Презентация на тему Презентация по литературному чтению на тему М.Пришвин Ребята и утята (2 класс), предмет презентации: Литература. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 15 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.
Слайды и текст этой презентации
М.Пришвин «Ребята и утята»
Литературное чтение 2 класс. УМК «Школа России»
Автор презентации
Учитель начальных классов
Нюнькова А.А.
МОУ «Ряжская СШ №2»
г.Ряжск
-Речевая разминка
Стала утка на пруду
Учить своих утят.
Утята плавать на виду
У мамы не хотят.
Ужасно утка мучится:
«Ну что из них получится?»
-Прочитайте и отгадайте загадку.
Удивительный ребёнок!
Только вышел из пелёнок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать.
(Утёнок.)
Словарная работа
Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах.
Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.
Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.
Овсяное поле – поле, засеянное овсом.
Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.
Кузница – помещение, где работают кузнецы.
План рассказа «Ребята и утята»:
Утка повела утят к озеру.
Мальчишки закидали шапками утят (пытались их поймать).
Утку поймать не успели (подошёл защитник).
Серьёзный приказ.
Выполнение приказа. Утята вернулись к своей маме.
Продолжение путешествия мамы-утки и её утяток.
-До свидания, утята!
Загадки
1. Ползун ползёт, иглы везёт.
(Ёж.)
2. Кривлён нос-
Зелен хвост
(Клёст.)
3.Маленькая, лёгкая,
А за хвост не поднимешь.
(Ящерица.)
4. Он совсем не кровожадный,
Потому что травоядный,
На носу два рога,
На ногах копыта-
От врагов защита.
(Носорог.)
5. Сам мал, незаметно хожу,
Но больше себя ношу.
(Муравей.)
6. Мать, отца не знаю,
Но часто называю,
Детей знать не буду,
Чужим сбуду.
(Кукушка.)
7.Снизу камень, сверху камень,
Ест траву, но не корова,
Яйца несёт но не курица.
(Черепаха.)
8. Маленький, зелёненький,
Коленками назад.
(Кузнечик.)
9. Гости приходят весной,
А уходят осенью.
(Перелётные птицы.)
10. Летом одевается, зимой раздевается.
(Лес.)
Задание на внимание
Колька Банников считал себя самым несчастным человеком. В воскресенье родители уехали в гости, а ему подкинули четырёхлетнего брата Эдика. Неприятности посыпались, как из худого мешка. Сначала братья разбили сахарницу. Затем опрокинули крышку с молоком. Оно полилось со стола на пол. Эдик полез под стол и принялся размазывать белую лужу салфеткой.
Колька раздражённо заметил:
-Через полчаса можно сойти с ума от твоих проказ. А я целый день должен их терпеть. Немедленно вылезай! Спасибо, братец не заставил себя долго ждать. Старший тут же стал поучать его: — Сиди за столом спокойно, говорят тебе. Но ты всё вертишься, будто юла. Вот как всыплю по первое число! Лень только ремешок искать…
-Что нового вы узнали на уроке?
-За что вы похвалили бы себя?
-Что вам особенно удалось?
-Как называется рассказ, изученный на уроке?
-Кто его автор?
Домашнее задание:
Подготовить пересказ текста.
Цели: познакомить детей с биографией и творчеством
М.М.Пришвина; формировать навыки правильного
осознанного чтения, совершенствовать умение выделять главное, анализировать, обобщать и делать выводы, характеризовать героев произведения; давать нравственную оценку их
поступкам, развивать мышление и речь детей,
умение отвечать на вопросы по содержанию произведения, формулировать его главную мысль, обогащать словарный запас,
воспитывать доброту, бережное отношение к животным, родной природе.
УУД, формируемые на уроке:
Познавательные УУД:
1.Добывать
новые знания (информацию из различных источников).
2.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
3. Находить
ответы на вопросы в тексте.
5. Делать
выводы в результате совместной работы.
Коммуникативные УУД:
1. Развивать
умение слушать и понимать речь других.
2. Совершенствовать
умение
строить монологическое высказывание
на
заданную тему, адекватно использовать соответствующую
лексику.
3.Оформлять
свои мысли в устной и письменной форме.
4.
Сотрудничать в совместном решении проблемы, выполняя
различные роли в группе.
Регулятивные УУД:
1.Выявлять
и самостоятельно формулировать цель
деятельности на уроке.
2. Учиться высказывать своё предположение(версию).
3. Самостоятельно
оценивать выполненные действия.
Личностные УУД:
1.Формулировать
собственное мнение и позицию.
2.Развивать
нравственное
сознание и чувство сопереживания;
доброжелательное
отношение к окружающему миру.
3.Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
1.
Создание
мотивационного настроя
Есть
солнце большое – оно на небе. А есть маленькое солнышко – СЛАЙД оно
светит в каждом из нас. Это наша доброта. Добрый человек любит людей и помогает
им, добрый человек бережёт природу. А любовь и желание помочь другим согревает
нас самих, как солнце.
Именно
таким человеком, добрым, внимательным и неравнодушным, был писатель, о
котором пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке.
2. Определение
темы и целей урока
Догадаться
о ком идет речь, вы сможете, если в записи на доске прочитаете только
буквы. СЛАЙД
84П568Р391И47Ш577В430И471Н444
-Сегодня
на уроке нас ждет встреча с замечательным писателем, нашим земляком, СЛАЙД
Михаилом Михайловичем Пришвиным.
Что
бы вы хотели выяснить сегодня на уроке? Воспользуйтесь для ответа словами-
помощниками. СЛАЙД
(на доске
– слова- помощники : узнать, познакомиться, определить)
* Узнать о жизни и творчестве
писателя
* Познакомиться с новым
произведением
* Определить главную мысль произведения,
которое будем изучать на уроке.
Чтобы
больше узнать о писателе проведём работу в группах. У вас на партах лежат карточки
зеленого цвета с текстом. Прочитав его, вы должны будете ответить на следующие
вопросы:
1
группа: — Каким было детство Пришвина?
Родился М. М. Пришвин
недалеко от города Ельца. Отец его умер рано. Мать после смерти мужа
осталась одна с пятью детьми на руках. С самого раннего детства Пришвин рос в
дружбе с крестьянскими детьми, бегал с ними на речку, в лес. У них он учился
перекликаться с птицами, переводить их щебетание на свой язык.
