Пришвин рассказ охота за бабочкой

Пришвин михаил рассказ лисичкин хлеб читательский дневник по рассказу лисичкин хлеб михаила пришвина автор: пришвин михаил. название: лисичкин хлеб. число

Пришвин Михаил рассказ «Лисичкин хлеб»

Читательский дневник по рассказу «Лисичкин хлеб» Михаила Пришвина

Автор: Пришвин Михаил.

Название: «Лисичкин хлеб».

Число страниц: 3.

Жанр произведения: рассказ.

Главные герои: девочка Зина, автор.

Характеристика главных героев:

Зина — маленькая и любопытная девочка.

Автор — молодой мужчина, который любит гулять в лесу и собирать плоды.

Умный и предусмотрительный.

Краткое содержание рассказа «Лисичкин хлеб»

Автор возвращается из леса и приносит Зине различные подарки.

Он разгружает сумку и рассказывает, что удалось собрать сегодня.

Он достаёт убитых птиц.

Он показывает древесную смолу, которой деревья лечат ранки.

На дне сумки оказывается кусок хлеба и автор говорит, что это лисичкин.

Зина с аппетитом съедает хлеб.

С тех пор девочка всегда ждала из леса лисичкин хлеб и охотно его кушала.

План рассказа:

  1. Полная сумка.
  2. Птицы.
  3. Ягоды.
  4. Смола.
  5. Травы.
  6. Заячья капуста.
  7. Самый вкусный хлеб.

Основная мысль рассказа «Лисичкин хлеб»

Главная мысль рассказа состоит в том, что к любому ребёнку можно найти подход и преподнести обычные вещи по-другому.

Основная идея рассказа в том, что необычное кажется лучше.

Чему учит рассказ

Произведение учит любить природу и бережно относиться к ней.

Учит быть благодарным за те дары, которые она нам даёт.

Учит нас верить в волшебство, чудо.

Краткий отзыв о рассказе «Лисичкин хлеб» для читательского дневника

Прочитав эту историю, я подумала о том, что в природе много интересного и занимательного.

Героиня произведения интересовалась животными и растениями.

Её привлекал хлеб, который она считала лисичкиным.

Это интересный и познавательный рассказ.

Автору удалось много поведать о чудесах природы.

Мне понравился хитрый рассказчик, который нашёл способ накормить девочку.

И мне понравилась Зина, которая была любознательной и пытливой.

Я всем советую прочитать эту историю и подумать о том, что много знаний не бывает.

Чем больше человек узнаёт, тем лучше понимает окружающий мир.

Пословицы к произведению:

  • Хлеб — всему голова.
  • Не хлебом единым сыт человек.
  • Какой лес без чудес.
  • Кто много знает, тот много разгадает.
  • Знания дороже богатства.

Словарь неизвестных слов

  • Копуля — копуша, тот, кто долго собирается.
  • Смола — липучая жидкость, которую выделяют деревья.
  • Терентий — тетерев.

Отрывок, поразивший больше всего:

— Откуда же это в лесу взялся хлеб?

— Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста!

— Заячья…

— А это — лисичкин. Отведай. Осторожно попробовала и начала есть:

— Хороший!

Краткое содержание рассказа «Лисичкин хлеб» М. Пришвина

Рассказ Пришвина «Лисичкин хлеб» – добрая и поучительная история, написанная в 1939 году, о маленькой девочке Зиночке, которая с удовольствием съела обычный черный хлеб, узнав от охотника, что он лисичкин. Краткое содержание «Лисичкин хлеб» для читательского дневника поможет ознакомиться с сюжетом произведения о щедрых лесных дарах, которые приносят большую пользу человеку.

Основные персонажи рассказа

  • Рассказчик – писатель, натуралист, охотник, большой знаток природы.
  • Зиночка – маленькая девочка, которая любит есть только лисичкин хлеб.

«Лисичкин хлеб» очень краткое содержание

М. Пришвин «Лисичкин хлеб» краткое содержание для читательского дневника:

Автор постоянно бывает в лесу, и всегда возвращается оттуда с богатой добычей. Возвращаясь, он показывал дочери свои находки: грибы и ягоды, различные чудесные травки и корешки, приносит птиц и мелких животных. Обо всем он подробно рассказывает девочке, желая показать ей богатство и щедрость родной природы.

А однажды под листиком заячьей капусты Зиночка нашла кусочек черного хлеба, отец захватил его с собой в лес, но не съел. Мужчина поведал дочке, что это хлеб, который называется лисичкин и бывает он только в лесу.

И Зина с наслаждением съела этот ломоть. Раньше она не любила кушать хлеб даже и белый, а черный из леса съедала весь до крошечки. Она объясняла это тем, что у лисички хлеб намного вкуснее.

Вывод:

Своим рассказом автор призывает нас любить и уважать природу, ценить все то, что она нам дает, а не только бездумно пользоваться ее дарами. И девочка, которая раньше не любила белые булки, стала есть простой черный хлеб, потому что это дар лисички и принесен он из леса.

Рассказ Михаила Пришвина «Ёж» написан в 1935 году. Краткое содержание «Еж» Пришвин для читательского дневника, которое можно прочитать на нашем сайте, повествует об удивительной дружбе человека с маленьким зверьком.

Короткий пересказ «Лисичкин хлеб»

Краткое содержание «Лисичкин хлеб» Пришвин:

Повествование рассказа ведется от лица автора. Вернувшись на закате дня, он с удовольствием демонстрирует маленькой Зиночке разные дары природы, принесенные из леса.

Девочка с большим интересом слушает занимательные истории о птицах – тетереве и рябчике: о месте их обитания, добыче пищи, особенностях поведения, знакомится с настоящими лесными ягодами и грибами.

Она слушает любопытную историю о появлении трещины на дереве от топора, о том, как обычная смола раненого растения заживляет его рану. Узнает, что происходит это восстановление благодаря целебным свойствам ароматного вещества.

Среди разложенных листиков и корешков растений особое внимание Зины привлек кусок обычного черного хлеба. На самом деле рассказчик оставил его несъеденным во время очередной прогулки по лесу, но дал другое объяснение своей слушательнице о том, что богатый продукт не простой, а принадлежит лисе.

Девочка уже знала о многообразии трав и цветов с необычными названиями, такими как заячья капуста, кукушкины слезы. Но огромное любопытство у нее вызвал рассказ охотника о существовании такого лисичкиного хлеба.

Не подозревая о хитрости, придуманной собеседником, она с большим аппетитом съела весь хлеб, считая его необыкновенным, приятнее обычного по вкусу. После внимательного осмотра куска поверила, что у нее в руках чудесный подарок от лесного животного – лисички.

С тех пор, считая этот продукт особенным, в отличие от белого хлеба, она съедала его всегда, когда мужчина приносил его из леса.

Главная мысль:

Рассказ Михаила Пришвина «Лисичкин хлеб» учит каждого быть наблюдательным, бережливым ценителем природы, извлекая тем самым пользу для себя так, как это сделал главный герой произведения. Он нашел оригинальный подход в воспитательном процессе. Чтобы вызвать аппетит у ребенка, проявил находчивость, придумав забавную историю благодаря своим знаниям и особенностям мира природы.

Это интересно: Рассказ «Теплый хлеб» Паустовского был написан в 1954 году, когда в людской памяти еще были живы воспоминания об ужасах войны. Это чудесная сказка, которая учит любви, милосердии и всепрощении. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Теплый хлеб» по главам, которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Сюжет рассказа «Лисичкин хлеб» Пришвин

«Лисичкин хлеб» Пришвин краткое содержание произведения:

Рассказчик провел в лесу целый день, и по возвращению домой принялся доставать из своей большой сумки разные диковинные вещи. Зиночка с нескрываемым любопытством разглядывала их, задавая вопросы автору, а тот охотно объяснял ей их предназначение.

Для начала рассказчик показал ей большую птицу Терентия, который весной питается березовыми почками, осенью собирает вкусные спелые ягоды, а зимой укрывается от лютых морозов под снегом. Затем он показал девочке рябчика и даже продемонстрировал, как тот свистит.

Рассказчик высыпал на стол много грибов разных цветов и размеров, достал из карманов лесные ягоды – голубику, чернику, бруснику. После он показал Зиночке небольшой кусок сосновой смолы, и объяснил, что благодаря этой смоле деревья успешно лечат раны, которые им случайно наносят животные или непогода.

Когда дошла очередь до лесных трав, автор стал выкладывать на стол валерианку, кукушкины слезы, заячью капусту, петров крест. Под травами в сумке у автора лежал кусок обычного черного хлеба, который он взял с собой в дорогу. Увидев хлеб, Зиночка очень удивилась – откуда ему быть в лесу? Но рассказчик не растерялся, и сказал, что уже если есть заячья капуста, то почему не может быть лисичкиного хлеба.

