Присказка в сказке царевна лягушка 5 класс ответы по литературе

Царевна-лягушка русская народная сказка представляет собой волшебное сказание о мудрости и взаимопомощи. понравилась ли вам сказка? к какому жанру сказок

Царевна-лягушка (русская народная сказка) представляет собой волшебное сказание о мудрости и взаимопомощи.

  1. Понравилась ли вам сказка? К какому жанру сказок она относится (волшебным, бытовым, сказкам о животных)?

Сказка очень красивая. Она относится к жанру волшебных. Это можно понять по превращениям лягушки в Василису премудрую, по фантастическому миру, в котором есть Баба Яга и Кощей Бессмертный. Главными героями в сказке выступают Иван-царевич и Василиса премудрая, поэтому она не о животных.

Присказка в сказке царевна лягушка 5 класс ответы по литературе

Какие особенности народной сказки вы в ней обнаружили (присказка, зачин, концовка, повторы, постоянные эпитеты)? Приведите примеры из текста.

В русской народной сказке «Царевна лягушка» есть все особенности русских народных сказок, кроме присказки.

  • Начинается волшебная история с зачина – «В некотором царстве, в некотором государстве… Младшего звали Иван-царевич»
  • Концовка – «И стали они жить дружно, в любви и согласии»
  • Повторы – жил-был, лягушка-квакушка, подумал-подумал, спать-почивать, коротко ли, близко ли, далеко ли, шел-шел, избушка-избушка.
  • Постоянные эпитеты – утро вечера мудренее, обернулась «красной девицей», ткать да вышивать, добрый молодец, путь держишь, буйну голову.

Царевна-лягушка (русская народная сказка) читается и рассказывается очень легко, на одном дыхании.

  1. Кто главные герои? Почему сказка называется «Царевна-лягушка», хотя не одна она героиня этой сказки?

Главные герои сказки – Иван-царевич, Царевна-лягушка.

Сказка называется Царевна-лягушка, потому что Иван на протяжении половины сказки боролся за нее. Сначала Царевна-лягушка выручала Ивана-царевича, а потом он спасал ее от отца – Кощея.

Еще сказка так называется, потому что отлично передает смысл – жена царевича оборачивалась лягушкой. Если бы она называлась – Иван-царевич, смысл был бы не ясен.

Присказка в сказке царевна лягушка 5 класс ответы по литературе

  1. Как выполняют задания царя Василиса Премудрая и жёны старших царевичей? Расскажите об этом. Как царь оценивает их работу?

Жены других сыновей царя и Василиса Премудрая выполняют такие задания:

  • сначала пекут каравай;
  • затем ткут ковер;
  • напоследок танцуют.

Царь оценивает все результаты стараний жены старшего брата довольно скверно – каравай отдает псам, говорит что ее ковром только коней покрывать.

О каравае жены среднего сына он отзывается тоже не очень лестно – говорит, что такой хлеб едят только во время голодовки. Ковер ее отправляет постелить около ворот.

Про деяния же Василисы Премудрой царь отзывается очень хорошо – говорит, что ее каравай нужно подавать в честь большого праздника, а ковер стелить в царских покоях.

Когда танцует Василиса премудрая, все удивляются ее красоте и волшебству – она создает озеро и лебедей. Другие жены царевичей только смешат публику, потому что бездумно повторяют за Василисой.

Присказка в сказке царевна лягушка 5 класс ответы по литературе

Постарайтесь рассказать близко к тексту эпизод, когда царевна-лягушка приезжает на пир. Каким был пир?

Эпизод:

«Услышали гости, как гром гремит и замок царский трясется. Перепугались все, не поймут, что происходит. Говорит им Иван-царевич: не пугайтесь, гости дорогие, это моя лягушонка в коробчонке едет.

Встали гости из-за столов и смотрят в окно. А там подъезжает карета, расписанная золотом, и из нее выходит девица невиданной красы. А сама светится, как солнце. Все не могут слова проронить, дивятся красоте ее.

Василиса берет Ивана-царевича под руки и идет с ним на пир».

Пир был веселым, громким. Жены царевичей повторяли все действия за Василисой Премудрой, поэтому потом и опозорились.

Царевна-лягушка (русская народная сказка) учит думать своей головой.

  1. Известно, что у этой сказки более 20 вариантов, значит, она совершенствовалась и недаром считается одной из лучших народных сказок. Постарайтесь найти примеры особого склада сказки. Вот один из них: описание работы царевны-лягушки — ритмичное, складное, как стихотворение:

Где кольнёт иглой раз — цветок зацветёт,
где кольнёт другой раз — хитрые узоры идут,
где кольнёт третий — птицы летят…

Пример особого склада сказки:

«Ах, Иван Царевич, да что же ты наделал? Зачем спалил мою лягушечью кожу?… Теперь ищи меня за тридевять земель, в тридевятом царстве в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного. Как три пары железных сапог износишь, три железных хлеба изгрызешь, только тогда отыщешь меня».

Этот отрывок показывает, что царевичу придется столкнуться с большими трудностями. Много времени пройдет, прежде чем он встретится вновь со своей женой.

Присказка в сказке царевна лягушка 5 класс ответы по литературе

Какие варианты этой сказки вам известны? Какие отличия вы в них заметили?

Существует еще вариант Аникина.

В нем Василиса премудрая оборачивается не лебедем, а кукушкой. Изменен и порядок заданий от царя. Сначала он приказывает женам своих сыновей сшить рубашку, а затем только испечь каравай. Отличается в этом варианте зачин и концовка.

Царевна-лягушка (русская народная сказка) имеет множество вариантов, но суть ее неизменна

  1. Сказка — это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. Какие необыкновенные события и приключения связаны с героями сказки «Царевна-лягушка»?

Необыкновенные события в сказке связаны с новыми знакомыми Ивана-царевича. Сначала он встречает говорящую лягушку, затем мудрого старика, бабу ягу, разумных лесных и морских существ.

Основное приключение выпадает на долю Ивана-царевича. Он ищет свою жену в тридевятом царстве в тысячах верст от своего дома. Много времени проходит, прежде чем он находит способ ее освободить. Ему приходится убить Кощея бессмертного.

Кто помогал Ивану-царевичу? Почему?

Ивану помогал старик, потому что он был добрым и мудрым.

Баба Яга могла помогать царевичу по разным причинам – от скуки (от лежания на печи у нее нос в потолок врос), по доброте, потому что сама боялась Кощея Бессмертного.

Медведь, заяц, селезень и щука помогали царевичу, потому что он их пощадил – не стал убивать, чтобы поесть.

За что разгневался Кощей Бессмертный на Василису Премудрую и приказал ей три года квакушкой быть?

Кощей разгневался на свою дочь, потому что она выросла хитрей-мудрей него.

Присказка в сказке царевна лягушка 5 класс ответы по литературе

  1. Почему таким долгим и трудным был путь Ивана-царевича к царевне-лягушке? Что этим хотел сказать сказитель-автор?

Путь был долгим, потому что Ивану пришлось идти в тридесятое царство, за тридевять земель. Еще он не знал точно, где находит Василиса Премудрая. Автор хотел показать этим, что своего счастья нужно добиваться долго и упорно. Как гласит русская пословица – под лежачий камень вода не течет.

Кто помогал Ивану-царевичу? Расскажите о чудесных помощниках.

Ивану царевичу помогали:

  • Старик – он дал царевичу клубок, который его вел в лес Кощея Бессмертного.
  • Баба яга – у нее Иван поел и в бане помылся, а еще узнал, как убить Кощея Бессмертного.
  • Животные – они ловили других животных, которых нужно было поймать, чтобы убить Кощея.

Царевна-лягушка (русская народная сказка) имеет глубокий смысл и интересный сюжет.

Источник: Вопросы по сказке Царевна-лягушка

Действующие лица

  • Царь.
  • Старший сын царя.
  • Средний сын царя.
  • Иван, младший сын царя.
  • Боярская дочь — невеста старшего сына.
  • Купеческая дочь — невеста младшего сына.
  • Лягушка (она же впоследствии Василиса Премудрая) — невеста Ивана.
  • Кощей Бессмертный — главный злодей.
  • Баба-Яга — в данной сказке (как и в ряде других) выполняет функции волшебного помощника.

«Царевна-лягушка» — русская народная сказка, по жанру — волшебная чудесная (повествующая о чуде) сказка. В основе ее сюжета лежит рассказ о поиске и освобождении от плена и колдовства невесты. Также эта сказка поучительно-моральная, где в форме увлекательного повествования до читателя доносятся моральные основы человеческого бытия.