СЛАЙД
2 группа: Куда
поступил будущий писатель, чтобы получить образование?
Для получения
образования Миша Пришвин поступил в Елецкую мужскую гимназию. Для
этого ему пришлось сдать экзамены по арифметике, русскому языку и Закону
Божьему. Пришвин успешно выдержал вступительные испытания и был зачислен в
гимназию.
СЛАЙД
3 группа: Какие события произошли в
дальнейшей жизни Пришвина? Где он побывал?
Семья
была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Пришвин
собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.
Он много путешествовал. Пришвин побывал на Дальнем Востоке, Сибири, Средней
Азии и других местах нашей страны.
СЛАЙД
4 группа: Чем
любил заниматься Пришвин?
С наступлением
ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Михаил Михайлович с
детства любил охоту, но его охота была особенной: не за птицей или зверем, а за
открытиями. Каждый раз он открывал для себя что-то новое в природе и умел
передать свои чувства читателям.
СЛАЙД
5 группа: Какой
удивительной особенностью обладал писатель?
Пришвин умел
видеть необычное, волшебное в самом простом. В его рассказах растения, звери и птицы становятся
живыми. Михаил Михайлович так любил лес и так умел его понимать, что
даже в обыкновенной заячьей капустке видел интересное.
СЛАЙД
Учитель: Писатель всегда старался помочь
природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, СЛАЙД он не мог пройти
равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал
снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его
делах и поступках.
В этом мы с вами сможем убедиться,
прочитав сегодняшнее произведение.
— Откройте страницу учебника 134 и рассмотрите иллюстрацию.
— Кто изображен на рисунке? ( утята, люди)
— Как бы вы озаглавили этот рассказ, глядя на рисунок?
— Сравните свои
названия с авторским. СЛАЙД
— Можно ли по названию определить, о чем будет текст?
-Проверьте свои предположения, просмотрев диафильм. Подумайте,
к какому жанру относится произведение.
3.Знакомство с рассказом (просмотр диафильма)
-Подтвердились ли ваши предположения?
— Покажите с помощью модели, к какому жанру относится
произведение?
Обоснуйте свое мнение.
4.Словарная работа
Прежде, чем приступить к чтению
рассказа, выясним лексическое значение некоторых слов. Для этого проведём
работу в парах.
Возьмите карточки жёлтого цвета. Соедините стрелками слово и
его значение.
ВЕРСТА
– старинная мера
длины, чуть более 1
км ЧИРОК-СВИСТУНОК
– уточка. КУЗНИЦА – место, где работает кузнец. Овсяное поле — поле, засеянное овсом.
ПАРОВОЕ ПОЛЕ – поле, отдыхающее от посевов.
ВОДА СПАЛА – уровень воды уменьшился
.
СЛАЙД
Проверка.
(Называют пару – на слайде появляется стрелочка)
Проверьте правильность выполнения задания,
оцените свою работу.
5.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Вышли уточки на луг
Кря-кря-кря! (Шагаем.)
Пролетел зеленый жук
Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)
Утки шеи выгибают. (Круговые вращения
шеей.)
Клювом перья расправляют. (Повороты
туловища влево-вправо.)
Зашумел в пруду камыш (Наклоны
туловища)
Ш-ш-ш
И опять настала тишь.(Сели)
6.Работа
с текстом с использованием различных видов чтения.
Теперь
приступим к чтению, используя его различные виды. Постараемся лучше понять,
осмыслить содержание этого произведения.
А)
Чтение «по цепочке» ( до слов «Вот тут их увидели ребята….» )
—– Почему уточка
устроила свое гнездо далеко от озера? (весной это озеро далеко
разливалось …)
–
Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?
(вода спала и уточка возвращается на озеро, на свободу)
–
Сколько надо было идти до озера? ( 3 версты.)
– Сколько это километров? (Чуть больше 3
километров.)
Труден
ли такой путь для утиной семьи? Почему?
–
Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.(
На открытых местах мать шла позади утят. …)
– Почему уточка-мать шла позади утят? (Чтобы не выпускать утят ни на
минуту из виду)
Какая опасность им могла угрожать?(Для утят опасны лисица и ястреб, а также люди.)
Б)
Жужжащее чтение ( 3 абзаца) ( до слов «Что вы будете делать с утятами? ….»
)
Обратите
внимание на поведение ребят и уточки.
–
Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? (Зашвыряли
шапками)
–
Зачем ребята это делали? – Просто так, для
забавы
– Какое
чувство пережили утята? (испуг, страх, волнение)
Прочитайте,
как вела себя уточка, когда ловили её утят? (……,
мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны на
несколько шагов в величайшем волнении.
— Какие
чувства владели мамой- уткой?
Утята
пойманы, что собираются делать ребята? (Собирались
закидать шапками мать и поймать её, как утят)
в) «Гонка за лидером» (с
помощью указки. ) Один
ребёнок читает вслух бегло, выразительно, остальные шёпотом.
(
заканчивая словами «….и побежали с
утятами на холм.)
Кто помешал мальчишкам?
—
Как отнесся автор к поступку ребят? (Он их осудил.)
—
Как Пришвин разговаривал с мальчишками? (Строго,
очень сердито.)
— Смогли ли они объяснить свой
поступок?
— Прочитайте, какое
приказание дал им взрослый?
— г) Чтение
про «себя»
-Обратите внимание на слова и поступки
главных действующих лиц рассказа.
— Прочитайте,
как поступила уточка-мать, когда ее детей отпустили?
Почему сейчас она побежала впереди?
(хотела быстрее увести детей от врагов)
– Как Пришвин попрощался с утятами? Что он сделал при этом? (Радостно
снял шапку и, помахав ею, крикнул: — Счастливый путь, утята!)
– Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?
(Знак уважения).
— К
кому проявил уважение автор? Почему он
так поступил?
— Поняли ли значение этого
жеста мальчишки? Докажите строчками из текста.
— Почему затем они присоединились к автору?
7.
Работа в группах
Чтобы лучше понять главную
мысль рассказа, поработаем в группах, составим характеристику героев, дадим
оценку их поступкам. Распределить задания нам поможет «волшебный цветок»
1.
Составьте синквейн на тему «Уточка»
2. Строго подойдите к поступку ребят, докажите их вину.
3. Сумейте защитить ребят.
