Обновлено: 29.06.2021 13:11:54
К концу первого класса дети овладевают беглым чтением. Чтобы в дальнейшем этот навык только совершенствовался, им задают чтение книг с обязательным ведением дневника читателя. Это своего рода блокнот, куда записывается информация о прочитанном произведении.
Какой смысл дневника читателя
Дневник читателя является обязательным условием в начальной школе. Психологи говорят о его необходимости, поскольку ребенок в этот момент учится рассказывать о прочитанном, записывать содержание в виде сочинения, рассуждать и анализировать книгу. Эти важные навыки нужно приобрести в начальной школе. Пока что это трудно дается детям. Поэтому им нужна помощь учителей и родителей. Также детские психологи дают рекомендацию о регулярном пролистывании читательского дневника, чтобы ребенок имел возможность вспомнить события произведения.
Виды читательского дневника
В школе нет жестких требований к ведению дневника читателя. Это своего рода творческая работа учащегося. Конечно, будет приятно, если это красочная тетрадь, в которой не только даны сухие данные о произведении и авторе, но и рассуждение ребенка, пересказ сюжета, иллюстрация к книге.
Существует два вида дневников читателя:
Дневник-отчет, в котором указана следующая информация:
-
Фамилия, имя автора.
-
Название произведения.
-
Начальная и конечная дата чтения.
-
Сколько прочитано страниц в день.
Дневник-анализ состоит из следующей информации:
-
Фамилия, имя автора.
-
Название произведения.
-
Вид произведения, сказка, рассказ, былина, басня, повесть, стихотворение.
-
Главные герои.
-
Сюжет.
-
Основная мысль.
-
Рисунок.
Как правило, первый вид дневника читателя не вызывает сложности у ребенка, а вот с заполнением дневника-анализа у первоклассника нередко возникают затруднения.
Ребенок не хочет вести дневник читателя
Часто бывает, что первоклассник не хочет вести читательский дневник, ему это занятие кажется неинтересным и скучным. Если он будет вынужден делать это, то пострадает качество не только ведения дневника, но и чтения, что станет серьезной проблемой для дальнейшей учебы.
Психологи рекомендуют побуждать ребенка к ведению дневника читателя красивым его оформлением. Дети в этом возрасте еще мотивируются внешними факторами. Можно вместе сходить в магазин, дать возможность ребенку самому выбрать тетрадь для ведения дневника, канцелярию. При покупке учитывать желания и приоритеты ребенка. Предложите ему оформить титульный лист картинками из любимых книжек или даже мультфильмов. Главное, чтобы эта тетрадь была достоянием ребенка, чтобы он мог гордиться ей, имел желание ее перелистывать.
Оформление дневника читателя
Нет единого требования к оформлению читательского дневника. Если у родителей или ребенка есть желание проявить фантазию, то можно воспользоваться обычной тетрадью, цветом выделять заголовки, разрисовать титульный лист. Ребенок будет иметь возможность создать уникальную вещь. Второго такого дневника читателя нигде не будет. Родители могут помочь ему в оформлении. Как правило помощь требуется только для первых нескольких произведений. В дальнейшем ребенок будет действовать по заданному шаблону сам с проявлением своей фантазии.
Можно воспользоваться готовыми дневниками читателя. У них есть один несомненный плюс, там все уже разлиновано и структурировано. Ребенку остается только заполнить все пункты. Таких тетрадей сейчас много. Но, они уже не будут проявлением фантазии и творчества ребенка. Они учат лишь действовать по шаблону.
Советы по ведению дневника читателя
Педагоги начальной школы дают следующие советы по ведению дневника читателя:
-
Заполнять читательский дневник лучше сразу после прочтения произведения. В этом случае воспоминания еще будут свежи, не возникнет необходимость возвращаться к книге.
-
Время от времени нужно пролистывание дневника, чтобы помнить, о чем идет в прочитанных произведениях речь.
-
Если ребенок еще читает медленно, то не заставляйте его читать произведение за раз. Возможно, ему потребуется несколько дней. Главное, чтобы у него было желание читать.
-
Рисунок по книге является отличным способом запоминания ее сюжета.
Нельзя списывать отзыв с сокращенной версии о произведении. Ребенок должен сам прочитать его, осмыслить, оставить в своей памяти.
Образец ведения дневника читателя
Ниже мы предложим образец ведения читательского дневника-анализа на примере некоторых произведений, заданных для прочтения в 1 классе.
Перро «Спящая красавица»
-
Шарль Перро.
-
«Спящая красавица».
-
Сказка.
Главные герои:
-
Спящая красавица – девушка 15 лет. Красивая, любопытная.
-
Король и королева – родители спящей красавицы. Любят свою дочь.
-
Семь фей – волшебницы. Добрые, наделили спящую красавицу чудесными качествами.
-
Старая фея. Злая, обидчивая. Наделила спящую красавицу страшной судьбой.
-
Принц. Разрушил заклятие.
Сюжет:
В одном королевстве жили король с королевой. У них долго не было детей. После того, как наконец-то родилась дочь, король устроил большой пир, на который забыл позвать старую фею. Она обиделась на всех. После того, как в разгар веселья феи пошли смотреть на ребенка и наделять ее чудесными качествами, выступила старая фея. Она сказала, что девочка уколется веретеном и умрет.
Бедным родителям было очень страшно. Но последняя фея, седьмая, увидела, что старуха что-то затевает неладное и спряталась за кроватью. После того, как злодейка произнесла свое пророчество, она смогла его поправить и сказала, что девушка не умрет, а лишь уснет крепким сном и проспит 100 лет. Затем ее пробудит прекрасный принц, который станет ее мужем.
После того, как закончился пир, король издал указ, чтобы в его королевстве не было веретен и прялок. Прошло 15 лет. Девушка гуляла по дворцу и забрела на чердак, где сидела та самая старая фея и пряла пряжу. Она заинтересовалась действиями злодейки, уколола палец и в тот же миг забылась крепким сном.