Время действия сказки – неопределенно-прошедшее («В старые годы у одного царя было три сына»).

Место действия: 1) реальный мир, где происходит поиск невесты, свадьба, испытание невесты, нарушение запрета (герой сказки сжигает лягушиную кожу). 2) мир фантастический, «потусторонний» — «тридевятое царство», куда отправляется герой сказки в поисках возлюбленной, отнятой в наказание за нарушение запрета.

Герои русской народной сказки «Царевна-лягушка«:

Заглавная героиня сказки – царевна-лягушка, в которую превращена разгневанным отцом царевна Василиса Премудрая. Благодаря помощникам (мамки, няньки), собственным чудесным умениям (волшебным образом создала на царском пиру озеро с лебедями) и сказочной красоте с честью выдерживает царские испытания для невесток. Заточена Кощеем в наказание за нарушение запрета Иваном-царевичем.

Основная мысль, связанная с образом царевны-лягушки: не стоит судить о человеке по внешнему виду, следует оценивать людей по их делам, по внутренним достоинствам.

Главный герой народной сказки «Царевна-лягушка» — младший сын царя Иван-царевич, не ищет богатства (в отличие от старших царевичей), покоряется отцу и судьбе и женится на болотной лягушке. На его долю выпадают самые трудные испытания: ему приходится отправиться в нелегкий путь в тридевятое царство, найти и освободить Василису, одолев Кощея Бессмертного.

С образом Ивана-царевича связаны следующие идеи:

1) Никакие проступки не остаются безнаказанными (нарушил запрет – лишился возлюбленной).

2) Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе (золотое правило нравственности). Только благодаря своим нравственным качествам Иван-царевич заручился поддержкой чудесных помощников.

3) За свое счастье нужно бороться, ничто не достается легко, торжества добра и справедливости можно добиться только пройдя через различные испытания. Только тогда, когда человек станет достойным счастья, добро победит.

Герой-отправитель – царь, отправляющий сыновей на поиск невест, подвергающий испытаниям своих невесток.

Герои-антагонисты: старшие братья Ивана-царевича, более удачливые в выборе невест, принесших женихам богатое приданое, противопоставлены главному герою. Главной героине противопоставлены жены старших царевичей, прямо соперничающие с царевной лягушкой за доброе к ним расположение царя.

Герои-помощники: мамки-няньки, помогающие Василисе Премудрой справиться с царскими испытаниями; чудесные говорящие звери (медведь, заяц и щука); помощник-даритель (старый старичок, подаривший Ивану-царевичу путеводный клубок); Баба-яга, указавшая, местонахождение Василисы Премудрой и способ одолеть Кощея.

Герой-вредитель – Кощей Бессмертный, в сказке «Царевна-лягушка», как и в других русских народных сказках, предстаёт похитителем женщин, превращающим их в рабынь. Кощей способен распоряжаться судьбами и жизнями людей. Сам же он бессмертен. Его смерть «на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и тот дуб Кощей Бессмертный как свой глаз бережет».

Однако, как бы ни была невозможна смерть Кощея, главный герой сказки все же добивается его уничтожения. Таким образом в народной сказке «Царевна-лягушка» проводится идея торжества добра и справедливости.

Композиционно сказка «Царевна-лягушка» построена согласно традиции русских народных волшебных сказок. Здесь присутствуют типичный сказочный зачин и концовка, присказки, троекратные повторы, постепенное усиление напряженности событий (после заточения Василисы в царстве Кощея действие становится более динамичным), особое временно-пространственное построение мира чудесной волшебной сказки.

В языковом отношении русская народная сказка «Царевна-лягушка» является примером высокого мастерства народных сказителей: она очень поэтична. Благодаря своим высоким художественным достоинствам «Царевна-лягушка» стала излюбленным хрестоматийным текстом.

«Царевна-лягушка», как и другие волшебные сказки, вызывает особый интерес у детей.

В равной степени дети ценят и развитие действия, связанное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел, и идеальные герои, и счастливый конец.

В сказке «Царевна-лягушка» скрыт обширный материал для развития творческих способностей ребенка, усиления его познавательной активности, для самораскрытия, саморазвития личности. Благодаря всему изложенному, русская народная сказка «Царевна-лягушка» занимает достойное место среди сказок для детей.

Краткое содержание

Когда настало время женить царских сыновей, царь велел им пустить из лука по стреле. Куда стрела полетит, там и судьба их ждёт.

Стрела старшего сына попала на боярский двор, среднего — на купеческий. А младшего — Ивана — угодила в болото. Иван нашёл эту стрелу у лягушки, которая сказала, что она теперь его невеста. Делать нечего — принёс Иван домой лягушку. Все смеялись, конечно.

Как только справили три свадьбы, царь велел невесткам умения демонстрировать. Для начала — сшить ему по рубахе. Опечаленный Иван пришёл к Лягушке, поделился с ней, а та ему велела спать: завтра всё образуется.

Иван уснул, а супруга его сбросила лягушачью кожу и превратилась в Василису Премудрую. Василиса кликнула своих нянек и приказала к утру сшить для царя рубаху. Утром Иван был поражён, увидев рубаху — да не простую, а драгоценными камнями и хитрыми узорами украшенную.

Царя работы двух невесток разочаровали, только рубашка Лягушки пришлась ему по душе.

Следующим заданием было испечь хлеб. Жёны старших братьев хотели подсмотреть за Василисой, но та схитрила: замесила тесто, верх печки сломала и сверху поставила квашню. Конечно, у Василисы получился изумительный хлеб, а у её невесток — горелые корки.

В качестве последнего испытания царь пригласил невесток на пир. Иван был очень смущён: как же он придёт с Лягушкой? Но жена ему велела ехать самому — а она прибудет позже. Когда Иван уехал, Лягушка сбросила кожу и сделалась красавицей. И на пиру поразила царя танцами: взмахнёт одним рукавом — озеро появится, взмахнёт другим (в который косточки за обедом прятала) — лебеди на озере.

Понравилось Ивану, что жена такая красивая. Пока шёл пир, он прибежал домой и лягушачью шкуру сжёг. Василиса как вернулась — ахнула: ей оставалось всего три дня быть лягушкой, а теперь её заберёт Кощей.

Кощей действительно похитил Василису, и Иван пошёл её искать. По дороге ему встретился добрый старичок, который дал Ивану волшебный клубочек, указывающий дорогу. По пути Иван проявил свою доброту: спас щуку и не стал стрелять в медведя, селезня и зайца.

Клубочек привёл Ивана к Бабе-Яге, а та рассказала, где смерть Кощея таится. Пришёл Иван к дубу, на котором сундук со смертью Кощея, а что делать — не знает. Но прибежал медведь, дуб повалил. Сундук свалился, из него выскочил заяц. Но другой заяц, спасённый Иваном, этого разорвал. Из зайца вылетела утка, но её клюнул спасённый Иваном селезень. Утка выронила в море яйцо, а щука его достала. Извлёк Иван из яйца иголку, сломал — и Кощею смерть пришла. А Иван с Василисой жили долго и счастливо.

Анализ сказки «Царевна-лягушка»

Сказка «Царевна-лягушка» является волшебной

(мифологической), так как в основе ее сюжета много
архаичных
элементов: анимистическое представление о возможности брака человека и животного, магические действия, слова и предметы, традиционный мотив добывания невесты у мифологического противника, наличие мифологических героев (Василиса Прекрасная, Кощей Бессмертный, баба-яга) и чудесных помощников (благодарные животные, помогающие добыть смерть Кощея).
Героями
сказки являются Иван-царевич и его чудесная жена Василиса Прекрасная, типичные персонажи сказочного мотива «добывание невесты».
Характер
Ивана-царевича раскрывается в соответствии с народным этическим идеалом: он добр, честен, верен данному слову, способен ради любимого человека рисковать жизнью, милосерден по отношению к слабым. Василиса Прекрасная обладает магическими способностями, что роднит ее с мифологическими персонажами (Кощеем и бабой-ягой) и миром природы (она вынуждена оставаться до определенного времени в образе лягушки).
История встречи героев
и временной разлуки по вине Ивана-царевича является основой сюжета, который открывается традиционным зачином, вводящим в особый мир сказки.
Экспозицией
является решение царя женить трех сыновей необычным образом: пустив стрелу «по белу свету», т.е. положившись на судьбу. Стрела младшего сына упала в болото и подхватила ее лягушка. Кажется, что решение героя взять лягушку в жены можно считать завязкой сюжета, однако это не так, потому что это действие не является началом конфликта сил добра и зла, который обязателен для развития действия и достижения кульминации и развязки. В данной сказке продолжительная экспозиция: она включает три испытания жен царевичей и завершается необдуманным поступком Ивана-царевича – сжиганием кожи лягушки. Следовательно,
завязкой
сюжет является нарушение запрета, которое нарушает равновесие сил добра и зла и Василиса Прекрасная вынуждена подчиниться воле Кощея. Иван царевич отправляется на поиски жены и проявляет смелость при встрече с Бабой-ягой и доброту при встрече с животными. С помощью мифологического помощника (Бабы-яги) и благодарных ему животных он достигает
кульминации
: добывает магический предмет – яйцо, в котором заключена смерть Кощея и побеждает его. Смерть Кощея является
развязкой
сказочного сюжета, а возвращение героев домой–
традиционной концовкой
.