4. Выберите слова -характеристики для рассказа об авторе.
Обоснуйте свое мнение.
5.
Выберите пословицы,
характеризующие поступки героев рассказа: уточки, ребят, автора)
СЛАЙД
Уточка
Маленькая,
храбрая
Помогает,
заботится, защищает
Маленькие
могут быть отважными.
Мать
Какую
пословицу подобрала 5 группа для описания образа уточки?
Дитя плачет, а у матери сердце болит.
Учитель: — Для
матери нет никого дороже и ближе своих детей. Она всегда готова их защищать,
даже порой ценой собственной гибели.
Кто же стал причиной волнений
утиной семьи?
2.
Строго подойдите к поступку
ребят, докажите их вину.
Изменились ли они
на протяжении рассказа?
3.
Сумейте защитить ребят.
4. СЛАЙД
Что можно сказать о ребятах?
Какие они: весёлые, жестокие, глупые, несмышлёные, беззаботные?
Докажите.
(Глупые,
несмышленые, беззаботные, так как они навредили утке и утятам, не подумали, как
они будут жить дальше)
Какой
совет, выраженный в пословице, дала бы ребятам 5 группа?
Сначала думай – потом делай.
Умел ошибиться, умей и исправиться.
—
Благодаря кому ребята изменились?
— Как поступили бы вы на месте автора: стали бы их ругать, или объяснили им,
как труден путь утят к озеру?
Что можете сказать об
авторе? Обоснуйте
свое мнение. СЛАЙД
(
злой, добрый, строгий, бессердечный, неравнодушный, мудрый)
(Пришвин любит природу, защищает её, призывает нас заботиться о
ней)
—
Какая пословица отражает жизненную позицию автора?
За правое дело стой смело
Что
же сумел объяснить писатель ребятам и читателям? Какова главная мысль
рассказа? (Не совершать бездумных поступков, любить природу, беречь её, чутко и
бережно относиться к «братьям нашим меньшим»)
8.Рефлексия
Какое же
впечатление произвёл на вас наш сегодняшний урок? Продолжите фразы: СЛАЙД
У
меня получилось…
Меня
удивил
Урок
дал мне для жиз
Мне
захотелось…
Сегодня я узнал. Я
понял, что…
Мне захотелось…
Михаил
Михайлович Пришвин – необыкновенный человек. Он помогает нам внимательно
приглядеться к миру природы, задуматься об отношении к зверю, птице, дереву и
траве.
В одном из своих
рассказов М.М. Пришвин сказал: СЛАЙД
«Все хорошее в природе – от солнца; а все лучшее в жизни – от
человека». В руках человека, а значит, и в ваших
руках красота и богатство родной земли – нашей Родины. Помните об этом! И я хочу, чтобы вы, ребята выбрали для себя
жизненный путь, достойный
человека, жизнь, построенную на добре, стали такими же неравнодушными и
любящими природу людьми, каким был М. М. Пришвин.
В этом вам могу т помочь книги писателя, как те, которые вы видите на нашей
выставке, так и те, котрые вы можете взять в библиотеке.
Конспект урока
литературного чтения
по теме:
«М. М. Пришвин. «Ребята и утята»
Подготовила Рыжкова С. В.
Конспект
урока литературного чтения
УМК:
«Школа России» 2 класс
(Климанова,
Л. Ф., Горецкий, В. Г., Голованова, М. В. Литературное чтение: учебник для 2
класса в 2-х ч.
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Рабочая тетрадь
в 2-х ч.).
Организационно-деятельностный
компонент:
Дата:
Время:
Место:
Класс:
Целевой
компонент урока:
Тема урока:
М.М. Пришвин «Ребята и утята»
Цель:
создание
благоприятных условий для формирования бережного отношения к природе, к
животным через содержание произведения М.М. Пришвина
«Ребята и утята».
Задачи:
Образовательные:
способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности через
знакомство с содержанием рассказа М.М. Пришвина «Ребята
и утята»; формированию первоначальных представлений о жизни и творчестве М.М.
Пришвина.
Развивающие:
способствовать совершенствованию навыка чтения; развитию связной речи; умению
анализировать, выделять главное, определять главную мысль, обобщать, делать
выводы; формированию учебно-информационных умений.
Воспитательные: способствовать
формированию нравственного сознания и чувства сопереживания; воспитывать
любовь к природе, к животным.
Здоровьесберегающие:
Планируемые результаты:
Личностные:
воспитание нравственного сознания и чувства сопереживания; доброжелательное
отношение к окружающему миру; умение оценивать свои эмоциональные реакции на
красоту окружающего мира
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных
учебных действий: умение анализировать средства
выразительности прочитанного произведения, самостоятельно пользоваться
словарями, справочниками, энциклопедиями.
Формирование
регулятивных универсальных учебных действий : умение
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы
с учётом характера сделанных ошибок.
Формирование
коммуникативных универсальных учебных действий:
умение строить монологическое высказывание на заданную тему, адекватно
использовать соответствующую лексику в процессе сочинения продолжения
прочитанного произведения.
Предметные: умение
выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и
озаглавливать их, составлять картинный план, умение определять
жанровые особенности рассказа.
Тип урока:
Формы
работы:
Основные
образовательные ресурсы урока: компьютер и проектор,
мультимедийная презентация, портрет писателя, «маршрутный лист»
урока (разноуровневые карточки), толковый
словарь И.С. Ожегова, выставка произведений М.М. Пришвина, картинка «утка с
утятами»
Содержательный
компонент урока:
Ход урока
I.
Организация начала урока.
1)
Приветствие
Придумано
кем-то
Просто
и мудро
При
встрече здороваться: — Доброе утро!
—
Доброе утро солнцу и птицам,
—
Доброе утро улыбчивым лицам.
И
каждый становится
Добрым,
доверчивым…
Доброе
утро длится до вечера.
В
ноябре отмечается всемирный «День доброты» Ведь доброта — это солнце, которое
согревает душу человека. Но все ваши, даже самые высокие мысли и чувства будут
пустыми, если не воплотятся в добрые дела. Мало мечтать о добре, надо творить
его. Какие добрые поступки совершаете вы?
2) Проверка готовности к уроку
— Посмотрите, все ли у вас готово к уроку,
учебник, дневник, ручка.
