Пришвин рассказ родина читать рассказ

Нафанаилова светлана михайловна мбоу сош 7 села марьины колодцы, минераловодского района, ставропольского края учитель начальных классов предмет: литературное чтение, 4-й
  1. Нафанаилова Светлана Михайловна

  2. МБОУ СОШ №7 села Марьины Колодцы, Минераловодского района, Ставропольского края

  3. $Учитель начальных классов

Предмет: литературное чтение, 4-й класс.

Учебник: О. В. Кубасова. «Литературное чтение».

УМК: «Гармония»

Тема: «Когда, зачем и почему? (Познавательная литература)»

М. М. Пришвин «Моя Родина. (Из воспоминаний)»

Цели: 1. Познакомить с рассказом М. М. Пришвина «Моя Родина»,

работать над вдумчивым правильным чтением, подвести

к пони$манию места этого произведения в теме « Люби живое».

2. Развивать речь, воображение учащихся, умение работать

с текстом, эмоционально откликаться на прочитанно$е и

высказывать свое мнение по содержанию.

3. Воспитывать любовь к Родине, бережное отношение

к природе, которая является составной частью понятия

Родина.

Оборудование: грамзапись песни А. Матусовского, В Баснера

« С чего начинается Родина», запись мелодии этой песни

без слов, тексты для работы в группах:

— Ю. Яковлев «О нашей Родине»

— А. Беляев «Зрелое утро»

— А. Шибицкая «Родина моя»

Этапы

Действия учителя

$Действия учащихся

1. Индукция — создание эмоционального наст$роя, включения чувств ученика, личного отношения к предмету обсуждения

Предлагает детям прослушать песню «С чего начинается Родина?»

Как автор отвечает на свой вопрос?

Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить

на уроке?

Слушают песню «С чего начинается Родина?»

– С картинки в букваре, с хороших товарищей, с песни, что пела нам мать.

— о Родине

2. Са$моконструкция – индивидуальное создание гипотезы, решения текста, рисунка, проекта

Запишите на листочках слова, которые вы считаете близкими по значению слову Родина.

Записывают ряд из 3-5 слов

– родители, дом;

— родная, мать, красивая, любимая;

— жизнь, счастье, мать родная:

— Россия:

— радость, грусть:

— родимый;

$3.Социоконструкция- работа учащихся в группах по построению нужных элементов

Организует работу в парах:

— Поменяйтесь листочками и допишите те слова, которых нет у вашего соседа. Если есть общие слова, подчеркните их.

— Обсудите в паре ряд записанных слов

Обмениваются листочками, дописывают свои слова и в парах обсуждают слова близкие слову Р$одина

— радость, жизнь, грусть (I)

–родители, дом, Россия (II)

родная, мать, красивая; (III)

— жизнь, счастье, мать родная (IV)

4. Социализация – выступление ученика в группе

$

Организует работу в группах:

— Объединитесь в группы

— Прочитайте отрывок, предложенный вашей группе, и дополните ряд словами из текста.

Объединяются в группы, работают с предложенными текстами. Дописывают слова из текста к слову Родина. Готовят ученика, отвечающего от группы.

I – Родина: радость, грусть, жизнь

дом, улица, деревня, село Марьины Колодцы, в котором живем – маленькая Родина. Россия — общая родина великая, огромная, прекрасная.

II – Родина: родители, родной дом, мама, родимая страна, то, что всегда оберегает нас.

III – Родина: мать родная, кормилица моя, счастье моё,

земля, где ты родился, земл$я,

которую надо защищать.

IV – Родина: жизнь, счастье, мать родная, дом, поля, зайцы, цветы, леса, реки, луга, горы, ветры, люди, птицы – очень красивая природа.

5.Афиширование – ознакомление с проектами учащихся

Записывает на доске слова, близкие по значению слову Родина, выб$ранные каждой группой.

Учитель: Задание одно, а ответы разные. Почему?

Представители от каждой группы называют ряд$ы слов, включая слова, выбранные из текста.

физминутка

Предлагает отдохнуть, мысленно прогуляться по тем местам, которые описала последняя группа.

Дети отдыхают, сопровождают текст соответствующими движения$ми.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп! Немного отдохнём

И домой пешком пойдём.

$6.Разрыв – внутреннее осознание неполноты прежнего знания

Предлагает прочитать рассказ М.М. Пришвина «Моя Родина» про себя.

Организует работу над текстом.

— О каких детских воспоминаниях рассказывает М. Пришвин?

— Важны ли они для писателя? Почему?

— Прочитайте предложения, где автор объясняет, на какую охоту он уходил. — Как вы понимаете выражение Пришвина о том, что природа – это «Кладовая солнца»?

— Как ты думаешь, о каких сокровищах жизни говорил писатель?

— Почему слова мама, солнце, ,природа, Родина Пришвин объединил в одном рассказе?

Почему писатель назвал свое произведение «Моя Родина»?

Чтение детьми про себя текста «Моя Родина»

Его мама вставала рано, до солнца, потом он начал вставать до солнца, когда весь животный и растительный мир пробуждается.

$

Уходил на охоту, нужно было найти в природе такое, чего еще не видел.

Кладовая солнца – вода, растения и животные, запасы еды. Как у человека в кладовке.

Все, чем богата природа, автор называет сокровищами жизни.

У Пришвина, как в наших высказываниях, все, что находится рядом с ним – это его Родина.

$

7.Рефлексия — самооценка

Предлагает перечитать обращение писателя к детям, прочитать название темы, которую начали изучать сегодня, и объяснить, почему с этого рассказа начинается новая большая тема «Люби живое»?