«Царевна лягушка».

В старые годы у одного царя было три сына. Вот, когда сыновья стали на возрасте, царь собрал их и говорит:

— Сынки, мои любезные, покуда я ещё не стар, мне охота бы вас женить, посмотреть на ваших деточек, на моих внучат.

Сыновья отцу отвечают:

— Так что ж, батюшка, благослови. На ком тебе желательно нас женить?

— Вот что, сынки, возьмите по стреле, выходите в чистое поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша.

Сыновья поклонились отцу, взяли по стреле, вышли в чистое поле, натянули луки и выстрелили.

У старшего сына стрела упала на боярский двор, подняла стрелу боярская дочь. У среднего сына упала стрела на широкий купеческий двор, подняла её купеческая дочь.

А у младшего сына, Ивана-царевича, стрела поднялась и улетела сам не знает куда. Вот он шёл, шёл, дошёл до болота, видит — сидит лягушка, подхватила его стрелу. Иван-царевич говорит ей:

— Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу. А лягушка ему отвечает:

— Возьми меня замуж!

— Что ты, как Я возьму себе в жёны лягушку?

— Бери, знать, судьба твоя такая.

Закручинился Иван-царевич. Делать нечего, взял лягушку, принес домой. Царь сыграл три свадьбы: старшего сына женил на боярской дочери, среднего — на купеческой, а несчастного Ивана-царевича — на лягушке.

Вот царь позвал сыновей:

— Хочу посмотреть, которая из ваших жён лучшая рукодельница. Пускай сошьют мне к завтрему по рубашке.

Сыновья поклонились отцу и пошли.

Иван-царевич приходит домой, сел и голову повесил. Лягушка, по полу скачет, спрашивает его:

— Что, Иван-царевич, голову повесил? Или горе какое?

— Батюшка, велел тебе к завтрему рубашку сшить. Лягушка отвечает:

— Не тужи, Иван-царевич, ложись лучше спать, утро вечера мудренее.

Иван-царевич лег спать, а лягушка, прыгнула на крыльцо, сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей, что и в сказке, не расскажешь.

Василиса Премудрая ударила в ладоши и крикнула:

— Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь! Сшейте мне к утру такую рубашку, какую видела я у моего родного батюшки.

Иван-царевич утром проснулся, лягушка, опять по полу скачет, а уж рубашка лежит на столе, завернута в полотенце. Обрадовался Иван-царевич, взял рубашку, понес к отцу. Царь в это время принимал дары от больших сыновей. Старший сын развернул рубашку, царь принял её и сказал:

— Эту рубашку, в черной избе носить. Средний сын развернул рубашку, царь сказал:

— В ней только, в баню ходить.

Иван-царевич развернул рубашку, изукрашенную златом-серебром, хитрыми узорами. Царь только взглянул:

-Ну, вот это рубашка — в праздник её надевать. Пошли братья по домам — те двое — и судят между собой:

— Нет, видно, мы напрасно смеялись над женой Ивана-царевича: она не лягушка, а какая-нибудь хитра… Царь опять позвал сыновей:

— Пускай ваши жёны испекут мне к завтрему хлеб. Хочу узнать, которая лучше стряпает.

Иван-царевич голову повесил, пришёл домой. Лягушка, его спрашивает:

— Что закручинился? Он отвечает:

— Надо к завтрему испечь царю хлеб.

— Не тужи, Иван-царевич, лучше ложись спать, утро вечера мудренее.

А те невестки, сперва-то смеялись над лягушкой, а теперь послали одну бабушку-задворенку, посмотреть, как лягушка будет печь хлеб.

Лягушка хитра, она это смекнула. Замесила квашню; печь сверху разломала да прямо туда, в дыру, всю квашню и опрокинула. Бабушка-задворенка прибежала к царским невесткам; все рассказала, и те так же стали делать.

А лягушка прыгнула на крыльцо, обернулась Василисой Премудрой, ударила в ладоши:

— Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь! Испеките мне к утру мягкий белый хлеб, какой я у моего родного батюшки ела.

Иван-царевич утром проснулся, а уж на столе лежит хлеб, изукрашен разными хитростями: по бокам узоры печатные, сверху города с заставами.

Иван-царевич обрадовался, завернул хлеб в ширинку, понес к отцу. А царь в то время принимал хлебы от больших сыновей. Их жены-то поспускали тесто в печь, как им бабушка-задворенка сказала, и вышла у них одна горелая грязь. Царь принял хлеб от старшего сына, посмотрел и отослал в людскую. Принял от среднего сына и туда же отослал. А как подал Иван-царевич, царь сказал:

— Вот это хлеб, только, в праздник его есть. И приказал царь трем своим сыновьям, чтобы завтра явились к нему на пир вместе с жёнами.

Опять воротился Иван-царевич домой невесел, ниже плеч голову повесил. Лягушка, по полу скачет:

— Ква, ква, Иван-царевич, что закручинился? Или услыхал от батюшки слово неприветливое?

— Лягушка, лягушка, как мне не горевать! Батюшка наказал, чтобы я пришёл с тобой на пир, а как я, тебя людям покажу?

Лягушка отвечает:

— Не тужи, Иван-царевич, иди на пир один, а я вслед за тобой буду. Как услышишь стук да гром, не пугайся. Спросят тебя, скажи: “Это моя лягушонка, в коробчонке едет”.

Иван-царевич и пошёл один. Вот старшие братья приехали с жёнами, разодетыми, разубранными, нарумяненными, насурьмленными. Стоят да над Иваном-царевичем смеются:

— Что же ты без жены пришёл? Хоть бы в платочке её принес. Где ты такую красавицу выискал? Чай, все болота исходил.

Царь с сыновьями, с невестками, с гостями сели за столы дубовые, за скатерти браные — пировать. Вдруг поднялся стук да гром, весь дворец затрясся. Гости напугались, повскакали с мест, а Иван-царевич говорит:

— Не бойтесь, честные гости: это моя лягушонка, в коробчонке приехала.

Подлетела к царскому крыльцу золоченая карета о шести белых лошадях, и выходит оттуда Василиса Премудрая: на лазоревом платье — частые звезды, на голове — месяц ясный, такая красавица — ни вздумать, ни взгадать, только, в сказке сказать. Берёт она Ивана-царевича за руку и ведёт за столы дубовые, за скатерти браные.

Стали гости есть, пить, веселиться. Василиса Премудрая испила из стакана да последки себе за левый рукав вылила. Закусила лебедем да косточки, за правый рукав бросила.

Жёны больших-то царевичей увидали её хитрости и давай то же делать.

Попили, поели, настал черед плясать. Василиса Премудрая подхватила Ивана-царевича и пошла. Уж она плясала, плясала, вертелась, вертелась — всем на диво. Махнула левым рукавом — вдруг сделалось озеро, махнула правым рукавом — поплыли по озеру белые лебеди. Царь и гости диву дались.

А старшие невестки пошли плясать: махнули рукавом — только гостей забрызгали, махнули другим — только кости разлетелись, одна кость царю в глаз попала. Царь рассердился и прогнал обеих невесток.

В ту пору Иван-царевич отлучился потихоньку, побежал домой, нашёл там лягушечью кожу и бросил её в печь, сжёг на огне.

Василиса Премудрая возвращается домой, хватилась — нет лягушечьей кожи. Села она на лавку, запечалилась, приуныла и говорит Ивану-царевичу:

— Ах, Иван-царевич, что же ты наделал! Если бы ты ещё только три дня подождал, я бы вечно твоей была. А теперь прощай. Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, у Кощея Бессмертного…

Обернулась Василиса Премудрая серой кукушкой и улетела в окно. Иван-царевич поплакал, поплакал, поклонился на четыре стороны и пошёл куда глаза глядят — искать жену, Василису Премудрую. Шёл он близко ли, далёко ли, долго ли, коротко ли, сапоги проносил, кафтан истёр, шапчонку дождик иссёк. Попадается ему навстречу старый старичок.