3) Мотивация к учебной деятельности
(загадки, ребусы)
II. Актуализация
умений и знаний.
1)Проверка
домашнего задания.
Выразительное
чтение стихотворения Валентина Берестова «Кошкин щенок».
Обсуждение
рисунков и рассказов.
2)
Индивидуальный опрос (карточки, перфокарты,
тест)
3)Анализ и оценка работы учащихся (отметочная или безотметочная система оценивания, комментарий)
III. Открытие новой темы.
Целеполагание.
— Мы
продолжаем путешествовать по страницам учебника.
Игра «Соответствие»
-Работаем в парах
(карточки)
(Указать
соответствие отрывка и автора произведения)
-Кто автор данных
отрывков из стихотворений? Соедини линией
Плачет
киска в коридоре.
У
нее большое горе:
Злые
люди бедной киске
Не
дают украсть сосиски
А.Шибаев
Жила
— была собака,
Она
была большая,
И
был у той собаки
Огромный
рыжий хвост
И.Пивоваров
Бедной
маме не под силу
Мыть
лохматого верзилу.
На
громадные бока
Не
хватает языка
Б.Заходер
Жеребенок
– с каждым днем
Подрастал
и стал конем.
Бык,
могучий великан,
В
детстве был теленком.
В.Берестов
IV. Открытие новых
умений, знаний.
1)
Подготовительная работа
а) Краткие
биографические сведения об авторе.
— Сегодня мы познакомимся с
произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в
нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным
лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой.
Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек
неравнодушный к чужой проблеме, беде.
–
Какого человека можно назвать неравнодушным?
–
Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще
природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо
берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая
березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В
рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за
человек..
— Итак, к кому мы сегодня отправляемся в
гости?
(Чтение детьми имени, отчества, фамилии
писателя)
— Давайте поставим перед собой задачи ,
чтобы вы хотели узнать, побывав в гостях у писателя? (на доске – слова-
помощники : узнать, познакомиться, определить)
* Узнать о жизни и творчестве писателя
* Познакомиться с новым произведением
* Определить тему произведения, которое
будем изучать на уроке
Вот как о М.М. Пришвине сказал
К.Г.Паустовский.
« Если бы природа могла чувствовать
благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то,
прежде всего, эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина»
-Итак, тема нашего урока: творчество
Михаила Михайловича Пришвина.
Ø Выставка книг.
— М.М. Пришвин
написал много книг и для взрослых, и для детей. Вот небольшая выставка его
произведений. Их можно взять в нашей школьной библиотеке и прочитать, или
обменяться друг с другом.
Ø Биография писателя.
— Вы лучше поймёте творчество писателя,
прочитав выдержки из его биографии.
Работа в группах (На чтение – 1 минута,
читают про себя)
Текст для 1 группы:
Пришвин родился в имении Хрущево
Елецкого уезда Орловской губернии (теперь Орловская область), провел здесь
свое детство. Среди громадного сада с тополевой, ясеневой, березовой, еловой
и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. Это было настоящее
дворянское гнездо. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми.
Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал
агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать
писателем.
— Что узнали о жизни М.М.Пришвина?
Текст для 2 группы
Очень часто в произведениях Пришвина
читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель,
были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он
очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному
аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по
цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи»
—
Каких животных особенно любил автор, и чему завидовал Пришвин?
Текст для 3 группы
Неутомимый путешественник, он исходил и
изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний
Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель
отправлялся в леса, на речки и озера. Он внимательно наблюдал за всем, что
происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил
Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: не за птицей
или зверем, а за открытиями.
Вот как он вспоминал об этом. «Моя охота
была и тогда, и теперь — в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я
еще не видел, и, может быть, никто еще в своей жизни с этим не встречался».
Где побывал Пришвин М.? Чем любил
заниматься Пришвин?
б) Словарная работа
При чтении этого произведения попадутся
“хитрые слова”. Давайте прочитаем и объясним значение этих слов.
(
Самостоятельная работа со словарем )
·
Верста –
старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.
·
Паровое поле –
поле, отдыхающее от посевов.
·
Овсяное поле –
поле, засеянное овсом.
·
Вода спала –
с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.
·
Кузница –
помещение, где работают кузнецы.
( Слова читаем
хором, обращая внимание на ударение)
2) Речевая разминка
Мы будем
выговаривать
Мы будем
разговаривать
Правильно и
внятно,
Чтобы было всем
понятно.
Ши-ши-ши,
ши-ши-ши,
Что-то шепчут
камыши.
Ше-ше-ше,
ше-ше-ше,
Это утка в камыше.
Ша-ша-ша,
ша-ша-ша,
Выходи из камыша.
Ше-ше-ше,
ше-ше-ше,
Нет уж утки в
камыше.
Ши-ши-ши,
ши-ши-ши.
Что же шепчут
камыши?
А ещё
Думать, размышлять,
На вопросы отвечать,
Выразительно читать.
3)
Первичное чтение произведения, анализ первичного восприятия текста.
-Сегодня мы
прочитаем одно из произведений этого автора.
Прочитайте
заглавие рассказа.
– “Ребята и утята”
– Как вы думаете,
кто главные герои этого произведения?
– Кто видел
маленьких утят?
– Где?
– Утки бывают не
только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и
написал свой рассказ М.Пришвин.
V.
Физкультминутка
«Танец маленьких
утят»
VI.
Открытие новых умений, знаний( продолжение)
1). Вторичное чтение произведения и анализ
его содержания.
Анализ и выборочное чтение произведения.
– Почему
уточка устроила свое гнездо далеко от озера?
– Докажите строчками из произведения.
– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?
– На свободу.
– Что значит для утят свобода?
– Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят?
– Докажите строчками из произведения.
– Сколько надо было идти до озера?
– 3 версты.
– Сколько это километров?
– Чуть больше 3 километров.
– Это много или мало для человека?
– А для маленькой уточки?
– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.
– Почему уточка-мать шла позади утят?
– Какие враги были у уток?
– Докажите строчками из произведения.
– Кто страшнее?
– Почему?
– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?
– Докажите строчками из произведения.
– Зачем ребята это делали?
– Просто так, для забавы.
– Как вела себя уточка, когда ловили её утят?
– Докажите строчками из произведения.
– Могла ли утка кричать?
– Докажите строчками из произведения.
– Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.