Седьмая фея заколдовала короля, королеву и всех ее приближенных, чтобы, когда девушка проснулась ей не было так одиноко. Прошло сто лет, вокруг замка вырос дремучий лес. Как-то услышал предание о спящей красавице прекрасный принц, который решил все увидеть своими глазами. Он преодолел густые заросли, оказался в замке и разбудил девушку. Вместе с ней оживилось все вокруг, все продолжили делать то действие, на котором оказались заколдованными век назад. Красавица с принцем сыграли свадьбу.
Основная мысль: нельзя никогда отчаиваться, нужно бороться за свое счастье и не бояться трудностей.
Носов «Живая шляпа»
-
Николай Носов.
-
«Живая шляпа».
-
Рассказ.
Главные герои:
-
Вадик. Решительный. Находчивый.
-
Вовка. Боязливый, робкий.
-
Васька – котенок.
Сюжет:
Вовка пришел в гости к Вадику. Мальчики сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг они увидели, как с комода упала шляпа и побежала. Вовка закричал, что шляпа живая, но Вадик сомневался. Шляпа тем временем зашевелилась и поползла к дивану. Мальчишки сильно испугались и выскочили из комнаты.
Вовка стал плакать во весь голос от испуга, собрался идти домой, так как боится живой шляпы. Вадик вооружился клюшкой и пошел проверять шляпу, Вовке досталась лыжная палка. Мальчики вошли в комнату, шляпа лежала спокойно и не шевелилась. Они стали стучать своими орудиями по полу и кричать, шляпа спокойно лежала. Тогда в качестве оружия они взяли картошку и стали вести «обстрел» по шляпе. Вдруг Вовка попал в цель. Шляпа подскочила и из-под нее выскочил с мяуканьем котенок Васька.
Мальчики обрадовались и догадались, что это шляпа упала на котенка. Вовка и Вадик кинулись к Ваське, стали его обнимать, который радовался от удовольствия и жмурился от яркого света.
Основная мысль: нужно быть храбрым, решительным, смелым, уметь решать вопросы и не бояться жизненных ситуаций.
Пришвин «Лисичкин хлеб»
-
Михаил Пришвин.
-
«Лисичкин хлеб».
-
Рассказ.
Главные герои:
-
Автор. Охотник, любит природу.
-
Зиночка – девочка, которая ждет «лисичкин» хлеб.
Сюжет:
Автор проводит целые дни в лесу, откуда приносит домой разные диковинные вещи. Зиночка всегда с интересом их разглядывает и задает вопросы. Автор охотно объясняет их происхождение девочке. Он рассказывает ей о рябчике, тетереве, что они едят, показывает, как они свистят.
Затем писатель на стол высыпает разные грибы и ягоды, небольшой кусочек смолы, объясняет, что ей лечат раны у деревьев. Затем он достает из сумки разные травы, рассказывая Зиночке и показывая валериану, заячью капусту, кукушкины слезы. Под травами у охотника в сумке оказался хлеб, который он брал с собой в лес. Девочка очень удивилась, откуда в лесу хлеб. Автор не растерялся, рассказал, что у зайца есть капуста, а у лисы – хлеб. Как только девочка услышала про лисичкин хлеб, тут же его съела и сказала, что он гораздо вкусней домашней выпечки.
Основная мысль: нужно любить природу, знать про птиц, зверей, травы, которые обитают в вашей местности.
Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»
-
Дмитрий Мамин-Сибиряк.
-
«Серая Шейка».
-
Сказка.
Главные герои:
-
Серая Шейка – уточка. У нее сломано крыло. Она не смогла улететь на юг. Добрая, наивная.
-
Лиса. Злая, хитрая, коварная.
-
Заяц. Друг Серой Шейки. Добрый, но трусливый.
-
Охотник. Старик. Добрый. Пожалел Серую Шейку.
Сюжет:
У Утки и Селезня были утята, одна дочка была со сломанным крылом, которое ей повредила лиса. Она не умела летать. Пришла осень. Все утки стали собираться в дальнюю дорогу. Им предстояло лететь на юг. Мама Утка переживала о дочери, но была вынуждена лететь, чтобы спасти других утят и показать им дорогу на юг. Мама Утка оставила Серую Шейку и советовала держаться ей полыньи, которая долге не замерзает.
Все птицы улетели. Серая Шейка осталась одна. Единственным другом у нее был Заяц. Как-то раз к полынье пришла Лиса, которая хотела хитростью подманить уточку и съесть ее. Но она поняла ее замысел и не подплыла. Заяц предупредил свою подругу о коварстве Лисы. Теперь она стала ее остерегаться еще больше. Каждый день становилось все холодней. На реке встал лед, полынья стала уменьшаться в размере. Каждый день приходила коварная Лиса, чтобы проверить уточку. Как-то полынья совсем сузилась и Лиса уселась на берегу и стала подманивать Серую Шейку, обещая все равно ее съесть.
Тут в лесу проходил дед-охотник, который подстерегал зайцев, но они убегали от него, оставляя старика ни с чем. Тут он увидел на берегу Лису и выстрелил. Когда он подбежал на реку, то вместо лисы увидел уточку, которая металась по полынье. Серая Шейка рассказала охотнику про свое горе. Тот пожалел ее и забрал зимовать к себе домой. Там она счастливо пережила зиму, охотник подлечил ее крылышко. Наступила весна, дед выпустил уточку на реку, где она встретилась со своей мамой, которая прилетела с юга.
Основная мысль: не нужно отчаиваться, иногда спасенье приходит откуда его не ждешь.
Мы предложили образец ведения читательского дневника для 1 класса на некоторых произведениях, рекомендованных к чтению в этом возрасте.