— Здравствуй, добрый молодец! Что ищешь, куда путь держишь?

Иван-царевич рассказал ему про своё несчастье. Старый старичок говорит ему:

— Эх, Иван-царевич; зачем ты лягушечью кожу спалил? Не ты её надел, не тебе её было снимать. Василиса Премудрая хитрей, мудреней своего отца уродилась. Он за то осерчал на неё и велел ей три года быть лягушкой. Ну, делать нечего, вот тебе клубок: куда он покатится, туда и ты ступай за ним смело.

Иван-царевич поблагодарил старого старичка и пошёл за клубочком. Клубок катится, он за ним идет. В чистом поле попадается ему медведь. Иван-царевич нацелился, хочет убить зверя. А медведь говорит ему человеческим голосом:

— Не бей меня, Иван царевич, когда-нибудь тебе пригожусь.

Иван-царевич пожалел медведя, не стал его стрелять, пошёл дальше. Глядь, летит над ним селезень. Он нацелился, а селезень говорит ему человеческим голосом:

— Не бей меня, Иван-царевич! Я тебе пригожусь, Он пожалел селезня и пошёл дальше. Бежит косой заяц. Иван-царевич опять спохватился, хочет в него стрелять, а заяц говорит человеческим голосом:

— Не убивай меня, Иван-царевич, я тебе пригожусь. Пожалел он зайца, пошёл дальше. Подходит к синему морю и видит — на берегу, на песке, лежит щука, едва дышит и говорит ему:

— Ах, Иван-царевич, пожалей меня, брось в синее море!

Он бросил щуку в море, пошёл дальше берегом. Долго ли, коротко ли, прикатился клубочек к лесу. Там стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается.

— Избушка, избушка, стань по-старому, как мать поставила: к лесу задом, ко мне передом.

Избушка повернулась к нему передом, к лесу задом. Иван-царевич взошёл в неё и видит — на печи, на девятом кирпичи, лежит Баба-яга, костяная нога, зубы — на полке, а нос в потолок врос.

— Зачем, добрый молодец, ко мне пожаловал? — говорит ему Баба-яга. — Дело пытаешь или от дела летаешь?

Иван-царевич ей отвечает:

— Ах ты, старая хрычовка, ты бы меня прежде напоила, накормила, в бане выпарила, тогда бы и спрашивала.

Баба-яга его в бане выпарила, напоила, накормила, в постель уложила, и Иван-царевич рассказал ей, что ищет свою жену, Василису Премудрую.

— Знаю, знаю, — говорит ему Баба-яга, — твоя жена теперь у Кощея Бессмертного. Трудно её будет достать, нелегко с Кощеем сладить: его смерть на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и тот дуб Кощей Бессмертный, как свой глаз, бережёт.

Иван-царевич у Бабы-яги переночевал, и наутро она ему указала, где растет высокий дуб. Долго ли, коротко ли, дошёл туда Иван-царевич, видит — стоит, шумит высокий дуб, на нем казённый сундук, а достать его трудно.

Вдруг, откуда ни взялся, прибежал медведь и выворотил дуб с корнем. Сундук упал и разбился. Из сундука выскочил заяц — и наутек во всю прыть. А за ним другой заяц гонится, нагнал и в клочки разорвал. А из зайца вылетела утка, поднялась высоко, под самое небо. Глядь, на неё селезень кинулся, как ударит её — утка яйцо выронила, упало яйцо в синее море.

Тут Иван-царевич залился горькими слезами — где же в море яйцо найти! Вдруг подплывает к берегу щука и держит яйцо в зубах. Иван-царевич разбил яйцо, достал иголку и давай у неё конец ломать. Он ломает, а Кощей Бессмертный бьется, мечется. Сколько ни бился, ни метался Кощей, сломал Иван-царевич у иглы конец, пришлось Кощею помереть.

Иван-царевич пошёл в Кощеевы палаты белокаменные. Выбежала к нему Василиса Премудрая, поцеловала его в сахарные уста. Иван-царевич с Василисой Премудрой воротились домой и жили долго и счастливо до глубокой старости.

Литература

5 класс

Урок № 3

Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

• сказка как вид народной прозы;

• виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных;

• сказочные формулы и приёмы сказочного повествования.

Тезаурус

Сказка – устное повествовательное произведение волшебного, авантюрного или бытового содержания с установкой на вымысел, рассказанное в развлекательных и поучительных целях.

Присказка – шутливое вступление или концовка народной сказки, рассказа, обычно не связанные с их содержанием; иногда в виде прибаутки, поговорки.

Зачин – устойчивая формула, с которой начинаются фольклорные произведения. Служит для описания места, где будут происходить дальнейшие события, а также для того, чтобы познакомить слушателей с основными героями сюжета.

Постоянные эпитеты – красочное определение, неразрывно сочетающееся с определяемым словом и образующее при этом устойчивое образно поэтическое выражение.

Сказочные формулы – устойчивые и ритмически организованные прозаические фразы, которые используются в фольклорных сказках.

Троичность – художественный приём, который характерен для повествования в фольклорных произведениях и заключающийся в трёхкратном повторении действия.

Концовка – устойчивая словесная формула, которой завершается повествование в народных сказках и былинах.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература. 5 кл.: Учебник в 2 ч. – М.: Просвещение, 2019, стр. 304

2. Иванова Е.В., Дидактические материалы по литературе: 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112

3. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 5 кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2019, стр. 80

Дополнительная литература:

1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Книга для учителя. – М. Просвещение, 1996, стр. 254

2. Гороховская Л. Н., Марьина О. Б. Проверочные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 96

3. Гороховская Л. Н., Марьина О. Б. Контрольные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112

4. Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 400

5. Егорова Н. В. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 80

6. Карасева И. В.,Пташкина В. Н. Литература. 5 кл.: Поурочное планирование. – М.: Учитель, 2017 – стр. 279

7. Ляшенко Е. Л. Тесты по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр.80

8. Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 кл. – М.: Просвещение, 2019, стр. 64

Открытые электронные ресурсы:

1. Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания http://www.nlr.ru:8101/res/inv/ic/sprav.htm (16.06.2019)

2. Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору. http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm (16.06.2019)

3. Поиск книг в электронных библиотеках Рунета http://www.eboogle.net/ (16.06.2019)

4. Все книги России, библиографический каталог http://www.biblus.ru/Default.aspx (16.06.2019)

5. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских писателей http://feb-web.ru/ (16.06.2019)

6. Методико-литературный Интернет-сервер «Урок литературы» http://mlis.ru/ (16.06.2019)

7. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. http://www.philosophy.ru/edu/ref/rudnev/ (16.06.2019)

8. Раздел «Литература» на проекте «Мир энциклопедий» http://www.encyclopedia.ru/literature.html (16.06.2019)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Что собой представляет сказка как жанр? Каковы основные признаки волшебных историй, которые исследователи относят к сказкам? Прежде всего, это один из древнейших фольклорных жанров, известных нам. Многие годы они передавались из уст в уста на деревенских посиделках, от бабушек внукам, от нянь ребятишкам. А появились они, наверное, тогда, когда древние люди после долгого дня сели у костра, и один их них рассказал не о том, как прошёл его реальный день, а удивительную историю.

Чем она была так удивительна? Может быть тем, что в ней были необычные герои, предметы стали волшебными, звери говорящими? А может быть, это была история про неведомых зверей и птиц…

С тех самых пор самым дорогим и желанным гостем на долгих зимних посиделках стали люди, обладающие очень хорошей памятью или фантазией, чтобы рассказать услышанную от кого-то историю, либо придумать свою. Таких людей называли сказителями или сказочниками.

Сказитель – рассказчик народных сказок, легенд и былин, часто под аккомпанемент гуслей. Имел исключительный статус повествователя: когда он говорил – все слушали.

Раньше, чтобы было не скучно работать и не жечь лишние лучины, ведь электричества не было, деревенские девушки, женщины собирались в одном доме и либо пряли на прялках, либо вышивали, шили одежду – занимались рукоделием. И сказительница с ними тоже занималась чем-то, так что привлечь внимание гуслями у неё не было возможности, тогда за общей беседой она начинала рассказ с присказки.

