Берестяная трубочка
Если люди вырежут небольшой кусочек коры на берёзе, то рядом расположенная часть, начинает сворачиваться в микротрубочку. Высыхая, она ещё плотнее сворачивается. Читать далее
Вася Веселкин
Весной, как только с земли сошёл снег, рассказчик вместе со своей собакой Жулькой отправился в деревню. Она была породистым сеттером и хозяин хотел приучить её охотится на птицу, натаскивая сначала по сельским курам. Читать далее
Выскочка
Собака Вьюшка — главная героиня рассказа «Выскочка», созданного советским писателем Михаилом Михайловичем Пришвиным. Она отлично сторожила дом своих хозяев. Внешний вид имела привлекательный: ушки похожие на рожки, хвостик свернут колечком Читать далее
Голубая стрекоза
Автор участвовал в первой мировой войне. Приехал, как корреспондент. Но, его задействовали помогать с раненными парнями. Вокруг шла война. Снаряды разрывало. Читать далее
Еж
В рассказе Михаила Пришвина очень иронично и завораживающе рассказывается о взаимоотношениях ежа и автора. У автора была бытовая проблема — мыши в доме Читать далее
Женьшень
Повествование ведется от лица рассказчика, который делится впечатлениями от последствий русско-японской войны. Проживая в Маньчжурии, он стал ее свидетелем. Не выдержав испытаний, вооружившись надежной трехлинейкой Читать далее
Журка
Однажды муж и жена заметили рядом с озером интереснейшего журавля. Жена и муж накормили журавля множеством лягушек, подумали и приняли решение надрезать птице крылья, так и сделали Читать далее
Золотой луг
Летом у нас была одна забава. Мы с другом всегда ходили вместе: он спереди, а я сзади. И вот я назову его имя, он обернётся, и я на него направлю струю воздуха с семенами одуванчика. Читать далее
Изобретатель
Существует версия, что рассказ Пришвина «Изобретатель» был написан про события из жизни самого автора данного произведения. Рассказ предельно ясно дает понять, что с самых первых строк читатель будет сопереживать всем героям. Читать далее
Кладовая солнца
Почти в любом болоте спрятаны сокровища. Все живое, которое растет там, впитывает в себя лучи теплого солнца. Погибая, травинки не гниют, как это бы происходило на земле. Трясина бережно относится к ним Читать далее
Кладовая солнца по главам
Сказка, Михаила Пришвина состоит из двенадцати глав. Читать далее
Курица на столбах
Главные персонажи рассказа – курица по имени Пиковая Дама и ее необычные детки. Началось все с того, что одной семье соседи подарили несколько гусиных яиц. Хозяева подложили их в гнездо черной курицы для высиживания, а та вывела четверых милых гусят Читать далее
Лесная капель
Двое детей в раз осиротели, так как их мать умерла от серьезной болезни, отец же детей погиб на войне Отечественной. Многие люди, в основном соседи, как могли помогали бедным людям, так как дети были поистине очень милыми. Читать далее
Лисичкин хлеб
Повествование рассказа ведется от лица автора. Вернувшись на закате дня, он с удовольствием демонстрирует маленькой Зиночке разные дары природы, принесенные из леса. Девочка с большим интересом слушает занимательные истории о птицах — тетереве и рябчике Читать далее
Лягушонок
Действие рассказа Михаила Пришвина «Лягушонок» происходит в конце зимы. Люди, приехавшие в «домике на колёсах», замечают, как начинает таять снег, и природа оживает. Читать далее
Москва-река
Москва-река – это удивительное произведение одного из лучших русских писателей прошлого – Михаила Пришвина. Читать далее
Моя родина
Моя мама всегда вставала рано. Мне тоже нужно было встать пораньше, чтобы поставить ловушки на птиц. Вдвоем мы пили чай с молоком. Чай был необыкновенным на вкус. Аромат придавало топленое молоко в горшочке Читать далее
Первая охота
Пришвин в своем рассказе повествует нам о небольшом забавном щенке, который впервые пошел на охоту. Щенку наскучило шугать домашних птиц, живущих с ним в одном дворе. Решил наш герой устроить охоту на птиц и животных Читать далее
Пиковая дама
Автор рассказывает занятную историю о гончем псе Трубаче и чёрной наседке, которую все за злобный нрав и пику на голове звали Пиковой Дамой. Читать далее
Синий лапоть
Через большой лес прокладывали шоссе. Вначале была расчищена дорога, необходимая для проезда различных автомобилей и другого транспорта. Читать далее
Таинственный ящик
В начале рассказа заходит разговор о волках. Бывалый охотник утверждает, что человеку нечего бояться волков. Ведь волк – это всего лишь животное, а человек – существо разумное и потому может легко справиться со зверем при помощи оружия или же своего ума Читать далее
Утята и ребята
Рассказ излагает в непринужденной повествовательной форме небольшую историю, о том, как дикая уточка пытается позаботиться о своем милом выводке. Стиль изложения – непосредственный, предназначен для самого молодого поколения. Читать далее
Хромка
Охотник плыл на лодке, а за ним следовала утка. Хромка, так звали уточку, была из семейства диких уток, а теперь служила подсадной уткой и помогала охотнику заманивать селезней. Куда охотник, туда и Хромка. Читать далее
Об авторе
Каждому из нас знакомы произведения Пришвина, необычайного творца. Именно на страницах его трудов можно стать наблюдателем многих природных явлений, попутешествовать по лесам и встретить знакомых нам зверей. Пришвин-это выдающийся изобретатель животного царства. Но чтобы понять, как писатель пришел к этой теме в своем творчестве, обратим свое внимание на историю становления его творческого пути.
Родился Михаил Михайлович в 1873 году в купеческой семье. В 7-летнем возрасте он потерял отца, но это не помешало ему учиться. Закончив в 1882 году сельскую школу, он поступает в 1-й класс Елецкой классической гимназии, однако его оставляют на 2-й года из-за того, что он с товарищами совершил побег в Америку.
В 15-летнем возрасте Михаил переехал в Тюмень к своему дяде, где окончил 6 классов реального училища. В 1893 году он поступает в Рижский политехникум. Далее следует работа в марксистских кружках, в результате чего Пришвина арестовывают и отправляют в родной город Елец. С 1900 по 1902 годы он путешествует заграницей. Встреча с В.П. Измалковой оказала большое влияние на его творчество. В 1904 году был создан первый рассказ «Домик в тумане».
Следующий его рассказ «Сашок» публикуется в 1906 году в журнале «Родник». Поездки в Карелию и Норвегию подтолкнули писателя к созданию книги «За волшебным колобком». Но знаменитым писатель стал после выпуска сборника «В краю непуганых птиц». За свою работу он был награжден серебряной медалью и вошел в совет Русского географического общества. Именно после этого Пришвин понял, что будет писать про природу, про то, как отражена душа человека в природных богатствах. Его произведениями зачитывались не только взрослые, но и дети. Поэтому писатель создавал множество работ для детской аудитории. Отдельные рассказы позже были объединены в несколько циклов «Лисичкин хлеб», «Золотой хлеб», «Дедушкин валенок». В 1930-х годах Михаил Михайлович совершает путешествие на Дальний Восток, после чего читатели знакомятся с его новыми произведениями «Жень-шень», «Кащеева цепь и другими.
Паустовский называл Пришвина «певцом русской природы», и не зря, так как только Михаил Михайлович мог так тонко показать красоты окружающего мира.
Сюжет
Автор провел в лесу целый день, и по возвращению домой принялся доставать из своей большой сумки разные диковинные вещи. Зиночка с нескрываемым любопытством разглядывала их, задавая вопросы автору, а тот охотно объяснял ей их предназначение.
Для начала автор показал ей большую птицу Терентия, который весной питается березовыми почками, осенью собирает вкусные спелые ягоды, а зимой укрывается от лютых морозов под снегом. Затем он показал девочке рябчика и даже продемонстрировал, как тот свистит.