Услышав это, девочка тут же съела весь хлеб. Дома, бывало, она капризничала, и могла даже от белого пышного каравая отказаться, а вот лисичкин хлеб из леса показался ей гораздо вкуснее домашней выпечки.

Главная мысль:

Непривычное кажется гораздо более привлекательным, чем привычное.

Заключение:

Рассказ учит любить природу, интересоваться и разбираться в ягодах, грибах и травах, привычках диких птиц и животных. Учит любви и доброте. Природа прекрасна в своем удивительном разнообразии – она дарит человеку много нужного и полезного. Для Зиночки обычный хлеб показался гораздо более вкусным только потому, что он был «лисичкиным».

Также можно прочитать краткое содержание «Кладовой солнца» на нашем сайте. В произведении автор раскрывает классические для русской литературы темы природы, любви к родине. Используя художественный прием олицетворения, автор «оживляет» перед читателем болото, деревья, ветер и т. д.

Видео прочтение Лисичкин Хлеб Пришвин

Краткое содержание рассказа «Лисичкин хлеб» для читательского дневника наглядно продемонстрирует трепетное и уважительное отношение к природе родного края и желание раскрыть всем чудеса леса.

«Лисичкин хлеб» читательский дневник

«Лисичкин хлеб» читательский дневник

«Лисичкин хлеб» – добрая и поучительная история о маленькой девочке Зиночке, которая с удовольствием съела обычный чёрный хлеб, узнав от охотника, что он лисичкин. Это рассказ о щедрых лесных дарах, которые приносят большую пользу человеку.

Краткое содержание «Лисичкин хлеб» для читательского дневника

Название: Лисичкин хлеб

Число страниц: 16. Михаил Пришвин. «Лисичкин хлеб». Издательство «Махаон». 2016 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1939 год

Главные герои

Автор – писатель, натуралист, охотник, большой знаток природы.

Зиночка – маленькая девочка, которая любит есть только лисичкин хлеб.

Сюжет

Автор провёл в лесу целый день и по возвращении домой принялся доставать из своей большой сумки разные диковинные вещи. Зиночка с нескрываемым любопытством разглядывала их, задавая вопросы автору, а тот охотно объяснял ей их предназначение.

Для начала автор показал ей большую птицу Терентия, который весной питается берёзовыми почками, осенью собирает вкусные спелые ягоды, а зимой укрывается от лютых морозов под снегом. Затем он показал девочке рябчика и даже продемонстрировал, как тот свистит.

Автор высыпал на стол много грибов разных цветов и размеров, достал из карманов лесные ягоды: голубику, чернику, бруснику. После он показал Зиночке небольшой кусок сосновой смолы и объяснил, что благодаря этой смоле деревья успешно лечат раны, которые им случайно наносят животные или непогода.

Когда дошла очередь до лесных трав, автор стал выкладывать на стол валериану, кукушкины слёзы, заячью капусту, петров крест. Под травами в сумке у автора лежал кусок обычного чёрного хлеба, который он взял с собой в дорогу. Увидев хлеб, Зиночка очень удивилась: откуда ему быть в лесу? Но автор не растерялся и сказал, что уже если есть заячья капуста, то почему не может быть лисичкиного хлеба.

Услышав это, девочка тут же съела весь хлеб. Дома, бывало, она капризничала, и могла даже от белого пышного каравая отказаться, а вот лисичкин хлеб из леса показался ей гораздо вкуснее домашней выпечки.

План пересказа

  1. Возвращение домой.
  2. Терентий и рябчик.
  3. Лесные ягоды и грибы.
  4. Сосновая смола и травы.
  5. Кусочек хлеба.
  6. Зиночка съедает лисичкин хлеб весь, без остатка.

Главная мысль

Непривычное кажется гораздо более привлекательным, чем привычное.

Чему учит

Рассказ учит любить природу, интересоваться ей и разбираться в ягодах, грибах и травах, привычках диких птиц и животных. Учит любви и доброте.

Отзыв

Природа прекрасна в своём удивительном разнообразии: она дарит человеку много нужного и полезного. Для Зиночки обычный хлеб показался гораздо более вкусным только потому, что он был «лисичкиным».

lisichkin hleb e1561678765164

Рисунок-иллюстрация к рассказу Лисичкин хлеб.

Пословицы

  • Вкусивши сладкого, не захочешь горького.
  • Есть привычка, есть и отвычка.
  • Хлеб – всему голова.
  • Не корми меня тем, чего я не ем.

Что понравилось

Понравилось, с какой любовью и добротой автор рассказывал Зиночке обо всех своих находках. Чувствуется, что он хорошо знает лес и его обитателей и с большим трепетом относится к ним.

Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа
№14 города Искитима

Библиотечный  урок

(гуманитарно-эстетическое направление)

Певец
русской природы (140 лет со дня рождения М. М. Пришвина)

Учитель Слётова Н.
И.

Библиотекарь
Савельева Т. И.

2013 год

Цели:

  • краткое знакомство с биографией М.М.Пришвина;
  • «открывать» учащимся рассказы М.М. Пришвина,
    выделять художественные детали в изображении природы;

Задачи:

  • развивать умение художественного чтения наизусть;
  • способствовать формированию наблюдательности
       в окружающем мире, заставить задуматься над тем, что
    доброе отношение к природе облагораживает самого человека;
  • развивать творческие способности учащихся.

Оборудование и материалы к уроку:

  • выставка книг писателя,
  • фонохрестоматия: голоса птиц, шум деревьев,
    капель сосулек,
  • компьютер,
  • презентация к уроку, видео.

Подготовка к уроку.
За  неделю до урока предложили учащимся прочитать рассказы М.М.Пришвина,
выбрать понравившийся рассказ и приготовить художественное чтение наизусть, по
желанию ребята готовили презентацию «Интересные факты из биографии писателя»

ХОД
УРОКА

Слово учителя.

Пришвин — один из своеобразнейших
писателей. Он ни на кого не похож — ни у нас, ни в мировой литературе. «Певец
русской природы» называли и называют его.

Горький о нем писал: «Ни у
одного из русских писателей я не встречал, не чувствовал такого гармоничного
сочетания любви к Земле и знания о ней, как вижу и чувствую это у Вас». В
этом году, 4 февраля, Михаилу Михайловичу исполнилось 140 лет со дня рождения. Наш
библиотечный урок мы посвящаем ему. Откройте тетради и запишите тему: «Певец
русской природы». (Сообщение цели урока, интересные сведения о писателе ребята
записывают в тетрадь).

Работа в тетрадях

Слайд 1

Видео о писателе

Презентация «Интересные факты
из биографии писателя».(ребята подготовили  дома)

Слайд 2.

Родился
Михаил в селе Хрущево-Лёвшино Орловской губернии в купеческой семье. Его отцу
досталось богатое наследство, которое он истратил.
Первое
образование в биографии Михаила Пришвина было получено в деревенской школе.
Затем же он стал обучаться в Елецкой гимназии.

Слайд 3.

Михаил
Дмитриевич, отец писателя, умирает рано, оставив семерых детей и жену, Марию
Ивановну, в тяжелом материальном положении. Несмотря на это Мария Ивановна
смогла дать детям хорошее образование.

Слайд 4.

Переехав
в г. Тюмень к дяде И. И. Игнатову, крупному сибирскому промышленнику, окончил
шесть классов Тюменского реального училища. В 1893 поступил в Рижский
политехникум, отправился в Германию, где окончил агрономическое отделение
Лейпцигского университета. По возвращению в Россию работал агрономом.

Слайд 5.

 В годы Первой мировой войны Пришвин был
военным корреспондентом, санитаром. После 1917г он вновь уехал в деревню и
вернулся к профессии агронома

Слайд 6.

 Писатель М.М.Пришвин был старейшим шофером
Москвы. Он до 80 с лишним лет сам водил машину, сам её осматривал и мыл.
Относился к своей машине почти как к живому существу и называл её ласково
«Маша»

Слайд 7.

Летом
машина стояла на даче в  деревне Дудино под Москвой. В самый ранний час
неторопливо  маленький голубой «Москвич» катит в леса. За рулём сидит старый
человек в очках, рядом садилась собака Жалька, ставилась большая корзина для
грибов.