Присказка – шутливое вступление или концовка народной сказки, рассказа, обычно не связанное с их содержанием, иногда в виде прибаутки, поговорки. Например:

Жил-был царь.

У царя был двор.

На дворе был кол.

На колу – мочало. Не начать ли сказку сначала?

У многих сказочников были излюбленные сюжеты – у кого-то волшебные, у кого-то бытовые, кто-то предпочитал рассказывать о животных.

В фольклоре выделяют 3 типа сказок:

1. Сказки о животных.

2. Волшебные сказки.

3. Бытовые сказки.

Самую большую группу составляют волшебные сказки, где развитию замысловатого сюжета способствуют необыкновенные герои и чудесные существа. В волшебных сказках действуют герои тёмного мира, к которым традиционно относят Кощея Бессмертного, Змея Горыныча, Бабу Ягу и Соловья-разбойника.

Светлый мир представлен Иваном Царевичем, Василисой Премудрой и героями, не имеющими благородного происхождения – например, Емеля или Крошечка-Хаврошечка.

Рассмотрим сказку «Царевна-лягушка».

Начинается сказка со слов: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И было у него три сына. Младшего звали Иван Царевич». Это традиционное сказочное начало. Такая устойчивая формула, переходящая из сказки в сказку, называется зачином.

Зачин – это начало сказочного повествования. Он служит для описания места, где будут происходить дальнейшие события (В некотором царстве, в некотором государстве…), а также для того, чтобы познакомить слушателей с основными героями сюжета (царь и три сына).

Три – магическое число для этой сказки: три сына у Царя-батюшки, три задания от него получают невестки, три пары железных сапог износить Ивану Царевичу и так далее. Троичность – художественный приём, который характерен для повествования в фольклорных произведениях, и заключающийся в трёхкратном повторении действия.

Кульминацией, моментом наивысшего напряжения сюжетного действия, в волшебной сказке является битва тёмных и светлых сил. Обрадовался Царевич, разбил яйцо, достал иглу и отломил у неё кончик. И как только отломил – умер Кощей Бессмертный, прахом рассыпался.

После окончания приключений героев ждет возвращение домой, пир или свадьба.

Сказочник заканчивал рассказ традиционно. Например: «И я там был, мёд-пиво пил – по усам текло, да в рот не попало…».

Такие выражения, переходящие из одного сюжета в другой, называются концовкой.

Концовка – завершающие фразы сказки. Они возвращают слушателя в реальный мир или содержат поучение: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Мы уже обратили внимание, что язык сказки наполнен выражениями, знакомыми нам по другим сказкам. Такие выражения называются сказочными формулами. Они встречаются не только в зачине и концовке, но и соединяют некоторые детали сюжета: «Долго ли коротко ли». Или присутствуют в речи: «Фу-ты, ну-ты, русским духом пахнет!».

Повторяются и характеристики многих герои и предметов (красна девица, добрый молодец, золотое веретено).

Постоянный эпитет – красочное определение, неразрывно сочетающееся с определяемым словом и образующее при этом устойчивое образно-поэтическое выражение (синее море, белокаменные палаты, красна девица, ясный сокол, сахарные уста).

Каждая сказка имела мораль — добро всегда побеждало зло.

Теоретический материал для углубленного изучения

Эта сказка записана собирателем сказок А. Н. Афанасьевым под номером 104. Это одна из самых известных сказок в русском фольклоре. Исследователи считают, что её корни находятся в языческих верованиях, когда для удачной охоты мужчине надо было совершить обряд женитьбы на тотемном животном, в данном случае – лягушке. В славянской мифологии это животное обладало магией плодородия, повелевало дождями. Кроме того, в сказке есть отзвуки и матриархата. Надо сказать, что сюжет, когда невеста превосходит жениха умом и богатством – не редкость для русских сказок.

Доктор филологических наук Е. М. Мелетинский в своей книге «Герой волшебной сказки» писал: «Сказка – один из древнейших видов словесного искусства. Она уходит корнями в народное творчество доклассовой эпохи и до сего дня остается спутником человека, доставляя ему огромное художественное наслаждение. Высокие поэтические достоинства сказки в значительной мере объясняются тем, что в ней выражены накопившиеся столетиями мысли и чувства народа».

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный выбор.

Из предложенных словосочетаний выберите то, где есть постоянный эпитет:

1) Красна девица

2) Долго ли, коротко ли…

3) Жили-были….

Вспоминаем пройденный материал и делаем вывод, что постоянный эпитет – это «красна девица».

Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте.

Вставьте в текст подходящие по смыслу слова из списка ниже:

– Ах, Иван Царевич, что же ты наделал! Если бы ты еще ______ подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в _______ царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного. Как ______ железных сапог износишь, как _________ железных хлеба изгрызёшь – только тогда и разыщешь меня…

Слова: три дня, тридесятое, три пары, три.

Это задание на знание текста сказки, на закрепление пройденного материала – троичность в сказке. Нужно вспомнить, что такое троичность и заполнить пропуски.

Правильный ответ:

Три дня, тридесятое, три пары, три

– Ах, Иван Царевич, что же ты наделал! Если бы ты еще три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного. Как три пары железных сапог износишь, как три железных хлеба изгрызёшь – только тогда и разыщешь меня…

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

муниципальное общеобразовательное учреждение

«школа № 116 города донецка»

Конспект открытого урока по литературе

для 5 класса

«Русская народная сказка «Царевна-лягушка».

Народная мораль в характере и поступках героев.

Образ невесты-волшебницы»

99737765 1

Подготовила:

учитель украинского языка и литературы

МОУ «Школа №116 г.Донецка»

Сташевская И.Е.

г.Донецк

Цели:  

повторить структурные элементы сказки, виды народных сказок;

учить анализировать и делать выводы, раскрывать тему и проблематику прочитанной сказки; характеризовать персонажей сказки; оценивать поступки сказочных героев и выражать собственное отношение к ним в развернутой форме;

развивать умения пересказывать, формулировать мораль сказки, находить отраженные в ней народные идеалы,

формировать навыки работы с иллюстрациями и текстом, выразительного чтения;

воспитывать нравственные качества, эстетические чувства, интерес к произведениям устного народного творчества, формировать представления о подлинных ценностях.

Оборудование: учебник, иллюстрации, демонстрационный и раздаточный материал, цветные карандаши.

 Ход урока

I. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке,

Ручка, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку … (пять).

Девиз нашего урока: “ Пожелаем друг другу успеха!”

ІІ. Постановка цели и задач.

— Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работать над содержанием сказки. Нам предстоит определить мораль в характере героев, рассмотреть образ невесты-волшебницы.

ІІІ. Проверка домашнего задания.

1.Беседа.

— Что такое сказка?

— Для чего нужны чудеса в сказках?

— Какие виды народных сказок вам известны?

— Расскажите о построении сказок.

— Назовите свойства сказки:

– особая композиция (зачин, счастливый конец),

– добро всегда побеждает зло,

– герою помогают волшебные помощники,

– прием троекратного повтора,

– особые речевые обороты.

Есть ли в прочитанной сказке присказка? А зачин? Прочитайте его.

— Что такое постоянные эпитеты? Приведите примеры из сказки.

— Назовите любимых героев русских народных сказок.

— Понравилась ли вам сказка «Царевна-лягушка»? Почему?

— К какому виду сказок она относится?

— Назовите  героев сказки. 

 — Кто из героев понравился вам больше всего и почему?

 — Что вы знаете об этих героях? Что можете о них рассказать?

2. Индивидуальные сообщения учеников.

Иван-царевич – один из главных персонажей русского фольклора, борется со злом, помогает обиженным или слабым. Как сказочный персонаж он появился в конце 18 – начале 19 в. Главное действующее лицо во множестве сказочных сюжетов.

Василиса Премудрая – персонаж русских народных волшебных сказок. В большинстве из них Василиса Премудрая – дочь морского царя, наделенная мудростью и способностью превращения. Тот же женский образ выступает под именем Марьи Моревны, Елены Прекрасной.

Кощей Бессмертный – отрицательный персонаж русских сказок. Царь, иногда – всадник на волшебном коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скрягой и скупцом. Вода сообщает Кощею сверхъестественную силу.

Баба Яга – персонаж восточных и западных славян, старуха, наделенная магической силой, ведунья. Живет в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окруженной частоколом из человеческих костей, летает в ступе. Часто в ее доме находится Кот, являющийся охранником и советчиком, или Мышь. Баба Яга – отрицательная героиня, но иногда помогает главному герою одолеть своего противника.

3. Задание «Исправь ошибки».

