Пришвин сказки о природе

Урок литературы в 6 классе картины природы в сказке-были м.м. пришвина кладовая солнца смысл названия произведения чем богаче внутренний

Урок литературы в 6 классе

Картины природы в сказке-были М.М. Пришвина « Кладовая
солнца»

Смысл названия произведения

Чем богаче внутренний мир человека,

 тем больше он видит в природе,

тем ярче для него жизнь, мир.

М.М. Пришвин

Ход урока

I.      
Вступление

Учитель: Ребята, на том уроке мы с вами анализировали
эпизоды из жизни Насти и Митраши, раскрыли их характер. Также говорили, что все
это из реальной жизни, то, что принято называть былью.

II.   
Основная часть урока

1. Беседа по
вопросам

Учитель: Сегодня мы побеседуем о том, что напоминает сказку. Скажите, какие
признаки сказки есть в этом произведении?

( ворон, деревья, елочки-старушки, серый волк Помещик, Лежачий
камень, говорящие и мыслящие лесные жители и т.д.
)

Учитель: Как называется средство изобразительности речи, когда предметы и
животные очеловечены?

(Олицетворение)

 Учитель:  « Кладовая солнца» — одно из таких произведений, где
огромное количество эпизодов, посвященных природе. За умение слушать и понимать
природу современники звали Пришвина кудесником, волшебником.

        Сегодняшний наш разговор я бы хотела начать со чтения
стихотворения Аполлона Майкова.  И так хочется, чтоб вы поняли, что природа –
это и есть поэзия.

( чтение стихотворения « Пусть говорят: поэзия – мечта…»)

        Хорошо. Давайте отправимся в лес по следам детей. Вот они
добрели до Лежачего камня — это имя камня, написано с заглавной буквы. Кстати,
если сравнить с русскими народными сказками, какое сходство есть?

(направо пойдешь — коня потеряешь, налево пойдешь —
сам пропадешь)

        Таким образом, дети оказались на точке, где нужно выбрать путь:
протоптанный, по которой все ходили, но в обход; или короткий, как казалось
Митраше, более легкий.

        В какое время суток дети пришли к Лежачему камню? 

( читается отрывок «Сюда, к Лежачему камню, пришли
дети…»  до «…как зажженные свечи великого храма природы…» )

         Обратите внимание: лес — великий храм природы, в котором все живое
тянется к солнцу. Солнце — символический образ. Это олицетворение вечности. А
вечность – это связь прошлого, настоящего и будущего; связь с общечеловеческими
ценностями, с жизненным опытом отцов.

          Вечность – это еще и природа. Она бессмертна, всесильна. Мир природы
полон голосов, движения, радости, тревоги. Писатель считал: чем богаче внутренний
мир человека, тем больше он видит в природе, тем ярче для него жизнь, мир.
Пришвин назвал это «родственным вниманием».

          Обладают ли Настя с Митрашей  «родственным вниманием»?

(Учащиеся  выделяют существование встречающего восход
солнца тетерева Косача, наблюдают за «проснувшимися» елью и сосной, их
«взаимоотношениями»)

        2. Конкурс знатоков леса

Учитель: Сейчас посмотрим, насколько вы внимательны.

        К доске приглашаем знатоков леса. Они должны были приготовить
информацию о лесе, куда пришли Настя и Митраша.

— Какие деревья селятся в «приболотице» — на краю болота? Какие — на
сухих островах в болотном «море»? Почему эти острова называются «боринами»?

— Какие ягоды и цветы растут на лесной просеке?

— Где и как растут клюква, черника, брусника, голубика, костяника?

— Как цветет волчье лыко?

— Каких зверей и птиц мы встречаем в сказке-были? Какие у них повадки,
крики, стоны?

— Почему болото называется Блудово?

— А что такое елань? И почему она Слепая?

Учитель: Как видим, лес живет своей жизнью. Это целое государство. Здесь так
же, как и у людей есть разрешенное, есть запреты. Нарушивший запрет
подвергается испытаниям. О каком запрете идет речь? Как природа предупреждает
об опасности?

( После ссоры детей со слов «Тогда серая хмарь плотно
надвинулась…» до «…завыли, застонали.»)

         3. Значение эпизода о сосне и ели, растущих вместе

Учитель: Кроме Лежачего камня, всех путешественников в самом начале пути
встречают сосна и ель, растущие вместе.

( Выразительное чтение отрывка «Лет двести тому
назад…» до «…а волк выл от неизбывной злобы к нему». При чтении необходимо
обратить внимание на ритмичность этого фрагмента. Детям предложено было дома
записать его в стихотворной форме.)

Учитель: Какие слова определяют взаимоотношения ели и сосны? Они дружны?
Счастливы?

( Деревья боролись между собой корнями за питание.  Их
стон близок был всем живым существам. Они несчастны.)

Учитель: В чем несчастье деревьев?

( Причина несчастий деревьев — в эгоистическом
стремлении самоутвердиться за счет другого, в их разобщенности.)

Учитель: Как вы считаете, зачем автор вставляет в свое повествование этот
рассказ? Почему он помещен в самом начале пути героя?

( Возможно, он дает понять, что обычная история закончилась,
начинается сказка. В сказке ведь тоже есть добро и зло; разобщенность и лад. И
всегда перед героями есть выбор. С этого момента начинается выбор человеком
собственного пути. Здесь проявляются самые главные качества человеческой
личности. А какие — мы об этом уже говорили на прошлых уроках.)