Слайд 8. Учитель

С
детства он был любознательный и частенько задавал взрослым «глупые» вопросы.
Немного было людей, имевших терпение на них отвечать. Чаще говорили: «Ты еще
маленький, не поймешь!» А знать хотелось очень многое, значит, надо было расти.
И он рос. Рос и наблюдал, много замечал и делал для себя заметочки. Очень любил
природу,  удивлялся разным зверюшкам, изучал их повадки, их жизнь. Дружил
с разными зверьками и птичками. Он заметил, что у птиц и зверей, деревьев и
трав, есть свой язык, могут разговаривать они, совсем как люди

Слайд 9 Библиотекарь

Прозу
Пришвина можно с полным правом назвать «разнотравьем русского
языка». Я представляю вашему вниманию  сборник «Разговор деревьев». Много
здесь интересных рассказов о природе. Вот один из них…(Чтение наизусть
«Разговор деревьев»).
Ребята, вы заметили, что  слова у Пришвина цветут,
сверкают. Они полны свежести и света. Они то  шелестят, как листья, то
бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как
хрупкий первый ледок, то, наконец, ложатся в нашей памяти медлительным строем,
подобно движению звезд над лесным краем .

Слайд 10 Учитель

Откуда
у Пришвина этот необыкновенный дар? Может, от мамы. Научила она вставать его
рано, до восхода солнца. Когда природа пробуждается и открывает человеку свои
тайны. Такие необыкновенные тайны поведал нам Пришвин в ещё одном сборнике
«Золотой луг» (Чтение наизусть рассказа «Золотой луг»).

Беседа (выявление восприятия)


А вы, ребята, когда-нибудь наблюдали за одуванчиками? Нет!


За другими цветами наблюдали? Устное словесное рисование  (словами
нарисовать ту картинку, которая возникает в воображении).

Слайд 11. Библиотекарь

Любил
Михаил Михайлович лес. Шел он туда за открытиями: «Нужно было найти в природе
такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не
встречался» — писал Пришвин. У меня в руках ещё один  сборник «Говорящий грач».
(Чтение наизусть «Говорящий грач»)

Беседа (выявление восприятия)


Какое открытие сделал Михаил Михайлович?


А вы любите наблюдать за птицами?

Слайд 12 Учитель

Его рассказы не только увлекают занимательной историей, но и
помогают познавать мир..В сборнике «Охотничьи были». есть интересный рассказ «Клюква».
 Инсценирование рассказа «Клюква».
Пусть и для вас встреча с природой станет чудесным открытием. А
помогать совершать эти открытия будут произведения М. Пришвина.

Слайд 13 Библиотекарь

Большой
поэт почти всегда видит мир глазами ребенка, как
будто он видит его действительно в первый раз. Иначе огромные пласты жизни были
бы наглухо закрыты от него состоянием взрослого человека – много знающего и ко
всему привыкшего. Видеть в привычном непривычное и в непривычном привычное –
таково свойство настоящих художников. Этим свойством Пришвин владел целиком. А
у меня в руках ещё один сборник писателя « Лесной хозяин». И здесь
необыкновенные рассказы о птицах.

Рассказы: «Гаечки», «Журка», «Лесной доктор» (Чтение
наизусть).
Вам понравились рассказы? (ответы ребят)

Слайд 14 (Физминутка – ребята повторяют движения за
героями)

Слайд 15 (Учитель)


Ребята, вы когда – нибудь наблюдали весной за сосульками? (ответы). Пришвин
тоже наблюдал, и у него получился прекрасный рассказ «Сосулька». Это
рассказ вы найдете в сборнике «Лисичкин хлеб»  (чтение наизусть)
. Творчество
Пришвина — это как заново рождающийся, вновь услышанный нами звон, который идет
сейчас все шире и шире. В такой трудный час нашей жизни слово Пришвина звучит
все громче и громче.

Слайд 16 (Библиотекарь)

Оказывается,
секрет пришвинского обаяния, секрет его колдовства — в его зоркости. Это та
зоркость, что в каждой малости открывает интересное и
значительное, что под прискучившим иной раз покровом окружающих нас явлений видит
глубокое содержание земной жизни. Послушайте рассказ  «Беличья память» из
сборника «Кладовая солнца» (чтение наизусть).

Слайд 17. Учитель

Горький
писал Пришвину: «Отлично знаете Вы леса и болота, рыбу и птицу, травы и
зверей, собак и насекомых, удивительно богат и широк мир, познанный Вами».
Вы сейчас сами сделаете вывод: «отлично знает Пришвин зверей. Рассказ «Кот»
(чтение наизусть).
Что вы можете сказать?

Слайд 18 Библиотекарь

Ребята,
вам были представлены лишь некоторые сборники рассказов М.М.Пришвина. Давайте
вспомним их названия.

Литературная разминка

А
вот ещё несколько сборников: «В краю дедушки Мазая», «Птицы под снегом»,
«Медведь».

Слайд 19 Учитель

Тест «Проверь себя» (взаимопроверка)

 А
сейчас задание посложнее. Приведены строчки из рассказов, которые вы сегодня слышали,
вспомните их названия и запишите.

        
 С 
тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов «Золотой луг»

        
Дятел – лесной доктор, он спас осину
«Лесной доктор»

        
Поймали мы молодого журавля и дали ему
лягушку «Журка»

        
Мне попала соринка в глаз. Пока я её
вынимал, в другой глаз ещё попала соринка «Гаечки»

        
Когда я сажусь за чай, он садится мне на
левую коленку и следит за всем. «Кот»

        
— Кашки хочешь, дурашка?

        
Поклюёт и улетит. И так каждый день, весь
месяц. «Говорящий грач»

        
Сегодня мы разглядывали на снегу следы
зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал. «Беличья память»

Слайд 20 Кроссворд

Для
вас, ребята, по рассказам, которые вы только что услышали, Лера Панченко
составила кроссворд.

image001

Слайд 21 Словарная работа.

Как
вы понимаете высказывания Пришвина?

        
 Дети
учат взрослых людей не погружаться в дело до конца и оставаться свободными.

        
Бойся думать без участия сердца

        
Охранять природу — значит охранять Родину
(ответы ребят).

Итоги
урока

Слайд
22  Домашнее задание

 Ребята, вам понравились рассказы Пришвина. Хотели бы прочитать
другие рассказы? Вы любите наблюдать за природой и за животными, как это делал
Пришвин? А написать рассказ? Домашняя работа: для классного альбома «Наши
друзья – животные» опишите какое-нибудь животное, которое вы хорошо знаете, за
которым наблюдали. С самого начала определите стиль и основную мысль вашего
описания. Подберите заголовок. Лучшие работы войдут в сборник.

Спасибо, ребята, за отличную работу на уроке!

Слайд 1

Урок литературного чтения Тема : М. Пришвин «Моя Родина»

Слайд 2

Речевая разминка Осторожно ветер Из калитки вышел, Постучал в окошко, Пробежал по крыше… Читай тихо, медленно, шурша.

Слайд 3

Речевая разминка Ветер воет, завывает, Гнет деревья до травы, С веток яблоки срывает, Тащит шапку с головы. Читай с силой, громко, четко.

Слайд 4

Объясните значение пословиц Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь. Любовь к Родине сильнее смерти. На чужой стороне Родина милей вдвойне. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Слайд 5

Прослушайте рассказ Константин Ушинский «Наше отечество»

Слайд 6

О тветьте на вопросы Есть ли разница между словом Родина и Отечество? Почему Россию называют Отечеством? Почему называют Родиной, матерью? Может быть у человека 3 Родины или 4?

Слайд 7

Предположите… Мы познакомимся… Мы узнаем… Мы вспомним… Мы будем учиться… Мы сможем поразмышлять…

Слайд 8

М. М. Пришвин (1873 – 1952)

Слайд 9

М. М . Пришвин « Моя Родина »

Слайд 10

Мать моя вставала рано, до солнца. Я однажды встал тоже до солнца, чтобы на заре расставить силки на перепелок. Мать угостила меня чаем с молоком.

Слайд 11

Молоко это кипятилось в глиняном горшочке и сверху покрывалось румяной пенкой, а под той пенкой оно было необыкновенно вкусное, и чай от него делался прекрасным.

Слайд 12

Это угощение решило мою жизнь в хорошую сторону: я начал вставать до солнца, чтобы напиться с мамой вкусного чаю. Мало-помалу я к этому утреннему вставанию так привык, что уже не мог проспать восход солнца.

Слайд 13

Потом и в городе я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда весь животный и растительный мир пробуждается и тоже начинает по-своему работать.

Слайд 14

И часто-часто я думаю: что, если бы мы так для работы своей поднимались с солнцем! Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости, жизни и счастья!

Слайд 15

После чаю я уходил на охоту за перепелками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня еще не было, да и теперь ружье в моей охоте необязательно.

Слайд 16

Моя охота была и тогда и теперь — в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и, может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался.