Ученик 5 класса, наспех выполняя домашнее задание, перепутал план русской народной сказки «Царевна-лягушка». В тетради пятиклассника было написано следующее:

План русской народной сказки «Царевна-лягушка»

1. Встреча Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем, щукой.

2. Иван-царевич и «старый старичок».

3. Иван-царевич и Баба Яга.

4. Сватовство царевичей.

5. Приказы царя (испечь каравай хлеба, выткать ковёр за одну ночь, приехать на пир).

6. Спасение Василисы Премудрой.

Помоги ученику исправить ошибки.

4. Лексическая работа.

Объясните значение слов: лытать, пытать, кручиниться, тужить, мудреный, молвить, дивиться, снарядиться.

Лытать — уклоняться от дела, бегать работы

Пытать – (устаревшее значение слова) проверять чьи-либо качества

Кручиниться – горевать, печалиться

Тужить – горевать, тосковать, печалиться

Мудреный – загадочный, непонятный, трудный, замысловатый

Молвить – говорить, сказывать

Дивиться – удивляться, поражаться чему-либо

Снарядиться – запастись всем необходимым при отправлении куда-нибудь

IV. Анализ сказки.

1. Проблемный вопрос «Почему героиня в сказке превращена именно в лягушку?»

Индивидуальное сообщение ученика.

Согласно поверьям, лягушка – лунное животное, приносящее дождь. Символ плодородия, плодовитости. Означает обновление жизни и воскресение.

В христианстве она символизирует и положительные качества (связь с плодородием, производительной силой, возрождением), и отрицательные (связь с темным миром, болезнью, смертью).

Притча.

«Упали две лягушки в кувшин с молоком. Одна лягушка не нашла в себе силы бороться и сразу утонула. А вот вторая решила побороться за жизнь, и так активно барахталась и била лапками и хотела выбраться, что взбила масло и выпрыгнула из кувшина!»

-Почему второй лягушке удалось выжить?

У всякой сказки есть свои «условия». Если бы их не было, то и сказки бы не было. Необычные ситуации и положения – особые приметы любой сказки.

 — Где нашли невест старшие братья?

 — Почему Иван-царевич вначале хотел «отступиться от своей находки», «бежать»?

(Конечно же, внешний облик «болотной красавицы» напугал царевича. Где же это видано, чтобы лягушек замуж брали? Это невозможно. Все будут смеяться, и царевич опечаленно восклицает: «Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!» Но царевна-лягушка терпеливо и упорно настаивает на своем, повторяет просьбу: «Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь»).

— Что же все-таки заставило нашего героя изменить свое отношение к лягушке, удержало от быстрого решения отказаться от зеленой «красавицы»? (Необычность героини, умение разговаривать, таинственность произошедшего, неясное желание узнать, что же будет дальше.)

Чудо, которое творит на царском пиру Царевна-лягушка: в танце Василиса, спрятавшая в рукав объедки, не просто творит мир, а оживляет, воскрешает: лебедей – из косточек, озера – из остатков выпитого.

2.Первое испытание «ВЫПЕЧКА ХЛЕБА ЗА ОДНУ НОЧЬ».

— Ребята, как вы думаете, почему первое задание царя невесткам — испечь хлеб?

-Зачитайте описание того, как Василиса Премудрая печет хлеб: «Взяла она частые решета…»

— Что особенного в этом описании? (Дети услышат в нем ритмичность. В учебнике (с. 27) есть ритмическая запись этого отрывка).

— Как  называет  народ  Василису  в  тот  момент,  когда  она  трудится? (Премудрой.)

Крестьянской работе свойственна ритмичность и строгая последовательность. В сказке дано реальное описание труда, характерного для русского народа и его быта.

— Что означают слова царя: «Вот этот хлеб только в большие праздники есть»?

— Как они характеризуют героиню?

-Почему так сильно преувеличены недостатки старших царевен? С какой целью это сделано? (Подчеркнуть искусство Василисы Премудрой, стремление удивить царевича, заслужить похвалы старших).

— Недаром говорят: «Не красна изба углами, а красна пирогами».

— У вас на столах листики с изображением каравая, разукрасьте его, пожалуйста, так, чтобы он стал похож на тот, который испекла Василиса.

99737765 2

3.Второе испытание. «ТКАНЬЁ КОВРА ЗА НОЧЬ».

Каково второе задание царя невесткам? Легко ли своими руками со­ткать ковер?

(Фрагмент из М/ф «Царевна-лягушка»)

— Почему важно умение жены рукодельничать?

От умения жены рукодельничать зависела не только утварь в доме (предметы интерьера), но и то, как и во что будет одета вся семья. Женщина должна была не только уметь сшить одежду, но и украсить ее.

— Сравните описания того, как ткали ковры жены старших царевичей, и описание работы Василисы Премудрой (женам старших царевичей кинулись помогать мамушки и нянюшки, а Василиса работала сама).

-Произнесите ритмически описание того, как Василиса ткала ковер (изменился ритм, вновь прозаический текст похож на стихотворный, опять «звучит волшебность»).

Где кольнет иглой раз —
цветок зацветет,
где кольнет другой раз —
хитрые узоры идут,
где кольнет третий —
птицы летят.

-Какие  новые  черты  характера  героини  вы  разглядели  в этом эпизоде? (Трудолюбива, все делает своими руками, понапрасну не расходует волшебство, не подвела царевича во второй раз.)

-Возможно ли определить, как относится к труду Василисы Иван-царевич? (В первый раз: «диву дался» (удивился), во второй – «ахнул». Раз от разу растет удивление и восхищение царевной и плодами ее труда. Иван-царевич умеет оценить по достоинству труды Василисы.)

— Как царь оценивает работу своих невесток? Что он одобряет, что порицает?

— Что означают слова царя: « А вот этот ковер в моей горнице по большим праздникам расстилать!»   

— Какую из невесток характеризует пословица «Красна пава перьем, а жена  уменьем». Как вы ее понимаете? Кто такая пава?   (самка павлина)

— А сейчас, разукрасьте ковер, нарисованный на ваших листочках. 

99737765 3

— Когда в сказке впервые появляется имя царевны? Почему?

Имя появляется тогда, когда героиня начинает работать. Сказка оценивает мастерство как мудрость. В уменье мастерски работать подчеркивается высокое превосходство и ценность человека.

— Как оценивает царь работу невесток? Почему сказка преувеличивает недостатки работы других невесток? (Указание на превосходство лягушки над снохами крайне необходимо: высмеянная Иванова «неровня» оказывается достойнее, умнее боярыни и купеческой дочери).

4.Третье испытание. «ПРИСУТСТВИЕ НА ЦАРСКОМ ПИРУ».

 (Фрагмент из М/ф «Царевна-лягушка»)

— Как ведут себя старшие царевичи и их жены до момента появления на пиру Василисы Премудрой? (Посмеиваются над Иваном-царевичем, тем самым унижают его достоинство.)

— Что поразило всех в лягушонке в момент ее прибытия на бал?

— С какой целью автор-народ заставляет жен старших царевичей повторять действия Василисы Премудрой? (Противопоставлены ум и глупость, на примере отрицательных качеств (зависти, тупости) высвечены положительные (честь, совесть, умение показать себя с лучшей стороны, не принося никому вреда) Это и есть момент проявления борьбы Добра со Злом.)

— Можно ли сказать, что красота Василисы Премудрой открылась всем с особенной силой? (Зачитываются строки, повествующие о танце царевны. Ребята могут отметить, что искусство царевны-лягушки необычное, волшебное. Она умеет делать все без использования умений других людей, этим приносит радость окружающим.)

— Почему царь трижды испытывает невесток? В чем смысл повтора?

Повторы в сказках носят традиционный характер. Обычно троекратное повторение эпизода с наращением эффекта. В первых двух случаях искусству Василисы дивятся царь и его приближенные, в третий раз весь народ получает возможность оценить мастерство героини.

Также стоит отметить о числе «3» в христианском мире. Крестьяне – люди, глубоко верующие, помнят о том, что в церкви нужно креститься три раза, отдавать земной поклон трижды и т.д.

5. Литература и изобразительное искусство.

  -Рассмотрите репродукции картины В. Васнецова «Пир»  и И.Я.Билибина «Царевна-лягушка».

99737765 4

99737765 5

— Какой вы представляли героиню?

— Кому из художников удалось лучше передать ваши представления о Василисе Премудрой?