         4. Смысл названия произведения

Учитель: Дальше дети оказываются непосредственно на том самом месте, которое
называется Блудово болото. Мы уже знаем, откуда такое название. А как возникает
оно?  Что значит это болото — кладовая солнца? Как это понять?   

( В простой и ясной форме автор рассказывает о
серьезных естественнонаучных открытиях. Солнце отдает свое тепло растениям,
растения отмирают и падают на дно болота, и там накапливается постепенно слой
торфа. Торф — это природное богатство, которое жизнь на земле копила веками. Но
целебная клюква, деревья и травы, животные и птицы этого болота — тоже кладовая
природы.)

Учитель: Как мы видели, в данном произведении жизнь людей и жизнь природы
перекликаются. В чем их сходство?

( Есть борьба за жизнь. Добро побеждает зло.)

Учитель: Первоначальное произведение Пришвина имело совсем другое название —
«Друг человека». Почему, по-вашему, автор отказался от такого названия?

( Главная идея рассказа в том, что природа — огромная
кладовая, и человек должен научиться пользоваться природными богатствами
разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества. Название «
Кладовая солнца» соответствует этой идее.)

Учитель: Какой смысл вложил писатель в выражение «сказка-быль»?    

( Сказка-быль — это жанровое определение произведения.
В произведении сказочное переплетается с реальностью. Сказка и быль у Пришвина
вместе. Нельзя их рассмотреть поотдельности. Здесь все можно назвать и сказкой,
и былью. Быль – это то, что бывает. А сказка – это то, о чем люди мечтают. У
писателя все мечтают. Митраша – стать охотником, как отец. Настя – стать
хозяйкой, как мать. Еще Настя и Митраша хотят найти в лесу палестинку, про
которую говорил отец. Антипыч мечтает, чтобы люди знали правду. Травка мечтает
найти своего Антипыча. Разведчики болотных богатств хотят, чтобы всем досталось
солнечное тепло, — оно есть в торфе. Пришвин написал сказку- быль, чтобы мечты
исполнились и стали правдой. Возможно, автор хотел, чтобы читатели воспринимали
это повествование не просто как историю о двух детях, которые заблудились, но и
в более широком смысле.)

Учитель: Чему нас учит данное произведение?

(Утверждается добро над злом. Добро – это дружба и
любовь, вера и согласие. Дети победили жадность, упрямство, страх перед
жизненными трудностями. Еще дети узнали, что такое правда. Правда – это
взаимопонимание и любовь, правда – это приносить пользу другим, правда – это
единство человека и природы, родственное и мудрое отношение человека к природе.
Правда – это сила, красота человека, его могущество и огромные возможности,
направленные на созидание.)

Учитель: Давайте найдем сходство между русскими народными сказками и данной
сказкой- былью по композиции, т.е. по строению произведения.

В волшебных сказках: зачин – мотив запрета – переход границы в «чужой
мир» (нарушение запрета) – испытание – возвращение домой – концовка. То же
самое и в сказке-были М. Пришвина: экспозиция – завязка – развитие действия –
кульминация – развязка – концовка. 

III.
 Домашнее задание. Прочитать рассказы М.М.
Пришвина из книги «Лесная капель». Постараться понять главную мысль этих
рассказов.

Путешествия Пришвина по СеверуАвтор - Гущин Никита, учащийся 11 А класса МБ...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Путешествия Пришвина по СеверуАвтор - Гущин Никита, учащийся 11 А класса МБ

    Описание слайда:

    Путешествия Пришвина по Северу
    Автор — Гущин Никита,
    учащийся 11 А класса
    МБОУ «СОШ № 11»
    г.Северодвинска
    Руководитель –
    Волкова Яна Александровна,
    учитель русского языка
    и литературы МБОУ «СОШ № 11»
    г. Северодвинска

  • 2 слайд

    Михаи́л Миха́йлович При́швин  (23 января (4 февраля) 1873— 16 января 1954) —

    Описание слайда:

    Михаи́л Миха́йлович При́швин 
    (23 января (4 февраля) 1873— 16 января 1954) — русский советский писатель, автор произведений о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей.
    Пришвин Михаил Михайлович

    1873 — 1954

  • 3 слайд

    Своей поэтической родиной Пришвин называл Север. Мысль о поездке в северные к

    Описание слайда:

    Своей поэтической родиной Пришвин называл Север. Мысль о поездке в северные края возникла у писателя в самом начале его творческой деятельности. Летом 1906 года М. Пришвин, как он сам потом рассказывал, «бросил служебную карьеру и пешком, без гроша в кармане, с одним дешевеньким ружьем ушел на север, чтобы записывать народные сказы и речь». Несколько месяцев провел он тогда в Выговском крае (Карелия). Тридцать восемь народных сказок, записанных писателем во время его первого путешествия на Север, вошли в сборник Н. Е. Ончукова «Северные сказки». На основе впечатлений этого путешествия была создана книга очерков «В краю непуганых птиц (Очерки Выговского края)» (1907), которую писатель считал своей первой литературной работой. За это сочинение М. Пришвин был награжден серебряной медалью Русского географического общества.
    Поэтическая родина Пришвина
    Начать путешествие

  • 4 слайд

    Пришвин сказки о природе

  • 5 слайд

    АрхангельскКандалакшаСоловецкий островКольский полуостровПродолжение…«…отсюда

    Описание слайда:

    Архангельск
    Кандалакша
    Соловецкий остров
    Кольский полуостров
    Продолжение…
    «…отсюда на пароходе, я уехал в Норвегию и вокруг Скандинавского полуострова поплыл домой».