Слайд 17

Перепелку-самку надо было поймать силками такую, чтобы она лучше всех подзывала самца, а самца поймать сетью самого голосистого. Соловья молодого надо было кормить муравьиными яичками, чтобы потом пел лучше всех.

Слайд 18

А поди-ка найди такой муравейник да ухитрись набить мешок этими яйцами, а потом отманить муравьев на ветки от своих драгоценных яичек. Хозяйство мое было большое, тропы бесчисленные.

Слайд 19

Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять — их надо открывать и показывать.

Слайд 20

Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы.

Слайд 21

Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять родину.

Слайд 22

Словарная работа КЛАДОВАЯ СОЛНЦА – так образно называет М. Пришвин природу. Солнце даёт свет , тепло , жизнь . Природа – хранительница земли , земных богатств . СОКРОВИЩА – 1 ) драгоценность 2) так говорят о ком-то или чём – то ценном , дорогом. 3) ценности духовной и материальной культуры. КУВШИН МОЛОКА — кувшин – посуда из глины. Слово родина может писаться с маленькой буквы. Это родина , где родился каждый. И с большой : Родина – Россия .

Слайд 23

Очерк – это небольшой документальный рассказ о жизни , людях , Родине , природе , искусстве , музыке и т. д . Краткое описание жизненных событий.

Слайд 24

«Охранять природу – значит охранять Родину!» Подберите родственные слова к слову РОДИНА.

Слайд 25

Однокоренные слова: Рожд ение, род ители, род ство, род , род имый, род ной, род инка, род ительский, от род у, род овитый, без род ный и др.

Слайд 26

Тест Когда просыпалась мать мальчика? а) до солнца б) с рассветом в) в полдень

Слайд 27

Тест 2. Чем угостила мать рассказчика, когда он тоже поднялся до рассвета? а)Молоком б)Кофе с молоком в)Чаем с молоком

Слайд 28

3. В какое время автор обычно пишет свои рассказы? а) Ранним утром б) Днем в) Глубокой ночью Тест

Слайд 29

4 . Когда автор советует подниматься людям? а) До солнца б) С солнцем в) В девять утра Тест

Слайд 30

5 . За какими птицами уходил охотиться рассказчик после чая? а) За тетеревами б) За перепелками в) За свиристелями Тест

Слайд 31

6 . Почему сначала нужно было поймать силками перепелку-самку? а) Потому что ее легче поймать б) Чтобы она подозвала самца в) Чтобы разыскать ее гнездо Тест

Слайд 32

7 . Чем нужно было кормить соловья, чтобы он пел лучше всех? а) Червями б) Муравьиными яичками в) Стрекозами Тест

Слайд 33

8 . Как автор называет природу? а) Кладовой витаминов б) Кладезем мудрости в) Кладовой солнца Тест

Слайд 34

9 . Кого автор считает хозяевами природы? а) Животных б) Людей в) Насекомых Тест

Слайд 35

10 . Что значит охранять природу? а) Значит охранять свое будущее б) Значит охранять родину в) Значит охранять память о предках Тест

Слайд 36

— На этом уроке я узнал (а) ….. — Я сделал(а) для себя выводы … — Мне особенно запомнилось…

Тема: М.М. Пришвин. Выскочка. 3 класс

Цели: развитие речевых и читательских умений.

Задачи урока:

познакомить учащихся с произведениями М.
Пришвина «Выскочка»; пробудить познавательную активность.

работать над осознанностью чтения, над
читательскими умениями;

расширять кругозор учащихся, развивать речь,
наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развивать критическое
мышление;

воспитывать любовь ко всему живому.

Оборудование: портрет писателя, тестовые карточки, иллюстрации с
изображением сороки и собаки, компьютер, проектор, экран, печатные листы с
биографией автора.

image001Ход урока

1. Организационный момент

Методический прием «Корзина понятий»

-Глядя на портрет писателя, что вы можете
сказать об этом человеке?

-Какие ассоциации возникли? Слайд 1.

Составление «Кластера»:

М.Пришвин – писатель – рассказы – очерк –
сказка – разножанровый – художественные и документальные произведения – о детях
– о природе – о Родине — вызывают чувства

image002

-Проведем логические цепочки (по записям).
Слайд 2.

2. Проверка домашнего задания:

Повторение

1. Как
ты думаешь, почему автор подробно описал нам внешний вид каждой собаки? Можно
ли было ожидать, что Жулька окажется способной на такой поступок?

Автор
подробно описал внешний вид каждой собаки, чтобы показать огромную разницу в
размерах и характере между ними.
Жулька казалась маленькой тонконогой беззащитной собачкой, и от нее странно
было бы ожидать проявлений отваги.

2. Как
Куприн называет отношения, сложившиеся между двумя собаками? Согласен ли ты с
ним? Подтверди своё мнение примерами из текста.

Барбос
и Жулька любили друг друга. Между ними «царствовало редкое согласие и
самая нежная любовь».  «Она даже и тогда сдерживала свое неудовольствие,
когда Барбос, проглотив в несколько приемов свой завтрак, подходил к Жулькиной
миске и засовывал свою мокрую мохнатую морду в Жулькину миску». «Они то бегали
одна от другой, то устраивали засады, то с притворно сердитым рычанием делали
вид, что ожесточенно грызутся между собой». «Барбос стремглав бросился к
Жульке, и с тихим визгом стал лизать ее в глаза, в морду, в уши. Жулька слабо
помахивала хвостом и старалась приподнять голову. В прощании собак было что-то
трогательное».

3. О
чём хотел сказать Куприн своим читателям? Обсудите с другом.

Куприн
хотел показать, что животные, как люди. Они способны на отважные поступки, на
любовь, на самопожертвование, и это не зависит от того, как ты выглядишь.

4. Какой
рассказ Л. Толстого напоминает произведение А. Куприна? Сравни их. Запиши свои
мысли в «Рабочую тетрадь».

Рассказ
Льва Толстого «Лев и собачка» напоминает этот рассказ Куприна. Они оба
повествуют о дружбе двух животных и потере друга.

·                    
Пересказ (подробный)
очерка «Моя Родина» от лица Природы. (Обговорить критерии для анализа пересказа
– подробно сообщить от 1 лица). Подготовка во время теста.

·                    
Для всех учащихся —
самостоятельная работа. Задание: заполнить тест. Слайд 3.

1. Мать
угостила меня …

image003а) чаем;

б) кофе с молоком;

в) чаем с молоком.

2. Потом и
в городе …

а) я вставал на заре;

б) я вставал с первыми петухами;

в) я вставал рано.

3. После
чаю …

а) я уходил на охоту;

б) я уходил на работу;

в) я уходил спать.

4. Мы
хозяева нашей природы, и

она для нас кладовая солнца …

а) с драгоценными камнями;

б) с великими сокровищами жизни;

в) с большим богатством.

5. И тогда, и теперь в находках была моя …

а) работа;

б) охота;

в) забота.

Проверка по образцу на экране. Слайд 4.

Ключ: в, в, а, б, б.

  • Рассказать наизусть отрывок из произведения
    (Обговорить критерии.)

Вывод Чем же для нас является природа? Что хотел передать
М.М. Пришвин?

3. Метод «Чтение с пометами».

-Все ли знаете об этом человеке?

image004При чтении биографии карандашом выставлять
пометки на полях. Слайд 5.

V уже знал

+ — узнал новое

? – хочу узнать

а) Самостоятельное чтение автобиографии (у
каждого печатные листы) с пометами.

б) Проверка.

-Что узнали нового?

Михаил Михайлович прожил длинную жизнь, 81
год.

Мама научила вставать его рано, до восхода
солнца, когда природа пробуждается и открывает человеку свои тайны. Он заметил,
что у птиц и зверей, деревьев и трав, есть свой язык, могут разговаривать они,
совсем, как люди.

image005Любил Михаил
Михайлович лес. Шел он туда за открытиями: «Нужно было найти в природе такое,
чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не
встречался» — писал Пришвин. А помогать совершать эти открытия будут
произведения М. Пришвина. Его рассказы не только увлекают занимательной
историей, но и помогают познавать мир.

Музей – усадьба в деревне Дунино. Слайд 6.

Вывод: Продолжим изучение произведений
писателя.

4. Работа над новым материалом.

·                 
Методический прием
«Предположение»
.

— Мы продолжим чтение рассказов М.М. Пришвина.

image006Посмотрите на рисунок, определите тему
рассказа (демонстрация на экране – рисунки собаки и сороки). Слайд 7.

Тема: о животных.

-Как бы Вы озаглавили?

-Что знаете об этих животных?

— Что может произойти в рассказе с таким
названием?

-Какая это информация? Почему?
(научно-познавательная, сообщает факты)

image007

·                 
Чтение учителем.