Автор высыпал на стол много грибов разных цветов и размеров, достал из карманов лесные ягоды – голубику, чернику, бруснику. После он показал Зиночке небольшой кусок сосновой смолы, и объяснил, что благодаря этой смоле деревья успешно лечат раны, которые им случайно наносят животные или непогода.
Когда дошла очередь до лесных трав, автор стал выкладывать на стол валерианку, кукушкины слезы, заячью капусту, петров крест. Под травами в сумке у автора лежал кусок обычного черного хлеба, который он взял с собой в дорогу. Увидев хлеб, Зиночка очень удивилась – откуда ему быть в лесу?
Но автор не растерялся, и сказал, что уже если есть заячья капуста, то почему не может быть лисичкиного хлеба.
Услышав это, девочка тут же съела весь хлеб. Дома, бывало, она капризничала, и могла даже от белого пышного каравая отказаться, а вот лисичкин хлеб из леса показался ей гораздо вкуснее домашней выпечки.
«Лисичкин хлеб» очень краткое содержание
М. Пришвин «Лисичкин хлеб» краткое содержание для читательского дневника:
Автор постоянно бывает в лесу, и всегда возвращается оттуда с богатой добычей. Возвращаясь, он показывал дочери свои находки: грибы и ягоды, различные чудесные травки и корешки, приносит птиц и мелких животных. Обо всем он подробно рассказывает девочке, желая показать ей богатство и щедрость родной природы.
А однажды под листиком заячьей капусты Зиночка нашла кусочек черного хлеба, отец захватил его с собой в лес, но не съел. Мужчина поведал дочке, что это хлеб, который называется лисичкин и бывает он только в лесу.
И Зина с наслаждением съела этот ломоть. Раньше она не любила кушать хлеб даже и белый, а черный из леса съедала весь до крошечки. Она объясняла это тем, что у лисички хлеб намного вкуснее.
Вывод:
Своим рассказом автор призывает нас любить и уважать природу, ценить все то, что она нам дает, а не только бездумно пользоваться ее дарами. И девочка, которая раньше не любила белые булки, стала есть простой черный хлеб, потому что это дар лисички и принесен он из леса.
Рассказ Михаила Пришвина «Ёж» написан в 1935 году. Краткое содержание «Еж» Пришвин для читательского дневника, которое можно прочитать на нашем сайте, повествует об удивительной дружбе человека с маленьким зверьком.
План пересказа
Тезисный пересказ произведения:
Завязка:
- охотник возвращается домой;
- тетерев и рябчик;
- грибы, ягоды;
- смола и сосны;
- травы.
Кульминация:
- обнаружение кусочка хлеба;
- хитрость охотника.
Развязка:
- любовь дочери к «лисичкиному» хлебу.
Язык Пришвина в рассказах о природе
Михаил Михайлович Пришвин через всю жизнь пронес способность смотреть на окружающий мир глазами ребенка – с радостью, непосредственностью, удивлением. Именно поэтому его рассказы о природе так близки и понятны детям любого возраста.
Его произведения пронизаны трепетным отношением ко всему живому, любовью и к природе, и к человеку. Пришвин как никто другой способен показать удивительные стороны обыденных вещей, показать волшебство, творящееся прямо рядом с нами.
Формулировки автора поразительно точны и выверены. Пришвин воспринимает природу одновременно и как ученый, и как писатель. Главным действующим лицом в рассказах является сам автор – охотник, ученый, наблюдатель, поэт, художник. Простые и интересные рассказы о живой природе помогут сформировать у ребенка верное отношение к окружающему миру.
Итак, о чем же повествует рассказ «Лисичкин хлеб»?
Русская сказка
О рассказе
Рассказ Михаила Пришвина «Лисичкин хлеб»
Читая милые забавные рассказы Михаила Михайловича Пришвина, невольно закрадывается вопрос – а не автобиографичные ли эти истории? Повествование всегда ведётся от первого лица, к тому же, нам доподлинно известно, как автор любил природу и животных.
Не исключено, что часть этих историй действительно могли бы иметь место в реальности, но это только часть. Очень часто рассказчиком у Пришвина выступает опытный охотник, между тем нам известно, что писатель хоть и знал лес как свои пять пальцев, охотиться не любил – ему больше по душе были прогулки с фотоаппаратом. Современники утверждают, что Пришвин мог часами сидеть на пенёчке вместе со своей любимой собакой, наблюдать и прислушиваться.
«Лисичкин хлеб» — ещё одна забавная история, рассказанная героем-охотником, из которой читатель узнаёт, как много из леса можно принести трофеев, сколько в природе всего удивительного и как смекалка помогает в воспитании детей.
Главные герои и сюжет рассказа «Лисичкин хлеб»
Уже с первых строчек мы узнаем всех действующих лиц этого рассказа – охотник, который рассказывает нам эту историю, и девочка Зина, возможно дочка или внучка героя.
Мы узнаём, что охотник целый день ходил по лесу и принёс богатую добычу. Вначале охотник выложил на стол тетерева, которого назвал Терентий, а затем рябчика. Любопытная Зина крутилась возле стола, и наш герой подробно рассказал об этих лесных пернатых – как живут, чем питаются, как поют.
После представителей мира фауны настал черёд флоры – нас столе появились грибы и ягоды (черника, костяника, брусника). Но больше всего Зину заинтересовал небольшой кусочек смолы. Охотник рассказ, что с помощью смолы сосны «затягивают раны». Воткнёт путник в ствол топор, а после эту «рану» сосна смолой затянет и «вылечится» дерево со временем.
А после из кармана появилась целая полянка – охотник специально для девочки набрал всяких листочков и корешков различных лесных трав, что бы показать и рассказать о них. А какие названия здесь были необычные: петров крест, кукушкины слёзы, заячья капуста!
И тут внимательная Зиночка заметила на столе кусочек хлеба, тот, что охотник брал с собой в лес, чтобы утолить голод. Но наш герой смекнул сразу, как из этой находки извлечь пользу. Зиночка, бывало, плохо кушала, поэтому герой сказал, что это хлеб лисичкин. Раз есть заячья капуста, почему бы не быть «лисичкиному хлебу»?! С тех пор Зину именно так хлебом и подкармливали, девочка всегда говорила, что «лисичкин хлеб» вкуснее обычного.
Воспитательные задачи рассказа М.М. Пришвина «Лисичкин хлеб»
Весёлый пришвиновский рассказ, несмотря на некую развлекательность, несёт важные воспитательные функции, самой главной из которых – зародить интерес юного читателя к окружающей природе. Целый неизведанный мир принёс с собой охотник из леса – и птиц, и грибы, и ягоды, и всевозможные травы. Сколько интересного можно встретить в лесу, сколько вкусностей, чтобы полакомиться, как разнообразен музыкальный мир леса (каждая птица поёт по-разному), сколько полезных трав с необычайными названиями растёт там!
Этот рассказ сегодня актуален как никогда. Подавляющее большинство детей и взрослых сейчас живут в городах и о лесной природе имеют очень общее представление. В то время как обычная прогулка по лесу может быть гораздо увлекательнее, чем телевизор или гаджеты. Да и магазинные полки завалены сегодня таким количеством деликатесов, что мы забываем, какие вкусные в лесу растут ягоды и грибы.
В заключение рассказа, автор добавляет нотку юмора – историю о том, как девочку хитростью и фантазией приучили кушать хлеб.
Читайте рассказ про «Лисичкин хлеб» вместе с детьми онлайн на нашем сайте бесплатно и без регистрации. Приятного Вам чтения!
Отзывы
После прочтения рассказа становится понятно, с какой любовью относится к природе главный герой. Охотник увлекает рассказом о лесе не только дочь Зиночку, но и читателя. И уже не одной героине хочется попробовать загадочный лисичкин хлеб. Отзывы о рассказе единогласны – он приходится по вкусу и малышам, и взрослым.