Оцените статью | |
Всего голосов: 0, рейтинг: 0 |
«Читательский дневник»
Художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Грамотное использование художественной литературы, умелое включение педагогических технологий, разнообразных форм работы с детьми и родителями, такой как детский читательский дневник группы, позволяет эффективно формировать предпосылки читательской грамотности.
Цель ведения читательского дневника – помочь ребенку понять и осмыслить содержание произведения, сделать по нему выводы. С раннего возраста развивать у детей культуру читателя.
Читательский дневник предназначен, прежде всего, родителям, он учит их правильной организации работы над прочитанным произведением в семье. В нем обозначен круг детского чтения в соответствии с возрастом детей, предполагается ознакомление с жанром, автором, идеей произведения. Дети вместе с взрослыми подбирают поговорки, пословицы, отражающие его смысл, открывают для себя красоту поэтического слова.
Работа по созданию детского читательского дневника группы представлена в виде долгосрочного проекта, результатом которого является создание в каждой группе детского читательского дневника и организация работы с родителями группы по его заполнению.
В начале дневника записаны правила его ведения, где он хранится, как и кем заполняется и в какие сроки.
Затем идут правила заполнения, какие вопросы можно задавать детям по произведению. Многие родители не знают, как можно обсудить с ребенком прочитанное. Также в нем есть список рекомендованной программой литературы согласно возрасту детей.
Презентация читательских дневников происходила на родительских собраниях в группах. Родителям раздали памятки для заполнения дневника.
Читательский дневник хранится в книжном уголке группы. Дома дети заполняют страницы и вкладывают в дневник. Любой ребенок может взять его для рассматривания. Но не только дома заполнялся дневник. В группе, после прочтения понравившегося произведения, дети тоже могли оставить свои рисунки в дневнике.
Приложение.
Правила ведения дневника:
-
Дневник хранится в книжном уголке.
-
Заполняется детьми совместно с родителями и педагогами.
-
Разрешается пользоваться дневником родителям и детям в пределах дошкольного учреждения.
-
Срок оформления дневника — три дня.
-
П
росьба аккуратно пользоваться дневником, беречь труд его создателей.
Правила заполнения дневника.
-
Название произведения.
-
Жанр.
-
Автор (портрет).
-
Иллюстрация, рисунок, аппликация по произведению.
-
Отношение ребёнка к произведению (обозначить условным знаком
)
-
Подобрать пословицы, поговорки и т.д. по содержанию произведения.
Какие вопросы можно задавать детям по произведению.
Эмоциональное отношение ребёнка к произведению
-
Понравилось тебе произведение (сказка, рассказ, стих)?
-
Почему? Что понравилось больше?
-
Кто больше понравился?
-
Кто не понравился в произведении и почему?
Вопросы на выявление основного смысла произведения, его проблемы, нравственная оценка героев и их поступков.
-
Почему так поступил главный герой?
-
Как бы ты поступил на его месте?
-
Правильно ли он поступил?
-
Чему учит данное произведение?
Вопросы, направленные на языковые средства выразительности.
Объяснить незнакомые слова, обратить внимание на языковую красоту и выразительность литературной речи.
Список рекомендуемой литературы:
Для чтения детям
Русский фольклор. Песенки.
«Лиса рожью шла…»,
«Чигарики-чок-чигарок…»,
«Идет матушка-весна…»,
«Вот пришло и лето красное…»,
«Когда солнышко взойдет, роса на землю падет…»,
«Зима пришла».
Календарные обрядовые песни.
«Коляда! Коляда! А бывает коляда…»,
«Коляда, коляда, ты подай пирога…»,
«Как пошла коляда»,
«Как на Масленой неделе…»,
«Тин-тин-ка!..»,
«Масленица, Масленица».
Произведения поэтов и писателей России.
Поэзия.
А. Блок. «Ветер принес издалека» (в сокр.), «На лугу»;
М. Волошин. «Осенью»;
С. Городецкий. «Первый снег», «Весенняя песенка»;
С. Есенин. «Пороша»;
В. Жуковский. «Жаворонок» (в сокр.);
М. Лермонтов. «На севере диком», «Горные вершины» (из Гёте);
Н. Некрасов. «Перед дождем» (в сокр.);
А. Пушкин.«Птичка», «За весной, красой природы…» (из поэмы «Цыганы»), «Зима! Крестьянин, торжествуя…» (из «Евгения Онегина»);
А. Ремизов. «У лисы бал», «Калечина-малечина»;
П. Соловьева. «Ночь и день»;
Ф. Тютчев. «Весенние воды»;
А. Фет. «Уж верба вся пушистая» (отрывок),
«Что за вечер…» (в сокр.)
С. Черный. «Перед сном», «Волшебник».
B.Берестов. «Дракон»;
А. Введенский. «Песенка о дожде»;
Ю. Владимииров. «Оркестр»;
Н. Заболоцкий. «На реке»;
Н. Матвеева. «Путаница»
Э. Мошковская. «Какие бывают подарки», «Хитрые старушки», «Обида»;
Н. Рубцов. «Про зайца»;
Г. Сапгир. «Считалки, скороговорки»;
И. Токмакова. «Мне грустно…»;
Э. Успенский. «Страшная история», «Память»;
Л. Фадеева. «Зеркало в витрине»;
Д. Хармс. «Веселый старичок», «Иван Торопышкин».
Проза.
К. Коровин. «Белка» (в сокр.);
А. Куприн. «Слон»;
Д. Мамин-Сибиряк «Медведко»;
Н. Телешов. «Уха» (в сокр.).
C.Алексеев. «Первый ночной таран»;
Е. Воробьев. «Обрывок провода»;
М. Зощенко. «Великие путешественники»;
Ю. Коваль. «Стожок», «Выстрел», «Русачок-травник»;
Е. Носов. «Тридцать зерен», «Как ворона на крыше заблудиласъ»;
М. Пришвин. «Курица на столбах»;
А. Раскин. «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку»;
С. Романовский. «На танцах».