  • 6 слайд

    По поручению географического общества в 1907 году М. Пришвин вновь устремляет

    Описание слайда:

    По поручению географического общества в 1907 году М. Пришвин вновь устремляется на Север. «Все оставив позади себя, я вновь отправился … в край непуганых птиц записывать сказки», — вспоминал он. – В половине мая 1907 года я по Сухоне и Северной Двине отправился в Архангельск.
    Архангельск
    Вернуться на карту
    Фотография города Архангельск

  • 7 слайд

    С Архангельска и начались мои скитания по Северу. Частью пешком, частью на ло

    Описание слайда:

    С Архангельска и начались мои скитания по Северу. Частью пешком, частью на лодке, частью на пароходе обошел я и объехал берег Белого моря до Кандалакши».
    Кандалакша
    Вернуться на карту
    Фотография города Кандалакша

  • 8 слайд

    Потом Пришвин пересек Кольский полуостров, побывал на Соловецких островах, на

    Описание слайда:

    Потом Пришвин пересек Кольский полуостров, побывал на Соловецких островах, на Западном Мурмане и в начале июля морем возвратился в Архангельск. « В Архангельске, — писал он, — я познакомился с одним моряком, который увлек меня своими рассказами, и я отправился с ним на рыбацком судне по Северному Ледовитому океану. Недели две мы блуждали с ним на рыбацком судне где-то за Каниным Носом и приехали на Мурман. Здесь я поселился в одном рыбацком становище и занимался ловлей рыбы в океане. Наконец, отсюда на пароходе, я уехал в Норвегию и вокруг Скандинавского полуострова поплыл домой».
    Кольский полуостров
    Вернуться на карту
    Фотография Западного Мурмана

  • 9 слайд

    В 1933 году писатель снова отправился на Север – туда, где побывал 27 лет наз

    Описание слайда:

    В 1933 году писатель снова отправился на Север – туда, где побывал 27 лет назад, — в Выговский край. Там строили Беломорско-Балтийский канал по следам намеченной еще Петром I дороги из Белого моря в Балтийское. На основе впечатлений этой поездки был создан роман-сказка «Осударева дорога», над которым Пришвин работал много лет.
    В мае-июне 1935 года М. М. Пришвин совершил еще одно путешествие по Северу вместе с сыном Петром Михайловичем. Пинежское путешествие М. Пришвина в поисках «Берендеевой чащи» длилось 19 дней. Писатель говорил, что «ему до смерти захотелось подышать тем воздухом народной жизни, где не было жестокости крепостного права и где в дебрях тайги, наверное, и до сих пор сохранились сказания о былых героических временах простого русского народа». Перечитав много книг о лесе, Пришвин мечтал увидеть чистый, не знавший топора лес, мысленно называя его «Берендеевой чащей».
    Следовать…

  • 10 слайд

    «Берендеева чаща»Северный лес

    Описание слайда:

    «Берендеева чаща»
    Северный лес

  • 11 слайд

    Путь от Верхней Тоймы до верхнепинежских селений Керги и Согры М. Пришвин пре

    Описание слайда:

    Путь от Верхней Тоймы до верхнепинежских селений Керги и Согры М. Пришвин преодолел на лошади. Оттуда отправился вниз по Пинеге на весельной лодке до устья Илеши, а затем — на лодке-осиновке по Илеше вверх до ее притока Коды, и по Коде в ее верховье. И уже отсюда, пешком по дремучему лесу с проводниками Александром Губиным и Осипом Романовым писатель пошел искать «Берендееву чащу» — не тронутый топором лес, и его поиски увенчались успехом. Вернувшись в Усть-Илешу, Пришвин спустился по Пинеге до Карпогор. Здесь он отдохнул два дня и на пароходе отправился в Архангельск. 
    Берендеева чаща
    Благодаря этой поездке на свет появились книга очерков «Берендеева чаща» («Северный лес») и повесть-сказка «Корабельная чаща», над которой М. Пришвин работал в последние годы жизни и закончил роман в декабре 1953 года, за месяц до кончины. «Лес там – сосна за триста лет, дерево к дереву, там стяга не вырубишь! И такие ровные деревья, и такие чистые! Одно дерево срубить нельзя, прислонится к другому, а не упадет», — писал М. Пришвин о сказочном лесе.
    Вернуться на карту…

  • 12 слайд

     Многие названия глав в «Северном лесе» соответствуют наименованию пинежских

    Описание слайда:

     Многие названия глав в «Северном лесе» соответствуют наименованию пинежских географических пунктов: «Усть-Илеша», «Лавела», «Явзора» и др. Поход в девственную чащу писатель изобразил в главах «Северного леса» — «Кода», «Путик», Сендуха», «Живые помощи». Черты характера проводника Пришвина Александра Губина воплотились в образе героя повести-сказки «Корабельная чаща» Мануйлы. Спустя годы Александр Губин, вспоминая о Пришвине, рассказал следующее: «Дотошный был старик – все деревиной любовался, годичные кольца подсчитывал. Лупу приставит – все видко! Я молодой был порато, слушался его. А охотник?! Сейчас уж таких нет!» 
          Реликтовая сосновая роща, к которой стремился писатель, стоит на берегу речки Порбыш (приток Мезени), на границе Архангельской области и Коми Республики. Корабельный лес, площадью примерно 500 на 200 метров расположен от пограничной просеки в сторону Коми. Это сосновый бор с елью. В годы войны «Берендеева чаща» «поставляла» фронту «конду» и другие ценные породы дерева, которые шли в авиацию и на флот. 
    Северный лес