Благодаря простоте речи, этот и другие рассказы Пришвина часто используют в детских садах для знакомства детей с природой. Особенность этого рассказа в том, что в нем нет никакой высказанной морали — ребенок сам извлекает из прочитанного поучительный вывод. Вместе с Зиночкой дети узнают о жизни лесных птиц, названия трав и ягод, но, в отличие от наивной девочки, понимают, что хлеб, принесенный отцом из лесу, – самый обыкновенный, а значит, пренебрежение девочки к домашнему хлебу ни на чем не основано.
Чему учит рассказ «Лисичкин хлеб»
Автор написал рассказ, который учит внимательнее относиться к привычным вещам, любить природу, ценить ее богатство. В отзыве можно указать, что отец использовал хитрость с благой целью – заинтересовать ребенка.
Рассказ заставляет задуматься о том, что простые вещи могут быть полезнее и лучше модернизированных и «заморских».
Обычный хлеб, испеченный из муки без добавок и консервантов, вкуснее и полезнее. Детей окружает множество сладостей и деликатесов, они часто избалованы, забыли вкус простой пищи.
Девочка обнаруживает, что «лисичкин хлеб» ей больше по душе. Автор призывает ценить простое
и не усложнять вещи.
Короткий пересказ «Лисичкин хлеб»
Краткое содержание «Лисичкин хлеб» Пришвин:
Повествование рассказа ведется от лица автора. Вернувшись на закате дня, он с удовольствием демонстрирует маленькой Зиночке разные дары природы, принесенные из леса.
Девочка с большим интересом слушает занимательные истории о птицах – тетереве и рябчике: о месте их обитания, добыче пищи, особенностях поведения, знакомится с настоящими лесными ягодами и грибами.
Она слушает любопытную историю о появлении трещины на дереве от топора, о том, как обычная смола раненого растения заживляет его рану. Узнает, что происходит это восстановление благодаря целебным свойствам ароматного вещества.
Среди разложенных листиков и корешков растений особое внимание Зины привлек кусок обычного черного хлеба. На самом деле рассказчик оставил его несъеденным во время очередной прогулки по лесу, но дал другое объяснение своей слушательнице о том, что богатый продукт не простой, а принадлежит лисе.
Девочка уже знала о многообразии трав и цветов с необычными названиями, такими как заячья капуста, кукушкины слезы. Но огромное любопытство у нее вызвал рассказ охотника о существовании такого лисичкиного хлеба.
Не подозревая о хитрости, придуманной собеседником, она с большим аппетитом съела весь хлеб, считая его необыкновенным, приятнее обычного по вкусу. После внимательного осмотра куска поверила, что у нее в руках чудесный подарок от лесного животного – лисички.
С тех пор, считая этот продукт особенным, в отличие от белого хлеба, она съедала его всегда, когда мужчина приносил его из леса.
Главная мысль:
Рассказ Михаила Пришвина «Лисичкин хлеб» учит каждого быть наблюдательным, бережливым ценителем природы, извлекая тем самым пользу для себя так, как это сделал главный герой произведения. Он нашел оригинальный подход в воспитательном процессе. Чтобы вызвать аппетит у ребенка, проявил находчивость, придумав забавную историю благодаря своим знаниям и особенностям мира природы.
Это интересно: Рассказ «Теплый хлеб» Паустовского был написан в 1954 году, когда в людской памяти еще были живы воспоминания об ужасах войны. Это чудесная сказка, которая учит любви, милосердии и всепрощении. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Теплый хлеб» по главам, которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Пословицы к произведению:
И мышь в свою норку тащит корку.
Мы в ответе за тех, кого приручили.
Кто умеет добрым быть, тот природу не будет губить.
Другие читательские дневники здесь
Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь
Краткий пересказ
(173 слова) Рассказ начинается с того, что автор натыкается в лесу на ежа. В ответ на касание сапогом, ёж фыркает и сворачивается в комок, выставляя напоказ свои иголки. Рассказчик спихивает ежа в ручей, но тот начинает спокойно плыть. Тогда герой решает взять ежа домой.
Ёж не сразу обосновался на новом месте, однако вскоре нашёл уютное местечко под кроватью и затих там. Ночью, когда автор включил лампу, зверёк принял её за луну и стал бегать по комнате, видимо представляя, что дым от трубки – это облака, а ноги человека – деревья.
Когда рассказчик пошёл спать, оставив на полу газету, ёж принялся за дело и, перетащив эту газету под кровать, соорудил себе под кроватью гнездо. Затем еж попил из блюдечка, пододвинутого ему человеком и даже дал себя погладить, а когда автор вновь лёг на кровать, стал таскать яблоки из мешка в своё гнездо.
С тех пор ежик стал новым другом рассказчика и всякий раз, когда автор садился есть, он берет с собой на стол своего колючего питомца, и то наливает ему молока, то дает булку, которой ёж охотно лакомится.
Интересные темы
- Паустовский
- Гоголь — Ночь перед рождеством
Николай Васильевич Гоголь является очень яркой личностью в художественной литературе. Его произведения иногда носят - Чехов — Пересолил
Великий писатель Антон Павлович Чехов считался автором замечательных произведений, которые обладают юмористической тематикой, описывая реальные ситуации. Ведь не каждый писатель осмысливает с - Носов — Фантазеры
Мальчики Стасик и Миша очень давно дружат. Самая любимая игра ребят – рассказывать друг другу разные выдуманные истории. Они даже соревновались между собой чья история будет интереснее и наиб
Как написать отзыв к рассказу Пришвина «Лягушонок»?
Напишем своё отношение к произведению, то есть отзыв о прочитанном.
Обязательно нужно указать автора, название, главных героев и свои впечатления.
Также отзыв можно написать и в читательский дневник.
Итак, написать можно примерно следующее:
Чему можно научиться, прочитав рассказ?
Рекомендую всем почитать его.
Вот тут найдёте пословицы, которые подходят к произведению.
Рассказ Пришвина «Лягушонок» очень трогательный, а строки о безрассудном маленьком лягушонке заставили меня тревожиться о его здоровье. Глупый лягушонок посчитал, что пришла настоящая весна, а потому отправился к водоему. Но ударил мороз и бедный зверек замерз, а выручили его из беды люди.
Автор повествования принес его домой и отогрел в сосуде с теплой водой. И маленький путешественник ожил! Я очень была рада, что люди смогли оказать помощь лягушонку, ведь если бы не их забота, то он мог бы погибнуть.
Рассказ завершается тем, что по приходу настоящей весны, лягушонок был доставлен на болото. А нам остается помнить, что все в мире хрупко и непостоянно. Поэтому мы должны быть наблюдательными и в случае необходимости должны быть готовы оказать помощь любому живому существу.
Михаил Пришвин «Лягушонок», отзыв о прочитанном:
Рассказ небольшой, но написан очень живо, эмоционально. Пришвин очень любит природу, поэтому так мило описывает пробуждение природы, пригревающее солнышко и первые лучи. Сначала будто греешься в них и наблюдаешь за путешествием розового лягушонка. А потом, в середине рассказа, так его жалко. Переживаешь, не погибнет ли он. Мне больше всего понравилась находчивость людей, которые обнаружили его на снегу. Они поместили лягушонка в теплую воду. А еще не стали его держать дома как домашнее животное,а выпустили в его любимое болото.
Из рассказа Михаила Пришвина «лягушонок» мы узнаем о несчатсном маленьком лягушонке, который слишком рано выполз на поверхность земли, решив, что наступила весна. Это было опасно, так как снег еще не растаял полностью, а мороз мог ударить в любой момент. Лягушонок мог погибнуть, но автор произведения, большой любитель природы, помог бедолаге, поместив его в теплую воду. Весной лягушонок был отпущен на свободу.
В отзыве о рассказе стоит написать свои личные впечатления относительно прочитанного, свое мнение. Если рассказ понравился, можно написать примерно такой отзыв:
Конспект урока М. Пришвин «Еж»
Урок литературного чтения во 2-м классе «Гармония»
Тема урока:
М. Пришвин «Ёж»
Тип:
Урок освоения новых знаний и способов действий.
Цель: Формирование читательской компетентности на основе знакомства с рассказом М.М. Пришвина «Ёж».