( Иллюстрации Билибина в обрамлении растительного орнамента очень точно отражают содержание сказки. Мы можем разглядеть детали костюмов героев, выражение лиц удивленных бояр и даже узор на кокошниках невесток. Васнецов в своей картине не задерживается на деталях, но прекрасно передает движение Василисы, увлеченность музыкантов, которые словно бы притопывают ногами в такт плясовой песне. Мы можем догадаться, что музыка, под которую танцует Василиса, веселая, озорная. При взгляде на эту картину чувствуешь характер сказки).

V. Итог урока.

1. Творческое игра “ Следствие ведут Знатоки”.

Задания для трёх групп.

1 группа: заполнить таблицу по композиции сказки.

Любая сказка состоит из композиции.

присказка

За тридевять земель, в тридесятом государстве

зачин

Жил-был

концовка

«И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало»

2 группа: распределить по видам сказочных героев.

– По характеру герои делятся на положительных и отрицательных
(Иван-царевич – Кощей Бессмертный).

По обладанию волшебными способностями герои делятся на реальных и волшебных (царь, сыновья, жены –Царевна -лягушка, Кощей Бессмертный, Баба-Яга)

3 группа: раскрыть особенности волшебной сказки.

(волшебный сюжет, волшебные герои, волшебные помощники, волшебный конец).
Волшебный сюжет, превращения Василисы Премудрой, выполнение заданий царя; волшебный конец (смерть Кощея от сломанной иглы); присутствие волшебного помощника (старый старик); волшебные герои – Баба-Яга, Кощей Бессмертный.

2. Обобщающая беседа.

— Сказки рассказывались не только для того, чтобы развлечь, но и чтобы научить, предостеречь от необдуманных поступков. В сказках собрана народная мудрость.

— Давайте подумаем, от чего предостерегает народная мудрость этой сказки? С чего начались беды Ивана? (Сжег лягушечью кожу)

 (Фрагмент из М/ф «Царевна-лягушка»)

-Почему же поторопился Иван-царевич спалить лягушачью кожу? (Расстроенный насмешками братьев и невесток, Иван при виде красоты жены решился на роковой для себя поступок – захотел навсегда сохранить ей облик красавицы. С самого начала Иван не может побороть в себе чувство стыда перед людьми за то, что ему попалась неказистая жена. Он всегда печален и горько ему выслушивать насмешливые речи братьев. Увидев же жену во всем облике красоты, Иван решил, что пришло время положить конец мучениям. В его поступке, разумеется, выразились и восхищение, и гордость. Не оценив внутренних достоинств жены, огорченный ее безобразием, тем, что она неровня ему, Иван всей силой души пожелал иметь жену-красавицу. Он мог полюбить лишь ее внешнюю красоту).

— Как поступил Иван?(Своевольно)

Какие мудрые слова сказал ему старичок?(Ах, Иван-царевич, зачем ты сжег лягушечью кожу! Не ты ее надел, не тебе ее и снимать было).

— Почему Ивану-царевичу все-таки удалось справиться с такой трудной задачей, как спасти Василису Премудрую и победить Кощея? (Ивану было бы не справиться без зверей-помощников).

— Почему звери помогали Ивану-царевичу?    (Он их пожалел, и они его пожалели)    

— Вот видите, ребята, как важно быть добрым. Добро, сотворенное нами, к нам же и вернется. Иванушкино добро к нему же и вернулось: не пожалей он зверюшек, кто бы ему помог победить Кощея Бессмертного и вернуть Василису Премудрую?

— Русский народ даже такую пословицу сложил:

«За добро добром и платят».

3. Тестирование.

1) Сказка «Царевна-лягушка»:

Р) бытовая С) волшебная Т) о животных

2) Иван- царевич нашел свою стрелу:

К) в топком болоте Л) В боярском тереме М) на купеческом дворе

3) Все приказы царя Василиса Премудрая выполняла:

А) сама , так как была рукодельницей

Б) с помощью матушек, нянюшек и красных девушек

В) вместе с Иваном – царевичем

4) Отцом Василисы Премудрой является:

Е) Змей-Горыныч Ж) Чудо-Юдо З) Кощей-Бессмертный

5) Иван-царевич проявил по отношению к медведю , селезню , зайцу и щуке:

И) Равнодушие К) Милосердие Л) Презрение

6) Лягушка превратилась:

А) В царевну Б) В жабу В) В птицу.

КЛЮЧ : 1. С 2. К 3. А 4. З 5. К 6. А

VI. Домашнее задание (на выбор).

1.Написать письмо-пожелание одному из героев сказки.

2.Написать сенкан на выбор: Царевна-лягушка, Иван-царевич, царь, звери.

VII. Рефлексия. Выставление оценок и комментирование индивидуальных достижений и затруднений учащихся.

Оцените свою работу на уроке по 5-тибальной шкале:

«5» —  Я — молодец, у меня все получилось …

«4» —  Я неплохо постарался, но мог бы и лучше, только нужно…

«3» —  У меня сегодня не получилось, потому что…

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 5 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Волшебная сказка и её герои.

1. Понравилась ли вам сказка? К какому жанру сказок она от­носится (волшебным, бытовым, сказкам о животных)? Какие особенности народной сказки вы в ней обнаружили (присказ­ка, зачин, концовка, повторы, постоянные эпитеты)? Приведи­те примеры из текста.

         Сказка «Царевна-лягушка» очень интересная. В ней много превращений и чудес, поэтому она относится к жанру волшебной сказки. В этой сказке мы видим признаки народной сказки, такие как:

         Присказка – утро вечера мудренее, ни в сказке сказать, ни пером описать, долго ли шёл, коротко ли, близко ли, далёко ли – скоро сказка сказывается, да не скоро дело дела­ется.

         Зачин – «В некотором царстве, в некотором государстве»

         Концовка – «И стали они жить дружно, в любви и согласии».

         Повторы – жил-был, лягушка-квакушка, подумал-подумал, спать-почивать, костями-огрызками, шел-шел, избушка-избушка.

         Постоянные эпитеты – тугие луки, широкий двор, красное крыльцо, буйна голова, птицы летучие, звери рыскучие, высокие горы, темные леса, синее море, добрый молодец.

2. Кто главные герои? Почему сказка называется «Царевна-ля­гушка», хотя не одна она героиня этой сказки?

         Главными героями сказки являются Иван-царевич и Василиса Премудрая. Главное волшебство сказки  – превращение лягушки в Василису Премудрую, именно поэтому, я думаю, сказка так и называется «Царевна-лягушка».

3. Как выполняют задания царя Василиса Премудрая и жёны старших царевичей? Расскажите об этом. Как царь оцени­вает их работу? Постарайтесь рассказать близко к тексту эпизод, когда царевна-лягушка приезжает на пир. Каким был пир?

         Царь дает женам сыновей три задания: испечь хлеб, соткать ковер и показать себя в танце. Жены старшего и среднего сыновей каждый раз звали на помощь мамушек и нянюшек – видимо, сами ничего не умели делать, оттого и не понравились царю их хлеба и ковры, может, это все было и неплохо сделано, но не было главного – души. А Василиса Премудрая все задания выполняла сама и от всего сердца, поэтому царь и оценил ее хлеб и ковер самой высокой похвалой. А танец Царевны-лягушки на пиру заворожил всех гостей, может, и не было ни озера, ни лебедей, но все гости видели это, потому что Василиса Премудрая и в движения вкладывала свою любовь.

4. Известно, что у этой сказки более 20 вариантов, значит, она совершенствовалась и недаром считается одной из лучших на­родных сказок. Постарайтесь найти примеры особого склада сказки. Вот один из них: описание работы царевны-лягуш­ки – ритмичное, складное, как стихотворение:

Где кольнёт иглой раз – цветок зацветёт, где кольнёт другой раз – хитрые узоры идут, где кольнёт третий – птицы летят…

Какие варианты этой сказки вам известны? Какие отличия вы в них заметили?

         Один из вариантов сказки о Царевне-лягушке называется «Сказка о лягушке и богатыре». В ней главные герои – Иван-богатырь и Василиса Премудрая. Отличий по сюжету много: это и король вместо царя, жены сыновей рубашки шьют вместо ковров, три Бабы Яги вместо Кощея, Иван-богатырь сразу знал, что его жена не лягушка и т.д. Но главная суть сказки осталась неизменна: превращение лягушки в Василису Премудрую и все, что делает Василиса, получается у нее лучше других.