  • 13 слайд

     За свою жизнь Михаил Пришвин много путешествовал (по центру России, Крыму и

    Описание слайда:

     За свою жизнь Михаил Пришвин много путешествовал (по центру России, Крыму и Кавказу, Дальнему Востоку и Казахстану), но Север, «первая любовь», не отпускал писателя никогда. Основная тема его произведений – тема гармонии человека с природой. Но самой главной своей книгой писатель считал «Дневники», которые вел в течение почти полувека (1905-1954) и объем которых (примерно 600 печатных листов) в несколько раз больше самого полного 8-томного собрания его сочинений. Читателю еще предстоит узнать «Дневники» Пришвина (полностью опубликован лишь дневник 1914-1925 гг.), а следовательно, по-новому увидеть Пришвина-художника и открыть Пришвина — религиозного философа. 
         
    Михаил Пришвин

  • 14 слайд

    http://writers.aonb.ru/map/arkh/prishvin.htm http://images.yandex.ru https://

    Описание слайда:

    http://writers.aonb.ru/map/arkh/prishvin.htm
    http://images.yandex.ru
    https://maps.google.ru/
    http://ru.wikipedia.org/
    Использованные ресурсы:

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Презентация рассказывает о путешествиях М.М. Пришвина по русскому Северу, который писатель называл своей поэтической родиной.

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература. Учебник в 2 частях», Под ред. Журавлева В.П.

Тема:
Михаил Михайлович Пришвин (3. Я. Холодова)

Учебник:
«Литература. Учебник в 2 частях», Под ред. Журавлева В.П.

Тема:
Природа — зеркало человека

Похожие материалы

  • Презентация к уроку русской литературы » Сказ Н.С. Лескова «Левша»

  • «ЖЕНЩИНЫ В ДЫМКЕ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»

  • Презентация по теме «Идейно-художественное своеобразие произведений В.В. Набокова «Машенька» и «Защита Лужина»»

  • Белое пятно в биографии С.А. Есенина: поездка на Соловки

  • «ПОЭЗИЯ НА ВСЕ ВРЕМЕНА»

  • Презентация по теме «Идейно-художественное своеобразие романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»»

  • «ЛЮБОВЬ В ПОЭЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»

  • «ЛЮБОВЬ В ПОЭЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5447483 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности экономиста-аналитика производственно-хозяйственной деятельности организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»

  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»


4 февраля 1873 г.


16 января 1954 г.

Биография писателя

Михаил Михайлович Пришвин — талантливый писатель, мастер классической прозы, философ. В каждом своем произведении Пришвин погружает читателя не только в чудный мир природы, но и в потаенные уголки человеческого сознания, проводя тонкую грань размышлений о смысле существования. А биография Пришвина разнообразна и полна неожиданностей.

Детство и юношество Михаила Пришвина

Михаил Пришвин появился на свет 4 февраля 1873 года в родовом имении Хрущёво-Лёвшино в состоятельной семье. Огромный дом достался семейству Пришвиных от богатого и успешного деда Дмитрия Ивановича, который был богатейшим елецким купцом. Мать, Мария Ивановна, была порядочной старообрядчецей и тихой домохозяйкой, воспитывающей пятерых детей. Отец писателя, Михаил Дмитриевич, «прославился» на всю округу, как заядлый охотник, игрок на скачках и авантюрист. Он-то и стал человеком, кардинально изменившим жизнь маленького Пришвина и всех своих близких.

Пагубная привычка отца семейства сыграла с ним злую шутку. Михаил Дмитриевич проиграл не только всё своё состояние и семейный бизнес (конный завод), но и фамильное имение деда. Не справившись с тяжелыми временами, отца схватил паралич, от которого он вскоре и скончался. В итоге Мария Ивановна осталась без средств к существованию с маленькими детьми на руках. Стоит отдать должное этой сильной женщине, она смогла не только поднять всех на ноги, но и дать хорошее образование каждому.

Год начальной школы маленький Миша проучился в обычной деревенской школе. В 1883 году его зачислилив первый класс Елецкой классической гимназии. К сожалению, с учебой у Михаила Михайловича не заладилось. Он то и дело оставался на второй год и конфликтовал с учителями. За шесть лет будущий писатель окончил только 4 класса. В 1889 году Михаила Пришвина выгоняют из гимназии, последней каплей стал конфликт с учителем географии. Удивительно, но братьям Михаила наоборот учеба давалась легко (старший стал финансовым чиновником, остальные два — врачами).

Жизнь Михаила Пришвина

Юного Пришвина отсылают к бездетному брату матери купцу Игнатову в Тюмень. Здесь под пристальным руководством дядюшки, автор взялся за ум и закончил в итоге Тюменское Александровское реальное училище. После чего поступил в Рижский политехникум. Но тут снова характер Михаила Пришвина сыграл с ним злую шутку. Не захотев продолжить дело дядюшки, писатель Пришвин примкнул к студенческому марксистскому кружку, за что в итоге и поплатился. Арест на год и два года ссылки — вот такой печальный итог.

За границей Пришвин наконец в 1902 году получил диплом агрономического отделения Лейпцигского университета, по специальности инженера-землеустроителя. Затем он вернулся на родину, женился на первой жене — Ефросинье Павловне. Этот брак подарил Пришвину троих детей (один из которых, к сожалению, умер в младенчестве).