Задачи:
- Совершенствовать навык выразительного, сознательного, правильного, беглого чтения.
- Познакомить учащихся с произведением М. Пришвина «Ёж».
- Развивать умения работать с текстом, четко и правильно отвечать на вопросы, составлять полные предложения; развивать речь читателей.
- Воспитывать любовь к окружающему миру, а также интерес к произведениям о природе и животных.
- Формировать мировоззрение учащихся.
Оборудование.
- учебник О.В. Кубасовой «Литературное чтение» для 2 класс (Смоленск «Ассоциация 2008 г)
- мультимедийный проектор со слайдами
- презентация
- эпизод из жизни ежей (картинки)
- Выставка книг М. Пришвина
«Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы.
А человеку нужна Родина, и охранять природу — значит охранять Родину» Пришвин М.М.
Ход урока
I.
Организационный момент.
Учитель:
– Улыбнёмся друг другу, чтобы сегодня у нас на уроке было хорошее настроение.
Доброе утро и солнцу, и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
Мысленно пожелайте добра и удачи друг другу.
С хорошим настроением мы и начинаем наш урок.
II.
Актуализация знаний.
1.Работа с выставкой книг.
-Посмотрите на нашу выставку, все представленные на выставке книги, несут нам добро, свет и радость. Все они очень интересны и поучительны. Я советую вам обязательно их прочитать, чтобы учиться видеть необычное, чтобы беречь природу, чтобы почувствовать, что родина и природа — единое целое. — Ребята, кто автор этих книг? (М. Пришвин)
— Как вы думаете, о чем писал Пришвин? (Он писал о животных).
Слайд
с портретом М.М. Пришвина
2. Краткие сведения о М.М. Пришвине
— И так этот человек- Михаил Пришвин, 4 февраля ему исполнилось 140 лет со дня рождения. — Посмотрите внимательно на портрет, что можно сказать об этом человеке с первого взгляда? (Добрый, ласковый, внимательный взгляд)
Пришвин родился в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии (теперь Орловская область), провел здесь свое детство. Среди громадного сада с тополевой, ясеневой, березовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. Это было настоящее дворянское гнездо. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем. Михаил Пришвин удивительный человек, который умел видеть красоту в неприметных оврагах, неглубоких вертких речках, тонком кружеве весенних лесов, в нитях осенней паутины, повисших на кленовых листьях…Он был страстным охотником, очень любил бродить по лесам, лугам, полям. А журавли посылали ему прощальную песню, еловая чаща расступалась перед ним, открывая свои тайны, одуванчики тянулись к нему навстречу своими желтыми ладошками. И всем им — солнцу, облакам, деревьям, травам и цветам он говорил: «Здравствуйте!». А главным героем пришвинских произведений, была природа.
3.
Работа по содержанию учебника.
—
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями о животных. О каком животном будем говорить на уроке вы узнаете, отгадав загадку.
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки – ни одной. (еж)
— Как определить в книге: где находится данное произведение? (Нужно посмотреть оглавление книги или справиться по содержанию книги стр.176).
— Определите по содержанию, где находится рассказ «Ёж» — в начале, середине или конце книги? (Рассказ «Ёж» находится в конце книги).
— На какой странице? (Он на странице 112)
III. Постановка целей.
-Вы внимательно прослушаете видеозапись произведения потом будете отвечать на вопросы? Определите жанр произведения.
Презентация: просмотр аудиокниги Пришвин М. «Ёж»
IV. Первичное восприятие текста.
— Ребята, понравился вам рассказ Пришвина? (ответы детей)
-Вы определите жанр. (рассказ)
— Что вам из рассказа больше всего запомнилось?
V. Повторное чтение текста учащимися
«по цепочке»
1. Словарная работа. Объяснение слов: Поддал, спихнул, шелест.
- Беседа по вопросам;
- От чьего имени идет повествование в рассказе? (Повествование в рассказе идет от лица автора).
- Как произошла первая встреча автора с героем рассказа? (Автор заметил ежа на берегу ручья и прикоснулся к нему сапогом, ежик страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог).
- Почему еж оказался в воде?
- Как он повёл себя? Прочитайте. (…Мгновенно ёж развернулся в воде и поплыл к берегу, как маленькая свинья, только вместо щетины на спине были иголки…)
- Как повел себя гость дома? (Сначала он лежал неподвижно, затем развернулся, огляделся, выбрал себе место под кроватью и там затих).
- Что удивило ежа?
Прочитайте.
(…Я зажег лампу и – здравствуйте! Ёжик выбежал из-под кровати. Он, конечно, подумал на лампу, что это луна взошла в лесу: при луне ежи любят бегать по лесным полянкам…) - Что за шелест разбудил автора?
- Для чего ежу была нужна газета? Прочитайте. (…Газета ему была как в лесу сухая листва, он тащил её себе для гнезда).
- Как вы думаете, ежику нравилось новое жилище? (Я думаю, что нравилось, потому что он совсем не боялся человека).
- Чем ещё удивил ежик? (Он удивил сбором яблок).
- Про
Главная мысль рассказа Пришвина лягушонок
Как смогла без интернета
В «Ревизоре» Гоголь задумал посмеяться над тем, что «действительно достойно осмеяния всеобщего». Он в пьесе решил «собрать в одну кучу все дурное в России, какое он тогда знал, все несправедливости». Тема «Ревизора» сама по себе носила острый политический характер, но обличительный смысл произведения углубляется тем, что писатель представил не пороки отдельных чиновников, а присущие большинству их ложные понятия об обязанностях. Благодаря этому, маленький захолустный городок, где царил произвол и не было даже полицейского порядка, где власти образуют группу мошенников и грабителей, воспринимается как символ всей николаевской системы.
Идейный смысл комедии наиболее четко раскрывается в образах чиновничества. Среди них нет ни одного положительного. Гоголь изображает их порочными. Образ Хлестакова становится одним из самых ярких типов, созданных писателем, совершенно новый в мировой литературе. И до Гоголя в комедиях высмеивались обманщики и плуты, лгуны и хвастуны, моты и волокиты. Характер Хлестакова более сложен: ему не чужда ни одна из перечисленных черт, но все они обобщены в более сложном общественном явлении, получившем название «хлестаковщина», которое стало нарицательным.
Хлестаков – наивный баловень, «пустейший дворянчик», прожигающий средства своего отца-мошенника. Он самый обыкновенный человек и, как говорится, «без царя в голове», вместе с тем воплощение нахальства. Всеми его поступками руководит мелкое тщеславие, желание пустить пыль в глаза и сыграть роль, чином выше своего собственного. Он, по характеристике автора, и «лгунишка, и подляжка, и трусишка». Хлестаков может совершить любую подлость просто потому, что он лишен понятия о добре и зле. Он лжет просто из тщеславия, чтобы похвастаться своим воображаемым положением в обществе. Его образ имеет собирательное значение. По сути, Хлестаков – это порождение бюрократического режима, пустоты и упадка крепостного общества. Черты хлестаковщины повторялись в тысячах реальных происшествиях, во многих людях. Итак, что же такое в самом деле Хлестаков? «Молодой человек, чиновник и пустой, как называют, но заключающий в себе много качеств, принадлежащих людям, которых свет не называет пустыми. Это лицо должно быть тип многого разбросанного в разных русских характерах… и ловкий гвардейский офицер окажется иногда Хлестаковым, и государственный муж иногда кажется Хлестковым».
По сути, все персонажи пьесы несут в себе черты хлестаковщины: честолюбие, карьеризм, трусость, притязание на образованность при явном невежестве, подлость, лживость, душевная пустота, грубость. По моему мнению, эти черты есть и в образе городничего. Он – не злодей по натуре, но «более всего озабочен тем, чтобы не пропускать того, что плывет в руки». Он считает взяточничество вполне естественным явление, которое определяется только чином и общественным положением взяточника. Не брезгуя ничем, городничий предпочитает, однако, крупные куши, он спокойно кладет в свой карман деньги, отпущенные на строительство церкви, представив ложный рапорт, что «она начала строится и сгорела». Он предстает чрезвычайно опытным и хитрым мошенником. Поэтому в ожидании ревизора он держится достаточно бодро, надеясь обмануть и его. Панический страх городничего охватывает лишь при вести, что ревизор инкогнито живет в городе неделю. Как и Хлестакову, ему присущи лживость, грубость и мошенничество.