– А какое чувство пережили утята?
– Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?
– А какое слово вы кричите, когда боитесь?
– Мама!
– А ваша мама переживает за вас?
– Как она ведет себя при этом?
– Как в рассказе чаще всего называют уточку?
– Мать.
– А какая она мама?
– Заботливая.
– Вам её жалко?
Вывод: Для матери
нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви.
Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает
детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к
животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот
ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя
ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия
—Мы
побывали в гостях у писателя.
— Вспомним, какие задачи ставили для
нашего путешествия?
Ø
Биография Пришвина.
Ø
Произведение.
Ø
Тема и жанр произведения
— Добились мы их выполнения?
-С творчеством, какого писателя мы
познакомились?
-Как называется произведение?
-Почему автор
назвал рассказ «Ребята и утята»?
— К чему нас
призывает?
— Оцените свои
действия на уроке с помощью «тучек» и «солнышек».
-Кому сегодня было
не комфортно на уроке поднимите, пожалуйста, карточку с изображением тучки.
-Кто чувствовал
себя хорошо на уроке, поднимите, пожалуйста, карточку с
изображением
солнышка.
-У
кого настроение менялось на уроке, поднимите, пожалуйста, карточки с
изображением солнышка и тучки.
VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его
выполнению
— пересказ текста
— пересказ от лица писателя
— пересказ от лица мальчиков
Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 2 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 42-50.
УКМ «Школа России»
Раздел «О братьях наших меньших»
1. Дополни выставку книгами, которые соответствуют теме.
На выставке уже есть книги В. Берестова «Кошкин щенок», С. Михалкова «Мы везём с собой кота», В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» и В. Сутеева «Кто сказал Мяу».
Дополним выставку книгами:
- Т. Александрова «Медвежонок Бурик»
- Г. Балл «Желтячок»
- Б. Заходер «Русачок»
- В. Сутеев «Мешок яблок»
- М. Горький «Воробьишко»
- Б. Житков «Мангуста»
- М. Пришвин «Изобретатель»
2. Придумай историю про приключения маленького птенчика или зверька. Начни рассказывать так: Однажды мама-курица, гуляя по берегу маленького неглубокого прудика, увидела в прибрежных камышах жёлтого беззащитного утёнка. Он потерялся и был очень напуган…
Мама-курица пожалела утёнка и отвела его к себе во двор. Разные птицы обступили утёнка и стали думать, как найти его родителей. Но в это время от пруда поднялась мама-утка.
Она увидела сыночка и обрадовалась. Она поблагодарила курицу за заботу и сказала, что если встретить её цыплят в воде, обязательно отведёт их к маме.
3. Возьми в библиотеке книгу Андерсена «Гадкий утёнок». Прочитай её. Похожа ли эта сказочная история на ту, которую ты придумал сам? Данные сравнения занеси в таблицу.
Жанр: сказка о животных /-/ сказка о животных.
Герои: гадкий утёнок, лебеди, обитатели двора /-/ утёнок, курица, утка, обитатели двора.
События: гадкого утёнка обижали, он убежал, вырос и стал лебедем /-/ курица нашла утёнка, спасла его, вернула маме-утке.
Чем произведение заканчивается: гадкий утёнок становится лебедем и находит своих /-/ мама-укта забирает пропавшего утёнка.
4. Рассмотри обложку книги. Какую информацию она содержит?
На обложке мы читаем название книги: «Ребята и утята», а также имя автора: Михаил Пришвин.
5. Докажи, что произведение Пришвина «Ребята и утята» является рассказом. Используй слова и словосочетания.
Это произведение является рассказом, потому что: написано прозой, в нём отсутствуют рифма и ритм, в основе лежит реальное событие, у его героев разные характеры и они совершают разные поступки.
6. Прочитай разные варианты плана к рассказу Пришвина. Какой из них тебе больше всего понравился? Объясни свою позицию. Составь свой план.
Мне больше всего понравился второй вариант плана. Он сделан в форме заголовков к четырём частям рассказа. Но по этим заголовкам непросто представить, о чём идёт речь в каждой части.
Первый вариант плана более содержательный, но не такой красивый. По его пунктам можно понять о содержании частей.
Третий вариант слишком затянут, в его пунктах много лишних слов.
План к рассказу Пришвина «Ребята и утята» для 2 класса
- Дорога к озеру.
- Встреча с мальчишками.
- Укор взрослого.
- Счастливого пути, утята!
Е. Чарушин «Страшный рассказ»
1. Объясни, почему рассказ так называется.
Рассказ называется страшным, потому что его герои сильно испугались.
2. Составь план рассказа, используя подчёркнутые слова в тексте.
- Мальчики одни.
- Легли спать.
- За дверью кто-то топает ногами.
- Пришли папа с мамой.
3. Дополни данные слова другими. Составь связанные друг с другом словосочетания. На их основе придумай предложения. Запиши рассказ.
Дополним словами: остались одни, какие храбрые, услышали как, испугались, закрылись одеялом, по углам, свернулся шариком, да это ёжик, остался жить.
Рассказ про мальчиков, которые боялись ёжика для 2 класса.
Однажды мальчики остались дома одни. Они легли спать и говорили друг другу, какие они храбрые.
Вдруг они услышали, как за дверью кто-то топает ногами. Мальчики испугались и закрылись с головой одеялом.
Потом пришли папа с мамой и стали смотреть по углам. Кто-то пробежал в угол и свернулся шариком. Да это ёжик!
Ёжик остался жить в доме и часто топал ногами. Но теперь его никто не боялся.
Б. Житков «Храбрый утёнок»
1. Подчеркни слова, близкие по смыслу к слову храбрый.
Подчёркиваем: самоотверженный, готовый прийти на помощь, смелый.
2. Какой был утёнок? Опиши его. Найди подтверждения в тексте.
Утёнок был маленьким, но очень смелым. Он не испугался стрекозу и схватил её клювом.
3. Представь, что на месте цыплёнка оказался мальчик Алёша. Какое событие тогда бы легло в основу рассказа?
В основу рассказа могли бы лечь оба события. По теме подходит ситуация, когда взрослый мальчик отбирает у малышей конфеты. Также подходит ситуация, когда на детскую площадку прибегает злая собака.
Другой вариант рассказа про мальчика Алёшу можно прочитать, перейдя по ссылке.