         Особенность этой сказки в том, что Василиса, выполняя задания короля, обращается к ветрам: «Буйные ветры! Разнесите лоскуточки и сшейте свекору рубашку». Отличаются зачин и концовка: «В некотором царстве, в некотором было государстве жил король», «Иван-богатырь остался с своею супругою и правил королевством после отца своего благополучно». К особому складу относится одинаковый разговор Ивана-богатыря и каждой Бабы Яги: «Доселева русского духу слыхом не слыхивано и видом не видывано, а нынче русский дух в очах проявляется». Потом спрашивала его: «Что ты, Иван-богатырь, волею или неволею?» Иван-богатырь отвечал: «Сколько волею, а вдвое неволею».

5. Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных со­бытиях и приключениях. Какие необыкновенные события и приключения связаны с героями сказки «Царевна-лягушка»? Кто помогал Ивану-царевичу? Почему? За что разгневался Ко­щей Бессмертный на Василису Премудрую и приказал ей три года квакушкой быть?

         Необыкновенные события в сказке «Царевна-лягушка» – это волшебство. Василиса Премудрая была превращена отцом в лягушку, но и сама умеет превращаться, например, от Ивана-царевича она улетела белой лебедью. Звери умеют разговаривать.  

         Приключения ждали Ивана-царевича, когда он пошел на поиски жены. Герой встречает на своем долгом пути старичка и получает от него волшебный путеводный клубок. Далее –медведя, селезня, зайца и щуку, которые за то, что Иван-царевич пожалел их, помогают ему, и Баба Яга в этой сказке в благодарность за доброе слово царевича тоже оказывается союзницей человека.

         Кощей Бессмертный превратил свою дочь в лягушку на три года, потому что она оказалась умнее и хитрее своего отца.

6. Почему таким долгим и трудным был путь Ивана-царевича к царевне-лягушке? Что этим хотел сказать сказитель-автор? Кто помогал Ивану-царевичу? Расскажите о чудесных помощ­никах.

         Иван-царевич сжег кожу лягушки, не думая о последствиях, он хотел, чтобы Василиса Премудрая всегда была женщиной и над ним больше никто не смеялся, что женат на лягушке. Сказитель-автор говорит нам, что сделать ошибку можно быстро, а вот на исправление может понадобиться много времени.

         Иван-царевич со смирением принял долгий путь и больше не совершал поспешных поступков, он научился думать о других, поэтому на просьбы медведя, селезня, зайца и щуки о пощаде, он выбрал их жизнь, а не свой голод. За доброе отношение получил Иван-царевич помощь от животных: медведь дуб выворотил, заяц зайца догнал, селезень утку поймал, а щука со дна моря яйцо достала.

Литература и изобразительное искусство

Сравните иллюстрации разных художников к сказке «Ца­ревна-лягушка», например, иллюстрацию И. Я. Билибина и картину В. М. Васнецова «Пир» (см. иллюстрацию Билибина в книге сказок или в Интернете). Какие из них вам кажутся наиболее близкими к тексту прочитанной сказки? Сделайте собственные рисунки к сказке (портреты героев, путь главно­го героя в поисках Василисы Премудрой, пир и т. д.).

Подготовьте сказывание сказки с использованием зачина, концовки, повторов, постоянных эпитетов.

         Иллюстрации И.Я. Билибина и В.М. Васнецова, на которых изображен момент танца Василисы Премудрой, близки сюжету сказки, но художники по-разному расставили акценты. У Билибина на переднем плане мы видим зрителей, их удивление и восхищение от танца, а у Васнецова в центре картины – танцующая Василиса и музыканты, здесь мы видим динамику танца и настроение людей.

Фонохрестоматия («Слушаем актёрское чтение»)

Сказка «Царевна-лягушка»

1. Как вы думаете, почему сказка «Царевна-лягушка» относится к волшебным? Обоснуйте свой ответ пересказом нескольких эпизодов сказки.

         Сказка относится к волшебным, потому что в ней много волшебства и превращений, а также есть сказочные герои такие, как Баба Яга и Кощей Бессмертный, и волшебный клубок, который указывал путь Ивану-царевичу.

         Выполняя задания царя, квакушка сбрасывала с себя лягушачью кожу и превращалась в Василису Премудрую. Например, ковер она ткала так: где кольнет иглой раз, там цветок распускается, кольнет два – хитрые узоры идут, третий раз кольнет – птицы летят.

         Когда Иван-царевич встречался с животными, те разговаривали с ним человеческим голосом. Например, увидел он медведя, только хотел его убить, а тот заговорил с ним: «Не убивай меня, Иван-царевич, когда-нибудь пригожусь тебе».

2. Как вы думаете, почему героиня сказки названа Василисой Премудрой? Послушайте внимательно, как читает актриса слова Василисы Премудрой. Какие качества её характера пе­редаёт она в чтении?

         Василиса названа Премудрой (очень мудрой), потому что она очень умная, умнее и хитрее своего отца Кощея Бессмертного, за что он ее и превратил в лягушку на три года. Актриса при чтении слов Василисы понижает голос, интонации становятся уверенными, темп неторопливым и в голосе звучит нежность и смирение. Видимо, не из злости, а для науки превратил ее отец в лягушку, чтобы спокойнее стала, глупостей не делала и ценила человеческий облик. И Василиса Премудрая в сказке предстает рассудительной, спокойной, рукодельницей, умеет все делать лучше других, но не хвастается этим.

3. Подготовьте пересказ сказки от лица Ивана-царевича, попро­буйте при этом передать чувства, настроение главного героя в различных эпизодах сказки.

         В некотором царстве, в некотором государстве жил царь, было у него три сына, младшим из которых был я, Иван-царевич. Захотел батюшка, чтобы мы невест себе нашли, велел натянуть тугие луки и пустить стрелы в разные стороны.

         Стрела старшего брата угодила в боярский двор, среднего – в купеческий, а я три дня искал стрелу, нашел в болоте у лягушки. Она заговорила со мной, велела с сбой взять и жениться на ней и успокоила, что жалеть об этом я никогда не буду. Испугался я насмешек! Где тут не жалеть?! Но судьба распорядилась так, и я не стал перечить, понес лягушку к отцу, в надежде, что он рассудит, как делу быть.

         А батюшка велел жениться на лягушке. Слово родительское для меня закон – женился. А на следующий день отец позвал к себе, смотрю, и братья мои тоже здесь. Дает царь задание, чтоб жены наши караваи испекли к завтрашнему дню. Пришел домой невеселый, а квакушка успокоила меня, велела спать ложиться, а на утро я своим глазам не поверил, никогда такого хлеба я не видывал. Батюшка очень доволен остался работой моей квакушки. Но тут же новое задание дал: соткать ковер.

         Опять я домой печальный пришел. А на утро ждало меня очередное удивление. Царь обрадовался ковру моей квакушки, но следующим заданием опять вверг меня в уныние: как же я с лягушкой на пир приеду? Ведь на смех поднимут все, будут перешептываться да переглядываться.

         Велела мне квакушка одному ехать. Уж столько раз удивляла меня она, но на этот раз радости моей не было предела, так как увидел я перед собой не лягушку, а красавицу Василису Премудрую. Влюбился в нее без памяти и поспешил домой, чтобы сжечь лягушачью кожу – не будет жена моя никогда больше квакушкой, а я – посмешищем.

         Только поспешил я, и за спешность был наказан. Вернулась Василиса с пира, обернулась белой лебедью и улетела, сказав на прощание, что не так-то просто будет её отыскать.

         Отправился я за любимой своей в долгий путь. Три пары железных сапог износил, три хлеба изгрыз, пока не встретил старичка, который рассказал мне, почему Василиса Премудрая лягушкой была и дал клубок волшебный, который должен был привести меня в Кощеево царство.

         Многое я передумал за время пути, много корил себя за поспешность и эгоизм, поэтому, встретив на пути медведя, зайца, селезня и щуку, услышав их просьбы, поступал каждый раз, как они просили, а не как мне хотелось. И с Бабой Ягой я разговаривал уважительно, может, поэтому мне старая и рассказала, где смерть Кощеева спрятана.

         А дальше все как в сказке было: и дуб медведь выворотил, и заяц помог, и селезень пособил, и щука утешила. Разбил я то яйцо треклятое, сломал иглу и нашел свою Василисушку. Вернулись мы домой вместе и стали жить счастливо, а поступать по справедливости.

Рекомендуем также ознакомиться:

  • Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 5 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

  • Присказка зачин и концовка в сказке иван царевич и серый волк
  • Присказка к сказке колобок
  • Присказка в сказке спящая царевна жуковский 5 класс
  • Присказка в сказке это 3 класс
  • Присказка в сказке конек горбунок 4 класс ответы в сокращении