В комедии отрицательно изображается и поместное дворянство. Добчинский и Бобчинский – бездельники, переносчики городских вестей, сплетники, лгуны – ничем не отличаются от других чиновников. Хлестаковщина включает в себя все пороки властвующих кругов. Это повсеместное явление, порожденное укладом крепостнического общества. Такие, как Хлестаков, будут жить всегда.
Источник
Популярные сегодня пересказы
- Последний магнат — краткое содержание романа Фицджеральда
Незаконченный роман Фитцджеральда рассказывает о жизни в Голливуде, в частности про лучших творцов киноискусства первой половины предыдущего века. Герои являются выдуманными, но, вполне возможно, - Повесть о Сонечке — краткое содержание повести Цветаевой
Марина Ивановна написала массу замечательных прозаических произведений. К таким относится ее творение «Повесть о Сонечке». Краткое содержание представлено в этой статье. Оно очень интересное - Бакенщик — краткое содержание рассказа Паустовского
Рассказчик описывает прогулку на протяжении дня до сторожки бакенщика Семена, работа которого состояла в том, что он «бакены проверял, на столбах метки вешал». Помимо этого он переправлял нуждающихся людей - Краткое содержание У страха глаза велики сказка
Сказку «У страха глаза велики» создал русский народ, в ней описывается отношения людей и их внутренние страхи. Она написана в бытовом жанре. В сказке 5 героев, которые показали свои истинные страхи.
Пришвин. Краткие содержания произведений
- Берестяная трубочка
- Вася Веселкин
- Выскочка
- Голубая стрекоза
- Женьшень
- Журка
- Золотой луг
- Изобретатель
- Кладовая солнца
- Кладовая солнца по главам
- Курица на столбах
- Лесная капель
- Лисичкин хлеб
- Лягушонок
- Москва-река
- Моя родина
- Первая охота
- Пиковая дама
- Синий лапоть
- Таинственный ящик
- Утята и ребята
- Хромка
Отзыв
(173 слова) Мне очень понравился рассказ «Ёж», потому что я люблю книги о животных. Атмосфера дружбы и доверия, царящая на страницах, очень радует меня и вдохновляет. Мое мнение о книге положительное, ведь мастерство Пришвина многим приходится по вкусу, и я — не исключение.
Больше всего мне понравилось ласковое отношение автора к животному. Очень мило, что он приютил ежа и уделил время уходу за ним. Я думаю, что главная мысль рассказа «Ёж» заключается в необходимости бережного обращения с живыми существами. Автор призывает нас быть внимательными и чуткими в лесу, где мы в гостях. Там мы можем увидеть много удивительного и красивого. Рассказ «Ёж» также заставляет задуматься о том, как живет ежик. Мы узнаем о его привычках и повадках. Эти знания помогут нам лучше разобраться в окружающем мире. Мое впечатление от «Ежа» сформировал и тот факт, что я сам видел ежа и даже держал его в руках. Незабываемое ощущение!
Мое отношение к рассказу «Еж» теплое и светлое, как и сама книга. Я не раз мысленно возвращаюсь к прочитанному и думаю, как бы я повел себя на месте автора.
Автор: Гоша Шиман
- Краткие содержания
- Пришвин
- Утята и ребята
Дикая не большая птичка (чирок – свистунок) собралась перевести своих утяток на озеро. Путь предстоял не лёгкий: из лесной местности надо было пройти к воде, обойдя деревню. Из – за того, что происходило весеннее половодье, ей можно было сделать гнездо в болотистом лесу, который находился на расстоянии приблизительно трёх километров.
На открытой местности утята шли впереди матери, так как она боялась недоброго взгляда человека, нападения ястреба или лисы. Так же она сделала при переходе через дорогу, лежащую около кузницы. Здесь её увидели ребятишки и начали кидать головными уборами. Бедная мать бегала вокруг них с раскрытым ртом, то перескакивала назад на некоторое расстояние и сильно волновалась. Мальчишки хотели поймать и саму мать – утку, но тут к ним приблизился Автор.
Выяснив, что они потом их отпустят. Он сказал: «Для чего брали? Куда подевалась мать?». Дети указали на холм, на котором, раскрыв клюв, сидела взволнованная птичка.
— Срочно отдайте ей малышей! – приказал Автор.
Дети ринулись вверх, обрадованные моему предложению. Отлетев немного и подождав, когда парни ушли, мать кинулась спасать своих малюток. Она повела семью по полю засаженному овсом, обходя деревню. Путешествие продолжалось.
На душе было радостно. Автор снял свою шляпу и помахал в след, пожелав доброго пути! Послышался смех ребят.
Автор сделал замечание, отметив, что не легко маленьким утятам пробраться к озеру!
— Снимайте свои шапки и прощайтесь с ними!
И подняв, свои шапки, мальчишки дружно попрощались с семьёй!
Вывод: Нужно бережно относиться к животным и птицам, защищать и оказывать им помощь! Иногда им без нас не обойтись.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Краткое содержание «Ребята и утята» для читательского дневника
ФИО автора: Пришвин Михаил Михайлович
Название: Ребята и утята
Число страниц: 2. Пришвин Михаил Михайлович. «Ребята и утята. Рассказы». Издательство «АСТ». 2021 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1943 год
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Разъяснения рассказчика
Мужчина снял шляпу, помахал ею и пожелал утиному семейству счастливого пути. Мальчишкам было смешно на это смотреть, но он рассказал им пословицу и сказал, что впереди утят ждет нелегкая дорога, ведь они еще слишком маленькие. Дети последовали его примеру и начали махать шапками, желая малышам удачи.
Если внимательно прочитать произведение, то можно составить такой план пересказа «Ребят и утят» для 2 класса:
- путь птицы с выводком к водоему;
- опасная дорога около деревенской кузницы;
- неожиданная встреча с местными ребятами;
- появление незнакомца и спасение утят;
- утка продолжила свое путешествие;
- прощание с малышами.
Это произведение учит читателя беречь и любить окружающую природу и не причинять вреда всем животным. Писатель говорит, что необходимо отвечать за собственные поступки и помогать людям, которые нуждаются в помощи.
Краткое содержание поможет правильно составить план рассказа «Ребята и утята» для 2 класса, а также подобрать подходящий рисунок или картинку для иллюстрации сюжета. После ознакомления с пересказом сюжета стоит прочитать книгу полностью.
Сюжет
Однажды дикая утка решила привести свой выводок к озеру. Весной озеро сильно разливалось и затапливало всю округу, и потому умная утка соорудила своё гнездо в трех верстах от него. Теперь же, когда утята подросли и окрепли, мать повела их к воде.
Когда впереди шла открытая местность, утка внимательно контролировала своих малышей и всегда пропускала их вперед, чтобы ни одного не упускать из вида. Заметив дорогу возле деревенской кузницы, она пропустила вперёд свой выводок, и тут появились мальчишки, которые принялись шапками ловить перепуганных утят. Они собрались было поймать и саму утку, но тут заметили рассказчика.
Мужчина строгим голосом поинтересовался у ребят, что они намерены сделать с беззащитными птенцами. Мальчики струсили и сказали, что отпустят их. Автор пристыдил их и огляделся в поисках матери-утки: та сидела на кочке в поле и тревожно смотрела на людей. Ребята подбежали к ней и выпустили утят всех до единого. Утка собрала возле себя малышей и важно повела их к озеру.
Рассказчик снял шапку, помахал ею и пожелал утятам счастливого пути. Ребятам стало смешно, но мужчина объяснил, что впереди у птенцов – нелегкая дорога, ведь они ещё совсем крошки. Ребята последовали его примеру и также пожелали утятам счастливого пути.