Литературные сказки.
В. Даль. «Старик-годовик»;
П. Ершов. «Конек-Горбунок»;
А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;
А. Ремизов. «Гуси-лебеди», «Хлебный голос»;
И. Соколов-Микитов. «Соль земли»;
К. Ушинский. «Слепая лошадь».
К. Драгунская. «Лекарство от послушности»;
Н. Носов. «Бобик в гостях у Барбоса»;
К. Паустовский. «Теплый хлеб»;
Г. Скребицкий. «Всяк по-своему»;
А. Усачев. «Про умную собачку Соню» (главы).
К. Аксаков. «Лизочек»;
А. Фройденберг. «Великан и мышь», пер. с нем. Ю. Коринца;
Д. Самойлов. «У Слоненка день рождения» (отрывки);
Л. Левин. «Сундук»;
С. Маршак. «Кошкин дом» (отрывки).
Игровой фольклор.
Прибаутки:
«Где кисель —тут и сел…»,
«Глупый Иван…»,
«Братцы, братцы!..»,
«Федул, что губы надул?..»,
«Сбил, сколотил — вот колесо…»,
«Ты пирог съел?».
Небылицы.
«Вы послушайте, ребята…»,
«Богат Ермошка».
Сказки и былины.
«Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок);
«Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок);
«Добрыня и Змей», пересказ Н. Колпаковой;
«Снегурочка» (по народным сюжетам);
«Василиса Прекрасная», «Белая уточка» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева);
«Семь Симеонов — семь работников», обр. И. Карнауховой;
«Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой;
«Не плюй в колодец — пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского;
«Чудесное яблочко», обр. Л. Елисеевой;
«Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова.
Фольклор народов мира
Песенки.
«Ой, зачем ты, жаворонок…», укр., обр. Г. Литвака;
«Улитка», молд., обр. И. Токмаковой;
«Что я видел», «Трое гуляк», пер. с франц. Н. Гернет и С. Гиппиус;
«Перчатки», «Кораблик», пер. с англ. С. Маршака;
«Мы пошли по ельнику», пер. со швед. И. Токмаковой.
Сказки.
«Айога», нанайск., обр. Д. Нагишкина;
«Каждый свое получил», эстон., обр. М. Булатова;
«Голубая птица», туркмен., обр. А. Александровой и М. Туберовского;
«Джек, покоритель великанов», валлийск., пер. К.Чуковского;
«Беляночка и Розочка», нем., пер. Л. Кон; из сказок Ш. Перро:
«Мальчик-с-пальчик», Ш. Перро, пер. Б. Дехтерева,
«Кот в сапогах», пер. Т. Габбе;
«Самый красивый наряд на свете», япон., пер. В. Марковой.
Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия.
Б. Брехт. «Зимний разговор через форточку», пер. с нем. К. Орешина;
М. Валек. «Мудрецы», пер. со словац. Р. Сефа;
Л. Станчев. «Осенняя гамма», пер. с болг. И. Токмаковой;
Э. Лир. Лимерики («Жил-был старичок из Гонконга…»; «Жил-был старичок из Винчестера…»; «Жила на горе старушонка…»; «Один старикашка с косою…»), пер. с англ. Г. Кружкова.
Литературные сказки.
X. К. Андерсен. «Гадкий утенок», «Дюймовочка», пер. с дат. А Ганзен; Ф. Зальтен.
«Бемби» (главы), пер. с нем. Ю. Нагибина;
А. Линдгрен. «Принцесса, не желавшая играть в куклы», пер. со швед. Е. Соловьевой;
М. Мацутани. «Приключения Таро в стране гор» (главы), пер. с япон. Г. Ронской;
С. Топелиус. «Три ржаных колоса», пер. со швед. А. Любарской;
Б. Поттер. «Сказка про Джемайму Нырнивлужу», пер. с англ. И. Токмаковой;
Г. Фаллада. «Истории из Бедокурии» (глава «История про день, когда все шло шиворот-навыворот»), пер. с нем. Л. Цывьяна;
М. Эме. «Краски», пер. с франц. И. Кузнецовой.
Для заучивания наизусть
Я. Аким. «Апрель»;
П. Воронько. «Лучше нет родного края», пер. с укр. С. Маршака;
Е. Благинина. «Шинель»;
Н. Гернет и Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»;
С. Есенин. «Береза»;
С. Маршак. «Тает месяц молодой…»;
Э. Мошковская. «Добежали до вечера»;
В. Орлов. «Ты лети к нам, скворушка…»;
А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало…» (из «Евгения Онегина»);
Н. Рубцов. «Про зайца»
И. Суриков. «Зима»;
П. Соловьева. «Подснежник»;
Ф. Тютчев «Зима недаром злится»
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/471466-chitatelskij-dnevnik
…Есть ли на свете местность краше нашего Дунина!
М. М. Пришвин
Потолкавшись в пробках на МКАДе, пролетев по Рублево-Успенскому шоссе мимо выглядывающих из-за высоченных заборов вилл, вы попадаете в мир тишины и идиллии… Деревня Дунино находится в 30 км от столицы на берегу Москвы-реки, и это именно тот заповедный уголок, где Михаил Михайлович Пришвин осуществил свою мечту о собственном доме.
«Да не будет у меня места ни в городе, ни в деревне, а место моё будет там, где я создаю свою сказку», – пишет М. Пришвин в дневнике. В залитых медовым солнечным светом комнатах погружаешься в уют, домашний покой, здесь всё напоминает о писателе: и кофемолка (единственная вещь, сохранившаяся у Пришвина из отчего дома), и вышитые крестиком ковры и салфетки, и гербарии, и кресло из машинных сидений, и милые брелоки-игрушки для ключей. Кстати, использовать резиновые игрушки в таком качестве придумала жена писателя, Валерия Дмитриевна Пришвина. Каждая игрушка олицетворяла функцию ключа. Например, котик висел на ключе от ледника, потому что котики любят молоко, а девочка – на ключе от дома. А ещё ноу-хау – такие ключи легко найти в траве, когда наступаешь, они пищат.