4. Придумай начало своего рассказа. Начни со слов, которые есть в произведении.
Каждое утро ребята собирались во дворе и играли в песочнице.
5. Рассмотри рисунки. Расскажи, что на них изображено, составь план.
На первом рисунке большой мальчик отбирает у малыша конфету. Но приходит Алёша и даёт хулигану сдачу.
На втором рисунке малыши пугаются большой собаки. Но появляется Алёша и прогоняет её.
План рассказа про Алёшу по рисункам
- Появление хулигана или собаки.
- Испуг малышей.
- Появление Алёши.
- Изгнание хулигана или собаки.
6. Подведи итог, сделай вывод.
С тех пор хулиган больше не приставал к малышам.
Или: С тех пор собака больше не прибегала к песочнице.
А мальчик Алёша стал героем двора.
Пишем статью в школьную стенгазету.
1. Обсудите с другом. Что такое школьная стенгазета? Чему она бывает посвящена?
Школьная стенгазета — это рукописное литературное издание в виде плаката. который вешают на стену. Она заполняется школьниками, которые пишут статьи, рассказы, рисуют иллюстрации и делают фотографии.
Стенгазета может быть посвящена важному событию, празднику или какой-то теме.
2. Какие источники информации вы будете использовать для статьи «Как помочь животным в зимнее время».
Для такой статьи я воспользуюсь информацией в интернете о том, как живут звери и птицы в зимнее время года.
3. Определите последовательность изложения фактов, составьте план вашей статьи, выберите слова, которые можно использовать. Запишите рассказ.
План статьи в стенгазету для 2 класса
- Зима — суровое время года.
- Долг каждого человека.
- Как помочь лосям.
- Как помочь птицам.
- Вывод-заключение.
Пример написанной по этому плану статьи на тему «Как помочь животным в зимнее время» можно прочить, перейдя по ссылке.
Проверим себя и оценим свои достижения.
1. Соотнеси авторов произведений и названия.
«Страшный рассказ» — Е. Чарушин
«Кошкин щенок» — В. Берестов
«Ребята и утята» — М. Пришвин
«Храбрый утёнок» — Б. Житков
«Музыкант», «Сова» — В. Бианки
Алгоритм действий: открыть содержание, найти нужный раздел, найти название произведения, посмотреть его автора.
2. Какое произведение тебе больше всего понравилось в этом разделе? Запиши его название.
Стихотворение: В. Берестов «Кошкин щенок»
Рассказ: В. Бианки «Музыкант»
3. Какими качествами должен обладать человек, чтобы заботиться о братьях наших меньших?
Он должен обладать: добротой, ответственностью, жалостью, лаской, пониманием и трудолюбием.
То есть, всеми перечисленными качествами.
Этапы урока.
Цели.
Виды работы
Содержание взаимодействия с учащимися.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I.Организационный момент.
Цель:обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока;
актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).
Приветствие
Эмоциональный настрой
Проверка готовности к уроку.
— Здравствуйте ребята. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Садитесь.
-Хорошее настроение — залог успешной работы на уроке. Желаю всем вам успехов. В ноябре отмечается всемирный «День доброты» Ведь доброта — это солнце, которое согревает душу человека. Но все ваши, даже самые высокие мысли и чувства будут пустыми, если не воплотятся в добрые дела. Мало мечтать о добре, надо творить его.
— Какие добрые поступки совершаете вы?
-Проверим все ли необходимое лежит у вас на столах. У вас на парте должны лежать учебник, тетрадь и пенал.
Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок.
Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок
II. Речевая разминка
Цель: подготовить артикуляционный аппарат к чтению.
Упр. в отработке дыхания
-Ребята, сейчас я предлагаю вам подготовить вашу речь для нашего урока. Выполним дыхательное упражнение. Встаньте пожалуйста.
— Давайте представим, что у вас день рождение и к вам поднесли красивый, сладкий торт со свечами, а теперь загадайте желание и задуйте свечи. Нужно медленно вдохнуть через нос, а выдыхать через рот. И еще один раз.
-Восстановили ровное дыхание, теперь можно присесть.
Предлагает учащимся выполнить упражнения в отработке дыхания.
Выполняют упражнения в отработке дыхания под руководством учителя.
Упр. в отработке дикции
сл.1
— Продолжим работу по подготовке к чтению, поработаем со скороговоркой.(образцовое чтение учителя)
Саша шустро сушит сушки,
Саша высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.
-Как вы думаете, что это? (Скороговорка)
-А что такое скороговорка? (Скороговорка – это фраза или стишок, построенные из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенные для проговаривания вслух.)
-Для чего нужны скороговорки? (Скороговорки развивают речь.Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной.)
— О ком эта скороговорка? ( О Саше)
— А как вы понимаете слово «шустро»? (быстро)
— Какой звук повторяется чаще всего? (звуки [ш], [с] )
— Прочитайте скороговорку выразительно.
— Прочитайте с интонацией удивления.(читает учитель, потом повторяют дети)
— Прочитайте с интонацией восхищения. (читает учитель, потом повторяют дети)
— Прочитайте скороговорку медленно. (читает учитель, потом повторяют дети)
— Прочитайте, увеличивая темп чтения, прочитайте быстро.
-Прочитайте так, как читаются скороговорки-быстро, не пропуская не одного слова, проговаривая каждый звук.
— Ребята, в чем заключается сложность произнесения скороговорок? (Нужно произносить все звуки и не пропускать слова)
-Итак, мы с вами подготовились к чтению.
Организуют работу по чтению скороговорки, формулируют задание контролируют правильность выполнения упражнения
Читают скороговорку в соответствии с поставленной задачей: с разной интонацией (выразительно, с удивлением); с разным темпом чтения: медленно, быстро.
III. Проверка домашнего задания
Цель: установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания.
Игра «Соответствие»
— Мы продолжаем путешествовать по страницам учебника раздела «О братьях наших меньших». Вспомним изученные произведения.
Игра «Соответствие»
-Работаем в парах (карточки)
— На столах лежат белые листочки, переверните и с соседом по парте укажите соответствие отрывка и автора произведения -2 мин.
-Кто автор данных отрывков из стихотворений? Соедини линией
Плачет киска в коридоре.