Методический прием «Чтение с остановками
(2 остановки).

Задание до чтения: (Слайд 8)

1. Определить, какой это рассказ?

2. Ответить на вопрос: Что поразило?

3. О чем говорит заглавие?

Чтение 1 части с.126 перед 3 абзацем. (Вьюшка занялась одной
косточкой, другую же положила рядом с собой. Тогда, откуда ни возьмись, сороки
– скок-скок – и к самому носу собаки.)

image008Методический приём «Дерево предсказаний» —
слайд  9

Групповая работа. (На столах карточки с
заданием).

Подумайте и дайте ответы на вопросы.

·                                
Что будет дальше?

·                                
Чем закончится текст?

·                                
Как могут развиваться
события?

-Озвучить свои мысли (по 1 ученику на 1
вопрос).

-У кого другой вариант?

Чтение 2 части с.128 конец 2 абзаца (…только бы одно мгновеньишко!) –
1, 2 ученика

— Что произойдет дальше?

Жужжащее чтение текста до конца.

image0095. После чтения рассказа. Мозговой штурм. Слайд 10.

-Совпали ли предположения?

— Какой это рассказ?

Что поразило?

Хотите узнать, как автор озаглавил текст?
Открывается заголовок. Слайд 11.

-О чем говорит заглавие?

— А как вы думаете, кого называют «выскочкой»?

image010Словарь: Слайд 12.

Выскочка – человек, который выдвинулся слишком быстро, или
занял видное общественное положение не по заслугам (толкование словаря
Ожегова).

-Почему автор назвал сороку Выскочкой?

-Почему она так поступила?

Лексическая работа:

— Как понимаете выражения? (затем толкование открыть) Слайд 12.

Бдительность – постоянное настороженное внимание.

бдительность – синонимы: внимательность,
настороженность (Словарь С.И.Ожегова)

Улучила – нашла подходящее время. (Словарь С.И.Ожегова)

Поскакала дуром – не по порядку, как попало, не думая. (Словарь В.И.
Даля)

С заскоком и с пыльцой в голове – не умная, глуповатая.

6. Повторное аналитическое чтение по частям,
составление плана (образы героев)

-Проверим вашу внимательность.

Выбрать на слайде (13), какой литературный
прием
использует автор в произведении? (описание)

Прочитайте описание Вьюшки.

— Какой знакомый литературный приём вы увидели
в описании?

(Сравнение “…ушки, как рожки, хвостик
колечком, зубки беленькие, как чеснок”.)

— Прочитайте, как она проявила себя с сорокой?

Как автор относится к Вьюшке? (С
любовью, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы.)

-В каких словах выражено отношение автора?

Что вы узнали о Выскочке?

-Что о сороке думает автор? — А как к ней
относится?

— Прочитайте следующий абзац. Шесть сорок и
одна
. Какой это прием? (противопоставление)

-Подчеркните слова “повели правильное
наступление”. Это метафора – скрытое сравнение (шесть сорок, наступающих
на Вьюшку, сравнивает автор с противником.) Метафора используется для
создания ярких образов.

— На что рассчитывала Выскочка, приближаясь к
собаке?

— Какой момент в рассказе самый напряжённый?
Почему вы так считаете?

Прочитайте.

-Найдите эпизод, где автор поясняет крылатое
выражение «В семье не без урода». А можно ли в жизни применить?

-Прочитать тот эпизод, когда сорока пошла на
воровство.

-Как вы думаете, понравилось ли это сородичам?

-Что они ей сказали?

-Попробуйте передать это настроение при
чтении.

-А как ответила им сорока? С каким настроением
нужно читать ответ сороки?

-Какой же эпизод рассказа изобразил художник?

— Прочитайте описание сороки после этого
случая

Соотнести черты характера с героями.

Прочитайте слова, которые автор выбрал для
описания Выскочки.

-Как вы думаете, какое чувство испытала
выскочка в конце рассказа? Почему?

— Почему эта история, которую рассказал
Пришвин, закончилась именно так?

7 .-Прочитайте слова М.Пришвина. Слайд 15.

«Я, друзья мои, говорю о природе, сам же, о
человеке только и думаю» М.Пришвин.

-Как понимаете?

1.
Почему Пришвин назвал свой рассказ «Выскочка»? Объясни.

Рассказ
Пришвина называется «Выскочка» в честь сороки. «Из семи сорок одна вышла не то
чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове».

2.
Как автор описывает Вьюшку, её поведение и повадки? Как у собаки появилась
такая кличка?

Лайку
сначала назвали Бией в честь реки, на которой она родилась. Но скоро Бию стали
называть Бьюшка, а потом и вовсе Вьюшка.  «Веселая собачка эта Вьюшка, всем
нравится: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок».
Получая косточку, она опускала свой хвост,  «это у нее означало тревогу и
начало бдительности, необходимой для защиты, — известно, что в природе на кости
есть много охотников».

3.
Что произошло с Вьюшкой? Как она проявила себя в ситуации с сорокой?

Сороки
отвлекали внимание Вьюшки, чтобы украсть кость. Но собака распознала, что
задумали сороки. Выскочка схватила кость, но взлететь с ней не успела — Вьюшка
схватила ее за хвост, и кость выпала.

4.
Что ты узнал о Выскочке? Какое чувство вызвала у тебя сорока? Случайно ли
писатель так назвал её?

«Из
семи сорок одна вышла не то чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с
пыльцой в голове».

Сороку
жалко, но в то же время понимаешь, что она ведет себя глупо.  Хотя сам сорока
явно думает, что умнее остальных сорок и даже собаки. Потому и называл ее
писатель Выскочкой.

Вывод:

-Что хотел автор донести до читателей этим
произведением?

Доказать текстом.

Итог: составление «синквейна». Слайд 16.

1. Написать имя существительное по теме.

2. 2 имени прилагательных

3. 3 слова-действия

4. Предложение

5. Слово-смысл темы. (Осуждение.)

Домашнее задание: с.126 – 128 подготовить рассказ о Вьюшке или
Выскочке

Пришвин рассказ охота за бабочкой

Михаил Михайлович Пришвин

Родился 4 февраля 1873 г., Липецкая область.

Дата смерти 16 января 1954 г., Москва — русский, советский писатель-философ. В своем творчестве он исследует важнейшие вопросы человеческого бытия, размышляя о смысле жизни, религии, взаимоотношениях мужчины и женщины, о связи человека с природой.

Биография
Михаил Пришвин родился 23 января (4 февраля) 1873 года в Елецком уезде Орловской губернии (ныне Елецкий район Липецкой области), в фамильном имении Хрущёво-Лёвшино, которое в своё время было куплено дедом, преуспевавшим елецким купцом Дмитрием Ивановичем Пришвиным. В семье было пятеро детей (Александр, Николай, Сергей, Лидия и Михаил).

Мать — Мария Ивановна (1842—1914, урожд. Игнатова). Отец будущего писателя Михаил Дмитриевич Пришвин после семейного раздела получил во владение имение Констандылово и немало денег. Жил он по-барски, водил орловских рысаков, выигрывал призы на конных скачках, занимался садоводством и цветами, был страстным охотником.

Однажды отец проигрался в карты, поэтому пришлось продать конный завод и заложить имение. Он не пережил потрясения и умер, разбитый параличом. В романе «Кащеева цепь» Пришвин рассказывает, как здоровой рукой отец нарисовал ему «голубых бобров» — символ мечты, которой он не смог достичь. Тем не менее, матери будущего писателя, Марии Ивановне, происходившей из старообрядческого рода Игнатовых и оставшейся после смерти мужа с пятью детьми на руках и с имением, заложенным по двойной закладной, удалось выправить положение и дать детям достойное образование.

В 1882 году Михаила Михайловича Пришвина отдали учиться в начальную деревенскую школу, в 1883 году он был переведён в первый класс Елецкой классической гимназии. В гимназии успехами не блистал — за 6 лет учёбы дошёл только до четвёртого класса и в этом классе должен был очередной раз быть оставлен на второй год, из-за конфликта с учителем географии В. В. Розановым — будущим известным философом — был из гимназии отчислен «за дерзость учителю». Заканчивать обучение пришлось в Тюменском Александровском реальном училище (1893 год), куда будущий писатель переехал под крыло своего дяди купца И. И. Игнатова. Не поддавшись уговорам бездетного дяди унаследовать его дело, поехал продолжать образование в Рижском политехникуме. За участие в деятельности студенческого марксистского кружка подвергся аресту и заключению, после освобождения уехал за границу.

В 1900—1902 годах учился на агрономическом отделении Лейпцигского университета, после чего получил диплом инженера-землеустроителя. Вернувшись в Россию, до 1905 года служил агрономом, написал несколько книг и статей по агрономии — «Картофель в огородной и полевой культуре» и др.