Немало и других интересных вещей можно увидеть в музее. Трость-стульчик, кожаный саквояж, высокие охотничьи сапоги, кусочки карандашей, приспособление, чтобы снять сапоги стоя, принадлежности для фотографирования – всего не перечесть. И каждый предмет характеризует хозяина. Ведь М.М. Пришвин был охотником, любил фотографировать, постоянно носил в нагрудном кармане блокнотик и несколько небольших карандашей, нарезанных из большого карандаша, чтобы в любой момент можно было сесть и записать свои наблюдения.
В 1946 году Пришвин случайно увидел в деревне Дунино полуразрушенный после войны дом в стиле северного модерна и купил его. Вместе с женой он восстановил небольшую усадьбу, посадил ели и очень много времени проводил именно тут, на природе.
«Да не будет у меня места ни в городе, ни в деревне, а место мое будет там, где я создаю свою сказку».
А какой потрясающий вид открывается с веранды, возвышающейся над цокольным этажом!
Недалеко от реки есть тропа Пришвина, по которой можно прогуляться, насладиться свежим воздухом и дивными видами.
После смерти писателя в его дом стали приходить читатели, и силами Валерии Дмитриевны постепенно возник музей. В это же время шла расшифровка дневников Пришвина, которые он вел более 50 лет. Дом-музей просуществовал 25 лет, перед смертью вдова писателя завещала музей государству. В 1979 году по решению Министерства культуры РСФСР музей стал отделом Государственного литературного музея. Главным пожеланием В.Д. Пришвиной было, чтобы в музее продолжали работать её помощницы, и одна из них, Я.З. Гришина, сейчас заведующая.
Как посетить музей
Необходимо предварительно записаться на сайте Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля, также можно заказать экскурсию. Гостеприимство и уют царят в музее, как и при писателе, когда гостям были всегда рады.
О писателе
Жизнь писателя-философа, Михаила Михайловича Пришвина, была насыщена разнообразными событиями. Он родился в 1873 году, ещё при царе, увидел и революцию, и две войны, и даже пережил Сталина. На его глазах менялись устои, разрушалось одно и создавалось совсем иное, но он всегда сохранял жизнелюбие и верил в свою мечту. Ни запрет получать образование, ни год в тюрьме за участие в революционных кружках, ни трагичная история любви – ничто не нарушило внутренней гармонии. Не зря Пришвина называют «Художником света».
На мой взгляд, творчество М. Пришвина недооценено, многие помнят рассказы о животных, которые читали в школе, и всплывает образ милого дедушки-охотника – вот, пожалуй, и всё. Но творчество писателя многогранно – это и уникальные, тонкие миниатюры о природе, и философские рассказы, и дневники.
О дневниках стоит сказать отдельно, потому что это не просто записки о жизни, а размышления, исследования, это сама жизнь в словах. Пришвин считал, что сильный и любопытный человек не может долго спать. Поэтому и сам он всегда просыпался рано, встречал восход солнца, а потом садился за дневник. Он утверждал, что дневник нужно писать именно утром.
Именно возможность записывать свои чувства и переживания помогла писателю пережить неразделенную любовь, когда ему было около 30 лет. Во время учебы в Лейпциге Михаил познакомился с юной петербурженкой Варей. Как сам он пишет, это «были две недели поцелуев и нож в спину». Девушка отказала ему, и больше они никогда не встречались. Но именно благодаря этому сильному чувству, со слов М.Пришвина, он стал писателем. Потом был несчастливый брак. И только после 60 лет он встречает свою настоящую любовь, Валерию Дмитриевну, она и стала подругой, и любимой женщиной, и музой. Трогательная история отношений рассказана в книге «Мы с тобой: дневник любви».
Парадоксально, но первым произведением писателя была совсем не художественная книга «Картофель в полевой и огородной культуре». Ведь по специальности Михаил Михайлович был агрономом и получил образование на философском факультете в Германии. Да, вот таким специальностям обучали на философских факультетах. Неслучайна любовь к природе, она отражается и в увлечениях писателя – охота, наблюдения, фотография, – и в произведениях.
Уникальность творчества М.М. Пришвина в простоте. Л.Н. Толстой в письме Л. Андрееву: «… простота – необходимое условие прекрасного». И правда, чем сложнее синтаксис, чем больше непонятных читателю слов, чем запутанней сюжет, тем меньше наслаждения. А значит, теряется основное в литературе – удовольствие от чтения.
Прочитайте миниатюру «Берестяная трубочка», представьте себе это, а лучше понаблюдайте в лесу. Если будет интересно, посетите музей и откройте томик с произведениями М.М. Пришвина. Я уверена, вы получите огромное удовольствие.
Берестяная трубочка
Я нашёл удивительную берестяную трубочку. Когда человек вырежет себе кусок берёсты на берёзе, остальная берёста около пореза начинает свёртываться в трубочку. Трубочка высохнет, туго свернётся. Их бывает на берёзах так много, что и внимания не обращаешь.
Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке.
И вот в первой же трубочке я нашёл хороший орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось палочкой его вытолкнуть. Вокруг берёзы не было орешника. Как же он туда попал?
«Наверно, белка его туда спрятала, делая зимние свои запасы, — подумал я. — Она знала, что трубка будет всё плотнее и плотнее свёртываться и всё крепче прихватывать орех, чтоб не выпал».
Но после я догадался, что это не белка, а птица ореховка воткнула орех, может быть украв из гнезда белки. Разглядывая свою берестяную трубочку, я сделал ещё одно открытие: под прикрытием ореха поселился — кто бы мог подумать! — паучишко и всю внутренность трубочки затянул своей паутинкой.