Предлагает написать мини-сочинения на тему «Что такое для меня Родина»

(звучит спокойная мелодия песни «С чего начинается Родина?» без слов)

$- Читают последний абзац и отвечают на вопрос.

Пришвин сам любит природу, бережет её и призывает всех детей любить, беречь всё живое.

Индивидуально пишут мини-сочинения;

Дети по желанию читают свои сочинения, затем все сочинения вывеш$иваются в классе.

Приложение.

Родина моя.

А. Шибицкая

Вот земля родная, милые края,

Светлая, большая родина моя!

Горы и долины, реки и моря,

Пашни и плотины, мирные поля.

Все весенним цветом вспыхнет по весне,

Радуется лето ясной с$иневе.

Всюду ставит осень пестрые шатры;

Зимушка набросит белые ковры.

Нет страны чудесней, нет земли милей!

В самых лучших песнях мы поем о ней:

Вот земля родная, мирные края,

Светлая, большая родина моя!

Артур Беляев «Зрелое лето»

Хор$ошо иметь дом – дачу где-нибудь на Руси, в том краю, чьи дороги помнят версты, где в полях водятся зайцы, а земля – жива и довольна простыми красками цветов…

Огромна наша равнина… А уж на ней – и леса, и реки, и луга, и горы, гуляют здесь ветры и люди, поют птицы, меняются день и ночь…

Инфоурок

Литературное чтение
ПрезентацииПрезентация по литературному чтению»М.Пришвин «Ребята и утята».»(2 класс)

Литературное чтение2 классМ.М.Пришвин «Ребята и утята»Подготовила Учитель н...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Литературное чтение2 классМ.М.Пришвин «Ребята и утята»Подготовила Учитель н

    Описание слайда:

    Литературное чтение
    2 класс
    М.М.Пришвин
    «Ребята и утята»
    Подготовила
    Учитель начальных классов 1 кв. к
    Алексеева Вера Леонидовна
    МКОУ Кочневская СОШ

  • 2 слайд

    Организация позитивной мотивации Прекрасно всё на небе! Прекрасно на Земле! П

    Описание слайда:

    Организация позитивной мотивации
    Прекрасно всё на небе!
    Прекрасно на Земле!
    Прекрасно всё вокруг!
    Прекрасно всё во мне!

  • 3 слайд

    Речевая разминкаУ пруда утёнок – крошка В страхе кличет утку – мать Ой, боюсь

    Описание слайда:

    Речевая разминка
    У пруда утёнок – крошка
    В страхе кличет утку – мать
    Ой, боюсь! Укусит мошка,
    Помоги мне убежать!

  • 4 слайд

    Актуализация знаний-Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением автор к

    Описание слайда:

    Актуализация знаний

    -Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением автор которого нам уже известен. По опорным словам догадайтесь, кто автор этого произведения.
    Писал о природе
    Работал агрономом
    Его произведения «Этажи леса», «Золотой луг», « Лисичкин хлеб»
    -Кто это?

  • 5 слайд

    Пришвин рассказ родина читать рассказ

  • 6 слайд

    Старик. Всю жизнь бродил он по лесам Деревьев знал язык, Птиц различал по го

    Описание слайда:

    Старик.
    Всю жизнь бродил он по лесам
    Деревьев знал язык,
    Птиц различал по голосам
    Знакомый мне старик.
    Всегда он ведал наперёд
    Средь сосен и дубрав,
    Где слаще ягода растёт
    И где полно грибов.
    Никто не мог так передать
    Красы полей и рек,
    И так о лесе рассказать
    Как этот человек…
    М.Цуранов

  • 7 слайд

    Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он

    Описание слайда:

    Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он из бедной купеческой семьи, проживавшей в Елецком уезде Орловской губернии.

    Он получил хорошее естественнонаучное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным краям.

    Пришвин был влюблён в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.
    1873-1954

  • 8 слайд

    Определение темы, постановка задач урока: пр д Разгадайте анаграмму и вы уз

    Описание слайда:

    Определение темы, постановка задач урока: пр д

    Разгадайте анаграмму и вы узнаете, как называется произведение с которым мы сегодня познакомимся.
    БЯРЕТА И ТЯУТА.
    -Как вы думаете о ком пойдет речь на уроке?
    -Назовите тему урока.
    — Сегодня мы познакомимся с произведением М. М. Пришвина « Ребята и утята»
    -Какие задачи поставим перед собой?

  • 9 слайд

    Определение темы, постановка задач урока:Цель :Познакомиться с жизнью писат

    Описание слайда:

    Определение темы, постановка задач урока:

    Цель :Познакомиться с жизнью писателя, с его произведением.

  • 10 слайд

    Пришвин рассказ родина читать рассказ

  • 11 слайд

    Загадка Маленькие шлюпки По реке – взад и вперёд. Впереди лодочек Большой кор

    Описание слайда:

    Загадка
    Маленькие шлюпки
    По реке – взад и вперёд.
    Впереди лодочек
    Большой корабль плывёт.
    Корабль голос подаёт,
    Шлюпки за собой зовёт.
    Утка с утятами

  • 12 слайд

    утёнок

  • 13 слайд

    Изучение нового материала.Чтобы узнать больше об этом авторе вы поработаете

    Описание слайда:

    Изучение нового материала.

    Чтобы узнать больше об этом авторе вы поработаете в паре.
    Вам будет дан текст, прочитав его, вы должны будете ответить на вопросы.
    -Кем по образованию был Пришвин?
    -Почему он выбрал именно эту профессию?
    -С какой целью писатель отправлялся в путешествия?
    -Какой цели мы достигли, выполняя задание? -Что нам предстоит еще выполнить?
    -Что мы должны сделать, чтобы реализовать эту цель?