Погрузившись в профессию, Михаил Михайлович до 1905 года трудится агрономом в Луге. И тут же параллельно начинает писать рассказы и заметки на научную тематику. Но на этом не останавливается. И вот уже в 1906 году из под его пера выходит первый рассказ «Сашок», который сразу же публикуют в журнале.

Творчество Михаила Пришвина

Писательская деятельность так увлекает Пришвина, что он решает оставить свою аграрную деятельность и полностью погружается в творчество. Михаила Михайловича принимают на работу корреспондентом в газеты. Но природа все-таки так и тянет писателя Пришвина, поэтому он начинает путешествовать по Северу. Здесь-то и рождаются знаменитые сказки Пришвина ( «Рассказы и сказки о природе» ). Автор бывал у берегов Белого моря, покорил немало островов, а также Северный Ледовитый океан.

Получив весомое значение и признание в литературных кругах, подружился с Алексеем Ремизовым и Дмитрием Мережковским, а также с Максимом Горьким. А вот с Александром Блоком у них были напряженные отношения, так как не сошлись в политических взглядах.

Во времена Первой мировой войны, революции и Гражданской войны, Михаил Михайлович трудился военным корреспондентом. Честно отражая события, происходившее на фронте. После писатель работает обычным сельским учителем, а в 30 -е годы решает попробовать себя на поприще автомеханика. Да так увлекается этим занятием, что покупает фургон «Машенька» и снова начинает путешествовать.

В годы эвакуации в 1945 году из под пера Пришвина выходит его знаменитая сказка «Кладовая солнца». Стоит отметить, что многие произведения Пришвина издавались при жизни автора. Некоторые из них проиллюстрированы личными архивными снимками, которые снимал Михаил Михайлович на свой фотоаппарат. До наших дней дошли более 2000 его фотографий.

Смерть Михаила Пришвина и память

Скончался писатель от смертельной болезни (рака желудочка). Это случилось 16 января 1954 года. Похоронили Пришвина в Москве, его могилу можно найти на Введенском кладбище.

Многие отмечают, что Михаил Михайлович Пришвин обладал тонким мастерством передачи живой природы. Читая его произведения, погружаешься в сказочный мир звуков, света, запаха. Ты точно знаешь, что тебя окружает и что ты видишь собственными глазами. Не зря Константин Паустовский сказал, что «Пришвин — певец русской породы».

написала рецензию21 апреля 2015 14:50

Пришвин сказки о природе

Редко что-то из школьной программы западает в душу. Это произведение как раз из тех, к которым я периодически возвращаюсь.
Сколько раз читала, но никогда не держала в голове, что кладовой автор называет болото – то полезное, что в нем есть, то, чему человек может найти применение в повседневной жизни, извлечь энергию. Я же слова «кладовая солнца» понимала буквально: кладовой был лес, а солнце было солнцем.
Мне нравилось представлять, что солнце, как хозяин, каждый день приходит лес, протягивает руки-лучи к своим сокровищам – деревьям и травам, зверям и птицам – гладит их, проверяет, все ли на месте. Зайдешь поглубже в лес, поднимешь наверх глаза и увидишь, что вся листва и хвоя перемешаны с золотом, солнце далеко от тебя, но оно рядом. Он здесь. Примешься собирать ягоды и невольно почувствуешь себя вором в этой кладовой. Кладешь себе в лукошко рубин за рубином, ягоду за ягодой, а хозяин и слова тебе не скажет – не жалко ему своих богатств. Но если начнешь жадничать, забудешься, придется тяжело – солнце перестанет пригревать, а полное лукошко отнимет силы. Так в сумерках и заблудиться недолго.
Пришвин по-доброму, с любовью описывает природу. Читаешь «Кладовую солнца» и будто входишь в лес, дышишь лесом. Каждое слово, как мягкая лесная подстилка под ногами, приятно ступать, немного пружинит. Звери и птицы кажутся очеловеченными – все говорят на своем языке, а писатель, как переводчик, рассказывает, какие у них дела-заботы.
Очень трогательно Пришвин рассказывает о главных героях, Насте и Митраше, детях, которых осиротила война. Взрослые не по годам, они самостоятельно ведут хозяйство. Пришвин посмеивается над ними, придумав добрые прозвища. Митрашу, привыкшего во всем брать пример с отца, он называет «мужичок в мешочке». Но разве назовешь его мужичком в конце повествования? Мужчина, хоть и маленький!
Рассказы, вошедшие в этот сборник, читала впервые, они больше похожи на небольшие зарисовки из жизни. Не вижу смысла характеризовать каждый отдельно, слишком маленький объем. Могу сказать, что мне очень понравился рассказ «Вася Веселкин», рассказ о том на какие хитрости порой приходится идти, чтоб вручить подарок от души. А Жулька просто покорила мое сердце.