Автор На чтение 9 мин. Просмотров 28 Опубликовано
Списки кратких содержаний по другим классам.
Начальная школа5 класс7 класс8 класс9-11 классы
В шестом классе задают читать книги посерьёзнее. И объёмом побольше.
Поэтому приходится потратить много времени, чтобы их все перечитать.
Но для того, чтобы заполнить читательский дневник, нужно лишь кратко пересказать.
Я регулярно перечитываю книги по школьной программе и кратенько записываю их содержимое.
Может быть и вам мои кратчайшие пересказы помогут заполнить читательский дневник.
Если чего-то ещё нет, напишите через комментарии, я обязательно добавлю.
Список произведений для 6 класса в кратчайшем изложении
Читательский дневник «Маттео Фальконе»
Читательский дневник (6 класс) по литературе отличается от работы с текстами в предыдущих классах более четким восприятием информации и умелой передачей ее на письме. Краткое содержание для «Читательского дневника» поможет разобраться в жанре, в особенностях текста по композиции. В дневнике разбирается место текста в творчестве писателя. Предлагается изучить краткую характеристику времени написания. Указываются главные герои, даются их основные характеристики. Из второстепенных персонажей выбираются наиболее значимые и важные для сюжета лица. Ответы предлагают просто перечислить или указать роль в сюжете: кому помогает второстепенный персонаж или для чего введен в рассказы. В читательском дневнике проводится работа со словом автора произведений: выбираются новые, неизвестные. Можно записать яркие фразы, интересные высказывания, понравившиеся речевые обороты. Работа с языком автора поможет выделить его отличие и запомнить особый стиль творчества. Завершить работу по тексту готовый образец дневника предлагает формулированием вопросов, которые хотелось бы задать автору. Во время поиска тем для вопроса появится понимание текста и того, что наиболее понравилось, задело, вызвало эмоциональную реакцию.
Андреев — Ангелочек
Астафьев — Конь с розовой гривой
Беляев — Человек-амфибия
Богомолов — Иван
Брэдбери — Зелёное утро
Булгаков — Собачье сердце
Бунин — Лапти
Волков — Семь подземных королей
Гоголь — Вий
Гоголь — Миргород
Гоголь — Тарас бульба
Гомер — Илиада
Гомер — Одиссея
Грин — Алые паруса
Грин — Бегущая по волнам
Достоевский — Бедные люди
Достоевский — Мальчик у Христа на елке
Дойл — Горбун
Дюма — Три мушкетера
Железников — Чучело
Жуковский — Светлана
Жюль Верн — Пятнадцатилетний капитан
Золотые яблоки Гесперид (11 подвиг Геракла)
Зощенко — Галоша
Искандер — 13 подвиг Геракла
Искандер — Детство Чика
Каверин — Два капитана
Короленко — Слепой музыкант
Купер — Зверобой, или Первая тропа войны
Купер — Следопыт
Куприн — Изумруд
Куприн — Куст сирени
Куприн — Тапер
Куприн — Чудесный доктор
Лесков — Зверь
Лесков — Левша
Лесков — Тупейный художник
Лесков — Человек на часах
Лиханов — Последние холода
Лондон — Зов предков
Лондон — Любовь к жизни
Майн Рид — Всадник без головы
Мериме — Маттео Фальконе
Некрасов — Дедушка
Некрасов — Железная дорога
Олдридж — Последний дюйм (Отец и сын)
О Генри — Вождь краснокожих
О Генри — Дары волхвов
Пантелеев — Лёнька Пантелеев
Платонов — Неизвестный цветок
Платонов — Песчаная учительница
По — Золотой жук
Пришвин — Кладовая солнца
Пришвин — Лесная капель
Пришвин — Синий лапоть
Пришвин — Таинственный ящик
Пушкин — Барышня-крестьянка
Пушкин — Выстрел
Пушкин — Гробовщик
Пушкин — Дубровский
Пушкин — Метель
Пушкин — Повести Белкина
Распутин — Уроки французского
Рыбаков — Бронзовая птица
Сервантес — Дон Кихот
Твен — Приключения Гекльберри Финна
Твен — Принц и нищий
Троепольский — Белый бим черное ухо
Тургенев — Записки охотника
Тургенев — Певцы
Чехов — Беззащитное существо
Чехов — Жалобная книга
Чехов — Налим
Чехов — Толстый и тонкий
Шиллер — Перчатка
Шукшин — Срезал
Шукшин — Чудик
Используемые источники:
- https://logoprav.ru/literatura/6-dnevnik
- https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/6-klass
- http://chitatelskij-dnevnik.ru/klass/6
Обновлено: 20.06.2021 17:18:33
Ведение читательского дневника является одним из важных заданий на летние каникулы. Нередко дети выражают по этому поводу недовольство. Но, если правильно подойти к вопросу, попросить проявить ребенка творческие моменты, можно получить довольно занимательную тетрадь и сохранить ее на долгие годы.
Зачем нужен дневник читателя
Прежде всего читательский дневник является своеобразной шпаргалкой для ребенка. Она помогает ему вспомнить содержание книги, главных героев, основную мысль. Кроме того, с его помощью дети приучаются не только к систематическому чтению, но и приобретают начальные навыки написания сочинений.
Читательский дневник учит детей:
-
анализировать прочитанное;
-
делать выводы;
-
структурировать мысли;
-
запоминать ключевые моменты;
-
пересказывать.
Ведь нередко бывает, что ребенок прочитал книгу, а вот рассказать про что она не может. В этом случае чтение стает малополезным.
Как оформлять читательский дневник в 4 классе
В системе образования нет жестких требований по оформлению дневника читателя. Учитель имеет право предлагать свой вариант его ведения. На сегодняшний день имеются следующие способы оформления читательского дневника:
-
Готовый печатный дневник по классам в соответствии с ФГОС. Они оформлены очень красочно, с игровыми моментами.