  • 14 слайд

    Изучение нового материала.Раб в гр Познакомиться с жизнью писателя. - Прочит

    Описание слайда:

    Изучение нового материала.

    Раб в гр Познакомиться с жизнью писателя.
    — Прочитать произведение
    Словарная работа
    -уточка чирок –? ХОЛМ — ? ВЕРСТА – ?
    КУЗНИЦА – ? ПАРОВОЕ ПОЛЕ – ?
    ВОДА СПАЛА – ? МЕСТА ОТКРЫТЫЕ ДЛЯ ГЛАЗ ЧЕЛОВЕКА –?
    В ОБХОД ДЕРЕВНИ -?.

  • 15 слайд

    Изучение нового материала.Чирок – свистунок самая маленькая уточка. Она вес

    Описание слайда:

    Изучение нового материала.

    Чирок – свистунок самая маленькая уточка. Она весит меньше 600 граммов. Это очень ловкая уточка. Она хорошо плавает и летает. Поднимается и садится почти также как вертолёт – вертикально.
    ХОЛМ — небольшой бугорок.
    ВЕРСТА – старая русская мера длины равная 1,06 км.
    КУЗНИЦА – место, где работает кузнец – кует металл.
    ПАРОВОЕ ПОЛЕ – поле, на котором не стали сажать растения, отдыхающее поле.
    ВОДА СПАЛА – меньше стало воды
    МЕСТА ОТКРЫТЫЕ ДЛЯ ГЛАЗ ЧЕЛОВЕКА – видно кругом далеко.
    В ОБХОД ДЕРЕВНИ — обходя стороной, не заходя в деревню.

  • 16 слайд

    Чирок – свистунок. Чирок – свистунок самая маленькая уточка. Она весит мень

    Описание слайда:

    Чирок – свистунок.
    Чирок – свистунок самая маленькая уточка. Она весит меньше 600 граммов. Это очень ловкая уточка. Она хорошо плавает и летает. Поднимается и садится почти также как вертолёт – вертикально.

  • 17 слайд

    Словарная работаХОЛМ – небольшой бугорок

    Описание слайда:

    Словарная работа
    ХОЛМ – небольшой бугорок

  • 18 слайд

    Словарная работаЧИРОК-СВИСТУНОК – уточка.

    Описание слайда:

    Словарная работа
    ЧИРОК-СВИСТУНОК – уточка.

  • 19 слайд

    Словарная работаВЕРСТА – русская мера длины, равная 1, 06

    Описание слайда:

    Словарная работа
    ВЕРСТА – русская мера длины,
    равная 1, 06 км
    1 км
    1 верста

  • 20 слайд

    Словарная работаКУЗНИЦА – место, где работает кузнец.

    Описание слайда:

    Словарная работа
    КУЗНИЦА –
    место, где работает
    кузнец.

  • 21 слайд

    Словарная работаПАРОВОЕ ПОЛЕ – отдохнувшее поле.

    Описание слайда:

    Словарная работа
    ПАРОВОЕ ПОЛЕ – отдохнувшее поле.

  • 22 слайд

    Словарная работаВОДА СПАЛА – меньше воды.

    Описание слайда:

    Словарная работа
    ВОДА СПАЛА – меньше воды.

  • 23 слайд

    Физкультминутка Вышли уточки на луг, Вышли уточки на луг Кря-кря-кря! (Шага

    Описание слайда:

    Физкультминутка

    Вышли уточки на луг,
    Вышли уточки на луг
    Кря-кря-кря! (Шагаем.)
    Пролетел зеленый жук
    Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)
    Утки шеи выгибают. (Круговые вращения шеей.)
    Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)
    Зашумел в пруду камыш (Наклоны туловища)
    Ш-ш-ш
    И опять настала тишь.(Сели)

  • 24 слайд

    Первичное закрепление изученного материала Почему уточка устроила свое гнезд

    Описание слайда:

    Первичное закрепление изученного материала

    Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?
    Докажите строчками из произведения.
    Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?
    Сколько надо было идти до озера? Сколько это километров? Это много или мало для человека?
    А для маленькой уточки? Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.
    Почему уточка-мать шла позади утят?
    Какие враги были у уток?

  • 25 слайд

    Первичное закрепление изученного материала– Почему уточка устроила свое гнез

    Описание слайда:

    Первичное закрепление изученного материала

    – Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?
    Докажите строчками из произведения. (Весной это озеро далеко разливалось…)
    Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса? (Вода спала.)
    Сколько надо было идти до озера? (3 версты.)
    Сколько это километров? (Чуть больше 3 километров.)
    Это много или мало для человека?
    А для маленькой уточки? (Много.)
    Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами. (В местах, открытых для глаз человека…)
    Почему уточка-мать шла позади утят? (Чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду.)
    Какие враги были у уток? (Люди.)

  • 26 слайд

    «Прием паспорт литературного героя»Составим паспорт уточки. Имя- уточка Созд

    Описание слайда:

    «Прием паспорт литературного героя»

    Составим паспорт уточки.
    Имя- уточка
    Создатель-М.М. Пришвин
    Прописка- рассказ «Ребята и утята»
    Внешний вид-маленькая, дикая, чирок-свистунок
    Где встречается-в лесу около озера
    Личные качества-заботливая

  • 27 слайд

    Анализ и выборочное чтение произведенияКак стали вести себя мальчишки, увиде

    Описание слайда:

    Анализ и выборочное чтение произведения

    Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?
    Как вела себя уточка, когда ловили её утят? Докажите строчками из произведения.
    Как в рассказе чаще всего называют уточку?
    А какая она мама? Вам её жалко?
    Докажите строчками из произведения.
    Кто помешал мальчишкам? Смогли ли они объяснить свой поступок? Какое приказание дал им взрослый?