У нее большое горе:
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски
А.Шибаев
Жила — была собака,
Она была большая,
И был у той собаки
Огромный рыжий хвост
И.Пивоваров
Бедной маме не под силу
Мыть лохматого верзилу.
На громадные бока
Не хватает языка
Б.Заходер
Жеребенок – с каждым днем
Подрастал и стал конем.
Бык, могучий великан,
В детстве был теленком
В.Берестов
Проверка: стихи на слайдах ставим плюсики на листочках
— У кого 4 +? 3+? – замечательно.
Проведение игры «Соответствие». Зачитывание стихотворений.
Принимают участие в игре, активно вовлеченные в работу.
IV. Целеполагание.
Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.
Введение в тему урока
– А вот как вы считайте, почему люди пишут книги?
— Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.
– Какого человека можно назвать неравнодушным? (ответы детей)
Актуализирует знания и создает проблемную ситуацию
Воспринимают учебную задачу, рассуждают, мысленно входят в тему урока, самостоятельно определяют тему урока
Определение темы и задач урока
– Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек.
— С нами на уроке будет беседовать человек, влюблённый в свою землю, в Родину, в её луга и леса, в её птиц и зверей.
— Итак, к кому мы сегодня отправляемся в гости?
(Чтение детьми имени, отчества, фамилии писателя)
-Откройте учебник на стр. 43-ей и скажите, с каким произведением мы познакомимся.
-Совершенно верно, тема сегодняшнего нашего урока «М .М. Пришвин «Ребята и утята».
— Давайте поставим перед собой задачи , чтобы вы хотели узнать, побывав в гостях у писателя? ( Узнать о жизни и творчестве писателя; познакомиться с новым произведением; определить тему произведения, которое будем изучать на уроке)
Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи
Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач
V. Изучение нового материала
Цель: обеспечить восприятие, осмысление и усвоение изучаемого материала.
Знакомство с автором (на основе презентации)
сл. 2
— М.М. Пришвин написал много книг и для взрослых, и для детей. Вот небольшая выставка его произведений. Их можно взять в нашей школьной библиотеке и в сельской библиотеке и прочитать. Российский, а позднее и советский писатель Михаил Пришвин оставил нам после себя значительное литературное наследие. Его произведения полны глубокомысленных и философских размышлений о нашей сути, о природе человеческого бытия, о нашей связи с матерью-природой. Они заставляют задуматься после прочтения, и затрагивают самые тонкие струны нашей души. Юный Михаил Пришвин учился из рук вон плохо — он дважды оставался на второй год, и остался третий раз, но его отчислили из учебного заведения из-за ссоры с одним из учителей. Помимо литературной деятельности, Пришвин сделал солидный вклад в развитие отечественной агрономии, добившись на этом поприще немалых успехов. Книга Пришвина «Дневники», над которой он работал 49 лет, по объёму в несколько раз больше, чем все 8 томов его полного собрания остальных сочинений. Сам Михаил считал «Дневники» главной работой в своей жизни.
-Для кого пишет Михаил Пришвин? (для взрослых и детей)
-Какое наследие оставил автор для нас? (глубокомыслие и философские размышлений о нашей сути, о природе человеческого бытия, о нашей связи с матерью-природой)
-О чем заставляет задумать его произведения? (тонкости струны нашей души)
-Над чем работал Михаил Пришвин 49 лет? (над книгой «Дневник»)
Знакомит с автором, обеспечивает восприятие учащимися нового материала.
Внимательно слушают учителя, воспринимают новую информацию.
Первичное восприятие текста
(читает учитель, аудиозапись)
-Сейчас я начну читать произведение, а вы, следите и будьте внимательны, я могу остановить в любой момент и предоставить возможность прочитать вам.
-Во время прослушивания произведения обратите внимание на непонятные вам слова, приготовьтесь после прослушивания ответить на вопрос: о ком говорилось в тексте? И мы увидим, кто из вас был самым внимательным.
Читает выразительно произведение учащимся с целевой установкой. Организует внимание детей.
Внимательно слушают учителя в соответствии с целевой установкой.
Проверка первичного восприятия
-О ком данное произведение?( о животных и людях)
-Ребята, а как вы думаете, я прочитала рассказ или сказку? (ответы детей)
-Молодцы, рассказ, а что такое рассказ? (малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью более развернутой формой повествования)
-Что вы почувствовали, слушая этот рассказ? (ответы детей)
-Назовите главных героев? ( дикая уточка чирок-свистунок, автор, ребята)
-Где происходит действие? ( в деревне)
-Было ли чувство жалости к кому-либо? (да, к утяткам и маме уточку)
— На что решилась уточка чирок-свистунок? (перевести утят)
— Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести детей к озеру? (да)
— Что значит для утят свобода?( природа)
— Какое расстояние должны были преодолеть утка с утятами?( из леса в обход по деревне к озеру)
— Сколько это километров? Это много или мало? (много)
— Как вы думаете, вам тяжело или легко было бы преодолеть это расстояние? (тяжело)
-А представьте маленьких утят. Труден ли был для них путь? (труден)
– Кто видел маленьких утят? (дети)
– Где?( в деревне)
– Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин.
сл. 3
— Сейчас мы с вами отправимся на телепередачу. Расскажут вам об утке чирок-свистунок ведущие телепередачи «В мире животных»
(Звучит свист утки чирок-свистунок).
ЧИРОК-СВИСТУНОК одна из самых маленьких уток. Обитают эти птицы на небольших водоёмах Это самая маленькая из речных уток, вес её всего 200-500гр.От всех других уток отличается, помимо размеров, ярким зеленым зеркальцем на крыле. Летает почти бесшумно, с частыми поворотами тела. Чирок-свистунок — один из наиболее многочисленных видов уток. Гнезда свистунки устраивают у окраин водоемов. Выводят птенцов в конце мая. Растут птенцы довольно быстро и уже в месячном возрасте поднимаются на крыло. Питается чирок-свистунок как растительными, так и животными кормами.
— С какой уточкой познакомились? (ЧИРОК-СВИСТУНОК)
-Где обитают уточки? (на небольших водоемах)
-Вес маленький или большой? (маленький)
-Чем отличаются от обычных уток? (ярким зеленым зеркальцем на крыле)
-Где строят гнезда? (у окраин водоемов)
-Чем питаются утки? (растительными и животными кормами)
Выявляет уровень эмоционального воздействия на слушателей, задаёт вопросы по прочитанной сказке.