Основные персонажи
В произведении писатель описывает свои мысли и говорит, что нельзя обижать животных. Он смог удачно продемонстрировать это на примере семейства уток и вредных детей. Они словили утят, но быстро осознали собственную ошибку после разговора со справедливым и строгим мужчиной. Повествование учит бережному отношению к природе. Автор говорит, что необходимо заботиться о ней и не быть равнодушным к окружающим, попавшим в беду.
Главными героями рассказа «Ребята и утята» Пришвина являются:
- утка — важная и мудрая птица, которая любит своих малышей;
- утята — юные и беззащитные, но выносливые и отважные птенцы;
- ребята — озорные и беззаботные товарищи;
- рассказчик — строгий и очень наблюдательный человек.
В рассказе автор сопоставил ребят и утят. После анализа книги становится понятно, что этим он хотел показать людям, что все мы обитаем в едином мире. Рядом с человеком живут различные живые существа, поэтому нужно вести себя так, чтобы не мешать остальным.
Писатель своим произведением учит читателя, что нельзя делать необдуманных поступков по отношению к животным. Наши меньшие братья тоже способны чувствовать боль и обиду.
Смогли ли ребята понять свой поступок? Попробуй помочь им.
Я думаю, что ребята смогли понять, что были неправы, так как в конце вместе с автором попрощались с утятами и уткой.
Нужно ещё раз объяснить им, что мама — утка очень переживает за утят, потому что они ещё маленькие и не могут за себя постоять.
Вокруг них так много опасностей, и, вместо того, что издеваться над ними, нужно помогать.
Потому что помощь беззащитным и слабым это хороший поступок. Нельзя смеяться над ними.
Наоборот, нужно любить животных.
Да, дети осознали, что поступили неправильно.
Сделать это помог им добрый рассказчик.
Не нужно нарушать спокойствие природы.
Ведь это неотъемлемая часть нас самих.
Всё живое имеет такое же право на благополучную жизнь, как и мы.
Прежде чем как-то поступить с тем или иным животным, нужно поставить себя на их место.
Помните: нужно любить всё живое, беречь и заботиться о нём. Всегда!
Популярные сегодня пересказы
Первое действие пьесы происходит в доме Прозоровых. Ирине, младшей из сестер, исполняется 20 лет. На праздник собирается много людей, в основном это офицеры.
Данная сказка полностью раскрывает тему природной красоты. А начинается она с того, как спорят времена года между собой. Зима, весна, осень и лето пытаются выяснить, кто из них является лучшим художником. Судьей же в их споре оказалось Солнце.
Вот оно Урал 1919 года. Время страшной революции. Дни, когда люди разделились на тех, кто поддерживает всеми силами господствующую власть и тех, кто рьяно противится политике государства.
Произведение является автобиографическим очерком писателя, повествующих о событиях, происходящих в период Октябрьской революции.
Источник
Прочитай начало рассказа и представь себе эту картину. Устно опиши путь уточки с утятами к озеру.
Из-за того, что озеро наполнялось водой весной, прочное место для гнезда уточка могла найти очень далеко, возле леса.
В обход деревни они шли обратно к озеру.
Этот путь был длинным и опасным.
Всё из-за того, что ястребы и лисицы могли легко поймать маленьких утят.
Мать утка присматривала за ними, не спуская глаз, шла за ними.
При переходе через дорогу, также пустила их впереди себя.
В целом это было сложное путешествие.
Путь был долгим, заболоченным и нелёгким для маленьких утят и их мамы.
Их везде поджидала опасность, поэтому утка была напряжена.
Она знала, что многие хищники жаждут полакомиться ими, поэтому смотрела в оба и всегда была готова спасать своих детей.
Русская сказка
Рассказ Михаила Пришвина «Ребята и утята»
Уважением, вниманием, любовью к природе и вообще ко всему живому пронизано творчество Михаила Михайловича Пришвина. Может всем виной его специальность – по профессии знаменитый русский писатель и публицист был агрономом, а скорее всего, дело в его добром сердце.
Заядлый натуралист, внимательный наблюдатель, охотник-любитель, путешественник, — Пришвин, в каждом своём рассказе для детей стремился передать эту трепетность, уважение и восхищение природой, ведь всё в ней так хитро и одновременно гармонично устроено.
Рассказ «Ребята и утята» является одним из самых известных у автора. Это доброе, но небольшое по масштабу и простое по речи произведение, не только входит в сборники сочинений Пришвина, но и не раз издавалось отдельными детскими книжечками. Кроме того, рассказ записан в нескольких версиях в аудиоформатах для прослушивания.
«Ребята и утята» — содержание и главные герои
Главными героями в рассказе выступают утята, вернее мама-утка. Также здесь ещё есть деревенская ребятня и рассказчик, который выступает в произведении воспитателем и главным носителем гуманных идей. А теперь подробнее.
В самом начале рассказчик, он же автор (читатель не может эти понятия не объединять) рассказывает о том, как взрослая мама-утка предприняла непростое путешествие – она ведёт своих маленьких утят из леса к озеру. Путь предстоит для водоплавающих птиц непростой, ведь прошагать им нужно целых три версты (больше трёх километров). Что ж делала утиная семья в лесу? Автор сразу даёт читателю короткое пояснение. Всё дело в том, что весной озеро разливается и хорошее прочное гнездо утка нашла в лесном болоте, а теперь, когда вода спала, утята окрепли, ей предстоит перевести своё желторотое семейство обратно в озеро.
И вот «шествуют» утята к озеру: мама-утка впереди, но на открытых участках детёнышей вперёд пропускает, чтобы они на виду у неё были, так как не мудрено попасться на глаза лисице, ястребу или человеку. Это и произошло с утятами. Когда переходило семейство дорогу, заметили их деревенские мальчишки, стали шапками кидать. Шапка накрывала утёнка, и его легко было словить. Всех переловили, только утку не тронули – та осталась стоять в стороне, тревожно поглядывая на ребят и своих деток.
На счастье взволнованной утиной маме, к ребятам подоспел автор. Мальчишкам он сделал замечание, попенял, что те у утки деток забрали, и велел отпустить тот час. Ребята послушались – отнесли утят к маме. Утка радостно встретила деток и спеша удалилась. А наш рассказчик ещё и шапку снял, громко пожелав утиной семье счастливого пути, чем вызывал усмешку у ребят. Но не стал злиться автор, а объяснил детворе, что утятам предстоит не простой путь к озеру, полный тревог и опасностей. Ребята всё осознали, и также подняли шапки, прокричав вслед уткам добрые пожелания.
Главная мысль рассказа
Главный подтекст рассказа прост и прозрачен. Не стоит совершать необдуманных поступков в отношении птиц и животных. Мы понимаем, что ребята не хотели причинить вреда птицам, но даже в шутку или ради игры не стоит причинять им вред. Неправильные действия мальчишек и утку разволновали, и утят остановили на их не простом пути к озеру.
Сейчас читают
Главная героиня – девочка Вера, выздоровевшая после родовой травмы. Девочка живёт с родителями и бабушкой, матерью отца.
Доктор Бомгард счастлив: спустя полтора года работы его перевели в уездный город, где есть свежие газеты, электричество, а главное – он больше не единственный врач в больнице. Но однажды университетский товарищ Сергей Поляков присылает ему странное письмо
Один мальчик, который учился в специальной закрытой школе, был см по себе очень сильный духом, так как именно это заведение занималось тем, что всех детей, откуда только возможно, брали, или же даже похищали
В рассказе великого русского писателя Николая Булгакова «Анна, не грусти», речь идет о двух девочках. Они – Катя и Аня, две сестры. Дружат, иногда ссорятся, но все же основное время играют вместе.
Повествование ведется от лица мужчины, живущего с женой и детьми в доме на два хозяина. Соседями супругов являются Нюшка (Анна Павловна) и ее отец – восьмидесятилетний дядя Павел.