  • 28 слайд

    Анализ и выборочное чтение произведенияКак стали вести себя мальчишки, увиде

    Описание слайда:

    Анализ и выборочное чтение произведения

    Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? (Закидали шапками.)
    Как вела себя уточка, когда ловили её утят? (Взволнованно.)
    Докажите строчками из произведения. (Все время, пока они ловили…)
    Как в рассказе чаще всего называют уточку? (Мать.)
    А какая она мама? (Заботливая.)
    Вам её жалко?
    Докажите строчками из произведения. (Ребята только было собрались закидать мать…)
    Кто помешал мальчишкам? (Автор.)
    Смогли ли они объяснить свой поступок? (Нет.)
    Какое приказание дал им взрослый?

  • 29 слайд

    Что вы можете сказать о ребятах, которые ловили утят?А как поступили бы вы н

    Описание слайда:

    Что вы можете сказать о ребятах,
    которые ловили утят?
    А как поступили бы вы на месте
    автора?
    Как называет писатель утят?
    Смогли ли ребята понять свой
    поступок?

  • 30 слайд

    Пришвин рассказ родина читать рассказ

  • 31 слайд

    Прием «Хорошо плохо» Давайте порассуждаем о том, какие ребята. -Что плохого о

    Описание слайда:

    Прием «Хорошо плохо»
    Давайте порассуждаем о том, какие ребята.
    -Что плохого они сделали?
    -Что хорошего в их поступке?
    -Скажите предложение о ребятах другими словами: «Ребята были несмышленые»
    Прием «Эмпатия»
    -Представьте себе, что вы уточка. Попытайтесь рассказать эту историю от ее имени.

  • 32 слайд

    Приём « Раскадровка» - Перед вами кадры мультфильма « Ребята и утята». Какой

    Описание слайда:

    Приём « Раскадровка»
    — Перед вами кадры мультфильма « Ребята и утята». Какой эпизод пропустил художник? Расскажите о нём. Что бы вы нарисовали в недостающем кадре.
    Составление плана
    -Как можно озаглавить первый кадр?
    -второй
    -третий

  • 33 слайд

    Составление плана Путь к озеру Ребята и утята До свидания, утята!

    Описание слайда:

    Составление плана
    Путь к озеру
    Ребята и утята
    До свидания, утята!

  • 34 слайд

    Обобщающая беседа. -Как вы понимаете пословицы, подходят ли они к рассказу?

    Описание слайда:

    Обобщающая беседа.

    -Как вы понимаете пословицы, подходят ли они к рассказу? Поработайте в группах.
    1) Всякий человек в деле познается.
    2) Кто скоро помог — тот дважды помог.
    3) За правое дело стой смело.
    4) Любить природу- это наблюдать и помогать ей.

  • 35 слайд

    Обобщающая беседа. -Как вы понимаете пословицы, подходят ли они к рассказу?

    Описание слайда:

    Обобщающая беседа.

    -Как вы понимаете пословицы, подходят ли они к рассказу? Поработайте в группах.
    1) Всякий человек в деле познается. (По тому, что совершает человек, помогает другим или нет, можно сделать вывод, какой он человек)
    2) Кто скоро помог — тот дважды помог. (Если скоро и во время помочь человеку, можно изменить всю его жизнь)
    3) За правое дело стой смело. (Если дело хорошее и поможет другим, то за него нужно браться, чтобы помочь окружающим)
    4) Любить природу- это наблюдать и помогать ей. ( За природой нужно всегда наблюдать и если увидишь, что кто-то нуждается в помощи, обязательно помочь)

  • 36 слайд

    Игра «Да и нет»

    Описание слайда:

    Игра «Да и нет»

  • 37 слайд

    Пришвин рассказ родина читать рассказ

  • 38 слайд

    Ответы Нет Да. Нет Да Нет Нет Нет Да

    Описание слайда:

    Ответы
    Нет
    Да.
    Нет
    Да
    Нет
    Нет
    Нет
    Да

  • 39 слайд

    Дополни пословицуУмей ошибиться, умей и …исправитьсяДобрый пример лучше ста

    Описание слайда:

    Дополни пословицу
    Умей ошибиться, умей и …
    исправиться
    Добрый пример лучше ста …
    слов
    Сначала думай – потом…
    делай
    Дитя плачет, а у матери сердце…
    болит

  • 40 слайд

    Правила друзей природы Если случайно окажешься рядом с гнездом птицы, не

    Описание слайда:

    Правила друзей природы
    Если случайно окажешься рядом
    с гнездом птицы, не бери в руки
    яйца или птенцов, сразу же уходи.
    Иначе птицы – родители могут
    насовсем покинуть гнездо.

  • 41 слайд

    2. Не лови и не уноси домой здоровых птенцов. Их родители рядом, хотя и н

    Описание слайда:

    2. Не лови и не уноси домой
    здоровых птенцов. Их родители
    рядом, хотя и не показываются
    тебе на глаза. Они сами
    позаботятся о своём потомстве.

  • 42 слайд

    3. Если у тебя есть собака, не бери её в лес весной и в начале лета. Она л

    Описание слайда:

    3. Если у тебя есть собака, не бери
    её в лес весной и в начале лета.
    Она легко может поймать плохо
    летающих птенцов.

  • 43 слайд

    Пришвин рассказ родина читать рассказ

  • 44 слайд

    Пришвин рассказ родина читать рассказ

  • 45 слайд

    Пришвин рассказ родина читать рассказ

  • 46 слайд

    Пришвин рассказ родина читать рассказ

  • 47 слайд

    Мои молодые друзья!«Хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с в

    Описание слайда:

    Мои молодые друзья!
    «Хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.
    Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные цветные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.
    Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна родина.
    И охранять природу – значит охранять Родину»
    М.Пришвин.