#Тайные_сокровища_Ридли2
#конкурсрецензий3


Перейти к контенту

Сказки для детей

Сказки для детей > Внеклассное чтение 3 класс

Сказки для детей 7 лет

Список сказок и рассказов:

  1. 196

    Лучшее Антон Чехов — Каштанка

  2. 78

    Лучшее Антон Чехов — Белолобый

  3. 325

    Лучшее Евгений Шварц — Сказка о потерянном времени

  4. 274

    Лучшее Владимир Одоевский — Городок в табакерке

  5. 94

    Лучшее Владимир Одоевский — Серебряный рубль

  6. 194

    Лучшее Всеволод Гаршин — Лягушка-путешественница

  7. 103

    Лучшее Максим Горький — Случай с Евсейкой

  8. 65

    Лучшее Константин Паустовский — Растрепанный воробей

  9. 304

    Лучшее Константин Паустовский — Заячьи лапы

  10. 241

    Лучшее Константин Паустовский — Стальное колечко

  11. 166

    Лучшее Константин Паустовский — Дремучий медведь

  12. 151

    Лучшее Константин Паустовский — Барсучий нос

  13. 78

    Лучшее Михаил Зощенко — Золотые слова

  14. 33

    Лучшее Аркадий Гайдар — Горячий камень

  15. 23

    Лучшее Виктор Драгунский — Девочка на шаре

  16. 77

    Лучшее Михаил Пришвин — Лисичкин хлеб

  17. 149

    Лучшее Константин Паустовский — Кот-ворюга

  18. 76

    Лучшее Виталий Бианки — Как муравьишка домой спешил

  19. 17

    Лучшее Виталий Бианки — Мышонок Пик

  20. 62

    Лучшее Виталий Бианки — Чей нос лучше

  21. 11

    Лучшее Никита Кожемяка

  22. 150

    Лучшее Лев Толстой — Лев и собачка

  23. 264

    Лучшее Павел Бажов — Малахитовая шкатулка

  24. 274

    Лучшее Павел Бажов — Серебряное копытце

  25. 44

    Лучшее Ганс Христиан Андерсен — Огниво

  26. 8

    Лучшее Летучий корабль

  27. 5

    Лучшее Баба-яга

  28. 4

    Лучшее Сивка-Бурка

  29. 4

    Лучшее Алёша Попович и Тугарин Змей

  30. 10

    Лучшее Сказка о Василисе Прекрасной

  31. 133

    Лучшее Лев Толстой — Акула

  32. 15

    Лучшее Добрыня и Змей (Былина)

  33. 25

    Лучшее Илья Муромец и Соловей-Разбойник (Былина)

  34. 173

    Лучшее Константин Паустовский — Корзина с еловыми шишками

  35. 29

    Лучшее Михаил Пришвин — Моя родина

  36. 71

    Лучшее Иван Тургенев — Воробей

  37. 58

    Лучшее Валентина Осеева — Печенье

  38. 3

    Лучшее Антон Чехов — Ванька

  39. 18

    Лучшее Александр Куприн — Слон

  40. Потерянный кошелек

  41. 3

    Сергей Козлов — Весенняя сказка

  42. 2

    Астрид Линдгрен — Крошка Нильс Карлсон

  43. Эдуард Успенский — Укус гадюки

  44. Эдуард Успенский — Хозяйственная собака на белорусском хуторе

  45. 2

    Эдуард Успенский — Целебный бык

  46. 6

    Михаил Зощенко — Умная Тамара

  47. 10

    Борис Житков — Кружечка под елочкой

  48. 34

    Виктор Драгунский — Бы

  49. 5

    Виктор Драгунский — Надо иметь чувство юмора

  50. 4

    Виктор Драгунский — Рыцари

  51. 4

    Виктор Драгунский — Слава Ивана Козловского

  52. 27

    Владимир Даль — Старик годовик

  53. 22

    Михаил Пришвин — Изобретатель

  54. 25

    Михаил Пришвин — Лягушонок

  55. 14

    Михаил Пришвин — Птицы под снегом

  56. 27

    Михаил Пришвин — Ребята и утята

  57. Хитрая наука

  58. 37

    Редьярд Киплинг — Кошка, которая гуляла сама по себе

  59. 1

    Виталий Бианки — Заяц, косач, медведь и весна

  60. 15

    Евгений Пермяк — Бумажный змей

  61. 6

    Евгений Пермяк — Надежный человек

  62. 29

    Евгений Пермяк — Некрасивая Елка

  63. 22

    Евгений Пермяк — Самое страшное

  64. 3

    Константин Ушинский — Гадюка

  65. 16

    Константин Ушинский — История одной яблоньки

  66. 3

    Лев Толстой — Шат и Дон

  67. 8

    Лев Толстой — Лебеди

  68. 4

    Лев Толстой — Царь и рубашка

  69. 25

    Лев Толстой — Липунюшка

  70. 4

    Лев Толстой — Девочка и разбойники

  71. 3

    Лев Толстой — Белка и волк

  72. 7

    Лев Толстой — Лев и мышь (Басня)

  73. 9

    Шарль Перро — Рике с хохолком

  74. 15

    Дмитрий Мамин-Сибиряк — Сказочка про козявочку

  75. 3

    Златовласка (Чешская сказка)

  76. 2

    Алексей Толстой — Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

  77. 3

    Алексей Толстой — Сказка о молодильных яблоках и живой воде

  78. 20

    Виктор Голявкин — Вот что интересно

  79. 35

    Ганс Христиан Андерсен — Ромашка

  80. Илья Муромец и Идолище поганое

  81. 4

    Илья Муромец: Болезнь и исцеление Ильи

  82. 1

    Илья Муромец и Калин-царь (Былина)

  83. 8

    Олимп (Миф)