Первый рассказ Пришвина «Сашок» был напечатан в 1906 году. Оставив свою профессию агронома, стал корреспондентом различных газет. Увлечение этнографией и фольклором привело к решению путешествовать по европейскому Северу. Несколько месяцев Пришвин провёл в Выговском крае (окрестности Выгозера в Поморье). Тридцать восемь народных сказок, записанных им тогда, вошли в сборник этнографа Н. Е. Ончукова «Северные сказки». В мае 1907 года Пришвин по Сухоне и Северной Двине отправился в Архангельск. Затем он объехал берег Белого моря до Кандалакши, пересёк Кольский полуостров, побывал на Соловецких островах и в июле морем вернулся в Архангельск. После этого писатель на рыбацком судне отправился в путешествие по Северному Ледовитому океану и, побывав за Каниным Носом, приехал на Мурман, где остановился в одном из рыбацких становищ. Затем на пароходе он уехал в Норвегию и, обогнув Скандинавский полуостров, вернулся в Санкт-Петербург. На основе впечатлений от путешествия в Олонецкую губернию Пришвиным была создана в 1907 году книга очерков «В краю непуганых птиц (Очерки Выговского края)», за которую он был награждён серебряной медалью Русского географического общества. В путешествии по Русскому Северу Пришвин знакомился с бытом и речью северян, записывал сказы, передавая их в своеобразной форме путевых очерков («За волшебным колобком», 1908). Стал известным в литературных кругах, сближается с Ремизовым и Мережковским, а также с М. Горьким и А. Н. Толстым. Являлся действительным членом Санкт-Петербургского религиозно-философского общества.

В 1908 году результатом путешествия в Заволжье явилась книга «У стен града невидимого». Очерки «Адам и Ева» и «Чёрный араб» были написаны после поездки по Крыму и Казахстану. Максим Горький содействовал появлению первого собрания сочинений Пришвина в 1912—1914 годах.

В годы Первой мировой войны был военным корреспондентом, печатая свои очерки в различных газетах.

Во время революционных событий и Гражданской войны успел пережить тюремное заключение, напечатать ряд статей, близких по взглядам к идеологии эсеров, вступить в полемику с А. Блоком по поводу примирения творческой интеллигенции с большевиками (последний выступил на стороне Советской власти). В конечном итоге Пришвин, пусть с большим недоверием и тревогой, но всё же принял победу Советов: по его мнению, колоссальные жертвы явились результатом чудовищного разгула низшего человеческого зла, что высвободила мировая война, но наступает время молодых, деятельных людей, дело которых — правое, хотя оно победит ещё очень не скоро. После Октябрьской революции некоторое время учительствовал на Смоленщине. Страстное увлечение охотой и краеведением (жил в Ельце, на Смоленщине, в Подмосковье) отразилось в написанной в 1920-е серии охотничьих и детских рассказов, которые впоследствии вошли в книгу «Календарь природы» (1935), прославившую его как повествователя о жизни природы, певца Средней России. В эти же годы он продолжал работать над автобиографическим романом «Кащеева цепь», начатый им в 1923 году, над которым трудился до последних дней.

В начале 1930-х годов Пришвин побывал на Дальнем Востоке, в результате появилась книга «Дорогие звери», послужившая основой для повести «Жень-шень» («Корень жизни», 1933). О путешествии по Костромской и Ярославской земле написано в повести «Неодетая весна». В 1933 году писатель снова посетил Выговский край, где строили Беломорско-Балтийский канал. На основе впечатлений этой поездки им был создан роман-сказка «Осударева дорога». В мае—июне 1935 года М. М. Пришвин совершил ещё одно путешествие на Русский Север вместе с сыном Петром. Поездом писатель добрался из Москвы до Вологды и плыл на пароходах по Вологде, Сухоне и Северной Двине до Верхней Тоймы. От Верхней Тоймы на лошадях М. Пришвин добрался до верхнепинежских селений Керга и Согра, затем на весельной лодке достиг устья Илеши, на лодке-осиновке вверх по Илеше и её притоку Коде. Из верховьев Коды, пешком по дремучему лесу вместе с проводниками писатель пошёл искать «Берендееву чащу» — нетронутый топором лес, и нашёл его. Вернувшись в Усть-Илешу, Пришвин спустился по Пинеге до села Карпогоры, а затем на пароходе добрался до Архангельска. После этой поездки на свет появились книга очерков «Берендеева чаща» («Северный лес») и повесть-сказка «Корабельная чаща», над которой М. Пришвин работал в последние годы жизни. Писатель писал о сказочном лесе: «Лес там — сосна за триста лет, дерево к дереву, там стяга не вырубишь! И такие ровные деревья, и такие чистые! Одно дерево срубить нельзя, прислонится к другому, а не упадёт».

В 1941 году Пришвин эвакуировался в деревню Усолье Ярославской области, где протестовал против вырубки леса вокруг деревни торфоразработчиками. В 1943 году писатель вернулся в Москву и выпустил в издательстве «Советский писатель» рассказы «Фацелия» и «Лесная капель». В 1945 году М. Пришвин написал повесть «Кладовая солнца». В 1946 году писатель купил дом в деревне Дунино Звенигородского района Московской области, в котором жил в летний период 1946—1953 годах.

Почти все произведения Пришвина, опубликованные при жизни, посвящены описаниям собственных впечатлений от встреч с природой, описания эти отличаются необычайной красотой языка. Константин Паустовский называл его «певцом русской природы», Максим Горький говорил, что Пришвин обладал «совершенным умением придавать гибким сочетанием простых слов почти физическую ощутимость всему».

Сам Пришвин своей главной книгой считал «Дневники», которые он вёл в течение почти полувека (1905—1954) и объём которых в несколько раз больше самого полного, 8-томного собрания его сочинений. Опубликованные после отмены цензуры в 1980-х годах, они позволили по-другому взглянуть на М. М. Пришвина и на его творчество. Постоянная духовная работа, путь писателя к внутренней свободе подробно и ярко прослеживается в его богатых наблюдениями дневниках («Глаза земли», 1957; полностью опубликованные в 1990-х годах), где, в частности, дана картина процесса «раскрестьянивания» России и сталинской модели социализма, далёкая от той, что была притянута за уши идеологией; выражено гуманистическое стремление писателя утвердить «святость жизни» как высшую ценность.

Умер писатель 16 января 1954 года от рака желудка, похоронен на Введенском кладбище в Москве. Пришвин очень любил автомобили. Ещё в 30-е годы, когда приобрести личный автомобиль было очень сложно, он обучался автоделу на Горьковском автозаводе и приобрел фургон, на котором путешествовал по стране. Ласково называл его «Машенька». А в последние годы жизни имел автомобиль «Москвич-401», который до сих пор стоит в его доме-музее.

Художник света
Уже первую книгу — «В краю непуганых птиц» — Пришвин проиллюстрировал своими фотографиями, сделанными в 1907 году во время похода по Северу с помощью принадлежащего попутчику громоздкого фотоаппарата. В двадцатые годы писатель начал серьёзно изучать технику фотографирования, считая, что использование фотографий в тексте поможет дополнить авторский словесный образ авторским же зрительным образом: «К моему несовершенному словесному искусству я прибавлю фотографическое изобретательство». В его дневнике появились записи о заказе в 1929 году в Германии карманного фотоаппарата Leica: «не для того, чтобы с ним охотиться, а попробовать ввести фотографии в свои рассказы и очерки как изобразительный приём, …ценность фотографии заключается в точной передаче образа мира. …Я хочу воспользоваться этой особенностью фотоаппарата и доказывать светописью мои видения реального мира».

Писатель довёл до автоматизма все приёмы моментальной съёмки, записанные для памяти в дневнике:
надеть пенсне на шнурке — выдвинуть объектив — установить глубину резкости и выдержку («скорость») — настроить фокус «движением безымянного пальца» — взвести — сбросить пенсне и нажать спуск — надеть пенсне — записать условия съёмки и т. д.

Пришвин писал, что с тех пор, как завел фотокамеру, он стал «фотографически думать», называл себя «художником света» и до того увлекся охотой с камерой, что не мог дождаться когда наступит «опять светозарное утро». Работая над циклами «фотозаписей» «Паутинки», «Капли», «Почки», «Весна света» он делал снимки крупными планами при разных освещённостях и ракурсах, сопровождая каждую фотографию комментариями. Оценивая получившиеся визуальные образы, Пришвин записал в дневнике 26 сентября 1930 года: «Конечно, настоящий фотограф снял бы лучше меня, но настоящему специалисту и в голову никогда не придет смотреть на то, что я снимаю: он это никогда не увидит».