Отвечают на поставленные вопросы учителя, делятся впечатлениями об услышанном.
Словарная работа по тексту
сл. 4
– В тексте вам встретятся незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.
- Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.
- Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.
- Овсяное поле – поле, засеянное овсом.
- Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.
- Кузница – помещение, где работают кузнецы.
Знакомит учащихся со словами, требующими объяснения, объясняет их лексическое значение, проверяет уровень усвоения информации.
Воспринимают учебную задачу, слушают учителя, высказывают свои предположения, запоминают значения сложных слов.
Повторное чтение и анализ произведения
(под руководством учителя)
— А сейчас вы под моим контролем будите читать рассказ, следите за чтением своих одноклассников и слушайте внимательно, т.к. после прочитанного я буду задавать вам вопросы по тексту.
– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами. («Мать шла позади, чтобы не упускать утят ни на минуту»)
– Какие враги были у уток? (лисица, ястреб)
– Кто же для утят оказался страшнее лисицы и ястреба? (мальчики)
– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? Прочитайте.(«Вот тут и увидели мальчики и зашвыряли шапками»)
– Зачем ребята это делали? ( Просто так, для забавы.)
— Как вела себя утка-мать? Прочитайте. («…мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелетывала в разные стороны…»)
— Кто же помог утятам? Как? (автор, сделав им замечания)
— Как повели себя дети? (струсили)
— Что сказал им автор, когда увидел, что они делают? («Что вы будете делать с утятами?»)
— Как мать собирала своих утят? (только когда отошли ребята)
— Сколько же было утят?( пять)
— Как попрощались ребята и автор с утятами? (мальчики подняли шапки с дороги и ими же проводи животных, о словами:«До свидания!»)
— Что закричал автор утятам? Прочитайте. («Счастливого пути, ребята!»)
— Как ребята это восприняли? ( с насмешкой)
— Какими были ребята? (Жестокие, глупые, несмышлёные, беззаботные).
Формулирует учебную задачу, контролирует правильность и полноту ответов, формулирует вопросы и задания, побуждает учащихся к вдумчивому чтению, дополняет ответы учащихся
Читают рассказ по частям, отвечают на вопросы учителя, объясняют мотивы поведения героев, осуществляют выборочное чтение, формулируют выводы.
Первичные выводы об идейно-тематическом своеобразии произведения
— Каждый писатель хочет научить читателя чему-то. Чему хотел научить Михаил Пришвин судя по содержанию произведения?
— Вспомним, что такое «главная мысль произведения»? (То, что хотел сказать автор, идея)
— Сформулируйте главную мысль текста. (Утки бывают не только домашние, но и дикие.)
Формулирует учебную задачу, организует работу фронтально, объясняет задание, контролирует работу, обобщает ответы учащихся
Работают фронтально, объясняют смысл пословиц, соотносят с произведением, отвечают на вопросы учителя.
ФИЗМИНУТКА
-А сейчас, ребята встаньте.
А у нас физкультминутка,
Наклоняйся, ну-ка, ну-ка.
Выпрямляйся, потянись,
А теперь назад прогнись.
Поднимай-ка руки, плечи,
Чтоб работать было легче. .
Показывает упражнения, читает стихотворение.
Повторяют за учителем упражнения
Работа с иллюстрацией на стр. 133
-Откройте учебник на странице 133, обратите внимание на иллюстрацию. Найдите эпизод в тексте, который проиллюстрировал автор.
— Кто изображен, какие эмоции? (изображены мама утка с утятами, а так же мальчики и автор)
-Что делает мать уточка? (величаво идет)
-Что делают дети? (махают шапками и прощаются с семьей уток)
Организует деятельность учащихся по применению знаний по прочитанному материалу
Распознают и воспроизводят изученные познавательные объекты по прочитанному материалу
VI. Закрепление изученного материала
Цель:обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые необходимы им для самостоятельной работы.
Чтение по началу
Чтение по концу
1)Чтение по началу с анализом
«В местах, открытых для …»
«За ней …»
— Сравните: как шла утка в самом начале рассказа. А в конце? Почему? (Хотела быстрее увести детей от врагов.)
«Всё время, пока они ловили утят…»
— Каким было её состояние? (Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.)
– А какая она мама?( Заботливая, любящая, ласковая, добрая).
— Сравните, какой матерью была кошка, а какой утка. Что вы можете сказать.
– А какое чувство пережили утята? (страх)
– Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали? (мама)
– А какое слово вы кричите, когда боитесь?( Мама!)
— Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.
2) Чтение по концу
«… Счастливый путь, утята!»
«…кричите «до свидания!»
– Как Пришвин попрощался с утятами? (с уважением и любовью)
– Что он сделал при этом? (заставил снять головные уборы мальчик и провести утят с мамой)
– Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу? ( Знак уважения).
– Перед кем этот знак уважения?
– Почему?
Организует деятельность учащихся по применению знаний по прочитанному материалу
Распознают и воспроизводят изученные познавательные объекты по прочитанному материалу
Обобщающая беседа,
— С каким рассказом познакомились на уроке?
— Кто его автор? (М. М. Пришвин)
-Почему автор назвал свой рассказ «Ребята и утята»? (т.к. в рассказе речь идет о ребятах и утятах)
– Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом, о совместном сосуществовании.
– Чему научил М.Пришвин ребят и нас своим рассказом?
– Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.
-Какой урок вы извлекли для себя?(Бережно относится к природе, ко всему живому, своей родине, своему дому.Грубость действительно никому не нужна, ни человеку, ни животному).
Задает вопросы классу, проверяет, как учащиеся освоили новую тему.
Отвечают на вопросы учителя, демонстрируют свои знания.
VII. Итог урока
Цель:обобщение и систематизация знаний; рефлексия и самооценка учебной деятельности.
Домашнее задание
(дифференцированное)
Стр. 132-135 читать, стр. 135 №6.
Сообщает домашнее задание.
Записывают домашнее задание в дневник.
Рефлексия, выставление оценок
— Ребята, я предлагаю вам продолжить предложения:
«Сегодня на уроке я узнал, что …
«Сегодня на уроке я затруднялся в ….
«Меня больше всего впечатлило ….
— Сегодня на уроке хорошо работал, ……
Выставляет оценки, проводит рефлексию класса.
Оценивают свою работу на уроке.