  84. 4

    Вильгельм Гауф — Рассказ о Маленьком Муке

  85. 6

    Андрей Платонов — Неизвестный цветок

  86. 2

    Валерий Медведев — Баранкин, будь человеком

  87. Лев Толстой — На что нужны мыши

  88. Лев Толстой — Орел

  89. 1

    Лев Толстой — Птичка

  90. Лев Толстой — Девочка и грибы

  91. Лев Толстой — Как дядя рассказывал про то, как он ездил верхом

  92. Лев Толстой — Как тётушка рассказывала о том, как она выучилась шить

  93. Михаил Пришвин — Жаркий час

  94. Дмитрий Мамин-Сибиряк — Медведко

  95. 1

    Дмитрий Мамин-Сибиряк — Приемыш

  96. Эно Рауд — Муфта, Полботинка и Моховая Борода

  97. Владимир Дуров — Наша Жучка

  98. 13

    Андрей Платонов — Разноцветная бабочка

  99. 1

    Царевна Несмеяна

  100. Михаил Зощенко — Любимое занятие

  101. Нина Артюхова — Большая берёза

  102. Владимир Одоевский — Игоша

  103. Лев Толстой — Комар и лев (Басня)

  104. Лев Толстой — Царское новое платье

  105. Лев Толстой — За ягодами

  106. Лев Толстой — Рассказ аэронавта

  107. Лев Толстой — Куда девается вода из моря

  108. Лев Толстой — Какая бывает роса на траве

  109. Лев Толстой — Как гуси Рим спасли

  110. Лев Толстой — Булька и кабан

  111. 1

    Евгений Носов — Тридцать зёрен

  112. Лев Толстой — Мальчик с пальчик

  113. 13

    Георгий Скребицкий — Белая шубка

  114. Георгий Скребицкий — Маленький лесовод

  115. 1

    Георгий Скребицкий — Скрипун-невидимка

  116. 4

    Геннадий Снегирёв — Чудесная лодка

  117. 2

    Евгений Пермяк — Мама и мы

  118. 26

    Константин Паустовский — Какие бывают дожди

  119. Константин Паустовский — Кишата

  120. 9

    Лидия Чарская — Царевна Льдинка

  121. Лидия Чарская — Случай

  122. 1

    Михаил Зощенко — Сравнительно умная кошка

  123. 2

    Михаил Зощенко — Очень умные обезьянки

  124. 1

    Михаил Зощенко — Очень умная лошадь

  125. 4

    Михаил Зощенко — Глупый вор и умный поросенок

  126. Михаил Зощенко — Умная кура

  127. Михаил Зощенко — Умная птичка

  128. 1

    Михаил Зощенко — Умная собака

  129. 1

    Михаил Зощенко — Умный гусь

  130. 37

    Михаил Пришвин — Курица на столбах

  131. 9

    Михаил Пришвин — Синий лапоть

  132. 30

    Михаил Пришвин — Хромка

  133. 38

    Николай Сладков — Бюро лесных услуг

  134. 3

    Николай Сладков — Медведь и солнце

  135. 9

    Ирина Пивоварова — Про мою подругу и немножко про меня

  136. 7

    Ирина Пивоварова — Сочинение

  137. 3

    Ирина Пивоварова — Весенний дождь

  138. 1

    Сергей Баруздин — Хитрый симпатяга

  139. Георгий Граубин — Почему осенью листопад

Отзывы: 7

  1. Альбина

    Топ ?

    Ответить

  2. Тима

    Круто

    Ответить

  3. Дима

    Топ

    Ответить

  4. ?

    Не че не поняла :_)

    Ответить

  5. Арина

    Ужасно!!!?

    Ответить

  6. Анита ??

    Мне понравилось

    Ответить

  7. Топ

    Прекрасно очень люблю читать ??

    Ответить

Добавить комментарий

Внеклассное чтение 3 класс: читать онлайн популярные, лучшие народные сказки для детей, мальчиков и девочек, и их родителей о любви и Родине, природе, животных. Если вы не нашли желаемую сказку или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.

…Есть ли на свете местность краше нашего Дунина!

М. М. Пришвин

Потолкавшись в пробках на МКАДе, пролетев по Рублево-Успенскому шоссе мимо выглядывающих из-за высоченных заборов вилл, вы попадаете в мир тишины и идиллии… Деревня Дунино находится в 30 км от столицы на берегу Москвы-реки, и это именно тот заповедный уголок, где Михаил Михайлович Пришвин осуществил свою мечту о собственном доме.

Пришвин сказки о природеПришвин сказки о природе«Да не будет у меня места ни в городе, ни в деревне, а место моё будет там, где я создаю свою сказку», – пишет М. Пришвин в дневнике. В залитых медовым солнечным светом комнатах погружаешься в уют, домашний покой, здесь всё напоминает о писателе: и кофемолка (единственная вещь, сохранившаяся у Пришвина из отчего дома), и вышитые крестиком ковры и салфетки, и гербарии, и кресло из машинных сидений, и милые брелоки-игрушки для ключей. Кстати, использовать резиновые игрушки в таком качестве придумала жена писателя, Валерия Дмитриевна Пришвина. Каждая игрушка олицетворяла функцию ключа. Например, котик висел на ключе от ледника, потому что котики любят молоко, а девочка – на ключе от дома. А ещё ноу-хау – такие ключи легко найти в траве, когда наступаешь, они пищат.

Пришвин сказки о природеПришвин сказки о природеНемало и других интересных вещей можно увидеть в музее. Трость-стульчик, кожаный саквояж, высокие охотничьи сапоги, кусочки карандашей, приспособление, чтобы снять сапоги стоя, принадлежности для фотографирования – всего не перечесть. И каждый предмет характеризует хозяина. Ведь М.М. Пришвин был охотником, любил фотографировать, постоянно носил в нагрудном кармане блокнотик и несколько небольших карандашей, нарезанных из большого карандаша, чтобы в любой момент можно было сесть и записать свои наблюдения.