-
Электронный читательский дневник. С его помощью можно не только дать информацию о прочитанных за лето книгах, но и приобрести навыки печатания. Можно в электронный вариант вставлять картинки, фотографии. Он позволяет исправить свои ошибки, увидеть их.
-
Готовые шаблоны дневника читателя. Ребенку остается только заполнить титульный лист.
-
Изготовленный своими руками. Ребенок берет обычную тетрадь, делает в ней подробный отчет по книге, описывает главных героев, высказывает свои мысли. На обратной стороне отчета можно сделать иллюстрацию прочитанного, обложку тетради – оформить героями прочитанных книг. Тогда эта тетрадь превращается в настоящее произведение искусства, другой такой уже нигде не будет.
Как заполнять дневник читателя
В 4 классе детям можно немного усложнить план работы над дневником читателя. Они в силах уже сделать своеобразную аннотацию на прочитанную книгу. План заполнения дневника:
-
Фамилия, Имя, Отчество автора произведения.
-
Название книги.
-
Год написания книги.
-
Жанр книги. Что это рассказ, басня, стихотворение, сказка, роман, поэма, сказ.
-
Главные герои и их характеристика.
-
Главная мысль книги.
-
Отзыв о книги. Здесь ребенок пишет, что ему понравилось или кто понравился, что не понравился или кто не понравился.
-
Словарь незнакомых слов с объяснением их значения.
-
Иллюстрация к прочитанному.
Не нужно подробно переписывать главы. Ребенку следует описать основные моменты, пометить важные детали. В дальнейшем, при работе в классе с этим произведением, дети могут активно пользоваться читательским дневником. Он поможет вспомнить детали произведения, те моменты, которые вспоминаются с трудом.
Общие советы по ведению дневника читателя
Педагоги дают советы детям, которые облегчат им ведение дневника читателя:
-
Начинайте заполнять дневник сразу после прочтения книги.
-
Задумайтесь сразу после прочтения, почему книга имеет такое название.
-
Укажите начальную и конечную дату чтения книги.
-
Если книга большая, то делите ее на части.
Произведения должны соответствовать возрасту детей.
Анализ основных произведений для 4 класса
Ниже мы предложим вариант ведения дневника читателя по основным произведениям 4 класса.
Аксаков «Аленький цветочек»
Автор: Аксаков Сергей Тимофеевич.
Название произведения: «Аленький цветочек».
Жанр: сказка.
Главные герои произведения:
-
Купец. Торговец. Имел трех дочерей.
-
Младшая дочь. Добрая девушка, которая не побоялась спасти отца и отправилась к чудищу.
-
Чудище. Страшиле, который на самом деле был заколдованным сыном короля.
-
Сестры. Старшие дочери купца, злые, завистливые.
Краткое содержание:
Купец как-то отправился по делам торговли и спросил у каждой дочери, какой им привести подарок. Старшие дочери спросили у него украшения, младшая – цветочек аленький. Окончив свои дела, купец купил старшим дочерям подарки, но не мог найти аленького цветочка.
После того, как на его караван напали разбойники, купец спасся чудом. Он оказался в волшебном замке с прекрасным садом, где обнаружил аленький цветочек и сорвал его. Это действие вызвало гнев у хозяина замка – страшного чудища. Он согласился отпустить купца домой, но вместо него должна прийти одна из его дочерей.
Когда младшая дочь узнала о беде, которая нависла над отцом, она ушла к чудищу и жила в его замке, как госпожа. Чудище было добрым, приветливым, исполняло все ее желания. Как-то она отпросилась домой, проведывать родных, должна была вернуться в определенное время. Но, завистливые сестры перевели часы. Из-за чего младшая дочь купца опоздала и нашла мертвым чудище. Девушка заплакала и сказала, что любит его. Вместо страшного чудища появился прекрасный королевич, который женился на ней.
Основная мысль сказки: часто внешность бывает обманчива. Страшное чудище может быть заботливым, любящим человеком.
Погорельский Антон «Черная курица, или Поземные жители»
Автор: Антоний Погорельский.
Название произведения: «Черная курица, или Подземные жители».
Жанр: сказка.
Главные герои:
-
Алеша. Одинокий, мечтательный мальчик, хороший товарищ.
-
Чернушка. Курица — в мире людей, министр – в подземном мире. Справедливый, мудрый.
-
Король. Мудрый, благодарный.
-
Учитель. Жесткий, строгий.
Краткое содержание:
Уже два года Алеша жил в пансионате, далеко от дома. Когда других детей забирали домой на выходные, мальчик ухаживал за курицами, среди которых ему особо полюбилась одна, Чернушка. Как-то кухарка решила зарезать ее на обед. Алеша узнал об этом и спас свою любимицу.
Следующей ночью к Алеше пришла Чернушка и привела его в подземный город. Там курица превратилась в министра, а король этого государства отблагодарил ребенка волшебным зернышком. С тех пор Алеша не тратил время на уроки, все знал на отлично. Но, мальчик должен был взамен все держать в тайне.
После этого Алеша изменился, потерял друзей, стал плохо себя вести. Однажды мальчика решили наказать, и от страха он все рассказал учителю. В ночь к нему пришла Чернушка, попрощалась с ним. Алеша заболел. После выздоровления стал прежним хорошим мальчиком, продолжил хорошо учиться и нашел себе друзей.
Основная мысль сказки: если человек получает все даром, не прилагая усилия, то это не приносит ему добра. Нужно уметь держать свое слово.
Павел Бажов «Малахитовая шкатулка»
Автор: Павел Бажов.
Название произведения: «Малахитовая шкатулка».
Жанр: сказ.
Главные герои:
-
Настасья. Строгая вдова, которая не понимала, что творится с ее дочерью.
-
Танюшка. Дочь. Добрая, хозяйственная, рукодельница.
-
Странница. Хозяйка медной горы, которая многому научила Танюшку.
-
Паротя. Жестокий управляющий.