  • 48 слайд

    Будьте природе другом

    Описание слайда:

    Будьте природе другом

  • 49 слайд

    Итог урока-С творчеством, какого писателя мы познакомились? -Как называется

    Описание слайда:

    Итог урока

    -С творчеством, какого писателя мы познакомились?
    -Как называется произведение?
    -Почему автор назвал рассказ «Ребята и утята»?
    — К чему нас призывает?
    -С какой целью написан этот рассказ?
    — Какие задачи были поставлены?
    -Достигли мы задач?

  • 50 слайд

    Рефлексия.-Что понравилось на уроке? Что запомнилось? Что было трудно? Вот у

    Описание слайда:

    Рефлексия.

    -Что понравилось на уроке?
    Что запомнилось? Что было трудно?
    Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.М. Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание:
    Мои молодцы друзья!
    Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.
    Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разных цветные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.
    Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину.

  • 51 слайд

    Без природы в мире людям Даже дня прожить нельзя Так давайте к ней мы будем О

    Описание слайда:

    Без природы в мире людям
    Даже дня прожить нельзя
    Так давайте к ней мы будем
    Относится как друзья
    И при всем честном народе
    Добавляем мы потом:
    Нужно помогать природе,
    Но со знанием и умом

  • 52 слайд

    Д З 1 у с 113-116 чит 2 у пересказ , вопр р т с 56-57

    Описание слайда:

    Д З 1 у с 113-116 чит 2 у пересказ , вопр р т с 56-57

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке. Прекрасно всё на небе! Прекрасно на Земле! Прекрасно всё вокруг! Прекрасно всё во мне! II.Актуализация знаний -Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением автор которого нам уже известен. По опорным словам догадайтесь, кто автор этого произведения. Писал о природе Работал агрономом Его произведения «Этажи леса», «Золотой луг», « Лисичкин хлеб» -Кто это? (М.М.Пришвин) III.Определение темы, постановка задачурока: Разгадайте анаграмму и вы узнаете, как называется произведение с которым мы сегодня познакомимся. БЯРЕТА И ТЯУТА. -Как вы думаете о ком пойдет речь на уроке? ( О детях и утятах) -Назовите тему урока. — Сегодня мы познакомимся с произведением М. М. Пришвина « Ребята и утята» -Какие задачи поставим перед собой? ( Познакомиться с жизнью писателя, с его произведением) IV.Изучение нового материала. Чтобы узнать больше об этом авторе вы поработаете в паре. Вам будет дан текст, прочитав его, вы должны будете ответить на вопросы. -Кем по образованию был Пришвин? -Почему он выбрал именно эту профессию? -С какой целью писатель отправлялся в путешествия? -Какой цели мы достигли, выполняя задание? (познакомились с жизнью писателя) -Что нам предстоит еще выполнить? (познакомиться с произведением) -Что мы должны сделать, чтобы реализовать эту цель? (прочитать произведение) Словарная работа -В тексте вам встретятся незнакомые слова такие как — уточка чирок –свистунок. Мыбы хотели рассказать об этой уточке. (Рассказ подготовленного ученика). Чирок – свистунок. (Рассказ подготовленного ребёнка) Чирок – свистунок самая маленькая уточка. Она весит меньше 600 граммов. Это очень ловкая уточка. Она хорошо плавает и летает. Поднимается и садится почти также как вертолёт – вертикально. Первичное восприятие текста А сейчас приготовьте карандаш. Послушайте этот рассказ, следя по учебнику, а простым карандашом отмечайте непонятные слова. (Читает рассказчик). — О ком этот рассказ? Как вы понимаете значение этого слова? ХОЛМ — небольшой бугорок. ВЕРСТА – старая русская мера длины равная 1,06 км. КУЗНИЦА – место, где работает кузнец – кует металл. ПАРОВОЕ ПОЛЕ – поле, на котором не стали сажать растения, отдыхающее поле. ВОДА СПАЛА – меньше стало воды МЕСТА ОТКРЫТЫЕ ДЛЯ ГЛАЗ ЧЕЛОВЕКА – видно кругом далеко. — Какие ещё вы отметили слова? Назовите их. Что обозначает это слово? В ОБХОД ДЕРЕВНИ — обходя стороной, не заходя в деревню. ЗАШВЫРЯЛИ – закидали Физкультминутка Вышли уточки на луг, Вышли уточки на луг Кря-кря-кря! (Шагаем.) Пролетел зеленый жук Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.) Утки шеи выгибают. (Круговые вращения шеей.) Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.) Зашумел в пруду камыш (Наклоны туловища) Ш-ш-ш И опять настала тишь.(Сели) V.Первичное закрепление изученного материала – Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера? – Докажите строчками из произведения. (Весной это озеро далеко разливалось…) – Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса? (Вода спала.) – Сколько надо было идти до озера? (3 версты.) – Сколько это километров? (Чуть больше 3 километров.) – Это много или мало для человека? – А для маленькой уточки? (Много.) – Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами. (В местах, открытых для глаз человека…) – Почему уточка-мать шла позади утят? (Чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду.) – Какие враги были у уток? (Люди.) «Прием паспорт литературного героя» Составим паспорт уточки. Имя- уточка Создатель-М.М. Пришвин Прописка- рассказ «Ребята и утята» Внешний вид-маленькая, дикая, чирок-свистунок Где встречается-в лесу около озера Личные качества-заботливая

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тема:
Ребята и утята. М. Пришвин.