Отзывы читателей
Этот рассказ заслуживает пристального внимания. Стоит прочитать его своим детям, а потом попросить рассказать свои впечатления об услышанном. Произведение Пришвина очень поучительное, легко воспринимается маленькими читателями и учит их добру. После прочтения стоит составить свой план «Ребят и утят» для более удобного пересказа.
Максим, Москва
Это произведение учит ребенка правильным поступкам. По этой причине стоит его читать детям как можно чаще. В рассказе автор намекает, что не нужно мешать диким животным, когда они направляются по собственным делам, потому что это может привести к печальным последствиям.
Андрей, Волгоград
В детстве я очень любила много читать. Этот рассказ мне запомнился, потому что он учит доброте и имеет глубокий смысл. Если бы не рассказчик, то неизвестно, что могли бы сделать с утятами мальчишки. Однако мужчина доступными словами смог объяснить детям, что так поступать нельзя.
Мария, Санкт-Петербург
- Краткие содержания
- Пришвин
- Выскочка
У нас прижилась собака (породы лайка) – уроженка Алтая, проживающая на берегах реки Бии. Вначале звали Бией, затем Бьюшкой и наконец, её имя трансформировалась в Вьюшку. У неё были прекрасные белоснежные зубки, хвост колечком, остренькие ушки, характер задорный.
На охоту брали редко, но сторож из неё был отличный! Мимо неё не пролетала даже муха.
При получении после нашего обеда двух косточек, у нашей лайки выпрямился хвост, указывающий на переключение её в режим бдительности и предельной осторожности. Она приступила к трапезе с одной из сахарных косточек, другую оставила рядом. И вот появилась угроза — нахальные сороки. Собачка отвлеклась на одну из них, другая похитила одну косточку.
Им показалось мало одной добычи и они решили ещё раз попытать счастье. Стояли осенние деньки, птицы подросли и научились у своих сородичей навыкам кражи. Все шесть птиц ринулись в контрнаступление, а одна решила выделиться. Показав, что она не особо сообразительная. Прозвали мы её Выскочкой. Сороки недовольно скомандовали: » Лети к нам и делай как мы!» Выскочка, поскакала по другому. Проявляя значительное упрямство, она не до оценила способности нашей Вьюшки и надеялась, что собачка накинется на неё и в этот момент кость будет у неё.
Мало того, что собака не тронулась с места, так она ещё увидела шестерых сообразительных подруг. Пока собака смотрела в сторону Выскочка забрала кость и подняла клубы пыли. Но не хватило доли секунды, чтобы улететь. Собака успела схватить за хвост, который остался у неё в зубах.
Зрелище было не из приятных. От красивой птицы осталось не понятно что. Получился какой — то кружок с маленькой головой.
Наша глупая героиня присела на дерево. Все сороки стрекотали над ней, показывая, что она осрамила весь сорочий род.
Мораль такова:
«Не выделяйся среди других – худо будет!» «Вор то — лев, а поймали его – раб!» «Не воруй – себя не губи».
Цените свою честь и честь своей семьи.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Сюжет — краткое содержание
Очень хорошей и веселой собакой была Вьюшка, любившая получать вкусные косточки.
Сороки тоже любили косточки и, увидев, что Вьюшка получила две косточки, попытались отобрать их.
Сороки напали стаей и пока часть их отвлекала внимание собаки, остальные успели утащить кость.
Одна из сорок, Выскочка, решила захватить вторую кость сама, понадеявшись на свою быстроту и наглость.
Она стала подкрадываться к собаке, которая претворялась, что не замечает новой угрозы.
Выскочка схватила кость, но Вьюшка схватила сороку за хвост и сорока без хвоста стала всеобщим посмешищем.
Пришвин. Все произведения
- Берестяная трубочка
- Вася Веселкин
- Выскочка
- Голубая стрекоза
- Женьшень
- Журка
- Золотой луг
- Изобретатель
- Кладовая солнца
- Кладовая солнца по главам
- Корабельная чаща
- Курица на столбах
- Лесная капель
- Лисичкин хлеб
- Лягушонок
- Москва-река
- Моя родина
- Паутинка
- Первая охота
- Пиковая дама
- Синий лапоть
- Таинственный ящик
- Утята и ребята
Пословицы к произведению
Поперед батьки в пекло не лезь.
Всякой наглости есть предел.
В семье не без урода.
Голова без ума, что фонарь без огня.
Поспешишь — людей насмешишь.
Другие читательские дневники
Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь
«Выскочка» Пришвин читательский дневник
Жанр: рассказы о животных
Главные герои «Выскочка»
- Вьюшка — охотничья собака-лайка. Хитрая, расчетливая, осторожная.
- Выскочка — наглая сорока.
Характеристика героев
Вьюшка — очень веселая собака, лайка, с хвостиком колечком, с острыми ушками, похожими на рожки. Ее имя произошло от названия реки, где она родилась — Бия. Но потом трансформировалось в Бьюшку, и далее во Вьюшку. Она Вьюшка была добродушной собакой, но когда сорока пыталась украсть у нее вторую косточку, то она решила проучить наглую птицу. Собака проявила хитрость и выдержку.
Выскочка — это самоуверенная и наглая сорока, которая думала, что она хитрее и умнее всех. Она хотела нагло отобрать вторую кость у собаки, словно позабыв, что собака крупнее и сильнее во много раз. Это говорит о глупости Выскочки. Выскочка вызывает раздражение и смех. Она лезет вперед всех и поэтому автор неслучайно называет ее Выскочкой.
Выскочка рассчитывала на свою скорость, думала, что пока собака не смотрит успеет схватить кость и улететь, но не тут-то было.
Автор с любовью и уважением описывает собаку. Выскочка описана с юмором и насмешкой. Писатель осуждает действия сороки и нисколько не жалеет её, когда сорока лишилась хвоста. Наглость должна быть наказуема.
План рассказа «Выскочка»
- Бия становится Вьюшкой;
- Наглые сороки.
- Похищение косточки.
- Выскочка против Вьюшки;
- Хитрость Вьюшки.
- Потерянный хвост;
- Негодование сорок.
Пришвин «Выскочка» краткое содержание для читательского дневника
1 У охотников появилась лайка по кличке Вьюшка. 2 Вьюшка была прекрасным сторожем. 3 На обед Вьюшке дали две сахарные косточки. 4 Нахальные сороки похитили сахарную косточку у Вьюшки. 5 Сорока по прозвищу Выскочка пытается похитить у Вьюшки вторую сахарную косточку. 6 Вьюшка перехитрила Выскочку и схватила её за хвост. 7 Выскочка осталась без своего красивого длинного хвоста. 8 Сороки осуждали Выскочку, ведь она своей нерасторопностью опозорила сорочий род.
Основная мысль рассказа «Выскочка»
Главная мысль в том, что за плохие поступки ты всегда будешь наказан.
Основная идея рассказа в том, что нельзя отделяться от коллектива, ни к чему хорошему это не приведёт.
Чему учит рассказ «Выскочка»?
Рассказ учит нас быть честными и не воровать, ведь расплата может настигнуть в самый неудобный момент. Рассказ учит тому, что не стоит быть наглым и выделятся от коллектива. Цели можно достичь если думать сообща и действовать.
Отзыв на рассказ Пришвина «Выскочка»
Мне понравился этот рассказ и особенно то наказание, которое ждало Выскочку. То, что она лишилась хвоста, мне кажется очень правильным, ведь нельзя наглеть сверх всякой меры. Автору удалось показать, как опасно бывает отделяться от коллектива и не слушать умных советов.
Этот рассказ интересен наблюдениями за характером и поведением обычных животных. Читать его интересно и познавательно.
Пословицы к рассказу «Выскочка»
- В семье не без урода.
- Всякой наглости есть предел.
- Поспешишь — людей насмешишь.
- Голова без ума, что фонарь без огня.
- В лихости и наглости ни проку, ни зависти.
- Залетела ворона в высокие хоромы.
Рисунки и иллюстрации к рассказу «Выскочка»
Почему Пришвин назвал рассказ «Выскочка»?