Пришвин сказки о природеВ 1946 году Пришвин случайно увидел в деревне Дунино полуразрушенный после войны дом в стиле северного модерна и купил его. Вместе с женой он восстановил небольшую усадьбу, посадил ели и очень много времени проводил именно тут, на природе.

«Да не будет у меня места ни в городе, ни в деревне, а место мое будет там, где я создаю свою сказку».

А какой потрясающий вид открывается с веранды, возвышающейся над цокольным этажом!

Пришвин сказки о природеНедалеко от реки есть тропа Пришвина, по которой можно прогуляться, насладиться свежим воздухом и дивными видами.

Пришвин сказки о природеПосле смерти писателя в его дом стали приходить читатели, и силами Валерии Дмитриевны постепенно возник музей. В это же время  шла расшифровка дневников Пришвина, которые он вел более 50 лет. Дом-музей просуществовал 25 лет, перед смертью вдова писателя завещала музей государству. В 1979 году по решению Министерства культуры РСФСР музей стал отделом Государственного литературного музея. Главным пожеланием В.Д. Пришвиной было, чтобы в музее продолжали работать её помощницы, и одна из них, Я.З. Гришина, сейчас заведующая.

Как посетить музей

Необходимо предварительно записаться на сайте Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля, также можно заказать экскурсию. Гостеприимство и уют царят в музее, как и при писателе, когда гостям были всегда рады.

О писателе

Жизнь писателя-философа, Михаила Михайловича Пришвина, была насыщена разнообразными событиями. Он родился в 1873 году, ещё при царе, увидел и революцию, и две войны, и даже пережил Сталина. На его глазах менялись устои, разрушалось одно и создавалось совсем иное, но он всегда сохранял жизнелюбие и верил в свою мечту. Ни запрет получать образование, ни год в тюрьме за участие в революционных кружках, ни трагичная история любви – ничто не нарушило внутренней гармонии. Не зря Пришвина называют «Художником света».

Пришвин сказки о природеНа мой взгляд, творчество М. Пришвина недооценено, многие помнят рассказы о животных, которые читали в школе, и всплывает образ милого дедушки-охотника – вот, пожалуй, и всё. Но творчество писателя многогранно – это и уникальные, тонкие миниатюры о природе, и философские рассказы, и дневники.

О дневниках стоит сказать отдельно, потому что это не просто записки о жизни, а размышления, исследования, это сама жизнь в словах. Пришвин считал, что сильный и любопытный человек не может долго спать. Поэтому и сам он всегда просыпался рано, встречал восход солнца, а потом садился за дневник. Он утверждал, что дневник нужно писать именно утром.

Именно возможность записывать свои чувства и переживания помогла писателю пережить неразделенную любовь, когда ему было около 30 лет. Во время учебы в Лейпциге Михаил познакомился с юной петербурженкой Варей. Как сам он пишет, это «были две недели поцелуев и нож в спину». Девушка отказала ему, и больше они никогда не встречались. Но именно благодаря этому сильному чувству, со слов М.Пришвина, он стал писателем. Потом был несчастливый брак. И только после 60 лет он встречает свою настоящую любовь, Валерию Дмитриевну, она и стала подругой, и любимой женщиной, и музой. Трогательная история отношений рассказана в книге «Мы с тобой: дневник любви».

Пришвин сказки о природе

Парадоксально, но первым произведением писателя была совсем не художественная книга «Картофель в полевой и огородной культуре». Ведь по специальности Михаил Михайлович был агрономом и получил образование на философском факультете в Германии. Да, вот таким специальностям обучали на философских факультетах. Неслучайна любовь к природе, она отражается и в увлечениях писателя – охота, наблюдения, фотография, – и в произведениях.

Уникальность творчества М.М. Пришвина в простоте. Л.Н. Толстой в письме Л. Андрееву: «… простота – необходимое условие прекрасного». И правда, чем сложнее синтаксис, чем больше непонятных читателю слов, чем запутанней сюжет, тем меньше наслаждения. А значит, теряется основное в литературе – удовольствие от чтения.

Прочитайте миниатюру «Берестяная трубочка», представьте себе это, а лучше понаблюдайте в лесу. Если будет интересно, посетите музей и откройте томик с произведениями М.М. Пришвина. Я уверена, вы получите огромное удовольствие.


Берестяная трубочка

Я нашёл удивительную берестяную трубочку. Когда человек вырежет себе кусок берёсты на берёзе, остальная берёста около пореза начинает свёртываться в трубочку. Трубочка высохнет, туго свернётся. Их бывает на берёзах так много, что и внимания не обращаешь.

Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке.

И вот в первой же трубочке я нашёл хороший орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось палочкой его вытолкнуть. Вокруг берёзы не было орешника. Как же он туда попал?

«Наверно, белка его туда спрятала, делая зимние свои запасы, — подумал я. — Она знала, что трубка будет всё плотнее и плотнее свёртываться и всё крепче прихватывать орех, чтоб не выпал».

Но после я догадался, что это не белка, а птица ореховка воткнула орех, может быть украв из гнезда белки. Разглядывая свою берестяную трубочку, я сделал ещё одно открытие: под прикрытием ореха поселился — кто бы мог подумать! — паучишко и всю внутренность трубочки затянул своей паутинкой.

  • Пришел из школы или со школы как правильно пишется
  • Пришкольный пишется приставка при так как она имеется значением близость к чему либо
  • Пришвин муравьи план рассказа
  • Причудливый как пишется приставка
  • Пришвин короткие рассказы о природе