Похожие материалы

  • Рабочий лист Чехов Мальчики

  • Презентация по литературному чтению»И.Пивоварова «Жила-была собака…», В.Берестов «Кошкин щенок»..»(2 класс)

  • Конспекты уроков по литературному чтению (3класс)

  • Презентация по литературному чтению»Обобщение по разделу «Русские писатели».»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»Стихи русских писателей.»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»Л.Н.Толстой «Филипок».»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»Поговорим о самом главном. Л.Н.Толстой «Правда всего дороже».»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»Л.Н.Толстой «Котёнок».»(2 класс)

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5447483 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»

  • Курс повышения квалификации «Этика делового общения»

  • Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»

  • Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»

1. Блин

Это было давно. Это было месяца четыре назад.

Сидели мы в душистую южную ночь на берегу Арно.

То есть сидели-то мы не на берегу, — где же там сидеть: сыро и грязно, да и неприлично, — а сидели мы на балконе отеля, но уж так принято говорить для поэтичности.

Компания была смешанная — русско-итальянская.

Так как между нами не было ни чересчур близких друзей, ни родственников, то говорили мы друг другу вещи исключительно приятные.

В особенности в смысле международных отношений.

Мы, русские, восторгались Италией. Итальянцы высказывали твердую, ничем несокрушимую уверенность, что Россия также прекрасна. Они кричали, что итальянцы ненавидят солнце и совсем не переносят жары, что они обожают мороз и с детства мечтают о снеге.

В конце концов мы так убедили друг друга в достоинствах наших родин, что уже не в состоянии были вести беседу с прежним пафосом.

— Да, конечно, Италия прекрасна, — задумались итальянцы.

— А ведь мороз, — он… того. Имеет за собой… — сказали и мы друг другу.

И сразу сплотились и почувствовали, что итальянцы немножко со своей Италией зазнались и пора показать им их настоящее место.

Они тоже стали как-то перешептываться.

— У вас очень много шипящих букв, — сказал вдруг один из них. — У нас язык для произношения очень легкий. А у вас все свистят да шипят.

— Да, — холодно отвечали мы. — Это происходит от того, что у нас очень богатый язык. В нашем языке находятся все существующие в мире звуки. Само собой разумеется, что при этом приходится иногда и присвистнуть.

— А разве у вас есть «ти-эч», как у англичан? — усомнился один из итальянцев. — Я не слыхал.

— Конечно, есть. Мало ли что вы не слыхали. Не можем же мы каждую минуту «ти-эч» произносить. У нас и без того столько звуков.

— У нас в азбуке шестьдесят четыре буквы, — ухнула я.

Итальянцы несколько минут молча смотрели на меня, а я встала и, повернувшись к ним спиной, стала разглядывать луну. Так было спокойнее. Да и к тому же каждый имеет право созидать славу своей родины, как умеет.

Помолчали.

— Вот приезжайте к нам ранней весной, — сказали итальянцы, — когда все цветет. У вас еще снег лежит в конце февраля, а у нас какая красота!

— Ну, в феврале у нас тоже хорошо. У нас в феврале масленица.

— Масленица. Блины едим.

— А что же это такое блины?

Мы переглянулись. Ну, как этим шарманщикам объяснить, что такое блин!

— Блин, это очень вкусно, — объяснила я. Но они не поняли.

— С маслом, — сказала я еще точнее.

— Со сметаной, — вставил русский из нашей компании.

Но вышло еще хуже. Они и блина себе не уяснили, да еще вдобавок и сметану не поняли.

— Блины, это — когда масленица! — толково сказала одна из наших дам.

— Блины… в них главное икра, — объяснила другая.

— Это рыба! — догадался, наконец, один из итальянцев.

— Какая же рыба, когда их пекут! — рассмеялась дама.

— А разве рыбу не пекут?

— Пекут-то пекут, да у рыбы совсем другое тело. Рыбное тело. А у блина — мучное.

— Со сметаной, — опять вставил русский.

— Блинов очень много едят, — продолжала дама. — Съедят штук двадцать. Потом хворают.

— Ядовитые? — спросили итальянцы и сделали круглые глаза. — Из растительного царства?

— Нет, из муки. Мука ведь не растет? Мука в лавке.

Мы замолчали и чувствовали, как между нами и милыми итальянцами, полчаса назад восторгавшимися нашей родиной, легла глубокая, темная пропасть взаимного недоверия и непонимания.

Они переглянулись, перешепнулись.

Жутко стало.

— Знаете, что, господа, — нехорошо у нас как-то насчет блинов выходит. Они нас за каких-то вралей считают.

Положение было не из приятных.

Но между нами был человек основательный, серьезный — учитель математики. Он посмотрел строго на нас, строго на итальянцев и сказал отчетливо и внятно:

— Сейчас я возьму на себя честь объяснить вам, что такое блин. Для получения этого последнего берется окружность в три вершка в диаметре. Пи-эр квадрат заполняется массой из муки с молоком и дрожжами. Затем все это сооружение подвергается медленному действию огня, отделенного от него железной средой. Чтобы сделать влияние огня на пи-эр квадрат менее интенсивным, железная среда покрывается олеиновыми и стеариновыми кислотами, т. е. так называемым маслом. Полученная путем нагревания компактная тягуче-упругая смесь вводится затем через пищевод в организм человека, что в большом количестве вредно.

Учитель замолчал и окинул всех торжествующим взглядом.

Итальянцы пошептались и спросили робко:

— А с какою целью вы все это делаете?

Учитель вскинул брови, удивляясь вопросу, и ответил строго:

— Чтобы весело было!

2. Широкая масленица

Из кухни несется чад, густой, масленный. Он режет глаза, и собравшиеся у закуски гости жмурятся и мигают.

— Блины несут! Блины несут! Несут,

Но вам не хватит. Ваш сосед взял два последних, а вам придется подождать «горяченьких».