Рассказ назван по имени главной героини, сороки, которая считала себя самой умной и хитрой.
Сюжет рассказа «Лисичкин хлеб» Пришвин
«Лисичкин хлеб» Пришвин краткое содержание произведения:
Рассказчик провел в лесу целый день, и по возвращению домой принялся доставать из своей большой сумки разные диковинные вещи. Зиночка с нескрываемым любопытством разглядывала их, задавая вопросы автору, а тот охотно объяснял ей их предназначение.
Для начала рассказчик показал ей большую птицу Терентия, который весной питается березовыми почками, осенью собирает вкусные спелые ягоды, а зимой укрывается от лютых морозов под снегом. Затем он показал девочке рябчика и даже продемонстрировал, как тот свистит.
Рассказчик высыпал на стол много грибов разных цветов и размеров, достал из карманов лесные ягоды – голубику, чернику, бруснику. После он показал Зиночке небольшой кусок сосновой смолы, и объяснил, что благодаря этой смоле деревья успешно лечат раны, которые им случайно наносят животные или непогода.
Когда дошла очередь до лесных трав, автор стал выкладывать на стол валерианку, кукушкины слезы, заячью капусту, петров крест. Под травами в сумке у автора лежал кусок обычного черного хлеба, который он взял с собой в дорогу. Увидев хлеб, Зиночка очень удивилась – откуда ему быть в лесу? Но рассказчик не растерялся, и сказал, что уже если есть заячья капуста, то почему не может быть лисичкиного хлеба.
Услышав это, девочка тут же съела весь хлеб. Дома, бывало, она капризничала, и могла даже от белого пышного каравая отказаться, а вот лисичкин хлеб из леса показался ей гораздо вкуснее домашней выпечки.
Главная мысль:
Непривычное кажется гораздо более привлекательным, чем привычное.
Заключение:
Рассказ учит любить природу, интересоваться и разбираться в ягодах, грибах и травах, привычках диких птиц и животных. Учит любви и доброте. Природа прекрасна в своем удивительном разнообразии – она дарит человеку много нужного и полезного. Для Зиночки обычный хлеб показался гораздо более вкусным только потому, что он был «лисичкиным».
Также можно прочитать краткое содержание «Кладовой солнца» на нашем сайте. В произведении автор раскрывает классические для русской литературы темы природы, любви к родине. Используя художественный прием олицетворения, автор «оживляет» перед читателем болото, деревья, ветер и т. д.
Краткий пересказ
(176 слов) Дело происходит поздней осенью. Охотничья собака по кличке Бия, которую вскоре стали называть Биюшкой, а затем Вьюшкой, мало ездила с хозяевами на охоту, зато добротно охраняла участок. Как-то раз ей перепала пара костей после хозяйского обеда. Однако не она одна претендовала на эти кости, и вскоре около Вьюшки появились сороки, которые обманом вытащили у собаки одну из костей.
Быстро обглодав эту кость, сороки решили украсть и вторую, и начали наступать на Вьюшку полукругом. Однако среди семи сорок одна оказалась немного дурной и поскакала вперёд своей стаи, намереваясь в одиночку обмануть собаку. Ее автор зовет «Выскочка». Сороки предупреждали ее не делать этого, но поздно.
Однако Вьюшка была не глупа и специально отпустила кость, отвернувшись в другую сторону, а когда сорока схватила желанную добычу, быстро развернулась и поймала воровку за хвост. Кость выпала из клюва сороки, сама она вырвалась, но осталась без хвоста и была теперь похожа не на птицу, а на пёстрый шарик на ножках.
Сороки улетели к своим гнёздам, и по их стрекотанию было понятно, что нет в сорочьем быту большего стыда, чем потерять хвост.
Отзыв
(133 слова) Мне очень понравился рассказ Михаила Пришвина «Выскочка». Мое мнение о рассказе положительное, потому что в нем очень забавно и интересно изображен мир живой природы, где каждый из нас находит повод для улыбки.
Мое отношение к рассказу «Выскочка» разделяют многие читатели, потому что Пришвину удается передать все тонкости взаимоотношений животных. В их мире важно быть хитрым и ловким, чтобы преуспеть. И далеко не каждый может победить. Но Пришвин в рассказе «Выскочка» заставляет задуматься и о человеческих взаимоотношениях. Нередко «выскочки» торопятся проявить себя и остаются «без хвостов» по неосторожности. Поэтому так важно учиться работать в команде и идти к общему результату. Пустое самоутверждение идет во вред делу. Такова главная мысль рассказа «Выскочка».
Мое впечатление от рассказа «Выскочка» позволяет порекомендовать это маленькое произведение всем знакомым и друзьям, чтобы и они были более дальновидны и избегали самонадеянности.
Автор: Гоша Шиман
среда, 27 января 2021 г.
Ответы на вопросы к рассказу «Выскочка» по литературному чтению 4 класс.
Использован учебник «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть, Климанова, Горецкий, страница 95.
1. Почему Пришвин назвал рассказ «Выскочка»?
Рассказ назван по имени главной героини, сороки, которая считала себя самой умной и хитрой.
2. Как писатель описывает Вьюшку, её поведение и повадки? Откуда у собаки появилась такая кличка?
Писатель называл Вьюшку весёлой собакой, которая всем нравится. Он описывал её повадки с любовью и уважением.
Кличка собаки была сперва Бия, по имени реки, на берегах которой она родилась. Но люди сперва ласково звали собаку Бьюшка, а потом переделали кличку во Вьюшка.
3. Что произошло с Вьюшкой? Как она проявила себя в ситуации с сорокой?
Вьюшке дали две косточки. Она собиралась плотно перекусить, но наглые сороки, действуя сообща, украли одну кость. Вторую косточку хотела утащить Выскочка, но Вьюшка была начеку и сумела обхитрить сороку.
Вьюшка показала себя умной и хитрой собакой, умеющей разобраться с наглыми воришками.
4. Что ты узнал о Выскочке? Какой чувство вызвала у тебя сорока? Случайно ли писатель так назвал её?
Выскочка считала себя умнее и хитрее всех. Она был очень наглой. Она не слушала остальных сорок, которые предостерегали её от поспешности. Она действовала рискованно.
Выскочка вызывает у меня негативные чувства: досаду, презрение, неуважение.
Писатель правильно назвал её Выскочкой, потому что она норовила вылезти вперёд всех.
5. На что рассчитывала Выскочка, приближаясь к собаке? Какой момент в рассказе самый напряжённый? Почему?
Выскочка рассчитывала на свою ловкость и изворотливость. Этот момент охоты Выскочки на кость и является кульминацией рассказа.
Мы ещё не знаем, удастся ли сороке её план, или собака отстоит свою кость. Мы в напряжении и с нетерпением ждём развязки.
6. Как рассказчик относится к Вьюшке и Выскочке: с любовью, юмором, насмешкой, нежностью, состраданием? Объясни.
Собака Вьюшка вызывает у рассказчика любовь и нежность. Она его друг, весёлая собака, верный сторож.
Популярные сегодня пересказы
- Медведь — краткое содержание повесть Фолкнера
Повесть Фолкнера состоит из разнообразных историй про медведя Бена, который является своеобразным повелителем леса. Он – мудрый правитель, который охраняет лес от различных ненастий и по большей части от людей - Паутинка — краткое содержание рассказа Пришвина
С самого начала произведения автор описывает атмосферу в лесу, где солнце, распрямив свои волшебные летние лучи, осветило даже самые дальние уголки среди деревьев - Шоу Ирвин
Ирвин Шоу – это псевдоним данного писателя. Настоящие имя и фамилия — Ирвин Гилберт Шамфорофф. Ирвин родился 27.02.1913 года в Нью-Йорке. Его родителями были русские евреи. - Сумерки — краткое содержание романа Глуховского
Замечательное произведение, которое приобрело большую популярность с первой публикации, называется «Сумерки». Оно создано современным русским писателем Дмитрием Алексеевичем Глуховским.