своей работы:
*Народные сказки предназначены для устного рассказа, для слушания. *Авторские сказки в устной форме не существуют.
*Народные сказки не имеют автора, у литературной сказки есть конкретный автор.
*У народной сказки может быть несколько вариантов, потому что она передавалась из уст в уста. У авторской сказки нет вариантов.
*Объединяют авторские и народные сказки вымышленные события.
Учитель: Ребята, дайте полную характеристику сказки П.П. Ершова
Обучающиеся отвечают (авторская, волшебная, потому что в ее основе лежит чудесный мир, фантастические события, чудесные превращения, волшебные помощники, добро побеждает зло).
Учитель: (Аудиозапись сказки ). Прослушайте первые 8 строк сказки. Связаны ли они с развитием событий?
Обучающиеся отвечают (нет, не связаны, это присказка).
Учитель: А какую роль играет присказка в сказке?
Настраивает читателя на восприятие сказки, привлекает его внимание.
Учитель
: В какой части текста обозначено время и место действия, представлены герои, взаимоотношения между ними? Обучающиеся зачитывают часть сказки
Учитель
: Эта часть называется экспозицией, она помогает понять последующие события.
С появлением какого животного все начинается в сказке? С появлением кобылицы. Она родила Ивану «двух коней золотогривых» и «конька-горбунка.»
Учитель
: Такое событие в литературе называется завязкой.
— Какие события неожиданно меняют все в жизни Ивана? Братья украли коней и повели их на продажу, а Иван догнал их на коньке-горбунке, у Ивана появляются враги на конюшне.
Учитель
: Начинаются новые трудности, которые необходимо преодолеть Ивану. Эти трудности называются перипетии.
В какой части действие достигает самой высокой точки напряжения? Найдите и прочитайте. Обучающиеся зачитывают эпизод, когда Иван привозит Жар-птицу.
Учитель
: Это кульминация. В этой сказке кульминация наступает для героя не один раз. Приведите примеры. Эпизод с Царь-девицей, Иван достает кольцо девицы со дна моря, Иван вынужден искупаться в котлах с кипящей водой и молоком.
Учитель
: Прочитайте развязку событий. Добро побеждает зло. За все страдания Иван получает заслуженную награду: «стал красавцем удалым» и был избран царем. Какой жизненный урок мы выносим из сказки? Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее
4. Музыкальная физкультминутка ( аудиофайл ).
5. Первичное применение нового знания :
Выполнить тест, выбрав правильный вариант ответа. 1. Как звали старшего брата? А) Иван Б) Данила В) Гаврила 2. Что взял с собой в караул Иван? А) Краюшку хлеба Б) Вилы и топор В) воду 3. Кого поймал Иван во время своего караула? А) дьявола Б) кобылицу В) Конька – горбунка 4. Когда Иван поймал вора, за что он его удерживал? А) за хвост Б) за гриву В) за поводья 5. Какого роста был конёк – горбунок? А) 4 вершка Б) 3 вершка В) 2 вершка 6. Сколько коней было у Ивана? А) 5 Б) 2 В) 3 7. Сколько конюхов вели коней к царю? А) 8 Б) 10 В) 6 8. На какую должность взял царь Ивана? А) стрелком Б) воеводой В) конюхом
6. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (работа в группах)
Группа 1 Наделите знакомых героев сказок противоположными для них качествами и скажите, как изменится развитие действия Группа 2 Составьте коллективное панно «Сказочная поляна» Группа 3 Измените один из фрагментов сказки. Как все могло бы закончиться? Обучающиеся выполняют самопроверку, учитель выставляет оценки за урок.
7. Домашнее задание.
Посмотрите мультфильм по сказке П.П. Ершова «Конек-горбунок»
8. Рефлексия Учитель:
-Ребята, скажите, над каким литературным произведением мы сегодня работали? -Как вы думаете, почему сказка никогда не стареет? -Как вы считаете, интересно ли взрослым читать сказку П.П. Ершова? -Что нового вы узнали на уроке? Оцените свою работу.
Самоанализ | ||
Достижения | Сложности | Предложения |
Прикрепите пожалуйста к цветочку недостающий лепесток: если наш урок оказался для вас полезным – лепесток синего цвета, если вы считаете, что урок был неинтересным и ненужным – лепесток черного цвета. Спасибо за урок!