Краткое содержание:
Настасья после смерти мужа осталась одна с тремя детьми. От супруга у нее была шкатулка с украшениями. Украшения никто не мог носить кроме Татьяны. Однажды к ним в дом пришла странница и научила девушку вышивать, подарила ей пуговицу, которую отдала ей в качестве советника.
В доме Настасьи случился пожар, и она решила продать украшения, которые купила жена Пароти, но носить их не смогла. Паротя заказал Татьяне вышить свой портрет, который увидел барин. Предложил Татьяне выйти за него замуж и показать царицу. Девушка согласилась, пришли они во дворец. Она там всех затмила своей красотой.
После того, как пришла в зал царица, Татьяна прошла в стену, а пуговица осталась на полу. Барин после этого пить стал, а люди видеть одновременно в одинаковых платьях двух Хозяек.
Основная мысль: нужно уметь ценить красоту души, а не внешнюю и золото в карманах.
Антон Чехов «Каштанка»
Автор: Антон Павлович Чехов.
Название произведения: «Каштанка».
Жанр: рассказ.
Главные герои:
-
Лука Александрыч – хозяин Каштанки.
-
Каштанка – умная собачка, веселая. Работала в цирке.
-
Мсьё Жорж – внимательный к животным дрессировщик, приютил Каштанку, назвал ее Теткой.
-
Иванович – важный гусь.
-
Федор Тимофеевич – вечно недовольный кот.
-
Хавронья Ивановна – добродушная свинья.
Краткое содержание:
Каштанка жила с Лукой Александрычем и его сыном. Однажды она потерялась и прибилась к хорошему человеку, который оказался дрессировщиком цирка. Он оценил собаку и стал готовить ее к выступлению. Однажды от несчастного случая умирает гусь, и дрессировщик выставляет на сцену Каштанку. В это время Лука Александрыч с сыном были на представлении, они узнают свою собаку, кричат ее. Каштанка бежит к ним.
Основная мысль: как бы собаке не было хорошо, она всегда бежит к своему хозяину. Собака – это лучший друг человека.
Евгений Шварц «Сказка о потерянном времени»
Автор: Евгений Шварц.
Название произведения: «Сказка о потерянном времени».
Жанр: сказка.
Главные герои:
-
Петя – неторопливый, ленивый мальчик.
-
Злые и коварные волшебники.
-
Маруся, Наденька, Вася – друзья Пети.
Краткое содержание:
Петя – ученик третьего класса, плохо учился, всегда опаздывал. Однажды он пришел в школу и увидел, что превратился в старичка, которого не узнала даже мама. Мальчик испугался и побежал куда глаза глядят. Забежал в лес, увидел там злых волшебников, нечаянно узнал, что это они забрали его время и у таких же еще троих ребят.
Петя пошел на поиски других детей, находит их. Мальчик всех ведет в дом к волшебникам. Там друзья прячутся и ночью отматывают часы назад, после чего превращаются обратно в детей и перестают тратить время зря.
Основная мысль: нельзя тратить время зря, нужно учиться, заниматься полезными делами.
Саша Черный «Игорь Робинзон»
Автор: Саша Черный.
Название: «Игорь Робинзон».
Жанр: рассказ.
Главные герои:
-
Игорь – мальчик-фантазер, добрый, смелый, непослушный, находчивый.
-
Цезарь – умная собака, пудель.
-
Настя – кухарка.
-
Жибер – садовник, добрый человек.
Краткое содержание:
Как-то Игорь остался дома один, ему стало скучно. Он отправился на лодке поиграть в адмирала. Лодка поплыла, ее прибило к острову, на котором жили кролики. Игорь воодушевился, представил себя Робинзоном и стал осматривать остров. За это время лодку унесло. Мальчик кричал, но его никто не слышал.
Ночью пришла крыса, мальчик отгонял ее. Он услышал лай. Это к нему приплыл Цезарь. Игорь отправил с ним записку, которую увидел садовник, но ничего не понял. Собака повела садовника к берегу пруда, и тот сообразил в чем дело, сел на лодку и спас мальчика. Игорь стал считать своим спасителем Цезаря и сделал ему медаль.
Основная мысль: нужно думать о последствиях своих действий. Если бы Игорь слушался маму и не стал играть на воде, то ему бы удалось избежать неприятностей.
Михаил Зощенко «Елка»
Автор: Михаил Михайлович Зощенко.
Название произведения: «Елка».
Жанр: рассказ.
Главные герои:
-
Минька – глупый, невоспитанный мальчик.
-
Леля – дерзкая, находчивая девочка.
-
Мама – добрая, гостеприимная. Защищает своих детей, когда те неправы.
-
Папа – умный, строгий, умеет настоять на своем.
Краткое содержание:
В канун Нового года Минька с Лелей пробрались в комнату с подарками. Ребята стали с елки снимать сладости и откусывать их. Минька залез на стул, чтобы сорвать высоко висящее яблоко, но сорвался, упал и разбил куклу. Брат с сестрой убежали, испугавшись.
Пришли гости, мама начала им раздавать подарки. Внезапно она обнаружила обкусанные сладости и поняла, чьих это рук дело. Тогда мама подарила паровозик, который предназначался Миньке, другому мальчику. Тот обиделся и ударил его. Мама девочки, которой предназначалась кукла, обиделась, что она со сломанной рукой.
Гости стали высказывать свое недовольство, а мама – заступаться за детей. После чего гости ушли, обидевшись. Папа на это сказал, что ни праздника, ни подарков не будет. Выключил свет. Все ушли спать.
Основная мысль: нельзя быть жадным и обижать людей. Если пригласили гостей, то нужно проявлять гостеприимство, иначе можно остаться одиноким.
Это только основные произведения в списке чтения для детей 4 класса. По предложенному примеру можно составить отзывы на другие, заданные книги.
Оцените статью | |
Всего голосов: 1, рейтинг: 4 |