Писатель не ограничивался съёмками на природе. С риском для себя в 1930 году он сделал серию фотоснимков об уничтожении колоколов Троице-Сергиевой лавры.

В ноябре 1930 г. Пришвин заключил договор с издательством «Молодая гвардия» на книгу «Охота с камерой», в которой фотография должна была играть главную роль, и обратился в Наркомторг СССР с заявлением: «В виду того, что в настоящее время в общем порядке нельзя получить разрешение на ввоз фотокамеры из Германии, я обращаю Ваше внимание на особенное обстоятельство моей литературной работы в настоящее время и прошу сделать мне исключение в деле получения безвалютной лицензии на получение камеры… На мои фото-работы обратили внимание заграницей, и редакция Die Grüne Post, в охотничьем отделе которой я сотрудничаю, готова предоставить мне самый совершенный аппарат Лейка с тремя переменными объективами. В таком аппарате я тем более нуждаюсь, что мой аппарат от усиленной работы пришёл в совершенную негодность…» Разрешение было дано и 1 января 1931 г. желанная камера и с многочисленными принадлежностями были у Пришвина.

Более четверти века Пришвин не расставался с фотоаппаратами. В архиве писателя сохранилось более двух тысяч негативов. В его мемориальном кабинете в Дунино — всё необходимое для домашней фотолаборатории: набор объективов, увеличитель, кюветы для проявителя и закрепителя, рамки для обрезки фотографий.

Знание и опыт фоторабот нашли своё отражение в некоторых сокровенных мыслях писателя, который писал в дневнике: «Наша республика похожа на фотографическую темную комнату, в которую не пропускают ни одного луча со стороны, а внутри все освещено красным фонариком».

Пришвин не надеялся обнародовать при жизни большинство из своих снимков. Негативы хранились в отдельных, в конвертиках, склеенных писателем собственноручно из папиросной бумаги, в коробках из-под конфет и сигарет. После смерти писателя его вдова Валерия Дмитриевна прятала негативы и сохранила их вместе с дневниками.

Память
В честь М. М. Пришвина назван астероид (9539) Пришвин, открытый астрономом Людмилой Карачкиной в Крымской Астрофизической Обсерватории 21 октября 1982 года.

4 февраля 2015 года, в День рождения писателя, в парке «Скитские пруды» города Сергиев Посад был открыт посвящённый ему памятник. 20 ноября 2014 года, поутру, бронзовую скульптуру писателя Михаила Пришвина доставили в парк «Скитские пруды».

Семья
Первым браком был женат на простой смоленской крестьянке Ефросинье Павловне (1883—1953, урождённая Бадыкина, в первом браке — Смогалёва). В дневниках М. М. часто называл её Фросей или Павловной. Помимо её сына от первого брака Якова (погиб на фронте в 1919 году в Гражданскую войну), у них было ещё трое детей: сын Сергей умер младенцем в 1905 году, Лев Михайлович (1906—1957) — популярный беллетрист своего времени, писавший под псевдонимом Алпатов (уличное имя Пришвиных в Ельце), участник литературной группы «Перевал», и Пётр Михайлович (1909—1987) — охотовед, автор мемуаров (изданы к 100-летию со дня его рождения — в 2009 году).

В 1940 году М. М. Пришвин женился во второй раз. Его супругой стала Валерия Дмитриевна Лиорко, в первом браке — Лебедева (1899—1979), эта женщина стала его музой, соратником, помощником — главной любовью всей его жизни. После смерти писателя работала с его архивами, написала о нем несколько книг, много лет возглавляла музей Пришвина.