Но, когда принесут «горяченьких», окажется, что большинство уже съело первую порцию, — и прислуга начинает подавать опять сначала.

На этот раз вам достается блин — один, всеми отвергнутый, с драным боком и дыркой посредине.

Вы берете его с кротким видом сиротки из хрестоматии и начинаете искать глазами масло.

Масло всегда бывает на другом конце стола. Это печальный факт, с которым нужно считаться. Но так как со своим маслом приходить в гости не принято, то нужно покориться судьбе и жевать голый блин.

Когда вы съедите его, — судьба, наверное, улыбнется, и вам передадут масло с двух сторон сразу. Судьба любит кротких и всегда награждает их по миновании надобности.

На самом почетном месте стола сидит обыкновенно блинный враль. Это просто-напросто хитрый обжора, который распускает о себе слухи, что он может съесть тридцать два блина.

Благодаря этому он сразу делается центром внимания. Ему первому подают, его блины прежде других подмасливаются и сдабриваются всякими масленичными аксессуарами.

Съев штук пятнадцать-двадцать, — сколько аппетита хватит, — с полным комфортом, он вдруг заявляет, что блины сегодня не совсем так испечены, как следует.

— Нет в них чего-то такого, этакого, — понимаете? Неуловимого. Вот это-то неуловимое и делает их удобосъедаемыми в тридцатидвухштучном количестве.

Все разочарованы. Хозяевы обижены. Обижены, зачем много съел, и зачем никого не удивил.

Но ему все равно.

— Что слава? яркая заплата на бедном рубище певца!

Он всех надул, поел, как хотел, и счастлив.

Еще несут горяченьких.

Теперь, когда все сыты, вам дают сразу три хороших горячих блина.

Вы шлепаете их на тарелку и в радостном оживлении окидываете глазами стол.

Направо от вас красуется убранное зеленью блюдо из-под семги, налево — аппетитный жбан из-под икры, а прямо у вашей тарелки приютилась мисочка, в которой пять минут назад была сметана.

Хозяйка посмотрит на вас такими умоляющими глазами, что вы сразу громко закричите о том, что блины, собственно говоря, вкуснее всего в натуральном виде, без всяких приправ, которые, в сущности, только отбивают настоящий вкус, и что истинные ценители блина предпочитают его именно без всяких приправ.

Я видела как-то за блинами молодого человека великой души, который, под умоляющим взглядом хозяйки, сделал вид, что нашел в пустой банке икру и положил ее себе на тарелку. Мало того, он не забывал на кусок блина намазывать эту воображаемую икру и проделывал все это с такой самоотверженной искренностью, что следившая за ним хозяйка даже в лице изменилась. Ей, вероятно, показалось, что она сошла с ума и лишилась способности видеть икру.

После блинов вас заставят есть никому не нужную и не милую уху и прочую ерунду, а когда вам захочется спать, — вас потащат в гостиную и заставят разговаривать.

Пожалуйста, только не вздумайте взглянуть на часы и сказать, что вам нужно еще написать два письма. Посмотрите на себя в зеркало, — ну кто вам поверит?

Лучше прямо подойдите к хозяйке, поднимите на нее ваши честные глаза и скажите просто:

— Я спать хочу.

Она сразу опешит и ничего не найдет сказать вам.

И пока она хлопает глазами, вы успеете со всеми попрощаться и улизнуть.

А хозяйка долго будет думать про вас, что вы шутник.

Так чего же лучше?

Цели урока: развитие речевых и читательских умений.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с произведениями М.Пришвина «Выскочка»; пробудить познавательную активность.
  • работать над осознанностью чтения, над читательскими умениями;
  • расширять кругозор учащихся, развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развивать критическое мышление;
  • воспитывать любовь ко всему живому.

Оборудование: портрет М.М.Пришвина, выставка книг М.М.Пришвина, учебник Л.А.Ефросининой «Литературное чтение 3 класс», индивидуальные карточки с алфавитом, раздаточный материал — таблички с цифрами для заполнения в соответствии с заданием, презентация.

Ход урока

Презентация

1. Оргмомент

Ниточку души от каждого из вас

В руки бережно возьму сейчас,

Мы соткём из ниточек урок

Он знакомства нашего исток,

а исток начало многих дел.

Я хочу, чтоб каждый захотел,

Прямо здесь и слушать, и читать,

Думать, говорить, мечтать.

2. Повторение. Проверка домашнего задания

1) На доске: портрет М.М.Пришвина обратной стороной к классу, список имён великих русских писателей и названия некоторых произведений М.М.Пришвина.

Задание: вспомнить и назвать имя автора этих произведений.

А.С.Пушкин

М.М.Пришвин

Л.Н.Толстой

Лисичкин хлеб.

Этажи леса.

Лесной доктор.

Моя Родина.

— Прочитайте имена великих русских писателей. Кому из этих писателей принадлежат эти произведения?

Обратите внимание на выставку книг для дополнительного чтения М.М.Пришвина, которые вы можете взять в библиотеке и прочитать.

2) Игра «Фотоглаз». Подготовка к проверке домашнего задания: вспомнить прочитанные дома произведения.

На доске:

Рыбе — вода

Птице — воздух

Зверю — лес,

Степь, горы

Человеку — Родина.

— Из какого произведения взяты эти строки?

3) Работа по домашнему заданию: Пришвин «Моя Родина».

— Откройте учебник на стр.142

— Найдите в тексте и прочитайте предложения, слова из которого вы услышите.

… вставала рано …

… чаем с молоком …

… решило мою жизнь …

— Почему Пришвину нравилось вставать до восхода солнца? (Он начал вставать до солнца, чтобы напиться с мамой чаю)

— Куда уходил автор после чаю? (После чаю я уходил на охоту)

— Найдите и прочитайте, в чем заключалась «охота» писателя? (В находках)

— Что писатель называет «кладовой солнца»? (Природу, с великими сокровищами жизни)

— Прочитайте, какие «сокровища жизни» надо охранять?

Ожидаемый ответ: Охранять природу — значит охранять Родину.

— Как вы понимаете эти слова М.М.Пришвина?

Мнения детей формируются на основании их ответов на поставленные выше вопросы.

3. Работа над новым материалом

1) Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением М.М.Пришвина. Положите перед собой алфавит. Давайте в таблички с цифрами впишем соответствующие буквы алфавита и получим название рассказа.

3

29

19

12

16

25

12

1

в

ы

с

к

о

ч

к

а

— Назовите тему нашего урока

— Что обозначает слово выскочка?

Ожидаемые ответы:Дети высказывают различные точки зрения в соответствии со своими знаниями. В итоге выступает ребёнок-информатор, подготовившийся дома по словарю Сергея Ивановича Ожегова: Выскочка — человек, который, выдвигая себя, стремится выслуживаться или занять какое-нибудь незаслуженное положение в обществе.

— Рассмотрите иллюстрацию на стр.145 (изображение сороки).

— О ком будет рассказ?

— Кого автор назвал Выскочкой?

Ожидаемый ответ: строится только на основании догадки в соответствии с иллюстрацией на доске. Текста дети ещё не слышали. (а вот и проверим, совпадут ли ваши предположения)

2) Работа над текстом.

2, 3 части читают подготовленные во внеурочное время дети.

1 часть читает учитель.

Размышление над прочитанным по вопросам.

  1. Какое настроение вызвал прочитанный рассказ?
  2. Какой эпизод вас больше всего взволновал?
  3. Совпали ли ваши предположения, кого автор назвал Выскочкой?
  4. Что вы о ней знаете?

3) Работа с каждой частью по отдельности.

Физминутка

1-я часть. Жужжащее чтение. (до слов Дело было поздней осенью… 3 абзаца)

Задание: Подчеркнуть непонятные слова.

Размышление над прочитанным по вопросам.

  1. Где происходит действие?
  2. О ком рассказывает автор?
  3. Найдите и прочитайте, как автор описывает Выскочку?
  4. Что интересного заметил автор в поведении собаки?

Работа над лексическим значением слов:

Полено — кусок распиленного дерева.

  1. Какие художественные средства использует автор в описании Вьюшки?
  2. Какой была Вьюшка?
  3. Какую картину можно нарисовать к этой части?
  4. Как можно озаглавить 1 часть?

Ожидаемый ответ: Веселая собачка Вьюшка.

На доске записываются названия частей, из которых в итоге складывается план произведения.

План.

  1. Веселая собачка Вьюшка.

2-я часть. Чтение способом «Цепочкой».

Дети читают текст поочерёдно по одному предложению.

  • Когда происходили события?
  • Какое событие главное в этой части?

— Найдите непонятные слова. Работа над лексическим значением слов:

Выводок — птенцы, живущие с матерью.

Дýром — по-глупому, бестолково.

  1. Почему сорока так поступила?
  2. Что думает автор о сороке?
  3. Что говорит автор о других сороках?
  4. Как вела себя Выскочка?

— Найдите и прочитайте разговор сорок.

Озаглавьте 2 часть предложением из текста.

Ожидаемый ответ: Выскочка поскакала дýром.

На доске записываются названия 2-й части.

План.

  1. Веселая собачка Вьюшка.
  2. Выскочка поскакала дýром.

3-я часть. Чтение «Спринт».

— Настоящий читатель не тот, кто читает, а тот, кто вдумчиво и внимательно перечитывает рассказ. Мы раньше уже выполняли это задание. Читаем и считаем слова за 1 минуту. Будьте внимательны к слову, следите за ударением.

— Кто прочитает больше, чем в прошлый раз, запишите свои результаты.

На доске вопросы. На них отвечают те, кто уже выполнил задание по чтению.

  • Чем закончилось наступление Выскочки?

— Найдите слова и выражения, которые рассказывают, как сорока воровала кость.

Со слов учащихся учитель записывает на доске: улучила, схватила, успела повернуться, успела ударить, поднять пыль.

  • Какой частью речи являются записанные на доске слова?

Ожидаемый ответ: это глаголы.

Озаглавьте эту часть предложением из текста.

Ожидаемый ответ: Сорока без хвоста.

На доске записываются названия всех частей рассказа.

План.

  1. Веселая собачка Вьюшка.
  2. Выскочка поскакала дýром.
  3. Сорока без хвоста.

Физминутка

Встаньте, выйдите из-за парт.

Если то, что я говорю верно, вы выполняете движения, если нет, стоите на месте.

Поднимите руки вверх, если в рассказе «Вьюшка» дело было поздней осенью. (да)

Опустите руки, если было семь сорок. (да)

Хлопните в ладоши, если Вьюшке дали всего одну кость. (нет)

Сядьте за столы, если верно то, что весь сорочий хвост остался у Вьюшки в зубах. (да)

Тест на ноутбуке (работа в парах)

5. Итог урока

Кто из героев вам понравился и не понравился? Почему?

— Написав рассказ «Выскочка» М.М.Пришвин хотел, чтобы мы, читатели, поняли одну очень важную вещь. Какую?

Ответы детей.

6. Рефлексия

слайд

7. Домашнее задание

Пересказ подробный. Выставить отметки.

  • Приходящая медсестра как пишется
  • Причем тут как пишется слитно или раздельно
  • Причины не раскрыты как пишется
  • Причастный оборот из рассказа станционный смотритель
  • Прихорошенький или прехорошенький как правильно пишется