Источник: https://filosoff.org/prishvinmihail/

**************************************************

Цитаты и афоризмы Михаила Пришвина 

Аскетизм есть школа человеческой личности в направлении сокращения своих чувственных желаний в пользу таких, которые материально не ограничены. Бедняк — это прежде всего завистник (Сальери), отравляющий Моцарта. Без чувства современности художник останется непризнанным. Бессильный человек ничего не может сказать о правде. Правда приближается к человеку в чувстве силы и является в момент решения бороться: бороться за правду, стоять за правду. Ближе всех к природе рождающая женщина: она одной стороной даже сама природа, а с другой — сам человек Бойся думать без участия сердца. Брак есть средство спасения себя от страсти в любви. …Бывает, что-то не клеится, плохо выходит, и в то же время чувствуешь что-то хорошее. Вспомнишь о хорошем и поймешь: это весна. В искусстве слова все являются учениками друг друга, но каждый идет своим собственным путем. В любви можно доходить до всего, все простится, только не привычка. В молодости мы очень богаты жизнью и охотно всем в долг раздаем свои богатства, но когда под старость пойдем долги собирать — никто не дает. И это очень обидно. И вот почему так редко встречаются добрые: в старости видеть добро мешает обида. Всем научились пользоваться люди, только не научились пользоваться свободой. Может быть, бороться с нуждой и крайней необходимостью гораздо легче, чем со свободой. В нужде люди закаляются и живут мечтой о свободе. Но вот приходит свобода, и люди не знают, что с ней делать. В природе нам дорого, что жизнь в смысле бессмертия одолевает смерть… Все разрушается, все падает, но ничто не умирает, и если даже умрет, тут же переходит в другое. Все мы помним, что когда кто из нас влюблен, то, бывало, и все люди на свете хороши. Высшая нравственность — это жертва своей личностью в пользу коллектива. Высшая безнравственность — это когда коллектив жертвует личностью в пользу себя самого. Гигиена любви состоит в том, чтобы не смотреть на друга никогда со стороны и никогда не судить о нем вместе с кем-нибудь. Да, конечно, счастье необходимо, но какое? Есть счастье — случай, — это бог с ним. Хотелось бы, чтобы счастье пришло, как заслуга. Дети учат взрослых людей не погружаться в дело до конца и оставаться свободными. Для иных природа — это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж Для меня природа — это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты. Добро само по себе не кажется на вид и убеждает нас, только если осветит его красота. Вот почему дело художника — это, минуя соблазн красивого зла, сделать красоту солнцем добра. Долгая жизнь при здоровом сознании позволяет на себя самого поглядеть со стороны и подивиться переменам в себе самом. Достижение славы похоже на достижение смерти. Только в могиле покойники просто лежат и лежат. А в славе люди лежат беспокойно потому, что у славного покойника остается одна беспокойная мысль: а что как слава сойдет? Если можно добиться от себя слова своего собственного, самим собой рожденного, то разве можно тратить время и гоняться за чужими словами. Есть вещи в государственном управлении, к которым нельзя приспосабливаться писателю потому, что эти вещи есть «временные меры». Приспособление писателя к современности есть требование времени, но если писатель приспосабливается к «временным мерам», то начинают протестовать даже сами администраторы. Есть момент обязательный в творчестве, когда художник судит весь мир по себе. Есть прекрасные деревья, которые до самых морозов сохраняют листву и после морозов до снежных метелей стоят зеленые. Они чудесны. Так и люди есть, перенесли все на свете, а сами становятся до самой смерти все лучше. Есть разные мертвые, одни из глубины пережитых тысячелетий и теперь властно определяют направление нашего современного лучшего. Если судить самого себя, то всегда будешь судить с пристрастием или больше в сторону вины, или в сторону оправдания. И вот это неизбежное колебание в ту или другую сторону называется совестью. «Естественная» любовь родителей к детям неминуемо должна вернуться от детей к родителям как горе, если только в любви к детям не содержится высокого руководящего идеала. Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств. Жизнь состоит из двух сил, называемых в общем любовью; одна сила — это любовь рождающая (родовая сила), другая — любовь образующая (сила личности). На одной стороне — роды, на другой — смерть: роды в смерть и смерть в бессмертие. Жизнь — это борьба за бессмертие… Здоровье человека не в сердце, не в почках, не в корнях, не в листве или спине. Конечно, слов нет, хорошо человеку, если у него все это тоже здорово, как у быков. Но самая суть чисто человеческого здоровья — это когда его неудержимо тянет сказать что-то хорошее другому человеку, как будто это даже закон: раз мне — то должно быть и всем хорошо! Идеал — движение: горе и счастье одинаково могут открыть и закрыть путь. Индивидуализм есть подчеркнутая слабость. Как может возникнуть идея бессмертия, если все люди смертны? Бессмертие не идея, а самочувствие жизни. Истинная любовь есть нравственное творчество. Как материя и энергия сводятся в конце концов к единому источнику — жизни, так и все виды талантов сводятся к единому источнику творческого внимания. Красота на добро и не смотрит, но люди от нее становятся добрее. Лицемерие — мерить поступки не перед своей совестью, а перед лицом других. Лучшее, что я храню в себе, это живое чувство к хорошим людям. Любить врага — это значит бороться с его злой одержимостью, бороться за плененного злом человека. Любить — это значит бороться за любимого человека. ..Любовь на земле есть единственная достойная удивления сила. Любовь — это неведомая страна, и мы все плывем туда каждый на своем корабле, и каждый из нас на своем корабле капитан и ведет корабль своим собственным путем. …Мелочи человеческой жизни преодолеваются великодушием. Многие любуются природой, но немногие ее принимают к сердцу, и даже тем, кто к сердцу принимает, не часто удается так сойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою собственную душу. Может быть, не только культура, но и сознание человеческое коренится в переходе пассивного страдания в активное. Может ли быть красота в правде? Едва ли, но если правда найдет себе жизнь в красоте, то от этого является в мир великое искусство. Можно убить свой дух в запойном труде. Кажется, еще никто не описал этот способ самоубийства, но каждый ученый, не сделавший открытия, есть самоубийца. Мудрец под конец жизни понимает, что смерть страшна только со стороны, для близких людей, но для себя смерти нет, и сам человек в себе как родится бессмертным, так и уходит от нас… Мудрость жизни состоит в том, чтобы, сохранив во всей силе свое детское «жить хочется», приучить себя к мысли о необходимости расставания со всем, чем обладаешь, и даже с собственной жизнью. Все, что страстно хочется, — то вечно, а все, что собственное, то смертно. Мудрый — это кто яснее других чувствует обязанность свою в отношении настоящего времени, кто наиболее современный человек. Мысли тоже рождаются, как живые дети, и их тоже долго вынашивают, прежде чем выпустить в свет. Мы часто видим, что мужчина кое-какой, а женщина превосходная. Это значит, мы не знаем скрытого достоинства этого мужчины, оцененного женщиной: это любовь избирательная, и, вероятно, это-то и есть настоящая любовь. …Надо мечтать как можно больше, как можно сильнее мечтать, чтобы будущее обратить в настоящее. Настоящая мудрость приходит к человеку, когда, завидев прекрасное, он не бросается к нему, а собирает друзей и показывает. Тогда прекрасное само приходит к нему, как к хозяину своему и другу, и свободно садится со всеми за стол. Начало любви — во внимании, потом в избрании,потом в достижении, потому что любовь без дела мертва. …Неверие в человеке — есть несчастье, есть болезнь роковая. Не всякая сила стоит за правду, но всякая правда заявляет о себе силой. Не ищи от людей помощи в том, что сам себе можешь сделать, и не жалуйся на другого, если в себе самом сомневаешься: не сам ли я виноват, не я ли сам что-нибудь упустил? Нельзя поставить себе целью счастье: невозможно на земле личное счастье как цель. Счастье дается совсем даром тому, кто ставит какую-нибудь цель и достигает ее после большого труда. Нравственность есть отношение силы разума к силе чувства. Чем сильнее чувство и чем ближе к нему разум, тем больше человек в его человеческом деле. Общество держится типами и движется характерами. Одни люди, назовем их деловые, получают мотивы своих действий непосредственно от жизни, другие, мечтатели, в поступках своих руководствуются мотивами, качественно преломленными в их душе. Оптимизм становится возможным при условии личной трагедии. Выход из трагедии частного освобождает такое же огромное чувство жизнерадостности, как таяние льда скрытой теплоты весенней порой. Открыть новую страну и сделать ее своею или найти девушку и сделать ее женой — вот душа юноши: нетронутая девушка и неоткрытая страна. Охранять природу — значит охранять Родину. Первое условие для сближения — искренность. Переживая любовь, человек переживает всю историю культуры человечества, начиная от каменного века и кончая возможностями, заложенными в его личности. Переносить страдание, просто страдать, — это, может быть, даже и сладко. А страдать активно, действовать, брать власть в борьбе со злом — вот это настоящее. Плохие люди — это кто хуже нас, хорошие — это как мы сами, а кто лучше нас — мы не видим, и это очень трудно увидеть: для этого надо преклониться перед высшим, но поди-ка, преклонись! По-видимому, все чудеса врачей сводятся к их силе внимания к больному. Этой силой поэты одухотворяют природу, а врачи больных поднимают с постели. …Потому мы и радуемся, попадая в природу, что тут мы приходим в себя. Правда — это общая совесть людей. Праздное одиночество позорно, но есть одиночество трудящихся людей и, вернее, даже труд одиночества борьбы за свою личность в интересах самого же коллектива. Правда — это победа совести в человеке. Правды надо держаться, — истину надо искать. Природа явилась нам, как родина, и родина-мать обратилась в отечество. Приспособляясь, люди хотят сохранить себя и в то же время теряют себя. Причесывание произведений литературных вошло в повадку, и каждая редакция стала похожа на парикмахерскую. Рабом называется тот, кто, не любя своего дела, работает только ради средств существования. Свободным — кто действует за свой страх и совесть. Радость и счастье — это дети любви, но сама любовь, как сила, — это терпение и жалость. Разговор выявляет свое первенство, а внимание рождает друзей. Вот почему разговор серебро, а молчание золото. Самое трудное в деле искусства слова — это сделаться судьей самого себя. Сколько всего пережил человек, прежде чем мысль его облеклась в форму слова, и это слово стало до того характерным человеческим спутником, что потеряло всякую связь с физической природой. С годами устаешь от веры в человеческие достижения, и так мало-помалу все мы делаемся до известной степени пессимистами, но это разочарование нисколько не мешает жить, любить, делать умное, доброе, красивое и полезное дело, напротив, вот тут только и начинает человек мало-мальски походить на человека, когда он разочаруется в человечестве. Скорее всего, есть два рода людей: для гениальных бессмертие в мгновении, а для обыкновенных — в долготе жизни. Стремись споры мыслей разрешить в своем сердце. Стремление к простоте жизни является у сложнейших душ, а все простое стремится к сложности. Тот человек, кого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя. Труднее всех художников, конечно, художнику слова потому, что трудность выражения чувства мысли здесь легко подменяется и умерщвляется логикой. Трудовой процесс, если он свободен, кончается творчеством. Уметь переносить свою старость -это великое геройство. У победителя счастье. И только счастливый может великодушно любить. Неудачник хватается за любовь, как утопающий за соломинку, и его любовь — это любовь для себя. Человеку нужно слышать тон времени и идти по своей тропе. Человек должен быть непременно твердым, а то злые люди любят мягких и добрых и делают их своими костылями. Так и надо помнить: настоящее зло хромое и ходит всегда на костылях добродетели. Художник должен чувствовать вечность и в то же время быть современным. Человек начинается там, где радостный вокруг себя он внутри принимает страдание. Читать мораль доставляет удовольствие, потому что, вычитывая, человек, в сущности, говорит о себе, и это очень приятно, и это есть своего рода творчество с обратным действием, то есть не освобождающим, а угнетающим, — творчество бездарных людей. Что остается надолго, то рождается от цельной личности в муках и радостях, совершенно так же, как в природе рождается жизнь. Добраться бы в себе до этого синтеза рождения личности, как ученые добираются до синтеза белка, — вот соблазнительный и опасный путь творчества. Чувство бессмертия — прирожденное чувство, иначе как бы мы жили беспечно до невозможности и безумно жестоко, или бы отдавали иногда совсем даром другому свою короткую жизнь. Чувство любви содержит в себе возможность рождения и роста нового человека, и если у любящих и не родится физическое дитя, все равно мы измеряем любовь по делам их, направленным к счастью нового человека. Я мыслю, как мне только захочется, уверенный в том, что природа поправит меня и покажет, как надо мыслить…

Источник: https://citaty.su/prishvin-citaty-i-aforizmy-prishvina

**************************************************

Советская классическая проза

Русская классическая проза

Проза

Природа и животные

О войне

Классическая проза

Детская проза

Детская литература: прочее

Биографии и Мемуары

Нашему Любимому писателю-философу, очень красивому Человеку, так тонко чувствовавшему Природу — низкий Поклон! Аминь.

*

Пришвин Михаил. Мы с тобой Дневник любви — royallib.com.doc

Пришвин рассказ охота за бабочкойПришвин рассказ охота за бабочкойПришвин рассказ охота за бабочкойПришвин рассказ охота за бабочкой

https://yandex.ru/images/search?text=Михаил%20Пришвин%20фото&img_url=https%3A%2F%2Fsun9-

  • Пришвин рассказы для детей 2 класса читать бесплатно короткие
  • Пришвин рассказ про собаку
  • Пришвин рассказ лесной хозяин читать
  • Пришвин рассказ о природе 2 класс
  • Пришвин под сосной рассказ куропатка